Новый год может быть даже летом, как это было, например, у древних майя — они отмечали этот праздник в июле, встречая месяц под названием «поп». 528 лет назад, в 1492 году, в России впервые отпраздновали Новый год в сентябре. До этого праздник отмечали 1 марта, а перенесён он был Иваном III. В 19-й день декабря 7208 года от сотворения мира государь Петр Алексеевич издал указ о том, что отмечать наступление Нового года теперь положено синхронно с другими христианскими народами. Получается, что Новый год 1 января мы отмечаем исключительно благодаря прихоти Петра. Получается, что Новый год 1 января мы отмечаем исключительно благодаря прихоти Петра.
История Нового года. Каким он был до Петра I?
Новая лета. Славянский новый год. | Она возникла чуть более 300 лет тому назад, когда по указу лжецаря Петра I Новый год стали отмечать по западному, в ночь на 1 января, а не как обычно в. |
Как Пётр I изменил главный праздник в году | 20 декабря 1699 года российский царь Петр I подписал указ о переходе России на новое летоисчисление и переносе празднования начала года с 1 сентября на 1 января. |
Когда впервые начали отмечать Новый год в России? - | В 1699 году Пётр I в последний раз праздновал с патриархом Андрианом Новый год по древнему обычаю. |
Как праздновали Новый Год в России до Петра I | В 1699 году Пётр I в последний раз праздновал с патриархом Андрианом Новый год по древнему обычаю. |
Новый год, старые времена | ГАРАНТ.РУ | Если Новый год отмечают практически повсеместно, то со Старым Новым годом все немного сложнее. |
История Нового года в России
Новый год может быть даже летом, как это было, например, у древних майя — они отмечали этот праздник в июле, встречая месяц под названием «поп». В канун так называемого старого Нового года «Ъ» поздравляет всех, кто намерен отмечать его с 13 на 14 января. По указу Петра Великого Новый год стали отмечать с 1 января 1700 года.
История Нового года: как отмечали праздник наши предки
В 1699 году Петр I издал указ, согласно которому началом года стали считать 1 января. Старый Новый год празднуют не так пышно, как ночь с 31 декабря на 1 января. Традиция отмечать Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января закрепилась в России только в самом конце XVII века — соответствующий указ Петр I подписал в 1699 году. В сентябре новый год праздновала Византия, которая переняла этот обычай от Иудеев.
Новая лета. Славянский новый год.
Появились даже выражения вроде «идти под елку» идти в кабак или «ёлкин» пьяница. Традиция украшать деревья восходит к глубокой древности. Считалось, что в деревьях живут духи, которых надо задобрить. Поэтому люди приносили дары, клали их под ствол дерева и развешивали на ветвях. Вечнозеленая красавица — ель — занимала среди всех деревьев особое место, служила символом жизни и возрождения из мрака. Раньше вместо игрушек вешали на еловые лапки яблоки — символ молодости, бессмертия, напоминание о райском саде, орехи — мудрости, долгожительства, яйца — символ жизни, вечности, бесконечности мироздания.
В разных странах было принято приносить в дом и или ставить во дворе не только ель, но и ветви омелы, можжевельника и бука. Этим растениям также приписывали мистические свойства. Любопытный факт: когда люди стали заносить деревья в праздничные дни в свои дома, ёлки подвешивали к потолку макушкой вниз. Считалось, что если в дом проникает зло, то оно непременно зацепится за острый верх дерева. Этому поспособствовала жена императора, Александра Федоровна.
Во время новогодних торжеств она упросила своего мужа поставить на праздничный стол маленькую елочку, что и было сделано. Подданные пришли в восторг от затеи императрицы, и уже на следующий новый год во всех домах знати стали наряжать «зеленых красавиц». Постепенно елки появились и у простых горожан. В Москве с 50-х годов ХIХ века появляются новогодние традиции. На Соборную площадь устанавливают елку, в Манеже устраивают концерты и проводят ярмарки.
Однако существует такое понятие, как тропический год — это тот период времени, в течение которого происходит цикл смены различных времен года из-за движения Солнца по отношению к наблюдателю с Земли. Но все же точность была не полной! По юлианскому календарю продолжительность каждого года оказывается больше продолжительности тропического года на 11 минут и 14 секунд.
Казалось бы, величина небольшая. Однако каждые 128 лет это смещение суммировалось в одни сутки! И почти за полторы тысячи лет существования юлианского календаря это смещение составило целых 10 суток.
Данное смещение влияло на один очень важный для христиан всего мира день — на праздник Пасхи. Как известно, этот религиозный праздник отмечается в первое воскресенье, наступающее после полнолуния, выпадающего на день весеннего равноденствия. Но из-за несовершенства юлианского календаря празднование Пасхи смещалось по отношению ко дню весеннего равноденствия.
Введенный при папе Григории XIII григорианский календарь "выровнял" образовавшееся из-за тысячелетнего доминирования юлианского календаря смещение в 10 дней и учел некоторые нюансы, связанные с високосным годом. При этом день празднования нового года остался прежним — 1 января, хотя сам григорианский календарь "распространялся" по миру достаточно медленно. Ievgenii Meyer Изначально на него перешли европейские страны, затем от юлианского календаря стали отказываться в колониях стран Европы по всему миру.
Впрочем, несмотря на тот факт, что разница между датами григорианского и юлианского календарей за каждые 400 лет увеличивается на трое суток, переход на новую систему счисления дат осуществлялся не повсеместно и не сразу. Последней на эту более совершенную систему счисления дней перешла Саудовская Аравия.
Принято было в такой момент прославлять предков, выступая с просьбой о мире и процветании для всего славянского Рода. Славянское Новолетие — время для подведения итогов и зачатия всего нового. Если в современном мире Новый год - семейный праздник, то славянское новолетие — это общинное мероприятие, которое отмечали всем родом.
В процессе застолья с обилием овощей и фруктов возносились слова благодарности Матушке-природе за ее дары. В это урожайную пору подготавливали запасы на зиму. Это был праздник плодородия, благополучия. В народе устраивали смотрины, играли свадьбы. До ночи водили хороводы, жгли костры, пели песни, плясали.
Почему же русичи встречали начало новой леты осенью? Здесь мнения расходятся. Часть людей полагает, что начало года логичнее отмечать на Коляду, так как это время возрождения Солнца. Другие - что встречать новую лету стоит в день весеннего равноденствия. В это время с Земли сходит последний снег, стартует посевная пора, возрождается природа.
Но несмотря на это, большинство склоняется все же к тому, что так как осеннее равноденствие — это старт нового духовного круга, начинаться нравственная работа должна именно осенью. Так что же это, славянское Новолетие? Кстати, год у наших праотцов состоял не из 12 месяцев, а из 9, содержащих в себе 40 дней каждый. Однокоренные слову «лето» слова в родном языке мы используем и по сей день: летопись, летописец, летоисчисление, фразу. Коляда — бог победы света над темнотой.
Во время зимнего солнцестояния славяне издревле отмечали главный праздник для всего следующего лета — это появление нового солнца, которое приходило на смену убывающему. Начиная с 22 декабря наши предки поклонялись богу Коляде. В час солнцестояния умирало старое солнце, и на 25 декабря поднималось молодое - Коляда.
Он издал указ о переходе с византийского на западноевропейское летоисчисление. По велению государя считать полагалось не от сотворения мира, а от рождества Христова. Так 7209 год стал 1700-м. Было это 20 декабря - ровно 322 года назад. Но это были еще не все изменения. Отсчитывать новый год, согласно указу, полагалось на с 1 сентября, а с 1 января. Так что живших в то время практически сразу после отпразднованного осенью Нового года ждал еще один, на подготовку к которому к тому же оставалось всего 11 дней. Содержались в указе и указания, как отметить грядущий праздник правильно. Сначала полагалось возблагодарить Бога, посетив молебен.
Новый год круглый год
— Указ Петра I №1736 «О праздновании Нового года» Однако к 1700 году большинство государств Европы уже перешли на григорианский календарь, поэтому Россия стала праздновать Новый год на 11 дней позже, чем в европейских странах. Традиция отмечать Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января закрепилась в России только в самом конце XVII века — соответствующий указ Петр I подписал в 1699 году. Рассказываем историю значения Нового года: от славянских племен до Петра I. Наши предки изначально отмечали его 1 марта, потом 1 сентября и только после решения Петра 1 Новый год был перенесен на 1 января.
Почему русский народ встречал Новый год в разные месяцы
Впрочем, сначала многие были недовольны нововведением Петра I и долго считали новый год по старому обычаю, но в присутственных местах во всем государстве начали от января писать новый год. Как известно, Новый год в России стали отмечать при Петре I. Ёлки тогда не ставили, а дома украшали хвойными веточками. Однако после Петра, хотя новый год и стали отсчитывать с 1 января, но отмечать перестали. В язычеcкие вpеменa нaши пpедки пpaзднoвaли начало нового года в день веcеннегo paвнoденcтвия.
Новогодняя реформа: как Петр Великий изменил главный праздник года
Почему Церковь стала праздновать новый год именно 1 сентября? Согласно Ветхому Завету Господь Бог повелел каждый год особенно праздновать наступление седьмого месяца, чтобы люди в этот день, освободившись от житейской суеты, служили Единому Богу. В этом именно месяце, когда начали убывать воды потопа, Ноев ковчег остановился на горах Араратских. В этом же месяце святой пророк Моисей сошел с горы с скрижалями Завета, на которых был написан Закон, данный Самим Господом. И в этом же месяце совершилось освящение Храма Господня, созданного царем Соломоном, и внесен был туда Ковчег Завета. В Ветхом Завете есть много других указаний о большом значении седьмого месяца нынешнего сентября , считая по Библейской хронологии сотворение мира в марте месяце. В этом же месяце первосвященник, единственный раз в течение всего года, входил в отделение Храма Святое Святых "Не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа".
В этом месяце весь народ израильский приходили все в Иерусалим на праздник, исполняя заповедь Господню: "Это для вас суббота покоя, и смиряйте души ваши" Лев. С этого месяца начинали счет годам. А почему именно сентябрь называется месяцем покоя? Согласно учению Ветхозаветной Церкви , и Новозаветной Церкви число 7 — является число полноты, законченности, совершенства. Ведь в Ветхом Завете Бог установил почитать седьмой день , то есть днем покоя от работы и посвящать все свои размышление о Боге. Второй раз Бог заповедует пророку Моисею , чтобы каждый год особенно праздновать наступления седьмого месяца.
В первый день месяца, да будет у вас покой: никакого дела не сотворите в день этот во всех жилищах ваших, и приносите жертву Господу" Лев. Таким образом сентябрь от марта, первого месяца от сотворения мира, есть седьмой месяц покоя.
Так Новый год переместился на 1 января — в этот день приносили присягу консулы то есть «бюрократический» Новый год уже начинался здесь , к тому же на него в 45 году до н. Январь назвали в честь двуликого Януса, символизировавшего взгляд в прошлое и одновременно в будущее.
Его молили об удаче в наступающем году — и до сих пор мы в новогоднюю ночь загадываем желания, хоть уже не вспоминая античных богов. Люди также обменивались подарками, которые в Древнем Риме назывались strenae — по имени богини благоденствия Стрении, ветви из священной рощи которой приносили удачу. Римляне, уже полагая, что «как встретишь Новый год, так его и проведешь», с добрыми пожеланиями дарили друг другу фрукты, лепешки, особые светильники, мелкие монеты «на удачу»; были также традиции гаданий и денежных подношений правителям Рима. Империя и скоморохи Каждому школьнику известно, что празднование Нового года с 1 сентября на 1 января в 1699 году перенес Петр I, но сентябрьская дата на Руси тоже не была чем-то исконным — ее точно таким же директивным образом назначил Иван III всего за двести лет до Петра, в 1492 году или в 7000 году от сотворения мира.
В этом же году Иван впервые был наименован митрополитом Зосимой «государем и самодержцем всея Руси, новым царем Константином» — именно в этот период, после раскола церквей и падения Константинополя зарождается концепция «Третьего Рима», и царь Иван перенимает византийские символы и некоторые обычаи. Логично, что в первую очередь праздник стали сопровождать пышные церемонии. Центральное « Действо нового лета или многолетнего здравия» проходило, естественно, в Москве, на Ивановской площади: в присутствии большого количества народа — для служилых людей участие было обязательным — проходил парадный поздравительный церемониал с участием всех, как бы сейчас сказали, церковных, военных и гражданских «элит», затем царь обращался к народу, выслушивал ответные поздравления, и все заканчивалось раздачей царской милостыни. Простолюдины в этот день старались посетить как можно больше церквей и сделать пожертвования бедным, больным и убогим.
Причина появления в византийском календаре новогодней даты 1 сентября не вполне ясна — по одной из версий , в этот день всего лишь начинался очередной налоговый период, в околоцерковной литературе также нередко встречается утверждение о том, что эту дату будто бы назначил в 325 году Первый Никейский собор в честь то ли годовщины возвращения Христа в Назарет, то ли победы Константина Великого над узурпатором Максенцием, по легенде, ставшей возможной после явления Константину креста с лозунгом «Сим победиши» правда, в протоколах собора на этот счет конкретики нет, да и битва состоялась 28 октября , но непреложный факт, что именно после нее император склонился к христианству. Кроме того, именно на 1 сентября выпала исчисленная при Константине дата сотворения мира — вообще, этих дат было вычислено великое множество, но в Византии, и как следствие в православном мире, прижилась именно эта. И когда западная церковь перешла на летосчисление от рождества Христова, Константинополь упорно продолжал держаться старины. Хотя «сельскохозяйственное» значение Нового года уже было утеряно, новогодние торжества, как и прежде, имели религиозный характер — только религия была уже другой; христианство активно переваривало язычество, адаптируя и переосмысляя старые ритуалы.
Так что январские календы продолжали праздноваться в народе, только теперь их привязывали к рождеству Христа — Новый год, как и тысячи лет назад, означал рождение бога. Попытки предать «бесовские игрища» анафеме успеха не возымели: жители империи упорно рядились в маски, предавались пьянству и устраивали представления. Календы сохранились во многих регионах до сих пор под названием коляд. Даже в императорских дворцах в более приличном стиле, но тоже проводили определенные новогодние празднества — так, в ночь на 2 января устраивались «готские игры», во время которых вельможам и артистам полагалось прославлять базилевса.
Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны Фото: Валерий Якоби, 1872 год Зато древние праздники наступления весны так не были забыты. В марте в Восточной римской империи праздновали русалии, к которым христианство приурочило Пасху предлагая праздновать все то же воскрешение, но не природы, а бога , однако искоренить скоморошьи забавы это не помогло. Они процветали повсеместно, в том числе на Руси. Церковь не одобряла их: «...
Древнейший смысл этих праздников — поминовение усопших одновременно с вакхической радостью по поводу возрождения природы — сохранялся, хотя даты в разных местах могли постепенно сдвигаться, например, на май. Вот как, например, в XIX веке наблюдал их историк Александр Веселовский: «Значение зимних и весенних русалий взаимно освещается, как осенние празднества Дионису досказываются весенними. Если в центре майских русалий стоит культ мертвых, то нечто подобное могло лежать в основе январских обрядов, только в другом освещении — как Диониса представляли себе то замирающим узником зимы, то оживающим, обновляющимся весною вместе с природой». Критические взгляды на праздник, надо заметить, разделяли религиозные фундаменталисты и в других странах.
В Англии пуритане со времен своего появления в XVI веке атаковали легкомысленные праздники: Рождество, точнее, манера его отмечать, поощряло, по их мнению, аморальное поведение и тем самым « бесчестие Бога ». До их прихода к власти англичане в начале января не только ходили в гости, обменивались подарками и готовили специальные блюда, но и вовсю предавались возлияниям, чревоугодию и разврату. В 1640-х годах парламент, даже не дожидаясь окончания гражданской войны с Карлом I, издал ряд ордонансов, в итоге вовсе запретивших Рождество, Пасху и Троицу как безнравственные и папистские праздники. Эти дни было предписано проводить в посте и покаянии.
Ему было ясно, что русские должны праздновать Новый год так же, как европейцы, чтобы успешно торговать с Европой. Различные празднования Нового года представляли проблему: в Европе начало сентября было типичным рабочим месяцем, в течение которого заключались сделки и подписывались контракты — в России, с другой стороны, люди праздновали Новый год и имели неделю или больше. Для Петра Великого это означало только одно — потерю денег. Таким образом, 7208 год был самым коротким для России, потому что он длился всего четыре месяца — с сентября по декабрь. В этом же указе Петр также дал рекомендации, как встречать Новый год «по-европейски». После молитвы, писал царь, следует украсить свой дом и ворота ветками ели, ели или можжевельника и поздравить друг друга с началом нового года и нового века. Шикарные люди были проинструктированы стрелять салютом из небольших пушек, мушкетов и всех имеющихся небольших винтовок.
Петр также посоветовал с 1 по 7 января зажигать фейерверки и зажигать в своих садах. Большевики переходят на григорианский календарь Однако в ходе этой реформы Петр не перенял григорианский календарь — потому что это было от Папы Григория XIII. Русская Церковь придерживалась юлианского календаря. Между 1700 и 1918 годами русский и европейский календари различались более чем на десять дней. В 1918 году в Советской России был принят григорианский календарь. В начале 20 века разница между юлианским и григорианским календарями составляла 13 дней.
Со временем слово «ёлка» стало синонимом пьянства. Появились даже выражения вроде «идти под елку» идти в кабак или «ёлкин» пьяница.
Традиция украшать деревья восходит к глубокой древности. Считалось, что в деревьях живут духи, которых надо задобрить. Поэтому люди приносили дары, клали их под ствол дерева и развешивали на ветвях. Вечнозеленая красавица — ель — занимала среди всех деревьев особое место, служила символом жизни и возрождения из мрака. Раньше вместо игрушек вешали на еловые лапки яблоки — символ молодости, бессмертия, напоминание о райском саде, орехи — мудрости, долгожительства, яйца — символ жизни, вечности, бесконечности мироздания. В разных странах было принято приносить в дом и или ставить во дворе не только ель, но и ветви омелы, можжевельника и бука. Этим растениям также приписывали мистические свойства. Любопытный факт: когда люди стали заносить деревья в праздничные дни в свои дома, ёлки подвешивали к потолку макушкой вниз.
Считалось, что если в дом проникает зло, то оно непременно зацепится за острый верх дерева. Этому поспособствовала жена императора, Александра Федоровна. Во время новогодних торжеств она упросила своего мужа поставить на праздничный стол маленькую елочку, что и было сделано. Подданные пришли в восторг от затеи императрицы, и уже на следующий новый год во всех домах знати стали наряжать «зеленых красавиц». Постепенно елки появились и у простых горожан. В Москве с 50-х годов ХIХ века появляются новогодние традиции.
Новый год от Ивана до Петра: как отмечали праздник на Руси
На Красной площади, где проходило главное торжество, по указу царя был организован фейерверк, пушечные и ружейные салюты. Праздник Нового года продолжался семь дней. Тогда же возникла традиция устраивать маскарады и народные гуляния. При Елизавете I в моду вошли придворные балы по образцу европейских. Первая ель для публики была установлена на Рождество 1852 г. Позднее общественные елки стали ставить в других присутственных местах, в Москве их проводили в здании Благородного собрания в Охотном ряду ныне - Дом Союзов. Представители дворянства, купцы и промышленники устраивали благотворительные новогодние праздники для детей. Ели наряжали и устанавливали на Рождество 25 декабря, и они стояли до Нового года или Крещения 19 января. Новогодние торжества воспринимались лишь как дополнение к рождественским.
Первые елочные игрушки были связаны с христианской тематикой фигурки ангелов и пр. В качестве украшений использовали также свечи, сладости, фрукты, орехи и др. Макушку елки венчала, как правило, звезда символ вифлеемской звезды. Позднее из Германии стали привозить стеклянные елочные игрушки. В конце XIX века было налажено российское производство стеклянных шаров и бус - на заводе, основанном близ Клина князем Александром Меньшиковым, правнуком фаворита Петра I. Традиция была прервана в годы Первой мировой войны. В 1915 г. В результате император Николай II запретил устанавливать елки на Рождество.
Праздник после Октябрьской революции После Октябрьской революции 1917 г. В Кремле, пострадавшем от обстрелов в ноябре 1917 г. Совет народных комиссаров РСФСР Совнарком принял декрет о введении в России западноевропейского григорианского календаря декрет подписан председателем Совнаркома Владимиром Лениным 26 января.
Как праздновался Новый год в языческой древней Руси - один из неразрешённых и спорных вопросов в исторической науке. Не найдено утвердительного ответа, с какого времени начинался отсчет года. У древних народов Новый год обычно совпадал с началом возрождения природы и был приурочен к марту месяцу. На Руси существовало пролетье, то есть первые три месяца. С марта начинался пролетний месяц. В честь его праздновали авсень, овсень или тусень, который в последствии перешел на Новый год.
Лето в древности заключалось в нынешних трех весенних и трех летних месяцах, последние шесть месяцев заключали зимнее время. Предположительно, сначала на Руси Новый год отмечался в день весеннего равноденствия 22 марта. Масленицу и Новый год отмечали в один день. Вместе с христианством на Руси 988 г. Началом нового года стало считаться 1 марта. По одной версии, в конце 15 века, а по другой, в 1348 году православная церковь перенесла начало года на 1 сентября, что соответствовало определениям Никейского собора. Перенос должен быть поставлен в связь с возрастающим значением христианской церкви в государственной жизни древней Руси.
Первая половина сентября В первую половину сентября или в начале октября ортодоксальные евреи всего мира отмечают свой Новый год. В праздник Рош ха-Шана на небесах выносится решение: кому жить, а кому — умереть.
В эти дни следует примерно молиться, чтобы повлиять на решение творца. Здесь принято просить прощения за все обиды, говорить добрые слова друзьям и близким. А также в этот день следует с особой тщательностью подбирать наряд и украшать себя. Он так и называется — Кельтский Новый год или самайн время безвременья. Он знаменует собой начало зимней, темной половины года. Это своеобразный эпилог года, эпилог жизни, в это время подводится итог. Здесь принято украшать себя цветами, будить поцелуями, петь и танцевать. Плавающая дата Первый день месяца Мухаррама означает, что наступил мусульманский Новый год — Хиджра. В этом году мусульмане уже отметили наступление Нового года, это случилось 25 октября.
Каждый следующий Новый год по Хиджре наступает на 11 дней раньше предыдущего.
Они обращались с речью друг к другу, затем начиналась служба. Но за пределами кремля Новый год не отмечали, да и не до праздника было - заканчивался сбор урожая. Любили в народе два других праздника - Святки и Масленицу. Оба они существовали издревле, еще в дохристианскую эпоху, и в обоих можно увидеть отголоски Нового года. Масленица появилась как праздник Равноденствия, и когда был принят византийский календарь, то отсчет нового года решили лишь немного перенести - с 22 марта на 1-е. Настолько она была популярна в народе.
Святочные гуляния появились еще раньше. Тогда календарь был лунным, и даты постоянно смещались. Но ученые полагают, что праздник приходился как раз на конец декабря - начало января, пишет издание "ГлагоL".
Новолетие: традиции празднования Нового года до Петра
В эти дни следует примерно молиться, чтобы повлиять на решение творца. Здесь принято просить прощения за все обиды, говорить добрые слова друзьям и близким. А также в этот день следует с особой тщательностью подбирать наряд и украшать себя. Он так и называется — Кельтский Новый год или самайн время безвременья.
Он знаменует собой начало зимней, темной половины года. Это своеобразный эпилог года, эпилог жизни, в это время подводится итог. Здесь принято украшать себя цветами, будить поцелуями, петь и танцевать.
Плавающая дата Первый день месяца Мухаррама означает, что наступил мусульманский Новый год — Хиджра. В этом году мусульмане уже отметили наступление Нового года, это случилось 25 октября. Каждый следующий Новый год по Хиджре наступает на 11 дней раньше предыдущего.
Даже 31 декабря и 1 января его можно отмечать непрерывно вместе с нашими соотечественниками. Россия — единственная страна в мире, где Новый год встречают целых 9 раз.
Теперь летоисчисление осуществлялось от Рождества Христова, а не от сотворения мира, и Новым годом становился день 1 января. Предписания Петра Великого на этом не заканчивались. По велению государя все дома должно было украсить сосновыми, еловыми или можжевеловыми ветвями. Поскольку о подобной традиции в России было известно немногое, образцы наряженных деревьев выставили в московском Гостином дворе. Правда, после смерти государя о елках скоро позабыли, и нарядное дерево стало символом новогоднего праздника лишь в 30-40-е годы XIX века. Отныне Новый год становился общественным, а не домашним праздником. Царь мечтал, чтобы этот день отмечали фейерверками и громкими выстрелами пушек или ружей.
На улицах Петр I распорядился жечь костры из дров, хвороста и смолы и поддерживать огонь в течение всей праздничной недели. В ночь с 31 декабря 1699 года на 1 января 1700 года праздник впервые отметили по петровским предписаниям. На Красной площади был устроен грандиозный фейерверк, а москвичи стреляли из мушкетов и пускали пороховые ракеты возле своих домов. Бояре и служилые люди облачились в венгерские кафтаны, их супруги — в нарядные платья, сшитые по европейской моде. Шумные торжества продолжались до 6 января и окончились крестным ходом.
Тогда же страна перешла на новый стиль. Первый Новый год, совпавший с европейским календарно, пришелся на 1919 год.
Традиции отмечать Рождество и Новый год сохранялись до 20-х годов. Отменить их было решено в 1929 году в рамках масштабной кампании по борьбе с религиозными предрассудками. Праздновать Рождество официально запретили, а Новый год признали рабочим днем. Как вернулся Новый год Возрождение Нового года началось в декабре 1935 года. Он обратился к людям с призывом организовать новогодние елки для детей. Уже на следующий день в «Правде» опубликовали постановление о проведении 1 января комсомольцами и пионерами елок в школах, детских клубах и детдомах. Выходным 1 января вновь стало в 1947 году.
С 2005 года в России учредили новогодние каникулы.
Как отмечали Новый год до революции До революции 1917 года в Российской империи было принято пышно встречать Новый год. Первую елку установили в 1818 году в Москве, а десять лет спустя начали организовывать хороводы вокруг новогоднего деревца и для детей. Эта традиция жива и поныне — мы водим малышей на новогодние утренники, приглашаем Деда Мороза и Снегурочку, стараемся накрыть богатый стол, надеть самое лучшее, изучаем тенденции макияжа и заранее записываемся на маникюр. RU В первые годы советской власти всё стало иначе.
Большевики боролись с пережитками прошлого, поэтому вообще хотели запретить широко отмечать этот праздник. Украшенную новогоднюю елку объявили пережитком прошлого и буржуазным наследием. Так продолжалось почти 10 лет — с 1926 по 1935 год, после чего традицию наряжать хвойное возродили на радость всем детям и взрослым в СССР. Традиции старого Нового года В современном мире светские и церковные праздники идут рука об руку. Старый Новый год совпадает с Васильевым днем, когда православные чествуют архиепископа Кесарийского — святого Василия Великого, а также с Обрезанием Господним.
Наши предки тоже не обходились без щедрого застолья — на стол ставили блюда из свинины, так как святой считался покровителем свиней, готовили кутью, пекли пироги и печенье в форме животных. Это давняя традиция, дошедшая до наших дней. В начинку какого-либо блюда кладут предмет.
Славянский Новый Год — как и когда праздновали его наши предки?
Очень популярна была в высшем обществе игра «говорящие живые картины». В картине «Девять муз и Аполлон» барышни изображали муз, декламируя специально написанные для них стихи, а один из гостей — Аполлон появлялся с бумажной лирой в руках. Зажиточные купцы предпочитали встречать Новый год в ресторанах Москвы: «Славянский базар», «Альпийская роза» на Софийке и т. Места бронировали заранее. Сложнее всего было попасть в ресторан при гостинице «Метрополь». Сюда стремились попасть крупные предприниматели, банкиры, коннозаводчики. Для гостей устраивались тематические вечера, Так, в честь состоявшегося в уходящем году знакомства москвичей с достижениями авиации, «Метрополь» назвал новогодний «Авиационным карнавалом» «Carnaval aviatique».
В главном зале, в центре под плафоном, парил огромный «Цеппелин» дирижабль , который нес флаг с надписью «С Новым 1911 годом», а по углам были подвешены громадные модели аэроплана «Блерио». На Воробьевых горах в 1891 году стали устраивать новогодние фейерверки. Основоположником этой традиции, которая существует и по сей день, стал московский ресторатор Степан Васильевич Крынкин. Его заведение называлось «У Крынкина». В 1904 году здание ресторана было реконструировано по проекту архитектора И. Именно здесь они предпочитали встречать Новый год.
С открытой террасы ресторана была видна Москва. Каждый из посетителей по желанию мог полюбоваться на живописные виды города с высокого гребня Воробьевых гор через подзорную трубу. Для простого народа под Новинским бульваром, а затем и на Девичьем поле возводили дощатые балаганы, ярмарки.
Главным на новогоднем торжестве в петровские времена было не застолье, а массовые гуляния. Причём Пётр не только сам принимал участие в таком увеселении, но и обязывал к этому вельмож. Тех, кто не являлся на празднества под предлогом болезни, даже осматривали медики. Если причина оказывалась неубедительной — на провинившегося накладывали штраф: он на глазах у всех должен был выпить огромную чару водки. Описывают историки и ещё один обычай, принятый в петровские времена. Якобы после праздника неумолимый государь зазывал к себе в императорский дворец узкий круг особо приближённых около 100 человек. Двери обеденной залы при этом запирались на ключ, чтобы никто не мог покинуть праздничное застолье до трёх часов следующего дня. Бражничали в эти дни безмерно: большинство гостей к третьему дню тихо сползали под лавку, не тревожа остальных. Выдерживали такое новогоднее застолье только самые крепкие. Как уж тут не вспомнить современную череду январских праздников, а также их не самые полезные для здоровья последствия. Но настоящий размах новогодние празднества в России приобрели лишь в первой половине XIX века: именно с этого времени в моду входят как новогодние ёлки в домах, так и встреча гостей, новогодний ужин, приуроченные к празднику балы, а также распитие шампанского, завоевавшее широкую популярность после победы над Наполеоном.
Отголосок этого мы можем наблюдать в русском крестьянстве, где церковный день также начинается с вечера. И только у католиков в этом плане всё соответствует современности. Смотря по этой логике на годовой цикл, можно сказать, что осень — это вечер года, с которого он и должен начинаться. Во-вторых, осеннее равноденствие занимало особое место в годовом цикле, оно считалось жреческим. Если весной начинался новый земледельческий цикл, требующий усиленной физической работы, то осеннее равноденствие — это начало нового духовного цикла, цикла познания. Тут на первый план выходит умственная и духовная работа. Недаром ведь и сегодня новый учебный год в школах и ВУЗах начинается именно осенью. Неудивительно, что в древнем, гораздо более духовном обществе точка начала познавательной активности имело наиболее весомое значение для выбора начала года. Лишь с потерей знания утраты понимания важности всего духовного осеннее равноденствие стало терять свои позиции, как точка отсчета годового цикла. Иногда можно встретить и такое мнение праздновать новолетие нужно весной, поскольку в это время начинается тёплая четверть года, начинается новое лето. Но тут самое время вспомнить, что у предков в календаре было 9 месяцев и всего три времени года — зима, весна и оусень, а летом назывался весь год. Славянский Новый год — Новолетие Мы до сих пор спрашиваем: Сколько вам лет? В память о прежнем названии Нового года есть такие слова как: долголетие, летопись, летоисчисление. И так как минимум более 7,5 тысяч лет назад, а на самом деле гораздо раньше, Новый год у наших пращуров назывался Новолетие — праздником нового лета и отмечали его в один из первых дней осеннего равноденствия. Коляда Если сегодня Новый год принято отмечать в семейном кругу, то славянское новолетие, как и Коляда — это общинный праздник, который праздновали, собираясь вместе с близкими родами. Во время всего празднования возносилась благодарность Богам и Матушке-природе за щедрый урожай. На всеобщей братчине изобилие овощей и фруктов, других даров природы украшало праздничные столы. В дни зимнего солнцестояния славяне с глубокой древности отмечают праздник, который считается ключевым для всего последующего года лета — это День рождения солнца-младенца, приходящего на смену старому, убывающему солнцу. Именно начиная с этого времени с 22 по 25 декабря наши предки чествовали Бога Коляду, подарившего людям календарь — Коляды дар.
О кухне времен Киевской Руси мы знаем до обидного мало. Реальная история кулинарии начинается примерно со времен Ивана Грозного. Вот с них и начнем. С пробуждением природы При Иоанне Васильевиче русские люди праздновали Новый год не в середине зимы, а в самом начале весны — в марте. Традиция эта пошла еще с языческих времен, когда календарь праздников соответствовал календарю сельскохозяйственному. Поэтому Новый год отмечали, когда природа начинала пробуждаться от зимней спячки — в 20-х числах марта, на весеннее равноденствие. В это время праздновали Масленицу, которая и была по смыслу Новым годом. В застольных традициях это отразилось перечнем блюд. Поминальное кушанье На самом деле, празднуя Масленицу, провожали зиму поминальным кушаньем — как и умерших, блинами, — рассказывает историк русской кухни Евгений Пивоваров. Но праздник длился несколько дней. Поэтому проводив и помянув прошлый год, начинали праздновать рождение нового — к блинам добавляли начинки, а затем на стол вместо блинов выставляли пироги и караваи — сладкие и сытные, символизировавшие жизнь. Такой порядок отмечания Нового года сохранялся вплоть до Петра I, поменявшего все указом о новой дате празднования. Не пустые, а с начинкой Традиционный стол Ивана Грозного и на колядки, и в мартовском новогодье был тот же, что и у остальных царей из рода Романовых вплоть до Петра.
История празднования Рождества и Нового года: от Российской империи до СССР 1930-х гг
К этому времени относят возникновение традиции отмечать Новый год с шампанским. В 1699 году Пётр I в последний раз праздновал с патриархом Андрианом Новый год по древнему обычаю. Новый год может быть даже летом, как это было, например, у древних майя — они отмечали этот праздник в июле, встречая месяц под названием «поп».