Согласно описанию на сайте библиотеки, диафильм — это последовательность из 30–50 кадров, которые выстроены в определённом порядке и сопровождаются титрами, превращающими фильм в иллюстрированный рассказ. Диафильм представлял собой 35-мм фотоплёнку с последовательностью кадров размером 18×24 мм, которую просматривали с помощью специального прибора — фильмоскопа. Создание диафильма своими руками способствует сближению с ребенком, развивает мышление и воображение,речь, дает возможность ребенку сделать то, что было бы интересное ему самому.
Слайды из детства. Где и как посмотреть старые диафильмы
История с диафильмом | Хотя и здесь есть хорошие новости: порядка ста диафильмов из частных коллекций все же были изданы в книгах, пусть в основном не целиком и абы как. |
Как и Почему, Что, Когда и Где? — Детям отвечают диафильмы | В Викиданных есть лексема диафильм (L105947). |
Что такое диафильмы времен СССР и всё о них | почувствовать себя соавтором сказки или рассказа - ведь можно самому читать и домысливать. |
О пользе диафильмов.
Оттуда, наверное, и пошла у меня привычка перенасыщать слайды. Сейчас я всеми силами стараюсь эту привычку искоренить. Теперь у меня будет дополнительный помощник в продвижении к этой цели — диафильмы, где каждый кадр содержал ровно одну красочную картинку. Но тут главное не переусердствовать. Появление любого нового слайда — это всегда повод задуматься: «А нужен ли он тут вообще?
Если слайд не несёт в себе никакой новой информации, не помогает сделать презентацию лучше, то его можно смело выкидывать. Тут опять на сцену выходят диафильмы, авторы которых умудрялись вместить сюжет огромных приключенческих романов в несколько десятков ярких и насыщенных кадров. Помните эти баночки? Они были жестяными или пластмассовыми.
Изображение: Wikimedia Commons Существовал ещё один вид диафильмов — учебные. В основном они создавались для поддержки процесса школьного обучения, хотя иногда можно было встретить диафильмы на очень экзотические темы — обучать можно разному, и везде требуются наглядные методические материалы. Но в большинстве случаев правила организации и оформления информации там были такие же, как и в детских лентах. Презентация настоящего профессионала Оттуда же, из академического прошлого, со всяких научных конференций пошла и другая моя привычка — излишняя серьёзность в изложении материала.
Мне тогда по неопытности казалось, что доклад по теме моей будущей диссертации — не тема для шуток. Зато теперь я понимаю, что даже на какой-нибудь пафосной конференции можно было бы отступить от этого правила. А уж в нынешних презентациях для коллег — тем более не надо изображать из себя «серьёзного суперпрофи». Более того, теперь я убеждён, что настоящий профессионал — это тот, кто может рассказать о своей области не только просто, но и весело.
Тому есть множество примеров, хотя бы — Ричард Фейнман. Хоть этот идеал и недостижим, но есть, к чему стремиться. В детских диафильмах каждый кадр был миниатюрным произведением искусства. Фактически диафильмы были хорошо иллюстрированными детскими книжками, созданными профессиональными художниками.
И, знаете что? Если я хочу, чтобы моя презентация была запоминающимся событием, чтобы её ещё долго вспоминали и обдумывали, мне нужно стремиться к тому, чтобы почти каждый её слайд содержал что-то яркое, захватывающее, необычное. У меня пока далеко не всегда это получается, но я стараюсь и учусь. Важно уметь делиться с другими своими знаниями.
И, конечно, мне хочется, чтобы слушатели не скучали и не дремали во время моего рассказа. Бонусный список В качестве бонуса — список правил презентации, который я составил по книге Кэрол Флеминг. Считаю, что как раз здесь список уместен. Не зачитывайте текст со слайдов.
Пусть в центре внимания будете вы, а не то, что написано на слайде. Никогда не используйте слайды как конспект своего выступления. Если слайд содержит текст, то в нём должно быть не больше шести предложений. В каждом — не больше шести слов [Пожалуй, шесть — это действительно перебор : ].
Пусть вам никогда не придётся краснеть за нечитаемый мелкий текст на экране. Не соревнуйтесь со своими слайдами. Дайте возможность слушателям самостоятельно прочитать текст на экране. Всегда выключайте экран, когда слайды временно не нужны и когда презентация закончена.
Никогда не поворачивайтесь спиной к слушателям.
Иногда диафильмы выпускали с дополнительной фонограммой на грампластинке или магнитофонной катушке. Производством и тиражированием диафильмов занималась одноименная московская студия, основанная еще в 1930 году.
Для создания пленок использовали фотографии и репродукции рисунков, специально созданные известными советскими художниками, среди которых Кукрыниксы, Евгений Евган, Владимир Сутеев, Константин Ротов и другие. Подписаться Чем диафильмы лучше современного контента С развитием техники диапроекторы ушли в прошлое, их заменили видеомагнитофоны, DVD, а позже — интернет. Видеоконтент стал доступнее, разнообразнее и… утомительнее для детской психики.
Детский психолог Дарья Дугенцова: «Современные мультфильмы очень яркие, шумные, дети часто перевозбуждаются после их просмотра, начинают бегать, капризничать. У диафильмов такого воздействия на психику нет». Эксперты вновь заговорили о преимуществе диафильмов в контексте детского развития.
Дело в том, что современные мультфильмы предлагают малышам готовые истории со множеством спецэффектов, не оставляя простора для фантазии. Диафильмы этому способствуют: когда он видит кусочек такого мультика, он волей-неволей додумывает, что будет дальше. Скорость воспроизведения пленки позволяет это делать», — говорит Дарья Дугенцова.
Кроме того, когда малыш смотрит диафильм вместе с мамой или папой, этот уютный семейный досуг похож на волшебное действо — нужно погасить свет или наглухо задернуть шторы, настроить технику.
И я приставала к старшему брату, канючила и требовала, чтобы он поставил мне диафильмы. Ещё мы всей семьёй собирались и смотрели на диапроекторе слайды с цветными фотографиями, которые мои родители сделали во время долгой командировки в Женеву. Цветные фотографии были редкостью, а тут — сразу несколько коробок слайдов! Каждое фото было в картонной рамке. Можно было вставить несколько слайдов в специальный переходник и смотреть их по очереди. Отец любил вспоминать о Швейцарии, потому что на него, молодого советского специалиста, путешествие за границу произвело неизгладимое впечатление.
Те фотографии отпечатались и в моей памяти: вид Женевского озера с фонтаном, большие круглые часы из живых цветов, одетые по тогдашней последней моде люди. Спустя много лет, когда уже у меня появились свои дети, на даче у бабушки они залезли на чердак и нашли там ту самую обувную коробку. Сначала они подумали, что это обычные плёнки от фотоаппарата: диафильмы часто хранили в тех же баночках, что и фотоплёнки. Чтобы понять, что это за диафильм, надо было развернуть его и посмотреть на свет. То лето мои дети тоже запомнили. Когда на улице шёл дождь, мои дочери как я когда-то просили брата зарядить диапроектор.
И как только ты вводишь в себя этот «сепаратор», все становится очень просто. Понятно, что любить, а что не принимать и отвергать.
У вас очень много молодежных референсов — «миллениаловских» отсылок. Где вы черпаете вдохновение? Потому что писатель — это такое существо, которое всасывает все вокруг, как пылесос. У меня внутри есть какая-то мембрана, которая все лишнее отбрасывает, а все полезное пропускает. Поэтому процесс получения вдохновения происходит естественным образом. Я все время впитываю информацию и ее перерабатываю. Можете меня считать еще и мясорубкой. Фарш, который выходит — это то, что я пишу.
Идея с диафильмами просто замечательная, и ваш язык — феноменален. Некогда вы говорили, что в разных странах вы чувствуете себя по-разному и пишется вам по-разному.
Одноклассники и Госфильмофонд возродили формат диафильмов
В этом смысле просмотр диафильма, конечно, занятие более спокойное, психика ребенка получает меньше нагрузок. Диафильм проходил по специально подготовленным салазкам, расположенным между объективом и лампой, благодаря чему на стене появлялась статичная картинка. Потому что диафильм – это не только история, рассказанная при помощи текста и изображения, разделенного на кадры. То же название «Диафильм» носила студия, основанная в Москве в 1930 году и занимавшаяся созданием и тиражированием таких фильмов¹². В нем представлены оцифрованные диапозитивы из коллекции Госфильмофонда, которая насчитывает порядка 6 000 диафильмов.
Илья Гавришин о виртуальном музее «Диафильм. Онлайн» – новом проекте РГДБ
Всё дело в методах его использования. Мне не удалось вспомнить ни одного диафильма даже учебного , в котором кадр содержал бы какой-нибудь список. Наверняка такие найдутся, но их ничтожно мало. Я не провожу доклады по проблемам проектирования космических кораблей, но всё же моя главная цель — донести до слушателей информацию. И чтобы она не затерялась в многострочном тексте на экране, я стараюсь соблюдать правило 3. Боливар не выдержит двоих Кстати, насчёт перенасыщения слайдов информацией. В диафильмах строго соблюдался принцип: один кадр — одна идея. Длина диафильмов обычно составляла от 30 до 50 кадров.
Этого вполне хватало для того, чтобы последовательно рассказать интересную историю, не перегружая каждый кадр информацией. Теперь в наших презентациях количество слайдов вообще не ограничено. Нет никакого смысла стремиться впихнуть на слайд максимум информации. Тут я задумался, почему же в моих ранних презентациях этот принцип часто не соблюдался. Всё встало на свои места, когда я вспомнил, как защищал диплом. Тогда уже появились компьютерные проекторы, но они были не так распространены, как сейчас. Поэтому я ещё защищал диплом по старинке — с плакатами, развешанными на стене аудитории.
Плакаты я сначала рисовал в одном из первых Corel Draw, а потом распечатывал с файлов в полиграфическом центре. Аудитории были небольшими, а на плакатах надо было разместить схемы, целые системы формул и уравнений, графики, скриншоты разработанного приложения у меня это был эмулятор-тренажёр судна на подводных крыльях. Всё это было важно для доклада, потому что составляло суть работы и показывало её результаты. Вот и приходилось втискивать в каждый плакат максимум информации. Оттуда, наверное, и пошла у меня привычка перенасыщать слайды. Сейчас я всеми силами стараюсь эту привычку искоренить. Теперь у меня будет дополнительный помощник в продвижении к этой цели — диафильмы, где каждый кадр содержал ровно одну красочную картинку.
Но тут главное не переусердствовать. Появление любого нового слайда — это всегда повод задуматься: «А нужен ли он тут вообще? Если слайд не несёт в себе никакой новой информации, не помогает сделать презентацию лучше, то его можно смело выкидывать. Тут опять на сцену выходят диафильмы, авторы которых умудрялись вместить сюжет огромных приключенческих романов в несколько десятков ярких и насыщенных кадров. Помните эти баночки? Они были жестяными или пластмассовыми. Изображение: Wikimedia Commons Существовал ещё один вид диафильмов — учебные.
В основном они создавались для поддержки процесса школьного обучения, хотя иногда можно было встретить диафильмы на очень экзотические темы — обучать можно разному, и везде требуются наглядные методические материалы. Но в большинстве случаев правила организации и оформления информации там были такие же, как и в детских лентах. Презентация настоящего профессионала Оттуда же, из академического прошлого, со всяких научных конференций пошла и другая моя привычка — излишняя серьёзность в изложении материала. Мне тогда по неопытности казалось, что доклад по теме моей будущей диссертации — не тема для шуток. Зато теперь я понимаю, что даже на какой-нибудь пафосной конференции можно было бы отступить от этого правила. А уж в нынешних презентациях для коллег — тем более не надо изображать из себя «серьёзного суперпрофи». Более того, теперь я убеждён, что настоящий профессионал — это тот, кто может рассказать о своей области не только просто, но и весело.
Тому есть множество примеров, хотя бы — Ричард Фейнман. Хоть этот идеал и недостижим, но есть, к чему стремиться.
В 18 веке некие французские хитрецы с помощью «Волшебного фонаря» на колесиках проводили на улицах Парижа своего рода шоу с призраками. Шарлатаны представляли себя волшебниками и чародеями, которые умеют общаться с загробным миром и таким образом вымогали у доверчивых и любопытных граждан деньги. С помощью этого новомодного устройства они выводили на невидимый зрителю экран иногда это было облако дыма изображение и резко откатывали устройство назад. Изображение увеличивалось и зрителям казалось, что на них бросаются призраки. Позже появились уже профессиональные представления — фантасмагории, своеобразные вариации театра ужасов, которые сопровождались звуковыми эффектами, нагнетающей музыкой, криками, раскатами грома. На таких представлениях часто использовали несколько проекторов. В Россию «Волшебный фонарь» и представления-фантасмагории привез некий профессор Робертсон.
Александр I заинтересовался этим устройством и увидел в нем потенциал в сфере образования. Сначала в образовательную программу ввели изучение механизма «Волшебного фонаря», а позже переключили внимание на показываемые изображения и стали использовать их для объяснения физики и астрономии, изучения географии, истории и естествознания. Таким образом в 19 веке диафильмы обрели свою популярность. Если в дореволюционной России такие проекторы использовались с развлекательной и образовательной целью, то после революции диапроектор служил еще и формой агитации и пропаганды, которую можно было распространять в отдаленных уголках Советского союза. В 1930 году в Москве образовалась студия «Диафильм», и началось массовое производство советских диафильмов. Выпускали сказки народов мира, стихи, рассказы для детей, диафильмы по мотивам мультфильмов и кино и образовательные слайды. Популярность диафильмы получили только в 70-х годах, когда появились компактные модели диапроекторов для дома, таких как «Светлячок», «Сказка», «Экран». Они были доступны для покупки и стали своеобразной альтернативой телевизору. В качестве авторов в студии «Диафильм» работали самые лучшие писатели советской литературы: Алексей Толстой, Самуил Маршак, Корней Чуковский и другие.
А любимые произведения авторов превращались в яркие и красивые иллюстрации благодаря известным советским художникам и карикатуристам. На самом деле, создание слайдов к диафильму это непростая работа и отдельный вид искусства. Художнику необходимо было уместить весь сюжет сказки или рассказа на 30—40 слайдов, иллюстрации должны быть последовательными, яркими и привлекающими внимание.
Диафильмы написаны простым и понятным ребенку языком, поэтому дети с большим желанием слушают эти сказки.
Каждый кадр диафильма нарисован профессиональным художником - поэтому и персонажи на них такие яркие, запоминающиеся и душевные. Ребенок имеет возможность приобщиться к миру "прекрасного" ведь каждый кадр - это своего рода маленькая картина , просто слушая сказку. При этом персонажи реалистичны и выглядят так, как и должны - животные похожи на животных, а люди на людей. Такие семейные просмотры вызывают у ребенка положительные эмоции, чувство радости и защищенности.
А подобные яркие эмоции не забываются - они остаются с человеком всю жизнь в его сердце и подсознании, делают семейные узы более прочными. Любой даже очень взрослый и очень серьезный человек дорожит яркими и радостными воспоминаниями детства и теплом семейного общения. Вот отзыв одного из покупателей: Для себя понял, что просмотр диафильмов - очень достойная конкуренция мультикам: - это спокойное занятие - можно и нужно показывать перед сном; - еще детям нравится сопутствующий антураж затемнение, установка ; - детям очень нравится самим проворачивать пленку; - есть возможность неторопливо все объяснять, разучивать слова, объяснять детям картинки, задавать вопросы.
PowerPoint тут, конечно, не виноват. Всё дело в методах его использования.
Мне не удалось вспомнить ни одного диафильма даже учебного , в котором кадр содержал бы какой-нибудь список. Наверняка такие найдутся, но их ничтожно мало. Я не провожу доклады по проблемам проектирования космических кораблей, но всё же моя главная цель — донести до слушателей информацию. И чтобы она не затерялась в многострочном тексте на экране, я стараюсь соблюдать правило 3. Боливар не выдержит двоих Кстати, насчёт перенасыщения слайдов информацией.
В диафильмах строго соблюдался принцип: один кадр — одна идея. Длина диафильмов обычно составляла от 30 до 50 кадров. Этого вполне хватало для того, чтобы последовательно рассказать интересную историю, не перегружая каждый кадр информацией. Теперь в наших презентациях количество слайдов вообще не ограничено. Нет никакого смысла стремиться впихнуть на слайд максимум информации.
Тут я задумался, почему же в моих ранних презентациях этот принцип часто не соблюдался. Всё встало на свои места, когда я вспомнил, как защищал диплом. Тогда уже появились компьютерные проекторы, но они были не так распространены, как сейчас. Поэтому я ещё защищал диплом по старинке — с плакатами, развешанными на стене аудитории. Плакаты я сначала рисовал в одном из первых Corel Draw, а потом распечатывал с файлов в полиграфическом центре.
Аудитории были небольшими, а на плакатах надо было разместить схемы, целые системы формул и уравнений, графики, скриншоты разработанного приложения у меня это был эмулятор-тренажёр судна на подводных крыльях. Всё это было важно для доклада, потому что составляло суть работы и показывало её результаты. Вот и приходилось втискивать в каждый плакат максимум информации. Оттуда, наверное, и пошла у меня привычка перенасыщать слайды. Сейчас я всеми силами стараюсь эту привычку искоренить.
Теперь у меня будет дополнительный помощник в продвижении к этой цели — диафильмы, где каждый кадр содержал ровно одну красочную картинку. Но тут главное не переусердствовать. Появление любого нового слайда — это всегда повод задуматься: «А нужен ли он тут вообще? Если слайд не несёт в себе никакой новой информации, не помогает сделать презентацию лучше, то его можно смело выкидывать. Тут опять на сцену выходят диафильмы, авторы которых умудрялись вместить сюжет огромных приключенческих романов в несколько десятков ярких и насыщенных кадров.
Помните эти баночки? Они были жестяными или пластмассовыми. Изображение: Wikimedia Commons Существовал ещё один вид диафильмов — учебные. В основном они создавались для поддержки процесса школьного обучения, хотя иногда можно было встретить диафильмы на очень экзотические темы — обучать можно разному, и везде требуются наглядные методические материалы. Но в большинстве случаев правила организации и оформления информации там были такие же, как и в детских лентах.
Презентация настоящего профессионала Оттуда же, из академического прошлого, со всяких научных конференций пошла и другая моя привычка — излишняя серьёзность в изложении материала. Мне тогда по неопытности казалось, что доклад по теме моей будущей диссертации — не тема для шуток. Зато теперь я понимаю, что даже на какой-нибудь пафосной конференции можно было бы отступить от этого правила. А уж в нынешних презентациях для коллег — тем более не надо изображать из себя «серьёзного суперпрофи». Более того, теперь я убеждён, что настоящий профессионал — это тот, кто может рассказать о своей области не только просто, но и весело.
Тому есть множество примеров, хотя бы — Ричард Фейнман.
Диафильмы - главное развлечение детей в СССР: интересные факты о "комиксах" прошлых лет
В Викиданных есть лексема диафильм (L105947). Последние новости. Каждый из нас бережно хранит в своем сердце воспоминания детства – Самые лучшие и интересные новости по теме: СССР, детство, диафильмы на развлекательном портале Современный набор выпущен все той же студией Диафильм, выпускающей диафильмы в СССР. Диафильм – это позитивная фотоплёнка, кадры которой тематически связаны друг с другом и представляют собой последовательную историю.
Приятного просмотра!
- Забытое волшебство диафильмов
- Диафильмы » Музей СССР
- Зажги волшебный фонарь
- Вспомним забытые диафильмы
СТУДИЯ «ДИАФИЛЬМ» ПОКАЗЫВАЕТ...
Небольшая статья от преподавателя начальных классов о пользе диафильмов для развития ребенка. Предлагаем вашему вниманию статью на тему: Диафильмы: иллюстрированные истории на пленке. «Необыкновенные приключения в городе математических загадок» – диафильм предназначен для развития сообразительности, умения рассуждать, принимать решения и применять математические знания в нестандартных ситуациях.
О пользе диафильмов.
почувствовать себя соавтором сказки или рассказа - ведь можно самому читать и домысливать. В эпоху, когда детям были недоступны мультфильмы в неограниченном количестве, главным развлечением были диафильмы. Одноклассники совместно с Госфильмофондом решили воскресить формат диафильмов и дать любимым плёночным историям вторую жизнь.