Известия об этом быстро распространились, и в Бездну стали стекаться крестьяне, численность к-рых дошла до 10 т. ч. Волнение охватило св. 75 сел и деревень Спасского, Чистопольского и Лаишского уездов Казанской губ., ряд уездов Симбирской и Самарской губ. В селе Бездна крестьянин Антон Петров истолковывал некоторые статьи «Положений о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости» в интересах крестьян. Бездненское выступление 1861 Выступление крестьян Казанской губернии в ответ на крестьянскую реформу 1861 (См. Крестьянская реформа 1861). «Восстание крестьян в селе бездна». 1931. Крестьянские волнения 1861. БЕЗДНЕНСКИЕ ВОЛНЕНИЯ, выступление крестьян Казанской губернии в ответ на крестьянскую реформу 1861 года (см. КРЕСТЬЯНСКАЯ РЕФОРМА).
21. Крестьянское движение весной 1861 года. Расстрел Кандиевского и Бездненского восстаний
Известия об этом быстро распространились, и в Бездну стали стекаться крестьяне, численность к-рых дошла до 10 тыс. чел. Самым кровавым считается восстание в селе Бездна Спасского уезда Казанской губернии, когда от солдатских пуль погибло 70 крестьян, около 20 было ранено, а организатор выступления Антон Петров был казнен перед односельчанами. Восстание крестьян в селе бездна. из бездны — в колхоз, из колхоза — в рыночную бездну. На волжском дне. После революции 1917 года судоремонтный завод был национализирован. Главная» Новости» Крестьянские выступления. 12 апреля 1861 г. в село Бездна были введены войска, которые открыли огонь по толпе крестьян. В неспокойном селе Юркули грамотный дворовый человек Николай Михайлов еще до того, как начались события в Бездне, был приглашен своими крестьянами читать «Положения».
Отмена крепостного права
Есть несколько легенд об Антоне Петрове. Когда его, привели к месту казни и, когда все уже было подготовлено для расстрела, на том самом косогоре, откуда так хорошо видно село, будто бы показалась тройка лошадей, на которой везли царский указ о помиловании бунтаря. А в указе говорилось, что Антон Петров, оказывается, донес до крестьян правду о настоящей воле, скрываемую на местах помещиками и чиновниками. Только не успели якобы с тем указом. Люди, искренне верившие в «настоящую» волю, вкладывали в легенды особый смысл, выдавая желаемое. Казанские помещики торжествовали победу. Следствие продолжалось два с лишним месяца. Многие арестованные были освобождены, как « неимущие прямой связи с бывшим в селе Бездне возмущением», или за неимением улик, или, наконец, потому что во время следствия, как писал Перцов, не обнаружено, чтобы некоторые из арестованных «принимали в возмущении участие более других крестьян, бывших в Бездне» Всего к уголовной ответственности оказались привлеченными 16 человек, как « главнейших виновных» возмущения крестьян. Из указанного количества учрежденный военный суд закончил только пяти крестьян. Следствие относительно остальных подсудимых затянулось, многие из них не сознавались в своих «преступлениях», свидетельские показания о них зачастую не имели юридической силы, так как давались крестьянами также участвовали в волнении.
Из материалов дела видно, что «преступления» большинства крестьян из указаний части подсудимых были во многом сходны с преступлениями осужденных крестьян Иванова, Лаврентьева и др. Так, дворный человек помещика Умова Николай Михайлов, 29 л. Виновность его, по обстоятельствам дела, оказывается следующая: Петр Федоров, 22 — х лет, неграмотный, известясь, об открытой воле в с. Бездне, несмотря на убеждения помещика в противном, ездил с другими однодеревенцами в с. Бездну и, услыхав от тамошних крестьян, что Антон Петров действительно вычитал волю и что туда приедет военная команда, но стрелять не будут, по предложению безднинских крестьян ездил по разным деревням под видом посланного Антоном Петровым, объявлял об открытой воле и приглашал приезжать в Бездну. В бытность в с. Муллино, помещик г. Аристов, узнав о прибытии Петра Федорова, через старосту требовал его к себе, но Федоров ослушался, казав, что безднинские старики к барину его ходить не велели и что, если барин хочет, то пусть сам пойдет под окошко, и затем снова разъезжал по деревням, объявляя о воле, чем самым возмутил крестьян. Так как из сознания самого Петра Федорова видно, что он в бытность в Бездне знал, что туда идет военная команда, но, несмотря на то, дозволил себе разъезжать по деревням от имени Антона Петрова объявлял о воле и собирал в Бездну народ, а в селе Муллино оказал ослушание своему помещику, то Петр Федоров, как участник Антона в произведенном волнении, по точному смыслу 221 ст.
XV тома, подлежал бы по лишении всех особенных, лично и постоянно прав и преимуществ, наказанию розгами об отсылке на срок в арестантские роты. Наказание это может быть смягчено во внимание к молодости лет подсудимого, коих ему 22 года, чисто — сердечному сознанию и совершенному раскаянию и, наконец, потому, что убеждение об открытой Антоном Петровым воле было общее всех вообще крестьян. Казанский губернатор, учитывая, что бесконечные вызовы крестьян в суд в качестве свидетелей могут посеять в народе новые волнения, счел целесообразным судебное дело прекратить. Весьма характерным является следующий довод губернатора в пользу прекращения судебного дела, «принимая во внимание, писал он, несомненную пользу от скорейшего предания забвению этого истинно прискорбного происшествия, которое при продолжении следствий и суда поддерживает лишь беспокойное в моральном отношении состоянии крестьян, усиливает недоверие, а может быть, и они считают, причиною постигшего их несчастья». Губернатор просил Валуева, исходя из изложенных выше соображений, ходатайствовать перед императором «о совершенном прекращении дальнейшего производства дела привлеченных к суду крестьян». Ходатайство губернатора было, доложено Александру II и 8 августа1961 года на имя начальника губернии из Петербурга за подписью Валуева, была направлена телеграмма следующего содержания «высочайше разрешено производство судебного дела о волнении крестьян в селе Бездне прекратить». Кроме названных выше 16 — ти крестьян, дела которых решались специально учрежденным военным судом, было привлечено к уголовной ответственности еще около 20 — ти крестьян, преданных губернатором под суд гражданского ведомства. Когда слух о кровавой расправе над крестьянами распространился в Казани, студенты университета и духовной академии устроили панихиду в кладбищенской церкви. Это сообщение в истории как «Куртинская панихида ».
По ее окончании Щапов А.
Крестьяне категорически отказались выдать Петрова. Его арестовали только после шести залпов по безоружным крестьянам. Согласно офиц. По сообщению врача, лечившего раненых, общее число жертв превышало 350 чел. Распоряжением Александра II Петров был предан воен.
Вследствие этого по утрам, во время топки печи, обитатели этих жилищ ходили обыкновенно согнувшись, со слезами на глазах, кряхтели, пыхтели и откашливались, глотая время от времени чистый воздух близ самого пола". Это называлось "топить по-черному". В таких избах крестьяне жили многолюдными семьями, а зимой "к двуногому населению приобщалось население четвероногое - телята и ягнята, к которым по утрам и вечерам приходили их матери покормить молоком. Коровы-новотелы морозной зимой по утрам сами являлись в избу доиться, протискиваясь сквозь узкие сенные и избные двери с бесцеремонностью исконных членов семьи... Тем временем формировался и вступал в борьбу за свои права рабочий класс. В условиях его жизни и даже в характере и способах борьбы было много общего с положением крестьянства. Рабочие 60-х годов еще сохраняли тесные связи с деревней. Так называемые сельские работники, выполнявшие на фабриках и заводах подсобные операции, стремились к тому, чтобы получить достаточный для пропитания надел и уйти с предприятия. Ткачи этой фабрики работали, стоя, по крайней мере, на обеих ногах. А вот свидетельство рабочего Кренгольмской мануфактуры в Нарве В. Герасимова: "На работу нас поднимали в 4 часа утра. Этот адский труд продолжался до 8 часов вечера". Труд в таких условиях был тем более "адским", что рабочих заставляли выполнять запредельные нормы выработки. Так, мастеровые железнодорожных депо в Калуге жаловались, что хозяева задавали им такие "уроки", каких "не в состоянии выработать лошадь". Тяжкими "уроками" молодые российские капиталисты душили не только взрослых мужчин, но и детей, и женщин. Дети же и подростки с 10-12 лет иногда и с 8-ми работали буквально всюду.
Восстание получает все большее и большее распространение. В Кандеевке собирается до 10000 крестьян из четырех соседних уездов Пензенской и Тамбовской губерний. Имея в своем распоряжении девять рот пехоты, Дренякин, окружив Кандеевку, 18 апреля начал свою кровавую расправу Все попытки Дренякина успокоить и уговорить при помощи угроз крестьян подчиниться помещичьей власти и отбывать барщину ни к чему не привели. После этого Дренякин отдал приказ о расстреле крестьян. После трехкратного залпа Дренякин предпринял внезапную атаку, в результате которой было захвачено 410 человек. После этого крестьяне отступили в деревню, часть же побежала в поле. Ночью значительная часть восставших разошлась по своим селениям. В результате было убито 8 крестьян, ранено 27, большинство которых вскоре умерло. Над захваченными крестьянами была учинена расправа. Согласно ведомости, составленной самим Дренякиным, наказанию подверглось 172 человека, из них 28 человек были наказаны шпицрутенами, прогнаны сквозь строй в 100 человек от 4 до 7 раз и затем сосланы на каторжные работы сроком от 4 до 15 лет; 80 человек прогнаны сквозь строй от 2 до 4 раз и сосланы на поселение в Сибирь, 3 человека наказаны шпицрутенами и направлены на службу в линейные батальоны, 3 человека заключены в тюрьму от 1 года до 2 лет, 58 человек наказаны розгами с последующим освобождением. Кроме того, к различным наказаниям также были приговорены 7 человек отставных и отпускных солдат, участвовавших в восстании, в числе которых 72-летний старик Елизаров был сослан в Сибирь. Наконец, жестоко наказан был и священник Федор Померанцев, заключенный пожизненно в Соловецкий монастырь. Помимо указанных лиц, по данным, приводимым Герценом в «Колоколе», 200 человек было подвергнуто наказанию шпицрутенами и 700 человек — розгами. Кандеевское выступление было одним из самых ярких выражений борьбы крестьянства за землю и волю весной 1861 г. Однако надо вместе с тем подчеркнуть, что если со стороны крестьян были и убитые, и раненые, то с противоположной стороны не было ни одной жертвы. Больших размеров достигло крестьянское движение в Виленской и Смоленской губерниях. В Виленской губернии крестьянское движение получило распространение особенно в трех уездах: Свенцянском, Ошмянском и Дисненском. В Дисненском уезде около 6000 крестьян отказалось от выполнения барщины. Волнения крестьян были ликвидированы в результате применения воинской силы — трех рот Муромского и двух рот Софийского пехотных полков. Как сообщал в рапорте царю флигель-адъютант граф Олсуфьев, 30 человек было арестовано и значительное число крестьян наказано розгами. Крупные волнения крестьян произошли в конце марта — начале апреля в местечке Ивье Ошмянского уезда Виленской губернии. Крестьяне десяти имений Ошмянского уезда и одного Минской губернии, собравшись на базарной площади, избили палками представителей местной администрации. Вызванные властями войска в составе четырех рот пехоты окружили двухтысячную толпу крестьян, которые, невзирая на это, продолжали упорно отказываться подчиняться. Только в результате массовой порки местным властям удалось привести крестьян к повиновению. В Ковенской губернии после обнародования «Положений 19 февраля» в 35 имениях крестьяне отказались от исполнения повинностей и были усмирены только посредством военной экзекуции. В Смоленской губернии крестьянским движением были охвачены все уезды.
Бездненские волнения
Волнения начались 1 апреля в селе Студенки Чембарского уезда, где демократически настроенный священник Федор Померанцев, толкуя «Положения», заявил крестьянам, что работать им на помещика не следует. Вполне естественно, что подобная интерпретация манифеста, отражавшая чаяния крестьян, получила сразу же широкую известность. В соседнем селе Высоком 2 апреля состоялась большая сходка, на которой толкование манифеста не имело ничего общего с его подлинным содержанием. Как сообщал священник села Покровского, крестьяне тут же начали реализовать свою программу, разобрав с «господского двора» весь рогатый скот. Несколько позднее, с 9 апреля, центром крестьянского движения становится село Черногай того же Чембарского уезда, в котором собрались крестьяне 26 деревень, общей численностью до 3000 человек. Крестьяне захватили чембарского исправника и управляющего имением графа Уварова, били их и, заковав в цепи, посадили под охрану своего караула. Вызванная в Черногай рота Тарутинского пехотного полка была атакована восставшими, вооруженными кольями и вилами, и принуждена была отступить. При этом один унтер-офицер и рядовой были взяты в плен. Узнав, что в Черногай направлены две роты пехоты, восставшие переходят в село Кандеевку Керенского уезда, куда и переносится центр восстания. Восстание получает все большее и большее распространение. В Кандеевке собирается до 10000 крестьян из четырех соседних уездов Пензенской и Тамбовской губерний.
Имея в своем распоряжении девять рот пехоты, Дренякин, окружив Кандеевку, 18 апреля начал свою кровавую расправу Все попытки Дренякина успокоить и уговорить при помощи угроз крестьян подчиниться помещичьей власти и отбывать барщину ни к чему не привели. После этого Дренякин отдал приказ о расстреле крестьян. После трехкратного залпа Дренякин предпринял внезапную атаку, в результате которой было захвачено 410 человек. После этого крестьяне отступили в деревню, часть же побежала в поле. Ночью значительная часть восставших разошлась по своим селениям. В результате было убито 8 крестьян, ранено 27, большинство которых вскоре умерло. Над захваченными крестьянами была учинена расправа. Согласно ведомости, составленной самим Дренякиным, наказанию подверглось 172 человека, из них 28 человек были наказаны шпицрутенами, прогнаны сквозь строй в 100 человек от 4 до 7 раз и затем сосланы на каторжные работы сроком от 4 до 15 лет; 80 человек прогнаны сквозь строй от 2 до 4 раз и сосланы на поселение в Сибирь, 3 человека наказаны шпицрутенами и направлены на службу в линейные батальоны, 3 человека заключены в тюрьму от 1 года до 2 лет, 58 человек наказаны розгами с последующим освобождением. Кроме того, к различным наказаниям также были приговорены 7 человек отставных и отпускных солдат, участвовавших в восстании, в числе которых 72-летний старик Елизаров был сослан в Сибирь. Наконец, жестоко наказан был и священник Федор Померанцев, заключенный пожизненно в Соловецкий монастырь.
Помимо указанных лиц, по данным, приводимым Герценом в «Колоколе», 200 человек было подвергнуто наказанию шпицрутенами и 700 человек — розгами. Кандеевское выступление было одним из самых ярких выражений борьбы крестьянства за землю и волю весной 1861 г. Однако надо вместе с тем подчеркнуть, что если со стороны крестьян были и убитые, и раненые, то с противоположной стороны не было ни одной жертвы. Больших размеров достигло крестьянское движение в Виленской и Смоленской губерниях. В Виленской губернии крестьянское движение получило распространение особенно в трех уездах: Свенцянском, Ошмянском и Дисненском.
Тамбовское восстание Антонова 1920- 1921г. Крестьянские Восстания 1920-1921.
Крестьянское восстание 1920-1922 в Тамбове. Крестьянские Восстания в России. Трезвеннические бунты в России в 1858-1860. Крестьянские бунты 19 века. Дмитрий Шмарин расказачивание. Картина Дмитрия Шмарина. Дмитрий Шмарин - расстрел Казаков.
Раскулачивание 1919 Шмарин. Крестьянское восстание в Германии 1525. Флориан Гайер Крестьянская война. Крестьянской войне 1525 года Флориан Гайер. Восстание крестьян в селе бездна. Кандиевское восстание 1861. Крестьяне 1920-е годы СССР.
Крестьяне 1920е. Малевич на сенокосе 1929. Крестьяне СССР 1920. Бунт крестьян 1905. Крестьянское восстание 1902. Крестьянские волнения 19 века. Крестьянские волнения в начале 20 века в России.
Степан Разин и казаки. Емельян Разин. Крестьянская война Степана Разина. Степан Тимофеевич Разин восстание. Восстание крестьян в Тамбовской губернии живопись. Крестьянские Восстания 19 века. Крестьянский бунт мятеж восстание.
Крестьяне бунт XIX век. Крестьянские Восстания в России 18 век. Крестьянские Восстания 16 17 века. Картофельные бунты 1840. Картофельные бунты в России. Картофельные бунты при Николае 1. Причины крестьянских волнений.
Крестьянские волнения в губернии. Крестьянские волнения в начале 20. Крестьянские волнения в начале 20 века. Помещики и крестьяне. Помещичьи крестьяне. Крестьяне и помещики крепостное право. Крестьяне при крепостном праве.
Крестьянство в гражданской войне 1918-1920. Крестьянство в гражданской войне. Российское крестьянство в гражданской войне. Крестьяне в гражданской войне. Крестьянские Восстания после 1861. Крестьянские выступления. Крестьянская война в Германии 1524-1525.
Крестьянские война 1524-1526. Чёрный отряд Гайера. Акрамовское восстание крестьян в 1842 Чувашии. Картофельный бунт 1842 года. Картофельные бунты крестьяне 19 века. Крестьянское восстание крестьян в Чувашии. Восстание крепостных художник Баранов.
Только тогда толпа рассеялась, а Антон Петров вышел из дома, неся Положение о крестьянах над головою, и был арестован. Апраксина; как оно ни грустно, но нечего было делать другого». По приговору военно-полевого суда , учрежденного по распоряжению императора, Антон Петров был 19 апреля 1861 г. Из 16 крестьян, преданных военному суду, 5 были приговорены к наказанию розгами и заключению в тюрьму на разные сроки, большое количество крестьян было наказано розгами и сослано. Реакция на события[ ] Расстрел безоружных крестьян вызвал возмущение и протест в России и за границей.
После революции 1917 года судоремонтный завод был национализирован.
В Спасском затоне продолжали зимовать десятки судов, построенных ещё в царские времена. На новые пароходы у советской власти средств не было. В путеводителях за 1929 год писали, что первой пристанью на левом берегу после устья Камы были Переволоки, а в весеннее половодье их затопляло водой, и пристань переводилась в Спасский затон. В том же году завод здесь решили закрыть, ему не нашлось места в планах первой пятилетки. Самое ценное оборудование при ликвидации предприятия смазали, уложили в трюм баржи и затопили. Рабочие начали массово разъезжаться из посёлка Спасский Затон, разбирая и увозя на новое место свои дома.
Разочарование освобождением. Движения в ответ на реформу 1861 г
Обзор игрового слота «Продуктовая лотерея СССР» - | В селе Бездна крестьянин Антон Петров истолковывал некоторые статьи «Положений о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости» в интересах крестьян. |
Волнение крестьян в селе бездна. Бездненская трагедия | Крестьяне соседних селений, прослышав об этом, массами стали приходить в Бездну к Петрову, чтобы узнать про «волю». |
100 лет в печати "Декабристы разбудили Герцена" | выступление крестьян Казанской губернии в ответ на крестьянскую реформу 1861 (См. Крестьянская реформа 1861). |
Бездненское выступление 1861
Восстание крестьян в селе Бездна Казанской губернии - Россиеведение (Россика) | Волнения крестьян села бездна Казанской губернии. |
Бездненские волнения — "Энциклопедия. Что такое Бездненские волнения | Дали вольную – крестьяне недовольные. Отмену крепостного права в деревне встретили без особой радости, а кое-где мужики даже взялись за вилы — думали, помещики их обманывают. |
БЕЗДНЕНСКОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ | Крестьяне соседних селений, прослышав об этом, массами стали приходить в Бездну к Петрову, чтобы узнать про «волю». |
Отмена крепостного права в России: реакция разных слоев общества | Волнения крестьян села бездна Казанской губернии. |
21. Крестьянское движение весной 1861 года. Расстрел Кандиевского и Бездненского восстаний
В селе Бездна крестьянин Антон Петров истолковывал некоторые статьи «Положений о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости» в интересах крестьян. Восстание крестьян в селе бездна. из бездны — в колхоз, из колхоза — в рыночную бездну. На волжском дне. После революции 1917 года судоремонтный завод был национализирован. Ночевал я в Гусихе, 3 версты от Бездны, Антона считают святым, мертвых — мучениками. В селе Бездна крестьянин Антон Петров истолковывал некоторые статьи «Положений о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости» в интересах крестьян. Бездненские волнения — волнения крестьян села Бездна Спасского уезда Казанской губернии (ныне — село Антоновка Спасского района Татарстана). Наиболее известными выступлениями были восстания крестьян в селе Бездна Казанской губернии и в селе Кандиевка Пензенской губернии.
Вы точно человек?
После этого по приказу Апраксина было произведено шесть залпов по безоружной толпе, в результате чего, по донесению Апраксина, было убито 51 человек и ранено 77 по другим сведениям — 87; по сообщению лечившего раненых врача, общее число жертв превышало 350 человек. Только тогда толпа рассеялась, а Антон Петров вышел из дома, неся Положение о крестьянах над головою, и был арестован. Апраксина; как оно ни грустно, но нечего было делать другого». По приговору военно-полевого суда , учреждённого по распоряжению императора, Антон Петров был 19 апреля 1861 года публично расстрелян. Из 16 крестьян, преданных военному суду, 5 были приговорены к наказанию розгами и заключению в тюрьму на разные сроки, большое количество крестьян было наказано розгами и сослано. Реакция на события[ править править код ] Расстрел безоружных крестьян вызвал возмущение и протест в России.
Во-вторых, даже это не означало конец переходного периода. Земля оставалась в собственности помещиков, а значит, земледельцу придётся ещё долго зависеть от собственника — пока не выкупит у него свой надел.
Так как всё это обмануло надежды крестьян, они стали роптать: как это — свобода и без земли, без домов и угодий, да ещё годами платить барину? Манифест и Положение о крестьянах читали, в основном, в церквях местные батюшки. Газеты писали, что весть о свободе встретили с радостью. Но на деле люди выходили из храмов с поникшей головой, хмурые и, как писали очевидцы, «в недоумении». Министр внутренних дел П. Валуев признавал: манифест «не произвёл сильного впечатления в народе и по содержанию своему даже не мог произвести этого впечатления. Историк П.
Зайончковский приводит типичный случай, который произошёл с одним сельским священником — ему пришлось остановить чтение царского документа, так как крестьяне подняли страшный шум: «Да какая же это воля? Публицист Ю. Самарин 23 марта 1861 г. Григорий Мясоедов, 1873. Протестовали, конечно, не против отмены крепостничества, а против такой отмены. Крестьяне думали, что обманывают их помещики — подкупили священников и дурят, а настоящую царскую волю и манифест скрывают. Ну, или корысти ради трактуют его по-своему.
Мол, не мог царь русский такое придумать! Народ сбегался к грамотным людям и просил их истолковать манифест правильно — в крестьянских интересах. Затем они отказывались отрабатывать барщину и платить оброк, не дожидаясь никакого двухгодичного срока. Увещевать их было сложно. В Гродненской губернии около 10 тыс. Выступления продолжались два года, но пик их пришёлся на первые несколько месяцев. В марте крестьянские волнения усмиряли в 7 губерниях — Волынской, Черниговской, Могилёвской, Гродненской, Витебской, Ковенской и Петербургской.
Власти тщательно готовились к чтению Манифеста, так как полагала, что у многих слоев населения он вызовет недовольство. В столицах Манифест был объявлен в Прощеное воскресенье 5 марта, в других городах — в ближайшую неделю. Реакция крестьян Восторг, с которым был встречен Манифест, быстро сменился разочарованием и недовольством крестьян. Бывшие крепостные ждали получения полной воли и были недовольны временнообязанным состоянием. Полагая, что истинное значение реформы от них скрывают, крестьяне бунтовали с требованиями освобождения с землей. По их мнению, земля являлась «собственностью божьей», и ей должны наделяться те, кто трудится на ней. Многие крестьяне посчитали, что «господа» скрыли настоящую царскую грамоту и подменили своей. Крестьяне не могли поверить, что от царя исходят несправедливые законы. Они считали «Положения» поддельным документом, составленным помещиками в сговоре с чиновниками, скрывшими настоящую волю царя. Некоторые стремились отыскать «волю» между строк документов.
Появились и подложные манифесты. Крестьянское движение в результате достигло невиданного размаха. К маю 1861 года крестьянскими волнениями были охвачены 32 губернии.
Апраксина; как оно ни грустно, но нечего было делать другого». По приговору военно-полевого суда , учреждённого по распоряжению императора, Антон Петров был 19 апреля 1861 года публично расстрелян. Из 16 крестьян, преданных военному суду, 5 были приговорены к наказанию розгами и заключению в тюрьму на разные сроки, большое количество крестьян было наказано розгами и сослано. Реакция на события[ править править код ] Расстрел безоружных крестьян вызвал возмущение и протест в России. Даже казанский военный губернатор Козлянинов в своём донесении от 22 апреля министру внутренних дел писал: «Числом жертв он [Апраксин] вызвал здесь негодование многих, тем более, что, кроме непреклонного упорства в ложном толковании и невыдаче Петрова, крестьяне не буйствовали, ни вреда сделать никому не успели и были 12 числа совершенно безоружны». Студенты Казанского университета и Казанской духовной академии организовали демонстративную панихиду по жертвам бездненского расстрела, на которой с речью выступил А.
Отмена крепостного права в России: реакция разных слоев общества
Разочарование освобождением. Движения в ответ на реформу 1861 г | Текст научной работы на тему «Участие студентов Казанской духовной академии в панихиде по крестьянам С. Бездна». |
День в истории. Бездна: maysuryan — LiveJournal | Антикрепостнические выступления крестьян Казанской губернии в апреле 1861 года в ответ на Крестьянскую реформу 1861 года. |
Вы точно человек? | Бездненское выступление 1861 Выступление крестьян Казанской губернии в ответ на крестьянскую реформу 1861 (См. Крестьянская реформа 1861). |
Бездненское выступление 1861 | Выступление началось 22 февраля в селе Веряево, толпа крестьян разобрала по дворам отнятый в колхоз скот. |
Разочарование освобождением. Движения в ответ на реформу 1861 г — Студопедия | Впрочем, село Бездна было не единственным, "радость" от реформ царя-освободителя Александра II в период 1861-1862 гг. выразили еще 2115 сел. |
Разочарование освобождением. Движения в ответ на реформу 1861 г
Он стал толковать Положение по-своему, то есть так, как хотели его услышать крепостные. Но на этой «трактовке» царских бумаг дело не ограничилось. По инициативе Петрова народ сначала в вольнолюбивой Бездне, а потом уже и по всей округе стал менять низшие звенья власти на своих, «хороших людей». Ими были заменены «плохие» старосты, выборные, сотские ряда сел и деревень Спасского уезда.
По селениям этого уезда, как было выяснено во время следствия, быстро разнеслась весть о том, что Антон Петров «велел сменить старых начальников и на их место миром избрать других». В своем показании на следствии Антон признает, что сама мысль об избрании новых начальников принадлежала ему, но «сотские назначены были» не им самим, а «миром», следовательно, начальниками избирали тех, кого желали сами крестьяне. Много ли было избрано миром «новых начальников»?
Волнение охватило св. Крестьяне отказывались повиноваться местной администрации, выбирали должностных лиц из своей среды, отказывались исполнять барщину, делили помещичий хлеб. Крестьяне категорически отказались выдать Петрова. Его арестовали только после шести залпов по безоружным крестьянам, когда толпа рассеялась. По офиц.
Картофельные бунты в России. Картофельные бунты при Николае 1. Причины крестьянских волнений. Крестьянские волнения в губернии. Крестьянские волнения в начале 20. Крестьянские волнения в начале 20 века. Помещики и крестьяне. Помещичьи крестьяне. Крестьяне и помещики крепостное право. Крестьяне при крепостном праве. Крестьянство в гражданской войне 1918-1920. Крестьянство в гражданской войне. Российское крестьянство в гражданской войне. Крестьяне в гражданской войне. Крестьянские Восстания после 1861. Крестьянские выступления. Крестьянская война в Германии 1524-1525. Крестьянские война 1524-1526. Чёрный отряд Гайера. Акрамовское восстание крестьян в 1842 Чувашии. Картофельный бунт 1842 года. Картофельные бунты крестьяне 19 века. Крестьянское восстание крестьян в Чувашии. Восстание крепостных художник Баранов. Восстания и бунты в России в 19 веке. Восстания крестьян в 19 веке. Раскулачивание крестьян 1918. Изъятие излишков хлеба у крестьян. Продотряд в деревне. Крестьяне против белых. Почему крестьяне были против красных. Почему крестьяне были против белых. Белый против. Реформа крепостного права 1861 года. Ответ крестьян на реформу 19 февраля 1861. Крестьянские волнения после опубликования манифеста 1861 г.. Разочарование крестьянин. Крестьяне после на фабрике. Горести крестьян. Эксплуатация крестьян картинки. Плакаты времен гражданской войны 1918-1922. Плакаты крестьяне в гражданской войне. Карикатуры времен гражданской войны в России. Карикатура времен гражданской войны. Иван Алексеевич Владимиров. Иван Владимиров «разгром помещичьей усадьбы» 1926. Иван Владимиров, 1917. Крестьянское восстание в селе бездна. Массовые крестьянские волнения. Восстание в бездне. Владимиров продразверстка. Продразверстка комбеды. Крестьянская продразверстка. Недовольство крестьян. Восстания крестьян в коллективизацию. Коллективизация трагедия крестьянина труженика. Бунты крестьян против коллективизации. Картина Ивана Владимирова.
Бездненские волнения , организована студентами Казанского университета и Духовной академии при участии профессора А. Щапова, вылилась в антиправительственную… … Энциклопедический словарь - 1828 1886 , химик органик, академик Петербургской АН 1874. Создал 1861 и обосновал теорию химического строения , согласно которой свойства веществ определяются порядком связей атомов в молекулах и их взаимным влиянием. Первым объяснил 1864 … … Энциклопедический словарь 1861, главная из реформ 1860 70 х гг. Проводилась на основе «Положений» 19 февраля 1861 опубликованы 5 марта. Крестьяне получали личную свободу и право распоряжаться своим имуществом. Помещики сохраняли… … Энциклопедический словарь 1861 главная из реформ 1860 70 х гг. Проводилась на основе Положений 19 февраля 1861 опубликованы 5 марта. Помещики сохраняли… … Большой Энциклопедический словарь 16 апреля 1861 в Казани по жертвам кровавой расправы над крестьянами в с. Бездна см. Проводилась на основе Положения 19 февраля 1861 опубликовано 5 марта. Крестьяне получили личную свободу и… … Русская история Отменила крепостное право в России; важнейшая из реформ 1860 70—х гг. Проводилась на основе «Положений 19 февраля 1861» опубликована 5 марта. Помещики сохраняли… … Энциклопедический словарь - одно из самых крупных и ярких выступлений русских крестьян в ответ на т. Опубликование манифеста и Положений 19 февраля вызвало разочарование и возмущение обманутых и своих надеждах крестьян. Весной в ряде уездов произошли крестьянские волнения. В нём вместе с 2 соседними селениями было крепостных. Вскоре волнение охватило Спасский уезд , соседние Чистопольский и Лаипшвский, а потом смежные уезды Самарской и Симбирской губерний. По призыву Петрова крестьяне отказались ходить на барщину , вносить оброк помещикам, отказывались от подписания «уставных грамот», которыми должны были быть определены размеры наделай повинностей, забирали из помещичьих амбаров хлеб. Студенты Казанского университета и Духовной академии провели панихиду по убитым. Щапова 16 апреля г. Казанской губернии ныне - Татарстан и окрестных сёл и деревень в апреле 1861 г. Волнения В селе Бездна крестьянин Антон Петров истолковывал некоторые статьи «Положений о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости» в интересах крестьян. В частности, один из пунктов образца уставной грамоты, в котором было сказано «после 10-й ревизии отпущено на волю столько-то» он растолковал таким образом, что царь дал волю уже в 1858 г. Известия об этом быстро распространились, и в Бездну стали стекаться крестьяне, численность которых дошла до 10 тыс. Волнение охватило свыше 75 сёл и деревень Спасского, Чистопольского и Лаишского уездов Казанской губернии, ряд уездов Симбирской и Самарской губерний - крестьяне отказывались работать на барщине , делили помещичий хлеб, отказывались повиноваться местной администрации, выбирали должностных лиц из своей среды. Подавление 12 апреля в Бездну вошли две роты Тарутинского полка под командованием генерал-майора графа А. Около дома Антона Петрова собралась толпа числом до 5000 человек. Апраксин потребовал выдать Петрова, но ему кричали: «Нам не нужно посланного от царя, но самого царя давай нам; стреляйте, но стрелять вы будете не в нас, а в Александра Николаевича ». После этого по приказу Апраксина было произведено шесть залпов по толпе, в результате чего, по донесению Апраксина, было убито 51 человек и ранено 77 по другим сведениям - 87. Только тогда толпа рассеялась, а Антон Петров вышел из дома, неся Положение о крестьянах над головою, и был арестован. Апраксина; как оно ни грустно, но нечего было делать другого». По приговору военно-полевого суда , учрежденного по распоряжению императора, Антон Петров был 19 апреля 1861 г. Из 16 крестьян, преданных военному суду, 5 были приговорены к наказанию розгами и заключению в тюрьму на разные сроки, большое количество крестьян было наказано розгами и сослано. Реакция на события Расстрел безоружных крестьян вызвал возмущение и протест в России и за границей. Даже казанский военный губернатор Козлянинов в своем донесении от 22 апреля министру внутренних дел писал: «Числом жертв он [Апраксин] вызвал здесь негодование многих, тем более, что, кроме непреклонного упорства в ложном толковании и невыдаче Петрова, крестьяне не буйствовали, ни вреда сделать никому не успели и были 12 числа совершенно безоружны». Студенты Казанского университета и Духовной академии организовали демонстративную панихиду по жертвам бездненского расстрела, на которой с речью выступил А. Несколько статей бездненским событиям посвятил «Колокол » А. Казанское же дворянство бурно выражало свой восторг действиями Апраксина. Статья в Советской исторической энциклопедии Отрывок, характеризующий Бездненские волнения Общий разговор сосредоточился около трех печальных событий: неизвестности государя, погибели Кутайсова и смерти Элен. На третий день после донесения Кутузова в Петербург приехал помещик из Москвы, и по всему городу распространилось известие о сдаче Москвы французам. Это было ужасно! Каково было положение государя! Кутузов был изменник, и князь Василий во время visites de condoleance [визитов соболезнования] по случаю смерти его дочери, которые ему делали, говорил о прежде восхваляемом им Кутузове ему простительно было в печали забыть то, что он говорил прежде , он говорил, что нельзя было ожидать ничего другого от слепого и развратного старика. Пока известие это было еще неофициально, в нем можно было еще сомневаться, но на другой день пришло от графа Растопчина следующее донесение: «Адъютант князя Кутузова привез мне письмо, в коем он требует от меня полицейских офицеров для сопровождения армии на Рязанскую дорогу. Он говорит, что с сожалением оставляет Москву. Россия содрогнется, узнав об уступлении города, где сосредоточивается величие России, где прах Ваших предков. Я последую за армией. Я все вывез, мне остается плакать об участи моего отечества».
100 лет в печати "Декабристы разбудили Герцена"
Такой случай произошёл в селе Бездна под Казанью 12 апреля 1861 г. Крестьянин Антон Петров неверно истолковал «Положение 19 февраля». В неспокойном селе Юркули грамотный дворовый человек Николай Михайлов еще до того, как начались события в Бездне, был приглашен своими крестьянами читать «Положения». Например, профессор университета Щапов завершил свое выступление лозунгом: "Да здравствует демократическая конституция!". Выступление крестьян в селе бездна. Житель села Бездна Казанской губернии Антон Петров убеждал крестьян, что согласно царскому повелению барская земля бесплатно отдается крестьянам, и призывал их не платить оброк и не ходить на барщину. выступление крестьян Казанской губернии в ответ на крестьянскую реформу 1861 (См. Крестьянская реформа 1861).
Аресты, розги и кандалы. Как проходила отмена крепостного права в Вятке.
Антона Петрова арестовали, он был предан военному суду и публично расстрелян 19 апреля, 16 наиболее мятежных его единомышленников выпороли, а потом либо отправили в тюрьму, либо сослали в Сибирь. Так сошла на нет волна, народного гнева, которую смог поднять один человек, болевший душой за свою Родину, свой народ. Сейчас на месте, где стоял его дом, стоит памятная плита. Место расстрела хорошо видно с дороги, рядом с подстанцией, там стоит надгробие с его портретом.
В центре села стоит памятник Антону Петрову. И дети, и взрослые хорошо знают, чей это памятник, в память о каких событиях он поставлен на этом месте.
Несмотря на эту весьма внушительную цифру, составлявшую существенную часть общего количества полевых войск, она является далеко не полной.
По-видимому, часть донесений либо вовсе не сохранилась, либо она отложилась в других фондах, так как они писались на имя разных лиц: императора, военного министра, генерал-квартирмейстера1. Наибольший размах весной 1861 г. В первой половине апреля крупное выступление крестьян произошло в селе Бездне Спасского уезда Казанской губернии.
В этом выступлении чрезвычайно ярко обнаруживаются стремления и чаяния крестьянства — жажда подлинной воли, которая в их сознании неразрывно связывалась с правом на землю. В начале апреля в селе Бездна один из местных жителей, Антон Петров, начал толковать «Положения» в духе крестьянских чаяний. Как утверждал Петров, крестьяне согласно «Положениям» получали немедленно волю и не должны были выполнять по отношению к помещикам никаких повинностей.
Почти вся помещичья земля должна также принадлежать крестьянству,— «помещику земли — горы да долы, овраги да дороги и песок да камыш, лесу им ни прута. Переступит он шаг со своей земли — гони добрым словом, не послушался — секи ему голову, получишь от царя награду»2. Агитация Антона Петрова имела огромный успех и получила широкое распространение.
Крестьяне различных деревень стекались в Бездну, чтобы услышать о «настоящей воле». В бездненских волнениях принимали участие крестьяне 75 населенных пунктов Спасского уезда. Среди крестьян наблюдались массовые отказы от выполнения барщины, распространялись разговоры о необходимости расправиться с дворянами.
События в Бездне вызвали огромное беспокойство и растерянность местных властей. В Бездну направился свитский генерал-майор граф Апраксин с войсками для подавления волнения. Как сообщал казанский военный губернатор Козля-нинов в своем донесении министру внутренних дел, по приказанию Апраксина к Бездне было двинуто 12 рот пехоты с двумя трехфунтовыми орудиями1.
Однако и его увещевания не принесли никаких результатов. На другой день, 12 апреля, граф Апраксин снова вернулся в Бездну с двумя ротами резервного батальона Тарутинского пехотного полка и повторил свое требование. Как указывал Апраксин в своем рапорте царю, к этому времени в Бездне собралось около 4 тыс.
Не достигнув своей цели, Апраксин отдал приказ о расстреле безоружной толпы. Крестьяне держались стойко, и только после нескольких залпов толпа дрогнула, а Антон Петров вышел к войску, неся на своей голове «Положения». По сообщению спасского исправника, общее количество убитых составляло 61 человек, умерших от ран — 41 и раненых — 71 человек.
Как рассказывает в своих воспоминаниях адъютант казанского военного губернатора поручик Половцов, «по счету доктора, приехавшего на другой день из Казани и лечившего пострадавших в течение с лишком двух месяцев, всех жертв было более 350 человек»3. Однако число жертв не могло быть определено точно и лечащим врачом, так как, разойдясь по домам, далеко не все крестьяне обращались к врачебной помощи, боясь обвинения их в причастности к бездненским событиям. Эта расправа, учиненная Апраксиным, была настолько дикой и к тому же лишенной каких-либо оснований, что встретила порицание даже со стороны губернатора Козлянинова.
В своем донесении от 22 апреля министру внутренних дел Ланскому он, осуждая поступок Апраксина, писал: «... По приговору военного суда Антон Петров был расстрелян, а большое количество крестьян было наказано розгами и сослано. События в Бездне оказали большое влияние на рост крестьянских волнений не только в Казанской губернии, но и на всем Среднем Поволжье.
Бездненские события характеризовали собой силу и слабость крестьянского движения. Они продемонстрировали неудержимое стремление крестьян к борьбе за волю и землю, что и определило массовость движения. Вместе с тем обнаружилась стихийность и неорганизованность этого движения, его царистский характер, вера крестьян в «доброго» царя.
Зайончковский «Отмена крепостного права в России». Обнародование «Положений 19 февраля» производилось по всей России, как и было заранее намечено, в период великого поста с 7 марта Владимир по 2 апреля Кишинев. Исключение представляют лишь Петербург и Москва, где это произошло в последний день масляной недели, в так называемое «прощеное воскресенье», 5 марта. Объявление населению о «дарованной крестьянам воле» производилось путем чтения манифеста, в котором излагалось основное содержание реформы. Этот манифест, автором которого был известный крепостник московский митрополит Филарет Дроздов, ставил своей задачей разъяснить «справедливость» реформы, подчеркивая при этом, что дворянство пошло на «серьезные жертвы» во время «блага» крестьян. Основная мысль, которая проводилась в манифесте, заключалась в стремлении доказать, что уплата крестьянами повинностей за пользование их собственной землей в пользу помещиков вполне справедлива. Для подтверждения этого аргумента Филарет счел необходимым сослаться на религию, в частности на авторитет апостола Павла. Но общий здравый смысл не поколебался в том убеждении, что и, по естественному рассуждению, свободно пользующийся благами общества взаимно должен служить благу общества исполнением некоторых обязанностей и по закону христианскому всякая душа должна повиноваться властям предержащим… воздавать всем должное и в особенности кому должно: урок, дань, страх, честь… что законно приобретенные помещиками права не могут быть взяты от них без приличного вознаграждения или добровольной уступки, что было бы противно всякой справедливости пользоваться от помещика землею и не нести за сие соответственной повинности».
Обнародование «Положений» сразу же вызвало мощный подъем крестьянского движения. Сохраняя наивную веру в царя, крестьяне отказывались верить в подлинность манифеста и «Положений», утверждая, что царь дал «настоящую волю», а дворянство и чиновники либо ее подменили, либо истолковывают в своих корыстных интересах. Среди крестьян появились люди, пытавшиеся толковать «Положения» с точки зрения крестьянских интересов. Крестьянское движение на первых порах проявилось главным образом в отказе от выполнения барщины и уплаты оброка. Уже в марте, по далеко не полным данным Министерства внутренних дел, волнения крестьян происходили в 7 губерниях: Волынской, Черниговской, Могилевской, Гродненской, Витебской, Ковенской и Петербургской. В течение апреля, по этим же данным, «случаи неисполнения и сопротивления крестьян закону» имели место в 28 губерниях, в мае — в 32. Наибольший размах весной 1861 г. В первой половине апреля крупное выступление крестьян произошло в селе Бездне Спасского уезда Казанской губернии.
В этом выступлении чрезвычайно ярко обнаруживаются стремления и чаяния крестьянства — жажда подлинной воли, которая в их сознании неразрывно связывалась с правом на землю. В начале апреля в селе Бездна один из местных жителей, Антон Петров, начал толковать «Положения» в духе крестьянских чаяний. Как утверждал Петров, крестьяне согласно «Положениям» получали немедленно волю и не должны были выполнять по отношению к помещикам никаких повинностей. Почти вся помещичья земля должна также принадлежать крестьянству, — «помещику земли — горы да долы, овраги да дороги и песок да камыш, лесу им ни прута. Переступит он шаг со своей земли — гони добрым словом, не послушался — секи ему голову, получишь от царя награду». Агитация Антона Петрова имела огромный успех и получила широкое распространение. Крестьяне различных деревень стекались в Бездну, чтобы услышать о «настоящей воле». В бездненских волнениях принимали участие крестьяне 75 населенных пунктов Спасского уезда.
Среди крестьян наблюдались массовые отказы от выполнения барщины, распространялись разговоры о необходимости расправиться с дворянами. События в Бездне вызвали огромное беспокойство и растерянность местных властей.
Из 16 крестьян, преданных военному суду, 5 были приговорены к наказанию розгами и заключению в тюрьму на разные сроки. Трагедия в Бездне вызвала широкий отклик в передовых слоях русского общества. Не вина Герцена, а беда его, что он не мог видеть революционного народа в самой России в 40-х годах. Когда он увидал его в 60-х - он безбоязненно встал на сторону революционной демократии против либерализма.
Он боролся за победу народа над царизмом, а не за сделку либеральной буржуазии с помещичьим царем. Он поднял знамя революции. Сначала - дворяне и помещики, декабристы и Герцен. Узок круг этих революционеров. Страшно далеки они от народа. Но их дело не пропало.
Декабристы разбудили Герцена. Герцен развернул революционную агитацию. Но это не была еще сама буря. Буря - это движение самих масс. Пролетариат, единственный до конца революционный класс, поднялся во главе их и впервые поднял к открытой революционной борьбе миллионы крестьян. Первый натиск бури был в 1905 году.
Следующий начинает расти на наших глазах.
Отмена крепостного права в России: реакция разных слоев общества
Бездненское выступление 1861 — выступление крестьян Казанской губернии в ответ на крестьянскую реформу 1861. Только за 1861 год произошло 1859 крестьянских выступлений. Житель села Бездна Казанской губернии Антон Петров убеждал крестьян, что согласно царскому повелению барская земля бесплатно отдается крестьянам, и призывал их не платить оброк и не ходить на барщину. Самым кровавым считается восстание в селе Бездна Спасского уезда Казанской губернии, когда от солдатских пуль погибло 70 крестьян, около 20 было ранено, а организатор выступления Антон Петров был казнен перед односельчанами. Восстание в селе Бездна Казанской губернии (ныне — село Антоновка в Татарстане). Грамотный крестьянин Антон Петров по-своему толковал вышедший царский манифест об отмене крепостного права. Крестьянин Антон Петров в селе Бездна Казанской губернии (ныне село Антоновка Татарстана)истолковал некоторые статьи «Положений о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости" в пользу крестьян.