14 октября 1892 года вышли из печати "Приключения Шерлока Холмса" Артура Конан Дойля.
«Шерлок Холмс» стал общественным достоянием
В Москве памятник Шерлоку Холмсу стоит возле здания посольства Великобритании на Смоленской набережной. В 1892 году Конан Дойл даже написал Беллу: «Шерлоком Холмсом я, безусловно, обязан вам». После второй опубликованной повести «Знак четырех» популярность Шерлока Холмса достигла небывалых высот, а мир будто охватила Шерлокомания. В поисках недорогого жилья он встречает некого Шерлока Холмса – мастера по распутыванию загадочных преступлений.
В 2023 году несколько знаменитых литературных произведений получат статус общественного достояния
- Дойл Артур Конан - Записки о Шерлоке Холмсе
- Заговор Уотсона-Дойла, или Кто убил Шерлока Холмса - Год Литературы
- Артур Конан Дойл - Записки о Шерлоке Холмсе: описание книги, сюжет, рецензии и отзывы
- Ненавистный герой Артура Конан Дойла
- Последняя история о Шерлоке Холмсе стала общественным достоянием | Пикабу
- Вышло первое издание "Приключений Шерлока Холмса"
Артур Конан Дойл - Записки о Шерлоке Холмсе
Наследники Артура Конан Дойла выбрали писателя, который напишет новый роман о Шерлоке Холмсе: книга за авторством сценариста телевизионного «Пуаро Агаты Кристи» должна появиться в продаже в сентябре этого года. знаменитый сыщик №2. А кто же был первым? В сборник «Архив Шерлока Холмса», написанный в 1927 году, входят «Камень Мазарини», «Вампир в Суссексе», «Загадка Торского моста» и ещё девять рассказов.
День Шерлока Холмса отмечают сегодня все поклонники его дедуктивного метода
Когда вы писали продолжение Шерлока Холмса, вы погружались в мир Артура Конан Дойла или пытались привнести в него что-то современное? Сам Конан Дойль написал 4 повести и 56 рассказов, но многочисленные подражатели – графоманы и знаменитые писатели – до сих пор придумывают новые приключения Шерлока Холмса. Читать онлайн книгу «Весь Шерлок Холмс» автора Артура Конана Дойла. Временами Шерлока Холмса обуревало желание поспорить, тогда, вместо традиционной глиняной, он раскуривал трубку из вишнёвого дерева.
Шерлок Холмс справляет юбилей. 125 лет первой книге о великом сыщике
Этот сборник получился менее ровным, если говорить о качестве представленного материала, рассказов, известных широкому кругу читателей, здесь практически нет, но это скорее плюс. Чуть меньше половины рассказов, на мой взгляд, достойны высших баллов — это очень хороший показатель, поэтому даже несмотря на наличие явно провального «Желтого лица», я не могу сказать, что «Записки» в чем-то уступают «Приключениям». Снова нам встречается ряд рассказов, от которых остается ощущение дежавю, но вторичность части материала компенсируется развитием образа главного героя. Этот сборник без сомнения входит в обязательную программу ознакомления с циклом, все продолжения можно считать факультативом, несмотря на то, что они были написаны самим автором, хотя покидать уютную гостиную дома на Бейкер-стрит мне, признаться, очень не хочется.
Оценка: 9 [ 2 ] algy , 27 февраля 2014 г. Наверное, когда Дойл писал от имени Великого Сыщика письмо доктору Ватсону в «Последнем деле Холмса», он искренне верил в эти слова. Ведь эта история — действительно вершина карьеры, самый славный подвиг — избавить мир от настоящего чудовища, гения преступного мира — профессора Мориарти.
И как «любовно» выбрал Дойл место для достойного завершения жизни своего героя: прекрасный Рейхенбахский водопад на фоне величественных Альп. Но нам, читателям, повезло: суждено было стать этому прекрасному рассказу не завершением жизни Холмса, а лишь очередного цикла историй, украшением «Записок о Шерлоке Холмсе». Каждая история хороша по-своему, о каждой есть, что сказать.
И после этого Дойл надеялся, что читатели позволят ему «убить» Холмса? И это прекрасно, что путь от «Этюда в багровых тонах» до «Последнего дела Холмса» — лишь самое начало знакомства с Холмсом и Ватсоном, и все самое интересное — и «Пляшущие человечки», и «Шесть наполеонов» и «Собака Баскервилей» — еще впереди. Оценка: 9 evridik , 27 июля 2010 г.
Этим сборником автор пытался убить полюбившегося нам всем героя... А я люблю этот сборник. И в детстве его читала с большим удовольствием, и сейчас перечитала с не меньшим.
Некоторые рассказы чуть ли не пошагово помню. Наверное, они чуть ярче остальных. Есть рассказы, которые я вообще не помню когда читала недавно, даже приблизительно не помнила, о чем они и была уверена, что раньше не читала их.
Но в общем и целом этот сборник вполне хорош. Правда, я бы не отличила «Записки» от более ранних «Приключений», не смогла бы определить, какой рассказ в какой сборник входит. Очень полезное чтиво для всех.
Именно методы Дойла использовали в своих рассказах многие писатели. Рассказы очень интересные, но есть также довольно скучные. Отличнейший, очень яркий сборник.
Классика детектива. Пожалуй, в целом уровень рассказов повыше, чем в первом цикле. Оценка: 10 [ 4 ] Nog , 10 августа 2007 г.
И снова, несмотря на то, что рассказы неодинаковы по уровню, не могу поставить сборнику в целом оценку ниже 10. Что интересно, в этом сборнике описаны и самое первое, и самое последнее дело Холмса. Ну, по крайней мере, так считал Конан Дойл на момент написания :smile: Оценка: 10 [ 3 ] квинлин , 2 августа 2007 г.
Здесь автор создает для Холмса врага — доктора Мориарти. Именно он стот за сотнями и сотнями преступлений, которые совершаются в Англии каждый день. Доктор и Сыщик сходятся в финальном рассказе.
И это не случайно — рассказы и повести об этом бессмертном герое отмечены всеми достоинствами первоклассной беллетристики: богатой выдумкой, безукоризненной интригой, точной и легкой манерой изложения, а сам герой являет собой идеал рыцарственного борца со злом, воплощенным в преступлении. В настоящий том включен сборник рассказов А. Конан Дойла «Записки о Шерлоке Холмсе» 1892—1893.
Но Конан-Дойль не отказывается от своего персонажа. Он выводит его вместе с Ватсоном, конечно в нескольких рассказах, публикуемых в журнале «The Strand Magazine». Постепенно Шерлок Холмс становится очень популярным. Настолько, что Конан-Дойль, считавший рассказы о нем «легким чтивом», в 1891 году решает «предать его смерти» в «Последнем деле Холмса».
В конце рассказа Шерлок погибает, упав со скалы вместе со своим противником — гением преступного мира профессором Мориарти. Смерть героя, пусть и литературная, вызвала гнев читателей, потребовавших «оживить» детектива. Говорят, что среди тех, кто с подобной просьбой обратился к писателю, была даже королева Виктория и другие члены монаршей семьи. В результате, в 1903 году Конан-Дойль «воскресил» сыщика, выпустив сборник «Возвращение Шерлока Холмса».
Ведь Масленников нас просто использовал. Причем ни меня, ни Виталия в известность не поставил. По меньшей мере он повел себя неэтично. Я тогда спросил Соломина: «Как ты считаешь?
Но мне, - говорит, - работать с Масленниковым. Если сейчас выступлю, должен буду отказаться от роли». А Ливанов, видимо, решил, что мы жутко заработали. Как мне потом рассказали, он посчитал, что ему чего-то там недоплатили. А там и платить-то нечего было. Виталий пытался все как-то сгладить. А тот шумел, галдел, говорил, что, дескать, только Масленников считает себя хозяином этого фильма. Вот знаете, это о нем говорит еще хуже.
Говорит о его мелочности. Не надо всех мерить по себе… Понимаете, до «Шерлока Холмса» слово «успех» и «режиссер Масленников» были понятиями несочетаемыми. В его прежних фильмах не было ни одной актерской удачи. Поэтому для него наша совместная работа стала хорошей школой. Знаете, когда мы с Виталием импровизировали, Масленников повторял одну и ту же коронную свою фразу: «Вы угадали тайный замысел режиссера». В конце 1970-х два замечательных сценариста, Дунский и Фрид, принесли свою версию Конан Дойла. Я никогда не увлекался детективами, но в этом сценарии обнаружил одну вещь, которой не было ни в одной другой подобной экранизации. Это появление равноправного персонажа рядом с Шерлоком Холмсом - доктора Ватсона.
Ведь Холмс очень однозначен. Там, в общем-то, и играть-то особенно нечего. И одному Холмсу сюжет не вытянуть - обязательно нужен равнозначный партнер. Блестящий актер, безусловно. Но он оказался очень буквальным Холмсом, таким, как и все. И мне сразу стало неинтересно. Ведь у Холмса нет характера. Конан Дойл сделал из него кокаиниста, скрипача, вставил ему трубку в зубы.
Это все попытки каким-то образом очеловечить Холмса. Безуспешные, надо признать, попытки. А благодаря Ливанову он стал по-настоящему живым человеком. Василий Борисович - человек сложный, до того он снимался у меня в картине «Ярославна - королева Франции» в роли вечно пьяного рыцаря Бенедиктуса - буйного, драчливого человека, каким Ливанов, собственно, и был на самом деле. Но в нем присутствовало и какое-то мальчишество. Знаете, когда я встречался с Василием Аксеновым, он часто говорил: «Ну что, поиграем в «англичанство»? Это и создает характер героя. Для чего мы, в конце 1970-х годов, будем экранизировать Конан Дойла?
Я сразу сказал, что это несерьезно. В какое «англичанство» поиграть? В анекдотическое? И, в конце концов, мы сформулировали задачу так: мы снимаем фильм о людях, которые готовы бескорыстно прийти на помощь терпящим бедствие. Вот стержневая нравственная идея всего сериала. Сначала - об этом. А уж, в-третьих, в-пятых, в-десятых - «англичанство».
В недрах Земли обнаружен гигантский океан
- В каком порядке читать «Шерлока Холмса» Артура Конана Дойла?
- Российские ученые создали электронные глаза для слепых
- Злоключения Шерлока Холмса. Что из этого вышло — Мир новостей
- Злоключения Шерлока Холмса. Что из этого вышло — Мир новостей
- 160 лет со дня рождения автора Шерлока Холмса
- Дойл Артур Конан - Записки о Шерлоке Холмсе
Создатель Шерлока Холмса — Артур Конан Дойл
Он получает приглашение на работу и должен в ближайший понедельник приступить к исполнению своих новых обязанностей. Но к нему является незнакомец с более выгодным предложением от малоизвестной Франко-Мидланской компании скобяных изделий. Клерк обращается к Холмсу с просьбой распутать этот клубок. Беда постигла сокурсника Холмса Виктора Тревора. Его отец тревожится по поводу человека по имени Хадсон и он кончает жизнь самоубийством. Что же связывает богатого человека с жалким матросом? Обряд дома Месгрейвов Вот уже несколько веков каждый мужчина из рода Месгрейвов, достигнув совершеннолетия, выполняет определенный ритуал, заключающийся в ответах на ряд вопросов. Смысл ритуала утерян, но сам он исполняется неукоснительно. Как связаны старинный ритуал, исчезновение дворецкого, изучавшего записи о ритуале, и болезнь горничной, когда-то влюбленной в дворецкого?..
Рейгетские сквайры Холмс после напряженной работы явно нуждался в перемене обстановки, отдыхе за городом. Ватсон забирает друга в местечко возле городка Рейгет в графстве Суррей, в дом с холостяцкими порядками и полной свободой. Однако, события разворачиваются так, что об отдыхе пора забыть — загадочное ограбление в доме по соседству, а затем и убийство служат причиной этому. Горбун Полковника Барклея нашли мёртвым после сильной размолвки с женой, лежащим на полу с размозженным затылком. Его жена без чувств лежала на софе в той же комнате.
Неприемлемо использование более одного потайного хода.
В детективном романе не могут быть неизвестные науке яды и хитроумные устройства, требующие долгого объяснения. В произведении не должен фигурировать китаец данная «заповедь» отсылает к засилию отрицательных персонажей китайского происхождения, которое было характерно для массовой литературы начала XX века. Ни безосновательная, но верная интуиция, ни счастливый случай не могут помогать сыщику в расследовании преступления. Преступником не может оказаться детектив. Детектив не может ничего утаивать от читателя, дабы поддерживать дух честной игры. Глуповатый друг детектива, Уотсон или Гастингс в том или ином облике, не должен скрывать ни одного из соображений, приходящих ему в голову; по своим умственным способностям он должен немного уступать — но только совсем чуть-чуть — среднему читателю.
Неразличимые братья-близнецы и вообще двойники не могут появляться в романе, если читатель должным образом не подготовлен к этому. Например, в своем рассказе «Неудача Пуаро» или в начале романа «Десять негритят» Агата Кристи Agatha Clarissa, 1890-1976 уже нарушает первую «заповедь». Осторожность — лучшее оружие. Агата Кристи «Десять негритят. Еще одна особенность, свойственная произведениям авторов ЗВД, — их часто относят к категории «уютных» в силу заведомой завершенности в финале тайна всегда разрешается , понятного языка, «человечности» сыщика и ограниченности пространства, в котором происходит действие. Такой локальный масштаб сюжета в то время выполнял определенную психологическую функцию — отвлекал читателя, потрясенного большим количеством политических и общественных тревог начала XX века и предлагал эскапистский комфорт.
Этим фактом можно объяснить популярность данного жанра литературы в тот период.
Далее идут два рассказа, ставшие изюминкой сборника — «Глория Скотт» и «Обряд дома Месгрейвов». Оба рассказывают о временах, когда Холмс только вставал на путь расследования преступлений и решения загадок. Второй рассказ, на мой взгляд, является лучшим в сборнике, классический поиск сокровищ по невнятному старинному обряду завершается триумфальным возвращением «сокровища нации». В «Рейгетских сквайрах» Холмс тоже на себя не похож, зато здорово напоминает усреднённый образ частного сыщика. Если Холмса здесь заменить на Пуаро и добавить пяток подозреваемых здесь с ними не густо , то такой рассказ вполне могла бы написать Агата Кристи. Восстание сипаев, уехавший на родину обманщик, идущий за ним через полсвета мститель. Разве что, андаманца заменили на мангуста. Тому виной британские бандиты, изображающие русскую аристократию перед слишком наивным лондонским, скажем так, неврологом. В самом деле, Шерлок Холмс и ещё более умный Майкрофт Холмс не находят ничего лучше, чем дать объявление в газету и палец о палец не ударяют, чтобы обезопасить, подставленного таким образом свидетеля.
Тут есть всё, что нужно — международные интриги, любовь, предательство, озарения Холмса и даже засада. Но уж больно неправдоподобно совершено преступление, а с таким началом всерьёз дальнейшие события просто не воспринимаются. Наконец «Последнее дело Холмса», долженствующее стать мощным восклицанием, завершающим эпопею великого сыщика. Однако, возможно неосознанно, Артур Конан Дойл оставил эту дверь слегка приоткрытой. И восклицание превратилось в многоточие... Оценка: 10 [ 6 ] AlisterOrm , 19 августа 2017 г. Этот сборник всё же не настолько западает в память, как предыдущий, но он всё равно подарил нам ряд ярких и запоминающихся эпизодов. Кое-какие я вынес из детства: таков рассказ о таинственном обряде дома Месгрейвов, или эпизод с трагической историей узника совести с корабля «Gloria Scott». Ими являются, скажем, история о поиске морского договора и негодяе, укравшего его, и значимость образа профессора Мориарти в «легендариуме» Шерлока Холмса. Должен сказать, что сборник составлялся как собрание последних историй о великом сыщике, и многие рассказы имеют ностальгический привкус.
Иногда Шерлок Холмс вспоминает о своём прошлом, порой доктор Уотсон думает о своём погибшем друге... Это был бы неплохой аккорд ко всей истории, но мы знаем, что всё пошло по другому... И славно — впереди было много хороших вещей. Оценка: 8 [ 2 ] Александрович , 30 января 2016 г. Второй сборник рассказов о Шерлоке Холмсе получился значительно лучше первого. Истории в целом стали короче, меньше рассказов где сыщик выступает в роли Мебели, появляются новые сведения о его биографии и, конечно главный враг Шерлока — профессор Мариарти. Оценка: 10 [ 15 ] Нескорений , 8 октября 2015 г. Второй сборник рассказов, посвященный приключениям знаменитого сыщика, включает в себя более десятка загадочных дел, в которых Холмс демонстрирует свое безупречное искусство детектива и знание дедуктивного метода. Дела подобрались разноплановые, автор показывает нам, как старые приключения, которые произошли еще до знакомства с Ватсоном, так и самое последнее дело — схватку с преступным гением Мориарти, которая по изначальному авторскому замыслу должна была поставить финальную точку в карьере великого сыщика. По сравнению с предыдущим сборником в «Записках» не так много широко известных всем и каждому рассказов, но от этого сборник ничуть не теряет.
Обращает на себя внимание некая неровность сборки — рядом с жемчужинами попадаются и откровенно проходные, не дотягивающие до высокой планки, истории. Виной этому послужила специфика написания рассказов — каждый месяц автор выдавал новую историю для публикации в журнале «Стрэнд» — при таком раскладе нет ничего удивительного, что некоторые рассказы получились гораздо слабее остальных — не всегда муза балует писателей своим посещением. Карьера Холмса продолжается — Шерлок приобретает все большую известность, и, как следствие этого, количество интересных посетителей его обиталища на Бейкер-стрит возрастает. Постепенно наш сыщик выходит на международный уровень, автор вскользь упоминает о деликатных делах, в расследовании которых Холмс оказал неоценимую помощь, для этого ему пришлось совершать путешествия в Европу. Постепенно мы узнаем больше о корнях Шерлока, знакомимся с его старшим братом Майкрофтом, который обладает еще более проницательным умом, чем наш герой, что уже само по себе кажется невероятным.
Именно поэтому бестселлером 1828-1829 годов стали «Правдивые мемуары Видока» - автобиография полицейского осведомителя Франсуа Эжена Видока. Это был бум, который породил массу подражаний от «Воспоминаний агента сыскной полиции» до «Приключений настоящего полицейского». Такие книжки продавались как горячие пирожки. Постепенно полицейская тема проникает и в литературу более высокого качества.
Эдгар По публикует свое «Убийство на улице Морг». Именно его сыщик Огюст Дюпен стал первым литературным героем, прибегшим к дедуктивному методу. Впрочем, слово «дедукция» еще не используется - Эдгар По называет это словом «анализ», «дар аналитического мышления». Тот, кто им обладает, «обожает загадки, ребусы и криптограммы, обнаруживая в их решении проницательность, которая уму заурядному представляется чуть ли не сверхъестественной. Его решения, рожденные существом и душой метода, и в самом деле кажутся чудесами интуиции». Повесть Эдгара По тоже послужила предметом для написания множества подобных сюжетов. В 1852 году Чарльз Диккенс, вдохновленный подвигами реального инспектора Чарльза Филда, публикует свой роман «Холодный дом». А в 1868-м вышел роман «Лунный камень» Уилки Коллинза, который с легкой руки поэта Томаса Стернза Элиота долгое время считался первым детективом в истории литературы. Но недавно исследователи выяснили, что за три года до «Лунного камня», в 1865-м, выходит другой роман, который, кстати, буквально на днях издали на русском языке, - «Загадка Ноттинг-Хилла» Чарльза Уоррена Адамса.
Теперь литературоведы ведут отсчет детективов именно с него. Словом, Англия была готова к тому, чтобы познакомиться с захватывающей историей о привлекательном гении-полицейском, расследующем козни злодеев. Зерно Артура Конан Дойля упало в подготовленную почву.
Вспоминаем Шерлока Холмса: День рождения знаменитого сыщика
В 1893 году Артур Конан Дойл отправил Шерлока Холмса на верную смерть к Рейхенбахскому водопаду. Фраза Шерлока Холмса «Элементарно, Ватсон» не встречается ни в одной книге Артура Конан Дойля о Шерлоке Холмсе. Поговаривали, что в один момент Шерлок Холмс надоел создателю, поэтому Артур решил умертвить остроумного сыщика. В общей сложности Шерлок Холмс появляется в 56 рассказах и 4 повестях Артура Конана Дойла. Кстати, адрес Шерлока Холмса и доктора Ватсона — Бейкер-стрит 221-б — был вымышленным.
Артур Конан Дойл - Записки о Шерлоке Холмсе
Классическая библиография Шерлока Холмса включает 60 произведений (56 рассказов в 5 сборниках и 4 повести), написанных оригинальным создателем данного персонажа — сэром Артуром Конан Дойлем. Морис Леблан, знаменитый автор Арсена Люпена, джентльмена-грабителя, заставил Шерлока Холмса гоняться за ним, а Стивен Кинг решил прославить доктора Уотсона и «поручил» ему самостоятельное расследование. В историю мировой литературы английский писатель Артур Конан Дойл (1859—1930) вошел как создатель Шерлока Холмса, гениального сыщика с Бейкер-стрит, 221-б. Когда связь Белла с Шерлоком Холмсом стала известна, представители мировой прессы начали регулярно разыскивать его в попытке застать прототипа в действии. В 2011 году наследники Артура Конан Дойля впервые официально разрешили написать новую книгу о Шерлоке Холмсе.
Основные даты в жизни Шерлока Холмса (те, что можно определить)
Я рад сотрудничать со Storytel и его огромной аудиторией по всему миру. Для меня этот проект — приключение само по себе», — рассказал Энтони Горовиц. Сценарий сериала будет написан командой под руководством Энтони Горовица и исполнительного продюсера Storytel Серена Вестергаарда. Весной 2022 года аудио появится на всех рынках Storytel.
Будь он сыщиком, так уж наверняка поставил бы это захватывающее, но плохо организованное дело на научную основу... Первый издатель, к которому обратился Конан Дойль с повестью «Этюд в багровых тонах», назвал ее «бульварной дешевкой». Произведение, как рассказывает биограф Артура Конан Дойля Рассел Миллер в книге «Приключения Конан Дойля», было опубликовано только спустя полтора года в альманахе «Битонс Кристмас эньюэл». На обложке, кроме изображения Шерлока Холмса, склонившегося над трупом, было много рекламы, в том числе пасты от клопов. Альманах распродался очень быстро; отзывы были отличные. Пока «Этюд» ждал публикации, Конан Дойль пребывал в расстроенных чувствах. Со временем, однако, все наладится», - писал он матери. И был, как мы знаем, абсолютно прав. Все более чем наладилось. Литературная карьера Артура Конан Дойля - пусть не разом, а постепенно - пошла в гору. Не с первого раза, но тем не менее публикуются рассказы в толстых журналах, за чем пристально следит отец писателя Чарльз. Человек со сложной судьбой, художник по призванию, алкоголик, Чарльз Дойль во время написания «Этюда... В 1868 году, чтобы поддержать отца, Конан Дойль предлагает ему проиллюстрировать переиздание «Этюда в багровых тонах». Рисунки вышли неудачными - как пишет Рассел Миллер, Шерлок Холмс оказался больше похож на самого отца писателя, с усами и бородой. Тогда как в повести четко написано, что Холмс всегда был гладко выбрит. Забавное совпадение: отец еще одного знаменитого человека также проиллюстрировал «Этюд в багровых тонах».
С первого взгляда определяет образцы различных почв. После прогулок показывает мне брызги грязи на брюках и по их цвету и консистенции определяет, из какой она части Лондона. Знает, кажется, все подробности каждого преступления, совершенного в девятнадцатом веке. Хорошо играет на скрипке. Отлично фехтует на шпагах и эспадронах, прекрасный боксер. Основательные практические знания английских законов. Чудак, над которым можно посмеяться! Но однажды доктор Уотсон узнает о профессии своего соседа: «Видите ли, у меня довольно редкая профессия. Пожалуй, я единственный в своем роде. Я сыщик-консультант, если только вы представляете себе, что это такое. В Лондоне множество сыщиков, и государственных и частных. Когда эти молодцы заходят в тупик, они бросаются ко мне, и мне удается направить их по верному следу. Они знакомят меня со всеми обстоятельствами дела, и, хорошо зная историю криминалистики, я почти всегда могу указать им, где ошибка. Я выслушиваю их истории, они выслушивают мое толкование, и я кладу в карман гонорар». Некоторое время доктор Уотсон не без удовольствия наблюдает, как его друг раскрывает мрачные преступления, легко справляется с головоломными загадками. Несмотря на объявления в газетах, больные к Уотсону не ходят, и, чтобы поправить свои финансы, он начинает писать рассказы о Холмсе — что приносит ему скромные деньги, а сыщику — дополнительную рекламу! И вскоре он оказывается в самой страшной зависимости от своего соседа — не финансовой, а полной! Есть Холмс — все в порядке. Нет Холмса — и снова нищета и бессмысленное ожидание пациентов. И приходится каждый день выслушивать издевки, вечное «элементарно, Уотсон! Терпеть его игру на скрипке по ночам, его наркоманские заскоки, а Холмс тем временем получает благодаря ему, Уотсону - международную известность! К нему обращаются Франсуа Виллар, который пишет Холмсу как ученик учителю, король Богемии, другие знатные и богатые клиенты. Холмс богатеет, а Уотсон так и бегает при нем - то ли в качестве секретаря и биографа, то ли вроде шута. И Холмсу ничего не надобно, кроме работы и наркотиков, — а Уотсон мечтал бы жениться, стать врачом с хорошими средствами, зажить уютной жизнью. Вместо этого он вынужден выслушивать блестящие догадки и бестактные слова Холмса о часах своего брата. И все время Холмс твердит: «Вы поражены, потому что не видите хода моих мыслей, а мелкие факты для вас не существуют», «элементарно, Уотсон! У нее, бесспорно, есть для этого данные. Вы обратили внимание, что она в первый же день привезла нам из всех бумаг отца не что иное, как план Агрской крепости. Но любовь - вещь эмоциональная, и, будучи таковой, она противоположна чистому и холодному разуму. А разум я, как известно, ставлю превыше всего. Что касается меня, то я никогда не женюсь, чтобы не потерять ясности рассудка». То есть Холмс намекает, что мисс Морстен могла бы тоже работать на него! Вся жизнь Уотсона — профессиональная, литературная, личная и вот теперь семейная окажутся на службе у Холмса-поработителя! И обратите внимание на странное исчезновение сокровищ Агры! Следствие вынуждено поверить на слово Джонатану Смоллу, который якобы выбрасывает их в Темзу, однако не можем ли мы допустить, что, оказавшись в руках правосудия, Смолл вполне мог предложить некоему лицу сохранить половину сокровищ до того момента, когда он будет отпущен с каторги, к тому же деньги могли бы существенно облегчить его существование в неволе! К кому бы он мог обратиться? К Лестрейду? К Холмсу? Тем более. А вот обозленный на своего друга-хозяина доктор вполне мог бы перед женитьбой «слегка» нарушить закон. Как догадался об этом Холмс и когда — трудно сказать. Возможно, ему попалась на глаза какая-нибудь вещь из спрятанных в сундуке драгоценностей — ее могла надеть та же миссис Уотсон. А может быть, доктор проговорился или упустил из виду какую-то ничтожную мелочь, трактовать которые Холмс был великий мастер. Здесь мы вступаем в сферу предположений: Холмс как источник пусть и мелкого дохода был нужен Уотсону, затем необходимость отпала, и Уотсон зажил отдельно. Но однажды доктор почувствовал исходящую от великого детектива опасность, уговорил его поехать в Швейцарию и расправился с ним. Кстати, а не те же ли причины заставили Артура Игнейшеса Конан Дойла расправиться со своим героем? Зависть, ревность, зависимость… Кстати, зависть — это и есть зависимость, только без пяти букв. Без пяти знаков. Интересно, а кто же появился потом под видом Холмса на Бейкер-стрит? После фальшивой продажи Уотсоном своей небогатой практики за весьма неплохие деньги?
Это невозможно. И портились солидно, - признается Масленников. Ну, взять хотя бы историю с этим злополучным новым сериалом. Да, мы переформатировали старые серии. Но только ради того, чтобы фильм стал экспортным. Чтобы того же Василия Борисовича увидел весь мир. Ведь на Западе никто нашего «Холмса» не смотрел - это все легенды... А вот эти слова режиссера точно вызывают недоумение. Неоднократно же приходилось читать, что советского «Холмса» признали лучшей экранизацией в мире. А знаменитая каскетка Ливанова - чуть ли не центральный экспонат музея Холмса на Бейкер-стрит... Наши серии были нестандартными. По советским меркам фильмы продолжительностью меньше часа считались короткометражкой. А значит - совсем другое финансирование. Поэтому все серии снимались из расчета - чуть больше часа: час десять, час пятнадцать. А это - не товар для иностранного телевидения. Там строгое правило: серия - 52 минуты. Я знаю точно, что нашего «Холмса», за исключением «Собаки Баскервилей», Запад не видел: сериал показывали только в странах соцлагеря. В 1982 году меня пригласили на Международный фестиваль телевизионных фильмов в Монте-Карло, где вне конкурса представлялись два наших фильма: «Пестрая лента» и «Собака Баскервилей». И вот тогда представители BBC купили обе эти картины и показали их по английскому телевидению. Как Холмс и Ватсон мы с Виталием были признаны лучшей парой всех времен и народов. Причем английской критикой, что не шутка. У меня все эти газеты сохранились. В Daily Mail, например, вышла рецензия на наш фильм. Так вот, журналистка пишет, что где-то пересеклась с Маргарет Тэтчер и спросила ее, смотрела ли она «Собаку Баскервилей», и та ей ответила: «Из всего того, что я видела, русский «Холмс» лучше всех». Мне посчастливилось дружить с Грэмом Грином, в последние его годы, и однажды он мне сказал: «Ваш Шерлок Холмс обогнал вас». Дочка Конан Дойла, которая смотрела «Собаку Баскервилей», лично мне говорила: «Если бы отец увидел русского «Шерлока Холмса», он был бы счастлив». А потом специально ко мне приехали англичане, немцы и японцы из всемирного «Клуба Холмса» и вручили специальный диплом. Если едут японцы, что тут раздутого, а? Что это за «русская легенда»? Масленникову, наверное, хотелось бы, чтобы приехали не ко мне, а к нему. И недаром же меня попросили привезти в музей на Бейкер-стрит пальто и каскетку, которые я выкупил на «Ленфильме». Поэтому никакого преувеличения в этом нет. Просто Масленников ревнует меня к успеху, потому что пресса писала чаще обо мне. Ведь я - Шерлок Холмс. Без Шерлока Холмса никакого фильма не было бы. И дело тут не только в ссоре Масленникова с Ливановым. Собирать попросту некого. Из постоянной съемочной группы в живых остались лишь двое - режиссер и исполнитель главной роли. Первой из обитателей знаменитой киноквартиры на Бейкер-стрит ушла миссис Хадсон - легендарная Рина Зеленая. Сидели вместе, разговаривали. Но к тому времени Рина Васильевна была уже очень плоха. Сейчас говорят, что Рина умерла в полном одиночестве. Это не так: с ней оставались еще сестра ее мужа и племянница.