Филипп Чижевский. Дирижер. Поздравляем маэстро и желаем ему новых свершений! Через два часа Чижевский выйдет на сцену Зала Чайковского и вместе с ансамблем «Questa Musica» исполнит шедевр Йозефа Гайдна — «Семь последних слов Спасителя на кресте». Филипп Чижевский – известный российский дирижёр нового поколения. Дирижер и основатель ансамбля Questa Musica Филипп Чижевский.
Концерт. Филипп Чижевский и ансамбль Questa Musica
Программу представляет дирижер Филипп Чижевский, рассказавший Илье Овчинникову об отношениях новой музыки с музыкой барокко и о том, возможен ли абонемент «Весь Шёнберг». Другие новости Москвы. Филипп Чижевский – известный российский дирижёр нового поколения.
Люблю гулять…
- Филипп чижевский дирижер биография личная жизнь. Биография. Дирижер в вашем понимании - это кто
- Филипп Чижевский биография, фото, спектакли. Режиссер, музыкант
- Филипп чижевский дирижер биография личная жизнь. Биография. Дирижер в вашем понимании - это кто
- Филипп чижевский дирижер биография личная жизнь. Биография. Дирижер в вашем понимании - это кто
Интервью с дирижером Филиппом Чижевским
Дирижер Филипп Чижевский исполнил великую ораторию Генделя "Мессия" в Московской филармонии | Главная» Новости» Филипп чижевский афиша 2024. |
Время. Дыхание. Адреналин. | Филипп Чижевский Филипп Чижевский Филипп Чижевский — лауреат премии «Золотая Маска» в номинации «лучший дирижёр в опере» и всероссийского конкурса дирижёров, приглашённый дирижёр Большого театра России. |
Филипп Чижевский приблизит к слушателям Бетховена и Баха | Филипп Чижевский. Дирижер. Биография Спектакли Галерея Пресса Новости театра. |
Концерт. Филипп Чижевский и ансамбль Questa Musica / Антракт / Независимая газета | Главная» Новости» Филипп чижевский афиша 2024. |
Филипп Чижевский | Филипп Чижевский — молодой динамичный музыкант, всегда неожиданный аранжировщик, способный открыть для слушателя новые грани хорошо знакомых произведений, если не сказать их суть. |
«Музыка – это не музей»: интервью с дирижером Филиппом Чижевским
Полянского, 2010. Лауреат всероссийского конкурса дирижеров Москва, 2008. С 2008 по 2011 г. Гнесиных, преподаватель по специальности дирижирование. С 2011 — педагог МГК им. С 2011 года — дирижер Государственной академической симфонической капеллы России худ. Валерий Полянский. В 2013 году с ансамблем Questa Musica осуществил постановку «Истории солдата» И. Стравинского хореография Олега Глушкова.
Солистом станет лауреат престижных международных конкурсов пианист Филипп Копачевский. Пражская симфония ре мажор — одна из четырех последних симфоний зрелого мастера. Моцарт написал ее для исполнения в Праге в промежутке между операми «Свадьба Фигаро» и «Дон Жуан», что повлияло на настроение и характер самой симфонии.
Сейчас я хочу предложить директору «Новой России» сделать концерт Мортона Фелдмана и сочетать его в программе с Десятой симфонией Мясковского. Есть еще один проект — сыграть сочинения Шаррино и Монтеверди. Монтеверди исполнить на исторических инструментах с нашим ансамблем, а из Шаррино сыграть Storie di altre storie для аккордеона с оркестром, где используется музыка Моцарта и Скарлатти.
Но это пока в планах. Чижевский: Дирижер — это инструмент для оркестра. Он, безусловно, должен обладать качествами и учителя, и лидера. Он должен предлагать что-то и делать так, чтобы ему верили, должен уметь распределять энергию и направлять ее в нужное русло. Должен быть психологом, может быть, что-то говорить, но в большей степени, конечно же, он должен показывать руками, как бы трогать звуки, взвешивать их… — Вы говорите словами о том, чего хотите от исполнителей? Чижевский: Я стараюсь говорить как можно меньше и все показывать руками.
Если что-то не получается, я воспринимаю это на свой счет — значит, недостаточно хорошо это показал. Требую, чтобы музыканты реагировали на мой жест. Чижевский: Я считаю, что да. Задача дирижера — сделать так, чтобы каждый чувствовал так же, как я, но при этом нельзя навязывать свою волю. Каждый музыкант должен ощущать себя комфортно. И в итоге, если все будут воспринимать эту музыку как я, тогда это будет единый организм, которому дирижер не особо-то и нужен.
Тогда дирижер может отойти в сторону и получить удовольствие от исполнения. Но до этого он должен проделать огромную работу. Задача — сделать с оркестром то, что он сам не может сделать без участия дирижера. Исполнить симфонию Гайдна, Моцарта, Бетховена, любое романтическое сочинение, в принципе, можно и без дирижера. Но если ничего не меняется от его присутствия, то возникает вопрос — зачем он нужен? Потом, я люблю уже на финальном исполнении менять какие-то вещи, вплоть до динамики.
Когда все выучено, почему бы и не сделать что-то внезапное. Конечно, в разумных пределах. Но я никогда не буду требовать на репетиции того же, что буду делать на концерте. Срок достаточный, чтобы оглянуться назад и оценить то, что сделано. Если подвести итог, что есть в вашем ансамбле такое, чего нет у других? Грилихес: В нашем ансамбле есть живая и неподдельная любовь к музыке, у нас есть душа, внутренняя энергетика и экспрессия, которая нас всех объединяет.
Мы уже заработали себе имя, и когда говорят Questa Musica — это подразумевает определенное качество. И, я считаю, у нас уже есть сложившийся почерк, свое звучание. Чижевский: А еще вера в то, что мы делаем, которая нам помогает жить, играть, творить, собирать музыкантов. Чижевский: Сыграть оперу «Парсифаль». Я так понимаю, Филипп готовит мини-вариант капеллы Полянского? Грилихес: Капеллы Чижевского.
А если отложить в сторону творческие моменты, конечно, хотелось бы финансовой стабильности, чтобы я могла спокойно смотреть нашим музыкантам в глаза. У них у всех семьи, не только у нас с Филиппом дети, у многих в ансамбле дети, и мне обидно, когда я понимаю, что они вынуждены разрываться на десяти работах, потому что они любят музыку и наш ансамбль, верят в нас и хотят быть с нами. Автор: Елена Мусаелян, colta.
Стравинского хореография Олега Глушкова. С 2014 года является дирижером Большого театра. Совместно со скрипачом Романом Минцем осуществил запись музыки Леонида Десятникова «Эскизы к закату» и «Русские сезоны». Является художественным руководителем II Международного фестиваля православного пения «Просветитель» о. В рамках V фестиваля актуальной музыки «Другое Пространство» совместно с В. Юровским и Ф. Ибрагимовым осуществил российскую премьеру произведения Штокхаузена «Группы» для трёх оркестров и трёх дирижеров.
Время. Дыхание. Адреналин.
Интервью с дирижером Филиппом Чижевским | Евгения Бургойне, дирижёр и основатель ансамбля Questa Musica Филипп Чижевский и его жена, а по совместительству и художественный руководитель коллектива, Мария Грилихес рассказали о необычном проекте, который приготовили для улан-удэнской публики. |
Время. Дыхание. Адреналин. | Дирижер — Филипп Чижевский. Трансляция завершилась 30 октября 2023. Видео будет доступно после получения разрешения правообладателя. |
Филипп Чижевский: «Дирижер — это инструмент для оркестра» | Завершая концертный сезон 2022–2023, дирижер Филипп Чижевский и ансамбль Questa Musica исполнят в Галерее Нико «Прощальную» симфонию Йозефа Гайдна, а в первом отделении. |
Время. Дыхание. Адреналин. | Дирижёр Филипп Чижевский и ансамбль Questa Musica представят произведения духовной музыки раннего Ренессанса и высокого Барокко. |
Электротеатр Станиславский / Филипп Чижевский | Дирижер – Филипп Чижевский" по лучшим ценам, мероприятие будет проходить в Консерватории им. Чайковского, смотрите афишу и расписание, оставляйте отзывы и комментарии. |
Филипп Чижевский
Материалы с меткой «Филипп Чижевский» – Москва 24 | По мнению издания Colta, «Филипп Чижевский – имя, наконец продлившее список дирижеров, на которых в Москве “правильно ходить”». |
Филипп Чижевский: «Дирижер — это инструмент для оркестра» | Главная» Новости» Филипп чижевский афиша 2024. |
Филипп Чижевский - Бинокль | Программу представляет дирижер Филипп Чижевский, рассказавший Илье Овчинникову об отношениях новой музыки с музыкой барокко и о том, возможен ли абонемент «Весь Шёнберг». |
Концерт. Филипп Чижевский и ансамбль Questa Musica
Дирижер – Филипп Чижевский" по лучшим ценам, мероприятие будет проходить в Консерватории им. Чайковского, смотрите афишу и расписание, оставляйте отзывы и комментарии. концерт, филипп чижевский Дирижеру Филиппу Чижевскому и его ансамблю предстоит переосмыслить музыку Моцарта. Александр Кнайфель — «Утешителю». Ансамбль Questa Musica Дирижёр — Филипп Чижевский.
Дирижер известен точностью и вместе с тем оригинальностью исполнения музыкальных произведений. Филипп Чижевский окончил Московскую государственную консерваторию имени П. Калинина, 2008 и «Оперно-симфоническое дирижирование» класс профессора, народного артиста РФ В. Полянского, 2010; у него же окончил аспирантуру. С 2011 года по настоящее время — преподаватель МГК имени П. Чайковского кафедра оперно-симфонического дирижирования.
С 2008 по 2011 — художественный руководитель и дирижер хора Государственного музыкального колледжа имени Гнесиных, преподаватель по специальности «Хоровое дирижирование». В 2008 году Филипп Чижевский совместно с Марией Грилихес создал ансамбль Questa Musica, с которым осуществил множество крупных проектов, провел огромное количество премьер и концертов в России и за рубежом. В 2014 году стал приглашенным дирижером Государственного академического Большого театра России. Художественный руководитель крупных музыкальных фестивалей, в числе которых: Международный фестиваль классической музыки «Кантата» Калининград, 2021 II Международный фестиваль православного пения «Просветитель» Карелия, остров Валаам, 2016 Фестиваль «Барокко. Вагнера режиссер К.
Богомолов, Пермский театр оперы и балета, 2023 «Кармен» Ж. Бизе режиссер К.
СМИ сетевое издание «Городской информационный канал m24. Средство массовой информации сетевое издание «Городской информационный канал m24. Учредитель и редакция - АО «Москва Медиа». Главный редактор сетевого издания И.
Филипп Чижевский выступает с такими известными оркестрами как Госоркестр имени Светланова , оркестр театра Новая опера , Симфонический оркестр Бранденбурга, Новый городской оркестр Токио , Камерный Оркестр Musica Viva. Чижевский осуществил много интересных музыкальных проектов в сфере старинной и современной музыки. С оркестром Questa Musica дирижер исполняет старинную музыку на исторических инструментах.
Он предлагает новаторскую интерпретацию классической музыки. Большое внимание уделяет исполнению произведений современных композиторов. Премии и награды[ править править код ] 2008: Лауреат второй премии Всероссийского конкурса хоровых дирижеров Москва, 2008 2013: Номинация на Российскую национальную театральную премию «Золотая маска» опера Франциск, Большой театр 2016: Номинация на Российскую национальную театральную премию «Золотая маска» [8] опера Сверлийцы, Электротеатр Станиславского.
Это знаковое произведение и самому композитору открыло новый творческий путь, вступив на который он отринул часть своего прошлого опыта, как если бы укрепился в дороге к высшей цели творчества, которую ранее избрал для себя так чтимый Бетховиным Иоганн Себастьян Бах. Популярнейшие произведения великих композиторов прозвучат со всеми необходимыми музыкальными элементами, привычными слушателю, но смысловые акценты будут смещены с буквы на дух, который композиторы вложили в них. Главные партии в оркестре 5 декабря исполнят лауреаты международных конкурсов Леонид Железный скрипка и Александра Коренева клавесин.
Новости и пресса
Главная» Новости» Чижевский филипп дирижер афиша. Дирижер и основатель ансамбля Questa Musica Филипп Чижевский. Билеты на концерт «Брукнер+», Дирижер Филипп Чижевский продаются онлайн на сайте Филипп Чижевский – лауреат премии «Золотая Маска» в номинации «лучший дирижёр в опере» и всероссийского конкурса дирижёров, приглашённый дирижёр Большого театра России, дирижёр Государственной академической симфонической капеллы России. Дирижер Филипп Чижевский и его ансамбль Questa Musica выступят 5 декабря 2023 года в Большом зале Московской консерватории. Однако, по словам дирижера-постановщика Филиппа Чижевского, спектакль все равно будет несколько другим. В интервью РИА Новости музыкант рассказал о радикализме этой оперы Вагнера и о том, почему музыка любой эпохи может быть современной.
Филипп Чижевский – выступления в сезоне 2024-2025
- Филипп Чижевский, Московский театр Новая Опера им. Е.В. Колобова
- Интервью с Филиппом Чижевским: «Спектакль — работа...
- Филипп Чижевский | Пермский театр оперы и балета
- Новости и пресса
- Филипп Чижевский — сообщество поклонников 2024 | ВКонтакте
Филипп Чижевский — сообщество поклонников
МТ У Адамса в этом сочинении солируют две трубы. В Третьей симфонии Брукнера — тоже соло трубы. Есть ли в этом какая-то параллель? ФЧ Пожалуй, это можно соотнести, но я об этом не думал. Вообще, для Брукнера медные инструменты — особая каста. Это глас Божий. Обычно я интуитивно составляю программу, а потом для себя объясняю, почему эти сочинения вместе. На уровне интуиции сочинения гораздо лучше соединяются друг с другом. Как во время беседы: два человека сидят, смотрят друг на друга — и происходит общение. Такой же диалог и с сочинениями.
И при этом прямой путь, «штамп» — это не всегда плохо. Например, почему все играют Реквием Моцарта? Потому что это гениальная музыка, пусть она звучит. МТ Вам интереснее интерпретировать сочинения, которые уже много раз исполнялись, или открывать зрителям новую музыку? ФЧ Я играю очень много современной музыки, которую нельзя заранее послушать. Когда я готовлюсь, у меня есть только партитура и мой внутренний слух. Таким же образом я открываю для себя и симфонию Моцарта — например, как будто я ее первый исполнитель. А интерпретация будет всегда, независимо от того, новое сочинение или уже много раз звучавшее. Когда ты играешь стилистически разные произведения с разными составами, это очень хорошо прочищает голову — как контрастный душ.
Ты все время на острие. Игра должна быть опасной. МТ Нельзя чувствовать себя спокойно и расслабленно? ФЧ Иногда я выхожу к оркестру относительно спокойным, но с первого аккорда что-то включается. Подчеркну, что я транслирую только свое ощущение. Раньше у меня было долгое послевкусие от случившегося концерта, а сейчас переключение происходит быстрее. МТ Вы впервые будете выступать в «Новой Опере»? ФЧ В 2014 году я участвовал в гала-концерте на сцене театра, а в 2019-м мы делали совместную программу в «Зарядье». Но концерт на Крещенском фестивале станет моей первой большой программой.
Я жду репетиций с оркестром «Новой Оперы». Если у меня есть история, которая мне самому помогла прийти к пониманию сочинения, я всегда стараюсь поделиться с музыкантами. Но иногда словоблудие только расхолаживает и мешает. Гораздо интереснее, когда происходит флюидный контакт. Можно красиво говорить, но взгляд все равно скажет больше.
Стучаться в дверь судьба у обоих композиторов будет в модных просторах «ГЭС-2» , где Филипп частый гость. Но и в олдскульных аудиториях этот дирижер, чей кричаще неакадемический сценический облик, пожалуй, по эффектности соперничает только с обликом Теодора Курентзиса, тоже совсем не чужой.
В родной Московской консерватории перед ней Филипп окончил хоровое Свешниковское училище он преподает с 2011 года. Преподавание — один из способов формулирования для себя каких-то важных вещей. Дополнительный момент саморазвития». В Большом зале своей альма-матер он постоянно выступает. Как и в Зале Чайковского. Там в рамках филармонического абонемента «Другое пространство. Continuo» ему скоро предстоят российские премьеры симфонической фрески «Озарения потустороннего» 1992 Оливье Мессиана и Скрипичного концерта 1950 Бернда Алоиса Циммермана солист Даниил Коган , мировая премьера сочинения Юрия Каспарова «Остановилось время!
Еще одна программа с пианистом Юрием Фавориным состоит из Четвертого концерта Рахманинова если кто не знает — у Рахманинова четыре фортепианных концерта, а не только Второй и Третий и так называемой «Десятой симфонии Шуберта» возможно, вы считали, что у Шуберта девять симфоний, но нет — в 1989 году итальянский композитор Лучано Берио собрал оставшиеся от Десятой эскизы в симфоническую пьесу под названием Rendering. Два главных коллектива, с которыми Филипп предпочитает работать, — его собственный ансамбль Questa Musica, созданный в 2008 году вместе с женой-хормейстером Марией Грилихес, и Российский национальный молодежный симфонический оркестр, или «Молодежка», любимое дитя Московской филармонии. Жена Маша еще и успешный администратор, руководит ансамблем. Про работу с «Молодежкой» увлеченно говорит, что «это всегда челлендж: как не зажать и излишне не раскрепостить всю эту безудержную энергию, как держать ее в руках и использовать во благо». Отдельно стоит работа в оперном театре. Правда, в таком, который меньше всего на оперный театр похож. Последнее его совместное творение с режиссером — вагнеровский «Летучий голландец», который сейчас идет в «Новой опере».
Про дальнейшее пока говорит без конкретики. Есть план заниматься актуализацией современной музыки». Еще один заметный оперный деконструктор — Борис Юхананов. В его «Электротеатре» имя Чижевского связано прежде всего с некогда потрясшим Москву многодневным оперным сериалом « Сверлийцы », состоящим сплошь из непримиримо современных партитур композиторы Дмитрий Курляндский, Борис Филановский, Сергей Невский, Алексей Сысоев, Владимир Раннев. Как и у Курентзиса, новейшая музыка в его репертуаре отлично уживается со старинной. Поначалу его, конечно, все время сравнивали со старшим коллегой. Но меня это никак не раздражало.
Я к Курентзису отношусь в высшей степени уважительно». Сложно ли справляться с такой стилистически требовательной музыкой без привозных спецов? Хотя на самом деле кто-то и приезжает. Мы вот сейчас летали в Красноярск с француженкой Македой Монне. Прилетела в Красноярск на трех самолетах. Там был фестиваль Хворостовского, мы делали с ней барочную программу». Еще из крупного на вторую половину сезона запланированы Девятая симфония Брукнера и Седьмая Малера.
Брукнер и Малер — вершины европейской симфонической традиции, у дирижеров принято их сопоставлять. А Брукнер просто от нее отдаляется — вот у него планета Земля, вот Меркурий, вот Юпитер. Он может их приближать, удалять.
Популярнейшие произведения великих композиторов прозвучат со всеми необходимыми музыкальными элементами, привычными слушателю, но смысловые акценты будут смещены с буквы на дух, который композиторы вложили в них. Главные партии в оркестре 5 декабря исполнят лауреаты международных конкурсов Леонид Железный скрипка и Александра Коренева клавесин. За дирижерским пультом — Филипп Чижевский.
В 2008 году совместно с Марией Грилихес основал ансамбль Questa Musica, с которым работает в России и за рубежом. Станиславского и Вл. Немировича-Данченко, 2018, режиссер-постановщик — Константин Богомолов.
Подписаться на нашу рассылку
- Подписаться на нашу рассылку
- Филипп Чижевский – дирижер
- Люблю гулять…
- Концерт. Филипп Чижевский и ансамбль Questa Musica
- Telegram: Contact @baletmoskva
Время. Дыхание. Адреналин.
Совместно с Марией Грилихес в 2008 году основал вокально-инструментальный ансамбль Questa Musica, с которым осуществил множество крупных проектов, ставших значительными событиями в музыкальном мире. Сотрудничает с ведущими российскими и зарубежными оркестрами. Одним из приоритетных направлений творческой деятельности маэстро является сотрудничество с современными композиторами и исполнение музыки XX—XI веков, под его руководством состоялись премьеры многих замечательных сочинений, созданных в наши дни.
Чайковского по двум специальностям: «хоровое дирижирование» 2008, класс профессора Станислава Калинина и «оперно-симфоническое дирижирование» 2010, класс профессора Валерия Полянского. Руководил хором Государственного музыкального колледжа имени Гнесиных, где также преподавал дирижирование. Лауреат Всероссийского конкурса дирижеров в Москве 2008.
Оффенбаха 2019 и одноактных опер «Дневник Анны Франк. Белая роза» Г. Фрида и У.
Циммермана 2021. Награды Лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «Лучшая работа дирижера» за спектакль «Триумф Времени и Бесчувствия» Музыкальный театр им. Станиславского и Вл.
При любом использовании материалов сайта ссылка на m24. Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях читателей и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей. СМИ сетевое издание «Городской информационный канал m24. Средство массовой информации сетевое издание «Городской информационный канал m24.
Время. Дыхание. Адреналин.
Чайковского кафедра оперно-симфонического дирижирования. С 2008 по 2011 — художественный руководитель и дирижер хора Государственного музыкального колледжа имени Гнесиных, преподаватель по специальности «Хоровое дирижирование». В 2008 году Филипп Чижевский совместно с Марией Грилихес создал ансамбль Questa Musica, с которым осуществил множество крупных проектов, провел огромное количество премьер и концертов в России и за рубежом. В 2014 году стал приглашенным дирижером Государственного академического Большого театра России. Художественный руководитель крупных музыкальных фестивалей, в числе которых: Международный фестиваль классической музыки «Кантата» Калининград, 2021 II Международный фестиваль православного пения «Просветитель» Карелия, остров Валаам, 2016 Фестиваль «Барокко.
Вагнера режиссер К. Богомолов, Пермский театр оперы и балета, 2023 «Кармен» Ж. Бизе режиссер К. Богомолов, Пермский театр оперы и балета, 2021 «Дневник Анны Франк.
Белая Роза» Г. Фрида, У. Оффенбаха режиссер Ф. Генделя режиссер К.
И "Ритуал" Альфреда Шнитке памяти погибших во Второй мировой войне, и в особенности "Озарения потустороннего" Оливье Мессиана российская премьера; этим сочинением мы завершим концерт. В тональность первого отделения вписывается и мировая премьера пьесы Юрия Каспарова "Остановилось время! Программа концерта «Другое пространство.
С оркестром Капеллы Чижевский участвовал в проведении Первого Всероссийского музыкального конкурса и был удостоен благодарности Министра культуры Российской Федерации.
В 2013 году с ансамблем Questa Musica осуществил постановку «Истории солдата» И. Стравинского хореография Олега Глушкова. С 2014 года является дирижером Большого театра. Совместно со скрипачом Романом Минцем осуществил запись музыки Леонида Десятникова «Эскизы к закату» и «Русские сезоны».
Является художественным руководителем II Международного фестиваля православного пения «Просветитель» о. В рамках V фестиваля актуальной музыки «Другое Пространство» совместно с В. Юровским и Ф. Ибрагимовым осуществил российскую премьеру произведения Штокхаузена «Группы» для трёх оркестров и трёх дирижеров.
Дважды номинирован на получение театральной премии «Золотая маска» за лучшую работу дирижёра 2013г. Невского «Франциск», Большой театр и 2016г. ММДМ 20. Владимир Спиваков , Новая Россия худ.
Светланова худ. Александр Рудин. Елена Мусаелян Молодой дирижер и его жена рассказывают о своем ансамбле Questa Musica - одной из самых приятных новинок московской музыкальной жизни Филипп Чижевский - имя, наконец продлившее список дирижеров, на которых в Москве «правильно ходить», и переместившее Теодора Курентзиса и Владимира Юровского из разряда «молодых» в разряд «зрелых». Чижевский в 2008 году получил в Московской консерватории диплом хорового дирижера , в 2010-м - оперно-симфонического.
С января 2011 года он работает в Государственной академической симфонической капелле России которой руководит Валерий Полянский. Но еще в 2008-м вместе со своей женой Марией Грилихес он основал ансамбль Questa Musica, популярность которого в последнее время растет как снежный ком. Специализация ансамбля - произведения эпохи Возрождения и барокко, а также сочинения современных композиторов. Совсем скоро еще одна премьера на «Платформе» - «Страсти» Александра Маноцкова.
Мария Грилихес: Идея принадлежала композитору Саше Матвеевой, которая училась параллельно с нами на композиторском факультете Московской консерватории, и, можно сказать, изначально это был ее продюсерский проект. Филипп Чижевский: Мы пригласили моих друзей из Академии хорового искусства и сразу же сделали запись демо-диска, который включал в себя сочинения, мало связанные между собой, это было такое попурри: и русская духовная музыка, и народные песни , и классика, и даже спиричуэлс. Грилихес: Вскоре мы съездили на наши первые гастроли в Венецию и дали там концерт русской духовной музыки. И второй сезон начался с сольного концерта в Доме музыки.
Вот это и было зарождение ансамбля Questa Musica - костяк ребят, которые тогда были с нами, до сих пор остался в нашем основном составе. Вскоре после этого концерта Саша от нас отделилась, и мы с Филиппом вдвоем стали тянуть эту лямку. На афишах указано, что художественный руководитель ансамбля - Мария, а дирижер - Филипп. То есть вы разделили творческие и административные обязанности внутри вашего семейного тандема?
Грилихес: У нас нет четкого распределения, что я только организатор, а Филипп - творец. Мы все делаем сообща - например, прошла репетиция, и потом мы вместе все проговариваем, обсуждаем какие-то творческие моменты. Было несколько проектов, которыми я дирижировала, но, естественно, главный дирижер - Филипп. И, конечно, он мне помогает в плане организации.
На какой-то афише написали, что Филипп Чижевский - и художественный руководитель, и дирижер, на какой-то не написали, и поначалу мы ревностно к этому относились - кто из нас кто. А сейчас мне уже совершенно все равно, для меня это абсолютно не имеет никакого значения. Как правило, бывают либо инструментальные камерные ансамбли, либо вокально-хоровые, а Questa Musica включает в себя и вокальную, и инструментальную части. Грилихес: Изначально Questa Musica была вокальным ансамблем, но впоследствии к нам стали присоединяться инструменталисты - сначала на отдельные проекты.
А потом они как-то очень плотно к нам приросли. Когда дирижер открывает партитуру, а там вообще ничего не понятно, один ее тут же закроет, а другой, наоборот, скажет «вау». Чижевский: Вы знаете, Questa Musica в нашем с Машей понимании - это два человека, она и я. Потому что у нас были абсолютно разные по составу проекты, где и я выступал не в качестве дирижера, а, например, пел.
Было исполнение мадригалов Джезуальдо, когда я и текст читал, и даже играл на ударных инструментах. Возьмем такие проекты, как «Франциск» Сергея Невского в Большом театре, когда у нас были и хор, и достаточно большой оркестр. Когда мы исполняли «Свадебку» Стравинского - хор и солисты были наши, ударников мы пригласили из ансамбля Пекарского, а пианистами были консерваторские педагоги: Юрий Мартынов, Иван Соколов, Михаил Дубов, Вячеслав Попругин… Грилихес: Конечно, сейчас есть постоянный костяк и в вокальной, и в инструментальной частях ансамбля. Это примерно восемь человек певцов и порядка пятнадцати инструменталистов, которые с нами постоянно сотрудничают.
Когда сохраняется один и тот же состав, от раза к разу виден рост ансамбля. И я как художественный руководитель всегда борюсь за то, чтобы этот костяк максимально сохранился. В идеале, конечно, хотелось бы, чтобы нам не приходилось для современной музыки подбирать один состав, а для старинной - другой. Есть несколько универсальных ребят, которые в равной степени владеют и жильными инструментами, и современными, и это, конечно, потрясающе.
Чижевский: Когда мы делаем проекты со старинной музыкой, есть свои нюансы, например, с духовиками. Трубачей, играющих на натуральных трубах, в России раз-два и обчелся, поэтому они и кочуют из коллектива в коллектив. То же самое и с валторнами.
Фото агентства Moscow Nights Большой зал Московской консерватории, ул. Большая Никитская, 13 25 апреля в 19.
Солистом станет лауреат престижных международных конкурсов пианист Филипп Копачевский.