Борьба гайдуков обострялась в периоды подъема национально-освободительной и антифеодальной борьбы на Балканском полуострове, нередко сливаясь с народными восстаниями. ГАЙДУКИ — (хайдуки) (от венгерского hajduk пехотинцы), в 15 19 вв. участники вооруженной борьбы южно славянских народов, молдаван и других против турецких завоевателей. Борьба гайдуков обострялась в периоды подъема национально-освободительной и антифеодальной борьбы на Балканском полуострове, нередко сливаясь с народными восстаниями. История и жизнь посёлка Гайдук Часть первая Посёлок Гайдук находится в северо-восточной части Цемеской долины по которой протекает речка Цемес, впадающая в Цеместкую бухту. ГАЙДУКИ — (хайдуки) (от венгерского hajduk пехотинцы), в 15 19 вв. участники вооруженной борьбы южно славянских народов, молдаван и других против турецких завоевателей.
“Публика стесняется ходить на растаманские сказки”: миры Дмитрия Гайдука (ВИДЕО)
ГАЙДУКИ - это... Значение слова ГАЙДУКИ | Гайдуки зорко следили за всем, что делается в городах и селах, грабили и убивали злых турок, смотрели и за своими соотечественниками, кнезами, кметами и купцами — помогают ли они бедным в нужде, защищают ли от турок. |
Гайдук( hayduk) значение слова | Действия гайдуков отличались дерзостью, самоотверженностью; нередко они вступали в бой со значительно превосходящими силами противника и одерживали победы. |
Кто такие Гайдуки ? | Движение Гайдуки, участие в них городских низов, несмотря на их незрелость, были ярким выражением стихийного протеста трудящихся против эксплуатации и насилия местных властей. |
Горный Дагестан. Кто такие кунаки? Старый Кахиб и Гоор. Язык тролля. Датунский храм | История и жизнь посёлка Гайдук Часть первая Посёлок Гайдук находится в северо-восточной части Цемеской долины по которой протекает речка Цемес, впадающая в Цеместкую бухту. |
История и жизнь посёлка Гайдук
Для нас эту поездку в Дагестан организовала Анна Денисова: 0:00 Вступление 0:09 Завтрак в "ИСТОКАХ" 1:03 Уезжаем из гостевого дома "ИСТОКИ" 5:21 Датунский храм 11:37 Едем в Старый Кахиб 18:03 Едем в Г Смотрите видео онлайн «Горный Дагестан. Кто такие кунаки? Гайдуки – это служители феодала в древней Руси, которые занимались охраной имущества и сопровождением важных персонажей. вы делаете те новости, которые происходят вокруг нас. Гайдуки, название венгерских наемных солдат, несших в XVI веке службу в пограничных с Турцией крепостях. Во время Русско-турецкой войны 1877—1878 годов многие гайдуки вместе с русскими войсками боролись за освобождение Болгарии.
Гайдуки (РИЭ, 2017)
Политика - 26 апреля 2024 - Новости Читы - Главная» Новости» Кто такие гайдуки. вплоть до 18 века, как своего рода возврат к прошлому, хотя сейчас они редко использовались в качестве полевых войск. Гайдуки Гайдýки, хайдýты — вооружённые крестьяне, угнетённые османским игом и боровшиеся против османского владычества на Балканах и в Западной Ар.
Варианты казаков в Европе и Азии. Гайдуки
На Кубани переименуют станцию «Gayduck» | Гайдуки Гайдýки, хайдýты — вооружённые крестьяне, угнетённые османским игом и боровшиеся против османского владычества на Балканах и в Западной Ар. |
Как в XIX веке в станице Ладожской складывались отношения между помещиками и дворовыми | Узнайте, что такое гайдук и гайдамак, и являются ли они синонимами или разными понятиями. |
Значение слова «Гайдуки» | Борьба гайдуков обострялась в периоды подъема национально-освободительной и антифеодальной борьбы на Балканском полуострове, нередко сливаясь с народными восстаниями. |
Горный Дагестан. Кто такие кунаки? Старый Кахиб и Гоор. Язык тролля. Датунский храм
ГАЙДУКИ, хайдуки (от венг. hajdúk – пехотинцы), 1) участники (гл. обр. крестьяне) вооруж. борьбы венгров и юж.-слав. народов против тур. завоевателей и сотрудничавших с ними местных феодалов в 15–19 вв. Гайдуки, правильнее хайдуки (от венгерского hajduk — пехотинцы), участники вооружённой борьбы южнославянских народов против турецких завоевателей (в 15—19 вв.). По этому получается, что гайдук и гайдамак это не одно и тоже и ни какие они не слова синонимы. Гайдуками являлись вооруженные крестьяне боровшиеся против османского владычества на Балканах и Западной Армении. ГАЙДУКИ — (хайдуки) (от венгерского hajduk пехотинцы), в 15 19 вв. участники вооруженной борьбы южно славянских народов, молдаван и других против турецких завоевателей.
Чиновница с самого низа: что известно о Яне Гайдук, к которой с обыском приходили из ФСБ Башкирии
кто разбирается в кс 1.6,помогите! Борьба гайдуков обострялась в периоды подъема национально-освободительной и антифеодальной борьбы на Балканском полуострове, нередко сливаясь с народными восстаниями. Во время русско-турецкой войны 1877—78 многие гайдуки вместе с русскими войсками боролись за освобождение Болгарии. И вот едет Вася в метро на свою работу (а он редактором работает на телике в новостях), фейсбук в мобилке листает и вдруг такой: о! Гайдук в Москву приезжает. В Викиданных есть лексема гайдук (L99255).
Горный Дагестан. Кто такие кунаки? Старый Кахиб и Гоор. Язык тролля. Датунский храм
Пойманного гайдука турки обычно сажали на кол ; обыкновенно ему предлагалось для спасения жизни принять ислам, но это отвергалось им с презрением. Народ верил, что «пока есть в лесу гайдуки, до тех пор будет и правда». Когда народное негодование на притеснителей в 1804 году перешло в Сербии в восстание , гайдуки стали его естественными предводителями: знаменитый Карагеоргий был гайдуком. Знаменитейший из болгарских гайдуков — Георгий Раковский. Во время русско-турецкой войны 1877—78 гг. Деяния гайдуков были темой народного творчества, и реальные лица становились легендарными персонажами. Польский магнат в сопровождении своих гайдуков Гайдуками также звались воины личной охраны правителей, аристократов ; «придворные гайдуки» — охрана русских царей. Гайдуки были вольнонаёмными. Дети гайдуков часто получали университетское образование. Придворные гайдуки участвуют в праздничных церемониях коронациях, бракосочетаниях в непосредственной близости от царственных особ.
Спас во время геноцида сотни тысяч беженцев, но никак не мог примириться с армянскими дашнакскими лидерами и в конце жизни уехал в Соединенные штаты. Был похоронен на кладбище Пер-Лашез на Аллее Героев, как единственный полководец, который не только давал сражения, но и защищал интересы беженцев. В этом году армяне отмечали 150-летия со дня рождения своего национального героя Андраника Озаняна, а турки до сих пор пугают своих детей его именем... Часто они нанимались как охранники которых мог нанять состоятельный владелец. Часто среди гайдуков встречались и женщины "войвода Бояна", "мома Елена" Отправить 4 года назад 1 0 Я знаю, что словом гайдук назывался в дореволюционной России рослый лакей, который был непременно одет в ливрею это такая форменная одежда с шитьем и галунами.
Гайдуков часто называли «доблестными охранниками края» и «защитниками границ». Они выполняли различные задачи, включая охрану торговых путей, защиту от врагов и поддержание общественной безопасности. Период расцвета гайдуков был также связан с их активным участием в военных конфликтах и исторических событиях России. Гайдуки принимали участие в походах, осадах и сражениях, где показывали высокий уровень военного и тактического мастерства. Гайдуки также играли важную роль в развитии общественных отношений и культурного наследия. Их братства были центром культурной жизни, где проводились праздники, торжества и спортивные соревнования. В период расцвета гайдуки стали символом сопротивления и свободы. Их отвагу и патриотизм ценили и уважали во всей стране. Они стали легендами, о которых рассказывали с поколения на поколение. В целом, период расцвета гайдуков был богатым и ярким. Они оставили неизгладимый след в истории России и до сих пор остаются одной из наиболее важных и символических фигур национальной культуры. Доблестные подвиги гайдуков во время войн и конфликтов Гайдуки, исторические воины и защитники, сыграли значительную роль в истории России. Во время войн и конфликтов они проявляли особую доблесть и мужество, за что получили признание и уважение. Гайдуки вели бои на фронте, защищали свою землю и свой народ. Во время Наполеоновских войн гайдуки принимали активное участие в сражениях, демонстрируя свою боевую технику и мастерство. Они отличались высокой физической подготовкой и смелостью, что позволяло им справляться с самыми сложными ситуациями на поле боя. Гайдуки показывали пример отваги и решительности, впечатляя не только своих соотечественников, но и противников. Во время Крымской войны и русско-турецких войн гайдуки продолжали демонстрировать высокий уровень воинской подготовки и мужество. Они выполняли смелые рейды на тылы противника, захватывали важные объекты и проводили разведку. Гайдуки были необходимым звеном в военной машине Российской империи, обеспечивая безопасность своей страны. Гайдуки также принимали участие во Второй мировой войне, где отличились своими подвигами. Они принимали участие в защите родной земли, сражаясь с фашистскими захватчиками на фронтах и в партизанском движении. Смелость и решительность гайдуков помогли сократить военные операции противника и способствовали победе над нацистской Германией. Доблестные подвиги гайдуков во время войн и конфликтов заслуживают особого восхищения и уважения. Они стали героями своего времени, примером высокой преданности и любви к своей Родине. Гайдуки оставили неизгладимый след в истории России и продолжают быть символом отваги и мужества. Развитие гайдушных братств и их влияние на общество Гайдушие братства и их роль в обществе имеют древнюю историю. С формированием и расцветом гайдуков появлялись и развивались специфические организации, которые стали называться гайдушными братствами. Эти братства объединяли гайдуков и служили им поддержкой и защитой. В начале своего развития гайдушные братства были малочисленными и имели локальное значение. Они создавались в определенных районах страны и выполняли задачи по охране и защите этой территории от внешних угроз, включая нападения враждебных группировок, разбойников и враждебных армий. Со временем гайдушные братства начали активно развиваться, укреплять свое влияние и значимость. Они расширили свою географию и появились в разных частях страны. Каждое братство имело свою иерархию и правила, исходя из которых формировались его члены и управляющие органы. Читайте также: Байкер - кто такой байкер и что он представляет Влияние гайдушных братств на общество было значительным. Они не только выполняли функции защиты и поддержки гайдуков, но и формировали определенные ценности и нравственные принципы. Братства пропагандировали честность, мужество, доблесть и самоотверженность, что стало важным элементом формирования общественного сознания и поведения.
Много отрядов Г. Первое сербское восстание 1804-13. Во время русско-турецкой войны 1877—78 Г. Подвиги Г. Этнографический словарь: гайдуки от венг. Советская историческая энциклопедия: венгер. Обычно Г. Иногда образовывали крупные отряды четы в 300 и более человек. Стихийность и слабая организованность гайдуцкого движения, тяжелые условия жизни Г. По своей клас. Действия Г. Много гайдуцких отрядов участвовало в Первом сербском восстании 1804-13. Во время рус. XV — нач. XIX в.
Кто такие Гайдуки ?
ГАЙДУКИ - это... Значение слова ГАЙДУКИ | Упоминание придворных гайдуков как телохранителей встречается в России с XVII по XIX века. |
Гайдамаки: кем на самом деле были украинские «абреки» — Кириллица — энциклопедия русской жизни | Действия гайдуков отличались дерзостью, самоотверженностью; нередко они вступали в бой со значительно превосходящими силами противника и одерживали победы. |
Гайдуки — Википедия. Что такое Гайдуки | Подписаться на рассылку новостей. |
Определение слова «Гайдуки»
Они надзирали за городами и селами, наказывая злых турок, а также оказывая помощь бедным и защищая купцов и князей. В Сербии народное негодование с развитием времени переросло в массовое восстание, которое возглавляли известные гайдуки, такие как Георгий Черный и Милош. Болгарский писатель Георгий Раковский тоже был известным гайдуком. Когда гайдуков поймывали турки, их наказывали, обычно сажая на кол, и предлагали им принять ислам для спасения жизни.
Однако гайдуки всегда отвергали эти предложения с презрением. Известным является также сборник сербских и болгарских песен о гайдуках, а также работы бывших болгарских гайдуков, которые рассказывают о их подвигах и их значимости для национальной истории.
Как рассказали в пресс-службе Северо-Кавказской железной дороги изданию «Подъем», что никаких жалоб данную табличку не поступало, но поскольку транскрипция неверная, ее обещали поменять. Судя по всему, это делалось давно, скорее всего, под Олимпиаду. У нас были случаи, когда вывески меняли», — сказали в пресс-службе.
Но они вернулись обратно, крайне огорченные, что не нашли его. Сочивица возвратился в Имоцки. Он вспоминал двойное предательство побратима, и думал только о мщении. Через несколько дней он подобрал семь товарищей, и отправился с ними ночью сжечь его дом, который был покрыт соломой, где и сгорело семнадцать человек этого семейства, которые, к их крайнему несчастию, в этот вечер все собрались спать в доме. Одна бедная женщина с ребенком на руках подошла к порогу двери, чтоб уйти от пожара, но в ту же минуту была поражена несколькими ружейными выстрелами и убита вместе с ребенком. Турки не знали, кто был виновником этого пожара, но подозрение могло пасть только на Сочивицу. Поэтому, раздраженные таким свирепым мщением, они обратились с самыми горькими жалобами против него к правителю Далмации Eccellentissimo General della Dalmazia , и тогда мудрейшим образом было повелено, чтобы дом его был разрушен, его сообщники наказаны, и назначена награда в двадцать цекинов тому, кто убьет его, и сорок, кто возьмет его живым. Когда Сочивица потерял уверенность, что может жить в Имоцки с обычной свободой, он постарался выбрать капитал из своей торговли прежде еще, чем узнал о декрете, вышедшем против него. Он был в постоянной тревоге, не будучи уверен в своей участи, и употреблял всевозможные предосторожности, чтобы не быть взятым врасплох. Пятнадцатого августа 1754 года, в который он сделал упомянутое злодейство, он был на ярмарке в Сине По-итальянски — Zeng, близ границы — тогда венецианско-турецкой, ныне турецко-австрийской. И так как предполагалось, что Сочивица имел своих шпионов, солдат направили по другой, а не по обыкновенной дороге. Но он из страха, так как дело шло об его жизни, не доверял никому, кроме самого себя, и предположил, что кроатский отряд идет наверно в Имоцки, хотя и непрямым путем. Тогда он немедля пошел напропалую, перерезывая то тернистые долины, то крутые горы, прибыл в Имоцки до прихода солдат и успел предупредить свое семейство, которое собрало все, [731] что было лучшего в доме и обратилось в поспешное бегство. Таким образом, когда дом его был при этом разрушен, в нем не нашлось вещей большой цены. Но, предвидя, что пребывание в Венецианских владениях может принести ему худой конец, Сочивица нашел благоразумным поскорее переменить государство, и перешел с семейством в Австрийские владения, в Карловац, у реки Церманьи. Это место не представляло удобств для жизни человеку, имевшему правилом убивать магометан. И Сочивица много переменился. Он прожил неполных три года с своим семейством, которое состояло из пяти других лиц именно: двоих братьев, жены, сына и дочери , не вредя никому, и быть может, прожил бы так до самой смерти, если бы некто, имевший на то возможность, из жадности к золоту не предал его в руки турок, вместе с двумя братьями. Говорят, что человек, который был способен на такую самовольную выдачу, понес наказание. Сто турок взяли Сочивицу с его братьями в Куче Cuc , за Удбиной, которая находится около тройной границы, и отвели к травницкому паше; несколько лет перед тем этот самый паша умертвил одного из его братьев, по поводу которого Сочивица, как мы видели, навлек на себя негодование турок. Сочивица и его братья были посажены в тюрьму под крепкий надзор, и им предложено было два условия: или сделаться турками т. Так как им не нравилась эта последняя любезность, они согласились скорее на обрезание, и Сочивица принял имя Ибрагима. Двое братьев через несколько времени были взяты из тюрьмы, и один из них сделан был агой — довольно почетный титул у турок. Но ага предпочел отказаться от этой почести и убежать; то же сделал другой брат. Тогда паша велел наложить на Сочивицу двойные цепи и стеречь еще строже, так что ему не оставалось ни малейшей надежды на освобождение. Сочивица притворился, что стал хорошим турком, но этого было мало. Прежде он и в самой тюрьме говорил гордо с турками, теперь он стал послушен; но и этого было мало для его освобождения. Однажды, ведя свои обыкновенные диалоги с тюремными сторожами, он сказал: «меня теперь уж не тяготит быть заключенным в тюрьму; я совершил преступление, и заслужил тюрьму. Но меня заботит только, что много денег остается зарыто в землю в горах, и роздано в долги моим землякам. Если б только паша захотел, он мог бы получить их. Без меня, конечно, он не может добыть их, потому что каждый может отказаться, что брал их от меня». Сторожа с величайшей поспешностью донесли паше об этом разговоре. Паша, от природы жадный как обыкновенно турки , велел, чтобы Сочивицу повели, под конвоем из десяти турок, указать, где зарыты деньги. Сочивица прошел много мест, где, по словам его, зарывал деньги, но нигде не находил их. Подозревая, не хотел ли он таким способом освободиться из их рук, турки решили отправиться с ним в Синь, и там два часовых строго стерегли закованного Сочивицу день и ночь, с заряженными ружьями. Призывали множество людей, [732] которые, по словам Сочивицы, должны были ему большие суммы. При очной ставке он с большой храбростью настаивал, но в конце концов все его утверждения оказывались ложными. Он объяснял это тем, что ошибался в именах лиц, и говорил, что надо позвать других. Таким образом он обманывал турок целый месяц, и делал это лишь затем, чтобы найти какой-нибудь случай к бегству. Наконец, турки догадались об обмане. Они вытребовали в Синь его жену с двоими детьми, сыном и дочерью, которые жили около Задра, чтобы и их отвести в Травник В Боснии. Но чем виноваты были невинные дети в преступлениях отца и бедная жена в делах мужа? Но таково оттоманское правосудие. Жена с детьми явилась к эфенди, начальнику турок, стороживших Сочивицу. Какую нежность и сострадание должно было вызвать в ней зрелище мужа, удрученного цепями? Ей велят поцеловать руку у начальника турок. Она повинуется, то же делает дочь, и Сочивица выносит это. Но когда он увидел, что ту же церемонию велят исполнить его сыну, он в озлоблении сказал: «уйди отсюда, не целуй руку у этой собаки». Турки, выражая сожаление и как бы извиняясь перед Сочивицей, говорили, что это делалось просто по обычаю. Двадцать шестого ноября 1758 г. Его вывели из дома, где он жил. Турки окружали его. Один из них подошел, чтобы вести его за руку. Сочивица несколько раз ударил его своей цепью, велел ему отойти, и сказал грубым голосом: «Разве ты думаешь, собака, что я женщина, что хочешь вести меня за руку? Он сел потом один на лошадь и позволил только самому эфенди привязать его внизу к самой лошади. Жена и дети также были посажены на лошадей. Жители Синя, видя их в таком плачевном положении, давали им небольшую милостыню». Потом, как увидим далее, эта милостыня помогла ему больше, чем все значительные суммы денег, какие он награбил прежде. Он отправился из Синя в сопровождении десяти турок, и для большей безопасности — еще сорока наших пандуров. Человеколюбивый Сочивица употребил всю собранную милостыню на то, чтобы по дороге изобильно угостить турок водкой. Они удивлялись его любезности, и, выпивая за его здоровье, опьянели окончательно. Когда они перешли венецианскую границу у Билибрега На нынешней границе Далмации с турецкой Хорватией , Сочивица притворился, что озяб; он просил чем-нибудь покрыться, и ему тотчас принесли кабаницу, или плащ. Он добыл себе, — не знаю, каким образом — нож, и мало по малу обрезал им веревку, которой был привязан к лошади, и ему удалось разрезать ее совсем, так что турки этого не заметили. Около двадцати-четырех часов По итальянскому счету времени, — что приходится ввечеру , турки, больше чем когда-нибудь разогретые ракией, прибыли к башне Пролог недалеко от Билибрега , где всегда стоит турецкий караул. Здесь поднялся спор, остановиться или идти дальше, но, наконец, решили идти. Они не успели отойти от [733] башни на два мушкетные выстрела, как Сочивица, бросившись с лошади, ударил цепью по голове ближайшего из стражей, и, спустившись по обледеневшей земле, в один миг очутился во рву и спрятался на первом встретившемся дереве. Турки, бросившись его отыскивать, думали, что он все бежал, и ушли далеко вперед, надеясь услышать стук цепей. Когда ночь стемнела больше и Сочивица нашел возможным слезть, он вернулся спокойно к башне Пролог, и после, по необычным дорогам, отправился к венецианской границе. Странствуя среди гор всю эту чрезвычайно холодную ночь, когда, с одной стороны, шел снег, с другой — дул бешеный Борей, он встретил стаю волков, которые страшно выли от холода, и таким образом, убежавши от одной опасности, он впал еще в худшую. Он подошел к первому дереву, чтобы взобраться на него, но тяжесть цепей влекла его вниз. Это было его единственное оружие, и он уже собирался сражаться им и защищаться, как древние герои, которые сражались ветвями и стволами деревьев. Но — волки прошли мимо и не тронули его. Так оправдывается пословица, что волк никогда не съест волка. Турки, полные стыда и сожаления, что упустили из рук Сочивицу, с утра разыскивали его по всем закоулкам леса, где, как можно было думать, он скрылся; но, отчаявшись найти его, увели с собой его жену и детей к травницкому паше. Они заставили детей принять магометанство, но никак не могли убедить к этому их мать. Дочь Сочивицы так понравилась одному турку, что он взял ее в жены, говоря, что было бы несправедливо, если б такая прекрасная кровь затерялась у морлаков. Один итальянец, который женился на одной из наших морлачек, говорят, сделал такое же замечание. Кто больше варвар: турок или итальянец? Возвратимся к Сочивице. Как скоро морлаки узнали об его избавлении, они, разумеется, тотчас сложили песню в честь этого храброго национального героя. Я охотно поместил бы ее здесь в конце, если бы мне удалось иметь ее в целом виде, хоть бы затем, чтобы показать, как наши морлаки, не изучавши никогда поэзии и даже не умея читать, умеют слагать стихи, в которых, — если они не испорчены, переходя из уст в уста, — никогда не бывает недостатка в должном числе слогов, а также и в счастливых искрах воображения. Травницкий паша, до последней степени раздраженный тою шуткой, какую сыграл с ним Сочивица после таких предосторожностей в надзоре за ним, и в особенности считая успех бегства вечным позором для своего имени, решился во что бы ни стало добыть его живого или мертвого. Он тотчас отправил посольство к превосходительному синьору Карлу Контарини, тогдашнему генералу Далмации, прося у него этого человека и давая понять, что Контарини обязан его возвратить» Но благоразумный генерал отвечал, что не знает, где находится Сочивица, а что турецкая стража, имевшая его в руках, должна была лучше за ним смотреть, и давал понять, как неразумно было их требование, когда они упустили его из рук в своем собственном государстве, и, наконец, что он не может отвечать за их неряшество. Тогда турецкие посланцы стали жаловаться на [734] наших несчастных пандуров, изображая их перед генералом как соучастников бегства Сочивицы. Чтобы удовлетворить отчасти клевете упрямых оттоманов, этим людям сделано было легкое наказание, хотя потом найдено было, что они вовсе не были виноваты. Но Сочивица не был доволен тем только, что сам освободился от рук турок, и постоянно думал об освобождении жены и бедных детей. Это была его единственная забота, чтобы начать потом спокойную жизнь. Он много раз извещал травницкого пашу, что решился не делать больше никаких неприятностей туркам, если только они отпустят его жену и детей; но паша смеялся над его предложениями, и вместо того, чтоб укротиться, ожесточался еще более. Сочивица попробовал убеждать его письмом, и между прочим отправил ему письмо приблизительно такого содержания: «Я слышал, паша боснийский, что ты жалуешься на мое бегство. Спрашиваю тебя: что сделал бы ты на моем месте? Дал ли бы ты связать себя, как животное, дал ли бы вести себя людям, которые, пришедши на известное место, по всей вероятности, умертвили бы тебя? Природа научает всех бежать от смерти. Что я сделал, кроме того, что последовал ее законам? Но какое преступление, о, паша, совершили моя жена и мои дети, и за что, против всякой справедливости и здравого смысла, их держат у тебя рабами? Быть может, ты думаешь сделать этим меня послушнее? Ты ошибаешься. Ты делаешь меня более упрямым. Но послушай: ты можешь над ними удовлетворить свое бешенство, но это не принесет тебе никакой пользы; я удовлетворю свою ненависть над твоими подданными, турками, и это послужит тебе величайшим вредом. Отдай же мне, прошу тебя, мою кровь. Добудь мне прощение от моего государя, и не вспоминай прошлых обид. Я оставлю в покое твоих подданных, и когда могу, буду даже служить им охраной. Если ты откажешь мне в этой милости, жди от меня всего, что может сделать человек, пришедший к отчаянию. Я соберу товарищей, я расстрою твою торговлю, буду грабить твоих купцов, и с этой минуты, если ты не обратишь внимания на мои слова, даю торжественную клятву убивать всякого турка, какой попадется мне в руки». Паше неприлично обращать внимание на письма разбойника, но он не подумал о последствиях.
История Одним из первых гайдуков был Старина Новак XVI век , который начал грабить и убивать турок в отместку за притеснения с их стороны. В культуре гайдуков существовало уважение к православию они практиковали молитвы, а часть награбленной добычи жертвовали в православные монастыри и к своей стране. Нередко их считали участниками национально-освободительного движения. Гайдук на службе у турок это уже пандур. Среди гайдуков существовал обычай побратимства. Отряды гайдуков назывались четами отсюда четники Гайдуки участвовали в Первом сербском восстании 1804—1813, а во время русско-турецкой войны 1877—78 гг. Деяния гайдуков были темой народного творчества, и реальные лица становились легендарными персонажами.
Как в XIX веке в станице Ладожской складывались отношения между помещиками и дворовыми
С XVI века — до начала XVIII века гайдуки — пехота восточноевропейского образца, вооружённая огнестрельным оружием, обычно дополненным характерными гайдуцкими секирками или топорками, а иногда — саблями. В войсках Речи Посполитой гайдуки и венгры составляли восточноевропейскую пехоту, вооружённую огнестрельным оружием, единого гайдуцкого строя. Пехоту эту, по мнению некоторых исследователей, в Речь Посполитую привёл Стефан Баторий при избрании его королём Польским и великим князем Литовским. В Речи Посполитой XVII века пехота гайдуцкого строя различалась по своему происхождению: «гайдуками» называли польско-литовскую пехоту гайдуцкого строя, в то время как собственно венгерских гайдуков называли «венграми». Помимо гайдуков, в Речи Посполитой существовала также пехота «немецкого строя» и «пехота выбранецкая», позже заменённая на «пехоту лановую». Гайдуцкая пехота в Речи Посполитой в основном использовалась в качестве гарнизонных войск и в полевых сражениях была малобоеспособна из-за отсутствия пикинёров и плохой строевой подготовки. Одежда Гайдуки отличались характерной униформой — длинными, до середины голени, кафтанами, похожими на кафтаны русских стрельцов, рейтузами и шапками-магерками с четырьмя козырьками — два по бокам, один спереди и один сзади.
Таким же образом, когда карфагеняне хотели умертвить всех римлян в знаменитом сражении при Каннах, хитрый Аннибал думал, что лучше оставить несколько человек, чтобы они могли принесть на родину известие о поражении их войска и о храбрости карфагенян. Спустя часа два после того, как между турками распространилось известие о варварском и бесчеловечном поступке Сочивицы, собрались люди из всех окрестностей, пешком и верхом, через горы и долины и принялись его преследовать. Сочивица, ничего не подозревавший, найден был в лесу со всеми товарищами, которые вместе с ним обратились в поспешнейшее бегство. Турки гнались за ними неутомимо, и еще пять из них было убито, и был убит один из гайдуков, которому еще живому собственный брат отрубил голову, чтобы не имели турки удовольствия воткнуть ее на шест в знак позора. Гайдуки спаслись в Меткович в Приморье, куда дошли за ними турки. Если на этот раз они спаслись, они очень обязаны были своим ногам. Сочивица отделился от товарищей. Единственная мысль турок была найти его и убить.
В Далмации было еще менее безопасно, чем в Турции. Он проводил целые месяцы в самых ужасных закоулках пещер в постоянном одиночестве. Часто он терпел голод из страха, что его увидят входящим или выходящим из пещеры, чтобы добыть себе пропитание. Можно сказать, что это был скорее пустынник, чем разбойник. От времени до времени он не мог однако удержаться, чтоб не убить какую-нибудь пару турок. Между тем травницкий паша, за слишком большие тиранства над своими подданными и за то, что забрал себе в голову ограбить Мостар, был вызван в Константинополь, где, полагают, ему отрубили голову. У этого паши, которого звали Кукавица Опять, очевидно, славянский магометанин , была красивая жена; [738] в этих обстоятельствах она была беременна. Он уступил ее другому турку, с условием, что существо, которым она была беременна, должно быть названо по имени паши, отца.
Сочивица думал, что с переменой паши, он должен бы получить свое семейство; но так не случилось. После многих бесплодных опытов, в 1762 году он прибегнул к следующей выдумке. В оттоманских городах предоставлено свободно ходить с товарами одним каланджиям, которые похожи на тех, кого у нас обыкновенно зовут мессинцами , которым позволяется продавать шелк и другие безделушки подобного рода. Это было хорошо известно Сочивице. Поэтому он нарядил одного из своих товарищей продавцом шелка и, давши ему достаточно товара этого рода, послал его в Травник. Тем временем сам он с другими четырьмя товарищами отправился, не торопясь, по другой дороге, чтобы ждать исхода, в расстояния трех или четырех миль от Травника. Не знаю, каким случаем товарищи ушли от него и он встретился с тремя турками, которые стали подозревать и ворчать на него, что он гайдук. Сочивица, увидевши себя в этом затруднительном положении и находя, что убежать трудно, стал оправдываться и говорил, в доказательство, что он не гайдук, что он шел в город Прусац В южной части турецкой Хорватии, близ боснийской границы , находившийся невдалеке.
Подозрительные турки сказали ему: «Ну, так пойдем вместе». Сочивица пошел с ними. Подъехавши к одному источнику, турки сошли с лошадей, чтобы напоить их. Тогда Сочивица против всякого их ожидания, вынув саблю, отрубил голову одному из них и, повторивши удар, сделал то же и с другим, который обернулся взглянуть, что тут происходит. Третий стал недвижим, как те птицы, которые, увидев коршуна, не могут двинуться с места. Сочивица, взявши его за руку, повел в лес и, убедившись в его турецких особенностях, убил его. Не довольствуясь тем, что убил его, Сочивица разрубил его в куски и как бешеная собака кусал мертвое тело, не зная, как утолить достаточно свое мщение и ненависть к туркам. Между тем возвратились его четыре товарища, а тот, который отправился в Травник, долго бродя по городу с своими товарищами, встретился с женой Сочивицы и открыл ей желание ее мужа, и как он должен был увезти ее ночью вместе с детьми.
Жена Сочивицы чрезвычайно обрадовалась этому неожиданному известию, пошла сказать об этом своей дочери, убеждая ее пойти с собой; но дочь, испытавши удовольствия магометанского брака, отказалась с ней идти. Тогда мать взяла с собой только сына, и с товарищем Сочивицы вышла ночью из Травника. Сочивица, который ждал ее невдалеке от города с четырьмя товарищами, был чрезвычайно утешен, увидевши свою жену и сына, он отвел их в Драгович, свое обыкновенное убежище, где оставил сына на попечении одного калугера, который потом научил его читать и писать. На следующий день, турки, не находя жены Сочивицы в Травнике, подумали, что никто другой, как он, устроил это ловкое похищение, которое было вероятно несколько опаснее, чем похищение Орфея, [739] отправившегося в ад, чтобы взять оттуда свою жену Эвридику. Турки, конечно, не дьяволы, которые знают волшебное искусство; но наверное сумели бы убить виновника, если бы схватили его в ту минуту, когда он уводил жену Сочивицы. Раздосадованные этим фактом больше, чем всеми его прежними наглостями против них, турки обратились к превосходительному генералу Далмации, требуя самым настоятельным образом, чтобы он велел взять и убить его. Но как можно взять и убить человека там, где его нет? Турки думали, что он в Далмации, и всегда слышали об его грабежах в Турции.
Имя Сочивицы стало у турок так страшно, что как дети боятся всего в темноте или как суеверные люди видят привидения, создаваемые их собственным воображением, так туркам постоянно виделся повсюду Сочивица. Но сила оттоманов не в состоянии была получить в руки человека, который одолевал их в их собственных пределах. Ловкость, с которой действовал Сочивица, делала тщетными все их усилия. В один день он мог убить турка в одном месте, а на другой день очутиться за пятьдесят миль. Он странствовал ночью и отдыхал днем, и в десять дней проходил иногда больше сотни миль. Там он совершал грабеж, в другом месте убийство, и в то время, как повсюду шли слухи об его подвигах, часто подозревали, что это чистая небылица. Таким образом, никогда не знали, где искать этого Протея, который менял место каждую минуту. Турецкая стража обходила горы днем и ночью, чтобы захватить, если можно, этого вредного зверя, но всегда напрасно.
Был один турок, но имени Чурбек, который из пренебрежения называл Сочивицу — Станиславой Т. Черт возьми! Сочивица не мог стерпеть такой обиды, и дрожал от негодования, что не может отмстить. Но раз Сочивица только с шестью товарищами встретил Чурбека с двадцатью; произошла жестокая схватка, четверо из спутников Чурбека остались на месте, он был ранен, остальные убежали. Со стороны Сочивицы только двое из его товарищей были ранены. Какой позор для магометанского имени, что гайдук с немногими товарищами нанес им такое поражение! Какая была бы честь, и какая награда тому, кто убил бы Сочивицу! Нашелся один турок, по имени Вилембег, который послал Сочивице письмо в следующих выражениях: «Ты хвалишься, что ты — истребитель турок; выходи на мой вызов, если ты не женщина.
Я вызываю тебя, как ты хочешь, один на один, или в равных силах со мной». Сочивица, вызванный турком так горделиво, собрал двенадцать храбрых товарищей и думал только когда бы встретиться с Вилембегом, и вместо того, чтобы дожидаться его в назначенном месте, ждал его в другом. Турок, видя, что Сочивица не явился на месте, где было уговорено, хвастался и говорил, что Сочивица спрятался от его храбрости. Но между тем явился Сочивица, с своими двенадцатью товарищами, против Вилембега, с которым было сорок человек; но число людей нимало не устрашило Сочивицу и не внушило ему трусливой мысли — уйти. Он стал с своими в неудачное [740] положение, будучи со всех сторон окружен турками, а потому прибегнул к прекрасной стратагеме: все гайдуки спрятались за деревьями, а в некотором расстоянии там и сям расставили свои шапки. Турки направляли свои выстрелы по шапкам Эти факты кажутся романическими, но необходимость, энтузиазм к славе и любовь к жизни, господствующие у гайдуков, поневоле делают их изобретательными. Опанки или обувь гайдуков имеют остроконечные носки, обращенные вверх. Когда на земле лежит снег, они делают себе опанки с такими носками и на переди и на пятке, чтобы неприятель не мог отыскать их следов.
Эта выдумка очень похожа на то, как поступал вор, укравший быков Геркулеса и затащивший их в свою пещеру за хвост. Тогда турки, принявши гайдуков за каких-то колдунов, по обыкновению бросились бежать, а Вилембег, этот хвастливый боец, был ранен в руку, и если бы не бежал в венецианские владения, в Книнский округ, Сочивица убил бы его, как подлого труса. Мужество, показанное Сочивицей в этом случае, вместе со многими прежними фактами, доставили ему уважение, удивление и дружбу некоторых турок, которые много раз посылали ему подарки. Одна турецкая девушка, которая слышала в народных толках имя Сочивицы, и быть может, полагая, что он должен быть столь же мужествен в любви, как был мужествен с оружием, хотела вступить с ним в побратимство, и в знак дружбы подарила ему «мараму», род полотенца или платка , вышитую на двух концах золотом, ценой до двенадцати цекинов. У Сочивицы был также побратимом один турок. Он хотел подарить Сочивице двенадцать «кабаниц» плащей , и хорошее суконное платье на двенадцать человек. Назначен был день и место, куда тот должен был придти, чтобы взять их. Турецкий побратим открыл об этом уговоре другому турку.
Последний стал сильно укорять его, говоря: «Как ты, магометанин, хочешь дать дань гайдуку, христианину? Ты — негодяй. Сделай вид, что ты хочешь исполнить все по уговору, а мы, собравшись большим отрядом, пойдем и нападем на гайдуков, и если ты не сделаешь этого, я донесу на тебя паше». Бедный друг Сочивицы должен был или сделаться предателем, или ожидать верной смерти. Он решился на предательство. В назначенный день Сочивица пришел, недалеко от Гламоча, на то место, которое было назначено его побратимом. И так как он не вполне доверялся ему, то наблюдал, не сделано ли ему какой-нибудь засады, и вдруг увидел вдали большую толпу турок. Товарищи его хотели бежать, но он остановил их.
Постараемся как-нибудь обмануть их. Станем в другом месте, а не там, где сговорились с побратимом. Мы выйдем против них неожиданно, и выстрелим ив наших ружей. Они, увидевши в нас такую смелость, испугаются и никак не подумают, чтобы нас было только так мало, когда мы первые на них нападаем. Этот обман обратит их в [741] бегство, и это единственное средство спасти нашу жизнь». Так они и сделали. Они устроили засаду против турецкой толпы, которая шла напасть на них, и когда турки ничего не ожидали, Сочивица и его товарищи сделали по ним выстрелы и зараз убили из них восемь человек. Турки, увидевши это неожиданное дело, пустились бежать; только немногие из более храбрых остались, чтобы схватиться с гайдуками, которые, с своей стороны, также обратились в бегство.
Был здесь между прочим один турок верхом, с саблей в руках, который успел напасть врасплох на Сочивицу; последний скрылся за дерево и кружился около него, преследуемый турком, и от усталости он был уже близок к тому, чтобы стать жертвой своего неприятеля, если бы брат его не убил турка ружейным выстрелом. Избавившись от такой серьёзной опасности, Сочивица перешел с своими товарищами в венецианские владения, и хотя был грек Т. После этого он жил несколько времени совершенно спокойно, но, узнавши, что большой караван должен отправиться из Синя в Турцию, собрал восемнадцать товарищей и пошел навстречу ему в Билибрег. Караван шел в сопровождении ста или более турок; поэтому Сочивица не сделал ему никакой помехи; но, встретивши в другом месте двух турок, изрезал их живых в куски. Около года спустя после роковой эпохи 1764 г. Это лишение товарищей побудило Сочивицу удалиться в австрийские владения, к реке Церманье. Здесь он провел около года, так что турки не имели о нем сведений, и вообще думали, что он находится где-нибудь очень далеко. И однако же он участвовал во всех нападениях на караваны, какие происходили в это время, но имя его уже не было слышно, и предводителем гайдуков сделался некто Башич, по прозванию Красный Или рыжий, rosso.
Далее видно, что он был католик. Деньги, насильственно и несправедливо награбленные у турок, Сочивица роздал разным людям задарского округа, чтобы они употребили их в торговлю, и жил этим без больших забот. Он думал, что его уже не ищут, и часто позволял себе переходить из Церманьи в Островицу и другие места задарского округа, где он мог отлично сойтись с характерами и религией большой части тамошних жителей, которые, пришедши туда из Черной-горы, часто, кроме собственной фамилии, называются еще «черногорцами», как и в некоторых других частях Морлакии. Когда пребывание Сочивицы в задарском [742] округе стало известно, то нынешний попечительный полковник книнской территории, Стефано Накич, вследствие высших соображений послал для поимки его арамбашу, по имени Серавицу, с тридцатью пандурами. Арамбаша пандуров безуспешно разыскивал его по всему задарскому округу, когда наконец получил известие, что Сочивица находится в Островице; арамбаша тотчас поспешил туда, и нашел его играющим в мяч с одним товарищем, и обоих — выпившими. Товарищ Сочивицы был убит, а он бросился бежать к башне разрушенного замка, стоявшего на скале высокого холма, и там заперся. Один из пандуров ранил его в бедро, и он охотно бы сдался, если бы толпа пьяных поселян, возвращавшихся с сенокоса с деревянными вилами, не воспротивилась пандурам и не доставила таким образом избавления и жизни Сочивице. Между тем раненый Сочивица заметил, что пандуры уже не окружают его, тотчас сел на коня и, странствуя постоянно ночью, остановился сначала на несколько дней у одного благочестивого священника, чтобы полечиться, потом ушел в пещеру над источниками реки Цетины.
Андраник-паша после смерти Геворга Чауша возглавил движение гайдуков в Муше и Сасуне, а в дальнейшем создал Добровольческую армию из западных армян, который не проиграл ни одного сражения регулярным турецким войскам. Спас во время геноцида сотни тысяч беженцев, но никак не мог примириться с армянскими дашнакскими лидерами и в конце жизни уехал в Соединенные штаты. Был похоронен на кладбище Пер-Лашез на Аллее Героев, как единственный полководец, который не только давал сражения, но и защищал интересы беженцев. В этом году армяне отмечали 150-летия со дня рождения своего национального героя Андраника Озаняна, а турки до сих пор пугают своих детей его именем... Часто они нанимались как охранники которых мог нанять состоятельный владелец.
Гайдучье собират. Гайдучок, гайдученок, -ночек умалит. Полон дом арапов, казачхов, гайдуков и гайдучат. О словаре Толковый словарь живого великорусского языка — популярнейший словарь, составленный знаменитым писателем Владимиром Далем и исследователем еще в позапрошлом веке, однако остающийся востребованным и в наши дни, является одним из самых полных словарей по тематике русского языка.
Всего в него включено более 200 тысяч слов, а также большое количество пословиц, поговорок, загадок и присловий, приведенных в качестве примеров использования. В словаре собрано лексическое наследие больших и малых народов современной Далю России, как письменное, так и устное, а также профессиональные жаргонизмы различных профессий и ремесел. Словарь ориентирован на самого массового читателя и будет интересен всем любителям русского языка. Машиностроительный запасные части для заводов цементной промышленности и цементный заводы. О словаре Большая советская энциклопедия — одна из крупнейших и авторитетнейших мировых энциклопедий, в которой содержится более 100 тысяч статей на самые разные темы: наука, искусство, история, техника и так далее. Первое издание содержало 65 томов и вышло еще в 1920-1940 годах прошлого века, третье — в 1970-х.
Что такое гайдук
ГАЙДУКИ (от венг. hajdu — «погонщик») — собирательное понятие, которым обозначали вид легкой пехоты в Польше, а в странах Южной и Восточной Европы — повстанцев или разбойников. Кто такие гайдуки? Во время русско-турецкой войны 1877-78 годов болгарские гайдуки вместе с российскими войсками сражались за освобождение Болгарии. Узнайте, что такое гайдук и гайдамак, и являются ли они синонимами или разными понятиями. Гайдуки участвовали в Первом сербском восстании 1804—1813, а во время русско-турецкой войны 1877—78 сражались против турок в Болгарии вместе с русскими войсками.