Новости с чего начать читать достоевского

Пятикнижие Федора Достоевского Великое пятикнижие – такое название дано неофициальному циклу из пяти самых масштабных романов русского классика Федора Михайловича Достоевского. Если вы хотите начать читать произведения Федора Достоевского, но не знаете, с чего начать, этот гайд расскажет вам о его ключевых произведениях, которые помогут вам погрузиться в мир его литературы.

Что такое классическая литература

  • Список Бродского: книги, которые надо прочитать, чтобы с вами было о чём разговаривать - Лайфхакер
  • С чего начать читать Достоевского: рекомендации для новичков
  • С чего начать читать достоевского
  • С чего начать читать Федора Достоевского: рекомендации
  • «Хочу понимать литературу»: с чего начать?
  • С чего начать чтение произведений Достоевского?

Культурный ход: с чего начинать знакомство с классической литературой

Тогда ты, видимо, ее не читала брошенные попытки в виде недочитанных книг — не в счет! Термин «классическая литература» зародился еще в античности. Тогда таким выражением называли совершенные произведения, каноны литературного творчества. Первым классическим писателем в классический период развития Греции стал Гомер и его труды «Илиада» и «Одиссея». В эпоху Возрождения понимание классической литературы изменилось. Благодаря теоретической работе Николя Буало «Поэтическое искусство», классической литературой начали называть не только произведения определенного античного автора, но вообще всю античную литературу.

Еще позже классическими произведениями стали называть образцовые, эталонные для страны или эпохи литературные труды. Например, в России таким особым периодом стал XIX век, который прозвали Золотым Веком классической русской литературы. Сегодня под термином «классическая литература» понимаются произведения художественной литературы, которые считаются эталоном для своей эпохи или того или иного жанра. Фото Getty Images Зачем читать классическую литературу?

Пишу «в большинстве», потому что порой — это касается в основном последнего, то есть обнаружения связи между разбросанными тут и там фрагментами одного «сюжета», — предлагаемое прочтение носит характер научной гипотезы основательной, как и все в книге Тарасовой , чего автор не скрывает; порой хочется предложить иное толкование например, говоря о цифре 153 рядом с размышлениями о науке, социализме и христианстве, автор ищет страницу некоего источника, который мог послужить отправной точкой для Достоевского, мне же думается, что писатель имел в виду число рыб, выловленных апостолами по указанию Христа при Его третьем явлении им после Воскресения. Нельзя не отметить и высокое качество издания — для монографии подобного рода очень важны и факсимильное воспроизведение фрагментов рукописи, и правильный набор почти половины текста в дореволюционной орфографии, всякого рода сравнительных таблиц, использование различных шрифтов. Все это выполнено безукоризненно. На почти 400 страницах мой опытный редакторский глаз уловил лишь одну опечатку. По нынешним — и не только — временам достижение уникальное.

Комментарии для элемента не найдены.

В заключение можно сказать, что «Братья Карамазовы» представляют собой глубокое, многогранные и философское произведение, которое не оставит равнодушным ни одного читателя. Знакомство с ранним Достоевским Достоевский — один из величайших русских писателей, чьи произведения стали классикой мировой литературы. Такое богатство тем и идей можно увидеть уже в его ранних работах. Одним из первых произведений, с которых следует начать знакомство с Достоевским, являются его «Записки из подполья».

В этой книге писатель вводит нас в мир глубинных мыслей и эмоций главного героя, который борется с чувством отчаяния и постоянно мучается сомнениями. Другой важной работой, которую рекомендуется прочитать, является роман «Преступление и наказание». В этой книге Достоевский затрагивает темы преступления и наказания через историю студента Раскольникова, совершившего преступление и пытающегося оправдать его в глазах самого себя и общества. Роман является глубоким погружением в тёмные уголки человеческой души и гениальным анализом мотивов преступления. Также стоит обратить внимание на роман «Бесы», который описывает духовную и моральную деградацию общества. Главный герой, пытаясь бороться с несправедливостью и коррупцией вокруг себя, сам погружается в мир безумия и сумасшествия.

Одним из последних, но не менее значимых произведений, настоящей литературной классики, является роман «Братья Карамазовы». В этой книге Достоевский принимает множество мировоззрений: он обсуждает вопросы религии, морали, смысла жизни. Знакомство с произведениями раннего Достоевского — это не только погружение в ум и душу одного из самых великих писателей, но и осмысление самых важных проблем человечества. Белые ночи: нежная история любви и одиночества Одним из самых известных произведений Фёдора Достоевского является «Белые ночи». В этой романтической повести главный герой ведет свои записки о своей одиночестве и взаимоотношениях с женщиной. Само произведение было опубликовано в 1848 году и стало одним из первых, где Достоевский обратился к романтической тематике.

Хотя «Белые ночи» не являются самым известным произведением Достоевского, оно сыграло значительную роль в формировании его стиля и тематики. Читайте также: Как правильно пишется - стажИровка или стажЕровка? Другие известные произведения Достоевского включают в себя серии «Братья Карамазовы«, «Идиот», «Из подполья«, «Преступление и наказание» и «Бесы». В своих произведениях Достоевский исследует самые глубокие человеческие страсти и проблемы, и его работы считаются классикой мировой литературы. Идиот: образец доброты в суровом мире Идиот — роман Федора Достоевского, написанный в 1868 году. В этом произведении автор осмысленно исследует тему наказания и подполья, а также преступления и наказания, присутствующие в российском обществе.

Роман «Идиот» рассказывает о главном герое по имени Принц Мышкин, который возвращается в Россию после длительного пребывания в швейцарской клинике. Мышкин, помимо своей простоты и наивности, является образцом доброты в жестоком и суровом мире. Сюжет романа «Идиот» тесно связан с другими произведениями Достоевского, такими как «Бесы», «Записки из подполья», «Преступление и наказание» и «Братья Карамазовы». В романе «Идиот» Достоевский поднимает важные вопросы морали, человеческих ценностей и кризиса духовности в обществе. Герой Мышкин сталкивается с множеством преград и трудностей, но несмотря на это, его доброта и сострадание к окружающим остаются неизменными. Роман «Идиот» не просто интересное произведение, но и глубокая философская размышленя о природе человека и его отношении к миру.

Достоевский в своем произведении дает нам возможность задуматься об истинных ценностях и смысле жизни. Заглянуть в мир подземного человека Чтение произведений Федора Достоевского является обязательным шагом для всех, кто интересуется русской классической литературой. В его богатом творчестве каждый найдет чтение по душе. Однако, если вы хотите заглянуть в мир подземного человека, вам стоит обратить внимание на следующие произведения: «Записки из подполья» — это одно из самых известных произведений Достоевского, которое позволяет глубже погрузиться в психологию главного героя и понять его крайне непростой миропонимание.

Золотой век русской литературы 19 век — отсюда родом все именитые классики, которых мы помним со школьных уроков литературы: Пушкин, Гоголь, Толстой, Достоевский. В первое двадцатилетие 19 века в литературе развивался романтизм. Его главная дилемма — «я и Вселенная».

Герои таких произведений — свободные путешественники, странники, разбойники, изгои, художники, они озабочены обретением идеала, а не практической деятельностью. Романтические произведения делят на психологические, философские и гражданские. Среди жанров — исторический роман, фантастическая повесть, лирическая поэма и баллада. Во второй четверти 19 века возникает ещё одно литературное направление — реализм. Его цель — воспроизвести в тексте существующую действительность в типичных чертах. Появляются два типа главных героев: «маленький человек» и «лишний человек». При этом ему тоже хочется сочувствовать.

Он презирает чиновничество и не может стать частью общества и трудиться на благо государства. В 1840-е годы появилась натуральная школа. В это время в литературе развивался критический реализм. В основном были популярны произведения о кардинальных противоречиях городской и деревенской жизни. В это же время творит Александр Островский. Героями его пьес становятся русские купцы, жизнь которых, как оказалось, не так проста: социальные конфликты и полное отсутствие нравственности. В 60-е годы в литературу приходит новый герой — человек меняющийся, «текучий», как и эпоха, но сохраняющий верность своему внутреннему «я».

У разных писателей это разные люди со своими убеждениями и мировоззрением. Но при этом они все связаны с жизнью общества — пренебрегают своими мечтами и желаниями ради благополучия других. Такой этический максимализм героев иногда приводит к новой жизни, а иногда — к обломовщине. Как начать читать классику Начните с небольших произведений. Необязательно сразу хвататься за «Войну и мир»: чтобы накопить читательский опыт, достаточно коротких рассказов и поэм. Узнайте исторический контекст. Это поможет лучше понимать настроение и поступки героев.

Все книги писались в определённый период истории — на людей того времени влияли политические и социальные события, культура.

Произведения Достоевского, которые читали не все

Достоевский признаётся брату: «Сколько я вынес из каторги народных типов, характеров… На целые томы достанет». Бедные люди 1844-1845 гг. Они ведают друг другу о течении жизни, из отдельных писем можно сложить сюжеты. Под «бедными» следует понимать не материальное положение, а душевную пустоту персонажей, трагичность их судьбы и случившихся несчастий. Герои позаимствованы у европейских писателей, молодой Достоевский использовал и основу сюжета, преобразовав её и адаптировав под конкретную историю. Критики высоко оценили первое произведение Фёдора Михайловича за глубину и новаторский подход, определивший основу ранее не существующего жанра написания «натуральная школа». Белые ночи 1948 г. Мечтатель, главный герой, знакомится с красавицей Настенькой, между ними возникает крепкая дружба: встречи, прогулки, разговоры по душам, во время которых девушка делится с новым другом своими чувствами к постояльцу комнаты в квартире бабушки. Он обещал через год вернуться к юной особе, но она так и не дождалась его в положенный срок. Мечтатель, сам не заметив того, влюбляется в Настю и вызывается ей помочь разыскать того постояльца.

Произведение изначально было посвящено другу Достоевского Алексею Плещееву. Через 12 лет, в 1860 году, Фёдор Михайлович вернулся к редакции «Белых ночей» и значительно переработал произведение, добавив в него пушкинского романтизма и одновременно жёсткости главному герою, преобразовав его монологи. Подросток 1875 г. Главный герой — молодой девятнадцатилетний человек Аркадий Долгорукий, возомнивший себя великим грешником. Им движет алчность, жадность, разврат — формирование личности происходит вне традиционных психологических и духовных рамок. Такое развитие происходит на фоне сложных отношений его родителей, особняком стоит проблема отцов и детей — именно из неё зачастую вытекают сложности формирования личности ребёнка. Аркадий мечется в собственных противоречиях. Достоевский одновременно с развитием показывает начало разрушения личности в столь юном возрасте, провоцируемое внешними обстоятельствами и неспособностью еще неокрепшей психики сопротивляться им. Ещё один вопрос, поднимаемый автором, остаётся ли шанс на рост личности после 19 лет, тоже частично освещён в произведении.

Неточка Незванова 1849 г. Внезапно оставшаяся в сиротках восьмилетняя девочка попадает на воспитание к чужим людям, проявившим сочувствие брошенной на улице девочке, в дом мечты с красными занавесками, который видела из окна родного дома. Жизнь протекает как по маслу — Александра Михайловна всеми силами старается заменить героине мать. Всё заканчивается, когда Неточка находит письмо, адресованное названой матушке, от давнего поклонника. Муж, узнав об этом, начинает тиранить жену, за что юная героиня возненавидит его и в порыве ссоры намеревается уйти из дома. Самая пронзительная и душевная история Фёдора Михайловича полна психологической силы и глубины, которую приходится переживать Неточке, эмансипированному персонажу, не раз впоследствии используемому в произведениях автора под другими именами Дуня Раскольникова, Наташа Ихменёва и т. Писатель поднял горячие для XIX века проблемы — низкое положение женщины в обществе и семье, показал попытку девушки вырваться из лап домашней тирании в самостоятельную независимую жизнь.

Герой попал под второй разряд на службу в крепость в отдел отбытия преступников по особо тяжким делам обвинён в убийстве жены на 10 лет , где арестанты несут службу под контролем военных. Повесть «Записки из Мёртвого дома» носит документальный характер. Из неё можно узнать о жизни заключённых во второй половине XIX века, об их мечтах, развлечениях и т. В письмах Ф. Достоевский признаётся брату: «Сколько я вынес из каторги народных типов, характеров… На целые томы достанет». Бедные люди 1844-1845 гг. Они ведают друг другу о течении жизни, из отдельных писем можно сложить сюжеты. Под «бедными» следует понимать не материальное положение, а душевную пустоту персонажей, трагичность их судьбы и случившихся несчастий. Герои позаимствованы у европейских писателей, молодой Достоевский использовал и основу сюжета, преобразовав её и адаптировав под конкретную историю. Критики высоко оценили первое произведение Фёдора Михайловича за глубину и новаторский подход, определивший основу ранее не существующего жанра написания «натуральная школа». Белые ночи 1948 г. Мечтатель, главный герой, знакомится с красавицей Настенькой, между ними возникает крепкая дружба: встречи, прогулки, разговоры по душам, во время которых девушка делится с новым другом своими чувствами к постояльцу комнаты в квартире бабушки. Он обещал через год вернуться к юной особе, но она так и не дождалась его в положенный срок. Мечтатель, сам не заметив того, влюбляется в Настю и вызывается ей помочь разыскать того постояльца. Произведение изначально было посвящено другу Достоевского Алексею Плещееву. Через 12 лет, в 1860 году, Фёдор Михайлович вернулся к редакции «Белых ночей» и значительно переработал произведение, добавив в него пушкинского романтизма и одновременно жёсткости главному герою, преобразовав его монологи. Подросток 1875 г. Главный герой — молодой девятнадцатилетний человек Аркадий Долгорукий, возомнивший себя великим грешником. Им движет алчность, жадность, разврат — формирование личности происходит вне традиционных психологических и духовных рамок. Такое развитие происходит на фоне сложных отношений его родителей, особняком стоит проблема отцов и детей — именно из неё зачастую вытекают сложности формирования личности ребёнка. Аркадий мечется в собственных противоречиях. Достоевский одновременно с развитием показывает начало разрушения личности в столь юном возрасте, провоцируемое внешними обстоятельствами и неспособностью еще неокрепшей психики сопротивляться им. Ещё один вопрос, поднимаемый автором, остаётся ли шанс на рост личности после 19 лет, тоже частично освещён в произведении. Неточка Незванова 1849 г. Внезапно оставшаяся в сиротках восьмилетняя девочка попадает на воспитание к чужим людям, проявившим сочувствие брошенной на улице девочке, в дом мечты с красными занавесками, который видела из окна родного дома. Жизнь протекает как по маслу — Александра Михайловна всеми силами старается заменить героине мать.

Политический триллер, основанный на реальных событиях. В 1869 году участники революционного кружка «Народная расправа» убили студента. В романе описана похожая ситуация. За месяц тихий город превращается в адское местечко, а его жители погибают, сходят с ума или сбегают. Алексей Толстой, «Князь Серебряный». Исторический роман о временах опричнины. Главный герой — благородный воевода. Он выступает против преступного окружения царя во главе с Малютой Скуратовым. Есть в романе и любовная линия: в суженую князя влюбляется жестокий предводитель опричников князь Вяземский. Фёдор Сологуб, «Мелкий бес». Учитель русского языка ждёт, когда его назначат инспектором. Должность ему пообещала одна княгиня — и не лично, а через его сожительницу и троюродную сестру Варвару. В процессе ожидания учитель сходит с ума. Иван Тургенев, «Дым». Молодой помещик Григорий Литвинов проводит время в Баден-Бадене, дожидаясь приезда своей невесты. Там он встречает свою первую любовь — и ради неё готов всё бросить. Иван Гончаров, «Обрыв». Светский человек после десяти лет жизни в столице уезжает в деревню насладиться тишиной и здоровым воздухом. Но влюбляется там в свою молодую кузину и становится третьим лишним в любовном треугольнике. Для тех, кому нравятся истории покороче Александр Грибоедов, «Горе от ума». Молодой дворянин уезжает за границу — и через три года возвращается, чтобы жениться на своей возлюбленной. Получает отказ и ссорится с её родственниками и друзьями. Снова уезжает. Когда прочитаете, узнаете, откуда все эти крылатые выражения вроде «счастливые часов не наблюдают» и «а судьи кто». Лев Толстой, «Отец Сергий».

Филолог Царегородцева считает, что проблема заключается не столько в устаревших классиках, сколько в том, что некоторые произведения могут оказаться просто «не по зубам» школьникам. Те произведения, которые мы сейчас преподаем в школе, могут быть не по силам нашей молодежи. Может быть, вместо «Котлована» Платонова надо дать «Песчаную учительницу»? А вместо «Преступления и наказания» — «Белые ночи»? Необходимо хотя бы сначала преподавать ранние произведения Достоевского, а потом уже «Преступление и наказание». То есть постепенно погружать в творчество, как и с Пушкиным. По словам литературоведа Платицына, «устаревшая» классика, напротив, может стать глотком свежего воздуха для ребенка. Нужны ли книжки «технарям»? Какую бы эстетическую пользу ни несла литература ребенку, ее польза на практике всё еще остается неясной. Многие школьники выбирают профессии, связанные с точными науками. В этом случае возникают сомнения по поводу важности чтения художественных книг и знания классиков. При этом, по мнению Царегородцевой, литература в некоторых случаях может оказаться полезной и для физиков, и для инженеров, и для представителей любых других профессий. Кем бы он ни работал дальше, что бы он дальше ни изучал, ему необходимо чтение книг. Если кто-то пойдет, допустим, в банковское дело, ему поможет литература, потому что она научит его правильно общаться, — объяснила кандидат филологических наук, — Это многообразная школа. Книга ведь говорит с нами, и мы у нее очень многому учимся. Прежде всего мыслить, думать, правильно общаться. Мы можем даже не осознавать, что прочитали об этом в художественной книге» Светлана Царегородцева, филолог Но не в каждой профессии работнику необходимо взаимодействовать с другими людьми.

Пятикнижие Достоевского

С чего начать читать Достоевского: рекомендации для новичков Если вы только начинаете знакомиться с Достоевским, может быть непросто определить, с какой работы начать чтение.
Фёдор Достоевский - список книг по порядку, биография Так, романтическим натурам, мне представляется, лучше начинать Достоевского с «Дядюшкиного сна» – невероятно комедийного, лёгкого и жизнерадостного произведения.
Как читать «Преступление и наказание» Достоевского НА По своему опыту могу сказать, что начинать читать Достоевского лучше с «Преступления и наказания», это очень мощный во всех смыслах роман, и он многое открывает в его творчестве.
С чего начать читать достоевского Идея начать писать этот роман пришла Достоевскому, когда он переехал в Санкт-Петербург, проведя некоторое время в изгнании.
Фёдор Достоевский - список книг по порядку, биография Достоевский с раннего детства очень любил читать — эту любовь привили ему родители.

С чего нужно начать читать Достоевского.

Если вы только начинаете знакомиться с произведениями Федора Достоевского, то стоит выбрать книги, которые вам будут легко читать и понимать. Достоевский с раннего детства очень любил читать — эту любовь привили ему родители. Затем я бы начал читать книгу «Мальчики» из «Братьев Карамазовых». если можете, а не можете, браните Достоевского, но читайте по возможности только его.

Пятикнижие Достоевского

Если вы только начинаете знакомиться с произведениями Федора Достоевского, то стоит выбрать книги, которые вам будут легко читать и понимать. Важно помнить, что читать Достоевского не только для того, чтобы «прочитать» книгу, но и для того, чтобы понять суть того, что автор хотел нам сообщить. очень хрупкий и тонкий. Прочитав произведения Достоевского, вы узнаете, какие проблемы и вопросы волновали писателя, какие взгляды он высказывает через своих персонажей. Как читать Достоевского: с чего начать. Мы выбрали пять романов Федора Достоевского, которые следует прочесть каждому.

Что читал Достоевский? Копаемся в личной библиотеке писателя

А заповедь «не убий» отвергается именно теми, для кого убийство стало смыслом и движущей силой их существования. К сожалению, борьба между «не убий» и «уничтожь его» — это та динамика жизни, без которой сама жизнь могла бы исчезнуть. Это совсем не значит, что нужно бесконечно длить историю Каина и Авеля. Новые времена, когда человечество станет тонкотелесным а это произойдет обязательно лишат смысла дилемму «убить — не убить». Примерно так я описал современных Авеля и Каина в своем последнем по времени романе «Очевидец грядущего». Вопросы эти даны там именно в «окрасе» и динамике нашего времени, которое имея значительное сходство, все же отличается от библейских времен: своей стремительной быстротечностью, вымыванием из нутра человек одних качеств и заменой их на другие, отнюдь не апокалиптические… АМ Какое ваше самое любимое произведение Достоевского?

БЕ «Братья Карамазовы». В кабинете Толстого в Ясной Поляне, под стеклянным колпаком лежит книга «Братья Карамазовы», которую он читал в ночь перед тем, как навсегда покинуть свой дом. Роман открыт все на той же странице, на которой закончил чтение Лев Николаевич. Мне всегда казалось: над этой страницей затеваются тихие и едва заметные шевеления вечности. Даже само название романа волнует меня бесконечно.

То есть, связанные с чернотой и чертом. Так что же? Ни братской любви, ни человеческой приязни Достоевский, прекрасно работавший с опережающим отражением действительности, в своем романе дать не сумел? Совсем наоборот. И любовь, и приязнь ярче проступают на фоне чертовых каверз и лютой ненависти.

Недаром в роман введена одна из лучших частей — кое-кому казавшаяся излишней — «Мальчики». Эта часть словно говорит нам: будет новая жизнь, новое небо и новое слово. Судьба Достоевского изломана и часто неудобна, как и его романы. Но благостность нужна только авторам ЖЗЛ. Не лучше ли вглядеться в реальную жизнь прозы Достоевского?

Она давно живет, кровоточит, заживляет раны и обмахивает нас крыльями. Две жизни — жизнь человека и жизнь прозаика — рождают третью: жизнь вне времен, но зато в собственном неповторимом и полном чудес пространстве… «Достоевский не написал ни одной пьесы, но его проза необыкновенно театральна» Афанасий Мамедов Одно из несомненных преимуществ Достоевского заключается в том, что его по-прежнему читают, он ни в коей мере не «мертвый классик». Он также по-прежнему интересен для режиссеров и актеров — как на отечественной сцене, так и на зарубежной. Ставят, как и читают, все по-разному, но удивительно — Достоевский при этом остается легко узнаваемым. Какие интерпретации и подходы сегодня преобладают на сцене, когда ставят Достоевского?

Григорий Заславский По-разному. Как всегда — по-разному. И тут — как всегда — важнее не подходы, не стиль, а наличие или отсутствие таланта и, если угодно, соразмерность замысла и воплощения, текста и его интерпретатора. В Московском ТЮЗе, например, не первый год в «Белой комнате» идет «Кроткая» в постановке Ирины Керученко, где вдруг совершенно неожиданно «всплывает» правда героя. Спектакли Константина Богомолова по Достоевскому мне, скажу так, не близки.

Знаете, мне был очень интересен спектакль «Преступление и наказание», который поставил на своем гитисовском курсе Александр Галибин, он какое-то время шел в театре «Школа современной пьесы», но, к сожалению, студенты разъехались по своим городам. Галибин, кстати как, наверное, и Валерий Фокин , — из тех, кто чувствует Достоевского, много лет назад он поставил в Новосибирске легендарную «Кроткую» с Ириной Савицковой в заглавной роли. Вообще Достоевский — из тех авторов, которые «не отпускают». Есть режиссеры, которые на каждом этапе творчества, как Лев Абрамович Додин, как Валерий Владимирович Фокин без Достоевского долго прожить не могут. Есть и «актеры Достоевского» — как был Виктор Гвоздицкий, а из живых — конечно, Константин Райкин, Игорь Гордин… Даже когда они играют не Достоевского, его страшные вопросы продолжают отзываться в их игре как бы отражающим блеском.

ГЗ Да, конечно, хотя — и снова конечно — Достоевского у нас ставят каждый год, вне зависимости от круглых дат. В этом году у нас идут «Униженные и оскорбленные» на курсе мюзикла в мастерской Олега Глушкова и «Достоевский. Апокалипсис» — так называется спектакль по нескольким сочинениям писателя в Мастерской А. Блохина на актерском факультете. Там то, что имеет отношение к размышлениям Достоевского о грехе из «Преступления и наказания», «Идиота» и «Братьев Карамазовых».

АМ В Достоевского погружаются надолго и по макушку, гомеопатическими дозами он не идет — не тот писатель. А потом, как правило, либо зачитываются всю оставшуюся жизнь, либо отвергают. В чем секрет столь полярного отношения к Достоевскому? ГЗ Может, кому-то не нравятся его дневники, может, Федор Михайлович в них нелестно отзывался о немцах, евреях, татарах… Но я всегда повторяю: в романах все его самые неприятные персонажи — русские, то есть, в искусстве он ни разу не отомстил своим «нелюбимым» евреям или кому другому Андрей Донатович Синявский писал, что Достоевский вообще все национальности, кроме русских, не любил.

ГЗ Евгений Миронов, по-моему, был прекрасен в сериале Владимира Бортко, он как раз из лучших, из самых глубоких актеров, кто чувствует и может сыграть героев Достоевского и вот — самого писателя тоже сыграл очень точно. А у Бортко — в «Идиоте», я имею в виду.

АМ И мой традиционный последний вопрос. Какие произведения Достоевского вы бы посетовали в первую очередь прочесть пользователям Лабиринта? ГЗ Мои любимые — это повести, их и читать — не скажу легче, но прочесть можно быстрее. Из романов — «Идиот». В них — почти все про сложную душу, конечно, не только про русскую. Если верно, что у Достоевского имелся не только свой угол зрения на православие, но и своя линия, не совпадавшая с церковной, можно ли в этом случае сравнить его концепцию христианства с толстовством?

И были ли у Достоевского столь же верные последователи его религиозной концепции, как у Толстого? Михаил Одесский Личность Христа для Достоевского — центр мировоззрения. Значительно сложней сделать из этого какие-то богословские или философские выводы. Я бы даже сказал, что после всех тех попыток, которые в этом направлении делались, стоит подождать суждения квалифицированных богословов. Знаете, у меня когда-то состоялась памятная беседа об этом с покойным Виктором Марковичем Живовым. Меня впечатлили его слова, что трудно оценивать богословскую мысль Достоевского с точки зрения современного сознания, потому что середина ХIХ века не лучший период отечественного богословия.

Получается, если сам по себе личный опыт переживания Христа, который имелся у Достоевского, бесспорен, то системообразующие заключения делать из этого слишком сложно и, пожалуй, преждевременно. В любом случае сближать его с толстовством и проводить параллели не стоит: Толстой, со своим рационалистическим пониманием христианства, прямо конфликтовал с ортодоксией, у Достоевского, напротив, преобладало ощущение божественности Христа, и, хотя это ощущение было очень личностным, едва ли Достоевский считал, что оно не канонично. Поэтому, несмотря на то, что многие мыслители конца ХIХ — начала ХХ веков восхищались Достоевским, считать, что были какие-то верные его последователи в понимании Христа, что сложилась некая богословская школа, думаю, неверно. АМ В «Розе Мира», которую мы не часто вспоминаем и которая почему-то оказалась за скобками нашего сегодня, Даниил Андреев использует неожиданное словосочетание — «русский Синклит». В понятие это он укладывает «наше все» — Пушкина, Лермонтова, Достоевского, Толстого, а далее говорит не менее неожиданные для нас слова о Владимире Соловьеве. Хотя в великий русский Синклит Андреев его не ввел, сделанное русским философом он считал не менее значимым.

Достоевский и Соловьев не только жили в одно время, но и дружили, и наверняка оказывали влияние друг на друга. Какие идеи Соловьева просматриваются в произведениях Достоевского? МО По правде сказать, влияние идей Соловьева на Достоевского едва ли очевидно. Можно, наверное, это изучать, что и делается, но, на мой взгляд, вопрос этот пока остается открытым. Очевидно влияние на Достоевского личности Владимира Соловьева. Соловьев — отчасти прототип Алеши Карамазова, из чего часто делаются предположения, как бы дальше сложилась судьба этого героя, если бы Достоевский решил продолжить роман как известно, автор задумывал его как первую часть романа-эпопеи «История Великого грешника».

А вот Достоевский для Соловьева значил очень много во всех отношениях, но, опять-таки, следует учитывать, что Соловьев слишком самостоятельный и оригинальный мыслитель, причем доминанты его мировоззрения совершенно иные, чем у Достоевского. Именно Соловьев произнес применительно к Федору Михайловичу столь значимое для русского культурного сознания слово «пророк», в котором заметно не просто отношение философа к писателю, но и его умение читать Достоевского-критика, потому что перед смертью сам Достоевский назвал пророком Пушкина и поднял планку оценки отечественных литераторов до «пророческого» уровня. Но, переадресуя то, что было сказано Достоевским о Пушкине, самому Федору Михайловичу, Соловьев имел ввиду пророчество «всечеловеческого», которое было важно для Соловьева, но которое едва ли является основным в пророчестве Достоевского. Это свидетельствует о том, что Соловьев не был учеником Достоевского: по собственному ощущению он вообще не был ничьим учеником. Тот Достоевский-пророк, о котором говорит Соловьев, это «Достоевский по Соловьеву», что и следует ожидать, когда мы говорим о таком оригинальном мыслителе. АМ В свое время я совершенно случайно открыл для себя латиноамериканского писателя Хуана Карлоса Онетти и был потрясен его невероятной литературной деликатностью.

Мне захотелось узнать о нем больше, я зашел на испаноязычные сайты и обнаружил виртуальный музей писателя. Первая же фотография, которую я там увидел, открыла мне секрет Онетти: над его письменным столом висели два больших фотографических портрета — Фолкнера и Достоевского. Онетти тут не одинок, вклад Достоевского в зарубежную литературу ХХ века трудно переоценить. Он один из тех русских писателей, которые достаточно долго жили за рубежом, жили сложно, не совсем по своей воле, и западную жизнь, в том числе культурную, знали хорошо. Не кажется ли вам, что-то, что мы привыкли считать в Достоевском «поистине русским», далеко не всегда таковым является? МО Пребывание Достоевского в Западной Европе и впрямь недостаточно учитывалось отечественными учеными, а он проводил там много времени.

Об этом, кстати, очень хорошо говорил Игорь Волгин , указывая на то значение, которое имело для Достоевского пребывание в Европе. Но, опять же, в сравнении с некоторыми современниками Федора Михайловича, он все-таки в Европе не жил, а живал. Как и Толстой, наверное. Но если мы будем сравнивать с Тургеневым или с Герценом, результат окажется совсем другим. Герцен и Тургенев, в силу своих убеждений или по иным причинам, действительно, могут быть названными «русскими европейцами», а Достоевский — все-таки нет. К тому же, пребывание его в Европе, иногда затягивавшееся, порой имело для него травмирующий финансовый характер.

Так что, с одной стороны, да, вы правы, не стоит из Достоевского делать эдакого русачка-домоседа, с другой стороны, еще раз повторю, в сравнении с некоторыми его современниками, «русским европейцем» его никак не назовешь.

Об этом Достоевскому поведал, приехавший к нему брат Сниткиной в Дрезден. Сюжет романа мало чем отличается от сложившейся на то время ситуации. Петр Верховенский прототип Нечаева — создатель и дальнейший лидер революционного кружка. Под маской человека, который стремится привнести свободные и новые идеи в общество, скрывается лицемерный и ищущий выгоду интриган. В головах людей оседают постоянно повторяющие девизы революционера и дабы скрепить свой «кружок», Верховенский задумывает убить Ивана Шатова Иван Иванов — бывшего революционера, взгляды которого, совершенно не совпадали с идеями «нечаевцев». В центре сюжета, уже, вполне, взрослый мужчина, 19 лет Аркадий Долгорукий. Не смотря на то, что книга называется «Подросток», сам Аркадий в корне не согласен с таким мнением Федора Михайловича. Все время он задает вопрос окружающим «Какой подросток? Разве после 19-ти еще растут?

Кроме простого и очевидного ответа — «в гениальности Достоевского» — возможно, существует как минимум еще один: «проклятые» вопросы не имеют простых и положительных ответов. Нищета, собственные страдания и страдания близких всегда ставили и будут ставить человека перед выбором: имею ли я право преступить любой нравственный закон, чтобы потом стать спасителем униженных и утешителем слабых; должен ли я сперва возлюбить себя, а только потом, став сильным, возлюбить ближнего своего? Это вечные вопросы. В князе Мышкине соединились черты образа Христа и одновременно ребенка, умиротворенность, граничащая с беспечностью, и невозможность пройти мимо беды ближнего.

5 романов Достоевского, которые следует прочесть каждому

В каком порядке читать книги Достоевского Поэтому читать боговдохновенные тексты следует с особым усердием и внимательностью.
10 лучших книг Достоевского, которые вы обязаны прочесть Так, романтическим натурам, мне представляется, лучше начинать Достоевского с «Дядюшкиного сна» – невероятно комедийного, лёгкого и жизнерадостного произведения.
12 лучших книг Фёдора Михайловича Достоевского - Рейтинг 2024 С чего начать читать Достоевского: путь к пониманию великого писателя.
Топ-5 произведений Ф.М. Достоевского Читая Достоевского в ХХI веке, мы не просто приобщаемся к ценностям мировой литературы, его произведения помогают лучше увидеть.

С чего начать читать достоевского

Пятикнижие Период с 1866 по 1881 год стал пиковым в творчестве Достоевского — именно в это время он написал пять своих самых значимых романов, которые исследователи прозвали Пятикнижием, и окончательно вошёл в число великих русских писателей. В 1866 году Фёдор Михайлович начал работать над романом «Преступление и наказание». Идея сложилась из замыслов двух повестей, над которыми писатель работал одновременно. В «Пьяненьких» автор затрагивал крайне острую для своего времени проблему пьянства, а «Исповедь убийцы» выросла из воспоминаний о каторге: литератор вспоминал, что, оказавшись в остроге в окружении уголовников, убийц, мошенников и грабителей, Достоевский ни разу не заметил на их лицах ни следа раскаяния или сожаления. С каторги писатель вернулся с твёрдым убеждением, что любое преступление неизбежно влияет на душу совершившего его человека, поэтому «Преступление и наказание» — это не столько роман о том, тварь ли Раскольников дрожащая или право имеет, а сколько о его моральной гибели после совершённого убийства и последующем воскрешении его души, которое было бы немыслимым без Сонечки Мармеладовой. В 1867—1868 году Достоевский написал роман «Идиот». По его собственным словам, замысел романа заключался в попытке «изобразить положительно прекрасного человека», который оказывается настолько инородным телом в современном обществе, что окружающие принимают этого человека за идиота. Выход книги воспринимался как значимое событие в литературной жизни страны, и о ней говорили даже те, кто обычно не интересовался современной русской литературой.

Это история о поисках Бога в себе и окружающих, бессмертии души и распаде семейных связей. После выхода «Братьев» популярность Достоевского взлетела до небес, но сполна насладиться славой писатель не успел. В каком порядке читать романы Достоевского В целом мы рекомендуем начать знакомство с творчеством Достоевского примерно в хронологическом порядке, опуская самые неудачные вещи и оставляя Пятикнижие на закуску: «Бедные люди». История любви двух «маленьких людей», которые из-за своей нищеты не могут быть вместе и ищут утешения в полных нежности письмах. Именно этот роман открыл Достоевского для литературных кругов, и читатели, и уважаемые критики не могли поверить, что молодой на момент написания книги Фёдору было всего 24 года писатель мог так глубоко разобраться в характерах «маленьких людей». Романтическая история любви с грустным финалом. Главный герой повести, робкий и одинокий мечтатель, одной белой ночью знакомится на улице с девушкой и влюбляется в неё с первого взгляда.

Настенька же видит в герое родную душу. Пока пара гуляет по улочкам и каналам Петербурга, девушка рассказывает свою грустную историю. Роман написан легко и увлекательно, поскольку задуман в первую очередь для увеличения тиражей выпускаемого братьями Достоевскими журнала «Время». По этой же причине каждая публикуемая в журнале часть обрывалась на самом интересном месте.

И прямой дорожкой выводит к Раскольникову, а потом и к пародирующему бывшего студента анекдоту советских времен: — Ты зачем старушку убил? У нее и было-то десять копеек. Десять старушек — рупь! Звериную сущность такого рода «придорожного предпринимательства» Федор Михайлович рассек очень быстро и в какой-то мере уничтожил, придав романной огласке. За такое опосредованное осуждение убийства, которое намного сильней осуждения прямого, Достоевского ненавидели большевики. А также за то, что обладая даром опережающего отражения действительности, он показал, что произойдет в будущем, если «все дозволено» будет. Прозорливец Достоевский увидел в грядущем очень многое. Язык Достоевского — авторский, неповторимый — такое же достояние культуры, как и его нестираемые временем образы. Такой язык, страшно нуждающийся по ходу своего развития именно в «сотворении» образов и осязаемых речевых жестах, полностью захватывал Достоевского: «Мы надевали лавровые венки на вшивые головы», — эта фраза из «Бесов» занимала его едва ли не больше, чем перипетии и сюжет пророческого романа. Он просил издателя не убирать в этой фразе ни единого слова, ни единого звука, видимо предчувствуя, что именно такие слова будут сродственны российскому ХХ веку… АМ Поскольку мы заговорили о языке Достоевского, о стиле его письма, который, вне всякого сомнения, для Достоевского еще и способ выживания — как и для любого автора со своим голосом и природой, которую он обнажает в точности так же, как природу своих персонажей — позвольте вам задать вопрос: какую роль Николай Гоголь сыграл в становлении Достоевского? Ведь Федор Михайлович своей любви к Гоголю не скрывал. БЕ Достоевский действительно был душевно привязан к Гоголю. И в то же время, дерзко спародировал Николая Васильевича — его манеру выражаться, манеру письма из «Выбранных мест», да и саму фигуру писателя — в повести «Село Степанчиково и его обитатели». Пародия — вид любви. Только любя: хоть частичку, хоть краешек пародируемого предмета — можно достичь цели! Иногда безосновательно считают: любят только сходное. Чаще и безоглядней любят именно противоположное. Тут сказывается полярность русского характера. Ставрогин любил девушку-калеку, сам Федор Михайлович любил втайне евреев и поляков, которых нещадно распекал. От любви до ненависти один шаг. И это биение между любовью и ненавистью, возвращение от одного чувства к другому часто дает энергию русскому человеку и тем более русскому писателю. Достоевский пробовал исторгнуть из себя «маленького Гоголя», законопатить его в бочку и пустить на волю волн. Но сразу не получилось. А в более поздние годы слог, манера и стиль Достоевского так окрепли, что Гоголь отошел на второй план и тихо встал на книжной полке. Достоевский разыграл пьесу Мольера «Тартюф», но совершено на русский манер. Главный герой — деспот и приживала Фома Фомич Опискин. Его имя стало нарицательным и обозначает человека, севшего на шею своим благодетелям. АМ Роднит Гоголя с Достоевским и неповторимая своеобычность языка… БЕ Учитывая особенности своего стиля: повторы, нагромождение психологических подробностей именно подробностей, а не веских деталей просто длинноты, — Достоевский не раз пытался заставить себя изменить манеру повествования. Набрасывая план одного из ненаписанных своих произведений, он замечает: «Рассказ вроде пушкинского. Краткий, без объяснений, психологически откровенный и простодушный». К нашему счастью, Федору Михайловичу не удалось себя «выправить». Поэтому «неправильности» Достоевского в тысячу раз для нас ценней, чем «правильные» и безликие грамматические конструкции наших образцово-комсомольских и преданно-монархических писателей. И как вам кажется, почему многие произведения Достоевского «написаны на крови»? Кровь — единственное, что позволяет выйти на ветхозаветное и новозаветное, или столкнуть их друг с другом? БЕ Достоевский довольно рано отделил библейское «Око за око» от Христова «Кто ударит тебя в правую щеку — обрати к нему и другую». Да и кровь в «Преступлении и наказании» — не главное. Это западная мысль, сделавшая убийство одной из любимых «философских» категорий, так трактует убийство. Главный и сакраментальный вопрос «Преступления и наказания», от которого у ангелов волосы встают дыбом: «Тварь я дрожащая или право имею? И ведь здесь не только «право на убийство»! Это право на милосердие, это право на прощение и право на «алетейю», то есть незабвение. А заповедь «не убий» отвергается именно теми, для кого убийство стало смыслом и движущей силой их существования. К сожалению, борьба между «не убий» и «уничтожь его» — это та динамика жизни, без которой сама жизнь могла бы исчезнуть. Это совсем не значит, что нужно бесконечно длить историю Каина и Авеля. Новые времена, когда человечество станет тонкотелесным а это произойдет обязательно лишат смысла дилемму «убить — не убить». Примерно так я описал современных Авеля и Каина в своем последнем по времени романе «Очевидец грядущего».

Даже удивительно легко для Достоевского. Затем я бы начал читать книгу «Мальчики» из «Братьев Карамазовых». Все очень просто и понятно. А главное, очень светлый текст. Ну, и «Белые ночи». Это совсем необычный Достоевский, нежный и романтичный. И понятный всем. И «Униженные и оскорбленные». Тут тоже все понятно и интересно.

А имя Федора Павловича Карамазова?.. Отвечать на подобные вопросы призван каждый читатель, который причастен к Вселенной Достоевского. Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком. Из письма М. У меня свой особый взгляд на действительность в искусстве , и то, что большинство называет почти фантастическим и исключительным, то для меня иногда составляет самую сущность действительного. Обыденность явлений и казенный взгляд по-моему не есть еще реализм, а даже напротив Из письма Н.

Топ-5 произведений Ф.М. Достоевского

В любом случае, чтение Достоевского — это насыщение не только ума, но и души, возможность понять себя и своих близких, а также взглянуть по-новому на мир в целом. Рекомендации для новичков Что стоит знать перед началом чтения Достоевского? Для того чтобы начать погружение в мир творчества Федора Достоевского, необходимо понимать несколько важных моментов. Первым делом, следует знать, что произведения Достоевского относятся к классике русской литературы и требуют особого внимания и усилий для восприятия. Достоевский — философ и психолог, он в своих произведениях затрагивает актуальные для своего времени вопросы, которые по сей день не потеряли своей значимости. Прочитав несколько книг Достоевского, можно заметить, что его произведения не просто для того, чтобы развлечься, они способны вызвать много вопросов, побудить к размышлениям и проанализировать свои взгляды на жизнь. Следует помнить, что в основе всех произведений Достоевского лежит конфликт. Этот конфликт может выражаться как внутренним противоречием героя, так и борьбой целых групп общества. Поэтому важно четко идентифицировать главных героев и причины их действий.

С чего начать чтение Достоевского? Начинать чтение творчества Достоевского лучше всего с романов, которые считаются основополагающими, такими как «Преступление и наказание», «Идиот» и «Братья Карамазовы».

Сюжет данного романа закрался Достоевскому в голову, когда он отбывал срок на каторге. Основной мыслью было показать сильную личность, которая оступилась, и показать, как человек ведет себя после преступления, что делает, что думает. Образом такой личности стал Родион Раскольников — студент из Питера. Застряв в водовороте нищеты и отчаяния, Раскольников в раздумьях начинает делить людей на 2 категории: - Люди обыкновенные которые ни в коем случае не переступят черту противозаконного ; - Люди необыкновенные люди, что живут без угрызения совести, которые вольны позволять себе то, на что никогда в жизни не согласятся люди первой категории. Вскоре, Родион получает письмо от матушки, где говорится, что сестра Раскольникова Дуня готова выйти замуж за Лужина, человека, которого она совершенно не переносит на дух и жертвует собой ради спасения семьи. Далее все происходит как в тумане — сумбурные события, безысходность и мысли в голове студента сбиваются в груду мыслей людей необыкновенных. Раскольников смело относит себя ко второму типу людей, планирует и совершает убийство. На создание данной книги ушло 2 года.

В 1868 году, когда произведение было готово наполовину, Федор Михайлович отправил письмо А.

Их ставят на театральной сцене и экранизируют в кино. Из всех произведений мы выделили пять особенно впечатляющих романов. Учитывая, что сегодня можно читать книги онлайн бесплатно , вы можете познакомиться с ними прямо сейчас. Смысл очень точно отражен в названии.

В романе раскрывается «вечная тема» так называемого «маленького человека» — бедного, без состояния и положения. В произведении рассказывается о тех, кто влачит жалкое существование в дешевых квартирах в самых отдаленных районах. Герои мерзнут, недоедают и не вылезают из долгов.

Бедные люди 1844-1845 гг. Они ведают друг другу о течении жизни, из отдельных писем можно сложить сюжеты. Под «бедными» следует понимать не материальное положение, а душевную пустоту персонажей, трагичность их судьбы и случившихся несчастий. Герои позаимствованы у европейских писателей, молодой Достоевский использовал и основу сюжета, преобразовав её и адаптировав под конкретную историю. Критики высоко оценили первое произведение Фёдора Михайловича за глубину и новаторский подход, определивший основу ранее не существующего жанра написания «натуральная школа». Белые ночи 1948 г.

Мечтатель, главный герой, знакомится с красавицей Настенькой, между ними возникает крепкая дружба: встречи, прогулки, разговоры по душам, во время которых девушка делится с новым другом своими чувствами к постояльцу комнаты в квартире бабушки. Он обещал через год вернуться к юной особе, но она так и не дождалась его в положенный срок. Мечтатель, сам не заметив того, влюбляется в Настю и вызывается ей помочь разыскать того постояльца. Произведение изначально было посвящено другу Достоевского Алексею Плещееву. Через 12 лет, в 1860 году, Фёдор Михайлович вернулся к редакции «Белых ночей» и значительно переработал произведение, добавив в него пушкинского романтизма и одновременно жёсткости главному герою, преобразовав его монологи. Подросток 1875 г. Главный герой — молодой девятнадцатилетний человек Аркадий Долгорукий, возомнивший себя великим грешником. Им движет алчность, жадность, разврат — формирование личности происходит вне традиционных психологических и духовных рамок. Такое развитие происходит на фоне сложных отношений его родителей, особняком стоит проблема отцов и детей — именно из неё зачастую вытекают сложности формирования личности ребёнка.

Аркадий мечется в собственных противоречиях. Достоевский одновременно с развитием показывает начало разрушения личности в столь юном возрасте, провоцируемое внешними обстоятельствами и неспособностью еще неокрепшей психики сопротивляться им. Ещё один вопрос, поднимаемый автором, остаётся ли шанс на рост личности после 19 лет, тоже частично освещён в произведении. Неточка Незванова 1849 г. Внезапно оставшаяся в сиротках восьмилетняя девочка попадает на воспитание к чужим людям, проявившим сочувствие брошенной на улице девочке, в дом мечты с красными занавесками, который видела из окна родного дома. Жизнь протекает как по маслу — Александра Михайловна всеми силами старается заменить героине мать. Всё заканчивается, когда Неточка находит письмо, адресованное названой матушке, от давнего поклонника. Муж, узнав об этом, начинает тиранить жену, за что юная героиня возненавидит его и в порыве ссоры намеревается уйти из дома. Самая пронзительная и душевная история Фёдора Михайловича полна психологической силы и глубины, которую приходится переживать Неточке, эмансипированному персонажу, не раз впоследствии используемому в произведениях автора под другими именами Дуня Раскольникова, Наташа Ихменёва и т.

Писатель поднял горячие для XIX века проблемы — низкое положение женщины в обществе и семье, показал попытку девушки вырваться из лап домашней тирании в самостоятельную независимую жизнь. Оцените статью Всего голосов: 10, рейтинг: 4.

С чего начать читать классическую литературу?

Огромную работу, начатую в этом направлении коллективом сотрудников Пушкинского дома под руководством Георгия Фридлендера, в труднейших условиях, под постоянным идеологическим давлением подготовивших и выпустивших в. С чего начать чтение Достоевского: «Преступление и наказание» или «Братья Карамазовы»? Важно помнить, что читать Достоевского не только для того, чтобы «прочитать» книгу, но и для того, чтобы понять суть того, что автор хотел нам сообщить. Можно сказать, что фантастический и непостижимый Петербург романов Достоевского берет начало в этой повести. В этой статье мы предлагаем рекомендации и советы о том, с чего начать читать Достоевского подростку. Исследователи проводят аналогии: пятикнижие Достоевского сравнивают с Пятикнижием Моисея.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий