Правильно: запасный выход, запасной выход. Но: запасной аккумулятор (не запасный). Вы наверняка замечали в автобусах или другом транспорте табличку «запасный выход». Не помню, были ли собственно сами запасные выходы в советских автобусах до появления "Икарусов", но вот табличек таких точно не было, и слово "запасный" венгры использовали впервые.
Почему в транспорте запасной выход обозначают, как «запасный»
Существует и другая версия, что эту надпись впервые писали в автобусах ЛАЗ, и в оригинале на украинском языке она выглядела как «Запасний вихiд». Слово «вихiд» поправлялось на «выход» , первое же слово по ошибке или умыслу оставалось неизменным только украинская «и» менялась на русскую «ы». Однако частотные словари показывают, что в разговорной речи форма «запасной» употребляется более чем в два раза чаще, чем форма «запасный». Сочетаемость слова запасный ограничена: на равных правах со своим современным вариантом запасной оно существует только в сочетании с существительными путь, полк, выход и некоторыми другими. Равноправные варианты: запасный и запасной путь, запасный и запасной полк, запасный и запасной выход. В сочетаниях с другими словами прилагательное запасный квалифицируется как устаревшее.
Непривычное написание и звучание наталкивает на мысль о том, что таблички пишут второпях, или же люди эти неграмотны. Но тогда этот вариант был бы единичным, или, по крайней мере, не столь массовым. Получается, что десятилетиями народ не знал ответа на этот интересный вопрос. Содержание статьи Мнение лингвистов и упрямые языковые нормы Как известно, развитие любого живого языка происходит естественным образом. На него влияет в большей степени именно разговорная речь, постепенно переводя новшества в разряд языковых норм.
Человеческое сознание инертно, потому все новое, особенно в столь автоматическом процессе, как выбор слов в устной речи, воспринимается как некое неудобство. Новые правила закрепляются годами, а иногда даже десятилетиями. Так, изначально были более распространены формы прилагательных с окончанием на «-ий» и «-ый». К примеру, для 19 века, слово «запасный» является намного более привычным, чем современное «запасной».
Выдернуть шнур.
Выдавить стекло». Даже, кажется, и в самолетах есть подобный знак техники безопасности, хотя всегда сердце замирает в смятении: это куда же выходить, не дай Бог, если летим, как поет Сюткин, «семь тысяч над землей, гул турбин обрывки сна»? И всегда недоумеваю: почему запасный, а не запасной, как полагается по правилам русского языка? Думаю, надо разобраться. Поискала сведения в словарях, на разных сайтах в Интернете.
Оказывается, оба варианта, как отмечают ученые-лингвисты, являются допустимыми, но в современном русском языке все-таки принято писать и говорить «запасной выход». Тогда почему же везде на всех табличках пишут «запасный выход»?
Словарь ударений под редакцией И.
Резниченко эти рекомендации всего лишь дословно дублирует, ничего дополнительно не разъясняя своим читателям. Пожалуй, самым строгим и принципиальным словарем остается Словарь ударений Ф. Агеенко и М.
Зарвы, там имеет место хоть какая-то определенность. Вообще-то, замечает это справочное издание, правильным будет говорить "запаснОй": запаснАя деталь, запаснАя батарейка, запаснЫе части, "запасной вариант".
«Запасный выход» или «запасной»: лингвисты объяснили непривычное написание слова на табличках
Но почему именно через букву «ы»? На этот счет есть несколько мнений, и сейчас мы о них вам расскажем. Одной из самых популярных легенд является следующая: для рынка тогдашнего СССР известный производитель автобусов марки «Икарус» вместо «Запасной выход» написал запасный. Эта нелепая ошибка была не замечена, и в итоге эту надпись начали копировать другие изготовители пассажирского транспорта.
На этот счет есть несколько мнений и сейчас мы о них вам расскажем. Одной из самых популярных легенд является следующая: для рынка тогдашнего СССР известный производитель автобусов марки «Икарус» вместо «Запасной выход» написал запасный. Это нелепая ошибка была не замечена и в итоге эту надпись начали копировать другие изготовители пассажирского транспорта. Согласно другой версии, это ошибка произошла непосредственно со стороны производителей общественного транспорта. Кто-то также незаметно написал слово «запасной» через «ы» и никто этого не заметил.
Русского языка они не знали и по ошибке написали слово «запасный», заменив букву «ы» вместо «о». Ошибку не заметили, и она распространилась по всему Советскому Союзу. Есть еще одна версия появления слова «запасный». Это уже заслуга украинцев, которые выпускали автобусы ЛАЗ. На украинском языке она звучит так «запасний вихiд».
Филологи считают, что слова «запасный» и «запасной» имеют разные корни. Если первое является однокоренным с такими словами, как припас и запас, то второе — спасение, опасность. Поскольку речь в транспорте ведется о выходе из него в случае чрезвычайной ситуации например, при аварии , то и слово «запасный» необходимо писать именно через «ы». С другой стороны, многие современные эксперты уверены, что эти два слова ничем не отличаются друг от друга, поэтому их можно писать как через «о», так и через «ы». Мне нравится.
Запасный или запасной выход?
Ключевые слова: Запасный,аварийный,эвакуационный выход,пунктирные линии на плане эвакуации,нужны ли,ГОСТ Р,12.2.143,12.4.026,план эвакуации. В любом общественном транспорте, будь это автобус, троллейбус или маршрутка, место для аварийного выхода обозначается как "Запасный выход". Запасный, по мнению филологов, имеет значение запас, припас, то есть выход про запас, на случай непредвиденной ситуации, а запасной от слова спасение. Следственный комитет заявил, что много погибших в «Зимней вишне» было обнаружено у запертых эвакуационных выходов. Там основной причиной почему выход запасный было указано то, что прилагательные с окончаниями «-ий» и «-ый» как. В каждом уважающем себя заведении найдется табличка с надписью «запасный выход» и нам остается лишь догадываться, почему написано «запасный», а не «запасной» — вариант более употребляемый и приятный д.
Почему на аварийном выходе написано «запасный выход», а не «запасной»
Есть три версии. Версия 1 Первыми в написании слова «запасный» «винят» производителей автобусов марки «Икарус», которыми когда-то Венгрия снабжала Советский Союз. Считается, что зарубежные поставщики не разбирались в тонкостях употребления русских слов. Версия 2 Согласно второй версии, слово «запасный» пришло из автобусов ЛАЗ — Львовского автобусного завода.
Согласно другой версии, это ошибка произошла непосредственно со стороны производителей общественного транспорта. Кто-то также незаметно написал слово «запасной» через «ы» и никто этого не заметил. А вот наиболее правдоподобное мнение, на ваш взгляд. Филологи считают, что слова «запасной» и «запасный» имеют разные корни.
Лишнее, ничем не обоснованное, кроме как старым написанием, исключение - как доисторическое ископаемое. С исторической точки зрения, безусловно, интересно его поизучать, но для будущего словоупотребления только обременительно, как по мне, тянуть из прошлого "запасный" там, где напрашивается "запасной".
Поэтому нам предствляется, что авторы учбеника в этом — ошиблись. И ничего страшного или крамольного в таком признании нет. Всё развивается, и со временем вносятся изменения даже в основы основ. У авторов учебника были другие проблемы, перед ними стояли более насущные задачи защиты от огня, и объективно им некогда и не нужно было думать над тем, что должны улучшить и развить мы, их ученики. В том числе это касается и темы нашей статьи. Из учебника ошибочный подход перекочевал в первый нормативный документ, которые описывал то, как надо делать планы. Обратите внимание, что в отличие от учебника, где разделение путей на резервные и основные было обосновано, в нормативном документе никаких обоснований не приводится. В нем просто написано «надо» и без объяснений когда и как надо показан совершенно неправильный пример разработки. Обратите внимание: выход ведущий наружу, по какой-то причине обозначен как тот, которым лучше не пользоваться. Никаких обоснований, в отличие от учебника в ГОСТе не приводится. Ту же ошибку повторили и в редакции ГОСТ от 2009 года. Пример правда убрали, но вот само понятие и подход оставили. Только в 2012 году после того, как мы подготовили несколько статей на эту тему и обратили внимание Росстандарта на несоответствие текста ГОСТ и Технического регламента, в котором не было термина «запасный выход» которым оперировали в ГОСТ , в норму были внесены соответствующие изменения и мы, наконец, избавились от этой неприятности. Избавились на бумаге, но не избавились в головах. Многие «по привычке» продолжают употреблять этот термин, не понимая его вреда. Запасной выход, что это? Такого понятия в теории эвакуации вообще нет! Есть понятие «эвакуационный выход», то есть то пространство в ограждающих конструкциях, через которое можно безопасно покинуть здание в том случае если в нем возникнет неконтролируемое горение. Такой проем характеризуется несколькими признаками, свойствами, которые собственно и обусловливают безопасность его использования. Прежде всего, такими условиями являются их расположение на этаже. Второй фактор — это, несомненно, геометрия самого проема, через который будут выходить люди. Естественно, что это важно и особенно тогда, когда мы прокладываем на плане эвакуации маршрут для потока людей. Если ширина или высота проема не отвечает этим требованиям, то и использовать его в случае пожара недопустимо. Третье условие безопасности — заполнение самого проема. Если в нем установлены рольставни, роллеты, сдвижные, опускные или вращающиеся двери то это напрямую влияет на ту самую геометрию, которая описана чуть выше. И, в четвертых, есть требования к содержанию, эксплуатации выхода, который определен как «эвакуационный». В том числе и пресловутое обеспечение незадымляемости, о котором писали в учебниках. Но в любом случае, какой бы тип — более или менее надежный, не использовался бы для движения, безопасность его гарантируется. Именно такая дверь должен открываться изнутри, как правило, по направлению потока, должен открываться изнутри без каких-либо ключей и даже не должен иметь возможности такого запирания.
Почему на табличках пишут "запасный" выход
«Запасной выход» и «запасный выход» — оба варианта словосочетаний верны. запасный, а не запасной? В каждом уважающем себя заведении найдется табличка с надписью «запасный выход» и нам остается лишь догадываться, почему написано «запасный», а не «запасной» — вариант более употребляемый и приятный д. Новости. Психология. Ремонт.
Самое популярное
- Правила комментирования
- Почему на табличках в общественных местах выход «запасный», а не «запасной»
- Почему пишется "запасный выход", а не "запасной". Объяснение
- Почему в общественных местах дополнительный выход обозначается как запасный, а не запасной | Видео
Войти на сайт
Вся информация по 1 сезону сериала Запасный выход: список и график выхода серий, описание и рейтинг на Читатель уже узнал почему запасный выход пишется в государственных и административных учреждениях, ознакомился с происхождением слов и услышал аргументы в пользу того как правильно запасной или запасный выход в разных случаях. Почему в автобусах и на других табличках пишут «запасный выход», а не «запасной». Какое правило или это исключение из правил? Почему на табличках запасного выхода пишут «запасный выход», а не «запасной выход»?».
Почему «запаснЫй выход»?
Почему в автобусах и на других табличках пишут «запасный выход», а не «запасной». Какое правило или это исключение из правил? Читатель уже узнал почему запасный выход пишется в государственных и административных учреждениях, ознакомился с происхождением слов и услышал аргументы в пользу того как правильно запасной или запасный выход в разных случаях. Слово «запасной» появилось только в начале XX века, однако уже в 20-х годах признавалось словарями как единственно нормативное, постепенно вытеснив «запасный» из разговорной речи. Подробная информация о сериале Запасный выход на сайте Кинопоиск. Почему пишется Запасный выход. Но почему именно через букву «ы»?