Юрий Гагарин по телефону докладывает о совершённом полёте, 12 апреля 1961 года. Принимая начальную высоту полета 4000 м, а скорость снижения самолета 100 м/сек (километр высоты "съедается" за 10 сек), времени оказывается достаточно, чтобы, снизившись, произвести каскад фигур (горки и пикирования). Руководитель полета, который по экрану локатора смотрел как летит самолет с момента взлета до той зоны, где он должен пилотировать, нам доложил, что УТИ МиГ-15 Гагарина и Серегина начал отклоняться влево, приближаясь к зоне, где был самолет Андреева. Высота полета корабля «Восток» составила 250-300 км. 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин, советский космонавт, стал первым человеком в истории, совершившим орбитальный космический полёт. На высоте 7 км в соответствии с планом полёта Гагарин катапультировался, после чего капсула и космонавт стали спускаться на парашютах раздельно (по такой же схеме происходила посадка и остальных 5 кораблей из серии Восток).
Кто круче – первый космонавт в мире Юрий Гагарин или современные спортсмены: Овечкин, Месси, Болт
12 апреля в России отмечают День космонавтики в ознаменование первого космического полета, совершенного Юрием Гагариным. Рассмотрим все обстоятельства событий смерти Юрия Гагарина, который погиб в авиакатастрофе на самолете УТИ МиГ-15, проводя испытания. Больше 50 лет назад 12 апреля 1961 года российский космонавт Юрий Гагарин стал первым человеком в космосе, начав эру полета людей в космос. Космический полет старшего лейтенанта Гагарина длился всего 108 минут.
Десять из 108 минут полета Юрий Гагарин находился на краю гибели
Полёт по околоземной орбите космического корабля "Восток" с нашим соотечественником Ю.А. Гагариным на борту ознаменовал начало эпохи пилотируемых космических полетов. 62 года назад Юрий Гагарин совершил первый в мире космический полет. 62 года назад Юрий Гагарин совершил первый в мире космический полет.
Тайны полёта Юрия Гагарина
Я решил, что тут не все в порядке. Засек по часам время. Прошло минуты две, а разделения нет. Прикинул, что все-таки сяду нормально, так как тысяч шесть есть до Советского Союза, да Советский Союз тысяч восемь километров, значит, до Дальнего Востока где-нибудь сяду. По телефону доложил, что разделение не произошло", — сообщал впоследствии Гагарин. Лишь через 10 минут после торможения, на высоте около 110 км, в результате нагрева до 150 градусов Цельсия от трения об атмосферу сработали термодатчики резервной системы разделения и была разблокирована команда на отделение приборного отсека. Спускаемый аппарат начал самостоятельный спуск. Спуск происходил по баллистической траектории как и у остальных космических кораблей серий «Восток» и «Восход» , то есть с 10-кратными перегрузками, к которым Гагарин был готов. В этот момент, вспоминает Гагарин, он пережил максимальные перегрузки, видимо, до 12g, которые чуть не закончились для него потерей сознания. Был такой момент, примерно секунды 2—3, когда у меня начали "расплываться" показания на приборах. В глазах стало немного сереть", — вспоминал космонавт.
Потеря фокуса зрения и потемнение в глазах явный признак того, что дело идет к потере сознания. Обычно такое происходит при 10—12g, но Гагарин смог выдержать и это испытание. Он думал, что это гибель. Но это обгорала обшивка и благодаря высокой температуре спусковая капсула наконец-то отсоединилась и началось штатное снижение. На высоте 7 км в соответствии с планом полёта Гагарин катапультировался, после чего капсула и космонавт стали спускаться на парашютах раздельно по такой же схеме происходила посадка и остальных пяти кораблей из серии «Восток». На космических кораблях «Восток» не была предусмотрена посадка космонавтов внутри спускаемого аппарата: связано это было с тем, что на «Востоках» не было двигателей мягкой посадки, которые обеспечивают безопасное приземление. Кроме того, специалисты опасались «заваривания» люка под воздействием высокой температуры в плотных слоях атмосферы. Когда кресло с Гагариным катапультировалось из спускаемого аппарата, взору космонавта открылся вид на Волгу. И подумал, что это Волга. Больше других таких рек нет в этом районе", — вспоминал Гагарин.
Он рассказывал, что катапультирование произошло над берегом, и космонавт опасался, что ветром его отнесет к реке и придется приводняться. Меж тем силы поиска и спасатели ждали почти в 200 км от этого места. После катапультирования над Гагариным последовательно раскрылись тормозной и основной парашюты, а затем из нагрудного ранца вышел и запасной парашют. Это было предусмотрено схемой спуска, хотя и представляло некоторую опасность. Сначала запасной парашют провалился вниз, не раскрывшись. Опять меня развернуло к Волге. Проходя парашютную подготовку, мы прыгали много как раз вот над этим местом. Много летали там. Я узнал железную дорогу, железнодорожный мост через реку и длинную косу, которая далеко в Волгу вдается. Я подумал о том, что, наверное, это Саратов.
Приземляюсь в Саратове.
Королев спросил: "Есть желающие познакомиться с кабиной? Снял ботинки и в носках поднялся по стремянке к люку... Сергей Павлович подтолкнул локтем своего заместителя: "Этот, пожалуй, и полетит первым". Юрий Гагарин прекрасно понимал, что вернуться из полета к звездам можно на колеснице славы, но так же легко превратиться и в летающий саркофаг.
Поэтому он оставил письмо жене Валентине: "В технику я верю полностью. Она подвести не должна. Но бывает ведь, что на ровном месте человек падает и ломает себе шею. Здесь тоже может что-нибудь случиться". Вот так просто.
Это письмо Валентине Ивановне передали семь лет спустя. Уже после трагической гибели мужа в 1968 году. На первой гагаринской фотографии после приземления - осунувшееся лицо, усталые глаза. Почему первый полет человека в космос состоялся именно 12 апреля? Во многом потому, что старт американца Шепарда был назначен на конец апреля.
И Главный конструктор спешил: он не имел права отдавать первенство в космосе заокеанским коллегам... Хотя риск, действительно, был огромный. Из семи полетов кораблей "Восток" до Гагарина лишь три были успешные.
А он говорит: «Да нет, скорость не та». И в это время подъезжают на машине из воинской части. Людей наших оттолкнули, а сами быстро его взяли и повезли на машине. И вот он из дивизиона и докладывал. И рацию раскурочили.
Но потом всё нашли, вернули. С обшивки винтики сняли ребята. Гагарин мог приводниться в Волгу, но его выручила парашютная подготовка: управляя стропами, он ушел от воды и приземлился в паре километров от берега, неподалеку от кабины корабля. Фото: Самарский областной государственный архив социально-политической истории Поделиться Авторы книги «Феномен Гагарина» издательство «Летопись», 2001 так описывают этот момент: «Серёгин председатель Терновского райисполкома Петр Иванович Серёгин. Взял их, прочитал надписи: «Пюре мясное», «Шоколадный соус», «Малиновый соус», хлеб, похожий на шоколадные конфеты. Попробовал — понравилось. Положил их в карман. Тут стали подбегать односельчане.
Мишанин стал угощать этой странной пищей. Некоторые стали обдирать обшивку кабины. Позже работники КГБ ходили по деревням и отбирали у населения то, что осталось у них от космической кабины. Нашли рацию и надувную резиновую лодку Гагарина». Но кое-какие предметы все-таки остались у сельчан. Из них в селе сначала оформили небольшой уголок, потом комнату Гагарина, которую назвали «Музей Гагарина». В 1965 году сюда приехал и сам Гагарин. Тогда местные организовали торжественное собрание, вручили космонавту книжку колхозника и приняли его в почетные пионеры.
Под ногами хлюпает талый снег. Размытая облачность — 8-10 баллов, нижний край около тысячи метров, дымка, поэтому видимость несколько ухудшена. Идет обычная подготовка к полетам. Ничто не предвещает трагедии, которая разразится менее чем через час и всколыхнет весь мир. Я в то время находилась здесь же, на аэродроме. Нам с Леонидом Татарчуком вертолетчиком-асом предстояло на малой высоте от 1 до 10 метров от земли проверить работу радиовысотомера в закрытой кабине под колпаком. За учебно-тренировочным истребителем МиГ-15 я заметила автомашину, а у самого самолета стоял Юра Гагарин в светлых летных брюках, кожаной куртке, с застегнутым на голове защитным шлемом.
После большого перерыва в полетах почти семь лет он добился разрешения летать самостоятельно. И сегодня ему представится эта возможность, если Владимир Сергеевич Серегин на это время командир Юрия проверит его технику пилотирования и разрешит тренировочные полеты. Юра в то время готовился ко второму своему космическому полету, побывал уже дублером у Владимира Комарова и теперь должен был закончить свою тренировку перед тем, как снова шагнуть к звездам... Но теперь врачебный осмотр позади, Гагарин, весело сбегая по ступенькам лестницы, вдруг услышал голос Андрияна Николаева [третий советский космонавт]: «Юра! Ты что, сегодня вылетаешь самостоятельно? Тогда с тебя причитается! Увидев меня с Леней, он приветливо махнул рукой и улыбнулся».
Последний доклад от Гагарина и Серегина. Связь оборвалась. Мы даже не знали, кто там погиб. Гагарин в тот день выполнял учебный полет под руководством Серегина на высоте 4000 метров. Наш — на 1500 метрах. Они отработали 10 минут и запросили обратный курс на «Чкаловский». Вдруг на высоте 2000 самолет резко изменил курс.
Его несколько раз запрашивали, но он не отвечал. Это зафиксировал локатор. Что там случилось — неизвестно. Но если бы экипаж был в сознании, то он поддерживал бы связь, успел что-то передать… Их нашли в Киржаче, за деревней Новоселово. Мы долго искали место падения, полетели на дозаправку, и тут прибежала одна женщина: «Мать звонила, у них за Новоселово упал самолет». Картина на месте происшествия была такая: кругом сваленные деревья и воронка глубиной девять метров». Валентина Романова Аварийная обстановка возникла внезапно и носила скоротечный характер.
Это сказано в заключении экспертов-расследователей. Первое расследование гибели Гагарина и Серегина продолжалось целый год. Было 29 томов дела, но единое заключение комиссия так и не представила. Внутри есть несколько версий произошедшего с одной основной. Дело с документами по катастрофе до 2000 года проходило под грифом секретности. Оно хранится в центральном архиве минобороны РФ. Предположительной причиной там называется возможная потеря работоспособности экипажа из-за столкновения самолета с шаром либо чем-то другим или выполнение резкого маневра для предотвращения столкновения.
Космонавт-испытатель Антон Шкаплеров моделировал полет самолета Гагарина и Серегина на специальном тренажере. Это показано в документальном фильме «Юрий Гагарин. Последний миг». Он проверял официальную версию — столкновение с шаром-зондом. Результат: самолет Гагарина и Серегина мог свалиться в штопор, если было столкновение или уход от него. Исследовал катастрофу и главный научный сотрудник ЛИИ им. Громова, доктор технических наук Арсений Миронов.
В 2010 году он сказал в интервью «Интерфаксу»: «Официальной версии трагедии, как вы знаете, нет. Правительственная комиссия по итогам расследования никакого решения не приняла». Даже версия со столкновением с шаром-зондом позже опровергалась. Расчеты подтвердили — только в штопоре самолет Гагарина и Серегина мог за минуту долететь до земли. Вывод самолета МиГ-15УТИ из штопора с высоты около 400 метров невозможен — примерно с этой высоты Гагарин и Серегин до последнего пытались выровнять самолет. Для успешного выполнения маневра нужна высота около 800 метров. В тот день на нем оставались два подвесных топливных бака.
Емкость каждого — 260 литров. Они снижали допустимые перегрузки самолета. Конструкция самолета предполагает, что первым катапультируется инструктор, который сидит сзади. Только потом — пилот. Так что произошло? Его мнение — первый взрыв самолета произошел еще в воздухе. Падение самолета продолжалось около минуты.
Каманин не исключал и взрыв от столкновения — писал об этом с отсылкой к версии с шаром-зондом. Взрыв в воздухе он доказывал четырьмя пунктами: 1. Согласно результатам специальных испытаний, разгерметизация кабин произошла в воздухе. Разрушение остекления фонарями кабин в воздухе подтверждается тем, что при самом тщательном просеивании земли в районе падения самолета удалось подобрать только 38 процентов остекления кабин и 13 процентов остекления фонаря. Отсутствие радиосвязи и попыток катапультироваться. На сайте «Роскосмоса» есть материал о выводах правительственной комиссии: «Первое — самолет перед ударом о землю был целым. Второе — двигатель самолета работал в момент удара на оборотах, достаточных для горизонтального полета.
Третье — летчики не пытались катапультироваться. Четвертое — летчики были в рабочем состоянии». Жуковского, доктор технических наук. Осколки разбросало по длине до 600 метров и по ширине до 100 метров. После взрыва от летчиков практически ничего не осталось. Николай Живоглядов, Гол. Якобы из-за этого он свалился в штопор.
Об этом же говорил Алексей Леонов. Он приводил в пример показания трех колхозников, которые видели сорвавшийся в облака самолет. Сначала Леонов говорил о самолете Су-11, потом — о Су-15 его модернизированная модель. Леонов утверждал : «Мои рассуждения подтверждены вскрытием рассекреченного конверта с выводом комиссии. Тайны в этом нет, а есть разгильдяйство и нарушение режима полетов». Фамилию летчика он не называл, потому что дал слово. В документальном фильме «Юрий Гагарин.
Последний миг» раскрывается фамилия летчика Су-11. Им оказался летчик Кречетов — так указано в архивном расследовании. Там же рассказывается, что при попадании в след от Су-11 самолет Гагарина и Серегина мог свалиться в штопор. Это результат еще одного эксперимента. В том же фильме опровергается версия о том, что самолет Су-11 поучаствовал в катастрофе. Установлено, что самолет Гагарина и Серегина разбился в 10:32. Только через две минуты после этого Су-11 вошел в зону полетов аэродрома «Чкаловский».
Поэтому его появление и след от полета — это не причина.
Сколько длился полет Гагарина? Подробности космического полета Гагарина
Последний полет Гагарина / Версия | Новость о первом полете человека в космос взбудоражила не только весь Советский Союз. |
5 интересных фактов о первом космическом полете Гагарина :: Инфониак | Но поскольку орбита Гагарина оказалась выше расчетной на 40 километров, изменились дальность и время полета. |
Как Юрий Гагарин смог покорить космос и навсегда оставить свой след в истории человечества | Биография Гагарина до дня полёта. |
Новости и события Российского исторического общества
Рассмотрим все обстоятельства событий смерти Юрия Гагарина, который погиб в авиакатастрофе на самолете УТИ МиГ-15, проводя испытания. 12 апреля исполняется 60 лет космическому полету Юрия Гагарина. День полета Юрия Гагарина в космос 12 апреля 1961 года был объявлен праздником — Днем космонавтики. Гагарину выпала честь испытать корабль «Восток-1» – совершить одновитковый полет вокруг Земли на высоте 180-230 км с посадкой в заданном районе. Случилось это меньше, чем через месяц после полёта Гагарина, 5 мая 1961 года. Самые первые записи архива полета Гагарина сделаны в режиме реального времени Королевым и лично космонавтом сразу после приземления.
Как погиб Юрий Гагарин: версии трагедии
Ведь к событию будет привлечено внимание всего мира, журналисты начнут задавать неудобные вопросы, учёные потребуют исчерпывающего описания ракеты, корабля, его систем. Если отказаться давать технические детали, то полёт не получит мирового признания. Если рассказывать всё начистоту, то неизбежно всплывёт и будет обсуждаться вопрос истинного назначения полигона, ракеты и корабля. СССР в то время позиционировал себя как миролюбивое государство, которое резко выступает против переноса гонки вооружений в космическое пространство, а тут раньше или позже был бы сделан вывод, что как раз Советский Союз и является лидером этого процесса. Окончательное решение приняли 8 апреля 1961 года на закрытом заседании Государственной комиссии по подготовке первого пилотируемого полёта в космос, на котором присутствовали руководители ракетно-космической программы, конструкторы и высшие офицеры. Мнения членов комиссии разошлись, но в конце концов они постановили: при оформлении документации «не допускать разглашения секретных данных о полигоне и носителе». После того как 12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич Гагарин на корабле «Восток» облетел Землю, практически сразу начали появляться статьи и книги, посвящённые его полёту. Но при всём желании и упорстве их авторы не могли отыскать главного — как выглядел корабль, на котором летел первый космонавт. В советской прессе печатали размытые снимки, где были изображены сигара взлетающей ракеты и конус головного обтекателя, закрывавший настоящий корабль. Такие материалы ничего не могли дать ни экспертам-профессионалам, ни пытливым умам, интересующимся космонавтикой. Основываясь на опубликованных данных американских проектов пилотируемых кораблей «Mercury» и «Gemini», эксперты пытались составить описания возможных вариантов конструкции корабля Гагарина.
Все эти варианты в конечном итоге оказались очень далеки от оригинала. Прежде всего, смущала форма «Востока». Эксперты знали, что внешняя форма космического корабля должна быть довольно причудливой за счёт размещения на нём тормозной двигательной установки и баков с топливом. Простой конус, растиражированный в печати, наводил на мысль о подлоге, о стремлении советских учёных выдать за космический корабль головной обтекатель ракеты-носителя. Некоторые сведения о корабле получили, изучив модель «Востока», которая демонстрировалась в июле 1961 года во время воздушного парада в Тушино. Конус головного обтекателя по-прежнему скрывал детали конфигурации, однако экспертам удалось увидеть входной люк. Впрочем, макет добавил и вопросов. Так, к задней части конуса был прикреплён аэродинамический стабилизатор, что привело к самым различным толкованиям его назначения в подлинной компоновке «Востока». Дополнительную путаницу внёс и полёт корабля «Восток-2» с Германом Степановичем Титовым. Среди фотоматериалов, сопровождавших некоторые публикации, посвящённые этому событию, западные эксперты увидели знакомый конус с «хвостовым стабилизатором».
Но теперь на корабле появились два небольших крыла, идентифицированные как органы рулевого управления при полёте корабля в атмосфере. На вопросы журналистов о крыльях советские должностные лица отвечали, что корабль «Восток-2» отличается от «Востока». Мол, в ходе длительного 17-виткового полёта корабль Титова опускался в пределы атмосферы и маневрировал, возвращаясь на орбиту. Газеты писали: «В течение часа майор Титов производил испытания системы ручного управления кораблём-спутником. После окончания испытаний он доложил о хорошей управляемости корабля-спутника при маневрировании». Титов действительно опробовал систему ручной ориентации корабля, но конечно же никаких манёвров схода и возвращения на орбиту не производил — для «Востока» подобная эквилибристика невозможна. Тем не менее из-за политики умолчания многие поверили в такую полуправду. А некоторые западные издания даже поместили статьи, в которых утверждалось, что Советы разрабатывают крылатый космический корабль военного назначения. Наибольшее удивление у западных экспертов вызвал тот факт, что Юрий Гагарин, оказывается, путешествовал по космосу внутри шарообразного спускаемого аппарата... О лжи и рекордах Наиболее острый конфликт вокруг фальсификации итогов первого космического полёта возник 18 июля 1961 года, когда в Париже началось заседание Международной аэронавтической федерации FAI.
На нём предстояло зафиксировать мировые рекорды Юрия Гагарина: рекорд продолжительности полёта — 108 минут; рекорд высоты полёта — 327,7 км; рекорд максимального груза, поднятого на космическую высоту, — 4725 кг; два рекорда радиосвязи «осуществление впервые в мире двусторонней радиосвязи Земля—космос, космос—Земля в диапазонах КВ и УКВ». Однако по установленным строгим правилам рекорд официально регистрировали лишь в том случае, если пилот приземлялся в кабине своего летательного аппарата и этот процесс лично наблюдал спортивный комиссар. Спортивный комиссар не мог присутствовать при посадке Гагарина, поскольку тот приземлился в нерасчётном районе.
От Советского Союза требовалось представить какие-то конкретные детали полёта: фотоснимки Земли с орбиты но фотоаппарата на «Востоке» не было , подробности запуска ракеты и её описание но они оставались засекреченными , имена создателей ракеты и корабля они были засекречены в ещё большей степени, чем подробности запуска. Возникала абсурдная ситуация — на официальном уровне советское правительство делало заявление, что готово делиться технологиями и знаниями, но отказывалось предъявить даже самую малость: общие схемы устройства кораблей «Восток» и пару-тройку имён их создателей, чтобы последние могли получить причитающиеся им по праву лавры от мирового научного сообщества: всерьёз обсуждался вопрос о присуждении таинственному «Главному конструктору» Нобелевской премии. Зарубежные эксперты неоднократно указывали советской стороне на недопустимость подтасовок в публикациях о первом космическом полёте, тем более что таковые стали очевидны уже в мае 1961 года. На это опытные кремлёвские демагоги ответили, что правительство Соединённых Штатов Америки, которое кичится гласностью у себя в стране, не спешит делиться технологией изготовления атомной бомбы даже со своими ближайшими союзниками.
Странно, что советские руководители совсем не понимали: тем самым они порочат величайшее событие в истории ХХ века, поставив космический прорыв на одну полку с убийством тысяч людей в Хиросиме и Нагасаки. Забытый подвиг После смерти главного конструктора ракетно-космической системы «Восток» Сергея Павловича Королёва в его архиве обнаружили переводы высказываний западных экспертов по поводу первого космического полёта. Среди них — и статью «Пионер или подопытный кролик», опубликованную 15 апреля 1961 года в гамбургской газете «Ди Вельт». Её автор Себастиан Хаффнер вопрошал: «Неужели действительно можно поверить в открытие новой главы в истории человечества, если человек, правда добровольно, успешно повторил принудительные достижения животных? В своей кабине он был не капитаном, а лишь полезным грузом». Легко представить, с каким чувством Сергей Павлович Королёв читал эту статью. Но формально эксперт был прав, ведь сокрытие информации имело ещё одну важную особенность — замалчивались трудности и проблемы, вставшие перед космонавтом.
На официальном уровне картинка выглядела так: старт прошёл успешно, сам полёт — идеально, приземление — штатно. Получается, что ничего особенного первый космонавт и впрямь не совершил. В чём же тогда героизм и вклад Гагарина? В действительности полёт проходил непросто. Связь с наземными пунктами была посредственной. Сильно мешал шум вентиляторов. При сходе с орбиты нарушилась логика в работе систем автоматического управления, корабль начал беспорядочно кувыркаться, а его отсеки разделились только при входе в высшие слои атмосферы.
Все эти подробности Юрий Алексеевич Гагарин изложил Государственной комиссии. Его доклад послужил основой для доработки различных систем корабля. Таким образом, первый космонавт выступал в качестве испытателя новой перспективной техники, что само по себе очень важно и не может сравниться с запуском подопытных собак. Практика сокрытия проблем космических полётов продолжалась и в дальнейшем, что привело к печальным последствиям. Желание советских властей представить дело так, будто бы освоение космоса коммунистами состоит из череды триумфальных побед и прорывных достижений, а неприятности и аварии — удел заокеанских капиталистов, породило растущий диссонанс в восприятии космонавтики простым гражданином. Возник резонный вопрос: зачем мы присваиваем звания Героев людям, которые ничем особенно не рискуют? Куда более опасными на таком фоне выглядят профессии шахтёра или подводника.
Давайте их тоже награждать! А ведь от этой идеи всего полшага до следующей: не слишком ли много мы тратим на космонавтику? В чём особенность этого вида деятельности? Почему мы должны, отказывая себе в самом необходимом, поддерживать работу людей, которые не пашут, не сеют, а потом ещё и купаются в лучах всемирной славы? В начале 1990-х годов отечественная космонавтика оказалась на грани полного краха, как и многое другое в нашей стране. И не стало ли одной из причин развала такое отношение к собственным достижениям и победам? Космические программы выжили, но во многом благодаря вмешательству американцев, взявших на себя финансирование нашей ракетно-космической отрасли в самый «нищий» период её существования правда, не бескорыстно, а по чрезвычайно кабальному договору , иначе граждане России уже лет двадцать не летали бы в космос.
Сегодня история повторяется. Хотя ракетно-космическая отрасль стала более открытой и о современных экспедициях на орбиту можно при желании узнать гораздо больше, чем о полёте Гагарина, отчуждение сохранилось и растёт.
Вот 5 интересных фактов об этой исторической миссии: 1. Как долго Гагарин находился в космосе?
За это время Восток-1 завершил не совсем круговой оборот на максимальной высоте 327 км, перед тем как замедлиться до точки, когда капсула отсоединилась в атмосферу для баллистического возвращения. Что за аппарат был Восток-1? Восток-1 представлял собой сферическую капсулу, которая была разработана для того, чтобы устранить изменения в центре тяжести. Таким образом, корабль должен был обеспечить комфорт экипажа состоящего из одного человека, независимо от направления.
А вот для чего он не был предназначен, так это для приземления с человеком на борту.
Выставили часового у парашютов, и поехал вместе с ним в часть. Приехали в часть. Он вызвал командный пункт дивизии. Потом вызвали командующего округом. Через командующего округом доложили в Москву обо всём. Поступила команда задержаться на месте приземления.
Я там на радостях сфотографировался пару раз. К этому времени я уже снял оболочку скафандра. На мне была только голубая тепловая одежда, а в оранжевой и серой оболочке и в гермошлеме я не фотографировался. Скафандр мы положили в машину. Когда уезжали, я видел вертолёт, который шел от г. К этому времени я уже спросил и твёрдо знал, что г. Энгельс рядом.
Мы поехали на место приземления. Я знал, что это поисковая группа прибыла на вертолёте. Едем по шоссе и видим, что вертолёт поднялся и идёт к военному гарнизону. Мы выскочили из машины, начали махать ему. Вертолёт приземлился. Находившиеся на нём генерал-лейтенант и полковник взяли меня на борт вертолёта. Садимся около места, где лежат мои парашюты.
Мне передали команду, чтобы лететь в г. Мы сразу поднялись и полетели туда. Поздравительная телеграмма. Я тут прослезился. Наплыв чувств. Затем сразу по телефону связались с Главнокомандующим ВВС. Я доложил главному маршалу авиации тов.
Он меня поздравил с выполнением задания, поблагодарил, поздравил с присвоением воинского звания «майор». Я ответил как положено. Пожелал мне всего хорошего. Главнокомандующий сказал, что сейчас соединят меня по телефону с Н. Соединили с тов. Я доложил о выполнении задания, о том, что все системы работали хорошо, что приземление произошло в заданном районе, что чувствую себя хорошо. Он поздравил меня, пожелал всего хорошего.
Я поблагодарил. Он сказал, что скоро нам будет звонить Н. Вскоре нам позвонил Н. Я доложил о выполнении задания. О хорошей работе всех систем, о своём самочувствии. Он поблагодарил за выполнение задания, поздравил с окончанием полёта, поинтересовался моей семьёй, родителями. Я сердечно поблагодарил Н.
Он сказал мне: «До скорой встречи в Москве». Затем было поздравление корреспондента «Правды», корреспондента «Известий» и главного агитатора-пропагандиста тов.