Воду, освященную накануне, в Навечерие (иначе называемое крещенским сочельником) и в сам день Богоявления, Церковь именует агиасмой, то есть великой святыней. Крещение Господне, или день Святого Богоявления. В день Богоявления в храме г. Ессентуки службу возглавил епископ Андрей (Кладиев) — правда, молился он, как священник. В день Богоявления чудесное явление зафиксировано в Крестовоздвиженском соборе. Как великую святыню верующие приносят из храма домой воду, освященную в дни празднования Евангельских событий, и хранят ее весь год, до следующего праздника Богоявления.
Патриаршая проповедь в день отдания праздника Богоявления после Литургии в Александро-Невском скиту
Во всяком случае каждому христианину надо понять, что нельзя вечно оставаться «дитятей»… Приходят в храм взрослые, умудренные жизненным опытом люди и рассказывают с умилением и гордостью, что они молитву «Отче наш» каждый день читают… и водичку в Крещение святят… и свечечку когда-никогда в храме поставят… Все это, конечно, хорошо и правильно, но нужно двигаться дальше, не останавливаться на достигнутом… Вот это нужно нам, священникам, объяснять сейчас людям: что в веру православную нужно «вживаться», врастать, прилагая усилия, а не плыть по течению. И большая проблема, что человек, не зная, не вникая в глубины Православия, считает свою жизнь вполне благочестивой, достаточно доброй, чтобы «Бог простил». Это именно происходит от сознательной и добровольной ограниченности, по принципу: «чего не знаю, того нет». Или: «больше знаешь — хуже спишь». Но такое отношение само по себе грех, в котором нужно каяться и который нужно в себе изживать. Люди в массе своей боятся «заглядывать» в глубины веры, боятся потерять уютный комфорт своей «теплохладной» жизни. Но это неизбежно, и из этой скорлупы, из младенчества придется рано или поздно вылупиться и как-то расти. Здесь нужна смелость, спору нет.
Но на помощь нашей маленькой смелости Господь подает такую великую благодатную силу, что душа скоро втягивается, «привыкает» к взрослению и уже не желает возвращения в младенчество и изумляется, как могла им довольствоваться раньше. Впрочем, возрастание отнюдь не означает одно многознание, которое, как известно, лишь «надмевает», — а именно опыт христианской жизни, исполнение правды, в котором знание играет лишь роль необходимых «подпорок». Истинное взросление сейчас в отношении к общему состоянию нашего общества — это возрастание до минимальных норм христианской жизни. Соблюдение минимальных условий, без которых ни о какой христианской жизни говорить не приходится. Нам, служителям Церкви, сейчас надо первоочередное внимание уделить этому «минимальному просвещению», переходу переводу христианского люда в массе своей от младенчества к отрочеству. Первое — всемерно содействовать, чтобы люди осознали наконец, пусть в общих чертах, но правильно и твердо основы православной веры. Без этого никак.
Ведь это просто беда повальная: люди совершенно не понимают, во что и как они верят. Ну, то, что в Бога верует, это, пожалуй, любой скажет, а вот как — единицы. И это проблема номер один. Нужно всемерно прививать навык домашнего чтения Слова Божиего, Нового Завета, вдумчивого и, главное, сознательного исполнения заповедей Божиих. Это же так просто, очевидно, но в реальности, кроме «не убий, ни укради», мало кто знает, о чем говорит Господь, к чему Он нас призывает. Исповедь, причастие — источник духовной жизни; как горько видеть, что не то что многие, а именно большинство крещенных людей лишают себя этой жизни и даже не понимают, чего лишают… Молитва домашняя, не эпизодическая, по случаю, а по правильцу, пусть скромному, но постоянному, — это же тоже так важно! Апостол Павел желает всем христианам постоянства в доброделании см.
Вот и нам надо людям объяснять, что важно именно начинать организовывать свою жизнь православно, вести христианский образ жизни, пусть даже соблюдая какие-то минимальные, но не совсем уж «младенческие», а, по крайней мере, «отроческие» требования. Это очень важно сейчас объяснять, и именно широко, повсеместно. Впрочем, это уже и делается, но, наверное, плохо мы, служители Божии, молимся, если люди не понимают важность этих «малых» требований. Соблюдение постов… Понятно, что трудно и неудобно и все такое… Но одно дело — не получается, и я иду в храм и каюсь, а другое дело — не хочу даже знать, чтобы не омрачать свою беспечную жизнь «ненужными» знаниями. Ссылаются иногда на «удобное»: будьте, как дети… Мол, проще надо быть… Э-э, нет, погодите, давайте не будем наши вольные трактовки принимать за истину. Тот же апостол Павел говорит: «На злое будьте младенцами, а умом совершенны» 1 Кор. Вот в чем уподобляться надо детям — в незлобии, а веру свою нужно познавать всей полнотой данных нам способностей, творчески, ревностно… Впрочем, самое главное — то, что никакими буквами не объяснишь, — это живое, искреннее стремление, любовь к Богу.
Вера, чтение слова Божиего, исполнение заповедей, молитва и пост — это все средства, хоть и необходимые, но все же средства приобретения благодати — этого «ответа» любящего Отца на немощное сыновнее лепетание.
Несомненно, что автор стихиры говорит о исполнении слов пророка Исайи: «измыйтеся и чисти будете» Ис. Последняя стихира, поемая на «Слава и ныне», принадлежит св. Феофану Начертанному, младшему брату св. Феодора Начертанного. Этот песнотворец составил 30 стихир на Богоявление Господне, которые, по утверждению архиепископа Филарета Гумилевского поются теперь с 11 до 19 января включительно, разделяясь примерно по 6 в каждый день.
Тропарь Богоявления по своей структуре подобен большинству тропарей двунадесятых праздников. Условно он имеет трехуровневую систему. Седален по полиелее вновь делает нас участниками спасительного события Крещения Господня, призывая: «Приидите, увидим вернии, где Христос крестися да последуим прочее ко Иордану реце». Далее песнописец, желая усилить чувство трепета к происходящему, говорит: «и увидим тамо Содетеля Адамова, дланию рабскою рукополагаема». Иными словами Творец человека принимает от человека же крещение, при этом, не нуждаясь в нем как Истинный Бог, но как Истинный Человек исполняет повеление пророка. В стихире, поемой по пятидесятом псалме, вновь пересекаются два праздника — Рождество Христово и Крещение Господне: «Бог Слово явися плотию роду человеческому, стояше креститися» и далее: «аще и от Марии еси Младенец, но вем Тя Бога Превечного».
Это песнопение действительно можно назвать стихирой Богоявления, так как в ней отражена двусоставность события: пришествие в мир плотию Слова Божия и явление Пресвятой Троицы на Иордане. Праздничное богослужение имеет два канона. Первый принадлежит преподобному Косьме Маюмскому, второй — преподобному Иоанну Дамаскину. Канон преподобного Иоанна Дамаскина, как говорит об этом архиепископ Филарет, написан стихами. Первая песнь канона преп. Косьмы воспевает значение праздника, его плоды.
Посредством Своего Крещения Господь обновляет истлевшаго Адама, то есть все человечество. Но возможным это стало после того, как Спаситель «в плоть вещественную одеявся» здесь опять пересекаются два праздника. Третья песнь начинается с ликования Церкви, Которая ныне посредством воды и Духа Божия получает своих сыновей, а в событии Крещения — Своего главу, Христа. К этим сыновьям, к верным чадам Христовой Церкви и обращается в следующее тропаре св. Иоанн Предтеча с пророческим призывом «Христу уготовайте пути и стези правы Богу нашему соделайте». Четвертая песнь полностью посвящена Предтече, а точнее его недоумению относительно самой возможности совершения крещения Христа.
Приводимые от лица святого Иоанна Крестителя доводы кажутся убедительными — «Како Отца образ Присносущного омыю, и сено сый огню прикоснуся Твоего Божества». Замечательно в этих тропарях то, что в словах Предтечи нет несогласия или желания избежать исполнения «всякой правды». Напротив, он, понимая все происходящее, лишь задает риторический вопрос: «како руку положу на Тя; Ты бо еси Христос, Божия мудрость и сила». Пятую песнь первого канона косвенно можно отнести к каждому из нас, так как в ней преподобный Косьма говорит о нашем крещении, о его последствии. Первый тропарь говорит о грядущем испытании нашей жизни, о Страшном Суде — «кто показа, непокоривии, гнева вам уклонитися хотящего быти»? Далее от лица Предтечи идет наставление — «плоды достойны Христу соделайте».
Во втором тропаре описывается благодеяние Божие по отношению к нам в ответ на наши достойные плоды — «Земледелец и Создатель, став посреди… бесплодность сжигая, а плодоносным жизнь вечную даруя». Бесплодность, пожигаемая Господом, есть неверие, а плодоносие — напротив, наша вера, и, как следствие — крещение. Шестая песнь продолжает мысль. Если «благоплодные» получают вечную жизнь, то есть и другая сторона, участь неуверовавших — «огнем крестит конечным Христос противныя, а не Бога мудрствующих Его».
В законе народа израильского существовало крещение, омовение, которое очищало от телесной нечистоты тех, кто прикасался к умершему, вкушал запрещенное, общался с прокаженным. От греха воровства, блуда или другого преступления оно не освобождало см.
Крещение Иоанна было выше, так как призывало к покаянию, к внутреннему омовению, но еще не имело благодати Духа, которая давалась Христом, как сам святой Предтеча и сказал: «Он будет крестить вас Духом Святым» Мф. Совершавший крещение Иоанн еще не знал, Кто будет этот Некто, «Которому он недостоин развязать и ремень у обуви Его» см. Поэтому и пришел к нему Иисус креститься. Не потому, что нуждался в очищении, но потому, что крещение Иоанново совершалось по воле Божией. Это знали все в народе, так как считали Предтечу великим праведником. Даже Ирод, царь, имя которого стало синонимом коварства и злобы, даже он «боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой» Мк.
И прийти к Иоанну значило быть послушным воле Божией. Так Христос, выходя на служение Свое человечеству, начинает его с послушания воле Божией. Какую кротость и какое смирение пред волей Отца Небесного являет Сын Божий! И как премудро это смирение Спасителя устрояет весть о Его явлении! Вот как говорит об этом Иоанн Златоуст: «Если бы [Иоанн начал] обходить жилище каждого и, подойдя к дверям, вызывать на улицу и, держа Христа, говорить: это есть Сын Божий, — то это делало бы свидетельство подозрительным… но когда весь народ стекся из всех городов к Иордану и пребывал на берегах реки, то уже то обстоятельство, что и Сам Он пришел креститься и получил удостоверение свыше голосом Отца и наитием Духа в виде голубя, делало свидетельство о Нем Иоанна несомненным» Иоанн Златоуст, святитель.
К тому же времени относится сообщение Епифания Кипрского , который связывает чудесные свойства богоявленской воды с превращением воды в вино в Кане Галилейской , которое также вспоминалось в Богоявление. Рождество Христово , без сомнения, произошло 11-го тиби 6 января … И в то же 11-е число, но тридцать лет спустя, случилось первое знамение в Кане Галилейской, когда вода стала вином. Поэтому во многих местах вплоть до настоящего времени повторяется случившееся тогда Божественное знамение во свидетельство неверующим, что подтверждают превращающиеся в вино воды источников и рек во многих местах. Например, источника в городе Кибира [en] в Карийской области … а также и источника в Герасе Аравийской. Мы сами пили из кибирского [источника,] а наши братья — из герасского… А многие [братья] из Египта свидетельствуют то же самое и о [реке] Нил. Потому-то 11-го тиби по египетскому [календарю] все и набирают воды и затем хранят ее — и в самом Египте, и в других странах [20] [21]. Таким образом, до последней трети V века, когда Петром Гнафевсом была составлена молитва богоявленского водоосвящения, богоявленской считали воду, набранную в ночь праздника из источника. В Константинополе VI века таким источником служил фонтан перед храмом Св. Софии [21]. Праздник Крещения в исторических церквях[ править править код ] В Православной церкви праздник принадлежит к числу двунадесятых , отмечается 6 января 19 января в одних поместных церквах по юлианскому календарю, в других — по новому стилю и завершает рождественские святки. Древний христианский праздник Богоявления, первоначально посвящённый Рождению Христа , посещению волхвов и Крещению Христа, постепенно в общецерковном масштабе — после Халкидонского собора 451 года стал праздноваться исключительно в воспоминание Крещения Христа, в связи с чем « Богоявление » и «Крещение Господне» в православии суть два названия одного праздника. Основные песнопения праздника.
Крещение Господне в 2024 году
Второе богослужение называется Всенощным бдением и может длиться за полночь или закончиться ближе к утру 19 января. Утром 19 января служится Божественная литургия, после которой также совершается чин Великого освящения воды. Точное время, а также количество служб различается от храма к храму. Расписание служб в храмах Петербурга на Крещение Господне Собор Воскресения Христова Спас-на-Крови 18 января: 07:30 — Божественная литургия, 18:00 — Всенощное бдение 19 января: 07:30 — Божественная литургия Казанский кафедральный собор 18 января: 07:30 — Божественная литургия, 18:00 — Всенощное бдение 19 января: 07:30 — Божественная литургия, 10:00 — Поздняя литургия, 18:00 — Вечернее богослужение Фото: vk. Василия Великого, 16:45 — Всенощное бдение 19 января: 08:00 — Божественная литургия свт. Василия Великого, 10:00 — Великое освящение воды, 18:00 — Праздничное Всенощное бдение 19 января: 06:40 — Часы, исповедь, Божественная литургия, 09:00 — Великое освящение воды, 17:00 — Вечернее богослужение Храм пророка Божия Илии в Обыденском переулке 18 января: 07:40 — Царские часы, литургия свт. Василия Великого, 17:00 — Всенощное бдение 19 января: 07:00 — литургия, 10:00 — литургия, 17:00 — Великая вечерня, утреня Зачем люди окунаются в прорубь в Крещение Традиция окунаться в крещенскую прорубь — иордань — на самом деле одна из самых неоднозначных в этот праздник. Дело в том, что религиозного происхождения у неё нет, это народный обычай, притом сравнительно молодой — ему всего несколько столетий.
Представители церкви относятся к нему по-разному: кто-то считает его отголосками суеверий и не одобряет, кто-то препятствует, кто-то поддерживает. Общий же смысл купания в иордани на Крещение — в очищении от грехов. На Крещение заканчиваются святки, во время которых в народе было принято гадать, а церковь считает гадание грехом. Поэтому погружение в крещенскую воду должно, по мнению суеверных людей, «смыть» с них этот грех и позволить жить дальше обновлённым. Церковь же подчёркивает, что избавиться от грехов можно только исповедью и молитвой. Что нужно делать в ночь с 18 на 19 января Прежде всего накануне Крещения или в ночь на 19 января следует сходить на службу в храм. Также нужно набрать крещенской воды — её целебная сила сохранится на протяжении всего года.
Ею же следует окропить дом. Кроме того, до появления на небе первой звезды нужно держать строгий пост. Накануне 19 января, в Крещенский сочельник, было принято освобождать дом от всего плохого, что успело накопиться за год — выметали мусор, сжигали старые вещи. На окнах и дверях дома рисовали кресты, чтобы оградить его от нечисти.
На Крещение открывали ярмарку. Ряды стояли от Софроновской площади площадь Маркина вдоль набережной. Продавали, как рассказывала газета, сладости, игрушки, валенки, лаковую семёновскую мебель, зимние экипажи и многое другое.
Гулянье и торг продолжались до позднего вечера», — сообщал «Волгарь» в 1901 году. В Нижегородской области на этот раз открыли 70 иорданей, их оборудуют по всем правилам безопасности Фото: Александр Воложанин Фотобанк Мел им в руки Наряду с церковными традициями в народе существовали ещё и собственные верования. Писатель рассказывает, что ставили мелом на дверях и окнах кресты, «чтобы оградить своё жильё от посещения бесовского», бросали в колодец снег, чтобы вода в нём всегда была в изобилии и не загнивала, а натаявшую из крещенского снега воду берегли в кувшинах. Также этой водой умывались девушки — для красоты. А ещё крещенский снег добавляли в корм лошадям — «чтобы не так зябки были». Сложились народные приметы. Например: снегу на Крещенье надует — хлеба прибудет.
В Нижнем Новгороде купели организовали в шести районах: в Сормовском — на Парковом озере на территории стадиона «Труд». Водная процедура О крещенском купании Коринфский рассказывает: «С древних времён живёт в народе обычай купаться в крещенской проруби-иордани. Купаются и те, кто святошничал-рядился о Святках, — чтобы очиститься от греховной скверны в освящённой воде; купаются и просто — «для здоровья». Традиция, судя по всему, была неофициальной.
Богоявление - это Господский праздник. Начиная с IV века Крещение Господне было выделено как отдельный праздник. Однако и сейчас мы наблюдаем отголоски единства Рождества и Крещения в богослужении.
Так оба праздника имеют Навечерие — Сочельник, со строгим постом и определенными традициями. В первые века христианства на праздник Богоявления было принято крестить оглашенных так называли новообращенных христиан , поэтому этот день еще называли "днем Просвещения", "праздником Светов", или "святыми Светами", поскольку Таинство Крещения очищает человека от греха и просвещает Светом Христовым. Уже тогда была известна традиция освящать в этот день воды в водоемах.
Он считается одним из 12 главных христианских праздников после Пасхи. Этот праздник дарит надежду и любовь, способствует духовному обогащению и единению. В этот день в храмах ежегодно проходит традиционное освящение воды.
Воду освящают два раза. Накануне, 18 января, в Крещенский сочельник — Чином Великого освящения воды, который еще называют Великой агиасмой. И второй раз — в день Богоявления, 19 января, на Божественной литургии. Для этого священнослужитель опускает в иордань распятие и произносит слова молитвы.
Крещенские традиции: как Рязань встречает Богоявление Господне
Праздник Богоявления некогда воспринимался как прославление Пришедшего в мир Бога. В день Богоявления чудесное явление зафиксировано в Крестовоздвиженском соборе. 27 января является последним днем крещенских торжеств, в который верующие вспоминают Крещение Иисуса Христа Иоанном Предтечей. Нарушив запрет ругаться в день Богоявления, есть риск накликать беду. Нарушив запрет ругаться в день Богоявления, есть риск накликать беду.
Православные верующие отметили праздник Крещения Господня
Сегодняшний день особый — день Богоявления, день, когда Господь открыл Себя как Троица Единосущная и Нераздельная Своим ученикам, а через них — всему роду человеческому. 19 января 2023 года, в день празднования Святого Богоявления в Покровском ставропигиальном женском монастыре были совершены две Божественные литургии. Вода, освященная в навечерие и день праздника Богоявления Господня, хранится в храмах, а равно и в домах благочестивых христиан. Крещение Господне, или же Богоявление, это один из двенадцати важнейших христианских праздников, помимо Пасхи. Креще́ние Госпо́дне — христианский праздник, установленный в честь события евангельской истории, крещения Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем.
Крещение Господне в 2024 году
Отметим, что в ночь с 18 на 19 января черноморцы традиционно приняли участие в крещенском купании: десятки человек совершили обряд омовения, искупавшись в море. В святую купель окунались и пожилые люди, и молодежь. Любители зимнего плавания считают, что купание в ледяной крещенской воде способствует исцелению от различных недугов и обеспечивает здоровьем на весь год. Руководитель ГПС п. Черноморское старший государственный инспектор Виталий Пупена рассказал, что безопасность желающих окунуться в ледяную воду в праздник Крещения обеспечивали представители ГИМС, 25 ПСЧ, «Крым-спас», и подчеркнул, что за время прохождения религиозного праздника происшествий на водных объектах не зафиксировано. На берегу сотрудники ГИМС проводили с черноморцами разъяснительные беседы о необходимости соблюдать правила поведения в местах купаний: не пить алкоголь, после купания тщательно растереть тело, потом одеться и выпить горячее питье. Ярослава Филиппова.
После торжественной литургии принято набирать воду, она считается целебной. Еще одна традиция этого праздника — совершать омовения и купания в водоемах. Настоятель храма святых и праведных Захарии и Елисаветы протоиерей Роман Запоточный рассказал, что праздник Крещение Господне имеет и второе название — Богоявление. Название «Богоявление» праздник получил за то, что во время совершения таинства крещения Спасителя явилась Святая Троица, на Иисуса Христа снизошел Святой Дух в образе белого голубя и небесный глас Отца провозгласил его Сыном Божьим. Отец Роман рассказал, что погружением своим в воды Иордана Господь освятил «все естество вод» и всю землю. Присутствие Божественной силы в воде наше тленное естество через Крещение преобразует в нетленное. И все воды в этот день освящены великим событием.
И мы знаем, что все это было тщетным, суетным, ложным и даже греховным. Бог являлся особым образом в истории рода человеческого. Он говорил с Адамом, Он был близок к первым людям, Он не оставлял Своим Промыслом человека и творение. Мы знаем, что Бог особо явился Аврааму в виде трех Странников. Бог явился Иакову, вступив с ним в борьбу, показывая ему силу Свою. Бог явился Моисею в несгораемой купине. Но все эти явления Бога в древности лишь отчасти помогали человеку понять, что есть Бог. Для того чтобы люди знали Бога настолько, насколько позволяет их природная сила, Бог во Иисусе Христе, воплощенном Сыне Своем, открывает полноту Своей Божественной природы. И теперь мы не можем сказать, что не знаем Бога. Конечно, наши знания безгранично слабы, безгранично недостаточны перед безграничным могуществом Бога. Но эти знания дают нам возможность осуществить нечто очень важное в нашей жизни, потому что Сын Божий пришел в мир и говорил нам, а значит, мы можем сказать, что знаем мысли Бога, — по крайней мере, Его мысли о человеке. Мы знаем и волю Божию, ибо слово Божие открывает нам эту волю через Его заповеди, Его законы. И мы знаем, что воля Божия расположена только к добру, воля Божия и есть добро. Но через воплощение Сына Божия нам открывается еще нечто особенное — непостижимое, но реальное. Через воплощение мы познаем силу Божию, Божественную энергию, которую именуем благодатью.
Его слушайте, смиряйтесь! Это — Он пришел дать людям счастье не земное, а вечное блаженство, это Он пришел для того, чтобы открыть людям рай! Это — Мой Сын Возлюбленный: Он пришел для всех людей! Он пришел для тебя, дорогой брат или сестра, ты мучаешься; твои думы мрачные — вот тебе Сын Мой Возлюбленный. Ты не можешь избавиться от страстей и пороков — вот Сын Мой Возлюбленный, Он может освободить тебя и сделать Своим! Ты боишься смерти: она страшна и ужасна! Ты боишься искушений диавола, ты боишься своей собственной слабой воли, — вот Сын Мой Возлюбленный! Он победил диавола, Он стер его голову, Он сокрушил его власть. Только слушайте Его, только делайте то, что Он прикажет. Он говорит...
Православные отмечают праздник Богоявления / События на ТВЦ
В день Богоявления и накануне (в крещенский Сочельник) совершается Великое водосвятие — чин освящения воды в память о том, что Господь Своим Крещением во Иордане освятил само. И, таким образом, в IV веке по всему Востоку Крещение и Рождество праздновались в один день, а именно 6 января, под общим именем Богоявления. Православные верующие 19 января отмечают Крещение Господне, или Святое Богоявление.
Вести Твери
Это происходит дважды: накануне, в Крещенский сочельник, и непосредственно в день Богоявления, на божественной литургии. Другая традиция, которую связывают с праздником и с освящением воды, массовые Крещенские купания, в этом году оказалась прерванной. В Калининградской епархии РПЦ их решили не устраивать , объяснив, что «центром праздника является богослужение в храме, где проводится и освящение воды, которую могут получить верующие».
С Богоявления отсчитываются многие календарные циклы, поэтому оно отмечается в январе: в древнем Риме год начинался с января.
Так в событии Крещения впервые видимым образом явили Себя все Лица Святой Троицы, поэтому праздник получил и второе название — Богоявление. Как прекрасно сказал с своей проповеди на Богоявление митрополит Трифон Туркестанов : «Вот Он, Сын Божий, выходя на проповедь, идет на Иордан, чтобы получить крещение от Иоанна, для того, чтобы спасти мир. Великая Тайна совершается на реках Иорданских: «Се — Бог является!
Се — Сын Крещается! Се — Дух Святый сходит с неба на землю! Для кого был этот голос?
Конечно, не для Самого Сына, потому что Он знал любовь Своего Отца; не для Иоанна Крестителя, потому что он знал, Кого он крещает; не для учеников, ибо их тогда у Иисуса Христа еще не было, не для одного народа был этот голос. Эти слова были сказаны всему страждущему человечеству, всем народам, эти слова сказаны нам: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный», — утверждает Отец с Неба, то есть это — Тот, Кого так давно и так жадно искало человечество; это — Тот, Кого предвещали Пророки; это — Тот, Который должен стереть голову змея, это — Он! Его слушайте, смиряйтесь!
Изо льда выпиливали и престол. Елочными ветками украшали «царские врата». Фото: pixabay Утром после богослужения все шли к реке. После освящения воды в реке все собравшиеся набирали ее в свою посуду и окунались. После женщины накрывали на стол, старший в семье мужчина окроплял Богоявленской водой весь дом. Перед едой все пили освященную воду. Приняв пищу, девушки шли к реке — умыться в воде, «чтобы лица были розовыми».
После Крещения запрещалось стирать белье в реке. По поверью, когда священник погружает крест в воду, вся нечисть от страха выпрыгивает оттуда и сидит на берегу и ждет, когда появится кто-нибудь с грязным бельем. Поэтому считалось, что чем позже женщины начнут стирать, тем больше вымерзнет нечести от Крещенских морозов. Издревле с Крещением было связано множество народных примет. Вот некоторые из них: Если на Крещение погода ясная и холодная — лето будет засушливое, если пасмурная и свежая — к обильному урожаю. Полный месяц на Крещение — к большому весеннему разливу. Много звезд — лето будет сухое, урожай на горох и ягоды.
На Крещение оттепель — к урожаю, а ясный день на Крещение — к неурожаю. Ветер подует с юга — будет грозовое лето. Если во время литургии идет снег, то год будет хлебородным, а от пчел получится много роев. Когда на Крещение много лаяли собаки, то ждали удачливого сезона охоты. На Крещение не кормят кур, чтобы они не копали огород и не портили рассаду. Для молодых Крещение было лучшим днем договориться о свадьбе: «Крещенское рукобитье — к счастливой семье». Люди, крещеные 19 января, согласно поверьям, будут всю жизнь счастливы.
Наши предки верили, что крещенская вода - источник целительной силы, отсюда и возникли традиции набирать воду и совершать омовение в проруби даже в самый лютый мороз. Верующие считают, что всех, кто окунется в крещенскую прорубь, ждет очищение и избавление от грехов. Считалось, что тот, кто окунется на Крещение, весь год не будет болеть. Крещенской водой умывали детей, давали выпить тем, кто сильно болел. Фото: pixabay Крещение Господне 19 января 2022 года: что можно и нельзя делать В этот день нужно праздновать, то есть, быть свободным от обычных, обыденных, рутинных дел и работ.
После 3 паремий чтец возглашает тропари, прославляющие человеколюбие Сотворившего мир: «Человеколюбче, слава Тебе». Четвертая паремия указывает на власть Божию над водами Иордана, открывшими дно для шествия Израилю. Пятая — на благодатную власть над водами Иордана, открывшими дно для прошествия Илии и Елисея. Шестая — о водах Иордана, давших Нееману очищение от проказы через семикратное погружение в них по слову пророка Елисея. По произнесении этих 3 паремий чтец опять возглашает тропари, в которых прославляется Господь, как свет, который возсиял для седящих во тьме. Седьмая паремия — та же, которая читается на 3-м часе навечерия, восьмая — о всесильной власти Божией над водами Иордана, по которым прошел патриарх Иаков. Девятая — о власти над водами реки, из которой взят невредимым Моисей. Двенадцатая — та же, которая читается на 9-м часе навечерия. В канун праздника бдение, как было сказано выше, начинается Великим повечерием. Святитель Григорий Богослов восклицает по этому поводу: «ныне время возрождения; — возродимся свыше! Время возсоздания; — облечемся опять в первого Адама! Две последующие стихиры говорят нам о Божественном Духе: «Дух низхождаше в виде голубине», «Дух свидетельствует Божество». Святой Дух равен по Божеству Сыну Божию и Отцу, поэтому Его схождение следует рассматривать не только как освящение вод, в которых уже стоял Бог, но по преимуществу как действительное Богоявление, явление Святой Троицы. Пятая стихира стоит на этом фоне особняком и обращает наше внимание на Иордан, который изменил свое течение, исполнив тем пророчество царя Давида: «Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять» Пс. В славнике прославляются праздники Рождества Христова и Крещения и сливаются в единое Богоявление. В стихире перечисляются те события и персонажи, которые можно отнести и к первому и ко второму празднику: «приял еси: от ангел Гавриила, от человек Деву, от небес звезду и от вод Иордан». Стихира патриарха Анатолия Константинопольского, поемая на «И ныне», не просто говорит о празднике Крещения Господня, но делает нас участниками этого священного события: «тецем убо на Иордан, и видим вси Иоанна, како крещает верх нерукотворенный и безгрешный». Первая стиховная стихира патриарха Анатолия воспевает праздник Богоявления от лица св. Последующая стихира прославляет само событие крещения и говорит о удивлении всего Божественного творения, как земного, так и небесного: «видеша Тя воды и убояшася; к Твоей бо славе противозрети херувими не могут». Третья стихира уделяет внимание нашему личному очищению от грехов, которое мы получаем в таинстве крещения: «крещается от раба Владыка всяческих, и очищение водою роду человеческому дарует». Несомненно, что автор стихиры говорит о исполнении слов пророка Исайи: «измыйтеся и чисти будете» Ис. Последняя стихира, поемая на «Слава и ныне», принадлежит св. Феофану Начертанному, младшему брату св. Феодора Начертанного. Этот песнотворец составил 30 стихир на Богоявление Господне, которые, по утверждению архиепископа Филарета Гумилевского поются теперь с 11 до 19 января включительно, разделяясь примерно по 6 в каждый день. Тропарь Богоявления по своей структуре подобен большинству тропарей двунадесятых праздников. Условно он имеет трехуровневую систему. Седален по полиелее вновь делает нас участниками спасительного события Крещения Господня, призывая: «Приидите, увидим вернии, где Христос крестися да последуим прочее ко Иордану реце». Далее песнописец, желая усилить чувство трепета к происходящему, говорит: «и увидим тамо Содетеля Адамова, дланию рабскою рукополагаема». Иными словами Творец человека принимает от человека же крещение, при этом, не нуждаясь в нем как Истинный Бог, но как Истинный Человек исполняет повеление пророка. В стихире, поемой по пятидесятом псалме, вновь пересекаются два праздника — Рождество Христово и Крещение Господне: «Бог Слово явися плотию роду человеческому, стояше креститися» и далее: «аще и от Марии еси Младенец, но вем Тя Бога Превечного». Это песнопение действительно можно назвать стихирой Богоявления, так как в ней отражена двусоставность события: пришествие в мир плотию Слова Божия и явление Пресвятой Троицы на Иордане. Праздничное богослужение имеет два канона.