В Липецкой области в археологическом парке «Аргамач» на Масленицу сожгли чучело огромного Хагги Вагги с помощью огнемёта. РИА Новости, 1920, 11.03.2024. В России готовятся к кулачным боям, блинам и другим событиям Масленицы.
Прокурор запросил 5 лет тюрьмы для петербуржца за сожжённое чучело в военной форме
Его возводили около трех месяцев силами 20 человек. Физически конструкция была сложена из сена, веток, досок и других бросовых материалов на фасаде, например, были закреплены старые двери и резные наличники , а метафорически — из пережитков прошлого, страхов, проблем и обид. Пока куб строился, любой желающий мог оставить на сайте проекта анонимное послание с описанием того, что его тревожит. Но если в недрах фольклорного ларца спрятана смерть Кощея, то здесь — накопившиеся в особенности за последний год тяжелые переживания, от которых так хочется поскорее избавиться. Перед началом обряда сундук поместили в нишу внутри конструкции, чтобы его тоже поглотил огонь.
Авторы проекта Игорь Апарин и Серафима Тельканова так прокомментировали концепцию: «В отличие от объектов прошлых лет, которые сами по себе были архитектурно красивы, мы решили сделать то, что не жалко сжечь. Это тупик, свалка наших страхов; то, от чего хочется избавиться немедленно». Можно сказать, что в этот масленичный вечер от искры Прометея загорелся кубический ящик Пандоры со всеми горестями и несчастьями.
Символический смысл сжигания чучела утерян. Остался нехороший, дурной фольклор, совсем не нужный человеку, живущему в христианскую эпоху.
Мотивируем агрессию? Лидия Сиделёва, психолог, главный редактор женского консервативного журнала « Матроны. РУ »: Чем отличается человек от животного? Например, умением видеть смысл в том, что он делает. И делать то, в чём видит смысл.
Во всяком случае, я на это очень надеюсь. Тот смысл, который вкладывали в масленичные гулянья наши предки, практикующие язычество, сильно отличается о того, что в этом видят христиане или атеисты, физики, культурологи или фольклористы. Первоначально Масленица была праздником перехода от зимы к весне, символом магической трансформации, умирания одного процесса и рождения нового. Чучела, надо сказать, сжигали весной и «направляли» дух вверх, дабы он там «договорился» на тему плодородия , а пеплом удобряли землю. На день осеннего равноденствия чучело сплавляли по реке, в нижний мир.
И все эти обряды составляли из себя единый годовой круг, неся не только магический смысл, но и мировоззренческий. Что-то вроде учебника биологии. На важные с точки зрения аграрного хозяйства, связанные с активностью солнца, дни происходили некие инициации, позволяющие структурировать время и знания, которыми в том числе делились и с подрастающим поколением. С появлением христианства такая необходимость отпала, потому что появилась иная символика, высшего уровня. Тем, кто видит смысл в жизни вечной, куда важнее иные символы трансформации, которые уже не вокруг солнца и луны вращаются, а вокруг Христа, не вокруг хлеба как пищи физической, сколько вокруг Хлеба сакрального: «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» Ин.
Что же мы имеем сегодня в праздновании Масленицы? Мы вырываем из контекста некий символ и устраиваем из него некое непонятное действо, за которым вроде бы и смысла никакого нет. В аграрных ритуалах смысл хотя бы можно увидеть. Ребёнку когда-то рассказывали о земледелии, о временах года, о том, что и когда уместно делать. У современного ребёнка есть учебник по естествознанию, где ему подробно рассказывают о временах года, о том, почему зимой холодно, а летом жарко.
На уроках ботаники его знакомят с тем, как устроены колоски, он разглядывает под микроскопом кожицу лука, видит жизнь клетки… Казалось бы, нет смысла и в том, чтобы задабривать умерших предков, которые находятся под землёй и могут оттуда влиять на успехи в земледелии, да и Бог Евангелия не нуждается в том, чтобы Его задабривали или подкармливали, Он сам является Тем, Кто даёт любовь и силу, этого добра у Него и самого с избытком. Современная аграрная промышленность опирается опять же на научные знания. Сведения Гидрометцентра заранее оповещают о снегопадах и граде, можно подготовиться. Нет смысла снижать тревогу относительно судеб своих посевов, почва не станет плодороднее от ритуальных совокуплений или эротических танцев. Практика показала, что химическая промышленность с данной задачей справляется куда лучше.
Не только для ребёнка, но и для взрослого практика сжигания чучела Масленицы непонятна, она не имеет ни начала, ни конца. Для малыша, который уверен, что булки растут в ближайшем супермаркете, для ребёнка, который не сможет сказать, что общего у сладкого чая и сахарной свёклы, эти символы пусты. Более того, они ему не очень-то и нужны. Можно, конечно, притянуть за уши проводы зимы.
Масленичные катания на санях и салазках с гор были еще одним поводом поближе познакомиться молодым парням и девкам. В больших селах, где устраивали гулянья, молодежь из окрестных деревень останавливалась в домах, где жили знакомые девушки на выданье. На катаньях кучеров из чужих деревень поили допьяна, причем водку и угощенья подносили девушки. Охотно катались на санях и замужние бабы, демонстрируя миру свою зажиточность: из хвастовства подвертывали шубы, чтобы показать дорогой мех, и никогда не надевали перчаток, чтобы все видели, сколько у них колец на руках. Какие на Масленицу пекли блины и блинцы Блины мы уже давно жарим на плите, а не печем в русской печи, но все же помним, что так можно называть только блины опарные, толстые, прочие называют блинцами или блинками.
Блинов существовало великое множество на любой вкус и достаток. Самые простые были на воде, люди побогаче добавляли в них яйца, молоко, сдабривали сливочным маслом и на сковороде, и для пущего шику смазывали готовые блины в стопках. Пекли блины овсяные, гречишные на них шла смолотая в муку зеленая гречка , красные эти были из пшеничной муки. А еще пекли блины с припеком, что-то вроде быстрого открытого пирога — таких уж точно сейчас почти не встретишь. Припеком могло служить что угодно: творог, каша, рубленая капуста, измельченные грибы или вареные яйца. Поварские изыски в рецептах русских блинов встречаются уже достаточно давно. Пшеничные, яблочные, с миндалем, с пряностями — все эти начинки превосходит, конечно, икра. Икра при этом имелась в виду черная, осетровая. Красная икра к блинам массово появилась на столах россиян только в самом начале XX века.
Наверняка, ужасно неприятно. Возможно, это был один из способов сделать общество более нравственным, показать, что измена — это очень плохо. Бой с медведем, который порой проводился не по доброй воле При Иване Грозном драться с медведем заставляли тех, кто прогневал царя. Кажется, сколько мужества нужно, чтобы принять участие в таком состязании.
Но все гораздо проще: в опасной драке чаще всего участвовали не по велению собственного сердца. Во времена правления Ивана Грозного тех, кто прогневал царя, запросто отправляли на встречу с мохнатым спарринг-партнером, сидящим в клетке или в яме. Участь наказанного была незавидной, так как зверь не успокаивался, пока не разрывал его насмерть. Некоторые исследователи считают, что в глубокой древности празднование Масленицы являлось одной из составляющих целого комплекса религиозных мероприятий, которые были посвящены весеннему равноденствию.
Для тех народов, которые использовали календарь Солнца, в такой день начинался новый год. А что касается медведя, то для язычников это было культовое существо. Он пробуждался после зимы, чувствуя приход весны. Нередко древние славяне на Масленицу сжигали медвежье чучело.
Приглашение усопших за стол и угощение для них После ужина на столе оставляли еду на ночь, чтобы умершие тоже могли откушать. Называлась она родительским днём. Блины, испеченные для усопших, оставляли в разных местах — на божнице, на крыше или окне. Иногда раскладывали на могиле поминаемого человека.
Масленица была и остается одним из любимых народных праздников.
Бойцовский клуб
- Отведать дальневосточные блины и мордовские пачаты
- Масленица 2023: что категорически нельзя делать в праздничную неделю, чтобы год был счастливым
- Восстановили советский сценарий. На Масленице в «Хохловке» сожгли чучело с плакатом «Пьяница»
- Свердловчане сожгли на Масленицу самое большое в регионе чучело высотой 8 м - ТАСС
- В Горках Ленинских сожгут самое большое чучело в стране - Российская газета
- Чучело Масленицы сожгли на "Городской ферме" на ВДНХ – Москва 24, 26.02.2023
В РПЦ не увидели языческого подтекста в поедании блинов и сжигании чучела на Масленицу
Шумно отметили Масленицу в Калужской области. Главные гуляния развернулись в арт-парке «Никола-Ленивец», куда каждый год приезжают гости с разных концов России, передает корреспондент «МИР 24» Анна Бажайкина. В этом году Масленицу отмечают с 20 по 26 февраля. 25 февраля в парке Никола-Ленивец в Калужской области по местной традиции сожгут арт-объект — 19-метровую «Четвертую стену» с секретной капсулой внутри. Ритуальное сожжение («похороны») чучела Масленицы также должны были обеспечить хороший урожай. В России готовятся к кулачным боям, блинам и другим событиям Масленицы. Чучело детской игрушки Хагги Вагги сожгли в качестве символа Масленицы в селе Аргамач-Пальна Липецкой области.
Зачем люди сжигают чучело в завершении Масленицы: суть главного обряда православных
Посмотрите, что в России сжигают на Масленицу: от идолов до западных игрушек Россияне с размахом отметили Масленицу традиционным сжиганием чучела — в его качестве выступили масштабные объекты, древние. РИА Новости, 1920, 11.03.2024. Петербургский активист Игорь Мальцев, который сжёг чучело в военной форме на Масленицу, может получить наказание в виде 5 лет лишения свободы. WellNews (Хорошие новости)» Общество» В Горках Ленинских сожгли самое большое в России чучело Масленицы. Сжигать чучело Масленицы — обычай, который восходит к народному обряду начала нового годового цикла.
В РПЦ не увидели языческого подтекста в поедании блинов и сжигании чучела на Масленицу
Подписка на URA. RU в Telegram - удобный способ быть в курсе важных новостей! Подписывайтесь и будьте в центре событий. Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку! Подписаться На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки.
В старину в первый день торжества — понедельник делали чучело Масленицы. Оно олицетворяло морозную и злую зиму или вредную тётку, которую пора прогнать. Традиционно, Масленица выполнялась из соломы или лыка. Также использовалась древесина, в основном, берёза. В этой композиции солома и дерево являлись силами природы. Куклу одевали в женские платья, рисовали ей лицо, украшали лентами и цветами. У каждой завязанной ленточки был свой сакральный смысл — люди загадывали желания. Считалось, если ленты сгорят вместе с Масленицей, всё исполнится. Чучело Масленицы водружали на шест и ходили с ним по деревне всю неделю, устраивая весёлые гуляния с пением и катанием с горок.
Много есть в это время считается грехом. Кроме того, по обычаю, ни в коем случае нельзя резать испеченные блины. Это может навлечь беду на всю семью. По традиции также запрещается сидеть дома в одиночестве, масленица — это праздник для общения, веселья и радости. В это время нужно выходить на улицу, кататься на санках, гулять и праздновать. Тем более, что с четверга по воскресенье работать тоже запрещается. Также у каждого дня есть свой запрет.
Учредитель и редакция - АО «Москва Медиа». Главный редактор сетевого издания И. Адрес редакции: 125124, РФ, г. Москва, ул.
Чучела Байдена и Зеленского сожгли на масленицу в Подмосковье. Видео
Чучело Масленицы являлось символом плодовитости, поэтому было принято разбрасывать по полям либо пепел от сожженного чучела, либо фрагменты растерзанного чучела. В этом году Масленицу отмечают с 20 по 26 февраля. 25 февраля в парке Никола-Ленивец в Калужской области по местной традиции сожгут арт-объект — 19-метровую «Четвертую стену» с секретной капсулой внутри. Самое высокое чучело с медицинской маской на лице сожгли на Масленицу в тематическом парке у Арамиля в Свердловской области. В Подмосковье прошла Арт-Масленица с сожжением самого высокого в России чучела: фоторепортаж. В ряде случаев такое прощание с Масленицей приобретало черты масленичного поезда, где чучело помещали в сани, которые часто везли не лошади, а мужчины, после её сжигали по поверьям, что это принесёт хороший урожай[91]. В Липецкой области в археологическом парке «Аргамач» на Масленицу сожгли чучело огромного Хагги Вагги с помощью огнемёта.
В городах России сожгли чучело Масленицы (фото, видео)
Существует версия, что чучело получило название от древнего божества, отвечавшего за воскрешение и плодовитость. Сегодня празднование Масленицы носит исключительно развлекательный характер. Во главе угла стоят вовсе не народные поверья, а желание поесть вкусных блинов: сладких и сытных. А чучело называют Масленой. В случае, если кукла мужского пола, то его называют Маслеником.
Ее сопровождала целая процессия, участником которой был ряженый в медведя. Он изображал только проснувшегося Потапыча, пытающегося лапой схватить кого-то из веселящихся. Попасться ему считалось предзнаменованием большой удачи, ведь животное было образом древнеславянского бога Велеса. Крестьяне кидали в масленичный огонь изношенную одежду и вещи, связанные с неприятными воспоминаниями.
Сам обряд сжигания куклы — это «похороны» зимы и связанных с нею невзгод. Изготавливали чучело из старых лоскутов, рваной одежды, соломы и берёзы. К нему привязывали ленты, загадывая свои сокровенные желания.
Чтобы они сбылись, ленты должны были сгореть дотла. А вот лица такая кукла не имела — просто огромный сноп соломы, на который надевали ношеную рубаху. Славяне боялись воссоздавать облик чучела, так как оно символизировало невзгоды, проблемы, накопившиеся за год, и глядеть им в глаза люди не хотели.
В наше время в злых духов мало кто верит, а потому праздник Масленицы из обряда превратился в карнавал. Его главная фигура — чучело Зимы — стала весьма привлекательной, зачастую с красивой причёской, макияжем, в платье и с приятным выражением лица. Но даже таких красоток сжигают на костре.
Этим ярким событием ставится условная точка в смене времен года. Есть поверье: как только догорит последняя соломинка, весна сразу вступит в свои права.
Снегирёв писал: «может статься, самая масленица, приходящаяся около Власьева дня , не была ли праздником Волосовым. Масло, приносимое ему в жертву, называлось волосиным или воложным» [23].
Дубровский отмечал [24] , что многие масленичные обряды являются чисто зимними и не могут отмечаться весной и считал, что масленичные обряды перешли с Власьева дня, когда у Власия «и борода в масле». Волков[ кто? У белорусов зафиксирована поговорка «На Власа бери ковшом масло» белор. Существует версия, что на встречу Масленицы наложился обряд встречи первого весеннего месяца марта, из-за чего в народных песнях Масленицу называют Авдотьей см.
Авдотья Весновка 1 марта [28]. Вероятно на Руси первоначально масленичные действия соотносились с началом нового года, приходившегося на март [29] до 1492 года. Новогодние обряды, связанные с очищением, магией первого дня и культом предков, по мнению Д. Зеленина , могли быть передвинуты также на Чистый четверг последней недели поста.
Саму Масленицу Зеленин считал поминальным праздником, в ходе которого крестьянское сообщество вовлекало своих умерших членов отметить рубежное время накануне поста, поэтому масленичные костры — это «приглашение умерших предков к обильному ужину накануне поста» ср. Большинство обычаев Масленицы, не связанных с культом предков, обнаруживают свои истоки в западном карнавале [30]. Маковский , 1869. В советской этнографии общепринятой была точка зрения, согласно которой Масленица — это связующее звено и граница между зимой и весной [31] , когда «изгоняли, хоронили зиму — богиню мрака и смерти — и встречали весну, которая несла свет, тепло, пробуждение природы» [32].
Праздник считали наследием «древнего солярного культа», к реликтам которого относили костры и горящее на шесте колесо [33] [34]. Советский фольклорист В. Пропп , развивая идеи В. Маннхардта и Дж.
Фрэзера , считал главной целью масленичных обрядов стимуляцию плодородия, особо актуальную в связи с грядущим началом полевых работ [35]. Олицетворением праздника выступает чучело Масленицы, что является отголоском архаичного умирающего и воскресающего божества. Чучело Масленицы представлялось, по мнению В.
Обычно огромную куклу наряжали в женскую одежду. Иногда вместо чучела по селу возили живую «Масленицу». Ею была нарядно одетая девушка или женщина, старуха или даже старик. Затем ее вывозили за село и там вываливали в снег. Другой вариант обряда сжигания масленицы выглядит так: на санках вывозят соломенную куклу приличных размеров, которая обязательно наряжена в национальный костюм. Это была Зима.
Ее устанавливают в центре костровой площадки, и весь народ прощается с ней шутками, песнями, танцами, ругая ее за морозы и зимний голод и одновременно благодаря за веселые зимние забавы. После чего чучело сжигали.