Христианский пост в Библии: Новый Завет. «Важно помнить, что пост – это не диета и не просто какое-то индивидуальное очищение и самосовершенствование, – говорит священник Георгий Кочетков. Какие традиции поста сохранились в России с давних времён, что можно и нельзя есть в Великий пост и как молиться. Пост у христиан – возможность научиться любви, целомудрию, терпению, видению своих собственных ошибок и грехов. Великий пост, важнейший из многодневных постов православной церкви, готовит христиан к достойной встрече главного праздника — Светлого Воскресения Христова. В 2024 году пост начинается в понедельник, 18 марта.
Кому поститься можно, а кому вообще не стоит? Разбираемся в нюансах
Итак, можно сказать, что христианский пост – это благословенное Православной Церковью посильное воздержание христианина от пищи, пития и ряда других плотских удовольствий ради получения благодати Святого Духа, здравия души и тела, а в наше время и того. Наша христианская жизнь неразрывно связана, с окружающим миром, с нашими ближними. Христианский пост состоит в борьбе со страстями и похотями прежде всего, усиленной молитве, а во-вторых ограничение в употреблении "скоромной" пищи, т.е. пище животного происхождения (мяса, яиц, молочных продуктов, а при строгом посте исключается и рыба). Пост начинается 27 февраля и длится до 16 апреля. Пост – это сильнейшее орудие против греха в руках христиан. Человек совершает ради Бога небольшой поступок – отказывается от скоромной пищи и развлечений.
Великий пост в 2024 году
Но накануне с ним случилась удивительная вещь. Поскольку тело должно быть подготовлено к длительному воздержанию, ангел Господень принес ему пищу, послужившую ему поддержкой во время перехода через пустыню. В 3-й Книге Царств, главе 19, стихе 8, сказано: И встал он, и ел, и пил, и ходил силою пищи сорок дней и сорок ночей до горы Божией, которая есть гора Хорив. При встрече с Илией Всевышний принял образ "тончайшего ветра", тогда как пророк посредством поста, "утончения" плоти, возвысился над грубой чувственностью плоти.
В результате и стала возможной встреча Бога и человека. Пост праведника Иова Пост Иова длился семь дней и ночей, и в течение этого времени ни он, ни те, кто окружал его, не сказали ни слова.
Что можно и нельзя есть во время Петрова поста?
Петров пост считается не таким суровым, как Великий , поэтому соблюдать его будет не так сложно. Строгий запрет касается только мяса, яиц и молочных продуктов, а, например, рыбу есть можно почти во все дни — кроме понедельника, среды и пятницы. Правда, практика показывает, что современные миряне чуть ослабили правила и отказываются от рыбы только по средам и пятницам.
День недели.
Причём суть поста не в том, чтобы только не есть определённых видов пищи. Если вы не едите мясного, но просиживаете часами у телевизора — это не пост, если вы во время поста ходите по театрам, концертам и прочим развлекательным заведениям, — это не пост, если вы тратите время на посещение и приём гостей, активно «общаетесь» по телефону, зачитываетесь художественной литературой — это тоже не пост.
Если вы сами, воздерживаясь от скоромной мясо-молочной пищи и развлечений, осуждаете других за их «нерадивую» жизнь, то это тем более — не пост. Пост — это воздержание от всего, что может вставать между вами и Богом, во время поста христиане воздерживаются даже от интимной супружеской жизни, пост — это уход внутрь себя и пребывание там наедине с Господом, это время самоанализа, внимательного пересмотра своей жизни, период наиболее активной духовной работы по исправлению своих недостатков, искоренению страстей, очищению плоти и духа. Постом христианин должен уделять больше внимания и времени на посещение храма, домашнюю молитву, помощь ближним и творение дел милосердия. Некоторые из Святых Отцов называют молитву и пост двумя крылами, возносящими к Небу христианскую душу.
Церковью установлена целая система постов, соблюдая которые, христианин способствует успешному прохождению духовных подвигов, совершенствованию души, стяжанию Божественной Благодати Святого Духа. Посты бывают однодневные и многодневные. Однодневными постами являются каждые Среда и Пятница в течение года, за исключением Святок период между праздниками Рождества и Крещения , Пасхальной и «сплошных» седмиц недель.
Впрочем, в определенные дни даже в даниловский пост разрешено есть рыбу. Те, кто выбирают следовать более строгому уставу, максимально сокращают приемы пищи и переходят на сухоедение. Помимо больших постов в православии считается, что по средам и пятницам также следует воздерживаться от пищи не растительного происхождения и духовных увеселений. В католичестве есть два варианта поста — воздержание от употребления мясных продуктов и более строгий, который заключается в ограничении приемов пищи в течение дня. Постящиеся могут есть только три раза в день, и только одна из трапез должны быть сытной. Строгий пост соблюдается только перед Пасхой или в дни Адвента, которые начинаются с четвертого воскресенья до Рождества и заканчиваются 25 декабря.
Как же проходит пост у протестантов? Достаточно необычно. Лютеране, прямые последователи идей Мартина Лютера, несмотря на выход из католической веры, все равно делят с ними постные традиции. При этом запрета на какой-либо определенный вид пищи у них нет. В целом пост в протестантизме трактуется достаточно вольно. Главное различие заключается в том, что он не имеет календарной привязки и не зависит от религиозных праздников. Пост понимают как упражнение на укрепление собственной веры. К нему прибегают в тяжелые жизненные времена или в качестве усмирения своей праздности. Самих по себе пищевых ограничений в пост нет, они остаются на усмотрение верующего, при этом необходимо соблюдать умеренность, и к этому последователи протестантизма относятся серьезно.
Иногда они полностью отказываются от любого приема пищи, в том числе и воды.
Что такое Пост и зачем он нужен?
Почему в Церкви четыре поста? | Кто и когда придумал пост, доподлинно неизвестно. Известно, что посты существовали и у язычников, и у иудеев с глубокой древности. |
Христианский пост: католический и православный - различия и сходства | Когда в 2023 году начинается Петров пост и что в это время можно есть. |
Календарь Великого поста 2024
- Традиции, ограничения и послабления: все о Великом посте в 2024 году
- Испытайте силу молитвы и поста
- С чего нужно начать Великий пост
- Чем католический пост отличается от православного: всё о традициях христианского воздержания
- Содержание
Какого числа Великий пост в 2024 году
- Великий пост: история, смысл и ответы на главные вопросы
- Великий пост: Что можно и чего нельзя делать целых 48 дней
- Когда начинается и сколько длится Петров пост в 2023 году?
- Великий пост 2024
Великий пост: что можно и нельзя делать и есть, запреты
Итак, можно сказать, что христианский пост – это благословенное Православной Церковью посильное воздержание христианина от пищи, пития и ряда других плотских удовольствий ради получения благодати Святого Духа, здравия души и тела, а в наше время и того. Посты у православных христиан. История постов. Пост существовал во времена Ветхого Завета, христиане же стали поститься с самого основания Церкви, следуя примеру Самого Господа и апостолов. Что такое Великий пост. Это необходимая часть христианского поста, ибо изобилие пищи всегда мешает ясности ума, порождает лень на молитву и препятствует духовному бдению. К христианам пост перешел из Ветхого Завета. Тогда он означал полное воздержание от еды и длился от нескольких часов до нескольких дней (Моисей постился все 40) и означал жертву, в которую человек приносил сам себя. Пост в христианской церкви — период самоограничения в еде, увлечениях, общении с людьми.
Поститься нужно для определённой цели
Церковью установлена целая система постов, соблюдая которые, христианин способствует успешному прохождению духовных подвигов, совершенствованию души, стяжанию Божественной Благодати Святого Духа. Посты бывают однодневные и многодневные. Однодневными постами являются каждые Среда и Пятница в течение года, за исключением Святок период между праздниками Рождества и Крещения , Пасхальной и «сплошных» седмиц недель. Кроме того, однодневными постами являются: Крещенский сочельник Навечерие Богоявления , Усекновение главы Иоанна Предтечи — 29 августа 11 сентября по новому стилю и Воздвижение Креста Господня — 14 27 сентября.
Посты различаются по степени строгости: строгий пост — разрешается для вкушения только растительная пища овощи, фрукты ; менее строгий пост — разрешается растительное масло, в воскресные и праздничные дни — рыба. Многие начинающие ужасаются: «Как? Не есть мясного?
Да откуда же тогда будут силы работать, вообще что-то делать? Также и человек, в период поста, не только не теряет физической силы и работоспособности, но, за счёт очищения организма от шлаков и избытка белков, ощущает значительное облегчение во всём теле, как умственная так и физическая активность его заметно увеличиваются.
Пост, также, как воздух, жизненно-нужный процесс воспитания сознания, в духовном направлении, так как, отделяет чертой — материально-денежно-плотскую и духовную, жизнь, человека.
Что заключает в себя Пост, и почему он, так нужен? Под, понятием Пост, подразумевается заступление в данном, то есть, в духовном случае сознанием, на установленный уставом Християнской Церкви период тренировочно-воспитательного, и, в совершенной форме за тем, постоянного — пребывания сознательного сознанием, отречения — от, материально-денежно-плотской жизни, с определённой целью, и, с определённым для воспитанников-новичков, временем. Духовное и Искреннее , отношение к Посту, совершенствует-вразумляет формирующееся сознание от привязанности к материально-денежно-плотскому миру, то есть, отдаляет-отчищает, от осквернения в направлении — святости, непотребными, мирскими материально-денежно-плотскими интересами, ценностями и методами того, получения.
С действительным, то есть, Истинным, желанием творить волю Божию, а тем самым, жить Правдою, еженедельный Пост, по средам, пятницам и четыре, ежегодных продолжительных поста, приоткрывают человеку, занавес к знаниям, о естественной, по природе человека — свободе. То есть, к знаниям, о безрассудной, совершенно ненужной зависимости от мира непотребства, и непотребных но, и вводящих в грех забот. Или какой выкуп, даст человек за душу свою то есть за жизнь свою — Судье, во время Суда…?
Матфея 16,26. Иова 5,7. Что собственно и есть, символический Крест Христов глава — «Крест Христов», в книге «Под заботливой рукой Творца» , то есть, сораспятие со Христом, посредством духовного Поста.
Как налагаешь пост на чрево свое, так наложи на злые мысли свои и прихоти. Да постится ум твой от суетных помышлений. Да постится память от злопамятства. Да постится воля твоя от злого хотения. Да постятся очи твои от худого видения: "Отврати очи твои, чтобы не видеть суеты".
Да постятся уши твои от скверных песен и шептаний клеветнических. Да постится язык твой от клеветы, осуждения, кощунства, лжи, лести, сквернословия и всякого праздного и гнилого слова. Да постятся руки твои от биения и хищения чужого добра. Да постятся ноги твои от хождения на злое дело. Вот христианский пост, которого Бог от нас требует.
Покайся и, воздерживаясь от всякого злого слова, дела и помышления, учись всякой добродетели", - учил наш святой Тихон Задонский. Пост проходит правильно, если сердце откликается на добро Молитвы во время Великого поста Молиться в пост надо особенно усердно, стараясь не пропускать утреннего и вечернего правила. Священники советуют расширить ежедневный круг молитв за счет псалмов, домашнего разбора текстов богослужения на русском языке - чтобы лучше понимать, что происходит в храме, изучения великопостной молитвы святого Ефрема Сирина. Для того чтобы настроить свое сердце на покаяние, нужно обязательно посетить хотя бы одну вечернюю службу, на которой читается Великий покаянный канон Андрея Критского он совершается с понедельника по четверг 1-й недели Великого поста и в среду на 5-й. Если вы в течение года причащались редко, то в Великий пост обяжите себя принимать Таинство Причастия еженедельно: в пост обостряется духовная брань - невидимая борьба с нападками бесов, стремящихся помешать нашим усилиям и подвигам, и без благодатной помощи Таинства нам с этим не справиться.
Поклонитесь Кресту Господню в Крестопоклонную неделю - 4-ю неделю Великого поста, посетите храм в пятницу 5-й, когда на вечерней службе читается акафист Божией Матери. Найдите время помолиться за Литургией Преждеосвященных Даров в пост она совершается по средам и пятницам. Особое внимание - богослужениям Страстной недели. Это и проложит вам путь к Встрече, станет основой поста. Как понять, правильно ли ты постишься Как понять, правильно ли ты постишься?
Человек был создан для активности, Бог явно не желал, чтобы мы лежали и ничего не делали. Нужно оставаться подвижным и не расслабляться ни на секунду. Если во время воздержания, вы чувствуете, что совсем нет сил, начните есть больше или попробуйте другую пищу, может быть, выбранная вами не приносит нужного количества энергии.
По словам священника Павла М. Не надо загонять себя в рамки, поставленные церковью, потому что можно навредить своему здоровью, а в мире нет ничего важнее его. Когда вы ведёте пост, необходимо готовиться к трудностям на этом пути, ведь во время духовной и телесной голодовки могут проявляться внутренние демоны».
Если вы болеете, желательно не придерживаться поста. Но решение зависит от тяжести болезни и желания самого человека. В этом вопросе лучше всего проконсультироваться у врача.
Чтобы получить максимальную пользу от поста, недостаточно просто правильно его провести. Важно и то, насколько мы готовы воздержаться до и после поста. Если следить за мерой всегда, это поможет избавиться от многих искушений.
Также важно контролировать себя после поста, ведь чаще всего следом идёт праздник, и многие перестают контролировать себя. Вести пост — значит, постоянно иметь меру в пище. Когда начинается Великий пост в 2023 году у православных в России Великий пост — это главный пост, его цель — подготовка верующего к празднованию Пасхи.
Он считается строгим постом, во многом ограничивает соблюдающих его людей. В 2023 году великий пост начнется 27 февраля и закончится 15 апреля. Когда в 2023 году будет Апостольский пост Это дань памяти святым апостолам Петру и Павлу.
Пост ведётся не так строго, как Великий.
Самое читаемое
- О цели христианской жизни и страстях, препятствующих её достижению
- Поиск по буквам:
- Суть православного поста
- Что можно есть в пост?
- Православные посты
- КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
Что такое пост – значение в православии, виды постов и как правильно их соблюдать?
В чём смысл Великого поста? | Суть и даты Великого поста в 2024 году. Посмотрите, когда начало и конец главного православного поста. |
Пост в православии: понимание для начинающих, объяснение, суть. | На нашей странице вы найдете подборку христианских статей на различные темы: исцеление, духовный рост, финансовое благословение, воспитание детей, взаимоотношения, семья и многое другое. |
Восемь христианских постов, описанных в Библии
Цель поста — искоренение пагубных проявлений души и стяжание добродетелей, чему способствуют молитва и частое посещение богослужений в храме (по преподобному Исааку Сирину — «бодрствование в службе Божией»). Когда проходит Великий пост Суть поста Что нельзя есть Структура поста — что и в какие дни можно есть Когда можно рыбу Значение Великого поста в современном мире. Образ жизни - 6 марта 2024 - Новости Санкт-Петербурга - Отсюда видно, что пост созидает душу человека, сам Бог начинает вести этого человека по жизни, этот человек как свет во мраке, получает способность от Бога указывать на правду людям, Бог заботится о нем, как о духовных, так и о физических нуждах этого человека. Рассказываем, когда начинается Великий пост в 2024 году, как вести себя в период говенья и как правильно начать поститься.
Пост православный
Так что правильный пост — это радость. Как и правильно переживаемое православие. В среднем в году бывает от 180 до 195 постных дней в зависимости от даты Пасхи. Все посты разделяются на многодневные и однодневные. Многодневные готовят нас ко встречи великих православных праздников. Мы убираем и украшаем свой дом накануне важных событий, и то же самое следует делать со своим телом и духом. Это благодатное время для того, чтобы привести в порядок нашу жизнь и очистить душу. Рождественский пост Рождество Христово — удивительное время, когда сердце наполняется радостью от ожидания рождения Христа. Но чтобы постигнуть это чудо, нужно достойно подготовиться: в преддверии праздника христиане соблюдают Рождественский пост, который длится сорок дней 28 ноября — 6 января и считается последним из многодневных в году. Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства.
Уже с четвертого века св. Амвросий Медиодаланский, Филастрий, блаженный Августин упоминают в своих творениях Рождественский пост.
Помочь в преодолении страстей призваны ограничения в питании. Священники подчеркивают, что мера поста у каждого своя, и ее рекомендуется определять с духовником, с учетом состояния вашего здоровья. А раньше люди постились? Кто и когда придумал пост, доподлинно неизвестно. Известно, что посты существовали и у язычников, и у иудеев с глубокой древности.
Тогда было принято воздерживаться не от какой-то пищи, а вообще ничего не ели и не пили. Такой пост обычно длился один день, от рассвета и до захода солнца. В особых случаях воздержание от пищи и питья продолжалось три дня. Постились обычно по случаю смерти близких людей, в преддверии какого-то очень важного события, на которое человек своими усилиями никак не мог повлиять, или в знак глубокого покаяния перед Богом. Почему нельзя есть мясо? Ответ на этот вопрос достаточно прост. Мясо долгое время у наших предков было деликатесом, добывать его было сложно, а употреблять дано было не каждому, поэтому и ограничения накладывались именно на такие ценные продукты.
Наверняка, если бы основы поста придумывались в наше время, когда полки магазинов ломятся от десятков видов макарон, сотен видов печенья и прочих лакомств, не исключено, что ограничивать бы церковь предложила бы ввести пост на углеводы, или сахара. Пост, диета или веганство? Говоря про "пост", мы так или иначе подразумеваем питание.
Следует отметить, что во время этого поста она не чувствовала никакого ослабления сил и, как про нее говорили, «голос ее гремел в хору как будто бы еще сильнее прежнего». Этот пост она совершила перед Рождеством; он кончился в конце Рождественской литургии, когда она внезапно почувствовала непреодолимое желание поесть. Не в силах более владеть собою, она тотчас же пошла в кухню для принятия пищи. Необходимо заметить, однако, что описанная выше и рекомендованная церковью норма для Великого поста не считается теперь всеми так строго обязательной для всех. Церковь рекомендует, как известный минимум, лишь переход постом на постную пищу в согласии с ее указаниями для каждого из постов и постных дней. Выполнение этой нормы для вполне здоровых людей считается обязательным. Все же большее она предоставляет ревности и усердию каждого христианина: «Милости хочу, а не жертвы»,- говорит Господь Мф.
Вместе с тем надо нам помнить, что пост необходим не Господу, а нам самим для спасения нашей души. Вот кончилось, его время. Церковь торжественно справляет праздник, завершающий пост. Может ли достойно встретить и пережить сердцем этот праздник тот, кто в какой-то мере не приобщился этому посту? Нет, он почувствует себя так, как тот дерзкий в Господней притче, что осмелился на пир прийти «не в брачной одежде», то есть не в духовной одежде, очищенной покаянием и постом. Хотя бы человек по привычке и пошел на праздничное богослужение и сел бы за праздничный стол, он при этом ощутит лишь беспокойство совести и холод на сердце. А его внутренний слух услышит грозные слова Господа, обращенные к нему: «Друг, как ты вошел сюда не в брачной одежде? Пожалейте же сами себя те, кто пренебрегает, чуждается и бегает от поста. Пост есть воспитание способности духа человеческого бороться против своих поработителей — сатаны и разнеженного и избалованного тела. Последнее должно быть послушно духу, но на деле чаще всего является господином души.
Как пишет пастырь о. Иоанн С. Иоанн Кронштадтский. Истинный пост есть борьба; это в полном смысле слова «узкий и тесный путь», о спасительности которого говорил Господь. Господь велит скрывать свой пост от окружающих Мф. Но от ближних христианину, может быть, не удастся утаить свой пост. Тогда может случиться, что близкие и родные вооружатся на постящегося: «пожалей себя, не мучь себя, не убивай себя» и т. Мягкие вначале, уговоры родных затем могут перейти в раздражение и упреки. Дух тьмы восстанет против постящегося через близких, приводит против поста доводы и посылает соблазны, как некогда пробовал это сделать с постящимся в пустыне Господом. Пусть заранее предвидит все это христианин.
В-третьих, пост не сводится исключительно к воздержанию. Не верно считать, что получение благодатных плодов поста целиком зависит от того, как он проведен. Очень важно и то, насколько мы привержены духу воздержания до и после поста. Умеренность и не в постное время избавит от многих искушений во время поста и, прежде всего, от недомогания, связанного с резкой сменой режима питания. Еще более важно время, следующее за окончанием поста. К сожалению, очень многие воспринимают его как безудержное разрешение на всё и на вся.
Особенно это относится к праздникам, которыми оканчивается каждый пост. Поэтому, по словам святителя Игнатия Брянчанинова : «пост есть постоянная умеренность в пище с благоразумною разборчивостью в ней». Церковные каноны о постах 64-е Апостольское правило о недопустимости поста в субботу и воскресенье: Аще кто из клира усмотрен будет постящимся в день Господень, или в субботу, кроме единыя только Великия субботы : да будет извержен. Аще же мирянин, да будет отлучен. Следует иметь в виду, что Трулльский собор 56-й канон уточнил, что в период Четыредесятницы Великого поста 64-е апостольское правило, согласно сложившейся практике, не отменяет пост по субботам и воскресеньям, а только ослабляет его. Аще же мирянин: да будет отлучен».
Правило свт. Тимофея Александрийского, 8-е : «Пост установлен для усмирения нашего тела. Итак, когда тело находится в смирении и в немощи, то должна она жена принимать пищу и питие, как хочет и понести может». Его же, 10-е : «Должно разрешать больному принимать пищу и питие смотря по тому, что он может понести». Пост и церковные богослужения Неразрывная связь поста с молитвой предполагает, что пост должен оказывать влияние на богослужение Православной Церкви. Сама эта идея достаточно древняя: уже Лаодикийский собор в IV веке запретил в седмичные дни Великого поста совершать литургию 49-е и 51-е правила , чем зафиксировал отличие будничных дней поста от обычных непостных дней.
В настоящее время реальное влияние на богослужение оказывает только Великий пост. Во все седмичные дни Великого поста а также в среду и пятницу предшествующей ему сырной седмицы богослужения совершаются по особому чину, который так и называется великопостным. Главные отличительные особенности великопостного чина: пение «Аллилуиа» вместо Бог Господь…» на утрене, совершение земных поклонов, великого повечерия, отмена полной литургии кроме указанных, есть еще множество других отличий. Все великопостные особенности отражают идею покаянного богослужения и совместно с телесным постом способствуют тому, что данный период всесторонне влияет на жизнь человека, помогает ему приобрести максимальную душевную пользу при прохождении постного подвига. Остальные многодневные посты Рождественский, святых апостолов, Успенский даже на уровне теории в меньшей степени связаны с богослужением. Аллилуйные службы — богослужения, подобные великопостным, которые свое название получили потому, что на утрене в эти дни вместо «Бог Господь…» поется «Аллилуиа».
Устав аллилуйной службы находится в Типиконе в последовании 15 ноября. Основные отличия аллилуйных служб от обычных вседневных богослужений: присутствуют многие великопостные особенности, в том числе и молитва преподобного Ефрема Сирина , часы совершаются с междочасиями и изобразительными, отменяется литургия. Однако в приходской практике, к сожалению, аллилуйные службы пока редки. Поместный Собор 1917—1918 гг. Возможно, ситуация изменится в ближайшее время благодаря определению, принятому Священным Синодом Русской Церкви 24 августа 2023 года. Здесь предложена принципиально новая и в каком-то смысле смешанная практика: в малые посты предлагается служить аллилуйные службы в установленные Уставом дни, но при этом сохранить практику ежедневного служения литургии.
Для этого предложен такой вариант действий: вечерня, утреня и 1-й час те службы, которые мы обычно совершаем вечером совершаются по уставу аллилуйной службы с поклонами, тогда как 3-й час, 6-й час и литургия те службы, которые в приходской практике совершаются утром можно служить обычным чином. Из всего корпуса однодневных постов влияние на богослужение оказывают только два Сочельника: Рождественский который в то же время является завершающим днем Рождественского поста и Крещенский. В эти дни но только если они случатся с понедельника по пятницу служба совершается по особому чину: по Уставу в 1-й половине дня не положено совершать литургию, вместо этого служатся великие часы и изобразительны. Только после полудня совершается вечерня в соединении с литургией святителя Василия Великого. Такой состав богослужений отражает идею строгого поста: раз литургия совершается после полудня, то верующие большую часть дня воздерживаются от пищи и вкушают ее только один раз вечером по окончании литургии примерно около 5 часов вечера. Но если Сочельник случится в субботу или воскресение, то сохраняется обычный строй богослужения вседневные часы и литургия утром и Типикон эту особенность характеризует выражением «пост не бывает» это ни в коем случае не означает разрешения на скоромную пищу, а только тот факт, что есть трапеза в первой половине дня — обед.
Впрочем, в нашей практике литургию в Сочельники служат утром, так что пост Сочельника в нашей практике — чисто теоретический и ограничивается только строем церковного богослужения. Остальные однодневные посты не связаны с богослужением ни теоретически, ни практически. На великие праздники Усекновения главы святого Иоанна Предтечи и Воздвижения Креста Господня совершается богослужение максимальной степени торжественности, так что пост этих дней ограничивается исключительно трапезой и в какой-то степени диссонирует с торжественностью службы, отмечая печальную сторону священных воспоминаний. Что касается среды и пятницы, то только на уровне теории идет речь о том, что посты этих дней связаны с событиями Страстной седмицы среда — предательство Спасителя Иудой, пятница — крестная смерть Господа. На деле богослужение этих дней совершается по тому же чину, что и службы остальных дней седмицы. Более того, только в случае вседневной службы поются песнопения о страданиях Христовых, так что на идейном уровне связь с указанными печальными событиями присуствует, хотя сам строй службы не меняется.
Но если в среды и пятницы случаются праздники и службы без Октоиха, то песнопения Кресту отсутствуют в церковном последовании все праздники от полиелея и выше, также предпразднства и попразднства двунадесятых праздников , однако пищевой пост формально сохраняется послабление возможно только в случае совершения всенощного бдения и заключается в разрешении рыбы на трапезе. Пост в истории Церкви За многие века существования христианства понятие пост претерпело серьезную трансформацию. Когда-то в древней Церкви соответствующим словом обозначали полный отказ от пищи в течение дня, до вечера, а вечером — вкушение как можно меньшего ее количества ради чего и появилось, например, правило о том, что еда в дни строгого поста подается холодной, то есть менее привлекательной. Неупотребление же скоромных продуктов считалось простым «воздержанием». Как еще писал преподобный Никон Черногорец, «Ино есть пост и ино — воздержание. И пост убо есть еже не коснутися отнюдь ни коей снеди весь день… Воздержание же … подобает всегда хотящим спастися» Тактикон, Слово 10-е.
С развитием монастырских уставов периоды воздержания, в смысле диеты без скоромных блюд, становились длиннее. Но одновременно из-за увеличения числа праздников становилось все меньше по-настоящему постных дней, когда пищу на протяжении целого дня вообще не вкушали. К настоящему времени таких дней даже по букве устава осталось совсем немного, а на практике под «постом» давно понимается только изменение состава блюд, но не их количества. Такое воздержание — в свете мягких, как было показано, предписаний Типикона о Рождественском посте — без особых сложностей может быть соблюдено кем угодно разумеется, за исключением тех, кто имеет объективные медицинские противопоказания , особенно с учетом сказанного о нем преподобным Никоном Черногорцем. Но следует помнить, что пост предполагает нечто большее. Цитаты о постах «Когда я сидел у одного Аввы, пришла некоторая дева и сказала старцу: Авва, я пощусь и вкушаю один раз в неделю и ежедневно изучаю Ветхий и Новый Завет.
Старец отвечал ей: сделалась ли для тебя скудость все равно что изобилие? Она сказала: нет.
Традиции, ограничения и послабления: все о Великом посте в 2024 году
История и особенности Светлого Воскресения Христова. В 2024 году пост начинается в понедельник, 18 марта. Он продлится до 4 мая включительно. Великий пост, важнейший из многодневных постов православной церкви, готовит христиан к достойной встрече главного праздника — Светлого Воскресения Христова. Почти все сорок дней перед Пасхой монахи проводили в одиночестве в пустыне, где нет пищи и даже воды. К началу Страстной седмицы, последней недели поста, они собирались в монастыре, но некоторые уже не возвращались, так как умирали в пустыне. Понимая, что они могут не вернуться назад после ухода в пустыню, за день до начала поста монахи просили друг у друга прощения.
Отсюда и пошло название дня, который предваряет начало Великого поста — Прощёного воскресенья. Сам Великий пост же состоит из двух частей — Святой Четыредесятницы и Страстной седмицы, и длится 48 дней. Святая Четыредесятница установлена в память о монахах, постящихся в пустыне и о посте Иисуса Христа, и длится шесть недель или сорок дней. Страстная седмица же соответствует последним дням поста и последним дням земной жизни и крестной смерти Иисуса. Изображение: free-images. История Великого поста.
Великий пост был установлен в апостольские времена и изначально длился от суток до сорока часов, на период которых христиане полностью ограничивали себя в еде, отказываясь от приёма любой пищи. В середине III века в некоторых поместных церквях появился пост, который длился шесть дней. Он служил воспоминанием о событиях последних дней земной жизни и крестной смерти Иисуса Христа. Однако большая часть христиан в то время считала подвигом поститься на протяжении недели и продолжала придерживаться традиции отказа от пищи в течение до сорока часов. Уже в IV-V веках церковь считала обязательным соблюдение Великого поста для всех христиан.
Возможно, поначалу, если раньше вы никогда не постились, вам захочется попробовать с малого. Вы можете также молиться и просить Святого Духа открыть вам, как долго поститься. Возможно, вы чувствуете, что Святой Дух призывает вас к какому-то конкретному виду поста. Под частичным постом обычно подразумевается отказ от определенных видов пищи. Соковый пост заключается в полном отказе от радостей приема твердой пищи, позволены только фруктовые и овощные соки. Во-первых, это не пища, во-вторых, жизненно важно соблюдать «Полное предостережение»: во время полного поста человек воздерживается, как от твердой, так и от жидкой"пищи" — к примеру, фруктовые соки считаются пищей — но вода является жизненно необходимой человеку, как воздух. После 4-5 дней обезвоживания человек впадает в заторможенное состояние, затем в кому, а затем умирает.
Советы постящимся 1. Не стоит путать аппетит желание съесть что-то вкусное с чувством голода физиологической потребностью организма в энергии, которую мы получаем с пищей. Есть такое правило: мы питаемся той едой, которую усваиваем, а не той, которую проглатываем. Проглотить можно, а вот усвоить — не всегда. Поэтому старайтесь есть неспешно, тщательно пережёвывая пищу при приготовлении в этом может помочь блендер. Некоторые продукты вызывают аппетит. Они делятся на 2 вида: те, что вызывают резкий скачок инсулина в крови сахар, крахмал , и те, что раздражают стенки желудка приправы, специи, маринады ; т. Аппетит может вызывать и запах пищи. Иногда мы думаем, что голодны, но на самом деле наш организм просто испытывает жажду. Её лучше утолять простой водой. Нужно приучать себя к тому, чтобы питаться в одно время, а не беспорядочно. Это касается не только поста, но и других периодов года. Следует помнить, что не существует универсальной нормы пищевого поста для всех людей, поскольку пост — это средство, инструмент, а не самоцель. Один из аскетических принципов гласит: любой подвиг теряет свою пользу, когда начинает вредить здоровью человека. Исходя из этого, нужно выбирать такой пищевой рацион, который бы не расстраивал здоровье и не забирал бы слишком много сил, но при этом избегал бы угождения плоти. Преподобный Серафим Саровский советовал: не вкушай пищу досыта, оставь место Духу Святому. Имеет смысл переставать вкушать пищу тогда, когда еще хочется есть, так как чувство голода проходит не сразу. Эффективнее выбирать себе самых слабых противников — самые слабые зависимости. Выпишите себе 10 пристрастий и начните исключать те, которые наименее важны для вас. Выход из поста должен быть плавным. Организм после постного режима питания насыщается быстрее и в большом количестве скоромная пища всё равно не усвоится организмом. Желательно начинать поститься с однодневных постов это почти все среды и пятницы , а уже потом переходить к многодневным. Пост и здоровье Св. Василий Великий утверждал: «Надобно обращать внимание, чтобы, чрезмерностью воздержания ослабив телесную силу, не сделать тела ленивым и недеятельным для важнейших занятий. Ибо Бог, творя человека, конечно, не желал, чтобы он оставался праздным и неподвижным, но чтобы он был деятельным, в чем ему должно… Подвижнику надобно быть свободным от всякого надмения и, идя путем истинно средним и царским, нимало не уклоняясь ни в ту, ни в другую сторону, не любить неги и не приводить тела в бессилие излишеством воздержания». Святитель Игнатий Брянчанинов писал своей заболевшей сестре: «…Непременно вкушай говяжий бульон и другую нужную по требованию твоего тела мясную пищу. Церковь положила в известные времена воздержание от мясной пищи для того, чтоб непрестанно употребляемая мясная пища не разгорячала безмерно тел, чтоб они на растительной пище постного времени прохлаждались и облегчались, а не потому, чтоб употребление мяса заключало в себе собственно какой грех или нечистоту. И потому удаление от мяса при необходимости и болезни есть грубый предрассудок русского человека, обременившего небесную религию многими своими национальными дебелостями». Не все однозначно и в случае послабления во время болезней. С одной стороны, каноны и святоотеческая традиция в этом случае ясно указывает на необходимость ослабления поста, но обычно это относится к остротекущим или тяжёлым болезням. Тема поста во время болезни очень сложна, и в одинаковой степени требует совета желательно верующего врача и духовника. Хочется лишь обратить внимание, что полноценный белок мяса, яиц и молока с успехом заменяет рыба. Поэтому, с точки зрения физиологии, переход на нее во время поста не представляет опасности для организма. Постовые искушения Вступая в пост нужно быть готовым к искушениям испытаниям , нападкам со стороны падших духов. По меткому замечанию свящ. Александра Ельчанинова : «…в посте человек проявляет себя: у одних проявляются высшие способности духа, другие же делаются только раздражительны и злы — пост открывает истинную сущность человека». Искушениями мирской жизни являются праздничные события во время поста, которых сложно избежать. Однако, не следует драматизировать ситуацию, редко на каком столе подают одно только мясо и совсем нет овощей и рыбы. В безвыходной же ситуации заповедь гостеприимства отменяет правила поста. Начинающие постники нередко обманывают сами себя, объедаясь или услаждаясь постной пищей. Следуя духу православного поста, можно поститься, в исключительных случаях вкушая даже скоромное. В то же время можно нарушать пост, вкушая только постную пищу. Поэтому отцы Церкви строго обличали тех, кто употреблял во время поста пищу хотя и постную, но изысканную. Они более изыскивают новые удовольствия, нежели обуздывают ветхую плоть. Богатым и дорогим подбором разных плодов они хотят превзойти разнообразие самого вкусного стола. Сосудов, в которых варилось мясо, они страшатся, а не страшатся похоти чрева и гортани своей». Одна из стихир Постной Триоди предостерегает от опасности приписывания заслуги воздержания от пищи себе, а не действию благодати Божией: «От брашен постящеся, душе моя, и страстей не очистившеся, всуе радуешися неядением: аще бо не вина ти будет ко исправлению, яко ложная возненавидема будеши от Бога, и злым демоном уподобишися николиже ядущим». То есть не очистившийся от страстей постник, горделивый, превозносящийся, осуждающий ближних уподобляется злым демонам, которые никогда не вкушают пищи. Пост для путешествующих Принятые ранее послабления в пост для путешествующих, были связаны с тем, что путешественники передвигались пешком, или верхом на вьючных животных, а не на комфортабельных самолётах, поездах и паромах. В то время путешествие было испытанием, связанным со значительными физическими нагрузками, и продолжалось от нескольких дней до нескольких месяцев, а иногда и лет. Сегодня транспорт и обслуживание в нём развиты так, что путешествие перестает быть испытанием. А если путешествовать легко, то и пост во время такого путешествия не представляет невыносимой трудности. Пост и супружеские отношения Помимо воздержания от пищи пост предполагает также воздержание от супружеских отношений , но только по взаимному согласию, руководствуясь словами апостола: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим…» 1Кор. При этом, как и при воздержании от пищи, еще более важно соблюдать принцип постепенного перехода к новому образу жизни. Начинать можно с отказа от инициативы со своей стороны в пост, следуя завету апостола Павла — «Жена не властна над своим телом, но муж; ровно и муж не властен над своим телом, но жена» 1Кор. Время начала и окончания поста Многодневные и однодневные посты начинаются в полночь.
Всё о православном посте Православная Церковь заботится о духовной жизни христиан. И поэтому ею установлены периоды, призванные напомнить людям о вечном спасении души, о внутреннем самоочищении. Пост — это практика аскетизма, во время которой человек освобождается от дурных помыслов и намерений, воздерживаясь от привычных грехов и пороков. Это средство для выявления и ограничения страстей, для стяжания добродетелей. Длительность таких периодов воздержания разная — поститься предлагается много дней Великий, Петров, Рождественский, Успенский пост или один день. Что такое пост? Цель любого православного поста — подчинить тело духу, умножить любовь к Богу, уделить пристальное внимание духовной жизни, сконцентрировать силы для душевной борьбы с грешными мыслями, воспитать волю. Христиане, придерживающиеся правильного поведения в периоды таких воздержаний, демонстрируют предпочтение духовного материальному, телесному. Это и есть проявление любви к Спасителю, понимания Его жертвы ради всего человечества.