Крикалёв Сергей Константинович – советский и российский космонавт, авиационный спортсмен, талантливый и самобытный руководитель предприятий ракетно-космической отрасли, активный общественный деятель. Сергей Крикалев — советский и российский космонавт, авиационный спортсмен и лётчик-космонавт СССР.
Биография Крикалев Сергей Константинович
- Крикалёв Сергей Константинович
- Крикалёв, Сергей Константинович — Википедия Переиздание // WIKI 2
- Герой: Крикалев Сергей Константинович
- Особенности личной жизни выдающегося космонавта Сергея Крикалева: тайны и откровения
- Из Википедии — свободной энциклопедии
Сергей Крикалев
Сергей Крикалев: Приветствие будет. И в остальном ситуация рабочая. Но нельзя даже на минуту забывать: мы имеем дело с очень сложной техникой в агрессивной среде. А в том, что касается взаимной помощи, много примеров того, как мы поддерживали программу NASA, когда они не могли летать из-за аварий с многоразовыми кораблями. После гибели шаттла "Колумбия" программа МКС была перестроена, и основная задача по доставке экипажей на Международную космическую станцию легла на российскую сторону. А когда у нас случались проблемы с доставкой грузов, американцы всегда предлагали разместить на их корабле то, что срочно требовалось на станции. И все ради того, чтобы общая программа продвигалась вперед. Точно так же в недавней ситуации, когда на нашем "Союзе" была повреждена система охлаждения, мы вместе искали оптимальные пути страховки космонавтов, пока запасной корабль на смену поврежденному по ускоренной схеме готовили к отправке. Многое в таком деле держится на личных контактах. Советско-американская программа "Союз" - "Аполлон", о которой вы упомянули, навсегда связана с именами Алексея Леонова, командира нашего корабля, и Томаса Стаффорда, старшего на "Аполлоне". А вы - первый из российских космонавтов, кто полетел на американском челноке...
Сергей Крикалев: Да, это 1994 год, шаттл "Дискавери". Прошло почти 20 лет после стыковки "Союз" - "Аполлон", началось новое сближение программ - я полетел на шаттле, а Норман Тагард - на нашем "Союзе", он первым из американцев побывал на станции "Мир". В 1995 и 1997 годах на шаттлах "Дискавери" и "Атлантис" два полета совершил Володя Титов. И вы абсолютно правильно говорите, что личные отношения между людьми очень сильно влияют на развитие подобных программ и нашего сотрудничества в целом. Для нас всегда были и остаются примером отношения между Алексеем Леоновым и Томасом Стаффордом. Люди в возрасте, многое в своей жизни повидавшие, они до последних дней оставались на связи, очень трогательно, по-дружески относились друг к другу. Осенью этого года будет 25 лет, как вы в одном экипаже с американцами на шаттле "Индевор" в первый раз полетели на МКС. Собираетесь это как-то отметить, поздравить друг друга? Сергей Крикалев: Поздравим - наверняка. Чтобы увидеться - не знаю, не буду загадывать.
Хотя современные технические средства позволяют увидеться и через океан... Думаю, найдем способ, чтобы как-то поздравить друг друга. А также тех, кто готовил, обеспечивал, сопровождал наш полет и работу на МКС - это и американские, и российские специалисты. Ключевой вопрос Не забывая о сделанном, попробуем заглянуть вперед: недавно "Роскосмос" объявил точную дату запуска автоматической станции "Луна-25" - 13 июля 2023 года. Мы с какой целью возобновляем лунную программу? Сергей Крикалев: Полеты к Луне - это следующий этап развития космонавтики, и пилотируемой космонавтики в частности. Автоматические аппараты и пилотируемые корабли, которые должны были садиться и садились на лунную поверхность. Думаю, что и сейчас, на новом этапе развития космической техники, Луна остается таким же центром притяжения, важной ступенью для отработки практических задач космонавтики. Да, было много дискуссий - надо ли "повторять" Луну или нужно сразу лететь на Марс. Но с моей профессиональной точки зрения, надо двигаться постепенно.
Вместе с командиром шаттла Р. Кабаной впервые открыл люк в МКС. В составе первого экипажа МКС проводил работы по подготовке станции к началу функционирования Продолжительность полета: 11 сут 19 час 17 мин 55 сек. Продолжительность полета: 140 сут 23 час 38 мин 55 сек. Во время полёта осуществил один выход в открытый космос, продолжительностью 4 часа 57 минут. Продолжительность полета: 179 сут 00 час 23 мин 35 сек.
В 1980 — 1981 годах входил в состав сборной Ленинграда по высшему пилотажу. С 1981 года занимался самолетным спортом в Центральном аэроклубе им. Чкалова в Москве. В 1983 году стал абсолютным чемпионом города Москвы по высшему пилотажу. В 1985 году выступал на Первенстве социалистических стран по высшему пилотажу в составе 2-й сборной СССР. В 1986 году стал чемпионом СССР в командном зачете, а также призером по упражнениям.
В 1996 г.
В октябре 1992 года руководство НАСА объявило о том, что на американском корабле многоразового использования полетит российский космонавт, имеющий опыт космических полетов. Крикалев стал одним из двух кандидатов, направленных Российским космическим агентством для тренировок вместе с экипажем STS-60. Крикалев участвовал в полете STS-60 — первом совместном американо-российском полете на корабле многоразового использования шаттл Discovery. Сделав 130 витков вокруг Земли и пролетев 5 486 215 километров, 11 февраля 1994 года корабль Discovery совершил посадку в космическом центре имени Кеннеди штат Флорида.
Крикалев стал первым российским космонавтом, совершившим полет на американском шаттле. Сергей Крикалев работает на МКС, май 2005 года Во время полета с американским космическим кораблем произошло ЧП — отказала электроника жизнеобеспечения и воздуховод. Несмотря на возражения американской стороны и предложение дождаться дублирующего судна с Земли, наш космонавт сумел восстановить и перезапустить приборы шаттла. Это вызвало восторг и крайнее удивление как американской, так и российской стороны. Он периодически направлялся в командировки в Космический центр имени Линдона Джонсона в Хьюстоне, чтобы работать в Центре управления полетами с Поисково-спасательной службой в ходе совместных американо-российских полетов.
Крикалев был назначен в первый экипаж Международной космической станции и первым в декабре 1998-го побывал с краткосрочной миссией на МКС на челноке «Индевор».
Но полагаю, что ученые собирают статистику и со временем сделают выводы об этих явлениях. Когда я прилетел на станцию первый раз, то ничего особенного не заметил. Во время второго полета я обратил внимание на запах дезинфицирующих салфеток, которые мы использовали тогда на станции. Но есть еще один необычный запах. Он появляется в тот момент, когда прилетает космический аппарат и ты открываешь люк, который экспонировался в космосе, есть характерный запах — это очень похоже на запах перегретого металла. Может, так пахнут химические компоненты, которые оседают на этом люке в процессе полета. Но мне это напоминает запах из детства. Знаете, если ударить два камня друг о друга, чтобы появились искры.
Вот этот специфический запах. Мы его условно назвали «запах космоса», потому что мы его чувствуем, когда возвращаемся после выхода в открытый космос, в шлюзовом отсеке. Я знаю, что в свободное от работы время вы занимаетесь высшим пилотажем. Я начал заниматься пилотажем, будучи студентом. Принимал участие в соревнованиях и по окончании института выполнил норматив мастера спорта по высшему пилотажу, а через несколько лет и норматив мастера спорта международного класса. Сейчас, к сожалению, возможности заниматься пилотажем на соревновательном уровне нет, но я не бросаю свое дело, авиация — это часть моей жизни. Это сложный в пилотировании самолет, но красиво смотрится в воздухе. Сейчас на соревнованиях выступают на Су-26 и его модификациях Су-29 и Су-31, с моей точки зрения, классные самолеты. Не представляя свою жизнь без полетов, не так давно я обратил внимание на самолеты-амфибии.
Это небольшие, «штучные» модели, в которых может разместиться от двух до шести человек. Такие самолеты-амфибии могут приземляться не только на грунт, асфальт или посадочную полосу, но и на воду там, где обычные самолеты сесть не могут. На них можно добраться до мест, в которые другим способом не попасть. Думаю, для нашей страны с огромными территориями эти самолеты-амфибии могут быть очень полезны. Это не имеет отношения к высшему пилотажу, но это имеет отношение к малой авиации. Моя работа тяжелая не физически, а психологически: большая нервная нагрузка, многозадачность. А полеты на самолете позволяют переключить внимание и отвлечься. Если говорить о высшем пилотаже, то выполнение сложных фигур связано не только с возможностями самолета, но и с тем, в какой форме находится пилот. Поэтому, если я давно не летал, то сначала выполняю простые фигуры, а затем перехожу к более сложным.
Невозможно передать словами чувства, которые испытываешь при этом. Отдельно хочу отметить тот особый мир, который складывается вокруг аэродрома.
Сергей Крикалёв - последний гражданин СССР, которого забыли в космосе
Сергей Крикалев: биография и история космонавта, которого «забыли» в космосе | Сергей Крикалев провел в космосе в общей сложности более двух лет, благодаря чему и прославился как самый опытный космонавт на планете Земля и стал героем списка Men’s Health «15 самых сильных мужиков планеты». |
Сергей Крикалев - биография, новости, личная жизнь, фото - | За этот полет Герой Советского Союза Сергей Крикалев стал первым из отечественных космонавтов, получившим звание Героя России. |
Герой: Крикалев Сергей Константинович
Биография Сергей Крикалев — космонавт, карьера которого стартовала еще. 1 февраля 1992 г. Космонавт Сергей Крикалев во время медицинского контроля на борту станции "Мир". Сергей Константинович Крикалёв (27 августа 1958) — советский и российский авиационный спортсмен и космонавт, лётчик-космонавт СССР. Биография космонавта Крикалёва Сергея Константиновича: детство и юность, первый полет и российско-американский, личная жизнь после космоса. Сергей Крикалев сегодня — Путин назначил Крикалева своим спецпредставителем по вопросам в области космоса. Космонавт Крикалев рассказал о российском экипаже на МКС.
Рекомендуем
- Крикалёв Сергей Константинович
- Начало космических полетов Сергея Крикалева
- Правда ли, что в 1991-м космонавта Сергея Крикалёва забыли на орбите? | Аргументы и Факты
- Telegram: Contact @kosmo_museum
Сергей Константинович Крикалев
Дословно» на телеканале «МИР» стал первый советский космонавт, совершивший полет на американском шаттле, Сергей Крикалев. биография Биография Сергей Крикалев — космонавт, карьера которого стартовала еще в эпоху СССР. Крикалев известный и уважаемый космонавт, но пост с душком и штампами, дескать последний гражданин СССР и прочая дичь. 1 февраля 1992 г. Космонавт Сергей Крикалев во время медицинского контроля на борту станции "Мир". Крикалёв Сергей Константинович, советский и российский космонавт, исполнительный директор по пилотируемым космическим программам Госкорпорации «Роскосмос», на протяжении 10 лет сохранял рекорд по суммарному времени пребывания в космосе. Сергей Крикалев – 67-й космонавт, герой СССР: биография с фото, космос, рекордсмен по пребыванию в космосе, личная жизнь, знаменательные даты, первый полет.
Крикалев Космонавт биография Личная
Япония купила место за 12 миллионов долларов, Австрия за 7 миллионов. Хотели продать и станцию, пока она еще была в рабочем состоянии. Все члены экипажа вернулись домой, кроме Сергея Крикалева. Его смогли заменить, когда его место выкупила Германия под своего бортинженера за 24 миллиона долларов. Сергей Крикалев вернулся домой 25 марта 1992 года. После посадки из капсулы вышел человек с буквами СССР на скафандре. В руках он держал знамя Советского Союза. В отчетах написали - вид у него был изнеможённый, кожа была бледного мучного цвета. Состояние оставляло желать лучшего.
Четыре человека помогли ему сойти на землю. Место, где он высадился, - окраина Аркалыка, перестало быть советской территорией и стало Казахстаном.
Но он «немного задержится» на орбите и вернется домой лишь 25 марта 1992 года.
Советский Союз распался, финансирование космоса сократили. Пришлось спешно перекраивать все планы: четыре запланированные экспедиции ужимают до двух, и ни в одной из них не нашлось места для нового бортинженера. Так что Крикалеву пришлось ждать сменщика; в общей сложности его «смена» продолжалась 311 дней 20 часов 54 секунды.
К счастью, на борту американского челнока впервые в истории находится русский космонавт. Его такими мелочами не напугаешь: пока астронавты ждали инструкций от руководства, Сергей устранил поломку. Люк не поддается, космонавты выглядят как герои сказки про репку.
Наконец ручка поворачивается; за люком — темное помещение длиной 7,7 м. Это первый кирпичик того, что скоро станет Международной космической станцией МКС.
Не дожидаясь указаний из Хьюстона.
Астронавты были против - они хотели дождаться, когда с Земли придет помощь. Но Сергей Крикалев сделал по-своему: нашел причину неисправности, восстановил и заново запустил сложные приборы шаттла. Его решительные и профессиональные действия стали причиной крайнего удивления и восхищения американцев: никому и в голову не пришло бы, что можно, не надеясь на помощь из Центра управления полетом, самостоятельно устранить поломку.
Русский космонавт из «Армагеддона» Стиль работы Сергея Крикалева, а также его решительный характер произвели на американцев неизгладимое впечатление, - впрочем, как и на всех остальных, когда об этом стало известно. Предполагается, что прототипом русского космонавта Льва Андропова из фильма Майкла Бэя «Армагеддон» в какой-то мере стал именно Крикалев. Конечно, образ Льва Андропова получился гротескным и карикатурным - русский космонавт, в одиночку летящий в космическом корабле, носит телогрейку и ушанку, постоянно пьян и небрит, производит впечатление безумного, поскольку лупит железом по приборам, вскрывает при помощи лома систему подачи топлива, а потом и вовсе взрывает станцию.
Однако в конечном счете именно Андропов спасает американских астронавтов - стукнув как следует разводным ключом по компьютеру шаттла и тем самым заведя его. Сегодняшняя работа Сергея Крикалева проходит на Земле. Он - первый заместитель генерального директора Центрального НИИ машиностроения по пилотируемым программам.
Действительный член Российской академии космонавтики имени Константина Циолковского. С 1977 года занимался самолетным спортом в местном аэроклубе. Через четыре года окончил с отличием Балтийский государственный технический университет по специальности «Проектирование и производство летательных аппаратов».
Занимался разработкой инструкций для космонавтов. Решением государственной межведомственной комиссией 2 сентября 1985 года Крикалев отобран в отряд космонавтов НПО «Энергия». В течении следующего года проходил общекосмическую подготовку.
Далее, два года проходил подготовку по программе «Буран». Выполнив программу полета подготовили станцию к функционированию в беспилотном режиме и совершили посадку 27 апреля 1989 года. Продолжительность космического полета составила 151 сутки 11 часов 08 минут 24 секунды.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 апреля 1989 года за успешное осуществление космического полета на орбитальном научно-исследовательском комплексе «Мир» и проявленные мужество и героизм Крикалеву Сергею Константиновичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». В 1990 году Крикалев готовился к своему второму полету как член дублирующего экипажа для восьмой долговременной экспедиции на станцию «Мир». В декабре 1990 Крикалев начал подготовку к участию в девятой экспедиции на станцию «Мир».
Союз ТМ-12 запущен 18 мая 1991 года с командиром Анатолием Павловичем Арцебарским, бортинженером Крикалевым и британской женщиной-космонавтом Хелен Шарман. Через неделю Шарман вернулась на Землю с предыдущим экипажем, а Крикалев и Арцебарский остались на «Мире». За лето осуществили шесть выходов в открытый космос, при этом провели многочисленные научные эксперименты, а также работы по обслуживанию станции.
По плану возвращение Крикалева должно было произойти через пять месяцев, но в июле 1991 Крикалев согласился остаться на станции «Мир» в качестве бортинженера с другим экипажем, который должен прибыть в октябре. Этот полет интересен тем, что космонавты улетали из СССР, а вернулись уже в Россию: во время их полета Советский Союз прекратил существование. Продолжительность полета составила 311 суток 20 ч 00 мин 34 с.
В октябре 1992 руководство НАСА объявило о том, что на американском корабле многоразового использования полетит российский космонавт, имеющий опыт космических полетов. Крикалев стал одним из двух кандидатов, второй, Владимир Титов, направленных Российским космическим агентством для тренировок вместе с экипажем STS-60. В апреле 1993 года Крикалев объявлен основным кандидатом.
Продолжительность полета составила 8 суток 7 часов 10 минут 13 секунд. Продолжительность полета составила 11 суток 19 часов 18 минут 47 секунд.
Да, пожалуй, самому титулованному из современных космонавтов, обладателю звания «Лучший космонавт планеты», шесть раз стартовавшему в космос, действительно не дашь столько. Кажется, понадобится завтра слетать на орбиту в седьмой раз — он не откажется.
Любовь к космосу у Крикалёва — на всю жизнь. О себе Сергей Константинович говорить особо не любит. Вот о полетах — сколько угодно. Поэтому сегодня мы пошли по другому пути: попросили рассказать о нем его коллег-космонавтов.
Александр Волков с Сергеем Крикалевым справа занимаются ремонтом аппаратуры. В нашей группе были специалисты, которые занимались механикой, баллистикой, вопросами стыковки. Среди этих людей был и Сергей Крикалёв, который участвовал в нашей работе на тренажерах и создавал бортовую документацию для полета. Сам он еще не был тогда в отряде космонавтов, но готовился туда войти, проходил медкомиссию.
Нас объединяло то, что мы занимались плаванием — он в Питере, я в Москве, но летать вместе не летали. Зато весной 2009 года, когда встал вопрос о необходимости смены начальства в ЦПК им. Гагарина и тогдашний руководитель Федерального космического агентства Анатолий Перминов попросил меня назвать наиболее приемлемые кандидатуры на этот пост, я в числе прочих назвал и Крикалёва. Вообще-то сначала Перминов предложил эту должность мне, но я отказался, сославшись на то, что успешно руковожу университетом и не хотел бы ничего менять в этом плане.
Сейчас многое изменилось, он уже занимает другую должность, но мы дружим, играем периодически в большой теннис в нашем московском «звездном городке» на Хованской улице, где он так же, как и мы когда-то, получил квартиру за полет в космос. Это компанейский, симпатичный, добросовестный, человек, с которым у нас не было ни проблем, ни распрей. На этом аэродроме базируется наша сборная команда по высшему пилотажу, а Сергей — мастер спорта по этому виду. Разные были фигуры: и «бочки» и «штопор», но больше всего мне запомнилась фигура под названием «абракадабра Мартемьянова».
Это сложная фигура высшего пилотажа, которую выполняют далеко не все летчики-спортсмены. А Сергей Крикалёв несколько раз мастерски продемонстрировал этот великолепный элемент. С точки зрения пассажира, это было «голова—ноги—голова—ноги»...
Жизнь и необычные приключения космонавта Сергея Крикалева
Сергей Крикалев провел в космосе в общей сложности более двух лет, благодаря чему и прославился как самый опытный космонавт на планете Земля и стал героем списка Men’s Health «15 самых сильных мужиков планеты». Крикалев начал подготовку в качестве командира основного экипажа 11-й экспедиции на МКС вместе с Джоном Филлипсом. Предполагается, что прототипом русского космонавта Льва Андропова из фильма Майкла Бэя «Армагеддон» в какой-то мере стал именно Крикалев.
Сергей Крикалев — космонавт, который из-за развала СССР провел в космосе почти год
Но мы знали о ситуации. Каждый день мы связывались со специалистами Центра управления полетами и вели не только служебные разговоры — нам передавали и новости. Было скорее так: люди на Земле беспокоились о нас, а мы, наверное, еще больше беспокоились о них. Такая стандартная уже схема. Руководитель полета Валерий Рюмин предложил мне остаться еще на одну экспедицию — так было бы проще для всех. Я сказал, что должен оценить, хватит ли у меня сил. Спросил, сколько есть времени на принятие решения — день, два?
А Валерий Рюмин говорит: «Через 3 часа давай еще раз свяжемся и определимся». Как можно понять, хватит вам сил или нет? Ведь я тем самым брал риск на себя, это была моя ответственность. Ту ситуацию можно сравнить с беговой дистанцией: словно ты бежишь пять километров, пробежал уже три, думаешь, что тебе осталось меньше половины. И тут говорят: «Теперь бежим не пять километров, а десять». Вот в этот момент ты вынужден резко изменить темп своего движения… — И психологически перестроиться… — Да, перестроиться психологически и тактически.
Чтобы добраться до конца дистанции, мне в тот момент пришлось переосмыслить необходимость соблюдения режима, начать немного больше времени тратить на восстановление, чтобы хватило сил добраться до финиша. Я получал об этом обрывочную информацию. Кстати, часть таких сведений дошла до меня от радиолюбительницы из Австралии благодаря любительскому радио, которое было на станции. Во время одного из эфиров я познакомился со школьной учительницей информатики из Австралии. Мы с ней устраивали уроки из космоса: она собирала детей в своей радиорубке, а мы отвечали на их вопросы на ломаном английском языке. Однажды она спрашивает: «Сергей, а как ты себя чувствуешь?
У нас здесь пишут в СМИ, что ты стал узником и настолько ослаб, что у тебя уже сил не хватит вернуться на Землю». Я тогда отшутился: «Вы вообще в Австралии живете по отношению ко всем остальным вверх ногами, вот у вас и новости такие же».
За лето они осуществили шесть выходов в открытый космос, при этом провели многочисленные научные эксперименты, а также работы по обслуживанию станции. По плану возвращение Крикалёва должно было произойти через пять месяцев, но в июле 1991 Крикалёв согласился остаться на станции «Мир» в качестве бортинженера со следующим экипажем который должен был прибыть в октябре , так как следующие два полёта были объединены в один. После смены экипажа в октябре Волков и Крикалёв продолжили эксперименты на «Мире», совершили ещё один выход в открытый космос и вернулись на Землю 25 марта 1992 года. За два первых полёта Крикалёв провёл в космосе более года и трёх месяцев и совершил семь выходов в открытый космос.
В октябре 1992 руководство НАСА объявило о том, что на американском корабле многоразового использования полетит российский космонавт, имеющий опыт космических полётов. Крикалёв стал одним из двух кандидатов, направленных Российским космическим агентством для тренировок вместе с экипажем STS-60. В апреле 1993 года он был объявлен основным кандидатом. Крикалёв участвовал в полёте STS-60 — первом совместном американо-российском полёте на корабле многоразового использования шаттле. В течение восьми суток экипаж корабля 11 февраля 1994 года корабль Discovery совершил посадку в Космическом Центре имени Кеннеди штат Флорида.
Однажды он и вовсе приготовил для космонавтов сюрприз. Пока два члена экипажа работали в открытом космосе, Валерий Поляков на станции соорудил настоящий торт: развел творог с орехами, покрошил туда медовую коврижку, добавил немного сока и положил массу в холодильник, а затем пригласил товарищей на необычное чаепитие.
Этот полет продлился для Валерия Полякова 240 суток. Впереди была амбициозная цель — увеличить срок своего пребывания в космосе более чем в полтора раза. Экспедиция началась 8 января 1994 года и продлилась 437 суток 18 часов по инициативе самого врача. Валерий Владимирович понимал, что сложности неизбежны — ведь до него никто из космонавтов не решался на столь длительный эксперимент. Основной целью доктора было доказать, что при качественном медицинском обеспечении и должной физической подготовке человек сможет работать в невесомости и противостоять всем негативным факторам даже на протяжении такого внушительного срока. Не обошлось без чрезвычайных ситуаций: 11 октября 1994 года экипаж станции «Мир» проснулся от звука сигнализации. После отказа энергетической системы случилась проблема в работе механизмов, отвечающих за ориентацию станции в космосе.
Они стремительно теряли скорость вращения. Пульты управления тоже перестали работать, и связь с Центром управления полетами была прервана. Из-за постепенного отказа приборов жизнеобеспечения на обесточенной станции космонавтам было тяжело дышать, и, окруженные облаком углекислого газа, они жгли специальные кислородные шашки. К счастью, восстановить системы станции удалось, никто не пострадал.
Мне лично нравится художественно-документальный жанр. В 1995 году на экраны вышла работа Андрея Ужицы «Оторванные от настоящего». Это один из первых фильмов, в которых использовалась хроника, снятая за пределами Земли. Мы снимали нашу повседневную жизнь на видеокамеру без завиральных приключений и драм.
Кандидат в Отряд космонавтов должен получить хорошее техническое или естественно-научное образование, быть здоровым и иметь опыт практической работы не менее трёх лет. Но я хочу напомнить, что космонавтика—это многогранная отрасль, в которой работают тысячи сотрудников самых разных специальностей. А космонавтов среди них всего несколько человек. Причём основная их деятельность проходит на Земле — вместе с инженерами они создают космическую технику, принимают участие в управлении полётами, отрабатывают методики проведения научных экспериментов и т. Можно создавать ракетные двигатели или работать над системой жизнеобеспечения для космических аппаратов, изучать космические тела и совершенствовать возобновляемую энергетику… Задач очень много, и, уверен, если человеку интересен космос, он обязательно найдёт себе применение. Но уже к середине 60-х годов появилось понимание того, что во время полётов нужны специалисты и с другими компетенциями. Например, в октябре 1964 года в составе экипажа первого в истории многоместного пилотируемого корабля полетели лётчик Владимир Комаров, медик Борис Егоров и воронежский инженер Константин Феоктистов.