В первый день выборов на "Карту сообщений" Ассоциации "Независимый общественный мониторинг" (НОМ) пришло более 4,5 тысячи сообщений от наблюдателей, семь из них эксперты квалифицировали как фейки, остальные носили информационный характер. Ассоциация "Независимый общественный мониторинг" (НОМ) выступила с рекомендациями по организации будущих выборных кампаний, сообщает сайт НОМ.
Татарстанцы могут следить за ходом выборов в мобильном приложении
Современная модель общественного контроля за выборами в России включает четыре базовых направления: наблюдение на местах, видеонаблюдение, публичная экспертиза, мониторинг медиасферы. Основные принципы работы наблюдательского сообщества: Объективность. Любая проблема рассматривается с целью установления истины, того как оно было. Вердикт экспертов выносится только на основании норм закона. Оперативность выявления и решения. Мы стараемся максимально быстро выявить, рассмотреть и добиться решения проблемы. Публичность результата. Мы стараемся сообщать о результате нашей работы, по всем доступным информационным каналам.
Формат интерактивного диалога позволяет ориентироваться на запрос аудитории — наблюдать за выборами Президента России будут как уже опытные наблюдатели, так и молодые люди, которые впервые воспользуются своим избирательным правом», - отметил координатор «Национального общественного мониторинга» Роман Коломойцев. Внимание наблюдателей было акцентировано на применении практических навыков работы на избирательных участках, особенностях законодательства по выборам Президента Российской Федерации и на обновленный функционал портала-агрегатора NOM24. Там заложены вся необходимая информация — методические материалы, интерактивная анкета наблюдателя, карты, новости и самое главное — оперативная связь с другими наблюдателями и экспертами», - подчеркнула сопредседатель движения «Россия выбирает» Елена Бабченкова. Представители из регионов выразили свою обеспокоенность по применению административного ресурса в ходе избирательной кампании. Представители НОМ не готовы мириться возможными фактами нарушений. Рейд по проблемным точкам уже стартовал. Наблюдатели выявляют случаи давления и устраняют нарушение законными методами», - отметила руководитель исполнительного комитета «Корпуса «За чистые выборы» Алена Булгакова. Следующий обучающий вебинар «Национального общественного мониторинга» пройдет в конце января. Участие в нем примут наблюдатели, которые будут работать в территориальных избирательных комиссиях и в мобильных группах оперативного реагирования. Накануне сообщалось, что ассоциация наблюдателей «Национальный общественный мониторинг» создала рабочую группу по противодействию административному ресурсу на выборах президента России в связи с увеличением количества поступающих сообщений из регионов. Координатор по взаимодействию с партнерами «Национального общественного мониторинга» Роман Коломойцев отмечает, что наблюдатели уже обратили внимание на использование админресурса в рамках текущей избирательной кампании. Наши представители на местах уже проверят поступившую информацию, общаются с активистами, готовят обращения и жалобы», — заявил Роман Коломойцев.
Если показатели всех этих данных совпадают с минимальной погрешностью, выборы можно с уверенностью считать легитимными, а их результаты объективными и справедливо отражающими предпочтения избирателей», — говорится в сообщении. Указывается, что ЕДГ «продемонстрировал успешные качественные изменения в организации и проведении выборов в России». Отмеченные факты свидетельствуют об устойчивых позитивных трендах в системе политического представительства. Впервые в практике проведения современных российских выборов опробованы новые формы голосования в течение нескольких дней, в том числе голосование на избирательных участках, на дому и на придомовых территориях. Предложено новое платформенное решение при проведении дистанционного электронного голосования и голосования на цифровых участках. Опыт проведения выборов показал, что подобные новации, расширяющие фактические возможности участия граждан в голосовании, полностью оправдали себя и могут быть использованы и в дальнейшем, в том числе после нормализации санитарно-эпидемиологической ситуации», — сообщили в ассоциации. Кроме того, в НОМ пришли к выводу, что «расширение масштабов применения новых форм голосования должно сопровождаться совершенствованием и закреплением в федеральном законодательстве дополнительных механизмов общественного контроля».
К принципам работы экспертного сообщества НОМ относятся: Оперативность — скорость реакции и вовлечённость — погружённость в контекст. Оперативность пресекает распространение в медиа среде, так как через подачу объективной информации создаёт «заведомость лжи». Многокананальность — полный охват аудитории, целевых групп: ТВ, печатаные СМИ, новостные сайты, соцсети, радио, лекции, круглые столы с трансляцией. Доверие целевой аудитории — эксперты отвечают не только на электоральные вопросы, но и помогают жителям в решении конкретных жизненных вопросов, узнаваемы функционально. Марина Ускова, эксперт независимого общественного мониторинга: Очевидны позитивные тенденции — в обществе возникает иммунитет ко лжи и популизму, чему способствовала открытость и активная медийная позиция ЦИК, Избирательных комиссий в субъектах РФ, качественная и понятная нормативная база выборов, включая «Золотой стандарт», удобство трехдневого голосования, снимающего избыточное напряжение на участках. Однако, возникают и новые угрозы.
Эксперты Общественного штаба по наблюдению за выборами прокомментировали доклад НОМ
Добро пожаловать в мобильное приложение «Независимый общественный мониторинг»! В ситуационный центр по наблюдению за выборами ассоциации «Независимый общественный мониторинг» (НОМ) поступило около 700 сигналов о нарушениях, заявила член Общественной палаты РФ Алена Булгакова. Общественная палата Новосибирской области и Независимый общественный мониторинг (НОМ) провели обучающий семинар для общественных наблюдателей. В завершении доклада Ассоциации «Независимый общественный мониторинг» отмечается, что избирательная система России готова противостоять внешнему давлению. Проект Независимый общественный мониторинг (НОМ 24) реализуется с 2017 года и направлен на создание прозрачной системы наблюдения на выборах в России.
В Югре представили доклад НОМ о деятельности института общественного наблюдения
На портале также имеется функция регистрация наблюдателей, есть возможность завести личный аккаунт и вступить в виртуальную сеть наблюдателей, основу которых составляют представители молодежных движений "Корпус "За чистые выборы" и "Россия выбирает" , студенты политологи и юристы. Движение «Россия выбирает» координатор и сооснователь - Елена Бабченкова это электоральный проект нового типа, созданный молодыми и амбициозными людьми. Его главные слоганы: "Мы за честные, прозрачные, законные, справедливые, чистые выборы. Мы за соблюдение всех процедур. За равные условия доступа к власти. Наша цель — содействие проведению легитимных выборов в России и защита избирательных прав граждан". Общественное движение «Корпус «За чистые выборы» сопредседатель Алена Булгакова является одной из самых крупных организаций независимых наблюдателей в России с региональными отделениями в большинстве субъектов Российской Федерации.
В декабре 2017 года на пресс-конференции в «РИА Новости», в которой приняли участие председатель Общественного совета «Корпуса «За чистые выборы», заместитель председателя Правления Ассоциации юристов России Денис Паньшин, руководитель Исполнительного комитета Корпуса «За чистые выборы» Алёна Булгакова, председатель Центрального совета Корпуса «За чистые выборы» Микаил Камилов, Движением было официально объявлено о старте широкомасштабной подготовки наблюдателей для участия в выборах Президента России. Корпус «За чистые выборы» проведет обучение всех заинтересованных лиц, главной целью которых является обеспечение чистоты, прозрачности и законности избирательного процесса. Острой темой обсуждения стала подготовка наблюдателей и их присутствие на избирательных участках на территории зарубежных стран. Для более оперативного сбора информации и быстрого реагирования на выявленные нарушения в период предвыборной кампании сформируют два федеральных ситуационных центра. Кутафина и юридического факультета МГУ им.
Здесь информация обрабатывается и проходит детальную проверку. После приобретения специального статуса информация попадает на «Карту сообщений НОМ», в реальном времени отражающую ход голосования в различных уголках России на всех уровнях выборов. По всей стране в работе НОМ участвуют самые авторитетные региональные эксперты — несколько сотен человек, среди них политологи, юристы и общественные деятели.
НОМ по итогам выборов представил рекомендации для совершенствования законодательства Ассоциация "Независимый общественный мониторинг" НОМ выступила с рекомендациями по организации будущих выборных кампаний, сообщает сайт НОМ. В частности, предложено придать законный статус мобильным группам, расширить применение ДЭГ и закрепить в законодательстве статус и функционал центров наблюдения. Он отметил, что вовремя выявленные и исправленные нарушения не могли оказать какого-либо воздействия на общее волеизъявление избирателей и носили единичный характер. Практика Центров общественного наблюдения, несомненно, должна была продолжена", — считает Брод. Член ОП РФ, исполнительный директор Ассоциации НОМ Алена Булгакова напомнила, что по всем сигналам о предполагаемых нарушениях Независимый общественный мониторинг проводил оперативную проверку с привлечением юристов.
За этот исторический период, который охватывает времена и Российской империи, и Советского Союза, и новой России, были выработаны очень значимые практики, позволяющие учитывать недружественные внешние воздействия, и нейтрализовывать их. Уверен, что те враждебные факторы, о которых идет речь в докладе, также будут успешно нейтрализованы. Рустам Шаймуллин, доцент кафедры теории государства и права и конституционного права ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет», кандидат юридических наук: - Отмечая, что подготовка к главным выборам нашей страны проходит в очень сложной геополитической обстановке, авторы доклада выражают уверенность: Российская Федерация, опираясь на демократический курс и опыт проводившихся выборов, учтет эти и многие другие факторы при проведении выборов Президента России в 2024 году. В Докладе охарактеризованы основные направления подготовки к предстоящим выборам — состояние правовой базы подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации, готовность избирательной системы к проведению выборов в соответствии с принятыми стандартами, применение электоральных технологий, готовность системы общественного контроля за выборами, учет попыток внешнего вмешательства в российские выборы и другие. Ключевыми критериями проведения выборов являются четкая и понятная правовая база, готовность избирательной системы, применение удобных и безопасных электоральных практик, эффективная система контроля за соблюдением законодательства в ходе выборов, голосования и подсчета голосов. Правовые основы выборов определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами «О выборах Президента Российской Федерации», «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», иными законами, затрагивающими различные правовые аспекты их подготовки и проведения. Основными изменениями российского законодательства, напомним, явились поправки в Конституцию России 2020 года. Многие нормы в них подверглись изменению и дополнению с целью оптимизации и приведения в соответствие с реальностью действующих властных демократических институтов. В Докладе учтено, что агрессивное внешнее давление вызвало необходимость правовой защиты политической и избирательной системы от недружественных действий иностранных государств, лиц и организаций, явно действующих в их интересах. В этих условиях ранее содержавшийся запрет для иностранных граждан и организаций заниматься деятельностью, направленной на получение определенного результата на выборах, был распространен и на иностранных агентов, что, в частности, исключает возможность их участия в выборах в качестве жертвователей средств в избирательные фонды, доверенных лиц кандидатов и наблюдателей. При этом основные избирательные права — право избирать и быть избранными — для граждан Российской Федерации, являющихся иностранными агентами или лицами, аффилированными с иностранными агентами, не ограничиваются. В Докладе приводятся основные новеллы в законодательство о выборах Президента Российской Федерации. Они, как указывается, позволяют использовать на выборах систему дистанционного электронного голосования ДЭГ , положительно зарекомендовавшую себя в ходе проведения выборов различного уровня. Предусмотрена возможность проведения голосования в течение нескольких дней, а также выездного голосования для отдельных групп избирателей. Одновременно выборы 2024 года пройдут без использования открепительных удостоверений — подобная норма была признана анахронизмом и в избирательной практике с 2017 года успешно заменена голосованием по месту пребывания при помощи системы «Мобильный избиратель». Отдельное место в Докладе занимает тема уточнения порядка проведения выборов федерального уровня в условиях действия правового режима военного положения на части территории Российской Федерации, об обеспечении основных гарантий избирательных прав граждан в новых субъектах Российской Федерации, возможности его реализации в условиях проведения СВО. Сложившаяся мировая ситуация противостояния ряда стран и их сателлитов, а также продолжающиеся недружественные действия в отношении граждан России, проживающих за рубежом, вызвали необходимость скорректировать условия проведения голосования за пределами Российской Федерации. Согласно поправкам, на избирательных участках, организованных за пределами территории Российской Федерации, время начала и окончания голосования, его продолжительность могут быть изменены по решению руководителя дипломатического представительства или консульского учреждения, если проведение голосования может представлять угрозу жизни и здоровью российских граждан. В докладе разъясняется нецелесообразность использования ДЭГ за пределами РФ: в условиях развязанной Западом гибридной войны и попыток дестабилизации выборного процесса, возникающие многочисленные информационно-технологические риски существенно перевешивают плюсы такого решения. Тем более, необходимость данного решения вызывается тем фактом, что в отдельных зарубежных странах отказались от использования ДЭГ по причинам безопасности собственной политической системы и соблюдения принципа тайности при голосовании, признавая уязвимость такой системы голосования. Особое внимание Доклад уделяет утвержденным правовым документам и принятым соответствующим решениям об ограничении на территории Российской Федерации доступа к информационным ресурсам, принадлежащим организациям, признанным экстремистскими, последовательно нарушающих законодательство, распространяя недостоверную информацию.
Международные эксперты посетили экспертный центр НОМ и МРГ СПЧ
В преддверии выборов Ассоциация «Независимый общественный мониторинг» подготовила доклад «Общественное наблюдение на выборах Президента России-2024. В ходе дискуссии заместитель секретаря Общественной палаты РФ Александр Точенов призвал коллег создавать на базе палат общественные штабы для наблюдения за выборами. Эксперты Ассоциации «Независимый общественный мониторинг» (НОМ) не выявили серьезных нарушений в первый день голосования на выборах в Государственную думу России, при этом большинство сообщений о нарушениях не подтвердилось. Эксперты Ассоциации «Независимый общественный мониторинг», члены Общественной палаты Волгоградской области и общественного штаба по наблюдению за выборами по результатам анализа доклада «Выборы Президента Российской Федерации 15-17 марта 2024. В ситуационный центр по наблюдению за выборами ассоциации «Независимый общественный мониторинг» (НОМ) поступило около 700 сигналов о нарушениях, заявила член Общественной палаты РФ Алена Булгакова.
Эксперты Общественного штаба по наблюдению за выборами прокомментировали доклад НОМ
Ельцина Дмитрий Бугров и другие эксперты. Александр Левин, открывая заседание круглого стола, рассказал, что Общественная палата области вместе с Ассоциацией «Независимый общественный мониторинг» НОМ занимаются подготовкой наблюдателей и вопросами общественного контроля. В ходе разговора Александр Брод выделил три безусловных фактора легитимности выборов: политическую конкуренцию, доверие граждан и общественный контроль. Он заметил, что в Свердловской области общественный контроль за выборами находится на очень высоком уровне. В вашем регионе выборы всегда проходят очень конкурентно, динамично, с серьезным информационным сопровождением.
К сожалению, не всегда все участники избирательной кампании настроены на честную бескомпромиссную борьбу. Чтобы граждане имели объективное представление о том, что происходит, могли разобраться в происходящем, чтобы возможным нарушениям был поставлен правовой заслон, как раз эффективен институт общественного наблюдения.
Эксперты обсудили вопросы взаимодействия со СМИ на выборах и проблему противодействия фейковой информации.
Были также затронуты вопросы информационного обеспечения работы наблюдателей, взаимодействия общественных штабов и наблюдателей с представителями СМИ и блогерами, сообщает СЖР. По ее словам, ассоциации уже удалось наработать опыт взаимодействия общественности со средствами массовой информации на выборах, что особенно важно, поскольку уже в ближайшей перспективе российскому обществу предстоит столкнуться с новыми вызовами, связанными, прежде всего, с массовым распространением фейков в период избирательных кампаний. Я надеюсь, что с блогосферой и представителями СМИ мы сможем совершенствовать технический инструментарий для работы наблюдателей и экспертов в период выборов», — подчеркнула она.
Председатель Союза журналистов России, член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Владимир Соловьёв отметил, что еще несколько лет назад на базе Общественной палаты России Союзом журналистов РФ было подписано соглашение о подготовке корпуса наблюдателей из числа сотрудников СМИ.
Еще один современный вызов, который отражен в докладе — это выборы в новых территориях, Донецкая и Луганская народная республики, Херсонская и Запорожская области. Там тоже нужны свои общественные наблюдатели, важно дать людям понять, что они живут в сильном правовом государстве с независимым обществом, которое активно участвует в избирательном процессе. Нам придется в дальнейшем преодолевать информационное противодействие», — отметил Станислав Розенко.
Его коллега Игорь Федулов добавил, что институт общественного контроля важен прежде всего для самого общества. И его существование говорит как раз о том, что российское гражданское общество состоялось. Важно отметить, что многое делается для того, чтобы российская система была открытой и способной реагировать на внешние вызовы и постоянные изменения. В частности, это отражается в том, что появляются новые формы волеизъявления, такие как электронное голосование и для него необходимо новые формы наблюдения, технические средства», — сказал Игорь Федулов.
Эксперт также отметил необходимость интеграции новых регионов в избирательный процесс, который выстроен в России. В докладе отражены угрозы, с которым может столкнуться Россия в ходе избирательных процессов ближайших двух лет. Независимый общественный мониторинг предлагает несколько направлений деятельности, которые сделают нашу избирательную систему более устойчивой. Среди них — создание общественны групп для работы на местах, которые своевременно отражали бы фейковые сообщения и опровергали их.
Также эксперты отметили, что необходимо ввести принцип открытости работы общественного контроля. Начиная от участковых избирательных комиссий и заканчивая Центризбиркомом.
В ход идут фейковые сообщения в социальных сетях и ангажированных СМИ, информационные вбросы, попытки провокации на избирательных участках с последующим раздуванием скандалов в сети Интернет и СМИ», — рассказал Брод. По мнению экспертов НОМ, такие атаки будут носить бездоказательный, неприкрыто провокационный характер. Однако новшества все же будут. Так, Брод отметил, что одним из них стало распространение манипулятивного воздействия во внешней среде посредством создания «экспертных» сообществ на английском языке, имеющих единые точки управления и администрирования. Кроме того, среди мишеней — процедура регистрации кандидатов, общественный контроль и наблюдение, а также тематика СВО, включая ожидаемые референдумы на освобожденных территорий. Еще по теме После начала спецоперации Союз журналистов РФ покинули только шесть человек «В перспективе ключевыми мишенями информационных атак становятся ход голосования, итоги выборов, применение административного якобы ресурса, массовые вбросы. По итогам рождаются псевдонаучные теории, когда метод математического анализа заменяется повсеместно», — отметил Брод.
Комментарий доклада Ассоциации «Независимый общественный мониторинг»
Система общественного наблюдения НОМ обеспечила оперативное реагирования на акты дезинформации, касавшиеся процедуры голосования. 12 декабря на площадке МИА «Россия сегодня» состоялась презентация доклада Ассоциации «Независимый общественный мониторинг» «Отвечая на вызовы времени: подготовка к выборам Президента Российской Федерации 2024 года». Ассоциация «Независимый общественный мониторинг» (НОМ) проверила готовность Кузбасса к выборам. Ситуационный центр ассоциации «Независимый общественный мониторинг» (НОМ) открылся сегодня на базе Московского государственного юридического университета имени Кутафина (МГЮА). Ассоциация НОМ создана усилиями ведущих общественных организаций в сфере мониторинга электоральных процессов для того, чтобы каждый гражданин мог узнать, как проходят выборы на самом деле. Ассоциация Независимый общественный мониторинг (НОМ) завершила обучение наблюдателей за выборами в новых регионах, сообщила исполнительный директор НОМ, председатель комиссии Общественной палаты (ОП).
Независимый Общественный Мониторинг
В новом докладе НОМ приводятся наиболее эффективные и интересные практики мониторинга выборов в регионах. В нем также отмечается, что постоянно действующими площадками, где на протяжении всех стадий кампаний дается объективная оценка выборам, стали общественные штабы. Они действуют во всех регионах России. Накануне, 6 марта в онлайн-режиме он презентовал новый доклад НОМ кубанским экспертам и членам краевого Общественного штаба. Выборы любого уровня находятся под контролем общественности. В Краснодарском крае выборы всегда проходят очень динамично, с большое долей гражданского интереса к происходящему, с привлечением широкого круга общественности: это лидеры общественного мнения, журналисты, вузовское сообщество, политические партии юристы, политологи.
В штабе общественного наблюдения обсуждают доклад НОМ 25. Должен сказать, что почти вся эта 30-летняя история прошла у меня перед глазами. С 1996 года я был причастен ко всем выборам, которые проводились в регионе — как журналист, руководитель СМИ, общественник, руководитель штаба общественного наблюдения. Примеров много, среди спорных позиций, например, были: данные экзитполов, судьба предвыборных плакатов в день тишины, аккредитация СМИ, отличие агитации от информирования.
Основное внимание в докладе было уделено развитию института общественных наблюдателей для обеспечения законности избирательного процесса и учета актуальных рисков и вызовов. В Кирове прошло обсуждение основных тезисов доклада НОМ. Итогами совещания поделился Сергей Улитин, председатель штаба общественного наблюдения. По его словам, для всех участников выборов были установлены четкие и понятные правовые требования.
Такие угрозы эффективно парируется: — подготовкой аналитических, прогнозных материалов и разъяснениями ситуации со стороны экспертного сообщества предупрежден-вооружен ; — участием независимых международных экспертов; — массовым общественным наблюдением с практикоориентированным обучением общественных наблюдателей. Никита Зуев, эксперт Независимого общественного мониторинга — выборы Президента России, безусловно, ключевое событие в общественно политической жизни страны, определяющее перспективы развития на десятилетие. Гарантией свободных, открытых выборов является соблюдение законности и прозрачности избирательных процедур, что обеспечивается в нашей стране общественным наблюдением. Практика работы Общественной палаты, штаба, экспертов Независимого общественного мониторинга в Волгоградской области показала эффективность в профилактике нарушений и развенчании фейков таких методов и приемов, как: продвижение сайтов и страниц в социальных сетях для информирования и прямого диалога по актуальным вопросам; мониторинг соцсетей и медиаресурсов с реакцией на сообщения в целях их дальнейшей проверки, опровержения подтверждения и устранения , работа с комментариями и поддержка своих постов; распространение опровержений фейков и проверенного контента в информационном поле с выкладыванием в социальные сети максимума объективной информации о текущей ситуации в регионе под соответствующими хэштегами; общение экспертов с прессой с комментариями фейков и достоверными сообщениями о ситуации. Антон Лукаш, член Общественной палаты Волгоградской области, эксперт Независимого общественного мониторинга: Общественное наблюдение в Российской Федерации — сформировавшийся правовой институт гражданского общества, и в сфере внимания общественного наблюдателя — мониторинг избирательного процесса на избирательных участках и голосования вне помещения для голосования, видеонаблюдение в центрах общественного наблюдения, непосредственное наблюдение на местах, широкий круг практических инструментов быстрого реагирования, позволяющих не только зафиксировать спорную ситуацию, но и оперативно определить ее правовой статус. Система общественного контроля на выборах в России характеризуется широчайшим охватом: при проведении общественного контроля на выборах Президента России 2024 года во всех регионах России созданы штабы общественного наблюдения, координирующие действия общественных наблюдателей на территории субъекта РФ, в масштабах страны централизующую роль выполняет Координационный совет по общественному контролю за голосованием, созданный Общественной палатой РФ, активно работают эксперты Ассоциации «Независимый общественный мониторинг».
Представители Штаба общественного наблюдения за выборами обсудили тезисы доклада Ассоциации «НОМ»
2 февраля на онлайн-площадке ассоциации «Независимый общественный мониторинг» (НОМ) состоялась дискуссионная сессия «Информационное обеспечение общественного мониторинга избирательных процессов и экспертной деятельности». «Общественное наблюдение на выборах Президента России-2024: инструменты, инфраструктура, практики». Представитель ассоциации «Независимый общественный мониторинг» (НОМ) 15 сентября побывал в Белгороде и встретился с председателем облизбиркома. Ситуационный центр ассоциации «Независимый общественный мониторинг» (НОМ) открылся сегодня на базе Московского государственного юридического университета имени Кутафина (МГЮА).
Представители Штаба общественного наблюдения за выборами обсудили тезисы доклада Ассоциации «НОМ»
На площадке МИА «Россия сегодня» состоялась презентация доклада Ассоциации «Независимый общественный мониторинг» «Отвечая на вызовы времени: подготовка к выборам Президента Российской Федерации 2024 года». Ассоциация «Независимый общественный мониторинг» (НОМ) опубликовала новый доклад. Традиционно его обсуждение проводят региональные общественные штабы по наблюдению за выборами. 2 февраля на онлайн-площадке ассоциации «Независимый общественный мониторинг» (НОМ) состоялась дискуссионная сессия «Информационное обеспеч. Эксперты Ассоциации «Независимый общественный мониторинг» (НОМ) не выявили серьезных нарушений в первый день голосования на выборах в Государственную думу России, при этом большинство сообщений о нарушениях не подтвердилось.