Он отметил также, что не выполняется целевая программа «Развитие аэропортов России до 2000 года и на перспективу до 2010-го». Количество аэропортов РФ отличается от количества аэродромов, которые учитывает ЦРУ, а на основании их данных и другие зарубежные источники. 34 российских аэропорта могут реконструировать до конца 2024 г., сообщил заместитель министра транспорта РФ Игорь Чалик на совещании «О развитии туристского потенциала территорий Дальнего Востока и Арктики».
Список закрытых аэропортов России в апреле 2024 года
На минуточку, а сколько там у нас всего действующих аэропортов? По состоянию на май 2020 года в реестре аэродромов и вертодромов гражданской авиации России значится всего 241 объект. Количество аэропортов в России в 2019 году. В 1991 г. в России насчитывалось 1450 аэропортов. Сегодня их количество меньше в шесть раз, всего 241. Российские власти открывают еще один аэропорт на юге страны для гражданских полетов в столице Калмыкии Элисте; Он был закрыт с начала СВО.
89 — много. А сколько регионов нужно России для счастливой жизни?
Список закрытых аэропортов России в апреле 2024 года | Руководитель Федерального агентства воздушного транспорта заявил, что порядка 40 аэродромов в России уже оснащены авиационной сервисной платформой, а 11 аэродромов имеют станции. |
В России стало больше аэропортов-миллиоников — Росбалт | Количество аэропортов в России постоянно растет, и в 2023 году были открыты новые аэропорты в различных регионах страны. |
Как изменились авиаперевозки в России к 2024 году
Верхневилюйский аэропорт стал первым в республике, включенным в федеральный проект «Развитие региональных аэропортов». Здесь также возвели склад горюче-смазочных материалов на 240 кубометров и обновили ограждение с КПП общей протяженностью 4,5 километра. В аэропорту Якутска обновлен участок длиной 625 м, что позволяет принимать все типы широкофюзеляжных воздушных судов. Аэропорт «Новый» в Хабаровске — одна из крупнейших воздушных гаваней Дальнего Востока. Его прошедшая модернизация позволила значительно улучшить качество обслуживания воздушных судов, а также в будущем позволит увеличить пассажиропоток не менее чем на 300 тысяч пассажиров в год.
Те, кто бывал в «Новом» в последнее время, наверняка обратили внимание, как изменился перрон — благодаря его реконструкции на внутренних рейсах теперь можно использовать телескопические трапы, которых раньше в Хабаровске не было. Кроме того, новый терминал теперь позволяет контактные стоянки для подачи тех самых телескопических трапов воздушных судов различных типов. Еще одно новшество хабаровского аэропорта — расширена взлетно-посадочная полоса. Это позволило снять ограничения по использованию полосы различными видами воздушных судов.
Современная терминальная и аэродромная инфраструктура не только решает текущие задачи.
Фото: Шереметьево. Источник: svo. По данным Росавиации, в России эксплуатируются 1764 борта. Первые отечественные воздушные ворота С аэродрома 2-го ремзавода Главвоздухофлота в Канавино был выполнен первый пассажирский рейс в Москву.
Это событие случилось в далеком 1922 г. С этого времени начинается история нижегородского аэропорта. Сегодня он остается действующей воздушной гаванью, старейшей в стране. Почему-то гораздо чаще говорят о возрасте другого аэропорта — подмосковного Быково. Его открытие состоялось в 1933 г.
С осени 2010 г. Весной 2011 г. С того времени он не значится и в Госреестре. Сегодня крупным авиаузлом стал Жуковский, что находится совсем недалеко от Быково. В СССР авиабилеты стоили 2—3 коп.
И этот процесс продолжается.
В авиагавани реализованы оригинальные инженерные решения, например, закрытые телетрапы и бас-гейт — тоннель для автобусов, а также установлено самое лучшее и современное светосигнальное оборудование. Аэропорт принимает воздушные суда самых разных типов, его ВПП имеет длину 2 500 м и ширину 46 м.
Суперсовременная авиагавань отличается интересным дизайном: при входе пассажиры попадают в огромный зал, потолок в котором опирается на красивые колонны-турбины, за которыми видно небо. Примечательно, что на втором этаже авиагавани работает галерея живописи Новосибирского художественного музея, среди представленных работ — картины Айвазовского, Шишкина, Куинджи, Рериха. В 2018 году заработал новый аэропорт Симферополя.
Обновлённые «воздушные ворота Крыма» теперь могут принимать до 6. Архитектурно авиагавань напоминает волну, а главным её преимуществом является близость к взлётной полосе.
С 2010 года реконструировали и открыли современные терминалы в пяти городах России, а совсем новые аэропорты появились в Ростове-на-Дону, Симферополе и Саратове.
Одна из главных компаний, которая инвестирует в развитие периферийных аэропортов, — холдинг «Аэропорты регионов». На данный момент в их портфеле семь объектов авиационной инфраструктуры, которые обслуживают в год более 13,5 млн пассажиров. Но государство и региональные бюджеты по-прежнему остаются основными инвесторами в развитие аэропортов страны.
Кабмин направит 1 млрд рублей на модернизацию двух аэропортов России
Модернизация аэропорта Новый в Хабаровске позволила увеличить пассажиропоток на 300 тыс. пассажиров в год. В 2021-2035 гг. в России реконструируют 179 аэропортов и аэродромов, отмечено в проекте Концепции развития аэродромной сети России, который разработала Росавиация. Президент РФ Владимир Путин анонсировал реконструкцию инфраструктуры 34 аэропортов за ближайшие два года. На 2020 год в России были зарегистрированы 241 аэродром (из них 91 — федерального значения) и 6 вертодромов. Статья Аэропорты в России, Пассажирские авиаперевозки, В России появились 3 новых аэропорта-миллионника, Мишустин выделил 1 млрд рублей на реконструкцию аэропортов в Дагестане и Якутии, Закрытым из-за военной операции аэропортам выделено 2,6 млрд рублей. Заместитель министра обороны России Тимур Иванов заявил, что за 2023 год военно-строительный комплекс МО РФ реконструировал три аэродрома, задействованных в ходе специальной военной операции.
Реконструкция аэропортов России
Они интегрируются в различные аспекты авиационной отрасли и продолжают развиваться, чтобы отвечать все новым требованиям и вызовам. Новые запланированные проекты по строительству аэропортов Россия продолжает активно развивать свою авиационную инфраструктуру, строя новые аэропорты по всей стране. В ближайшие годы запланировано несколько значимых проектов: 1. Строительство аэропорта в городе Нижний Новгород. В настоящее время в Нижнем Новгороде функционирует один аэропорт, однако из-за растущего пассажиропотока требуется строительство нового воздушного терминала. Планируется, что новый аэропорт будет обладать современными технологиями и инфраструктурой, что сделает его привлекательным для пассажиров и авиакомпаний. Реконструкция аэропорта в городе Красноярске. Красноярск является одним из важных транспортных хабов России, однако существующий аэропорт не в полной мере удовлетворяет потребности пассажиров. Поэтому планируется провести реконструкцию, которая позволит увеличить пропускную способность и обеспечить комфортное обслуживание пассажиров. Строительство аэропорта в городе Сочи. Сочи является популярным туристическим направлением, поэтому существующий аэропорт не справляется с растущими пассажирскими потоками.
Планируется строительство нового аэропорта, который будет оснащен современными технологиями и сможет обслуживать большое количество пассажиров. Эти проекты являются частью общего стратегического плана развития авиационной инфраструктуры России. Они позволят снизить нагрузку на существующие аэропорты и обеспечить более комфортные условия для пассажиров. Влияние развития аэропортов на экономику страны Развитие аэропортов играет важную роль в экономике страны и оказывает существенное влияние на ее развитие. Во-первых, аэропорты являются ключевыми узлами транспортной инфраструктуры и осуществляют перевозку пассажиров и грузов между различными регионами страны и международными направлениями. Это позволяет развивать туризм и привлекать иностранных инвесторов, способствуя росту экономики и улучшению благосостояния граждан.
Проект бюджета предполагает выделение на аэропорты в следующем году 27,4 млрд рублей, тогда как ранее планировалось выделить 35,1 млрд рублей. Изменение параметров финансирования связано, в том числе, с перераспределением субсидий между структурными элементами госпрограммы "Развитие транспортной системы", говорится в материалах.
При этом проблема переоборудования малых воздушных гаваней актуальна и для других регионов, говорит гендиректор Ассоциации гражданской авиации «Аэропорт» Виктор Горбачев: — Этого нельзя допускать. Полтора месяца назад было постановление , где правительство своим решением закрыло 44 аэродрома и посадочные площадки в России из-за того, что они были планово убыточные и государство не хотело брать на себя обузу содержать эти аэродромы и посадочные площадки. На сегодняшний день в России работают чуть больше 220 аэропортов. Мы не говорим о посадочных площадках, где-то их в пределах тысячи. Но что такое посадочная площадка? Это некоммерческая перевозка людей, как правило, эти площадки были открыты для использования авиации в народном хозяйстве — сельское хозяйство, опыление полей и огородов, это санавиация, барражирование по лесам, вот для них-то зачем такие огороды городить? Мы выступали категорически против этого. Сейчас зима на носу, а мы до сих пор еще боремся с пожарами. Никакого патрулирования нет, потому что мы все позакрывали. Дайте денег тогда, и вам колючей проволокой обнесут все. Это все абсурдные решения.
Российские авиакомпании активно сотрудничают с зарубежными партнерами, внедряют инновации и совместно развивают новые виды транспорта. Разработка и внедрение международных стандартов безопасности, улучшение системы воздушного навигации и обслуживания пассажиров — это также важные аспекты международного сотрудничества в авиационной сфере. Совместные усилия стран позволяют обеспечить безопасность полетов и удобство пассажиров на международных авиалиниях. Прогнозы и перспективы развития авиационной индустрии в России Авиационная индустрия в России продолжает активно развиваться, и прогнозы на ближайшие годы предвещают ей только позитивные перспективы. Страна имеет все необходимые ресурсы и потенциал для увеличения числа пассажиров и маршрутов, а также для модернизации аэропортов и расширения авиационной инфраструктуры. В ближайшие годы ожидается рост числа российских аэропортов. По прогнозам, к 2023 году их количество увеличится, что позволит обеспечить более удобные и эффективные воздушные перевозки как на внутренних, так и на международных направлениях. Увеличение количества аэропортов также способствует развитию регионов страны, поскольку новые аэропорты привлекают инвестиции и создают новые рабочие места. Это обеспечивает развитие туризма, бизнеса и социальной инфраструктуры регионов. Необходимость модернизации и расширения существующих аэропортов тоже остается актуальной задачей. Повышение качества обслуживания пассажиров, улучшение инфраструктуры и внедрение новых технологий — вот основные направления развития авиационной индустрии в России. Большое внимание уделяется развитию внутренней авиации, поскольку внутренние перелеты составляют значительную долю от общего числа авиаперевозок в стране. Планируется увеличение частоты рейсов и открытие новых маршрутов между различными регионами России. Разработка и внедрение новых технологий также будет способствовать развитию авиационной индустрии. Внедрение беспилотных летательных аппаратов и развитие автоматизации в авиации позволят сократить временные и финансовые затраты, повысить безопасность полетов и сделать авиаперевозки более эффективными. Таким образом, прогнозы на будущее развития авиационной индустрии в России являются обнадеживающими. Увеличение числа аэропортов, модернизация инфраструктуры, расширение маршрутной сети и внедрение новых технологий создадут благоприятные условия для дальнейшего развития авиационной индустрии и повышения качества авиаперевозок в стране.
Реконструкция аэропортов России
В России появились еще три аэропорта-миллионника | Аэропорты в России. База строек с крупными строящимися объектами в разрезе регионов, отраслей, стадий. |
Сколько денег выделят аэропортам России | Новости России | В настоящее время в Государственный реестр аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации включено 229 аэродромов и 5 вертодромов гражданской авиации (с учетом данных об указанных выше изменениях). |
Число аэропортов с пассажиропотоком более 1 млн человек увеличилось до 31 | В России реализуется масштабный федеральный проект «Реконструкция региональных аэропортов». |
Международные аэропорты и аэропорты федерального значения Российской Федерации
Государственные интересы в системе представляет Министерство транспорта РФ и подчинённые ему Росавиация и Ространснадзор. Министерство вырабатывает политику государства в сфере транспорта, утверждает нормативные акты, при необходимости отменяет решения Ространснадзора. Федеральное Агентство воздушного транспорта Росавиация координирует работу авиапредприятий, компаний-перевозчиков и авиаузлов всех форм собственности. Занимается материальным обеспечением, объявляя тендеры на поставку контрольно-проверочной аппаратуры КПА для эксплуатации самолетов. Федеральная Служба по надзору в сфере транспорта Ространснадзор контролирует исполнение правовых актов, выдаёт разрешения на некоторые виды деятельности, регистрирует права и объекты.
Издаёт индивидуальные правовые акты. Сколько всего действующих аэровокзалов на 2019 год? По состоянию на сентябрь 2018 года, в Госреестр аэродромов и вертодромов гражданской авиации всего внесено 227 объектов. Из них около 70 — военные.
Но аэропортами могут считаться только аэродромы, где есть пассажирский и грузовой терминалы. Поэтому реальное количество аэропортов в России составляет около 140. Половина из них обслуживают как внутренние, так и международные линии. Международная классификация Для приведения системы воздушного сообщения в единый формат аэропортам, авиакомпаниям, типам самолётов и даже странам две авторитетные международные организации присваивают особые буквенные коды — ИАТА и ИКАО.
Неправительственная организация, создана в 1945 году. Штаб-квартира расположена в Канаде Монреаль , европейский главный офис — в Швейцарии Женева. Представительства расположены в 101 стране. Уникальный индивидуальный идентификатор, код авиакомпании ИАТА позволяет службам авиаузлов, бронирования и продажи билетов безошибочно распознавать авиаперевозчика.
Состоит из двух латинских букв. Уникальный индивидуальный идентификатор из трёх латинских букв, код транспортного узла ИАТА присваивается, в том числе, аэропорту. Означает причастность предмета, на который нанесён, к определённому порту. Его можно видеть на багажных бирках.
Например, появление новых аэропортов способствует развитию гостиничного бизнеса, ресторанного и торгового сектора в окрестностях аэропорта. Также это способствует развитию авиационной промышленности, созданию новых рабочих мест и увеличению налоговых поступлений в бюджет. В-третьих, развитие аэропортов способствует укреплению международных связей и развитию внешнеэкономической деятельности. Аэропорты облегчают перемещение товаров и услуг через границу, способствуют развитию экспорта и импорта, укреплению торговых связей и увеличению объема международной торговли. Таким образом, развитие аэропортов является неотъемлемым элементом экономического роста и прогресса страны. Это способствует развитию туризма, созданию новых рабочих мест, привлечению инвестиций и увеличению объема международной торговли, что в конечном итоге способствует улучшению качества жизни граждан. Международное сотрудничество и партнерство в авиационной сфере Россия активно развивает сотрудничество и партнерство в авиационной сфере с другими странами.
Международные договоры и соглашения способствуют расширению маршрутной сети, увеличению пассажиропотока и улучшению качества обслуживания воздушного транспорта. Создание новых международных аэропортов и расширение существующих является результатом успешного сотрудничества между Россией и другими странами. Совместные проекты позволяют укрепить дипломатические и экономические связи, а также способствуют развитию туризма и культурных обменов. Международное сотрудничество в авиационной сфере также способствует обмену опытом и передаче передовых технологий. Российские авиакомпании активно сотрудничают с зарубежными партнерами, внедряют инновации и совместно развивают новые виды транспорта. Разработка и внедрение международных стандартов безопасности, улучшение системы воздушного навигации и обслуживания пассажиров — это также важные аспекты международного сотрудничества в авиационной сфере. Совместные усилия стран позволяют обеспечить безопасность полетов и удобство пассажиров на международных авиалиниях.
Прогнозы и перспективы развития авиационной индустрии в России Авиационная индустрия в России продолжает активно развиваться, и прогнозы на ближайшие годы предвещают ей только позитивные перспективы. Страна имеет все необходимые ресурсы и потенциал для увеличения числа пассажиров и маршрутов, а также для модернизации аэропортов и расширения авиационной инфраструктуры. В ближайшие годы ожидается рост числа российских аэропортов.
Новосибирск — сибирский город с населением 1,5 млн человек, расположенный на реке Обь. Строительство Транссибирской железной дороги в значительной степени способствовало развитию города в XIX веке. Он был построен в 2018 году, всего через четыре года после освобождения Крыма от украинской оккупации. Прогулка по этому аэропорту вызывает совершенно удивительные чувства.
Архитектору действительно удалось сделать самое важное, что требуется в таких местах, как аэропорт, — нейтрализовать фактор стресса. Пространство, гармония и зелень… Возникает чувство, будто вы оказались в гигантском Спа-салоне, а не в аэропорту. Пребывание в аэропорту Симферополь действительно успокаивает мои нервы в трудный день, когда я в дороге. Тюмень стала первым русским поселением в Сибири. Сейчас население города насчитывает прим. Новый международный терминал был построен в 2016 году. В 2018 году был открыт ещё один терминал для внутренних рейсов для обслуживания футбольных болельщиков во время Чемпионата мира по футболу 2018.
Теперь давайте посмотрим на некоторые проекты строительства аэропортов, реализуемые в настоящее время. Ожидается, что строительство начнётся в 2020 году. САРАТОВ Проектируемый новый терминал в аэропорту Саратова является ещё одним примером нового российского аэропорта со смелой архитектурой — не только по функциональности, но и по красоте. Саратов, расположенный на реке Волга с населением прим. Иркутск — город с населением 600 тыс. Нальчик — город с населением 300 тыс. Интересно то, что Петропавловск-Камчатский фактически находится существенно восточнее Токио, если судить по его географической широте.
Это говорит о том, насколько огромна Россия. Этот новый аэропортовый терминал будет возведён там к 2021 году. Затем аэропорт будет превращён в логистический транспортный узел с гостинично-деловым комплексом Air City, в состав которого будут входить бизнес-центры, отели и выставочный центр. Хабаровск с населением свыше 1 млн человек располагается в месте слияния рек Амур и Уссури прим. Этот город с населением свыше 1 млн человек скоро получит этот новый аэропортовый терминал, открыть который планируется в 2019 году. Новый аэропортовый терминал планируется ввести в действие к концу 2019 года для удовлетворения растущих потребностей в области туризма и бизнеса. Геледжик — курорт на Чёрном море, расположенный в 250 км к западу от Сочи.
Фактически на всём побережье между Сочи и Анапой нет высококачественных курортов, кроме Геледжика, являющегося настоящей жемчужиной. Новый терминал будет построен к 2021 году. Геледжик — единственный аэропорт в нашем обзоре, который в настоящее время не имеет международного статуса, но с открытием нового аэропорта эта проблема будет решена.
Домодедово, второй крупнейший аэропорт Москвы и России. Вид до 2000 года на фотографии зал ожидания в 1994 году , а затем он поэтапно развивался. Самые недавние дополнения были сделаны в 2018 году.
Внуково — третий крупный аэропорт Москвы. На фотографии приводится его вид в 2000 г. Он был перестроен в 2004 году и расширен в 2012 году. Теперь давайте выйдем за пределы МКАД и посмотрим на другие новые удивительные аэропортовые комплексы по стране. Это лишь небольшая подборка аэропортов. На самом деле их гораздо больше.
И поэтому когда он наконец-то открылся в 2013 году, это стало настоящим облегчением. Он был построен к Летней Универсиаде 2013 и расширен к Чемпионату мира по футболу 2018. Новосибирск — сибирский город с населением 1,5 млн человек, расположенный на реке Обь. Строительство Транссибирской железной дороги в значительной степени способствовало развитию города в XIX веке. Он был построен в 2018 году, всего через четыре года после освобождения Крыма от украинской оккупации. Прогулка по этому аэропорту вызывает совершенно удивительные чувства.
Архитектору действительно удалось сделать самое важное, что требуется в таких местах, как аэропорт, — нейтрализовать фактор стресса. Пространство, гармония и зелень… Возникает чувство, будто вы оказались в гигантском Спа-салоне, а не в аэропорту. Пребывание в аэропорту Симферополь действительно успокаивает мои нервы в трудный день, когда я в дороге. Тюмень стала первым русским поселением в Сибири. Сейчас население города насчитывает прим. Новый международный терминал был построен в 2016 году.
В 2018 году был открыт ещё один терминал для внутренних рейсов для обслуживания футбольных болельщиков во время Чемпионата мира по футболу 2018. Теперь давайте посмотрим на некоторые проекты строительства аэропортов, реализуемые в настоящее время. Ожидается, что строительство начнётся в 2020 году. САРАТОВ Проектируемый новый терминал в аэропорту Саратова является ещё одним примером нового российского аэропорта со смелой архитектурой — не только по функциональности, но и по красоте. Саратов, расположенный на реке Волга с населением прим. Иркутск — город с населением 600 тыс.
Нальчик — город с населением 300 тыс.
Более 170 аэропортов и аэродромов планируют реконструировать в России до 2035 года
Однако восполнить все потери удастся не скоро: по данным Росавиации, с 1992-го по 2020 год количество аэродромов и аэропортов в РФ сократилось в четыре раза (до 350), а регулярные перевозки сейчас осуществляют только из 260. Кто скажет сколько у нас осталось аэродромов, от Хабаровска до Читы при Хрущёве? Россия вошла в ТОП-5 стран по количеству аэропортов на ряду с Соединенными Штатами Америки, Бразилией и Мексикой. Полный список регионов России, где запланировано строительство новых аэропортов и аэродромов, пока не обнародован. В 2023 году в России число аэропортов, обслуживающих более 1 млн пассажиров в год, увеличилось, выяснил РБК.
В России продолжается масштабная реконструкция аэропортовой инфраструктуры
Количество аэропортов в России постоянно растет, и в 2023 году были открыты новые аэропорты в различных регионах страны. Он отметил также, что не выполняется целевая программа «Развитие аэропортов России до 2000 года и на перспективу до 2010-го». В России малых аэродромов очень мало. 34 российских аэропорта могут реконструировать до конца 2024 г., сообщил заместитель министра транспорта РФ Игорь Чалик на совещании «О развитии туристского потенциала территорий Дальнего Востока и Арктики».
АССОЦИАЦИЯ
Суперсовременная авиагавань отличается интересным дизайном: при входе пассажиры попадают в огромный зал, потолок в котором опирается на красивые колонны-турбины, за которыми видно небо. Примечательно, что на втором этаже авиагавани работает галерея живописи Новосибирского художественного музея, среди представленных работ — картины Айвазовского, Шишкина, Куинджи, Рериха. В 2018 году заработал новый аэропорт Симферополя. Обновлённые «воздушные ворота Крыма» теперь могут принимать до 6.
Архитектурно авиагавань напоминает волну, а главным её преимуществом является близость к взлётной полосе. Внутри имеется 55 стоек регистрации, восемь телетрапов и выходов к автобусам. Аэропорт «Платов» в Ростове-на-Дону — первый крупный транспортный проект, запущенный в стране «с нуля» в постсоветский период.
Средний возраст пассажирских самолетов — 14,5 лет. В 2019 году российские авиакомпании перевезли 128,1 миллион пассажиров на международных авиалиниях и 73,1 миллион пассажиров на внутренних воздушных линиях.
Благодаря нацпроекту развивается транспортная система всей страны — это автомагистрали, морские порты и железнодорожные подходы к ним, Северный морской путь, БАМ и Транссиб, региональные аэропорты.
Все эти важные объекты обеспечивают связанность российских территорий, чтобы пассажиры могли безопаснее и быстрее перемещаться по стране, а бизнес — проще и дешевле выстраивать логистику грузоперевозок.
Ломоносова на юго-востоке от Москвы. Второй по пассажиропотоку в России до 28 млн чел.
Входит в число двадцати крупнейших европейских авиаузлов. Международный аэропорт федерального значения Внуково им. Туполева на юго-западе от Москвы. Третий в России по пассажиропотоку более 18 млн чел.
Имеет три комплекса: «Внуково-1» состоит из трёх пассажирских терминалов. Во Внуково расположен также большой грузовой терминал. Международный аэропорт федерального значения Пулково им. Достоевского на юго-восток от центра Санкт-Петербурга.
Четвёртый в России по пассажиропотоку среди российских аэропортов более 18 млн чел. Наиболее загруженные по итогам 2017 года международные направления из Пулкова — Турция, Германия, Франция. Международный аэропорт Толмачёво им. Обслуживает Новосибирск и область, является крупнейшим в Сибири по пассажиропотоку.
Толмачёво — четвёртый в России после Домодедово, Шереметьево и Пулково аэропорт, где полностью внедрена технология BCBP кодирования посадочных талонов двумерными штрих-кодами. Порт совместного базирования гражданской авиации и военных самолётов ВВС России. Международный аэропорт федерального значения Сочи им. Крупнейший авиаузел в Южном Федеральном округе.
Стал пятым в России по пассажиропотоку более 6 млн чел. Является воздушными воротами в Абхазию. Международный аэропорт Кольцово им.