Могила моряков, погибших на АПЛ «Комсомолец», 2021 г.
День памяти погибших подводников
Гибель атомной подлодки «Комсомолец»: Пока подводники ждали помощи, пели «Врагу не сдается наш гордый «Варяг». Они традиционно проводятся в день гибели АПЛ «Комсомолец», которая потерпела аварию и затонула в Норвежском море в 1989 году. пожар в кормовом отсеке. 7 апреля 1989 года погибла атомная подводная лодка «Комсомолец» – самая быстрая, самая бесшумная, самая глубоководная, самая совершенная из подводных лодок своего времени.
День памяти моряков-подводников 7 апреля — история
- Место затопления атомной подлодки «Комсомолец» исследует Росгидромет
- Содержание
- Выставка "Памяти АПЛ К-278 "Комсомолец"
- Сегодня в России — день памяти моряков-подводников. Новости. Первый канал
- Основные цели и задания
Пожар на «Комсомольце»: тайна гибели лучшей советской АПЛ
Российская экспедиция подходит к месту гибели АПЛ «Комсомолец» в Норвежском море | До сих пор точные причины возникновения пожара на борту атомной подводной лодки «Комсомолец» так и не выяснены. |
Пожар на «Комсомольце»: тайна гибели лучшей советской АПЛ | До сих пор точные причины возникновения пожара на борту атомной подводной лодки «Комсомолец» так и не выяснены. |
Пожар на «Комсомольце»: тайна гибели лучшей советской АПЛ | Командир первого экипажа атомной подводной лодки «Комсомолец» Юрий Зеленский считает, что эксперты из Норвегии могли «что-то подложить». |
Секрет ядерного гонщика: почему на самом деле затонула подлодка "Комсомолец"
В акватории Норвежского моря в месте гибели подводной лодки «Комсомолец» учёные возьмут пробы воды с различных горизонтов, пробы донных отложений, пробы радиоактивных аэрозолей, проведут предварительное концентрирование водных проб и оперативную оценку уровня загрязнения объектов окружающей среды радиоактивными веществами. В Архангельск судно должно вернуться в начале июня. АПЛ К-278 «Комсомолец» проекта 685 «Плавник» затонула 7 апреля 1989 года на глубине 1680 метров в 180 километрах к югу от острова Медвежий в Норвежском море.
Ил-38 под командованием лётчика Геннадия Петроградского занял позицию над районом аварии в 14:20. К этому времени на помощь «Комсомольцу» на всех парах шла плавбаза «Алексей Хлобыстов», которая должна была прибыть на место к 18:00. К трём часам дня показалось, что всё самое страшное позади. Над районом кружили три советских самолёта, корабли на всех парах мчались к месту аварии, пожар, хоть и не был потушен, но был локализован. Помощь должна была прибыть уже скоро. Большая часть экипажа находилась на верхней палубе без спасательных жилетов. Люди, выбравшиеся из задымлённых отсеков, были уверены в непотопляемости «Комсомольца» и не предполагали, что им вскоре придётся покидать корабль. Лодка затонула за несколько минут В 16:35 экипаж Ил-38 обратил внимание, что К-278 стала оседать на корму.
В результате мощного пожара была нарушена герметичность прочного корпуса лодки, и началось затопление «Комсомольца». Оно происходило стремительно. В 16:40 командир лодки отдал приказ готовиться к эвакуации экипажа, приготовить всплывающую спасательную камеру ВСК , покинуть отсеки. Личный состав начал отдавать спасательные плоты, однако удалось спустить на воду лишь один из них. Через семь минут боевая рубка наполовину оказалась погружена в воду. В 17:00 экипаж без индивидуальных спасательных средств стал эвакуироваться на спасательный плот. С Ил-38 был сброшен спасательный контейнер, однако он сработал нештатно, и воспользоваться им моряки не смогли. В 17:08 К-278 «Комсомолец» стремительно ушла на глубину. В ледяной воде Норвежского моря оказался 61 человек. Люди, не имевшие даже спасательных жилетов, отравленные угарным газом во время пожара, обожжённые, держались из последних сил.
Капитан 3-го ранга Анатолий Испенков остался внутри прочного корпуса лодки. Командир электротехнического дивизиона до последнего обеспечивал работу дизель-генератора гибнущего «Комсомольца». Выбраться из тонущей лодки он не успел… Выживший в бездне К-278 была оборудована всплывающей спасательной камерой, которая позволяет спастись из глубин всему экипажу лодки. Капитан Ванин бросился внутрь лодки, услышав в ней голоса людей.
Лидия Петровна умерла в 2009 году. Вот уже почти два десятка лет в Витебске ежегодно проходит международный турнир по вольной борьбе, посвященный памяти капитана 3-го ранга Анатолия Испенкова и его погибших товарищей. Соревнования организовал тренер Анатолий Коваленко, одноклассник подводника.
На АПЛ К-278 погибли старший матрос Игорь Апаносевич, командир отделения рулевых-сигнальщиков, который родился в 1969 году в поселке Победоносный Клецкого района, и старший матрос Евгений Вершило, электрик, 1968 года рождения, из поселка Мядель. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 мая 1989 года за мужество и самоотверженные действия, проявленные при выполнении воинского долга, капитан 3-го ранга Анатолий Матвеевич Испенков, старший матрос Игорь Олегович Апаносевич и старший матрос Евгений Эдмунтович Вершило посмертно награждены орденом Красного Знамени. Мужество экипажа АПЛ «Курск» Среди 118 членов экипажа атомного ракетного крейсера К-141 «Курск», который в результате катастрофы 12 августа 2000 года затонул в Баренцевом море, находился капитан 2-го ранга Сергей Дудко, старший помощник командира подводной лодки. Родился он 27 февраля 1969 года в Пинске. После окончания училища в 1991 году был назначен на Северный флот, в военно-морскую базу Видяево, на атомную подводную лодку Б-414 «Даниил Московский». В 1994 году во время похода подлодки на Северный полюс Сергей вовремя заметил начавшийся в отсеке пожар и потушил его. За свой подвиг был награжден медалью «За отличие в воинской службе».
В 1999 году он с отличием окончил командирский факультет 6-й ВСОК ВМФ и 2000 году был назначен старшим помощником командира атомного подводного ракетного крейсера К-141 «Курск» 7-й дивизии 1-й флотилии подводных лодок Северного флота. В числе погибших и капитан 3-го ранга Александр Садков, командир БЧ-7. Родился 14 февраля 1967 года в Гомельской области, но затем семья переехала в Амурскую область.
Председатель Законодательного Собрания города Севастополя Екатерина Алтабаева выразила соболезнования родным и близким, боевым товарищам погибших моряков. Благодаря этим качествам российский подводный флот сегодня — это гарантия обеспечения безопасности нашей страны. Память об ушедших товарищах навсегда останется в наших сердцах.
Севастополь всегда будет чтить и помнить героев «Комсомольца». Вечная им память», — заявила глава парламента.
К 278 подводная лодка комсомолец
В связи с этим с момента гибели подводной лодки неоднократно высказывалась идея поднять К-278 целиком или хотя бы его ядерно-опасные части. В августе 1993 года силами СКБ «Рубин» была предпринята попытка поднять затонувшую при аварии всплывающую камеру. Удалось найти камеру на грунте глубина 1650 метров , зацепить специальным захватом и поднять на 200 метров над грунтом, но затем трос лопнул и камера снова упала на дно и до сих пор лежит на глубине 1750 метров. По некоторым сообщениям, предполагалось повторить попытку в 1998 году, но экспедиция 1998 года ограничилась обследованием подводной лодки и констатацией отсутствия радиоактивного заражения окружающей местности. По оценке руководителя проекта проектного офиса комплексной утилизации АПЛ дирекции ядерной и радиационной безопасности Росатома А.
Захарчева подъём К-278 в принципе реален, но не ранее чем в начале 2020-х годов. Первым шагом к подъёму ПЛА мог бы стать подъём для утилизации аварийной ПЛА К-27 , затопленной в Карском море в 1982 году на малой глубине с выгруженным оружием, аккумуляторами и полностью заглушённым и загерметизированным реактором. Атомная подводная лодка «Комсомолец» без всплывающей камеры Подводная лодка считается надёжно законсервированной, ни одна из экспедиций не зафиксировала попадания в воду радиоактивных материалов. Возможно, вследствие этого вопрос о полном либо частичном подъёме К-278 официально не ставится.
Следствие проводилось в условиях противостояния позиций флота с одной стороны и проектировщиков и строителей с другой. По итогам трёх лет работы объединённая экспертная комиссия пришла к выводу, что находившийся в момент гибели на борту К-278 604-й экипаж не был в достаточной степени подготовлен для похода, в частности перерыв после предыдущего выхода в море превышал предельно допустимый срок в восемь месяцев, а пять членов команды не были допущены к исполнению обязанностей согласно занимаемой должности. То есть, команда подводной лодки потеряла линейность, и отправка ее в море без дополнительной подготовки была недопустима. В январе 1998 года руководитель следственной группы отправил Главнокомандующему ВМФ РФ представление об устранении причин и условий, способствовавших катастрофе атомной подводной лодки К-278 со следующими рекомендациями: — рассмотреть представление с участием лиц, ответственных за боевую подготовку в ВМФ.
Вопрос об ответственности других лиц не ставится в связи с их увольнением с военной службы. Также, в документе указывалось, что в курсе Боевой подготовки атомных подводных лодок редакции 1990 года было введено множество упрощений, снижающих качество подготовки команд и, как следствие, увеличивающих аварийность и травматизм. В апреле того же года этот документ был рассмотрен Военно-техническим советом ВМФ, а последующие проверки различными инстанциями не нашли оснований для опровержения сделанных выводов. Однако, в 2002 году, после увольнения в запас производивших расследование офицеров, представление было отменено, а следствие — приостановлено.
Отмена результатов расследования произведена по надуманному поводу и является следствием желания некоторых высокопоставленных чиновников отвести от себя обвинения в произошедшей катастрофе. В районе гибели ПЛА «Комсомолец» в Норвежском море глубоководными обитаемыми аппаратами «Мир» в 1989 — 1998 годах было проведено семь экспедиций, в ходе которых проводилась установка измерительной и записывающей аппаратуры и герметизация торпедных аппаратов, в которых находятся торпеды с ядерными боеголовками, с целью обеспечения радиационной безопасности. Во время последней экспедиции в 1998 году было обнаружено, что записывающие станции отсутствуют, от них остались только аккуратно отстыкованные якоря. Вероятно, приборы были сняты или срезаны с помощью других подводных аппаратов или необитаемых телеуправляемых роботов.
Также было обнаружено несанкционированное посещение затонувшей подводной лодки иностранными подводными средствами. Наряду с «Днём подводника», гибель атомной подводной лодки К-278 стала поводом еще раз воздать почести тем подводникам, кто до конца сражался за Отечество и тем, кто участвовал в ликвидации последствий аварий на подводных лодках, заплатив за это своей жизнью. Всплывающая спасательная камера подводной лодки К-278. К-278 в период ходовых испытаний в Белом море.
С ними встретился Дмитрий Копытов. Юрий Парамонов — один из 27 выживших членов экипажа «Комсомольца». Пожалуй, самая современная на тот момент подводная лодка К-278 считалась непотопляемой, но ушла под воду за несколько часов. В 7 отсеке, по неизвестной до сих пор причине, возник пожар. Затем «Комсомолец» на какое-то время потерял управление, но субмарине удалось всплыть. Уже на поверхности Норвежского моря началась эвакуация. Лодка, тем временем, стремительно уходила на дно. Помощи моряки ждали на спасательных плотах и в ледяной воде.
Мы понимали, что, наверное, наша участь и судьба уже решены. Но в этот момент мы запели «Варяга», что дало нам ещё определённый заряд энергии, и мы дождались помощи». В той катастрофе погибли 42 моряка.
Они ценой своих жизней сделали главное: успели заглушить ядерные реакторы и предотвратили возможность теплового взрыва. Уроженец Минска. Посмертно он награжден орденом Красного Знамени. Подвиг капитан-лейтенанта 26 сентября 1976 года, спасая атомную подводную лодку К-47, погиб капитан-лейтенант-инженер Николай Васильевич Знахарчук, командир дивизиона движения БЧ-5 АПЛ.
Лодка находилась на боевой службе в Северной Атлантике, когда из-за короткого замыкания возник пожар в восьмом отсеке, где находится пульт главной энергетической установки ГЭУ. Именно такой пожар послужил причиной гибели К-8 в 1970 году. Но экипаж К-47 под командованием капитана 2-го ранга Бориса Филипенко ликвидировал пожар и устранил тяжелые последствия короткого замыкания в силовой сети, сохранив в том числе в работоспособном состоянии пульт главной энергетической установки, который находился в горящем отсеке… Три вахтенных капитан-лейтенанта-инженера, среди которых был и Николай Знахарчук, загерметизировались в ПУ ГЭУ и продолжали управлять главной энергоустановкой, четко понимая, что запаса кислорода в индивидуально-дыхательных аппаратах хватит не более чем на 20 минут… Спасая корабль, капитан-лейтенант Николай Знахарчук, командир дивизиона движения БЧ-5, капитан-лейтенант Вячеслав Авдеев, командир группы КИПиА дивизиона движения БЧ-5 и капитан-лейтенант Александр Кириллов, командир группы дистанционного управления дивизиона движения БЧ-5, сознательно пошли на смерть. Похоронен Николай Знахарчук в городе Кобрине. АПЛ «Комсомолец» и ее герои 7 апреля 1989 года в Норвежском море в результате пожара затонула атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец», которой принадлежит абсолютный рекорд по глубине погружения среди подводных лодок — 1027 метров. Среди них были и наши земляки. Родился 3 октября 1958 года в деревне Хвостово Шумилинского района.
В аварийной обстановке Анатолий сменил потерявшего сознание вахтенного у дизель-генератора и обеспечил подводную лодку электроэнергией. Примите мое глубокое соболезнование в связи с тяжелым горем, которое постигло Вас.
Атомная подлодка Комсомолец. Фото rg.
В то время, как и после взрыва на Чернобыльской АЭС, руководство страны отделывалось скупыми сводками: «произошел пожар», «благодаря героизму», «реактор надежно заглушен, опасности радиационного загрязнения нет, семьям погибших и выжившим морякам оказана материальная помощь»... Это породило самые разные версии произошедшего, которые и ныне живут в Интернете. Но у нас имеется уникальное интервью, которое взял наш коллега спустя месяц после трагедии. Звонок другу В середине мая 1989 года мне позвонил Толик Некрасов.
Он был самым близким моим школьным другом, парень из удивительной семьи моряков. Отец, Никандр Ильич, подполковник в отставке, во время войны служил в военной разведке, после Победы работал против западных спецслужб в советской оккупационной зоне в Германии. Не успел - умер за год до этой даты... Старшие братья Толи служили на флоте: Валерий - на надводных кораблях Тихоокеанского, а Юрий - на подлодках Северного флота - да на каких… От друга я знал, что Юра был в экипаже первой советской атомной субмарины "Ленинский комсомол", вступившей в строй в 1961 году.
Через год стал участником первого всплытия подлодки на Северном полюсе, в 1967 году спасал ее во время первого крупного пожара в истории отечественного атомного флота, был награжден орденом Красной звезды. С Толиком мы вместе занимались парусным спортом, гоняли на швертботах по Онего, а после школы пути разошлись: он поступил в "Дзержинку" - Ленинградское военно-морское инженерное училище, носившее почему-то имя главного чекиста - а после его окончания выбрал Северный флот. Интернета тогда не было, мы переписывались, и почтовый адрес у него был мудреный - "Мурманск-150". Анатолий был инженером по эксплуатации силовых установок АПЛ, много плавал на подводных лодках, затем был переведен в электромеханическую службу соединения подлодок, как он говорил для секретности.
Уже имел звание капитана II ранга, по сухопутному - подполковника. И вот он позвонил. Я слышал, что в Петрозаводске есть такой архитектор - Евгений Карманов, можешь его разыскать? С этим человеком я не был знаком, но найти его было несложно.
И уже вскоре я сел в поезд с архитекторами Евгением Алексеевичем Кармановым и Николаем Николаевичем Овчинниковым, а вышел на мурманский перрон с умными и обаятельными друзьями Женей и Колей. От смерти до славы К нам подошел каплей - капитан-лейтенант: "Вы к капитану второго ранга Некрасову в Западную Лицу? Моряк усадил нас в черную "Волгу" ГАЗ-24, с уважением отметив: командира, мол, машина - почет вам и всяческий респект! По дороге наш сопровождающий раскрыл секрет конечной точки маршрута: Название Мурманск-150 - это плод буйной фантазии военной цензуры, пытавшейся ввести в заблуждение западных супостатов.
Как погибла лучшая советская подлодка
Память моряков погибшей АПЛ Комсомолец почтили в Мурманской области | атомной подводной лодки К-278 "Комсомолец", которые еще не были известны стране. |
День памяти погибших подводников | Очень жизненная песня про АПЛ Комсомолец: Александр Викторов – Памяти АПЛ "Комсомолец" (Автономка-2). |
К 278 подводная лодка комсомолец | Установлен Приказом ГК ВМФ от 19 декабря 1995 года в память о 42 погибших в этот день на АПЛ К-278 «Комсомолец». |
Выставка "Памяти АПЛ К-278 "Комсомолец" | 7 апреля 1989 года в Норвежском море затонула советская атомная подводная лодка Комсомолец. |
"Ушла за минуты": выжившие моряки рассказали о гибели АПЛ "Комсомолец" | Командир первого экипажа атомной подводной лодки «Комсомолец» Юрий Зеленский считает, что эксперты из Норвегии могли «что-то подложить». |
Подводная лодка «Комсомолец»: смерть из-за флотского бардака
Атомная подводная лодка К‑278 «Комсомолец» была спроектирована в ЦКБ‑18 в 1966—1974 годах. На днях все мировые информационные агентства разнесли тревожную новость — АПЛ «Комсомолец» начал «фонить» — уровень выше допустимого чуть не в миллион раз! 7 апреля в Севастополе прошло памятное мероприятие, посвященное погибшим членам экипажа АПЛ К-278 «Комсомолец». На днях все мировые информационные агентства разнесли тревожную новость — АПЛ «Комсомолец» начал «фонить» — уровень выше допустимого чуть не в миллион раз! Подводная лодка «Комсомолец» стала воплощением вошедшей в плоть и кровь идеи руководящего начала с «кнопочным» управлением и заменой техникой функций исполнителей.
Как погибла лучшая советская подлодка
Из 69 находившихся на субмарине человек 42 погибли. Катастрофу спровоцировал пожар в седьмом отсеке субмарины.
В Лице, то есть Мурманске-150, "Волжанка" остановилась у стандартной "хрущевки", где жил Некрасов. Его семья - жена, старшая дочь и сыновья-двойняшки на атомном флоте появление двойни, а то и тройни - не редкость, и тогда это связывали с радиацией - уехали на лето на "большую землю", и глава семейства один обретался в трехкомнатной квартире.
В ней было уютно, чисто, но требовался ремонт. Он извлек из холодильника трехлитровую стеклянную банку с прозрачной жидкостью: "Презент от командования - "шило". А оно на флоте, как известно, бывает только двух видов: вкусное и очень вкусное. Вам разбавить или чистый предпочитаете в это время суток?
За столом Толя рассказал о подробностях гибели АПЛ - атомной подводной лодки К-278 "Комсомолец", которые еще не были известны стране. И его рассказ - такое не забывается - я дополню лишь появившимся позднее хронометражем событий. Страшные подробности Это был уникальный корабль, корпус которого был сделан из сверхдорогого титана, за что его на флоте прозвали "золотой рыбкой". Но благодаря такому металлу и особенностям конструкции эта махина водоизмещением 8500 тонн в три раза больше знакомого многим сухогруза "Волго-Балт" , имевшая длину 110 и ширину 12 метров, установила в 1985 году мировой рекорд по глубине погружения среди подводных лодок - 1027 метров.
Это притом, что остальные субмарины ходили на 500-метровой глубине. Из этой океанской бездны "Комсомолец" мог нанести безнаказанный удар торпедами или крылатыми ракетами, в том числе с ядерными боеголовками. И это несмотря на то, что переборочные люки были, как положено, задраены. Сработала автоматическая защита атомного реактора, заглушив его.
Пожар потушить не удавалось, и в 11. Борьба за живучесть корабля продолжалась на поверхности. Первое сообщение о пожаре командир передал только в 11. Из-за неисправности антенны подлодки штаб его принял только с восьмого раза - спустя полчаса.
Для изучения ситуации на место был выслан военный турбовинтовой самолет Ил- 38, еще через полчаса был дан приказ идти на помощь ближайшему к месту аварии гражданскому судну - рыболовецкой плавбазе "Алексей Хлобыстов", находившейся от лодки на расстоянии около 60 километров. Командир успокоил: ситуация находится под контролем. Еще через 20 минут, когда боевая рубка субмарины до половины скрылась в воде, командир сообщил, что готовит экипаж к эвакуации. Моряки начали сбрасывать спасательные плоты, но спустить удалось только один, да и тот перевернулся в штормовых волнах.
В последний раз ее корпус осматривали российские ученые в 2007 году. Они же зафиксировали превышение уровня радиации. Теперь норвежские специалисты из Института морских исследований провели повторный осмотр: результаты оказались более серьезными, чем можно было ожидать.
Две из них не содержали радиации, а в третьем образце мы обнаружили радиоактивное загрязнение на уровне 100 беккерелей на литр. Это приблизительно в 100 тысяч раз больше, чем обычно содержится в морской воде! Подлодка смогла всплыть, но вскоре из-за повреждений начала терять плавучесть.
Спасти корабль экипаж не смог. Единственное, что удалось — это заглушить атомный реактор.
Память моряков погибшей АПЛ "Комсомолец" почтили в Мурманской области 0 153 1 мин Память моряков экипажа атомной подводной лодки "Комсомолец", которая в 1989 году затонула в результате аварии, почтили в Мурманской области. В этот день 32 года назад в Норвежском море затонула атомная подводная лодка "Комсомолец". Погибли 42 члена экипажа из 69.
На Северном флоте проходят памятные мероприятия, посвященные гибели АПЛ «Комсомолец»
Гибель атомной подлодки «Комсомолец»: Пока подводники ждали помощи, пели «Врагу не сдается наш гордый «Варяг». В Норвежском море обнаружили утечку радиации в затонувшей АПЛ «Комсомолец». Митинг-реквием в память о гибели атомной подводной лодки «Комсомолец». День аварии на «Комсомольце» стал днем памяти всех погибших подводников. День аварии на «Комсомольце» стал днем памяти всех погибших подводников.
Чтобы лучше спалось
- 7 апреля День памяти всех погибших подводников
- К 278 подводная лодка комсомолец - 73 фото ★
- Российские подводники усомнились в данных об уровне излучения в районе гибели «Комсомольца»
- «Золотая рыбка»
- Подлодка не «фоняет»: Норвежцы расшевелили затонувшую 30 лет назад АПЛ «Комсомолец»
- 7 апреля: гибель атомной подводной лодки «Комсомолец», на борту которой был туляк
Место затопления атомной подлодки «Комсомолец» исследует Росгидромет
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»? Да Не сейчас 7 апреля 2014, 21:27 Сегодня в России — день памяти моряков-подводников 7-го апреля 1989 года в Норвежском море наш флот потерял самую современную на тот момент советскую подводную лодку "Комсомолец". Погибли 42 человека. Причины катастрофы до сих пор точно не установлены. В августе 1985 года экипаж установил рекорд погружения. Он не побит до сих пор. Прямо в рубке офицеры качали на руках генерального конструктора. Такой корабль на такую глубину можно было сделать только из прочного титана", - говорит генеральный конструктор АПЛ "Комсомолец" Юрий Кормилицин.
Уникальный корабль почти сразу встал на боевое дежурство. Но служить субмарине суждено было меньше пяти лет. Его причины остаются загадкой до сих пор. Известно только одно: загорелся самый крайний, кормовой отсек. За считанные минуты температура достигла 1000 градусов.
В этой катастрофе погибли 42 моряка. По информации пресс-службы Мурманской областной Думы Общественная приемная.
Больше прибор не показывал. До сих не знаю точной глубины, сейчас лодка лежит на 1652. Давление было огромным, с минуты на минуту вода должна была нас попросту раздавить. От усталости я подумал, что это случится быстро и мы не успеем ничего почувствовать. Наша задача была - отсоединить выходную камеру от подлодки. Всплытие Вручную отсоединить камеру не получалось, хотя мы старались. Решили сделать это сжатым воздухом, в камере были клапаны. Пока их искали, раздался взрыв. Вода попала на аккумуляторные батареи, началось выделение водорода - он и взорвался. Это нас спасло. Взрыв оторвал от лодки нашу камеру, она наполнилась каким-то жидким густым туманом. До сих пор никто не может понять, что это было, хотя я рассказывал об этом тумане во многих институтах. ИДА - индивидуальные дыхательные аппараты. Спустя годы, анализируя этот момент, я понял: голос не мог принадлежать никому из нас пятерых. Я помню его до сих пор. Кто знает, возможно, это был голос Бога. Потом к командиру, он тоже не надел ИДА и умирал. И в это время прозвучал громкий хлопок. Наша камера всплыла на поверхность за несколько минут, стрелка глубиномера показала 0. Внутреннее давление сорвало люк, и моего товарища Черникова выбросило на высоту примерно 30 метров. Ударившись сверху о воду, он умер сразу от разрыва легких. Меня тоже подбросило вверх, но я сумел ухватиться за горловину люка и удержаться. Камера начала тонуть, и я попросту спрыгнул в воду. Она была ледяной. Плюс 2 градуса. Волны - полтора-два метра. До ближайшей земли более 700 километров. Было жутко. Пришла в голову мысль, что после такой передряги я не могу так просто сдаться и умереть. И я поплыл. В ледяной воде люди умирают через 15-20 минут. Я продержался 40... Мимо прошло судно, но в волнах меня не заметили. Но кто-то углядел оранжевый мешок погибшего Черникова, и тогда спасатели увидели меня. И направили к небольшому надувному плоту, за который держались мои товарищи. Их было около 60 человек. Подходили суда. Но спасти удалось не всех. Люди умирали, даже когда их переносили на палубу. Переохлаждение, потеря сил...
Команда более пяти часов отчаянно боролась за живучесть корабля. В этой катастрофе погибли 42 моряка. По информации пресс-службы Мурманской областной Думы Общественная приемная.
Специалисты НПО «Тайфун» не считают утечку радиации с АПЛ «Комсомолец» критичной
- Триумф и трагедия АПЛ Комсомолец (Юрий Бахарев) / Проза.ру
- Курсы валюты:
- Уроженец Никифоровского района 34 года назад погиб на подлодке «Комсомолец»
- Еще по теме
- Последнее погружение. Аварии и катастрофы подводных лодок в СССР и России - ТАСС
Выставка "Памяти АПЛ К-278 "Комсомолец"
Основной версией считается возгорание электрооборудования. Была предпринята попытка использовать объёмную химическую систему пожаротушения, но это не дало результата. На фото: репродукция рисунка «Норвежское море. Вскоре во внутренний корпус К-278 стала поступать вода, после чего субмарина затонула на глубину около 1800 м.
Продолжающаяся продувка систем главного балласта правого борта горячими газами через поврежденный трубопровод в седьмом отсеке послужила причиной того, что АПЛ спустя пару минут после всплытия начала крениться на левый борт, крен вскоре достиг 6 градусов. На тот момент горели шестой и седьмой отсеки, еще три второй, третий и пятый были задымлены, в третьем отсеке загорелся пульт, а в пятом вспыхнули горючие газы. При всплытии подлодка перешла на аккумуляторное электроснабжение, а еще через несколько минут по команде был произведен запуск аварийного дизель-генератора, он работал более двух часов. Ядерный реактор в результате срабатывания аварийной защиты заглушили. Через 14 минут с АПЛ был передан первый сигнал о бедствии. Эксперты полагают, что разрушенные системы гидравлики не позволили его своевременно принять и расшифровать в Главном штабе ВМФ СССР — только получив восьмое по счету сообщение с «Комсомольца» в 12. Из-за продувки цистерны главного балласта правого борта воздухом, поступающим из седьмого отсека, продолжал увеличиваться крен АПЛ. Было принято решение продувать противоположные цистерны, что только увеличило поступление сжатого воздуха в охваченные огнем отсеки. Фатальным оказалось и промедление с отдачей приказа об использовании экипажем индивидуальных дыхательных аппаратов, длительное время команда пользовалась шланговыми. Тем временем несколько членов экипажа подлодки уже насмерть отравились продуктами горения. Командир АПЛ ни о чем не просил и сообщил, что ситуация командой «Комсомольца» контролируется. Надводные суда, по расчетам, должны были подойти к месту аварии только к шести часам вечера к тому времени субмарина уже затонула. В пятом часу АПЛ начала увеличивать крен, Ванин приказал начать эвакуацию экипажа и подготовить всплывающую спасательную камеру. С самолета был сброшен спасательный контейнер. С самой АПЛ получилось спустить лишь один спасательный плот.
Посол считает, что сближение Армении с ЕС не угрожает России, а отношения Еревана с Евросоюзом продиктованы национальными интересами страны. По его словам, Армении необходимо строит образцовые отношения с ЕС, что не исключает и дальнейшие добрососедские отношения с Россией. Балаян также опроверг спекуляции о «повороте Армении на Запад» за счет России, вызванные активизацией усилий Еревана по соблюдению западных санкций против Москвы. В своем Telegram -канале он показал, как отважные бойцы группировки войск «Центр» впервые эвакуировали из зоны СВО подбитый американский танк Abrams. Парни, красавчики! Победа будет за нами! Подпольщик сообщил, что раненые отправлены в госпиталь, где их содержат отдельно от всех. По данным источников Лебедева, после утренних ударов ВС России к отелям, где находились иностранные наемники, подъехали скорые, а подъезды к ним были заблокированы военными, передает РИА «Новости». Лебедев сообщил, что в отелях, по которым нанесли удар ВС России, базировались англоязычные военные. В Николаеве ранее были замечены канадцы, американцы, а также другие иностранные наемники. По словам источника издания , слова президента о том, что с 2022 года было убита 31 тыс. Президент намеренно занизил потери, чтобы не мешать мобилизации. Депутат считает, что украинцев от мобилизации отпугивают опасения из-за неограниченных сроков службы, низкая оплата и отсутствие поддержки семей солдат. Также издание указало, что с помощью новых поставок оружия из США «Киев должен решить проблему критической нехватки войск и укрепить свою оборону». В Вашингтоне ожидают, что новое оружие позволит Киеву решить эти проблемы.
Но гораздо важней сегодня сказать всем тем, кто в строю: мы гордимся Краснознаменными Подводными силами Северного флота, мы ценим вашу службу и осознаём, с каким риском для жизни она связана. Поэтому мы — оставшиеся на берегу — обязаны обеспечить вам надежный тыл, обязаны беречь покой ваших семей», - сказал он. Траурный митинг завершился возложением венков к монументу экипажу АПЛ "Комсомолец".
Конец «Комсомольца». Как погибла лучшая советская подлодка
Ровно 33 года назад в результате катастрофы в Норвежском море затонула советская атомная подводная лодка «Комсомолец». Юрий Парамонов, командир гидроакустической группы АПЛ К-278 «Комсомолец»: «В холодной воде мы провели около часа и 20 минут». Трагедия, о которой нельзя забывать: в Заозерске почтили память погибших членов экипажа подводной лодки "Комсомолец". Катастрофа на атомной подводной лодке «Комсомолец» произошла 7 апреля 1989 года, когда субмарина возвращалась с боевой службы. Радиация затонувшей АПЛ К-278 «Комсомолец» в 800 тысяч раз превысила норму.