Функциональная грамотность – способ социальной ориентации личности, интегрирующий связь образования с многоплановой человеческой деятельностью.
Информационные ресурсы по оценке функциональной грамотности
основа развития функциональной грамотности ученика" в МОБУ Липовецкая СОШ № 1. В рамках Недели читательской грамотности в 4-А классе, учителем Медведевой М.В. проведено внеурочное занятие по курсу "Функциональная грамотность". Виктория Белоусова Формирование функциональной грамотности младших школьников как механизм повышения качества образования. Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.
"Функциональная грамотность"
В финал Олимпиады вышли 98 ребят из разных городов и районов края. Им предстоит участие в заключительном этапе Олимпиады. Заключительный этап Олимпиады состоится в 10. Владивосток, ул. Светланская, 22. Ребята в течение часа будут решать задачи и тесты по экономике, финансовой грамотности, семейному бюджету, истории денег. Подробная информация ЗДЕСЬ Просмотров всего: , сегодня: Ученица 9А класса стала победителем среди участников 3 Всероссийского Марафона по финансовой грамотности С 20 февраля по 6 марта 2023 года проходил 3 Всероссийский марафон по финансовой грамотности. Ученица 9А класса Аделина Бритоусова стала победителем среди 300 участников Марафона и вошла в в "двадцатку " победителей! Марафон - двухнедельное мероприятие, в течение которого участнику предлагалось прослушать 6 вебинаров на темы: -Осознанное потребление -Экологическое потребление Здоровье -Где увидеть возможности?
Во 2-х классах открытый урок по русскому языку «Правописание слов с разделительным мягким знаком». В 3-х классах прошла игра — викторина «Знатоки финансовой грамотности». В 4-х классах интеллектуальная игра «Битва хоров». Неделя завершилась успешно.
Поэтому логично, что определение функциональной грамотности меняется. Впрочем, классическое всё ещё в ходу. Распространённое в России понимание основано на работах психолога и лингвиста Алексея Леонтьева. В 2003 году под его редакцией вышел сборник об образовательной системе «Школа 2100», где содержалось такое широкое определение: «Функционально грамотная личность — это личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». Функциональная неграмотность может проявляться в неумении следовать простым инструкциям — например , к бытовой технике или лекарствам. Неумение находить, понимать и использовать информацию в разных форматах ограничивает также возможности карьерного роста, мешает участвовать в выборах и взаимодействовать с госучреждениями.
В 1960—1970-е годы ЮНЕСКО подсчитывала функционально грамотных по доле людей, получивших минимальное образование — от четырёх до девяти лет в зависимости от страны. Оно базируется на нескольких проверенных инструментах. Россия участвовала в первом раунде исследования, который состоялся в 2008—2013 годах, а второй раунд проходит в 2018—2024 годах — вероятно, по геополитическим причинам в России он проводиться не будет. С помощью тестов оценивают навыки в нескольких областях: грамотность чтения, математическая грамотность и решение так называемых адаптивных задач, или задач в технологически насыщенной среде то есть с помощью цифровых технологий, электронных устройств, интернета. Это и есть компоненты функциональной грамотности. Например, требуется найти ответ на вопрос в тексте или в статистических данных, заполнить пропуски подходящими словами, определить условия регистрации на сайте, подсчитать, исходя из заданных условий, какую пиццу выгоднее купить.
PISA оценивает развитие навыков 15-летних подростков в нескольких предметных областях. Но в отличие от привычных школьных тестов, концентрируется не на том, как они освоили конкретные темы школьной программы, а насколько умеют применять эти знания в повседневных задачах.
При этом не идет речи об обязательном введении отдельных уроков. Предполагается, что в образовательный процесс будут органично встраиваться формирование и оценка различных видов функциональной грамотности.
Чтобы функциональная грамотность оперативно вошла в школьную программу, выпустили специальную методичку. Подход коснется всех уровней школы. Функциональная грамотность — это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Леонтьев: «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» На практике функциональная грамотность проявляется в действиях учащихся, а оценка сформированности функциональной грамотности может осуществляться через оценку определенных стратегий действий, поведения учащихся, которые они могли бы продемонстрировать в различных ситуациях реальной жизни.
Отечественные исследователи выделяют следующие отличительные черты функциональной грамотности: 1. Функциональная грамотность на ступени общего образования рассматривается как метапредметный образовательный результат.
Сайт МБОУ СОШ им. Н.А. Некрасова
Главным результатом работы учителя становится умение и желание школьников использовать приобретенные знания в жизни. По мнению ученого, в начальной и основной школе учащимся необходимо предлагать вычислительные задачи с реальными ценами, настоящими расстояниями, жизненными и понятными сюжетами, а также развивающие задачи на ориентирование в пространстве и во времени. Неотъемлемой частью большинства задач должно быть развитие критического мышления, умения рассуждать — логики. В старших классах основная задача та же: развитие умения получать пользу от математики. Однако формы и содержание заданий существенно усложняются: появляются геометрические сюжеты площади и объемы , естественные задачи на проценты вычисление налогов, кредитных платежей, скидок, наценок и т.
Школьникам предлагаются простейшие задачи на представление и анализ данных диаграммы, таблицы.
Естественно-научная грамотность — способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства. Математическая грамотность — способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты. Финансовая грамотность — знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни. Креативное мышление — умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше; способность критически осмысливать свои разработки, совершенствовать их.
Дидактические основы функциональной грамотности в современных условиях: пособие для работников системы образования РАО. Ермоленко, Р. Леонтьев А. Деятельностный ум Деятельность. Цукерман Г.
Как младшие школьники учатся учиться? Публикации по теме:.
Глобальные компетенции: критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия; осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей; вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству. Они включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях, заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового. Нормативно-правовые документы по организации работы по повышению, формированию и оценке функциональной грамотности Постановление правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» 2018-2025 годы с изменениями на 24 декабря 2021 года редакция, действующая с 6 января 2022 года.
Что такое функциональная грамотность и как она связана с общим интеллектом
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ | Предпосылки функциональной грамотности необходимо формировать уже в дошкольном возрасте. |
Сайт МБОУ СОШ им. Н.А. Некрасова | Одно из наиболее распространённых определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев: «Функциональная грамотность. |
Лаборатория функциональной грамотности | Формирование функциональной грамотности – это непростой процесс, который требует от учителя использования современных форм и методов обучения. |
Новости - Новосибирская открытая образовательная сеть | Таким образом, функциональная грамотность – это уровень грамотности человека, определяющий его деятельность с использованием печатного слова в быту. |
Функциональная грамотность — ГБОУ школа №328 | Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. |
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ
У приволжских учеников прошла Неделя функциональной грамотности | С 5 по 9 декабря — НЕДЕЛЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ В МАОУ ШКОЛЕ №1. |
Информационные ресурсы по оценке функциональной грамотности | Направления функциональной грамотности: 1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности. |
ФГОС. Функциональная грамотность | ЧТО СТОИТ ЗА ПОНЯТИЕМ «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ» А. А. Леонтьев: Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально. |
Функциональная грамотность
В рамках Недели функциональной грамотности учителя начальных классов провели ряд запланированных мероприятий, которые подобрали, учитывая возрастные особенности младших школьников. Для успешного формирования функциональной грамотности в учебном процессе учителя должны получить ответы на следующие вопросы. важным показателем качества образования. Оксана Алексеевна, слова «функциональная грамотность» сейчас все чаще используют по отношению к дошкольникам. В рамках Недели читательской грамотности в 4-А классе, учителем Медведевой М.В. проведено внеурочное занятие по курсу "Функциональная грамотность". Одно из наиболее распространённых определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев: «Функциональная грамотность.
Функциональная грамотность – учимся для жизни
писать - понимать -ориентироваться и постепенно начинает включать более широкие сферы общественной и культурной жизни. На 2 уровнем овладения функциональной грамотностью учащиеся приобретают умения применять имеющиеся знания и навыки в простейших не учебных ситуациях. И возвращаясь, к понятию функциональная грамотность, роль учителя научить понимать, анализировать использовать любую поступающую информацию. Предпосылки функциональной грамотности необходимо формировать уже в дошкольном возрасте. Формирование основ функциональной грамотности относится к тем метапредметным результатам, которые должны предшествовать предметному обучению, иначе изучение учебных дисциплин не сможет стать результативным и эффективным. Виктория Белоусова Формирование функциональной грамотности младших школьников как механизм повышения качества образования.
Нижнее меню
- Основы функциональной грамотности (часть 2) | Учим учиться
- Сущность понятия «функциональная грамотность».
- Зачем дошкольникам функциональная грамотность. Интервью с экспертом
- Функциональная грамотность – учимся для жизни - ОГАОУ ДПО БелИРО
- Функциональная грамотность | МБОУ Долинненская СОШ им. Перепадина А.И.
- Функциональная грамотность – учимся для жизни
Лаборатория функциональной грамотности
При выполнении заданий учащийся должен понять и решить проблему, которая лежит вне рамок предметной области, вне изучаемого учебного материала. Составляющие функциональной грамотности 1. Читательская грамотность. Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Естественно-научная грамотность. Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями. Математическая грамотность.
Многие педагоги дают хорошие, я бы даже сказала глубокие знания по предметам, но не обучают применять эти знания в различных жизненных ситуациях. Ребенок должен идти путём собственных находок от незнания к знаниям, при этом развивая свой собственный творческий и интеллектуальный потенциал. Также организовать свою самостоятельную познавательную деятельность, то чего сейчас не хватает нашим детям, в связи с «гиперопекой» родителей, бабушек, братьев и т. Взрослые постоянно диктуют ребенку, что он должен делать, тем самим не давая ему выбора. Своеобразием начального этапа в системе целостного среднего образования является то, что именно на этой ступени важно обеспечить условия для освоения основных умений учебной деятельности, потребности и желания учиться. Именно эта деятельность в комплексе других деятельностей игровой, спортивной, художественной, трудовой , выполняемых ребенком, играет ведущую роль в его психическом развитии. Библиографический список.
Естественно-научная грамотность — способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства. Финансовая грамотность — знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни. Креативное мышление — умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше. Глобальные компетенции.
Обычно освоение учащимися различных техник чтения относится к ведению преподавателей словесности, и акцент делается на восприятие художественного текста. А ФГ основывается на умении анализировать тексты различной направленности и, в том числе, учебные и научно-популярные. В зависимости от конкретной образовательной задачи смысловые акценты в анализе текста могут быть расставлены по-разному, в том числе из-за обилия таблиц, графиков и других иллюстраций. Это уже сложнее и требует дополнительных усилий. А еще нужно уметь воспринимать информацию на слух, следить за динамическими видеорядами — мультипликацией, анимированной графикой, видео. Все эти форматы в наши дни широко используются в учебной литературе: электронных учебниках, ресурсах Интернета, компьютерных моделях. Еще раз повторим, что сами понятия чтения и письма существенным образом изменились. Сегодняшние учащиеся в большей степени, чем предыдущие поколения школьников, подвержены технологическим аспектам информатизации. Современный учебный текст приобрел мультимедийный характер: он использует весь спектр иллюстративных ресурсов от статичного изображения до звука и видео, обладает интерактивностью. Даже традиционные дидактические материалы сильно изменились по сравнению с теми учебными пособиями, которыми пользовались раньше. Еще заметнее эта тенденция прослеживается применительно к электронным учебникам, образовательным программам, ресурсам Интернета, которые уже стали полноправными участниками образовательного процесса. Можно сделать вывод, что для сегодняшнего школьника чтение — это процесс восприятия и усвоения мультимедийной информации, представленной совокупностью различных форматов.
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Корректное и глубокое определение функциональной грамотности дал А.А. Леонтьев. Одно из наиболее распространённых определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев: «Функциональная грамотность. Функциональная грамотность Виноградова Н.Ф.: «Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности Ребенок должен обладать: готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром. Об эффективных практиках формирования функциональной грамотности в начальной школе, в том числе о креативном мышлении, доложила Каширина Л.Н., учитель начальных классов Валуйской средней школы №4 Белгородской области и Горохова А.И. Функциональная грамотность – это выработанная в процессе учебной и практической деятельности способность к компетентному и эффективному действию, умение находить оптимальные способы решения проблем, возникающих в ходе практической деятельности.
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Современный учебный текст приобрел мультимедийный характер: он использует весь спектр иллюстративных ресурсов от статичного изображения до звука и видео, обладает интерактивностью. Даже традиционные дидактические материалы сильно изменились по сравнению с теми учебными пособиями, которыми пользовались раньше. Еще заметнее эта тенденция прослеживается применительно к электронным учебникам, образовательным программам, ресурсам Интернета, которые уже стали полноправными участниками образовательного процесса. Можно сделать вывод, что для сегодняшнего школьника чтение — это процесс восприятия и усвоения мультимедийной информации, представленной совокупностью различных форматов.
Педагогика сегодня стремится сделать учение более активным, предлагает различные практики, в которых школьники должны самостоятельно усваивать учебный материал. Но представим себе, как сможет справляться с такой работой ученик, который плохо понимает прочитанные тексты, не привык разбираться в сопровождающих его иллюстрациях, не может найти нужные сведения в таблицах… И никакие дополнительные возможности цифровой образовательной среды не помогут ему лучше учиться до тех пор, пока у него не будут сформированы основы ФГ. Без необходимых умений обучение будет некомфортным для всех: для самого ученика, который обречен быть отстающим; для учителя, который вынужден будет по несколько раз объяснять одно и тоже без особой надежды на успех.
А родителям, вероятно, придется искать репетиторов по всем предметам, хотя проблема их ребенка вовсе не в недостаточности знаний, а в отсутствии необходимых умений. Косарецкий, К. Баранников, А.
Беликов и др. Косарецкого, И.
Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Естественно-научная грамотность — способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства. Математическая грамотность — способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты. Финансовая грамотность — знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
Леонтьев в одной из своих работ писал: «Если формальная грамотность — это владение навыками и умениями техники чтения, то функциональная грамотность — это способность человека свободно использовать эти навыки для извлечения информации из реального текста — для его понимания, сжатия, трансформации». Итак, функционально грамотная личность - это человек, — ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами например, умеющий соотносить и координировать свои действия с действиями других людей ; — способный быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений; — умеющий отвечать за свои решения; — способный нести ответственность за себя и своих близких; — владеющий приемами учения и готовый к постоянной переподготовке; — обладающий набором компетенций, как ключевых, так и по различным областям знаний; — для которого поиск решения в нестандартной ситуации — привычное явление; — легко адаптирующийся в любом социуме и умеющий активно влиять на него; — хорошо владеющий устной и письменной речью как средством взаимодействия между людьми; — владеющий современными информационными технологиями. На развитие функциональной грамотности учащихся влияют следующие факторы: 1 содержание образования образовательные стандарты, учебные программы ; 2 формы и методы обучения; 3 система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся; 4 программы внешкольного, дополнительного образования; 5 модель управления школой общественно-государственная форма, высокий уровень автономии школ в регулировании учебного плана ; 6 наличие дружелюбной образовательной среды, основанной на принципах партнерства со всеми заинтересованными сторонами; 7 активная роль родителей в процессе обучения и воспитания детей. Ковалева Г. Факторы эффективного формирования функциональной грамотности.
Сегодня учителя школа1287 работали в группах переговорные комнаты на платформе Microsoft Teams, а потом делились своими методическим находками по разработке заданий по функциональной грамотности. Это еще один положительный и важный опыт в копилке наших учителей!
Что такое функциональная грамотность и как она связана с общим интеллектом
Для успешного формирования функциональной грамотности в учебном процессе учителя должны получить ответы на следующие вопросы. Оценка функциональной грамотности учащихся основной. Главная» Новости» Функциональная грамотность в начальной школе выступление на педсовете.