Антимонопольная служба контролирует исполнение закона о рекламе и выносит штрафы. Закон, установивший правила о рекламе кредитов для банков, вступил в силу 23 октября 2023 года. Часть 1 статьи 18 «Закона о рекламе» устанавливает, что распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе, посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи. Также сообщается, что часть 3 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" в редакции, вступившей в силу 23.10.2023, требует при указании в рекламе потребительского кредита (займа).
Когда начнут штрафовать за навязчивую рекламу по телефону?
Законопроект предложит дополнить первую часть статьи 18 закона «О рекламе». Федеральный закон от 14.07.2022 № 286-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" и Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Вице-спикер Госдумы от ЛДПР Борис Чернышов сообщил о подготовке законопроекта о штрафах до 150 тыс. рублей за назойливую рекламу по телефону. Напомним, что требования к рекламе, распространяемой по сетям электросвязи, закреплены в Федеральном законе от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе". РСПП направит в ФАС предложения по совершенствованию закона о рекламе и вопросы по маркировке интернет-рекламы. На прошлой неделе президент России Владимир Путин подписал закон об ответственности за спам-звонки и рекламу кредитов без указания их полной стоимости.
За спам-звонки начнут штрафовать
Абонентом или получателем считается лицо, на чей телефон или электронную почту отправляются рекламные материалы. Согласие может быть получено в любой форме, достаточной для идентификации и подтверждения желания абонента. Если у компании нет такого согласия, реклама считается распространённой с нарушением закона. Законодательство также запрещает использование программного обеспечения для автоматического набора номеров без участия человека, включая системы автодозвона и авторассылки. С 17 апреля 2024 года все компании, использующие телемаркетинг и директ-мейл рассылки, нарушают законодательство.
Метод «холодных звонков» широко применяется во многих отраслях. Компанию не освобождает от ответственности, если клиент согласился случайно на звонок или отправил сообщение, компания всё равно должна убедиться, что номер принадлежит этому человеку.
Пока неизвестно, как быстро ОРД будет присваивать идентификатор.
Механизм присвоения установит Роскомнадзор в ближайшее время. ОРД передаст полученные данные о рекламе в Роскомнадзор. Ведомство учтет, обработает полученные сведения и будет хранить их не менее 5 лет.
Кроме передачи информации в Роскомнадзор ОРД будет отслеживать распространение рекламы в интернете. Он должен фиксировать данные о ней — например, где, когда и сколько раз показывают ту или иную публикацию. Если окажется, что в Роскомнадзор подали одни данные о рекламе, а по факту она оказалась другой, ОРД должен сообщить об этом в ведомство.
Что будет, если нарушить требования учета рекламы Пока ничего, поскольку система не работает.
Аналогичная ответственность вводится и для кредитных организаций за неправомерную рекламу кредитов и займов вместо действующей на данный момент. Сейчас за рекламу услуг по предоставлению кредита или займа, содержащую хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, без указания всех остальных условий, определяющих полную стоимость кредита займа для заемщика и влияющих на нее, штраф для кредитных организаций установлен от 300 тысяч до 800 тысяч рублей, а для их должностных лиц — от 20 тысяч до 50 тысяч рублей. Закон вступает в силу через 10 дней после официального опубликования.
Все это занимает массу времени, в течение которого реклама продолжает поступать по телефону. Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня. Автор статьи Специализация: Уголовное право, уголовный процесс, административное право, финансовое право, таможенное право 16-летний опыт работы следователем органов внутренних дел, в настоящее время - преподаватель кафедры уголовно-правовых дисциплин в высшем и средне-специальном учебных заведениях г. Вы — юрист или бухгалтер?
Статья 18. Реклама, распространяемая по сетям электросвязи
При этом попасть на штраф рискуют все: и МСП, и крупный бизнес например, в августе арбитражный суд наказал компанию «Мегафон» за спам-рассылки с помощью СМС. Причиной массовости спам-звонков стали автоматизированные системы: в интернете без труда можно найти сервисы, которые за небольшую плату готовы запустить обзвоны как по собственным базам, так и клиентским спискам заказчика. Причем, на этапе заказа можно выбрать, кто будет звонить: роботы — записанное заранее сообщение проигрывает специальное ПО, для имитации разговора с человеком в тексте могут присутствовать паузы для ответа; операторы колл-центров — люди, которые зачитывают текст по специальному скрипту. Если вы не получили от клиентов согласие на получение рекламы посредством звонков, то подобные обзвоны считаются спамом, а, значит, они нарушают рекламное законодательство.
Кто и как штрафует бизнес за спам-звонки Чаще всего граждане жалуются на нежелательные звонки в ФАС например, через эту форму , впрочем, антимонопольная служба может и самостоятельно узнать о нарушениях через внеплановые проверки. К примеру, ИП Иванов получил предписание о прекращении нежелательных рекламных звонков, но проигнорировал требование антимонопольной службы. В этом случае ФАС вправе инициировать внеплановую проверку, проверить журнал звонков и другие документы для подтверждения факта нарушения.
Как действует антимонопольная служба при получении жалоб на спам-рекламу, нежелательные рассылки по смс и другие нарушения законодательства? Вместе с заявлением специалист запросит у гражданина копию обращения к оператору сотовой связи, аудиозаписи спамных звонков, детализацию по номеру, договор на оказание услуг связи. На основании обращения ФАС возбудит дело о нарушении рекламного законодательства, по итогам которого вынесет вердикт о том, были или нет несоответствия закону.
Если вину спамера докажут, то компания получит предписание о прекращении спам-звонков вместе с обвинительным решением.
Об этом мы писали здесь. Часть 1 статьи 18 «Закона о рекламе» устанавливает, что распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе, посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено.
Указанное требование распространяется на всю без исключения рекламу, распространяемую по сетям электросвязи: SMS, звонки, email-рассылка, в том числе на приложения WhatsApp Messenger и Viber, и иные приложения, передающих и принимающих информацию с использованием сетей электросвязи Нарушение установленных законодательством о рекламе требований к рекламе, распространяемой по сетям электросвязи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 10 000 до 20 000 рублей; на должностных лиц — от 20 000 до 100 000 рублей; на юридических лиц — от 300 000 до 1 млн.
Если законопроект примут, то любой россиянин сможет отказаться от рекламы, озвучив это, например, по телефону. Также депутат хочет внести изменения в статью 14.
Тогда тех, кто не перестанет предлагать какие-либо товары или услуги после отказа гражданина, смогут оштрафовать на сумму до 150 тыс.
Теперь реклама услуг, связанных кредитами или займами, содержащая информацию о процентных ставках, должна содержать и диапазоны значений полной стоимости кредита или займа. Причем информация о полной стоимости должна указываться шрифтом не меньше того, которым указаны процентные ставки. Штрафы для авиакомпаний за задержку рейса выросли в четыре раза 1 апреля, 12:08 Штраф за нарушение этих требований для МФО составит от 600 тысяч до 1,6 миллиона рублей, а для их должностных лиц — от 40 тысяч до 100 тысяч рублей. Аналогичная ответственность вводится и для кредитных организаций за неправомерную рекламу кредитов и займов вместо действующей на данный момент.
За спам-звонки оштрафуют по-крупному
По закону нужно передавать информацию о рекламе в интернете в Роскомнадзор. Инициатор документа — вице-спикер Государственной думы от ЛДПР Борис Чернышов, сообщает «РИА Новости». Сейчас, согласно закону «О рекламе». Правительство России поддержало законопроект о введении штрафов за спам-звонки и рекламу микрозаймов по телефону, но при условии доработки. За спам-рекламу оштрафуют на сумму до миллиона рублей. Соответствующий закон Госдума приняла в окончательном чтении.
В Госдуму будет внесен законопроект о штрафах за рекламные звонки
Так, в статье 14. Теперь закон разрешает распространение рекламы только с предварительного согласия абонента или адресата на ее получение. Использование сетей электросвязи для распространения рекламы с помощью автоматического дозванивания или рассылки также не допускается. За нарушение вышеперечисленных требований устанавливается штраф для граждан в размере от 10 до 20 тысяч рублей, для должностных лиц — от 20 до 100 тысяч, а для юрлиц — от 300 тысяч до 1 миллиона рублей.
ФАС России также отдельно отмечала, что обязанность по получению предварительного согласия на распространение рекламы "в первую очередь, направлено на защиту абонентов от получения нежелательной рекламы" Текст материала опубликован на официальном сайте ФАС России, в разделе "Часто задаваемые вопросы". Именно поэтому антимонопольный орган считает включение обязательного условия о даче такого согласия при заключении договора противоречит принципу добровольности.
Отсутствие возможности непосредственно при подписании соответствующего документа выразить отказ от получения такой рассылки ФАС России считает ненадлежащей формой, что является нарушением законодательства о рекламе. Более того, и ФАС России, и суды едины во мнении, что при регистрации на сайте, однозначно идентифицировать лицо, осуществляющее регистрацию, и, как следствие, дающее согласие на получение рекламной информации путем проставления "галочки" , не представляется возможным Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 августа 2018 г. Таким образом, сам по себе факт регистрации на сайте не является свидетельством надлежащего согласия гражданина на получение рекламных сообщений. Ирина Шурмина обратила внимание, что такой подход означает, что в некоторых случаях даже проставление пользователем "галочки" еще не является достаточным доказательством факта, что конкретное лицо дало конкретное согласие путем проставления галочки. Эксперт привела в пример дело, в котором комиссия УФАС г.
Москвы посчитала предоставленные в материалы дела страницы сайта с незаполненной формой для регистрации и лид с указанием телефонного номера недостаточным доказательством того, что пользователь прошел процедуру регистрации и заполнил форму Решение УФАС г. По мнению антимонопольного органа, "сам по себе факт заполнения неустановленным лицом формы на сайте, в том числе с указанием номером мобильного телефона и имени, проставлением "галочки", не позволяет однозначно идентифицировать его как владельца номера, что является обязательным условием получением предварительного согласия на распространения рекламы". Сам УФАС г. Москвы не указал, что в таком случае может являться доказательством, однако практика позволяет привести в пример лог, двухфакторная идентификация, — то есть технические характеристики, которые могут отследит и доказать факт подписания согласия конкретным лицом, объяснила Ирина Шурмина. В некоторых случаях отсутствие прямого согласия на получение рекламных сообщений может трактоваться как его отсутствие.
Так, в одном деле Арбитражный суд города Москвы посчитал, что графа "рассылка информационных сообщений по e-mail" не позволяет потребителю однозначно определить характер информации, на получение которой дано согласие, в связи с чем проставление "галочки" на этот пункт не является согласием на получение рекламных рассылок Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 августа 2018 г. В некоторых случаях суды и ФАС России прямо говорят о том, что согласие на получение рекламы должно четко содержать волеизъявление конкретного лица на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя и должно быть зафиксировано каким-либо образом например, Решение АС Липецкой области от 20 января 2021 г. В другом деле страховая компания посчитала, что пользователь дал согласие на получение рекламных сообщений, так как он проставил "галочку" в графе с условиями обслуживания, которое включало в себя согласие на обработку персональных данных Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 3 июня 2021 г. Компания пояснила, что без проставления галочки в соответствующей графе регистрация в личном кабинете невозможна, в связи с чем их клиент, зарегистрировавшийся в нем, дал согласие на получение информационных сообщений от компании. Однако комиссия Московского УФАС России установила, что при процедуре регистрации клиент выразил согласие именно на обработку персональных данных, что не позволяет констатировать его волеизъявление на получение рекламы от конкретного отправителя рекламы.
Антимонопольный орган разъяснил, что "указание информирования о других продуктах и услугах, статистических услугах в качестве цели обработки персональных данных не позволяет сделать вывод о том, что пользователь согласен на получение рекламы". Следует учитывать, что в отдельных случаях качестве доказательства антимонопольный орган и суды запрашивают техническую информацию сайта, которая свидетельствует о наличии действий субъекта персональных данных по оформлению согласия, а также верификацию субъекта в виде идентификации например, Постановление УФАС по Республике Татарстан от 23 декабря 2021 г. Неопределенный круг лиц — соблюдается ли критерий при наличии в сообщении Ф. Особое внимание заслуживает критерий адресованности рекламы неопределенному кругу лиц. ФАС России разъясняла, что "под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.
Такой признак рекламной информации как предназначенность ее для неопределенного круга лиц означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана, и на восприятие которых реклама направлена" Письмо ФАС от 5 апреля 2007 г.
В этом случае ФАС вправе инициировать внеплановую проверку, проверить журнал звонков и другие документы для подтверждения факта нарушения. Как действует антимонопольная служба при получении жалоб на спам-рекламу, нежелательные рассылки по смс и другие нарушения законодательства? Вместе с заявлением специалист запросит у гражданина копию обращения к оператору сотовой связи, аудиозаписи спамных звонков, детализацию по номеру, договор на оказание услуг связи.
На основании обращения ФАС возбудит дело о нарушении рекламного законодательства, по итогам которого вынесет вердикт о том, были или нет несоответствия закону. Если вину спамера докажут, то компания получит предписание о прекращении спам-звонков вместе с обвинительным решением. К примеру, в Татарстане УФАС предписало компании в 20-дневный срок прекратить спам-звонки гражданам, которые не дали согласие на получение рекламных материалов. Доказательства выполнения предписания направляют в антимонопольную службу иногда ФАС требует также скорректировать оферту при наличии автоматического согласия на получение рекламы по телефону.
Какие санкции предусмотрены за спам-звонки Если рекламодатель не сможет доказать, что у него есть согласие от граждан на получение рекламных материалов по телефону, то по закону такая реклама считается распространенной без предварительного согласия, а значит незаконной. В этом случае компании грозит административный штраф : на должностных лиц и ИП согласно ст. Если для обзвона используются сторонние базы данных, например, полученные в результате «слива», то спам-звонки также нарушают за к он о персональных данных, а значит рекламодателя могут привлечь к административной ответственность и выписать штраф: на должностных лиц и ИП — от 10 тыс. Но и это еще не все: если гражданин подаст на рекламодателя в суд, то законному предусмотрена гражданско-правовая ответственность в виде компенсации морального вреда ст.
Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti. На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации.
Чернышов: ЛДПР готовит законопроект о штрафах до 150 тысяч рублей за рекламные звонки
Еще раз о e-mail рассылках, звонках и штрафах до 1 млн - Своё дело плюс | За спам-рекламу оштрафуют на сумму до миллиона рублей. Соответствующий закон Госдума приняла в окончательном чтении. |
Госдума ввела штрафы за спам-звонки и санкции для МФО за нарушения в рекламе займов | Статья автора «Пишем понятно о законодательстве» в Дзене: Федеральный закон № 78-ФЗ от 06.04.2024 вводит новые штрафы за нарушение законодательства о рекламе. |
Штрафы за спам-звонки, а также за недобросовестную рекламу займов: закон принят | Федеральный закон «О рекламе»(от 13.03.2006 № 38-ФЗ) в нынешней редакции несколько расплывчат, он не устанавливает чётких границ для распространителей рекламы. |
За навязчивую телефонную рекламу введут крупные штрафы | За спам-рекламу оштрафуют на сумму до миллиона рублей. Соответствующий закон Госдума приняла в окончательном чтении. |
Совфед одобрил закон о штрафах за спам-звонки и недобросовестную рекламу кредитов | Основной тезис: Рекламирование банковских услуг по телефону без согласия абонента и не сообщая ему полную информацию о кредитной организации – нарушение законодательства о рекламе. |
За навязчивую телефонную рекламу введут крупные штрафы
В некоторых случаях отсутствие прямого согласия на получение рекламных сообщений может трактоваться как его отсутствие. Так, в одном деле Арбитражный суд города Москвы посчитал, что графа "рассылка информационных сообщений по e-mail" не позволяет потребителю однозначно определить характер информации, на получение которой дано согласие, в связи с чем проставление "галочки" на этот пункт не является согласием на получение рекламных рассылок Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 августа 2018 г. В некоторых случаях суды и ФАС России прямо говорят о том, что согласие на получение рекламы должно четко содержать волеизъявление конкретного лица на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя и должно быть зафиксировано каким-либо образом например, Решение АС Липецкой области от 20 января 2021 г. В другом деле страховая компания посчитала, что пользователь дал согласие на получение рекламных сообщений, так как он проставил "галочку" в графе с условиями обслуживания, которое включало в себя согласие на обработку персональных данных Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 3 июня 2021 г. Компания пояснила, что без проставления галочки в соответствующей графе регистрация в личном кабинете невозможна, в связи с чем их клиент, зарегистрировавшийся в нем, дал согласие на получение информационных сообщений от компании. Однако комиссия Московского УФАС России установила, что при процедуре регистрации клиент выразил согласие именно на обработку персональных данных, что не позволяет констатировать его волеизъявление на получение рекламы от конкретного отправителя рекламы. Антимонопольный орган разъяснил, что "указание информирования о других продуктах и услугах, статистических услугах в качестве цели обработки персональных данных не позволяет сделать вывод о том, что пользователь согласен на получение рекламы". Следует учитывать, что в отдельных случаях качестве доказательства антимонопольный орган и суды запрашивают техническую информацию сайта, которая свидетельствует о наличии действий субъекта персональных данных по оформлению согласия, а также верификацию субъекта в виде идентификации например, Постановление УФАС по Республике Татарстан от 23 декабря 2021 г.
Неопределенный круг лиц — соблюдается ли критерий при наличии в сообщении Ф. Особое внимание заслуживает критерий адресованности рекламы неопределенному кругу лиц. ФАС России разъясняла, что "под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации как предназначенность ее для неопределенного круга лиц означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана, и на восприятие которых реклама направлена" Письмо ФАС от 5 апреля 2007 г. Иными словами, получаемая информация должна быть неперсонифицированной, только тогда она будет признаваться рекламой. В связи с этим часто возникает путаница в отношении смс- и E-mail-рассылок, которые в некоторых случаях содержат информацию о человеке, которому они направлены — например, Ф. В связи с этим предполагается, что распространение такой информации не является распространением рекламы.
Однако такое заключение является ошибочным. Действительно, в своих постановлениях территориальные органы ФАС России отмечают, что информация, передаваемая посредством использования сетей электросвязи, является индивидуализированной по способу распространения, так как направляется определенным абонентам здесь и далее формулировки содержит ряд решений, например, Решение УФАС по Москве от 21 сентября 2021 г. При этом антимонопольный орган считает, что направление рекламы на определенный номер телефона предполагается диспозицией ч. В данном случае такая индивидуализация не является обстоятельством, исключающим рекламный характер распространенного смс-сообщения. В отношении понятия "неопределенный круг лиц" при осуществлении смс- и E-mail-рассылок ФАС России высказывает следующую позицию: под ними стоит понимать тех лиц, которые не могут быть заранее определены в качестве получателей рекламной информации Письмо Федеральной антимонопольной службы от 27 июня 2016 г. При этом квалифицирующим признаком информации как рекламной адресованность неопределенному кругу лиц, а не факт доведения такой информации до ее конкретных получателей. При этом ФАС России считает, что в тексте спорного сообщения следует учитывать наличие либо отсутствие в тексте информации, указывающей на ее конкретного получателя, а не только приветствие в начале письма.
Если такие сведения отсутствуют, то названная информация адресована неопределенному кругу лиц, вне зависимости от того, каким количеством лиц она была получена.
Кроме этого, на компанию могут подать в суд граждане с требованием компенсации морального вреда. Рассказываем, как рекламировать товары и услуги по телефону и избежать штрафов. Короткая версия для предпринимателя Какие звонки относятся к спаму Спам-звонки — это рекламный обзвон людей по списку без предварительного согласия. При этом попасть на штраф рискуют все: и МСП, и крупный бизнес например, в августе арбитражный суд наказал компанию «Мегафон» за спам-рассылки с помощью СМС. Причиной массовости спам-звонков стали автоматизированные системы: в интернете без труда можно найти сервисы, которые за небольшую плату готовы запустить обзвоны как по собственным базам, так и клиентским спискам заказчика.
Причем, на этапе заказа можно выбрать, кто будет звонить: роботы — записанное заранее сообщение проигрывает специальное ПО, для имитации разговора с человеком в тексте могут присутствовать паузы для ответа; операторы колл-центров — люди, которые зачитывают текст по специальному скрипту. Если вы не получили от клиентов согласие на получение рекламы посредством звонков, то подобные обзвоны считаются спамом, а, значит, они нарушают рекламное законодательство. Кто и как штрафует бизнес за спам-звонки Чаще всего граждане жалуются на нежелательные звонки в ФАС например, через эту форму , впрочем, антимонопольная служба может и самостоятельно узнать о нарушениях через внеплановые проверки. К примеру, ИП Иванов получил предписание о прекращении нежелательных рекламных звонков, но проигнорировал требование антимонопольной службы. В этом случае ФАС вправе инициировать внеплановую проверку, проверить журнал звонков и другие документы для подтверждения факта нарушения. Как действует антимонопольная служба при получении жалоб на спам-рекламу, нежелательные рассылки по смс и другие нарушения законодательства?
Помимо этого, предполагается, что повторное совершение такого административного правонарушения повлечет выплату штрафа в размере от 30 тысяч рублей до 100 тысяч рублей, на должностных лиц — от 100 тысяч до 200 тысяч рублей, на юридических лиц — от 200 тысяч до 1 миллиона рублей.
Памятка: как безопасно использовать базу клиентов для рекламы по телефону Получать согласия на обработку персональных данных клиентов.
Звонить только тем абонентам, которые согласились на получение рекламной рассылки. Не пользоваться сторонними базами контактов, а обзванивать только собственных или потенциальных клиентов, с которыми хотя бы раз уже был контакт. Содержание рекламных рассылок не должно нарушать требования закона о рекламе.
Например, нельзя рассылать рекламу товаров, которые запрещены к продаже в РФ, а также алкогольных и наркотических веществ, оружия, взрывчатых веществ. По требованию клиента удалять номера из базы.
Новый закон о маркировке рекламы в России — что изменится с 1 сентября 2023 и как подготовиться
В России сейчас действует закон «О рекламе», согласно которому перед распространением рекламной информации необходимо получить согласие адресата. Совет Федерации 3 апреля утвердил закон, который устанавливает особые штрафы за спам-звонки: для граждан 10-20 тыс. рублей, для должностных лиц 20-100 тыс. рублей и для юридических лиц 300 тыс. — 1 млн рублей. Инициатор документа — вице-спикер Государственной думы от ЛДПР Борис Чернышов, сообщает «РИА Новости». Сейчас, согласно закону «О рекламе». За соблюдением закона о рекламе следит Федеральная антимонопольная служба (ФАС).
За назойливый спам-обзвон накажут миллионом: как доказать, что звонок был рекламным
Кроме того, закон в два раза повышает административные штрафы для банков за ненадлежащую рекламу кредитных услуг и вводит штрафы для микрофинансовых организаций (МФО). В России сейчас действует закон «О рекламе», согласно которому перед распространением рекламной информации необходимо получить согласие адресата. Вице-спикер Госдумы от ЛДПР Борис Чернышов внес в Госдуму законопроект о штрафах до миллиона рублей за рекламные звонки, документ доступен в электронной базе. Также сообщается, что часть 3 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" в редакции, вступившей в силу 23.10.2023, требует при указании в рекламе потребительского кредита (займа).
Минцифры предложило запретить рекламные обзвоны россиян
Что за круглый стол и почему он важен? Это публичная беседа между представителями государственных структур, отвечающих за корректное применение закона о маркировке рекламы Роскомнадзор, ФНС и другими участниками рекламного рынка. Из официальных лиц в ней принимал участие представитель оператора рекламных данных Ozon. Таким образом, можно сказать, что это официальное мероприятие, на котором обсуждали сложности и новости, связанные с законом о маркировке рекламы.
Поэтому информации со встречи можно доверять. Для тех, кто до сих пор не запомнил все аббревиатуры, связанные с законом, напомним их. ОРД оператор рекламных данных — компания, которая собирает данные рекламной маркировки и передает их в реестр.
ЕРИР единый реестр интернет-рекламы — государственная база учета промаркированной рекламы. Читайте также: Что такое маркировка рекламы и что делать дальше рекламодателям За что должен был быть введен штраф с 1 марта 2023 года? За неисполнение закона о маркировке рекламы.
Но есть нюанс: дата «1 марта» не была закреплена в официальных документах, а была определена примерно, как условная граница развертывания нового закона. Поэтому она может быть плавающей и на нее могут влиять разные факторы: от технической готовности всех участников до степени информированности рекламодателей о новом законе. Именно поэтому на текущем этапе госорганы могут двигать эту дату.
Размышляем без конкретных примеров, но допускаю, что приглашение на день открытых дверей, общедоступный вебинар или другую подобную встречу могут подпасть под категорию информации. Но стоит оговориться: тот факт, что мероприятие бесплатное — не значит, что рекламное законодательство на него не распространяется. И бесплатное событие можно продвигать за деньги, акцентировать внимание на его преимуществах, выделять среди прочих сообщений на какой-либо площадке и так далее.
И в этом случае нужно будет помечать сообщение как рекламное и отчитываться о нем. Купоны на скидку Сайты-купонаторы, которые собирают спецпредложения разных брендов, ФАС считает каталогами и не требует отдельно маркировать каждое предложение — если только оно не выделяется среди прочих. Купон на скидку в виде баннера или плашки, который размещается, например, на вашем сайте от лица одного из своих партнеров и здесь речь не про каталог , скорее всего будет считаться рекламой, поскольку это как раз способ выделить этого партнера среди прочих.
Однако здесь тоже многое зависит от содержания и формата купона. Посты о себе в соцсетях С точки зрения закона ваше сообщество в соцсети — это то же самое, что и ваш сайт. Так что не стоит думать, что информация здесь носит неофициальный характер и не подпадает под регулирование.
По умолчанию посты о своей деятельности на своем сайте или в профиле в соцсети рекламой не считаются. Всё зависит от того, о чем они, какое у них содержание. Безоценочную информацию об ассортименте или мероприятиях маркировать не нужно.
Яркий креативный пост о конкретном товаре, содержащий призыв купить, — возможно, нужно. Сообщение, размещение которого у вас кто-то заказал, — нужно точно. Пресс-релизы Не каждый пресс-релиз является рекламой — зачастую это новость, освещение какого-то события, сообщение о фактах.
Кроме того, зачастую пресс-релиз адресуется неопределенному кругу СМИ, не подразумевает договора на рекламное продвижение и принимается на публикацию бесплатно. При всей этой совокупности факторов но, прежде всего, основываясь на нерекламном содержании есть все основания для того, чтобы считать его информацией. Поэтому, готовя пресс-релиз, лучше позаботиться о том, чтобы он был именно такой — не рекламный, а новостной, чтобы в случае спора можно было обосновать, что это не реклама.
Возможен сценарий, при котором СМИ принимает релиз на публикацию на правах рекламы, — и тогда, в идеале, нужно заключать договор и маркировать размещение. Если вы размещаете свой пресс-релиз на своем сайте — это, по общему правилу, не должно считаться рекламой. В таком случае можно занять позицию об информировании о деятельности компании, ее продуктах и новостях — это соответствует разъяснениям ФАС.
Но, конечно, каждую публикацию необходимо оценивать отдельно. Читайте также: Что такое реклама? Юрист объясняет, что нужно маркировать, а что нет Объявления о вакансиях По общему правилу, вакансии, которые публикуются в новостных пабликах и группах с объявлениями в соцсетях, не являются рекламой по умолчанию, даже если размещаются за деньги.
Однако критерии различения информации и рекламы актуальны и здесь: все зависит от содержания и формата размещения, того, выделяете ли вы вакансию среди подобных и привлекаете ли к ней особое внимание.
К чему еще закон может привести, кроме подорожания услуг спамеров? Я ожидаю мощный виток снижения количества живых операторов и большой шаг к освоению возможностей искусственного интеллекта и автоматизации. Для сравнения: звонок бота обходится в три раза дешевле, чем живого человека. Вряд ли закон повлияет на цену других рекламных инструментов. Стоимость обзвонов повысится, насколько именно — спрогнозировать сложно. Скорее всего, будет уход от официального предоставления услуг: изменение юрлиц, номеров телефонов. Это может снизить количество спам-звонков, однако полностью защититься от них, к сожалению, не получится. Нарушение закона о спам-звонках обойдется гражданину в сумму от 10 до 20 тысяч рублей, должностному лицу — от 20 до 100 тысяч, юрлицу — от 300 тысяч до миллиона рублей.
Кроме того, увеличатся штрафы для банков и микрофинансовых организаций, которые не будут указывать полную стоимость кредитного продукта. Должностные лица заплатят от 40 до 100 тысяч рублей, юрлица — от 600 тысяч до 1,6 миллиона рублей.
Но, сделать нужно письменно. Если после звонка с отказом рассылка рекламы не прекратится, рекламодателя оштрафуют на крупную сумму, до 1 000 000 рублей. Штрафы будут внесены в статью 14.
Насколько эффективен будет новый закон неясно.