Новости факты из биографии гоголя

Сегодня я хочу перечислить самые интересные факты о Гоголе, которые никто не знает! В краткой биографии Гоголя упоминается, что в молодости, сразу после переезда в Петербург, он пытался стать театральным актёром, а затем и чиновником, но в обоих случаях не добился успеха. Откройте для себя интересные факты о знаменитом писателе Николае Васильевиче Гоголе, которые рассказывают о его жизни и творчестве.

Николай Гоголь: факты из жизни

Сорочинский мистик: 10 фактов и суждений о Гоголе «Пушкин отдал мне свой собственный сюжет, из которого он хотел сделать что-то вроде поэмы и которого, по словам его, он бы не отдал никому другому, — вспоминал впоследствии Гоголь.
Интересные факты о Гоголе Мы не будем пересказывать сегодня его биографию, но вот о некоторых интересных фактах из его жизни упомянем.

Гоголь – интересные факты биографии, жизни и смерти

Интересные истории, мистические факты из биографии Гоголя были описаны во многих монографиях, посвящённых великому русскому писателю. Загадочная биография и интересные факты из жизни Гоголя удивляют нас, но и вызывали непонимание у его современников. Если верить семейным сказаниям, Николай Гоголь происходил из древнего рода казаков, хотя историкам этот факт кажется сомнительным.

Кулинар и щеголь: 5 фактов о Николае Гоголе

Он рассказал, что утром Гоголь старательно ворошил постель, чтоб никто не заметил его странность. Мать Гоголя подозревала, что её сын заболел «дурной болезнью», но Гоголь эти подозрения отверг и в письме матери говорил о своей любви: «Она слишком высока для всякого, не только для меня. Николай Гоголь сегодня — «Разговоры о важном» 15 апреля — тема и программа занятия. В столице Буркина-Фасо поставили спектакль по гоголевскому «Ревизору». Николай Гоголь — очень многогранный писатель; внимательный и любопытный, пишущий об окружающей действительности — и все-таки не совсем в духе реализма. Как только в компании появлялся незнакомец, Гоголь исчезал из комнаты.

Гоголю — 215 лет. Почему писателя до сих пор читают и когда у него на самом деле день рождения

В учёбе Николай Васильевич не блистал, но вступил в литературный кружок. Это хобби было близким с детских лет, так как отец писал пьесы, которые у Гоголей-Яновских ставили в семейном кругу с большим удовольствием. Нос Портреты выдающегося драматурга и мистика видели, пожалуй, все. Самой узнаваемой чертой лица литератора является длинный узкий и острый нос. Тот факт, что Николай Васильевич очень стеснялся своего носа, был известен всем его приятелям и знакомым.

В то время такая форма носа считалась признаком высокого происхождения и аристократичности. Эту особенность от матери унаследовал не только старший сын, но и все дети в этой семье. Великого драматурга явный признак аристократии на лице не устраивал и стал причиной многих комплексов. Каждого портретиста, выполнявшего портреты, писатель вынуждал сгладить ситуацию и изобразить нос поменьше, относился он к этому крайне щепетильно, поэтому биографы с сожалением констатируют тот факт, что реальную внешность автора бессмертных произведений восстановить можно лишь приблизительно.

Исследователи творчества автора считают, что к появлению на свет произведения «Нос» привела отчаянная попытка этого впечатлительного человека побороть свой комплекс. Фобии и страхи Вряд ли во всей отечественной литературе найдётся ещё хотя бы один человек, который сравнится по количеству фобий с Гоголем. Одним из страхов, с которым с ранних лет столкнулся Николенька, был страх перед грозой. Во время грома и молнии мальчик прятался под кровать, крепко закрывал руками уши и громко ревел.

Превратившись во взрослого мужчину, такое эпатажное поведение закончилось, но с желанием закрыть уши Николай Васильевич не мог справиться и во взрослом состоянии. Мистический ужас вызывали в душе писателя насекомые, пауки и черви. Он искренне считал их посланниками ада и дьявольским порождением. Хотя Гоголь не был социофобом в полной мере, но факт неадекватного поведения во время появления незнакомых людей не остался незамеченным для окружающих.

Как только в комнату входил незнакомец, писатель резко ретировался под любым удобным или даже нелепым предлогом. Зная о подобных причудах, друзьям даже в голову не приходило препятствовать такому бегству. Но главной фобией Гоголя был страх захоронения в состоянии летаргического сна или в коме. Воображение драматурга рисовало ужасные картины пробуждения в тёмном гробу глубоко в земле, где никто не услышит криков умирающего от недостатка кислорода человека.

Литератор так много говорил об этом, что в конечном итоге это породило у потомков сомнения по поводу того, не был ли он похоронен живьём. Такую точку зрения рассматривали историки и биографы великого писателя, но факт того, что тело предалось погребению заживо, не подтвердился, поскольку с лица умершего была сделана посмертная маска. Известно, что во время изготовления такой маски человек не получает кислород, поэтому на живом выполнить её невозможно. Семейный подряд Мать любила старшего сына нежной любовью.

Она поддерживала его во всех начинаниях и с восторгом принимала любую идею, которой он жил.

У него случались характерные периоды необычайно веселого настроения гипомания и приступы депрессии. Также у писателя явно наблюдалась тафефобия - страх погребения заживо. Он развился неспроста - в 1839 году Николай Васильевич переболел малярийныйм энцефалитом, после которого был подвержен обморокам с последующим продолжительным сном.

И потому он около 10 лет старался не засыпать крепко, дремал ночами в кресле или на диване. А в "Выбранных местах из переписки с друзьями" написал: "Завещаю тела моего не погребать до тех пор, пока не покажутся явные признаки разложения". Худшие опасения писателя не сбылись, хотя умирал он всё же мучительно, пусть и не в гробу, а в постели при врачах и друзьях. Считаем необходимым начать рассказ о тяжёлой гибели Николая Гоголя с его детских лет.

Факт, не находящий места в кратких биографиях литератора: мать пугала маленького сына пророчеством о Страшном суде и неминуемом наказании грешников. Исследователь К. Мочульский полагает: с тех пор Гоголь постоянно жил под террором загробного воздаяния. При жизни критика коллегами произведений и личности Гоголя неоднократно доходила до травли.

В 1847 году в Петербурге опубликовали "Выбранные места из переписки с друзьями" в связи с задержкой выхода второго тома "Мёртвых душ" , писатель, в частности, изложил там идеи готовящегося произведения. На автора обрушился шквал негодования, он отреагировал: "Здоровье мое... Дивлюсь, сам, как я еще остался жив". Но чтение тома друзьям вызвало хорошие отзывы, Гоголь оправился от депрессии.

Но тут же получил отказ после первого и последнего в своей жизни предложения замужества - госпоже Виельгорской не все биографы находят этому подтверждение. Но протоиерей Матфей Константиновский сурово осудил такое творчество как греховное. Больная тема ввергла писателя в новый виток депрессии. В те же дни умерла от болезни сестра его друга Языкова Екатерина Хомякова, к которой Николай Васильевич был невероятно духовно привязан.

Одновременно несколько психотравмирующих ситуаций - и нежелание жить. Николай Васильевич одновременно панически боится смерти и не хочет оставаться в этом мире. Он прекращает есть и пить, почти не спит, много молится и отказывается от лекарств. Впрочем, они и не спасли бы мирового классика - его лечили не от того.

Ошибочно выявив у Гоголя менингит, медики усугубили его состояние кровопусканиями, которые категорически запрещены истощённым людям.

С 1830 г. В 1831-1835 гг. В 1834-1835 гг. Николай Гоголь являлся адъюнкт-профессором по кафедре всеобщей истории Петербургского университета. Преподавал историю средних веков.

Литературное творчество Первый литературный опыт Николая Гоголя относится ко времени обучения в Нежинской Гимназии высших наук. В 1825-1827 гг. Алов выпустил поэму "Ганц Кюхельгартен". Она получила негативную оценку критики, после чего автор выкупил и сжег все нераспроданные экземпляры. Литературную известность Гоголю принес сборник повестей "Вечера на хуторе близ Диканьки" опубл.

Ранее полиции — не позднее, чем через полтора часа после кончины Гоголя, — побывал в комнатах умершего писателя доктор А. Куда девались деньги Гоголя, рассказал тот же Тарасенков: после 12 февраля Гоголь «рассылал последние карманные деньги бедным и на свечки, так что по смерти у него не осталось ни копейки.

У Шевырёва осталось около 2000 р. Эту сумму Гоголь не считал своей и оттого не держал её у себя, вверив распоряжение ею Шевырёву. Действительно, 7 мая 1852 года Шевырёв писал в «Записке о печатании сочинений покойного Н. Гоголя и о сумме денег, им на то оставленной»: «После Н. Гоголя осталось в моих руках от его благотворительной суммы, которую он употреблял на вспоможение бедным молодым людям, занимающимся наукою и искусством — 2533 руб. Итого 2,703 р. Очевидно, дворецкий графа Толстого Рудаков и слуга Гоголя Семён Григорьев, заранее, сразу после кончины Гоголя, изъяли их из его комнаты для того, чтобы вернее сохранить для его семьи и для потомства.

Позднее Рудаков передал их графу Толстому, а тот уже поставил в известность Шевырёва и Капниста. Я же привезу к Вам все оставшиеся бумаги … если бы что-нибудь замедлило предположенную мною поездку, то завещания я вышлю по почте, но страховым письмом. Завещания эти не имеют формы акта, а могут иметь только семейную силу». Осенью 1852 года Шевырёв посетил Васильевку, исполняя собственное желание повидать семью Гоголя и выполняя поручение Академии Наук — собрать материалы для биографии умершего писателя. Шевырёв привёз в Васильевку бумаги Гоголя и там же получил от наследников Гоголя поручение — хлопотать об издании его сочинений. Об «оставшихся бумагах» — самой драгоценной части Гоголева имущества его мать писала О. Эти пять глав из второго тома «Мёртвых душ», изданные в 1855 году племянником Гоголя Н.

Трушковским Москва, Университетская типография , и были в тех «писанных тетрадях», о которых помянул Тарасенков, как о ненайденных. Похороны и могила Могила Н. Гоголя в Свято-Даниловском монастыре, рисунок сделан В. Гоголя на Новодевичьем кладбище. Друзья хотели отпевать покойного в церкви преподобного Симеона Столпника , которую он любил и посещал [39]. Московский губернатор граф А. Закревский в своём письме шефу жандармов графу А.

Орлову от 29 февраля 1852 года писал, что решение, в какой церкви отпевать Гоголя, обсуждалось собравшимися в доме графа Толстого друзьями — славянофилами А. Хомяковым, К. Аксаковыми, А. Ефремовым, П. Киреевским, А. Кошелевым и Поповым. Бывший также там профессор Московского университета Тимофей Грановский сказал, что приличнее отпевать его в университетской церкви — как человека, принадлежащего, некоторым образом, к университету.

Славянофилы возразили, что к университету он не принадлежит, а принадлежит народу, а потому, как человек народный, и должен быть отпеваем в церкви приходской, в которую для отдания последнего ему долга может входить лакей, кучер и вообще всякий, кто пожелает; а в университетскую церковь подобных людей не будут пускать — то есть похороны проводить как общественные. Закревский приказал «Гоголя, как почётного члена здешнего университета, непременно отпевать в университетской церкви. Но в то же время и согласился с друзьями: «А чтобы не было никакого ропота, то я велел пускать всех без исключения в университетскую церковь. В день погребения народу было всех сословий и обоего пола очень много, а чтобы в это время было всё тихо, я приехал сам в церковь» [40]. Позднее, в 1881 году Иван Сергеевич Аксаков так писал об этой распре библиографу Степану Ивановичу Пономарёву : «Сначала делом похорон стали распоряжаться его ближайшие друзья, но потом университет, трактовавший Гоголя в последнее время как полусумасшедшего, опомнился, предъявил свои права и оттеснил нас от распоряжений. Оно вышло лучше, потому что похороны получили более общественный и торжественный характер, и мы все это признали и предоставили университету полную свободу распоряжаться, сами став в тени» [41]. Писатель был отпет в университетской церкви мученицы Татианы [39].

Похороны проходили в воскресный полдень 24 февраля 7 марта 1852 года на кладбище Данилова монастыря в Москве. На могиле был установлен памятник, состоящий из двух частей: бронзовый крест, стоявший на чёрном надгробном камне « Голгофа » , на котором была высечена надпись славянскими буквами «Ей гряди Господи Иисусе! КВ, ст. К»; чёрная мраморная плита, лежащая на базице из серого гранита. На ней гражданскими буквами были высечены следующие надписи: На верхней лицевой стороне: «Здесь погребено тело Николая Васильевича Гоголя. Родился 19 марта 1809 года. Скончался 21 февраля 1852 года»; На малой стороне плиты, обращённой к зрителю: «Горьким словом моим посмеются.

Иеремии глав. Притчей гл. На большой боковой стороне плиты, скрытой от зрителя к решётке : «Истиным же уста исполнит смеха, о устне же их исповедания. Иова гл. По преданию, И. Аксаков сам выбрал камень для могилы Гоголя где-то в Крыму гранильщики называли его «черноморский гранит». В 1930 году Данилов монастырь был окончательно закрыт, а некрополь вскоре ликвидирован.

Туда же была перенесена и «Голгофа» [43]. Согласно одним его воспоминаниям «Перенесение праха Н. Гоголя» , написанным спустя 15 лет после события и опубликованным посмертно в 1991 году в «Российском архиве», в могиле Гоголя отсутствовал череп писателя [44]. Согласно другим его воспоминаниям, передаваемым в форме устных рассказов студентам Литературного института в бытность Лидина в 1970-е годы его профессором — череп Гоголя был повёрнут на бок. Об этом свидетельствует бывший студент В. Лидина, а позднее старший научный сотрудник Государственного Литературного музея Ю. Алёхин [45].

Обе эти версии носят апокрифический характер. Они и породили множество легенд, в том числе о «захоронении Гоголя в состоянии летаргического сна» и «похищении черепа писателя для коллекции известного московского собирателя театральной старины А. Бахрушина ». Такой же противоречивый характер носят многочисленные воспоминания об осквернении могилы Гоголя советскими писателями и самим Лидиным при эксгумации захоронения Гоголя, публикуемые СМИ со слов всё того же В. Лидина [46] [47] [48] [49] [50] [51]. В 1952 году на могиле вместо «Голгофы» установили новый памятник в виде постамента с бюстом Гоголя работы скульптора Н. Булгакова , подыскивавшая подходящее надгробие для могилы покойного мужа , М.

Елена Сергеевна выкупила надгробие, после чего оно было установлено над могилой Михаила Афанасьевича. Таким образом, исполнилась мечта писателя: «Учитель, укрой меня своей чугунной шинелью» [52]. К 200-летию со дня рождения писателя по инициативе членов оргкомитета юбилея [53] могиле был придан почти первоначальный вид: бронзовый крест на чёрном камне. Творчество Основная статья: Библиография Николая Гоголя Ранним исследователям литературной деятельности Гоголя представлялось, писал А. Пыпин , что его творчество разграничивается на два периода: первый, когда он служил «прогрессивным стремлениям» общества, и второй, когда он стал религиозно-консервативным. Другой подход к изучению биографии Гоголя, включавший, среди прочего, анализ его переписки, раскрывавшей его внутреннюю жизнь, позволил исследователям прийти к выводу, что как, по-видимому, ни противоположны мотивы его повестей, «Ревизора» и «Мёртвых душ», с одной стороны, и «Выбранных мест» — с другой, в самой личности писателя не было того перелома, какой в ней предполагался, не было брошено одно направление и принято другое, противоположное; напротив, это была одна цельная внутренняя жизнь, где уже в раннюю пору были задатки позднейших явлений, где не прекращалась основная черта этой жизни — служение искусству; но эта личная жизнь была осложнена внутренним взаимным оспариванием поэта-идеалиста, писателя-гражданина и последовательного христианина [7]. О свойствах своего таланта сам Гоголь говорил: «У меня только то и выходило хорошо, что взято было мной из действительности, из данных, мне известных».

При этом изображённые им лица не были просто повторением действительности: они были целыми художественными типами, в которых была глубоко понята человеческая природа. Его герои чаще, чем у кого-либо другого из русских писателей, становились именами нарицательными. Другая личная черта Гоголя заключалась в том, что с самых ранних лет, с первых проблесков молодого сознания его волновали возвышенные стремления, желание послужить обществу чем-то высоким и благотворным; с ранних лет ему было ненавистно ограниченное самодовольство, лишённое внутреннего содержания, и эта черта сказалась потом, в 1830-х, сознательным желанием обличать общественные язвы и испорченность, и она же развилась в высокое представление о значении искусства, стоящего над толпой как высшее просветление идеала… Памятник Н. Гоголю работы скульптора Н. Андреева 1909 Все коренные представления Гоголя о жизни и литературе были представления Пушкинского круга. Художественное чувство его было сильно, и, оценив своеобразный талант Гоголя, кружок приложил заботы и о его личных делах. Как полагал Пыпин, Пушкин ожидал от произведений Гоголя больших художественных достоинств, но едва ли ожидал их общественного значения, как потом не вполне его оценивали друзья Пушкина и как сам Гоголь готов был дистанцироваться от него [7].

Гоголь дистанцировался от того понимания общественного значения своих произведений, какое вкладывала в них литературная критика В. Белинского и его круга, критика социально-утопическая. Но при этом Гоголь сам был не чужд утопизма в сфере социального переустройства, только его утопия была не социалистической, а православной. Идея « Мёртвых душ » в окончательном виде — не что иное, как указание пути к добру абсолютно любому человеку [54]. Три части поэмы — это своеобразное повторение «Ада», «Чистилища» и «Рая» [55]. Падшие герои первой части переосмысливают своё существование во второй части и духовно возрождаются в третьей. Таким образом, литературное произведение нагружалось прикладной задачей исправления человеческих пороков.

Такого грандиозного замысла история литературы до Гоголя не знала [54]. И при этом писатель намеревался написать свою поэму не просто условно-схематичной, но живой и убедительной. После смерти Пушкина Гоголь сблизился с кругом славянофилов , или собственно с Погодиным и Шевырёвым , С. Аксаковым и Языковым ; но он остался чужд теоретическому содержанию славянофильства, и оно ничем не повлияло на склад его творчества. Кроме личной приязни, он находил здесь горячее сочувствие к своим произведениям, а также и к своим религиозным и мечтательно-консервативным идеям. Гоголь не видел России без монархии и православия, он был убеждён, что церковь не должна существовать отдельно от государства [56]. Однако позднее в старшем Аксакове он встретил и отпор своим взглядам, высказанным в «Выбранных местах».

Самым острым моментом столкновения мировоззренческих представлений Гоголя со стремлениями революционной части общества явилось письмо Белинского из Зальцбрунна, сам тон которого больно ранил писателя Белинский своим авторитетом утвердил Гоголя главою русской литературы ещё при жизни Пушкина , но критика Белинского уже ничего не могла изменить в духовном складе Гоголя, и последние годы его жизни прошли, как сказано, в мучительной борьбе художника и православного мыслителя. Бюст Н. Гоголя в Днепре , Украина Для самого Гоголя эта борьба осталась неразрешённой; он был сломлен этим внутренним разладом, но тем не менее значение основных произведений Гоголя для литературы было чрезвычайно глубокое. Не говоря о чисто художественных достоинствах исполнения, которые уже после самого Пушкина повысили уровень возможного художественного совершенства у писателей, его глубокий психологический анализ не имел равного себе в предшествующей литературе и расширял круг тем и возможности литературного письма. Однако одними художественными достоинствами невозможно объяснить ни того энтузиазма, с каким принимались его произведения в молодых поколениях, ни той ненависти, с какою они встречены были в консервативной массе общества. Волею судьбы Гоголь явился знаменем нового социального движения, которое формировалось вне сферы творческой деятельности писателя, но странным образом пересеклось с его биографией, поскольку на данную роль иных фигур подобного масштаба в этот момент у этого социального движения не было. В свою очередь, Гоголем были ошибочно истолкованы надежды читателей, возлагаемые на окончание « Мёртвых душ ».

Поспешно обнародованный конспективный эквивалент поэмы в виде «Выбранных мест из переписки с друзьями» обернулся чувством досады и раздражения обманутых читателей, поскольку среди читателей сложилась устойчивая репутация Гоголя-юмориста. К иному восприятию писателя публика пока была не готова. Дух гуманности, отличающий произведения Достоевского и других писателей после Гоголя, уже ярко раскрывается в гоголевской прозе, например, в « Шинели », «Записках сумасшедшего», «Мёртвых душах». Первое произведение Достоевского примыкает к Гоголю до очевидности. Точно так же изображение отрицательных сторон помещичьего быта, взятое на вооружение писателями « натуральной школы », обычно возводят к Гоголю. В дальнейшей работе новые писатели совершали уже самостоятельный вклад в содержание литературы, так как жизнь ставила и развивала новые вопросы, — но первые мысли были даны Гоголем. Произведения Гоголя совпадали с зарождением социального интереса, которому они сильно послужили и из которого литература не выходила вплоть до конца XIX века.

Но эволюция самого писателя происходила куда сложнее, чем формирование «натуральной школы». Сам Гоголь мало совпадал с «гоголевским направлением» в литературе. Любопытно, что в 1852 году за небольшую статью в память о Гоголе И. Тургенев был подвергнут аресту в части и месячной ссылке в деревню. Объяснение этому долгое время находили в нерасположении николаевского правительства к Гоголю-сатирику. Позднее было установлено, что истинным мотивом запрета было желание правительства наказать автора «Записок охотника», а запрещение некролога по причине нарушения автором цензурного устава печать в Москве статьи, запрещённой цензурой в Петербурге , было лишь поводом пресечь деятельность социально-опасного с точки зрения николаевской цензуры литератора [57]. Единой оценки личности Гоголя в качестве проправительственного или антиправительственного писателя среди чиновников Николая I не существовало.

Так или иначе, второе издание «Сочинений», начатое в 1851 году самим Гоголем и не оконченное вследствие его преждевременной смерти, могло выйти только в 1855 — 1856 годах.

Тайна Гоголя: 5 интересных историй о летаргических снах

Все знают, что Николай Васильевич сжег второй том «Мертвых душ», но мало кто знает, что это был не первый его «литподжог» — свой литературный дебют Гоголь то. Все дело в том, что Гоголь намеренно просил художников изображать его с таким носом, какой он хотел бы иметь. Полная биография Гоголя Николая Васильевича, личная жизнь, портреты и фотографии, список произведений, смерть писателя и интересные факты. 55. Путешествие по Италии подкосило Гоголя из-за малярии, которая едва не стала причиной смерти, но ему удалось побороть заболевание. Николая Гоголя называют талантливым поэтом, прозаиком и классиком русской литературы XIX века. БИОГРАФИЯ. Николай Гоголь родился в селе Сорочинцы — том самом, куда впоследствии поместил героев своей мистической повести «Сорочинская ярмарка».

Сорочинский мистик: 10 фактов и суждений о Гоголе

А еще о вкладе Гоголя в русский язык и его загадочной судьбе. Откройте для себя интересные факты о знаменитом писателе Николае Васильевиче Гоголе, которые рассказывают о его жизни и творчестве. Перечислю 10 самых интересных и малоизвестных фактов о Николае Васильевиче Гоголе, которые знаю: 1 — Многие известные писатели прекрасно. Когда останки Гоголя переносили на Новодевичье кладбище, обнаружили, что из гроба покойного украден череп.

10 необычных фактов о Николае Гоголе

Когда она приезжала в Рим, ее гидом по древнему городу становился Николай Васильевич. Кроме того, между друзьями велась весьма оживленная переписка. Однако женщина была замужем, поэтому отношения между ней и писателем были только платоническими. Еще одним сердечным увлечением украшена биография Гоголя. Краткая история его личных взаимоотношений с женщинами гласит: однажды писатель все же решил жениться. Он увлекся юной графиней Анной Вильегорской и в конце 1940-х сделал ей предложение. Родители девушки были против этого брака, и писатель получил отказ. Николай Васильевич был сильно удручен этой историей, и с тех пор устроить свою личную жизнь не пытался. Работа над вторым томом Перед отъездом автор "Мертвых душ" задумал издать первое собрание собственных сочинений. Ему, как всегда, были необходимы деньги. Однако сам этим хлопотным делом он заниматься не захотел и перепоручил это дело своему другу - Прокоповичу.

Летом 1842 года писатель находился в Германии, а осенью перебрался в Рим. Здесь он работал над вторым томом "Мертвых душ". Написанию этого романа посвящена почти вся творческая биография Гоголя. Самое главное, что он хотел сделать в тот момент, - показать образ идеального гражданина России: умного, сильного и принципиального. Однако работа продвигается с большим трудом и в начале 1845 года у писателя появились первые признаки масштабного душевного кризиса. Последние годы Писатель продолжал писать свой роман, однако все больше отвлекался на другие дела. Например, он сочинил "Развязку Ревизора", которая коренным образом меняла всю прежнюю трактовку пьесы. Затем в 1847 году в Петербурге были напечатаны "Выбранные места из переписки с друзьями". В этой книге Николай Васильевич пытался объяснить, почему второй том "Мертвых душ" до сих пор не написан, и выражал сомнение в воспитательной роли художественной литературы. Целая буря общественного негодования обрушилась на писателя.

Краткая история создания этого произведения говорит о том, что оно написано в минуту душевного смятения писателя, его стремления отойти от прежних позиций и начать новую жизнь. Сжигание рукописей Вообще писатель сжигал свои сочинения неоднократно. Это, можно сказать, было его дурной привычкой. В 1829 году он так поступил со своей поэмой «Ганс Кюхельгартен», а в 1840-м - с малороссийской трагедией "Бритый ус", которой не смог поразить Жуковского. В начале 1845 года у писателя резко ухудшилось здоровье, он постоянно консультировался с различными медицинскими знаменитостями и ездил лечиться на водные курорты. Он побывал в Дрездене, Берлине, Галле, но поправить здоровье так и не смог. Постепенно возрастала религиозная экзальтированность писателя. Он часто общался со своим духовником, отцом Матвеем. Тот считал, что литературное творчество отвлекает от внутренней жизни и требовал от писателя, чтобы он отрекся от своего божьего дара. В итоге 11 февраля 1852 года ознаменовалась судьбоносным событием биография Гоголя.

Самое главное творение его жизни — второй том «Мертвых душ» - было им безжалостно сожжено. Смерть В апреле 1848 года Гоголь возвратился в Россию. Большую часть времени он провел в Москве, иногда приезжал в Петербург и на родину, в Украину. Писатель прочитал отдельные главы из второго тома "Мертвых душ" друзьям, вновь купался в лучах всеобщей любви и поклонения. Николай Васильевич пришел на постановку "Ревизора" в Малом театре и остается доволен спектаклем. В январе 1852 года стало известно, что роман "совершенно окончен".

Это великий русский писатель : прозаик, публицист и драматург, который на века запечатлен в культуре русского народа. Его произведения «Тарас Бульба», «Мёртвые души», «Ревизор», «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Вий» с удовольствием перечитывают взрослые и дети. Моллер, «Портрет Н. Гоголя» фрагмент , 1840 г.

Фото: Depositphotos Жизнь этого человека была нестандартной, ее переполняли необычные события. Но в открытых источниках редко пишут об этих интересных фактах. Факт 1. Семья Николая Гоголя была многодетной 12 детей , однако в детстве умерли многие из них, и только три девочки и Николай Васильевич прожили долгую жизнь. Факт 2.

Гимназия — первая поэма и школьный театр В 1821-м Гоголь стал учеником Нежинской гимназии высших наук. Прилежность была не его характерной особенностью, он невнимательно слушал уроки, прилагал усилия исключительно накануне экзаменов. По воспоминаниям учителя латыни Ивана Кулжинского, Гоголь даже после трех лет обучения латыни ничему не научился. На лекциях он часто отвлекался на чтение книги, которую неизменно держал под скамьей. Больше всего Николай увлекался рисованием и русской словесностью, ему нравилось творчество Александра Пушкина. После того, как в 1825-м опубликовали первые главы поэмы «Евгений Онегин», Николай Гоголь перечитывал их так часто и с удовольствием, что вскоре мог рассказать наизусть. Он и сам занимался сочинительством. В это время из-под его пера вышла поэма «Разбойники» и повесть под названием «Братья Твердиславичи», которые и положили начало его творческой биографии. Эти произведения Гоголь опубликовал в своем журнале «Звезда», издававшемся в рукописном виде. По мнению драматурга Николая Сушкова, который учился вместе с Гоголем в гимназии, никто не верил, что из Николая получится писатель, потому, что во время учебы в лицее, он был самым нерадивым и ленивым среди всех слушателей. Но он мог увлечь своими рассказами так, что в классе начинался сумасшедший хохот, даже несмотря на присутствие директора или учителя. Именно стараниями Гоголя в гимназии появился театр. Он сам занимался подбором пьес, выполнял декорации и находил подходящих «артистов». Актеры — обычные ученики гимназии, тащили из дома все, что могло пригодиться в «театральном гардеробе». Среди самых популярных постановок был «Недоросль» Фонвизина. Николаю Гоголю доставалась роль госпожи Простаковой. Один из его сокурсников — Тимофей Пащенко, позже вспоминал, что Гоголю пророчили актерское будущее, так как он действительно обладал недюжинным талантом и имел все те качества, которые нужны настоящему артисту. В 1825-м не стало отца Николая, и он очень тяжело переживал утрату родного человека. Мать говорила, что не могла сама сообщить детям о случившемся, и просила директора гимназии подготовить к такому известию Николая. Молодой человек получил такой удар, что чуть не выбросился из окна на верхнем этаже. После того, как умер отец, семью настигли материальные трудности. Мама совершенно ничего не смыслила в хозяйстве. Николай предложил ей продать лес, принадлежащий ему по завещанию. Спустя некоторое время Гоголь отказался от своего наследства, и оно перешло к сестрам. В 1827-м Николай стал автором поэмы под названием «Ганц Кюхельгартен». Главный герой — юноша, который отказался от любви ради того, чтобы побывать в Греции. В следующем году Гоголь получил документ об окончании Нежинской гимназии и принял решение о переезде в Петербург. В письме своему дяде по материнской линии Петру Косяровскому молодой человек объясняет причину своего нежелания возвращаться в родной дом. Он говорит, что не может видеть, как живут его родные, как мать считает каждую копейку. Но он заверял, что со своей стороны сделал все, что было в его силах, и что денег с собой берет минимум, лишь бы только хватило на проезд и на первое время в Петербурге. Петербург В декабре 1828-го Гоголь прибыл в Петербург в надежде найти себе какую-нибудь службу. В своих воспоминаниях он писал, что город был совершенно не таким, как он видел в своих мечтах, не такой великолепный и красивый, как он думал ранее. И что жизнь в этом городе оказалась несравненно дороже, чем он мог себе представить. По этой причине Гоголь был вынужден ограничивать себя во многом, в том числе и в походах в театр. Только так можно было хоть раз в день позволить себе съесть щи и кашу. Николаю не удавалось найти хоть какую-то работу, его либо не брали, либо предлагали совершенно мизерное жалование. В 1829-м молодой человек сочинил стих под названием «Италия», и отправил его в журнал «Сын Отечества», не указав ни своего имени, ни фамилии. Стихотворение напечатали, и это вселило Гоголю уверенность в своих силах. Он принял решение опубликовать и поэму «Ганц Кюхельгартен», написанную им еще в Нежинской гимназии. Николай не поставил свое имя под произведением, подписался псевдонимом В. Но на этот раз его ждала неудача, книгу не хотели покупать, критики посчитали ее наивной и лишенной композиции. Тогда начинающий писатель выкупил все книги этого тиража, и сжег их без сожаления. После этого расстроенный писатель решил попробовать силы в актерском мастерстве и пришел к директору Имперских театров Сергею Гагарину. Однако получил отказ. Гоголь написал в своих воспоминаниях, что неудачи преследовали его на каждом шагу, причем там, где он совершенно не ждал. Он считал такое положение вещей ужасным наказанием, жесточе которого трудно и представить. Летом 1829-го Николай Гоголь отправился в Германию путешествовать. Отсутствие денег стало катастрофическим. Наконец-то Николай нашел себе хоть какую-то работу, его приняли на должность помощника к столоначальнику департамента уделов. Должность коллежского асессора считалась самым младшим чином в Табели о рангах. В одном из писем матери Николай писал, что ему очень долго не везло с работой, но и это место нельзя считать удачей. Но другого выхода он не видел. В обязанности писателя входил прием жалоб, подшив документов и выполнение незначительных поручений руководства. Когда появлялось свободное время, Гоголь писал, в основном, о жизни в Украине. Чтобы произведения выглядели достоверно, Николай попросил мать описывать обычаи, нравы, поверья, а также наряды разных слоев населения, от сотников с их женами до тысячников. А также ткани, из которых шились эти наряды, причем, во всех подробностях. В 1830-м журнал «Отечественные записки» издал произведение Гоголя под названием «Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купалы». Текст очень отличался от оригинала, потому что издателю Павлу Свиньину захотелось переделать его по своему вкусу.

За работой Николай Васильевич постоянно грыз сахар, которым вечно были забиты его карманы, или скатывал из хлебного мякиша шарики, которые затем отправлял в рот. Факт 6. Именно А. Более того — именно благодаря Александру Сергеевичу пьеса всё-таки была закончена! Факт 7. У родителей Гоголя была дюжина детей, из которых детство пережила половина. Сам писатель нежно любил своих сестёр, и ещё в юности он научился отлично шить и вязать, причём все сделанные своими руками платья, шарфы и прочие предметы гардероба он дарил именно сёстрам. А когда скончались его родители, Николай Васильевич, который при этом не был богат, сразу отказался от своей части наследства, передав её сёстрам. Факт 8. Личная жизнь Гоголя до сих пор остаётся тайной за семью печатями. Он был весьма скрытным человеком, но, судя по всему, он вообще никогда не имел никаких отношений с женщинами.

Николай Васильевич Гоголь

В детстве маленький Коля увлекался рисованием, сочинения ему давались на троечку «с натяжкой». Старый деревенский дом в селе Васильевке Полтавской губернии, в котором Н. Гоголь провёл своё детство Фото: ru. Мягкий и добрый мальчик с детства любил вязать и шить одежду, с удовольствием возился на кухне. Свое знаменитое коронное блюдо «Гоголь-моголь» он готовил из козьего молока, смешанного с ромом. Факт 4. Знаменитый писатель не имел связей с женской половиной человечества. Предполагается, что застенчивый характер стал этому виной. Хотя однажды рука и сердце писателя были предложены А.

Но не Николай Васильевич — за всю жизнь Гоголь так и не освоил ни один другой язык, кроме русского, на высоком уровне.

Сам писатель вспоминал, что во время учёбы его преподаватель постоянно критиковал творчество А. Пушкина и В. Эта критика и вызвала повышенный интерес Гоголя к их произведениям. Николай Васильевич немало попутешествовал по Российской империи, но за её границы почти не выбирался. Хотя однажды он побывал в Риме, где, вероятно, и подхватил малярию, осложнения от которой впоследствии и послужили причиной его смерти. Из-за свойственных Гоголю странностей долгое время бытовало мнение, что он страдал от каких-то психических расстройств. Современные исследователи проанализировали его творчество и переписку, придя к выводу, что это не так, и если литератор от чего-то и страдал, так это от серьёзной депрессии. Гоголь завещал похоронить себя лишь после того, как у его тела появятся явственные признаки трупного разложения. Его воля была исполнена, несмотря на то, что начавшее разлагаться тело служило источником сильного запаха.

Писатель никогда не был женат, и он не оставил после себя потомства. Более того, не сохранилось вообще никакой достоверной информации о том, что при жизни Гоголь состоял в отношениях с кем-либо. В честь знаменитого писателя был назван астероид 2361 Гоголь, открытый в 1976 году советскими астрономами. Оцените статью и поделитесь ей в соцсетях! Отправить оценку Средний рейтинг: 4. Количество оценок: 216 Оценок пока нет.

А некоторые факты его жизни, мало кому известны. Его отец Василий Гоголь-Яновский был коллежским асессором. Это соответствовало чину майора в армии, что давало право на потомственное дворянство вплоть до 1845 года. Мать писателя Мария Косяровская была дочерью зажиточного помещика и очень красивой девушкой.

За отца Гоголя она вышла замуж в раннем возрасте 14 лет. В семье родилось 12 детей, но выжить удалось только Николаю и 4 сестрам. Еще в 5 лет у Гоголя проявился талант к сочинительству, и он сам записывал все, что приходило ему в голову. Картина Николая Гоголя в детстве. Оказывается, что настоящая фамилия писателя, принадлежащая его роду, была Яновский, а не Гоголь. Последнюю, просто выдумал его дед Афанасий Яновский в надежде получить дворянский титул. Дед был полковым писарем и женился на дочери помещика. За женой было поместье, а вот дворянства не было. Императрица Екатерина II пообещала сохранить все права польскому шляхетству после разделения Речи Посполитой. Там писалось, что сам король Ян-Казимир даровал дворянство прапрадеду помещика Андрею Гоголю.

Подтвердить, как и опровергнуть этот факт было на то время невозможно. Афанасий Яновский добивался признания дворянства несколько лет, но ему это все-таки удалось. Хотя со временем, Николай не захотел носить фамилию Яновский и стал просто Гоголем. У литератора должна быть короткая и запоминающаяся фамилия. Откуда пошло увлечение Гоголя рукоделием Интересно, что Гоголь увлекался совершенно не мужским занятием. Он еще с детства любил шить и вязать.

Гоголя упоминается, что у него было несколько странных привычек.

Если копнуть поглубже, то окажется, что их было даже не несколько, а очень много — к примеру, он всегда держался левой стороны дорог и тротуаров, не считаясь с создаваемыми для окружающих неудобствами. За работой Николай Васильевич постоянно грыз сахар, которым вечно были забиты его карманы, или скатывал из хлебного мякиша шарики, которые затем отправлял в рот. Факт 6. Именно А. Более того — именно благодаря Александру Сергеевичу пьеса всё-таки была закончена! Факт 7. У родителей Гоголя была дюжина детей, из которых детство пережила половина.

Сам писатель нежно любил своих сестёр, и ещё в юности он научился отлично шить и вязать, причём все сделанные своими руками платья, шарфы и прочие предметы гардероба он дарил именно сёстрам. А когда скончались его родители, Николай Васильевич, который при этом не был богат, сразу отказался от своей части наследства, передав её сёстрам. Факт 8.

Мистика и тайны: как великий Гоголь создавал свои бессмертные произведения

Ее часто называли лицеем: подобно Царскосельскому лицею, гимназический курс в ней сочетался с университетскими предметами, а занятия вели профессора. Семь лет проучился Гоголь в Нежине, приезжая к родителям лишь на каникулы. Сперва учение шло туго: сказывалась недостаточная домашняя подготовка. Дети состоятельных родителей, однокашники Гоголя, поступили в гимназию со знанием латыни, французского и немецкого языков. Гоголь завидовал им, чувствовал себя ущемленным, чурался однокашников, а в письмах домой умолял забрать его из гимназии.

Сынки богатых родителей, среди которых был Н. Кукольник, не щадили его самолюбия, высмеивали его слабости. На собственном опыте пережил Гоголь драму «маленького» человека, узнал горькую цену слов бедного чиновника Башмачкина, героя его «Шинели», обращенных к насмешникам: Оставьте меня! Зачем вы меня обижаете?

Болезненный, хилый, мнительный, мальчик был унижаем не только сверстниками, но и нечуткими педагогами. Редкостное терпение, умение молча сносить обиды дало Гоголю первую кличку, полученную от гимназистов, — «Мертвая мысль». Но вскоре Гоголь обнаружил незаурядный талант в рисовании, далеко опережающий успехами своих обидчиков, а потом и завидные литературные способности. Появились единомышленники, с которыми он стал издавать рукописный журнал, помещая в нем свои статьи, рассказы, стихотворения.

Среди них — историческая повесть «Братья Твердиславичи», сатирический очерк «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан», в котором он высмеивал нравы местных обывателей. Начало литературного пути Гоголь рано стал интересоваться литературой, в особенности стихами. Его любимым поэтом был Пушкин, и он переписывал в свои тетради его "Цыган", "Полтаву", главы "Евгения Онегина". К этому времени относятся и первые литературные опыты Гоголя.

Другим увлечением Гоголя-гимназиста был театр. Он принимал горячее участие в постановке школьных спектаклей, играл комические роли, рисовал декорации. У Гоголя рано пробудилась неудовлетворенность затхлой и тусклой жизнью нежинских "существователей", мечты о служении благородным и высоким целям. Мысль о будущем, о "служении человечеству", уже тогда захватывает Гоголя.

Эти восторженные стремления, эта жажда общественно-полезной деятельности, резкое отрицание обывательской успокоенности, нашли свое выражение и в первом дошедшем до нас его поэтическом произведении-поэме "Ганц Кюхельгартен". Читайте также: Творчество Гоголя Мечты и планы будущей деятельности влекли Гоголя в столицу, в далекий и заманчивый Петербург. Здесь он думал найти применение своим способностям, отдать свои силы на благо общества. По окончании гимназии, в декабре 1828 года, Гоголь уезжает в Петербург.

Петербург неласково встретил восторженно настроенного юношу, приехавшего из далекой Украины, из тихой провинциальной глуши. Со всех сторон Гоголя постигают неудачи. Чиновно-бюрократический мир с равнодушным безразличием отнесся к молодому провинциалу: служба не находилась, столичная жизнь для юноши, обладавшего весьма скромными средствами, оказалась очень трудной. Горькое разочарование испытал Гоголь и на литературном поприще.

Возлагаемые им надежды на поэму "Ганц Кюхельгартен", привезенную из Нежина, не оправдались. Изданная в 1829 году под псевдонимом В. Алов поэма успеха не возымела. В конце 1829 года Гоголю удалось устроиться на службу мелким чиновником в департамент государственного хозяйства и публичных зданий.

Обе части "Вечеров" были изданы под псевдонимом пасечника Рудого Панька. Некоторые эпизоды книги, в которой настоящая жизнь переплеталась с легендами, были навеяны детскими видениями Гоголя. Так, в повести "Майская ночь, или Утопленница" эпизод, когда мачеха, превратившаяся в черную кошку, пытается задушить дочку сотника, но в результате лишается лапы с железными когтями, напоминает реальную историю из жизни писателя. Как-то родители оставили сына дома, а прочие домочадцы легли спать. Вдруг Никоша - так называли Гоголя в детстве - услышал мяуканье, а через мгновение увидел крадущуюся кошку. Ребенок был напуган до полусмерти, но у него хватило мужества схватить кошку и выбросить в пруд. Майская ночь, или Утопленница. Художник Ольга Ионайтис. Почему Гоголь не был женат?

Несмотря на успех своей второй книги, Гоголь все еще отказывался считать литературный труд своей главной задачей. Он преподавал в женском Патриотическом институте, где часто рассказывал юным барышням занимательные и поучительные истории. Слава о талантливом "преподавателе-рассказчике" даже дошла до Санкт-Петербургского университета, куда его пригласили читать лекции на кафедре всеобщей истории. В личной жизни писателя все оставалось без перемен. Существует предположение, что Гоголь никогда не имел намерения жениться. Между тем многие современники писателя считали, что тот был влюблен в одну из первых придворных красавиц Александру Осиповну Смирнову-Россет и писал ей, даже когда она уехала с мужем из Петербурга. Позднее Гоголь был увлечен графиней Анной Михайловной Виельгорской. С семьей Виельгорских писатель познакомился в Петербурге. Образованные и добрые люди сердечно приняли Гоголя и оценили его талант.

Особенно подружился писатель с младшей дочерью Виельгорских Анной Михайловной. В отношении графини Николай Васильевич мнил себя духовным наставником и учителем. Он давал ей советы, касающиеся русской литературы, стремился поддержать в ней интерес ко всему русскому. В свою очередь, Анна Михайловна всегда интересовалась здоровьем, литературными успехами Гоголя, чем поддерживала в нем надежду на взаимность. По семейному преданию Виельгорских, Гоголь решился сделать предложение Анне Михайловне в конце 1840-х годов. После неудачной попытки устроить свою семейную жизнь Гоголь писал Василию Андреевичу Жуковскому в 1848 году, что не должен, как ему кажется, связывать себя никакими узами на земле, в том числе и жизнью семейной Портрет А. Неизвестный автор. В сборник вошло одно из самых мистических произведений Гоголя — повесть "Вий". В примечании к книге Гоголь написал, что повесть "есть народное предание", которое он передал именно так как слышал, ничего не изменив.

Между тем, исследователями до сих пор не найдено ни одного произведения фольклора, которое точно напоминало бы "Вий". Имя фантастического подземного духа - Вия - было придумано писателем в результате соединения имени властителя преисподней "железного Ния" из украинской мифологии и украинского слова "вия" - веко. Отсюда - длинные веки гоголевского персонажа. Кадр из фильма "Вий" 1967 г.

Среди биографий великих писателей, биография Гоголя стоит в отдельном ряду.

После прочтения данной статьи вы поймете, почему это так. Николай Васильевич Гоголь является общепризнанным литературным классиком. Он мастерски работал в самых разных жанрах. О его произведениях положительно отзывались как его современники, так и писатели последующих поколений. Разговоры о его жизни не утихают до сих пор, поскольку из интеллигенции 19 века, он является одной из самых загадочных фигур.

Детство и юность Николай Васильевич Гоголь родился 1 апреля 20 марта по старому стилю 1809 года, в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии ныне село в Полтавской области Украины в зажиточной украинской семье. Будущий писатель стал третьим из двенадцати детей, но так как двое первых мальчиков умерли в младенчестве, для родителей он был словно первенец. Незадолго до родов матушка горячо молилась преподобному Николаю Чудотвроцу, а потому, родившегося мальчика было решено назвать Николенькой. Детство его прошло в живописных местах, овеянных казацким прошлым, древней историей, народными легендами. Маленький Коля видел вокруг колоритных людей из народа: казаков, чумаков, торговцев на рынке, хитрых цыган-«лошадников», зажиточных и бедных крестьян, острых на язык девушек и веселых задорных парней.

С детства слушал народные предания, в том числе и страшные. Например, о ведьмах, о русалках-водяницах, о цветке папоротника, который цветет только одну ночь - на Ивана Купала. Позже в сборнике рассказов "Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголь воспроизвел все это. Он создал образ степной Украины - щедрой земли жизнерадостных людей. Эта земля овеяна сказочными легендами, иногда смешными, как в «Сорочинской ярмарке», иногда таинственными или жуткими, как в «Вечере накануне Ивана Купала».

Свои произведения о жизни простых украинцев Гоголь снабдил острым украинским словцом. Без этого был бы утрачен их неповторимый колорит. Гоголь жил в Полтаве и учился в Нежинской гимназии высших наук. Эти города сохраняли историю украинского казачества, которую в художественной форме Гоголь затем отразил в романе «Тарас Бульба». Очень тщательно в этой книге описал Гоголь казацкий быт и обычаи дома и на войне.

А в миргородском цикле повестей Гоголь подробно изобразил быт и типичное поведение уже другого слоя украинского населения - сонных помещиков-обывателей, чиновников-«буквоедов», студентов-гуляк. Примерами могут служить такие произведения, как «Старосветские помещики», «Вий», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». На творчество Николая Гоголя большое влияние оказала Украина, ее фольклор, колорит, типажи людей. Но и сам Гоголь впервые вызвал интерес к украинской культуре по всей Российской империи, а потом и в других странах, ведь его произведения переводились на иностранные языки. Он оказал большое влияние на развитие украинской литературы.

На основе произведений Гоголя было создано несколько классических опер, например, «Ночь перед Рождеством» композитора Н. Отец Гоголя Семья Гоголей выделялась устойчивыми культурными запросами. Отец Гоголя - Василий Афанасьевич, был талантливым рассказчиком и любителем театра. Он близко сошелся с дальним родственником, бывшим министром юстиции Д. Трощинским, который жил на покое в селе Кибинцы, неподалеку от Васильевки.

Богатый вельможа устроил в своей усадьбе домашний театр, где Василий Афанасьевич стал режиссером и актером. Он составлял для этого театра собственные комедии на украинском языке, сюжеты которых заимствовал из народных сказок.

Она влюбилась в писателя.

Эта женщина стала единственной, кто признался ему в любви, хотя и в письме. Но Гоголя в то время уже не интересовали романтические отношения — он полностью погрузился в религию и буквально наслаждался своим одиночеством и фобиями. Переписка писателя с Марией Синельниковой продолжалась два года, вплоть до самой смерти Гоголя.

Письма, которые писали друг другу Николай Васильевич и Мария, вполне можно назвать любовными, хотя их стиль был достаточно сдержанным даже для того времени. Тайна смерти Гоголя Среди множества фобий писателя не последнее место занимала боязнь быть похороненным заживо. Гоголь писал за семь лет до смерти: «Завещаю тела моего не погребать до тех пор, пока не появятся явные признаки разложения.

Упоминаю об этом потому, что уже во время самой болезни находили на меня минуты жизненного онемения, сердце и пульс переставали биться». Гоголь скончался в 42 года, в 8 часов утра 21 февраля 1852 года. Кто именно зафиксировал смерть Николая Васильевича, неизвестно.

Первым доктором, прибывшим к телу, стал врач Тарасенков, который застал писателя уже обмытым и одетым в новый сюртук. Аутопсия проведена не была, поэтому точная причина смерти Гоголя неизвестна. Документ о смерти коллежского асессора Николая Васильевича Гоголя гласит, что он «умер от простуды», хотя все, кто виделся с писателем последние дни его жизни, ни о какой простуде не упоминают.

После похорон было высказано множество версий о его смерти, начиная от банального менингита, и заканчивая совсем уж экзотической «религиозной манией». Еще позднее появилась популярная версия о летаргическом сне, в который Гоголь впал вследствие случайного или намеренного отравления. Могила Н.

Гоголя до перезахоронения В комиссию входили не только ответственные лица, но и представители литературного сообщества. Один из них, писатель В. Лидин, распространил гипотезу о том, что Гоголя похоронили заживо.

Он писал, что дубовый гроб хорошо сохранился, но внутри был сильно исцарапан. Тело Николая Васильевича, по словам Лидина, лежало на боку с неестественно вывернутыми конечностями. Позднее стало ясно, что это выдумка писателя, о чем свидетельствуют воспоминания других свидетелей эксгумации.

6 фактов о Гоголе, которые не расскажут в школе

Факт 2. В биографии Гоголя и его предков есть очень интересные несостыковки. Факт 3. У писателя было несколько довольно необычных фобий. Он некомфортно себя чувствовал в обществе незнакомцев, а потому ограничивал свой круг общения. Если же в знакомой компании появлялись незнакомцы, Гоголь обычно уходил, даже не прощаясь. Также он боялся грозы, молний и грома, и в такую погоду бледнел, покрывался испариной и вообще демонстрировал все признаки сильнейшего испуга. Но самой сильной фобией Гоголя была боязнь быть заживо погребённым, и он даже составил целую инструкцию, согласно которой нужно было убедиться в том, что он действительно умер, прежде чем хоронить его.

Факт 4. Прославившись ещё при жизни, Гоголь не всегда был знаменит. Причём незадолго до публикации Гоголь приходил в гости к Пушкину , чтобы попросить того прочитать поэму и отрецензировать её, но тот не смог его принять, и начинающий поэт отправился к издателю.

По словам самого писателя, он не собирался сжигать 2-й том «Мертвых душ», как в прочем и ряд других произведений. На такие поступки его якобы толкал «злой дух». В процессе написания той или иной книги, Гоголь часто катал шарики из хлеба или ел разные сладости. Николай Гоголь любил угощать своих гостей напитком, который он иронично называл «гоголем-моголем». Он был приготовлен из козьего молока и рома. После кончины классика его состояние было оценено всего в 43 рубля.

Самой ценной вещью оказались золотые часы, некогда принадлежавшие Василию Жуковскому, которые тот хранил в память об Александре Пушкине интересные факты о Пушкине. Незадолго до смерти Гоголь отказался от пищи, слег в постель и впал в беспамятство. Когда Николай Гоголь выезжал из номера гостиницы, он часто забирал с собой сахар, который затем употреблял во время работы. Писатель был настоящим сладкоежкой, способным за раз съесть банку варенья. Гоголь утверждал, что когда его осматривали французские доктора, они заметили в его теле любопытную аномалию.

На основе произведений Гоголя было создано несколько классических опер, например, «Ночь перед Рождеством» композитора Н. Отец Гоголя Семья Гоголей выделялась устойчивыми культурными запросами. Отец Гоголя - Василий Афанасьевич, был талантливым рассказчиком и любителем театра. Он близко сошелся с дальним родственником, бывшим министром юстиции Д. Трощинским, который жил на покое в селе Кибинцы, неподалеку от Васильевки. Богатый вельможа устроил в своей усадьбе домашний театр, где Василий Афанасьевич стал режиссером и актером. Он составлял для этого театра собственные комедии на украинском языке, сюжеты которых заимствовал из народных сказок. В подготовке спектаклей принимал участие В. Капнист, маститый драматург, автор прославленной «Ябеды». На подмостках сцены в Кибинцах разыгрывались его пьесы, а также «Недоросль» Фонвизина, «Подщипа» Крылова. Василий Афанасьевич был дружен с Капнистом, гостил иногда всем семейством у него в Обуховке. В июле 1813 года маленький Гоголь видел здесь Г. Державина, навещавшего друга своей молодости. Писательский дар и актерский талант Гоголь унаследовал от своего отца. Мать Гоголя Мать, Мария Ивановна, была женщиной религиозной, нервной и впечатлительной. С детства запомнились Гоголю рассказы матери о последних временах, о гибели мира и Страшном суде, об адских муках грешников. Они сопровождались наставлениями о необходимости блюсти душевную чистоту ради будущего спасения. Особенно впечатлил мальчика рассказ о лестнице, которую спускают с неба ангелы, подавая руку душе умершего. На лестнице этой — семь мерок; последняя, седьмая поднимает бессмертную душу человека на седьмое небо, в райские обители, которые доступны немногим. Туда попадают души праведников — людей, которые провели земную жизнь «во всяком благочестии и чистоте». Образ лестницы пройдет потом через все размышления Гоголя об участи и призвании человека к духовному совершенствованию. От матери унаследовал Гоголь тонкую душевную организацию, склонность к созерцательности и богобоязненную религиозность. Дочь Капниста вспоминала: «Гоголя я знала мальчиком всегда серьезным и до того задумчивым, что это чрезвычайно беспокоило его мать». На воображение мальчика повлияли также языческие верования народа в домовых, ведьм, водяных и русалок. Разноголосый и пестрый, подчас комически веселый, а порой приводящий в страх и трепет таинственный мир народной демонологии с детских лет впитала впечатлительная гоголевская душа. Обучения в Полтавском уездном училище В 1821 году, после двухлетнего обучения в Полтавском уездном училище, родители определили мальчика в только что открытую в Нежине Черниговской губернии гимназию высших наук князя Безбородко. Ее часто называли лицеем: подобно Царскосельскому лицею, гимназический курс в ней сочетался с университетскими предметами, а занятия вели профессора. Семь лет проучился Гоголь в Нежине, приезжая к родителям лишь на каникулы. Сперва учение шло туго: сказывалась недостаточная домашняя подготовка. Дети состоятельных родителей, однокашники Гоголя, поступили в гимназию со знанием латыни, французского и немецкого языков. Гоголь завидовал им, чувствовал себя ущемленным, чурался однокашников, а в письмах домой умолял забрать его из гимназии. Сынки богатых родителей, среди которых был Н. Кукольник, не щадили его самолюбия, высмеивали его слабости.

Тот факт, что Николай Васильевич очень стеснялся своего носа, был известен всем его приятелям и знакомым. В то время такая форма носа считалась признаком высокого происхождения и аристократичности. Эту особенность от матери унаследовал не только старший сын, но и все дети в этой семье. Великого драматурга явный признак аристократии на лице не устраивал и стал причиной многих комплексов. Каждого портретиста, выполнявшего портреты, писатель вынуждал сгладить ситуацию и изобразить нос поменьше, относился он к этому крайне щепетильно, поэтому биографы с сожалением констатируют тот факт, что реальную внешность автора бессмертных произведений восстановить можно лишь приблизительно. Исследователи творчества автора считают, что к появлению на свет произведения «Нос» привела отчаянная попытка этого впечатлительного человека побороть свой комплекс. Фобии и страхи Вряд ли во всей отечественной литературе найдётся ещё хотя бы один человек, который сравнится по количеству фобий с Гоголем. Одним из страхов, с которым с ранних лет столкнулся Николенька, был страх перед грозой. Во время грома и молнии мальчик прятался под кровать, крепко закрывал руками уши и громко ревел. Превратившись во взрослого мужчину, такое эпатажное поведение закончилось, но с желанием закрыть уши Николай Васильевич не мог справиться и во взрослом состоянии. Мистический ужас вызывали в душе писателя насекомые, пауки и черви. Он искренне считал их посланниками ада и дьявольским порождением. Хотя Гоголь не был социофобом в полной мере, но факт неадекватного поведения во время появления незнакомых людей не остался незамеченным для окружающих. Как только в комнату входил незнакомец, писатель резко ретировался под любым удобным или даже нелепым предлогом. Зная о подобных причудах, друзьям даже в голову не приходило препятствовать такому бегству. Но главной фобией Гоголя был страх захоронения в состоянии летаргического сна или в коме. Воображение драматурга рисовало ужасные картины пробуждения в тёмном гробу глубоко в земле, где никто не услышит криков умирающего от недостатка кислорода человека. Литератор так много говорил об этом, что в конечном итоге это породило у потомков сомнения по поводу того, не был ли он похоронен живьём. Такую точку зрения рассматривали историки и биографы великого писателя, но факт того, что тело предалось погребению заживо, не подтвердился, поскольку с лица умершего была сделана посмертная маска. Известно, что во время изготовления такой маски человек не получает кислород, поэтому на живом выполнить её невозможно. Семейный подряд Мать любила старшего сына нежной любовью. Она поддерживала его во всех начинаниях и с восторгом принимала любую идею, которой он жил. После того, как первое произведение — «Ганц Кюхельгартен» — было разнесено в пух и прах критиками, юный автор в отчаянии скупил весь тираж и уничтожил его. Идею произведения, которое принесёт ему настоящий успех, писатель обсуждает со своей матерью. Повесть «Вечера на хуторе близь Диканьки» неслучайно обращена к тематике быта и обычаев центральной Украины. В то время обращение к истокам стало новой тенденцией в литературе, на которую делали ставку многие авторы.

6 фактов о Гоголе, которые не расскажут в школе

В 1834-1835 гг. Николай Гоголь являлся адъюнкт-профессором по кафедре всеобщей истории Петербургского университета. 10 фактов про Николая Васильевича Гоголя. Все дело в том, что Гоголь намеренно просил художников изображать его с таким носом, какой он хотел бы иметь.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий