В мечети Айя-София в Стамбуле совершили первый за 86 лет пятничный намаз, сообщает агентство "Анадолу". В православном соборе Святой Софии в Стамбуле проходит первый за 86 лет пятничный намаз. «Госсовет Турции отменил решение от 1934 года о превращении Айя-Софии в музей», — сообщил местный телеканал CNN Turk. Вход в мечеть Айя-София в Стамбуле с 15 января станет платным для иностранных туристов. Новости Мировые новости Мусульмане Стамбула совершили молитву перед мечетью Айя София, требуя вернуть ее верующим.
Музей или храм? Есть ли смысл в борьбе за светский статус Святой Софии
Вход в мечеть Айя-София в Стамбуле станет платным для иностранных туристов | Стоимость билета в мечеть Айя София (Святая София) является одной из самых высоких в Турции. |
Главный храм и мечеть Стамбула — собор Святой Софии | Михраб в Айе Софии, который приспособили здесь после обращения в мечеть, сдвинут от главной оси, для того, чтобы четко указывать на Мекку. |
В Айя-Софии завершился первый за 86 лет намаз (видео) | мечеть. В сообщениях СМИ уже несётся, что мусульмане смогут посетить собор для совершения намаза в эту субботу. |
Собор Айя-София в Стамбуле стал мечетью: сегодня там прошел первый намаз | Власти Турции приняли окончательное решение сделать платным вход для иностранных туристов в стамбульскую мечеть Айя-София (собор Святой Софии). |
Вход в мечеть Айя-София в Стамбуле станет платным для иностранцев
Для граждан Турции, посещающих мечеть для богослужений, вход останется бесплатным». После введения оплаты за посещение туристы и верующие будут попадать в мечеть через разные входы, чтобы не возникало путаницы. Стоимость билета пока не определена. Храм Святой Софии был основан византийским императором Юстинианом I, строительство завершилось в 537 году.
Вести Туризм. Начался второй этап реставрационных работ в стамбульской мечети Айя-София, цель которого — защита здания от землетрясения. При этом реставрационные работы, стартовавшие здесь в конце августа, ведутся поэтапно в разных частях мечети, и вход в неё как верующих, так и туристов не ограничен, сообщает РИА Новости со ссылкой на Министерство культуры и туризма Турции.
Автор: dibrova. Бригады муниципалитета района Фатих в Стамбуле провели работы по уборке и дезинфекции в мечети Айя-София, сообщает телеграм-канал «Исламская столца». Бригады Управления охраны окружающей среды и контроля муниципалитета очистили интерьер и окрестности исторической мечети. Ковры были пропылесосены, полки для обуви и интерьер мечети были опрысканы дезинфицирующими средствами.
Никакой практической необходимости в создании в центре Стамбула такой мечети просто не существует. Совсем рядом со Святой Софией была выстроена знаменитая Голубая мечеть. Она была создана, как и большинство мечетей в Турции, по образцу Святой Софии — настолько сильное впечатление на мусульманских архитекторов произвело это творение эпохи Юстиниана.
Кроме Голубой мечети вокруг много больших и малых мечетей. Так что это символический жест, а также попытка заручиться дополнительными очками накануне скорых выборов. Вид на Святую Софию и Голубую мечеть. Фото: rawpixel. Он уже давно позиционирует себя как главный лидер этого мира и многие свои внешнеполитические жесты соизмеряет с этим статусом. Обращение Святой Софии в мечеть — это символ и некое утверждение, кто в доме хозяин. Также это и жест, обращенный в сторону христианского мира, Европы и всех международных институтов, которые категорически против этого акта.
Они все прекрасно понимают, что это не какая-то частность, не какой-то сюжет, связанный с обращением конкретного музея в действующее богослужебное пространство. А демонстративный отказ Эрдогана и Турецкой Республики от пути и стратегии, когда-то обозначенной «отцом нации» Мустафой Кемалем Ататюрком, который, превратив Святую Софию в музей, обозначил свой курс превращения Турецкой Республики в светское государство, которое стремится к объединению с Европой. Статус Ататюрка в Турции сопоставим, условно говоря, со статусом Ленина в СССР, его портреты — на турецких деньгах и чуть ли не в каждом втором окне. Он — один из главных национальных символов. Намеченный им путь развития государства закрыт передачей Софии. Если не навсегда, то надолго. Подробнее Изменение статуса Святой Софии — карта в очень большой политической игре, которая разыгрывается конкретным человеком со вполне серьезными и далеко идущими целями.
Для всего мира Святая София — это главный памятник византийской цивилизации.
Эрдоган сделал собор Святой Софии мечетью. Это поссорит его с христианскими странами
В православном соборе Святой Софии в Стамбуле проходит первый за 86 лет пятничный намаз. Туристы недовольны не только высокой стоимостью посещения мечети Айя-София, одной из главных достопримечательностей Стамбула, – 25 евро, но и ограничением доступа. До этого, пока Айя-София считалась музеем, входной билет стоит 100 лир (около $15 на тот момент).
Вход в мечеть Айя-София в Стамбуле станет платным для иностранных туристов
Из них полностью сохранились мозаики северного тимпана с изображением Игнатия Богоносца , Иоанна Златоуста и Игнатия, патриарха Константинопольского. Мозаики этих святителей были раскрыты в 1939—1948 годах. В дальнейшем в северном тимпане были раскрыты остатки фигуры святителя Афанасия Александрийского. Остальные мозаики не сохранились. Уровень мозаичистов, работавших над их созданием, В. Лазарев оценивает как невысокий, но отмечает [77] : Фигуры широкие и приземистые, черты лица крупные, ещё лишённые характерной для позднейших мозаик сухости и заострённости, одеяния ниспадают спокойными складками, в которых нет ничего от каллиграфической измельчённости. Розоватого тона лица обработаны зелёными тенями, палитра строится на светлых, главным образом серых и белых, оттенках, так что в ней отсутствуют плотность и насыщенность цвета, которые отличают мозаики XI века. Входная мозаика нарфика[ править править код ] Император Лев VI преклоняет колени перед Иисусом Христом В правление императора Льва VI 886—912 люнет нарфика был украшен мозаикой с изображением Иисуса Христа, сидящего на престоле с Евангелием , открытом на словах «Мир вам.
Я свет миру», в левой руке и благословляющего правой. По сторонам от него в медальонах изображены полуфигуры Богородицы и архангела Михаила. Слева от Иисуса изображён коленопреклонённый император Лев VI. Несмотря на то, что композиция несимметрична фигуре Льва не соответствует никакая фигура справа , мозаика обладает строгой уравновешенной композицией: «Она осуществляется за счёт широкой полосы внизу, на фоне которой помещена фигура, не составляющая таким образом, самостоятельного композиционного пятна. Эта полоса способствует утяжелению нижней части изображения, его прочному построению» [76]. Андрей Грабар отмечает, что данная композиция является весьма редкой для императорской иконографии [82]. Вероятно, она отражает некую торжественную религиозную церемонию [75].
Эта версия основана на описанной в сочинении Константина VII Багрянородного « О церемониях » торжественной встрече императора патриархом в нарфике храма Святой Софии. Император выслушивал от патриарха «молитву входа» и затем, прежде чем войти в неф собора, трижды склонялся перед этой дверью. Также находят параллели между сюжетом мозаики и стихотворением Льва VI, в котором он описывает Страшный Суд , припадает к ногам Христа и взывает о заступничестве к Богородице и небесным силам [77]. Академик В. Лазарев так охарактеризовал мозаику поклонения императора Льва Иисусу Христу [77] : По фактуре выполнения мозаика люнеты занимает промежуточное место между мозаиками апсиды и вимы и мозаикой вестибюля св. В фигурах есть ещё типичная для искусства IX века грузность: большие, довольно массивные головы, приземистые пропорции, крупные конечности. Рисунок, особенно в трактовке тканей, порою сбит, лица лишены тонкой одухотворённости, в белёсой колористической гамме есть нечто вялое и даже безличное.
Австрийский искусствовед Отто Демус указывает, что эту мозаику можно рассмотреть только снизу и под очень большим углом зрения. Это вызвано тем, что кубики мозаики размещены в стене наклонно, чтобы составлять со взглядом зрителя прямой угол [83]. Мозаика императора Александра[ править править код ] Император Александр На северо-западном столбе северной верхней галереи собора находится мозаичный портрет императора Александра. Он был открыт в ходе реставрационных работ 1957—1960 годов и имеет точную датировку 912 годом [84]. Мозаика относится к типу вотивных изображений и является прижизненным портретом императора. Фигура изображена во фронтальной позе, Александр представлен в драгоценном облачении, перепоясанном лором , украшенным драгоценными камнями, и короне с подвесками. В правую руку помещён предмет цилиндрической формы акакия или анаксикакия , а в левую — держава.
Мозаика изображает императора за Пасхальным богослужением. Согласно книге «О церемониях», в этот день император из Большого дворца шёл в собор, неся в руке акакию по сообщению Георгия Кодина , это был свёрток из шёлковой ткани, наполненный землёй [85] , и перепоясывался лором. По сторонам от изображения помещены медальоны , содержащие имя императора и монограммы , расшифровывающиеся как «Господи, помоги Твоему слуге, православному благоверному императору» [77]. На арках, примыкающих к мозаике с изображением императора Александра, сохранились фрагменты мозаик с орнаментом, выполненных в одно время с портретом [84]. Однако среди них были открыты два фрагмента изображения побегов аканфа , датируемых периодом Юстиниана I. Также в отдельных местах например, большом пальце и на ладони левой руки оставлена непокрытой кубиками подготовительная фресковая живопись. Мозаика южного вестибюля[ править править код ] Императоры Константин и Юстиниан перед Богородицей Мозаика люнета над дверью из южного вестибюля в нарфик собора датируется последней четвертью X века [86].
На ней изображена Богородица на престоле с Богомладенцем на коленях, а по сторонам — императоры Константин справа , приносящий в дар город Константинополь, и Юстиниан слева , приносящий Богородице собор Святой Софии. Сам сюжет, по мнению В. Лазарева, был заимствован из античного искусства, поскольку известны монеты Смирны, Лесбоса и Филиппополя с изображением римских императоров стоящих с макетом храма перед изображением богини-покровительницы [87]. По мнению искусствоведа В. Лихачёвой , эта мозаика напоминает о ктиторских портретах Юстиниана и Феодоры в базилике Сан-Витале [88]. Помещение на одной мозаике Константина и Юстиниана не находит аналогов в византийском искусстве [89]. Андрей Грабар отмечает, что, возможно, мозаичист скопировал некий древний образец, так как императоры, хотя и изображены в парадных одеждах XI века, но не имеют бород, хотя они были в моде на момент создания мозаики.
Мозаику отличает попытка передать пространство — плоскость земли и перспектива в изображении трона придают ей глубину; также и сами фигуры обладают объёмом. Отмечают попытку создать на этой мозаике исторические портреты императоров [75]. Лазарев пишет, что эта мозаика уступает другим примерам позднемакедонского искусства, а по сравнению с мозаикой вестибюля отличается использованием любимых при императорском дворе фиолетового, золотого и серебряного цветов [77]. Также эту мозаику отличает, то что в отдельных её элементах линейно-узорная трактовка становится довлеющий техникой например, кисти рук Богородицы и императоров расчерчены до запястий изогнутыми, но ничего не изображающими линиями [75]. Мозаика является самым поздним произведением константинопольской монументальной живописи XI века и датируется 1028—1042 годами. На мозаике император Константин и императрица Зоя преподносят дары для Святой Софии. Император Константин преподносит мешочек с золотом, императрица Зоя — свиток, символизирующий пожертвования, которые она сделала церкви [90].
Считается, что после изгнания Зои в апреле 1042 года новый император, Михаил V , приказал уничтожить её портрет. Зоя, вернувшись в этом же году в Константинополь и выйдя, в третий раз, замуж за Константина Мономаха, восстановила свой портрет, портрет же Михаила IV заменила портретом Константина Мономаха. Однако переделки коснулись лишь голов. Тогда же, около 1042 года, была заново выполнена голова Христа, по непонятным причинам ранее уничтоженная [77]. На мозаике Иисус Христос представлен в тёмно-синей одежде, благословляя правой рукой и держа Евангелие в левой руке. Императорская чета представлена в одежде, сияющей драгоценными камнями. Лики Константина и Зои идеализированы и имеют условные выражения мужественности и кротости соответственно [91].
Мозаика Богородицы и Комнинов[ править править код ] Мозаика Богородицы с предстоящими императором Иоанном II Комнином и императрицей Ириной Мозаика с изображением Богородицы с предстоящими императором Иоанном II Комнином 1118—1143 и императрицей Ириной находится на восточной стене в верхней южной галерее собора, рядом с мозаикой Иисуса Христа с предстоящими императором Константином IX и императрицей Зоей. Мозаика датируется 1118 годом. Императорская чета облачена в роскошные, усыпанные драгоценными каменьями одеяния. Младенец Иисус Христос правой рукой благословляет, а в левой держит свиток. Император Иоанн держит в руках мешочек с золотом для церкви, императрица Ирина — пергаментный свиток, который символизирует пожертвования для церкви. В 1122 году, когда Иоанн объявил своего сына Алексея Комнина соправителем, на боковой грани прилегающего пилястра был добавлен портрет Алексея [92]. Лицо Богоматери выполнено с глубокой теневой проработкой и насыщенным цветом, лица Иоанна и Ирины выполнены в лёгкой графической манере.
На них запечатлены частично поврежденные императорские ворота. Кроме того, ранее уже появлялись другие свидетельства пользователей, заметивших похожие на следы ударов отметины на внутренних стенах сооружения, передает Tengrinews. В соцсетях были опубликованы снимки, указывающие на возможные акты вандализма в мечети Айя-София, в которую превратили древний собор Святой Софии в Стамбуле. Считается, что императорские врата собора сделаны из дерева от Ноева ковчега. Турецкие власти уже распорядились провести расследование и оценить причиненный ущерб.
Собор Святой Софии был возведен в 537 году. После захвата Константинополя Османской империей, в 1453-м , он был преобразован в мечеть.
С 1934 года до 2020-го находился в статусе музея. Сейчас это снова мечеть Айя-София , которая до 15 января будет доступна бесплатно для всех. Но стоимость эксплуатации такого огромного здания очень велика и продажа входных билетов — это возможность решения проблем, возникших из-за этой трансформации в 2020 году. Комментирует историк Павел Котляр: Павел Котляр историк «Превращение в мечеть началось с введения определенных элементов, связанных именно со зданием, где отправляется исламский культ. А именно: полы все застелили коврами. В итоге пространство визуально стало значительно меньше, потому что раньше мраморные византийские полы отражали свет, то есть все теперь стало совершенно по-другому. Был завешен ряд христианских мозаик, которым 1000 лет, потому что они не должны быть в мечети.
В алтаре была богоматерь с младенцем, теперь там висит похожая на парус тряпочка, которая и закрывает. И был закрыт вход на второй ярус, где в основном и находятся все ключевые византийские мозаики».
Эти двери расположены чуть поодаль от главного входа и ведут в один из трех нефов некогда христианской базилики. Волею судеб буквально через несколько дней после публикации новости о повреждениях я оказалась в Стамбуле и вечером уже стояла перед Святой Софией, или, как ее теперь называют, мечетью Айя София. В прошлые годы я несколько раз бывала в этом величественном храме-музее. Один из визитов — с патриархом Кириллом, который после своего избрания на предстоятельский престол посетил Константинопольский патриархат в июле 2009 года. Тогда же нам устроили долгую и подробную экскурсию по знаменитому собору. Мы неспешно обходили все нефы, поднимались на хоры верхней галереи, рассматривали частично утраченные исторические мозаики. Тогда впервые столь близко я увидела знаменитое панно «Последний суд», где в самом центре изображен Христос, слева — Богоматерь, справа — Иоанн Креститель.
Они просят Иисуса Христа о том, чтобы Он спас людской род. Дотронуться до Плачущей колонны, которую еще называют колонной Святого Григория. Ее нижняя часть покрыта медными пластинами. Считается, что если загадать желание, просунуть большой палец в небольшое углубление в пластинах и прокрутить ладонь три раза по кругу, не отрывая от поверхности медных листов, то можно ощутить влагу — и тогда задуманное сбудется. Удалось нам постоять и около омфалиона, который символизирует «пуп земли». Здесь некогда находился трон императора. Именно у омфалиона один из священников патриаршей делегации неожиданно пропел «Аллилуйя». Звук вознесся к 30-метровому в диаметре и 56-метровому в высоту куполу и потом отразился чуть ли не во всех уголках строения. Пройти в глубь молитвеннного зала могут только мужчины.
Фото автора В последний раз музей Святую Софию я посетила в 2015 году. Был ноябрь, дождливый день, и храм был почти пуст. Незадолго до того вышел роман Дэна Брауна «Инферно».
В Айя-Софии завершился первый за 86 лет намаз (видео)
Власти Турции приняли окончательное решение сделать платным вход для иностранных туристов в стамбульскую мечеть Айя-София (собор Святой Софии). 10 июля Эрдоган подписал указ о преобразовании собора Святой Софии в мечеть. Вход в мечеть Айя-София в Стамбуле с 15 января станет платным для иностранных туристов. В мечети Айя-София в Стамбуле совершили первый за 86 лет пятничный намаз, сообщает агентство "Анадолу".
Делегация ПЕА посетила мечеть Айя-София в Стамбуле - ФОТО
Собор Айя-София в Стамбуле: тайны, мистика, история, советы туристу | 10 июля Эрдоган подписал указ о преобразовании собора Святой Софии в мечеть. |
Айя-София: самый известный музей Турции, ставший мечетью | Сейчас же Айя София – мечеть, поэтому вход стал бесплатным, но появились ограничения: нельзя открыто одеваться, голова должна быть покрыта. |
Маленькая старшая сестра большой Айя-Софии
В мечети Айя-София в Стамбуле была сломана крышка исторического резервуара для воды. Почему Святую Софию опять решили превратить в мечеть? это огромное архитектурное чудо в Стамбуле, которое изначально было построено как христианская базилика. Статус мечети Айя-Софии вернули 10 июля, когда Госсовет Турции отменил решение 1934 года о превращении собора в музей. Согласно решению турецких властей, храм Святой Софии в Стамбуле снова превращён в мечеть, несмотря на многочисленные протесты и обращения со стороны христиан всего мира. Статус мечети Айя-Софии вернули 10 июля, когда Госсовет Турции отменил решение 1934 года о превращении собора в музей.
Фрагменты двух БПЛА нашли после пожара на заводе — ростовский губернатор
И речи нет о том, чтобы христиане получили равные права с мусульманами. И уж тем более нет речи о том, чтобы христиане открыто молились в Святой Софии, хотя греки в Америке даже создали организацию, которая добивается передачи собора православным. Да и многих межхристианских организаций тоже. Мне странно видеть, как многие восхищаются этой позицией, хотя по сути это манифест радикального секуляризма.
Православные христиане встают на секулярную позицию от осознания, что бессильны изменить ситуацию. Но это оборачивается еще одним признанием собственной слабости. Неужели что-нибудь более убедительное с христианской точки зрения официальные спикеры Православных церквей предложить не могут?
Увы, не могут, так как ведут вполне земную борьбу за символический капитал, смириться с потерей которого не могут более 500 лет. Молитва и ее отсутствие Итак, первая позиция сформулирована предельно четко: пусть Святая София остается музеем и только музеем. Если православные там не могут молиться, то и мусульманам пусть будет запрещено.
На этой радикально секулярной позиции, как ни странно, стоит большинство христианских консерваторов и фундаменталистов. Но есть проблема. На этой позиции можно было стоять с 1935-го по 2020 год.
Дальше она не работает. Вновь добиваться прежнего статус-кво? Практически нереально.
Вторая позиция — значительно менее популярная, но тоже довольно простая и при этом компромиссная. Ее сторонники исходят из того, что молитва лучше, чем ее отсутствие. Поэтому, если христианам запрещено молиться, то пусть хоть мусульмане молятся.
Под молитвой в этих дискуссиях понимают не личную молитву для нее препятствий нет, и каждый вошедший сам решает, молиться или нет , а именно совместное богослужение — намаз или литургию.
На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации. Москва, ул.
Считается, что колонна была благословлена Георгием Чудотворцем и исцеляет от болезней. По легенде, нужно поместить туда палец и попросить об избавлении от хвори. Если палец после извлечения будет намокшим, болезнь отступит.
По другой легенде, если вставить туда большой палец руки и суметь провернуть его на 360 градусов, исполнится загаданное желание. Фонтан Справа от выхода находится фонтан для омовений в стиле рококо, датируемый 1740 г. Кроме того, мечеть интересна 107 колоннами из цветного мрамора, собранных со всей византийской империи, уникальной библиотекой и «холодным окном», где даже в самую жаркую погоду дует прохладный ветерок. На территории музея есть кафе и сувенирный магазин. Самый простой способ добраться до него - доехать на скоростном трамвае до остановки Sultanahmet. Информация для посещения Для посещения мечети необходима закрытая одежда.
Часы работы мечети Айя-София Мечеть открыта для посещения ежедневно с 9 до 18 часов, за исключением времени молитвы. Уточняйте на сайте.
Как раз в такие моменты и начинался процесс «экспертизы», для которой у Уиттимора также были полномочия. Мусульмане, не знавшие о том, что «после открытия мозаик мечеть будет закрыта», опасались, что, когда раскопки, начатые с залов и коридоров, дойдут до мечети, уже будет «невозможно совершать намаз». Однако «местный» член Византийского института Халиль Этхем Бей, продемонстрировав свои глубочайшие религиозные познания! Уиттимор возвел деревянные леса непосредственно в зоне мечети и приступил к работе.
Он хотел проверить, есть ли мозаика под сурой «Ан-Нур», что была написана на куполе и частично разрушена швейцарским архитектором Фоссати, и даже начал ее скрести, однако ему этого не разрешили. Уиттимор, не пожалевший великолепной каллиграфической работы кадыаскера Мустафы Иззет Эфенди, все же сжалился над коврами. Несмотря на толстые шторы под лесами, под предлогом, что «на них осядет пыль», он приказал убрать ковры. Конечно же, в связи с этим мечеть «Айя-София» на время была закрыта для совершения поклонений! Кто же знал, что нет ничего более постоянного, чем временное… Из-за того что работы здесь все никак не могли завершиться, мечеть тоже не открывалась. В этот период мечеть была взята под полицейское оцепление и туда не подпускали в особенности турок и мусульман.
В начале Уиттимор потратил очень много времени и усилий на «экспертизу». Из-за того, что верхняя часть лесов была плотно занавешена черными шторами, никто не мог увидеть того, что под штукатуркой ничего нет… Разве шедевральные надписи не были произведением искусства? В Византии в период иконоборчества 726—842 , когда живопись считалась харамом, мозаики в соборе «Айя-София» были стерты, а затем вновь восстановлены. Даже если предполагать, что мозаики, дожившие до времен завоевания Стамбула, были замазаны штукатуркой, мечеть в период Османской империи многократно ремонтировалась. В результате землетрясения 1894 года появились крупные трещины, и стенная мозаика осыпалась вместе со штукатуркой. Экспертиза, проведенная западными специалистами по истории искусств, выявила мозаики в соборе «Айя-София», а художники, привезенные в Стамбул, работая в закрытой мечети под черными покрывалами, их восстановили.
Поэтому, «возрождение мозаик» заняло 15 лет. На фундаменте неизвестно кем инициированной сказки о том, что «мозаика была замазана штукатуркой», было возведено здание истории о том, что «соскребая штукатурку, были обнаружены мозаики». Что же это за «штукатурка», если для того, чтобы ее соскрести необходимо потратить 15 лет! Эти наблюдения принадлежат «внимательному» очевидцу и выглядят более правдоподобными, нежели сказка о том, что «мозаики были выявлены, пока соскребали штукатурку». Принято усиливать это утверждение клеветой похожей на комплимент в виде «уважения Фатиха к искусству». Да, султан Фатих Мехмед относился к искусству с уважением.
Однако кто сказал, что сохранение христианских фигур в мечети является проявлением «уважения к искусству»? Кроме того, почему те, кто рассуждает об «уважении к искусству», ничего не говорят «врагам искусства», которые под предлогом, что «они де загораживают красоту здания», снимают с тех же стен таблички с «шедеврами каллиграфического искусства» и подвергают их гниению в подвалах из-за того, что, мол, они не помещаются в дверях? Неужели для того, чтобы что-то считалось «искусством», оно обязательно должно быть крестовым? Фатих, оставив церкви и синагоги свободными, в избытке продемонстрировал свое уважение. А превращение «Айя-Софии» в мечеть является утверждением завоевания. Разве он должен был сохранить мозаики из соображений «мол, пусть не утруждаются, когда будут «Айя-Софию» вновь превращать в церковь»?
Сказали, «разве может быть мечеть закрыта? Это решение передало всю инициативу в отношении «Айя-Софии» в руки крестоносцев.