Новости название народного промысла

Ассоциация "Народные художественные Промыслы России" / Официальная страница ВКонтакте В настоящее время Ассоциация объединяет организации промыслов, расположенных в 48 регионах Российской Федерации. Олеся Максимова, главный редактор портала «»: «Народные промыслы – неотъемлемая часть нашего культурного кода: особые художественные традиции столетиями развивались в разных частях страны. Берестяные работы, гутный промысел, иконы из бересты, художественная ковка, мстёрская вышивка, мстёрская лаковая миниатюра, глиняная игрушка, народный костюм, гончарное ремесло, этнографические куклы, покровский пряник, владимирские узоры. Крестецкая строчка (или крестецкая вышивка) — народный промысел, развивавшийся с 1860-х годов в Крестецком уезде Новгородской губернии, издревле заселенном староверами федосеевского согласия.

Гжель, хохлома и финифть: 12 легендарных народных промыслов, которые можно купить

На базе крестьянских промыслов и торговли постепенно складывался новый тип крестьянского населения Гжели. Дело в том, что со времени открытия мануфактуры Афанасия Гребенщикова в 1724 году многие гжельцы работали там гончарами. Смекалистые и расторопные, они быстро схватывали секреты нового производства майоликовых изделий, а возвращаясь на родину, заводили свои примитивные, но многочисленные новые горны, создавали свои изделия не только из обычных красных глин, как раньше, а использовали по новой технологии белые массы с примесями других сортов глин и минеральных добавок. Самобытные гжельские изделия пользовались неизменным спросом. Крестьяне-кустари трудились от зари до зари, имея дело с глиной и творя из неё необходимые в быту вещи.

Каждый из них имел свою манеру, и создавая изделия, вносил собственное видение окружающего мира. Достоинство посуды, игрушек определялось вкусами покупателей и управлялось их спросом. Популярность гжельских изделий означала соответствие их требованиям, отвечающим утилитарным целям и художественным вкусам людей того времени. В середине XVIII века в России довольно быстро начали развиваться гончарные производства, однако гжельские изделия пользовались неизменным спросом.

Отсюда производство керамики распространяется в Коломенской, Серпуховской и другие уезды Московской губернии. Конец XVIII века явился временем расцвета гжельской майолики; особенно большого искусства местные мастера достигли при изготовлении кувшинов, кумганов, квасников. Работа требовала большого терпения и искусства. Роспись не допускала поправок и переделок, так как велась по мягкому, не обожжённому черепку, покрытому белой эмалью.

Гжельцы выпускали отдельно и мелкую майоликовую пластику, которая часто отражала типичные сценки их жизни, наполненные юмором композиции, солдат, крестьянок, модниц и франтов, занятых теми или иными делами. Сюжеты были выразительны и доходчивы, покоряли ясностью замыслов, наивностью их создателей - простых народных умельцев. В течение многих десятилетий гжельцы создавали изумительные по красоте и разнообразию росписи изразцы для оформления печей и каминов. Свыше 500 их образцов хранит теперь в своей коллекции Эрмитаж.

Многие гжельские мастера участвовали создании гончарного промысла и в других местах России. Завозимые из-за границы предметы из этого материала были настолько дороги, что их могли купить только немногие, но они же невольно толкали гжельцев овладеть технологией их производства. Полуфаянс уже имел белый, хотя и толстый черепок, и роспись велась не по сырой эмали, как на майоликовых изделиях, а после обжига, по твердому черепку, что значительно облегчало, ускоряло работу и ускоряло брак. Полуфаянс стал таким же замечательным художественным явлением, как и майолика.

Гжельцам удалось получить белую посуду белую, наподобие фаянса в начале XIX века. Добавив в свои глины известь, гжельцы получили материал, названный простым фаянсом или полуфаянсом, и в течение XIX века создавали из него десятки тысяч необходимых предметов быта. Не сразу гжельцы выработали свой самобытный стиль росписи кобальтом, но постепенно он достиг совершенства именно в полуфаянсе. Синий цвет становится классическим, неотделимым от гжельского полуфаянса.

Это был новый изобразительный живописный язык, пришедший на смену контурному рисунку с полихромной раскраской, какая ранее использовалась в майолике. Синяя краска лучше всего соединяется с глазурью, при обжиге даёт меньше брака, излучает сияние, не подвластное времени. В росписи присутствуют и элементы очеловечения, одухотворения вещей. К середине XIX века Гжель являлась самым крупным поставщиком керамических изделий страны.

Во второй половине XIX века в русском керамическом производстве происходят значительные сдвиги. Лидируют теперь крупные механизированные заводы. Экономичность производства, добротность изделий и умеренность цен давали возможность выиграть борьбу на рынках сбыта. В 1926 году число работающих в фарфорово-фаянсовой промышленности по Гжельской области составляло 506 человек.

Товарищество Гжель создано в результате объединения шести мелких цехов разных деревень в 1972 году. В деревне Жирово выпускают керамические камины, В деревнях Трошково и Фенино - гончарную и майоликовую посуду. В деревне Фенино совместно с итальянской фирмой создаётся производство по выпуску изразцов и плитки. В деревне Коломино - Фрязино делают фарфоровые игрушки, а современные производства в д.

Турыгино и Бахтеево - главные центры производства художественного фарфора. Гжельские мастера глубоко и свято хранят традиции своих предков, творчески их развивают и приумножают. В полусказочном мире, создаваемом мастерами - керамистами нынешней Гжели, трудно провести четкую границу между искусством прошлого и настоящего. Не иссякает родник, возникший столетия назад в душе русского народа; пройдя через толщу веков, он по- прежнему остаётся могучей эстетической силой и не теряет своей чистоты.

В преемственности традиций народных мастеров, верности им и находится зерно успеха и популярности гжельской керамики в наше время. История Гжели уходит вглубь веков, и её народному искусству суждена долгая жизнь, сегодня знаменитый народный промысел набирает новые силы. В разные концы планеты улетают синие птицы Гжели, чтобы украшать быт людей, воспитывать чувство прекрасного. Береста БерестаИздавна на Руси из бересты делали нужные для хозяйства и удобные вещи — плели корзины и короба.

А в берестяных туесах хранили мёд и ягоды, сметану и масло… В такой «упаковке» всё долго оставалось свежим. А ещё из бересты делали шкатулки и ларцы, всевозможные коробочки, посуду и даже лапти. Яркими, весёлыми красками их расписывали: рисовали цветы и ягоды, зелёные веточки и сказочных птиц, зверей невиданных или хорошо знакомых. Иногда под кистью мастера рождалась настоящая картина: шутники-скоморохи играли на балалайках, плясали медведи… Глаз не оторвать и от красивого узора, красочного орнамента… Береста — прекрасный материал для вырезания острым ножом тонких кружевных узоров.

Кажется, что эта красота сплетена умелой кружевницей. Такими ажурными берестяными «кружевами» украшали шкатулки, ларцы, пудреницы и коробочки, вазы и стаканчики. А чтобы подчеркнуть прихотливый узор и рисунок, мастера иногда подкладывали под берестяное «кружево» цветную фольгу или кусочки слюды. А ещё узоры на бересте выдавливали специальными штампиками.

Это называется тиснением. Такой способ делал изделия из неё особенно нарядными. Береста издавна использовалась для изготовления различных бытовых и художественных изделий.

Калужская губерния Конец полотенца. Вологодская губерния Туес. Начало XIX в. Северная Двина М. Рязанская область, г. Скопни Игрушки «Барыни». Конец XIX в.

Тульская губерния А. Архангельская область, Холмогоры Набор ковшей. Горьковская область, г. Семенов П. Ивановская область, Палех Гайтан шейное украшение. Смоленская губерния Махры украшение в косу. Воронежская губерния В. Игрушка «Кормилка». Киров Игрушка «Всадник». Игрушка «Солдат с уткой».

Игрушка «Баба с уткой». Тульская область, Филимоново Концы полотенца. Середина XIX п. Тверская губерния.

Это могут быть рассказы о влиянии промыслов на экономику и культуру регионов, а также о том, как они адаптируются к современным вызовам, таким как интернет-торговля и экологическая устойчивость. Современные народные промыслы в России представляют собой уникальное и богатое поле для исследования и журналистики. Они являются не только частью культурного наследия, но и источником вдохновения и творчества, который продолжает эволюционировать в современном мире. Кроме того, стоит обратить внимание на социальное влияние современных народных промыслов.

Многие из них предоставляют возможности для занятости и предпринимательства в сельских и отдаленных регионах России, способствуя снижению безработицы и улучшению качества жизни местных сообществ. Важным аспектом продвижения в этой области является исследование вопросов интеграции современных народных промыслов в мировой рынок. Какие возможности и вызовы сопровождают экспорт народных ремесел и какие международные рынки наиболее привлекательны для продукции мастеров? Эти аспекты могут помочь понять место российских народных промыслов в мировой экономике. Следует также следить за инновациями и современными тенденциями в сфере народных промыслов, такими как использование цифровых технологий для продвижения продукции и расширения аудитории.

Уже в первый год своего существования искусство лаковой миниатюры из Палеха произвело триумф на выставке в Венеции, а в 1925 году получил гран-при на промышленной выставке в Париже. Однако мастера остались в России, наладили производство, открыли художественную школу для подготовки учеников и создали комнату образцов, которая впоследствии стала Государственным музеем палехского искусства. Палехская шкатулка стала желанным предметом коллекционирования у всех, понимающих ценность особой красоты русского духовного искусства.

Наследие древнерусской традиции и трудолюбие палешан послужили надежной основой, которая помогла донести это искусство до наших дней.

«Народные промыслы Центральной России» (Д-22)

Первые шали с набивным рисунком были изготовлены на фабрике в 60-х годах XIX века. Эти платки сразу приковали к себе внимание — настолько хороши были удивительные цветочные узоры, что пришлись по вкусу даже членам императорской фамилии. Конечно, с тех времен технология нанесения рисунка стала точнее и тоньше, а оттенков и узоров стало в разы больше. Сейчас мануфактура выпускает сотни видов платков, шалей, палантинов, шарфов и скатертей из натуральных тканей: шерсти, льна, хлопка и шёлка. Увидеть самые оригинальные и старинные образцы можно в Музее истории русского платка и шали. Кроме того, там проводятся мастер-классы — можно сделать себе на память о путешествии сувенирный платок или салфетку. Русская матрешка Адрес: Сергиев Посад, ул.

История матрешки началась в конце XIX века. По одной из версий, прототипом стала фигурка японского бога удачи Фукурокудзю с вложенными в неё копиями. Первая русская фигурка появилась в образе крестьянской девочки, держащей в руках петуха. Ее сделал Василий Звездочкин — токарь-умелец из Сергиева Посада. Для создания русской матрешки используют мягкие породы дерева — липа, ольха, береза. Начинают мастера работу с самой маленькой игрушки, которая должна поместиться в игрушку большего размера.

Среднее количество матрешек-вкладышей — 4-5 штук, но бывают и исключения. Однажды была изготовлена матрешка, в которую вошло сразу 56 игрушек! Расписывают матрешек, отдавая дань традиции, до сих пор вручную. Все многообразие форм, размеров и расцветок можно посмотреть на выставке «Музей русской матрешки» в Сергиево-Посадском историко-художественном музее-заповеднике. Стеклянная елочная игрушка Адрес: Клин, ул. Первый небольшой завод был построен в 1848 году князем А.

Сейчас под хохломой подразумевают роспись по дереву, сделанную зелеными, красными и золотыми красками на черном фоне. Раньше хохломская роспись была известна далеко за пределами России: ее можно было встретить в Индии, Америке и даже Австралии. Обычно расписывают деревянную посуду и мебель.

Однако хохлома стала так популярна, что сегодня традиционные узоры украшают что угодно, даже спортивные товары, машины и одежду. Гжельская керамика Неподалеку от Москвы, в Раменском районе, находятся поселения, которые называют «Гжельский куст». Именно там зародился знаменитый гжельский промысел — эти места издревле славились глиной.

Считается, что и первый русский фарфор был сделан как раз из гжельской глины. В начале XIX века изделия стали расписывать синей краской из окиси кобальта, выдерживающей высокие температуры обжига. Именно с синим цветом до сих пор и ассоциируется гжель.

Гжельский фарфоровый завод находится в Раменском районе Подмосковья. Там устраивают экскурсии и мастер-классы для путешественников. Обычно яркие узоры и сюжеты украшали деревянные прялки, а впоследствии — и мебель, и игрушки.

Мастера сначала грунтовали дерево, а потом ярко расписывали его, изображая бытовые сюжеты и сценки.

Слайд 9 Городецкая роспись Роспись по деревянным предметам. Различают три базовых вида композиций. Это «чистая» цветочная роспись, композиция с включением мотива «конь», «птица» и сложная сюжетная роспись.

Слайд 10 Роспись кованых металлических жестяных подносов. Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. Роспись производится обычно по чёрному фону иногда по красному, синему, зелёному, серебряному Жостово жостовская роспись Слайд 11 Мезенская роспись Роспись по дереву. Одна из наиболее древних русских художественных промыслов.

Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета — красный и чёрный Слайд 12 Прорисовка миниатюрных композиций - изображений, которые рассказывают определенный сюжет. Выбираются в качестве основы: сюжеты былин, басен и сказаний; бытовые сценки. Основным цветом для фона выбирают черный, а основными цветами для росписи считаются золотые тона и их вариации. Палехская роспись миниатюра Слайд 13 Для создания рисунка используются такие цвета, как красный, жёлтый, оранжевый, немного зелёный и голубой.

Также в росписи всегда присутствует золотой цвет. Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Также часто встречаются птицы, рыбы и звери. Слайд 14 Полхов-Майданская роспись Основные сюжеты узоров — изображения птиц и животных, а также цветы: роза, мак, ромашка, тюльпан, шиповник.

Есть и сюжетная роспись. Чаще всего это сельский пейзаж с речкой, домиками, церковью и мельницей на берегу, а также обязательной красной зарей на небе.

Художники фабрики разрабатывают новые направления: модные аксессуары, включая сумочки, украшения, платки, мебель, предметы интерьера. Это позволяет промыслу оставаться актуальным. Резьба и инкрустация по дереву также встречаются в Семеновском районе. Дамы и кавалеры Городецкая роспись совсем другая. Мотивы художников — жанровые сценки с «дамами» и «кавалерами», лошадки, птицы, стилизованные цветочные орнаменты с «розанами» и «купавками».

Роспись возникла из резьбы по дереву и инкрустации, которой украшались донца городецких прялок из мореного дуба. В конце ХIХ века донца стали расписывать. Сейчас в Городце расписывают мебель и кухонную утварь. Работает фабрика «Городецкая роспись». Не менее известна городецкая резьба по дереву. Яркие краски Анилиновыми красками ярко-розового, желтого, зеленого и фиолетового цвета творится полховско-майданская роспись. Село находится на юге области, в Вознесенском районе.

Свистульки, матрешки, шкатулки, грибы и самоварчики с цветами и райскими птицами производят и сейчас. Каменные звери В селе Борнуково Бутурлинского района работает фабрика, на которой изготавливают фигурки животных из поделочного камня. Когда промысел только появился, для поделок использовали местный ангидрит, который добывали в пещере, расположенной рядом с селом. В советские годы при попытке разработки месторождения взрывным методом вход в пещеру был завален. Сейчас зверушек вырезают из привозного камня. Костяные узоры На резьбе по кости специализируется фабрика «Варко» в Варнавинском районе. Серьги, броши, гребни и заколки украшены растительным узором.

Народные художественные промыслы России

Самовары Лисицыных славились разнообразием форм и отделок: бочонки, вазы с чеканкой и гравировкой, самовары яйцевидной формы, с кранами в виде дельфина, с петлеобразными ручками, расписные. Палехская миниатюра, Палехский район Ивановской области Палехская миниатюра — это особое, тонкое, поэтичное видение мира, которое свойственно русским народным поверьям и песням. В росписи используются коричнево-оранжевые и синевато-зелёные тона. Палехская роспись не имеет аналогов во всем мире. Она выполняется на папье-маше и только потом переносится на поверхность шкатулок всевозможных форм и размеров. Гжель, с. Речицы Раменского района Московской области Гжельский куст, район из 27 деревень, расположенный под Москвой, славится своими глинами, добыча которых ведётся здесь с середины 17 века. В 19 веке гжельские мастера стали выпускали полуфаянс, фаянс и фарфор. Особый интерес до сих пор представляют изделия, расписанные в один цвет — синей надглазурной краской, наносимой кистью, с графической прорисовкой деталей. Павлово-посадские шали, Павловский Посад Московской области Яркие и лёгкие, женственные павлопосадские платки всегда модны и актуальны. Этот народный промысел появился в конце 18 века на крестьянском предприятии села Павлово, из которого впоследствии развилась платочная мануфактура.

На ней производились шерстяные шали с набивным рисунком, очень популярным в то время. Сейчас оргинальные рисунки дополняются различными элементами вроде бахромы, создаются в разных цветовых гаммах и остаются прекрасным аксессуаром практически к любому образу. Вологодское кружево, Вологодская область Вологодское кружево плетётся на деревянных палочках, коклюшках. Все изображения выполняются плотной, непрерывной, одинаковой по ширине, плавно извивающейся полотняной тесьмой. Они чётко вырисовываются на фоне узорных решёток, украшенных элементами в виде звёздочек и розеток.

Рисунок наносят кобальтовой ярко-синей краской на белый фон. Город Гжель является центром производства керамических изделий. Отчасти именно этот факт стал основной причиной зарождение в местности неповторимой живописи.

История художественного промысла уходит корнями в четырнадцатое столетие. В этот период в городе открыли Кудиновское месторождение глины. Хохлома Один из красивых российских промыслов, зародившийся в семнадцатом веке в окрестностях Нижнего Новгорода. Декоративную роспись используют для оформления мебели и посуды из дерева. Изделия по достоинству оценили не только русские люди, но и представители зарубежья. Замысловатые узоры из трав, переплетающиеся с алыми ягодками и золотистыми лепестками, расположенные на черном фоне, завораживают. От них невозможно оторваться. Даже обычные деревенские ложки под «хохлому», презентованные по незначительному событию, оставят о дарителе долгую память.

Рисунки мастера придумывают на ходу, иными словами, импровизируют. Никаких предварительных набросков или эскизов не делают. Человек с золотыми руками способен обычную утварь превратить в произведение искусства. Вернуться к оглавлению Народные промыслы Если продукцию национального ремесла ставили на поток, она автоматически переходила в категорию промыслов. Например, изделия из глины, резьба по дереву, кружевное мастерство и т. Дымковская игрушка Неподалеку от города Вятки располагалась слобода Дымково. В наши дни она является одним из районов населенного пункта. В небольшой деревушке в девятнадцатом столетии зародилось искусство расписывать детские игрушки из керамики.

В тех местах было большое количество залежей глины и песка, поэтому вполне объяснимо, что гончарное дело стало одним из главных ремесел жителей. В основном народ специализировался на изготовление кувшинов и крынок. Для малышей создавали яркие и забавные игрушки. Лепкой и росписью занимались только дети и девушки. Дымковские изделия имели характерный узор, состоящий из кругов и полосок. Еще одна отличительная особенность продукции — отделка золотом. Филимоновская игрушка Промысел развился на базе гончарного производства неподалеку от села Филимоново. Основное направление — создание разнообразных свистулек.

Игрушки народных промыслов России от филимоновцев имели характерную особенность — удлиненную форму. Подобная отличительная черта продукции связана с местной глиной и ее уникальными свойствами. В поселении до сих пор занимаются росписью свистулек с помощью гусиного пера. Абрамцево-Кудринская резьба Ремесло зародилось в девятнадцатом столетии неподалеку от российской столицы в усадьбе Абрамцево. Умельцы обучались искусству и трудились в столярно-резчицкой мастерской. Там же им преподавали основы живописи и рисунка.

Бизнесмены вкладывают большие деньги в развитие народных промыслов и восстанавливают предприятия, которые еще недавно были на грани разорения. Продукция таких фабрик благодаря грамотному маркетингу не только становится востребованной, но даже задает новые тренды в моде. На предприятии культурный код буквально вплетают в ткань каждого изделия. Крестецкая строчка, выражаясь современным языком, — это бренд некогда Новгородской губернии, а теперь Новгородской области. Сейчас заняты все рабочие места, а еще 10 лет назад фабрика, ведущая свою историю со второй половины XIX века, была банкротом, сотрудников оставалось всего 10 человек, из них четверо — сторожа. К счастью, появился инвестор, который рискнул и вложился в возрождение предприятия. Наталья Дмитриева, директор фабрики «Крестецкая строчка»: «Два года проходила реконструкция помещения. Двухэтажное здание очень большое, сделан полностью ремонт, сюда вложены колоссально большие деньги. Вообще аналогов у нас нет не только в России, во всем мире. Мы единственные и неповторимые». Сейчас уже можно говорить о том, что уникальной технике ажурной сквозной вышивки ничто не угрожает, традиционные орнаменты удалось спасти, но статуса ожившего музея новым владельцам фабрики было недостаточно, хотелось сделать нечто большее, чтобы крестецкая строчка стала по-настоящему модной. Модный показ в культурной столице, пожалуй, лучшая демонстрация того, что старинная вышивка популярна даже в XXI веке.

Гжельский фарфор Адрес: Раменский городской округ, село Речицы, ул. Мастер-классы «Рисунок» и «Лепка из глины» — 250 рублей. Мастер-класс «Роспись полуфабриката с последующим обжигом» — 500 рублей с человека. Индивидуальные экскурсии дороже: 800 рублей с человека, с мастер-классом — 1300 рублей. Тарелки, чашки, кувшины, сервизы — такая посуда украсит любую кухню. А родина этого промысла — село Гжель в Подмосковье, которое дало название целому направлению в росписи фарфора. В этом районе с древних времен добывали разные виды глины, но начало производству положила белая фаянсовая масса, которую нашли здесь в 1800 году. Сегодня почти три десятка сел входят в так называемый «гжельский куст», где работают мастера этой росписи. Спустя два века технология производства гжельского фарфора почти не изменилась. Создание каждого предмета — дело долгое и кропотливое. Каждое изделие расписывается вручную кобальтом и обжигается дважды — на очень высоких температурах. Интересно, что до обжига окись этого металла имеет черный цвет и лишь после обжига становится ярко-синей. Увидеть все своими глазами, приобрести красивую посуду и даже попробовать свои силы в росписи можно во время экскурсии на Гжельский фарфоровый завод. Жостовский поднос Адрес: городской округ Мытищи, деревня Жостово, ул. Дивная, стр. Этот промысел зародился в Московской области в начале XIX века — в селах и деревнях Троицкой волости теперь городской округ Мытищи. Сначала подносы делали из папье-маше, но этот материал оказался слишком хрупким и от него отказались в пользу металлических сплавов. Уникальность жостовской росписи в том, что для нее не используются трафареты или образцы. Рисунок на подносе — полностью создан воображением автора.

«Народные промыслы Центральной России» (Д-22)

Русские народные промыслы и ремёсла, возникшие в давние времена, интересны и востребованы в современном обществе. Гончарное ремесло – старинный вид народных промыслов Нижегородского края. Есть повод! Сегодня в России отмечают День народных художественных промыслов. Многие названия народных промыслов связаны именно с местностью происхождения (Дымковская игрушка – с. Дымково, Городецкая роспись – г. Городец и т. д.).

Народный промысел Центральной России. Русские народные промыслы

На посуду мастера клали специальный серебряный оловянный порошок, изделие покрывали лаком и несколько раз обрабатывали в печи. И на дереве появлялся неповторимый золотистый оттенок. Хохлому называют русским золотом не только потому, что золотой — ее главный цвет. Среди русских ремесел это самое известное в мире направление.

Оно ассоциируется у всех с подлинным русским шиком, размахом, точностью и тонкостью работ. Подробнее про Хохлому: Хохломская роспись: виды, основные узоры, материалы. Символизм орнаментов и мотивов Городецкая роспись И снова Нижегородская область дала стране такой замечательный промысел.

Несколько поселений возле Городца увлекла особенная роспись, которая просто не могла не появиться здесь. Лесной край, щедро дающий людям свои богатства, стал причиной появления здесь мастеров, искусно делающих предметы быта, посуду, кухонную утварь. В чем особенности промысла?

Черный, красный или желтый рабочий фон, красили мастера древесину без грунтовки. Сначала краски использовали яичные, сегодня работают преимущественно масляными составами. Городецкой росписи присуща точность линий, подсмотренная, кстати, у резчиков.

Рисунок наносили крупными мазками, без эскиза. Изображали на деревянных изделиях домашние застолья, простую крестьянскую жизнь но и сцены из купеческой жизни тоже придумывали. Мастер рисовал то, что видел вокруг себя.

Он брал на себя роль рассказчика, и оттого работы не только красивы, живописны, аутентичны, но еще и повествовательны. Больше информации об этом виде росписи: История зарождения городецкой росписи и интересные факты о художественном промысле Жостовская роспись Жостовцы начинали с лакированных изделий папье-маше, а потом, с оглядкой на произведения уральских мастеров, увлеклись росписью металлических подносов. Основные цвета фона — красный или черный.

Но помимо сохранения традиций современное жостовское творчество отвечает и запросу покупателей. Так, на фабрике сегодня делают подносы в пастельных тонах, дружественные нынешнему дизайну интерьера. Цветочные композиции, букеты — вот основные мотивы промысла.

Цветы изображаются ярко, жизнерадостно, и очень деликатно. В них есть магия внутреннего свечения, за что и любят эти подносы. Они выглядят убедительно, кажется, неважно, что на них разместить — все будет более значительно и динамично.

ПРО жостовскую роспись: История возникновения жостовской росписи и легендарного жостовского подноса Дымковская игрушка Народные ремесла России трудно представить и без яркой дымковской игрушки. Зародилась она в Дымковской слободе, которая позднее стала частью Кирова. Изготавливали игрушки всей семьей: кто-то добывал сырье, кто-то готовил смесь из комкового мела, кому-то поручалось лепить фигурки, кому-то обжигать и, наконец, расписывать.

С помощью городецких игрушек воссоздан сюжет гуляний на площади Пик развития промысла пришелся на начало 19 века. Около 100 тысяч изделий выпускали в год, так они были востребованы. Есть документы, свидетельствующие, что на промысле в то время были задействованы 59 местных семей.

А медный самовар водогрей, самогрей , оказался очень удобным и выгодным для выпуска небольшими ремесленными заведениями. Мастерские множились, кустари превращались в фабрикантов, мастерские - в фабрики. Первая из известных по архивным источникам самоварных фабрик в Туле была основана в 1778 году и принадлежала братьям Ивану и Назару Лисицыным. Возникла она на базе частного предприятия их отца, Федора Ивановича Лисицына, бывшего оружейника, мастера по меди. Ко второй половине XIX века Тула являлась крупнейшим производителем самоваров в России, а чаепитие из самовара стало на Руси национальной традицией. Самовар, несмотря на весьма высокую стоимость, проник во все слои населения и стал непременным атрибутом каждой русской семьи. В 1890 году в Тульской губернии действовало 77 фабрик с 1362 рабочими. На каждой из них трудилось от 3 до 127 человек.

По переписи 1912-1913 годов количество самоварных фабрик в одной только Туле равнялось 50, а ежегодный выпуск составлял 660 000 самоваров. Тульские самовары проникали во все уголки России, становились украшением ярмарок. Высокое качество Тульских самоваров было оценено не только в России, но и за рубежом. Тульские самовары славились многообразием форм и отделок: в виде бочонков, ваз, в форме яйца, рюмки, украшенные чеканкой и гравировкой, с петлеобразными ручками и причудливой формы кранами. Самовар с круглым туловом называли «шаром», или «персидским» - именно такая форма пользовалась популярностью в странах востока: Персии, Турции. Делали водогреи из листовой латуни, меди, томпака, мельхиора, серебра, иногда золотили.

Находящийся на пересечении торговых путей, раньше город поставлял изделия по заказам церкви, правительственных ведомств и столичной знати. Сегодня традиции шитья поддерживает предприятие «Торжокские золотошвеи», уникальные экземпляры производства которого выставлены сразу в нескольких музеях города. На фабрике производят разнообразную продукцию: от одежды и текстиля до живописных панно, книг и настенных часов с вышивкой.

Искусство получило развитие на фабрике «Тарусская вышивка», где выпускаются украшения для интерьера, элементы одежды и сувениры. Единственное в России цветное кружево плетут в старинном городе Михайлове Рязанской области. Мастерицы с помощью специальных деревянных палочек-коклюшек создают удивительные по фактуре узоры. Еще одна фабрика «Елецкие кружева» существует уже более двух столетий и является ведущим производителем кружевных и строчевышитых изделий. В ее ассортименте более 2000 наименований — от детских тканых вещей до постельного белья в кружевах тончайшего плетения. По мнению члена Совета Гильдии маркетологов Николаса Коро, традиционные промыслы уже не первый год пробуют по-новому применять ремесло: «Жостовская роспись и гжель достаточно успешно показали, каким образом можно выйти за предел восприятия избы. Лет 5 назад Жостово предложило расписывать лифты в дорогих офисах, домах, а также расписывать холодильники и чайники, переключившись исключительно с подносов и посконных самоваров». Этот тренд поддержали и крупные бренды электроники, например, один из самых дорогих в мире чайников фирмы Smeg расписан в скандинавком стиле. Другой пример современного применения ремесла — музей-галерея текстиля и войлока Александра Пилина в селе Бураново Удмуртской области.

Многие страны принимают усилия по сохранению и развитию народных художественных промыслов.

Тульский пряник, Тульская область Тульский пряник — русский деликатес. Без этих сладких и душистых изделий не проходило на Руси ни одно событие — ни весёлое, ни грустное. Пряники подавали как к царскому столу, так и к крестьянскому. Традиционная форма придаётся прянику с помощью доски с вырезанным орнаментом.

Абрамцево-Кудринская резьба, Абрамцево Московской области Резьба, ставшая промыслом, появилась в усадьбе Абрамцево, недалеко от Москвы в 19 веке. Её название — Абрамцево-Кудринская резьба. Резчики учились и работали в столярно-резчицкой мастерской, там же им преподавали живопись и рисунок. Так небольшая мастерская стала основой будущего промысла, отличающегося своеобразным стилем резьбы. Филимоновская игрушка, д.

Филимоново Одоевского района Тульской области Производство филимоновских игрушек возникло на базе производства посуды из глины, залегающей вблизи села Филимоново. Эти игрушки — разнообразные свистульки. Отличительная особенность — удлинённая форма изделий, что связано с особенностями местной глины. Роспись свистулек по сей день ведут только гусиным пером. Вятские кружева, Кировская область О вятских кружевах известно с 18 века.

Во второй половине 19 века в Вятской губернии была организована земская школа кружевниц. Многие годы в тех местах действовала кружевная фабрика, однако в начале девяностых годов её закрыли.

7 народных промыслов в России, доживших до нашего времени

Дата возникновения этого народного промысла известна точно — 1921 год. Свое название этот промысел получил от названия села Гжель в Московской области, где он собственно и возник. Современные художницы сохраняют не только стилистические особенности народного промысла, но и традицию преемственности по женской линии. Народные художественные ремёсла и промыслы, представляя материальные и духовные ценности народной культуры, являются частью культурного наследия России. IV Художественно-промышленная выставка-форум «Уникальная Россия» приглашает к участию мастеров народно-художественных промыслов и декоративно-прикладного искусства.

Народные промыслы России: художественная роспись

В основном народ специализировался на изготовление кувшинов и крынок. Для малышей создавали яркие и забавные игрушки. Лепкой и росписью занимались только дети и девушки. Дымковские изделия имели характерный узор, состоящий из кругов и полосок. Еще одна отличительная особенность продукции — отделка золотом. Филимоновская игрушка Промысел развился на базе гончарного производства неподалеку от села Филимоново.

Основное направление — создание разнообразных свистулек. Игрушки народных промыслов России от филимоновцев имели характерную особенность — удлиненную форму. Подобная отличительная черта продукции связана с местной глиной и ее уникальными свойствами. В поселении до сих пор занимаются росписью свистулек с помощью гусиного пера. Абрамцево-Кудринская резьба Ремесло зародилось в девятнадцатом столетии неподалеку от российской столицы в усадьбе Абрамцево.

Умельцы обучались искусству и трудились в столярно-резчицкой мастерской. Там же им преподавали основы живописи и рисунка. Именно небольшая мастерская стала базой для развития нового народного промысла в России. Все изделия отличаются своеобразной резьбой, встретить два одинаковых узора практически нереально. Вятские кружева О промысле известно с восемнадцатого века.

В середине девятнадцатого столетия в губернии функционировало земское училище для кружевниц. На протяжении многих лет в Вятке работала кружевная фабрика, но в начале 90-х её прикрыли. Однако местные мастерицы сохранили технологии и традиции изготовления ажурных изделий. Они периодически радуют потребителей новой продукцией, объединяясь в небольшие артели или организации. Матрешка Символ России, также как медведи на улицах и лютые морозы.

Веселая и слегка полноватая девчушка с круглым лицом, облаченная в косынку и сарафан, покорила весь мир. Ни один ценитель сувенирной продукции и национальной игрушки не способен пройти мимо «барышни». В наши дни матрешка непросто символ русского народа, она является хранительницей культуры России. Любой турист, попавший в страну, считает обязательным пунктом программы покупку веселой девчушки. На ее переднике изображены сценки, сказочные сюжеты, пейзажи.

Сейчас матрешка является дорогостоящим предметом коллекционирования. Редкий экземпляр может иметь ценник в несколько сотен долларов. Финифть Прикладное искусство, зародившееся в семнадцатом столетии в Вологодской области. Винтажные броши, браслеты и кулоны, которые стремительно завоевали модные подиумы — это не что иное, как изделия, созданные по технике «финифть». Ранее умельцы наносили орнамент из цветов или фигурки животных на белоснежную эмаль, используя огромное количество разнообразных оттенков.

Постепенно яркая и насыщенная техника стала терять популярность. На смену ей пришло однотонное искусство, в финифти стали использовать только белые, синие и зеленые расцветки.

Городецкая роспись существует с середины XIX века в районе города Городца. Ею украшали сундуки, дуги, сани, детскую мебель, донца для прялок и мелкие предметы обихода. В росписях основное впечатление дают жанровые сцены. Жостовская роспись — народный художественный промысел. Известен, прежде всего, благодаря художественной росписи металлических подносов. В настоящее [ когда?

Роспись производится обычно по чёрному фону иногда по красному, синему, зелёному, серебряному , причём мастер работает сразу над несколькими подносами. Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. По назначению подносы делятся на две группы: предназначенные для бытовых целей под самовары, для подачи пищи и для использования в качестве украшения. Загорская роспись из подмосковного города Загорска [1]. Костромская роспись родом из Костромской губернии с центром в Молвитино ныне Сусанино возник под влияние малярного отхожего промысла. Основа композиции — расположенные по вертикали крупные цветы обычно белые неоконтуренные на тёмном бордовом, коричневом, зелёном фоне. Могут добавляться изображения птиц, выписываться сюжетные сценки с ироничными подписями. Главным оставался резной узор [1].

Мезенская роспись родом из Архангельской области составляет собой два цвета: чёрный и красный. Нижнетоемская роспись по дереву в Архангельской области. Отличительной особенностью нижнетоемской прялки являлась ярко раскрашенная токарная ножка, а на обратной стороне лопасти — зеркальце для пряхи [3]. Наряду с пермогорской иногда относится к северодвинской школе росписи [1]. Олонецкая роспись отличается почти полным отсутствием жанровых сюжетов, преобладание растительных мотивов с небольшим добавлением на старейших образцах птиц и льва [4]. Мотивы навеяны узорами «букетных» тканей. Характерны декоративность, крупномасштабность письма и свободная, непринуждённая кистевая манера.

Хозяйка выставляла ее для дорогих гостей. Пусть и не богатое угощение, но от всей души... Как же появилось это диво дивное - «золотая хохлома»? Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так их раскрашивал, что, казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Отправились солдаты выполнять царский приказ, но, сколько ни искали, не смогли найти чудо мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую посуду. В каждой избе сверкали золотом чашки да ложки. Много «золотой» посуды продавалось на ярмарке в селе Хохлома. Так и родилось название - «золотая хохлома». А сделать настоящую хохлому совсем не просто. Сначала мастер вырезает из дерева заготовку - будущую чашу. Потом сушит ее и покрывает тонким слоем глины. Похожа теперь чаша на глиняную, что гончары лепят. А потом еще надо ее льняным маслом пропитать. А золота для «золотой Хохломы » и не требуется!

У каждого художника есть свой узор любимый И в каждом отражается сторонушка родимая. Гжель - один из традиционных российских центров производства керамики, находящихся под Москвой. Секреты красоты таятся в самой природе. Так и распространилось на всю округу это название, где и развивался народный керамический промысел. Самое первое упоминание о Гжели встречается в завещании Ивана Калиты в 14 веке. Затем это название повторяется в духовных грамотах других князей и в завещании Ивана Грозного. Издавна Гжель славилась своими глинами. Широкая добыча разных сортов глины велась здесь с середины 17века. В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ «во гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов прислать глины, которая глина годится к аптекарским сосудам». Гжельская волость была целиком приписана к Аптекарскому приказу для медицинской посуды. Мастера Гжели постоянно находились в поиске нового. Примерно до 14 века в Гжели изготавливали гончарную посуду для крестьянского быта. Посуду и игрушки делали из белой глины, наносили орнамент синей краской и покрывали лаком. Зазывала Полюбуйся - гребешки, расписные петушки. Небольшой расход, подходи, честной народ! О древней дымковской игрушке поведем сейчас рассказ. В Дымково любили песни, пляски, в селе рождались чудо-сказки. Вечера зимою длинные и лепили там из глины. Все игрушки не простые, а волшебно расписные.

Традиционные промыслы

Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов является важной государственной задачей". 16 июня 2023 года в структурном подразделении МАУК ЦБС ТМР Новотарманской сельской библиотеке, для молодёжи, прошёл КВИЗ «Народные промыслы России». Холуйская миниатюра — народный художественной промысел зародившийся в селе Холуй Ивановской области, после революции и запрещения иконописного ремесла. Новости и СМИ. Обучение. «Огонек» инвентаризировал народные промыслы, которые стали визитной карточкой России.

Мистическая керамика и свадебный сундук. Промыслы, которые не всем известны

День народных художественных промыслов установлен 17 июня 2022 года указом Президента Российской Федерации, который отмечаться в России будет ежегодно в предпоследнее воскресенье июня. Народные промыслы — это именно то, что делает нашу культуру богатой и неповторимой – Самые лучшие и интересные новости по теме: Народный, Русской, промыслы на развлекательном портале Берестяные работы, гутный промысел, иконы из бересты, художественная ковка, мстёрская вышивка, мстёрская лаковая миниатюра, глиняная игрушка, народный костюм, гончарное ремесло, этнографические куклы, покровский пряник, владимирские узоры. Судьба народного искусства, народных и частновладельческих промыслов была сложной и трудной. Статья о самых известных художественных промыслах России: хохломская, гжельская, городецкая росписи и др. Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов является важной государственной задачей".

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий