Святой князь Александр Невский понимал, что нужно заниматься спасением в своем Отечестве веры православной, потому что если ее не будет – не будет на Руси ни народа, ни единой Земли. Ларец с мощами святого Александра Невского оказался в музее истории религии и атеизма. Рака Александра Невского – одна из самых известных и наиболее почитаемых в православии наряду с мощами святого Сергия Радонежского.
Александр Невский: правда и мифы
Раку святого Александра Невского установили в лавре в Петербурге. Сейчас в верхнем храме Благовещенской церкви Александро-Невской лавры установлена ее часть: саркофаг с мощами. Реликвия являющаяся заодно произведением русского декоративно-прикладного искусства в стиле барокко состоит из нескольких элементов: деревянного ковчега, большого серебряного ковчега, декоративной пирамиды, двух пьедесталов с трофеями и двух напольных подсвечников. Деревянный ковчег с мощами перенесли из Владимира, где был похоронен Невский, в только что построенную Благовещенскую церковь в лавре еще в 1724 году. Затем, уже во времена Елизаветы Петровны были созданы другие элементы. После чего в конце восемнадцатого века гробницу передали в Александор-Невскую лавру.
Глава митрополии отметил, что с большой духовной радостью переступил в этот день порог Феодоровского храма. И казалось, это навечно. Но то, что невозможно человеку, возможно Богу. По молитвам святого благоверного князя Александра, трудами множества людей возродилось древняя обитель. Святой Александр Невский, будучи главой государства, великим князем Руси, обладал, к тому же, множеством христианских добродетелей. Среди них — кротость и смирение. И это позволило ему призвать благодать Божию на свои труды, и они увенчались победой. Мы с вами живем в другое время, но оно тоже непростое. И нам также важно призвать благодать Божию на свои заботы и попечения.
На Чудском озере он разбил крестоносцев Ливонского ордена. Теснил рыцарей Тевтонского ордена от пределов своего княжества, вел гибкие переговоры с Норвегией и Литовским князем, заключал торговые соглашения с немецкими городами. В течение всего периода своего правления, проявляя мудрость, гибкость, рассудительность, благоверный князь Александр заботился о том, чтобы сберечь уцелевшие княжества, отстроить сожженные города, сохранить свой народ. Именно в этих трудах князь пребывал и до времени своей кончины. Приняв обет монашества и схиму в 1263 году, с молитвой за свою землю и свой народ Александр Ярославович отошел ко Господу. Почитание места погребения князя начинается сразу после кончины. В 1574 году произошла церковная канонизация благоверного князя Александра. Святые мощи князя до 1723 года находились во владимирской Рождественской обители.
К присутствующим обратился архиепископ Калининградский и Балтийский Серафим, который совершил молебен за всех защитников Родины. В торжественном мероприятии приняли участие глава городского округа Калининграда О. Аминов, начальник музея-памятника «Спас на Крови» сотрудник Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» И. В экспозицию выставки вошла икона XIX века «Святой благоверный князь Александр Невский» из собрания Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор», а также портрет императора Петра I, при котором почитание святого князя приобрело общегосударственное значение. На литографии Анри Дюрана изображен монастырь Александра Невского, куда в 1724 году были перенесены мощи святого. Также на выставке представлен уникальный портрет Александра II работы художника А.
Невского причислили к лику святых за защиту православной веры — иерей Максим Васильев
Зачем раскольники вычеркнули Александра Невского из святых? Святой благоверный князь Александр Невский совершил много важных деяний, одержал немало побед над врагом, который своей возможной оккупацией земли Русской мог принести духовную погибель, изменить духовный, религиозный, культурный код страны. Частица святого прибыла в преддверии важного праздника Русской православной церкви – Дня благоверного князя Александра Невского.
Просветительский онлайн-проект «Путь святых». Святой Александр Невский
К этому лику святых причисляются миряне, прославившиеся искренней глубокой верой и добрыми делами, а также православные правители, сумевшие в своем государственном служении и в различных политических коллизиях остаться верными Христу. Как и любой православный святой, благоверный князь — вовсе не идеальный безгрешный человек, однако это в первую очередь правитель, руководствовавшийся в своей жизни прежде всего высшими христианскими добродетелями, в том числе милосердием и человеколюбием, а не жаждой власти и не корыстью. Так, среди русских святых княжеского происхождения большинство прославлены в лике святых за свою мученическую смерть ради ближних и ради сохранения христианской веры. Ему удалось также способствовать созданию православной епархии в Золотой Орде. Как дипломат, строивший отношения с Ордой, и уж тем более как монах и святой, он был для советской власти совершенно неуместен. Потому и шедевр Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» рассказывает не обо всей жизни князя, а лишь о битве на Чудском озере. Это породило расхожий стереотип, будто к лику святых князь Александр был причислен за свои военные заслуги, а сама святость стала чем-то вроде «награды» от Церкви. Официальная канонизация князя произошла в 1547 году. Жизнь святого благоверного великого князя Александра Невского Автор А.
Карпов, историк, писатель, член Союза писателей России, автор книг в серии «ЖЗЛ»: «Владимир Святой», «Ярослав Мудрый», «Юрий Долгорукий» Портал «Слово» Князь Александр Невский принадлежит к числу тех великих людей в истории нашего Отечества, чья деятельность не просто оказала влияние на судьбы страны и народа, но во многом изменила их, предопределила ход русской истории на многие столетия вперед. Ему выпало править Русью в тяжелейшей, переломный момент, последовавший за разорительным монгольским завоеванием, когда речь шла о самом существовании Руси, о том, сумеет ли она уцелеть, сохранить свою государственность, свою этническую самостоятельность или исчезнет с карты, подобно многим другим народам Восточной Европы, подвергшимся нашествию одновременно с ней. Он родился в 1220 году 1 , в городе Переяславле-Залесском, и был вторым сыном Ярослава Всеволодовича, в то время переяславского князя. Его мать Феодосия, по всей видимости, была дочерью знаменитого торопецкого князя Мстислава Мстиславича Удатного, или Удалого 2. Очень рано Александр оказался вовлечен в бурные политические события, развернувшиеся вокруг княжения в Великом Новгороде — одном из крупнейших городов средневековой Руси. Именно с Новгородом будет связана большая часть его биографии. В первый раз Александр попал в этот город еще младенцем — зимой 1223 года, когда его отца пригласили на новгородское княжение. Однако княжение оказалось недолгим: в конце того же года, рассорившись с новгородцами, Ярослав с семьей вернулся в Переяславль.
Так и будет Ярослав то мириться, то ссориться с Новгородом, а затем то же повторится и в судьбе Александра. Объяснялось это просто: новгородцы нуждались в сильном князе из близкой к ним Северо-Восточной Руси для того, чтобы он мог защитить город от внешних врагов. Однако такой князь правил Новгородом слишком круто, и горожане обычно скоро ссорились с ним и приглашали на княжение какого-нибудь южнорусского князя, не слишком досаждавшего им; и все бы хорошо, но тот, увы, не мог защитить их в случае опасности, да и заботился больше о своих южных владениях — вот и приходилось новгородцам вновь обращаться за помощью к владимирским или переяславским князьям, и все повторялось заново. Вновь князя Ярослава пригласили в Новгород в 1226 году. Спустя два года князь опять покинул город, но на этот раз оставил в нем в качестве князей своих сыновей — девятилетнего Федора своего старшего сына и восьмилетнего Александра. Вместе с детьми остались бояре Ярослава — Федор Данилович и княжеский тиун Яким. Им, однако, не удалось совладать с новгородской «вольницей» и в феврале 1229 года пришлось бежать с княжичами в Переяславль. На короткое время в Новгороде утвердился князь Михаил Всеволодович Черниговский, будущий мученик за веру и почитаемый святой.
Но южнорусский князь, правивший отдаленным Черниговом, не мог защитить город от угрозы извне; к тому же в Новгороде начались жестокий голод и мор. В декабре 1230 года новгородцы в третий раз пригласили Ярослава. Тот спешно приехал в Новгород, заключил договор с новгородцами, но пробыл в городе лишь две недели и вернулся в Переяславль. На княжении в Новгороде вновь остались его сыновья Федор и Александр. Новгородское княжение Александра Так, в январе 1231 года Александр формально стал новгородским князем. До 1233 года он правил вместе со своим старшим братом. Но в этом году Федор умер его внезапная смерть случилась перед самой свадьбой, когда все уже было готово к свадебному пиру. Реальная же власть целиком оставалась в руках его отца.
Вероятно, Александр принимал участие в отцовских походах например, в 1234 году под Юрьев, против ливонских немцев, и в том же году против литовцев. В 1236 году Ярослав Всеволодович занял освободившийся киевский престол. С этого времени шестнадцатилетний Александр становится самостоятельным правителем Новгорода. Начало его княжения пришлось на страшную пору в истории Руси — нашествие монголо-татар. Погибли многие князья, в том числе дядя Александра великий князь Владимирский Юрий Всеволодович и все его сыновья. Великокняжеский престол получил отец Александра Ярослав 1239. Происшедшая катастрофа перевернула весь ход русской истории и наложила неизгладимый отпечаток на судьбы русских людей, в том числе, конечно, и Александра. Хотя в первые годы княжения ему и не пришлось непосредственно столкнуться с завоевателями.
Главная угроза в те годы исходила для Новгорода с запада. С самого начала XIII века новгородским князьям приходилось сдерживать натиск усиливавшегося Литовского государства. В 1239 году Александр строит укрепления по реке Шелони, защищая юго-западные рубежи своего княжества от литовских набегов. В том же году произошло важное событие в его жизни — Александр женился на дочери полоцкого князя Брячислава, своего союзника в борьбе с Литвой. Позднейшие источники называют имя княжны — Александра 3. Свадьбу устроили в Торопце — важном городе на русско-литовском пограничье, а повторный свадебный пир — в Новгороде. Еще большую опасность для Новгорода представляло продвижение с запада немецких рыцарей-крестоносцев из Ливонского ордена Меченосцев объединившегося в 1237 году с Тевтонским орденом , а с севера — Швеции, которая в первой половине XIII века усилила наступление на земли финского племя емь тавастов , традиционно входившие в сферу влияния новгородских князей. Можно думать, что известие о страшном Батыевом разгроме Руси побудило правителей Швеции к перенесению военных действий на территорию собственно Новгородской земли.
Шведское войско вторглось в новгородские пределы летом 1240 года. Их корабли вошли в Неву и остановились у устья ее притока Ижоры. Поздние русские источники сообщают, что шведское войско возглавлял знаменитый в будущем ярл Биргер, зять шведского короля Эрика Эриксона и многолетний правитель Швеции, однако исследователи с сомнением относятся к этому известию. По свидетельству летописи, шведы намеревались «захватить Ладогу, попросту же сказать и Новгород, и всю область Новгородскую». Битва со шведами на Неве Это было первое по-настоящему серьезное испытание для молодого новгородского князя. И Александр с честью выдержал его, проявив качества не только прирожденного полководца, но и государственного мужа. Именно тогда, при получении известия о вторжении, и прозвучали его ставшие знаменитыми слова: «Не в силе Бог, но в правде! По пути он соединился с ладожанами и 15 июля внезапно напал на шведский лагерь.
Битва закончилась полной победой русских. Новгородская летопись сообщает об огромных потерях со стороны противника: «И пало их многое множество; наполнили два корабля телами лучших мужей и пустили впереди себя по морю, а для прочих выкопали яму и побросали туда без числа». Русские, по свидетельству той же летописи, потеряли всего 20 человек. Возможно, что потери шведов преувеличены показательно, что в шведских источниках нет упоминаний об этом сражении , а русских — преуменьшены. Сохранился составленный в XV веке синодик новгородской церкви Святых Бориса и Глеба в Плотниках с упоминанием «княжих воевод, и новгородских воевод, и всех избиенных братии нашей», павших «на Неве от немец при великом князе Александре Ярославиче»; их память чтили в Новгороде и в XV, и в XVI веках, и позже. Тем не менее значение Невской битвы очевидно: шведский натиск в направлении Северо-Западной Руси был остановлен, а Русь показала, что, несмотря на монгольское завоевание, в состоянии защищать свои границы. Житие Александра особо выделяет подвиг шестерых «храбрецов» из полка Александра: Гаврилы Олексича, Сбыслава Якуновича, полочанина Якова, новгородца Миши, дружинника Савы из младшей дружины подрубившего златоверхий королевский шатер и Ратмира, погибшего в схватке. Рассказывает Житие и о чуде, совершенном во время битвы: на противоположной стороне Ижоры, где вовсе не было новгородцев, впоследствии нашли множество трупов павших врагов, которых поразил ангел Господень.
Эта победа принесла громкую славу двадцатилетнему князю. Именно в ее честь он и получил почетное прозвище — Невский. Вскоре после победоносного возвращения Александр рассорился с новгородцами. Причины его конфликта с новгородцами неясны. Можно предполагать, что Александр стремился властно, по примеру своего отца, управлять Новгородом, и это вызвало сопротивление со стороны новгородского боярства. Однако лишившись сильного князя, Новгород не смог остановить наступление еще одного врага — крестоносцев. В год Невской победы рыцари в союзе с «чудью» эстонцами захватили город Изборск, а затем и Псков — важнейший форпост на западных рубежах Руси. На следующий год немцы вторглись в новгородские земли, взяли город Тесов на реке Луге и поставили крепость Копорье.
Новгородцы обратились за помощью к Ярославу, прося его прислать сына. Ярослав сначала отправил к ним своего сына Андрея, младшего брата Невского, но после повторной просьбы новгородцев согласился снова отпустить Александра. В 1241 году Александр Невский вернулся в Новгород и был восторженно встречен жителями. Ледовое побоище И вновь он действовал решительно и без всякого промедления. В том же году Александр взял крепость Копорье. Немцев частью пленил, а частью отпустил домой, изменников же эстонцев и вожан повесил. На следующий год с новгородцами и суздальской дружиной своего брата Андрея Александр двинулся к Пскову. Город был взят без особого труда; немцы, бывшие в городе, перебиты или отосланы в качестве военной добычи в Новгород.
Развивая успех, русские войска вступили в Эстонию. Однако в первом же столкновении с рыцарями сторожевой отряд Александра потерпел поражение. Один из воевод, Домаш Твердиславич, был убит, многие взяты в плен, а уцелевшие бежали в полк к князю. Русским пришлось отступить. Немцы и эстонцы, двигавшиеся клином по-русски, «свиньей» , пробили передовой полк русских, но затем были окружены и полностью разбиты. В оценке потерь немецкой стороны русские и западные источники расходятся. Согласно Новгородской летописи, погибло бесчисленное множество «чуди» и 400 в другом списке 500 немецких рыцарей, а 50 рыцарей попали в плен. Рассказ об этой битве имеется и в так называемой Ливонской рифмованной хронике конца XIII века, но она сообщает лишь о 20 погибших и 6 пленных немецких рыцарях, что представляет собой, по-видимому, сильное преуменьшение.
Впрочем, различия с русскими источниками отчасти могут быть объяснены тем, что русские считали всех убитых и раненых немцев, а автор «Рифмованной хроники» — только «братьев-рыцарей», то есть действительных членов Ордена. Ледовое побоище имело огромное значение для судеб не только Новгорода, но и всей России. На льду Чудского озера была остановлена крестоносная агрессия. Русь получила мир и стабильность на своих северо-западных границах. В том же году между Новгородом и Орденом был заключен мирный договор, по которому состоялся обмен пленными, и возвращались все захваченные немцами русские территории. Летопись передает слова немецких послов, обращенные к Александру: «Что заняли мы силою без князя Водь, Лугу, Псков, Латыголу — от того всего отступаемся. А что мужей ваших в плен захватили — готовы тех обменять: мы ваших отпустим, а вы наших пустите». Битва с литовцами Успех сопутствовал Александру и в битвах с литовцами.
В 1245 году он нанес им жестокое поражение в ряде битв: у Торопца, под Зижичем и возле Усвята недалеко от Витебска. Многие литовские князья были перебиты, а иные захвачены в плен. Так были прекращены на время и литовские набеги на Русь. Известен еще один, более поздний поход Александра против шведов — в 1256 году. Он был предпринят в ответ на новую попытку шведов вторгнуться в пределы Руси и основать крепость на восточном, русском, берегу реки Наровы. К тому времени слава о победах Александра разошлась уже далеко за пределы Руси. Узнав даже не о выступлении русской рати из Новгорода, но только лишь о подготовке к выступлению, захватчики «побегоша за море». На этот раз Александр направил свои дружины в Северную Финляндию, недавно присоединенную к шведской короне.
Несмотря на тяготы зимнего перехода по заснеженной пустынной местности, поход закончился успешно: «И повоевали Поморье всё: одних убили, а других в полон взяли, и обратно возвратились в землю свою со множеством полона». Но Александр не только воевал с Западом. Около 1251 года был заключен договор между Новгородом и Норвегией об урегулировании пограничных споров и разграничении в сборе дани с огромной территории, на которой проживали карелы и саамы. Тогда же Александр вел переговоры о женитьбе своего сына Василия на дочери норвежского короля Хакона Хаконарсона. Правда, переговоры эти не увенчались успехом из-за вторжения на Русь татар — так называемой «Неврюевой рати». В последние годы жизни, между 1259 и 1262 годами, Александр от своего имени и от имени своего сына Дмитрия провозглашенного в 1259 году новгородским князем «со всеми новгородцы» заключил договор о торговле с «Готским берегом» Готландом , Любеком и немецкими городами; этот договор сыграл важную роль в истории русско-немецких отношений и оказался весьма долговечным на него ссылались даже в 1420 году. В войнах с западными противниками — немцами, шведами и литовцами — ярко проявился полководческий талант Александра Невского. Но совершенно по-иному складывались его отношения с Ордой.
Кульминацией православного праздника сегодня стала церемония освящения саркофага Александра Невского, который до этого находился в Эрмитаже. Это первый этап: музей передал внешний серебряный саркофаг и внутренний деревянный ковчег в Лавру.
География проекта очень широка, — он экспонировался от Калининграда до Урала, но впервые именно в Петербурге будет представлен столь полно.
Так что у жителей и гостей нашего города есть уникальная возможность окунуться в эпоху Древней Руси, в атмосферу далёких событий и оценить высокое мастерство Евгения Емельянова. Лента новостей.
Александр восстал из гроба и стал невидим. После Куликовской битвы, в 1381 году, состоялось первое открытие и освидетельствование мощей святого князя. Святому было учинено монастырское церковное празднование, написаны канон и первые иконы.
В 1491 году, во время владимирского пожара, сгорела церковь Рождества Пресвятой Богородицы, но мощи Св. Александра, в это время уже местно прославленные и перенесённые из гробницы в открытую раку, у которой совершались многие чудеса, сохранились невредимыми и даже пелена, бывшая внутри раки, осталась нетронутой. Общецерковное прославление св.
Александра Невского совершилось при митрополите Макарии на Московском соборе 1547 г. К молитвам святого князя, прославившегося обороной Отечества, русские полководцы прибегали и во все последующие времена. Петр I, после продолжительной и изнурительной войны со шведами, заключил Ништадский мир.
Этот день решено было освятить перенесением мощей благоверного князя Александра Невского из Владимира в новую, северную столицу, Петербург, расположившуюся на берегах Невы. Вывезенные из Владимира 11 августа 1723 года, святые мощи были привезены в Шлиссельбург 20 сентября того же года и оставались там до 1724 года, когда 30 августа были установлены в Троицком соборе Александро-Невской Лавры. Указом от 2 сентября 1724 года было установлено празднество на 30 августа в 1727 году празднество было отменено по причине не церковного характера, а вследствие борьбы группировок при царском дворе.
В 1730 году празднество снова было восстановлено. Александра Невского были изъяты из Троицкого собора Александро-Невской лавры и возвращены в собор лишь в 3 июня 1989 года. Александра с 1790 по 1922 год, были возвращены монастырю Эрмитажем и помещены в верхнем храме Благовещенской церкви лавры, посвященном святому князю Александру Невскому.
Имя защитника рубежей России и покровителя воинов известно далеко за пределами нашей Родины. Свидетельство тому — многочисленные храмы, посвященные святому Александру Невскому. Наиболее известные из них: Патриарший собор в Софии, кафедральный собор в Таллине, храм в Тбилиси.
Эти храмы — залог дружбы русского народа-освободителя с братскими народами. Тропарь блгв. Александру Невскому, глас 4-й Яко благочестиваго корене пречестная отрасль был еси, блаженне Александре, яви бо тя Христос, яко некое божественное сокровище Российстей земли, новаго чудотворца, преславна и богоприятна.
И днесь сошедшеся в память твою верою и любовию, во псалмех и пениих радующеся славим Господа, давшаго тебе благодать исцелений, Егоже моли спасти град сей, и державе Российстей богоугодней быти, и сыновом Российским спастися.
Святой Александр Невский
12 сентября 1724 году состоялось перенесение мощей святого благоверного князя Александра Невского из Владимира в новую столицу Российской империи. С 1710-го года святой Александр Невский стал поминаться как молитвенный защитник Невской стороны. В Петербурге отмечают День перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского. В честь важного для православных христиан события к горожанам обратился Александр Беглов. Он уже был не угодник Божий, не святой, как Александр Невский, а политик, и поэтому, оставаясь верующим православным человеком, он в первую очередь все-таки думал о земных способах достижения своих целей. Пятый канал НОВОСТИ19 071 подписчик. Орден Александра Невского. Жизнь, ставшая житием. История почитания святого благоверного князя.
Александр Невский: правда и мифы
Теснил рыцарей Тевтонского ордена от пределов своего княжества, вел гибкие переговоры с Норвегией и Литовским князем, заключал торговые соглашения с немецкими городами. В течение всего периода своего правления, проявляя мудрость, гибкость, рассудительность, благоверный князь Александр заботился о том, чтобы сберечь уцелевшие княжества, отстроить сожженные города, сохранить свой народ. Именно в этих трудах князь пребывал и до времени своей кончины. Приняв обет монашества и схиму в 1263 году, с молитвой за свою землю и свой народ Александр Ярославович отошел ко Господу. Почитание места погребения князя начинается сразу после кончины.
В 1574 году произошла церковная канонизация благоверного князя Александра. Святые мощи князя до 1723 года находились во владимирской Рождественской обители. Когда Петр Великий передал Санкт-Петербург под небесное заступничество благоверного князя, его мощи были перенесены в новую столицу.
Святой благоверный Князь стал небесным покровителем города, защитником Отечества и российской государственности, а перенос его мощей освятил преемственность государственной власти от Рюриковичей к Императорскому Дому Романовых. Орден Святого Благоверного Князя Александра Невского, учрежденный в 1725 году, вручался за особые заслуги перед Отечеством и преданность Государю. Его кавалерами являлись видные государственные деятели России и зарубежья, таким образом, с именем святого благоверного Князя укреплялось дружественное общение между Россией и иностранными государствами. В год 800-летия со дня рождения этого выдающегося государственного деятеля Фондом "Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество" была подготовлена передвижная стендовая выставка "Святой благоверный Князь Александр Невский - небесный покровитель русских Императоров". Экспозиция была представлена в Брянске, Екатеринбурге, в Подмосковье и Тульской области. Выставка повествует о подвижнической и просветительской деятельности представителей Императорского Дома Романовых, связанной с именем святого благоверного Князя Александра Невского, о храмоздательстве и почитании этого выдающегося защитника Отечества.
Рака Александра Невского — одна из самых известных и наиболее почитаемых в православии наряду с мощами святого Сергия Радонежского. Малая рака 1695 года работы московского мастера Н. Согласно некоторым летописям, его останки чудесным образом уцелели во время пожара 1491 года, что и стало одной из предпосылок к канонизации. Стали ходить легенды о чудотворных качествах мощей Александра. В 1695 году в Москве для мощей создали новую позолоченную раку с обивкой из вишневого бархата, сохранившуюся до сих пор. Петр I построил в Петербурге специальный монастырь для хранения мощей Александра Рака в Александро-Невской лавре, литография 1890 года Общественное достояние В 1703 году Петр I основал новую столицу России — Санкт-Петербург и наряду со святым Петром «назначил» и святого Александра Невского святым покровителем города. Это объяснялось тем, что совсем неподалеку князь одержал победу над шведами в Невской битве 1240 года. В 1723 году Петр I повелел доставить раку из Владимира в Петербург и специально для нее построил Александро-Невский монастырь вскорости получивший статус лавры. Ее выполнили в стиле монументальных католических реликвариев в помпезном стиле барокко.
Это, собственно, и объясняет его выбор между Западом и Востоком. В Востоке он не видел, как принято сейчас говорить, экзистенциальной угрозы для будущего Русского мира, несмотря на страшное монголо-татарское иго. Не случайно у русского народа есть расхожая пословица: «незваный гость хуже татарина». То есть в то время татарин был эталоном зла, поэтому это был тяжелый выбор. В западном же мире видели угрозу гораздо более страшную. Объяснить выбор Александра Невского политическими мотивами невозможно, потому что, очевидно, он был духовный. Он потому и сделал правильный выбор, что был святым. Что такое святость Александра Невского? Это ведь не просто красивый эпитет или титул, которым его посмертно наградили, когда прославили, канонизировали на Московском Соборе в XVI веке. Святость — это качество сознания, внутренней жизни, оно проявляется вовне, в делах, это, прежде всего, такое духовное устроение, когда человек старается делать все в соответствии с Божией правдой, ни в чем ее не преступая. Этим и объясняется его выбор. Конечно же, он не знал о его последствиях, не мог заглянуть на столетия вперед, но, доверяясь Богу, думал, что принесет пользу своему народу. В то же самое время мы видим и другой пример — тоже выдающийся деятель Древней Руси князь Даниил Галицкий. Он стоял перед тем же выбором, сражался с монголо-татарами и даже одерживал победы, но в конце концов, убедившись, что в одиночку невозможно сопротивляться, сделал выбор в пользу Запада. И хотя это было чисто политическое решение, не сердечное, но, насколько известно из исторических источников, он согласился на титул короля с условием принятия католичества. Правда, это было ненадолго и не для всей Галицкой земли, но все-таки князь Даниил при всех его талантах поступал именно как политик. А Александр Невский — как святой. Сейчас, по сути, происходит то же самое: порой российскую власть обвиняют в нежелании сближения с Западом. Можно ли проводить такую параллель? Он был против духовного предательства, не хотел разрушать наследие святого князя Владимира Крестителя, который принял православие более чем за два столетия до него не только из личных побуждений, хотя и они были очень сильны, но и ради своего народа как выразитель его чаяний. Это была не идеология и не политика, это был ответ на жажду души. Летописец, повествуя о русских послах в Константинополе, говорил, что, когда они оказались на патриаршем богослужении в главном храме, Софийском соборе, сохранившемся до наших дней, у них было ощущение, будто они на небе. По возвращении они говорили: «Не знаем, где мы были, на земле или на небе. Одно знаем — там Бог пребывает с людьми». Что их поразило? А ведь она выражение гармонии, то есть совершенства, полноты. Русская душа отозвалась именно на православие, и к моменту монголо-татарского завоевания оно было усвоено очень хорошо. Христианскими становятся и литература, и искусство. Более того, и то и другое приобретает национальные черты. Это тоже свидетельствует о глубине усвоения новой веры. Александр Невский был типичным выразителем русского духа, русского православия, поэтому он ко всему так и относился. Но контакты с Западом были постоянные. Об этом свидетельствуют и династические браки. Скажем, дочери Ярослава Мудрого вышли замуж за европейских государей. Об этом свидетельствует и искусство. Расцвет древнерусского домонгольского искусства — владимиро-суздальские храмы: церковь Покрова-на-Нерли, Успенский и Дмитровский соборы во Владимире. Типологически они точно такие же, как византийские, — крестово-купольные, но в них очень много и западноевропейских черт, романского стиля. Это следствие тесных контактов с Западом на всех уровнях. Я уж не говорю о Новгородской республике, которая входила в Ганзейский союз, то есть вела активную торговлю с Западной Европой. Поэтому отторжения от Запада как конгломерата народов, цивилизации никогда не было.
Мощи святого князя Александра Невского доставлены в алексеевский храм
Они узнают не только о том, каким полководцем был Александр Невский, но и о его дипломатических способностях и распространению православия на Руси. Частица святого прибыла в преддверии важного праздника Русской православной церкви – Дня благоверного князя Александра Невского. Святой князь Александр Невский собрал в нашем храме сонм духовенства и любящих его христиан.
Защищая Отечество. Александр Невский – воин, миротворец, молитвенник
Присутствующие почтили память умерших ликвидаторов минутой молчания и возложили цветы к памятнику «Жертв ядерных катастроф». Более 70 жителей нашего района участвовали в ликвидации этой страшной трагедии.
Невский одержал множество военных побед, а также прославился как политик и дипломат. В 1547 году он был канонизирован в лике благоверного. УПЦ законодательно запрещена в стране, ее храмы захватывают с помощью националистов и полиции, а в отношении некоторых представителей духовенства УПЦ властями введены санкции. И при этом просят у бога помощи!
Тамара не знала, что и думать. Беседуя с батюшкой, мужчина признался, что он не исключает галлюцинации, они и раньше бывали после длительных возлияний.
Вот только это было совсем другое, к тому же и рана на руке. Когда он приближался к жене, ему дорогу преградил воинственный рыцарь в боевых доспехах и с мечом в руке. Когда он занёс руку для удара, тот полоснул по руке остриём меча и сказал: «Кто с мечом придёт, от меча и погибнет! Вернувшись домой, вспомнил. Да, это был Александр Невский, спасший его от тюрьмы, а жену в очередной раз от больницы. С тех пор муж стал регулярно ходить в храм на службы, пить бросил. На память остался лишь шрам на руке, как предупреждение.
А ведь женщина ни разу ни о чём не попросила святого, да и икона благоверного князя попала к ней совершенно случайно. Лишь потом поняла, что у Бога не бывает случайностей. Пулю остановила икона Словно продолжая разговор, молодой парень, стоявший поблизости, рассказал свою историю. Он как-то читал об этом святом, бабушка давала книжечку. Когда пришло время идти в армию, старушка, благословляя внука, вручила ему небольшую иконку. Вкладывая икону в руки внука, сказала: «Он будет рядом, когда станет тяжело, держи её у сердца». Служить ему пришлось на Кавказе.
Однажды ночью на их позиции напали враги, завязался бой. Пули свистели так, что порой они казались какой-то сплошной стеной металла.
Аминов, начальник музея-памятника «Спас на Крови» сотрудник Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» И. В экспозицию выставки вошла икона XIX века «Святой благоверный князь Александр Невский» из собрания Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор», а также портрет императора Петра I, при котором почитание святого князя приобрело общегосударственное значение. На литографии Анри Дюрана изображен монастырь Александра Невского, куда в 1724 году были перенесены мощи святого. Также на выставке представлен уникальный портрет Александра II работы художника А. Стрелковского, недавно поступивший в фонды петербургского музея. Храм Спас на Крови был сооружен на месте смертельного ранения императора.
Александр Невский: полководец, князь, дипломат, святой
С 1710-го года святой Александр Невский стал поминаться как молитвенный защитник Невской стороны. Орден святого Александра Невского был учрежден Екатериной II и до сих пор покрытый рубиновой эмалью позолоченный четырёхконечный прямой крест с расширяющимися концами вручается за особые заслуги перед отечеством в дипломатической и миротворческой. Князь Александр Невский был причислен к лику святых не за ратные подвиги, а за защиту православия на Руси. Орден Святого Благоверного Князя Александра Невского, учрежденный в 1725 году, вручался за особые заслуги перед Отечеством и преданность Государю. Главная» Новости» 26 апреля 2024 года на территории храма Святого Благоверного Князя Александра Невского прошел митинг, посвященный 38-й годовщине аварии на Чернобыльской атомной электростанции. 30 мая 1220 года родился Александр Ярославич Невский, святой Русской православной церкви.
Раку святого Александра Невского установили в лавре в Петербурге
Четвертый сын св. Александра Невского – святой благоверный князь Даниил стал основателем Москвы. В пятницу, 6 августа, в Александро-Невском районе встретили ковчег с частицей мощей святого благоверного князя Александра Невского. В Санкт-Петербурге 12 сентября отмечают День перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского. Страховое покрытие раки святого князя Александра Невского, которую Эрмитаж передает церкви, превышает ₽20 млрд, узнал РБК. В рамках торжеств в Святодуховском центре открылась выставка главного художника Военно-исторического артиллерийского музея Евгения Емельянова «Александр Невский: воин и святой», которая продлится до 24 декабря. Торжества в День перенесения мощей Александра Невского возглавил патриарх Московский и всея Руси Кирилл.