Для того чтобы «противостоять экономическому панамериканизму», страны социалистической ориентации провозгласили создание Совета Экономической Взаимопомощи, и уже в 1949 г. он был сформирован и начал функционировать между СССР и странами. Об истории создания и работе Совета экономической взаимопомощи: от образования и знаменитого здания на Новом Арбате до политических игр расцвета СССР.
Рассекреченная история. Забытый эксперимент: СЭВ (Совет экономич. взаимопомощи). - "Культура", 201
Военные и экономические союзы: СЭВ (Совет экономической взаимопомощи) — создан в 1949г. для совместного решения экономических проблем в связи с расколом Европы. Для того чтобы «противостоять экономическому панамериканизму», страны социалистической ориентации провозгласили создание Совета Экономической Взаимопомощи, и уже в 1949 г. он был сформирован и начал функционировать между СССР и странами. Совет экономической взаимопомощи, призванная способствовать установлению тесных экономических связей меж. Одним из вариантов решения вопроса могло бы стать обращение к опыту валютно-финансовых взаимоотношений середины 1960-х – первой половины 1980-х годов в рамках Совета Экономической Взаимопомощи. На фото: здание Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ).
66. Особенности образования Совета Экономической Взаимопомощи
Совет Экономической Взаимопомощи был создан как альтернатива «плану Маршалла», присоединение к которому стран ЦВЕ было признано руководством СССР нецелесообразным. Совет экономической взаимопомощи — это межправительственная организация, функционировавшая с 1949-го по 1991-й годы и объединявшая в единый экономический блок «страны народной демократии». В январе 2019 г. исполнилось 70 лет с момента создания СЭВ (Совета экономической взаимопомощи) – межправительственной организации, созданной для углубления экономических связей и. 28 июня 1991 года - в Будапеште тихо и буднично прекратил свое существование Совет экономической взаимопомощи (СЭВ). 5 января 1949 года создан СЭВ (Совет экономической взаимопомощи). В этот день, 5 января 1949 года, по решению руководителей ряда стран Восточной Европы был создан СЭВ – Совет экономической взаимопомощи, предназначенный для.
Опыт СЭВ востребован и сейчас
Для этого в Москве было созвано закрытое экономическое совещание продлилось до 8 января представителей правительств СССР, Румынии, Венгрии, Болгарии, Польши и Чехословакии, которое и приняло решение об образовании Совета экономической взаимопомощи, призванного способствовать установлению тесных экономических связей между Советским Союзом и странами новой демократии. Протокол о создании СЭВ был подписан в Москве 18 января 1949 года. В Москве был построен в 1963 — 1970 годах специальный комплекс зданий СЭВ. Весь ансамбль зданий СЭВ состоит из трёх зданий и занимает территорию в 4,6 га.
Однако примерно тогда же стало проявляться и отставание от Запада в научно-техническом развитии.
Исследователи сходятся во мнении, что причинами отставания послужили сравнительная доступность ресурсной базы СССР, лишающая их стимулов к интенсификации производства путем внедрения ресурсосберегающих технологий, а также неповоротливая система ценообразования во взаимной торговле. До конца 50-х годов сессии СЭВа проводились нерегулярно, в бюро СЭВ, несмотря на масштабы стоящих перед организацией задач, входило всего 28 человек. Устав СЭВ, к примеру, был принят только в 1959 году. Постоянные комиссии постоянная комиссия по внешней торговле, постоянная комиссия по координации и техническому содействию, постоянная комиссия по валютно-финансовым вопросам и другие начали собираться только при Н.
И именно Хрущев начал разрабатывать термин «Мировая система социализма» и наполнять СЭВ конкретными вещами. Он был, наверное, последним, который реально верил в победу мировой революции с помощью экономической системы и СЭВа в том числе. Источник — Wikimedia Commons 3. Что послужило причинами его распада?
Рисунок 3. Опыт социалистической интеграции Положительный эффект от деятельности СЭВ можно проследить исходя из темпов роста основных показателей рис. Рисунок 4. Наибольший эффект наблюдается по показателю производства промышленной продукции — более, чем в 5 раз таб.
Таблица 1. СЭВ сыграл значительную роль в развитии вышеприведенных стран. Многие из них теперь являются членами Евросоюза, который оказывает неоднозначное влияние на развитие стран. Так, Германия вышла в группу стран с развитой экономикой, а страны, до вступления в ЕС обладающие нестабильной экономикой, после вступления ухудшили свои показатели например, Болгария, Румыния, Венгрия.
Медленно, но стабильно развиваются такие страны, как Куба, Монголия, Вьетнам. Страны постсоветского пространства, к сожалению, многое потеряли в своем развитии после распада Советского Союза. Некоторые из них пошли по пути «шоковой терапии», например, Польша, Россия , некоторые приняли политику социальной ориентированности например, Беларусь. Но проведенный анализ позволил сделать выводы о необходимости и эффективности таких союзов, как СЭВ.
Кроме того, несомненным преимуществом союза была реализация механизма переориентации внешнеторговых связей в пользу стран-участниц в условиях санкций Западной Европы.
Вашингтон явно стремился с помощью плана Маршалла оторвать восточноевропейские государства от Советского Союза. Читайте также Некому и лиру передать. Турецкие банки пошли в отказ Параллельный импорт и даже мандарины останутся за морем — Анкара выполняет приказ Вашингтона Тогда по инициативе И. Сталина была начата работа по нейтрализации влияния Вашингтона на Восточную Европу. И главным средством нейтрализации должна была стать организация, которая в январе 1949 года получила название «Совет экономической взаимопомощи». Почти вся подготовительная работа проводилась в 1948 году советским МИДом под руководством его главы В. На нем было принято решение об образовании Совета экономической взаимопомощи — организации, призванной устанавливать и развивать тесные торгово-экономические связи между Советским Союзом и странами демократии. Датой рождения СЭВ считается 18 января, когда в Москве представители «семерки» подписали протокол о создании организации. На тот момент приоритетным направлением сотрудничества стран-членов было определено развитие торговых отношений.
Позднее появились другие важные направления: производственная кооперация, реализация совместных инвестиционных проектов, научно-техническое сотрудничество, обмен передовым опытом в деле управления народным хозяйством, разработка единых технических стандартов и норм для стран-участниц, выработка единой экономической политики в отношении стран, находящихся за пределами Совета, и т. Четко просматривался вектор развития СЭВ: от внешней торговли к всесторонней экономической интеграции, превращению экономик стран-членов в единый народнохозяйственный комплекс, способный функционировать достаточно автономно, не зависеть критически от стран, находящихся за пределами Совета. Каждая страна имела свою четко выверенную специализацию в рамках СЭВ. Та же торговля между странами-членами со временем стала осуществляться с учетом годовых и пятилетних планов социально-экономического развития стран-членов. Национальные планы увязывались на уровне Совета Экономической Взаимопомощи. Важной вехой в деятельности СЭВ стала 25-я сессия Совета июль 1971 , на которой была принята Комплексная программа дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран — членов СЭВ. Предполагалось, что Комплексная программа будет способствовать решению задач построения коммунизма в СССР к 1980 году как об этом было заявлено на XXII съезде КПСС в 1961 году и завершению строительства зрелого развитого социализма в других странах-членах. Со временем расширился круг членов СЭВ. Кроме упомянутой выше «семерки» государств-основателей членами организации стали: с 1950 года — Германская Демократическая Республика, с 1962 г. Правда, Албания в 1961 году Совет покинула.
Итак, на старте была «семерка» стран-членов; с 1978 года уже была «десятка». Кроме полноправных членов был еще статус ассоциированного члена и наблюдателя. Статус наблюдателей был близок к статусу ассоциированного члена. Наблюдателей было много: Корейская Народно-Демократическая Республика с 1956 г.
Почему СЭВ, дав миру уникальные бренды, ушел в небытие
Заметим, из этих валютных зон не планируют выходить даже такие государства, как Мали, Буркина-Фасо, Нигер, Центральноафриканская республика, политические взаимоотношения которых с бывшей метрополией благостными никак не назовёшь. На юге Африки в 1970-х - 1980-х годах существовала неофициальная единая безналичная валюта, объединявшая ЮАР с Намибией и Южную Родезию, частично использовавшаяся в расчётах этих стран и с соседними Ботсваной, Свазилендом, Лесото, «португальскими» Анголой и Мозамбиком. Вряд ли будет исключением и нынешний август, если ЦБ не примет дополнительных мер по эффективному использованию валютных резервов, включая администрирование торгами, на которых работают, судя по их динамике, два-три "валютных пылесоса" в интересах некоторых крупнейших частных корпораций при молчаливом непротивлении регулятора». К этому можно добавить, что падение курса национальной валюты не всегда обеспечивает стимулирование экспорта.
В любом случае, курсовые перепады рубля и, тем более, его фактически девальвационные тренды негативно влияют на цены товарных взаимопоставок и на реальные объёмы инвестиций в совместных проектах. По имеющимся данным, ослабление рубля с июня текущего года привело к середине августа к 15-процентному как минимум удорожанию импортных и примерно трети ассортимента российских товаров. Как следствие — на фоне неопределённости и негативных ожиданий сдерживаются взаиморасчёты в национальных валютах, и прежде всего — с участниками БРИКС, экономики которых также несут потери вследствие колебаний курсов их национальных валют по отношению к американскому доллару.
Новая коллективная валюта призвана, как минимум, минимизировать эти потери. Одним из вариантов решения вопроса могло бы стать обращение к опыту валютно-финансовых взаимоотношений середины 1960-х — первой половины 1980-х годов в рамках Совета Экономической Взаимопомощи. Как известно, с января 1964 г.
Система обеспечивает возможность присоединения файла с цифровой копией документа и снабжена рядом пополняемых справочников: географическим, именным, тематическим указателями, списками видов документов СЭВ и структурных подразделений СЭВ и списком сокращений, изменения в которые вносятся после заполнения каждой карточки. Электронная БД с описанием основных документов Секретариата СЭВ может стать в дальнейшем основой для более масштабного проекта, который охватит документы других структур СЭВ. Пока просмотрена лишь небольшая часть документов Секретариата семь описей, составляющих 641 дело за 1949—1955 гг. По мнению одного из наиболее компетентных историков СЭВ М. Липкина, воссоздавшего сложнейшие политико-экономические перипетии интеграционных процессов в Европе середины 1940-х — конца 1970-х гг. Еще одна важная тема — особенности вступления в организацию и функционирование хозяйственного механизма стран-участниц [18]. Компьютеризация архивного наследия СЭВ откроет новые горизонты в его изучении. Список литературы Кондрашин В. Деятельность СССР по укреплению торгово-экономических отношений с Германской Демократической Республикой и Европейским экономическим союзом в рамках Совета экономической взаимопомощи в 1960-е гг.
Поволжский регион. Гуманитарные науки. Леонов М. Липкин М. Совет экономической взаимопомощи: исторический опыт альтернативного глобального мироустройства 1949—1979. Ассоциации «История и компьютер». Опыт автоматизации поиска персональных данных студентов Московского университета за 1813—1917 гг. Опыт автоматизации поиска персональных данных студентов Московского университета… С.
В частности, Болгария на основе лицензионных соглашений стала развивать производство электронных приборов, компоненты для которого в основном импортировались из западных стран Запада.
СССР за единицу электронной продукции из Болгарии поставлял в 5 раз больше нефти, чем за аналогичную, но более качественную продукцию, закупаемую на Западе. Положительное сальдо в виде переводных рублей представляли собой активы, которые нельзя было потратить, так как не было в наличии необходимых товаров. Так, у СССР за 1975—1985 годы накопилось 15 млрд неликвидных переводных рублей, полученных за поставки топлива и сырья странам СЭВ [9]. СССР и его партнёры реагировали на развитие негативных явлений во взаимной торговле: они приняли ряд «многосторонних программ» в целях оживления и интенсификации сотрудничества. На партийной встрече в Софии осенью 1985 года советская сторона предложила разработать комплексную программу научно-технического прогресса стран-членов СЭВ в целях уменьшения и последующего устранения отставания содружества в плане науки и техники. Попытка социалистических стран подключиться к европейским программам, в частности к « Эврике », не удалась, поэтому пришлось опираться на собственные силы. В ноябре 1986 года в Москве на рабочей встрече высших руководителей стран-членов СЭВ Михаил Горбачёв заявил, что нужно активизировать такой «могучий фактор прогресса», как сотрудничество соцстран. Им же было отмечено, что «во второй половине 1970-х — начале 1980-х годов развитие мировой социалистической системы замедлилось». Об этом свидетельствовали и статистические сведения.
В 1987 году было решено создать единый социалистический рынок. В нём исходно содержался серьёзный реалистический потенциал. В целях реализации принятой «рыночной» стратегии на 44-й сессии СЭВ 1988 год была образована временная рабочая группа его исполкома, призванная подготовить конкретные предложения, касающиеся методов и сроков намеченных преобразований механизма сотрудничества. Реформирование системы внешнеэкономических связей при сохранении в прежнем виде экономики стран-членов СЭВ было нереально. Кризис взаимного экономического сотрудничества стран СЭВ продолжал углубляться. В 1988 году в рамках СЭВ была разработана и введена система сертификации СЕПРОРЕВ, которая отличалась от принятых международных систем тем, что кроме требований безопасности здравоохранения и экологии, большое значение предъявляла к качественным технико-экономическим параметрам продукции, которая поставлялась в страны-члены СЭВ.
И только в период 1950-1980-х годов СЭВ, по выражению автора, «стал одним из столпов единства Восточного блока в период холодной войны, сердцем «мировой системы социализма», согласно геополитическому видению капитанов восточной альтернативы капиталистической глобализации».
Через всю монографию автор последовательно проводит мысль, подкрепляемую архивными свидетельствами, о том, что устоявшийся в массовом сознании стереотип о диктате Советского Союза в рамках СЭВ — не более чем публицистический штамп, который крайне далек от реальной ситуации. На самом деле все было намного сложнее. Активную работу в процессе создания, развития и совершенствования Совета проводили другие страны-участницы, особенно восточноевропейские. Впервые возможность работы с фондами СЭВ появилась у автора в 2005 году. Поначалу разобраться в этом было сложно: мешал бюрократический и казуистический язык. Необходимо было определить логику исследования, а также исторический контекст, в котором осуществлялся научный поиск. Одновременно возник вопрос, касающийся периодизации истории организации и совместимости этапов ее развития с теми циклами реформ и преобразований, которые происходили в СССР и странах-союзницах.
При И. Сталине СЭВ рассматривался как региональная альтернатива плану Маршалла. Но, уже, начиная с середины 1950-х годов, отношение к Совету меняется: выдвигаются предложения войти в организацию Китаю, а с 1962 года и Монголии. Хрущев, учитывая меняющуюся политическую карту мира и международную обстановку, рассматривал СЭВ как ядро мировой системы социализма с участием всех стран, симпатизирующих СССР и встающих на социалистический путь в рамках процесса деколонизации. Наконец, при Л. Брежневе, особенно в период «разрядки», СЭВ приобрел особое значение: в его рамках осуществлялось как сотрудничество, так и противодействие на международной арене. Важное значение для СЭВ имели события 1968 года в Чехословакии и их отголоски, причем те тенденции, которые прекратились на внутриполитическом уровне, продолжали поддерживаться на уровне внешнеполитическом и межгосударственном.
Бывший заместитель министра иностранных дел СССР, секретарь СЭВ в 1967-1983 годах Николай Фадеев, начиная с 1969 года, придал этой организации особое звучание и продвигал ее именно как глобальную организацию. Последний аспект особенно важен: при всех событиях «холодной войны» организация была призвана играть важную роль в международных экономических отношениях. Согласно позиции М. Липкина, хотя статистические данные роста и снижения товарооборота между странами-членами, реализованных крупных и инфраструктурных проектов имеют важное значение для понимания логики развития Совета, но нельзя забывать о том, что ключевым элементом в развитии СЭВ были не цифры, а убежденность в способности построить альтернативную интеграционную модель и распространить ее на весь мир. Изначальный замысел создания СЭВ был совершенно очевиден. В условиях начинающейся холодной войны нужна была контрорганизация, которую можно противопоставить в рамках экономического объединения Западной Европы по плану Маршалла. Важным фактором была и «внутренняя холодная война»: в 1948 году начался советско-югославский конфликт.
Задача Москвы была в том, чтобы способствовать переориентации балканских государств, прежде всего Болгарии и Албании, в условиях обострившихся отношений с Белградом. Но уже через год после смерти Сталина, в 1954 году Югославия начинает участвовать в деятельности ряда структур СЭВ: экономические интересы оказались выше разногласий. Напомним, что интеграция Западной Европы началась с основания в 1951 году Европейского объединения угля и стали ЕОУС , а в 1957 году - Европейского экономического сообщества. К интеграции стремились и к востоку от Одера и Нейсе, но если на Западе в основе лежала конкуренция, в ходе которой выяснялось, кто из участников процесса наиболее успешен, и чья модель развития станет основной, то в рамках СЭВ все время предпринимались попытки убрать параллелизм. Проще говоря, необходимо было определить, какая страна будет специализироваться на определенной отрасли производства, чтобы не дублировать усилия друг друга.
Создание СЭВ
28 июня 1991 года - в Будапеште тихо и буднично прекратил свое существование Совет экономической взаимопомощи (СЭВ). Совет экономической взаимопомощи (СЭВ[3], эс-эв) — межправительственная экономическая организация, действовавшая в 1949—1991 годах. СЭВ Совет экономической чем ответил СССР на создание ЕЕС. Протокол о создании Совета экономической взаимопомощи был подписан в Москве 18 января 1949 года.
Совет экономической взаимопомощи: какие уроки можно извлечь для евразийской интеграции
Социалистический экономический союз СЭВ — межправительственная организация, созданная в 1949 году для укрепления экономических связей между социалистическими странами. В этой статье мы рассмотрим, зачем был создан СЭВ, какие задачи ставились перед этой организацией и каково было ее значение для международных отношений. Постепенно проект расширился до 15 стран, представляющих собой союз высокоиндустриальных и развивающихся государств с общим рынком, отдельным банком, монетарной системой и координацией экономической политики. Цель СЭВ заключается в решении общих экономических задач, таких как расширение внешней торговли, повышение эффективности производства и развитие научно-технического прогресса в рамках социалистической экономической интеграции. Он способствует ускоренному развитию народных и научных производств и повышению уровня жизни народов стран-участниц. СЭВ играет важную роль в обеспечении экономической безопасности высокоиндустриальной страны путем перераспределения товаров и услуг между странами, в том числе путем сбалансированного экспорта и импорта.
Три из них являются основными: уровень обобщения информации в документе; хронологический период охвата событий; важность содержания документа с точки зрения его влияния на развитие экономики СССР и стран — участниц СЭВ.
С учетом первых двух критериев обязательной фиксации подлежат документы, содержащие информацию о событиях за период не менее одного года. Однако период увеличивается год и более , если речь идет о состоянии отраслей экономики стран — участниц СЭВ либо их экономики в целом, либо отдельных отраслей групп стран — участниц СЭВ. Согласно третьему критерию, отбору подлежат в первую очередь документы, включающие информацию о рассмотрении касающихся всех стран — участниц СЭВ нормативных актов и методических разработок по определенной тематике финансирование, ценообразование, планирование, стандартизация, торговля, кооперация и разделение труда, проектирование и новые технологии, геологическая разведка месторождений, добыча полезных ископаемых и др. Не менее важными являются сведения об изменениях структуры аппарата СЭВ образование совещаний представителей стран, руководителей ведомств или министров, постоянных комиссий, комитетов СЭВ по сотрудничеству, отделов, бюро, групп и секторов Секретариата. Одна из участвующих в процессе информатизации архивной отрасли компаний — АЛЬТ-СОФТ — адаптировала свой продукт — программно-информационный комплекс КАИСА-Архив он позволяет автоматизировать максимальное количество процессов и процедур в рамках внутриархивной деятельности для создания БД документов Секретариата СЭВ как системы электронных карточек, каждая из которых соответствует одному из документов. Уже существующая структура доработана для описания отобранных документов и включает номер и название фонда, номера описи и единицы хранения, заголовки дела и документа, номера листов, вид и дату документа, его аннотацию, персоналии и место события, наименование страны, географию документа, структурное подразделение СЭВ, подлинность и язык документа.
Система обеспечивает возможность присоединения файла с цифровой копией документа и снабжена рядом пополняемых справочников: географическим, именным, тематическим указателями, списками видов документов СЭВ и структурных подразделений СЭВ и списком сокращений, изменения в которые вносятся после заполнения каждой карточки. Электронная БД с описанием основных документов Секретариата СЭВ может стать в дальнейшем основой для более масштабного проекта, который охватит документы других структур СЭВ. Пока просмотрена лишь небольшая часть документов Секретариата семь описей, составляющих 641 дело за 1949—1955 гг. По мнению одного из наиболее компетентных историков СЭВ М. Липкина, воссоздавшего сложнейшие политико-экономические перипетии интеграционных процессов в Европе середины 1940-х — конца 1970-х гг. Еще одна важная тема — особенности вступления в организацию и функционирование хозяйственного механизма стран-участниц [18].
Компьютеризация архивного наследия СЭВ откроет новые горизонты в его изучении. Список литературы Кондрашин В. Деятельность СССР по укреплению торгово-экономических отношений с Германской Демократической Республикой и Европейским экономическим союзом в рамках Совета экономической взаимопомощи в 1960-е гг. Поволжский регион.
Однако в 1961 году Албания разорвала все соглашения и прекратила свое участие в союзе, ввиду смены государственной позиции правительством страны. Несмотря на то, что СЭВ было образовано 1949 год, свою активную деятельность это экономическое сообщество начало лишь в 60-х. Именно в эти годы руководством самого крупного государства-участника СССР было принято решение превратить объединение в своеобразный социалистический лагерь, обладающим общим рынком. Иначе говоря, создалось подобие современному Евросоюзу. Страны СЭВ с 1964 года начали активно взаимодействовать в масштабной системе банковских взаиморасчетов.
Через семь лет появилась новая финансовая структура. Ее задачей стала выдача долгосрочных кредитов на реализацию планов сообщества. Эта организация получила название Международного инвестиционного банка. В 70-годы проводилась активная работа по экономическому объединению и взаимопроникновению.
Страны СЭВ. СЭВ в 1973—1990 годах Начало и середина 1970-х для СЭВ получились относительно удачными благодаря недолгому периоду роста цен на нефть и кризису в капиталистических странах. Торговля между его членами часто носила бартерный характер.
Несмотря на это, к 1975 году на их долю приходилась треть мирового промышленного производства. В 1978 году в СЭВ вступил Вьетнам, с 1975 году объединённый в одно государство.