Знаменитая картина «Возвращение блудного сына», одна из последних работ Рембрандта. «Возвращение блудного сына» — одна из самых известных картин голландского художника Рембрандта ван Рейна (1606—1669). Картину «Блудный сын в таверне» принято считать семейным портретом художника с супругой.
КАРТИНА НЕДЕЛИ 02 / Возвращение блудного сына. Рембрандт ван Рейн. Эрмитаж
Но после него остались удивительные картины, поистине гениальные полотна, самым известным из которых стало «Возвращение блудного сына». символ трудного жизненного пути. Возвращение блудного сына Рембрандта и другие картины и иконы (фото). «Возвращение блудного сына» — одна из самых известных картин голландского художника Рембрандта ван Рейна (1606—1669). В картине «Возвращение блудного сына» психологический талант Рембрандта раскрылся в полной мере, ведь в нее он вложил весь свой творческий опыт.
В Эрмитаже представят инсталляцию по картине «Возвращение блудного сына»
Он надеялся, что сможет наняться работать к отцу — о прощении юноша даже не мечтал. Однако отец увидел его ещё издалека. Он поспешил навстречу сыну, обнял его и велел слугам принести лучшие одежды и досыта накормить вернувшегося члена семьи. В честь вернувшегося сына отец устроил большой праздник. Во время пира старший из сыновей упрекнул его. Он сказал, что верно служит отцу, но тот даже не разрешил взять козлёнка, чтобы зажарить и повеселиться с друзьями. Рембрандт Харменс ван Рейн «Автопортрет с двумя кругами», между 1665 и 1669 годами Местонахождение: Кенвуд-хаус, Лондон, Великобритания Главные герои «Возвращение блудного сына» стало самым большим полотном Рембрандта на религиозную тему. На нём мы видим кульминационный момент притчи. В центре картины мы видим отца и того самого сына, который уже и не надеялся, что его примут как родного. На отце дорогие красные одежды. Они свидетельствуют о высоком статусе и богатстве человека.
Посмотрите на его лицо — оно полно нежности и любви, а руки ласково обнимают юношу. Но главной фигурой всё равно остаётся сын. У него бритая голова, словно у каторжника, и это — символ грехопадения молодого человека. Его одежда уже давно порвалась, а обувь кажется совершенно прохудившейся. Художник даже показал нам босую ступню юноши, и это говорит о его беззащитности и слабости.
Американский историк искусства Сьюзен Донахью Курецки отмечает, что в религиозных спорах конца XVI века о спасении души «католики использовали притчу, чтобы доказать важность покаяния и церковного таинства исповеди, в то время как протестанты считали ее столь же ярким примером Божьей милости к одумавшимся грешникам». Сюжет притчи занимал художника много лет. В молодости Рембрандт изобразил себя на полотне «Блудный сын в таверне» в образе заглавного героя, пирующего в обнимку с куртизанкой, которую написал со своей супруги Саскии.
То были счастливые годы: художник женился по любви, но при этом на состоятельной девушке, и сам, будучи модным портретистом, хорошо зарабатывал и с удовольствием предавался расточительству. Рембрандт Харменс ван Рейн. Саския давно лежала в могиле; в 1660-е годы умерли его новая возлюбленная и единственный сын. Состояние Рембрандт растратил, многих клиентов и покровителей растерял. Тем не менее он продолжал работать. Фигура старика повторяет форму арки позади него. По словам Курецки, «по сути, старик предстает в роли дверного проема, через который блудный сын достигает искупления». Младший сын.
Оборванный молодой человек застыл в молитвенной позе.
Но отец встретил его так, как если бы блудный сын «умер и воскрес, пропадал и нашелся» — с распростертыми объятиями, и устроил пир в честь найденного сына. В аллегорической форме притча говорит о милосердии Отца Небесного к земным блудным сыновьям. Возвращение блудного сына описание картины Многие художники XVII века изображали блудного сына во время кутежа или за карточным столом, намекая на тщетность мирских удовольствий — это были серьёзные картины, полотна, карикатуры, иллюстрации. Но никто не сумел так глубоко увидеть и воплотить смысл притчи в художественном образе, как Рембрандт в картине «Возвращение блудного сына». Для того чтобы создать этот шедевр, ему пришлось пройти долгий и трагический жизненный путь — путь потерь любимых, славы, богатства и признания, нищеты и забвения. Из сумрака комнаты свет выхватывает две фигуры: отца и сына.
И когда он был еще далеко, отец увидел его и сжалился над ним. Отец сам побежал навстречу сыну, пал ему на шею, целовал его.
Сын же начал говорить: «Отче! Пальма Джоване. Франческо Гверчино. Бартоломео Мурильо 1667-1670 Возвращение блудного сына. Помпео Батони. Джеймс Тиссо. Ян Стен Блудный сын. Джеймс Тиссо Возвращение блудного сына. Габриэль Метсю Возвращение блудного сына.
«Блудный сын» с ароматом «Греховной радости»: картины фламандцев произвели фурор в Казани
Лежащие на плечах блудного сына руки передают глубокую нежность отца. «Возвращение блудного сына» — одно из самых совершенных созданий великого мастера. Эту мультимедийную инсталляцию, вдохновившись эрмитажной картиной «Возвращение блудного сына» Рембрандта, создал режиссер Александр Сокуров. один из самых распространенных в искусстве.
Последний поклон мастера: о картине Рембрандта «Возвращение блудного сына»
БЛУДНЫЙ СЫН ИЕРОНИМА БОСХА Примерно в 1510 году нидерландский художник Иероним Босх написал. Голландский священник Анри Нувен (1932-1996) был настолько захвачен картиной, что в конце концов написал книгу "Возвращение блудного сына: история возвращения домой" (1992), используя притчу и картину Рембрандта в качестве основы. Вот для сравнения еще одна картина на этот сюжет, Ян Стен – «Возвращение блудного сына», 1668-1670. Картина «Блудный сын в таверне» Рембрандта — произведение, в котором художнику удалось мастерски совместить поучительный сюжет из Библии и собственный жизненный опыт. На картине Василий Поленов изобразил возвращение блудного сына в непривычной для нас форме.
Рембрандт «Возвращение блудного сына» картина около 1668 г.
Это намного сложнее и требует истинного мастерства. Однако Рембрандту это удалось, потому и всё элементы гостеприимства стали ненужные. На картине необычная цветовая гамма — золотистые, красные и коричневые цвета на тёмном фоне. Фигуры как будто выступают из темноты, но при этом озарены светом, источника которого мы не видим. Лучше всего освещено лицо отца — центральный элемент этой картины, ради которого она и была написана. Всё остальное — лишь внешние атрибуты, необходимая дань реализму.
Потому и безмолвно стоящие фигуры других людей по краям нас почти не трогают — они лишь подчёркивают величие отцовской любви, поскольку смотрят на происходящее с благоговейным восторгом. Хотя наверняка старший сын не очень-то и рад появлению непутёвого младшего и приёму ему оказанному — как можно так просто забыть его поступки и простить бесцельно растранжиренные деньги. Но возможно, по мнению Рембрандта, он просто не приобрёл необходимой мудрости, не сумел отвлечься от ненужных обид и наконец возрадоваться возвращению брата. Нужно просто прожить долгую жизнь, испытать потери близких, чтобы научиться думать как Рембрандт. А ещё Рембрандт отказался от внешней красоты — сын изнеможён, одет в рубище — сразу видно, что пережить ему пришлось немало.
А вот другая картина нашего художника Николая Лосева. Очень странное она оставляет ощущение — отец похож на ветхозаветного пророка, сын же хоть и одет в рубище, но выглядит как атлет, и пострижен, как будто обратился к профессиональному парикмахеру. Красиво, но не более того.
Молодой человек ел рожки, которыми питались свиньи, и был рад этому. После долгих мучений он решился вернуться в родной город.
Он надеялся, что сможет наняться работать к отцу — о прощении юноша даже не мечтал. Однако отец увидел его ещё издалека. Он поспешил навстречу сыну, обнял его и велел слугам принести лучшие одежды и досыта накормить вернувшегося члена семьи. В честь вернувшегося сына отец устроил большой праздник. Во время пира старший из сыновей упрекнул его.
Он сказал, что верно служит отцу, но тот даже не разрешил взять козлёнка, чтобы зажарить и повеселиться с друзьями. Рембрандт Харменс ван Рейн «Автопортрет с двумя кругами», между 1665 и 1669 годами Местонахождение: Кенвуд-хаус, Лондон, Великобритания Главные герои «Возвращение блудного сына» стало самым большим полотном Рембрандта на религиозную тему. На нём мы видим кульминационный момент притчи. В центре картины мы видим отца и того самого сына, который уже и не надеялся, что его примут как родного. На отце дорогие красные одежды.
Они свидетельствуют о высоком статусе и богатстве человека. Посмотрите на его лицо — оно полно нежности и любви, а руки ласково обнимают юношу. Но главной фигурой всё равно остаётся сын. У него бритая голова, словно у каторжника, и это — символ грехопадения молодого человека.
Жена персидского царя Артаксеркса, иудейка Эсфирь, обвинила во время пира любимца царя царедворца Амана в коварных замыслах истребить ее народ. Пушкина Художественный язык позднего Рембрандта внешне сдержан, но предельно насыщен внутренне. На картине всего три человека, обстановка пира дана лишь намеком.
Главное для Рембрандта — люди, их судьбы, мысли и поступки; воплощая этот сюжет на холсте, художник раздумывал о сущности человека, о причинах зла, об отверженности и одиночестве. Не случайно на пиршественном столе лежат яблоко и виноград, символы греха и искупления, а круглое блюдо, по которому катится яблоко, напоминает о колесе Фортуны. Картина, пострадавшая еще в XVII веке, четырежды была подвергнута сложнейшему виду реставрации —переводу живописного слоя на новый холст. Кенвуд-хаус, Лондон Как и во многих своих поздних работах, художник импровизирует с деталями, которые воспринимаются как незаконченные. К примеру, лицо и правая сторона шляпы, воротник рубашки, руки, палитра, кисти и меховая подкладка мантии, то есть почти все основные детали портрета, написаны широкими мазками и, кажется, с большой скоростью. Неизвестно, собирался ли Рембрандт завершить эти области, но на общем восприятии картины это не отражается. Поверхность позади Рембрандта интерпретировалась либо как стена, либо как натянутое полотно.
Полукруглые линии представляются как полушария на карте мира, что является общей чертой дизайна голландских домов XVII века, однако они не содержат географических указаний и расположены довольно далеко друг от друга. Было высказано много предположений, начиная от представления истинной картины мира до каббалистического значения. Государственный Эрмитаж В 1633 году, на пике славы и личного счастья, Рембрандт изобразил себя кутилой и баловнем судьбы в картине «Блудный сын в таверне». Возращение к сюжету о блудном сыне — своеобразный финал истории. Картина написана мастером за несколько месяцев до смерти. В этом усталом человеке, вернувшемся к отцу, которого он бросил в юности, трудно узнать бесшабашного искателя удовольствий, выпросившего у отца своё наследство и спустившего его до последней монеты. Куда девались его самоуверенность и богатые одежды?
Всё бренное спало с него, как пустая шелуха, прозрение пришло ценой потерь и страданий. Рембрандт Харменс ван Рейн «Возвращение блудного сына», ок. Читайте на нашем сайте по теме:.
Кисти рук выглядят по-разному: левая, более грубая и мускулистая, — «мужская», изящная правая — «женская». Католический богослов Хенри Науэн полагал, что это неслучайно. По его мнению, персонаж символически соединяет в себе оба вида родительской любви, отцовскую и материнскую, поскольку это образ Бога. Фигуры на заднем плане. Вероятно, это слуги отца. На более ранних офорте и рисунках Рембрандта на ту же тему домочадцы заняты делом: забивают тельца, несут оборванному юноше богатые одежды. На картине все обитатели дома застыли, созерцая момент воссоединения отца с сыном. С помощью освещения Рембрандт в своей типичной манере выделяет главных героев этой истории: старика и двух его детей. Советский искусствовед Михаил Алпатов писал: «Насыщенный красный цвет одежды отца, как цветовая доминанта, подчиняет себе все остальное. Отсюда напрашивается вывод, что красный цвет и является выражением победившего чувства. Теплый красный цвет в этой картине означает пылающий цвет любви». Написал «Урок анатомии доктора Тульпа», картину, принесшую ему известность и признание.
О блудном сыне: Евангельская притча в живописи
И он не любил и избегал тех, которые им пренебрегали. Обычную и любимую им компанию составляли лавочники, мещане, крестьяне, ремесленники - самый простой люд. Он любил посещать портовые кабачки, где веселились матросы, старьевщики, бродячие актеры, мелкие воришки и их подружки. Он с удовольствием часами просиживал там, наблюдая суету и порой зарисовывая интересные лица, которые потом переносил на свои полотна. Сейчас в амстердамском доме, в котором более 20 лет прожил великий Рембрандт, расположился Музей. А когда-то этот дом был продан за долги. Сам Рембрандт сидел тогда на заседании суда с таким равнодушным видом, как будто это дело его вовсе не касалось. Он не слышал речей судьи и выкриков кредиторов. Мысли его витали так далеко от собрания, что на тот или иной вопрос судьи он или ничего не мог ответить, или же его ответы не имели никакой связи с судебным делом. Настала очередь выступить ван дер Питу - адвокату художника. Медленно и выразительно обрисовал он положение дела.
Толково, осмотрительно и усердно защищая поведение Рембрандта, он взывал к человеческим чувствам кредиторов и к чувству справедливости судьи. Да, картины Рембрандта, бесспорно, являются вершиной голландской живописи, а в творчестве самого художника одной из таких вершин стала картина "Возвращение блудного сына". Он писал ее в последний год жизни, когда уже был старым, нищим, смертельно больным и немощным, жил в голоде и холоде. И все лее наперекор року он писал, писал и писал в стране и городе, которые навеки прославил. Темой для написания картины послужила известная евангельская притча, рассказывающая, как после долгих скитаний в неуютном мире блудный сын вернулся с несбывшимися надеждами к покинутому им отцу. Этот рассказ привлекал многих художников еще задолго до Рембрандта. Мастера Возрождения видели в примирении отца с непослушным сыном красивое и занимательное зрелище. Так, в картине венецианского художника Бонифацио действие происходит перед богатой усадьбой, на глазах у многолюдной разряженной толпы. Нидерландских художников привлекали больше испытания, которым непокорный сын подвергался на чужбине например, сцена, когда опустившийся беспутник на скотном дворе среди свиней готов был благочестивой молитвой искупить свои прегрешения. Рембрандту тема "блудного сына" сопутствовала в течение многих лет жизни.
К этому сюжету он обращался еще в 1636 году, когда работал над офортом под тем же названием.
Тут же снова виден очаровательный теленок, одежда на подносе, радостная собачка. Фото: 2. У Рембрандта отсутствуют все лишние атрибуты, он сосредоточился лишь на эмоциях отца и сына. Правильнее будет сказать, что переживаний на лице блудного сына не видно, но его внешний вид и поза могут сказать многое. Рваная одежда, стертая обувь, мозоли на стопах — все это настолько глубоко передает эмоциональность сцены.
А еще любовь, всепрощающая любовь отца… Титус в образе монаха. Рембрандт, 1660 год. Фото: istanbulsanatevi. Не стало его единственного сына Титуса. Он был плодом любви Рембрандта и его обожаемой супруги Саскии. Титус — единственный выживший ребенок в семье, остальные трое скончались в младенчестве.
Рембрандт обращается к библейским сюжетам. Герои его новых картин предстают перед зрителями в образе обычных людей. Но эти произведения общество не приняло. Не имея заказов, Рембрандт разорился. Наступает время потерь — дом и коллекция картин проданы за долги, уходят из жизни самые дорогие люди — вторая жена Хендрикье и сын Титус. Боль потерь, нищета обрушились на стареющего Рембрандта. Жизнь в нем поддерживала живопись, он продолжал и продолжал творить. Считается, что свои лучшие картины художник создал именно в этот самый трудный период своей жизни.
Картина «Возвращение блудного сына» была написана Рембрандтом в год его смерти и стала его последним гениальным произведением. Почему сюжет притчи о блудном сыне лег в основу многих произведений культуры? Множество других произведений искусства основано на библейской притче о блудном сыне. Композитор Прокофьев написал балет, Бриттен — оперу. Сюжет притчи послужил основой для многих литературных произведений. Так в повести Пушкина «Станционный смотритель» героями являются обедневший отец и живущая в достатке дочь. О притче читателю напоминает описание картины «Блудный сын», которая висит на стене в доме отца. Роспись «Возвращение блудного сына» можно увидеть во многих храмах, например, в Москве, в церкви Троицы Живоначальной в Никитниках метро "Китай-город" , в городе Старый Оскол в храме Покрова Богородицы, на южной стене церкви Входа Господня в Иерусалим в Суздале.
Согласитесь, картина Рембрандта и рассказанная по ней история нашла отклик и в нашем сердце. Дело в том, что в каждом из нас есть что-то от блудного сына, что-то от гордеца старшего сына и что-то от всепрощающего отца. Вспомните младшего сына, который захотел немедленно получить часть состояния отца. Кто из нас, увидев какую-то вещь, не испытывал желания заполучить ее сейчас и немедленно? Вынужденный отказ или препятствие выводили нас из себя и лишали покоя. Вспомним, как ребенок требует от родителей купить что-то и как обижается на их отказ. Вот он — младший сын, который живет в нас. Это он заставляет терять рассудок, совершать глупости, и творить плохие поступки.
Но бывает в душе червоточина, которую не сразу и заметишь. Появляется она даже в человеке правильном, который не совершает ошибок, который слушается старших и все у него хорошо получается в жизни. Это гордыня, самовосхваление. Старший сын по всему хороший, слушается отца, но почему он требует за это какого-то особого отношения? Почему он ожидает благодарности? Нет в его сердце добра и любви, а лишь гордыня, оттого и ждет такого человека разочарование и гложет зависть. Он думает: «Как это так, я такой хороший, а мне — ничего, а этому плохому — почему-то достается лучшее?
Из сумрака комнаты свет выхватывает две фигуры: отца и сына. Отец принимает в объятия сына, упавшего перед ним на колени в горьком раскаянии. Отец ослеп от горя, пока ждал его, и, как бы не веря своему счастью, обнимает родную кровинушку.
Сколько в этом жесте любви и отцовской нежности… И не была бы картина Рембрандта столь убедительна, если бы не эти жилистые старческие руки. Рубище сына, его голые грязные пятки — как можно было иначе, не прибегая к подобным «низким» деталям, передать ту отчаянную нищету, в которую впал этот человек?! Рембрандт чувствовал себя таким же грешником, блудным сыном, пришедшим в конце жизни к покаянию, которым и стала его картина «Возвращение блудного сына».
Рембрандт и блудный сын: история великой картины
Джеймс Тиссо. Ян Стен Блудный сын. Джеймс Тиссо Возвращение блудного сына. Габриэль Метсю Возвращение блудного сына. Лиз Свиндл 2005 Возвращение блудного сына. Макс Слефогт Блудный сын. Харольд Копинг. Возвращение блудного сына.
Коптская икона Возвращение блудного сына. Японское искусство. Автор: Соичи Ватанаби Возвращение блудного сына.
Например, к картине «Блудный сын» аромат назвали «Греховная радость». И первое, что мы слышали: «Так в Средневековье не пахло!
Вы точно знаете? Но эмоция уже создана! Или для картины Янсенса был создан очень сладкий аромат. Обратите внимание, что на столе — выпечка, вино, а в сюжете — сцены флирта, любви, сладострастия. Но мы ошибались.
Для нашего посетителя главным оставалась все-таки коллекция, возможность увидеть эти произведения вживую. Но опыт был полезен. Хочется придумывать что-то новое для посетителей, разнообразить опыт посещения выставок. Чтобы он не полчаса тратил на проход по залам, а чтобы его что-то останавливало и стимулировало, направляло на то, чтобы изучить, посмотреть, еще больше обратить внимание, получить эмоции и впечатления. Последний вопрос — в рамках выставочного проекта вы провели огромное количество интерактивных мероприятий, в том числе для детей.
Как вы их придумывали и для чего? Вы знаете, все наши программы мы делаем не ради развлекательных целей, хотя, безусловно, и этому тоже уделяем внимание. Но в первую очередь мы выполняем просветительскую функцию. На экскурсиях и программах рассказываем о фламандском искусстве, о знаменитых произведениях, об их авторах. Все наши программы — образовательные, даже если и выстроены как игровые.
Но игра строится на чем? В случае с фламандцами практически в каждой картине есть сюжеты морально-назидательного толка, связанные с образом жизни в тот период: что было греховным, непозволительным, а что разрешалось. Картина «Притча о девах разумных и неразумных», можно сказать, сразу показывала современнику, как себя нужно вести, а как нельзя. Но как ребенку объяснить, что такое аллегория и притча? Только путем игры — мы им даем в руки предметы, которые имеют определенный символ и которые изображены и на картинах.
Ребенок ищет такой же предмет в картине, находит, и тут мы уже начинаем обсуждать: а почему художник это изобразил, что он хотел сказать, какой символ закладывал? Эти развлекательные, игровые элементы, которые мы используем, нам сильно помогают. Таким образом, мы пытаемся донести до нашего посетителя историю фламандского искусства, историю этих картин. Все не просто так, как кажется на первый взгляд. Кстати, дети сейчас иначе взаимодействуют с картинами — мы замечаем бережное отношение к таким вещам, сейчас все реже приходится останавливать и объяснять, что можно, а чего нельзя трогать.
Детей, готовых к музею, которые стоят, слушают, участвуют, говорят, приходит все больше. И ведь потом они родителей приводят на выставку! У нас такой опыт был. Конечно, самое главное — это не количество посетителей на выставке, а тот качественный опыт, который получат все зрители наших проектов.
Очень красиво. Даже пёс прекрасен. Николай Лосев. Национальный художественный музей Республики Беларусь.
И поймёте, у кого вышло правдивей. Умер его сын Титус. Ему едва исполнилось 26 лет. Он был рождён от его первой жены. Любимой Саскии. Которая скончалась, когда мальчику было 10 месяцев. Ребёнок был очень желанным. До него пара потеряла трёх детей ещё в младенчестве.
Титус был очень любящим сыном. Он верил в гений отца. И делал все, чтобы отец продолжал творить. Титус в образе монаха. Музей Рейксмюсеум, Амстердам. Едва подросший Титус организовал предприятие по продаже картин. Картины отца продавались плохо. Сын торговал картинами других художников.
Чтобы отец спокойно работал в своей мастерской. И вот Титус умер от чахотки. Только работа могла спасти Рембрандта от полного безумия. Отогнать мысли о самоубийстве. Он решил написать Блудного сына. Как оплот своей мечты. Однажды вновь обнять своего сына. Немощный, старый, больной.
Каким был на тот момент сам Рембрандт. Способный лишь на лёгкое прикосновение. Но лишь бы обнять. Глубина отцовской любви передана через кисть и краски. Мы сопереживаем Рембрандту.
Мы не видим стандартной цветовой гаммы. Мы видим сплав красных, коричневых и золотистых оттенков. Мазки краски наложены порывисто, как будто небрежно. Художник не скрывает их. Никакой прилизанности.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Необычна и светотень на картине. Главные герои освещены неярким источником света. Самое яркое пятно — лоб отца. Вокруг полумрак. Который переходит почти в кромешную темноту на заднем плане. Такие переходы от света к тени добавляют эмоциональности. Долой внешнюю красоту Рембрандта не волновала внешняя красота человека. Его Блудный сын истерзан жизнью по-настоящему. Его вид неприятен.
Дыра на спине. Стертые ноги. Голый череп. Да, его одежда изношена. Даже чересчур. Это уже скорее театральный атрибут. Фальш, конечно. Ведь под этим дырявым тряпьем мускулистое, красивое тело. Хорошо стрижен к тому же. Отец в белых одеждах и вовсе похож на сказочного пророка.
Очень красиво. Даже пёс прекрасен. Николай Лосев. Национальный художественный музей Республики Беларусь. И поймёте, у кого вышло правдивей. Умер его сын Титус. Ему едва исполнилось 26 лет. Он был рождён от его первой жены.
В Эрмитаже представят инсталляцию по картине «Возвращение блудного сына»
Смотрите видео онлайн «КАРТИНА НЕДЕЛИ 02 / Возвращение блудного сына. Вторая большая картина Рембрандта на сюжет притчи о блудном сыне — это размышления одинокого художника о близящемся финале. иллюстрация человеческого пути к самопознанию, самоочищению и духовному росту. В главном музее Петербурга объявили победителей Всероссийского творческого конкурса живописи и ремесла среди осуждённых: в этот раз участники представили картины по мотивам «Возвращения блудного сына» Рембрандта.
Год культуры. О чем расскажет картина «Возвращение блудного сына»
"Возвращение блудного сына" Рембрандта. Сюжет, композиция, история картины. В главном музее Петербурга объявили победителей Всероссийского творческого конкурса живописи и ремесла среди осуждённых: в этот раз участники представили картины по мотивам «Возвращения блудного сына» Рембрандта. Притча о блудном сыне не зря предлагается Церковью в качестве одного из аккордов в прелюдии Великого поста. Картины осужденных по мотивам известного полотна Рембрандта «Возвращение блудного сына» выставили в Государственном Эрмитаже. Подходящее пособие — картина «Блудный сын», не самая насыщенная событиями и не кишащая диковинными персонажами, но одна из наиболее структурно выверенных и доступных для прочтения поздних работ Босха.
«Возвращение блудного сына» Рембрандта. Почему это шедевр
Попробуем разобраться. У некоего господина было несколько детей, и вот самый младший просит его выделить положенную ему часть наследства, чтобы он мог «выйти в люди» и построить свою жизнь так, как считает нужным. Отец не перечит — скоро сын получает необходимые деньги и уходит. Молодого неопытного человека, как то водится, сразу окружают «друзья», желающие пожить за чужой счет, но скрывающие свои намерения под видом «приятельства». Они завлекают юношу в дебри греха и разврата, где он спускает все свое огромное достояние. Выжав с незадачливого парня последние деньги, «друзья» бросают его, он остается один.
Не имея никаких полезных жизненных навыков, привыкнув только развлекаться и веселиться, молодой человек долго не может найти работу, пока, наконец, один богач не берет его — нищего, голодного и изможденного — к себе в дом в качестве пастуха свиней. Но и тут живется несладко — с утра до ночи ему приходится быть со свиньями, а питание настолько скудное, что он вынужден утолять голод запаренными стручками, которыми кормили скотину. Лишившись всех внешних соблазнов, застилавших ранее его рассудок, парень понимает, что он ошибся. Он вспоминает родной дом, где было светло, уютно и радостно. А самое главное — в памяти предстает образ отца — любящего, доброго, все понимающего.
Но, вместе с тем, приходит и осознание собственного предательства. Это осознание сначала останавливает юношу, однако через некоторое время он все-таки решается вернуться домой — уже не как наследник, а как один из рабов, которому хоть и отведут самое последнее место в хозяйстве, но, по крайней мере, он будет сыт, одет, и сможет видеть своего отца. Приняв такое решение, сын возвращается домой. Но тут все сразу же пошло совсем не так, как он предполагал. Едва увидев его издали, отец, невзирая на свой немолодой возраст, выбежал ему навстречу, обнял его и расцеловал.
Он не захотел даже слушать оправданий и просьб сына принять его в число рабов! Какое там! Ведь сын вернулся! Он жив! И это было для старика самое главное!
Каждый день пожилой человек с надеждой смотрел на дорогу, и, вот, наконец, его ожидания сбылись... В доме начался праздник, на нем не было только старшего сына, который в это время находился в поле. Когда вечером он вернулся, то увидел светившийся во все окна дом и спросил слуг о причине торжества.
Он был стар, болен и нищ. Нотариусу не пришлось тратить много времени на составление описи имущества художника. Опись была краткой: «три поношенных фуфайки, восемь носовых платков, десять беретов, принадлежности для написания картин, одна Библия». Рембрандт, автопортрет 1665 Жизнь крестьянина Рембрандта ван Рейна, которого возвысил над происхождением его гений, можно сравнить с переменчивой морской стихией.
В ней были триумф и величие, слава и богатство, настоящая любовь и колоссальные долги, травля, банкротство, презрение, нищета. Фантастическая техника, выразительный и острый язык полотен покоряли современников. Рембрандт — новатор. Не случайно у него было много учеников, поклонников, и еще больше завистников. Его авторитет был непререкаем в пору расцвета творчества и превращен в ничто дикой завистью коллег по цеху после разорения амстердамского живописца. Безусловно, переменчивая мода сыграла тут не последнюю роль. Многие из его подмастерьев, встав на ноги, отвернулись от Рембрандта и презрительно за глаза называли «старым колдуном».
Одинокий, пережившей смерть двух любимых женщин, дорогого сердцу сына, невестки, оставленный учениками, осмеянный обществом, не помнящий себя в последний год своей жизни, он погружён в работу так же, как в пору своей славы. Живопись для Рембрандта всегда была другим, потусторонним мир, в котором только и может существовать мысль и слово. А его творчество — длинное и глубокое размышление. В том числе над Библией. Настольной книгой Рембрандта. Библейский сюжет всегда интересовал художника, как будто он находил для себя в этом не только тему для живописи, но и утешение для мятущейся души. Поначалу это были небольшого формата офорты гравюры на металле — ред.
Они могли быть как эскизами будущих картин, так и самостоятельными работами. Кстати, гравюры Рембрандта пользовались у заказчиков и ценителей искусства невероятной популярностью. Гравюры, выполненные в технике сухой кисти рисунок процарапывается твердой иглой непосредственно на металлической доске, а не на слое кислотно-упорного лака, как в офорте с удовольствием скупались самые знаменитые «Христос, исцеливший больных», «Се Человек», «Христос в Эммаусе» и приносили Рембрандту серьезный доход. Это удивительно еще и потому, что в тогдашней протестантской Голландии, картины с религиозным сюжетом уже не были популярны. Рембрандт был чуть ли не единственный из голландских живописцев, кто обращался к ключевым сюжетам Священного писания. Конечно не только в офортах, в больших полотнах также.
Картина воплощает мысли художника об очищающей силе доброты, о необходимости сочувствия к человеку и поддержки его в трудные минуты жизни. В ней содержится призыв к потомкам: сохранять любовь и уметь прощать. Похожие вопросы.
Но Рембрандт интерпретирует библейский сюжет по-своему. Согласно Библии, как только отец узнает блудного сына, он бежит ему навстречу на полпути к дому. Старший брат в это время находится на поле. Описание и анализ картины Картина иллюстрирует сцену из притчи о блудном сыне в Евангелии от Луки 15: 11-32. Блудный сын в лохмотьях и сильно изношенных ботинках встает на колени перед отцом. Он сломлен душой и телом из-за своих пороков и ошибок. Центральная фигура картины — отец, почти слепой старик в сияющей красной накидке. В его взгляде и жестах нет осуждения. Лицо старшего брата выражает неодобрение и определенную тоску, из-за того, что он вынужден согласиться с решением отца и принять младшего брата обратно. Молодой человек сидит на стуле и сочувственно смотрит на сцену, которая разворачивается перед ним. Женщина на заднем плане — возможно, служанка, выступает одним из второстепенных персонажей, которые усиливают связь зрителя с главной сценой.