В ходе интенсива педагоги рассмотрели вопросы, связанные с развитием функциональной грамотности в процессе обучения географии и биологии.
Формирование функциональной грамотности на уроках географии
Основными содержательными составляющими функциональной грамотности являются. В географическом образовании читательская функциональная грамотность может быть соотнесена с такими предметными результатами, как. Что такое функциональная грамотность, какие приёмы и методы использовать на уроках географии для её формирования. Исходя из выше сказанного была сформулирована цель данной методической разработки: проанализировать приемы и методы используемые на уроках географии для формирования у обучающихся функциональной грамотности.
Функциональная грамотность на уроках географии
Функциональная грамотность в предмете география. То есть, функциональная грамотность на ступени общего образования рассматривается как метапредметный образовательный результат и является ключевой основой формирования УУД. Функциональная грамотность – способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Исходя из выше сказанного была сформулирована цель данной методической разработки: проанализировать приемы и методы используемые на уроках географии для формирования у обучающихся функциональной грамотности. Исходя из выше сказанного была сформулирована цель данной методической разработки: проанализировать приемы и методы используемые на уроках географии для формирования у обучающихся функциональной грамотности.
Оценка функциональной грамотности школьников – ключ к качественному географическому образованию
Есть три способа попасть к бабушке на день рождения: маршрутный автобус, паром и катер. Необходимо сравнить затраты времени и денежных средств при использовании каждого из них и выбрать тот, который позволит приехать вовремя, сэкономив при этом денежные средства. Необходимые условия для решения задачи школьники должны почерпнуть из прилагающихся картосхем и сопровождающей их информации. Таким образом, в качестве предметных результатов решения задачи выступает тренировка навыков работы с картографическим изображением, а в качестве метапредметных — развитие математической и финансовой грамотности. Данное задание может быть «привязано», например, к завершению изучения раздела «Изображения земной поверхности. План и карта» в 5 классе. Оно достаточно трудоёмко для пятиклассников, поэтому мы не рекомендуем назначать его в качестве домашнего задания. Более целесообразно организовать с ним работу в классе, сочетая фронтальную и групповую формы.
Можно, например, разделить класс на три группы, каждая из которых анализирует один из маршрутов, финальный же этап — выбор оптимального маршрута — обсуждается всем классом с учётом результатов работы каждой группы и произведённых ею расчётов. Задание также может хорошо вписаться в работу географического кружка в 5—6 классах. Пример 2.
Функциональная грамотность рассматривается как метапредметный результат, включающий в себя математическую, естественнонаучную и читательскую грамотность. Развитие функциональной грамотности через использование практико-ориентированных заданий способствует применению знаний, умений и навыков в конкретной жизненной ситуации URI:.
При работе с текстом на уроках географии используется множество различных приемов. В результате учащиеся должны определить природную зону, географический объект, описать погоду, объяснить суть или причину того или иного географического явления или процесса. Данный прием успешнее всего можно использовать при подготовке команды учебного заведения к участию в различных географических конкурсах. Внимание работе с картой следует уделять на каждом уроке. Наиболее результативными можно считать следующие приемы работы: 1 «Стороны горизонта» — помогает формировать пространственное представления и лучше запомнить карту. Например: — укажите материки западного и восточного полушарий; — расположи горы мира с севера на юг: Тибет, Кавказ, Анды, Кордильеры, Альпы, Тянь-Шань. Данные задания лучше всего проводить в 5 — 7 классах.
Варианты использования "Кубика Блума" на уроках (9)
- Похожие презентации
- Качество образования, функциональная грамотность — что это и почему мы так много об этом говорим
- Продолжаем формировать функциональную грамотность на уроках географии
- Международный педагогический портал
Развитие функциональной грамотности на уроках географии
Функциональная грамотность — это интегративное качество личности, предполагающее наличие опыта и универсальных навыков, способность развиваться и, самое главное, способность использовать свои знания на практике. Формирование функциональной грамотности на уроках мысль,когда ни с кем не делится она?Что гордый ум,когда он сам в себе замкнётся?Что рукопись,когда она не прочтена?Душа,когда она к другой душе не рвётся? — Цель: Поделиться опытом применения приемов развития функциональной грамотности на уроках географии. Учителя географии школ города выражают признательность коллеге – учителю географии гимназии № 3 Царевой Елене Павловне – за интересный урок. -В географии функциональная грамотность формируется достижением, прежде всего, предметных результатов через работу с текстом учебника, картой и статистикой.
География. Городское МО
Воспроизведение простых знаний терминов, фактов, правил , умение приводить примеры явлений и формулировать выводы при помощи основных естественнонаучных понятий. Использование естественнонаучных знаний для объяснения отдельных явлений; выявление вопросов, на которые могла бы ответить наука, определение элементов научного исследования. Объяснение явлений на основе их моделей, анализ результатов проведенных исследований, сравнение данных, научная аргументация своей позиции, оценка различных точек зрения. Работа с текстом. Одна из проблем, существующих сегодня на уроке географии, - среднестатистический ученик не хочет и не умеет читать и анализировать прочитанное. При сдаче экзаменов и ВПР учащиеся невнимательно читают задания и инструкции к ним и в связи с этим неправильно выполняют задания. А ведь почти в каждом задании по географии в самом тексте находятся «подсказки», которые помогают его выполнить. Их только надо уметь найти. При работе с текстом на уроках географии используется множество различных приемов. В результате учащиеся должны определить природную зону, географический объект, описать погоду, объяснить суть или причину того или иного географического явления или процесса.
Определение вариантов утверждений. Нахождение соответствия между вопросами, названиями, утверждениями. Нахождение соответствующих содержанию теста слов, выражений, предложений. Заполнение пропусков текста предложениями, несколькими словами, одним словом. Дополнение и завершение предложений. Заполнение таблиц на основе текста.
Задания — ситуации. К не сплошным тестам относится графики, диаграммы, кластеры, географические карты и карты местности, планы помещения. На своих уроках я применяю разные задания на «анализ», «синтез», «оценку» и использую стратегии АМО. Задания на уровень «анализ» Работа с текстом «Кто написал труд «Хождение за три моря»? Афанасий Никитин.
Формирования функциональной грамотности на... Согласно программе семинара, руководителям МО и учителям географии региона были предложены для рассмотрения и изучения следующие вопросы: функциональная грамотность как инструмент образования; особенности формирования функциональной грамотности учащихся на уроках географии; интегративные компоненты функциональной грамотности; исследование Международной оценки образовательных достижений учащихся — PISA. Педагоги обсудили проблемы развития функциональной грамотности у обучающихся, выявили пути решения проблемы, одним из которых является переход к «задачному подходу»: по уровням знаний и творчества; способам подачи материала видам формулировок ; уровням рефлексии; направленности на формирование личностной позиции школьников.
Занятие 3. Они требуют демонстрации полного и детального понимания одного или нескольких текстов и могут включать интеграцию информации из нескольких текстов. Важным условием для доступа и извлечения задач на этом уровне является точность анализа и тонкое внимание к деталям, которые незаметны в текстах.
Как интерпретационные, так и рефлексивные задачи основываются на полном и детальном понимании текста, содержание или форма которого незнакомы. Для всех аспектов чтения задачи на этом уровне, как правило, связаны с понятиями, которые противоположны ожиданиям. Некоторые задачи на этом уровне требуют смысловой интерпретации нюансов языка с учетом текста в целом. Рефлексивные задачи на этом уровне требуют, чтобы читатели использовали формальное или общественное знание для выдвижения гипотезы или критической оценки текста. Читатели должны продемонстрировать точное понимание длинных или сложных текстов, содержание или форма которых могут быть незнакомы. Читатели должны учитывать многие особенности при сравнении, противопоставлении или классификации.
Для решения некоторых рефлексивных задач читателю необходимо продемонстрировать тонкое понимание текста с опорой на привычные, повседневные знания. Другие задачи не требуют подробного понимания текста, но требуют, чтобы читатель руководствовался более специализированными знаниями. Задачи на этом уровне могут включать сравнения или противоречия. Текст обычно включает повторение информации, картинок или знакомых символов.