Настоящие купцы были настроены на основательное обустройство дела, а не на одномоментное получение прибыли. купец, купца, муж. 1. Лицо, владеющее торговым предприятием, ведущее торговлю. Московские купцы, стремясь поднять свое значение в обществе и добиться отдельных привилегий, иногда субсидировали крупных феодалов. Потомственный купец, он был одним из богатейших и влиятельнейших людей в России.
История русского купечества
В свою очередь шеф-аналитик TeleTrade Пётр Пушкарёв заявил, что однозначно положительного отношения к купеческому сословию не было никогда и в дореволюционной России. Люди из простого народа в большинстве своём завидовали богачам, и эти чувства лишь в какой-то степени сдерживала вера в Бога. Но, как мы знаем теперь, работало это только до поры до времени. Потомственные же дворяне воспринимали купцов как поднявшихся из грязи в князи, кичащихся своими деньгами. Купцы же не только строили железные дороги и фабрики, но и доходные дома, где студенты и другой небогатый люд мог снять вполне добротную комнатку. Возводились и часто отличные по тем временам рабочие казармы для приезжавших на заработки из деревень и городов поменьше. В других оставшихся казармах — поныне лофт-территории с уютнейшими классными апартаментами для гостей столицы, офисами — взгляните только на такие территории, как «Арма», «Красный октябрь», «Флакон», или на бывшую чаеразвесочную фабрику на Красносельской, где ныне KleinHouse и московский «Манхэттен».
Теперь это любимые места досуга для многих москвичей. Базой для всех этих зданий служили именно заводы, фабрики и казармы, возведённые на деньги московских купцов. А ведь владельцы предприятий не только платили работникам не такую и плохую по тем временам зарплату, но и строили школы для их детей. О твёрдости купеческого слова, которое прочнее любых бумажных договоров, ходили легенды.
Известные купеческие династии Промышленники и предприниматели справедливо считались на Руси самыми изобретательными, обеспеченными людьми. Из их среды вышли щедрые благотворители, подлинные ценители талантов. Среди многочисленных династий выделяются громкие фамилии, до сих пор знакомые потомкам.
О щедрых пожертвованиях основателя рода Мамонтовых можно только догадываться. На его могиле в городе Звенигороде, по инициативе жителей, поставлен памятник. Его потомки, унаследовавшие состояние отца, продолжили традиции. Наиболее известен общественности Савва Мамонтов, открывший миру Шаляпина, Мусоргского. Не менее известны Рябушинские, отличавшиеся дисциплиной в банковских и семейных делах. Семья известна коллекционерами, собиравшими картины, иконы, мебель, фарфор.
Купцы плыли и останавливались в местных предпринимательских центрах — Чебоксарах, Свияжске, Казани, Самаре, Саратове. Торговля с Хивой и Бухарой проводилась в Караганском пристанище, куда из Астрахани под охраной приходили купеческие суда, а на встречу с ними приезжали местные купцы со своими товарами. Торговля велась ок. После этого часть русских судов возвращалась в Астрахань, а другая шла в Дербент и Баку, откуда купцы уже посуху добирались до Шемахи и торговали с персами. Сибирский путь шел водой из Москвы до Н. Новгорода и до Соликамска. От Соликамска купцы волоком двигались до Верхотурья, где был большой торг с вогулами, а затем снова водой до Тобольска, через Туринск и Тюмень. Далее дорога шла на Енисейск мимо Сургута, Нарыма. В Енисейске был устроен большой гостиный двор. От Енисейска путь пролегал в сторону Илимского острога по Тунгуске и Илиму. Часть купцов следовала и дальше, достигая Якутска и Охотска, проникая даже на Амур. Главным предпринимательским центром Руси по торговле с Китаем был Нерчинск, где был построен специальный гостиный двор. Основными товарами, которые покупали или выменивали на этом пути, были меха и звериные шкуры, из Центральной России в Сибирь везли железо, оружие, ткани. Смоленский Литовский путь шел из Москвы через Смоленск в Польшу, но из-за постоянных войн этот путь для широкой торговли использовался сравнительно мало. Более того, в Москве очень неохотно привечали польских и еврейских купцов, имевших плохую репутацию, а русские купцы избегали отношений с торговцами местечковой Польши. Степной Малороссийский Крымский путь пролегал через рязанские, тамбовские, воронежские края, выходил к донским степям, а оттуда в Крым. Широкий размах основных путей торгово-предпринимательской деятельности наглядно свидетельствовал о гигантских усилиях, вложенных в экономическое освоение огромной территории России. В Древней Руси эта деятельность была связана и с путевыми трудностями. Осуществляя торговлю теми или иными товарами, русские купцы нередко принимали участие в организации их производства, особенно это касалось выработки воска, сала, смолы, дегтя, соли, юфти, кож, а также добычи и выплавки металлов и производства различной продукции из них. Но основу его богатства составила торговля сибирской пушниной. Строил он ладьи и суда, перевозившие разные товары, хлеб и соль. В 1614 он получает звание гостя. С 1632 Никитников вкладывает капиталы в солеваренную промышленность. Никитников держит целый ряд для продажи соли в разных городах, располагавшихся по течению Волги и Оки и связанных с ними рек: в Вологде, Ярославле, Казани, Н. Новгороде, Коломне, Москве и Астрахани. Семейный портрет купцов Никитниковых Долгое время центром торговой деятельности Никитникова был его родной г. Ярославль с обширным двором, принадлежавшим его предкам. По старым описаниям, усадьба купца Никитникова превращается в настоящий торговый центр Ярославля, становится узловым торговым пунктом, в котором скрещивались волжские и восточные товары, приходившие из Астрахани, с западными товарами, привозившимися из Архангельска и Вологды. Здесь Никитниковым была построена в 1613 деревянная церковь Рождества Богородицы. Недалеко от усадьбы стоял знаменитый Спасский монастырь, рядом с которым находился рынок. Ближе к р. Которосли размещались соляные и рыбные амбары Никитниковых. В 1622 Никитников по приказу царя переезжает в Москву, туда же перемещается и его торговый центр. В Китай-городе Никитников строит богатые палаты и красивейшую церковь Троицы в Никитниках она сохранилась до сих пор. Никитников возводит большие склады для ведения оптовой торговли. Его дом становится местом встречи богатых купцов и заключения сделок. Купец Никитников прославился не только предпринимательством, но и своей общественно-патриотической деятельностью. XVII в. Никитников постоянно участвовал в несении государственных выборных служб, представительствовал на земских Соборах, участвовал в составлении челобитных царю от гостей и купцов, искавших защиты интересов русской торговли и ограничения привилегий иностранных купцов. Он был смел и уверен в себе, бережлив и аккуратен в платежах, не любил должать, но и не любил давать в долг, хотя в долг приходилось давать довольно часто, даже самому царю, который жаловал его в награду серебряными ковшами и дорогой камкой. Исследователь жизни Григория Никитникова свидетельствует о нем как «о человеке деловом и практичном, глубокого проницательного ума, твердой памяти и воли, с крутым решительным характером и большим жизненным опытом. Через все его наставления неизменно проходит требование сохранения семейного и хозяйственного порядка таким, каким он был при нем. Такой же деловой тон звучит в наказах о поддержании благолепия в выстроенных им церквах и в распоряжении об аккуратных взносах пошлин в казну за соляные варницы». Весь свой капитал Никитников завещал не дробить, а передал в совместное и нераздельное владение двум внукам: «…и внуку моему Борису, и внуку моему Григорию жить в совете и промышлять вместе, а буде который из них станет жить неистова и деньги и иные пожитки станет сородичам своим раздавать и сторонним людям, один без совету брата своего, и он благословения моего и приказу лишен, до дому моево и до пожитков ему дела нет». Умирая в 1651 , купец Никитников завещает: «…и церковь Божию украсить всякими лепотами, и ладан, и свечи, и вино церковное, и ругу священнику и иным церковникам давать вместе, чтоб церковь Божия без пения не была и не за чем не стала, как было при мне, Георгии». Кроме своей московской церкви он просил заботиться и о храмах, построенных им в Соли Камской и Ярославле. Одним из характерных предпринимателей XVII в. Свою торговую деятельность Никитин начинал в качестве приказчика гостя О. В 1679 он стал членом гостиной сотни Москвы, а в 1681 получил звание гостя. После смерти братьев Никитин сосредоточивает в своих руках большую торговлю, ведет дела с Сибирью и Китаем, его капитал в 1697 составлял огромную по тем временам сумму — 20 тыс. Как и другие купцы, Никитин строит свою церковь. Это — Никола Большой Крест, воздвигнутая в 1680 архангельскими гостями Филатьевыми. Церковь была одна из красивейших в Москве, да и во всей России. Ее взорвали в 1930-х. Русские купцы, торговавшие с зарубежными странами, предлагали им не только сырье, но и продукцию высокой по тем временам технологии, в частности металлические устройства. Так, в инвентаре одного из чешских монастырей под 1394 документально зарегистрированы «три железных замка, в просторечии называемые русскими». В Богемии было, конечно, немало и своих прославленных мастеров по металлу из богатейших Рудных гор и Судетов. Но, очевидно, изделия русской промышленности были не хуже, если они пользовались известностью и успехом так далеко за рубежом. Это известие XIV в. Так, из «Памяти, как продать товар русской в Немцах», известной по тексту «Торговой книги» 1570—1610, видно, что продажа русского «уклада» и других металлических изделий «в Немцах» была обычным делом и в XVI—XVII вв. Торговали и оружием. Рассказывая о знаменитых русских купцах XVII в. Босовы вели торговлю с Архангельском и Ярославлем, скупали товары и на местных рынках Приморья, покупали также деревни в расчете на получение большого количества хлеба для продажи, занимались ростовщичеством, но основой их предприятия являлась сибирская торговля. Босовы отправляли в Сибирь обозы в 50—70 лошадей, груженых как иноземными товарами, так и русским сермяжным сукном, холстом, железными изделиями.
Отдельные лица вступали в договор, чтобы защищать друг друга и давать друг другу приют, когда один приедет в область народа, к которому принадлежит другой. Они были друг для друга гостями, или, как у нас иногда говорят, кунаками. В самых древних памятниках человеческой письменности мы находим уже следы такого установления, и те же явления наблюдаем в жизни диких народов. Только у диких народов соблюдается это куначество еще очень слабо. Гостя угощают и охраняют до тех пор, пока он находится в доме, а лишь только он вышел из хижины, с ним не церемонятся иногда так же, как и со всяким другим, совершенно чужим человеком: его так же могут ограбить, как и другого. Купцы, понятно, могли появиться только тогда, когда уже куначество было довольно надежно. Только тогда им было возможно надеяться на то, что товары их не будут разграблены; а то не из чего было бы хлопотать, если бы товары легко могли пропасть для купца без всякой пользы. Ему и без того нередко приходилось терять свои товары на пути, потому что грабить еще не перестали, а купцы представляли довольно лакомый кусочек. Мы видели уже раньше, что в древности торговля шла преимущественно морским путем. Сухопутные дороги были еще очень плохи, и потому только вода и облегчала сообщение. Теперь появились на свете целые народы, которые занимались почти исключительно морской торговлей.
Купеческие гильдии: как это было в России
Читайте наш канал в TelegramАктуальные новости о значимых событиях нашей жизниПодписаться. 365 дней ТВ представляет | Час истины | Выпуск № 274Русское купечество. Обычаи и нравы#365днейТВ #История #ЧасИстины #ИсторическиеФакты #МироваяИсторияПодпис. Купцам второй гильдии разрешалась торговля внутри империи, поэтому они могли иметь только речные суда. Богатейшие купцы несли казенную службу по финансам в качестве гостей, что давало им ряд преимуществ и предоставляло широкие возможности дальнейшего обогащения. Разница между купеческими и дворянскими хозяйствами состояла в том, что в дворянских деревнях постройки, сады, лес сохранялись, а у купцов вырубались наголо.
Купеческая жизнь
Разница между купеческими и дворянскими хозяйствами состояла в том, что в дворянских деревнях постройки, сады, лес сохранялись, а у купцов вырубались наголо. Во многих пьесах Островского высмеивается купеческая среда, а сам купец – это скорее хитрый прощелыга, чем образованный щедрый человек. Купцы были обложены единым 40-алтынным подушным окладом, и не были обязаны к уплате гильдейской подати, величина которой зависела от принадлежности к той или иной гильдии. Купцы скупали в трактирах и ресторанах использованную заварку, высушивали ее, паковали и продавали по крайне привлекательной для покупателя цене. Несмотря на древность происхождения этого предпринимательского слоя населения, понятие "купец" приобрело свое устоявшееся смысловое значение не сразу.
Как искать купцов. Что такое купечество?
Они появляются именно в XVIII веке, когда становится модно покупать картины и украшать ими состоятельные дома. Живописцы, которых на Руси было мало, писали в основном иконы, а тут заказ был совершенно другой — пейзажи, портреты, и надо было стимулировать эту деятельность. Стимулировали таким образом: можно было записаться в первую гильдию, и если и картины художника продавались, то был шанс стать состоятельным человеком. Во вторую гильдию вошли все торговцы мелочными товарами и харчевыми припасами, то есть держатели кабаков, ремесленники и так далее. Теперь поговорим о судьбе реформ после смерти Петра I. Поэтому Ключевский делает вывод: «…внешняя торговля как была, так и осталась пассивной, в руках иноземцев Особенно это касалось англичан.
То есть налоги выбивали, и поэтому становилось нерентабельно и неинтересно заниматься торговлей. И вот мы подошли к последней случайности на русском престоле, которой, по выражению Ключевского, стала Екатерина II, замкнувшая эту цепь. Она, опять же по выражению Ключевского, «создала целую эпоху в нашей истории», провозгласила идею абсолютной ценности частной собственности, свободной конкуренции и свободы внешней торговли. Именно Екатерина провозгласила принцип «не запрещать и не принуждать». Калужский купец.
Более того, скажем, Екатерина разрешила продавать товары не только в рядах и гостиных дворах, но и в собственных небольших лавках при домах. Но это недовольство Екатерина II компенсировала тем, что существенно улучшила правовое положение купечества. Во-первых, она освободила купцов от рекрутской повинности: вместо того чтобы ее отбывать, они получили возможность заплатить, сначала порядка 360 рублей за рекрута, а потом — 500. Еще одним важным шагом были городские реформы 1775—1785 годов, которые во многом изменили положение купечества и сделали его сословием в более строгом значении этого слова, позволили в дальнейшем четче контролировать его численность и состав.
Если кто нечист на руку — позора не избежит, суда мирского не минует, а где позор — там разор. Недаром на торгового человека Кузьму Минина, поднявшего люд честной па освобождение России от иноземного ворога да от своих изменников, целые поколения стали равняться как на нравственный образец. Честное дело никогда не творилось ради одной прибыли. Ум, расторопность, риск — да еще с удальством, да еще с задором — одобрялись. Не было только похвалы тому, кто ловчил не в меру, мошенничал, крал. Известно, что отец Федора Блинова, тоже, как и Башкировы, миллионер-мукомол, подарил сыну, отсидевшему в тюрьме за махинации с солью, пару чугунных пудовых галош. Тот их должен был носить по полчаса в каждую годовщину суда. Мол, не роняй купеческой чести, не теряй достоинства. Непонимание предпринимателями малого бизнеса национальных культурных традиций часто является причиной неудач многих совершаемых действий. К сожалению подавляющее большинство современных бизнесменов различают друг друга лишь по количеству накопленных миллионов. Реформа Петра заменила «сотни» гильдиями, где мерилом вступления становилась уже не честь рода и купеческого слова, а размер капитала. Элитой были купцы I и II гильдии, в третью хлынул поток беспринципных купчишек и торговцев. Со своими принципами, обычаями, писаными и неписаными законами, когда одним рукопожатием могли заключаться миллионные сделки. Честность, добродушие, твердость, уверенность в себе, отзывчивость — характерные русскому народу черты. У нижегородских купцов были в традиции так называемые «подаянные дни», во время которых каждый из толстосумов обязан был оделять нищих, сколько бы их ни пришло к воротам, щедрыми подаяниями. Не хотели добрые предприниматели слышать о себе обидной поговорки: «Борода Минина, а совесть глиняна». Старались не только прослыть, но и быть благотворителями. Совсем недавно иностранцы восхищались русскими купцами. Еврейская идея набивания карманов мошны отсутствовала, а центральной идеей была государева служба, которая оставляла не так уж много возможностей для хитростей и подлостей. Примером честности и принципиальности в купеческой среде может служить промышленник Четвериков, который разыскивавший кредиторов своего отца, для того, чтобы отдать им долг за сделку 30-летней давности. К тому же, купеческие семьи влиятельных фамилий всегда интересовались происхождением капитала своих партнёров по бизнесу. Старообрядцам было разрешено записываться в купеческое сословие в 1762 году Манифестом императрицы Екатерины II. Именно в этот период начинают формироваться крупные старообрядческие капиталы, а работящие крестьяне-старообрядцы становятся основателями знаменитых купеческих династий. Предоставление им права заниматься предпринимательской деятельностью стало одной из причин экономического подъема России во второй половине XVIII века. Число торговых и промышленных предприятий, ремонтных мастерских выросло в это время в 10-12 раз. Староверы не занимались сомнительными с точки зрения христианского благочестия видами деятельности: не торговали музыкальными инструментами, картами, табаком, не содержали питейных заведений. Старообрядческие предприниматели предпочитали заниматься производством нужных и полезных вещей и продуктов. Купцы-старообрядцы вели торговлю хлебом, лесом, металлом, бумажной пряжей. В руках староверов полностью находились целые отрасли экономики: литейное производство, текстильная промышленность, хлебная отрасль. Так, производство и продажа текстиля - от закупок сырья в России или за границей и его фабричной переработки до реализации товара через оптовую биржи и ярмарки и розничную торговлю магазины и лавки - почти полностью принадлежали старообрядцам. Староверы дали России более двух третей всех предпринимателей-миллионеров. Богатство у русских купцов-староверов никогда не было самоцелью. Образ купца-расточителя и кутилы, так часто встречающийся в русской классической литературе например, в пьесах А. Островского , не имел ничего общего с большинством старообрядческих предпринимателей. Ничего общего не было у купцов-староверов и с карикатурным образом невежественного и недалекого купчины. В 1824 году купцы I гильдии впервые получили право подавать прошения об определении детей в университеты. Старообрядцы всегда ценили грамотность и книжную культуру, и потому вчерашние крестьяне сразу же воспользовались возможностью отправить своих детей учиться. Купцы-старообрядцы вообще жертвовали немало средств на образование народа, на благотворительность. Свой вклад купцы-староверы внесли и в развитие науки.
Временные купцы приобретали торговые права, но при этом продолжали числиться в своём сословии. Во временные купцы также записывались дети купцов, которые вели деятельность от имени родителей в других городах, или регионах. Купцам, уплатившим гильдейский сбор, выдавалось Купеческое свидетельство. В этот документ кроме "начальника семейства" вписывались члены его семьи. Указ Правительствующего Сената от 28 февраял 1809 г. Это могла быть жена, сыновья и незамужние дочери. Внуки включались только в том случае, если в свидетельство были вписаны их отцы, и не торговали от своего имени. Братья могли быть вписаны в свидетельство, если они объявили наследственный капитал, и уплатили с него налог на перевод наследства. Все остальные родственники не могли включаться в купеческое свидетельство. Они имели право состоять в сословии только от своего имени. Если свидетельство выписывалось на имя женщины, то муж не имел право вписываться в свидетельство. Дети, достигшие совершеннолетия, могли получить свидетельство на своё имя. Все вписанные в купеческое свидетельство имели право заниматься торговыми делами. Данная система с различными изменениями просуществовала до 1890-х гг.. Система купеческих свидетельств создавалась в фискальных целях. Купцы могли быть награждены почетным гражданством и чинами коммерц- и мануфактур-советника. Чины коммерц- и мануфактур-советника были введены в 1800 г. Они соответствовали к XIII классу табеля о рангах. Получить их могли только купцы, пробывшие "беспорочно" не менее 12 лет подряд в первой гильдии.
После этого начался переход в купечество дворян и бывших чиновников. Некоторые чиновники занимались торговыми делами, состоя на службе. Для этого они записывали в гильдии своих жён или родственников. Временные купцы Во временные купцы записывались предприниматели из других сословий: дворян, мещан, крестьян. Временные купцы приобретали торговые права, но при этом продолжали числиться в своём сословии. Во временные купцы также записывались дети купцов, которые вели деятельность от имени родителей в других городах, или регионах. Купеческое свидетельство Кустодиев, Борис Михайлович. Купчиха за чаем. Купцам, уплатившим гильдейский сбор, выдавалось Купеческое свидетельство. В этот документ кроме «начальника семейства» вписывались члены его семьи. Указ Правительствующего Сената от 28 февраля 1809 года определял круг родственников, которые могли быть вписаны в купеческое свидетельство. Это могла быть жена, сыновья и незамужние дочери. Внуки включались только в том случае, если в свидетельство были вписаны их отцы, и не торговали от своего имени. Братья могли быть вписаны в свидетельство, если они объявили наследственный капитал, и уплатили с него налог на перевод наследства. Все остальные родственники не могли включаться в купеческое свидетельство. Они имели право состоять в сословии только от своего имени. Свидетельство давало право на торговлю в определенной местности, они выдавались только в городах, причём все города в империи были разделены на пять классов местностей. А стоимость свидетельства изменялась в зависимости от класса местности. Если свидетельство выписывалось на имя женщины, то муж не имел права вписываться в свидетельство. Дети, достигшие совершеннолетия, могли получить свидетельство на своё имя. Все вписанные в купеческое свидетельство имели право заниматься торговыми делами. Данная система с различными изменениями просуществовала до 1890-х годов. Система купеческих свидетельств создавалась в фискальных целях. Сферы приложения купеческих капиталов На ранних этапах купеческие капиталы формировались в торговле: хлебом, скотом, пушниной и т. Многие купцы занимались винным откупом. В 1830-е — 1840-е в Сибири начинается добыча золота. В 1830-е — 1860-е годы появляются городские общественные банки. В 1840-е — 1860-е годы появляются пароходы , и создаются пароходства. В 1863 году был отменён винный откуп, и введена акцизная система. Ранее, в первой половине XIX века была отменена государственная монополия на винокурение, и было разрешено строительство частных винокуренных заводов. Большую роль играл транспорт. Товары перемещались на большие расстояния, например, из Кяхты на ярмарку в Нижний Новгород. В середине XIX века формируются артели ямщиков, и купеческие компании по доставке грузов. Перевозки осуществляются на подрядной основе. Товары подрядчики перевозили, как правило, только по территории своего уезда, или губернии, а на границе товар передавали следующему подрядчику. Также купеческие капиталы вкладывались в промышленное производство: бумага, ткани, стекло, вино и др.
Купеческие гильдии: как это было в России
Разные подходы повлияли на масштаб бизнеса — «Купец» в лучшие времена открыл 40 магазинов, у «Монетки» в 2023 году их будет больше двух тысяч. Купцам второй гильдии разрешалась торговля внутри империи, поэтому они могли иметь только речные суда. по названию волости. Купцы скупали в трактирах и ресторанах использованную заварку, высушивали ее, паковали и продавали по крайне привлекательной для покупателя цене. Вступая в купеческую гильдию, купец должен был объявить свой капитал.
Наши услуги, которые могут быть Вам интересны
- Купечество на службе у государства: по деньгам и чин
- Глава 8 Купечество
- Содержание
- Зачем в России возрождать купечество
- Купеческие семьи: как это было в Российской империи?
Значение слова «купец»
Разные подходы повлияли на масштаб бизнеса — «Купец» в лучшие времена открыл 40 магазинов, у «Монетки» в 2023 году их будет больше двух тысяч. Что такое купец. Быт Купцов в 19 веке в России. К XI–XII векам торговые люди — гости и купцы — постепенно обособились в привилегированную группу городского населения, выделявшуюся имущественным положением и поддержкой княжеской власти, заинтересованной в пополнении казны.
Купечество – торговое сословие Средневековья
В целом изменение статуса купцов привело к увеличению числа записавшихся в это сословие, а также доходов бюджета. Многие такие купцы и промышленники происходили из семей старообрядцев, которых государство и официальная православная церковь всегда держали в ежовых рукавицах. В зависимости от размера капитала дохода купцы причислялись к третьей гильдии (от 500 руб. до тысячи), второй (от тысячи до десяти тысяч) и первой (десять тысяч и более).