Между тем, именно советский менталитет и воспитание, не говоря уже об опыте советского офицера, позволили реальному Печерскому организовать знаменитый побег. В СССР из ребенка пытались сделать человека общественного, в 90-х на первый план вышли достаток и благополучие, а сейчас мы выбираем из ты | PSYCHOLOGIES. Мы в ADME с уважением относимся к наследию прошлого, но считаем, что от некоторых привычек советского воспитания давно пора избавиться.
Подписаться
- Воспитание детей в СССР
- Воспитание детей в СССР
- 5 советских принципов воспитания, ломающих жизнь детей
- Исследование: Чем отличается современное российское воспитание от советского - Workingmama
Газета "Правда". Воспитать в человеке Человека
Домой — только по выходным В шестидесятых стало возможно не забирать ребёнка из садика ежедневно, а оставлять его там на всю рабочую неделю, с понедельника по пятницу. Конечно, так делали не все, а только те, кто, например, работал в ночную смену. Для современных родителей перспектива такого шага стала бы чуть ли не трагедией, а тогда это было в порядке вещей. И страдали от этого, в первую очередь дети. Никого особенно не интересовало, что чувствует ребенок или его родители, ведь главной задачей советского человека был труд на благо родины.
У меня был друг, наши кровати стояли рядом и мы каждый вечер мечтали найти спички и поджечь ночью детский сад, чтобы ночевать дома», — вспоминает Lena. Детский сад и сейчас служит площадкой для социализации и раннего развития ребенка. Но в настоящее время некоторые родители совсем отказываются отдавать свое чадо воспитателям и нянечкам. Телесные наказания.
Двойные стандарты Официально при советах телесные наказания были запрещены с 1917 года. Но на деле нравы были гораздо жестче. И если в школе в основном придерживались предписаний, то в семье ремень нередко использовался, как инструмент наказания.
И его вкусы — мешать водку с портвейном — наложили отпечаток на все советское общество. Большевики были наивными в том, что полагали: человек, который одолел чтение статей Владимира Ленина, который родился в обществе, где нет эксплуатации человека человеком, который получил десятилетнее и высшее образование в СССР, приобретет некие особые социалистические качества. Другое дело, что какое-то образование люди все-таки получили. Но вот с воспитанием детей — это была катастрофа. Мои родители, как и родители моих ровесников, родились перед войной. И они хлебнули по полной программе нищеты. Жили впроголодь. Одевались часто в обноски с плеча старших сестер и братьев. Вот это и была их программа — их дети должны были получить то, чего не получали они. Я горжусь своими родителями, они у меня замечательные, но сказать, что меня как-то воспитывали, я не решусь. Все делалось в «рабочем порядке». Я могу сказать другое, что как только в семье появились какие-то деньги, а это было ближе к середине 70- х годов, то мои потребности стали, чуть ли не главными. Помню какой-то свой день рождения, там было столько всего: торт шоколадный, трюфели, зефир, куча всяких шоколадных конфет, этот банкет закончился для меня тем, что печень моя не выдержала, и ночью мне было нехорошо. В 70-е годы, правда, стали популярными всякие методики воспитания по доктору Споку, была такая семья Никитиных, воспитание в которой почему-то считалось идеалом, то есть проблемы с воспитанием стали как-то осознаваться в СССР, но тут грянул 1991 год, и все мы получили дикий капитализм. Мурло советского мещанина, мурло полублатного человека стало определяющим. Получилось нечто гораздо худшее, чем было до 1917 года. А это самый верный показатель чрезвычайно низкой культуры общества. В порядочных советских семьях росли порядочные дети. Но эти выросшие дети не смогли спасти свою страну, ибо не были приучены к самостоятельным социальным поступкам. Да и за себя он и постоять не сумели, отдали собственность в руки воров и подонков всех уровней и национальностей. Отдали без сопротивления, это к слову о том, каких людей воспитывало советское государство. А государство это воспитывало, прежде всего, послушных и покорных. Советские граждане должны были совершать подвиги, но только тогда, когда это государству нужно. Как говорили при товарище Сталин: «Когда родине будет нужно, героем у нас станет любой». Лозунг — «все лучшее детям» не был пустым звуком. Помню, что мы бесплатно получали молоко. Наши родители вполне могли нас обеспечить молоком, но осталась такая установка от еще недавнего прошлого — давать детям молоко, дабы они получали белок. Пресное, кипяченое молоко с пенкой нам не нравилось, конечно, но нам нравилось то, что какой-то урок обязательно заканчивался на пять минут раньше, и мы строем шли в столовую. А там потихоньку начинали шалить. К 7 ноября нас всех скопом, не спрашивая согласия ни у кого, приняли в октябрята. Мы гордо повесили значки, «звездочки», где был изображен маленький Ленин, кудрявый такой, похожий на ангелочка. Во время приема в октябрята нам выдали по эклеру и стакан с какао. Это было круто. И я запомнил это и думал — что же нам дадут, когда мы будем вступать в пионеры? Если уж сейчас мы получили по эклеру. Мою первую учительницу звали Анна Семеновна. Это была одинокая женщина, которая любила свою работу, любила нас. Среди учительниц всегда есть соперничество, Анна Семеновна была не очень хорошая учительница в смысле педагогического мастерства. Ольга Петровна и Лидия Максимовна учили куда успешнее, дети у них были грамотнее и лучше считали. Но я ни тогда, ни сейчас не поменял бы Анну Семеновну ни на кого. Она для нас стала родным человеком. Как всякий педагог со стажем, как всякая женщина, она бывала не в духе, скандалила, была с нами несправедлива, но она нас любила, и мы это чувствовали. Однажды она как-то смущенно и даже раздраженно показала нам фото, на котором была вместе с Крупской. Я был потрясен. Получалось, что эта женщина могла видеть самого Ленина! Вот эта наша обычная Анна Семеновна могла прикоснуться к самому Ленину! Это было не так, конечно, фотография относилась к середине 30-х годов, как я сейчас понимаю. На фото мне не понравилась ни Крупская, ее фотографии всегда у меня почему-то вызвали тоску, ни сама Анна Семеновна, это была мордастая девочка в буденовке. По моим тогдашним понятиям зрелая Анна Семеновна была куда приятнее. Коньком Анны Семеновны были уроки пения. Она как-то отдыхала душой в это время. К тому же, она приносила из дома аккордеон, чем не могла похвастать ни одна учительница. И вот Анна Семеновна наяривала на аккордеоне, а мы пели. Почему-то мне кажется, что пели мы все время одну и ту же песню, видно она хотела довести наше исполнение до совершенства. Песня эта была про красного партизана, похороненного под кустом ракиты. И как доходили до этого места, то слезы текли из глаз моих, до того было жалко красного партизана. И однажды я чтобы не показывать слез учительнице отвернулся и сел боком. Анна Семеновна в этот день была не в духе, и расценила мой поступок, как хулиганство. И тут не имеет смысла спрашивать, что в этом была такого плохого, в моем поступке. Ибо раз женщина не в духе, то логика тут ни при чем. Учительница внезапно, в разгар моих страданий по красному партизану, схватила меня за шкирку и вывела из класса. Я ошеломлен этой абсолютной несправедливостью, жуткая и пустая в коридорах школа пугает, а тут идет наш директор. Это был настоящий «сталинский директор», такие в ту пору уже почти повывелись. Не директор, а красавец! Историк, фронтовик, огромный такой, в очках, с раскатистым голосом, по повадкам напоминал актеров в сталинских фильмах, которые играли профессоров. И вот он подходит ко мне, я в ужасе сжимаюсь, а он говорит какие-то ласковые слова, улыбается, берет меня аккуратно за руку и вводит класс. И говорит: «Анна Семеновна, посадите этого молодого человека на место». Учительница злобно зыркнула в мою сторону, но больше в этот день не фордыбачила. Но все равно она была замечательная.
Соответствующее обращение направлено в Госдуму и правительство РФ Депутаты госсовета Удмуртии выступили с предложением вернуть в школы России трудовое воспитание не примере советской системы образования. Депутаты госсовета Удмуртии выступили с инициативой наладить в российских школах трудовое воспитание.
И это будет гораздо полезнее для его развития. Совет 2: Игрушки должны быть разные Дайте своему карапузу возможность выбора. Пусть у него под рукой будет и пирамида, и игрушечная панель с кнопками, или даже «забытая» погремушка. Игрушки, расположенные в зоне досягаемости крохи, должны отличаться по цвету, размеру и назначению. Поэтому покупайте «развлекалочки» разного действия и направления. Совет 3: Безопасность — прежде всего Это умудренные жизненным опытом мамы и папы уже знают, что не все предметы можно и нужно пробовать на зуб. У маленького исследователя такого опыта еще нет. Поэтому, выбирая игрушку, смотрите на нее глазами ребенка, чтобы подобрать гарантированно безопасный вариант. Но родителям стоит помнить, что на одну и ту же вещь и даже занятие, они смотрят разными глазами. Поэтому, подбирая развлечения для своего малыша, нужно, в первую очередь, думать о том, чтобы выбранная игрушка была удобна и приятна ребенку. И еще одно важное правило: «Игрушки для ребенка, а не ребенок для игрушек». Малышам интереснее строить пирамиды, а не только смотреть на готовые и так далее. Детям интереснее непосредственно процесс, а не результат игры — поэтому оставляйте место для фантазии».
Воспитание в СССР
Плакаты 1950-60-х годов рисуют облик образцового советского школьника, выделяя наиболее яркие положительные черты, которыми он должен обладать. Советская власть мудро решила, что воспитание можно смело поручить школе, в которой работают профессиональные педагоги. Ни для кого не секрет, что советское воспитание сильно отличается от теперешнего.
Как воспитывали детей в СССР или Что такое хорошо, что такое плохо
Если школа начнет привлекать школьников к труду, я вполне допускаю мысль, что семьи запросят оплату за труд», — считает Сараев. Уполномоченный по правам ребенка уверен: то, как на сегодняшний день предлагают воспитывать у школьников уважение и любовь к работе, не будет всерьез воспринято родители и их дети всерьез не воспримут. Ведь уборкой занимаются клининговые компании, охраной — охранные предприятия, готовкой — подрядные организации. Нельзя не согласиться: пока родители в семье не научат школьника обслуживать себя самого, о работе на пользу общества можно забыть. А как сработает? Ответ на этот вопрос четко сформулировал Геннадий Сараев, который считает, что труд должен быть связан с профориентационными мероприятиями: «Если мы говорим о том, как мы можем детей привлекать к труду, то это должно быть в рамках образовательной программы, когда детей обучают профессии. Тогда через, например, профессию ландшафтного дизайнера, можно приучить ребенка к уборке территории, пропалыванию клумб и так далее. Или, например, ребенка обучают плотницкому делу.
Обучение труду в сельской местности — это если школьника учат промывать детали, изучать комбайн и так далее. То есть каким-то образом встраиваешься в труд, который позволяет освоить профессию», — считает Сараев. Узнать подробнее Обмудсмен отметил: труд может быть не только в стенах школы, но и в автомастерской в качестве помощника мастера, помощника уборщика, дворника, повара и всевозможные другие сферы деятельности, которые могут пригодиться ребенку во взрослой жизни. Замотивировать ребенка к тому, чтоб выполнять какую-то работу можно объяснением, где ему это может пригодиться. Сегодня современные школьники, завтрашние студенты, должны определиться с профессией в 17-18 лет, а затем связать свою жизнь с тем, что выбрали поспешно или вовсе на что указали их родители. Вопрос о том, почему молодежь не работает по полученной специальности напрямую связан с профориентацией в школьный период, когда попробовать себя можно в любой профессии.
Дети первых в большинстве своем вырастают самоуверенными людьми с ощущением собственной безнаказанности, вторые же не доверяют людям и вечно ждут подставы.
По-хорошему в каждой ситуации необходимо разбираться индивидуально, но доверять своему ребенку все же необходимо. Ведь кто, если не вы? Было мне тогда лет 5—6. К папиной матери приехала сестра с внуком, тот был старше меня на 2 года. Вечером нас усадили в кухне пить кипяченое молоко, а бабушки ушли смотреть телевизор. Я кое-как впихнула в себя содержимое чашки и побежала в ванную рот прополоскать. Когда вернулась, выслушала в свой адрес дикий ор и была поставлена в угол чего со мной никогда раньше не делали часа на 2.
А все потому, что брат вылил свое молоко в раковину, остались белые разводы, а когда его спросили, он сразу сказал, что это сделала я. Прошло уже 30 лет, я давно не общаюсь с этой родней, но осадок остался. После того как я помылась, сестра обвинила меня в том, что я пользовалась ее средством. Тетя стала нюхать мою голову и говорить, что я воровка. Я подбежала к маме, думала, она посмотрит мне в глаза и поймет, что я правду говорю. Мама тоже понюхала мои волосы и сказала, что она не уверена и если они считают, что я брала, значит, я действительно воровка. То, что моя родная мама мне не поверила и не защитила меня, было большим ударом.
Я всегда была послушной. Никогда ей не врала. Установки «все достается тяжелым трудом» и «только ленивый ничего не делает» до сих пор живы в наших людях, поэтому старшее поколение так часто злится, когда молодежь спит до обеда или в телефоне сидит, даже если никаких срочных дел нет. Самое раздражающее — «Надо пахать! Онлайн-работу почему-то не воспринимает часть старшего поколения как достойную, хотя зарабатывать на ней можно столько же, сколько и на «очной». Например, могу утром поспать, но нет, совесть не дает — нужно вставать, заниматься делами. Не говоря уже о развлечениях, трате денег на себя и занятии своими любимыми делами.
Как же можно читать книжку, когда посуда немытая, а если посуда мытая, то можно и пыль протереть... Поступки, покупки, планы и мечты оценивались с точки зрения того, что подумают другие. Повзрослев, многие так и не перестают ориентироваться на общественное мнение и не могут позволить себе жить в удовольствие, потому что боятся осуждения. Я: случайно ставлю на футболке пятнышко. Мама: «Вот сама стирать будешь, или ходи давай в грязной одежде. Что люди скажут?! Стоп, у нее там пятнышко в левом нижнем углу.
Как так можно вообще?! Да ничего люди не скажут! Им наплевать на тебя, на меня, на других. Люди собой заняты. Но возраст сам по себе не является показателем высокого уровня эрудиции, а совершать ошибки свойственно всем. Безусловное подчинение тем, кто родился раньше, не ведет ни к чему хорошему, ведь этим могут воспользоваться нечестные люди, которым ребенок не сможет отказать только потому, что он младше. Если человек старше, это не значит, что он умнее, лучше и достойнее.
Повзрослев, я поняла, что возраст не дает никаких привилегий. Увы, это обман из детства — то, что взрослый всегда прав и умнее. Несмотря на все это, старушке место в общественном транспорте я, конечно, уступлю. Но сейчас мир живет по другим правилам, а привитое с детства правило «надо делиться» еще существует в умах многих. Такая принудительная щедрость формирует у детей неправильное представление о том, что их чувства и желания не важны и они обязаны отдать свою вещь любому чужому ребенку только потому, что та ему приглянулась. Была у меня любимая игрушка — серый заяц по кличке Маша. Приехали к нам на лето дядя с дочкой лет 2—3, а мне было уже 6.
Я всегда своими игрушками делилась: мне не жалко, сестренка же не съест — ну поиграет и отдаст. Когда они собрались уезжать, она вцепилась в мою Машу.
Необходимо сказать, что при жизни он получил признание в СССР, как писатель. Советская педагогика того времени к опыту Макаренко относилась настороженно и недоброжелательно. Причиной был конфликт Макаренко и Крупской, в общих чертах он описан в книге «Педагогическая поэма». После смерти Антона Семеновича, ситуация меняется. В борьбу за увековечивание памяти советского педагога включаются его ученики и друзья. Летом 1940 года Учительская газета начинает широкую дискуссию по возможности использования в советской школе педагогического наследия Макаренко.
В дискуссии приняли участие учителя, профессора, научные сотрудники, коммунары. Были высказаны мнения и за, и против макаренковской системы, но защитники педагога оказались сильнее. В СССР начинается интенсивное освоение педагогического наследия Макаренко, и с этого момента никто уже не сомневается, является ли созданная им воспитательная система советской. Летом 1943 года на кафедре педагогики государственного пединститута им. Ленина создается Научно-исследовательская лаборатория А. Макаренко, которая ставит целью «изучение и внедрение в практику воспитательных учреждений педагогических идей А. Антон Семенович становится признанным авторитетом в области трудового воспитания. Советская педагогика признавала заслуги Макаренко, но массового применения его система так и не получила.
Как мне видится, причиной было утвердившееся в советской педагогике поверхностное представление о трудовом воспитании «по Макаренко». Были предприняты попытки опереться на отдельные положения его воспитательной системы без понимания, что эти элементы по отдельности работать не будут во всяком случае, не будут приводить к тем блестящим результатам, которые получал Макаренко. Историю отечественного макаренковедения в ее связи с историей советской педагогики подробно излагает в научных работах доктор педагогических Анатолий Аркадьевич Фролов. Эту историю я коротко изложу, поскольку она имеет отношение к рассматриваемой нами теме трудового воспитания. В начале пятидесятых перед педагогическими коллективами была поставлена задача изменить подготовку школьников так, чтобы к окончанию учебы они имели трудовые навыки. В 1952 году в советских школах вводятся уроки труда. При школах создаются мастерские и учебно-опытные участки. Для старшеклассников проводятся занятия по машиноведению, электротехнике, сельскому хозяйству.
Подумал, что штанги упали, ан нет. Водитель троллейбуса подошел к старичку, который с палочкой пытался перейти по пешеходному переходу дорогу. Еле шел, со скорость метр в минуту. Водитель бережно подхватил его за предплечье, стал переходить с ним дорогу.
Дошел до середины, из машины, которая стояла с противоположной стороны перехода вышел парень, как эстафету, подхватил у водителя троллейбуса пожилого человека. Водитель вернулся на свое место, троллейбус тронулся. Успел лишь заметить, как парень благополучно пересек вместе с пенсионером дорогу, оставил его в безопасном месте, а сам вернулся в свой автомобиль. И, знаете, так тепло на душе стало!
Какой же у нас, все-таки, народ!
Вы точно человек?
Советское воспитание подростков — а каким оно было? 00:00. Вспоминаем о том, как мы жили несколько десятилетий назад. К сожалению, в советской педагогике получила развитие тенденция к сужению (редуцированию) предмета воспитания. Возможно, только благодаря этому советскому воспитанию мы выжили в эти 30 лет. С 1946 года и до развала СССР выходил один из самых популярных советских журналов для родителей и педагогов "Семья и школа". Рассказываем, благодаря каким привычкам советских бабушек и дедушек в СССР росли здоровые дети. Российским школам необходимо перенять опыт советской школы и вернуть трудовое воспитание.
2. Закалка и сон на свежем воздухе
- 5 советских методов воспитания, которые всё только портят, а у мам они до сих пор в ходу
- Какой непослушный ребенок: как воспитывали детей в Советское время, и почему это портило их психику
- Как воспитывали детей в СССР. | Пикабу
- Путин оценил систему воспитания в СССР словами "а государство-то развалилось"
- Какой непослушный ребенок: как воспитывали детей в Советское время, и почему это портило их психику
- Куклы учили нас безусловной любви к «детям»
17 установок советского воспитания, от которых мало пользы, но многие им по-прежнему следуют
Советское воспитание – это действительно особый термин, который характеризует определенные действия родителей по отношению к ребенку. Советские методы воспитания, как наказывали детей в СССР. Бытует мнение, что советское образование и сопутствующее ему воспитание было «правильным», по сравнению с тем, что наблюдаем в постсоветском периоде».
Современным родителям лучше не воспитывать детей на советский манер
Хорошие манеры и соблюдение норм общественного поведения. Эстетическое восприятие природы, общественной жизни и творений искусства. Максимальное развитие физических навыков. Освоение правил личной гигиены и санитарных норм. Физкультурная подготовка и участие в спорте. Освоение навыков туризма на лоне природы». Но профессор не ограничился изучением теории, педагогических наставлений и наглядных пособий для октябрят и пионеров. В течение нескольких лет У. Бронфенбреннер посещал ясли, детские сады, школы, учреждения внешкольной работы в городах и селах нескольких советских республик.
Он присутствовал на заседаниях педсоветов и школьных уроках, на заседаниях советов пионерских отрядов и на комсомольских собраниях. То, что наблюдал профессор, было так непохоже на Америку, что он постарался как можно подробнее описать непривычные для его страны особенности воспитания советских детей. Порой профессору не хватало английских слов для того, чтобы точно охарактеризовать советские методы обращения с детьми. Профессор был вынужден написать латинскими буквами слово «воспитание», полного аналога которого нет в американской жизни. Бронфенбреннер обратил особое внимание на трудовое воспитание детей и подростков. Он рассказал, что в советских детских садах игры детей имеют целью ознакомить их с различными занятиями взрослых. Дети «лечили» кукол, играли в «магазин». Помимо игр воспитанники детсадов участвовали в уходе за садовым участком.
Это воспитание продолжалось и в школе. Бронфенбреннер подробно перечислил обязанности дежурного по классу и проиллюстрировал этот перечень соответствующими фотографиями. Бронфенбреннер констатировал, что воспитанием советских детей были заняты не только родители и школа, но также внешкольные учреждения и массовые организации детей и подростков. С удивлением профессор обнаружил, что в стране, которую в США изображали тюремным застенком, дети не выглядели замученными узниками. Свой фотоснимок, на котором были запечатлены пять упитанных и улыбающихся карапузов, Бронфенбреннер сопроводил подписью: «Судя по их виду, малыши процветают в условиях «режима»». Воспитание осуществлялось главным образом убеждением. Профессора поразил ласковый тон, с которым обращались воспитатели к детям в яслях и детских садах. Он отметил напевную интонацию, с которой детям читали книжки или тексты диафильмов.
Бронфенбреннер написал о «позитивном отношении детей и всего общества к учителям. Эта позитивная ориентация поддерживается в течение школьных лет. Учителя воспринимают как друга. Нет ничего необычного в том, что после школьных занятий можно увидеть учительницу, окруженную болтающими детишками, которые пришли на спектакль, концерт, цирковое представление или же просто пошли на коллективную прогулку… Хотя, конечно, имеются исключения, отношения между детьми и учителями в СССР можно охарактеризовать как дружеское уважение». Особенно восхитил профессора праздник 1 сентября, во время которого дети дарили цветы учителям, а утром по улицам шествовали аккуратно одетые дети с букетами цветов в руках. Дружелюбное отношение к преподавателям и их воспитанникам доминировало в атмосфере советского общества. Американский профессор обнаруживал теплое отношение к детям из личного опыта. Не раз случайные прохожие на улице улыбались его сыну, а порой предлагали свои советы родителям, как следует заботиться об их ребенке.
Советы были непрошенными и не всегда удачными, но они шли от чистого сердца. Порой теплота чувств, которые испытывали прохожие к ребенку, поражала профессора, привыкшего к сдержанному поведению людей на городских улицах США. Профессор вспомнил, как однажды, гуляя по улице, он с женой и своим двухлетним сынишкой встретил группу подростков. К удивлению профессора, они подбежали к их отпрыску со словами: «Вот так малыш! Бронфенбреннер был уверен, что, если бы подобное случилось в США, подростков бы повели к психиатру. Но к этому времени Бронфенбеннер уже осознал, что в Советской стране царит атмосфера, отличная от той, в которой он привык жить и работать. Чем был озабочен профессор? Как настоящий американец, Ури Бронфенбреннер дотошно собирал информацию для практических целей.
Разумеется, профессор не думал о том, что американские детишки будут соблюдать пять правил октябрят и десять заповедей пионеров. Он не думал, что когда-нибудь американские педагоги будут ласково разговаривать со своими учениками. Он не представлял себе, что незнакомые американцы будут подбегать к детям и умильно обнимать их. Однако опыт воспитания советских детей убеждал Бронфенбреннера в том, что советские дети являются более прилежными учениками и становятся более надежными гражданами своей страны, потому что с первых лет их жизни им показывают, что такое хорошо, на убедительных примерах. Профессор привел много психологических экспериментов, которые свидетельствовали о том, что дети и подростки «заражаются» положительными примерами гораздо охотнее, чем отрицательными. Профессор хотел, чтобы американцы внимательно изучили советский пример для решения проблем молодежи своей страны, которые стали острыми к началу 70-х годов. Беби-бум, начавшийся в США после 1945 года, означал резкий рост деторождения. Великий кризис, поразивший США с конца 1929 года, а затем Вторая мировая война привели к тому, что американцы не спешили обзаводиться семьями.
Лишь после того, как воцарился мир, а экономика стабилизировалась, количество браков, а затем и деторождений резко возросло. Ориентированная на новых потребителей американская промышленность увеличивала производство товаров для детей, а потом и подростков, старательно разжигая в юных жителях страны потребительские потребности в нужных и не обязательно нужных продуктах. Детство и юность детей беби-бума совпали со временем распространения в США телевидения. От двух до пяти лет средний американский ребенок успевал просмотреть 5 тысяч часов телепередач. Дети поглощали бесконечные телесериалы и телерекламу. Социолог Лэндон Джоунс писал, что дети беби-бума сначала выучивали слово «стиральный порошок», а уже потом «папа» и «мама». Ури Бронфенбреннер считал телесериалы и телерекламу важнейшими орудиями разрушения сознания американской молодежи.
Что оно воспитало в каждом из нас? Во что мы верили, на что опирались, что преодолевали, куда пришли? Что из этого хотелось бы передать следующим поколениям, а что остановить на себе? Участники круглого стола: - Священник Павел Бибин, магистр богословия, клирик Свято-Троицкого храма г.
Детей обязывали помогать старшим в самых различных домашних делах, тем самым помогая приобретать важные во взрослой жизни навыки и знания. В школе обязательно был такой предмет, как трудовое обучение, на уроках которого школьников учили разным премудростям. Мальчики осваивали ручные и электрические инструменты, а в старших классах даже промышленные станки, а девочки учились шить, вязать и готовить. Таким образом, почти каждый советский школьник мог решить элементарные домашние задачи, не прибегая к помощи взрослых. Минимум свободного времени Многие советские дети после школьных занятий оставались в группах продленного дня, в так называемой «продленке». Остальные после уроков спешили домой, чтобы пообедать и отправиться в кружок или спортивную секцию. В СССР работало огромное количество музыкальных и художественных школ, станций юных техников и спортивных секций на любой вкус. Многие дети не ограничивались одним кружком, а посещали несколько. Это было полезно для ребенка, а также существенно облегчало жизнь родителям — проблема присмотра за детьми в то время, как взрослые находились на работе, была решена. Не баловать детей Чтобы дети росли самостоятельными и трудолюбивыми, их категорически запрещали баловать. В СССР было не принято покупать детям много игрушек, наряжать их или закармливать сладостями. Этому, кстати, хорошо помогал дефицит, из-за которого не только излишества, но и хорошие вещи первой необходимости было достать непросто. Родителей предупреждали, что избалованные дети превращаются в асоциальные элементы, а уж до совершения преступления после этого всего один шаг. Непритязательность в быту считалась одним из важных признаков сознательного советского человека. Любовь к природе Любовь к природе прививалась советским детям с самых ранних лет. В детских садах и школах были популярны уроки, проводимые на свежем воздухе, а кроме этого работали зоологические и ботанические кружки, туристические секции и станции юных натуралистов.
Дженни также с раннего детства слышала рассказы о пустых магазинных полках в СССР, потому ее не сильно напугал дефицит товаров в супермаркетах в связи с коронавирусной паникой. Екатерина Гура.