полная история группировки "Жилплощадка - Казань". ОПГ Хади Такташ. ОПГ «Кинопленка» Кино не для всех. ОПГ Перваки Первые Горки. Казанский феномен (гопники). “Казанский феномен” по-нижнекамски, или Громкое дело “негромкого” ОПС. Татарстан в 90-е годы прошлого столетия считался одним из центров российской криминальной жизни. Самое интересное то что таких Казанских феноменов хватало не только в Казани.
Казанские группировки глазами жителей города: 3 реальные истории
КАЗАНСКИЙ ФЕНОМЕН. БАНДЫ 70 -х / 2007 | В начале 1980-х годов в средствах массовой информации и юридической литературе СССР появилось понятие «казанский феномен». |
Хади Такташ (организованная преступная группировка) — Википедия | Экскурсия «Криминальная Казань» — это автобусная прогулка с увлекательным и порой шокирующим рассказом о явлении, вошедшем в историю СССР и России под названием «Казанский Феномен». |
Криминальная россия казанский феномен | Сериал рассказывает о криминальных группировках в Казани 80-х годов, к которым активно присоединялись подростки. Сериал основан на документальной книге журналиста Роберта Гараева, в которой разбирается так называемый «казанский феномен». |
"Их боялась даже Москва". Роберт Гараев написал историю казанской банды | 13 ноября 2022 - Новости Казани - В сети появился видеоролик, который рассказывает о реальных участниках ОПГ из Казани с их реальными фотографиями. |
«Казанский феномен» и КГБ: эксперименты властей могли предопределить силу бандитов в Татарстане
Другие ОПС во время криминального бума 90-х намеренно оставались в тени, хотя имели не меньшие могущество и авторитет. Ликвидацией одного из таких преступных сообществ и занимается в настоящее время татарстанский уголовный розыск. А бороться за лидерство было с кем. Ясно, что Татарстан исключением не был.
Нижнекамск — город спортивный, важное значение там всегда придавалось молодежному спорту. Не сумевшие себя реализовать на ринге или ковре юные бойцы и пополняли ряды участников криминальных структур. Лидером и инициатором деятельности этого преступного сообщества следственные органы считают Александра Мамшова.
Они до сих пор находятся в розыске вместе с десятью другими активны-ми участниками преступного сообщест-ва. В отношении некоторых из них уголовные дела выделены в отдельные производства и уже направлены в суд, другим еще только предъявлены обвинения. В ходе расследования деятельности крупнейшего нижнекамского преступного сообщества сыщики раскрыли 20 преступлений, совершенных с 1996-го по 2008 год, в том числе три убийства, похищение человека, вымогательство, незаконный оборот огнестрельного оружия.
И пока ведется следствие, никто не даст гарантии, что это весь их арсенал. Вот только внешность была обманчива. Распространенный ярлык о недалеком уме такого контингента на Мамшова прикрепить никак нельзя.
Авторитетный коммерсант умел дружить с нужными людьми и пользоваться ценной информацией. Вероятно, потому и выжил в криминальных войнах 90-х, пережив два покушения.
Экспертиза показала, что это тела Кобальнова и Кулакова. Остальные четверо так до сих пор и не были обнаружены, хотя можно не сомневаться, что и они были убиты. Вскоре выяснилось, что все погибшие и пропавшие были членами казанской группировки «Хади Такташ». К тому времени она раскололась на две бригады — «стариков» и «молодых».
Главой стариков в начале 1990-х годов был Рауф Шарафутдинов по кличке Рафа. Главой же «молодых» стал Анвар Халиуллин. Они взяли под свой контроль казанский комбинат «Оргсинтез», выгодно продавая его продукцию — крошку и пленку. В январе 1993 года «молодые» ответили — Шарафутдинов был убит в Москве на Пантелеевской улице. А вскоре последовали и уже упоминавшиеся шесть московских убийств и исчезновений. Все убитые относились к клану «стариков», что позволило посчитать, что к преступлению были причастны «молодые».
После завершения «зачистки» лидером «Хади Такташ» стал Николай Гусев. Он замкнул все основные финансовые потоки на себя. Своим партнером и правой рукой в группировке он делает умного и рассудительного Радика Галиакберова по кличке Раджа. После истечения сроков расследования уголовного дела об убийстве шести человек в Москве и его приостановки Гусев уехал на постоянное место жительства в Испанию , где проживает и по сей день. Во главе группировки стал Галиакберов. Раджа продолжил зачистку оставшихся «стариков».
Были убиты более не активные члены группировки Володин и Маряшин и ряд других. Поскольку врагов больше не осталось, «хадишевские» стали двигаться дальше. Они взяли под свой контроль всю проституцию Казани и сферу сбыта наркотиков. Шефство над проститутками доверили ранее судимому за изнасилование Александру Сычёву. Также «хадишевские» прибрали к рукам сферу ритуальных услуг Казани. На некоторое время группировка вела себя относительно тихо.
Но уже летом 1995 года были убиты активные её члены Эдуард Хайруллин и Владимир Воронцов. Через два года убивают шурина Александра Кобальнова, который принимал активное участие в его поисках. Как всегда, свидетелей не было. Самым кровавым в истории «Хади Такташ» по праву считается 1997 год — год её наивысшего расцвета. Это намного облегчило задачу Радже. Другим противником «Хади Такташ» была промышлявшая в районе « Первые горки » группировка «Перваки».
Четвертая жертва осталась жива.
В нее входили молодые люди и подростки, жившие в районе завода «Теплоконтроль» на окраине Казани. Микрорайон у завода «Теплоконтроль» начал активно застраиваться в 50-е годы.
Помимо работников предприятия, туда переселялись жители окраинных поселков, в том числе из старого криминального района Казани — Суконной слободы, откуда был родом один из основателей банды «Тяп-ляп» — Сергей Антипов по кличке «Антип». Кстати, в Суконной слободе провел свое детство оперный певец Федор Шаляпин. Неофициально штабом «Тяп-ляп» был подпольный спортзал, или «качалка».
Там банда обсуждала все свои последующие действия, а также проводила экзамен на «профпригодность» новичков: если после одного удара он не падал, то принимался в ряды «тяпляповцев». Уличный жаргон 6. Период с начала 80-х до начала 90-х называют «асфальтным», так как в то время шли многочисленные «войны за асфальт».
Группировки называли «моталками», а позже — «конторами» или просто «улицами». У каждой из них была своя территория: двор, несколько кварталов или даже несколько микрорайонов. У группировок был свой язык.
В июле 1988 года в журнале «Огонек» вышел материал под названием «Дрянные мальчишки». Именно его автор Дмитрий Лиханов впервые употребил словосочетание «казанский феномен». Постепенно это явление распространилось и на другие города и республики СССР.
А одна из наиболее активных свидетельниц со стороны обвинения Юлия Гаврилова скончалась у себя дома от отравления угарным газом 24 декабря 2001 года. Ее якобы погубил костер, разведенный неподалеку неизвестными бомжами. Тем временем все упорнее становились слухи о том, что для Верховного суда уже приготовлены 250 тысяч долларов, которые будут вручены в случае вынесения мягкого приговора [2]. В январе 2002 года состоялся суд. Он приговорил: Гребенникова и Сычева — к 24 годам лишения свободы Зайнутдинова и Ситнова — к 22 годам лишения свободы Новицкого и Чернеева — к 20 годам лишения свободы Широкова — к 15 годам лишения свободы. Лонщакова — к 12 годам лишения свободы. Хакимова — к 8 годам лишения свободы. Комлева — к 7 годам лишения свободы.
Валлиулина — к 6 годам лишения свободы. В сумме 11 бандитов получили 180 лет. Еще двое — Радик Галиакберов и его правая рука Ринат Фахрутдинов по кличке Ринтик получили высшую меру наказания — пожизненное заключение. В приговоре особенно подчеркивались «дерзкий характер и высокая степень опасности содеянного» [3]. Почти 200 страниц текста зачитывались полтора дня. Все это время больше ста человек стояли таков порядок. Многие не выдерживали, публика покидала зал целыми группами. Приговор обжаловали в Верховном суде России все осужденные.
Одни просили прекратить дело в связи с недоказанностью, другие — отменить решение суда и провести процесс заново, а самой скромной была просьба одного из участников банды сократить ему срок хотя бы на год-два. Из жалоб бандитов следовало, что прокуратура не нашла ни оружия, которым, по данным следствия, пользовались обвиняемые, ни трупов якобы убитых ими лиц, а одного из них недавно даже видели живым. Лишь 7 из 13 бандитов захотели лично участвовать в рассмотрении их кассационных жалоб и в конце 2002 года были этапированы в Москву. Остальные, представляющие главным образом верхушку группировки, предпочли ждать решения суда в казанском изоляторе. Накануне рассмотрения кассационных жалоб казанские оперативники распространили информацию о том, что члены «Хади Такташа» собрали на подкуп Верховного суда страны 1 млн. Кроме того, по меньшей мере два свидетеля должны были поехать на процесс, дабы дать необходимые для оправдания подсудимых показания и выступить с обвинениями в адрес татарстанской прокуратуры. Передача папок уголовного дела в Верховный Суд России должна была состояться еще в мае 2002 года, однако осужденные всячески затягивали знакомство с материалами судебного следствия, дожидаясь вступления в силу нового уголовно-процессуального кодекса. За это время к прежним 13 адвокатам прибавились два новых [4].
Раджа прямо заявлял, что его освободят в зале суда. Но кассационная коллегия под председательством судьи Зямиля Галиуллина оказалась неподкупной и 4 февраля 2003 года отклонила все до единой жалобы осужденных и их адвокатов. Примечательно, что бандиты участвовали в этом процессе, находясь в СИЗО, с помощью телемонитора, на который транслировалось происходящее в зале суда. Определение Верховного суда повергло их в шок, но высказать свое возмущение преступники не смогли: телемониторы тут же отключили, а их самих спешно вернули в камеры [5]. Радик Галиакберов в настоящее время находится в колонии « Черный дельфин » Оренбургской области [6].
«Казанский феномен»: как Казань стала самым бандитским городом в Советском союзе
Легенды, семья и игра Дополнительную роль, не исключил Гараев, могла оказать одна из самых страшных группировок Казани «Тяп-Ляп» , появившаяся аж в 1973 году. Бандитский феномен. Как «Слово пацана» стал самым обсуждаемым сериалом и запретят ли его в России «Возникновение остальных банд стало уже следствием — сильному «Тяп-Ляпу» надо было каким-то образом противостоять. В беседе с журналистами «Реального времени» социолог Светлана Стивенсон выделила еще две важные причины массового появления подростковых банд. Одна из них в том, что группировка становилась своеобразным братством или семьей для предоставленных фактически самим себе подростков. Как молодежь попадала в казанские банды Чтобы ответить на этот вопрос можно обратиться к опыту самого Гараева. Как сообщала Lenta. Под угрозой избиения школьник вымогал у будущего писателя три рубля — большие для школьника деньги по меркам 1989 года. Выход был только один: принять предложение знакомых и вступить в группировку, чтобы не быть «чушпаном» и не терпеть регулярные побои. В городе патриархальный надзор семьи ослабевал, многочасовой физический труд отсутствовал.
Жизненный уклад тут был другим, а свободного времени было слишком много. Что делать, чтобы не смеялись и не били? Влиться в группировку». Криминальный Татарстан 1970—2010-х» Почему милиция не боролась ОПГ в Казани Чудовищный набег «Тяп-Ляпа» на Ново-Татарскую слободу в конце августа 1978 года, показанный в сериале «Слово пацана», не мог остаться без внимания советских властей.
Общее фото на память - одна из традиций пацанов банда «Дербышки». Фото из личного архива Обязанности члена ОПГ Заботиться о здоровье: не пить, не курить, не употреблять наркотики. Заниматься спортом обязательные тренировки минимум 2 - 3 раза в неделю. Скидываться в общак. Пацановские понятия регламентировали всю жизнь группировщика. Надо выглядеть опрятно, твоя девчонка - девственница, а после спит только с тобой, своих нельзя бить ногами. Это видоизмененные воровские понятия. Однако они были гибкими, когда речь шла о выгоде. Например, постепенно торговля наркотиками в некоторых бандах перестала быть запретной. Да и в жестоких войнах 1990-х многие из правил, кажущихся незыблемыми, растаяли. Группировщики считали себя аристократами. Есть территория, есть граждане, есть феодалы, а есть неграждане, которых можно унизить и обобрать. Правила секса - Года до 1988-го, дальше я не знаю, нельзя было ходить с недевственницей, - вспоминает Роман Лебедев, в 1980-х участник группировки «Тельмана Рабочий Квартал», а после милиционер, криминальный журналист, сценарист. Проверяли единственным образом - проходит или не проходит. Половина этих проверок заканчивалась тем, что все рвали. Пока девочка ходит с этим пацаном, она неприкосновенна, она его девушка. Как только он ее бросает, ее имеет право поиметь любой пацан и даже не пацан. У нее после этого нет никаких прав. Кадр из документального фильма «Страшные игры молодых» 1987. Фото: Кадр из фильма Пустить по кругу Я спрашиваю Роберта, какие проявления «казанского феномена» он считает самыми ужасными. Он отвечает не задумываясь: - Групповые изнасилования. Многие ветераны «асфальтовых войн» вспоминают молодость с ностальгией. Но когда речь заходит об изнасилованиях, героический пафос слетает. Вспоминать стыдно. Техникум легкой промышленности всегда называли техникумом легкого поведения. Девушки носили в кармане бритвенное лезвие. Если их хватали, рассекали себе ладонь и выдавали за менструальную кровь. Тогда их брезгливо выкидывали. Бабские конторы - Девушек-группировщиц в городе называли «матрешками», - пишет Роберт. В Казани моего детства и юности они носили олимпийки, широкие клетчатые юбки, яркий макияж с румянами и косую лакированную челку. Женские группировки назывались «бабскими конторами», обычно они существовали на территориях мужских. Чаще всего пацанам такое соседство было ни к чему, поэтому, когда они узнавали о существовании бабских контор, жестоко их разгоняли. Взрослые войны «Асфальтовыми войнами» называли драки между районами за «авторитет».
Но если он ее бросал, воспользоваться ей мог любой участник банды или даже несколько. Оральный секс был под строгим запретом. Работать коммерсантом, официантом, барменом или таксистом участник банды не мог — как и контактировать с милицией. Нельзя было трогать других участников группировки, если они в это время гуляют с девушками, существовал также запрет на избиение «пацанов» ногами. Если же речь шла об общении с чушпанами, включалось правило «пацан всегда прав» — он мог позволить себе буквально все что угодно. Кровь на асфальте» 10. Отшивали, если вел себя «не по-пацански» Покинуть группировку было сложно, но из нее могли «отшить». Это делали, если участник не стал участвовать в драке за своих, если пропускает сборы без уважительных причин, употребляет наркотики или уходит в запой. По материалам Maximonline Материалы по теме.
Легенды, семья и игра Дополнительную роль, не исключил Гараев, могла оказать одна из самых страшных группировок Казани «Тяп-Ляп» , появившаяся аж в 1973 году. Бандитский феномен. Как «Слово пацана» стал самым обсуждаемым сериалом и запретят ли его в России «Возникновение остальных банд стало уже следствием — сильному «Тяп-Ляпу» надо было каким-то образом противостоять. В беседе с журналистами «Реального времени» социолог Светлана Стивенсон выделила еще две важные причины массового появления подростковых банд. Одна из них в том, что группировка становилась своеобразным братством или семьей для предоставленных фактически самим себе подростков. Как молодежь попадала в казанские банды Чтобы ответить на этот вопрос можно обратиться к опыту самого Гараева. Как сообщала Lenta. Под угрозой избиения школьник вымогал у будущего писателя три рубля — большие для школьника деньги по меркам 1989 года. Выход был только один: принять предложение знакомых и вступить в группировку, чтобы не быть «чушпаном» и не терпеть регулярные побои. В городе патриархальный надзор семьи ослабевал, многочасовой физический труд отсутствовал. Жизненный уклад тут был другим, а свободного времени было слишком много. Что делать, чтобы не смеялись и не били? Влиться в группировку». Криминальный Татарстан 1970—2010-х» Почему милиция не боролась ОПГ в Казани Чудовищный набег «Тяп-Ляпа» на Ново-Татарскую слободу в конце августа 1978 года, показанный в сериале «Слово пацана», не мог остаться без внимания советских властей.
Казань пацанская. Как молодёжные уличные банды держали в страхе столицу Татарстана
Книгу «Закат «казанского феномена»: история ликвидации организованных преступных формирований Татарстана» написал экс-руководитель МВД Татарстана Асгат Сафаров. 26:00 Бандиты 90 х ОПГ 29 комлекс Казань Криминальная Россия Криминал, Бандиты. В чем причина появления «казанского феномена» и почему с ним так долго не боролись — в материале «Ямал-Медиа».
Жизнь и смерть "казанского феномена"
Криминальная Казань: «Казанский феномен. Слово пацана» | Криминальная Казань Тукаевские. Казанская группировка жилка. Казанский феномен жилка. |
Криминальная Россия Казань Тяп Ляп - Смотреть видео на | О пугающем "казанском феномене" страна заговорила в начале 80-х. |
Криминальная Россия Казань Тяп Ляп - Смотреть видео на | В период 70–80-х годов в Казани и других городах Татарской АССР получил распространение так называемый «казанский феномен», связанный с незаконной деятельностью уличных банд. |
Документальные фильмы о казанских группировках | Одно из самых отчётливых явлений в криминальной истории России — "Казанский феномен", о котором сняты документальные фильмы и написаны книги. |
Что такое «казанский феномен» | Ярким примером «казанского феномена» считается деятельность банды «Тяп-Ляп», действовавшей в 1970-е в районе завода «Теплоконтроль» на окраине Казани. |
В Татарстане сходит на нет "казанский феномен" с разгулом криминала - МВД
Криминальная Казань Тукаевские. Казанская группировка жилка. Казанский феномен жилка. Человек среди людей. Казанские группировки глазами жителей города: 3 реальные истории. В период 70–80-х годов в Казани и других городах Татарской АССР получил распространение так называемый «казанский феномен», связанный с незаконной деятельностью уличных банд.
Группировки из сериала «Слово пацана»: почему в СССР возник «казанский феномен»
Это не выглядело как взятка или откат. Такие незначительные: жене - шуба, тебе - машина. Ну конечно, конечно! Что ты, возьми пару тысяч долларов». Зачем это вспоминать - Для меня «казанский феномен» - детская травма. То, чем я увлекся позже, - творчество, музыка - мое настоящее. Я освободился. В 1990-е, когда заработали киллеры и начались внутренние разборки, я уже был далек от всего. Но то, что произошло со мной, не похоже ни на что.
Я решил запечатлеть это по-научному как социолог. Долго работал экскурсоводом в Еврейском музее. Мне казалось, что казанский феномен исследован мало. Особенно хотелось дать слово людям, которые все это пережили. Мало кому участие в банде дало положительный опыт. Самая популярная профессия у бывших группировщиков - «таксист». Я считаю, что наличие группировок в Казани вообще не дало никакого положительного эффекта. Разве только не дало развиться национализму.
В группировке не важно, кто ты, - русский, башкир, татарин, еврей, грузин или мордва. Об участии все вспоминают по-разному. Зависит, как ты закончил. Потерял кого-то - не будешь вспоминать с теплом. Но те, кто поимел выгоды… Человек себя всегда оправдает. Многие ушли в религию. Иногда в связи с громкими историями, обычно массовыми драками, говорят о его возвращении. Но сегодня, к счастью, у подростков гораздо больше возможностей утолить свои интересы.
С развитием Интернета они могут быстро найти друзей. Музыка, аниме, игры… Возможность получать новые знания и делиться своими - главный рецепт не возвращения «казанского феномена». Александр Сыч Сычев слева из «Хади Такташ» получил 24 года - он освободится в 2025-м. Главарь банды Ринат Галиакберов с букетом злодеяний клянется в своей невиновности. Он отбывает пожизненный срок в колонии «Черный дельфин». Назывались они чаще всего по территориальному принципу: «7-й микрорайон», «39-й квартал», «Аэропортовские». Выходцы из них стали бандитами, известными по всей России.
ОПГ управлял «король», которому обычно было слегка за тридцать. Он опирался на «старших», которые, в свою очередь, управляли толпой подростков - «суперов». Каждая группировка имела свои отличительные признаки. К примеру, зимой все члены ОПГ носили шапки одинакового цвета. Если на молодом человеке была «не та шапка», он рисковал быть жестоко избитым. Как вспоминают бывшие участники казанских ОПГ, нередко они совершали вылазки в соседние районы, где избивали представителей враждебной банды.
Нанести черепно-мозговую травму неприятелю арматурой называлось «разбить копилку». Нередко после таких побоищ подростки не выживали. Ответ не впопад также грозил тяжёлыми телесными повреждениями. Но били не всех. Только тех, кто был в «теме». Для участника казанской ОПГ, кроме своих и чужих мир также делился на «чушпанов» тот, который не состоит ни в одной ОПГ , «чуханов» «ботаников» и «марёх» забитый, запуганный.
К этому времени бандиты уже прошли закалку боями: отлично тренированные «спортсмены» наводили страх на противников близлежащих районов. На соперников они нападали с велосипедными цепями, арматурой, ломами, огнестрельным оружием и даже самодельными бомбами. Начинали криминальный путь с примитивного гоп-стопа и вымогательства у школьников, над чем трудились малолетние «братки» - в рядах «Тяп-Ляпа» были даже первоклассники. Затем начались грабежи и угоны. Мальчишки обложили данью подпольных воротил и базарных спекулянтов. Лидеры группировки выстроили иерархию, разделив банду на десятки и пятёрки. Сами же старались оставаться в тени. Имелась своя идеология: рядовые бойцы считали, что восстанавливают социальную справедливость, отнимая неправедно нажитое у барыг. О том, что эти деньги их командиры проматывают, кутя в ресторанах, они, само собой, не знали.
В группировке имелся даже штатный психолог - Михаил Зарахович. Дипломированный детский психиатр очень умело обрабатывал ребят. Обзавелась бригада и хирургом, который латал членов клуба после побоищ. Передвигались «спортсмены» обычно на мотоциклах «Ява». Несколько из них специально купили для членов спортклуба, а часть юные бандиты попросту отняли у законных владельцев. Через некоторое время тяп-ляповцам удалось подчинить себе несколько районов республиканской столицы - Горки, Калиновку и Мирный. Повязанные кровью Троица главарей не могла остановиться. Им хотелось размаха, поскольку «рутинные дела» - кражи и вымогательства - уже не приносили удовлетворения. Требовалась акция, от которой содрогнулся бы весь город.
Там проходили дискотеки - от них, по мнению лидеров банды, начальство имело приличные барыши. Предложение о «крышевании» руководители клуба отвергли, и Антип дал команду проучить наглецов. Вскоре две сотни молодчиков, по традиции вооружённых кусками арматуры, двинулись в сторону Дома культуры. По пути бандиты выкорчёвывали телефонные будки, чтобы никто не смог вызвать скорую помощь и милицию. Бандиты заблокировали входы и выходы из здания, а затем ворвались в зал. Избивали всех подряд - и парней, и девушек. Некоторые в поисках спасения прыгали из окон, но и на улице их поджидали отморозки с железными прутами. Были искалечены десятки молодых людей, некоторые на всю жизнь остались инвалидами. Однако преступление сошло бандитам с рук.
Летом того же года тяп-ляповцы решили наведаться в курортную зону Казани. Но задуманная операция провалилась: кто-то сообщил в милицию, и несколько десятков малолетних членов группировки задержали.
Существовало лишь две по-настоящему уважительных причины, по которым можно было не прийти: смерть матери или проблемы с правоохранительными органами. Кровь на асфальте» 8. Щепетильное отношение к сексу Настоящий «пацан» мог завести роман только с девственницей — она с этого момента становилась неприкосновенной. Но если он ее бросал, воспользоваться ей мог любой участник банды или даже несколько. Оральный секс был под строгим запретом. Работать коммерсантом, официантом, барменом или таксистом участник банды не мог — как и контактировать с милицией. Нельзя было трогать других участников группировки, если они в это время гуляют с девушками, существовал также запрет на избиение «пацанов» ногами.
Если же речь шла об общении с чушпанами, включалось правило «пацан всегда прав» — он мог позволить себе буквально все что угодно. Кровь на асфальте» 10. Отшивали, если вел себя «не по-пацански» Покинуть группировку было сложно, но из нее могли «отшить».
Что такое «казанский феномен»
Зарождение «казанского феномена» произошло в 1970-х годах. Следственного комитета Российской Федерации по Республике Татарстан. Не зря «казанский феномен» назван именно так — явление стало для современников абсолютно непознанным.
Что такое «казанский феномен»
Путем тайного голосования участники группировки выбрали двух лидеров: Ташкента и Эльфата Сунгатуллина, более известного как Ильфатей. Так образовалось два конфликтующих лагеря: «старших» — «ильфатеевских» и «молодых» — «ташкентовских». Афоню можно увидеть под номером один в нижнем ряду Источник: книга Максима Беляева «Бандитская Казань» Итак, с 1993 года участники ОПГ «Кинопленка» разделились на два враждебных лагеря, возглавляемые Ташкентом с одной стороны и противостоящим ему Ильфатеем — с другой. Ей руководил приятель Ташкента — Хайдар Закиров по прозвищу Хайдер, поэтому логично, что и они в итоге спелись. В результате между лидерами некогда единой «Кинопленки» была развязана криминальная война, унесшая жизни не одного десятка человек. И в конце концов всё закончилось арестами немногих выживших. Так кто же такой Афоня?
Игорь Афанасьев изначально был лучшим другом и ближайшим соратником Ташкента, и свой путь на криминальный олимп Казани начал еще в конце 80-х. Уверенный в своем лидере, Афоня долгое время беспрекословно выполнял все его указания и оказывал всю необходимую поддержку. Однако позже, как и многие другие группировщики, молодой человек попробовал себя в рэкете, и деньги полились к нему в карман рекой, что не могло его не обрадовать. Отбросив в сторону все «пацанские понятия», в 1994 году Афоня «переобулся» и открестился от своего друга, приняв сторону Ильфатея. Афанасьеву совсем не хотелось подмять под себя весь город и бороться за власть, он искал быстрых и легких денег, предпочитал красиво жить, а не биться постоянно на смерть с другими опэгэшниками. С тех самых пор вчерашние друзья, что когда-то стояли плечом к плечу в уличных драках, стали заклятыми врагами.
Предательство друга стало билетом Афони на тот свет Источник: Казанский феномен. Казалось, что смыслом жизни Ташкента стало наказать бывшего друга за предательство любым возможным способом. На Афоню объявили настоящую охоту. Например, в марте 1996 года группа киллеров расстреляла автомобиль, в котором находился Афанасьев и еще трое участников его бригады. Один из мужчин был убит, остальные, в том числе Афоня, получили ранения.
Самое интересное, я хорошо учился, был чушпаном то есть не "мотался" и считал, что такая ситуация нормальная. Потом были разговоры, типа приехал из Владика, кончай отдыхать и все такое. К лету подтянулся, решил стать "крутым". Крутизна заключалась вот в чем: Врагов необходимо каждый день мочить и убивать, почему, хрен знает, наверное потому что враги. Мы им делали "Добрый вечер"-собирались человек 10 с арматурой, перебегали на другую сторону дороги и метелили ровестников этой арматурой. Пробить голову арматурой называлось "сделать копилку", на моем счету нет удачных копилок, а вот у меня на голове и моего друга есть. Только мебельские или еще кто-то сделали ему такую же операцию, только она называлась "Доброе утро". Потом был пляж на реке Казанке, махач с врагами, тех кто пришел на этот пляж не с того района. Были две драки район-на-район. В роще собрались человек 200 наших и столько же ботинков. Мы их погнали. Но я никого не ударил, но ноги все равно тряслись, перед "переговорами" стоял и думал, как бы убежать и не получить удар ножем в печень. Ну вроде пронесло. Потом появилась собака-Сара, а к власти в стране пришел Горбачев. Был 1985 год и мне 16 лет. Первый секс, общаги, девочки. Но вся эта байда продолжалась. Учился я в Техникуме Связи.
Не обошлось и без погибших. После такой наглой выходки против ОПГ «Тяп-Ляп» приняли решительные меры, арестовав практически всех участников погрома. Для охраны привели целый взвод солдат внутренних войск с резиновыми дубинками и слезоточивым газом. Были серьезные опасения, что оставшиеся на свободе участники группировки могут пытаться отбить своих сообщников. В итоге реальные сроки лишения свободы получили 30 «тяпляповцев». Их признали виновными в бандитизме, грабежах, убийствах и покушениях на убийства. Что касается главарей, то Завдата Хантимирова Джавда суд приговорил к смертной казни через расстрел. Высшую меру наказания получили еще три члена ОПГ, остальным смертный приговор заменили заключением под стражу. Лидеры группировки Скрябин и Антипов получили всего лишь по 15 лет лишения свободы, отсидели и вышли на свободу. Правоохранительные органы настоятельно рекомендовали уехать бандитам из Казани. Антипов, отлично понимая, что попытка вернуть былое могущество может стоить ему жизни, послушался. Скрябин же решил побороться за «место под солнцем». Ходили слухи, что он организовал объединение киллеров и предлагал свои услуги видным криминальным авторитетам, но долго он не продержался - в 1994 году его самого застрелили неподалеку от дома, где он жил. Возник так называемый «казанский феномен». Образовались другие группировки. Постепенно география их криминальной деятельности распространилась далеко за пределы столицы Татарстана. К ним примкнули и «тяпляповцы», оставшиеся на свободе или вышедшие из колонии.
О человеческих жертвах МВД не сообщает. По окончании перестрелки часть «братвы» на машинах ретировалась в Казань. Жители тихого райцентра до сих пор в ужасе. Для них, привыкших к спокойной жизни за последние десятилетия, это стало возвращением в 1990-е, когда криминальная молодежь, — зачастую вчерашние школьники, — делила Татарстан на зоны криминального влияния. Рабочая версия произошедшего такова: в Высокой Горе местные «братки» выясняли отношения со сверстниками из казанской группировки «Адмиралтейские». Как пишет интернет-газета «Бизнес-Online», казанцы от высокогорских «получили по зубам». После чего покинул место происшествия. Над разговорчивым Демидовым от души смеются в соцсетевом паблике «Казанский феномен», на который подписан молодой человек: «Ты еще заявление в полицию напиши! По формату это тематический исторический паблик, где собираются молодые люди, не знающие кошмара «святых годов». В паблике есть глоссарий жаргона казанской «братвы» того периода. Не каждый юный казанец сегодня знает, что «мотаться» — это состоять в группировке, «чушпан» или «лох» — самый низший вид гопника, а «черт» — человек не из группировки… Криминальные войны 1990-х — часть новейшей истории России, знать которую нужно и важно, чтобы этот кошмар больше никогда не повторился. Но с «Казанским феноменом» повторяется история других подобных пабликов. То и дело появляются персонажи, которые расписывают жизнь очередного отморозка так, будто это была великая личность.