Слушайте и скачивайте левитан начало войны бесплатно на Хотплеере в mp3 (ID: 30c6). С момента начала войны в течение двух первых месяцев на жизнь диктора было дважды совершено покушение.
Юрий Левитан не объявлял о начале войны
Объявление о начале войны (). Голос Левитана о начале Второй Мировой войны (Отечественная война против немецко-фашистских захватчиков). Объявление о начале войны - Голос Ю. Б. Левитана. С началом Великой Отечественной войны Левитан стал голосом советского Информбюро. О необыкновенной важности радио в годы Великой Отечественной войны говорит и тот факт, что Гитлер считал Юрия Левитана своим «врагом номер один». Смотрите видео онлайн «Диктор Юрий Левитан — "Сообщение о начале Великой Отечественной войны"» на канале «INCOGNITO» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 25 сентября 2023 года в 8:29, длительностью 00:00:59.
Текст песни Левитан Ю.Б. - Сообщение о начале войны
Внимание, говорит Москва. Передаем важное правительственное сообщение. Граждане и гражданки Советского Союза! Сегодня в 4 часа утра без всякого объявления войны германские вооруженные силы атаковали границы Советского Союза.
По вопросам, связанным с использованием контента заявленных выше Правообладателей, просьба обращаться на support advmusic. По вопросам, связанным с использованием контента Правообладателей, не имеющих Лицензионных Договоров с ООО «АдвМьюзик», а также по всем остальным вопросам, просьба обращаться в службу технической поддержки сайта на mail lightaudio.
За четыре года войны бюро сделало больше двух тысяч радиосводок. В военные годы жизнь в нашей организации буквально кипела… Лучшие писатели страны ездили по поручению СИБ в командировки на передовую и привозили прекрасные материалы. Сотрудник Совинформбюро, имя которого ресурс ege-land.
Причем диктора выбрал сам Сталин. В начале карьеры Юрия Левитана приняли на радио стажером, где он прибирался в помещениях и разносил чай и бумаги. К микрофону новенького допускали ночью, когда его мало кто услышит.
Прорыв блокады Ленинграда — 18 января 1943 года Блокада Ленинграда — один из самых страшных эпизодов Великой Отечественной войны. Только от голода в городе погибло более 600 тысяч человек. В таких ужасающих условиях голос Левитана оставался одной из немногих нитей, связывающих ленинградцев с остальной частью страны. Он внушал мужество и надежду. Победа в Сталинградской битве — 2 февраля 1943 года 2 февраля 1943 года голос Юрия Левитана объявил об очередной победе: наши войска полностью закончили ликвидацию немецко-фашистский войск, окруженных в районе Сталинграда. Сталинградская битва — крупнейшее сражение в истории человечества.
22 Июня 1941 года. Объявление о начале войны
Объявление о начале войны - Левитан » Вымпел-В | Победа будет за нами!" — заявил Юрий Левитан о начале Великой отечественной войны. |
Диктор Юрий Левитан — "Сообщение о начале Великой Отечественной войны" | Звук о начале войны с голосом по радио, когда Левитан сказал о начале Второй Мировой Войны в СССР. |
78 лет назад началась Великая Отечественная война - | Звук о начале войны с голосом по радио, когда Левитан сказал о начале Второй Мировой Войны в СССР. |
Текст песни Голос Ю. Б. Левитана - Объявление о начале войны
Левитан – Объявление о начале войны | Юрий Левитан говорит Москва начало войны. |
Слова левитана о начале | История моей семьи в истории великой отечественной Войны. |
Главный голос страны
- Главный голос страны
- Откуда Юрий Левитан объявил о начале Великой Отечественной Войны | Весь мир на ладони | Дзен
- Юрий Левитан объявляет о начале Великой Отечественной войны 22 июня 1941 г.
- Нападение фашистской Германии на СССР – 22 июня 1941 года
Юрий Левитан. Первое сообщение о начале войны
Оригинальный текст и слова песни Объявление о начале войны. повод для войны. Сводка Совинформбюро о взятии Берлина 1945 - Левитан. Обращение Левитана, выступления Молотова и Гитлера в день начала войны 22 июня 1941 года.
Ветераны Великой Отечественной вспоминают знаменитую речь В.Молотова 22 июня 1941 года
Во время одной из таких трансляций радио включил бодрствовавший по ночам Сталин. Ему так понравился трубный голос Левитана, что он потребовал, чтобы именно Левитан с этого момента зачитывал по радио все важные сообщения, приказы и указы. Подробнее о жизни диктора мы писали здесь: « 8 говорящих фактов о главном голосе СССР ». В годы войны, после того как в здание СИБ в Москве попала бомба, студия вещания переехала в Свердловск, в подвал в центре города. Левитана и его коллегу Ольгу Высоцкую в строжайшей секретности поселили в соседнем бараке. Все для того, чтобы враг не мог засечь головной радиоузел.
Через 25 минут с немецкой стороны начался авиационный налет. Но основные авиаудары наносились по аэродромам и воинским частям. Тимошенко приехали в Кремль. Все вызванные члены Политбюро были уже в сборе.
Меня и наркома пригласили в кабинет. Сталин был бледен и сидел за столом, держа в руках не набитую табаком трубку. Мы доложили обстановку. Сталин недоумевающе сказал: "Не провокация ли это немецких генералов? Какая же это провокация... Через некоторое время в кабинет быстро вошел В. Молотов: "Германское правительство объявило нам войну". Сталин молча опустился на стул и глубоко задумался.
Мама мне сказала, что это семья одного очень хорошего диктора, которому дают вести самые ответственные передачи». Юрий Левитан, по словам Бендицкого, появился в их квартире «в самые опасные дни, когда немцы уже были на подходе к Москве. Я тогда учился во втором классе и дневника не вёл, поэтому точной даты назвать не могу. Кажется, это было в конце октября или начале ноября. Я видел Левитана не очень часто, потому что днём он дома почти не бывал. По вечерам они играли в карты с моим отцом». О том, что Левитан приезжал ненадолго и только для встречи с женой и дочкой, вспоминал и свердловский дирижёр Марк Паверман, давно знакомый с диктором по совместной работе в Москве: «Мы сблизились с первых дней моей работы на ВРК, очень быстро перешли на «ты»… Юрий Борисович приехал в наш город, чтобы повидаться с эвакуированной на Урал семьей». В начале зимы, по словам Александра Бендицкого, столичный диктор уехал в Москву: «Левитан прожил у нас около месяца. Перед отъездом он договорился с женой об условных знаках: когда он будет вести утренние передачи, то, включая микрофон, перед словами «Говорит Москва» пару раз чуть кашлянет. Это будет означать «Здравствуй, Раечка». Так он её приветствовал уже из Москвы. В вечерние смены так поступать было нельзя, потому что вечером Сталин слушал радио. Левитан у нас дома рассказывал, как опасно было дикторам допускать оплошности, оговариваться в эфире, как они этого боялись. Реакция Сталина могла быть опасной — он вечером слушал все передачи». Семья Левитана оставалась в Свердловске ещё больше года. Рая с дочкой вернулись в Москву не раньше самого конца 1942 года. Чем же он занимался во время своего недолгого пребывания на Урале? Один абзац в этих мемуарах касается радио: «Поздно ночью 16 октября из Москвы сообщили о начавшейся эвакуации правительственных учреждений… В Свердловск вывозятся наркоматы чёрной и цветной металлургии и некоторые другие. И ещё — Всесоюзный радиокомитет. Вещание от имени Москвы будет вестись из Свердловска… Голос Левитана — «Говорит Москва…» — разносился одно время из студии Свердловского радиокомитета, что была на углу улиц Радищева и 8 Марта. По проводам его транслировали в Москву и передавали через Московскую и одновременно Свердловскую радиостанции. Передачи готовились в Свердловске, сводки Совинформбюро принимались по проводам из Москвы. Радиожурналисты и связисты организовали и провели эту операцию столь блестяще, что миллионы радиослушателей так и не заметили, откуда вещала Москва». Недолгая работа Левитана не являлась тайной для сотрудников Свердловского радиокомитета. Фёдор Тайц, во время войны работавший режиссёром отдела литературного вещания, вспоминал, как он «зашёл в аппаратную одной из студий и вдруг услышал голос диктора Левитана: «Говорит Москва! Целый месяц, пока врага не отогнали от столицы, Москва разговаривала со страной со свердловской улицы Радищева». Каким же образом голос Левитана из свердловской студии могла слышать вся страна? Явно несостоятельна версия о том, что читавшиеся им сводки по специально проложенному кабелю добирались до Шарташа и оттуда через эвакуированный из Москвы передатчик транслировались на всю страну. Этот передатчик заработал лишь весной 1942 года. А между тем работа оставшихся в Москве сотрудников Всесоюзного радиокомитета не прерывалась ни на день. Все новостные, музыкальные и литературно-драматические передачи столичного радио шли в прямом эфире, поэтому «врезать» в него голос Левитана, если бы он звучал из Свердловска через передатчик, было невозможно. В 1941 году просто не существовало технической возможности смикшировать два прямых эфира, а возня с тогдашней звукозаписывающей техникой лишила бы актуальности сводки Совинформбюро, выходившие по нескольку раз в день. Скорее всего Левитан связывался с московской студией по телефону. Недаром знакомый с ситуацией секретарь обкома Аристов упоминал о «проводах», по которым передавался голос Левитана. В предвоенные годы между Свердловском и столицей для государственных и военных целей была проложена линия правительственной ВЧ-связи. Перенос звука в высокочастотный спектр позволял сносно передавать голос на большие расстояния. Можно предположить, что краткосрочность пребывания Левитана в Свердловске определилась тем, что процесс радиовещания, когда один из основных дикторов находится в полутора тысячах километров от студии и всего творческого коллектива, оказался чересчур сложным.
Фотографии военных лет навсегда останутся бесценными свидетельствами народного подвига. Первые недели войны — в галерее «Газеты. Министр иностранных дел Германии фон Риббентроп информирует дипломатический корпус и прессу о начавшемся нападении на Советский Союз Советское информационное бюро было создано 24 июня 1941 года, через два дня после начала Великой Отечественной войны Сбор красноармейцев в связи с начавшейся войной Бойцы с противотанковым оружием на огневой позиции Обед на передовой Жители Москвы все как один поднялись на защиту Родины. Из добровольцев было создано несколько ополченческих дивизий. На снимке: москвичи записываются в ряды народного ополчения Рабочие Кировского завода направляются на фронт.
Курсы валюты:
- Левитан объявление о начале войны
- Комментарии
- Левитан Юрий - Выступление по радио 22 июня 1941 г. | Текст песни
- Слова левитана о начале
- «Нас разбудили, нам объявили...»
Диктор советского радио Юрий Борисович Левитан
Обращение Левитана 22 Июня 1941 года. Объявление о начале войны. - YouTube | Голос Левитана о начале вов. Абдрахманова Аниса Ягафаровна. |
Враг будет разбит - объявление Левитана о начале войны 22 июня 1941 года | И только когда оно было дублировано Левитаном в 15:00 часов, все восприняли это как то, что первым о начале войны сообщил Левитан. |
Обращение Левитана, выступления Молотова и Гитлера в день начала войны 22 июня 1941 года
Сообщение о начале войны, а также перевод песни и видео или клип. Юрий Левитан. Объявление начала войны СССР и Германии. Объявление о начале войны - Голос Ю. Б. Левитана. Прослушать онлайн и скачать Левитан: Началась Великая Отечественная война из категории Речи, обращения. Объявление о начале войны. Юрий Левитан — Объявление о начале Великой Отечественной войны. Юрий Левитан объявляет о начале Великой Отечественной войны 22 июня 1941 г.
Левитан объявления войны listen online
Сводка Советского информбюро о прорыве блокады Ленинграда. Утром 12 января 1943 е. Противник неся большие потери, терял одну позицию за другой. К концу дня 18 января южное побережье Ладожского озера было очищено от врага, а его разрозненные группы ликвидированы. Проиграть запись Сообщение Ю. Левитана о переломном моменте Великой Отечественной войны. О победе в Сталинградской битвы. Проиграть запись Приказ Верховного Главнокомандующего от 26 марта 1944.
О награждение частей и личного состава Красной Армии, отличившихся при форсировании Днестра. Проиграть запись Взятие Берлина.
Левитан Молчит. Наконец, прибегают со сводкой. Левитан прощается с нами, уходит. Он живёт недалеко, на улице Горького. Пропуск Ю.
Читаем её попеременно: Отъясова, Тобиаш и я. Высоцкая в это время ведёт концерт по другой радиопрограмме. Тобиаша срочно вызывают наверх, к председателю радиокомитета. У диспетчера Соловьевой звонят все восемь телефонов сразу. Суетятся музыкальные редакторы и сотрудники фонотеки. Три раза объявить о важном сообщении... Подключить все радиостанции и передатчики страны...
Левитан уже здесь, в дикторской, с отпечатанными на глянцевой бумаге листами. Садится на диван. Чуть подрагивает бумага на коленях. Кто-то, не утерпев, заглядывает из-за плеча. Не забудешь, Юрочка? Остаются считанные секунды. Поблескивая очками, Левитан страшно медленно или это так кажется?
Я хорошо помню эту маленькую, со звуконепроницаемыми стенами комнату. Представляю, как он садится за светлый полированный стол, придвигает лампу. Ещё раз всматривается в текст. Прыгнула стрелка электронных часов. Говорит Москва!.. Работают все радиостанции Советского Союза!.. Не верится!
Хотя так ждали... Полная капитуляция врага. Фашистская Германия повержена. Каждое слово как удар набата. Прильнув к новенькому динамику, недавно появившемуся в дикторской, я слышу Указ об установлении Дня всенародного торжества. Звучат гимны стран победительниц. Левитан возвращается.
Дикторскую не узнать, в неё набилось чуть ли не сто человек. Дикторы наши и иностранцы, редакторы, техники... Поздравляют, обнимают друг друга, не стыдясь слёз. К телефонам не пробиться. У нашей бригады счастливое дикторское утро. Читаем для Сибири, для Дальнего Востока... Ещё и ещё раз.
И кажется, что это не микрофоны разносят счастливую весть, а стоустый глас народа-подедителя». Его отец - Борис Семёнович, портной, специализировавшийся на пошиве мундиров городским чиновникам и служащим. Мать - Мария Юльевна, домохозяйка.
Граждане и гражданки Советского Союза! Сегодня в четыре часа утра без всякого объявления войны германские вооруженные силы атаковали границы Советского Союза. Началась Великая Отечественная война советского народа против немецко-фашистских захватчиков. Наше дело правое, враг будет разбит. Победа будет за нами!
По вопросам, связанным с использованием контента заявленных выше Правообладателей, просьба обращаться на support advmusic. По вопросам, связанным с использованием контента Правообладателей, не имеющих Лицензионных Договоров с ООО «АдвМьюзик», а также по всем остальным вопросам, просьба обращаться в службу технической поддержки сайта на skymuz yandex.
Левитан о начале войны
К середине июля 41-го 28 советских дивизий уничтожено полностью, 72 - наполовину. Убиты полмиллиона, попали в плен более 350 тысяч красноармейцев. Мы потеряли более 6000 танков, свыше 9000 орудий, около 12 000 минометов. В первый же день, 22 июня, военно-воздушный флот лишился свыше 1200 самолетов. Эти 100 советских дивизий - 17 армий! Не бесполезной: в изнурительных боях с передовыми частями Красной Армии перемалывались самые боеспособные соединения вермахта. В нем слышалось клацанье затвора винтовки.
План «Барбаросса» предусматривал взятие Москвы максимум через три месяца после начала Восточной кампании. До наступления холодов. От замыслов Гитлера мороз шел по коже. Чрезвычайность ситуации требовала особых мер. Из Ставки раздавались раздраженные и жесткие ЦУ: никаких упаднических настроений. Надо убеждать население, что неудачи Красной Армии носят временный характер.
Уже 23 июня Главное управление политической пропаганды Красной Армии подготовило директивы, которыми военной прессе отводилась особая роль, — показывать примеры массового и личного героизма советских солдат и офицеров, воинского искусства командиров, достижения тружеников тыла. Небольшой отрывок из сообщения Совинформбюро от 22 августа 1941 года: «Только за последние три недели наши войска разгромили 3-ю, 4-ю, 7-ю, 10-ю, 11-ю, 12-ю, 13-ю, 14-ю, 16-ю, 18-ю, 19-ю, 20-ю танковые дивизии противника... Между тем немцы рвались к столице. Потом военные историки скажут, что у Гитлера не было достаточно сил, вооружения и горючего для механизированных дивизий и самолетов. Стратеги германского генерального штаба катастрофически ошиблись в расчетах. Они не учли, что Москва далеко не Париж.
Что прогулки по Красной площади не получится. Что начиная от Марьиной рощи до подмосковной Коломны самые обычные люди неожиданно даже для самих себя проявят беспримерную стойкость в неприятии фашизма. Москва готовилась к осадному положению. Дикторская группа тоже встала на свою круглосуточную вахту. Их прифронтовая полоса пролегла через эфир, обращенный к согражданам, переживающим трагедию войны, и к каждому отдельному человеку, переживающему личную драму и утрату. Сухие сводки, официальные приказы, звучавшие по радио, превратились в главный источник для осмысления происходящего с ними.
Было понятно всем: нужны большие жертвы и большое мужество. Свободные от смены сотрудники Радиокомитета не расходились по домам, а оставались по соседству с дикторской, чтобы услышать последние новости. Люди на московских улицах замирали у громкоговорителей: что сегодня «сдаст» Левитан? Левитан одинаково со всеми горевал, отчаивался, ненавидел. Но нашел свой, особый метод чтения сводок с фронта военных действий. Его голос как бы начал жить отдельной, независимой от чувств и эмоционального состояния своего владельца жизнью.
В нужные миги самостоятельно находил ту высоту, за которой переставал становиться голосом одного человека. Левитану казалось, что он зачитывает сводки с фронтов обычно и буднично, надеясь спрятать за спокойной интонацией трагичность каждой прочитанной строки. Но как-то раз неожиданно увидел, как его любимица и хохотушка Олечка Дмитриева вытирает слезы. Она совершенно не умела быть серьезной. Даже когда говорила: «Предлагаем вашему вниманию... Реквием Моцарта!
Шел очередной набор на Всесоюзное радио. Дикторы Юрий Левитан и Владимир Герцик, хотя тоже еще очень молодые, но уже вполне статусные профи, на правах хозяев встречали новичков в холле. Эта совсем юная девчушка, беззвучно шевелящая губами, прижалась к колонне так, что, казалось, никакой силой невозможно ее отлепить. Ну а дальше все было так, как потом показали в фильме «Приходите завтра». Только героиня мечтала стать певицей, а задуривших ей голову молодых мэтров, представившихся Станиславским и Немировичем-Данченко, разыграли Ширвиндт и Белов. В действительности молодые люди повели себя не столь жестоко.
Однако есть и ряд правок, внесенных Молотовым скорее всего по чьим-то замечаниям после зачтения кому-то написанного им текста. Враг будет разбит. Победа будет за нами! Рукопись Молотова — обращение к советскому народу 22 июня 1941 г. Итак, вроде бы вся картина происшедшего утром 22 июня 1941 года в сталинском кабинете ясна. Сначала с 5.
Военные доложили о нападении и боевых действиях на границе, Берия — о сообщениях погранокругов и агентуры. Обсудили ситуацию, Молотов начал набрасывать текст выступления вождя. В 7 часов подошел оставшийся за Жданова Маленков, а также Вышинский. За ними стали подтягиваться члены Политбюро — Ворошилов, Микоян, Каганович. Пообсуждали текст обращения, решили, что зачитать его должен Сталин. Молотов зачитал Сталину проект текста его выступления, Сталин подредактировал стиль, внес финальные стратегические фразы и неожиданно указал главное изменение — он выступать не будет, с обращением к народу по радио должен выступить Молотов.
В кабинете в это время находилось самое близкое окружение вождя. Все они, кроме Микояна, вскоре войдут в состав Государственного комитета обороны, которому с 30 июня 1941 г. Они якобы пытались по их воспоминаниям убедить Сталина выступить, но он был непреклонен. Спускается к подъезду, доезжает до Центрального телеграфа, где находилась радиостудия Радиокомитета, и с 12. Это невероятно, но факт — за 10 минут дороги и пребывания в радиостудии Молотов внес в текст весьма существенные изменения! Так, в окончательном варианте обращения появилась фраза о том, что Молотов выступает по поручению советского правительства и его главы товарища Сталина.
Во втором абзаце подробно говорилось о нарушении Германией заключенного с СССР договора о ненападении. Текст обращения был также значительно расширен за счет включения в него положения о развязывании войны правителями Германии, а не германским народом, и о полном поражении вторгавшихся в Россию врагов, как это не раз бывало в отечественной истории. Убежден, что это слова Сталина, продиктованные им Молотову. Сравнив текст, который Молотов собственноручно написал карандашом, с текстом речи, произнесенной Молотовым по радио 22 июня 1941 года, я обнаружил еще целый ряд серьезных отличий между ними, не отмеченных в работе Песковой. Но ведь это же нереально — не мог Молотов за такое короткое время внести в текст столь серьезные изменения, а главное — он же не смел изменить ни единой буквы в тексте, утвержденном Сталиным! И тем не менее это было сделано… Пескова считает, что текст был откорректирован в кабинете Сталина и Молотов зачитал по радио измененный там текст.
Однако если бы это было так, в архиве хранился бы именно измененный текст, а не его первый вариант. Откуда же взялся рукописный документ с новым текстом, куда делся документ со старым? Почему при острейшем дефиците времени в момент подготовки выступления Молотова его текст был написан заново, ведь большая часть молотовского текста в нем сохранена — было бы проще в молотовский вариант вписать добавления хотя опять-таки непонятно, для чего, ведь все, что Сталин продиктовал, Молотов уже вписал своей рукой. Объяснение может быть таким.
Вместе с тем, ООО «АдвМьюзик» не является владельцем, администратором или хостинг-провайдером сайта, не размещает, и не влияет на размещение на сайте любых авторских произведений и фонограмм. По вопросам, связанным с использованием контента заявленных выше Правообладателей, просьба обращаться на support advmusic.
Люди на московских улицах замирали у громкоговорителей: что сегодня «сдаст» Левитан? Левитан одинаково со всеми горевал, отчаивался, ненавидел. Но нашел свой, особый метод чтения сводок с фронта военных действий. Его голос как бы начал жить отдельной, независимой от чувств и эмоционального состояния своего владельца жизнью.
В нужные миги самостоятельно находил ту высоту, за которой переставал становиться голосом одного человека. Левитану казалось, что он зачитывает сводки с фронтов обычно и буднично, надеясь спрятать за спокойной интонацией трагичность каждой прочитанной строки. Но как-то раз неожиданно увидел, как его любимица и хохотушка Олечка Дмитриева вытирает слезы. Она совершенно не умела быть серьезной. Даже когда говорила: «Предлагаем вашему вниманию... Реквием Моцарта! Шел очередной набор на Всесоюзное радио. Дикторы Юрий Левитан и Владимир Герцик, хотя тоже еще очень молодые, но уже вполне статусные профи, на правах хозяев встречали новичков в холле. Эта совсем юная девчушка, беззвучно шевелящая губами, прижалась к колонне так, что, казалось, никакой силой невозможно ее отлепить. Ну а дальше все было так, как потом показали в фильме «Приходите завтра».
Только героиня мечтала стать певицей, а задуривших ей голову молодых мэтров, представившихся Станиславским и Немировичем-Данченко, разыграли Ширвиндт и Белов. В действительности молодые люди повели себя не столь жестоко. Юрий Левитан, став серьезным, сунул ей в руки свежую газету, где предусмотрительно расставил нужные значки и ударения в подвальной статье. Бегло прочитал ее сам, затем заставил Ольгу повторить за ним несколько раз и, наконец, подтолкнул в дверь, за которой расположилась приемная комиссия. Она вошла в студию, ни на что не надеясь. Но успешно прошла все три тура, получив вердикт: «Зачислить. Отличное звучание, правильная русская московская речь». В нем предусматривались немедленная светомаскировка предприятий, транспорта, домов и улиц, приведение в боевую готовность бомбоубежищ, метрополитена и служб МПВО. Встал вопрос о возможности маскировки Кремля и прилегающих к нему территорий и зданий. Берия комендант Московского Кремля Н.
Спиридонов отмечал, что маскировка объекта может усложнить для противника поиск Кремля на фоне Москвы и снизит возможность прицельного бомбометания по отдельным зданиям Кремля. Для ориентировки шоферов в темное время суток были нарисованы белые полосы в арках Спасских, Боровицких и Арсенальных ворот. Личному составу комендантских нарядов предписывалось следить за соблюдением правил светомаскировки и немедленно пресекать нарушения. В Радиодоме, как ни искал завхоз, не нашлось не то что черных портьер, даже нужного количества темной плотной бумаги. Окна изнутри заклеили картонками старых скоросшивателей, свалив оттуда документы на пол. В московских домах тоже не было специальных материалов для маскировки. В дело пошли зимние пальто, фуфайки, одеяла. Голова Пушкина едва выглядывала из мешков с песком. Так же были упрятаны Гоголь, Тургенев, Юрий Долгорукий. В «оборонные» объекты были занесены памятники и музеи.
Большой театр и Мавзолей превратили в нагромождение маленьких домов. Десятки зданий нарисовали на асфальте Манежной. Крыша Оружейной палаты «проросла» зелеными деревьями. Золото куполов Ивана Великого и других соборов закрасили черным. Рубиновые звезды затянули брезентом. На стенах Кремля появились жилые окна. Отводной канал прикрыли фанерными щитами. Декораторы перекроили карту столицы. С воздуха Москва стала неузнаваемой.