Его фильмы разбирали на цитаты, да и сам Владимир Валентинович признавался, что всю его жизнь можно проследить по фильмам. Владимир Меньшов в фильме «Счастливый Кукушкин». Свою кинематографическую биографию Владимир Меньшов начал в том же 1970 году. Меньшов получил мировую известность благодаря своему фильму "Москва слезам не верит" (1979), который был удостоен Оскара за лучший иностранный фильм.
Фильмы Владимира Меньшова
Ко дню рождения Владимира Меньшова 17 сентября Первый канал покажет документальный фильм «Кто сказал, у меня нет недостатков?», а также его режиссерский дебют – фильм «Розыгрыш». Тайны личной жизни и подробности биографии персоны Владимир Меньшов на сегодня: актуальные фото и последние новости на сайте В середине сентября в прокат вышел фильм режиссера и продюсера Валерия Белоцерковского «У людей так бывает». Роль в этой картине стала последней для Владимира Меньшова. Актер и режиссер Владимир Меньшов возглавит жюри XI Казанского международного фестиваля мусульманского кино, который пройдет в столице Татарстана.
Актёр, кинорежиссёр, сценарист, продюсер, телеведущий и педагог
- «С ним уходит великая советская эпоха в кино»: каким запомнят Владимира Меньшова — РТ на русском
- Биография Владимира Меньшова
- «Новогодний переполох»
- Владимир Меньшов (Vladimir Menshov) , фильмография
- Режиссер Владимир Меньшов все фильмы - список фильмографии
- Фильмография Владимира Меньшова
Евгений Меньшов. Прощание
Люду отводит в ЗАГС перспективный хоккеист. Катя прикидывается дочкой профессора и под этой личиной влюбляет в себя кинооператора Рудольфа. Вот только узнав о том, что его возлюбленная — обычная цеховая работница, парень бросает ее в интересном положении. Действие второй части происходит спустя 20 лет и показывает, как изменилась жизнь подруг. Москва слезам не верит.
В чем секрет популярности фильма Меньшова? Сначала Меньшов выбирал актера на роль Гоши, мужчины, с которым знакомится уже состоявшаяся Екатерина Александровна, директор завода. Поиски были недолгими. Посмотрев фильм «Дорогой мой человек», Владимир уже знал, что будет снимать Алексея Баталова и никого другого.
Супруга не разделяла воодушевления режиссера касательно сценария. Да и самому режиссеру поначалу идея Валентина Черных показалась скучной. Заинтересовал его лишь сюжетный ход с будильником: Катя в слезах засыпает в скромной комнате общежития, заводит перед сном будильник и просыпается от звонка, но уже не в комнате общежития, а в богато обставленной квартире и будит уже взрослую дочь. Вера Алентова сыграла Екатерину Тихомирову в 18 и 38 лет Вышедшая на большой экран в феврале 1980 года картина произвела фурор.
Многие коллеги Меньшова были возмущены, считая, что «такую дешевку» любой может снять на раз-два. Газетные критики назвали фильм «упадническим» и прочили ему провал. Зрители не согласились с ними. В первый год проката ее посмотрели почти сто миллионов советских граждан.
Смотрели по два-три раза, простаивая в очереди за билетами по нескольку часов. Более ста стран приобрели права на ее показ. На съемках фильма «Москва слезам не верит» В феврале 1981 года картина выиграла «Оскар» как лучшая картина на иностранном языке. Режиссер узнал об этом постфактум.
За наградой на церемонии вышел советский пресс-атташе, которого в американской прессе приняли за агента КГБ. Чтобы подсластить пилюлю, отечественные чиновники вручили создателям фильма Государственную премию СССР. Как выяснилось позже, причиной тому стали два доноса. От коллег, которых Меньшов хорошо знал, которые мило здоровались с ним в коридорах «Мосфильма».
С тех пор статуэтка Киноакадемии хранилась у него дома, занимая почетное место среди других наград. Но пиетета перед этой наградой у режиссера не было: «Оскар мне ничего не дал, только добавил проблем», — вспоминал он. Владимир Меньшов и его Оскар Ставший знаменитым, кинорежиссер Меньшов не впадал в «звездность»: «Москва слезам не верит» запустила меня ракетой. Но меня оберегло от головокружения то, что я вступил в пору известности уже взрослым человеком.
Молодая слава очень опасна: она вскруживает голову и всю дальнейшую жизнь скособочивает. Как актер в это время Меньшов снялся в нескольких картинах. Более всего зрители полюбили его несуразного, но принципиального Пашу Голикова из комедии «Где находится нофелет? Кадр из фильма «Где находится нофелет» Параллельно Владимир Валентинович работал вместе с Владимиром Гуркиным над сценарием новой картины.
Лиричная комедия «Любовь и голуби» стала еще одним шедевром советского кинематографа. Великолепный творческий ансамбль Людмилы Гурченко , Александра Михайлова , Нины Дорошиной , Натальи Теняковой, Сергея Юрского воплотили на экране жизнь простых людей в глубинке, с их радостями и печалями, надеждами и тихим счастьем. Така любовь» была пересмотрена по пять-семь раз и не набила оскомину зрителям до сих пор. На съемках фильма «Любовь и голуби» Надо заметить, критики старались вовсю, стараясь отработать «хлеб» на фоне антиалкогольной кампании в стране.
Картина полгода пролежала на полке, поскольку Меньшов наотрез отказался вырезать из нее пьяненького дядю Митю «Инфаркт микарда! Вот такой рубец! Поотрубать бы вам к чертовой матери эти органы-то! Меньшов, Михайлов и Гурченко Кампания кончилась, фильм вышел на экраны, легендарные фразы были сохранены и ушли в народ.
Горячие испанцы отметили «Любовь и голубей» главным призом фестиваля комедийных фильмов в Торремолинасе Золотой ладьей. Но свои роли в кино сам актер в шутку называл «мое хобби». Главным делом жизни, несмотря на немногочисленность работ, он считал режиссуру: Важнейшее дело — найти точно профессию, когда ты занимаешься тем, для чего тебя на этот свет родили. Главные этапы моей жизни это картины.
И главные этапы моего взросления и моего познания жизни это тоже фильмы. Поэтому они у меня так редки.
Так случилось, что последним его фильмом стал «ВГИК 100. Признание в любви», который он представил в 2019 году к 100-летию старейшего киновуза, где сам учился в Мастерской Михаила Ромма, а с 2009 года вел свою мастерскую. А ведь так мечтал снять хотя бы еще одну большую картину. Вершиной его творчества так и остался фильм «Москва слезам не верит», удостоенный в 1981 году премии «Оскар». На церемонию Американской академии Меньшова, конечно же, не отпустили.
Статуэтку он увидел уже в Москве. Еще до этого сценарий долго лежал на студии, — рассказала Ирина Муравьева «МК» на одном из недавних фестивалей «Литература и кино». А нас — меня, Веру Алентову, Раису Рязанову — худсовет не утвердил. Меньшов бился за нас до последнего. Когда стало известно, что «Москва слезам не верит» идет на «Оскар», мы вообще не понимали, что это такое. Америка воспринималась как что-то невероятно далекое. А уж когда фильм получил «Оскара», говорили про происки американцев, выбравших самый плохой наш фильм, чтобы все поняли, какая у нас плохая страна и отвратительное кино.
В годы перестройки, когда царила разруха, Владимир Валентинович проходил по студийному коридору и увидел своего «Оскара». Дверь была открыта, кабинет пуст. Он в него зашел и забрал статуэтку домой. Так он мне рассказывал.
В итоге Владимиру так понравилась история о братьях-близнецах, что он стал режиссёром.
Во время подготовительной работы Меньшов столкнулся со множеством трудностей: от выбора актёра на главную роль до проблем со съёмками свадьбы. Но всё-таки получилась интересная история, которая сделала популярным ещё одного великого актёра Армена Джигарханяна. Изначально роль Павла должна была достаться Александру Панкратову-Чёрному, а Меньшов попал в проект совершенно случайно. Его увидел в Доме кино сценарист фильма Анатолий Эйрамджан и предложил попробовать себя в этой роли. Владимир с радостью согласился.
Какое наследство оставил нам Владимир Меньшов Подробнее Решительный нрав Владимир Меньшов впервые стал знаменит, сыграв героя фильма «Человек на своем месте» - молодого сельского механизатора, наглеца в кожанке, который выдвинул сам себя в руководители колхоза и делом доказал, что приходит время новых, самостоятельно мыслящих людей. С той поры решительный мужской нрав Меньшова определил весь его актерский путь: в галерее созданных им образов нет слабаков и разгильдяев. А в режиссуре ему было интересно экспериментировать, разведывать новое.
Меньшов снял пять картин — прежде всего «Розыгрыш» о ребячьей бездумной жестокости и о пробуждении совести. Мелодраму «Москва слезам не верит» критики разнесли в пух и прах, а Американская киноакадемия присудила ей «Оскар». Любовь, Гурченко и море.
Как Владимир Меньшов снимал «Любовь и голуби» Подробнее До сих пор любима зрителями лирическая мелодрама «Любовь и голуби». Четвертой лентой стала яркая, искромётная комедия «Ширли-мырли», идеально отобразившая состояние общества после перестройки. Режиссеру удалось показать всё то, что замечал каждый житель страны, но о чем боялся сказать даже самому себе.
Когда в 1995-м фильм вышел на экраны, новые элиты, конечно, устроили обструкцию, потому что усмотрели в картине критику происходящего вокруг, насмешку. Далее последовала «Зависть богов» - по сюжету вариант «Варшавской мелодии», история невозможной любви людей из разных миров. Владимир Валентинович начал снимать и шестой фильм — «Большой вальс».
Но, к сожалению, начались проблемы с финансированием, и проект не был завершен.
Меньшов Владимир Валентинович
Фильм, который стал полнометражным режиссерским дебютом Владимира Меньшова, который сразу удостоился положительных отзывов от критиков. Режиссёрским дебютом Меньшова стал фильм «Розыгрыш» (1976; Государственная премия РСФСР, 1978) – повествование о советской школе, отличающееся острым социальным подтекстом. Визитная карточка Владимира Меньшова-режиссёра — двухсерийная сага о поиске счастья в большом городе, где столица выступила не просто фоном, а настоящим действующим лицом фильма. В 1970 году состоялся актёрский дебют Владимира Меньшова — он исполнил главную роль в короткометражном фильме «Счастливый Кукушкин». Владимир Меньшов объяснил своё решение провалом фильма Михалкова в прокате, нелицеприятными отзывами критиков и личным предпочтением: режиссёр признался, что сам голосовал за «Елену» Андрея Звягинцева.
«Все, все. Все»: вспоминаем фильмы ушедшего из жизни Владимира Меньшова
О человеке, который многого добился в своей жизни вопреки неверию в его силы окружавших его людей. Однако именно он, Владимир Меньшов — режиссер, взявший «Оскара». Режиссер, знаменитые фильмы которого до сих пор не сходят с телевизионных экранов многих стран, снял всего лишь шесть игровых фильмов, из которых один — дипломный и короткометражный, другой — до сих пор незавершённый еще с 2008-го года. Получается — четыре.
Меньшов, посетивший один из показов, понял, что это настоящая находка. Он разыскал автора, который, к слову, жил в Омске, и получил разрешение на экранизацию. Сценарий написал сам. Меньшов прямо на месте вносил изменения в текст, некоторых героев раскрывал глубже. Многие фразы, ставшие крылатыми, артисты придумывали прямо на ходу. Это мой натуральный цвет» родилась практически случайно. Интересно, что Меньшов сначала не хотел браться за этот материал, его уговаривали: фильм о близнецах, то и дело попадающих в нелепые ситуации, никто лучше него не сделает.
Владимир Валентинович задумался о том, кто мог бы сыграть персонажей, и постепенно так увлекся, что сомнений уже не оставалось. Кандидатуру Валерия Гаркалина, кстати, пришлось отстаивать — худсовет его брать не хотел. Тем не менее артисту казалось, что Меньшов его недолюбливает, и однажды чуть было не покинул проект. Тогда Владимир Валентинович воскликнул: «Как же мне доказать свою любовь? После «Ширли-мырли» Меньшов снял только один фильм — «Зависть богов». Он вышел в 2000 году. Студентов очень любил, и они отвечали ему абсолютной взаимностью.
Он говорил им, что режиссер обязательно начинается с личности самого человека, и без внутренних взглядов, убеждений ничего не получится. На счету Меньшова — 12 престижных наград, среди которых орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени, «Золотой орел» и, конечно, «Оскар».
Там же, в своей альма-матер, он встретил любовь всей жизни — актрису Веру Алентову. Влюбленную пару ждала разлука: после окончания Школы-студии она осталась в Москве, а он по распределению попал в Ставропольский драматический театр. Вернуться в столицу удалось в 1967 году. Режиссер и педагог Михаил Ромм специально для молодого коллеги придумал во ВГИКе, куда его еще недавно не приняли студентом, аспирантуру по режиссуре художественного фильма. Начало карьеры Дебют в кино Меньшова-актера состоялся в 1970 году. Он сыграл молодого рабочего Кукушкина в фильме «Счастливый Кукушкин», который снял его сокурсник Александр Павловский.
Актерской игрой дело не ограничилось — Владимир Валентинович стал соавтором сценария. В результате картина получила главный приз на международном кинофестивале «Молодость-71» в Киеве. Во второй раз на экране он появился снова в главной роли — Меньшов сыграл председателя колхоза Семена Боброва в «Человеке на своем месте». Одинаково органично он смотрелся и в роли механика, и учителя, и секретного агента, и генерала, и мафиози. Но настоящую страсть он питал к режиссуре. Первый свой фильм — правда, короткометражный — он снял в 1968 году. Большой популярностью кинолента не пользовалась. Зато школьная драма «Розыгрыш», снята несколькими годами позднее, принесла режиссеру первый большой успех.
Если бы не Меньшов, то эта драма из жизни старшеклассников никогда не была бы снята. Сценарий Семена Лунгина несколько лет пролежал в архиве «Мосфильма».
Будущий режиссёр ещё в первом классе стал интересоваться литературой, а спустя несколько лет увлёкся искусствоведением и кинематографом. Также артист окончил аспирантуру во ВГИКе при кафедре режиссуры. Его мастером был Михаил Ромм. В 1970 году состоялся актёрский дебют Владимира Меньшова — он исполнил главную роль в короткометражном фильме «Счастливый Кукушкин». Вскоре артист появился в картинах «Человек на своём месте», «Солёный пёс», «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» и других. Владимир Меньшов привлёк внимание многих постановщиков, однако актёрская карьера его интересовала в меньшей степени — Меньшов горел режиссурой. Его первой полнометражной работой стала мелодрама «Розыгрыш» 1976 года по сценарию Семёна Лунгина, полюбившаяся многим зрителям.
Ещё более громкий успех ждал следующий проект Владимира Меньшова — фильм «Москва слезам не верит». Картина пользовалась невероятной популярностью: только за первый год её увидели 90 млн человек. Лента была удостоена премии «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке. В 1984 году Владимир Меньшов выпустил ещё одну картину, ставшую классикой советского кино, — «Любовь и голуби». Также режиссёрская фильмография Меньшова включает ленты «Ширли-мырли» и «Зависть богов». В то же время Владимир Меньшов продолжал сниматься в кино. Также актёр участвовал в постановках Театра имени Пушкина «Пизанская башня» и «Любовь. Помимо работы в кино, Владимир Меньшов преподавал на Высших курсах сценаристов и режиссёров, а также несколько лет возглавлял режиссёрскую мастерскую совместно с Владимиром Тумаевым и Натальей Рязанцевой. Ещё будучи студентом, Владимир Меньшов познакомился с будущей женой — актрисой Верой Алентовой, вместе с которой неоднократно работал на площадке.
Дочь артистов Юлия Меньшова также связала жизнь с кино и телевидением.
Регистрация
- Владимир Меньшов в молодости.
- Владимир Меньшов: биография, фото - «Кино »
- Самое интересное в виде мозаики
- «С ним уходит великая советская эпоха в кино»: каким запомнят Владимира Меньшова
- Все материалы
Меньшов, Владимир Валентинович
Тогда мне был нанесен наиболее сильный удар… Наиболее горький опыт я приобрел. Кадр из фильма "Москва слезам не верит". Фото: kinopoisk. Ведь она стала лидером проката, собрав около 90 миллионов зрителей! Зрители — восторженно. Очереди в кинотеатрах, мешки писем. Критика — более чем сдержанно.
Условно говоря, критика разделилась. Одна треть приняла фильм. Но две трети постепенно выкристаллизовали "истинное мнение", которое и доныне затвердилось. Какое же? Ведь картина получилась живая, человечески теплая… Говорили, что это дешевая мелодрама, сделанная по голливудским рецептам о Золушке. Что кино не отражает реалий нашей жизни.
Что картина придуманная, фальшивая, лакировочная… Приведу пример. Даже Михаил Ульянов на встрече со зрителями устроил выволочку залу. Потому что попал под влияние других авторитетов. А вы пытались как-то ответить, вступить в дискуссию? Все пустое. Никакие ответы не проходят… Не доходят до читателя.
Вы и сами это хорошо знаете по своей журналистской практике, что такое опровержение в газете. И как его подать, что его никто и не заметит… Хотя недавно, слышал, критик Карахан на предложил коллегам покаяться в том, что они несправедливо забили картину. Но поддержки у него не нашлось... С покаянием у нас в стране традиционно туго… Вы разобрались в причинах этого неприятия? Я очень долго разбирался… Долго думал. Причем даже закрался момент сомнений.
Может, они и правы? Может, у меня не хватает вкуса, а у них он высокий, они же понимают, что зрительский успех еще ни о чем не говорит. А тогда как раз гремели ленты "Есения", "Зита и Гита", собирающие миллионы… Хотя такое кино для меня тоже и не критерий. Я же понимал, что "Королева Шантеклера" — это не кино. Может, и у меня такой прокол? Словом, я долго разгадывал секрет этого отторжения фильма у критики.
Более того — у киноэлиты. Особенно — диссидентской. В чем заключался этот секрет — я понял значительно позже. В чем же? Тогда все смотрели через очень конкретную призму. В обществе брало верх диссидентское начало.
То есть перестроечное. А моя "Москва…" противоречила этой парадигме, уже сложившейся в продвинутых кругах общества. Картина вышла оптимистическая. А тогда хорошие режиссеры не снимали оптимистических картин. А снимали все с подтекстами с аллюзиями, как говорится, с фигами в кармане. Отношение к советской власти было таковым — она, мол, уже агонизирует и не способна ничего произвести продуктивного, интересного, полезного.
Это все, мол, гнилое… Карьеру можно построить в этом гнилом обществе исключительно по блату, по связям. Никак честно карьера осуществиться тут не может. Все это очень сильно противоречило моему жизненному опыту. Я видел вокруг граждан, которые нормально выбивались в люди. Но для части общества, которая была крайне влиятельна, это было нарушением правил игры. Картина показалась им пропагандой ценностей Страны Советов, которую они ненавидели.
Но это же бред... Такого рода, как, скажем, письмо Белинского по поводу сборника Гоголя "Выбранные места из переписки с друзьями". Гоголь писал о мистическом, о Боге в душе, о небе, а тот воспринял это только с социальных позиций. Пригвоздил его к позорному столбу, отказал гению в таланте, в его праве глубокого анализа жизни вообще, вне социальных рамок, вне тех столбовых вех, по которым только можно идти передовому человеку… Это была ужасная несправедливость... Конечно, это высочайший пример спора. Но все равно — типичный.
Когда такой конфликт мировоззрений спускается на нижние этажи — это становится вообще дурновкусием. Поясните вашу мысль, Владимир Валентинович. Как только режиссер вносил в свою заурядную картину какую-нибудь социально острую нотку — он становился знаменитым… Хотя его картина была бездарная. А уж если ему картину закрывали или вмешивалось начальство и пыталось в ней что-то исправить — это вообще поднималось на знамя. Столько дутых фигур возникало — и в литературе тоже. То, о чем Набоков говорил — о социальности как прибежище бездарности.
Нише для бездарных людей. И сколько их безбедно существовало! Но ведь шестидесятников и диссидентов считали совестью нации… То поколение шестидесятников в моих глазах сейчас становится все менее интересным. Потому что они воспринимали жизнь через шоры. Это был какой-то жутко нездоровый процесс. Проблемы обсуждались на кухне только негативно.
Советскую власть считали полным дерьмом. Слушали "вражеские голоса". Если кто-то возражал, считал, что есть же здоровые моменты в нашей жизни, его клеймили "кгбшником". И на этом кончалась дискуссия на кухне под водочку с селедочкой. Там когда-то играли мою пьесу "Месс-Менд" по Мариэтте Шагинян. И вот талантливые и интересные люди — Гинкас, Смелянский, Юлий Ким начинают рассказывать про то, как они боролись, как их запрещали.
А зрительному залу решительно неинтересно слушать про их борьбу тридцатилетней давности. У меня же в памяти остались лучшие спектакли, которые я там видел: "Наш, только наш", "Открытый урок", "Месс-Менд"… Кому какое дело, в каких муках они рождались! Разве это не интересно зрителю? Неужели надо рассказывать, как достаешь деньги на картину, сколько тебе усилий это стоило, перед кем ты унижался? Кому это надо знать? И Феллини с большим трудом доставал деньги на фильмы.
Есть фильмы или спектакли - о них и надо говорить. А не о борьбе за их рождение. Вернемся к "Москва слезам не верит". Но ведь "Правда" оценила вашу оптимистическую "лояльность"? Что-то было там невнятное. Не могу сейчас вспомнить.
Положительных содержательных рецензий точно не было. У меня остались в памяти, прежде всего, очень добрые восторженные письма зрителей в громадном количестве с признаниями в любви. И там же серьезные письма с анализом картины. Ведь стоял уже 80-й год. Это переломное время я хорошо помню. Для общества гораздо важнее было мнение оппозиции… Кадр из фильма "Москва слезам не верит".
И очень сильно. Потому что я не понимал, почему у критиков такое снисходительно-презрительное отношение к картине. Но мне казалось, что я сделал все-таки что-то другое… То, что картина получила "Оскара", — стало плюсом или минусом? Это было расценено как сумасшествие. Как бред. Сама номинация на Оскара была расценена уже как недоразумение.
А уж получение — было расценено как какой-то скандал со знаком минус. Мол, что они - с ума сошли? Придумали, кому дать? И так далее… И уничтожение картины продолжилось… В чем это выражалось? Мало копий напечатали? Нет, с этим все было в порядке.
Первую копию показали в ЦК. Брежнев посмотрел картину и весьма одобрительно отозвался. Ее смотрели там много раз. Она шла по высшей категории. С показом у меня не было никаких сложностей. А с чем тогда?
С оценкой. Вот недавно издали книгу "Советское кино" — там все фильмы, которые были сделаны с 1917-го по 1991-й год… Я пролистал ее с большим интересом. И увидел, что все продолжается. Критики не только не раскаялись, а даже ожесточились. Что же там такого написано? В этом вся штука.
Я пытался найти 80-й год, "Москва слезам не верит. А рядом — на шести страницах — "Мой друг Иван Лапшин"! Замечательная картина. Но на шести страницах! А у меня — фото, как марка, и пять строк… Это, конечно, акция. Я понимаю, что люди не случайно это пропустили, а сознательно.
Мол, мы все равно не будем принимать этот фильм, он не существует для нас… Все это ошибка — и зрительский триумф, и Госпремия, и международные призы, в том числе и "Оскар"… Для нас это ничего не значит. Мы говорим, что это плохая картина. И все тут. Вот такое заявление. А издание авторитетное, богатое...
По дороге разговаривали о будущих работах, о планах. А на следующий день, в два часа дня, Михаил Ильич умер на руках у своей жены. В том самом кабинете, где мы сидели вечером». Мы любим Меньшова в таких ролях, как Паша Голиков в картине «Где находится нофелет? Но сам Меньшов больше тяготел к режиссуре. Мы благодарны ему за такие блестящие фильмы как «Розыгрыш», «Москва слезам не верит», «Любовь и голуби». Это работа для настоящих мужиков. Режиссура — это возможность создать параллельный мир. Такой же мощный, такой же убедительный, как и сама жизнь», — был уверен Владимир Валентинович. Не покинул общественного пространства, не отошел от дел.
А цитатами из фильма и вовсе говорят до сих пор. Фанаты также не устают вспоминать фразы из диалогов. К примеру, популярнейшая цитата, подходящая для любого язвительного диалога: "Ах ты, сучка ты крашена! И в этой картине Меньшов удивил зрителей своими режиссерскими решениями, придумав для фильма шутливый способ монтажа. Персонажи удивительным образом переносились из одного места в другое: герой Александра Михайлова выходит за порог дома, проваливаясь прямиком в Черное море. Да и все персонажи сами по себе немного гротескные. Изюминкой фильма также стали и гениальные актеры, фантастически исполнившие свои роли. Пьяница-дед в исполнении Сергея Юрского и его жена бой-баба, которую сыграла Наталья Тенякова. К слову, оба актера в тот момент совсем не были преклонного возраста, им едва исполнилось по 40 лет. А роли жены и загулявшего мужа сыграли талантливые Нина Дорошина и Александр Михайлов. Любимица публики Людмила Гурченко исполнила роль разлучницы Раиски. Фильм считается самым спорным в карьере Меньшова.
Как выяснилось позже, причиной тому стали два доноса. От коллег, которых Меньшов хорошо знал, которые мило здоровались с ним в коридорах «Мосфильма». С тех пор статуэтка Киноакадемии хранилась у него дома, занимая почетное место среди других наград. Но пиетета перед этой наградой у режиссера не было: «Оскар мне ничего не дал, только добавил проблем», — вспоминал он. Владимир Меньшов и его Оскар Ставший знаменитым, кинорежиссер Меньшов не впадал в «звездность»: «Москва слезам не верит» запустила меня ракетой. Но меня оберегло от головокружения то, что я вступил в пору известности уже взрослым человеком. Молодая слава очень опасна: она вскруживает голову и всю дальнейшую жизнь скособочивает. Как актер в это время Меньшов снялся в нескольких картинах. Более всего зрители полюбили его несуразного, но принципиального Пашу Голикова из комедии «Где находится нофелет? Кадр из фильма «Где находится нофелет» Параллельно Владимир Валентинович работал вместе с Владимиром Гуркиным над сценарием новой картины. Лиричная комедия «Любовь и голуби» стала еще одним шедевром советского кинематографа. Великолепный творческий ансамбль Людмилы Гурченко , Александра Михайлова , Нины Дорошиной , Натальи Теняковой, Сергея Юрского воплотили на экране жизнь простых людей в глубинке, с их радостями и печалями, надеждами и тихим счастьем. Така любовь» была пересмотрена по пять-семь раз и не набила оскомину зрителям до сих пор. На съемках фильма «Любовь и голуби» Надо заметить, критики старались вовсю, стараясь отработать «хлеб» на фоне антиалкогольной кампании в стране. Картина полгода пролежала на полке, поскольку Меньшов наотрез отказался вырезать из нее пьяненького дядю Митю «Инфаркт микарда! Вот такой рубец! Поотрубать бы вам к чертовой матери эти органы-то! Меньшов, Михайлов и Гурченко Кампания кончилась, фильм вышел на экраны, легендарные фразы были сохранены и ушли в народ. Горячие испанцы отметили «Любовь и голубей» главным призом фестиваля комедийных фильмов в Торремолинасе Золотой ладьей. Но свои роли в кино сам актер в шутку называл «мое хобби». Главным делом жизни, несмотря на немногочисленность работ, он считал режиссуру: Важнейшее дело — найти точно профессию, когда ты занимаешься тем, для чего тебя на этот свет родили. Главные этапы моей жизни это картины. И главные этапы моего взросления и моего познания жизни это тоже фильмы. Поэтому они у меня так редки. В середине девяностых на экраны выходит очередной редкий шедевр режиссера «Ширли-мырли». В саркастической комедии Меньшов также выступает как сценарист и актер, но на главную роль братьев-близнецов Шнипперсонов-Кроликовых он пригласил талантливого актера Валерия Гаркалина. Кадр из фильма «Ширли-мырли» Сюжет авантюрной фарс-комедии строится вокруг алмаза колоссальных размеров, которым хочет завладеть мафия. Судьба драгоценного камня, способного обеспечить каждому жителю страны три года отдыха на Канарах, решается на борту самолета, где по стечению обстоятельств оказались четыре мужчины, похожих как две капли воды, и четыре столь же схожих между собой женщины которых блестяще сыграла Вера Алентова. Тайны нашего кино. Ширли-мырли Зависть богов Боги не остаются равнодушными к абсолютному счастью людей. Об этом и повествует лирическая трагедия Меньшова «Зависть богов», которая вышла на экраны в 2000 году. Анатолий Лобоцкий французский журналист и переводчик Андрэ и Вера Алентова редактор телевидения Соня в самый разгар холодной войны влюбляются друг в друга со всей страстью. Чем обычно кончались такие истории в начале восьмидесятых и какие внутренние разрушительные трагедии происходили с героями того времени, в картине рассказано со всей откровенностью. Владимир Меньшов в «Ночном дозоре» Скандалы В 2007 году на церемонии вручения премии МТV-Россия режиссер публично отказался вручить награду создателям фильма «Сволочи», который был признан лучшим фильмом года. По мнению Меньшова, фильм исказил подлинную историю страны в угоду коммерческой выгоде, а потому вручать премию должен не он, а кто-нибудь вроде Памелы Андерсон. С этими словами режиссер швырнул конверт в сторону и ушел со сцены под жидкие аплодисменты. Владимир Меньшов отказывается вручать премию фильму «Сволочи» Режиссер «Сволочей» Александр Атанесян не стал раздувать скандал. Он порадовался, что живет в свободное время, когда каждый режиссер может донести до зрителей собственное видение ситуации, а его коллеги в праве критиковать или соглашаться с ним. Похожая ситуация произошла в 2011 году, когда Меньшов, возглавлявший российскую комиссию, отбирающую фильм для заявки на «Оскар», отказал в этом праве фильму «Утомленные солнцем-2» Никиты Михалкова. Как признался Меньшов, совесть не позволила ему выдвинуть на награду Киноакадемии фильм Михалкова при наличии в списке таких лент, как «Елена» Андрея Звягинцева и «Фауст» Александра Сокурова. Однако решение принимал не Меньшов. Коллеги из комиссии Карен Шахназаров, Кирилл Разлогов, Владимир Наумов и Глеб Панфилов проголосовали в пользу ленты Михалкова, поскольку ни один из названных Меньшовым фильмов-конкурентов не шел в прокате и, следовательно, не удовлетворял требованиям учредителей «Оскара». По крайней мере, так утверждали другие участники комиссии. Меньшов же полагал, что авторитет Никиты Сергеевича в отечественном кинематографе слишком велик, чтобы менее именитые режиссеры осмелились выступить против. Меньшов о конфликте с Михалковым В итоге «Утомленные солнцем-2» не вошли даже в лонг-лист номинации «Лучший иностранный фильм». В российском прокате картина также провалилась. Даже брат Михалкова Андрей Кончаловский назвал оскаровский комитет «нелегитимным» с чем, впрочем, Меньшов не согласился : Это точная картина застоя.
Умер Владимир Меньшов: свой последний фильм он посвятил ВГИКу
Мосфильм сообщил скорбную весть: «Киноконцерн «Мосфильм» и семья Владимира Меньшова с прискорбием сообщают, что сегодня Владимир Валентинович ушёл из жизни. В онлайн-кинотеатре "Мосфильма" доступен бесплатный просмотр всех фильмов киностудии. Гнев Владимира Меньшова вызвал сюжет победившего фильма «Сволочи», снятого по мотивам книги Владимира Кунина «Мика и Альфред».
Что известно о последнем фильме с участием Владимира Меньшова?
Самый необычный фильм Владимира Меньшова, который, казалось, разрушил созданные сами же режиссером каноны хорошего кино. Полная фильмография Владимира Меньшова, все фильмы режиссера и роли. Владимир Меньшов родился 17 сентября 1939 года в Баку.
Владимир Меньшов
Народного артиста России не стало более двух лет назад, но именно благодаря ему картина получилась такой, какой сегодня ее могут увидеть зрители. Кадр из фильма «У людей так бывает» 2023 Кадр из фильма «У людей так бывает» 2023 Трогательный фильм о людях, о любви и о том, как случайные встречи, события могут изменить жизнь, как могут переплетаться судьбы знакомых и незнакомцев. Герои показывают сложные отношения, переживания чувств, которые в очередной раз доказывают силу искренней любви. Первоначальной идеей было создание дружеской новеллы с закадровым исполнением стихов. В одном из интервью режиссер Валерий Белоцерковский признался, что благодаря наставлению Меньшова в итоге вышла полнометражная картина: «Когда была закончена первая часть, на которой я изначально планировал остановиться, ныне покойный Владимир Валентинович сказал: "Ребята, вы не имеете права останавливаться, вы должны добить до полного метра"». Какую идею для картины подсказал Владимир Меньшов?
Но ведь они не получили ни одной номинации и на "Нике", и на "Золотом орле"! А там ведь голосует вся кинообщественность. То есть я понимаю, что критики всего лишь озвучивают общественное мнение. Было заявлено, что это плохо, пошло, образец дурного вкуса... А спустя годы вдруг выясняется, что это здорово и очень смешно...
Но ведь дорого яичко ко Христову дню. Мне было бы приятней это тогда прочесть… Да, были две-три рецензии, в которых говорили, что все в этих картинах не так уж плохо... Но в принципе самостоятельного взгляда, угадывания таланта — это всегда редкий дар — в нашей критике я практически не вижу… Это осталось, видимо в ХIХ веке? Упомянутый уже мной Белинский, когда они с Некрасовым прочли "Бедные люди" неизвестного Достоевского — побежали ночью к нему по адресу и сказали, что он замечательный писатель. Много грехов отпускается за такие мощные поступки. И, может быть, Достоевского на каторге, да и в последние годы удерживало на этом свете воспоминание, как к нему пришли два, в его глазах, недосягаемых человека и сказали, что он замечательный писатель... К вам никто из коллег не прибегал? Поймите, я не жалуюсь и не считаю себя обделенным. У меня есть мощная аура зрительской любви, которая помогает мне выстоять… Но здесь я убедился, что бесполезно. У меня не получается с ними договориться.
Они всякую мою работу воспринимают удивительно враждебно. На первых порах. Потом вроде бы до них что-то доходит. А может, все намного проще, Владимир Валентинович? Может, просто обычная зависть? Не богов, а людей? Не исключено. Когда вышла "Москва... Мне до того не хотелось в это верить! Мне казалось там что-то серьезнее, там более глубокие вещи.
Какое-то идеологическое расхождение… Что-то мне надо им объяснить и т. Возможно, это была действительно зависть — потому что даже просто зрительский успех вызывал раздражение, а когда случился "Оскар"... Ведь некоторые жизнь клали на то, чтобы "Оскар" получить! Столько интриг затевали, как туда выдвинуться! А вдруг человек, который об этом и не помышлял, не занимался интригами, не знал, что такое "Оскар" в полной мере — вдруг оказался его обладателем! Это, конечно, вызвало серьезные неполадки в психике у многих моих коллег… Честно говоря, я был настолько наивен, мягко говоря, пожалуй, даже глуп, что думал, что мы все одна компания. Так радостно, думал я, что советская картина получила "Оскара"! Позже мне предоставилась возможность на примерах других людей увидеть, что делает с людьми зависть, как она переворачивает их мозги, как они для обоснования своей зависти подводят логические фундаменты… Кадр из фильма "Москва слезам не верит". Раньше читал буквально все, где было упомянуто мое имя. Была возможность подписаться на вырезки из газет.
Сейчас это уже мне неинтересно. Это после "Зависти богов". Я привез совсем свежую картину на "Кинотавр. Пусть не Гран-при… но там есть, что отметить. И сценарий и режиссура, и музыка, и мужская, и женская роль… Но ничего не оказалось замеченным — ни на "Кинотавре", ни позже на "Нике". И я понял, что уже с ними не договорюсь… Но там-то решали не критики, а жюри, коллеги! Да, это шире, чем критики. Это, так сказать, мое кинематографическое братство. Но оно меня братом не считает по какой-то причине. В то же время оно может поднять шум вокруг какой нибудь картины — до истерики, до визга...
А через полгода не смогут вспомнить, о чем шла речь. Вот на "Кинотавре" вокруг Гран-при идет такая борьба! Такие страсти накаляются… Что происходит в этих номерах! Какие споры кипят! И вот получает какая-то картина Гран-при или приз за лучшую мужскую или женскую роль. И где она, эта картина? Через год ее никто не помнит и не знает... Поэтому эти фальшивые страсти меня все меньше и меньше интересуют… И фестивали в том числе… В чем самая большая беда нынешней кинокритики? Думаю, конформизм. Это одна из главных бед журналистики вообще и критики кинематографической в частности… Что вы имеете в виду?
Да стаей все ходят, командой. Вырабатывают общее мнение. Боятся прийти и написать свою совершенно самостоятельную оценку фильма, спектакля, даже книги. Но ведь журналисты работают в разных изданиях? Тем не менее, есть какой-то ощущение некоего… загона. Критики ведь очень осторожны. Очень боятся попасть впросак в своей оценке. Проверяют, выясняют, наводят мосты, звонят друг другу. Я просто это знаю. Какая-то есть сильная несвобода в их выражении.
Но ведь не у всех же? Был замечательный английский критик Кэннет Тайнен один из самых известных театральных критиков ХХ века, острый и яркий литератор, сценарист, актер, продюсер — Н. Мне в свое время попалась его книжка. Просто восторг! Это совершенно другая критика! Другая степень человеческой свободы. И писать таким образом можно о чем угодно. Это когда можно выйти со спектакля Някрошюса и сказать: "Ребята, это же ерунда! Зачем мы друг другу врем все? И я уверен — он получит десятки писем или звонков восторженных — наконец-то кто-то сказал правду.
Ведь смотришь иной спектакль и думаешь: "Ну невозможно! Неужели это хорошо? А мне зритель говорит, что это плохо. Это "Вишневый сад", "Отелло" или очередные длинные нудные самвлюбленные спектакли, которые длятся по шесть часов... Вы очень категоричны... Я просто убежден, что эти трезвые оценки существуют. Но они не озвучиваются. Потому что страшно. Как же я скажу, что Някрошюс сделал плохой спектакль? Что скука смертная?
Что зрители валом валят из зала… Как же это можно сказать? Нет, невозможно. То есть у нас есть "священные коровы"? И быки. Вот что происходит с Толей Васильевым, который давно уже сбрендил? Он ставит один раз в три года, и опять нечто… Я пришел на его "Плач Иеремии", посидел и спросил себя: "Да что же это такое? Почему это гениально? Ни один из критиков не скажет честно, что это ужасно. А это очень помогло бы Васильеву... Или вот Лева Додин, который привозит спектакль за спектаклем.
У него был гениальный спектакль под названием "Дом", "Братья и сестры"… А что дальше начинается? Еще можно было говорить о спектакле по Платонову "Чевенгур" - Н. А "Вишневый сад", "Дядя Ваня" — все плохо! Еще пример. Потрясающий режиссер Петр Фоменко. Изумительный режиссер! Бог театра жил, конечно, в его театре последние годы. Но вот делается спектакль "Три сестры", который объявляется лучшим спектаклем сезона — это же хамство! Там же нет вообще режиссерского решения! Я не верю, что у кого-то из критиков екнуло сердце на этом спектакле!
Но именно эта неудача Фоменко объявляется лучшим спектаклем сезона! И самой большой победой… И нет критика, который наберется смелости сказать: "Просто не получилось". Никто не хочет превратить Петра Наумовича Фоменко в посмешище. И Марку Захарову никто не скажет про его неудачные спектакли… Но ведь есть у нас "акулы пера", которые как раз могут походя растоптать любой спектакль? Это другая история… Другая сторона дела. Когда критика становится всего-навсего лишь способом самоутверждения критика. Такой постмодернистский подход к делу… Тут для автора главное самовыразиться, себя подать. Он обо всем, и о Льве Толстом напишет в этом ерническом тоне… Такую рецензию читаешь — и не поймешь: хорошо или плохо? Что, собственно он хочет сказать? Все походя, через губу...
Оценка какая-то должна же быть. Нет, просто я был, я посмотрел... Вот его главное ощущение. В этой ернической манере можно долго продолжать… Необходим особый уровень культуры, чтобы вынести эту оценку? Я помню, один конферансье рассказывал, что такое настоящий конферансье. Это, мол, блестящий ум, остроумие, ирония, талант, юмор, находчивость, умение контактировать с залом... А имея все эти качества — кто же пойдет в конферансье? Получается, что критики — неудавшиеся журналисты? А мы, пережившие перестройку, ведь понимаем, какая мощь в руках журналистов. Сейчас она, правда, сильно снизилась… Золотой период журналистики миновал, и, думаю, не вернется уже никогда.
Как и кинематограф, который я знал и любил, которому хотел посвятить жизнь.
Когда в 1995-м фильм вышел на экраны, новые элиты, конечно, устроили обструкцию, потому что усмотрели в картине критику происходящего вокруг, насмешку. Далее последовала «Зависть богов» - по сюжету вариант «Варшавской мелодии», история невозможной любви людей из разных миров. Владимир Валентинович начал снимать и шестой фильм — «Большой вальс». Но, к сожалению, начались проблемы с финансированием, и проект не был завершен. Меньшов так и остался создателем пяти фильмов — зато каких! Повесть о настоящем человеке. Владимир Меньшов внушал веру в победу Подробнее Вечная любовь Владимир Меньшов всю жизнь любил одну женщину — свою жену, актрису Веру Алентову. Это был поразительно гармоничный союз двоих красивых людей, которые умели ценить друг друга и друг другом восхищаться — даже отчества у них одинаковые. История Владимира и Веры достойна отдельного фильма.
Она полна испытаний, скандалов, горя, радости и, конечно, любви. Вера считалась перспективной актрисой, а Владимир, наоборот, не отличался хорошей репутацией: ему не удалось поступить во ВГИК с первого раза, да и преподаватели упорно не замечали талант будущей звезды кинематографа. Что известно о состоянии Веры Алентовой? Подробнее К счастью, искорку в творце разглядела Вера: поначалу умница и красавица просто дружила с однокурсником.
Но в детстве все бытовые неудобства казались ему мелочью. В 1947 году, вскоре после окончания войны, едва Владимир пошел в первый класс, отца перевели в Архангельск. После шумного и жаркого Баку природа севера России произвела на мальчика сильное впечатление. Вот только скучал по любимой игре — лапте, которая тут почему-то была не в ходу. Учился он хорошо, с малых лет много читал, после школы каждый день задерживался в читальном зале на 3-4 часа. Увлекался приключенческой литературой, позже полюбил и классику.
Страсть к чтению Владимир Меньшов сохранил на всю жизнь, собрав в итоге огромную библиотеку. Владимир Меньшов вспоминает о детстве в Архангельске В 1950 году семья Меньшовых переехала на родину, в Астрахань, куда отец получил новое назначение. Родители Владимира были постоянно заняты, заниматься его воспитанием было некому. Многое парню дала школа, но наибольшее влияние в становлении его личности оказали книги и кино. Владимир не изменил привычке «глотать» книги одну за другой. Одновременно он увлекался кинематографом, не раз пересмотрел советские фильмы тех лет и многие из них знал наизусть. Также увлекался чтением искусствоведческой литературы, книг и журналов по киноискусству. Путь в актеры Школу Владимир окончил с серебряной медалью в 1957 году. Пришло время определиться с будущей профессией. Строгий отец хотел, чтобы сын пошёл по его стопам и связал жизнь с военным делом.
Но Владимира интересовало совсем другое — увлечение кинематографом взрастило мечту об актерской карьере. После выпуска парень приехал в Москву и попытался поступить во ВГИК, но оказался абсолютно не подготовлен. Владимир Меньшов в юности К сентябрю Меньшов вернулся в Астрахань и устроился токарем на завод им. В 1958 году его приняли во вспомогательный состав труппы местного драмтеатра. За следующие годы Владимир успел поработать на шахтах Воркуты и был матросом-водолазом в родном Баку, где по-прежнему жили его тёти. В годы учёбы Меньшову посчастливилось поработать на одной сцене, пусть и в массовке, со многими известными актёрами, о которых он ранее читал в журналах и книгах, а теперь был знаком лично. Интересно, что в те годы большинство педагогов не видели перспектив относительно Владимира. Однокурсники считали, что их товарищу не повезло с внешностью и он вряд ли будет востребован. Пессимизм окружающих заставил студента задуматься. Он все глубже погружался в изучение теории кино, все время что-то сочинял, Но именно МХАТ подарил Владимиру судьбоносную встречу с Верой Алентовой , которая, пожалуй, единственная в то время разглядела творческий потенциал наивного, как и она сама, провинциала, решившего покорить Москву.
Товарищеские отношения с одной из самых красивых студенток помогли Меньшову поверить в свои силы. Ко второму курсу они сблизились, а в конце учебного года поженились. Алентова и Меньшов поженились на 2 курсе По окончании Школы-студии протекцию в московские труппы ему никто не составил, и Владимир отправился в Ставрополь, где работал два года в краевом драмтеатре имени Михаила Лермонтова. Алентова осталась в Москве — ей дали место в театре имени Пушкина. Спустя год Меньшов вернулся в Москву и поступил в аспирантуру мастерская Михаила Ромма при кафедре режиссуры ВГИК, обучение в которой окончил в 1970 году с первой своей режиссурой короткометражного учебного фильма «К вопросу о диалектике восприятия искусства, или Утраченные грезы». В 1969 году у них с Алентовой родилась дочь Юлия, однако до 1973 года семья жила порознь: Вера — в комнате, предоставленной театром, которую делила с другой актрисой, Меньшов — в общежитии, где не было «семейных» комнат. Первые роли В 1970 году Меньшов стал соавтором сценария фильма своего однокурсника Александра Павловского «Счастливый Кукушкин». В этой короткометражке он также снялся в своей дебютной главной роли — молодого рабочего Пашки Кукушкина. Картина получила главный приз киевского кинофестиваля «Молодость-71». Первая роль Владимира Меньшова «Счастливый Кукушкин» После этого режиссер Алексей Сахаров Владимира пригласил на роль председателя колхоза Семена Боброва в фильме с подчеркивающим названием «Человек на своем месте».
И еще один приз, на этот раз за актерскую работу на всесоюзном алма-атинском кинофестивале. Кадр из фильма «Человек на своем месте» Меньшова заметили как актера. Трогательный матрос Мартьямов из драматичной комедии Николая Кошелева «Соленый пес», бескомпромиссный колхозный бригадир Клим Авилов, спасающий от верной смерти колонну пионеров в драме Бориса Бунеева «Последняя встреча», еще один колхозник — Иван из картины Ярослава Лупия «Мои дорогие». Владимир Меньшов в фильме «Соленый пес» Сам Меньшов с удовольствием вспоминал съемки в музыкальном фильме Александра Павловского «Ар-хи-ме-ды! Меньшов в фильмах «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» и «Ар-хи-ме-ды» Режиссерский дебют Съемки с Владимиром Высоцким , Валерием Золотухиным , Алексеем Петренко помогли актеру утвердиться во мнении, что пора пробовать свои силы на режиссерском поприще. И вскоре на экраны страны выходит его полнометражный режиссерский дебют «Розыгрыш», написанный по сценарию Семена Лунгина. Сценарий несколько лет пылился на полке, никто из режиссеров не хотел за него браться, считая бесперспективным — по всему выходило, что лента будет иметь менторский тон и не понравится молодежи. Но Владимир Меньшов, несмотря на увещевания знакомых деятелей кинематографа, решил рискнуть. Причем рискнуть дважды, взяв на роли школьников новичков в актерском деле: Дмитрия Харатьяна , Наталью Вавилову, Евдокию Германову. Меньшов появляется в фильме в роли тренера по плаванию.
Тайны кино.