Новости военная операция по прорыву блокады ленинграда называлась

Целью операции было полное снятие блокады Ленинграда. Прорыву блокады Ленинграда и посвящена эта книга. Прорыв блокады Ленинграда начался по приказу Ставки Верховного главнокомандующего 12 января 1943 года. Да, прорыв блокады обошелся нам почти в 70 тысяч убитых, раненых и пропавших без вести бойцов и командиров. Сообщение о прорыве блокады Ленинграда слушать здесь.

Оборона Ленинграда и прорыв блокады 18 января 1943 г.

Это была пятая по счету попытка прорыва блокады Ленинграда, и права на ошибку уже не было. Еще одна церемония в день 80-летия прорыва блокады прошла сегодня у Монумента героическим защитникам Ленинграда. Шаблон:Блокада Ленинграда 2 Операция «Искра» — наступательная операция советских войск во время Великой Отечественной войны. Операция «Искра» по прорыву блокады Ленинграда началась по приказу Ставки Верховного главнокомандующего 12 января 1943 г. «Прорыв блокады Ленинграда — одно из основных событий, ознаменовавших коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.

Дорога Победы в Ленинград: подвиг в «коридоре смерти»

Это была пятая по счету попытка прорыва блокады Ленинграда, и права на ошибку уже не было. Блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941 года. Операция «Искра» по прорыву блокады Ленинграда 12–30 января 1943 г. 18 января 1943 года в ходе операции советских войск под кодовым названием «Искра» в районе Рабочего поселка № 1 под Шлиссельбургом был осуществлен прорыв блокады Ленинграда. В честь полного снятия блокады Ленинграда в Северной столице производится торжественный салют. с 12 по 30 января 1943 года.

Операция «Искра»: как прорывали блокаду Ленинграда

Ночь на 13 ноября обе стороны провели в приготовлениях. Спешно выдвигались части 96-й и 61-й пехотных дивизий противника. Советские части укреплялись на левом берегу Невы. С правого берега переправлялись штабы и командные пункты. Часть дальнобойной артиллерии меняла свои огневые позиции. Инженерные войска приступили к постройке ледяных переправ для переброски через Неву средних танков.

Утром части 67-й армии возобновили наступление, стремясь овладеть узлами обороны противника на флангах прорыва - в Шлиссельбурге. На отдельных направлениях советские части значительно улучшили свои позиции. С 14 по 17 января обе стороны вводили в сражение новые силы. На небольшом участке местности продолжались ожесточённые бои, основная тяжесть которых ввиду особых условий местности легла на плечи пехоты. Успех этих боёв во многом зависел от мужества, воинского мастерства и находчивости младших командиров, непосредственно руководивших своими отделениями.

Утром 13 января 330-й стрелковый полк подполковника Г. Середина овладел железной дорогой и юго-западной окраиной Шлиссельбурга, а затем атаковал с юга и запада Преображенскую гору. К полудню гора, часть города и железнодорожная станция были заняты. В ночь на 18 января командир 26-го немецкого армейского корпуса решил вывести оставшиеся войска из Шлиссельбурга и отвести их к Синявино. К этому времени между войсками Ленинградского и Волховского 14 фронтов оставался узкий, около 2 км, коридор.

Ставка одобрила второй вариант причем эта операция имела изначально условное название «Шлиссельбург» , но внесла изменения: после прорыва немецкой обороны предполагалось освободить еще и железнодорожную линию Мга — Ленинград. А дальше — вообще очистить от немцев Неву. В таком виде план операции и был утвержден.

Как высечь «Искру» Забегая вперед, следует сразу сказать, что немалая заслуга в успешном проведении операция «Искра» принадлежит, конечно, Леониду Говорову. Благодаря его решениям Ленинградский фронт был, по сути, возрожден к зиме 1942-1943 годов. Во-первых, уже с июля в город стало активно прибывать пополнение.

Во-вторых, командующий приложил огромные усилия, чтобы заодно еще и улучшить физическое состояние личного состава Ленинградского фронта. Ведь, согласно сохранившимся документам, еще осенью 1942 года примерно 12 процентов военнослужащих страдали от дистрофии. В-третьих, Говоров сумел подготовить части к выполнению поставленной боевой задачи.

К примеру, на полигоне в Токсово отрабатывались приемы взаимодействия во время атак, а на Неве в районе Рыбацкого — действия по штурму обледенелых крутых берегов. Ну и в-четвертых, командующий сумел обеспечить частям мощное артиллерийское прикрытие. А для обеспечения ее «питанием» командующий настоял на том, чтобы в городе резко повысилось производство боеприпасов.

Красная Армия смогла перехватить инициативу ведения боевых действий в этом направлении. Осада Ленинграда после прорыва продолжалась вплоть до января следующего года. Окончательное освобождение произошло 27 января 1944 года. В честь исторического события небо над Северной столицей окрасилось салютом из 324 орудий. За массовый героизм и мужество в защите Родины в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов, проявленные защитниками блокадного Ленинграда, по Указу Президиума Верховного Совета СССР 8 мая 1945 года городу присвоили высшую степень отличия - звание "Город-Герой".

Ранее в ivbg писали, что в Выборге пройдёт акция «Ленинградская свеча памяти».

После двухнедельного наступления советские войска отбросили фашистов от города, освободив Красное Село, Пушкин, Ропшу, Ульяновку, Гатчину и Павловск. Показать больше.

Освобождение Ленинграда от прорыва до снятия блокады

Это так? Этого в ходе январских боев достичь не удалось. И практически весь 1943 год шли бои за Синявинские высоты - ключ ко Мге. Бои за них начались еще 15 января в ходе «Искры».

И, после того как блокада была прорвана, они продолжались. Согласно советской историографии, конец операции «Искра» - 30 января или 1 февраля. Это не так.

Очень активные бои продолжались до конца февраля. Но успехов почти не было, кроме только того, что немцев выбили из 8-й ГРЭС. Есть еще один эпизод, который вообще почти не освещается в нашей историографии.

Дело в том, что 2-я Ударная армия Волховского фронта в январе-феврале 1943 года попыталась обойти Синявинские высоты возле «Рощи Круглая». В результате образовался значительный выступ. Немцы в марте 1943 года, опасаясь, что для нас он станет плацдармом для наступления, отбили его обратно и спрямили линию фронта.

Отбиваться у нас сил не было: некоторые дивизии за время январских-февральских боев потеряли больше двух своих составов... Только в сентябре врага удалось выбить с части западных склонов высот. То место, где сегодня находится мемориал «Синявинские высоты», у немцев называлось «обрыв» - откуда их как раз сбросили в сентябре 1943-го.

С остальных высот противник ушел только в январе 1944 года, опасаясь окружения. Подарок от Красной армии Последние годы ознаменовались настоящим бумом блокадных дневников. Как правило, их авторов уже нет в живых, дети и внуки извлекают из домашних архивов пожелтевшие ветхие тетрадки с порой полустертыми записями.

Но редко какой еще исторический документ может так точно донести подлинные эмоции времени! И что еще удивительно: оказывается, очень многие горожане, которые прежде никогда не имели привычки к дневниковым записям, стали их вести именно в блокаду. Причем исключительно для себя, «в стол», совершенно не рассчитывая на то, что их страницы будут когда-то доступны широкой публике.

Наверное, кто-то понимал значимость момента, а кто-то был просто не уверен в том, что переживет тяжелейшее время, и хотел таким образом оставить память о себе. Сегодня мы подобрали записи из некоторых дневников, датированные 18 января 1943 года. Все побежали на фабричный двор слушать громкоговоритель...

Радость была так велика, что многие плакали. Я впервые поняла, как плачут от радости... На работу шли веселые и счастливые.

В цеху то и дело собирались в кучки, обсуждали события... Жаль, не могут порадоваться со мной мои погибшие ребята. Так много счастья, и почти не с кем разделить!

Думали, немцы от злости забросают нас бомбами, но они притихли. Видно, находятся в шоке». Галина Зимницкая, школьница, работник фабрики им.

Микояна «Ура, ура, ура!! Вчера в «Последний час» объявили прорыв блокады Ленинграда. Замечательный день 18 января 1943 года на всю жизнь будет праздником для всех ленинградцев.

Всю ночь по радио передавали музыку и приветствия. Сегодня все радостные и веселые. Неужели это начало конца?

Скорее бы! Люди целуются, на глазах слезы радости. Победа, Победа.

Всю ночь не умолкает радио. Никто уже не смог спать в эту ночь. Ленинградцы дождались желанного дня.

Радость и счастье. Смерть немецким оккупантам».

Координировали взаимодействие представители Ставки — генерал армии Г. Жуков и маршал К. Наступление поддерживали 2-я ударная и 8-я армии Волховского фронта, корабли, береговая артиллерия и авиация. Группировка врага несколько раз безуспешно пыталась прорваться на юг к своим главным силам. В этот же день был полностью освобождён Шлиссельбург и всё южное побережье Ладожского озера.

Блокада Ленинграда было прорвана. К этому моменту в городе оставалось около 800 тысяч человек.

Позже произошли встречи и других советских военных соединений. В тот же день был полностью освобождён Шлиссельбург и всё южное побережье Ладожского озера. Около полуночи 18 января по радио было передано сообщение о прорыве блокады.

Вышедшие на улицы и проспекты горожане ликовали. Рано утром 19 января город-герой был украшен флагами. Хотя в результате прорыва был отвоёван лишь узкий коридор от Волховского фронта к Шлиссельбургу, полоска торфяного болота шириной от восьми до одиннадцати километров позволила восстановить с Ленинградом сухопутную связь вплоть до окончательного снятия блокады. По южному берегу Ладожского озера развернулось строительство железной дороги Шлиссельбург—Поляны протяжённостью тридцать шесть километров.

Железная дорога, крайними станциями которой стали Поляны и Шлиссельбург, вошла в историю как "Дорога Победы" , которая действовала с 5 февраля 1943 г. В феврале 1943 г.

План «Полярная звезда» не был завершён до конца, заметных результатов достигнуто не было. Но ожесточённые бои в ходе Мгинской наступательной операции РККА не дали ОКВ [2] возможности перебросить часть группы армий «Север» на Курскую дугу , командование вермахта было вынуждено принять дополнительные меры для удержания оборонительных рубежей. ОКВ [2] приступило к разработке плана отвода войск из под Ленинграда на линию «Пантера». Говорова провели локальную операцию с целью захвата восточной оконечности Мгинского выступа. Этот успех обезопасил от обстрелов вермахтом « Дорогу Победы ». Четвёртый период битвы за Ленинград 14 января — 1 марта 1944 г.

Основная статья: Ленинградско-Новгородская операция 14 января — 1 марта 1944 г. К 30 января 1944 г. К концу января 1944 г. Им удалось задержать 42-ю армию 42 А , удержать коммуникации на линии Луга — Псков. Волховской фронт был расформирован, Ленинградскому фронту были переданы 54-я, 59-я и 8-я армии; 2-му Прибалтийскому фронту — 1-я ударная армия. Пятый период битвы за Ленинград 10 июня — 9 августа 1944 г.

Основная статья: Петрозаводская операция 10 июня — 9 августа 1944 г.

Пятая попытка

В январе 1943 года прорыв блокады ЛЕНИНГРАДА по плану операции «Искра» должен был заложить начало частичному, а далее полному снятию блокады города. Прорыв блокады Ленинграда продемонстрировал возросший уровень военного искусства Красной Армии. Целью операции было полное снятие блокады Ленинграда. Советское командование начало тщательно подготавливать новую операцию по прорыву блокады, получившую название «Искра».

Прорыв блокады Ленинграда. 1943 год

Возможности строить с соблюдением норм мирного времени, разумеется, не было, но на помощь железнодорожникам пришла русская зима. Хорошо промерзшая болотистая почва — вот что было основанием пути, по которому должны были быть пущены поезда с тяжелыми паровозами», — вспоминал начальник службы пути Октябрьской железной дороги в годы войны Алексей Кананин. Для ускорения работ удалось использовать заброшенную трассу узкоколейки, построенную в годы довоенных торфоразработок, но большая часть пути все равно шла по труднопроходимым болотистым местам. Стали прокладывать дорогу от карьера к насыпи — вспоминал бывший командир 57-го железнодорожного батальона майор Ященко. Машинам не пройти. В ход пошли трофейные мешки. В них насыпали грунт в карьере и таскали на плечах к полотну. Возили землю и на санках. Даже какую-то немецкую коляску на резиновом ходу приспособили для перевозки грунта. Сделали насыпь, а она стала оседать в болото. Пришлось сначала по торфу делать слани, а уж потом сыпать землю.

Дня не хватало, люди работали ночью». Позиции врага располагались всего в 4—6 километрах от трассы, и ежедневные обстрелы приводили к тому, что приходилось постоянно восстанавливать уже построенное полотно. С Синявинских высот, которые всё еще были заняты немцами, на строителей дороги наводили огонь батарей и авиацию. Тем не менее, уже к 5 февраля 33 километра главного пути, от Шлиссельбурга до Полян, были готовы принять составы с грузами и людьми. Строительство Дороги победы Два моста за два месяца Но для того, чтобы пробить железнодорожный путь к Ленинграду, необходимо было форсировать Неву в районе только что освобожденного Шлиссельбурга. Здесь полноводная река вытекает из Ладожского озера, и у истока Невы водные массы разгоняются до двух метров в секунду, что само по себе делает строительство на воде в этом месте чрезвычайно сложной задачей. Совсем недавно по толстому невскому льду прошли танки атакующих советских войск, но для движения провозов и вагонов нужен мост. Причем такой, чтобы выдержал весенний ледоход и мог эксплуатироваться в летнее время. И навести его нужно было всего за несколько дней, опять же, под снарядами и бомбами противника. Решено было соорудить на вбитых в дно реки сваях низководный мост, без судопропускных пролетов.

Причем, чтобы успешнее противостоять течению, нужно было выгнуть мост дугой по направлению к Ладоге, а также сделать подъем от правого берега к более высокому левому. Ширина Невы в выбранном месте стройки, у начала Староладожского канала, превышала 1 километр, глубина достигала 6,5 метров. Строительство железнодорожной эстакады Строительство моста началось 24 января 1943 года, его строили и военные, и гражданские, среди последних были в основном женщины. О том, с какими сверхчеловеческими усилиями строился мост, рассказывается, в частности, в сборнике воспоминаний и документов «Был город-фронт, была блокада» Ленинград, 1984 г. У копровщиков, например, за один рабочий день полагается забивать 20 свай. Это норма мирного времени. Строя мост через Неву, копровщики забивали по 85 свай в сутки! Толовыми шашками саперы пробивали «окна» в ледовом панцире реки. Тут же бойцы копровых команд тащат к нему 20-метровую сваю. На вбитые в дно сваи укладываются поперечины, на них — продольные брусья, и лишь на втором слое продольных брусьев укреплялись шпалы и рельсы».

Для возведения моста надо было забить 2650 свай, переработать 3 тысячи кубометров леса.

На многолюдных митингах ленинградцы выражали глубокую благодарность войскам Ленинградского и Волховского фронтов, прорвавшим блокаду. Ожесточенные бои продолжались до конца января, но, несмотря на ввод в бой новых частей, прорвать оборону противника не удалось.

Согласно немецким данным сводным отчетам штаба армии о потерях за январь 1943 года 18-я армия потеряла 22 619 человек. За первую половину месяца общие потери армии составили 6 406 человек из них 1543 — убитыми и пропавшими без вести , а в период с 16 по 31 января — 16 213 человек из них 4 569 — безвозвратно. За мужество и героизм проявленный в январских боях около 19 000 советских воинов были награждены орденами и медалями, 12 присвоено звание Героя Советского Союза.

Особенно отличившиеся части были преобразованы в гвардейские: 136-я командующий Н. Симоняк и 327-я командующий Н. Поляков стрелковые дивизии были преобразованы в 63-ю и 64-ю гвардейские стрелковые дивизии, а 61-я танковая бригада командующий В.

В кратчайшие сроки были построены железнодорожная линия Поляны — Шлиссельбург, автомобильная магистраль и мосты через Неву. Уже с середины февраля в Ленинграде начали действовать нормы продовольственного снабжения, установленные для других промышленных центров страны. Все это коренным образом улучшило положение жителей города и войск Ленинградского фронта.

Сводка Совинформбюро, посвященная прорыву блокады Ленинграда Прорыв блокады стал переломным моментом в битве за Ленинград. Была окончательно снята даже теоретическая возможность штурма Ленинграда немецкими войсками — инициатива на Северо-Западном направлении окончательно перешла к советским войскам. В этой обстановке Ставка ВГК посчитало возможным не только развить достигнутый успех и восстановить контроль над Кировской железной дорогой, но и провести ещё более крупномасштабную операцию — полностью снять блокаду Ленинграда и освободить всю Ленинградскую область.

Однако операция «Полярная звезда» закончилась провалом. Советским войскам под Ленинградом не удалось развить наступление, разгромить немецкую мгинско-синявинскую группировку, обеспечить прочную железнодорожную связь города со страной, а также отбросить противника на расстояние, исключающее артиллерийские обстрелы. Полностью разгромить немецко-фашистские войска к югу от Ленинграда удалось в январе 1944 года в результате Ленинградско-Новгородской операции.

А уже в июне в ходе другой операции — Выборгско-Петрозаводской — на севере от города были разбиты и финские войска.

И если исторические исследования смотрят на события немного отстраненно, то вот в этих записях сугубо "окопная правда", например обилие свидетельств вчерашних курсантов, ведь летом 1942-го года, когда судьба государства висели на волоске, иногда буквально за десяток дней до выпуска поднимали курсы лейтенантов и бросали под Сталинград или под Ленинград рядовыми, где выживал один из шести или десятка так и не ставших командирами юношей. Вообще, пережитое довлело над людьми до конца их дней, трудно оставаться спокойным, когда из бригады в 6. Или семеро из полка, вышедших из окружения, каждых один из вышедших помнит поименно. Ветераны как правило выхватывают из памяти какие-то отдельные эпизоды, человеческая память не держит день за днем отчаянных боев, но хранит моменты, когда был на волосок от гибели, когда около тебя приземлился тяжелый снаряд, в чью воронку на твердой земле помещается автомобиль, но тут — чвакнул в трясину и не взорвался... И напоследок — великолепная книга о забытом морском сражении в июле 1942 года: Схватка на острие ножа, или забытое сражение у острова Соммерс. После серии сражений за острова в восточной части Финского залива зимой-весной 1942 года советские войска потеряли позиции на Гогланде и оставили Большой Тютерс. Теперь финны могли наблюдать за советскими кораблями на выходе из Кронштадта и ставить минные заграждения чуть ли не у главной базы Балтфлота.

В этих условиях командование базы во главе с опальным адмиралом Г. Левченко, разжалованным за Крым-41, решило провести "самостийную" десантную операцию по захвату островка Соммерс, лежавшего на расстоянии артиллерийского выстрела с Лавенсаари, нашей передовой позиции в Финском заливе. Итогом стало четырехдневное сражение с участием боевых кораблей и авиации, в котором боевая удача склонялась то к нашим морякам, то к финнам с немцами, но в итоге более организованный противник одержал победу. Прекрасно изданное исследование на мелованной бумаге с обилием схем и фотографий, в том числе сделанных финнами непосредственно во время боев, и написанная с привлечением практически всех существующих документов всех трех сторон участников сражения, включая как детальные рассказы о действиях сторон, так и выводы авторов о причинах неудач. Авторы любят ограниченные во времени и месте события, это позволяет им до максимума детализировать свое описание, лишь бы сохранились документы. Вот эта книга стала очень хорошим примером кропотливейшего исследования и сверки источников в попытке разобраться в реальных деталях малоизвестного сражения и причинах поражения советских моряков. Конечно, по Ленинграду-42 написано куда больше книг, чем вместится в один обзор, я выбрал только некоторые из них, дающие хорошую картину событий на внешней стороне блокадного кольца.

С этого момента ни один гений немецкого военного планирования вплоть до конца войны не ставил перед собой задачу по одновременному наступлению на двух и более участках Восточного фронта. Фронтовики-ленинградцы зло шутили: «В 1941 году прорвать блокаду не сумели, зато от Москвы немцев отвлекли. В 1942 году не прорвались, зато Ленинград от штурма избавили». Настроение было такое, что медлить с прорывом блокады было уже никак нельзя. И неудачи быть просто не могло: предел для человека существует; и жителями, и защитниками города он был перейден не единожды. Немцы занялись укреплением своих оборонительных сооружений, а Ставка ВГК перешла к планированию решающего сражения по прорыву блокады. Это была операция «Искра». Как всегда бывало в переломные моменты войны, руководить «Искрой» Сталин поручил Жукову. Вообще же все военачальники-мемуаристы сходятся в том, что в замысел операции до ее начала было посвящено не более 15 человек. Даже в переписке с Черчиллем Сталин не позволил себе ни одного намека по поводу намечающегося под Ленинградом мощнейшего деблокирующего удара. Два часа двадцать минут советская артиллерия Ленинградского фронта вела непрерывный огонь по левому берегу Невы. Затем по невскому льду пошли в атаку солдаты четырех дивизий первого эшелона. Пехоту поддерживали легкие танки и бронеавтомобили.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий