Новости бедствие в столице в июле 1547 г

С апреля по июль 1547 года в Москве полыхали пожары. Бедствие в столице в июле 1547 г проект по истории. Московское восстание 1547 года отличается своей жестокостью и серьезными разрушениями, которым подверглась столица в результате пожаров и массовых беспорядков. Московское восстание Бедствие в столице в июле 1547. План Введение 1 Предпосылки 2 Ход восстания 3 Последствия Список литературы.

Избранная рада.

  • Москва в огне: как горела столица с незапамятных времен до наших дней – Москва 24, 17.12.2015
  • Предпосылки, причины и ход московского восстания
  • О Московском восстании 1547 г.
  • Год 1547. Бунт против Глинских
  • Московский пожар (1547)
  • Восстание в Москве в 1547 году

О Московском восстании 1547 г.

Но это будет потом. А московский пожар окажется прологом этих событий и мистическим знаком того, что глобальные перемены уже на пороге. Первый огонь Если верить Николаю Карамзину, то первые очаги возгорания появились еще в апреле 1547 года. Тогда огонь успел уничтожить Богоявленскую обитель, торговые лавки в Китай-городе и множество жилых домов. Уже 20 апреля происходит новое возгорание, которое уничтожает Яузную улицу и все находящиеся там кожевенные и гончарные мастерские.

Сильная буря разнесла костер по всему городу. Карамзин описывал это так: «Вся Москва представила зрелище огромного пылающего костра под тучами густого дыма. Деревянные здания исчезли, каменные распались, железо рдело как в горнице, медь текла. Рёв бури, треск огня, и вопль людей от времени до времени был заглушаем взрывами пороха, хранившегося в Кремле и других частях города.

Спасали единственно жизнь: богатство праведное и неправедное гибло. Царские палаты, казна, сокровища, иконы, древние хартии, клинки, даже мощи святых истлели. К вечеру буря затихла, и в три часа ночи, угасло пламя; но развалины курились несколько дней, от Арбата и Неглинной до Яузы и до конца Великой улицы, Варварской, Покровской, Мясницкой, Дмитровской, Тверской… Люди с опаленными волосами, черными лицами, бродили как тени среди ужасов обширного пепелища: искали детей, родителей, остатков имений; не находили и выли как дикие звери». Пожар уничтожил более 25 тысяч зданий и унес жизни около 1700 человек, что для средневекового города было очень значительно.

Политическая подоплека Уже тогда, сразу после пожара, ходили разные слухи насчет его причин. Суеверный народ судачил, что всему виной колдовство, ведь не мог пожар просто совпасть с бурей и сильным ветром. Роль колдуньи чаще всего отводилась бабке Ивана Грозного Анне, которая якобы выкапывала на кладбищах трупы, вырывала их сердца, толкла в ступе, сыпала в воду, а водой этой кропила московские улицы. Другие говорили, что это все - проявление Божьего гнева, а значит, в государстве что-то основательно прогнило и власть надо менять.

Естественно, обе версии выставляли молодого царя не в самом выгодном свете. Спустя два дня после пожара в Москве вспыхнуло восстание. Мятежные бояре и простой народ, недовольные тем, что на их головы обрушилось такое бедствие, а царь спокойно уехал в загородную резиденцию в село Воробьев, ворвались в Кремль и убили одного из самых верных соратников Ивана - князя Юрия Глинского. После того, как восставшие расправились с остальным окружением Глинского, было принято решение идти на Воробьев и требовать у царя выдать всех предателей.

Но в Воробьеве Ивану и его придворным удалось убедить народ в том, что никаких Глинских и других предателей в имении нет, так что толпа начала расходиться. За пару дней угасло и восстание. Впоследствии именно мятежных бояр Грозный обвинит в поджоге и постепенно расправится со всеми обидчиками своих союзников Глинских. Последствия Иван Грозный никогда не скрывал, что пожар и последующее восстание произвели на него большое впечатление.

Именно тогда у молодого царя появилась идея строгой вертикали и усиления государственной власти. Всю оставшуюся жизнь царь боялся мятежа, поэтому стал злобным и подозрительным, стараясь репрессировать всех, кто, как ему казалось, мог оказаться предателем. Предпосылки Ход восстания Главную силу восставших составляли московские «тяглые» люди, нёсшие основное налоговое бремя. Волнения начались сразу после огромного пожара 21 июня 1547.

Люд собрался на вече на Соборной площади , где разбушевавшаяся толпа растерзала Ю. Глинского, родственника царя. Оставшиеся после пожара дворы Глинских были сожжены и разграблены. После убийства князя 29 июня бунтовщики явились в село Воробьёво , где укрылся Иван IV, и потребовали выдачи остальных Глинских.

С большим трудом удалось уговорить толпу разойтись, убеждая её, что их в Воробьёве нет. Едва опасность миновала, царь приказал арестовать главных заговорщиков и казнить их. Последствия Московские события показали юному правителю разительное несоответствие между его представлениями о власти и реальным положением дел. Первые же шаги самостоятельного правления поставили его лицом к лицу с бунтующим народом, поднявшим руку на царскую семью.

Московское восстание привело к падению рода Глинских. Именно в то время появился священник Сильвестр , который «опустил царя с небес на землю», сказав, что пожары - гнев Божий, обрушившийся на царя за его неправедные поступки… Историк Зимин не исключает возможности того, что с Московским восстанием был связан организованный побег из Москвы Феодосия Косого и его приспешников. Эту догадку поддержал Клибанов. Примечания Московское восстание 1547 - статья из Большой советской энциклопедии Литература Смирнов И.

Очерки политической истории Русского государства 30-50 гг.

Царские палаты, казна, сокровища, иконы, древние хартии, клинки, даже мощи святых истлели. Митрополит молился в храме Успения, уже задыхаясь от дыма: силою вывели его оттуда, и хотели спустить на верёвке с тайника к Москве-реке: он упал, расшибся и едва живой был отвезен в Новоспасский монастырь. Историк Николай Карамзин, «История государства Российского» Из-за сильного ветра огонь перекинулся на Кремль, после чего загорелись великокняжеские конюшни и хоромы. На царском дворе пожар охватил деревянные палаты и избы Ивана IV.

Пострадали также и каменные постройки, например, «Оружничья» палата с воинским оружием и Казённый двор , где хранилась царская казна и корсуньские иконы. Взорвалась также ещё одна из пороховых башен Кремля [15] [10]. Выгорело также много казны государя великого, ценного жемчугу и всяких других каменьев драгоценных; и бархаты. И камки, и сукно, и тафта и прочего добра неисчислимого, как и подобает быть в царском доме [1]. После Кремля огонь перекинулся на другие части города: горели дворы в Китай-городе, на Волхонке , Арбате и Воздвиженской улице.

Затем пожаром занялись Никитская , Леонтьевская и Тверская улицы [16] [17]. Вскоре в огне оказалась восточная часть города: Кулишки , Воронцовский сад, Старые Сады у церкви Владимира. Был также уничтожен Пушечный двор на реке Неглинной, который впоследствии восстановили [18] [1] [19]. Бяша бо дотоле видети град Москву велик и чюден и много людей в нём и всякого узорочья исполнен и в том часе изменися, егда бяше погоре. Не видети иного ничего же, но токмо дым и земля и трупия мертвых многолежаще.

Много церквей святых погоре, а каменыя стояще выгореша внутри и огореша в ней несть видети в них пения и звонения [14]. Огонь уничтожил многие столичные храмы со святынями. На великокняжеском дворе сгорела церковь Благовещения, в которой находился убранный золотом деисус работы Андрея Рублева. Были также утрачены княжеские иконы греческого письма с драгоценными камнями. В числе разрушенных построек оказались дом митрополита и Чудов монастырь , в котором погибли 18 старцев и восемь слуг или даже 56 человек, как указывалось в иных источниках.

Прозвище «Грозный» он получит потом. Когда хотят сказать о том, что маленькие, незаметные причины могут повлечь за собой грандиозные последствия, пользуются старинной русской поговоркой: «От копеечной свечи Москва сгорела». В данном случае она уместна даже не на сто, а на все триста процентов. Во-первых, точное совпадение в «маленькой причине».

Летописный сборник, составленный со слов очевидцев, рассказывает о начале одного из самых жутких пожаров так: «Загореся за городом на посаде на Острову в районе нынешней Библиотеки Ленина в монастыре церковь от свечи. И учало горети на все стороны». Во-вторых, масштаб жертв и разрушений. Тот же летописец, начав было перечислять объекты, куда перекинулся огонь, явно понимает, что одни только названия улиц и церквей займут непозволительно много места.

Поэтому говорит в стиле газетной передовицы: «Прочо же вкратце скажем — весь град выгоре. За градом же посад выгоре мало не весь. Не видно иного ничего же, токмо дым и земля и трупие мёртвых многолежаще». О том, почему, собственно, банальный пожар, каких в Москве бывало по нескольку за год, в этот раз превратился в стихийное бедствие, летописец обходит молчанием.

Правда, замечает, как бы вскользь, один любопытный момент: «Каменное строение выгореша изнутри, стрельницу же града розорва зелием». Какую именно «стрельницу», то есть башню, и каким «зелием» разорвало, не говорится, поэтому придётся уточнить.

Лнтописи описывают начало катастрофы так: «Загорелся за городом на посаде на Острову в монастыре церковь от свечи. И учало горети на все стороны».

Следует понимать, что в целом для Москвы того времени пожары — явление бытовое и даже скучное. Этот случай стал исключением не только из-за масштабов, но и из-за хода стихии. Было не просто возгорание, судя по сохранившимся свидетельствам. Из-за плотной застройки огонь быстро перекидывался от здания к зданию, пока не добрался до Первой Безымянной башни Московского Кремля.

Это сооружение известно также под названием Пороховая башня, и в тот день она была доверху наполнена в соответствии со своим названием. Дальше — цитаты из летописи, которые красноречиво опишут ситуацию. За градом же посад выгоре мало не весь. Не видно иного ничего же, токмо дым и земля и трупие мёртвых многолежаще».

Статья по теме: Москва как Венеция: 113 лет назад произошло самое мощное наводнение в столице В текстах свидетелей не сохранилось полного списка улиц и строений, охваченных стихией.

Проект бедствие в столице в июле 1547. Период боярского правления

Толпа ворвалась в собор, схватила там Юрия, выволокла на площадь, там забила камнями и разорвала на части. Покончив с Юрием, мятежники расправились с его людьми, а потом — и не с Глинскими, и даже не с их людьми, а с приезжими из Северской земли, откуда родом были Глинские: несчастных отлавливали по их выговору. По Москве бродили разгоряченные толпы, которые искали «колдовское отродье» и тут же учиняли расправы, и так длилось два дня. Старуху Анну Глинскую не нашли, поэтому рассудили трезво: колдовка бежала.

Куда могла податься Анна Глинская? Конечно же, в Воробьево, в царский дворец. И толпа двинулась на Воробьево.

Ивану донесли, что московский народ не желает видеть его царем и идет убивать. Юный царь страшно испугался. Он не знал, что делать.

Вот в этот момент полнейшего отчаяния ему и явился спасительный монах Сильвестр, который сначала его еще больше испугал, а потом обрадовал.

Много же и казны царя и государя великого князя выгорело, много ценного жемчюгу и всякого камени драгого и бархаты, и камки, и тафты, и сунна, и прочее неисчетно, яко жо подобает в домех царьских быти. И митрополич двор все выгорел и монастырь Чюдовской. Многоцелебныя же мощи Алексея чюдотворца вынесоша ис теплыя церкви, поставиша в большой церкви во Архаггеле. Единех чернецов 56 згоре в том монастыре и подохнулися. А монастырей згорело обещих Чюдовской да в Китае Богоявленской, а особных восмь в городе и за городом, а в девичих четыре. Не видети иного ничего же, но токмо дым и земля и труция мертвых многолежаще. Много церквей святых погоре, а каменыя стояще выгореша внутри и огореша в ней несть видети в них пения и звонения.

Царь же государь, князь великий и из своею княгинею не бо на Москве, но в селе своем в Острову. Митрополиту же святейшему Макарью, на Москве неподвижно живущу и правящу слово божие истинное, притекшу в церьковь соборную пречистый богородица, оболокшуся в святительскую одежну и начнешу молебная пред пречистые образом пред чюдотворную иконою Владимирскую и пред чюдотворную же икону, юже Петр чюдотворец Киевские и всея Руси своима рукама написал у гроба чюдотворца Петра и Николы чюдотворца совершающу же святейшему митрополиту Макарию молебная, и се пряде от огня зной и дух, и жар, и немогущу митрополиту вара от огня и духа знойного терпети, занеже убо от зельнаго воздержания и поста елико ему едва ходити кроток же и смирен и милостив по всему, гордости же отнюдь ненавидяще, но иным отсекаше и запрещайте злобою отроча обреташеся, умом всегда совершен бываше. И мы же ся на преднее прострем. Митрополиту же, убежавшу от пламени огненаго и пришедшу ему к нижним воротом градным, оже прилучися Ивановым людем Федорова сына Наумова с рухлядью стояти, и спустиша митрополита по ужу за град и бысть за три сажени до земли и урвася уже и паде много терпеливый душею, и разбися велми. А егда ис пожару того бежавшу опалеста ему очи от огня и свероста его свои ему монастыри к пречистой на Новое. Благоверный же царь и государь князь великий Иван Васильевич всея Руси и брат его князь Юрья Васильевич кииждо своими бояры приехаста в свою отчину на Москву в той же день из Острова на пожар. И видеше граду погоревшу от огня и святыя церькви и людей погорело много, лежаще трупья мертвых.

В организации управления средневекового государства монарху принадлежала важнейшая, ключевая роль. В частности, он выступал как верховный арбитр в конфликтах между разными группами знати. Когда по каким-либо обстоятельствам такой верховный арбитр отсутствовал, между группами знати начиналась резкая бескомпромиссная борьба за власть, и победившая группа силой присваивала себе опеку над малолетним наследником. Именно это и произошло после смерти Елены Глинской. Среди захвативших власть бояр главную роль играли суздальские княжата, бояре Василий Васильевич и Иван Васильевич Шуйские. Молодой правитель оказался под опекой чужих людей, к которым у него не было никаких оснований испытывать добрые чувства. Позже, в своем послании царь обвинял боярских правителей во многих бедах, постигших страну в его малолетство. Захватив власть, они подвергали людей "мучениям" и поборам, и под видом необходимости выплачивать жалованье детям боярским опустошили государственную казну. Из похищенного оттуда золота и серебра они ковали золотые и серебряные сосуды "и имена на них родителей своих возложиша, будто их родительское стяжание". Летом 1541 года Москва с тревогой ожидала нападения крымского хана Сагиб-Гирея. С татарской ордой в поход на русскую столицу шли "турского царя люди с пушками и с пищальми". А в следующем 1542 году русская столица стала ареной настоящего военного переворота. Князь Иван Васильевич Шуйский, отстраненный противниками от руководства страной и посланный во Владимир "береженья для от казанских людей", сумел привлечь на свою сторону собранное здесь войско "многих детей боярских к целованию привел, что им быти в их совете" , "пришел ратью к Москве" и при содействии своих сторонников в столице захватил город и силою устранил своих противников. Вскоре, однако, произошли события, которые потрясли молодого монарха и заставили его резко изменить всю свою жизнь. Такими событиями стали московский пожар и последовавшее за ним восстание в Москве в июне 1547 года. В том, что произошло в это время, в известной мере оказался повинен сам царь. Он полностью доверил ведение государственных дел своим родственникам, которые оказались неспособными прекратить бедствия, терзавшие страну. За свое сравнительно краткое правление Глинские получили известность лишь расправами с людьми, вызвавшими их неудовольствие: особенно жестокой была казнь "повелением князя Михаила Глинского и матери его, княгини Анны", князя Ивана Федоровича Овчины-Оболенского, "которого посадили на кол на лугу за Москвою рекою". Постепенно любимцы царя, которых считали ответственными за положение в стране, возбудили к себе всеобщую ненависть, и нужен был лишь толчок, чтобы эта ненависть вырвалась наружу. Таким толчком стали пожары, буквально уничтожившие Москву весной-летом 1547 года. Уже 12 апреля большой пожар охватил московский торг - "погореша лавки во всех рядех города Москвы со многими товары" и значительная часть посада на территории Китай-города; в одной из башен Кремля загорелся порох, и она взорвалась. Город еще не успел оправиться от последствий, когда 21 июня на Арбате начался новый пожар, охвативший большую часть Москвы: горел и Кремль, и Китай-город, и Большой посад. Как записал псковский летописец, "погоре вся Москва, город и посады все, церкви и торг". По сведениям так называемого "Летописца Никольского", в страшном пожаре погибло 25 000 дворов и 250 церквей. Он пошел от Воздвижения на Арбате и сжег все Занеглименье. Поднялась буря и погнала отсюда огонь на Кремль: там загорелся верх Успенского собора, крыша царских палат, двор царской казны, Благовещенский собор с его драгоценными иконами греческого и русского письма Андрея Рублева , митрополичий двор и царская конюшня. Погорели монастыри - Чудов и Вознесенский, и погибли все боярские дома в Кремле. Одна пороховая башня с частью стены взлетела на воздух. Пожар перешел в Китай-город и истребил оставшееся от первого пожара. Василия, со многими храмами, причем погибла масса древних книг, икон и драгоценной церковной утвари. Около двух тысяч человек сгорело живьем, митрополит Макарий едва не задохнулся от дыма в Успенском соборе, откуда он своими руками вынес образ Богоматери, написанный святителем Петром. Владыка в сопровождении протопопа Гурия, несшего Кормчую книгу, взошел на Тайницкую башню, охваченную густым дымом. Макария стали спускать с башни на канате на Москворецкую набережную, но тот оборвался, и владыка так ушибся, что едва пришел в себя и был отвезен в Новоспасский монастырь. Царь с семьей и боярами уехали за город, в село Воробьево. Несколько тысяч человек сгорело в огне - цифра для средневекового города огромная. Популярной среди народа была мистическая версия о том, что бабка Ивана Грозного, княгиня Анна будто бы вызывала пожар своим "чародейством". Будто бы разрывала могилы и из покойников сердца вынимала, высушив их, толкла, порошок сыпала в воду, а той водой, разъезжая по Москве, улицы кропила, от того -де Москва и сгорела: "з своими детми и с людми волховала: вымала сердца человеческие да клала в воду да тою водою ездячи по Москве да кропила", "княгиня Анна сорокою летала да зажигала". Современные исследователи полагают, что бояре действительно подстрекали народ, но их действия имели успех только потому, что Глинские до этого успели стать предметом общей ненависти. Долго накапливавшееся возмущение Глинскими вырвалось наружу. Москвичи, черные люди, "собравшись вечьем", то есть созвав собрание всех московских горожан - «вече», 26 июня ворвались в Кремль. Дядя царя, князь Юрий Васильевич Глинский был схвачен во время службы в Успенском соборе и убит. Труп его вытащили из Кремля и бросили перед Торгом, "иде же казнят" так обращались с трупами казненных за измены по приговору "мира".

А Митрополита Макариа едва вызваша из церкви, великого для попущениа Божиа дымнаго духа мало не позадохшася в церкви; и поиде Митрополит из церкви, и с ним шел Кекса Татищев княже Владимиров яселничей, да священник съборной Пречистеньской же Жижелев Иван, и те оба згорели на площади, а Митрополит уйде на город на тайник к реке к Москве. В Кремле выгорели Чудов и Вознесенский монастыри, многие храмы, дома, строения, погибло много людей. Бедственные обстоятельства пожара нашли отражение в миниатюрах Лицевого летописного свода XVI века см. В Москве нередко случались пожары и только некоторые из них получили именование больших. О пожаре 1547 года мы узнаём из летописи, ему посвящено две Повести, подробно описывающие тяжёлое бедствие. В Повести имеются сведения, отсутствующие в летописи и дополняющие её. В Успенском соборе был протопоп Гурий и много народа, творились молитвы к Богу и Пресвятой Богородице. Содержание Повести нашло затем отражение в Книге Степенной царского родословия, составленной по благословению святителя Макария 18. Ближайшая от Успенского собора башня кремлёвской стены — это Тайнинская 19 , к ней и направился святитель Макарий. Благодаря стрельнице, предназначенной для ведения стрельбы 23 , Тайнинская башня являлась важным опорным пунктом в случае осады Кремля. Она имела ворота, которые назывались Водяными и в мирное время здесь был удобный спуск к Москве-реке.

Московское восстание 1547 года и его последствия для развития государства

МОСКОВСКОЕ ВОССТАНИЕ 1547 • Большая российская энциклопедия - электронная версия Московское восстание Бедствие в столице в июле 1547. Сразу после этого события, в феврале 1547 г. молодой царь обвенчался с юной красавицей, боярышней Анастасией Романовной Юрьевой, с которой прожил самые счастливые тринадцать.
Московский пожар (1547) Московское восстание Бедствие в столице в июле 1547.
Московское восстание (1547). Московское восстание (1547) Восстание 1547 16 января 1547 года произошло важное событие в русской истории: впервые Московский государь был венчан царским венцом в Успенском соборе1.
Этот день в истории. 21 июня 2017г. Пожар в Москве 1547 года - YouTube Его решение было усугублено новостями из Бирмы о том, что монсы, никогда полностью не подчинявшиеся династии Таунгу, восстали из-за отсутствия короля.

Бедствие в столице в июле 1547 г. Московское восстание (1547)

Московское восстание 1547 года и его последствия для развития государства. Московское восстание Бедствие в столице в июле 1547. Обряд венчания с первой русской царицей состоялся 13 февраля 1547 года. Московское восстание Бедствие в столице в июле 1547. 16 января 1547 года произошло важное событие в русской истории: впервые Московский государь был венчан царским венцом в Успенском соборе.

Бедствие в столице в июле 1547 г. Московское восстание (1547)

Московский пожар 1547 года — цикл пожаров, продолжавшихся в Москве с середины апреля по конец июня 1547 года. Пожары 1547 г. внесли дезорганизацию в правительство и ещё более ухудшили и без того тяжёлое положение "чёрных людей". Летом 1547 г. грозным было лишь одно – то самое событие. Московское восстание Бедствие в столице в июле 1547. Московское восстание 1547 года — события, произошедшие в Москве летом 1547 года. «Великий Московский пожар», состоявшийся в первый год царствования Ивана Грозного, уничтожил русскую столицу и отсрочил падение Казани на несколько лет.

О Московском восстании 1547 г.

Дальше — цитаты из летописи, которые красноречиво опишут ситуацию. За градом же посад выгоре мало не весь. Не видно иного ничего же, токмо дым и земля и трупие мёртвых многолежаще». Статья по теме: Москва как Венеция: 113 лет назад произошло самое мощное наводнение в столице В текстах свидетелей не сохранилось полного списка улиц и строений, охваченных стихией. В первую очередь это потому, что их было слишком много — перечисление заняло бы несколько пергаментных листов в то время очень дорогой письменный материал. Горел Кремль, Большой посад, Китай-город. Причина такой мощной разрушительности в том, что после взрыва первого порохохранилища началась цепная реакция: искры и пламя достигали других складов с порохом, те взрывались, распространяя стихию и разрушения дальше. Позже эксперты рассматривали в событии очевидный провал молодого царя в логистике и стратегическом планировании. В торопливом стремлении запасти колоссальные объёмы взрывчатого вещества для осады Казани Иван Четвёртый обложил «сел итря ной повинностью» всё население, и за поставками попросту не успевали строить новые склады, в итоге собирая весь запас в одном месте. Трагедия, помимо того, что основательно разрушила центр Москвы и унесла две с половиной тысячи жизней, значительно отстрочила поход к татарскому княжеству. Запланированное на 1547-й, по очевидным причинам, пришлось перенести на неопределённое время.

И прииде огнь на пожар к ямскому двору и Кубенского, бе бо тогда засуха велика и ветр силен, и пренесе огнь внутрь града на цареву и великого князя конюшню. Таже огнь поиде на двор великого князя хоромы брусяные и на полаты, и загорешася кровли, бе бо крыты тесом древяным, и загореся верьх Пречистый у церькви у соборные и на Иване Святем. Прочо же вкратце скажем: весь град выгоре. Монастыри и церькви, и дворы, и церькви кирьпичная Благовещение на великого князя дворе, у казенного двора выгореше внутрь чюдныя иконы Корсуньския, иконы принесены быша от древних лет, и кузнь златая и сребряная, и камение драгое, и жемчюг, и много мощей святых погорело. Принесены быша от древних лет от божияго града Иерусалима и от прочих святых мест богоугодными святители и преподобными мужи к благородным царем великим князем руским и ко святейшим митрополитом. Много же и казны царя и государя великого князя выгорело, много ценного жемчюгу и всякого камени драгого и бархаты, и камки, и тафты, и сунна, и прочее неисчетно, яко жо подобает в домех царьских быти. И митрополич двор все выгорел и монастырь Чюдовской. Многоцелебныя же мощи Алексея чюдотворца вынесоша ис теплыя церкви, поставиша в большой церкви во Архаггеле. Единех чернецов 56 згоре в том монастыре и подохнулися.

А монастырей згорело обещих Чюдовской да в Китае Богоявленской, а особных восмь в городе и за городом, а в девичих четыре. Не видети иного ничего же, но токмо дым и земля и труция мертвых многолежаще. Много церквей святых погоре, а каменыя стояще выгореша внутри и огореша в ней несть видети в них пения и звонения. Царь же государь, князь великий и из своею княгинею не бо на Москве, но в селе своем в Острову. Митрополиту же святейшему Макарью, на Москве неподвижно живущу и правящу слово божие истинное, притекшу в церьковь соборную пречистый богородица, оболокшуся в святительскую одежну и начнешу молебная пред пречистые образом пред чюдотворную иконою Владимирскую и пред чюдотворную же икону, юже Петр чюдотворец Киевские и всея Руси своима рукама написал у гроба чюдотворца Петра и Николы чюдотворца совершающу же святейшему митрополиту Макарию молебная, и се пряде от огня зной и дух, и жар, и немогущу митрополиту вара от огня и духа знойного терпети, занеже убо от зельнаго воздержания и поста елико ему едва ходити кроток же и смирен и милостив по всему, гордости же отнюдь ненавидяще, но иным отсекаше и запрещайте злобою отроча обреташеся, умом всегда совершен бываше.

В конце концов, спорить о том, загорелась ли Москва вследствие хаоса, подожгли ли ее по нечаянности французы или в городе и впрямь действовали организованные Растопчиным команды поджигателей, можно до бесконечности. Важно другое — то был последний великий пожар в Москве. Регулярные пожарные команды и более или менее строгое внедрение регламентов позволяли довольно быстро остановить распространение огня хотя бы на уровне отдельных кварталов. Отныне "великими пожарами" в московской истории стали считаться возгорания на отдельных значимых объектах, и таковые не заставили себя долго ждать: в 1837 году погорел Малый театр, а в 1853-м — Большой. Правда, в начале XX века все-таки случился рецидив, живо напомнивший о страшных пожарах времен Московского царства: во время революционных событий 1905 года запылала Пресня.

Но все же этот пожар был следствием боевых действий, а не досадной случайности. А дальше пришли большевики и взялись за борьбу с огнем уже всерьез. И хоть крови на руках этой милой конторы было даже не по локоть, а по самые плечи, трудно отрицать ее навыки организации масштабных массовых мероприятий, причем далеко не только руками подневольных заключенных. Инструкторами НКВД были подготовлены 12 000 вспомогательных пожарных дружин, а методам тушения немецких "зажигалок" обучали даже детей. Советская система вообще любила делать ставку на профилактику — и в данном случае она сработала. Уже во время налетов 21, 23 и 24 июля 1941 года до 85 процентов возгораний было ликвидировано руками горожан. А регулярные пожарные части благодаря этому смогли сосредоточить усилия на более важных объектах, к примеру, на пожаре в отстойнике Белорусского вокзала, где находились эшелоны с боеприпасами. Всего, согласно официальной статистике, за 10 месяцев немцы сбросили на Москву около 1600 обычных фугасных бомб и 100 000 "зажигалок", но вызвать более или менее значительное возгорание им так и не удалось. Всего от взрывов, обрушений зданий и пожаров за это время погибло 11327 москвичей и около 200 были тяжело ранены. Для сравнения: во время "Лондонского блица" от немецких бомб погибли 20 000 жителей британской столицы при несравненно лучшей системе организации ПВО.

Дело в том, что «розорва» не только одну башню Московского Кремля. Взрывы пороховых складов возникали во время пожара тот там, то тут, добавляя в общую картину бедствия совсем уже адские краски. Треск огня и вопль людей от времени до времени был заглушаем взрывами пороха, хранившегося в Кремле и других частях города». Вина же Ивана состояла в том, что в стратегическом планировании были допущены некоторые недочёты логистики. А также нарушена техника безопасности.

Весь этот порох предназначался для разрушения укреплений совсем другого города — Казани. Подготовка к походу на Волгу велась долго и кропотливо. Но и Церковь, что не лезло уже ни в какие ворота. Правда, со священнослужителей брали меньше: «А с каждых шести попов по две гривенки зелья». Оно бы и ничего, но все эти пуды и гривенки стекались в Москву, откуда планировали начать полное и окончательное завоевание и покорение Казани.

Если бы не пожар, оно могло бы состояться на несколько лет ранее.

Пожар в Москве при Иване Грозном

21 июня 1547 года – в Москве вспыхнул грандиозный пожар, в котором погибло более 2500 человек 9 июля 1547 года в Москве поднялся бунт.
Бедствие в столицы в июле 1547г «Великий Московский пожар», состоявшийся в первый год царствования Ивана Грозного, уничтожил русскую столицу и отсрочил падение Казани на несколько лет.
Стрельцы, огонь! Как пожар 1547 г. ускорил появление регулярного войска | Аргументы и Факты В столицу хлынул поток беженцев из окрестных городов и сел, потому что Борис Годунов организовал в столице бесплатную раздачу хлеба из государственной казны.
Восстание в Москве в 1547 году Бедствия такого рода, что постигли Москву в 1547 году, воспринимались людьми Средневековья как проявление Божьего гнева.

История криминальных событий. 9 июля

Не исключено, что эти поблажки верхушке посада были обещаны еще в ходе восстания, что неожиданное для правительства участие всех прослоек посажан в восстании побудило принять особые меры с целью привлечения на свою сторону верхов посада. Следовательно, «политические выгоды» в итоге восстания извлекли не только «политические противники Глинских из враждебной им группировки»,69 но и верхи посада. Восстания низов заставили феодалов на время прекратить взаимную вражду и сплотиться для проведения политики, укрепляющей государственную власть. Маркс и Энгельс не раз отмечали, что вражда внутри господствовавшего класса «сама собой отпадает при всякой практической коллизии, когда опасность угрожает самому классу»,70 что «высшие классы всегда объединялись для подавления рабочего класса». Маркс конкретизирует это положение примером из истории Франции XI столетия: когда крестьяне подняли восстание, враждовавшие доселе французские и нормандские рыцари «немедленно же забыли свои раздоры и объединились, чтобы раздавить крестьянское движение».

Раскол всей нации на два больших лагеря.. В России тогда имели место массовые восстания низшего слоя народа в городе и в деревне: в конце 40-х годов, более того — в том же 1547 г. Сплоченные и решительные действия диктовались и потребностями обороны, в первую очередь необходимостью незамедлительной борьбы с форпостом вражеской агрессии — Казанским ханством и стремлением удовлетворить внешнеполитические аппетиты господствовавшего класса. Все это сделало возможным приблизительную временную консолидацию всех прослоек класса феодалов при поддержке, видимо, правительственных действий и верхами посада.

Конец 40-х годов изумляет обилием служебных назначений, выдвижением в «думцы» новых людей из различных феодальных группировок, сплотившихся «от страху княжь Юрьева Глиньского убийства». Первоначально старались принимать временные меры, способствующие ослаблению общественного напряжения и угрозы нового взрыва массового недовольства. Целям классовой борьбы была подчинена выдача иммунитетных грамот второй половины 1547—1548 гг. В то же время торжественное празднование свадьбы брата царя 3 ноября и то обстоятельство, что сам царь направился во главе войска в Казань «и восхоте итти царьская его держава сам» ,76 как бы всенародно демонстрировали единодушие в правительственной среде.

К началу 1549 г. Постепенно формулируется и публично декларируется демагогический идеал деятельности «правого царя», призванного заботиться обо всех подданных: представление это отражено в речах Ивана IV на соборах, в «Летописце начала царства», в Приговоре об отмене кормлений. Одновременно принимаются все меры к пресечению возможностей «возмущения» народа публичными рассуждениями на опасные темы77 особенно жестоко преследуются «еретики». Характерные формы правительственной деятельности тех лет — деятельность Челобитного или Челобнтенного приказа и первых земских соборов, противостоявших вечевым традициям 1547 г.

Наиболее значительный момент классовой борьбы середины XVI в. Русская история с древнейших времен, т. Классовая борьба в Московском государстве в первой половине XVI века. I, гл.

Ленин, Полит. Реформы Ивана Грозного. Источниковедение истории СССР, т. Продолжение Хронографа редакции 1512 года.

Миниатюры Царственной книги как источник по истории Московского восстания 1547 г. V, 1956, стр. Выяснилось, что Краткий летописец, изложение событий в котором доведено до 1660-х годов, примерно тогда же и был окончательно составлен. Составителем его оказался известный церковный писатель, келарь Троице-Сергиева монастыря Симон Азарьин обнаружены черновики Летописца, много дающие для ознакомления с лабораторией составления подобных сочинении.

Краткий летописец состоит из нескольких частой, причем в основу первой части, излагающей события до конца XVI в. Характерно, что в Кратком летописце, очень лаконично сообщающем о важнейших с точки зрения составителя исторических событиях, ничего не написано о московских пожарах, а выделен факт массового восстания. Очевидно, что именно это-то событие 1547 г. X, СТР- 176.

Следовательно, убийство бояр произошло на вече. V, стр. К семидесятипятилетию академика В. Волгина, М.

Псковские повести... О блаженном Иоанне Большом Колпако. ЧОИДР, 1896, кн. Здесь «миряне» как бы противопоставляются духовенству.

Состав Московского слободского схода. Платонову, Пгр. Буганов, М. XIII, стб.

Восстание Болотникова. В челобитной 1665 г. Подобных примеров можно подыскать немало. Сборник В.

Разрядные записи за Смутное время. XIV, стр. II, М. Именно в таком смысле он приводится в царской грамоте 1555 г.

История российской иерархии, ч. XIII, стр. XXIX, стр. Реформы Ивана Грозного, стр.

IV, ч. Восстание Болотникова, стр. Когда и почему редактировались лицевые летописи времепи Ивана Грозного. История о Казанском царстве или Казанский летописец.

ЛЗАК, вып. Шмидт, 1 Продолжение Хронографа редакции 1512 года, стр. I, вып. Смирнов Очерки...

Зимин Реформы Ивана Грозного, стр. Источники и характер редакционной работы Ивана Грозного над историей своего царствования. Труды ГИБ, т. Зимин, вслед за С.

Пройти диспансеризацию на грядущей седмице Великого поста и честно посмотреть, насколько за минувшую неделю мы продвинулись к этому Царству. Если не сложно, то поминутно посчитать: сколько времени в понедельник, во вторник, в среду, в четверг, в пятницу, в субботу я уделил вопросам, имеющим какое-то отношение к Небесному Царству. Почему это важно сделать на следующей неделе? Потому что после Пасхи это будет уже очень сложно. Сейчас какой-то огонёк теплится, если мы постимся, читаем и молимся усиленно. Участвуя в Богослужениях, рассуждая о глубоком, о важном, мы пытаемся что-то понять, вместить. Но очень скоро на это не будет времени. Потому что будет не до этого...

Как завёл тенор, как замечательно подтянул бас, как красиво звучала эта мелодия. А какой вам больше распев нравится? А вы знаете, мне по сердцу Валаамский монастырь. Как они поют, какие красивые мужчины! А какие замечательные женщины вот в том монастыре! Такие они милые, такие вдохновленные! А дальше, после этого, будет ещё ниже. Понаблюдайте, посмотрите.

И о сем сжалися князь великия, кои расплакатися ему вельми слезно. И кто не плачется погибели градныя или кто не жалует, или кто не тужит толика народа людей инок, инокинь по монастырем и во дворах мужей и жен, и детей, и отрок, и отроковиц от огня изгоревших. Царь же и государь князь великий зряше беду, створшуюся на граде его и на святых церьквах, и бывшую печаль князем и бояром, и мужем москвичом прослезився тешаиши и рек: «Не скорьбите князи и боляре мои и народи. Господь бог дал, господь взял. Буди имя господне благословенно отныне и до века. Киждо люде мои ставите хоромы по своих местех. А яз вас жаловати ради лготу дати». И заутрия приехал во град царь и государь и внида в церьковь владычица нашея богородица честнаго ея Успения, и пришед к чюдотворной иконе пречистыя Владимирския и много моления соверши и слезы доволны излия. Тако жо и пред образом пречистыя чюдотворныя, юже сам чюдотворец Петр написал. По сем жо приходит ко гробу чюдотворца Петра молебная совершая и слезы изливая, прося помощи и заступления, и от всяких бед и зол избавляя.

Тако же у гробов и у мощей и у прочих святитель Феогноста и Киприяна и Фотея Ионы. И потом едет ко пречистой на Новое посетить отца своего пресвященного митрополита Макария и бысть промежи обоих слезы жалостныя, аки от источника текущи о бывшем гневе божий и великом пожаре беседовавшим. И много и словесы духовными митрополит тешашо царя государя и великого князя, поучая его на всякую добродетель, елико подобает царем православным быти. Царь же и государь, слушая его духовная словеса и наказание поминаше же великому князю о опальных и повинных людех.

От огня пострадал Богоявленский монастырь в Ветошном переулке, а также другие церкви и здания, располагавшихся от Ильинских ворот до Кремля и Москвы-реки. Сгорела приречная часть посада к югу от Ильинки, затем пламя перекинулось на Соляной двор и дошло до Никольского монастыря. Ночью огонь уничтожил десять дворов в Чертолье. В результате пожара взорвалась одна из крепостных башен Китай-города, в которой был устроен пороховой склад. Летописи сообщают, что разрушенная стрельница и часть китайгородской стены оказалась в Москве-реке — «размета кирпичие по брегу рекы».

При взрыве погибло много людей. Во время нового пожара пострадала церковь Спаса в Чигасах, находившиеся в ней фрески Дионисия были утеряны. По одним данным, в этот день огонь уничтожил 2200 дворов, по другим — сгорело порядка 8000 домов и тысячи москвичей остались без крова. Во время «пожаров великих» в народе распространилось мнение о наказании свыше. Летописи того времени писали, что «зло сие за умножение грехов наших». В летописи описывается, как «загореся храм Воздвижение честнаго Креста за Неглинною на Арбацкой улице», что, по преданию, было предсказано Василием Блаженным. Пожар возник во время бури с ветром, способствовавшим его распространению: «бысть буря велика и потече огонь, якоже мьолния». От церкви загорелась Арбатская улица, горели Китай-город и Большой посад. Как сообщает Никоновская летопись сообщает, что «Множество народа сгореша.

Ряд источников указывает, что количество жертв могло достигать 4000 человек. Из-за сильного ветра огонь перекинулся на Кремль, после чего загорелись великокняжеские конюшни и хоромы.

Московское восстание 1547 года и его последствия для развития государства

Накануне бедствия юродивый пришел в Воздвиженский монастырь и долго там молился в молчании со слезами. На следующий же день именно это место стало очагом пожара. От огня сильно пострадали Кремль, Китай-город, большая часть посада, погибло более 2,5 тысяч человек. Сразу же после пожара царь Иван IV издал закон, обязывающий московских жителей иметь во дворах и на крышах домов бочки, наполненные водой. Для приготовления пищи предписывалось строить печи и очаги на огородах и пустырях вдали от жилых строений.

Когда восстание улеглось, царь приказал разыскать и казнить его зачинщиков. При этом, судя по всему, массовых расправ не было — не из-за милосердия Ивана Грозного, а потому, что он понимал, что время сложилось неблагоприятное для массовых репрессий, которые могут вызвать новый бунт. Оцените статью и поделитесь ей в соцсетях! Отправить оценку Средний рейтинг: 4. Количество оценок: 52 Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Читайте также:.

Футляр, в котором находились обменные часы, навёл на след одного портного, немца, проживавшего в Лондоне, по имени Франц Мюллер. Он подарил этот футляр ребёнку своих друзей. Выяснилось, что шляпа, оставленная преступником в купе, также принадлежала Мюллеру. В его письме к хозяйке квартиры сообщалось, что он в настоящий момент находится на борту парусника «Виктория», на пути в Северную Америку. Детектив Тэннер пустился в погоню за беглецом.

Быстроходный пассажирский пароход «Сити оф Манчестер» прибыл в Нью-Йорк на 14 дней раньше «Виктории». Имя преступника, не подозревавшего, что его выследили, в течение трёх недель не сходило со страниц газет, и здесь, в Нью-Йорке, уже всё было готово к его аресту. В день прибытия «Виктории» в порту собралась толпа зевак. Некоторые подплывали на лодках к судну и выкрикивали: «Как поживаешь, убийца Мюллер?.. Через месяц Дик Тэннер доставил Мюллера в Лондон, где преступника ждала тюремная камера, скамья подсудимых и виселица.

Для оттеснения их от власти понадобились более эффективные средства. В этих целях и было, по нашему мнению, использовано восстание московских "чёрных людей" в июне 1547 года. В апреле большой пожар уничтожил много лавок и товаров: "погореше лавки во всех рядех града Москвы со многими товары...

А у реки у Москвы в стрельници загорешася зелие пушечное и от того разорва стрелницу и размета кирпичие по брегу реки Москвы и в реку" 1. Во втором апрельском пожаре "погореша Гончары и Кожевники" ремесленные слободы в Москве. Но самый большой "великий пожар" произошёл 21 июня. Он начался на Арбате, охватил весь город и продолжался почти сутки 3. Сила пожара была такова, что современники рассматривали его как небывалое бедствие. Никоновская летопись, ссылаясь на более ранние летописи, подчёркивает, что "преже убо сих времен, памятные книги времени пишут, таков пожар не бывал на Москве, как и Москва стала именоватися" 4. XIII, стр. Впрочем, в "Сокращённом Новгородском летописце", по списку Н.

Никольского, говорится: "а горело 6 часов" ПСРЛ, т. IV, ч. Пунктуация моя. В цитируемом издании после слова "пишут" стоит двоеточие; это придаёт дальнейшему тексту характер цитаты из "памятных книг времени", что неверно, так как оценка пожара 1547 г. Никоновская летопись посвящает июньскому пожару 1547 г. Статья даёт яркую картину разрушений города огнём 5. А "Сокращённый Новгородский летописец", по списку Н. Никольского, сохранил и статистику сгоревших дворов в Москве: "згоре же всех дворов числом в граде и в посаде пол третьятцать тысящ то есть 25 тыс.

Что касается числа человеческих жертв, то летописи называют 1700, 2700 и 3700 сгоревших 7. Эти цифры свидетельствуют о катастрофическом характере "великого пожара", настоящего стихийного бедствия. Пожары 1547 г. Классовые противоречия достигли к тому времени большой остроты. Отдав дань традиционному истолкованию "великого пожара" как проявлению "божьего гнева" "за умножение грехов наших", автор "Летописца" затем наполняет церковную формулу острым политическим содержанием, ярко показывая действия боярства в годы малолетства Ивана Грозного: "Наипаче же в царствующем граде Москве умножившася неправде и по всей Росии, от велмож, насилствующих к всему миру и неправо судящих, но по мзде, и дани тяжкые... В насилиях князей и бояр и крылась основная причина июньского восстания. Оно явилось выражением стихийного возмущения народных масс боярским произволом. Восстание вспыхнуло на пятый день после пожара, в воскресенье 26 июня 1547 года.

В течение пяти дней, отделявших восстание от пожара, с одной стороны, нарастало возбуждение народных масс, с другой стороны, стремление политических кругов, враждебных группировке Глинских, использовать созданную пожаром обстановку для свержения Глинских. К сожалению, об обстановке в Москве между 21 и 26 июня источники дают очень общие и неопределённые сведения. Показателем роста напряжения в Москве в эти дни может служить факт бегства из Москвы князя Михаила Глинского и его матери - княгини Анны Глинской. Причиной бегства явилось обвинение Глинских московскими "чёрными людьми" в том, что "великий пожар" 21 июня случился в результате колдовства Анны Глинской. Она якобы "з своими детми и с людми волховала: вымала сердца человеческия да клала в воду да тою водою ездячи по Москве да кропила и оттого Москва выгорела" 9. В источниках не указана точная дата бегства Михаила и Анны Глинских. Другой летописец, "Продолжение хронографа редакции 1512 г. И это сообщение также не даёт возможности определить, когда именно Михаил Глинский оказался во Ржеве, откуда ему пришлось хорониться по монастырям.

Однако Курбский в своей "Истории, о великом князе Московском" прямо указывает, что "князь Михаил Глинский, который был всему злому начальник, утече" из Москвы, спасаясь от "великого возмущения всего народа" 13 , то есть относит момент бегства Михаила Глинского из Москвы ко времени после пожара 21 июня. К такому же заключению приводит и сообщение "Царственной книги" об обвинениях, которые бросали московские "чёрные люди" Юрию Глинскому: "а мати твоя княгиня Анна сорокою летала да зажигала"; ясно, что Анна Глинская находилась в Москве во время пожара. Это тоже свидетельствует о пребывании Глинских в Москве 21 июня. Рассмотрение вопроса о бегстве Михаила и Анны Глинских очень важно. Оно позволяет с уверенностью отбросить схему "Царственной книги", тенденциозно изображающей московское восстание "чёрных лю- 5 См. ПСРЛ, т. Отмечу кстати, что данные о сгоревших дворах дают возможность составить представление об общей численности населения Москвы XVI века. Данные "Летописца" Никольского почему-то не были использованы составителем 1-го тома "Истории Москвы" см.

VII, стр. В действительности дело было не в провокации и интригах. Враждебные Глинским бояре лишь пытались использовать для сведения счётов со своими политическими противниками стихийное возмущение народа "насильством и грабежом" в отношении московских "чёрных людей" со стороны Глинских и их челяди. Именно "насильство и грабёж" превратили Глинских в глазах москвичей в поджигателей Москвы, именно это послужило основанием для обвинения Анны Глинской в колдовстве. Версия "Царственной книги", искажая общий характер восстания, вместе с тем даёт необходимый материал для выяснения позиций политических группировок среди правящих кругов Москвы, для выяснения того, как реагировали правящие круги на ситуацию в Москве после пожара 21 июня 1547 года. О поведении бояр после великого пожара говорит в своём первом послании Курбскому Иван Грозный. Он обвиняет "изменных бояр" в том, что они "аки время благополучно своей изменной злобе улучиша, наустиша народ художайших умов, будто матери нашея мать, княгина Анна Глинского, с своими детьми и людьми сердце человеческая выимали и таким чяродейством Москву попалили; да бутто и мы тот совет ведали" 16. Однако Иван Грозный отказывается назвать имена "изменных бояр" "их же имена волею премену" 17.

Гораздо подробнее касается этого вопроса "Царственная книга". Она не только перечисляет бояр - противников Глинских, но и показывает, в чём выражались действия бояр, направленные к свержению Глинских. Первое выступление боярства против Глинских было уже на другой день после пожара 18. Именно здесь, по описанию "Царственной книги", "вражиим наветом начаша глаголати, яко вълхъванием сердца человеческия вымаше и в воде мочиша и тою водою кропиша и оттого вся Москва погоре; начаша же словеса сия глаголати духовник царя и великого князя протопоп Благовещенской Федор да боярин князь Федор Скопин Шуйской да Иван Петров Федоров" 19. Описание инцидента заканчивается сообщением, что "царь и великий князь велел того бояром сыскати" 20. В этом рассказе "Царственной книги" всё важно: и время, и место, и состав участников, и, наконец, итоги того, что можно с полным основанием назвать чрезвычайным заседанием боярской думы. В самом деле, вряд ли приходится сомневаться, что приезд царя во временную резиденцию митрополита носил политический характер и никак не исчерпывался желанием Ивана IV узнать о состоянии здоровья Макария. Об этом свидетельствует прежде всего приезд вместе с царём в митрополичий Новинский монастырь и бояр.

Об этом говорит и всё последующее развитие событий, завершившихся царским решением о сыске. Учитывая огромную политическую роль Макария в правительстве молодого Ивана Грозного, можно с большой степенью вероятности считать, что Иван IV с боярами приехал к Макарию обсудить на заседании боярской думы с участием митрополита политическое, положение в Москве после пожара. Именно на этом заседании протопоп Фёдор, а за ним ряд бояр выступили с обвинением Глинских в колдовстве и поджигательстве. Итог заседания - предписание царя боярам произвести сыск по поводу обвинений против Глинских - свидетельствует о том, что ни сам Иван IV, ни бояре не захотели или не смогли отбросить эти обвинения как несостоятельные и оскорбительные, особенно по адресу ближайших родственников царя. Это означало, что большинство участников заседания заняло по отношению к Глинским враждебную позицию, тем самым возложив на них политическую ответственность за события, нараставшие в Москве. Однако состав враждебной Глинским группировки не исчерпывался этими лицами. И та же "Царственная книга", продолжая рассказ о восстании московских "чёрных людей", даёт другой, гораздо более полный перечень участников враждебной Глинским группировки.

Московское восстание 1547 года и его последствия для развития государства

Московское восстание Бедствие в столице в июле 1547. Сразу после этого события, в феврале 1547 г. молодой царь обвенчался с юной красавицей, боярышней Анастасией Романовной Юрьевой, с которой прожил самые счастливые тринадцать. Рассказываем о Великом московском пожаре 1547 года и его последствиях. Первый – пожар 1547 года, который привел к посадскому восстанию, которое в свою очередь позволило будущему Ивану Грозному выйти из-под опеки семейства Глинских. События 1547 г. давно уже привлекают историков: с ними связывают изменения в составе и политике московского правительства и перемены в характере Ивана IV. 16 января 1547 года произошло важное событие в русской истории: впервые Московский государь был венчан царским венцом в Успенском соборе.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий