Фархад Ибрагимов, политолог, специалист по Ирану и Среднему Востоку. Фархад Ибрагимов – эксперт Центра постсоветских исследований ИМЭМО имени ова РАН, политолог специально для ИА “Реалист”. Читайте последние новости дня по теме Фархад Ибрагимов: По каким направлениям идет цифровизация в ЕАЭС?, Политолог об итогах саммита ШОС, вступлении Ирана в организацию и единой валюте.
Политолог: Иран отомстил, войны не будет
Мы должны исходить железобетонно из своих собственных интересов, которые выражаются в том, чтобы сохранить отношения с обоими государствами без очевидного выбора в пользу одного или другого игрока, потому что это чревато последствиями. После начала спецоперации израильский премьер, оставаясь другом президента России, боится говорить это публично. Может быть, сейчас как-то поменяются его настроения в связи с тем, что в Израиле происходит? Есть партнерские взаимоотношения. Нетаньяху пытался быть осторожным на фоне украинского аспекта, поскольку на него серьезно давили. И, кстати говоря, некоторые израильские политологи, которых почему-то называют пророссийскими, говорят: «Это нам в наказание за то, что мы фактически выбрали нейтралитет с пророссийским оттенком в вопросе противостояния России и Запада; возможно, демократы поэтому наказывают Израиль». Тем не менее Нетаньяху в отличие от своих предшественников более аккуратен в отношении Москвы, что прибавляет веса российско-израильским отношениям. Однако мы прекрасно понимаем, что сегодня любой позитивный контакт с Россией, Западом воспринимается как априори всецелая поддержка Москвы. В Израиле Нетаньяху фактически один из последних политиков поколения тех людей, которые действительно олицетворяли силу, мощь, национальные интересы — что называется «реал политик». Ему не удастся выйти сухим из воды.
Поэтому на политической карьере Нетаньяху может ставить крест в самые ближайшие месяцы. Как только он решит вопрос с ХАМАСом, будет поднят вопрос об его импичменте, отставке или он сам уйдет. Арабы и израильтяне не смогли договориться, хотят был реальный план. У израильтян главный вопрос заключался в том, что они слишком уверовали в себя, в свою непобедимость. Считается, что Израиль делает благое дело: очищает свою территорию от террористов. Но не все арабы террористы — есть мирные палестинцы: на небольшом клочке земли в секторе Газа живет 2 миллиона людей, которые не виноваты в том, что делает ХАМАС. Но Израиль безразборочно разбирается с ними. С Украиной другая история. Под нашим боком, у наших границ, создавали проект «анти-Россия».
Поставили нацистский, фашистский режим, который своих же собственных граждан на Донбассе, в Харькове, Николаеве долгое время мучил. Я лично знаю людей из этих регионов, которых за разговоры на русском в общественных местах били или унижали. Куда смотрели власти? Значит, киевский режим, Зеленский — пособники неонацизма. Мало того что ни у себя создали такой режим, так и нам решили устроить полномасштабную войну. Поэтому мы вынуждены были пойти на специальную военную операцию. Когда он сгинет и не будет бандеровской дряни на территории нашей с вами настоящей Украины, тогда все будет хорошо. Но Байден заявляет, что невзирая на проблему Израиля и Палестины, мы выделим Украине около 100 миллиардов долларов. То есть киевский режим получит колоссальное количество денег.
Видимо, Байден не понимает или ему не говорят, что эти деньги должны быть направлены на собственных граждан. Через год выборы, он должен по идее как-то электорат на свою сторону переубедить. Но, видимо, хочет, чтобы американцы его возненавидели. В Европе понимают, выборы в Словакии и Венгрии показывают, что все устали от Украины, что она на пути к проигрышу, а киевский режим как бездонная бочка. Хамасовцы хорошо подготовились и с военной, и с финансовой точки зрения. Если же мы говорим именно про войну, а не про конфликт, то война не прекратится до тех пор, пока существует араб и еврей.
Тем не менее, существуют и другие альтернативные маршруты коридора, причем как морской, так и сухопутный. Говоря о морском пути, подразумеваются грузоперевозки по Каспийскому морю. Такая инициатива возникла у иранской стороны после политической напряженности в отношениях Тегерана и Баку в 2021 году. Иранцы, несмотря на полученный от Баку ранее кредит в 500 млн долларов, решили предложить Москве и Нью-Дели альтернативный маршрут на тот случай, если отношения Исламской республики с Азербайджаном будут ухудшаться. При этом надо понимать, что данный маршрут представляется более сложным как с технической, так и с экономической точек зрения. Порт иранцев на Каспии Бендер-Энзели просто мог бы не справиться с грузоперевозками. Тогда доставка грузов начала бы просто-напросто буксовать. Поэтому было предложено создать альтернативный маршрут сухопутного характера в регионе Центральной Азии, тем более что свою заинтересованность выразили сразу три страны: Туркменистан, Узбекистан и Казахстан. Но и тут есть своя загвоздка: данный маршрут будет дорого обходиться конечному импортеру в лице европейцев и России. В итоге его цена может мало отличаться от перевозок через Суэцкий канал. Такая перспектива вряд ли будет устраивать как индийскую, так российскую и европейскую стороны. Поэтому как среди экспертов, так и среди политиков бытует мнение, что первоначальный вариант МТК с участием Азербайджана — самый беспроигрышный и экономически выгодный. Не исключено, что в долгосрочной перспективе «Север-Юг» может пустить несколько ответвлений, тем более что экономика Индии стремительно растет. В Нью-Дели рассчитывают на то, что их инициатива в будущем может стать достойной альтернативной китайского «Шелкового пути». Однако на фоне напряженных взаимоотношений России с Западом вряд ли сейчас придется говорить о развитии подобного рода проекта, и это при том, что по итогам 2021 года основным торговым партнером нашей страны был Европейский союз, Китай шел на втором месте. Очевидно, что в связи с последними событиями формат самого МТК претерпевает изменения: Россия из большого транзитера продукции из стран Азии в Евросоюз становится ключевым ее получателем, особенно с учетом сокращения поставок западных компаний. Чем Россия может загрузить обратное направление — на какую экспортную продукцию России есть растущий спрос в том же Иране, а также Индии, странах Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии?
Но они тоже не самоубийцы и понимают, что турецкая экономика дышит на ладан и серьезно зависит от России. И население Турции, даже оппозиционное, вовсе не хочет, чтобы отношения с Россией были нивелированы. И это, напомню, страна НАТО. На турецких телеканалах, в том числе и не государственных, собираются эксперты и говорят, что позицию России можно понять. Два дня назад влиятельная турецкая газета Sabah вышла со статьей о том, что Владимир Путин — это единственный лидер, который бросил вызов Западу и является самым успешным геополитиком современности. Газета нацелена на внутреннюю аудиторию, и комментарии читателей полностью разделяют эту точку зрения. Это похоже на опосредованное участие в войне против России? На Эрдогана серьезно давят с Запада за то, что он ведет себя не совсем по-натовски. Эрдоган таким образом пытается показать Западу, что все еще является его союзником. Он это делает потому что его экономика находится в очень тяжёлом состоянии. Мы предпринимаем ответные шаги, отказываясь от реанимирования зерновой сделки. Турция не смогла себя проявить как эффективный переговорщик и посредник, поэтому любые инициативы Турции по Украине будут отклонены. Эрдоган, возможно, и выглядит на фоне других натовских стран логичнее и понятливее, но это неприемлемая для нас позиция. То, что Эрдоган отправляет вооружения, может в очередной раз поставить под удар российско-турецкие отношения. Но они настолько стратегически выстроены, что Эрдоган считает, что это мелочи. Есть еще фактор Британии. Британцы тоже давят на Эрдогана и говорят ему, что он не играет по правилам их игры против России. Многие на Западе обвиняют Турцию в том, что она стала серой зоной и через нее в Россию идут поставки санкционных товаров. А американцы недовольны, что Анкара закрыла пролив Босфор для их кораблей. То есть Турция не совсем играет по их правилам.
По словам Эрдогана, кто владеет Стамбулом, тот владеет Турцией. Он свою политическую карьеру начинал с того, что побеждал на выборах мэра Стамбула. Итоги выборов показали, что население устало от постоянных обещаний Эрдогана. Население чувствует, что ситуация для него с каждым днем ухудшается. По итогам прошлогодних выборов Эрдоган заявил, что сделает все, чтобы приостановить инфляцию, безработицу, решить вопрос с национальной валютой. Тогда курс турецкой лиры к доллару составлял 22-23. Сейчас за один доллар дают 33 турецкие лиры. Оппозиция этим пользуется и зарабатывает политические очки. Оппозиция рассчитывает, что победа на муниципальных выборах станет для нее промежуточной. За четыре года она подготовится к президентским выборам, сформирует коалицию, выведет новых оппозиционных лиц на политическую арену и даст бой Эрдогану. Эрдоган все же делает ставку на поддержку в глубине страны, а оппозиция рассчитывает на поддержку мегаполисов — Анкару, Измир, Стамбул, в которых в совокупности проживает около 25 миллионов человек. Оппозиция хочет показать Эрдогану, что это только начало, и глубинка тоже пойдет за ней. Это внутриполитическая повестка Турции. Внешняя политика находится в руках президента и кабинета министров. На местном уровне оппозиция может критиковать Россию. Еще в прошлом году они обвиняли нас, что мы якобы вмешиваемся в предвыборный процесс в Турции, что является полным бредом. Это указывает, что оппозиция не относится к нам позитивно, не будем питать иллюзий. Турецкая оппозиция оборачивается на Запад и им же подпитывается. Она рассчитывает сформировать коалицию, убрать Эрдогана и его людей и повернуть Турцию в сторону Запада. Им не нравится, что Эрдоган хоть как-то пытается балансировать между Россией и Китаем с одной стороны и Западом с другой.
Эксперт считает, что агрессия Израиля призвана втянуть Иран в большую войну
В ШОС она есть и это видят многие страны, которые стремятся стать членами этого объединения. Такое мнение в интервью высказал Фархад Ибрагимов. Эксперт также подвел итоги состоявшегося саммита ШОС, на котором Иран стал полноправным членом организации, и рассказал о будущем и перспективах объединения.
Однако сейчас ситуация стала слишком напряженной, и никто в мире, по его мнению, не способен предотвратить возможное столкновение. Ибрагимов также высказал мнение, что Иран может воспользоваться своими прокси-силами для ответного удара. В числе возможных союзников он упомянул "Хезболлу" или хуситов в Йемене.
А от Еревана мы продолжаем слышать непоследовательные заявления, что еще больше вносит сложности в урегулирование послевоенных вопросов. Урегулирование может затянуться, но если Армения и дальше будет затягивать этот процесс, ни к чему хорошему это не приведет", - подчеркнул Фархад Ибрагимов. К примеру, в прошлом году Азербайджан построил альтернативную дорогу для Лачинского коридора, то есть соединения Армении с Карабахом, как и сказано в заявлении, в пункте 6.
А Армения не выполняет свои обязательства, и это очень сильно разочаровывает другие стороны. Что заставляет армянскую сторону затягивать этот вопрос, никто не может понять. Ереван не исполняет заявления и устраивает на протяжении двух лет очень серьезные боестолкновения, в которых гибнут люди с армянской же стороны. Почему Ереван так упорно не хочет заниматься урегулированием? Его поведение вызывает очень серьезную озабоченность", - заключил эксперт МДК "Валдай".
Эксперт международного дискуссионного клуба "Валдай", политолог Фархад Ибрагимов для Ia-centr. На сегодняшний день до участия в президентских выборах в Иране допущены 7 кандидатов.
Свою кандидатуру на пост президента может выдвинуть любой гражданин Ирана, отвечающий требованиям статьи 115-й Конституции, но до самого участия в выборах допускаются кандидаты, утверждённые Советом стражей конституции. Совет стражей конституции — специальный надпарламентский орган власти в Иране, который отвечает за проверку кандидатов на выборах президента, парламента и Совета экспертов. Из семи утвержденных пятеро — ультраконсерваторы. Большая часть кандидатов из этого списка в большой политике Ирана фактически никому неизвестны. Еще с конца XX века партийное поле Ирана условно делится на два блока: консерваторов-принципиалистов и либерал-реформистов. Либералы выступают за активный диалог с Западом, консерваторы — за поддержание традиционных ценностей.
Нагорный Карабах! Азербайджан! Говорит политолог Фархад Ибрагимов!
Политолог Фархад Ибрагимов дал оценку итогам саммита ШОС, а также прокомментировал вступление Ирана в организацию и рассказал о единой валюте объединения. Аспирант Центра постсоветских исследований ИМЭМО им. Е. М. Примакова РАН, политолог. О возможной цели террористов и источниках их финансирования «Вечерней Москве» рассказал политолог, эксперт международного дискуссионного клуба «Валдай» Фархад Ибрагимов. вы делаете те новости, которые происходят вокруг нас. Об этом рассуждает обозреватель «Царьграда» Фархад Ибрагимов. Азербайджанский политолог Фархад Ибрагимов устроил истерику в эфире Время покажет на Первом канале.
Фархад Ибрагимов: В Европе заинтересованы в том, чтобы Кавказ отвернулся от РФ
О том, как проходит президентская гонка в Турции, "РГ" беседует с Фархадом Ибрагимовым, политологом, экспертом международного дискуссионного клуба "Валдай". Политолог, эксперт Валдайского клуба Фархад Ибрагимов в эфире программы «Мнение» прокомментировал новость о том, что Израиль готовится к атаке со стороны Ирана в ближайшие 24–48 часов. Эксперт международного дискуссионного клуба "Валдай", политолог Фархад Ибрагимов для анализирует президентскую гонку и объясняет, насколько она отражает процессы в иранском обществе.
Фархад Ибрагимов: У Белого дома в Киеве не осталось шансов расположить к себе Иран
Заигрываний с ним нет, поэтому все понимают, что, только объединившись, можно решить эту сложную проблему. К примеру, за последние несколько лет количество террористических атак сократилось в разы, некоторые страны абсолютно стабильны в этом вопросе. Поэтому есть все основания полагать, что эффективность по этому вопросу в рамках СНГ имеет место быть. К тому же некоторые страны Центральной Азии, напрямую граничат с таким неспокойным очагом как Афганистан — одним из самых опасных мест на планете. Поэтому борьба с терроризмом и радикализмом лишь будет усиливаться, здесь даже нет ничего удивительного. Более того возможно будут предприняты меры по борьбе с радикализмом и по линии ОДКБ.
Как вы считаете? Изначально, после развала СССР, предполагалось, что страны-участницы СНГ будут продолжать тесное общение по экономической, политической и другим областям, но как суверенные государства. Разумеется, отношения с каждой страной друг у друга по отдельности существуют. Однако организация чаще всего не может политическим путём выработать такого подхода, который был бы способен решить те или иные конфликты, которые сегодня имеют место быть, и это конечно огорчает.
Твой собеседник здесь - президент", - заявил Эрдоган. Есть и другие партии, которые выставили своих кандидатов на пост президента, но в силу того, что Кылычдароглу представляет Республиканскую народную партию, которую в свое время создал основатель самой Турецкой Республики Мустафа Кемаль Ататюрк, считается, что именно он будет основным оппонентом Эрдогана.
К тому же Кылычдароглу пользуется популярностью среди определенной части турецкого населения. Надо сказать, что Кылычдароглу - это человек, который хочет придать Турции тот вид, который был до периода правления Эрдогана, когда Анкара придерживалась линии Североатлантического альянса и имела тесные дипломатические отношения с Вашингтоном. Сегодняшняя Турция - это совершенно другая страна, которая продолжает быть членом НАТО, но при этом исходит из собственных национальных интересов, что раздражает американских чиновников. Если бы выборы состоялись, например, на этой неделе, то действующий президент набрал бы порядка 52 процентов голосов, а его основной оппонент - порядка 44 процентов.
Политолог отметил, что РПК поставила своей целью отделение от Турции и создание независимого Курдистана, и готова бороться за это любыми методами, в том числе террористическими. Мощный взрыв прогремел в Стамбуле днем 13 ноября.
Местом происшествия стала оживленная и популярная среди туристов улица Истикляль в районе Бейоглу. Момент взрыва в центре мегаполиса попал на видео.
Ибрагимов подчеркнул, что до недавнего времени обе стороны, хоть и скрывая это, поддерживали связи с целью избежать конфликтов и эскалаций. Несмотря на это, в текущей ситуации никто не сможет гарантировать предотвращение дальнейшего нарастания напряженности между странами.
По мнению политолога, помимо напрямую направленных ударов, Иран может воспользоваться своими прокси-силами, такими как "Хезболла" или хуситы в Йемене, для ответных действий в рамках конфликта. Эти шаги могут послужить альтернативным сценарием вмешательства иранских интересов в регионе.
КСА: МИРОТВОРЕЦ ИЛИ «ЛАСКОВОЕ ТЕЛЯ»?
Фархад Ибрагимов сообщил, что реакция Азербайджана была однозначной: подобные действия недопустимы. Политолог назвал жестом отчаяния удар Израиля по консульству Ирана в Дамаске. Фархад Ибрагимов о том, сколько продлится арабо-израильский конфликт. Фархад Ибрагимов: Ирану хочется напомнить о себе, но у него это получается не совсем корректно. Эксперт международного дискуссионного клуба Валдай, политолог Фархад Ибрагимов оценил возможность интеграции Турции и Азербайджана в рамках реализации концепции «одна нация — два государства».
Фархад Ибрагимов
Политолог Фархад Ибрагимов и военный эксперт, полковник запаса Виктором Литовкиным обсудили военный потенциал армии Ирана и перспективы российско-иранского военно-технического сотрудничества. Ибрагимов Фархад. Информационное агентство EADaily — канал достоверной новостной и профессиональной аналитической информации об общественно-политической и экономической жизни евразийского континента. Читайте последние новости дня по теме Фархад Ибрагимов: По каким направлениям идет цифровизация в ЕАЭС?, Политолог об итогах саммита ШОС, вступлении Ирана в организацию и единой валюте. Политолог Фархад Ибрагимов считает, что Киргизия не смогла достичь компромисса ни с Таджикистаном, ни с Узбекистаном, к которому ранее у страны тоже были «водные» претензии. Политолог Фархад Ибрагимов и военный эксперт, полковник запаса Виктором Литовкиным обсудили военный потенциал армии Ирана и перспективы российско-иранского военно-технического сотрудничества. Как считает политолог, президент России очень сильно поторопился. вы делаете те новости, которые происходят вокруг нас.