Новости переносное жилище некоторых народов севера

Как рассказала «Красному Северу» представительница общины коренных малочисленных народов Севера «Илебц» из Сеяхи Ямальского района Мария Окотэтто, на один нюк требуется не менее 50 оленьих шкур, в зависимости от их размера. Традиционным жилищем какого из перечисленных народов является яранга, шесты которой покрыты моржовыми, оленьими или китовыми шкурами. Жилища народов севера. Условия сурового северного климата повлияли на особенности национальных сооружений народов, которые проживали в этих условиях.

Как устроен чум у ненцев

Яранга, юрта и чум — вот традиционное представление о жилище сибирских народов. • У нек-рых народов северовосточной Сибири: переносное жилище с конической крышей. у некоторых народов северо-восточной Сибири: переносное жилище с конической крышей. имеющей в основании круг- стенки и конической крыши из шестов, покрытых оленьими шкурами (яранга). традиционное переносное жилище купольной формы высотой от 3,5 до 4,7 метра и диаметром от 5,5 до 8,5 метров. Жилище кочевых народов России! имеющей в основании круг- стенки и конической крыши из шестов, покрытых оленьими шкурами (яранга).

Яранги и дома коренных народов Камчатки

Павел Кузьмичев «Чум — это чистая природа, — говорит Марьям. Олени тоже наши, шкуры копим постепенно. Но если переводить в деньги, то себестоимость такого чума примерно 1,2 млн рублей 15 тыс. Сейчас женятся лет в двадцать пять, родители им помогают с чумами», — говорит Анна из другого поселка. Кроме того, на Ямале существует чумовой материнский капитал — после рождения третьего ребенка можно получить комплект для сборки чума. В него входят печка, шесты, доски для пола, шкуры, брезент и нарты. Павел Кузьмичев Коренные народы Севера соблюдают и особые ритуалы, связанные с жилищем. Жизнь на чемоданах «Мы кочевники, и на каких-то пастбищах мы стоим неделю, на других — месяц-два, на третьих — день. Вот зимой мы стоим по четыре месяца, с января по апрель», — говорит Николай из Приуральского района. Павел Кузьмичев Перекочевку называют «кастлание».

Все маршруты не меняются веками: бригады ходят по следам своих предков, которые остаются в тундре. И оленеводы могут заранее рассчитать, когда они будут вблизи поселков, чтобы пополнить запасы продуктов и других необходимых вещей.

Так как дымового отверстия нет, то дым от очага выходит через дверь. Иоронга — тёплая часть яранги, полог, у стенки напротив двери. Представляет собой лёгкий прямоугольный ящик из строганых драночек, обтянутый выделанными оленьими шкурами, пол которого покрыт лахтажьей кожей. На потолок накладывают сухой травы. Передняя стенка представляет собою свободно спускающуюся завесу — чоугрын, приподнимая которую, вползают в иоронгу.

Число иоронг обычно 3—4 зависит от количества брачных пар или родителей и детей.

Кроме того, многие северяне отказались от оленеводства и осели в северных поселках с традиционными деревянными домами, и чумы стали использовать гораздо меньше. Сегодня технологии изготовления чумов изменились, оленьи шкуры заменяют брезентом, что связано как со сложностью изготовления нюков, так и с дороговизной оленьего меха. Шкура для нюков должна быть "зимняя", то есть снятая с оленя в зимнюю пору, когда шерсть густая и длинная. Стоит такая шкура дорого, объясняет директор Таймырского дома народного творчества Любовь Попова. И слишком сложная это работа, не всякая мастерица возьмется.

Образ жизни обитателей тайги связан со сменой охотничьих и рыболовных сезонов. Охотятся на снежных баранов, диких северных оленей, медведей, лосей, птицу, кабанов. Важный источник пропитания а для некоторых народов — например, ительменов, хантов — основной — рыболовство. Рыбу сушат, вялят, варят, квасят в ямах, делают юколу и строганину. Коренные жители тайги — ханты, манси, ительмены, селькупы и другие народы — не только охотятся и рыбачат, но также собирают коренья и травы, ягоды, грибы, птичьи яйца, кедровые орехи, дикий лук. Охота считается мужским занятием, однако у селькупов, эвенков, хантов и некоторых других народов в ней также участвовали женщины и дети. Строительство жилья — тоже мужское дело. Уйдя в тайгу на промысел, мужчина может отсутствовать дома месяцами. Сбор растений, дров, коры для хозяйственных нужд, воспитание детей, ведение дома остается на женщинах. Они же занимаются выделкой шкур, пошивом одежды, заготовкой рыбы, мяса и ягод. По типу хозяйствования среди народов тайги особо выделяют эвенков. Это прирожденные кочевники и охотники, их визитная карточка — верховые олени: чукчи называют эвенков «всадниками на оленях».

Чукотская яранга

Диаметр важен с точки зрения сохранения тепла и циркуляции воздуха. Умение возводить иглу жизненно важно для людей, живущих на бескрайних снежных просторах. В случае внезапного снежного бурана эскимос может сделать себе укрытие везде, где его застанет непогода. Для условий Крайнего Севера иглу подходят горазд больше, чем палатки и даже утепленные юрты. Поэтому многие исследователи Севера переняли у коренных народов их искусство.

Канадский исследователь Вильяльмур Стефанссон в 1914 году издал книгу «Великий санный путь», в которой рассказал и о строительстве иглу. Путешественник описывал целые поселки из больших и малых построек, соединенных между собой переходами. Эта часть снежного дома переходила в высокий портал вроде холла, где люди счищали с себя снег. К главному жилью примыкала просторная светлая пристройка, где поселились две семьи.

Жира у нас было вдоволь и поэтому горело 7-8 ламп за раз, отчего в этих стенах из белых снежных глыб стало так тепло, что люди могли расхаживать полуголыми в полное свое удовольствие» Полы иглу эскимосы устилают шкурами, а иногда украшают ими и стены. Освещение и обогрев обеспечивают плошки с горящим жиром.

Большая часть пространства внутри занята лежанкой из снега, покрытой шкурами.

Иногда и стены покрывают изнутри шкурами. Свет проникает через толщу стен, иногда через окна из озерного льда или тюленьих кишок. Отапливается и освещается жирниками — плошками с жиром, светильниками 19. Ураса - традиционное летнее жилище якутов 20.

Балаган-традиционное зимнее жилище якутов 21.

Их летом накрывают мешковиной, зимой — шкурами животных. Вход в чум завешивается мешковиной. Чтобы под нижний край строения не попадал ни снег, ни ветер, снаружи к основанию его стен подгребают снег. В центре его всегда горит очаг, который используют для обогрева помещения и приготовления пищи.

На пол укладывают шкуры животных. Подушки, перины и одеяла шьют из овечьих шкур. Устанавливают чум традиционно все члены семьи, от мала до велика. Традиционное жилище якутов - балаган, он представляет собой прямоугольное строение, сложенное из бревен, с пологой крышей. Строился он достаточно легко: брали основные бревна и устанавливали их вертикально, но под углом, а затем присоединяли множество других более мелкого диаметра бревна.

После стены смазывали глиной. Крышу сначала устилали корой, а поверх нее насыпали слой земли. Стены состояли из огромного количества окон, их перед началом сильных морозов закрывали льдом, а летом - слюдой. Очаг всегда располагался справа от входа, смазан он был глиной. Спали все на нарах, которые устанавливали справа от очага для мужчин и слева - для женщин.

Это жилье эскимосов, которые жили не очень обеспечено, в отличие от чукчей, поэтому у них не было возможности и материалов для строительства полноценного жилища. Строили они свои дома из снежных или ледяных блоков. Строение имело куполообразную форму. Главная особенность устройства иглу заключалась в том, что вход должен был находиться ниже уровня пола. Это делалось для того, чтобы в жилище попадал кислород и улетучивался углекислый газ, кроме того, такое расположение входа позволяло сохранить тепло.

Это жилище народов, проживающих у побережья Берингова моря алеуты, эскимосы, чукчи. Это полуземлянка, каркас которой состоит из костей кита. Крыша ее покрыта землей. Интересной особенностью жилища является то, что у него имеется два входа: зимний — через многометровый подземный коридор, летний — через крышу. Это жилище чукчей, эвенов, коряков, юкагиров.

Оно переносное. По кругу устанавливались треноги из жердей, к ним привязывались наклонные деревянные шесты, а сверху крепился купол. Все строение накрывалось моржовыми или оленьими шкурами. В середине помещения ставились несколько жердей, чтобы подпереть потолок. Яранга с помощью пологов делилась на несколько комнат.

Иногда внутри нее ставили накрытый шкурами небольшой домик. Жилища кочевых народов Кочевой образ жизни сформировал особый вид жилищ народов мира, живущих не оседло. Вот примеры некоторых из них. Это типичный вид строения у кочевников. Она продолжает быть традиционным домом в Туркмении, Монголии, Казахстане, на Алтае.

Это куполообразное жилище, покрытое шкурами или войлоком. В основе его лежат крупные жерди, которые установлены в форме решеток. На крыше купола всегда есть отверстие для выхода дыма из очага. Куполообразность придает ему максимальную устойчивость, а войлок сохраняет свой постоянный микроклимат внутри помещения, не позволяя проникать туда ни жаре, ни морозам. В центре строения расположен очаг, камни для которого всегда возят с собой.

Пол уложен шкурами или досками. Жилище можно собрать или разобрать за 2 часа У казахов походную юрту называют абылайша. Их использовали в военных походах при казахском хане Абылайе, отсюда произошло это название. Это цыганская кибитка, по сути - это однокомнатный дом, который установлен на колесах. Здесь есть дверь, окна, печь, кровать, ящики для белья.

Снизу кибитки есть багажное отделение и даже курятник. Повозка очень легкая, поэтому с ней справлялась одна лошадь. Массовое распространение вардо получил в конце 19 века. Это шатер бедуинов арабские кочевники. Каркас состоит из переплетенных друг с другом длинных жердей, его накрывали тканью, которую ткали из верблюжьей шерсти, она была очень плотной и не пропускала влагу во время дождя.

Древние традиционные жилища народов мира

  • Похожие вопросы в кроссвордах и сканвордах
  • Интересный сайт сентстори о многом
  • На Таймыре начали возрождать строительство традиционных домов северных народов - ТАСС
  • «Чумовой» быт. Почему коренные жители Севера не хотят уезжать из тундры

Схема «чум-ТРАНСФОРМЕР »

  • Схема «чум-ТРАНСФОРМЕР »
  • Переносное жилище у народов Сибири 6 букв
  • Комментарии
  • Презентация на тему: "Жилища народов Севера"

Чукотская яранга

В строгой последовательности также собираются и разбираются переносные жилища народов Севера (ненцев, лопарей и некоторых других), конструкция которых не менялась веками. Как устроено традиционное жилище у кочевых народов Чукотки? Многие северные народы с древних времен живут в чумах. Это традиционное жилье кочевых народов Севера, основными занятиями которых является животноводство. Самыми известными жилищами народов севера являются чум, балаган, яранга и иглу.

Переносное жилище у некоторых сибирских народов

Само же название часто используют в отношении иных жилищ конической и куполообразной формы, а также более простых шалашей индейцев из различных регионов Северной Америки, хотя все эти жилища имеют свои национальные названия. Наиболее яркий пример это типи индейцев Великих равнин. Что такое типи? Именно типи стал символом жилища индейцев, именно его схематичное изображение использовал пёс Шарик из всем известной деревни. Само слово «типи» на языке одного из народов Северной Америки означает любое жилище, но в обиход типи вошли именно как традиционное жильё кочевых индейцев Великих равнин. Для оседлой жизни индейцы использовали либо большие вигвамы либо вообще комбинированные типы жилищ: полуземлянки с травяной или кожаной крышей, порой полудомики. Типи же использовались и горными племенами, и оседлыми племенами окраин степи в период охоты, и в лесных регионах.

Главная отличительная черта типи — индивидуальность: эти жилища всячески раскрашивались и украшались, тем самым показывая статус хозяина. Большую популярность у кочевников типи получили за быстроту в сборке и разборке, удобство в транспортировке, а материалы покрывашки обеспечивали водонепроницаемость. В настоящее время типи в основном утеряли свою актуальность именно как жилища, используясь как обрядовая атрибутика или тематическая для реконструкций и туризма.

Потом появились и другие материалы, поэтому сегодняшние летние яранги больше напоминают пёстрое бабушкино одеяло.

Внутри появилось большое 5-8 метров в диаметре подшатровое пространство - чоттагин. Чоттагин - это хозяйственная часть яранги. В чоттагине, холодном помещении яранги, зимой температура такая же как и на улице, разве что без ветра. Теперь необходимо сделать помещение для жилья.

На противоположной от входа стенке, при помощи жердей крепят каркас прямоугольной формы, который покрывают шкурами, шерстью вовнутрь. Это полог - жилое помещение в яранге. В пологе спят, сушат одежду посредством естественного испарения влаги , а в зимнее время и едят. Отапливается полог при помощи жирника или керосинки.

За счёт того, что шкуры подворачивают вовнутрь полог становится почти герметичным. Это хорошо в части сохранения тепла, но плохо в плане вентиляции. Однако мороз самый эффективный борец с натурами с утончённым восприятием запахов. Так как открывать полог ночью нельзя, то нужду, в специальную ёмкость справляют тут же, в пологе.

Поверьте это вас тоже не смутит если вы окажетесь в тундре без транспорта больше чем на два дня. Потому что одна из главных потребностей человека - это потребность в тепле. А тепло в тундре, только в пологе. В настоящее время, в яранге обычно один полог, раньше могло быть два и даже три.

В пологе живёт одна семья. Если в семье появились взрослые дети, у которых уже есть свои семьи, на первое время в яранге ставится второй полог. Но со временем, молодым нужно будет собрать свою ярангу. Полог снаружи Полог внутри.

Освещается и отапливается жирником или керосинкой Очаг организовывается в центре чоттагина.

Это не так, ведь в распоряжении северных строителей только снег. При этом снег подходит далеко не любой — эскимосы хорошо различают разные его виды и безошибочно выбирают самый подходящий. Для возведения иглу берут только тот снег, на котором остается четкий отпечаток ноги. Иглу строится из снежных кирпичей-блоков, которые не лепятся, а нарезаются специальным «снеговым ножом». Так как снежный домик круглый в плане и имеет куполообразную форму, то совершенно ясно, что блоки должны иметь особую форму. Возводят иглу по спирали, начиная с небольших, но широких блоков.

Каждый элемент опирается на блоки нижнего ряда в трех точках. Швы между блоками эскимосы заделывают снегом, поэтому стены иглу выглядят монолитными и не продуваются ветром. Пол «зимнего жилья» находится ниже уровня снега — это важное условие для сохранения внутри тепла. Вход в иглу делают в виде тоннеля, начинающегося в полу. Если уровень снега небольшой, то входной коридор, также как и стены иглу, складывают из блоков снега.

В аргише есть специальные грузовые нарты, чтобы перевозить все необходимое для чума. Прочный и теплый материал надежно укрывает жильцов от северного ветра и морозов.

Многие кочевники дополнительно кладут сверху брезент, чтобы шкуры не мокли в непогоду. Как рассказала «Красному Северу» представительница общины коренных малочисленных народов Севера «Илебц» из Сеяхи Ямальского района Мария Окотэтто, на один нюк требуется не менее 50 оленьих шкур, в зависимости от их размера. Зимой чум, если есть такая возможность, ставят в месте, укрытом от ветра, летом располагают на проветриваемых возвышенностях. В зимнем варианте применяют два наружных, из заготовленных в холодное время шкур — они плотнее, подшерсток толще, и два внутренних нюка из шкур потоньше, «летних». Внешний слой покрывают зимними нюками шерстью наружу, а внутренний — летними, шерстью внутрь. Если бережно относится к ним: вовремя менять летом на брезент или сукно, просушивать, беречь от наледи и так далее, то они служат до 30 лет и больше. Наша община давно производит готовые чумы для сеяхинских оленеводов, так как сшить хороший нюк может не каждая семья.

А их надо четыре — то есть легко посчитать, что стоимость зимнего чума превышает миллион рублей. Прибавьте к этому чугунную печь, шесты и доски, а также материал для летних накидок, то цена приблизится к 1,5 миллиона рублей. Из чего шьют летние нюки Нюки для лета обычно шьют из брезента или шинельного сукна.

Поиск ответов на кроссворды и сканворды

  • Шатёр из шкур с видом на северное сияние - ответ из 6 букв
  • Аннотация к презентации
  • Жизнь кочевая: как устроен арктический мобильный дом под названием чум
  • Чукотское жилище
  • Устройство яранги: жизнь и секс в яранге
  • Ответы на кроссворды и сканворды

Переносное жилище у некоторых сибирских народов

Иоронга — тёплая часть яранги у одной из стенок напротив двери. Представляет собой лёгкий переплёт из лёгких строганых драночек, обтянутый колпаком из выделанных оленьих шкур, пол которого покрыт лахтажьей кожей. На потолок накладывают сухой травы. Передняя стенка представляет собою свободно спускающийся полог чоугрын и служит для входа.

Для их изготовления нужно потратить почти год. Нужно найти в тундре лиственницу с шестиметровым стволом, срубить ее весной и ждать летнего тепла — кору с бревна можно снять только при плюсовой температуре. После этого заготовка должна отлежаться на солнце и просохнуть, чтобы шест вышел ровный и прямой как стрела, такой удобно ставить и перевозить на санях. Настоящие нюки На полуострове Таймыр на севере Красноярского края кочевое оленеводство и древние жилища сохранились только у ненцев Тухардской тундры, которая располагается на западе полуострова.

На востоке Таймыра до недавнего времени не было ни одного чума, пока энтузиасты в поселке Волочанка не изготовили два с нюками из брезента.

Для них дом — важный с сакральной точки зрения атрибут, который мыслится как модель вселенной. Круглая форма жилища обозначает сферу, находясь в пределах которой человек в безопасности от суровой дикой природы. При этом он остается ее частью, ведь чум сконструирован из материалов, дарованных флорой и фауной. Во время пурги в тундре чум становится видно только вблизи Кроме того, отверстие в вершине чума служит всегда открытым окном во внешний мир. Через него наверх уходит дым от огня, в процессе чего осуществляется связь земного мира с миром духов, который традиционно связывают с небом. Огонь, которым ненцы пользуются экономно, является священной сущностью. К очагу принято относиться с уважением, а на месте прежней стоянки, маркируемой пятном от огня, располагаться второй раз не принято. Сложно себе представить более комфортное жилье в подобных суровых климатических условиях, чем чум. Занимаясь оленеводством, ненцы не могли не подстраиваться под перемещения оленьих стад, что заложено в последних естественным образом.

Жилище, которое возводится практически моментально, позволяет не тратить большое количество драгоценного времени и энергии на обустройство быта. Чумами и их конструктивными элементами можно пользоваться долгие годы, используя их максимально бережно. Практически все, что требуется для создания и обустройства быта в тундре, есть у ненца под рукой. Единственной существенной проблемой является дефицит дерева, из которого изготавливаются жерди каркаса. В этом ненцев традиционно выручали ханты и манси — жители тайги, не испытывавшие нужды в древесине. Два народа обменивались нужными друг другу ресурсами и занимались торговлей. Удивительным образом ненцы предвосхитили современные тенденции в дизайне жилья, создав чум. С передовыми жилищными проектами его роднит трансформируемость, экологичность и минимализм. Практичное жилье, позволяющее создать уют без излишеств почти в любом месте, не тревожа природу — чум является воплощением многовекового гения народа ненцев. Обложка статьи: чум в полярной ночи Фото и иллюстрации: Открытые источники Поделиться ссылкой:.

Ее верхний конец прижат к сплетению шестов с задней половины чума си. Женщина добирает шесты с задней стороны, «оплетая» ими трубу. Когда веревочное кольцо основных шестов оказывается заполненным, остальные шесты кладут сверху. Завершается монтаж каркаса установкой шестов в привходовой половине чума седя , последними ставят два шеста, образующие вход не.

После каркаса чума напротив входа устанавливается вертикальный шест-сымзы. Нижняя его часть ставится сзади костра, а верхняя крепится в месте соединения основных шестов. Шест считается священным и отождествляется с духом очага. К двум привходовым шестам и сымзы приблизительно на высоте человеческого роста на веревочных петлях крепится надочажная конструкция в виде двух расходящихся горизонтальных жердей ти. С помощью отверстий на верхнем конце крюка регулируется высота расположения котла или чайника над огнем.

Your browser does not support the video tag. Сборка чума После того как каркас чума поставлен, на него натягивают нюки. Покрытие чума самая длительная и тяжелая операция. Выполнить это в одиночку или даже вдвоем сложно. А хозяйка, взявшись за нижний край, «хлопает» полотнищем нюка, облегчая скольжение, и одновременно направляет и растягивает его.

После того как нюк занимает свое место в верхней части каркаса, люди с шестами расходятся в стороны, оборачивая нюк вокруг шестов. Женщина закидывает веревки, пришитые к боковым сторонам нюка, на противоположную сторону и фиксирует их, завязывая у основания шестов. В зимнем чуме сначала натягиваются по очереди внутренние покрышки, а затем внешние. При этом хозяйка внимательно следит за их положением, совмещая проемы окон, расправляя складки у входа. Веревки последнего верхнего нюка привязываются к прислоненной к чуму нарте-нутос.

Мужчина обкапывает чум по радиусу, присыпая и прижимая снегом летом дерном «подол» жилища, закрывая щели и предотвращая поддувание и попадание холодного воздуха. Женщина разводит огонь, вносит прочий домашний скарб, устраивает лежанку и застилает постели. Разборка чумов. Фото Д. Куканова, 2016 Теплообмен Кочевники Арктики научились управлять холодом.

И в этом немалая заслуга чума, его конической формы и его внутреннего устройства. Очаг летом костер, зимой печка-буржуйка располагается в середине чума, поэтому каждый из углов жилища находится на равном расстоянии от него. Как бы ни располагались люди в чуме, они оказываются сидящими или лежащими вокруг огня. Важным источником тепла выступают сами люди и собаки, чья температура тела на 1—2 градуса выше чем у человека. Подпись к фото в процессе Мобильное жилище кочевников отличается особым температурным режимом: послойное распределение воздушных потоков по внутреннему объему конуса позволяет свести к минимуму зависимость от внешних источников тепла.

Форма конуса способствует оптимальному распределению температур внутри жилища и быстрой тяге дыма. В момент разведения огня дым занимает все пространство чума равномерно, спустя несколько минут подогретые потоки воздуха устремляются вверх. Но поднимаются они не по вертикали, а по наклонной, вдоль стенок чума. Достигнув высоты роста человека, дым повисает до тех пор, пока горит очаг. Дым служит своеобразной «пробкой», не позволяющей проникать с улицы и из чумового отверстия холодному воздуху.

Хорошо сохраняют тепло и двойные, меховые покрышки, создающие эффект «термоса» оболочка в оболочке. Для уменьшения объема и веса олений волос на внутренних нюках подстригают, оставляя лишь третью часть его длины. Подстриженные внутренние нюки не обмерзают. При продолжительных стоянках в зимний период в мех забивается снег, поэтому каждое утро хозяйка чума специальной палкой в виде сабли выбивает нюки на доступной высоте. Она строго следит за постоянством температуры нюка с его внутренней стороны и никогда не разведет чрезмерно большой огонь в очаге.

Подпись к фото в процессе Спальные полога, днем собранные и привязанные к шестам чума, на ночь распускаются. Они делят внутреннее пространство чума на отдельные зоны — «комнатки». Несмотря на то, что шьются полога из обыкновенного ситца, они в значительной степени способствуют сохранению тепла зимой и защищают от гнуса летом.

Традиционные жилища народов Сибири

имеющей в основании круг - стенки и конической крыши из шестов, покрытых оленьими шкурами. Переносное жилище некоторых народов Севера, состоящее из вертикальной – имеющей в основании круг – стенки и конической крыши из шестов, покрытых оленьими шкурами. Народы Севера называют традиционное жилище по-разному.

Чум: гениальность в простоте

Жерди берегли, их передавали и до сих пор передают по наследству. Некоторым яранговым жердям в чукотской тундре больше ста лет. Стойбище Каркас яранги подготовленный для съёмок фильма "Территория" Отличие яранги от чума в сложности её конструкции. Это как аэробус и кукурузник. Чум - это шалаш, вертикально стоящие жерди, которого покрывают водонепроницаемым материалом береста, шкуры и т. Устройство яранги значительно сложнее. Натягивание покрышки рэтэма на каркас яранги Строительство яранги начинается с определения сторон света. Это важно, потому что вход всегда должен быть на востоке.

Вначале ставят три длинных шеста как и при строительстве чума. Затем, вокруг этих шестов устанавливают небольшие деревянные треноги, которые скрепляют между собой горизонтальными шестами. От треног к вершине яранги идут жерди второго яруса. Все жерди скрепляются друг с дургом при помощи верёвок или ремней из оленьей кожи. После установки каркаса натягивают покрышку рэтэм из шкур. Через верхние жерди перекидывается несколько верёвок, которые привязываются к покрышке-тенту и при помощи элементарных законов физики и команды "иии, раз", только в чукотском исполнении, покрышку надевают на каркас. Чтобы покрышку не сдуло во время пурги её края обкладывают камнями.

Камни, также привешивают на верёвках к стойкам треноги. В качестве анти-паруса используют также жерди и доски, которые привязываются с внешней стороны яранги. На один рэтэм уходит от 40 до 50 оленьих шкур. С летними покрышками возможны варианты. Раньше на летнюю покрышку шли старые рэтэмы, шитые перешитые, с облезлой шерстью. Чукотское лето хотя и суровое, но многое прощает. В том числе и несовершенную покрышку для яранги.

Обычно это яранга, сооружение купольной формы до 4,5 метров в высоту, из направляющих деревянных шестов и шкур оленя. Вес шкур, которыми покрыто это жилище, около 60 килограмм. Вход всегда направлен на восток. Внутри яранга делится на жилое отапливаемое помещение и кладовую. Ероны — "пологи" — это ящики-комнаты из шкур. На потолок накладывают сухой травы, на пол — кустарник, а на него шкуры оленя.

Но за долгие столетия жители Арктики сумели создать особое переносное жилище, внутри которого тепло зимой и прохладно летом. Для многих людей, особенно живущих в отапливаемых домах, жизнь северян посреди бескрайней тундры покажется холодной и угрюмой. Быт народов Для многих людей, особенно живущих в отапливаемых домах, жизнь северян посреди бескрайней тундры покажется холодной и угрюмой.

Кувакса имеет конусообразный каркас из нескольких шестов, соединённых вершинами, на который натягивали чехол из оленьих шкур, бересты или парусины. В центре устраивался очаг. Кувакса является разновидностью чума, а также напоминает типи североамериканских индейцев, но несколько более приземистая.

Чум - традиционное жилище коми-оленеводов

Переносное жилище у народов Сибири — конический каркас из жердей, покрытый шкурами (нюками) зимой и парусиной или берестой (тисками) летом. В строгой последовательности также собираются и разбираются переносные жилища народов Севера (ненцев, лопарей и некоторых других), конструкция которых не менялась веками. Все ответы для определения Переносное жилище некоторых народов Севера в кроссвордах и сканвордах вы найдете на этой странице. Поэтому многие исследователи Севера переняли у коренных народов их искусство. Круглое в плане переносное жилище у народов северо-востока Сибири, с конич. кровлей из шестов, покрытых оленьими шкурами 6 букв. Самыми известными жилищами народов севера являются чум, балаган, яранга и иглу.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий