Новости сколько гоголю лет

В этом году исполняется 215 лет со дня рождения писателя, а его сочинения как привлекали внимание читателей в XIX веке, когда он еще был жив, так и заставляют многих задуматься сейчас.

Гоголь Николай

В 1841 году он закончил работу над первым томом «Мертвых душ» и вернулся в Москву, чтобы напечатать его. Сам писатель называл это произведение поэмой и задумывал книгу, как трехтомник. Скупавший мертвые души Чичиков должен был постепенно пройти через чистилище и духовно переродиться. По некоторым данным, плоды своего труда он уничтожал дважды. Первый раз писатель в порыве душевных переживаний сжег рукопись в 1845 году, позже по памяти восстановил утраченное, и почти законченный второй том бросил в огонь незадолго до своей смерти в феврале 1852 года. Существует несколько версий, самая распространенная из которых — Гоголь сознательно сжег второй том «Мертвых душ», и этот факт подтверждал слуга писателя. Предполагают, что на это его толкнули психологические проблемы и неудовлетворенность творческим результатом. Некоторые считают, что рукопись попала в огонь по ошибке, с другими бумагами, приготовленными для уничтожения.

Были также версии, что книгу спрятали недоброжелатели или, наоборот, друзья, которые планировали ее напечатать в более благоприятной политической обстановке. Есть и те, кто ставит под сомнение само существование второго тома, якобы его чистовую версию никто не видел. Так или иначе, но от второго тома остались только черновики нескольких глав, которые после доработки были опубликованы через несколько лет после смерти писателя. Третий том так и остался только в его замыслах. Всего за свой творческий путь Гоголь написал около 30 произведений. Одиночество и ранняя смерть Гоголя Биографы сообщают о нескольких предполагаемых возлюбленных Гоголя, но до брака дело не дошло по разным причинам, писатель ни разу не был женат и не имел детей. Последние четыре года своей жизни он провел в доме своего друга графа Александра Толстого на Никитском бульваре в Москве, где и скончался.

Сейчас в особняке расположен музей писателя и научная библиотека. Усадьба графа Толстого, где умер Гоголь 2010-е годы. Писатель начал поститься, потом полностью отказался от еды. Врачи ставили разные диагнозы, но оказались бессильны, пациенту становилось хуже. Гоголь умер 4 марта 1852 года, не дожив до 43 лет меньше месяца. Точная причина смерти Гоголя неизвестна, предположения разнятся от физического истощения и менингита, до интоксикации и онкологии. Похоронили писателя на территории кладбища Данилова монастыря в Москве.

При его ликвидации в 1931 году прах Гоголя перенесли на Новодевичье кладбище. Несколько фактов о Гоголе При рождении у писателя была фамилия Яновский, позже отец добавил приставку Гоголь Гоголь-Яновский.

Денег не хватало, устроиться на работу не получалось, пробовал поступить на сцену много раз, но его не взяли. В конце 1829 года Гоголь поступил на службу в департамент уделов писцом в чине коллежского асессора [7]. Служба была скучная, монотонная, что стала невыносима. Тем не менее из опыта этой работы он вынес материал для своих петербургских повестей [8].

Первое время в Петербурге он держался общества своих земляков, преимущественно прежних товарищей. Здесь он замечает, что Малороссия вызывает большой интерес в петербургском обществе, у него возникают поэтические планы, связанные с родиной — это были планы «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Ещё до создания «Вечеров…», Гоголь под псевдонимом В. Алов публикует романтическую идиллию «Ганц Кюхельгартен», написанную ещё во время учёбы в Нежине. Книжка была раскритикована за наивность и отсутствие композиции, поэтому Гоголь сжёг весь тираж. Летом 1829 года Гоголь отправляется в путешествие по Германии, но уже через месяц возвращается в Петербург.

В конце 1829 года Гоголь поступил на службу в департамент уделов писцом в чине коллежского асессора. Тем не менее из опыта этой работы он вынес материал для своих петербургских повестей. В это же время он продолжает работу над материалами для будущих рассказов о малорусском быте и преданиях, которые станут началом его литературной славы. По его просьбе мать присылает ему сведения о малорусских обычаях, преданиях, костюмах. Благотворное влияние на судьбу и литературную деятельность молодого писателя оказало знакомство с В. Жуковским и А.

Между Жуковским и Гоголем с самого начала установилось взаимопонимание людей, родственных по любви к искусству и склонности к мистицизму. В начале 1830 года в «Отечественных записках» с редакторскими правками был напечатан рассказ «Вечер накануне Ивана Купала»; в то же время 1829 написаны «Сорочинская ярмарка» и «Майская ночь». В 1831 году Плетнёв рекомендовал Гоголя на должность учителя в Патриотическом институте, где он сам был инспектором. Также Плетнёв помог ему с частными уроками у Лонгиновых, Балабиных, Васильчиковых, что значительно поправило его материальное положение. Николай Гоголь в 1834 году В 1834 году его назначили адъюнктом по кафедре истории в Петербургском университете. Он вошёл в круг лиц, стоявших во главе русской художественной литературы.

Служение искусству становилось для него высоким и строгим нравственным долгом. Общество людей с широким литературным образованием было полезно для начинающего писателя со скудными знаниями, вынесенными из гимназии. Горизонт его жизненных наблюдений расширялся и высокое понятие Гоголя о своём предназначении становились предельным самомнением, возникали предпосылки для религиозных исканий, коими отмечены последние годы его жизни. Эти годы были самыми плодотворными в его творчестве. В 1831 и в 1832 годах В Петербурге издаются двумя частями «Вечера на хуторе близ Диканьки», подписанные Рудым Паньком в первой части — «Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купалы», «Майская ночь, или утопленница», «Пропавшая грамота»; во второй -«Ночь перед Рождеством», «Страшная месть, старинная быль», «Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка», «Заколдованное место». Эти рассказы, полные искромётного юмора, блиставшие весёлостью, произвели на Пушкина большое впечатление.

Сборник сразу же стал популярным и получил хорошие отзывы. В 1835 году вышли сборники «Арабеска» и «Миргород», составленные частично из статей. Одной из самых популярных в книге стала статья «Несколько слов о Пушкине», в которой он, проанализировав творчество поэта, назвал его первым русским национальным поэтом. В "Арабесках впервые были напечатаны также его петербургские повести «Шинель», «Записки сумасшедшего», «Невский проспект». Сборник «Миргород» являлся продолжением «Вечеров…» с украинскими народными мотивами. Весь тираж сборников был быстро раскуплен.

Теперь литературная слава Гоголя стала бесспорной. К 1834 году относится замысел «Ревизора». Основной сюжет «Ревизора», как и позднее «Мёртвых душ», был подсказан Гоголю Пушкиным.

И даже заказал себе миниатюрный математический справочник 10 на 7 сантиметров. В честь знаменитого писателя был назван астероид 2361 Гоголь, открытый в 1976 году советскими астрономами. Александр Сергеевич Пушкин подарил Гоголю 2 щедрых подарка - идею для создания повести «Ревизор» и собаку - мопса по кличке Джози, который стал любимчиком писателя. Николай Гоголь умер за месяц до своего 43-го дня рождения — писатель перестал есть, слег в постель и впал в беспамятство.

У Гоголей было семеро детей, свыше 1000 десятин земли и около 400 душ крепостных. Любовь к литературе ему привил отец, сам не обделенный литературным талантом. Учёба Гоголю давалась трудно, он был крайне невнимателен, зато именно в школьные годы проявился его театральный талант.

Гоголь сам писал пьесы, сам рисовал декорации к ним и сам исполнял в них роли, привлекая к этому и друзей. Всё изменилось, когда умер отец, 16-летнему Гоголю пришлось самому распоряжаться хозяйством и обеспечивать семью.

215 лет назад родился писатель Николай Гоголь

Детские годы провёл в родительском имении Васильевка другое название — Яновщина, происходящее от фамилии владельца — Гоголь-Яновский. Художественная одарённость была наследственной в семействе Гоголя: среди его предков по материнской линии — Василий Танский 1-я половина 18 в. Недалеко от Васильевки, на реке Псёл, находилось родовое имение В. Капниста , который, по свидетельству матери Гоголя, одобрил его первые стихотворные опыты. В 1818—1819 гг. Гоголь обучался в Полтавском поветовом уездном училище; в 1820 — начале 1821 гг.

Сорочинским, в 1821—1828 гг. В эти годы проявился разносторонний художественный талант Гоголя: он рисовал пейзажи, рисунки; позднее выполнял зарисовки городов, эскизы обложек и др. Фонвизина , писал разнообразные художественные произведения, по его словам, «преимущественно в лирическом и сурьёзном роде»: стихотворение «Непогода»; несохранившиеся поэма «Россия под игом татар», сатира «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан», а также повесть «Братья Твердиславичи» или «Братья Твердославичи» , сожжённая Гоголем после беспощадной критики со стороны товарищей первый известный случай сожжения Гоголем своих произведений. Своё будущее Гоголь, однако, связывал прежде всего с государственной службой, мечтая о юридической карьере: «Я видел, что здесь работы будет более всего… Неправосудие, величайшее в свете несчастье, более всего разрывало моё сердце» из письма к двоюродному дяде П. Косяровскому от 3 октября 1827.

На принятие такого решения повлияли, в частности, лекции профессора Н. Белоусова, читавшего в гимназии курс естественного права в связи с возникшим в гимназии в 1827 деле о его вольнодумстве Гоголь глубоко сочувствовал опальному профессору и во время расследования дал показания в его пользу. В 1828 г. Гоголь переехал в Санкт-Петербург, где безуспешно пытался устроиться на службу. В начале 1829 г.

Алов отдельным изданием вышла «идиллия в картинах» «Ганц Кюхельгартен». Несмотря на подражательный характер, здесь были намечены многие мотивы зрелого творчества Гоголя, в частности острая коллизия мечты и существенности, предвещавшая поэтику «петербургских повестей». Поэма вызвала резкий критический отклик Н. Полевого , Гоголь сжёг нераспроданные экземпляры книги, отправился за границу, в Северную Германию Любек, Травемюнде, Гамбург , к концу сентября 1829 г. В конце 1829 г.

В 1830 г. Гоголь познакомился с В. Жуковским , П. Плетнёвым и, возможно, А. Дельвигом , а в мае 1831 г.

Первый цикл повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки» части 1—2, 1831—1832 , принёсший Гоголю широкое признание, отвечал развившемуся в русском обществе интересу к Украине «здесь так занимает всех всё малороссийское…» — из письма Гоголя к матери от 30 апреля 1829. Украинофильство Гоголя означало обращение к коренным, национальным первоосновам славянского мира Н. Надеждин называл Малороссию «славянской Авзонией», т. Но мир этот, как показал Гоголь, вовсе не был един и идилличен: в ряде повестей цикла «Страшная месть» и др. После появления «Вечеров…» Гоголь стал литературной знаменитостью: летом и осенью 1832 г.

Пьеса получила широкую популярность. Спектакли по ней и в настоящее время входят в репертуар многих театров. В 1836-1848 гг. Николай Гоголь проживал и работал за границей.

В 1842 г. На его страницах Гоголь представил панораму жизни российской глубинки, создал галерею ярких образов, поднял вопросы о социальном и духовном развитии общества. По мнению литературоведов, "Мертвые души" являются одним из наиболее значимых произведений русской литературы. В 1842-1843 гг.

В 1847 г. В 1848 г.

Его мнения о коренных вопросах нравственности и общественной жизни оставались патриархально-простодушными. В нём созревал могущественный талант, — его чувство и наблюдательность глубоко проникали в жизненные явления, — но его мысль не останавливалась на причинах этих явлений. Он рано был исполнен великодушного и благородного стремления к человеческому благу, сочувствия к человеческому страданию; он находил для их выражения возвышенный поэтический язык, глубокий юмор и потрясающие картины; но эти стремления оставались на степени чувства, художественного проницания, идеальной отвлеченности — в том смысле, что при всей их силе Гоголь не переводил их в практическую мысль улучшения общественного, и когда стали указывать ему иную точку зрения, он уже не мог понять её… Все коренные представления Гоголя о жизни и литературе были представления Пушкинского круга. Гоголь вступал в него юношей, а лица этого круга были уже люди зрелого развития, более обширного образования, значительного положения в обществе; Пушкин и Жуковский — на верху своей поэтической славы. Старые предания Арзамаса развились в культ отвлеченного художества, приводивший в конце концов к удалению от вопросов действительной жизни, с которым естественно сливался консервативный взгляд в предметах общественных. Кружок преклонялся перед именем Карамзина, увлекался славою России, верил в будущее её величие, не имел сомнений относительно настоящего и, негодуя на недостатки, которых нельзя было не видеть, приписывал их только недостатку в людях добродетели, неисполнению законов. К концу тридцатых годов, ещё при жизни Пушкина, начался поворот, показывавший, что его школа перестала удовлетворять возникавшим новым стремлениям общества. Позднее кружок все больше уединялся от новых направлений и враждовал с ними; по его идеям, литература должна была витать в возвышенных областях, чуждаться прозы жизни, стоять «выше» общественного шума и борьбы: это условие могло только сделать её поприще односторонним и не очень широким… Художественное чувство кружка было, однако, сильно и оценило своеобразный талант Гоголя, кружок приложил заботы и о его личных делах… Пушкин ожидал от произведений Гоголя больших художественных достоинств, но едва ли ожидал их общественного значения, как потом не вполне его оценивали друзья Пушкина и как сам Гоголь готов был отрицаться от него… Позднее Гоголь сблизился с кругом славянофильским, или собственно с Погодиным и Шевыревым, С.

Аксаковым и Языковым; но он остался совершенно чужд теоретическому содержанию славянофильства, и оно ничем не повлияло на склад его творчества. Кроме личной приязни, он находил здесь горячее сочувствие к своим произведениям, а также и к своим религиозным и мечтательно-консервативным идеям. Но потом в старшем Аксакове он встретил и отпор ошибкам и крайностям «Выбранных мест»… Самым резким моментом столкновения теоретических представлений Гоголя с действительностью и стремлениями просвещеннейшей части общества было письмо Белинского; но было уже поздно, и последние годы жизни Гоголь прошли, как сказано, в тяжкой и бесплодной борьбе художника и пиетиста. Эта внутренняя борьба писателя представляет не только интерес личной судьбы одного из величайших писателей русской литературы, но и широкий интерес общественно-исторического явления: на личности и деятельности Гоголь отразилась борьба нравственно-общественных элементов — господствующего консерватизма, и запросов личной и общественной свободы и справедливости, борьба старого предания и критической мысли, пиетизма и свободного искусства. Для самого Гоголь эта борьба осталась неразрешенной; он был сломлен этим внутренним разладом, но тем не менее значение основных произведений Гоголь для литературы было чрезвычайно глубокое. Не говоря о чисто художественных достоинствах исполнения, которые после Пушкина ещё повысили уровень возможного художественного совершенства у писателей, писавший позже Гоголя, его глубокий психологический анализ не имел равного себе в предшествующей литературе и открывал широкий путь наблюдений, каких делалось так много впоследствии. Даже его первые произведения, столь строго потом осуждаемые им «Вечера», без сомнения, немало способствовали укреплению того любящего отношения к народу, которое так развилось впоследствии. Исторический вопрос об этом значении Гоголя, как было замечено, до сих пор не исчерпан. Называют предрассудком мнение, что Гоголь был у нас пионером реализма или натурализма, что им сделан был переворот в российской литературе, прямым последствием которого является литература второй половины XIX века — начала XX века; говорят, что эта заслуга Пушкина, а Гоголь только следовал общему течению тогдашнего развития и представляет лишь одну из ступеней приближения литературы из заоблачных высот к действительности, что гениальная меткость его сатиры была чисто инстинктивная и произведения его поражают отсутствием каких-либо сознательных идеалов — вследствие чего он и запутался потом в лабиринте мистико-аскетических умствований; что идеалы позднейших писателей не имеют с этим ничего общего и потому Гоголь с его гениальным смехом и его бессмертными творениями никак не следует ставить впереди нашего века. Но в этих суждениях есть ошибка.

Прежде всего, есть разница между приемом, манерой натурализма и содержанием литературы. Известная степень натурализма восходит у нас ещё к XVIII веку; Гоголь не был здесь новатором, хотя и здесь шёл уже дальше Пушкина в приближении к действительности. Но главное было в той яркой новой черте содержания, которая до него, в этой мере, не существовала в литературе. Пушкин в своих повестях был чистым эпиком; Гоголь — хотя бы полуинстинктивно — является писателем социальным. Не важно, что его теоретическое мировоззрение оставалось неясным; исторически отмеченная черта подобных гениальных дарований бывает та, что нередко они, сами не отдавая себе отчета в своем творчестве, являются глубокими выразителями стремлений своего времени и общества. Одними художественными достоинствами невозможно объяснить ни того энтузиазма, с каким принимались его произведения в молодых поколениях, ни той ненависти, с какою они встречены были в консервативной толпе общества. Чем объясняется внутренняя трагедия, в которой провел Гоголь последние годы жизни, как не противоречием его теоретического мировоззрения, его покаянного консерватизма, с тем необычайным социальным влиянием его произведений, которого он не ждал и не предполагал? Произведения Гоголя совпадали с зарождением социального интереса, которому они сильно послужили и из которого после уже не выходила литература. Великое значение Гоголя подтверждается и отрицательными фактами. В 1852 за небольшую статью в память о Гоголе Тургенев был подвергнут аресту в части; цензорам велено было строго цензуровать все, что пишется о Гоголе; было даже запрещено говорить о Гоголе.

Второе издание «Сочинений», начатое в 1851 самим Гоголем и не оконченное вследствие этих цензурных препятствий, могло выйти только в 1855—1856… Связь Гоголя с последующей литературой не подлежит сомнению. Сами защитники упомянутого мнения, ограничивающего историческое значение Гоголя, признают, что «Записки охотника» Тургенева являются как бы продолжением «Мертвых душ». Точно так же изображение отрицательных сторон помещичьего быта сводится к Гоголю. Первое произведение Достоевского примыкает к Гоголю до очевидности, и т. В дальнейшей работе новые писатели совершали уже самостоятельные вклады в содержание литературы, как и жизнь ставила и развивала новые вопросы, — но первые мысли были даны Гоголем. Делались определения Гоголя с точки зрения его украинского происхождения: последним объясняемо было до известной степени его отношение к русской жизни. Привязанность Гоголя к своей родине была очень сильна, особенно в первые годы его литературной деятельности и вплоть до завершения второй редакции «Тараса Бульбы», но сатирическое отношение к русской жизни, без сомнения, объясняется не его национальными свойствами, а всем характером его внутреннего развития. До сих пор неизвестно ни одного сочинения Гоголя, написанного по-украински. По сообщению современника, Николая Данилевского, Гоголь выступал за упрочение и использование в литературе только русского языка: «Нам… надо писать по-русски, надо стремиться к поддержке и упрочению одного, владычного языка для всех родных нам племён. Доминантой для русских, чехов, украинцев и сербов должна быть единая святыня — язык Пушкина, какою является Евангелие для всех христиан, католиков, лютеран и гернгутеров… Нам, малороссам и русским, нужна одна поэзия, спокойная и сильная, нетленная поэзия правды, добра и красоты.

Русский и малоросс — это души близнецов, пополняющие одна другую, родные и одинаково сильные. Отдавать предпочтение одной в ущерб другой, невозможно» [1]. Несомненно, однако, что в творчестве писателя сказались также и украинские черты. Такими считают особенности его юмора, который остался единственным образцом в своем роде в русской литературе. Украинское и русское начала счастливо слились в этом даровании в одно, в высшей степени замечательное явление. Факты из жизни[ ] Гоголь с детства очень любил сладкое и мучное, из-за чего уже в 20 лет страдал запорами и геморроем. Известно, что Гоголь был ужасно неряшливым человеком, редко мылся, стригся и ходил в грязной одежде. Не известно ни одной женщины, которая бы с ним встречалась. Считается, что Гоголь умер девственником. Сам же Гоголь говорил, что «любовь к женщине греховна».

Когда Гоголь был маленьким, его бабушка, Татьяна Семеновна, рассказывала ему о божественной лестнице: её спускали с неба ангелы, подавая руку душе умершего. Последними словами Гоголя были: «Лестницу! Поскорее давай лестницу! Издания[ ] Далее перечислены издания сочинений Гоголя в порядке их опубликования в течение его деятельности. Первое собрание сочинений подготовлено было им самим в 1842. Второе он начал готовить в 1851; закончено оно было уже его наследниками: здесь в первый раз появилась вторая часть «Мёртвых душ». В издании Кулиша, в шести томах, 1857, впервые появилось обширное собрание писем Гоголя два последние тома. В издании, подготовленном Чижовым 1867 , напечатаны «Выбранные места из переписки с друзьями» в полном объёме, с включением того, что в 1847 не было пропущено цензурой.

Во время учебы Гоголь тяготел к творчеству, охотно участвовал во всех театральных постановках и импровизированных сценках. Друзья считали его задорным человеком с отличным чувством юмора. Увлечение литературой Еще во время учебы будущий литературный классик увлекся писательским мастерством. Восхищаясь трудами Пушкина, он начал сочинять элегии, фельетоны, стихотворения, попробовал себя в прозе и других жанрах. Создание произведений помогало юноше отвлечься от душевных терзаний, но он не планировал становиться писателем. Молодой человек мечтал о военной карьере. Зимой 1828 года Гоголь отправляется в культурную столицу — Петербург, где его ждет разочарование.

Николай Васильевич Гоголь

Когда Гоголю исполнилось десять лет, родители привезли его в Полтаву, к одному из преподавателей местной гимназии. Николай Васильевич Гоголь родился, по разным данным, 31 марта или 1 апреля 1809 года. 1 апреля 2024 года исполнилось 215 лет со дня рождения 1 апреля исполняется 215 лет со дня рождения Николая Васильевича Гоголя. Однако в большинстве источников отмечают, что по итогу лечение помогло и в начале июля 1835 года Гоголь покинул Крым. Отец Гоголя, Василий Афанасьевич Гоголь (1777—1825), умер, когда сыну было пятнадцать лет.

Так умер или уснул. Пять мифов о Гоголе

Будущий писатель принадлежал к старинному казацкому роду. Возможно, что предком был сам гетман Остап Гоголь. Он занимался сценической деятельностью и привил сыну любовь к театру. Когда Николаю было всего 16 лет, его не стало. Она вышла замуж в юном возрасте 14 лет. Ее красивой внешностью восхищались многие современники. Николай стал ее первым ребенком, который родился живым. И поэтому его назвали в честь Святителя Николая. Детство Николай провел в деревне в Украине. Традиции и быт украинского народа сильно повлияли на будущую творческую деятельность писателя. А религиозность матери передалась сыну и тоже отобразилась во многих его работах.

Образование и работа Гоголь читает «Ревизора» Когда Гоголю было десять лет, его отправили в Полтаву для подготовки к учебе в гимназии. Учил его один местный педагог, благодаря которому, Николай в 1821 году поступает в Гимназию высших наук в Нежине. Успеваемость Гоголя оставляла желать лучшего.

Ходил он по улицам только с левой стороны, среди ночи подражал пению петуха.

Лицеисты, мастера в деле прозвищ, называли его «таинственный Карла». Николай Васильевич Гоголь. Автолитография, 1834 г. Институт русской литературы РАН Когда гимназисты в складчину на свои небольшие деньги собрали библиотеку, библиотекарем выбрали Гоголя.

Он внимательно следил за текущей литературой, участвовал в работе самодеятельного театра, но всё же мечтал о Петербурге. Юному Николаю казалось, что там для него откроется широкое поприще деятельности. Гоголь в Петербурге: «встречал одни неудачи» «Петербург мне показался вовсе не таким, как я думал … никакой дух не блестит в народе, все служащие и должностные, все толкуют о своих департаментах да коллегиях, всё подавлено, всё погрязло в бездельных ничтожных трудах», — вскоре по прибытии писал Гоголь матери. Тщеславный молодой провинциал, он одиноко зяб в туманах Петербурга, вспоминал родную Полтавщину.

Устроиться на службу ему не удалось, в актёры его не приняли. Единственной возможностью для самовыражения стало писательство. Под псевдонимом В. Алов Гоголю удалось издать свою первую книгу — наивную идиллию «Ганц Кюхельгартен», написанную ещё в Нежине.

Критики не пощадили поэму. Прочитав отзывы, Гоголь бросился по книжным лавкам, скупил весь тираж и сжёг его.

С жизнью и смертью Гоголя связано множество мифов благодаря его загадочности.

Много лет историки не могут прийти к однозначному ответу на вопросы: зачем он сжигал свои рукописи, откуда он черпал вдохновение и почему так скоропостижно ушел из жизни. Будущий гений русской классики родился в Полтавской губернии. Его настоящая фамилия Яновский.

Однако, чтобы придать себе важности и выделиться из толпы, писатель решил взять фамилию деда Афанасия Демьяновича — Гоголь-Яновский, поскольку тот был дворянином. Писатель носил такую фамилию до 1830 года. Когда вспыхнуло знаменитое Польское восстание, прозаик, видимо, побоялся, что фамилия, образованная от популярного в Польше имени, может ему навредить, поэтому решил отказаться от второй части фамилии и стал называться просто Николаем Гоголем.

Осенью 1850 года Гоголь посетил Москву, где прочитал друзьям отдельные главы второго тома знаменитых «Мертвых душ». Получив одобрение, классик продолжил работать над книгой, а после завершения второй части произведения его настиг «страх смерти», сообщило РИА «Новости». В ночь на 12 февраля 1852 года, за несколько дней до своей смерти Гоголь бросил второй том «Мертвых душ» в камин.

После уничтожения своего творения писатель вернулся в постель и неудержимо заплакал. Есть мнение, что прозаик сделал это в беспамятстве и «из-за злых духов». Однако некоторые историки убеждены: в ту ночь автор сжег не «Мертвые души», а что-то другое, поскольку позже рукопись второго тома нашли среди его книг.

Возможно, он страдал депрессией, и если бы к нему было применено правильное лечение, великий писатель прожил бы намного дольше. В возрасте 30 лет, находясь в Риме, Гоголь заболел малярией, и, судя по последствиям, а также симптомам, предложенным современными патологоанатомами, болезнь поразила мозг писателя. С регулярной периодичностью у него начали случаться припадки и обмороки, что характерно, согласно современной диагностике, для малярийного энцефалита. С каждым годом приступы и обмороки с побочными проявлениями учащались. В 1845 году Гоголь писал сестре Лизе: "Тело мое дошло до страшных охлаждеваний: ни днем, ни ночью я ничем не мог согреться. Лицо мое все пожелтело, а руки распухли и почернели и были как лед, это пугало меня самого".

Кто был в Италии, тот скажи "прости" другим землям. Кто был на небе, тот не захочет на землю. Словом, Европа в сравнении с Италией всё равно, что день пасмурный в сравнении с днём солнечным! Гоголь с русскими художниками в Риме. Ходило много слухов, впрочем, не лишенных оснований, и о его "религиозном помешательстве", хотя в общепринятом понимании он не был глубоко верующим человеком. И не был аскетом.

Болезнь, а с ней и общее "головное расстройство", подтолкнули писателя к "непрограммируемым" религиозным размышлениям. А новое окружение, в котором он оказался, усиливало и поддерживало их речь идет о том, что Гоголь попал под влияние секты "Мучеников Ада". Правда, было одно семейное обстоятельство — под влиянием матери у Гоголя с детства укоренился в сознании страх перед адом и страшным судом, перед "загробной жизнью" достаточно вспомнить мистику его повести "Вий". Историографы и биографы Гоголя подтверждают, что его мать — Мария Ивановна из-за своей тяжелой судьбы была набожной женщиной, склонной к мистике. Она была родом из обедневших поместных дворян и рано осталась сиротой, вследствие чего вышла замуж скорее всего, была выдана в 14 лет за 27-летнего Василия Афанасьевича Гоголя-Яновского. Из шести их сыновей выжил один Николай.

Неизвестные факты об известных писателях. Гоголь

Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта (1 апреля) 1809 года в Сорочинцах близ реки Псёл Полтавской губернии. Первые литературные попытки Гоголь делал, когда ему было всего 5 лет. Николай Васильевич Гоголь родился (20 марта) 1 апреля 1809 года в местечке Великие Сорочинцы Миргоро. Будущий писатель, величие которого не подвластно времени, появился на свет 1 апреля 1809 года на Полтавщине, в семье помещика Василия Афанасьевича Гоголь-Яновского.

Фактчек: 12 самых популярных легенд о Гоголе

Затем увлёкся игрой в театре, но актёрская карьера не задалась. Тогда молодой человек устроился на службу в Министерство уделов, однако работа чиновника казалась ему монотонной и давалась плохо. Писательство стало для Гоголя единственной возможностью самовыражения.

В этот период выходят в свет «Вечера на хуторе близ Диканьки» 1831-1832. Они вызвали почти всеобщее восхищение.

В июне 1832 года Гоголь приезжает в Москву знаменитым писателем. Одновременно с педагогической работой и трудами по истории он пишет повести, составившие сборники «Миргород» и «Арабески». Осенью 1835 года он принимается за написание «Ревизора», позже — «Мертвых душ». Сюжет обоих произведений был подсказан Гоголю Пушкиным.

В июне 1836 года Гоголь уезжает в Германию, а конец лета и осень проводит в Швейцарии. Известие о гибели Пушкина застает его в Париже. Гоголь ошеломлен и ощущает работу над «Мертвыми душами» как «священное завещание» поэта. Вскоре «Похождения Чичикова, или Мертвые души» 1842 вышли в свет.

Аксаков, М. Щепкин, И. Киреевский, С. Шевырев, М. В 1835 году он снова посетил Москву, годе состоялась его первая встреча с В. Последовавшие за первой прозаической книгой Гоголя циклы "Миргород" и "Арабески" расширили диапазон его творчества. В 1834-35 годах Гоголь был адъюнкт-профессором в Санкт-Петербургском университете; хлопотал также безуспешно о получении кафедры истории в Киевском университете. Занятия историей шли параллельно с развитием художественно-исторических замыслов, из которых наиболее значительны незаконченная драма "Альфред" 1835 на сюжет западно-европейского Средневековья, а также повесть "Тарас Бульба" из украинской истории. Историзм Гоголя подвел его к "Ревизору" - комедии с исключительно глубоким, поистине философским содержанием поставлена впервые в19. Мицкевичем; здесь же он получил потрясшее его известие о смерти А.

В марте 1837 Гоголь впервые посетил Рим, где познакомился с работающими там русским художниками. В Риме была написана большая часть "Мертвых душ", работа над которыми была начата еще в 1835. В 1839-40 Гоголь приезжал в Россию, читал друзьям главы "Мертвых душ"; в конце 1841- первой половине 1842 Гоголь вновь на родине, занятый печатанием первого тома вышел в мае 1842 ; в1842- в начале 1843 опубликованы "Сочинения" Гоголя в 4-х томах. С июня 1842 Гоголь жил за границей во Франции, Германии, Италии , продолжая работу над 2- томом поэмы. В 1-ой половине 1845 самочувствие Гоголя резко ухудшилось; его силы были подорваны напряженным и, как ему казалось неэффективным трудом.

Он пробыл конец весны и лето в деревне у матери, а 1 сентября переехал в Москву; лето 1849 года проводил у Смирновой в деревне и в Калуге, где муж Смирновой был губернатором; лето 1850 года прожил опять в своей семье; потом жил некоторое время в Одессе, был ещё раз дома, а с осени 1851 года поселился опять в Москве, где жил в доме А. Он продолжал работать над вторым томом «Мертвых душ» и читал отрывки из него у Аксаковых, но в нём продолжалась та же мучительная борьба между художником и христианином, которая шла в нём с начала сороковых годов. По своему обыкновению, он много раз переделывал написанное, вероятно, поддаваясь то одному, то другому настроению.

Между тем его здоровье все более слабело; в январе 1852 года его поразила смерть жены Хомякова, которая была сестрой его друга Языкова; им овладел страх смерти; он бросил литературные занятия, стал говеть на масленице; однажды, когда он проводил ночь в молитве, ему послышались голоса, говорившие, что он скоро умрёт. Тем временем в личной жизни Гоголя происходили события, различным образом влиявшие на внутренний склад его мыслей и фантазий и на его внешние дела. В 1832 он в первый раз был на родине после окончания курса в Нежине. Путь лежал через Москву, где он познакомился с людьми, которые стали потом его более или менее близкими друзьями: с Погодиным, Максимовичем, Щепкиным, С. Пребывание дома сначала окружало его впечатлениями родной любимой обстановки, воспоминаниями прошлого, но затем и тяжёлыми разочарованиями. Домашние дела были расстроены; сам Гоголь уже не был восторженным юношей, каким оставил родину: жизненный опыт научил его вглядываться глубже в действительность и за её внешней оболочкой видеть её часто печальную, даже трагическую основу. Уже вскоре его «Вечера» стали казаться ему поверхностным юношеским опытом, плодом той «молодости, во время которой не приходят на ум никакие вопросы». Украинская жизнь и в это время доставляла материал для его фантазии, но настроение было уже иное: в повестях «Миргорода» постоянно звучит эта грустная нота, доходящая до высокого пафоса.

Вернувшись в Петербург, Гоголь усиленно работал над своими произведениями: это была вообще самая деятельная пора его творческой деятельности; он продолжал, вместе с тем, строить планы жизни. С конца 1833 он увлёкся мыслью столь же несбыточной, как были его прежние планы относительно службы: ему казалось, что он может выступить на учёное поприще. В то время готовилось открытие Киевского университета, и он мечтал занять там кафедру истории, которую преподавал девицам в Патриотическом институте. В Киев приглашали Максимовича; Гоголь думал основаться вместе с ним в Киеве, желал зазвать туда и Погодина; в Киеве ему представлялись, наконец, русские Афины, где сам он думал написать нечто небывалое по всеобщей истории, а вместе с тем изучать украинскую старину. К его огорчению, оказалось, что кафедра истории была отдана другому лицу; но зато вскоре ему предложена была такая же кафедра в Петербургском университете, конечно, благодаря влиянию его высоких литературных друзей. Он действительно занял эту кафедру; раз или два ему удалось прочесть эффектную лекцию, но затем задача оказалась ему не по силам, и он сам отказался от профессуры в 1835 году. Это была, конечно, большая самонадеянность; но вина его была не так велика, если вспомнить, что планы Гоголя не казались странными ни его друзьям, в числе которых были Погодин и Максимович, сами профессора, ни министерству просвещения, которое сочло возможным дать профессуру молодому человеку, кончившему с грехом пополам курс гимназии; так невысок был ещё весь уровень тогдашней университетской науки. В 1832 году его работы несколько приостановились за всякими домашними и личными хлопотами; но уже в 1833 он снова усиленно работает, и результатом этих годов были два упомянутые сборника.

Сначала вышли «Арабески» две части, СПб. Потом в том же году вышел «Миргород. Повести, служащие продолжением Вечеров на хуторе близ Диканьки» две части, СПб. Здесь помещён был целый ряд произведений, в которых раскрывались новые поразительные черты таланта Гоголя. Будучи профессиональным историком, Гоголь использовал фактические материалы для построения сюжета и разработки характерных персонажей романа. События, легшие в основу романа — крестьянско-казацкие восстания 1637-38 гг. По всей видимости, писатель использовал дневники польского очевидца этих событий — войскового капеллана Симона Окольского. К началу тридцатых годов относятся замыслы и некоторых других произведений Гоголя, таких как знаменитая «Шинель», «Коляска», может быть, «Портрет» в его переделанной редакции; эти произведения явились в «Современнике» Пушкина 1836 и Плетнева 1842 и в первом собрании сочинений 1842 ; к более позднему пребыванию в Италии относится «Рим» в «Москвитянине» Погодина 1842.

К 1834 относят и первый замысел «Ревизора». Сохранившиеся рукописи Гоголя указывают, что он работал над своими произведениями чрезвычайно тщательно: по тому, что уцелело из этих рукописей, видно, как произведение в его известной нам, законченной форме вырастало постепенно из первоначального очерка, все более осложняясь подробностями и достигая наконец той удивительной художественной полноты и жизненности, с какими мы знаем их по завершении процесса, тянувшегося иногда целые годы. Известно, что основной сюжет «Ревизора», как и сюжет «Мёртвых Душ», был сообщён Гоголю Пушкиным; но понятно, что в том и другом случае все создание, начиная от плана и до последних частностей, было плодом собственного творчества Гоголя: анекдот, который мог быть рассказан в нескольких строках, превращался в богатое художественное произведение. Старая страсть к театру овладела Гоголем в чрезвычайной степени: комедия не выходила у него из головы; его томительно увлекала мысль стать лицом к лицу с обществом; он с величайшей заботливостью старался, чтобы пьеса была исполнена согласно с его собственной идеей о характерах и действии; постановка встречала разнообразные препятствия, в том числе цензурные, и наконец могла осуществиться только по воле императора Николая. Но, с другой стороны, комедия встречена была с величайшим энтузиазмом теми лучшими элементами общества, которые сознавали существование этих недостатков и необходимость обличения, и в особенности молодым литературным поколением, увидевшим здесь ещё раз, как в прежних произведениях любимого писателя, целое откровение, новый, возникающий период русского художества и русской общественности. Это последнее впечатление было, вероятно, не вполне понятно Гоголю: он не задавался ещё столь широкими общественными стремлениями или надеждами, как его молодые почитатели; он стоял вполне на точке зрения своих друзей Пушкинского круга, хотел только больше честности и правды в данном порядке вещей, и потому-то его особенно поразили те вопли осуждения, которые поднялись против него. Впоследствии, в «Театральном разъезде после представления новой комедии», он, с одной стороны, передал то впечатление, какое произвёл «Ревизор» в различных слоях общества, а с другой — высказал свои собственные мысли о великом значении театра и художественной правды. Первые драматические планы явились Гоголю ещё раньше «Ревизора».

В 1833 году он поглощён был комедией «Владимир 3-й степени»; она не была им докончена, но материал её послужил для нескольких драматических эпизодов, как «Утро делового человека», «Тяжба», «Лакейская» и «Отрывок». Первая из этих пьес явилась в «Современнике» Пушкина 1836 , остальные — в первом собрании его сочинений 1842. В том же собрании явились в первый раз «Женитьба», первые наброски которой относятся к тому же 1833, и «Игроки», задуманные в половине 1830-х годов. Утомлённый усиленными работами последних лет и нравственными тревогами, каких стоил ему «Ревизор», Гоголь решился отдохнуть вдали от этой толпы общества, под другим небом. Смерть Николая Васильевича Гоголя Однажды ночью среди религиозных размышлений им овладел религиозный страх и сомнение, что он не так исполнил долг, наложенный на него Богом; он разбудил слугу, велел открыть трубу камина и, отобрав из портфеля бумаги, сжёг их. Наутро, когда его сознание прояснилось, он с раскаянием рассказал об этом гр. Толстому и считал, что это сделано было под влиянием злого духа; с тех пор он впал в мрачное уныние, перестал принимать пищу и умер через несколько дней [прим. Он похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище, и на его памятнике помещены слова пророка Иеремии: «Горьким моим словом посмеюся».

По одной из версий Гоголь заснул летаргическим сном, так как после исследований останков его тела, было видно, что его тело передвинулось с места. Версию о летаргическом сне опровергают воспоминания скульптора Николая Рамазанова, делавшего посмертную маску Гоголя. По другой версии смерть Гоголя была ни чем иным, как завуалированным самоубийством, интерпретируемым церковью как подвиг спиритуализма — торжество духа над плотью. Николай Васильевич Гоголь Примечание к биографии: [прим. VuDu] — О некоторых псевдонимах автора: 1 псевдоним «пасичник Рудый Панько», включает в себя и псевдоним «Рудый Панько».

Когда и во сколько лет умер Николай Гоголь?

в 19 лет: Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта (1 апреля) 1809 года в Сорочинцах близ реки Псёл, на границе Полтавского и Миргородского уездов (Полтавская губерния). Жизненный и творческий путь Гоголя и его трагическая судьба до сих пор представляют собой загадку, которую разгадывает не одно поколение й Васильевич Гоголь родился (20 марта) 1 апреля 1809 года в местечке Великие Сорочинцы П. Писатель Николай Васильевич Гоголь родился 1 апреля 1809 года. 1 апреля исполняется 215 лет со дня рождения Николая Васильевича Гоголя. Жизненный и творческий путь Гоголя и его трагическая судьба до сих пор представляют собой загадку, которую разгадывает не одно поколение й Васильевич Гоголь родился (20 марта) 1 апреля 1809 года в местечке Великие Сорочинцы П.

Когда и во сколько лет умер Николай Гоголь?

Он действительно занял эту кафедру; раз или два ему удалось прочесть эффектную лекцию, но затем задача оказалась ему не по силам, и он сам отказался от профессуры в 1835 году. Это была, конечно, большая самонадеянность; но вина его была не так велика, если вспомнить, что планы Гоголя не казались странными ни его друзьям, в числе которых были Погодин и Максимович, сами профессора, ни министерству просвещения, которое сочло возможным дать профессуру молодому человеку, кончившему с грехом пополам курс гимназии; так невысок был ещё весь уровень тогдашней университетской науки. В 1832 году его работы несколько приостановились за всякими домашними и личными хлопотами; но уже в 1833 он снова усиленно работает, и результатом этих годов были два упомянутые сборника. Сначала вышли «Арабески» две части, СПб.

Потом в том же году вышел «Миргород. Повести, служащие продолжением Вечеров на хуторе близ Диканьки» две части, СПб. Здесь помещен был целый ряд произведений, в которых раскрывались новые поразительные черты таланта Гоголь В первой части «Миргорода» появились «Старосветские помещики» и «Тарас Бульба»; во второй — «Вий» и «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

Будучи профессиональным историком, Гоголь использовал фактические материалы для построения сюжета и разработки характерных персонажей романа. События, легшие в основу романа — крестьянско-казацкие восстания 1637-38 гг. По всей видимости, писатель использовал дневники польского очевидца этих событий — войскового капеллана Симона Окольского.

К началу тридцатых годов относятся замыслы и некоторых других произведений Гоголя, таких как знаменитая «Шинель», «Коляска», может быть, «Портрет» в его переделанной редакции; эти произведения явились в «Современнике» Пушкина 1836 и Плетнева 1842 и в первом собрании сочинений 1842 ; к более позднему пребыванию в Италии относится «Рим» в «Москвитянине» Погодина 1842. К 1834 относят и первый замысел «Ревизора». Сохранившиеся рукописи Гоголя указывают, что он работал над своими произведениями чрезвычайно тщательно: по тому, что уцелело из этих рукописей, видно, как произведение в его известной нам, законченной форме вырастало постепенно из первоначального очерка, все более осложняясь подробностями и достигая наконец той удивительной художественной полноты и жизненности, с какими мы знаем их по завершении процесса, тянувшегося иногда целые годы.

Известно, что основной сюжет «Ревизора», как и сюжет «Мёртвых Душ», был сообщен Гоголю Пушкиным; но понятно, что в том и другом случае все создание, начиная от плана и до последних частностей, было плодом собственного творчества Гоголя: анекдот, который мог быть рассказан в нескольких строках, превращался в богатое художественное произведение. Старая страсть к театру овладела Гоголем в чрезвычайной степени: комедия не выходила у него из головы; его томительно увлекала мысль стать лицом к лицу с обществом; он с величайшей заботливостью старался, чтобы пьеса была исполнена согласно с его собственной идеей о характерах и действии; постановка встречала разнообразные препятствия, в том числе цензурные, и наконец могла осуществиться только по воле императора Николая. Но, с другой стороны, комедия встречена была с величайшим энтузиазмом теми лучшими элементами общества, которые сознавали существование этих недостатков и необходимость обличения, и в особенности молодым литературным поколением, увидевшим здесь ещё раз, как в прежних произведениях любимого писателя, целое откровение, новый, возникающий период русского художества и русской общественности.

Это последнее впечатление было, вероятно, не вполне понятно Гоголю: он не задавался ещё столь широкими общественными стремлениями или надеждами, как его молодые почитатели; он стоял вполне на точке зрения своих друзей Пушкинского круга, хотел только больше честности и правды в данном порядке вещей, и потому-то его особенно поразили те вопли осуждения, которые поднялись против него. Впоследствии, в «Театральном разъезде после представления новой комедии», он, с одной стороны, передал то впечатление, какое произвел «Ревизор» в различных слоях общества, а с другой — высказал свои собственные мысли о великом значении театра и художественной правды. Первые драматические планы явились у Гоголь ещё раньше «Ревизора».

В 1833 году он поглощен был комедией «Владимир 3-й степени»; она не была им докончена, но материал её послужил для нескольких драматических эпизодов, как «Утро делового человека», «Тяжба», «Лакейская» и «Отрывок». Первая из этих пьес явилась в «Современнике» Пушкина 1836 , остальные — в первом собрании его сочинений 1842. В том же собрании явились в первый раз «Женитьба», первые наброски которой относятся к тому же 1833, и «Игроки», задуманные в половине 1830-х годов.

Утомленный усиленными работами последних лет и нравственными тревогами, каких стоил ему «Ревизор», Гоголь решился отдохнуть вдали от этой толпы общества, под другим небом. Портрет Гоголя в Риме 1840 г. За границей[ ] В июне 1836 Николай Васильевич уехал за границу, где пробыл потом, с перерывами приездов в Россию, в течение многих лет.

Пребывание в «прекрасном далеке» на первый раз укрепило и успокоило его, дало ему возможность завершить его величайшее произведение, «Мёртвые души» — но стало зародышем и глубоко фатальных явлений. Разобщение с жизнью, усиленное удаление в самого себя, экзальтация религиозного чувства повели к пиетистическому преувеличению, которое закончилось его последней книгой, составившей как бы отрицание его собственного художественного дела… Выехав за границу, он жил в Германии, Швейцарии, зиму провел с А. Данилевским в Париже, где встретился и особенно сблизился со Смирновой и где его застало известие о смерти Пушкина, страшно его поразившее.

В марте 1837 он был в Риме, который чрезвычайно ему полюбился и стал для него как бы второй родиной. Европейская политическая и общественная жизнь всегда оставалась чужда и совсем незнакома Гоголю; его привлекала природа и произведения искусства, а Рим в то время представлял именно эти интересы. Гоголь изучал памятники древности, картинные галереи, посещал мастерские художников, любовался народной жизнью и любил показывать Рим, «угощать» им приезжих русских знакомых и приятелей.

Но в Риме он и усиленно работал: главным предметом этой работы были «Мёртвые души», задуманные ещё в Петербурге в 1835; здесь же, в Риме закончил он «Шинель», писал повесть «Анунциата», переделанную потом в «Рим», писал трагедию из быта запорожцев, которую, впрочем, после нескольких переделок уничтожил. Осенью 1839 он вместе с Погодиным отправился в Россию, в Москву, где его с восторгом встретили Аксаковы. Потом он поехал в Петербург, где ему надо было взять сестер из института; затем опять вернулся в Москву; в Петербурге и в Москве он читал ближайшим друзьям законченные главы «Мёртвых душ».

Устроив свои дела, Гоголь опять отправился за границу, в любимый Рим; друзьям он обещал вернуться через год и привести готовый первый том «Мёртвых душ». К лету 1841 года этот первый том был готов. В сентябре этого года Гоголь отправился в Россию печатать свою книгу.

Ему снова пришлось пережить тяжелые тревоги, какие испытал он некогда при постановке на сцену «Ревизора». Книга была представлена сначала в московскую цензуру, которая собиралась совсем запретить её; затем книга отдана в цензуру петербургскую и благодаря участию влиятельных друзей Гоголя была, с некоторыми исключениями, дозволена. Гоголь», М.

В июне Гоголь опять уехал за границу. Это последнее пребывание за границей было окончательным переломом в душевном состоянии Гоголь Он жил то в Риме, то в Германии, во Франкфурте, Дюссельдорфе, то в Ницце, то в Париже, то в Остенде, часто в кружке его ближайших друзей, Жуковского, Смирновой, Виельгорских, Толстых, и в нём все сильнее развивалось то пиетистическое направление, о котором упомянуто выше. Высокое представление о своём таланте и лежащей на нём обязанности повело его к убеждению, что он творит нечто провиденциальное: для того, чтобы обличать людские пороки и широко смотреть на жизнь, надо стремиться к внутреннему совершенствованию, которое дается только богомыслием.

Несколько раз пришлось ему перенести тяжелые болезни, которые ещё увеличивали его религиозное настроение; в своем кругу он находил удобную почву для развития религиозной экзальтации — он принимал пророческий тон, самоуверенно делал наставления своим друзьям и в конце концов приходил к убеждению, что сделанное им до сих пор было недостойно той высокой цели, к которой он считал себя призванным. Если прежде он говорил, что первый том его поэмы есть не больше, как крыльцо к тому дворцу, который в нём строится, то в это время он готов был отвергать все им написанное, как греховное и недостойное его высокого посланничества. Однажды, в минуту тяжелого раздумья об исполнении своего долга, он сжёг второй том «Мертвых душ», принёс его в жертву Богу, и его уму представилось новое содержание книги, просветлённое и очищенное; ему казалось, что он понял, как надо писать, чтобы «устремить все общество к прекрасному».

Началась новая работа, а тем временем его заняла другая мысль: ему скорее хотелось сказать обществу то, что он считал для него полезным, и он решил собрать в одну книгу все писанное им в последние годы к друзьям в духе своего нового настроения и поручил издать эту книгу Плетневу. Это были «Выбранные места из переписки с друзьями» СПб, 1847. Книга произвела тяжёлое впечатление даже на личных друзей Гоголь своим тоном пророчества и учительства, проповедью смирения, из-за которой виднелось, однако, крайнее самомнение; осуждениями прежних трудов, в которых русская литература видела одно из своих лучших украшений; полным одобрением тех общественных порядков, несостоятельность которых была ясна просвещенным людям без различия партий.

Но впечатление книги на литературных поклонников Гоголя было удручающее. Высшая степень негодования, возбужденного «Выбранными местами», выразилась в известном неизданном в России письме Белинского, на которое Гоголь не умел ответить. По-видимому, он до конца не отдал себе отчета в этом значении своей книги.

Нападения на неё он объяснял отчасти и своей ошибкой, преувеличением учительского тона, и тем, что цензура не пропустила в книге нескольких важных писем; но нападения прежних литературных приверженцев он мог объяснить только расчетами партий и самолюбий. Общественный смысл этой полемики от него ускользал; сам он, давно оставив Россию, сохранял те неопределенные общественные понятия, какие приобрел в старом Пушкинском кружке, был чужд возникшему с тех пор литературно-общественному брожению и видел в нём только эфемерные споры литераторов. В подобном смысле были им тогда написаны «Предисловие ко второму изданию Мёртвых Душ»; «Развязка Ревизора», где свободному художественному созданию он хотел придать натянутый характер какой-то нравоучительной аллегории, и «Предуведомление», где объявлялось, что четвёртое и пятое издание «Ревизора» будут продаваться в пользу бедных… Неудача книги произвела на Гоголя подавляющее действие.

Он должен был сознаться, что ошибка была сделана; даже друзья, как С.

Основной сюжет «Ревизора», как и позднее «Мёртвых душ», был подсказан Гоголю Пушкиным. Однако всё создание, начиная от плана и до последних мелочей, было плодом собственного творчества Гоголя. Это была скрупулёзная работа по определению плана и деталей исполнения, существует целый ряд набросков. Поэтому первая печатная форма комедии появилась только в 1836 году.

Первыми слушателями комедии были Пушкин, Вяземский, Тургенев, которые посоветовали писателю обязательно поставить пьесу в театре. Однако цензура долго не пропускала пьесу к постановке. Только после обращения Жуковского к императору было дано разрешение. Если для консервативно-бюрократической части общества пьеса казалась демаршем, то для ищущих и свободомыслящих поклонников Гоголя это был определённый манифест. Через несколько недель пьесу сыграли и в Москве.

Её поставил друг писателя актёр Михаил Щепкин. В это же время выходят первые номера пушкинского «Современника». Здесь появляется рассказ Гоголя «Нос» о чиновнике, который потеряв нос, потерял шанс на повышение. В этом журнале был напечатан и его рассказ «Коляска». Адреса в Санкт-Петербурге Ниже представлены адреса в Санкт-Петербурге, по которым в разные периоды жил Николай Гоголь: Конец 1828 года — доходный дом Трута — набережная Екатерининского канала, 72; Начало 1829 года — доходный дом Галибина — Гороховая улица, 48; Апрель — июль 1829 года — дом И.

Иохима — Большая Мещанская улица , 39; Конец 1829 — май 1831 года — доходный дом Зверкова — набережная Екатерининского канала, 69; Август 1831 — май 1832 года — доходный дом Брунста — Офицерская улица до 1918, сейчас — улица Декабристов , 4; Лето 1833 — 6 июня 1836 года — дворовый флигель дома Лепена — Малая Морская улица, 17, кв. Памятник истории Федерального значения; 30 октября — 2 ноября 1839 года — квартира П. Плетнёва в доме Строганова — Невский проспект, 38; Май-июль 1842 года — квартира П. Плетнёва в ректорском флигеле Санкт-Петербургского Императорского университета — Университетская набережная, 9. За границей Портрет Гоголя Фёдора Моллера начало 1840-х годов В июне 1836 года Гоголь выезжает за границу, где он с перерывами пробыл почти 10 лет.

За границей он жил в Германии, Швейцарии, в Париже провёл время с А. Там же встретился и сблизился с А. Всё это время он продолжает работу над «Мёртвыми душами». В феврале 1837 года погиб Пушкин, писатель очень переживал смерть поэта. Он собирался вернуться в Петербург, который со смертью Пушкина совсем опустел для него, но вместо этого писатель отправился в Италию.

В марте 1837 года он был в Риме. Город ему очень полюбился своей древней историей, памятниками архитектуры, картинными галереями. Он любил показывать Рим приехавшим к нему друзьям. Здесь же в Риме он закончил «Шинель», написал «Ацунциату», позже переделанную в «Рим». В 1841 году он закончил первый том «Мёртвых душ» и вернулся в Москву, чтобы опубликовать произведение.

Опыт работы с этой книгой, противоречивая реакция современников на неё, как и в случае с "Ревизором, убедили писателя в его огромном влиянии и власти над умами современников. Эта мысль стала постепенно складываться в своё пророческое предназначение и использование этого пророческого дара на благо общества. После долгих бюрократических проволочек цензура допустила к печати первый том «Мёртвых душ» весной 1842 года. Всего Гоголь задумывал написать три тома романа, герой его романа Чичиков во время путешествий должен был нравственно измениться, подобно герою «Божественной комедии» Данте. Это последнее пребывание за границей стало переломным моментом в его душевном состоянии, в нём сильнее развивается религиозно-мистическое направление.

В это время он работает над вторым томом «Мёртвых душ». В 1845 году во время сильнейшего душевного кризиса он сжёг второй том романа, а также все свои рукописи. Практически перестал писать друзьям, а в 1848 году отправился в Иерусалим, чтобы поклониться Гробу Господнему, однако это не принесло ему того, что он ожидал.

Его мать вспоминала: «Я детям не могла писать о нашем несчастии и просила письменно директора в Нежине приготовить к такому удару моего сына; он в таком был горе, что хотел броситься в окно с верхнего этажа». После смерти отца начались проблемы с деньгами: мать не умела управлять хозяйством. Тогда Гоголь сначала предложил продать лес, который по завещанию принадлежал ему, а потом и вовсе отказался от наследства в пользу сестер. В 1827 году Гоголь сочинил поэму «Ганц Кюхельгартен» о юноше, который отверг любовь ради мечты о Греции. Спустя год писатель окончил Нежинскую гимназию и решил отправиться в Петербург. Он писал дяде Петру Косяровскому: «Признаюсь, меня не берет охота ворочаться когда-либо домой, особливо бывши несколько раз свидетель, как необыкновенная мать наша бьется, мучится, иногда даже об какой-нибудь копейке. Он вспоминал: «Петербург мне показался вовсе не таким, как я думал, я его воображал гораздо красивее, великолепнее. Я принужден отказаться от лучшего своего удовольствия — видеть театр». Писатель не мог найти работу: выпускника Нежинской гимназии либо не хотели принимать, либо предлагали слишком маленькое жалованье. В 1829 году Гоголь написал стихотворение «Италия» и без подписи отправил в журнал «Сын Отечества». Произведение опубликовали, и это придало уверенности литератору. Он решил напечатать и гимназическую поэму «Ганц Кюхельгартен» под псевдонимом В. Однако в этот раз книга не расходилась: сочинение раскритиковали за наивность и отсутствие композиции. Тогда Николай Гоголь выкупил весь тираж у книгопродавцев и сжег. После неудачи он пробовал стать актером и был на прослушивании у директора Императорских театров Сергея Гагарина. Но писателя не взяли. Гоголь вспоминал: «Мысли тучами налегают одна на другую, не давая одна другой места. Ядовитее и жесточе его для меня ничего не было в мире». Летом 1829 года он уехал в путешествие по Германии. Осенью 1829 года Николай Гоголь вернулся в Петербург. Денег не хватало, и он устроился помощником столоначальника в департамента уделов. Писатель был коллежским асессором — самый младший чин в Табели о рангах. Гоголь писал матери: «После бесконечных исканий, мне удалось, наконец, сыскать место, очень, однако ж, незавидное. Но что ж делать? За помощью Гоголь обратился к матери: «Сделайте милость, описуйте для меня также нравы, обычаи, поверья… какие платья были в их время у сотников, их жен, у тысячников, у них самих, какие материи были известны в их время, и все с подробнейшею подробностью». В 1830 году в журнале «Отечественные записки» писатель опубликовал повесть «Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купалы». Текст сильно отличался от оригинала: издатель Павел Свиньин отредактировал произведение на свой вкус. Постепенно Гоголь все больше писал для журналов. В 1831 году в «Литературной газете» вышли материалы «Несколько мыслей о преподавании детям географии» и «Женщина», а в альманахе «Северные цветы» появились главы исторического романа «Гетьман». Владельцем обоих изданий был Антон Дельвиг. Поэт ввел молодого автора в литературный круг и познакомил с Василием Жуковским и Петром Плетневым. Писатели помогли найти Николаю Гоголю новую работу: он стал учителем в женском Патриотическом институте, а в выходные давал частные уроки детям знатных дворян. Параллельно литератор работал над серией повестей об Украине. Действие книги происходило на родине автора, в Миргородском районе Полтавской губернии. Героями были жители украинской деревни, а в сюжете повседневная жизнь смешивалась с мистическими мотивами, которые были в ходу у селян. Сборник сразу же стал популярным и получил хорошие отзывы читателей: автора хвалили поэты Александр Пушкин, Евгений Баратынский , Иван Киреевский и многие другие. Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия, какая чувствительность! Мне сказывали, что… наборщики помирали со смеху, набирая его книгу. Уже в 1832 году Гоголь выпустил второй том «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Туда вошли еще четыре повести: «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть», «Иван Федорович Шпонька и его тетушка» и «Заколдованное место». Новая книга повторила успех. Гоголя приглашали на все литературные вечера, он часто виделся с Александром Пушкиным. Летом 1832 года писатель решил проведать родных и по пути впервые побывал в Москве , где познакомился с публицистами Сергеем Аксаковым и Михаилом Погодиным, актером Михаилом Щепкиным. Из дома Гоголь писал: «Приехал в имение совершенно расстроенное. Долгов множество невыплаченных. Пристают со всех сторон, а уплатить теперь совершенная невозможность». В 1834 году писателю предложили место адъюнкт-профессора на кафедре всеобщей истории в Санкт-Петербургском университете. Николай Гоголь согласился. Днем он читал лекции о Средневековье и периоде Великого переселения народов, вечером — изучал историю крестьянско-казацких восстаний в Украине.

Свои первые произведения юный Гоголь публиковал вместе с товарищами в рукописном журнале. И хотя в 1829 году его романтическая поэма «Ганц Кюхельгартен» не получила признания у критиков, тем не менее, Николай Гоголь уже тогда определился со своим литературным будущим. В целом же за свою жизнь Николай Васильевич создал около 30 произведений, которые оказали влияние не только на отечественную, но и мировую литературу. Однажды, в своем письме Виссариону Белинскому в ответ на критическую статью о книге «Выбранные места из переписки с друзьями», Николай Гоголь написал: «…Вы отделяете Церковь от Христа и христианства, ту самую Церковь, тех самых пастырей, которые мученической своей смертью запечатлели истину всякого слова Христова, которые тысячами гибли под ножами и мечами убийц, молясь о них, и наконец утомили самих палачей, так что победители упали к ногам побежденных, и весь мир исповедал это слово. И этих самых пастырей, этих мучеников-епископов, вынесших на плечах святыню Церкви, вы хотите отделить от Христа, называя их несправедливыми истолкователями Христа. Кто же, по-вашему, ближе и лучше может истолковать теперь Христа?

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий