Три вещи необходимы, по Эпиктету, чтобы стать добродетельным: теоретические знания, внутреннее самоусовершенствование, практические упражнения «нравственная гимнастика». Цель учебы у Эпиктета — стать неподвластным препятствиям и печалям; невозму%.
Вы точно человек?
Принятие того, что получаете. Эпиктет был незаурядным интерпретатором стоической этики, достойным признания за последовательность своей мысли и эффективность методов обучения. Принятие того, что получаете. Что будем делать с полученным материалом.
Как стоицизм поможет справиться с любыми трудностями
Здесь имеется ценное указание на истинное значение трех топосов. Мы констатируем, что третья тема соответствует той части стоической философии, которую называли логикой, и которая представляла собой метод воспитания внешней и внутренней речи. Это первое соответствие открывает путь двум другим. Вторую тему легко распознать, и она соответствует стоической этике, посвященной в основном теории «надлежащего» kathekonta. Мы видим, что этот технический термин появляется несколько раз в сделанном Эпиктетом описании трех топосов 61. Соответствие между первой темой и физикой которая вместе с логикой и этикой также является одной из трех частей философии 62 согласно стоикам , ухватить труднее, и однако, по размышлении, оно тоже вполне очевидно. С одной стороны, дисциплина желания побуждает нас желать лишь то, что зависит от нас, с другой стороны, принимать с радостью то, что не зависит от нас, но приходит к нам из действия универсальной природы, то есть — для стоиков — от самого Бога. Такое приятие требует соответственно «физического» видения событий, способного очистить эти события от эмоциональных и антропоморфических представлений, которые мы проецируем на них, чтобы снова их поместить в перспективу универсального порядка природы, в космическое видение. То есть речь здесь идет о физике, но не теоретической и научной, а воспринимаемой как физическое упражнение 63. Следовательно, мы можем заключить, что три топоса Эпиктета соответствуют трем частям стоической философии б4 , рассматриваемым в их глубинном смысле, как духовные упражнения: не теоретическая физика или этика, или логика, но физика, преобразующая взгляд, устремленный на мир, этика, которая упражняется в справедливости в действии, логика, производящая бдительность в суждении и критику представлений. Три топоса Эпиктета, как и три части стоической философии, покрывают собой все поле реальности, а также всю совокупность психологической жизни.
Если бы мы могли прожить один день их жизни, насколько бы стыдно нам стало за то, как мы бездарно тратим свои драгоценные часы? Наблюдать за чужой жизнью в Instagram или Вконтакте можно — чтобы сохранять связи и заводить новые. Но не обязательно на это тратить все свое время. Выделите его на что-то более важное. Мелочи крадут годы. И еще я ворчу, когда иду делать то, ради чего рожден и зачем проведен на свет? Или таково мое устроение, чтобы я под одеялом грелся? А ты значит трудился для того, чтобы сладко было?
И ничего не ради того, чтобы трудиться и действовать? Не видишь ты разве травку, воробышков, муравьев, пауков, пчел, как они делают свое дело, соустрояют, насколько в их силах, мировой строй? И ты после этого не хочешь делать дело человека, не бежишь навстречу тому, что согласовано с твоей природой? Марк Аврелий 8 Будьте осознанны «Ничто, по моему мнению, не является лучшим доказательством хорошо упорядоченного ума, чем способность человека останавливаться именно там, где он есть, и проводить некоторое время в своей собственной компании». Сенека Быть осознанным, а также учиться делать одно дело за раз — это привычка. Некоторые люди действительно хороши в этом, потому что они находят время на то, чтобы концентрироваться на настоящем моменте, иначе сойдут с ума. Каждый день находите минуты, когда сможете просто сидеть, ничего не делать и ни о чем не думать. Неважно, где вы находитесь.
Сделайте несколько глубоких вдохов, поставьте свой телефон на беззвучный режим и просто задумайтесь о серии событий, которые произошли в течение дня. Когда вы работаете, будьте безжалостны к самим себе. Пусть ваш ум сосредоточится на задаче, которую вы пытаетесь выполнить, занимайтесь ею с усердием, терпением, внимательностью и заботой. Совсем скоро вы заметите, как меняется качество вашей жизни. Когда работаете, будьте осознанны. Напоминайте себе, что время — самый ценный ресурс «Не живите так, как будто у вас есть бесконечные годы. Смерть затмит вас». Марк Аврелий Это особый принцип стоицизма: помнить о смерти.
Можно сказать, что стоики часто думали о ней, при этом не становясь параноиками. Это подстегивало и мотивировало их. Мысли о смерти дают ощущение безотлагательности. Вы должны понимать, что уже прожили определенное количество дней. И это не значит, что впереди больше или как минимум столько же. Этот принцип делает нас осознанными, щедрыми, внимательными, улучшает трудовую этику, обостряет чувство собственного достоинства, позволяет расти. Последнее, чего хочет каждый из нас — умереть с сожалением. Вряд ли на смертном одре вы будете жалеть о том, что мало времени провели в социальных сетях.
Возьмите за правило меньше сравнивать, критиковать и потреблять; больше создавать, обучаться и жить. Чтобы применить этот стоический принцип на практике, нужно практиковать непривязанность, особенно в отношении материальных вещей. Наслаждайтесь ими, пока они есть, но поймите, что глупо иметь к ним глубокую эмоциональную привязанность, чтобы вас не постигло разочарование. Нет ожиданий — нет разочарования.
Когда работаете, будьте осознанны. Напоминайте себе, что время — самый ценный ресурс «Не живите так, как будто у вас есть бесконечные годы. Смерть затмит вас». Марк Аврелий Это особый принцип стоицизма: помнить о смерти. Можно сказать, что стоики часто думали о ней, при этом не становясь параноиками.
Это подстегивало и мотивировало их. Мысли о смерти дают ощущение безотлагательности. Вы должны понимать, что уже прожили определенное количество дней. И это не значит, что впереди больше или как минимум столько же. Этот принцип делает нас осознанными, щедрыми, внимательными, улучшает трудовую этику, обостряет чувство собственного достоинства, позволяет расти. Последнее, чего хочет каждый из нас — умереть с сожалением. Вряд ли на смертном одре вы будете жалеть о том, что мало времени провели в социальных сетях. Возьмите за правило меньше сравнивать, критиковать и потреблять; больше создавать, обучаться и жить. Чтобы применить этот стоический принцип на практике, нужно практиковать непривязанность, особенно в отношении материальных вещей.
Наслаждайтесь ими, пока они есть, но поймите, что глупо иметь к ним глубокую эмоциональную привязанность, чтобы вас не постигло разочарование. Нет ожиданий — нет разочарования. Потому как тут и будет благо-спокойствие не от прекрасного только, но еще и малого деяния. Ведь в большей части того, что мы говорим и делаем, необходимости нет, так что если отрезать все это, станешь много свободнее и невозмутимее. Вот отчего надо напоминать себе всякий раз: «Да точно ли это необходимо? Марк Аврелий Сегодня мы так сосредоточены на том, чтобы делать больше вещей, что забываем о том, что действительно важно. Что еще хуже, мы пытаемся преследовать нереалистичные цели. Наш список дел такой большой, что это сводит нас с ума. Можно использовать принцип Парето и посвящать день двум-трем наиболее важным задачам, которые имеют наибольший вес.
Просмотрите на свой список дел и задайте себе следующие вопросы: Каков идеальный результат, если я закончу эту задачу? Как я могу автоматизировать эту задачу? Как эта задача поможет мне или кому-то еще? Примите тот факт, что ваше внимание, сила воли и концентрация ограничены. Сосредоточьтесь на главном. Посвятите безраздельное внимание самому важному. Книги Книги по философии не терпят спешки и их вряд ли нужно читать по пять минут в день. Выделяйте на них больше часа за раз, отключайте все гаджеты и окунайтесь в мир глубокомысленных размышлений. Вникнуть в это сложное учение вам поможет первая книга из списка, которая адаптирована для тех, кто не может продраться сквозь витиеватые философские рассуждения.
Размышления» Марк Аврелий. Стоические принципы наверняка переживут многие новомодные мировоззренческие веяния, потому что основаны на формировании личности, терпении, характере и принципах, которые можно считать вечными. Применяйте их в своей жизни и вполне возможно, совсем скоро они ее изменят. Желаем вам удачи!
Первая ступень философского обучения — отбрасывание ложного знания. Начав учиться философии, человек испытывает состояние шока, когда под воздействием истинного знания он как бы сходит с ума, отказываясь от привычных представлений. После этого новое знание становится чувством и волей человека.
Три вещи необходимы, по Эпиктету, чтобы стать добродетельным: теоретические знания, внутреннее самоусовершенствование, практические упражнения «нравственная гимнастика». Требуются ежедневное самоиспытание, постоянное обращение внимания на себя, свои мысли, чувства и поступки; зоркое слежение за собой, как за злейшим врагом. Освобождаться от страстей надо постепенно, но последовательно. Ты привык сердиться ежедневно, постарайся сердиться через день и т.
Закажите проект и монтаж экономичной системы вентиляции по цене ниже рыночной на 20%
Таким образом, по эпиктету, чтобы стать добродетельным, необходимо развивать свою мудрость и доброту во всех сферах жизни. 3. По учению Эпиктета, чтобы стать добродетельным, человек должен признать, что внешние обстоятельства не находятся под его контролем, и стремиться к добродетели через разумное и моральное поведение. Например, сенатор Флавий Арриан, который стал учеником Эпиктета и записывал его идеи, благодаря чему мы сейчас можем тщательно изучить наследие одного из самых известных стоиков. Чтобы стать добродетельным, необходимо начать с изучения себя. Три вещи необходимы, по Эпиктету, чтобы стать добродетельным.
Ключевые уроки философии стоицизма
Три вещи необходимы по Эпиктету, чтобы стать добродетельным: теоретические знания, внутреннее самоусовершенствование, практические упражнения («нравственная гимнастика»). В «Беседах» Эпиктет говорит о том, что тому, кто намерен стать добродетельным человеком, надо упражняться (ἀσκηθῆναι, ср. русское «аскетика») в том, что касается (1) желаний; (2) стремлений к действию; (3) суждений. Чтобы стать добродетельным, необходимо начать с изучения себя. Что будем делать с полученным материалом.
Уроки мудрости от Эпиктета
Умение различать то, что в нашей власти, и то, что не в нашей власти. Эпиктет учил, что есть вещи, которые находятся в нашей власти, такие как наши мысли и желания, а есть вещи, которые не зависят от нас, такие как внешние обстоятельства и действия других людей. Человек должен научиться принимать волю свою и брать ответственность только за то, что он может контролировать. Преодоление страха и страданий. Эпиктет учил, что страдания и страхи возникают из наших ожиданий и представлений о внешнем мире. Человек должен научиться принимать мир таким, какой он есть, и не привязываться к внешним обстоятельствам. Таким образом, он сможет преодолеть страхи и достичь внутреннего спокойствия и душевного равновесия.
Сочувствие и благожелательность к другим людям. Добродетель, по эпиктетским учениям, включает в себя не только самоопределение и внутреннюю силу, но и сочувствие к другим людям. Человек должен проявлять эмпатию, отзывчивость и помогать другим в трудных ситуациях. Это позволяет создавать гармоничные отношения и содействовать общественному благополучию. В целом, эпиктетский подход к добродетели является активным и практическим. Эпиктет учил, что добродетель не только приводит к индивидуальному счастью, но и способствует созданию гармоничной и процветающей общности.
Переосмысливая его учения, мы можем найти основу для развития наших собственных добродетелей и стремиться к высшему самосовершенствованию. Саморазвитие через принятие судьбы Эпиктет, древнегреческий философ и сторонник стоицизма, утверждал, что основной принцип добродетельной жизни заключается в умении принять свою судьбу. В соответствии с его учениями, саморазвитие возможно только тогда, когда мы осознаем, что мы не можем контролировать некоторые внешние обстоятельства, но можем контролировать свои реакции и отношение к ним.
Эпиктет полагал, что обращение к добродетелям ведет нас долгим путем совершенствования собственного нрава и подготовит к служению тому, что они называли человеческим космополисом. Как заботиться только о том, что находится в зоне нашего влияния: идея дихотомии контроля Границы подконтрольного и неподконтрольного Идея дихотомии контроля заключается в том, чтобы разделять подконтрольное и неподконтрольное, воспитывая в себе смелость подступаться к первому и с невозмутимостью принимать второе. То, что полностью поддается нашему контролю, — это вынесенные нами суждения, принятые нами мнения, разделяемые нами ценности и решения действовать или бездействовать.
Все остальное находится вне зоны нашего контроля — даже умственная активность, по мнению современной нейробиологии, во многом осуществляется без нашего участия. В то же время мы не можем контролировать здоровье, богатство, репутацию, карьеру и тому подобное, ведь они зависят от поступков других людей и сложившихся обстоятельств. И хотя логично стараться получить различные блага и жить с комфортом, не нужно придавать им излишнее значение. Рассмотрим границы контроля лучника, который хочет попасть в мишень. Его ответственность включает в себя выбор лука, стрел и уход за ними, регулярную практику в стрельбе, выбор момента, когда отпустить тетиву. Но все остальное ему неподконтрольно: даже порыв ветра может испортить самый лучший выстрел.
Значит, поражение мишени должно быть намечено как цель, но не может быть объектом нашего желания. Наша самооценка не должна зависеть от того, попадем ли мы в мишень. Бесстрастное принятие итогов наших действий — единственно разумное отношение, которое следует в себе воспитывать. Не в том задача, чтобы получить продвижение по службе, а в том, чтобы стать самым достойным кандидатом на высокий пост». Если мы слишком полагаемся на вещи, которые не находятся в нашей власти, то обязательно будем страдать, разочаровываться и завидовать. Научиться обращать внимание только на подконтрольное помогут регулярные упражнения для поиска баланса между усилиями, которые вы прилагаете к тому, что в зоне вашего влияния, а что нет.
Когда вы ощутите сильное желание или отвращение к чему-то, попробуйте: Обратиться к источнику этого чувства со словами: «Ты всего лишь впечатление и можешь оказаться не тем, за что себя выдаешь. Давай присмотримся пристальнее и разберемся, что есть что». Спросите себя, находится ли осуществление желания в вашей власти или нет. Если да, полностью сосредоточьтесь на нем. Если же нет, можете уделить ему внимание, но не стоит думать, будто желаемое ценно. Но твоя ценность как человека от таких вещей не зависит.
Если они у тебя будут — прекрасно! Если же нет, тоже отлично! Не продавай свою душу дешево, мой друг». Как контролировать импульсы: навык желать и отказываться от желаний Мы часто желаем внешних благ, над которыми не имеем никакого влияния. Куда лучше обратить внимание на вещи, которые мы можем контролировать, — наши взвешенные суждения. Сделать это помогут два шага стоической практики, которые также используются в современной когнитивно-поведенческой терапии: Принять взвешенное и разумное решение — когнитивный шаг.
Hицше упивался Достоевским. Вирус бестиальности Hицше. Поразил многих. Больной - паразит общества. Слабого нужно толкнуть, помочь ему упасть.
Трансформация верблюда, льва и ребенка. Этапы ипостаси духовного развития человека. Верблюд - животное покладистое. Я должен везти все, что положат и терпеть все лишения. В пустыне трансформируется во льва - я хочу, я имею право, я могу.
Разрушительный характер. Далее, после утоления желания, лев превращается в ребенка. Ребенок создает. Высшая стадия. Наступит только после первых двух - рабской зависимости и злого начала.
Идеал у Ницше — деспот художник. Ницше не жалеет красок говоря что христианин святоша не достоин уважения и почета. При этом Ницше враждебно относится к женщинам. Мужчина должен воспитываться как воин, а женщина для его вдохновления, причем мужчина должен идти к женщине с плеткой». Но у Ницше есть и интересные положения, которые касаются пересмотра обществом ценностей нравственности, он стоит за честность, здоровье и т п , за стремление людей к искусству.
Идеалом Ницше был композитор Вагнер 32. Философская герменевтика. Герменевтика - это искусство толкования текста Бог Гермес - вестник богов. Герменевтика как подсобная философская наука известна с античности и существует до сих пор в религиозном знании. Основатель философской герменевтики считается Ф.
Шлейкмахер иногда относится к немецкой классической философии. Этот философ истолковывает реальность как определенного рода текст, который может быть интерпретирован. Эта теория была развита и получила свое развитие в философии жизни Шопенгауэр, Ницше. Герменевтика превращается в методологию научного познания в учении Дельтея основоположника академической философии жизни. Дельтей рассматривал Герменевтику как методологическую основу гуманитарных наук.
Он противопоставлял науку о духе наукам о природе, то есть если науки о природе объясняют окружающую действительность, то науки о духе ее истолковывают. Герменевтика греч. Hermeneutikos - разъясняющий, толкующий - искусство и теории истолкования текстов, одно из основных направлений современной философии. Истоки герменевтики как философской теории понимания и истолкования прослеживаются в древнегреческой филологической герменевтики и библейской экзегетике. Формирование герменевтики как философско-методологической теории понимания и истолкования интерпретации начато немецким теологом протестантом и филологом-классиком Ф.
Шлейермахером, поставившим вопрос об общих чертах филологической, теологической и юридической герменевтик и задачу создания универсальной герменевтики, принципы которой не зависят от правил и приемов истолкования, цель которого - понять автора и его труд лучше, чем он сам понимал себя и свое творение. Вслед за Шлейермахером наиболее существенное влияние на развитие герменевтики как философского учения о методе истолкования и понимания оказал В. Дильтей, обратившийся к задаче обоснования гуманитарных наук. Разделив все науки на два класса - "науки о природе" и "науки о духе", Дильтей выделил в качестве особой области последних духовные сущности, являющиеся "проявлениями жизни". Бытие и сущее.
Бытие и ничто. Бытие — философское понятие, фиксирующее аспект существования сущего в отличие от его сущности. То, что реально существует. Это понятие фиксирует наиболее общее в вещах — их простое наличие. Если сущность определяется вопросом: «Что есть сущее?
Поскольку бытие может пониматься как единственное, постольку термин «бытие» часто используют для обозначения мира как целого. Предмет изучения онтологии. Противоположные понятия — небытие и ничто. Существенные философские проблемы — соотношение бытия и мышления, соотношение бытия и времени, соотношение бытия и небытия Ничто— категория, фиксирующая отсутствие, небытие определённой сущности, или отсутствие, отрицание бытия вообще, активное начало негации, негативности вообще. В переносном смысле, слово «ничто» используется как гипербола умаления значения объекта или явления.
Поскольку всякое сущее есть единство двух аспектов — бытия и сущности, постольку «ничто» как отрицание аспекта определённости, сущности есть одновременно и отрицание бытия. Как чистое отрицание «ничто» удерживается только в языке. Все, что существует, имеет определённость, и поэтому «ничто» не существует, его нет, но мы способны отнестись к любой определенности со стороны отрицания и удерживать эту позицию. Таким образом, «ничто» в этом мире существует благодаря нам, нашей способности негации, как нигилизм есть отрицание ценности мира. Бытие — предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще, это материальные вещи, все процессы химические, физические, геологические, биологические, социальные, психические, духовные , их свойства, связи и отношения.
Бытие — это чистое существование, которое не имеет причины, оно причина самого себя и является самодостаточным, ни к чему не сводимым, ни из чего не выводимым. Основные модусы бытия: — бытие как субстанция истинное бытие — исходное начало, фундаментальная первооснова вещей, которая не возникает, не исчезает, но, видоизменяясь, дает начало всему многообразию предметного мира; все возникает из этой первоосновы, а после разрушения вновь возвращается в нее. Сама эта первооснова существует вечно, изменяясь как всеобщий субстрат, т. Основные формы бытия: — бытие вещей «первой природы» и «второй природы» — отдельные предметы материальной действительности, имеющие устойчивость существования; под природой подразумевается совокупность вещей, всего мира в разнообразии его форм, природа в таком смысле выступает как условие существования человека и общества. Следует выделять естественную природу и созданную человеком, т.
Чувственно-духовный мир человека связан непосредственно с его материальным бытием. Духовное принято подразделять на индивидуализированное сознание индивида и вне индивидуализированное общественное сознание. Онтология дает представление о богатстве мира, но рассматривает разные формы бытия как находящиеся рядом, как сосуществующие. При этом признается единство мира, но не выявляется сущность, основа этого единства. Такой порядок вещей привел философию к выработке таких категорий, как материя и субстанция.
Категории материи. Материя является обобщением понятия материального и идеального, в силу их относительности. Тогда как термин «реальность» носит гносеологический оттенок, термин «материя» носит онтологический оттенок. Понятие материи является одним из фундаментальных понятий материализма и в частности такого направления в философии, как диалектический материализм. Атрибуты и свойства материи Атрибутами материи, всеобщими формами её бытия являются движение, пространство и время, которые не существуют вне материи.
Точно так же не может быть и материальных объектов, которые не обладали бы пространственно-временными свойствами. Каждому телу присуще не одна, а ряд форм материального движения. В современной науке выделяются три основные группы, которые в свою очередь имеют множество своих специфических форм движения:[3] 1. Более высокие формы движения материи исторически возникают на основе относительно низших и включают их в себя в преобразованном виде. Между ними существует единство и взаимное влияние.
Но высшие формы движения качественно отличны от низших и несводимы к ним. Раскрытие материальных взаимоотношений имеет огромное значение для понимания единства мира, исторического развития материи, для познания сущности сложных явлений и практического управления ими. Категории пространства и времени. Время и пространство — основные формы существования материи. Время — форма бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность смены их состояний в процессе развития.
Пространство — форма существования материи, к-я характеризует ее протяженность, структуру, порядок расположения одновременно сосуществующих объектов. Обсуждение вопроса о сущности пространства и времени в истории философии распадалось на три группы проблем: 1 Каков гносеологический статус этих понятий являются ли они хар-ками матер. Вопрос о познавательном статусе категорий пространства и времени решался по-разному. Философы-идеалисты отрицают объективный характер времени и пространства, а рассматривают их то как формы индивидуального сознания Беркли, Юм, Мах , то как априорные формы чувственного созерцания Кант , то как категории абсолютного духа Гегель. Материализм же, напротив, подчеркивает объективный характер времени и пространства, отрицает вневременную и внепространственную реальность.
Время и пространство неотделимы от материи, они являются ее атрибутами. В этом проявляются их универсальность и всеобщность. По вопросу об отношении пространства и времени к материи в истории философии существовали две точки зрения: 1 субстанциальная концепция. Ее сторонники Демокрит , Эпикур трактовали пространство и время как самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от нее. Соответственно, отношения между пространством, временем и материей рассматривались как межсубстанциональные.
Это вело к выводу о независимости свойств пространства и времени от характера протекающих в них материальных процессов. Именно этой концепции, вслед за Ньютоном, придерживалось естествознание 18—19 вв. В соответствии с атомистическими взглядами древних натурфилософов Демокрита, Эпикура естествоиспытатели вплоть до 20 века отождествляли пространство с пустотой, считали его абсолютным, всегда и повсюду одинаковым и неподвижным, а время — протекающим равномерно. Ее сторонники Аристотель, Лейбниц, Гегель понимали пространство и время не как самостоятельные сущности, а как отношения, образуемые взаимодействием материальных объектов. Вне этого взаимодействия пространство и время считались несуществующими.
В этой концепции пространство и время выступали как общие формы координации материальных объектов и их состояний. Единым содержанием этих форм выступала движущаяся материя, материальные процессы. Соответственно, допускалась и зависимость свойств пространства и времени от характера взаимодействия материальных систем. Современная физика отбросила старые представления о пространстве как пустом вместилище тел и о времени как едином для всей бесконечной Вселенной. Теория относительности Эйнштейна, открытая им в середине 20 века, подтвердила правильность реляционной концепции.
Эйнштейн достоверно установил, что время и пространство не существуют сами по себе, в отрыве от материи, они находятся в универсальной взаимосвязи, где теряют самостоятельность и выступают как относительные стороны единого и неделимого времени-пространства т. Согласно специальной Т. СТО показала, что многие пространственно-временные свойства длина, временной интервал, понятие одновременности , считавшиеся до сих пор неизменными, абсолютными, фактически оказались релятивными относительными и зависящими от взаимного движения материальных объектов. Согласно общей Т. Вблизи тяжелых объектов геометрические свойства пространства начинают отклоняться от эвклидовых, а темп течения времени замедляется.
Свойства П. Природа как объект философского знания. Экологическая проблема. Проблема жизни и живого в философии природы. Природа — окружающий нас мир во всем бесконечном многообразии своих проявлений.
Природа - объективная реальность, не имеет ни начала, ни конца, бесконечна во времени в пространстве, находится в непрерывном изменении и развитии. Основа - неживая природа. Возникновение живой природы есть загадка. Варианты - самозарождение в первобытном океане, божественное вдохновение, химическая случайность. Дальнейший необъяснимый скачок есть возникновение разума.
Геосфера есть область неживой природы. Жизнь есть качественно новая форма материи. Реализуется в индивидуальных биологических особях и их совокупностях. Возникновение жизни - креационизм Линней , одноактное творение богом организмов, либо многоактное творение богом более совершенных организмов после уничтожения более несовершенных. Витализм, объясняющий процессы жизни наличием некоторой нематериальной жизненной силы или жизненного порыва.
Начав учиться философии, человек испытывает состояние шока, когда под воздействием истинного знания он как бы сходит с ума, отказываясь от привычных представлений. После этого новое знание становится чувством и волей человека. Три вещи необходимы, по Эпиктету, чтобы стать добродетельным: теоретические знания, внутреннее самоусовершенствование, практические упражнения «нравственная гимнастика». Требуются ежедневное самоиспытание, постоянное обращение внимания на себя, свои мысли, чувства и поступки; зоркое слежение за собой, как за злейшим врагом. Освобождаться от страстей надо постепенно, но последовательно. Ты привык сердиться ежедневно, постарайся сердиться через день и т.
Как стоицизм поможет справиться с любыми трудностями
Стыдись быть бедным и убогим, Когда в стране есть путь; Студись быть знатным и богатым, Когда в ней нет пути. Природой всего в китайской философии является взаимодействие двух противоположных начал «ян» и «инь», это взаимодействие обуславливает появление вещей, смену явлений природы и т. Взаимодействие этих двух начал и является движущей силой раздвоения мира. Это представление называется диалектика. В соответствии с диалектикой мироздание образовалось так: первоначально существовал ХАОС, борьба противоположностей внутри него привела к образованию неба и земли, в результате их взаимодействия появилось 4 времени года, а установившееся единство между небом, землей, 4-мя сезонами привело к возникновению ветра, грома, воды, огня, гор, болот, а также человеческого общества. Постоянство китайцы хотели обрести на земле, а не по ту сторону жизни. Ритуал — высшая мера поведения людей.
Цель китайцев — это не прогресс, а постоянство, закрепленное ритуалом и долгом. Стремление к постоянству китайцев объясняется тем, что они неизменное признают более истинным. Учение Лао-цзы 604 до н. Дао и есть источник всех вещей и функционирования бытия. Дао ищется в себе: « Кто знает самого себя, тот сможет выяснить суть вещей, а кто знает людей, тот способен вершить дела». Лао-цзы считается основателем даосизма — направления китайской мысли, дошедшее до наших дней.
Конфуций 551-479 до н. Учение Конфуция посвящено тому, как сделать счастливым государство через рост нравственности прежде всего высших слоев общества, а затем и низших. Именно Конфуций ввел понятие «золотой середины» - избегай крайностей в деятельности и поведении.. Понятие золотой середины тесно связано с понятием гармонии. Конфуций провозгласил принцип, который красной нитью проходит через всю историю этики: « Не делай людям того, чего не желаешь себе». В понимании Мо-цзы события нашей жизни зависят не от воли Неба, а от прилагаемых человеком усилий.
Мо-цзы создал концепцию идеального государства, хотел принудительного внедрения всеобщего равенства, отрицал судьбу. Был очень популярен в 4 -3 вв. Двумя великими народами —индийским и китайским — заложена содержательная база философии как дисциплины. Запомните же, ученики: поистине нелегко познать человека! Низкий человек всегда озабочен. Они считали позором для себя не поспевать за собственными словами.
Если будешь чрезмерно радушен в дружбе, потеряешь расположение друзей. Лишь тот, в ком естество и воспитанность пребывают в равновесии, может считаться достойным мужем. А если сам не прям, то слушаться не будут, даже если им прикажут. Он может трудиться в поле — и быть голодным. Он может посвятить себя учению — и принимать щедрые награды. Но благородный муж беспокоится о праведном пути и не беспокоится о бедности.
Он ладит со всеми, но ни с кем не вступает в сговор. Он поспешает в делах, но медлит в речах. Общаясь с людьми добродетельными, он исправляет себя. Не ставь себя в унизительное положение. В рамках современной исторической науки историчность Лао-цзы подвергается сомнению, тем не менее в научной литературе он часто всё равно определяется как основоположник даосизма. В религиозно-философском учении большинства даосских школ Лао-цзы традиционно почитается как божество — один из Трёх Чистых.
Контрольные вопросы: К чему сводится смысл принципа ахимсы? Кому принадлежит высказывание: «Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы они относились к тебе»? Кт является основателем даосизма? Назовите отличительную черту философии Древней Индии? Предварительный просмотр: Тема: «Становление философии в Древней Греции. Философские школы.
В этот период времени человек начал осознавать бытие, ощутил безграничность мира, собственное бессилие и самоценность. Опять таки вспомним о месте нахождения Греции, о ее истории. Это была богатая, рабовладельческая страна, у богатых людей было достаточно свободного для досуга времени. Именно здесь существовали мифы о возникновении Вселенной о ее управлении, вспомните о целом ряде богов во главе с Зевсом. Именно в Греции процветало театральное искусство, посещение спектаклей было обязательным для свободных людей, широкое распространение получили скульптуры, музыка, физкультура, Греция — родина Олимпийских игр. Древние греки обладали искусством выражать свою мысль.
Вот этой возможностью и способностью рассуждать, мыслить рационально, т. Греческие философы были полностью свободны, они не были жрецами, как в Индии не привязаны к религии и не обязаны были находиться на государственной службе как в Китае. Они могли полностью и свободно посвятить себя философии, никому не подчиняясь, кроме собственной совести, а это как раз то, что необходимо для развития философии. Философские школы Греции: Милетсткая школа — представители этой школы переосмысли мифические представления о возникновении мира и сформулировали представление о первоначалах, из которых и возникло все существующее. Милетская от города, занимались поисками первоначала. Представители философской школы могут приходить к разным выводам: первоначалом может быть вода, огонь, воздух, мельчайшие частицы, являющиеся праобразом разнообразия мира в миниатюре.
Гераклит полагал, что все мировые процессы возникают из борьбы противоположностей. Демокрит выдвинул идею о мельчайших неделимых частицах вещества как первооснове мира Расцвет античной философии приходится на V-IV вв. Он связан с именами величайших древнегреческих мыслителей — Сократа, Платона и Аристотеля. Центром философской мысли этого периода были Афины, поэтому классический период античной философии называют также афинским. Совокупность учений классиков вошла в историю под названием Афинской школы. Сократ принадлежал к софистам, в последствии стал приверженцем достижения истины, вел скромный образ жизни, ограничивая себя во всем, обладал сильным даром убеждения и воздействия на слушателя.
Сократ ввел понятие этики. Задал вопрос: что нужно, чтобы социальная жизнь была гармонична? Чтобы глубинные духовные ценности были одинаковы для всех моральные нормы одинаковы для всех. Сократ стал основателем метода майовтики «повивальное искусство», то есть с помощью наводящих вопросом приводить человека к истинному решению. Артур Шопенгауэр: « Чем глупее человек, тем понятнее для него мир». Смерть Сократа — приговорен к чаше яда, но от учений не отрекся.
Наиболее истинным учеником Сократа был Платон 427-347 гг. Его настоящее имя было Аристокл; Платоном, т. После смерти Сократа Платон много странствовал, а в возрасте сорока лет, вернувшись в Афины, основал собственную школу, названную Академией. Платон является автором философского учения о триаде — все существующее состоит из трех субстанций: «единого», «ума» и «души». Философия Платона состоит из 3 частей: 1. Диалектика — учение о бытии.
Физика — учение о природе. Этика — учение о нравственности. Главная идея Платона состоит в том, что кроме нашего чувственного мира, который мы видим, чувствуем и ощущаем, существует мир сверхчувственный — мир идей переплетение с индийской философией. Душа по Платону после смерти тела попадает в Аид царство мертвых и ведет такое существование, которое она заслужила при жизни. Наивысший расцвет античная философия достигла в творчестве Аристотеля 384-322 гг. Философ родился во фракийском городе Стагиры, поэтому его часто называют Стагиритом.
Аристотель выдвинул представление, согласно которому все сущее состоит из двух основных начал — «формы» и «материи».
Записать идеи, которые пришли в голову. Задать сложные вопросы: в каком месте своего пути я нахожусь? Представлять утрату Кратчайший путь к счастью — научиться желать то, что уже имеешь. Совет незамысловатый и, безусловно, верный — непонятно только, как применить его на практике. Как, в конце концов, убедить себя хотеть чего-то, что и так уже ваше?
Радость жизни Стоические философы считали, что обладают ответом на этот вопрос. Они советовали периодически воображать потерю того, что вам дорого: например, что жена ушла от вас, машину угнали, а с работы уволили. Поступая так, полагали стоики, мы будем дорожить супругой, автомобилем или работой сильнее, чем обычно. Эта техника — назовем ее негативной визуализацией — применялась стоиками уже при Хрисиппе. Нужно помнить, что мы всё «получили взаймы» у фортуны, которая может что угодно забрать обратно без разрешения и уж тем более без предупреждения. Сознательно размышляя о потере того, что нам дорого, можно научиться вновь дорожить этим, воскресив в себе способность к радости.
Стоики призывали иногда представлять смерть родных и потерю друзей вследствие размолвки. При прощании Эпиктет советует говорить себе: это расставание может стать последним. Тогда мы будем в меньшей степени пренебрегать близкими и получим от общения гораздо больше удовольствия. Не стремиться к роскоши Роскошь, предостерегает Сенека, способствует порокам: сначала она заставляет хотеть бесполезное, затем — вредное. Не успеем мы заметить, как разум станет рабом прихотей и плотских удовольствий. Музоний заявляет, что лучше заболеть, чем жить в роскоши.
По его словам, болезнь может повредить телу, тогда как роскошь вредит душе, заражая ее «распущенностью и трусостью». Быть фаталистом Один из способов сохранить безмятежность — занять фаталистическую позицию по отношению к происходящему.
Следующий известный стоик — Сенека ок. Он не мечтает о ее реставрации, смирился с ее гибелью и своей проповедью, не назидательной, как у Цицерона, а дружественной, обращается не к жителям государства, а к отдельному человеку, другу. Философия — это добрый совет, а давать советы во всеуслышанье никто не станет»1. Голос Сенеки трагичней и безнадежней, в нем нет иллюзий. Испанец по происхождению, Сенека родился в Риме.
Произведения Сенеки так же трудно разбирать, как художественный роман. Пересказывание как будто не открывает ничего нового, но, если начать читать, попадаешь под обаяние стиля. Это автор для всех времен и народов, и если есть несколько книг, которые в своей жизни должен прочитать каждый, в этот список входят и «Нравственные письма к Луцилию» Сенеки. Чтение их полезно и доставляет неизъяснимое духовное наслаждение. С эстетической и нравственной точки зрения произведения Сенеки безупречны. Даже у Платона высокохудожественные части текста перемежаются с вполне заурядными. У Сенеки все тщательно отделано и соединено в одно целое, хотя мы имеем дело с циклом писем, по-видимому, действительно написанных адресату в разное время.
Единство произведению придает цельность мировоззрения автора. Нравственная проповедь Сенеки не грешит назидательностью, дешевыми лозунгами, а тонко ведет и убеждает. Мы видим в авторе сочетание гордости, доблести, благородства и милосердия, что не встречаем ни в христианских миссионерах, отличающихся иным комплексом добродетелей, ни в философах Нового времени. В творчестве Сенеки преобладает мотив страданий, а уверенность в возможности избавления от них гаснет, оставляя надежду только на себя. Вне себя человек бессилен, но он может быть господином самого себя. Ищи опору в собственной душе, которая и есть бог в человеке, советует Сенека. Нравственные письма к Луцилию.
Внешнему давлению Сенека противопоставляет индивидуальное нравственное самосовершенствование и борьбу прежде всего с собственными пороками. И не с чего тебе приходить ко мне в надежде на пользу. Кто рассчитывает найти здесь помощь, ошибается. Не врач, а больной живет здесь»1. Для обретения независимости от деспотических сил, во власти которых находится человек, Сенека предлагает стать равнодушным к судьбе, не следовать, подобно скоту, за вожаками стада и воззрениями, которые находят много последователей; а жить, как требует разум и долг, т. Не быть рабом ни у обстоятельств, ни у неизбежности, ни у случая; низвести фортуну на одну ступень с собою; а она, едва я пойму, что могу больше нее, окажется бессильна надо мной»3. Понимая рабство в самом широком смысле и борясь против него, отражая тем самым растущие антирабовладельческие настроения и приближая гибель рабовладельческого строя, Сенека верит в то, что каждый человек свободен потенциально, в душе, которая не может быть отдана в рабство.
Мораль Сенеки отличается милосердием, человеколюбием, состраданием, жалостью, благоговейным отношением к другим людям, благожелательностью, незлобивостью. Во всесильной империи жизнь философа небезопасна, и это в полной мере испытал Сенека, обвиненный своим бывшим учеником Нероном в заговоре против него. Хотя никаких улик не нашлось, Сенека, не дожидаясь ареста, вскрыл себе вены, сохранив верность своим взглядам. Не столь важно, участвовал Сенека в заговоре против Нерона или нет. Уже то, что он принимал участие в государственных делах, говорит о том, что он готовил себе гибель. Он виноват только в одном. Сенека — вершина нравственно-философской мысли человечества.
Ему удалось синтезировать все ценное, что было в античной этике, не исключая и учение оппонента стоиков Эпикура.
Ты привык сердиться ежедневно, постарайся сердиться через день и т. Два основных принципа Эпиктета: «Выдерживай и воздерживайся». Стойко выдерживай все внешние трудности, которые обрушиваются на тебя, и ко всему, что бы ни случилось, относись спокойно.
Воздерживайся от любых проявлений собственных страстей, памятуя, что твои — только разум и душа, но не тело. Мораль Эпиктета. История этики Древнего мира. Обнаруживаем мы у Эпиктета и «золотое правило этики»: «То положение, которое ты не терпишь, не создавай для других.
Лукреций. Стоики. Сенека. Эпиктет. Марк Аврелий
Милосердие позволяет нам проявлять заботу и сострадание к другим людям. Милосердный человек готов помочь тем, кто нуждается, и делиться своими ресурсами с окружающими. Добродетели формируют наш характер и определяют наше отношение к окружающему миру. Они помогают нам стать лучшими и достичь гармонии в нашей жизни. Как стать добродетельным человеком Вот несколько шагов, которые помогут вам стать добродетельным человеком: Определите свои ценности и принципы. Добродетель начинается с понимания собственных убеждений и того, что для вас является важным в жизни. Развивайте эмпатию. Ставьте себя на место других людей, пытайтесь понять их чувства и потребности. Это поможет вам быть более заботливыми и внимательными к окружающим. Участвуйте в добрых делах.
Помощь другим людям может проявляться как маленькими действиями в повседневной жизни, так и участием в благотворительных организациях. Будьте терпеливыми и сдержанными. Найдите в себе силы контролировать свои эмоции и не реагировать агрессивно или негативно на окружающих. Развивайтеся духовно. Чтение литературы, занятие медитацией или другими практиками могут помочь вам стать более сознательными и добродетельными людьми. Не забывайте, что стать добродетельным человеком — это постоянный процесс самосовершенствования. Иногда может быть трудно сдерживать себя или выполнять добрые дела, но в конечном итоге это принесет вам внутреннюю гармонию и счастье.
По его словам, логика должна служить физике и этике. Логика обосновывает и исследует доказательства. Она позволяет понять, чтo такое доказательство, какое из рассуждений доказательно, а какое нет, что такое логическое следствие. Она помогает нам избежать противоречий и других логических ошибок, помогает отличить истину от заблуждения. Но логика не может отличить правду ото лжи, а это означает, что, если нет нравственного воспитания, логика бесполезна для общества. Поэтому нужнее логики этика. Этика учит, что лгать не следует, она внушает мысль о бесполезности и даже, по большому счету, опасности для лжеца его лжи. Эта опасность обосновывается представлением Эпиктета о Природе, его физикой. Знание физики дает возможность согласования своих желаний с естественным ходом вещей и понимание того, что в мире правят боги. И эти боги всезнающи. Вот почему ложь для лжеца всегда опасна: богов нельзя обмануть, они все знают и рано или поздно накажут лжеца за его ложь. В области логики главными познавательными способностями Эпиктет признавал веру и благоговение, которые выступают и главными добродетелями. В области физики Эпиктет защищал стоический тезис, согласно которому мир предстает как разумное космическое государство, как единое целое, наделенное божественностью. В области этики Эпиктет защищал положение, что человек должен покоряться воле богов, судьбе. И этому должна учить философия.
Совершенно по природе то, что соответствует своему назначению. А что значит разумно? Согласно с природой и совершенным образом». Нельзя желать, чтобы вещи существовали иначе, — надо, чтобы индивидуум обретал гармонию с Логосом вселенной. С точки зрения Эпиктета, «главное — иметь здравые представления о бытии богов и их мудром управлении Вселенной». О философии и философах По Эпиктету, человеческие существа — единственные в мире, обладающие логосом, задающим цель жизни — обретение добродетели, согласной с разумом. В пределе своем именно такую модель существования и представляет жизнь философов. Понимание и здравые представления приходят вместе с постижением истинной природы мира и подлинной природы человека. Такое понимание, считал Эпиктет, предполагает постоянные упражнения в его обретении: «Мудрым можно назвать человека только тогда, когда он не только разумно рассуждает, но и на деле старается поступать согласно тому, что он говорит». О свободе Главная задача Эпиктета — научить, как при любых обстоятельствах сохранять свободным свой внутренний мир. Основное, из чего следует исходить: боги дали нам во власть не внешнее — тело, имущество, близких, жизнь, а лишь нашу способность выносить на основе внешних впечатлений правильные суждения, дали свободу выбора и отказа, желания и отвращения. Пользуясь этой способностью, человек будет свободен, он не будет ни к чему привязываться и будет все воспринимать как волю богов. Подчиниться божьей воле, исполнить ее — значит быть свободным.
Постепенно подтачивалось достоинство людей и вместе с тем их уверенность. Иссякал психологический запас прочности, и начинали преобладать мотивы обреченности. Рассел писал, что в плохие времена философы придумывают утешения. Эта доктрина — героическая и в плохом мире полезная»2. У римских стоиков ведущими чертами становятся не гордость, достоинство, уверенность в себе и внутренняя непоколебимость, а, скорее, слабость, ощущение ничтожности, растерянность, надломленность. Нет у них и оптимизма греков. Понятия зла и смерти выходят на первый план. Римские стоики демонстрируют стойкость отчаяния и терпения, сквозь которую прорывается мотив духовной свободы. Известным римским пропагандистом стоицизма был Цицерон 106 — 43 до н. Им разъяснены основные стоические понятия. Жить в согласии с природой означает «быть всегда в согласии с добродетелью, а все остальное, что соответствует природе, избирать только в том случае, если оно не противоречит добродетели»4 т. Больше, впрочем, Цицерон известен как оратор. История западной философии. О старости. О дружбе. Об обязанностях. Сенека Цицерон стоял у одра республики. Будучи сенатором, он говорил с подданными, избравшими его, как государственный муж. Следующий известный стоик — Сенека ок. Он не мечтает о ее реставрации, смирился с ее гибелью и своей проповедью, не назидательной, как у Цицерона, а дружественной, обращается не к жителям государства, а к отдельному человеку, другу. Философия — это добрый совет, а давать советы во всеуслышанье никто не станет»1. Голос Сенеки трагичней и безнадежней, в нем нет иллюзий. Испанец по происхождению, Сенека родился в Риме. Произведения Сенеки так же трудно разбирать, как художественный роман. Пересказывание как будто не открывает ничего нового, но, если начать читать, попадаешь под обаяние стиля. Это автор для всех времен и народов, и если есть несколько книг, которые в своей жизни должен прочитать каждый, в этот список входят и «Нравственные письма к Луцилию» Сенеки. Чтение их полезно и доставляет неизъяснимое духовное наслаждение. С эстетической и нравственной точки зрения произведения Сенеки безупречны. Даже у Платона высокохудожественные части текста перемежаются с вполне заурядными. У Сенеки все тщательно отделано и соединено в одно целое, хотя мы имеем дело с циклом писем, по-видимому, действительно написанных адресату в разное время. Единство произведению придает цельность мировоззрения автора. Нравственная проповедь Сенеки не грешит назидательностью, дешевыми лозунгами, а тонко ведет и убеждает. Мы видим в авторе сочетание гордости, доблести, благородства и милосердия, что не встречаем ни в христианских миссионерах, отличающихся иным комплексом добродетелей, ни в философах Нового времени. В творчестве Сенеки преобладает мотив страданий, а уверенность в возможности избавления от них гаснет, оставляя надежду только на себя.
Философия Древнего Рима
Этика Эпиктета лишена стоической суровости; по Эпиктету все люди — братья, будучи детьми одного и того же отца; если люди поступают дурно, то это главным образом потому, что они не знают, что такое добро и зло. Три вещи необходимы, по Эпиктету, чтобы стать добродетельным. В области логики главными познавательными способностями Эпиктет признавал веру и благоговение, которые выступают и главными добродетелями.
Страница не найдена
Один из ключей к «Размышлениям» Марка Аврелия: три философских топоса (topoi) по Эпиктету. В «Беседах» Эпиктет говорит о том, что тому, кто намерен стать добродетельным человеком, надо упражняться (ἀσκηθῆναι, ср. русское «аскетика») в том, что касается (1) желаний; (2) стремлений к действию; (3) суждений. Три вещи необходимы, по Эпиктету, чтобы стать добродетельным: теоретические знания, внутреннее самосовершенствование, практические упражнения («нравственная гимнастика»).
Горелов Алексеевич: Основы философии
Мы видим в авторе сочетание гордости, доблести, благородства и милосердия, что не встречаем ни в христианских миссионерах, отличающихся иным комплексом добродетелей, ни в философах Нового времени. В творчестве Сенеки преобладает мотив страданий, а уверенность в возможности избавления от них гаснет, оставляя надежду только на себя. Вне себя человек бессилен, но он может быть господином самого себя. Ищи опору в собственной душе, которая и есть бог в человеке, советует Сенека. Нравственные письма к Луцилию. Внешнему давлению Сенека противопоставляет индивидуальное нравственное самосовершенствование и борьбу прежде всего с собственными пороками.
И не с чего тебе приходить ко мне в надежде на пользу. Кто рассчитывает найти здесь помощь, ошибается. Не врач, а больной живет здесь»1. Для обретения независимости от деспотических сил, во власти которых находится человек, Сенека предлагает стать равнодушным к судьбе, не следовать, подобно скоту, за вожаками стада и воззрениями, которые находят много последователей; а жить, как требует разум и долг, т. Не быть рабом ни у обстоятельств, ни у неизбежности, ни у случая; низвести фортуну на одну ступень с собою; а она, едва я пойму, что могу больше нее, окажется бессильна надо мной»3.
Понимая рабство в самом широком смысле и борясь против него, отражая тем самым растущие антирабовладельческие настроения и приближая гибель рабовладельческого строя, Сенека верит в то, что каждый человек свободен потенциально, в душе, которая не может быть отдана в рабство. Мораль Сенеки отличается милосердием, человеколюбием, состраданием, жалостью, благоговейным отношением к другим людям, благожелательностью, незлобивостью. Во всесильной империи жизнь философа небезопасна, и это в полной мере испытал Сенека, обвиненный своим бывшим учеником Нероном в заговоре против него. Хотя никаких улик не нашлось, Сенека, не дожидаясь ареста, вскрыл себе вены, сохранив верность своим взглядам. Не столь важно, участвовал Сенека в заговоре против Нерона или нет.
Уже то, что он принимал участие в государственных делах, говорит о том, что он готовил себе гибель. Он виноват только в одном. Сенека — вершина нравственно-философской мысли человечества. Ему удалось синтезировать все ценное, что было в античной этике, не исключая и учение оппонента стоиков Эпикура. Он мог согласиться, что абсолютная истина невозможна, но для него не этот вопрос важен, а вопрос «как жить?
От этого вопроса не спасешься парадоксами, его надо решать здесь и сейчас. Сенека соединил в себе судьбу трех великих древнегреческих философов. Он был воспитателем будущего императора, как Аристотель хотя в отличие от него считал, что добродетельный чело- 1 Сенека Л. Нравственные письма к Луцилию, с. Эпиктет Эпиктет ок.
Но для стоиков, признающих всех людей равными, это неудивительно. Издевавшийся над ним хозяин сломал ему ногу, а затем отпустил — калеку. Вместе с другими философами он был впоследствии выслан из Рима и открыл свою школу в Никополисе Эпир. Его учениками были и аристократы, и бедняки, и рабы. В своей школе нравственного совершенствования Эпиктет учил только этике, которую называл душой философии.
Первое, что требовалось ученику, — осознать собственную слабость и бессилие, которые Эпиктет называл началом философии. Стоики вслед за киниками считали, что философия есть лекарство для души, но, чтобы человек захотел принять лекарство, он должен понять, что болен. Первая ступень философского обучения — отбрасывание ложного знания.
В то время как многие могут стремиться к внешнему благополучию или достижению материальных целей, добродетельность представляет собой внутреннюю качества и ценности, которые могут быть развиты и культивированы только через осознанное желание и усилия. Согласно Эпиктету, добродетельность включает в себя такие качества, как мудрость, справедливость, сдержанность и храбрость. Мудрость позволяет человеку видеть истинное значение и смысл вещей, а справедливость — действовать в соответствии с этими ценностями. Сдержанность и храбрость помогают человеку справляться с жизненными испытаниями и соблазнами и не поддаваться на то, что некрасиво или неправильно. Важно понимать, что добродетельность — это постоянный процесс самосовершенствования, который требует постоянного усилия и самоконтроля. Добродетельность не является неким окончательным состоянием или целью, но скорее постоянным усилием стремиться к возвышенным качествам и идеалам. Основные принципы постижения добродетельности 1.
Разумное мышление: Добродетель начинается с нашего внутреннего мира и осознания наших мыслей и убеждений. Важно развивать разумное мышление, осознавать свои мысли, анализировать их и принимать решения на основе здравого смысла. Самоконтроль: Добродетель требует самодисциплины и умения контролировать свои эмоции и поступки. Мы должны быть готовы отказаться от негативных привычек и отдавать предпочтение тем поступкам, которые соответствуют нашим ценностям. Самопознание: Чтобы стать добродетельными, нам необходимо понять свои сильные и слабые стороны, свои ценности и убеждения. Самопознание позволяет нам развить самоуважение и лучше понять наши цели и мотивы. Ответственность: Быть добродетельным означает принимать ответственность за свои поступки и последствия. Мы должны быть способными отвечать за свои решения и готовыми понести последствия своих действий. Практика: Добродетель требует систематической практики. Мы должны постоянно улучшать себя, развивать качества добродетели и применять их в повседневной жизни.
Человек должен проявлять эмпатию, отзывчивость и помогать другим в трудных ситуациях. Это позволяет создавать гармоничные отношения и содействовать общественному благополучию. В целом, эпиктетский подход к добродетели является активным и практическим.
Эпиктет учил, что добродетель не только приводит к индивидуальному счастью, но и способствует созданию гармоничной и процветающей общности. Переосмысливая его учения, мы можем найти основу для развития наших собственных добродетелей и стремиться к высшему самосовершенствованию. Саморазвитие через принятие судьбы Эпиктет, древнегреческий философ и сторонник стоицизма, утверждал, что основной принцип добродетельной жизни заключается в умении принять свою судьбу.
В соответствии с его учениями, саморазвитие возможно только тогда, когда мы осознаем, что мы не можем контролировать некоторые внешние обстоятельства, но можем контролировать свои реакции и отношение к ним. Принятие судьбы означает взять на себя ответственность за свои действия и принимать то, что происходит вокруг нас с достоинством и мудростью. Более того, это означает находить спокойствие и благополучие внутри себя, независимо от того, какие испытания и трудности приносит нам жизнь.
Согласно учению Эпиктета, саморазвитие через принятие судьбы связано с постоянной работой над собой и своими мыслями. Он утверждал, что мы должны стремиться к освобождению от внутреннего страдания, переоценки и привязанности к материальным вещам и внешним условиям. Он призывал нас находить гармонию с собой и окружающим миром путем развития наших нравственных качеств, таких как мудрость, справедливость, сдержанность и смелость.
Он считал, что эти добродетели помогут нам стать более мудрыми, сильными и счастливыми людьми. Принятие судьбы включает в себя умение отпустить прошлое и будущее и насладиться настоящим моментом. Эпиктет призывал нас жить в настоящем и брать полное участие в каждом дне, качественно относясь к каждой задаче и отношению, которые мы встречаем.
Саморазвитие через принятие судьбы помогает нам стать более гибкими и адаптивными, освобождаясь от страха и тревоги по поводу неизбежных изменений и неожиданностей.
Ахимса — это принцип «лучше страдать самому, чем заставлять страдать других» - это касается и животных так как душа может переселиться и в животного. Дхарма — это долг. Высшая цель для индийцев — это слияние с Единым, долг — это средство достижения этой цели, то есть мир —это зло, но человек путем добра может освободится от зла и достичь высшего совершенство, слияния с Единым. Веды — древнеиндийские памятники мировой культуры, веды в переводе с санскрита означают «знание», то есть древнеиндийская литература. В одном из ведийских трактатов «Законы Ману» говорится о обязательном наличии 10 качеств: постоянство, снисходительность, смирение, непохищение, чистота, обуздание чувств, знание Вед, справедливость и негневливость.
Упанишады — это передача знаний, в переводе, буквально — это означает «сидеть рядом», то есть ученик слушает учителя. И так, основной целью индийской философии стало понимание той истины, что человек смертен, душа — бессмертна, а чтобы приблизиться к Единому, а еще лучше стать тождественным Единому, необходимо отречься от иллюзорного мира, достичь такого уровня совершенства, чтобы преодолеть колесо перевоплощений и больше не рождаться вовсе. Основным отличием китайской философии от индийской является то, что в китайской философии «рождение — это начало человека, а смерть — его конец. Смерть наступает один раз, человек не возвращается». Для китайской философии жизнь — это хорошо, а смерть — это плохо. В основе лежат два понятия, два противоположных начала — «ян» и «инь».
Если индийская философия больше индивидуальна, то в китайской личный успех человека сопоставляется с делами в государстве. Конфуций китайский философ говорил так: Есть в Поднебесной путь — будь на виду, А нет пути — скрывайся. Стыдись быть бедным и убогим, Когда в стране есть путь; Студись быть знатным и богатым, Когда в ней нет пути. Природой всего в китайской философии является взаимодействие двух противоположных начал «ян» и «инь», это взаимодействие обуславливает появление вещей, смену явлений природы и т. Взаимодействие этих двух начал и является движущей силой раздвоения мира. Это представление называется диалектика.
В соответствии с диалектикой мироздание образовалось так: первоначально существовал ХАОС, борьба противоположностей внутри него привела к образованию неба и земли, в результате их взаимодействия появилось 4 времени года, а установившееся единство между небом, землей, 4-мя сезонами привело к возникновению ветра, грома, воды, огня, гор, болот, а также человеческого общества. Постоянство китайцы хотели обрести на земле, а не по ту сторону жизни. Ритуал — высшая мера поведения людей. Цель китайцев — это не прогресс, а постоянство, закрепленное ритуалом и долгом. Стремление к постоянству китайцев объясняется тем, что они неизменное признают более истинным. Учение Лао-цзы 604 до н.
Дао и есть источник всех вещей и функционирования бытия. Дао ищется в себе: « Кто знает самого себя, тот сможет выяснить суть вещей, а кто знает людей, тот способен вершить дела». Лао-цзы считается основателем даосизма — направления китайской мысли, дошедшее до наших дней. Конфуций 551-479 до н. Учение Конфуция посвящено тому, как сделать счастливым государство через рост нравственности прежде всего высших слоев общества, а затем и низших. Именно Конфуций ввел понятие «золотой середины» - избегай крайностей в деятельности и поведении..
Понятие золотой середины тесно связано с понятием гармонии. Конфуций провозгласил принцип, который красной нитью проходит через всю историю этики: « Не делай людям того, чего не желаешь себе». В понимании Мо-цзы события нашей жизни зависят не от воли Неба, а от прилагаемых человеком усилий. Мо-цзы создал концепцию идеального государства, хотел принудительного внедрения всеобщего равенства, отрицал судьбу. Был очень популярен в 4 -3 вв. Двумя великими народами —индийским и китайским — заложена содержательная база философии как дисциплины.
Запомните же, ученики: поистине нелегко познать человека! Низкий человек всегда озабочен. Они считали позором для себя не поспевать за собственными словами. Если будешь чрезмерно радушен в дружбе, потеряешь расположение друзей. Лишь тот, в ком естество и воспитанность пребывают в равновесии, может считаться достойным мужем. А если сам не прям, то слушаться не будут, даже если им прикажут.
Он может трудиться в поле — и быть голодным. Он может посвятить себя учению — и принимать щедрые награды. Но благородный муж беспокоится о праведном пути и не беспокоится о бедности. Он ладит со всеми, но ни с кем не вступает в сговор. Он поспешает в делах, но медлит в речах. Общаясь с людьми добродетельными, он исправляет себя.
Не ставь себя в унизительное положение. В рамках современной исторической науки историчность Лао-цзы подвергается сомнению, тем не менее в научной литературе он часто всё равно определяется как основоположник даосизма. В религиозно-философском учении большинства даосских школ Лао-цзы традиционно почитается как божество — один из Трёх Чистых. Контрольные вопросы: К чему сводится смысл принципа ахимсы? Кому принадлежит высказывание: «Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы они относились к тебе»? Кт является основателем даосизма?
Назовите отличительную черту философии Древней Индии? Предварительный просмотр: Тема: «Становление философии в Древней Греции. Философские школы. В этот период времени человек начал осознавать бытие, ощутил безграничность мира, собственное бессилие и самоценность. Опять таки вспомним о месте нахождения Греции, о ее истории. Это была богатая, рабовладельческая страна, у богатых людей было достаточно свободного для досуга времени.
Именно здесь существовали мифы о возникновении Вселенной о ее управлении, вспомните о целом ряде богов во главе с Зевсом. Именно в Греции процветало театральное искусство, посещение спектаклей было обязательным для свободных людей, широкое распространение получили скульптуры, музыка, физкультура, Греция — родина Олимпийских игр. Древние греки обладали искусством выражать свою мысль. Вот этой возможностью и способностью рассуждать, мыслить рационально, т. Греческие философы были полностью свободны, они не были жрецами, как в Индии не привязаны к религии и не обязаны были находиться на государственной службе как в Китае. Они могли полностью и свободно посвятить себя философии, никому не подчиняясь, кроме собственной совести, а это как раз то, что необходимо для развития философии.
Философские школы Греции: Милетсткая школа — представители этой школы переосмысли мифические представления о возникновении мира и сформулировали представление о первоначалах, из которых и возникло все существующее. Милетская от города, занимались поисками первоначала. Представители философской школы могут приходить к разным выводам: первоначалом может быть вода, огонь, воздух, мельчайшие частицы, являющиеся праобразом разнообразия мира в миниатюре. Гераклит полагал, что все мировые процессы возникают из борьбы противоположностей. Демокрит выдвинул идею о мельчайших неделимых частицах вещества как первооснове мира Расцвет античной философии приходится на V-IV вв. Он связан с именами величайших древнегреческих мыслителей — Сократа, Платона и Аристотеля.
Центром философской мысли этого периода были Афины, поэтому классический период античной философии называют также афинским. Совокупность учений классиков вошла в историю под названием Афинской школы. Сократ принадлежал к софистам, в последствии стал приверженцем достижения истины, вел скромный образ жизни, ограничивая себя во всем, обладал сильным даром убеждения и воздействия на слушателя. Сократ ввел понятие этики. Задал вопрос: что нужно, чтобы социальная жизнь была гармонична? Чтобы глубинные духовные ценности были одинаковы для всех моральные нормы одинаковы для всех.
Сократ стал основателем метода майовтики «повивальное искусство», то есть с помощью наводящих вопросом приводить человека к истинному решению. Артур Шопенгауэр: « Чем глупее человек, тем понятнее для него мир». Смерть Сократа — приговорен к чаше яда, но от учений не отрекся.