Первые упоминания о лыке в русских источниках относятся к XII—XIII вв. Заморивший сына блогер отправился за решетку, Ивлееву обвинили в дискредитации ВС РФ: главные новости 16 апреля.
«Не лыком шит» — что такое лыко и как появилась эта фраза?
Смысл слова, что значит, что такое или кто такой(ая) лыко? Лыко - Волокнистая древесная ткань, отделяемая непосредственно от ствола. луб. С помощью кочедыка добавлялось несколько слоёв лыка на подошву, что повышало прочность и увеличивало срок носки лаптей. Лыко -, лыка, мн. и, ср. 1. только ед. Волокнистая древесная ткань, отделяемая непосредственно от ствола; луб. Слово «лыко» произошло от праславянского lyko, что означает кору липы или ивы.
Похожие слова
- Лыко — Рувики: Интернет-энциклопедия
- Значение слова лыко. Что такое лыко?
- Почему говорят "лыко-мочало — начинай сначала"
- Лыко — "Энциклопедия. Что такое Лыко
- ЛЫКО - что это такое? значение и описание
KMSAuto Net 2024-2025 – для Windows 7-10-11
Про одноразовые мочалки Первоначально роль мочалки в бане выполнял пучок соломы или обычной травы. Траву или сено собирали в пучок, обдавали тёплой водой чтобы смыть возможные загрязнения и наипростейший банный атрибут готов к очищающим процедурам! Всё бы хорошо: и травушки полезны для кожи, и сено пахнет летом. Одноразовые мочалки индивидуальны, они не способны передавать инфекции и болезни другим посетителям банного царства. А вот надёжности, жёсткости, долгой службы у таких мочалок нет. Вот и выручило лыко — мыло, тёрло на совесть и служило намного дольше одноразовых мочалок. Свойства лыковой мочалки Любые натуральные мочалки жёсткие! Они отлично справляются с задачей глубокой очистки пор. Фитонциды, которыми славится липовое лыко убивают всех микробов, которых только встретит на коже!
У лыковой мочалки отличный эффект скраба, который держится до последних дней её службы, но есть и некоторые неудобства при её пользовании… Дело в том, что тонкие полоски физически не расположены к обильному пенообразованию. Часто производители не придают определённой формы мочалу и при покупке в пакете вас ожидает обычная связка тонких полосок связанная самой лыковой полосочкой. Чтобы мытьё в бане доставило удовольствие и в руках вы чувствовали не бесформенную паклю предлагаю из приобретённого лыкового материала самостоятельно смастерить мочалку. Полоски можно связать, придав форму в виде косички либо же нашить их на кусочек ткани, а можно просто закрепить с двух сторон верёвочкой. Есть у лыковой мочалки ещё одно не очень приятное свойство — она вылезает. При трении, намыливании крошечные кусочки, волосинки осыпаются в большом количестве. Уборка в бане после использования мочалки будет просто необходима! Если вы решитесь использовать лыковую мочалку в домашних условиях в ванной комнате, то лыко может забить весь водосток.
Будьте внимательны! И конечно, любую натуральную мочалку необходимо тщательно сушить! Бактерии и микробы обожают жить во влажной натуральной среде — тут для них рай! От такого соседства натуральные мочалки часто трухлеют, приобретают неприятный запах и служат недолго. Мочалки нужно сушить, а перед применением обязательно заваривать крутым кипятком, чтобы они распушились и стали мягкими. Лыковая мочалка и нежная кожа Если вы любитель обильной пены, мягкого, щадящего мытья — эта натуральная мочалка вряд ли понравится вам. У детишек маленьких, она также не вызовет бурного восторга. Лыко для любителей потереть кожу до красна, до скрипучей чистоты.
Если вы активно загорали и приобрели несравненный бронзовый цвет кожи — не пользуйтесь лыковым мочалом — используйте пушистые мягкие губки. А уж когда придёт черёд осенних и зимних холодов — вот тогда можно и лыковой мочалкой разогнать кровушку! Для борьбы с вечной женской проблемой целлюлитом лучшего варианта чем лыковая мочалка для мытья и не сыскать. Природная жёсткость — это союзник в разбивании ненужных отложений на бёдрах. Вот такая она мочалка из лыка, которую подарила нам природа-матушка и красавица липа. Не верите — попробуйте сами! Удачи вам! Есть в России деревня, где живут люди редкой древней профессии — мочальники.
Я стою на скользком помосте и стараюсь не вдыхать глубоко: пахнет гниющим деревом. Алексей, мужчина лет тридцати пяти, помогает мне выбраться, а сам остается в воде по пояс. Он достает из пруда притопленные под грузом свертки древесной коры, а затем расстилает их на земле, наподобие ковров. Фотограф Марина Маковецкая фиксирует каждое движение Алексея. Мы с Мариной в Нижегородской области — в деревне Букалей с населением 43 человека. Алексей показывает нам, как добывает средства к существованию для семьи. Вот он руками сдирает внутренний слой «ковров» — белые древесные волокна — и развешивает их сушиться на заборах. Чем он занят?
Еще век назад любой наш соотечественник сразу ответил бы на этот вопрос. Букалейцы — одни из последних людей, живущих древнейшим русским промыслом — мочальным. Каким образом крестьяне вырывали елки, автор пособия не уточняет. У китайцев был шелк, у англичан — шерсть, а у русских — мочало. Этот материал сыграл в судьбе России такую важную роль, что его без преувеличения можно было отнести к национальным символам наравне с собольим мехом. Но о мочале, как только необходимость в нем исчезла, позабыли. Сегодня даже значение этого слова известно в России не каждому. Мочалом называлась замоченная в воде и высушенная внутренняя часть липовой коры — луб он же лыко, или подкорье.
Из него крестьяне в промышленных масштабах изготавливали десятки необходимых вещей: лапти, морские канаты, кисти для побелки, банные мочалки теперь понятно, почему они так называются , кровлю для крыши, сита для муки и рогожу — дешевую ткань, которая шла на одежду и мешки. Рогожа, как самый ходовой товар, частично поставлялась на экспорт. Вплоть до начала XX века липовая кора «кормила» минимум половину крестьян в Центральной России — в основном жителей северного Поволжья. Как сообщает перепись Императорского лесного института, только в 1912 году было заготовлено 2,8 миллиона пудов, то есть 44 тысячи тонн мочала. В России оно было незаменимым материалом — таким же, как в наши дни ПВХ или полиэтилен. Если бы не мочальный промысел, жителям деревни Букалей грозило бы самое настоящее натуральное хозяйство: они и так едят в основном собственные продукты — мясо и овощи, яйца и молоко. Фото: «Удить», «карябать», «чесать», «вязать» — не просто слова из Толкового словаря Даля — это этапы производст-венного процесса изготовления лыковых мочалок и кистей в Букалее. Людей, зарабатывавших на жизнь заготовкой мочала, называли мочальниками.
В 1840 году географ Петр Кеппен только в восьми поволжских губерниях насчитал сотни тысяч изготавливавших мочало крестьян. Масштаб промысла был столь огромен, что, обеспокоенное состоянием липовых лесов, Министерство государственных имуществ отправило Кеппена в двухлетнюю экспедицию для подсчета ущерба. Сведения, представленные Кеппеном в 60-страничном отчете «О мочальном промысле», уникальны: например, только у него есть информация о том, что в Крыму мочало делали из волокон финикового дерева. Марина Маковецкая узнала про деревню мочальников, когда делала съемку для другой статьи в соседнем с Букалеем селе Полх-Майдан, где из липы делают матрешек: тогда Марине объяснили, что кору забирают себе букалейцы. Недолго думая, мы направились в Нижегородскую область, вооружившись книгой Кеппена и самоучителем «Как заготавливать мочалу» 1912 года издания. В предисловии автор — некто Пермяк — уверял, что освоить «легкое и доходное ремесло» может любой желающий. Но уже с первых страниц стало очевидно, что мочальный промысел был весьма экстремальным занятием. Самым опасным этапом мочального дела была заготовка липовой коры.
Рубить и «драть липу» крестьяне уходили целыми семьями в начале мая: в это время в деревьях начинается движение сока, и кора легче отстает от древесины. Мочальники вместе с женами и детьми жили в болотистых лесах несколько недель. С молодых лип кору — зубами, по свидетельству Кеппена, — драли на лапти, большие деревья валили и обдирали топором. Иногда ради скорости кору снимали прямо со стоячих деревьев. В таких случаях на дерево лыкодеры поднимались без лестницы — с помощью веревок из того же мочала. Пока рубили лес, нередко гибли лошади, из-за сырости и болезней умирали люди. В 1913 году профессор Императорского лесного института Николай Филиппов назвал условия работы мочальников «бесчеловечными и суровыми». Впрочем, Петр Кеппен о трудностях мочального промысла писал с лаконичной строгостью: «Все это естественно и не служит поводом к жалобам».
Сегодня в Букалее сложности добычи коры сведены почти к нулю: кору сдирают в Полх-Майдане с уже срубленных деревьев. Работать в лесу букалейцы не смогли бы при всем желании: почти все деревенские — одинокие женщины за шестьдесят. Молодых семей в деревне только две. Познакомиться с местными жителями нам помогла Нина Белова — фармацевт из Нижнего Новгорода, которая когда-то давно уехала из Букалея учиться. Нина хорошо помнит, как в детстве по ночам «чесала» мочало — помогала матери с работой в артели. По словам Беловой, в Букалее большинство занимается мочальным промыслом в силу привычки, укоренившейся у людей со стародавних времен. Из мочала плели рогожу, делали из нее мешки и матрасы; до сих пор в каждом доме стоит станок для рогожи, я покажу вам», — рассказывает наша сопровождающая по дороге в деревню. Для тех, кто не хочет или не может учиться после школы, такой образ жизни лучше, чем гастарбайтерство в Москве.
Ты создаешь что-то из подручных материалов, приносишь людям пользу и сохраняешь традицию предков. Мы въезжаем на главную и единственную улицу Букалея: по ней гуляют коровы, но не видно ни души. Нина в шутку напоминает, что название деревни переводится с чувашского как «долина быков». С первого взгляда на старинные дома понятно, что Букалей — место, где люди живут прошлым, почти оторванные от современной цивилизации. Раз в сутки сюда заезжает автобус из районного центра, раз в три дня — продуктовая лавка. Электричества и водопровода в деревне нет. Мы идем к первому дому — здесь живет одна из самых старых жительниц Букалея — Евдокия Федоровна Климакова. Во дворе я на секунду останавливаюсь: в нос ударяет очень сильный специфический аро-мат — нечто среднее между запахами псарни, тухлых яиц и липовых цветов.
Евдокия Федоровна, как и все жители Букалея, этого запаха уже не чувствует — от ее одежды пахнет еще сильнее. Аромат сгущается, когда мы подходим к сараю с заготовками. Едва войдя внутрь, понимаем: идти дальше некуда — высокое помещение до потолка забито гниющим мочалом, липовым подкорьем. Букалейцы производят из мочала два типа изделий — малярные кисти и банные мочалки. Индивидуальных предпринимателей в деревне нет — женщины по старинке, без каких-либо счетов и накладных, продают кисти и мочалки перекупщикам. Неожиданное словосочетание в устах восьмидесятилетней женщины из глухой деревни, но она знает, о чем говорит: перекупщики действительно реализуют липовые мочалки — по высокой, к слову, цене — в элитных спа-салонах. Евдокия Федоровна с трудом ходит, но ловко выхватывает из горы подлубья кусок и показывает, что значит чесать мочало. Раз пятнадцать она проводит мочалом по гребенке из гвоздей, прибитой к полу, и за несколько секунд скручивает полученные волокна узлом — «восьмеркой».
Настоящая русская мочалка готова. Фото: Кисть из российской глубинки белит украинскую хату — товар дошел до потребителя. По давней традиции дома на Украине обновляют по весне перед Пасхой. За год лыковая кисть подорожала вдвое: 50 гривен 140 рублей против 25. Фото: Татьяну Федоровну Климакову односельчане называют «фабрикой». С детства она приучена «чесать» щетки — не менее двадцати в день. Такова была норма, установленная родителями. И теперь, несмотря на возраст и огородно-земельные работы, женщина ежедневно трудится в мастерской — и так весь год, кроме больших праздников.
Темное мочало используем для кистей, белое — для мочалок», — отвечает женщина. Век назад такая технология не работала. Лучшую липу крестьяне выбирали заранее, еще до наступления весны. Лучшей считалась липа среднего возраста диаметром 5 вершков немногим более 20 сантиметров , растущая на песчаной почве в еловом или пихтовом лесу. Автор бестселлера «Как заготавливать мочалу» объясняет: «Луб, снятый с дерева, растущего на хорошей песчаной почве, весит больше. От старых деревьев луб отстает с трудом, и цвет у него темный». Чтобы посмотреть на замочку липовой коры , мы с Ниной направляемся к семье Лены и Алексея — в Букалее у всех свои мочища. В отличие от других, пожилых жителей деревни, эта пара производит мочало большими объемами.
В семейном деле участвует даже дочка Лены и Алексея — второклассница Ира. Сразу после весеннего сбора липовую кору замачивают и оставляют в воде до осени, чтобы луб стал мягким и легко отставал от внешней коры. К счастью, современным мочальникам не нужно думать о доставке коры до мочищ.
Жгут или лоскут из этой ткани. Ивовые лыки. Подпоясанный лыком. Не всякое лыко в строку поговорка — нельзя каждую мелочь ставить в вину, в упрек [букв. Не лыком шит — поговорка о человеке, не лишенном способностей, знаний, уменья. Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Ушакова 1935-1940 ; лыко 1.
Лычина, мочалка, волокно, лычко. Лычки, игра, жеребий; хватаются за концы согнутого вдвое пучка лык и если двое ухватятся за одно лыко, то целуются. Лычье ср.
Лыковый, лычный, к нему относящ. Лычаки м. Худо, лычная пуга кнут , а без пуги, того хуже.
Золотая девка за лычным парнем. Лучше лычный мир, чем ременный суд! Лычник, лыкодер м.
Лычага ж. Лычажный, мочалыжный. Лыковатый, волокнистый, на лыко похожий.
И лычага, да за воровину ответит. Молодость ременны гужи рвет, старость и на лычаге прет. Лычь ж.
Словарь Брокгауза и Ефрона поясняет, как добывали лыко: срубали молодое деревце, обрубали ему сучья и срезали кору вдоль ствола. Это занятие называется «драть лыко». Лучшее лыко получается из липы. Поговорка «ободрал, как липку» как раз говорит об этом виде промысла. Лыко дерут и с ивы, и с вяза, и с дуба. Научно-технический энциклопедический словарь говорит, что это делают весной. Деревья подбирают не старше десяти лет.
Из чего делали лапти из лыка, а лыко что такое?))
О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Что такое лыко Лыко – это внутренняя волокнистая сторона коры липы, то есть её неокрепшая подкорная часть. ЛЫКО, -а, мн. лыки, лык, лыкам, ср. Луб молодой липы, ивы и нек-рых других деревьев, разделяемый на слои и узкие полосы. Словари единодушно утверждают, что «лыко» – слово, употребляемое только в единственном числе. ЛЫКО — ЛЫКО, а, мн. лыки, лык, лыкам, ср. Луб молодой липы, ивы и нек рых других деревьев, разделяемый на слои и узкие полосы. Когда основательно вымоченное лыко связывали в связки, оно распадалось на множество волокон.
Для тех, кто читает с детьми народные сказки
Так возникло сразу несколько выражений с этим словом, в том числе «лыка не вяжет», которое в старину означало «не справится даже с простым делом». Со временем так стали говорить о пьяных людях, которые плохо координируют свои действия и говорят бессвязно. Например, Михаил Салтыков-Щедрин в «Истории одного города» писал: «Обернулись, ан бригадир, весь пьяный, смотрит на них из окна и лыка не вяжет, а Домашка-стрельчиха угольком фигуры у него на лице рисует». Существует и другая поговорка со словом «лыко» — «Всякое лыко в строку». В старину каждый ряд в лаптях называли строкой. Чтобы обувь получилась крепкой и долго носилась, необходимо было тщательно выбирать для нее полоски лыка. Мастер отбраковывал материал с трещинами, неровностями, отверстиями от веток и сучков. Когда он не сортировал лыко, лапти выходили некачественными.
В этом контексте и употребляли выражение «всякое лыко в строку», что означало «использовать в работе все подряд». А вскоре эта фраза получила негативное значение. Ее произносили, когда хотели обвинить кого-то даже в небольшой ошибке. В раннем Средневековье вещами из лыка пользовались и бедные, и богатые жители Руси, а лапти были популярны и у горожан, и у крестьян. Лапти стали признаком бедности. Из-за этого появились другие выражения со словом лыко: «не лыком шит», то есть «не такой простой, как кажется», и «пожалеешь лычка, не увяжешь и ремешком» в значении «поскупишься — пожалеешь». Лапти из лыка продолжали носить в деревнях вплоть до 1930-х годов.
А сегодня они, а также корзины, игрушки и мочалки из этого материала пользуются популярностью как сувениры. В Древней Руси лыко было одним из самых распространенных материалов.
Он не прост, имеет знания и опыт. Раньше вконец разорившийся крестьянин мог носить одежду, сшитую грубыми лыковыми волокнами, которые пригодны разве что на починку рыбацких сетей. Пояс тоже мог быть скручен из лыка. Но если у него были друзья или родственники, долго это продолжаться не могло. В конце концов человек с руками и головой на плечах обрастал новым имуществом. Те же, кто не хотел работать, пропивали поданную из милости одежду, не пользовались уважением в обществе. Про таких говорили: лыком шит, лыком подпоясан.
Не всякое лыко в строку — это присказка лапотников. При плетении лаптей различали строки, то есть ряды. Их подбирали по цвету и качеству. Некоторые не годились. Так говорили про тех, кто не годится для какого-то дела, выбивается из общей массы каким-то недостатком. Лыковая одежда Даже по сей день некоторые индейские племена используют древнее умение изготавливать одежду из лыка. На фото представлены специально изготовленный костюм и аккуратный чемодан. Все сделано из лыка методом плетения лаптей. Подведем итоги Многим нравится лыко.
Что это такое, вы уже знаете. Мы подробно рассмотрели добычу и обработку этого доступного и прочного природного материала. Много сотен лет человек работал с ним, и оно надежно служило ему. Сейчас есть различные мастер-классы, возрождающие народные промыслы. Не пойти ли в ближайший выходной в лес и не надрать ли там немного лыка? Природный материал для плетения, получаемый из луба некоторых деревьев, в основном из липы Лыко — луб молодой липы и других лиственных деревьев. На заготовку лыка используют молодые стволы до 10 лет деревьев. В основном это липа, но может быть и ива, вяз и другие.
При этом толщина дерева не должна была превышать полутора вершков [6]. Из лыка делали не только обувь, но и другие предметы домашнего обихода. Так, в быту мордвы одним из основных элементов утвари был «плетёный из лыка кошель». Последний имел вид четырёхугольного ящика, составленного из двух половинок. Такой кошель создавался посредством «косоугольного плетения», при помощи углов и граней. С противоположных сторон обеих частей «ящика» крепились «четыре лычные петельки», в которые продевали ремешок или бечёвку [7].
Из этого материала и делают мочалки. Раньше именно лыковые мочалки были наиболее дешёвыми, богатые люди их обычно не использовали. Но сегодня ситуация скорее обратная — капроновые мочалки длительного пользования обходятся дешевле, чем недолговечные лыковые. Для кого лыковое мочало Любителям большого количества пены и мягкого мытья такой натуральный предмет гигиены не понравится. Маленького ребёнка он тоже не приведёт в восторг. Лыко подходит именно любителям сильно до красноты натирать кожу. Тем, кто намеренно загорал, придав своей коже смуглый цвет, лыковая мочалка также не подойдёт. Тут уж лучше использовать мягкую и пушистую губку, а мочалку из лыка по крайней мере отложить до холодов. Против целлюлита лыковая мочалка будет оптимальным вариантом. Её жёсткость позволит успешно разбить лишние отложения. Применение лыковой мочалки в бане Этот предмет нужно обдать кипятком до первого использования. Материалы естественного происхождения со временем гниют, а постоянная влажность формирует идеальные условия для провоцирующих этот процесс грибков. Максимальный положительный эффект для кожи при использовании такой вещи в бане обеспечивается при соблюдении нескольких правил: Сначала нужно распариться как следует, чтобы кожные поры раскрылись. Перед натиранием мочалкой она размачивается в нагретой воде. Затем этот аксессуар нужно намылить мылом оптимально подойдут хозяйственное и жидкое. Тогда кожа очистится и дезинфицируется намного лучше. Тело следует растереть — сначала посредством направленных, а затем — круговых движений. После растирания желательно ополоснуться тёплой, а потом — прохладной водой. Чтобы закрепить эффект, можно снова пройти всю процедуру. По окончании банной процедуры потребуется основательно просушить аксессуар на улице или в помещении на верёвке либо на сушилке для белья. При хорошей воздушной проводимости влага выветривается быстро.
Что говорят словари?
- Что такое лыко и как оно использовалось в крестьянском хозяйстве кратко
- Значение слова ЛЫКО в Словаре Даля
- Новости Коркино - свежие, последние, актуальные
- Последние вопросы
- Лыко. Что такое лыко? - YouTube
Лыко что такое
Это жанр фольклора, который предполагает, что одна и та же сказка "закольцовывается", ее приходится повторять снова и снова, поскольку это требуется в самой последней строчке. Изготовление лыкового мочала — долгий, трудоемкий и монотонный процесс. Его поручали самым небогатым людям.
У Даля читаем: Мизгирь — м. Мизгиря убьешь — сорок грехов сбудешь. Правда, что у мизгиря в тенетах: шмель пробьется, а муха увязнет. Бойтесь, мошки, господина честнаго, мизгиря толстаго! Запутался, что мизгирь в тенетах.
Этимологический словарь Фасмера указывает, что слово происходит от итальянского Pulicane — такое имя носит герой повести о Бове. Полкан не имеет ничего общего с полуконём, отмечает Фасмер. Однако элемент «полу- »там все же есть. Pulicane — это полупес, собакоголовое чудовище, пес- богатырь. А версия о полуконе появилась потому, что слова cane собака и конь похожи по звучанию. Сусек — то же самое, что закром; отгороженное место в зернохранилище или амбаре для ссыпания зерна или мук. В словаре Фасмера сказано, что произошло это слово от глагола «сечь», «сосекать».
То есть «су-» — это что-то вроде древней приставки, а «сек» — корня. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба.
Устал он очень или заболел. А лапти, между прочим, можно было надевать на любую ногу. В отличие от ботинок и кроссовок не было лаптя на левую ногу и лаптя на правую ногу. На какую хочешь — на ту и надевай. Удобно, правда?
Сначала хотела купить на рынке у нас лыко нередко продают , но побоялась, что такое мочало быстро выйдет из строя распушится, начнёт лезть, оставлять за собой лыковые «волосинки». А вскоре увидела лыковую мочалку в интернет-магазине косметики Kleona. Мочалка хороша тем, что прошита по краям, да и ручки имеются. Не задумываясь, купила. Баня у нас бывает по выходным, и я просто дождаться не могла, когда я уже опробую свою обновку. Полюбуйтесь-ка на неё, кстати.
Тканевая окантовка переплетённой лыковой основы довольно широкая, ручки удобные, длинные, крепкие. Но главное — аромат… Кто знает, как пахнет свежее лыко, меня поймёт. Жаль, что фото не передаёт его через монитор компьютера! В бане я замочила мочалку в кипятке и оставила минут на 20. Это нужно для того, чтобы лыко размягчилось, стало более податливым. В противном случае оно останется грубым и может даже поцарапать кожу. Небольшие секреты использования лыковой мочалки.
Гель для душа в пару к мочалке не подойдёт: он просто не будет размыливаться, поэтому только кусковое мыло лучше, конечно, натуральное или бельди. Не нужно намыливать мочалку: вся пена затеряется в лыке, и вы потом будете винить мочалку в том, что она не справляется со своими «обязанностями». Мыльную пену или бельди нужно наносить непосредственно на тело, затем выждать несколько минут, взять мочалку и растирать ею кожу. Вот тут она заработает! Чем хорошо лыко? Липа а лыко, как известно, это луб молодых липовых деревьев обладает антисептическим и противовоспалительным действием, что благотворно сказывается на состоянии кожи: прыщики, угри и прочие неприятности стараются её покинуть как можно скорее. Лыко делает кожу гладкой, выравнивает её отлично помогает против «бугорков» целлюлита , можно сказать, полирует до блеска.
Плюс очищает даже и без мыла и помогает избавиться от омертвевших клеток. Немало, так ведь? Я использую лыковую мочалку исключительно в паре в бельди, и очень довольна результатом: кожа мягкая, нежная, гладкая, душистая. Про высыпания часто появлялись прыщики на спине и груди я давно забыла. Ну, и своеобразная ароматерапия аромат лыка помогает расслабиться и навевает приятные воспоминания. И всё бы хорошо, но… Сейчас будет даже не ложка, а половник дёгтя! Спустя пару применений я стала замечать, что мочалка начала лохматиться по краям, каждым разом всё больше и больше… Потом лыко уже откровенно полезло из шва, и теперь окантовка и лыко у меня существуют по отдельности.
И это очень неприятно: мочалка выглядит неопрятно. Боюсь, что скоро я и вовсе не смогу ей пользоваться: отдельно держать лыко в руках не очень-то удобно, а ручками мыться не станешь. Отмечу, что идея изготовить такую мочалку заслуживает всяческого одобрения. А вот исполнение, увы, хромает на обе ноги… Продукцию Kleona я нежно люблю, и с моей стороны в адрес производителя не было ни одного нарекания. Но здесь очень хочется, чтобы он меня услышал и исправился: лыковая мочалка — преотличнейшая нужная вещь! И я бы обязательно приобрела её ещё не раз, вот только бы знать, что в следующий раз мочалки хватит хотя бы применений на двадцать… Многие народные куклы делаются на основе мочала. Лыко не только для кукол хорошо, оно ведь и мочалка настоящая, для бани и не только.
Липовое лыко после распаривания становится мягким и помогает прекрасно очистить кожу, это объясняется тем, что вся поверхность лыка покрыта мельчайшими ворсинками. Толщина ворсинок соизмерима с величиной человеческих пор, поэтому, когда мы моемся лыковым мочалом, оно не только скребет и массирует, но и прочищает поры. К тому же волокна во время мытья выделяют фитонциды, которые, как известно, — лучшее оружие против микробов. Такая мочалка и чистоту обеспечит, и кожу не повредит, и еще от простудных заболеваний поможет защититься. Мочало — обязательный атрибут русской бани. Снимает статическое электричество, улучшает регенерацию кожного покрова. При употреблении мочало сначала нужно запарить кипятком на 10 минут, затем обдать студёной водой и намылить.
Традиция делать мочало из лыка пришла к нам из глубины веков. Лыковое мочало использовали не только для мытья, оно всегда служило великолепным дополнением к банному венику в качестве инструмента для массажа. Когда-то липа обувала почти всю Русь. Из лубяных волокон липовой коры плели лапти, ступни, бахилы, сапоги и босовики. Одну обувь надевали при дальних переходах, другую во время промысловой охоты и рыбной ловли, третью просто применяли как домашнюю обувь, подобную современным шлепанцам. Для русского человека плетеная лыковая обувь была так же традиционна, как для крестьянина Западной Европы деревянные башмаки. Лыко для плетения обуви снимали с деревьев не старше десятилетнего возраста.
Проведя ножом на стволе продольные надрезы, заготовщики снимали с каждого дерева четыре узкие ленты. После удаления верхней корочки лыковые ленты размачивали и приступали к плетению. Древесина липы пахнет своеобразно, запах этот стоек и сохраняется долгие годы. Приятно пахнет мочалом и, может быть, немного липовым цветом. Всем известна считалочка про «зайца белого», который драл в лесу лыко и клал его под колоду. На самом деле заяц лыка не заготавливает, а просто-напросто лакомится сладкой и сочной корой. А вот белки, вороны и грачи - те действительно заготавливают лыко.
Дерут они его с засохших ветвей, не причиняя дереву никакого вреда. Сухая корка, покрывающая лубяные волокна, осыпается, а гибкие мягкие волокна остаются. Ими-то и устилают белки и птицы свои гнезда. Прочные лубяные волокна старых и молодых лип находили самое разнообразное применение в хозяйственной деятельности человека. Для мочального промысла снимали кору с больших деревьев. На стволе с двух сторон делали продольные разрезы. Затем деревянным клином отделяли от ствола два желоба-полуцилиндра.
Снятую таким образом кору называли лубом. Высушенный луб применялся как кровельный материал для хозяйственных построек, из него же мастерили простейшую посуду под сухие продукты. Но основная часть луба шла на выделку мочала, применение которого было самое разнообразное. Чтобы получить мочало, луб вымачивали в мочилах - канавах, вырытых в лесу около ручья или озера. Заготовленный весной или в начале лета луб загружали в канавы-мочила. Хорошо вымоченный луб развешивали сушить, а зимой привозили в деревню и пускали в дело. Связанные в пучок вымоченные лубяные волокна мгновенно превращались в банную мочалку, хорошо знакомую и современному человеку.
Вязали из мочала кисти-помазки для побелки печей, делали щетки и ерши для мытья посуды, вили довольно прочные веревки и даже нитки для рыбацких сетей. Археологические раскопки подтверждают, что рыбацкие сети плели из мочала еще в эпоху неолита. О прочности веревок из мочала можно судить хотя бы по тому факту, что из них делали упряжь и путы для лошадей. На простейших деревянных станках деревенские мастера ткали рогожи , из которых шили кули, накидки для лошадей и многое другое. Древние германцы плели из мочала одежду - в основном плащи и пояса. В России в прошлом веке рязанские фонарщики делали дождевые плащи из лыковых мешков. Один угол куля-мешка вставляли в другой - и плащ готов.
В старое время мочало широко использовали столяры как набивочный материал для мягкой мебели. Мочало применяли и для лощения деревянной мебели. Причем применяли его так широко, что сам процесс лощения стали называть лублением. Масло, икра и виноградный сок хорошо сохраняются в липовой таре. На Кавказе из липы долбили огромные чаны для выдавливания виноградного сока и маслобойки. В современном бондарном производстве из липовых клепок делают посуду, предназначенную для хранения и перевозки зернистой икры. Изготовление игрушек из природных материалов камыш, солома, лыко — традиция, уходящая корнями в глубокое прошлое.
Когда-то эти фигурки имели и сакральное значение. Сегодня вы можете приобщиться к этому увлекательному виду народного творчества, изготовив традиционную русскую игрушку своими руками. Нашими подробными инструкциями вы можете воспользоваться при домашних занятиях с детьми, в кружках и студиях декоративно прикладного творчества, как методическим пособием в воскресной школе или на уроках ИЗО. Лошадь служила символом бога Солнца у славян. А солома была самым удобным и доступным материалом, когда проходила пора страды и долгими зимними вечерами семья собиралась в избе за рукоделием, починкой снастей и прочими домашними трудами. При изготовлении лошадки используют несколько различных более или менее сложных решений, но в целом принцип плетения похож. Когда вы освоите основные приемы и основные конструктивные узлы — вы сможете добавлять или убирать некоторые элементы, изменять форму, придумывать новые решения.
Для изготовления лошадки мы используем обычное лыковое мочало купить его можно хозяйственном магазине или на рынке. Лыковое мочало — это луб молодой липы, вымоченный в воде и разделенный на тонкие волокна.
Лыко что такое
Плести лапти из лыка. На лапти идет преимущественно липовое л. Жгут или лоскут из этой ткани. Ивовые лыки. Подпоясанный лыком. Не всякое лыко в строку поговорка — нельзя каждую мелочь ставить в вину, в упрек [букв.
Не лыком шит — поговорка о человеке, не лишенном способностей, знаний, уменья.
Тогда в ходу были очень верёвки эти. Она не тонет, во-первых, ей надо было мало плаву, ну а плав обычно ставили вот берестенный вот, из бересты. В сетки, знаете, вот… поплавочки такие они ставили, значит, а эти тятевки вот покупали у него. Он работал чисто верёвочку такую сплетёт - дак прямо как вот шёлковая вся!
А лыко подбирал такое белое, хорошее такое... Ствол дерева образован древесиной, нарастающей годовыми кольцами. Средина ствола более прочная, это ядровая древесина или ядро; к краю лежит заболонь - живая, более мягкая древесина. Снаружи ствол защищён корой. Между корой и заболонью находится тонкий слой производящих клеток, откладывающих в течение тёплого времени года внутрь ствола - слои древесины, наружу - клетки коры.
Как раз этот важнейший для дерева слой клеток и его окружение и называется лыком или лубом. Лыко драли заготавливали и ивовое, и ильмовое вязовое , но только липа, единственная из всех местных пород деревьев, одарена таким роскошным многослойным и толстым лубом. Ближние к древесине слои липового лыка самые светлые, тонкие и мягкие; лежащие же сразу под корой - коричневатые и грубые. Отсюда и различное использование в хозяйстве этих различающихся по своим свойствам слоёв лыка: самое белое, мягкое шло на банные мочалки, «к телу белому»; средние слои - желтоватые и более прочные - шли на витьё верёвок; самые верхние - коричневатые, грубые слои лыка - использовались как половые тряпки. Ткань в то время очень ценилась и на тряпки не использовалась - семьи были большие, одежду перешивали, латали, носили и донашивали до последнего.
А уж когда становилась одежда совсем рибушная ветхая , то ткали, порвав на полоски, из неё половики. Так что полы и даже стены и потолок избы - по праздникам стирали лычаными тряпками и берёзовыми голиками вениками без листьев, «голыми». Но начнём рассказывать о заготовке липового лыка по порядку, на примере крестьянской семьи Никоновых из кижской деревни Боярщины, расположенной на берегу Онего озера. В окрестностях Кижей были известны два больших липняка, куда ездили крестьяне драть лыко: на острове Долгом в Уйме Уйма - новгородское название архипелага Кижских шхер и на западном берегу губы Вожмариха. Куртинами липа росла и на многих других островах.
По воспоминаниям Антонины Ивановны Никоновой 1935 — 2006 , жительницы Боярщины, они с бабушкой Екатериной Ивановной Никоновой Рябининой 1881 — 1957 вдвоём ездили на лодке-кижанке именно в липняк на остров Долгий - «в Уйму». От Боярщины это километров восемь водой. Ждали когда поветерь будет боковой ветер , чтобы вёслами нам не грести, а ехать под парусом в обе стороны. Там же, в Уймах, на обед налавливали себе крупного окуня, варили «зелёную уху» - из одних крупных окуней, без луку, без картошки, а рыбы столько, что аж уха становилась зелёная». Лыко с липы легко сходит с весны до конца июля, когда прекращается активное сокодвижение по стволу а лычные волокна это ещё и проводящая ткань дерева ; но весной лыко не драли, ждали когда оно нарастёт к середине лета потолще.
Приискивали липы не старые, начиная с тех, что толщиной в руку и до пяди примерно в толщину 1 пядь - 4 вершка - 17,78 см. Если же дерево попадалось постарше и кора у него толстая, то сначала скобелем струг с узким лезвием и двумя ручками или топором срезали её верхний слой «наросты» , иначе при сворачивании коры в «кочомки» мотки она будет переламываться и лыко разорвётся на короткие куски. Липу валили топором и руками «драли лыко» - на комле толстом конце ствола надрезали кору, хватались за легко отделяющиеся закрайки и отдирали длинные полосы коры вместе с лыком от дерева. В спелую пору лыко толстое и легко сходит вместе с корой. Бывало, что при снятии лыка пользовались заострённой деревянной лопаткой, сделанной из елового сука.
Старались заготовить как можно более длинное лыко, особенно для витья верёвок. Суки обрубали, тщательно ободрав липку, ствол разделывали и забирали с собой - из мягкой белой древесины резали ковши, совки для зерна, ложки; резчики делали из липового дерева резные киоты, накладную резьбу на мебель. На месте рубки вообще ничего не бросали, лес соблюдали чистым, не захламляли. Женщины, выезжая за лыком без мужиков, бывало, не валили дерево, а драли лыко со стоящей липки, делая зарубки у корня и выше головы, как достанут руки; или же драли полосы снизу и до самых веток кроны. Дерево при этом оставалось стоять, не взятое лыко и древесина без пользы пропадали.
Так лыко готовили для себя уже при колхозах после войны, когда на земле трудились, в основном, женщины и дети, при недостатке мужчин - погибших мужей и отцов. Заготовленное корьё сворачивали в «кочомки» мотки - скручивали ленты коры лычной стороной наружу, а корой внутрь. Увязывали кочомки тонкими полосками того же лыка и укладывали вместе с липовыми заготовками в лодку. Приехав под парусом домой, на Боярщину, замачивали кочомки в воде у берега, в мелком спокойном месте, придавив камнями. Срок вымачивания корья до готовности зависел от температуры воды - в холодное лето вымачивали дольше, в тёплое - короче.
Обычно мочили в озере не менее недели. Как и при мочении льна, конопли, а в древности - крапивы, действие мочения состоит в том, чтобы нужные в хозяйстве волокна откисли, отделились от грубой, непригодной части заготовки или стебля, чтобы сделалось возможным отделить добрые волокна от коры или, в случае льна, от костицы. При этом нельзя передерживать кочомки и, тем более, снопы льна в воде, потому что тогда начнёт подгнивать и само нужное волокно. Когда видишь это вымоченное лыко - размокшее, покрытое слизью, илом, пахнущее гнилью - не верится, что стоит приложить к нему руки и вскоре из дурно пахнущих кочомок получится «солнечное» душистое мочало. Как же этого добивались?
Кочомки вытаскивали на берег, развязывали, и ленты коры развешивали на вешалах устройства из жердей для сушки, починки сетей и пр. Хорошо вымоченное лыко легко отделяется от коры, обычно ленты мочала отделяли от коры голыми руками, без всякого инструмента. В случае затруднения, для снятия последних, грубых волокон, пользовались ножом. Сразу же толстые и широкие многослойные тяжи лыка разделяли на примерно одинаковые по толщине и ширине полоски и раскладывали мочало в разные пучки, разделяя его по качеству и длине волокна. Длинное мочало шло, как уже говорилось, на изготовление банных мочалок, витьё верёвок и на половые тряпки - то есть раскладывалось на три пучка; из коротких же обрывков волокна, также в зависимости от его мягкости, изготавливали кисти для побелки печей, помазки для смоления лодок, мочалочки для мытья посуды и кухонные тряпки, которыми вытирали стол.
Что значит «изготавливали мочалки»? Как говорила Антонина Ивановна: «сворачивали пучок в руке, да и мылись» - никакого плетения не было. Потом разобранное по пучкам мочало тщательно промывали в воде. Сначала отмывалась гнилостная слизь, затем мочало буквально стирали на руках, используя его природную «мылкость». Наконец, доставали из воды, развешивали на тех же самых вешалах и сушили на ветерке.
Высохнув, мочало приобретало душистый запах, с оттенком медового аромата. Использовали его по мере надобности; хранили пучками в хозяйственной части дома, которая в заонежских домах была под одной крышей с жилой частью, как говорили - «на сарае»; или «на вышке», то есть на чердаке. Вероятно, тканьё рогож не было заметно распространено в Заонежье потому, что липняков было всё-таки мало, по сравнению с центральными губерниями России; но зато верёвки для рыболовных снастей сетей, керагодов, неводов, ставников, вершей, мёрд, продольников и др. Лён выращивали, как правило, только для выработки «точива» ткани и ниток для вязания сетей, льнища участки льна были небольшими и льняное волокно на витьё верёвок не пускали. Если же липняков по близости не было, то вили верёвки из отрепов и изгребов - грубых коротких очёсов льна, из которых обычно ткали половики и мешковину.
Семьи, занимавшиеся промышленным рыболовством, для вязания сетей, бывало, выращивали коноплю, дающую очень длинное крепкое волокно; но «тятивы» верхняя и нижняя верёвки сетей всё равно, как правило, были лычаными. Способ витья верёвок - как из лыка, так и из всех других материалов - был один. Хотя различных инструментов и механизмов для выполнения этой работы существовало много - от простых деревянных крючков до различного устройства вьюх с подсобными приспособлениями. Суть заключается в том, что сначала из волокна скручиваются пряди в одну сторону, а потом из прядей свивается вращением верёвка, закручивают её при этом обязательно в противоположном направлении. Как говорится, «дал Бог руки, а верёвки сам вей».
А без верёвки ни на лодке проехать, ни дом построить, да и вообще никакого хозяйства было не управить. В завершение надо сказать, что «виковичныя» эти липняки - на острове Долгом и в губе Вожмариха - цветут-растут и поныне. Крестьяне-пользователи не извели их за многие столетия заготовки лыка, хотя без лычины никто в хозяйстве не обходился. Липа дерево порослевое, возобновляется легко и быстро; да и пользовался мир липняками разумно, не хищнически, оставляя липку и детям, и внукам. Сейчас же липняки эти превратились в густые перестойные липовые леса; исчезли крестьяне-хозяева, исчезло из нашей народной жизни и «медвяное» мочало - прекрасный природный материал...
Липовое лыко заонежан: и гуж, и веревка, и мочалка. Петрозаводск: Издательский центр музея-заповедника «Кижи», 2008 Доброе время суток! Давненько мне хотелось приобрести мочалку из настоящего лыка: ещё из детства помню, какой дух стоял в бане от её использования. Сначала хотела купить на рынке у нас лыко нередко продают , но побоялась, что такое мочало быстро выйдет из строя распушится, начнёт лезть, оставлять за собой лыковые «волосинки». А вскоре увидела лыковую мочалку в интернет-магазине косметики Kleona.
Мочалка хороша тем, что прошита по краям, да и ручки имеются. Не задумываясь, купила. Баня у нас бывает по выходным, и я просто дождаться не могла, когда я уже опробую свою обновку. Полюбуйтесь-ка на неё, кстати. Тканевая окантовка переплетённой лыковой основы довольно широкая, ручки удобные, длинные, крепкие.
Но главное — аромат… Кто знает, как пахнет свежее лыко, меня поймёт. Жаль, что фото не передаёт его через монитор компьютера! В бане я замочила мочалку в кипятке и оставила минут на 20. Это нужно для того, чтобы лыко размягчилось, стало более податливым. В противном случае оно останется грубым и может даже поцарапать кожу.
Небольшие секреты использования лыковой мочалки. Гель для душа в пару к мочалке не подойдёт: он просто не будет размыливаться, поэтому только кусковое мыло лучше, конечно, натуральное или бельди. Не нужно намыливать мочалку: вся пена затеряется в лыке, и вы потом будете винить мочалку в том, что она не справляется со своими «обязанностями». Мыльную пену или бельди нужно наносить непосредственно на тело, затем выждать несколько минут, взять мочалку и растирать ею кожу. Вот тут она заработает!
Чем хорошо лыко? Липа а лыко, как известно, это луб молодых липовых деревьев обладает антисептическим и противовоспалительным действием, что благотворно сказывается на состоянии кожи: прыщики, угри и прочие неприятности стараются её покинуть как можно скорее. Лыко делает кожу гладкой, выравнивает её отлично помогает против «бугорков» целлюлита , можно сказать, полирует до блеска.
Фитонциды, которыми славится липовое лыко убивают всех микробов, которых только встретит на коже! У лыковой мочалки отличный эффект скраба, который держится до последних дней её службы, но есть и некоторые неудобства при её пользовании… Дело в том, что тонкие полоски физически не расположены к обильному пенообразованию. Часто производители не придают определённой формы мочалу и при покупке в пакете вас ожидает обычная связка тонких полосок связанная самой лыковой полосочкой. Чтобы мытьё в бане доставило удовольствие и в руках вы чувствовали не бесформенную паклю предлагаю из приобретённого лыкового материала самостоятельно смастерить мочалку. Полоски можно связать, придав форму в виде косички либо же нашить их на кусочек ткани, а можно просто закрепить с двух сторон верёвочкой. Есть у лыковой мочалки ещё одно не очень приятное свойство — она вылезает. При трении, намыливании крошечные кусочки, волосинки осыпаются в большом количестве. Уборка в бане после использования мочалки будет просто необходима! И конечно, любую натуральную мочалку необходимо тщательно сушить! Бактерии и микробы обожают жить во влажной натуральной среде — тут для них рай! От такого соседства натуральные мочалки часто трухлеют, приобретают неприятный запах и служат недолго. Мочалки нужно сушить, а перед применением обязательно заваривать крутым кипятком, чтобы они распушились и стали мягкими. Какое значение слова «лыко» в поговорках? До нас дошло немало пословиц и поговорок со словом «лыко». Лишь часть из них относится непосредственно к изделиям из луба, процессу их изготовления. Остальные же народная мудрость использует как наглядные примеры для аналогии, сравнения или гиперболы. Рассмотрим некоторые: Лыка не вяжет — так говорят сейчас о человеке, не способном к элементарным самостоятельным действиям, или про ленивого, который уклоняется от работы. Почему именно лыко? Что это такое? Вязать лыко связывать в пучки — это элементарная операция, которую может делать даже ребенок. Связывали лыко для плетения веревок, изготовления кистей, мочалок, заготавливания пучков для будущих работ. Не лыком шит — сейчас поговорка означает человека, которого не обманешь. Он не прост, имеет знания и опыт. Раньше вконец разорившийся крестьянин мог носить одежду, сшитую грубыми лыковыми волокнами, которые пригодны разве что на починку рыбацких сетей. Пояс тоже мог быть скручен из лыка. Но если у него были друзья или родственники, долго это продолжаться не могло. В конце концов человек с руками и головой на плечах обрастал новым имуществом. Те же, кто не хотел работать, пропивали поданную из милости одежду, не пользовались уважением в обществе. Про таких говорили: лыком шит, лыком подпоясан. Не всякое лыко в строку — это присказка лапотников. При плетении лаптей различали строки, то есть ряды. Их подбирали по цвету и качеству. Некоторые не годились. Так говорили про тех, кто не годится для какого-то дела, выбивается из общей массы каким-то недостатком. Получение и применение Добыча и предварительная обработка лыка Лыко, подготовленное к дальнейшему использованию Тамбовские крестьяне заготавливали лыко весной: в эту пору «в лесу срубались молодые деревья, называемые лутошками. Обрубив ветви срубленного деревца, начинали драть лыко, имеющее вид полосок…».
Нет, правда, что за «кули-мули»? Если сегодня открыть сборник «Русских народных сказок» Александра Афанасьева, то от обилия таких архаизмов, как «сомороты», «коски» и прочих «гой еси», заболит голова.
Первые упоминания о лыке в русских источниках относятся к XII—XIII вв. Лыко не вяжет — так сейчас говорят о человеке, не способном к элементарным самостоятельным действиям или ленивом, избегающем работы. ЛЫКО — ЛЫКО, а, мн. лыки, лык, лыкам, ср. Луб молодой липы, ивы и нек рых других деревьев, разделяемый на слои и узкие полосы.
Образ в фольклоре [ править править код ] В марийском фольклоре герои добывают лыко для изготовления корзин и лаптей [11]. Липовая кора была традиционным источником сырья для плетения обуви и у мордвы. Косвенное подтверждение этому находим в эрзянской сказке «Недоплетённый лапоть»: «Пора было взяться Ивану за работу, а обуваться не во что. Отправился Иван в лес, надрал лыка, пришёл домой и начал плести лапти» [7]. В русском языке немало пословиц и поговорок связано с плетением из лыка «Не лыком шит», «Лыка не вяжет» и др. Выражение «Не всякое лыко в строку» происходит от лапотников: настоящий мастер знал, «какое лыко в какую строку, то есть в какой ряд вплести» [6] [12].
Первоначальное значение фразы становится очевидным при понимании, что такое то самое лыко. Лыком называли кору дерева: из него делали посуду, домашнюю утварь, а также лапти — основную обувь крестьян, составляющих подавляющее большинство населения России вплоть до XX века. При понимании этого факта становится понятно, о чем говорили наши предки, бросая в адрес другого: «Не лыком шит! Еще интересное про русский язык.
Таким образом, первоначально фраза звучала: «Не лыком шит, да мылом мыт». Означало, что человек был высокого достатка, не был простым. В дальнейшем, когда благосостояние населения более или менее выровнялось, фразеологизм принял современное значение — хитрый, умный человек. К слову, существует еще одно похожее выражение: «Лыко не вяжет» — очень пьяный человек. Дело в том, что работа с лыком считалась простой. Плести лапти умели даже дети.
Лыковатый, волокнистый , на лыко похожий. И лычага, да за воровину ответит. Молодость ременны гужи рвет, старость и на лычаге прет. Лычь ж. Лыч ниж. Лычеек м. Лычма ж. Оторванная часть берега, на тинистой речке. В лыковце четыре, во ржаве два? Луб молодой липы, ивы и нек-рых других деревьев, разделяемый на слои и узкие полосы. Драть л. Лапти из лыка. Не лыком шит кто прост. Знает, где чем поживиться, не лыком шит! Родственно лит. Бернекер, там же. В словаре Д. Волокнистая древесная ткань, отделяемая непосредственно от ствола; луб.