Новости экономика россии что происходит и что делать

Почему я считаю, что экономика и фондовый рынок РФ начнёт трещать по швам и рушиться уже во 2-3 квартале. РИА Новости выбрало 10 главных ожидаемых событий в экономике в 2024 году, которые будут иметь важные последствия как для развития страны в целом, так и для каждого человека. Статьи, экспертные оценки, разговоры об экономике и бизнесе в России и в мире. Как что происходит с российской "экономикой" Евгений, она закономерно тонет! Новости БАМ-50 Выставка "Россия" Военкоры Игры Отдых в России Наше кино Украина: сводка Происшествия Афиша.

С долларом будет покончено: возможные сценарии без "вечнозеленого"

  • Вход в читательский кабинет
  • Названы десять главных ожиданий в российской экономике в 2024 году
  • Модель управления экономикой
  • Пенсия.PRO
  • Экономика – последние новости
  • Новости экономики России и мира сегодня

Материалы по теме «Российский рынок»

Кейнсианство — направление экономической мысли, сторонники которого указывают на недостаточный потребительский спрос как основное препятствие для экономической стабильности. Если экономика не функционирует с максимальной занятостью и загрузкой ресурсов, растущий спрос приводит к расширению выпуска, что создаёт спрос на средства производства и новые рабочие места. Новые рабочие места, в свою очередь, вновь расширяют потребительский спрос и так далее. В условиях застоя кейнсианцы выступают за расширение государственных расходов и иные способы увеличения совокупного спроса. Однако фискальная политика оставалась осмотрительной. Опыт перехода к рыночной экономике продемонстрировал опасность радикальных решений: в коллективной памяти были свежи взрывной рост цен, девальвация и сопутствующая социальная напряжённость. Даже во времена сырьевого бума государство ставило во главу угла бюджетную дисциплину и пристально следило за устойчивым, но упрямо высоким показателем инфляции. Главным приоритетом экономической политики стала стабильность. Само содержание идеи «стабильности» заметно менялось с течением времени. Фискальная — Экономическая политика, связанная с бюджетными расходами и сбором налогов Стабилизировать экономику планировалось через снижение зависимости между экономической динамикой России и мировыми ценами на нефть.

В периоды высоких сырьевых цен государственные расходы росли вместе с нефтегазовыми доходами казны, поддерживая экономический рост. При падении цены на нефть страдали и государственные доходы. В такие годы принцип балансировки бюджета требовал урезания расходов, несмотря на сопутствующую экономическую нестабильность. В отсутствие других факторов роста российская экономика всё больше походила на хвост глобальной нефтяной собаки. Для преодоления этой динамики было принято решение отвязать государственные расходы от сырьевых доходов. С 2004 года потолок государственных расходов задавался бюджетным правилом. Новая бюджетная политика обосновалась в Вообразилии: вне зависимости от реальных цен на нефть казна обязалась тратить не больше, чем собрала бы в налогах, если бы нефть стоила 20 долларов за баррель. К 2007 году мировые цены на нефть выросли до 80 долларов, но базовая цена отсечения была поднята лишь до 27 долларов. Предполагалось, что Фонд обеспечит государству подушку безопасности в случае кризиса.

В 2008 году подушка безопасности в 200 миллиардов долларов себя оправдала: половина средств была потрачена на восстановление экономики и Россия сравнительно быстро вернулась на траекторию роста. После финансового кризиса бюджетное правило было скорректировано с более высокой ценой отсечения, но Стабилизационный Фонд продолжал расти. Государство продолжало копить на чёрный день. Приоритизируя бюджетную дисциплину, Россия накапливала финансовые ресурсы за счёт трат реальных ресурсов. Труд россиян и природные богатства страны обменивались на валютную выручку, в то время как сокращение производительных рабочих мест и стагнация промышленности игнорировались во имя бюджетного профицита. Баланс бюджета означает, что расходы примерно равны доходам. Цена, разделяющая экспортные доходы на «базовые» и «сверхдоходы». В рамках действовавших правил бюджет мог называться сбалансированным, но фактически профицитные валютные доходы изымались в резервы. События восьмилетней давности доказали несостоятельность такого подхода.

Посткрымский период нашей экономической истории характеризовался обнищанием и мучительным застоем. Модель роста, основанная на стабильности, привела к противоположным результатам. Сто миллиардов долларов, потраченные из Фонда Национального Благосостояния, оказались бессильны перед лицом геополитического кризиса и обвала сырьевых рынков. Следуя бюджетному правилу, государство сокращало темп роста расходов, в то время как реальные доходы россиян падали на протяжении восьми лет. Бюджетная политика посткрымского периода переняла все худшие практики предыдущих пятнадцати лет. Цена отсечения, заложенная в бюджетное правило, была опущена со ста до семидесяти долларов за баррель и ниже — с каждого проданного барреля в экономику поступало ещё меньше средств. Темпы государственных расходов замедлились, зарплаты росли медленнее цен, сокращался спрос, исчезали рабочие места. Кейнсианские рецепты были забыты. Государство усугубляло кризис.

Несмотря на заявленную цель, бюджетное правило не стабилизировало государственные расходы, а поддерживало их процикличность. Хоть нефтегазовые доходы и отсекались по воображаемой цене, не-нефтегазовые налоги собирались в полном объёме. В периоды высоких цен на нефть рос и не-сырьевой сектор экономики, а вместе с ним государственные доходы. Бюджетное правило обязывало государство вливать полученные средства в уже растущую экономику — ведь бюджет должен был оставаться сбалансированным. При этом бюджетная политика не рассматривала собственных инфляционных эффектов, управление инфляцией было переложено на денежно-кредитную политику. Банк России, в докрымский период управлявший курсом рубля с помощью накопленных средств, отказался от политики валютного коридора и сосредоточился на таргетировании инфляции. До 2014 года стабильный рубль улучшал инвестиционный климат и облегчал жизнь потребителям, но защита курса от геополитического кризиса оказалась слишком дорогой с точки зрения финансовых ресурсов. Резервный фонд больше не стабилизировал даже курс рубля. Он стал неприкосновенной копилкой в 200 миллиардов долларов.

Триада стабильности — сбалансированный бюджет, низкий государственный долг и таргетирование инфляции — ставила своей целью накопление финансовых ресурсов за счёт драматического снижения темпов роста реальной экономики. Отдельно отметим, что именно период экономического застоя внёс наибольший вклад в ослабление геополитического положения России, её амбиций регионального лидерства. Политика воздействия на реальные переменные — занятость и спрос — посредством финансовых инструментов. Инструменты денежно-кредитной политики включают изменение ключевой ставки, нормативы резервирования банковского сектора и управление денежным предложением в экономике. Денежно-кредитную политику также называют монетарной политикой. Резервные фонды за это время несколько раз делились и заново объединялись Валютный коридор появился в 1995 году, когда Центральный Банк привязал рубль к курсу доллара, определив границы его колебания. До начала крымского кризиса ЦБ обязывался держать курс в диапазоне 36 — 43 рубля за доллар. Как сейчас Экономическая история знает мало шоков подобных тому, который переживает Россия. Беспрецедентные санкции и добровольный уход частных иностранных компаний делают технически невозможным сохранение прежней отраслевой структуры экономики.

Накопленные десятилетиями финансовые ресурсы оказались до смешного бесполезными: часть накопленных средств была арестована «недружественными странами» , а возможности использования оставшейся валюты сокращаются день ото дня. Теория международных отношений часто классифицирует санкции как альтернативу насилию. В данном случае массовые санкции безоговорочно стали формой насилия над населением России. Исчерпывающее описание их эффектов вышло бы за пределы данного текста, они слишком объёмны и разнообразны. Однако вполне уместен вопрос о том, насколько традиционные рецепты стабилизационной политики способны защитить российскую экономику от подобного удара. Не говоря уже о возможностях послевоенного восстановления. Запрет на импорт наукоёмкой продукции и техническое сопровождение. Многие из подсанкционных товаров — в частности, высокотехнологичные средства производства — представляют собой продукты штучного выпуска, изготавливаемые под конкретные инвестиционные проекты. Выпуск таких товаров не подлежит стандартизации и индивидуален в зависимости от условий дальнейшей эксплуатации.

Их предложение на рынке контролируется небольшим числом транснациональных компаний. Это касается в том числе и оборудования для добычи минеральных ресурсов. Российские компании будут вынуждены полагаться на вторичный рынок и оборудование, пересобранное в дружественных странах. Результатом станут рост издержек, падение производительности предприятий и снижение конкурентоспособности российских предприятий на мировых рынках. А также в случае Ирака, Ирана, Кубы и ряда других стран. В том случае, если им будет позволено хотя бы частично на них вернуться. Импортозамещение высокотехнологичных областей невозможно без финансовых издержек. Инновации требуют вложений в основной капитал, что предполагает заёмное финансирование и долгие периоды окупаемости. Согласно триаде стабильности, инновационное развитие не требует особых усилий — частный бизнес проявит инициативу, почувствовав под ногами достаточно надёжную почву.

Но в текущей ситуации это едва ли сработает. В самом начале весны Правительство заявило, что ответом на ограничения станет развитие импорта из дружественных стран и локальное импортозамещение. Как показали последние полгода, оба направления действий всё больше походят на тупиковые. Запрет на экспорт российской продукции. В силу своей технологической ограниченности Россия практически не поставляет наукоёмкую продукцию и потребительские товары в недружественные страны. Европейская энергозависимость временно защищает сырьевой экспорт, составляющий половину товарного потока. Не ясно, будут ли этим потери как-то компенсированы в будущем. Бюджетная политика здесь не единственный, но полностью доступный для контроля фактор. Торговое партнёрство с дружественными странами осложняется опасением вторичных санкций.

Отечественные программы замещения рискуют быть сорванными из-за массового отъезда значительного числа квалифицированных специалистов. Сокращение экспорта рискует повысить безработицу и сократить доходы населения. Эффективность экономики упадёт в силу узости рынка сбыта и невозможности реализовать эффекты масштаба. Резкое ухудшение финансовых балансов отечественных компаний приведёт к нарастанию рисков в банковском секторе, что в свою очередь негативно повлияет на благосостояние населения. Ради сохранения ответственной фискальной политики триада стабильности требует сокращения или заморозки государственных расходов в том числе сокращения социальных расходов в период кризиса. Наибольшее, что допускается — временный транзитный период, с выходом на заданные параметры нормализации к середине 2020-х годов. Перестройка логистических цепочек. Далеко не все подсанкционные товары и средства производства окончательно исчезли с российского рынка, но доступный импорт значительно подорожал. Необходимость перевозить грузы через «третьи страны» увеличила затраты на транспорт, а риски санкций существенно увеличили сроки поставок и порой сделали невозможным страхование грузов.

Каждое новое обострение ведёт к росту цен и ухудшению условий со стороны частных поставщиков. Подобный шок спровоцирует очередной этап роста цен. Ограничения на стороне предложения будут сохраняться как долгоиграющий проинфляционный фактор, а неоднородные всплески с ярко выраженной отраслевой спецификой могут серьёзно дестабилизировать экономику. Триада стабильности рекомендует реагировать на всплеск инфляции в первую очередь повышением ключевой ставки. В условиях дефицита товаров, простоя производств и организационного хаоса текущая экономическая политика предлагает усложнять доступ к кредиту, компенсируя это набором льготных кредитных программ и списанием выплат отдельным категориям мобилизованных граждан. Безработица и дефицит кадров Иностранные компании, годами пользовавшиеся относительно дешёвой, но при этом образованной рабочей силой в России, уходят с рынка, забирая с собой сотни тысяч рабочих мест и сложившуюся управленческую культуру. Местные предприятия постепенно сокращают и переводят на неполную рабочую неделю многих сотрудников, хотя по традиции это не приводит к резким скачкам занятости. За несколько первых месяцев ведения боевых действий Россию покинули десятки тысяч высококвалифицированных специалистов, часть из них вернулась летом. Запущенная мобилизация привела к моментальному отъезду уже сотен тысяч высокопроизводительных работников.

Подобный отток рабочей силы критически усложняет задачи импортозамещения, которое практически исчезло из официальной риторики, уступив место уголовному наказанию за невыполнение оборонного заказа. Падение зарплат сократит доходы населения, и, если верить кривой Филлипса , замедлит рост цен. Бегство людей из страны также очевидным образом сократит и текущий спрос. Разворачивающийся кризис на рынке труда означает, что процесс примитивизации российской экономики будет лишь набирать обороты, а качество человеческого капитала падать опережающими темпами. Впрочем, и сам процесс импортозамещения во многом предполагает замену более прогрессивных технологических процессов на устаревшие отечественные. В случае отмены санкций такая «импортозамещённая» промышленность не выдержит конкуренции с иностранным производителем, что вызовет новый всплеск напряжённости на рынке труда и в экономике в целом. Эффекты экономии при массовом производстве товаров на крупный рынок, позволяющие задействовать передовые трудо- и энергосберегающие технологии. В России, в отличие от ряда западных стран, показатели безработицы не очень чувствительны к экономической ситуации. Ответом на который стали серьёзные ограничения на движение капитала со стороны ЦБ.

Английский экономист Уильям Филлипс 1914 — 1975 предполагал, что существует обратная связь между безработицей и уровнем зарплат; позже экономисты распространили эту логику на общий уровень цен. Когда безработица падает ниже определённого уровня, высокая занятость провоцируют рост цен. Таким образом предлагалось регулировать уровень инфляции через уровень безработицы и наоборот. Позже кривая Филлипса подвергалась серьёзной критике. В настоящее время экономистами обычно признаётся определённая зависимость между ситуацией на рынке труда и инфляцией, однако попытки вывести строгую и неизменную функцию такого рода окончились неудачей. Что делать?

После начала спецоперации Запад ввёл против нашей страны тотальные санкции, поэтому весной звучали самые разные прогнозы о крахе экономической системы РФ. Не менее пугающей виделась и ситуация с инфляцией.

Однако катастрофы не произошло. Это, конечно, далеко не идеальная ситуация, но и не столь драматичная, как это выглядело в начале весны. Одновременно власти дают прогнозы на 2023 год. Накануне, 27 декабря, вице-премьер Андрей Белоусов пообещал, что 2023 год будет точно легче для экономики России. По его словам, фатальных факторов, которые могли бы ухудшить её состояние, сейчас нет. ForPost попросил экономистов оценить, насколько тяжёлым будет предстоящий год для нашей экономики. И получил два противоположных ответа.

То есть нефтегазовые доходы страны в этом году окажутся в несколько раз меньше, чем в 2022-м: санкции и эмбарго существенно сократили доходы России от продажи нефти.

Вместе с тем ожидать бюджетного краха не стоит, уверена Наталья Зубаревич, специалист по социально-экономическому развитию российских регионов. Экономист рассказала, как государство будет справляться с бюджетным дефицитом и какие регионы пострадали сильнее других. Все пытались понять, как это повлияет на объемы ее продаж и, как следствие, на федеральный бюджет, куда идут основные доходы от продажи нефти и нефтепродуктов. Заметно сократились перевозки морским транспортом, танкерами, и декабрь в этом смысле стал проблемным по доходам федерального бюджета. Но они формируются не за месяц, и доходы российского бюджета за 2022-й год выросли на 2,6 трлн руб. Основная часть пришлась на первое полугодие, но, тем не менее, в законе о бюджете было 25 трлн руб. Получили подушку безопасности. Другое дело, что резко выросли расходы: рост более 7 трлн руб.

Раскопать структуру этого роста невозможно, поскольку данные не публикуются. Но только за декабрь расходы бюджета выросли на два с лишним триллиона. К концу года бюджетная ситуация — которая, кстати, еще не опубликована, мы говорим со слов руководителей — прояснилась: доходы меньше расходов, но и они выросли. Что прояснилось еще: как государство будет работать с бюджетным дефицитом? Во-первых, российский бюджет «взял» из фонда нацблагосостояния по итогам года 2 трлн руб. Но взял очень интересно — из замороженной части, которая хранится в евро, долларах и иенах. Могу только цитировать макроэкономистов — по факту это денежная эмиссия. Деньги заморожены, но мы как бы выпустим их в рублях и используем.

Во-вторых, что важнее, очень успешно идет размещение облигаций федерального займа, их набрали уже на фантастическую сумму более 3 трлн руб. Это на четверть больше, чем разместили в 2021 г. В-третьих, что самое печальное, с 2023 г. Как-то подготовились. Понятно, не все, что получат с облигаций и ФНБ, потратят в этом году, но это будет перенесено на следующий год, и я буду внимательно следить за тем, как будет справляться федеральный бюджет. Но еще раз повторю: он не грохнется даже при снижении доходной части, что очень возможно — нефтегазовые доходы могут слететь до уровня 6-7 трлн руб. Все быстро развивается: декабрь показал, что конец года ведет к быстрому ухудшению, но запас был накоплен такой, что с этим можно справляться. За январь-ноябрь всего 10 регионов, кто пролетает вниз: отчасти это регионы с очень высокими прошлогодними доходами — в основном металлурги Челябинк, Липецк, Вологда , отчасти производители удобрений и алмазные регионы — Якутия.

Судя по всему, это счастье закончилось. Сколько добавили довольствия военнослужащим, зарплаты контрактникам.

Сейчас мы видим, что потихоньку изнашивается рынок лайнеров, та же ситуация с продуктами птицеводства… — Говорят, что с начала нового года будет повышение налога на добавленную стоимость НДС. Так ли это? К примеру, мы с вами видим, что в проект на 2024 год заложено увеличение штрафов как источника пополнения бюджета. Мне кажется, дальнейшее увеличение НДС будет вредить экономике. Получается, налоговая база тоже вырастет, это ведь тоже поступления в бюджет… А значит, можно будет и НДС поднять? И бюджета тоже. Формально, НДС — это не налог на бизнес, а налог на покупателя. То есть фактически все равно обидно.

Получается, если повысят минимальную зарплату, люди будут больше зарабатывать. Но за счет кого? За счет бизнеса. Но бизнес — это не люди разве? В этом случае вопрос: сколько будут стоить продукты на этих полках? Значит, будет дорого продавать.

Новости экономики и финансов

Один из неотъемлемых атрибутов всех вариантов СДТ — идея о предоставлении гарантированной занятости в общественном секторе, что также служит инструментом регулирования роста цен. Согласно теории, это помогает бороться с некоторыми проявлениями инфляции, связанными с чрезмерным повышением номинальных зарплат, отметил эксперт объединения экономистов «Новый курс» New Deal Даниил Григорьев. В России такой механизм никем не предусматривается даже гипотетически, подчеркнул он. Все гораздо проще: современная мейнстримная экономическая наука говорит о том, что долгосрочный структурный, потенциальный темп роста экономики зависит только от совокупного предложения — от того, сколько физически экономика может производить товаров и услуг, полагает он. Поэтому для повышения потенциала экономики нужно работать с предложением. Так что приписывать сюда СДТ я бы не стал», — резюмировал эксперт. В чем нестыковки Переориентация экономики на внутренний спрос — ожидаемая и необходимая мера, учитывая фазу распада глобальной экономической системы, считает управляющий директор Enfilade Capital Александр Кубышкин.

Но вся система завязана на глобальный банковский сектор и долларовую ликвидность. Процесс дезинтеграции может вызвать огромное количество побочных непредсказуемых эффектов из-за большого количества переменных, влияющих на такие процессы, прогнозирует он. Но так как нынешнюю динамику не остановить, направление ресурсов на внутреннее развитие является единственным правильным шагом, уверен он. Разговоры о переходе к экономике, ориентированной на внутренний спрос, выглядят странно на фоне низких относительно мировых стандартов уровней МРОТа и пенсий, считает Григорьев. Говорит сама за себя и текущая ситуация с нехваткой кадров: для предприятий это не является веским аргументом для существенного поднятия зарплат, обратил он внимание. Модель роста России была связана с экспансией именно на внешних рынках и каким образом страна перейдет к новой модели, основанной на спросе внутреннем, пока остается непонятным, рассуждает экономист.

Более того, в России понятие дефицитных кадров часто является эвфемизмом, замечает Григорьев. Кадры скорее есть, но их нельзя дешево купить, а вариант масштабного повышения зарплат даже не рассматривается, поскольку воспринимается как нечто на уровне фантазии из разряда «запуска печатного станка», иронизирует он. Эксперты ЦБ в «росте зарплат, опережающем рост производительности труда» также видят инфляционную угрозу, с которой готовы бороться ужесточением ДКП, напомнил он. Самый сложный вопрос — курс рубля, считает Тунев. Пока мы не научимся его стабилизировать и не сократим вечный отток капитала в невиданных для других стран размерах, трудно что-то сделать и с инфляцией, и с внутренним предложением, говорит экономист. Как стабилизировать и какой курс нужен — проблема, которая не имеет ни решения, ни понимания в экономическом блоке, уверен он.

В субботу работала, пропустила мимо ушей, а в воскресенье проснулась, осознала, что происходит, и мы с мужем стали всех обзванивать. У нас же в Израиле куча друзей. Говорю: «Ребят, мы не будем вас все время дергать, но все-таки сообщайте о себе». Потом уже села смотреть и разбираться, что происходит.

Для тех, кто не полностью закрывается от реальности, и предыдущие-то полтора года были тяжелыми. А сейчас добавились ближневосточные события, а до этого Нагорный Карабах … Кажется, что мир входит в какую-то полосу адской турбулентности, мощнейшего роста агрессии. Как ко всему этому относиться? Я не философ, не политолог.

Я только вижу, что с каждым днем становится тяжелее и сложнее. Когда работаешь с молодыми, появляется надежда. Ты как будто приходишь со своим штепселем, втыкаешь его в розетку и полтора часа подпитываешься их молодой энергией. Объясняешь им какие-то сложные вещи — руками, ногами, голосом, только что не вприсядку.

Потом, правда, чувствуешь себя выжатой, как лимон. Хотя спят они на лекциях периодически очень хорошо. Те, кто, видимо, бурно провел предыдущий день или ночь. У меня на огромную поточную аудиторию всегда есть один-два таких «спунчика».

Я их никогда не трогаю. Потом, бывает, проснутся, вернутся в сознание и дальше слушают. Как меняются крупные города и периферия — Со студентами мотивирует то, что они увидят, возможно, то, чего мы уже не увидим? Я как раз сегодня показывала на лекции, в какие группы населения идут вливания дополнительных доходов.

Будет интересно посмотреть, как структурно поменяются регионы и страна уже по итогам 23-го, и, может быть, 24-го года. До сих пор мы наблюдали великое расхождение крупнейших городов, периферий и полупериферий, которое длилось без малого 30 лет. Все живое, зарабатывающее, образованное концентрировалось в крупнейших городах. Страна поляризовалась.

А теперь мы увидим подтягивание по доходам, потому что именно периферии стали главным направлением дополнительных пособий и заработных плат. Но мы же понимаем, что происходит не только это… Из крупнейших городов уехало молодое, образованное, зарабатывающее население, рассосавшись по миру. И при этом с модернизацией и образованием ничего не поменяется, они так и останутся в больших городах. Да и гособоронзаказ мне душу не греет.

Но я не могу бросить камень в работников этих предприятий. Им подняли зарплату, для многих это просто спасение. А знаете, сколько айтишников в Башкортостане и Свердловской области побросали свои места с хорошими зарплатами и пошли в госсектор, как только было объявлено, что сотрудники оборонных предприятий получают бронь? Вот так и происходит перенаправление кадров в оборонку.

Плановой экономики пока не ждем — Уже ясно, что будет дальше? Я понимаю, что данная ситуация может заморозиться, я могу не дожить до ее изменения. Но я внимательнейшим образом наблюдаю. У меня нет ощущения предопределенности происходящего.

Я долго живу, и в своей жизни я много видела зигзагов, прыжков, сальто-мортале этого государства. Когда у тебя большой житейский опыт, лучше опираться на него, отходить от категоричных оценок и всегда выращивать себе и иронию, и самоиронию. Вы по-прежнему не летаете? Может быть, это аэрофобия?

Я прекратила это делать, когда ввели санкции на авиакомплектующие. Да и летать я перестала не потому, что боюсь. Я ничего не боюсь. Но теперь я снова летаю.

Сейчас все как-то удалось отладить с помощью параллельного импорта, а текущий ремонт самолетов проводят турецкие компании. Как вы думаете, вернется социализм? Но с плановой экономикой затрагивается, как мне кажется, инстинкт самосохранения тех лиц, которые принимают решения. Они помнят, как оно было, и этот житейский опыт не отменим.

И вот это я считаю очень весомым аргументом для сохранения российской экономики. Фото: Жанна Фашаян Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей.

Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Казань, ул. Торфяная, д. Самары; Военно-патриотический клуб «Белый Крест»; Организация - межрегиональное национал-радикальное объединение «Misanthropic division» название на русском языке «Мизантропик дивижн» , оно же «Misanthropic Division» «MD», оно же «Md»; Религиозное объединение последователей инглиизма в Ставропольском крае; Межрегиональное общественное объединение — организация «Народная Социальная Инициатива» другие названия: «Народная Социалистическая Инициатива», «Национальная Социальная Инициатива», «Национальная Социалистическая Инициатива» ; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы г. Абинска; Общественное движение «TulaSkins»; Межрегиональное общественное объединение «Этнополитическое объединение «Русские»; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы города Старый Оскол; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы города Белгорода; Региональное общественное объединение «Русское национальное объединение «Атака»; Религиозная группа молельный дом «Мечеть Мирмамеда»; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы города Элиста; Община Коренного Русского народа г. Астрахани Астраханской области; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы «Орел»; Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», ее региональные отделения и иные структурные подразделения; Общественное объединение «Меджлис крымскотатарского народа»; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы в г.

Михаил Ершов, главный директор по финансовым исследованиям Института энергетики и финансов, призвал Банк России финансировать развитие экономики, выкупая на свой баланс облигации Минфина, как это делается во многих странах мира. В ходе дискуссии о путях финансирования экономики прозвучали неожиданные цифры о росте кредитования малого и среднего бизнеса МСБ. Согласно опросам, малый бизнес с осени прошлого года всё лучше оценивает свои перспективы. Из чего напрашивается вывод, что если у российской экономики и есть скрытые резервы роста, то они, скорее всего, находятся в сфере свободного предпринимательства и частной инициативы. У меня на даче, например, в 2022 году построили асфальтовую дорогу. До этого 10 лет не строили. Чем это может быть объяснено? Наверное, неожиданно прекратили воровать. Видимо, с одной стороны, возникла непонятка, а можно ли ещё воровать или уже нельзя, а с другой — появились проблемы с вытаскиванием денег отсюда туда. Но в 2023 году, судя по разрывам бюджета, ситуация вернулась в привычную колею. На конец апреля, вероятно, мы превзошли 10 трлн. В декабре прошлого года мы также увидели рекорд по выдаче кредитов малому бизнесу — 1355,7 млрд рублей. Интересно ведёт себя просрочка, которая характеризует финансовую дисциплину малого и среднего бизнеса. Мы привыкли к тезису, что кредитование малого бизнеса несёт больше рисков, поскольку большая доля малых предприятий живёт меньше 3 лет. Павел Самиев.

Материалы по теме «Российский рынок»

О том как экономика РФ спаслась и чего ожидать от нее в ближайшем будущем, корреспонденту Общественной службы новостей рассказали ведущие эксперты в данной сфере. Новости всех промышленных отраслей России. Самые свежие новости часа на Экономика России оказалась гораздо более устойчивой и самодостаточной, чем предсказывали большинство западных аналитиков. Последние финансовые и экономические новости в России за сегодня. «Новости Экономики» — главные новости экономики сегодня на страницах новостного сайта Свежие новости экономики и ситуации на финансовых рынках в России и Мире.

СВО — «экономическое действо»

  • Что ждет российскую экономику. Наталья Зубаревич | Правмир
  • Экономика России не рухнула в 2022-м, значит, рухнет в 2023-м?
  • Набиуллина заявила, что трансформация российской экономики превышает ожидания властей
  • Апокалипсис отменяется: российская экономика избежала краха
  • Материалы по теме «Российский рынок»
  • С долларом будет покончено: возможные сценарии без "вечнозеленого"

Регионы РФ переводят на мобилизационную экономику: что это значит для россиян

Санкции не только не смогли подорвать экономику России, но и создали для нее новые стимулы, отметил в эфире радио Sputnik сенатор Андрей гически важная для нашей страны продукция должна производиться в России, в этом направлении сделан. те, кто с печатной продукцией не работал, ввели ее, а кто начал сокращать ассортимент - восстановили его, рассказал РИА Новости статс-секретарь - замглавы Минпромторга РФ Виктор Евтухов. Если не будут делать глупости, пару лет смогут не допустить скатывания экономики в хаос, а может, и дольше. Две вроде бы противоречащие друг другу новости — о рекордном профиците баланса России во внешней торговле и о начале финансирования дефицита федерального бюджета — 2022 из Фонда национального благосостояния — неслучайно совпали по времени и могут быть. Экономика/инфраструктура РФ работает и развивается даже в текущих условиях. РИА Новости выбрало 10 главных ожидаемых событий в экономике в 2024 году, которые будут иметь важные последствия как для развития страны в целом, так и для каждого человека.

Новости экономики и финансов

Одно из важных нововведений— воссоздание рейтинга качества делового климата аналог ушедшего из России Doing Business для сравнения РФ с другими странами. Здравое зерно, хороший посыл, стимулирующий конкуренцию, в таком рейтинге, конечно, есть — не нужно от этой идеи отказываться», — отметил Путин. Четвертый шаг реализации новой модели — обеспечение роста инвестиций. Главный приоритет — увеличение их притока в проекты по выпуску востребованной промышленной продукции для достижения технологического суверенитета. А до 2030 г. При этом Россия не стремится к технологическому суверенитету в выпуске всех товаров и услуг.

Помимо ряда уже запущенных инструментов Путин призвал перезапустить механизм инвестиционного налогового вычета, так и не получивший популярности у регионов из-за неоднозначного влияния на их доходы, а также раскрыть потенциал финансового рынка. Серьезным источником «притока средств на рынок» должны стать долгосрочные сбережения граждан, которые кроме стимулов получат гарантии сохранности от АСВ на сумму 2,8 млн руб. Следующее, пятое направление — это максимальное распространение системы «бережного производства». Прежде всего это касается расширения нацпроекта «Производительность труда» на новые секторы и отрасли, в том числе в социальной сфере, а также усиления мандата Федерального центра компетенций ФЦК, курирует эту программу. Наконец, шестое направление — это автоматизация и освоение технологий искусственного интеллекта ИИ.

В этих условиях нам крайне важно повысить темпы автоматизации добывающей, обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства, транспорта и логистики, торговли и многих других сфер», — подчеркнул президент. Для развития этого направления будет стимулироваться распространение беспилотников, производство промышленных роботов, производство российского софта, в том числе в сфере ИИ. Помимо этого, экономика и отрасли должны переходить на принципы платформенного управления — на основе данных. Прежде всего это управление инфляцией не только и не столько через снижение спроса, но и через предложение, пояснил он. Несмотря на ставку на развитие предпринимательства, главными инвесторами, судя по выступлению, станут бюджет и банки под поручительство ВЭБа, полагает эксперт.

Банк России тоже «уже подписался» на послабления для банков, которые будут финансировать проекты по структурной трансформации экономики, напомнил Тунев. Элементы СДТ действительно, видимо, нашли место в представлениях о новой экономической модели, согласился главный экономист по России Bloomberg Economics Александр Исаков. Но ее базу, судя по всему, составляют все же классические и протестированные прежними кризисами принципы: консервативный бюджет, независимая денежная политика, сохранение открытой финансовой системы и промышленная политика с акцентом на импортозамещение, отметил он.

Модель роста России была связана с экспансией именно на внешних рынках и каким образом страна перейдет к новой модели, основанной на спросе внутреннем, пока остается непонятным, рассуждает экономист. Более того, в России понятие дефицитных кадров часто является эвфемизмом, замечает Григорьев. Кадры скорее есть, но их нельзя дешево купить, а вариант масштабного повышения зарплат даже не рассматривается, поскольку воспринимается как нечто на уровне фантазии из разряда «запуска печатного станка», иронизирует он. Эксперты ЦБ в «росте зарплат, опережающем рост производительности труда» также видят инфляционную угрозу, с которой готовы бороться ужесточением ДКП, напомнил он. Самый сложный вопрос — курс рубля, считает Тунев. Пока мы не научимся его стабилизировать и не сократим вечный отток капитала в невиданных для других стран размерах, трудно что-то сделать и с инфляцией, и с внутренним предложением, говорит экономист. Как стабилизировать и какой курс нужен — проблема, которая не имеет ни решения, ни понимания в экономическом блоке, уверен он.

Еще сильны ложные ожидания, что слабый курс создает больше доходов, продолжил он. Но дешевый рубль создает доходы только у традиционных экспортеров и — временно — у бюджета, а это инфляционный путь развития, противоречащий структурной трансформации, резюмировал Тунев. Потенциал роста экономики от межотраслевого перетока занятых из менее производительных в более производительные секторы является высоким, полагает Жирнов. Но, чтобы этот переток случился, одного переобучения будет недостаточно, уверен он. Помимо этого фактора важна внутренняя миграция а для нее необходим емкий рынок современного жилья, инфраструктура и т. Кроме того, масштабные программы переобучения без активизации инвестиционного процесса — бессмысленное мероприятие, ведь помимо предложения «человеческого капитала» переобучение нужно создать и спрос на этот человеческий капитал, считает Жирнов. Россия имеет потенциал наращивания инвестиций при разумном использовании кредитного плеча, уверен Кубышкин. Как на государственном уровне, так и на уровне домохозяйств долги не несут структурного риска, пояснил он. Но необходимо учитывать два ограничивающих фактора. Во-первых, из-за плохой демографической ситуации, даже если такой сценарий получится реализовать, эффект такая политика будет иметь краткосрочный, полагает Кубышкин.

Демография и уровень долгов являются двумя основополагающими факторами, определяющими долгосрочный экономический рост. Во-вторых, необходимо решить проблему монетизации экспортной выручки, продолжил экономист.

Сейчас идет процесс накопления того самого количества изменений не в лучшую сторону во многих сферах нашей жизни. А вот дальше начнутся настоящие трудности, потому что с точки зрения конкурентоспособности, способности создать условия для развития каждого с точки зрения открытия миру, взаимоотношений с разными странами — мы очень много потеряли. Да, мы приобрели партнерские отношения с Китаем, но роль младшего партнера на будущее с учетом того, что перспективы китайской экономики весьма и весьма проблематичны, — это, наверное, не та роль, которую заслуживает наша великая страна», — подчеркнул он. Говоря о прогнозах на 2024 год, Калачев выделил сокращение горизонта планирования в условиях специальной военной операции. Допустим, что там даже произойдет перелом не в пользу Украины. А что дальше?

Встанет вопрос, что нужно вкладывать очень много денег в новые территории, социализировать, трудоустраивать, реабилитировать людей, вернувшихся с фронта. Сейчас все при деле — СВО наполнила смыслом жизнь многих людей, и ВПК работает на СВО, та часть населения, которая не имела возможности зарабатывать деньги, получает эту возможность пусть даже с автоматом в руках. Но что потом? Не будет ли потом ломки, когда выяснится, что денег этих никто платить не собирается, их просто нет? Сейчас понятно, движение — всё, конечная цель — ничто. Мы в процессе, и он создает смыслы. Но процесс подходит к своему логическому завершению. Как будет выглядеть мирная Россия будущего?

Этот вопрос, мне кажется, остается открытым», — уточнил он. Горизонт планирования скатился — фактически живем от понедельника до понедельника, или до Нового года или до следующего.

Хотя, по его словам, к документу все равно есть вопросы даже в части регулирования майнинга: «Де-факто это нереализуемая задача, потому что, например, биткойн создан в результате майнинга.

Понять, попала валюта в оборот в результате майнинга или нет, намайнена ли под контролем ЦБ, находящемся в реестре или нет, невозможно. Криптовалюта — это часть огромной экосистемы блокчейн-технологии, в которой монеты, NFT, стейблкойны, различные майнинговые, стейкинговые протоколы — все взаимодействуют друг с другом. Из нее нельзя вырвать какой-то один элемент и надеяться, что все остальное будет продолжать работать.

Иностранные компании, биржи, которыми сейчас пользуются и граждане России в том числе, они и так не осуществляют деятельность на территории Российской Федерации, потому что они здесь не регистрируются в качестве филиалов, не создают представительств и так далее. Даже если этот закон вступит в силу в очень строгой редакции, и российским юрлицам запретят заниматься любой деятельностью, связанной с обменом, куплей-продажей криптовалют и так далее, то на Binance, OKX и, компании, которые не являются российскими, это и так никак не повлияет». На днях стало известно, что Финразведка, Центробанк и несколько крупных банков тестируют сервис «Знай своего криптоклиента».

Он позволит соотносить трансакции различных видов между банковскими счетами и в цифровой валюте.

Названа главная проблема экономики России

новости экономики, экономика россии, новости экономики 2019, последние новости экономики, прогноз 2019. Наши коллеги из решили разобраться, почему это происходит, как долго будет продолжаться такая экономическая ситуация и что делать, чтобы не потерять свои сбережения в нынешних условиях. Экономика и финансы в России и в мире: последние новости, события, прогнозы, мнения экспертов, интервью с ведущими экономистами и специальные репортажи. Структурная перестройка российской экономики происходит быстрее, чем ожидал Банк России, а худшие прогнозы не оправдались. Две вроде бы противоречащие друг другу новости — о рекордном профиците баланса России во внешней торговле и о начале финансирования дефицита федерального бюджета — 2022 из Фонда национального благосостояния — неслучайно совпали по времени и могут быть.

Пенсия.PRO

Другим направлением может стать организация типовых магазинов во владении муниципалитетов, которые обеспечивали бы рынок сбыта для продукции малых и средних фермерских хозяйств. Поставщики смогут управлять процессом ценообразования в реальном времени, полагаясь на электронную платформу мониторинга потребительского спроса, с учётом фиксированной относительной наценки на издержки содержания магазина. Такие магазины могли бы стать хорошей альтернативой крупным сетям, прибыль которых в настоящее время частично оседает за рубежом, и поддержать малые фермерские хозяйства, которые часто испытывают трудности с доступом к розничным сетям. Объявить налоговые каникулы. В период массового шока и технологического перехода значительное давление переживают не только доходы, но и сбережения частного сектора. Приостановление налоговых выплат а не только временный перенос последующим частичным или полным списанием поможет смягчить эти эффекты. В первую очередь предлагаемая мера должна распространяться на малодоходные группы и субъектов малого и среднего предпринимательства. На данный момент значительная часть уплаченных предпринимателями налогов пополняет местные, а не федеральные бюджеты.

В отличие от Федерального Правительства, региональные власти не имеют права выпускать валюту и потому ограничены в своих расходах. С введением налоговых каникул центру необходимо предоставить беспроцентные и бессрочные бюджетные кредиты, замещающие выпадающие доходы. Высвобождение налоговых средств частично компенсируется за счёт расширения налоговой базы в других сферах, в частности внутреннего НДС. Сокращение обязательных платежей для предпринимателей положительно скажется на динамике сбережений и поможет восстановить капитализацию отечественного фондового рынка. Помочь выжить бизнесу. Судя по риторике представителей власти, преодоление наиболее разрушительных эффектов текущего кризиса связывается в первую очередь с потенциалом российского предпринимательского сообщества. Частному бизнесу действительно доступно множество инструментов, позволяющих оперативно реагировать на изменения рыночной среды и перераспределять ресурсы в наиболее востребованных направлениях.

Однако переживаемый санкционно-военный шок сильно отличается от обычных периодических спадов капиталистической экономики. В данной ситуации множество компаний может быть поставлено на грань разорения совершенно независимо от рациональности ранее принятых ими решений. Приняв на себя часть экономических потерь, государство стимулирует будущую предпринимательскую деятельность, не повышая риск недобросовестного поведения. Меры поддержки должны опираться как на успешный антиковидный опыт других стран, так и на опыт восстановления после мирового финансового кризиса. Необходим запуск масштабной программы экономического возрождения: возвращение покинувших границы страны специалистов, восстановление потребительского спроса, недопущение наиболее негативных социальных сценариев. Также на этот период необходимо увеличить государственные закупки в сферах, наиболее страдающих от вынужденных перемен. Закупки должны быть направлены на оказание материальной помощи в натуральном виде, вовлечение бизнеса в программы государственной занятости и профессиональной переподготовки, формирование товарных запасов для управления ценами и общее содействие программам импортозамещения.

Авторы не находят необходимым экономически обосновывать прекращение военных действий. Следует полагать, что даже в случае скорейшего мирного завершения конфликта многочисленные торговые ограничения сохранятся на долгие годы. Невозможно точно оценить длительность восстановления, но разумно мыслить в рамках ближайших 3-5 лет. Существенный профицит региональных бюджетов в первом полугодии был вызван растущими поступлениями от добычи нефти, газа и угля. Начиная уже с конца третьего квартала можно ожидать заметное снижение доходов. Многие великие экономисты XX-го века, включая Кейнса, выступали за максимальное снижение безработицы, в том числе, из социально-политических соображений. Опыт мировых войн наглядно показал, чем опасна жёсткая экономия средств при наличии больших масс бедняков с недавним боевым опытом.

Ликвидность подразумевает способность расплатиться по текущим счетам, в том числе с помощью заёмных средств. Не путать с платёжеспособностью — способностью расплатиться по счетам включая кредитные обязательства , полагаясь на собственную прибыль. Создатель рынка англ. Агенты, не ожидающие негативных последствий, более склонны к рисковому и легкомысленному поведению. Например, финансовый сектор США только нарастил аппетит к экзотическим финансовым инструментам после кризиса 2008 года — на Уолл Стрит хорошо запомнили, что, в случае чего, государство выручит. Что делать завтра Предлагаемые ниже меры не претендуют на то чтобы стать исчерпывающим списком всех необходимых преобразований. Скорее, это некоторые стержневые направления, которым, мы считаем, должно следовать любое успешное восстановление экономики.

Трудно оценить общую стоимость всех инициатив, но ясно, что речь идёт о десятках триллионов рублей в течение многих не менее пяти лет. Это станет самым масштабным и дорогим проектом в истории постсоветской России, от реализации которого зависит наше общее будущее, личное благополучие, научно-технический прогресс и следующее из этого международное влияние. Отказ от Бюджетного правила. Как даёт понять современная денежная теория , государству не нужно собирать налоги, чтобы тратить деньги на нужды общества. Траты и налогообложение — два независимых процесса. Законодательная привязка государственных расходов к ежегодным доходам схожа с решением играть в теннис, завязав правую руку за спиной: правило произвольно и противоречит заявленной цели. В условиях незадействованности реальных ресурсов или, проще говоря, безработицы и простоя предприятий государство может наращивать расходы без значительных инфляционных рисков.

Бюджетные дефициты создадут финансовые ресурсы облигации и наличность , которые мобилизуют реальные ресурсы и позволят экономике приблизиться к полной занятости. Бедной стране с открытым счётом капитала бывает тяжело поддерживать бюджетные дефициты: западные инвесторы предпочитают бюджетную дисциплину, а противоречие «Вашингтонскому консенсусу» — оригинальной триаде стабильности — ведёт к оттоку иностранного капитала и обвалу курса. Перед Россией сегодня такой проблемы не стоит. Фактически бюджетное правило было приостановлено в текущем году, но поэтапное возвращение к нему предполагается уже начиная со следующего, 2023-го года. Монетарное финансирование. У государства есть три источника финансирования расходов. Первый — очевидный — налоги.

Ежегодно в пользу консолидированного бюджета собирается около 50 триллионов рублей, в том числе порядка 5 триллионов подоходного налога. Второй метод финансирования государственного дефицита — выпуск государственных облигаций на сумму дефицита. Преимущества этого метода в том, что, занимая у частного сектора, государство предоставляет сберегательные инструменты физическим и юридическим лицам. Сбережения на счетах могут испариться в случае банкротства банка ; сбережения в ОФЗ пропадут лишь в случае намеренного дефолта государства. Оборот государственного долга повышает доверие к банковской системе и стимулирует инвестиции. С этой точки зрения «низким госдолгом» не стоит хвастаться — это лишь означает, что в стране нет устоявшегося ликвидного рынка безрисковых инструментов. Сегодня застрахованы банковские вклады в пределах 1.

Вашингтонский консенсус — условное название для набора неолиберальных экономических требований, необходимых для получения помощи со стороны МВФ и Всемирного Банка, начиная с 1980-х. Сказанное не относится ко внешнему долгу — долгу, номинированному в иностранной валюте. Внешний государственный долг представляет опасность для государственных финансов и является препятствием для экономического развития. Низкий внешний долг действительно является преимуществом России: отчасти стоит поблагодарить сырьевую валютную выручку, отчасти — отсутствие колониального прошлого. В современных экономиках государственные облигации могут использоваться и используются для расширения денежной массы, так как банки используют приобретённые ОФЗ в сделках обратного выкупа. Третий метод финансирования называется монетарным финансированием или монетизацией госдолга. В народе его называют «печатаньем денег».

Как и в предыдущем методе, государство берёт в долг, но не у частного сектора, а напрямую у Центрального Банка. Центральный Банк создаёт деньги на счетах Правительства. С точки зрения инфляционного давления, эти три метода не отличаются друг от друга: мы убеждены, что важна общая величина расходов, а не то, как они финансировались хотя традиционная экономическая теория, предполагающая полный контроль государства над предложением денег, считает наоборот. Государство может потратить миллиарды рублей на алюминий и собрать миллиарды рублей в таможенных пошлинах на текстиль — это не остановит рост цен, а только расширит его. Монетарное финансирование с точки зрения макроэкономического эффекта ничем не отличается от финансирования из «заработанных» государством доходов. Легализация монетарного финансирования позволит облегчить налоговое бремя экономики и отвяжет расходы на выплату процентов по государственному долгу от конъюнктуры банковского сектора. Заметим, что обеспечение расходов за счёт условной продажи ЦБ замороженных средств ФНБ по существу также являются монетарным финансированием, но с промежуточным этапом.

Наращивание государственных расходов. Перестав искусственно себя ограничивать, Россия сможет проводить суверенную экономическую политику, направленную на повышение благосостояния населения. В прошедшие годы Россия традиционно недоиспользовала возможности фискальной политики. За последние двадцать лет финансовые вливания государства практически в любой сфере могли бы улучшить жизнь населения и ускорить рост экономики. Сегодня мы сталкиваемся с глобальными, долгосрочными и жёсткими ограничениями на стороне предложения во многих отраслях. Современная денежная теория не может здесь помочь — это кризис реальных ресурсов. Однако последовав принципам «жёсткой экономии» и урезав расходы, мы обострим социальное напряжение, обанкротим множество предприятий и массово сократим спрос.

Это станет вторым, внутренним ударом по производственному потенциалу отечественных компаний, который значительно уменьшит темпы как текущего, так и потенциально возможного роста. Текущие планы Правительства предполагают заморозку номинальных расходов федерального бюджета на уровне 2022-го года в течение последующих трёх лет. Бюджетная поддержка в первую очередь должна быть направлена на наименее обеспеченных граждан. Поддержка совокупного спроса через социальные выплаты может привести к краткосрочной инфляции на фоне объективных производственных ограничений, однако со временем сильный внутренний рынок поможет местным производителям расширить производство потребительских товаров. Необходима госпрограмма создания недорогого социального жилья. Доступное жильё поддержит конкуренцию на рынке недвижимости и создаст рычаги для воздействия потребителей на застройщиков. Масштабные инвестиции в строительство создадут рабочие места и поддержат импортозамещение в лёгкой промышленности за счёт повышения спроса на российские строительные материалы.

Предоставление жилья также станет дополнительным инструментом управления рабочей силой на рынке труда. Социальные пособия по безработице должны обеспечивать достойное существование. Большая часть населения России не способна длительное время пребывать в состоянии поиска вакансий из-за отсутствия сбережений и низких пособий, которые обрекают людей на маргинализацию в случае потери работы. Это предотвращает конкуренцию среди работодателей и вынуждает работников принимать низкие зарплаты и вредные условия труда. Реформа в этой части необходима и неразрывно связана с расширением пособий. Реформа рынка труда. Необходима ликвидация большой премиальной части в фактической зарплате.

Премии позволяют предприятиям сокращать издержки вслед за колебаниями конъюнктуры рынка через изменение вознаграждений. Система должна стать прозрачной и не зависеть от произвола начальства, но в таком случае рыночные условия станут сильнее отражаться на занятости. Возможности профсоюзов должны быть расширены и укреплены. Трудовые конфликты должны решаться на правовой основе на уровне предприятия, в том числе с помощью забастовок и других форм протеста работников. Сильный независимый труд — залог здоровой конкуренции на рынках и лучший способ подорвать патерналистские отношения на предприятиях. Право на труд должно быть закреплено в Конституции. Программа гарантированных общественных работ на муниципальном уровне должна приобрести постоянный институциональный статус и поддерживать временные рабочие места в сферах городского благоустройства, капитального ремонта и экологических проектов по единой ставке заработной платы.

Рабочие места должны быть предоставлены каждому, кто хочет и может работать: таким образом, государство станет работодателем последней инстанции. В отличие от простого расширения государственной занятости, программа не несёт серьёзных коррупционных рисков: по определению, достойные рабочие места будут доступны каждому. Гарантированные рабочие места зададут пол для зарплат и социальной поддержки в частном секторе и повысят конкуренцию на рынках труда. Правительство сможет эффективно управлять уровнем зарплат, добиваться соблюдения трудовых прав со стороны частных компаний и избегать снижения работоспособности населения из-за длительной приостановки трудовой деятельности это в том числе поможет сохранять предложение качественной рабочей силы для частного сектора в периоды экономического подъёма. Кроме того, формирование трудовых резервов различного уровня квалификации поможет и при реализации программ, связанных с вынужденным импортозамещением и преодолением социальных последствий СВО. Бюджетные расходы должны сфокусироваться на технологическом перевооружении предприятий. Основные проблемы возникают в тех направлениях, где оборудование изготавливается для узкоспециализированного, проектного применения.

Детали для подобных товаров трудно поддаются импортозамещению, поэтому предприятия по возможности должны быть временно переведены на аналоги российского производства, если таковые существуют. Такие изменения приведут к снижению продуктивности, но позволят выиграть время для переоценки возможностей импортозамещения. Необходима стратификация по категориям важности. Возможности внутреннего проектирования и изготовления технических изделий не безграничны. Имеющиеся производственные мощности достаточно обширны, но недостаточны с учётом масштабов вынужденной трансформации. Мы должны стремиться к локализации всех стадий технологического цикла хотя бы в ключевых отраслях , включая гражданское авиастроение, нефтегазовую отрасль и химическую промышленность там, где это возможно. В краткосрочном периоде полезно будет воспользоваться возможностями китайской и индийской производственной базы.

Россия частично продолжит полагаться на технологическую поддержку дружественных стран. При замещении импорта особенно критична высокая степень персональной ответственности государственных служащих, также внедрение механизмов общественного контроля.

При этом нацбанк страны на баннере, висевшем над его штаб-квартирой, уверял, что самый быстрый рост цен за четверть века произошел из-за российской СВО на Украине и пандемии. А по словам премьер-министра Польши Матеуша Моравецкого, стоимость товаров сейчас определяется только действиями и решениями одного человека — Владимира Путина. Глава регулятора Адам Глапински поддержал такую точку зрения, заявив, что Россия почти полностью ответственна за рост инфляции до двузначного уровня.

Из нее нельзя вырвать какой-то один элемент и надеяться, что все остальное будет продолжать работать. Иностранные компании, биржи, которыми сейчас пользуются и граждане России в том числе, они и так не осуществляют деятельность на территории Российской Федерации, потому что они здесь не регистрируются в качестве филиалов, не создают представительств и так далее. Даже если этот закон вступит в силу в очень строгой редакции, и российским юрлицам запретят заниматься любой деятельностью, связанной с обменом, куплей-продажей криптовалют и так далее, то на Binance, OKX и, компании, которые не являются российскими, это и так никак не повлияет». На днях стало известно, что Финразведка, Центробанк и несколько крупных банков тестируют сервис «Знай своего криптоклиента». Он позволит соотносить трансакции различных видов между банковскими счетами и в цифровой валюте. Россияне сейчас не могут покупать криптовалюту напрямую на бирже. Так что для этого используют P2P-площадки. И процесс предполагает перевод денег между физлицами с карты на карту.

Полагается, что итогом государственной деятельности должно стать устранение хотя бы части экологических угроз и проблем, борьба с голодом, неравенством и отсутствием доступа к социальным благам, реализация проектов социальной направленности. Мы можем лишь согласиться и подчеркнуть важность социальной составляющей. Как показывает российский опыт, в отсутствии функционирующих политических институтов, активного гражданского общества, гуманизации системы управления, едва ли можно говорить о чём-то устойчивом и долгосрочном. Технократический подход, жертвующий благополучием, солидарностью и равенством в угоду впечатляющей статистике — верный путь к общественной катастрофе. Ниже мы подробнее остановимся на некоторых из упомянутых макроэкономических предложений. Добавим, что это лишь несколько элементов, пусть и довольно важных, из набора необходимых реформ. Неолиберализм — неформальное название совокупности экономических мер и практик, получивших распространение в середине 1970-х годов. Руководящим принципом выступала дерегуляция, поощрение рыночной конкуренции, "ответственная бюджетная политика" и ослабление позиций профсоюзов. Что делать сейчас 0. Остановить войну. Отказ от приоритета денежно-кредитной политики перед фискальной. Низкая и стабильная ставка улучшает инвестиционный климат и позволяет предприятиям расширять горизонт планирования, а необходимую подстройку экономики возможно осуществлять прямыми фискальными, административными и отраслевыми мерами. Высокие ставки призваны удерживать в стране капитал, тем самым поддерживая курс рубля. Если ставки по рублёвым счетам существенно превышают ставки по валютным, население будет держать сбережения внутри страны. Иностранные инвесторы, заинтересованные высокой доходностью, станут выкупать обязательства в рублях, поддерживая валютный курс. В условиях закрытого счёта капитала высокие ставки бесполезны. Население не может вывести сбережения в валюту, иностранные инвесторы не могут продать рублёвые облигации, а отечественные компании не могут уйти в зарубежные активы. Неоправданно высокие ставки могут спровоцировать кризис ликвидности для местного бизнеса, усугубляя экономическую депрессию. Расширить трансферты беднейшим слоям населения. До начала военных действий в необходимых товарах, в том числе продовольственных, отказывал себе практически каждый второй россиянин. Каждый четвёртый ребёнок жил за чертой бедности, следующей беднейшей группой были пенсионеры. В таких условиях большая часть социальных пособий тратится на коммунальные услуги, медикаменты и продукты российского производства. Повышение пособий и пенсий не повлечёт кратного инфляционного давления: местные предприятия, прежде всего пищевые, способны нарастить предложение в ответ на стабильно повышенный спрос. Увеличение пособий — более эффективная мера для борьбы с инфляцией чем заморозка цен. Заморозка цен по природе регрессивна: она расширяет покупательную способность всего населения в условиях неравномерного падения доходов. Увеличение пособий стабилизирует внутренний рынок сбыта в период потери значимой части экспортных рынков. Устойчивый рост внутреннего рынка создаст рабочие места, повысит выпуск и снизит колебания цен. Необходимо также пересмотреть критерии осуществления платежей: значительно упростить процедуру получения пособия по безработице, увеличить его максимальный размер и длительность получения выплат. Параллельно следует поэтапно увеличивать минимальный размер оплаты труда, наряду с внедрением комплексной программы гарантированной занятости. Гарантировать общественные работы. Массовая безработица привела бы к гуманитарной катастрофе. Высадка деревьев, очистка водоёмов и реставрация зданий не заменят сотни тысяч потерянных рабочих мест, но могут смягчить удар в краткосрочном периоде. Гарантируя временную и достойно оплачиваемую работу каждому желающему, муниципальные власти могут предотвратить маргинализацию безработного населения, улучшить городскую среду для всех граждан и наладить цепочки взаимопомощи. Критично важна реализация программы именно на муниципальном, а не федеральном уровне. Локальные потребности сложно предсказать из Москвы, а значит, эффективные задачи для трудящихся могут быть созданы только на местном уровне. Федеральному Правительству достаточно объявить гарантию на общественные работы и предоставить местным правительствам неограниченную кредитную линию на реализацию программы. Это создаст пол для зарплат в частном секторе, сохранит уровень потребления и позволит избежать снижения уровня участия в рабочей силе. Кроме того, формирование трудовых резервов различного уровня квалификации поможет и при реализации программ, связанных с вынужденным импортозамещением. Также это будет незаменимой мерой для ресоциализации вернувшихся с фронта граждан , имеющих высокий риск уйти в нелегальный сектор. Выступить посредником в торговле товарами первой необходимости. Муниципалитеты могут брать на себя функции «создателей рынка» — торговых посредников, соединяющих производителей с покупателями. В отличие от коммерческих посредников, государственная организация не будет стремиться к максимизации прибыли. Традиционные создатели рынка зарабатывают на колебаниях цен и потому деятельность по своей природе предполагает элемент рыночной спекуляции. В отсутствие коммерческих мотивов, государственная структура могла бы сыграть стабилизирующую функцию на рынке. Особенно перспективным нам кажется использование такого подхода на рынке продовольствия. Одним из вариантов реализации могла бы стать государственная биржа для оборота основных сельскохозяйственных товаров. Биржа стала бы одним из покупателей сельскохозяйственной продукции и её продавцом для перерабатывающей промышленности. С помощью такого механизма государство могло бы сдерживать рост цен уже на этапе поставок сырья для предприятий переработки. Помимо благоприятного эффекта на динамику цен, это заодно бы сгладило «инфляционные ожидания» потребителей, тем самым, в случае успеха, ликвидировав один из поводов для проведения агрессивной кредитно-денежной политики. Другим направлением может стать организация типовых магазинов во владении муниципалитетов, которые обеспечивали бы рынок сбыта для продукции малых и средних фермерских хозяйств. Поставщики смогут управлять процессом ценообразования в реальном времени, полагаясь на электронную платформу мониторинга потребительского спроса, с учётом фиксированной относительной наценки на издержки содержания магазина. Такие магазины могли бы стать хорошей альтернативой крупным сетям, прибыль которых в настоящее время частично оседает за рубежом, и поддержать малые фермерские хозяйства, которые часто испытывают трудности с доступом к розничным сетям. Объявить налоговые каникулы. В период массового шока и технологического перехода значительное давление переживают не только доходы, но и сбережения частного сектора. Приостановление налоговых выплат а не только временный перенос последующим частичным или полным списанием поможет смягчить эти эффекты. В первую очередь предлагаемая мера должна распространяться на малодоходные группы и субъектов малого и среднего предпринимательства. На данный момент значительная часть уплаченных предпринимателями налогов пополняет местные, а не федеральные бюджеты. В отличие от Федерального Правительства, региональные власти не имеют права выпускать валюту и потому ограничены в своих расходах. С введением налоговых каникул центру необходимо предоставить беспроцентные и бессрочные бюджетные кредиты, замещающие выпадающие доходы. Высвобождение налоговых средств частично компенсируется за счёт расширения налоговой базы в других сферах, в частности внутреннего НДС. Сокращение обязательных платежей для предпринимателей положительно скажется на динамике сбережений и поможет восстановить капитализацию отечественного фондового рынка. Помочь выжить бизнесу. Судя по риторике представителей власти, преодоление наиболее разрушительных эффектов текущего кризиса связывается в первую очередь с потенциалом российского предпринимательского сообщества. Частному бизнесу действительно доступно множество инструментов, позволяющих оперативно реагировать на изменения рыночной среды и перераспределять ресурсы в наиболее востребованных направлениях. Однако переживаемый санкционно-военный шок сильно отличается от обычных периодических спадов капиталистической экономики. В данной ситуации множество компаний может быть поставлено на грань разорения совершенно независимо от рациональности ранее принятых ими решений. Приняв на себя часть экономических потерь, государство стимулирует будущую предпринимательскую деятельность, не повышая риск недобросовестного поведения. Меры поддержки должны опираться как на успешный антиковидный опыт других стран, так и на опыт восстановления после мирового финансового кризиса. Необходим запуск масштабной программы экономического возрождения: возвращение покинувших границы страны специалистов, восстановление потребительского спроса, недопущение наиболее негативных социальных сценариев. Также на этот период необходимо увеличить государственные закупки в сферах, наиболее страдающих от вынужденных перемен. Закупки должны быть направлены на оказание материальной помощи в натуральном виде, вовлечение бизнеса в программы государственной занятости и профессиональной переподготовки, формирование товарных запасов для управления ценами и общее содействие программам импортозамещения. Авторы не находят необходимым экономически обосновывать прекращение военных действий. Следует полагать, что даже в случае скорейшего мирного завершения конфликта многочисленные торговые ограничения сохранятся на долгие годы. Невозможно точно оценить длительность восстановления, но разумно мыслить в рамках ближайших 3-5 лет. Существенный профицит региональных бюджетов в первом полугодии был вызван растущими поступлениями от добычи нефти, газа и угля. Начиная уже с конца третьего квартала можно ожидать заметное снижение доходов. Многие великие экономисты XX-го века, включая Кейнса, выступали за максимальное снижение безработицы, в том числе, из социально-политических соображений. Опыт мировых войн наглядно показал, чем опасна жёсткая экономия средств при наличии больших масс бедняков с недавним боевым опытом. Ликвидность подразумевает способность расплатиться по текущим счетам, в том числе с помощью заёмных средств. Не путать с платёжеспособностью — способностью расплатиться по счетам включая кредитные обязательства , полагаясь на собственную прибыль. Создатель рынка англ. Агенты, не ожидающие негативных последствий, более склонны к рисковому и легкомысленному поведению. Например, финансовый сектор США только нарастил аппетит к экзотическим финансовым инструментам после кризиса 2008 года — на Уолл Стрит хорошо запомнили, что, в случае чего, государство выручит. Что делать завтра Предлагаемые ниже меры не претендуют на то чтобы стать исчерпывающим списком всех необходимых преобразований. Скорее, это некоторые стержневые направления, которым, мы считаем, должно следовать любое успешное восстановление экономики. Трудно оценить общую стоимость всех инициатив, но ясно, что речь идёт о десятках триллионов рублей в течение многих не менее пяти лет. Это станет самым масштабным и дорогим проектом в истории постсоветской России, от реализации которого зависит наше общее будущее, личное благополучие, научно-технический прогресс и следующее из этого международное влияние. Отказ от Бюджетного правила. Как даёт понять современная денежная теория , государству не нужно собирать налоги, чтобы тратить деньги на нужды общества. Траты и налогообложение — два независимых процесса. Законодательная привязка государственных расходов к ежегодным доходам схожа с решением играть в теннис, завязав правую руку за спиной: правило произвольно и противоречит заявленной цели. В условиях незадействованности реальных ресурсов или, проще говоря, безработицы и простоя предприятий государство может наращивать расходы без значительных инфляционных рисков. Бюджетные дефициты создадут финансовые ресурсы облигации и наличность , которые мобилизуют реальные ресурсы и позволят экономике приблизиться к полной занятости. Бедной стране с открытым счётом капитала бывает тяжело поддерживать бюджетные дефициты: западные инвесторы предпочитают бюджетную дисциплину, а противоречие «Вашингтонскому консенсусу» — оригинальной триаде стабильности — ведёт к оттоку иностранного капитала и обвалу курса. Перед Россией сегодня такой проблемы не стоит. Фактически бюджетное правило было приостановлено в текущем году, но поэтапное возвращение к нему предполагается уже начиная со следующего, 2023-го года. Монетарное финансирование. У государства есть три источника финансирования расходов. Первый — очевидный — налоги. Ежегодно в пользу консолидированного бюджета собирается около 50 триллионов рублей, в том числе порядка 5 триллионов подоходного налога. Второй метод финансирования государственного дефицита — выпуск государственных облигаций на сумму дефицита. Преимущества этого метода в том, что, занимая у частного сектора, государство предоставляет сберегательные инструменты физическим и юридическим лицам. Сбережения на счетах могут испариться в случае банкротства банка ; сбережения в ОФЗ пропадут лишь в случае намеренного дефолта государства. Оборот государственного долга повышает доверие к банковской системе и стимулирует инвестиции. С этой точки зрения «низким госдолгом» не стоит хвастаться — это лишь означает, что в стране нет устоявшегося ликвидного рынка безрисковых инструментов. Сегодня застрахованы банковские вклады в пределах 1. Вашингтонский консенсус — условное название для набора неолиберальных экономических требований, необходимых для получения помощи со стороны МВФ и Всемирного Банка, начиная с 1980-х. Сказанное не относится ко внешнему долгу — долгу, номинированному в иностранной валюте. Внешний государственный долг представляет опасность для государственных финансов и является препятствием для экономического развития. Низкий внешний долг действительно является преимуществом России: отчасти стоит поблагодарить сырьевую валютную выручку, отчасти — отсутствие колониального прошлого. В современных экономиках государственные облигации могут использоваться и используются для расширения денежной массы, так как банки используют приобретённые ОФЗ в сделках обратного выкупа. Третий метод финансирования называется монетарным финансированием или монетизацией госдолга. В народе его называют «печатаньем денег». Как и в предыдущем методе, государство берёт в долг, но не у частного сектора, а напрямую у Центрального Банка. Центральный Банк создаёт деньги на счетах Правительства.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий