Пьеса "Гроза" с момента появления занимает одно из главных мест в творческом наследии ского.
"Гроза" Островский А.Н - читать пьесу полностью
Рисунок Александра Головина. Однако едва ли это верно. Интимные тайны города Калинова Кудряш описывает местные любовные нравы: «У нас насчет этого слободно. Девки гуляют себе как хотят, отцу с матерью и дела нет. Только бабы взаперти сидят». Почему важно, что «девки гуляют себе как хотят, отцу с матерью и дела нет»?
Чаще всего русская классическая литература обращалась к дворянской жизни, где падение девушки воспринималось как катастрофа, и привыкшего к этой картине мира читателя слова Кудряша могут удивить. Рисунок Бориса Кустодиева. Так неужто ж замужнюю полюбили? Эх, Борис Григорьич, бросить надоть! Так до обеда время и пройдет».
Что значит это воспоминание? Судя по ее собственным рассказам, в девичестве Катерина делала именно то, чего требует от домашних Кабаниха: то есть жила согласно традиционному укладу купечества. Ровно это делает Катерина — причем не «из-под неволи», а от души, искренне.
У каждого своя «Гроза»: пьесу Островского обсудят в «Лектории» 28 июля 2023 г.
В Вологде продолжается общественно-культурный проект «Лекторий» — серия лекций о науке, культуре, искусстве. Как интерпретирует пьесу Островского современные режиссеры». Гостем проекта станет Антон Ткаченко, кандидат педагогических наук, учитель литературы, заместитель директора частной школы «Золотое сечение». Пьеса Александра Островского «Гроза» давно превратилась в миф о самой себе.
Той же ночью Борис рассказывает Кудряшу о своих чувствах к замужней девушке — Катерине. Чуть позже Варвара и Кудряш уходят и оставляют Бориса одного, чтобы тот встретился с Катей. Катерина очень боится, она даже пытается прогнать Бориса, однако тот успокаивает девушку. Она сильно нервничает и признается, что теперь у нее нет своей силы воли. Она считает, что ею теперь правит воля Бориса.
Она в порыве чувств обнимает мужчину и говорит, что если она не испугалась божьего осуждения, то мнение людей для нее ничего не значит. Они оба признаются друг другу в чувствах. Перед рассветом влюбленным приходится расстаться, так как скоро может проснуться Кабаниха. Они договариваются о следующей встрече. Однако в город неожиданно возвращается муж Катерины.
Действие четвертое События этого действия начинаются через 10 дней после возвращения Тихона в город. Наступает праздник, а жители города выходят прогуляться на бульвар. Однако над городом собирается сильная гроза. Кулигин и Дикой сильно ругаются. Механик убеждает купца в пользе его изобретений, просит денег на постройку механизма, однако тот грубо отказывает.
Кулигин же хочет сделать громоотвод, который обезопасит людей. Купец не понимает ценности этого изобретения. Варвара и Борис встречаются в закрытой галерее, вроде бы как укрываясь от ненастья. Девушка рассказывает молодому человеку о горе, которое творится у них дома. Варвара сообщает, что Тихон вернулся домой раньше срока, из-за чего Катерина слишком сильно разволновалась.
Она нервничает, постоянно пускается в слезы, чем очень удивляет Тихона. Купчиха же смотрит на девушку с большим подозрением. Варвара переживает, что в таком состоянии Катерина не выдержит и решится рассказать мужу о том, что изменила. В это время к галерее приближаются Тихон, Катерина и Марфа Игнатьевна вместе с другими людьми, которые хотят спрятаться от дождя под крышей. Народ сплетничает о том, что грозы — это божественные наказания, а молнии в это время постоянно убивают грешников.
Находящийся среди толпы Кулигин пытается доказать людям, что гроза — это естественное природное явление, что об этом давно известно науке. Катерина, которая все это время пребывала в сильном потрясении и в душевных муках, поворачивается к мужу. Девушка говорит, что ей известно, кого должна убить гроза. Она просит помолиться за нее. В этот момент появляется местная сумасшедшая Барыня, которая ранее так напугала Катерину своими предзнаменованиями.
Она славится тем, что после бурной юности, ходит по всему городу и пугает молодых хорошеньких девушек смертельными предсказаниями. Барыня замечает Катерину и снова начинает кричать про омут, который предназначается девушке. Она говорит, что с такой красотой, как у Катерины, гореть ей в неугасимом огне. Девушка не выдерживает такого, поэтому она поворачивается к Кабанихе и Тихону и все им рассказывает: как она в течение 10 дней каждую ночь встречалась с Борисом. Действие пятое Признание Катерины делает много шума в городе.
Кабаниха в ярости и даже советует сыну закопать девушку живьем в землю. Катерина относится к упрекам безучастно, она пребывает в глубокой тоске и ходит по дому тенью. Тихон все время пьянствует. В это же время Дикой собирается избавиться от племянника и отправить его на китайскую границу. Кулигин, который отличается добротой и сочувствием к окружающим, советует Тихону простить жену.
Мужчина, на самом деле, и сам не против помириться с женой и вернуть былые отношения. Однако купчиха непреклонна. Она против прощения девушки. Неожиданно по городу разносится известие, что Катерина исчезла из дома. Девушка в отчаянии и растерянности идет по дороге, забытая и несчастная.
Она молится о том, что не хочет дальше жить, однако ей хотелось бы еще хотя бы раз увидеть Бориса. И этот момент она встречает его. Девушка бросается к нему на шею. Мужчина рассказывает о том, что его отсылают в Сибирь. Катерина умоляет взять ее с собой.
Однако робкий и нерешительный Борис отказывается, ссылаясь на волю дяди.
Но жизнь он слышал всем существом поэта. В городе Калинове царит благолепие и порядок — не то что вокруг, в других местах, о которых жителям Калинова, задолго до появления телевизионной пропаганды, рассказывает странница Феклуша, не жалеющая красок о неправедности и дьявольских обольщениях в больших городах. И понятно, пишет Добролюбов, что «простой инстинкт самосохранения должен заставить ее не сказать хорошего слова о том, что в других землях делается». Потому что слушателям ее хочется считать, что в других местах куда хуже и страшней, чем в их отечестве. В анархии так уж и нет никакого начала: никто никому не указ, всякий на приказание другого может отвечать, что я, мол, тебя знать не хочу, и, таким образом, все озорничают и ни в чем согласиться не могут. Положение общества, подверженного такой анархии если только она возможна , действительно ужасно.
Но вообразите, что это самое анархическое общество разделилось на две части: одна оставила за собою право озорничать и не знать никакого закона, а другая принуждена признавать законом всякую претензию первой и безропотно сносить все ее капризы, все безобразия...
Поделиться:
- Краткое содержание по действиям пьесы «Гроза» Островского
- Современное прочтение «Грозы» Островского
- Содержание
- Комментарии
Режиссер Евгений Маленчев переписывает с артистами «Грозу» Островского
Произведение написано автором, умершим более семидесяти лет назад, и опубликовано прижизненно, либо посмертно, но с момента публикации также прошло более семидесяти лет. Режиссер спектакля Антон Яковлев о спектакле: «Гроза» стоит особняком среди пьес Островского, я давно хотел ее поставить. 160 лет исполняется пьесе "Гроза" А. Н. Островского.
"Гроза" Островского - это пьеса о неправильном воспитании. Сейчас она очень актуальна
Пьеса А.Н. Островского «Гроза» вышла в свет в 1860 году, накануне отмены крепостного права. Пьеса Островского «Гроза» была написана в 1859 году. Пьеса самого известного русского драматурга А. Н. Островского В ней рассказывается о трагической судьбе Катерины, молодой женщины, задыхающейся в тяжелой обстановке патриархальной семьи. Одну из самых известных пьес Александра Островского «Гроза» в Театре Наций (2017) поставил режиссер-лауреат театральной премии «Золотая маска», художественный руководитель Театра имени Федора Волкова в Ярославле Евгений Марчелли. Одну из самых известных пьес Александра Островского поставил лауреат театральной премии "Золотая маска" режиссер Антон Яковлев.
12 комментариев
- История создания пьесы "Гроза" Н.А. Островского
- Гроза - краткое содержание
- А.Н. Островский - "Гроза" - Anuta1210605 - Wattpad
- Краткое содержание и анализ пьесы "Гроза" Александра Островского
- Гроза (пьеса) — Википедия
- "Семья - это маленькое государство": 160 лет драме Островского "Гроза"
Книга юбиляр 2024 года
Пьеса «Гроза» известного русского писателя XIX века А.Н. Островского, была написана в 1859 году. Хотя пьеса «Гроза», безусловно, социальное произведение, нельзя отталкивать и ее литературные особенности, без которых не прозвучала бы и основная социальная направленность. Сильное влияние на пьесу, по мнению исследователей, оказала личность первой исполнительницы роли Катерины — Любови Павловны Косицкой, с которой А. Н. Островского связывали творческие и личные отношения. аудио пьеса Островского А.Н. Пьеса о столкновении между новыми и старыми традициями, устаревшими семейными порядками. 27 марта в московском «Центре драматургии и режиссуры» состоялась постановка пьесы Александра Островского «Гроза».
«Гроза» Островского: прощай, луч света в темном царстве
Они начинают сплетничать о Савле Прокофьевиче. К ним подходит Дикой. Он недоволен появлением в городе своего племянника, Бориса, и не хочет с ним разговаривать. Из разговора Бориса с Савлом Прокофьевичем становится понятно, что кроме Дикого, у Бориса и его сестры из родственников никого больше не осталось. Чтобы получить наследство после смерти бабки, Борис вынужден наладить хорошие отношения со своим дядей, однако тот не хочет отдавать деньги, которые бабка Бориса завещала внуку. Борис, Кудряш и Кулигин обсуждают тяжёлый характер Дикого. Борис признаётся, что ему трудно быть в городе Калиново, ведь он не знает здешних обычаев.
Кулигин считает, что тут нельзя заработать честным трудом. Но если бы у Кулигина были деньги, мужчина потратил бы их на благо человечеству, собрав перпету-мобиле. Появляется Феклуша, нахваливая купечество и жизнь в целом, приговаривая: «на земле обетованной живём…». Борису жаль Кулигина, он понимает, что мечты изобретателя о том, чтобы создавать полезные для общества механизмы, навсегда останутся лишь мечтами. Сам Борис не хочет загубить свою молодость в этом захолустье: «загнан, забит, да ещё и сдуру-то влюбляться вздумал…» в ту, с которой и поговорить не удалось. Этой девушкой оказывается Катерина Кабанова.
На сцене Кабанова, Кабанов, Катерина и Варвара. Кабанов говорит с матерью. Этот диалог показан как типичная беседа в этой семье. Тихону надоели нравоучения матери, но он всё равно лебезит перед ней. Кабаниха просит признать сына, что жена ему стала важнее матери, будто Тихон вскоре и вовсе перестанет уважать мать. Катерина, присутствуя при этом, отрицает слова Марфы Игнатьевны.
Кабанова с удвоенной силой начинает наговаривать на себя, чтобы окружающие переубеждали её в обратном. Кабанова называет себя помехой супружеской жизни, но в её словах нет искренности. Уже через мгновение она берёт ситуацию под свой контроль, обвиняя сына в слишком мягком характере: «Посмотри на себя! Станет ли тебя жена бояться после этого? Кабанов признаёт, что у него нет собственной воли. Марфа Игнатьевна уходит.
Тихон жалуется на жизнь, упрекая во всём деспотичную мать. Варвара, его сестра, отвечает, что Тихон сам в ответе за свою жизнь. После этих слов Кабанов уходит выпить к Дикому. Катерина и Варвара разговаривают по душам. Она совсем завяла в этом обществе. Особенно хорошо это прослеживается на фоне её жизни до замужества.
Катерина много времени проводила с мамой, помогала ей, гуляла: «я жила, ни об чём не тужила, точно птичка на воле». Катерина чувствует приближение смерти; признаётся, что больше не любит своего мужа. Варвара обеспокоена состоянием Кати, и, чтобы улучшить её настроение, Варвара решает устроить Катерине встречу с другим человеком. На сцене появляется Барыня, она указывает на Волгу: «Вот красота-то куда ведёт. В самый омут». Её слова окажутся пророческими, хотя в городе её предсказаниям никто не верит.
Катерина испугалась сказанных старой женщиной слов, но Варвара скептически отнеслась к ним, так как Барыня во всём видит гибель.
Мы говорим о потребности в свободе и убийственности несвободы для живой жизни. Потому что засилье в обществе мещанского канона: как положено, как прилично, как неприлично — это опошление, снижение духовной планки. Любовь такого уровня как у Катерины обязательно приводит к смерти, потому что она приходит в противоречие с укладом жизни, который весь связан с бесконечными мещанскими выяснениями отношений. А сильнейшее чувство, которое поднимает человека над всеми житейскими правилами, выше пошлой морали. Поэтому для Катерины дальнейшая жизнь — абсолютная несвобода. Эта несвобода становится убийственной для такого мощного живого чувства.
Островский, скорее всего, приступил к работе над произведением в июле 1859 года во всяком случае, не позже этого месяца , а в начале октября отослал готовый текст в издательство. Это доказывает оригинал рукописи, по сей день хранящейся в Российской государственной библиотеке. Спустя месяц пьеса уже ставилась на петербургской сцене: 16 ноября была премьера в Малом театре, 2 декабря - в Александрийском. Реакция прогрессивных умов на появление пьесы Новая драма известного тогда уже «Колумба Замоскворечья» была встречена бурными отзывами и комментариями, как положительными например, оценка Н. Добролюбова, И. Гончарова, П. Плетнева , так и осуждающими Л. Толстой, А. Неоднозначно воспринял новое детище Островского и признанный в то время критик Д. Писарев, вступивший в этой связи по ряду вопросов в полемику с Добролюбовым. Как бы то ни было, «Гроза» навсегда вошла в число лучших пьес драматурга. А настоящей наградой, несомненно, стала Большая Уваровская премия, присуждаемая авторам лишь за поистине гениальные произведения, написанные для сцены. Сюжет и герои История создания пьесы «Гроза» во многом объясняется действием драмы, которое разворачивается в небольшом городке с красивым названием Калинов, расположенном на берегу Волги. При знакомстве он выглядит вполне благополучным: великолепный пейзаж, дающий ощущение тишины и покоя. Одна из первых фраз, которую слышит зритель от местного жителя: «Красота! Драматург умело изобличает пороки общества, веками живущего по законам домостроя. Отсюда, возможно, и название города - Калинов, пришедшее из русского фольклора.
Тяжелые времена, матушка Марфа Игнатьевна, тяжелые. Уж и время-то стало в умаление приходить». Что значит «время в умаление стало приходить»? Ясно, что это люди верующие, но вера у них довольно специфическая. Так ли это, мы не знаем, но общее ощущение, что калиновцы принципиально не хотят иметь ничего общего с новым временем, Мельников-Печерский уловил верно. Народ-то так и снует, один туда, другой сюда». По мнению Феклуши, в больших городах у суетных людей не осталось даже времени на себя. Кулигин замечает: «Бедным гулять, сударь, некогда, у них день и ночь забота. И спят-то всего часа три в сутки. А богатые-то что делают? Ну что бы, кажется, им не гулять, не дышать свежим воздухом? Так нет. У всех давно ворота, сударь, заперты и собаки спущены». Тайна размахивания руками «К у л и г и н показывает в сторону.