Тем временем НАТО проводит крупнейшие со времён холодной войны учения под названием Steadfast Defender 2024 («Стойкий защитник»), которые стартовали в конце января и продлятся до конца мая. Таким образом, НАТО было создано как агрессивный инструмент политики хозяев Запада. К настоящему времени со дня создания в 1949 году НАТО расширялось уже семь раз. Если за 42 года с момента создания альянса до распада СССР было всего три расширения НАТО, то за 32 года после его исчезновения НАТО расширялось ещё шесть раз. Торжество абсолютного милитаризма: 75 лет назад началась история НАТО.
Торжество абсолютного милитаризма: 75 лет назад началась история НАТО
Перед появлением межконтинентальных баллистических ракет, расклад выглядел так: США в 1959 году обладали 1551 носителем и 2496 бомбами, у СССР наличествовали 108 носителей и 283 бомбы. То есть, разница в боевом потенциале шла уже на порядки... Столкнувшись с фактом абсолютной невозможности уцелеть в сугубо оборонительной войне, Советы разработали военную доктрину, учитывающую как их большой потенциал в сфере обычных вооружений, так и западный менталитет. В случае обнаружения подготовительных мероприятий армий НАТО к войне Москва предполагала осуществить молниеносный "блицкриг" танковыми армиями до Ла-Манша. Расчет делался на то, что наносить удар атомным оружием по территории оккупированной Западной Европы американцы не решатся. Однако подобный план вполне предсказуемо вызвал панику на Западе, и эскалация напряженности вышла на новый уровень. Внутренняя логика идеологического противостояния неизбежно должна была привести к вполне материально выраженному конфликту. И он едва не случился в 1962 году смотри Карибский кризис , поставив человечество на грань катастрофы.
Дальнейшее всем известно. Ужас заключался в том, кто подобные кризисы были неизбежны и в дальнейшем. Исходный Миф породил Религию, а ее жрецы требуют регулярных жертвоприношений. И давайте будем честны сами с собой — весь цивилизованный мир смог облегченно вздохнуть отнюдь не потому, что его защищает военно-бюрократический альянс, а потому что к власти в Советском Союзе в 1985 году пришел Михаил Горбачев, положивший конец Холодной войне, и давший свободу странам Восточной Европы. Какова была реакция НАТО? Это поистине удивительно. С одной стороны, полностью презрев устные обещания, данные Горбачеву, блок произвел колоссальное расширение на восток, вплотную подойдя к границам постсоветской России.
Сегодня эта территориальная экспансия многими профессиональными военными и политическими экспертами в США и ЕС признается ошибочным решением. Но, как бы то ни было, дело было сделано, и это определило отношение подавляющего большинства россиян и их политической элиты к Альянсу. Сомнения в истинных намерениях Запада, если и существовали, то были развеяны полностью, и русские вытащили из пыльного чулана истории концепцию императора Александра III, провозгласившего, что единственными друзьями России в мире являются ее армия и флот.
Соответствующая программа была немедленно разработана и 25 июля 1949 года представлена конгрессу США в виде проекта закона «О военной помощи иностранным государствам». Законопроект сенаторы одобрили, и незамедлительно началась смертельно опасная деятельность. Классика жанра. Иллюстрация: «ЖЖ» Для поставок оружия и наблюдения за военными расходами и экономикой стран НАТО американское правительство создало специальное Управление по вопросам взаимного обеспечения безопасности размещалось в Париже. Как вы понимаете, Управление все эти годы не покладая рук трудилось над главной задачей: политико-экономического закабаления государств Западной Европы. Кстати, в Организации действуют различные программы ядерного обмена, согласно которым США может хранить свои ядерные заряды на территории разных стран. Что самое интересное, указанные государства могут использовать заряды, но при определенных условиях. Принято считать, что впервые силы НАТО были задействованы для участия в военных действиях в январе 1991 года, когда Ираку предъявили ультиматум: вывести свои войска из Кувейта до 15 января 1991 года. Тогда и провели операцию «Якорный страж» при участии авиадесантных кораблей, действующих из Турции. И пошло-поехало. Смерть, горе, разрушения, геноцид, тактика выжженной земли, беспрецедентное вмешательство в дела суверенных государств.
В тот год советский министр иностранных дел Вячеслав Молотов предложил ГДР, ФРГ и всем европейским странам заключить договор о коллективной безопасности, согласно которому все эти государства были бы обязаны защищать друг друга. Этот вариант западные страны не заинтересовал, поэтому СССР выступил с другой идеей: Москва соглашается, что США не будут исключены из формального участия в системе общеевропейской коллективной безопасности, но НАТО в обмен на это должна отказаться от своего агрессивного характера. В таком случае СССР «рассмотрел бы возможность участия в организации». По задумке СССР, НАТО прекращала быть закрытым военным объединением государств и становилась открытой для других европейских стран, «что вместе с созданием эффективной системы европейской коллективной безопасности имело бы принципиальное значение для содействие всеобщему миру». Однако кампания Москвы за европейскую коллективную безопасность протянулась до Женевской конференции западных министров в октябре-ноябре 1955 года. Договор подразумевал, что страны-участницы будут оказывать друг другу помощь в случае нападения, вести консультации в кризисных обстоятельствах и создадут Объединенное командование вооруженными силами.
Эти штабы могут планировать и проводить военные операции на различных театрах военных действий. Отдельными структурами в рамках Командования являются союзные силы реагирования, а также подразделения по обеспечению кибербезопасности. В его задачу входит обеспечение оперативной совместимости войск стран блока, а также внедрение инновационных технологий. Орган призван оказать помощь странам альянса в адаптации военных потенциалов к стандартам НАТО и в повышении их эффективности. Руководит Командованием французский генерал Филипп Лавин. В подчинении у структуры находятся Объединенный военный центр в Норвегии, занимающийся подготовкой сил быстрого реагирования, Центр анализа и обобщения опыта в Португалии и Учебный центр в Польше. Помимо постоянных операций и миссий НАТО на регулярной основе проводит военные учения, в ходе которых отрабатывает использование сил и средств в обстановке, максимально приближенной к боевой. В ней участвует около четырех с половиной тысяч военнослужащих, которые призваны обеспечить стабильность и безопасность в регионе. Тем не менее постоянные провокации со стороны косовоалбанских боевиков в отношении сербского населения ставят вопрос об эффективности и непредвзятости военного контингента НАТО в Косово. Постоянные военно-морские силы обеспечивают НАТО возможностью немедленного оперативного реагирования на возникающие угрозы. Состоят из четырех групп, каждая из которых насчитывает от трех до семи кораблей. Группы действуют в Атлантическом океане, Балтийском, Средиземном и Черном морях. С 2022 года включены в союзные силы реагирования в качестве подразделений повышенной готовности, которые могут вступить в бой в течение 5 суток после начала конфликта. В рамках операции проводится постоянный мониторинг морского пространства, ведется антитеррористическая работа, а также обеспечивается поддержка странам-членам в регионе в укреплении их обороноспособности. Действия в Эгейском море - миссия заключается в оказании поддержки греческим властям для управления миграционными потоками. Тренировочная миссия НАТО в Ираке направлена на обучение и подготовку вооруженных сил Ирака для борьбы с международным терроризмом. В ней задействованы инструкторы блока, которые обучают местные силы безопасности инженерной подготовке, военной медицине, а также оказывают консультативную помощь в организации военно-гражданского планирования. В частности, проводится обучение и подготовка сил быстрого реагирования АС. Блок также направляет военных советников в миротворческие подразделения в Сомали и Эфиопии. Патрулирование воздушного пространства - постоянно действующая миссия по контролю за воздушным пространством. В ее рамках силы ВВС НАТО находятся в постоянной готовности пресечь несанкционированное пересечение границ воздушного пространства стран-членов. В настоящий момент блок значительно наращивает свои силы и средства в рамках воздушного патрулирования на своем восточном фланге для предотвращения "угрозы со стороны России". В последнее время руководство блока при проведении маневров и учений делает акцент на отработке сценариев коллективной обороны, то есть задействования войск всех стран альянса для отражения агрессии против любого из членов альянса. Учения Steadfast Defender-2024 В 2024 году Альянс проводит масштабные учения Steadfast Defender-2024, которые являются самыми масштабными маневрами со времен окончания холодной войны. В них задействовано более 41 тысячи военнослужащих, а также более 50 кораблей. В российском МИД указали, что сценарий учений сформулирован таким образом, что "не оставляет сомнений в том, что это часть приготовлений к военному столкновению с Россией". В рамках маневров блок намерен сымитировать "крупномасштабный конфликт с противником на востоке", отработать переброску войск из США и Южной Европы на восточный и северный фланги, а также спрогнозировать эффективность боевых действий с "сопоставимым по силе противником". В документе указывается, что "наиболее серьезной угрозой безопасности" блоку является Россия. В качестве приоритетных направлений борьбы с этой "угрозой" в альянсе видят противодействие России в Арктике, Северной Атлантике, Балтийском, Черном и Средиземном морях, а также в Беларуси. Кроме того, "вызов интересам" стран НАТО бросает Китай, который, якобы, намерен "подорвать основанный на правилах международный порядок". Главной же целью организации обозначено "обеспечение коллективной защиты от всевозможных угроз со всех направлений 360 градусов ". В Концепции также подтверждена готовность блока к дальнейшему расширению за счет присоединения Боснии и Герцеговины, Грузии и Украины.
Государства – члены НАТО: актуальный перечень членов альянса
Время полета ракеты с Украины до Москвы больше, чем время полета ракеты с Прибалтики. А ведь прибалты тоже члены НАТО. И обратите внимание, что РФ в декабре 2021 в последний раз попробовала решить всё мирным путём. Давайте посмотрим на историю: 1992 Украина после получения независимости присоединилась к Совету североатлантического сотрудничества. Учения с НАТО проводились и ранее. В дальнейшем совместные с НАТО учения стали почти ежегодными.
Так и вышло. Помимо этого, программа экономической помощи подразумевала вытеснение из политической жизни европейских стран коммунистических и социалистических партий. Так недавний союзник СССР по антигитлеровской коалиции начал воплощать политику «сдерживания коммунизма». Берлинский кризис и объединение трех оккупированных западными странами частей Германии в единое государство — ФРГ — вновь накалило обстановку в Европе. Белый дом все громче стал заявлять о коммунистической угрозе. И от экономических мер воздействия и диктата американских взглядов на государственное устройство Вашингтон переходит к блоковой дипломатии. Но долгожителем среди них стало первое детище — НАТО. Договором о его создании штаты свяжут своих партнеров по обоим берегам Атлантики. В апреле 1949 г. Так сформировался первый в мирное время и самый прочный альянс, созданный в интересах Соединенных Штатов. Ключевым пунктом соглашения станет 5 статья, на которую постоянно будут ссылаться члены НАТО: «Вооруженное нападение в Европе или Северной Америке на одну или более сторон будет считаться нападением на них всех вместе». В подобных случаях участники блока должны «индивидуально или совместно с другими сторонами» принять меры, «которые окажутся необходимыми, включая и применение вооруженной силы». В частности, 53 статья документа гласила, что такие соглашения требовали одобрения Совета Безопасности ООН. Видимо, понимая, что СССР наложит вето на Североатлантический пакт, страны-участницы соглашения решили игнорировать это положение. Критике договор подвергался и в самих штатах. Однако само представление о «коллективной безопасности» в договоре довольно размыто.
В июне 1950 г. Трумэн, опираясь на решение Организации Объединенных Наций, отдал распоряжение американским вооруженным силам оказать поддержку южнокорейской армии. США потеряли в этой войне около 142 тыс. Его союзники — северокорейские войска и китайские подразделения — от 2 до 4 млн. Отметим, что ни Советский Союз, ни Соединенные Штаты не считали себя побежденными. Окончание войны в 1953 г. Вместе с тем следует отметить, что хотя война в Корее стимулировала развитие военно-политической интеграции на Западе, она отвлекала его финансовые ресурсы от этой задачи. В самих Соединенных Штатах результаты конфликта были восприняты как успех в «сдерживании» коммунизма. В теоретическом плане этот конфликт стал предвестником концепции «ограниченной войны» и доктрины «гибкого реагирования». Вашингтон вступил также на путь ускоренной милитаризации, удвоив в начале 50-х гг. При этом главным инструментом европейской политики США сделался Североатлантический альянс, ядром вооруженных сил которого все чаще стала рассматриваться западногерманская армия. С конца 1950 г. Особую озабоченность вызывала ремилитаризация ФРГ и проект создания европейской армии. Действительно, в это время ударными темпами развивается структура западного альянса. Предусматривается создание трех основных органов и пяти региональных групп планирования. В частности, создается Комитет обороны, объединивший глав военных ведомств стран НАТО и отвечавший непосредственно перед Советом за обеспечение безопасности в зоне ответственности альянса. Главными задачами Военного комитета, состоявшего из начальников генеральных штабов и их представителей, являлись консультирование Комитета обороны и других структурных подразделений НАТО и предоставление ему рекомендаций о мерах, необходимых для обороны североатлантической зоны. Она стала играть важнейшую, если не ключевую, роль 18 См. Новое прочтение. Необходимо подчеркнуть, что такая сложная и разветвленная структура, основанная на системе «сдержек и противовесов», позволяла Соединенным Штатам сохранять свое лидерство в НАТО они занимали ключевые позиции во всех звеньях этой конструкции. Вместе с тем создавалось впечатление, что все участники блока имеют в той или иной мере возможность влиять на формирование его общей политики. Однако в силу разветвленности всего механизма управления альянсом никто, кроме США, не имел реальных шансов на то, чтобы держать ее под контролем в полном объеме. Наконец, такая достаточно сложная структура хотя и создавала определенные трудности в процессе выработки согласованных позиций, в то же время позволяла давать выход неизбежно возникавшим разногласиям без излишнего обострения конфлик-та19. Если же принять во внимание и те конкретно-исторические условия, в которых происходило становление Североатлантического альянса как военно-политической организации 1949-1955 , то конфликт в его рядах был маловероятен. С учетом того, что Западная Европа, безусловно, нуждалась в США для сохранения в неприкосновенности основ своей цивилизации, было ясно, что консенсусный тип отношений внутри НАТО будет превалировать. И только время могло показать степень устойчивости нового объединения государств. Между тем очевидное неравенство позиций участников потенциально таило в себе зерна будущих конфликтов. В этой трехступенчатой иерархии особо важную роль играла вторая подгруппа. Обладая прочными позициями в Европе, она выполняла функцию связующего звена между лидером неевропейским государством и рядовыми, западноевропейскими участниками блока, помогая консолидировать разномастную коалицию в прочную общность. Помимо этого Лондон, Париж и Бонн облегчали инкорпорацию чужеродного североамериканского компонента в ткань европей- 19 См. Такая ситуация позволяла США на протяжении первого десятилетия существования НАТО надежно контролировать всю сферу отношений с союзниками, которые предпочитали проводить политику «добровольной солидаризации» во всяком случае, на первых порах с бесспорным 20 лидером20. Следует отметить, что вхождение ФРГ в группу привилегированных партнеров США сопровождалось ее ремилитаризацией 1951-1955. Финальным аккордом подведшим международную правовую базу под этот нелегитимный с точки зрения Потсдамских соглашений процесс стала прошедшая с 28 сентября по 3 октября 1954 г. На ней обсуждался вопрос о присоединении Западной Германии и Италии к Западному союзу и проект создания на его основе Западноевропейского союза21. В связи с решением о присоединении ФРГ к НАТО и Брюссельскому договору Бонн сделал официальное заявление о том, что он не будет применять военную силу для объединения Германии или изменения внешних границ западногерманского государства, а также станет мирным путем решать любые споры между ним и другими странами22. В свою очередь США, Великобритания и Франция подчеркнули, что рассматривают правительство ФРГ как единственное германское правительство и как представителя всего германского народа в международных делах23. Таким образом, после провала планов создания ЕОС западные державы сумели найти ему замену, оказавшуюся достаточно эффективной. После лондонских решений в этом направлении последовал вполне логичный второй шаг. Согласно проекту ЗЕС 20 Там же. В Западноевропейском союзе не было наднациональных органов а в Европейском оборонительном сообществе они являлись неотъемлемой частью всей конструкции. Некоторые элементы наднациональности все же существовали и в ЗЕС в ряде случаев при голосовании в Совете решение принималось большинством голосов. Вместе с тем трудно спорить с утверждением, что политическое руководство стран-участниц этого интеграционного объединения сохраняло большую самостоятельность. В его рамках не предполагалось и создание европейской армии. Вместо этого предусматривался так называемый «максимальный вклад в оборону», который мог быть изменен по решению либо ЗЕС, либо Совета НАТО решение должно было приниматься единогласно. Для Великобритании этот вклад составлял 4 дивизии при этом Лондон оговаривал особые условия участия , для Франции — 14, для Западной Германии и Италии — по 12, для Бельгии, Нидерландов и Люксембурга— 524. Парижские соглашения октября 1954 г. В мае 1955 г. Западный блок был отмобилизован и консолидирован. Настала очередь оппонентов сформировать аналогичную структуру. Итак, во второй половине 40-х— начале 50-х гг. Столкнувшись с неуступчивостью СССР по целому ряду вопросов, Запад предпочел создать геополитическую конструкцию, которая могла бы служить инструментом давления на Москву и одновременно оказывать западным державам помощь в достижении политических, экономических и военных целей. Сам по себе процесс военного объединения государств Западной Европы и США на антисоветской основе представлял собой вызов СССР, который, еще не вполне оправившись от последствий войны, вынужден был прилагать сверхусилия, чтобы дать адекватный ответ. Конечно, в сложной обстановке первых послевоенных лет, когда бывшие союзники смотрели друг на друга сквозь призму целого набора стереотипов, трудно было ожидать безоблачного развития 24 См. Поэтому ответственность за возникновение «холодной войны» ложится на всех ее участников. Вместе с тем политика Вашингтона, ставшая катализатором западноевропейского блокового строительства, в целом ряде случаев носила откровенно провокационный характер, своей направленностью вынуждая советское политическое руководство к жесткой ответной реакции. Нужно помнить, что созданием блока НАТО бывшие партнеры СССР по антигитлеровской коалиции сделали первый шаг и инициировали переход биполярного противостояния в более активную форму. Структурное оформление западного блока сопровождалось попытками переложить ответственность за его образование на Москву. Жупел советской угрозы стал объединяющим фактором для союзников по НАТО. В связи с этим стоит отметить огромную роль Берлинского кризиса 1948 г. Будучи достаточно грубой попыткой «влезть в карман» к восточногерманскому государству, она была призвана обеспечить резкий ответ со стороны Советского Союза. Последовавшая блокада, растянувшаяся на достаточно долгий срок, предоставила США и их союзникам прекрасную возможность обвинить Кремль в агрессивном поведении и в наличии у него далеко идущих экспансионистских планов. Таким образом решался целый ряд проблем: от сплачивания разношерстных партнеров по коалиции до создания сепаратного западногерманского государства и предотвращения нейтрализации объединенной Германии как это предусматривалось комплексом соглашений о послевоенном мирном урегулировании.
В настоящее время членами НАТО является 31 страна. Также 19 других государств участвуют в программе НАТО — Партнёрство во имя мира , ещё 15 стран участвуют в институционализированных программах диалога. История См. В то время как тень СССР сгустилась над Европой, 12 стран по обе стороны Атлантики объединились для защиты своей безопасности и главных ценностей: свободы , демократии , прав человека и главенства закона. Оригинальный текст англ. As the Soviet shadow deepened across Europe, 12 nations from both sides of the Atlantic committed to individual liberty, democracy, human rights and the rule of law determined to stand together to safeguard their security.
Что такое НАТО и кто туда входит?
— Всем известно, что североатлантический альянс не является стороной конфликта, но демонстрация техники в Москве создаёт впечатление не только участия НАТО в конфликте, но и — поражения альянса в этом конфликте. Международные отношения и мировая экономика: История создания НАТО, вступление Великобритании и ФРГ в Североатлантический альянс. Обычно историю НАТО можно рассматривать в те моменты, когда к альянсу присоединяются новые члены. Но, в общем, ее можно разделить на два существенных хронологических периода: от момента создания в 1949 году до финала холодной войны и развала СССР. Как расшифровывается понятие НАТО и что означает эта аббревиатура в настоящем понятии этого слова, а также для чего создан блок и каковы его цели в настоящее время. Показать/Скрыть подраздел История НАТО.
Создана Организация Североатлантического договора (НАТО)
Создавая НАТО, США преследовали две основные цели: не допустить создания в Европе независимого союза западных держав и укрепить свое влияние в этом регионе. Североатлантический альянс празднует день рождения: 4 апреля 1949 года было объявлено о создании НАТО. Организация Североатлантического договора (НАТО) создана 4 апреля 1949 года на конференции в Вашингтоне. История создания НАТО. Вначале НАТО создавалось как союз между Францией, Великобританией, Нидерландами, Бельгией и Люксембургом. Обзоры, лукбуки, советы и история тактической одежды и обуви для города в статье «НАТО: что, где, когда и как это было?» от экспертов интернет-магазина ForceAge.
«И урановое сердечко на память»: кровавая история блока НАТО
История См. В то время как тень СССР сгустилась над Европой, 12 стран по обе стороны Атлантики объединились для защиты своей безопасности и главных ценностей: свободы , демократии , прав человека и главенства закона. Оригинальный текст англ. As the Soviet shadow deepened across Europe, 12 nations from both sides of the Atlantic committed to individual liberty, democracy, human rights and the rule of law determined to stand together to safeguard their security. В марте 1948 года был заключён Брюссельский пакт между Бельгией , Великобританией , Люксембургом , Нидерландами и Францией , который позднее лёг в основу «Западноевропейского союза» WEU. Его принято считать началом оформления Североатлантического альянса.
В качестве первого шага образования Западного союза в меморандуме предлагалось заключение Великобританией и Францией отдельных двусторонних военно-политических договоров со странами Бенилюкса, с принятием за основу Дюнкеркского договора. Поддержка США будущего блока зависела от формы союза. Лондон проинформировал внешнеполитическое ведомство Соединенных Штатов о готовности осуществить план создания блока на основе заключения многостороннего договора по предложенной Вашингтоном модели межамериканского пакта Рио-де-Жанейро 1947 г. Бевин, обвинив СССР в намерении установить коммунистический контроль над государствами Восточной Европы, указал в связи с этим на необходимость консолидации Европы Западной4. Современная внешняя политика США. СССР и формирование военно-блокового противостояния в Европе 1945-1955. Фактически прекратил свое существование и Союзный контрольный совет. США стремились сохранить за собой западногерманский плацдарм, поскольку, как считал Г. Трумэн, без Германии оборона Европы стала бы арьергардной операцией у берегов Атлантики5. К серьезному ухудшению отношений между СССР и его бывшими союзниками привели решения Лондонской конференции февраль-июнь 1948 г. Повестка этого мероприятия также была составлена без учета даже гипотетической возможности того, что соглашения с Советским Союзом по германскому вопросу можно достигнуть. Основные вопросы касались отношения Западной Германии к программе экономического восстановления Европы, контроля над Рурским райном, репараций, вовлечения стран Бенилюкса в процесс разработки общей западной политики в отношении Германии и некоторых других проблем. К ключевым решениям конференции относится достижение договоренности о совместном управлении тремя оккупационными зонами как единым политическим и экономическим пространством. Наряду с постановлениями англоамериканского совещания во Франкфурте-на-Майне январь 1948 г. Протест против действий западных держав был выражен в советской ноте 6 марта 1948 г. Малые европейские государства пытались исключить из проекта договора упоминания о противодействии германской агрессии, надеясь на привлечение в будущем к участию в блоке Западной Германии. Франция же наоборот считала необходимым сохранить формулировку об отражении германской агрессии. Великобритания заняла 5 Truman H. Memoires by Harry S. Расхождения во взглядах дипломатов западных стран вызывали как форма создаваемого союза, так и его дальнейшее развитие. В частности, Лондон видел в создаваемом объединении прежде всего прообраз будущего широкого альянса и необходимую ступень для расширения военно-политической интеграции в Западной Европе. Такие взгляды разделялись и Соединенными Штатами. После согласования всех спорных вопросов Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды и Люксембург подписали 17 марта 1948 г. Четвертая статья договора предполагала оказание помощи в случае вооруженного нападения в Европе на какую-либо из договаривающихся сторон8. Для урегулирования всех политических и военных вопросов в отношениях между участниками предусматривалось создание постоянно действующего консультативного совета. Начав работу, Совет сразу же принял решение о создании штаба Западного союза, объединенного командования его сухопутными, морскими и воздушными силами9. С лета 1948 г. В качестве первого рубежа обороны предлагалось использовать линию Бремен — Баден. Соединенные Штаты в целом положительно оценивали процесс западноевропейской военно-политической интеграции, однако полагали, что сделанного недостаточно. По мнению Вашингтона, Западный союз все же не отвечал задачам сдерживания СССР и поэтому требовалось создание более широкого объединения. Они послужили основой для проведения англо-американо-канадских переговоров с 22 марта по 1 апреля 1948 г. На них определялась общая линия развития блоковой 7 Там же. В результате стороны пришли к согласию, что отвечать их интересам может только многостороннее военно-политическое объединение. Однако весной 1948 г. Вашингтон еще не принял окончательного решения о необходимости связать себя военным союзом с Западной Европой. Отчасти причиной этого были укоренившиеся традиции изоляционизма. Препятствие было преодолено 11 июня 1948 г. Резолюция санкционировала кардинальные изменения во внешней политике США. Летом 1948 г. Он в значительной степени ускорил формирование Организации Североатлантического договора. В ответ на проведение 20 июня 1948 г. Призыв его участников провести мероприятия по демилитаризации последней, созданию временного демократического общегерманского правительства и в соответствии с Потсдамским соглашением заключить с ней мирный договор не встретил поддержки западных держав11. В июле 1948 г. Предметом переговоров было заключение Атлантического союза. Руководствуясь интересами национальной безопасности, Вашингтон стремился включить в сферу действия будущего объединения в том числе и государства, обладающие стратегическими плацдармами для размещения американских баз — Норвегию Шпицберген , Данию Гренландия , Португалию Азорские острова , Исландию. В свою очередь в неспокойной международной обстановке конца 40-х гг. Поэтому дальнейшее ускоренное развитие процесса западноевропейской военно-политической интеграции с участием североамериканского элемента было вполне логичным. В сентябре 1948 г. Его председателем был избран фельдмаршал Б. К ноябрю правительства ведущих западных государств в принципе одобрили проект создания американо-западноевропейского альянса как основного направления военно-политической интеграции Запада. Впрочем, переговоры по этому поводу продолжались вплоть до конца 1948 г. Обсуждались в основном два вопроса — об обязательствах по будущему договору и зоне его действия. Наконец, 4 апреля 1949 г. Характеризуя направленность этого союза, американский обозреватель У. Липпманн писал: «В действительности Атлантический пакт и военная помощь преследуют тройную цель: во-первых, увеличить вооруженные силы в Западной Европе до такой степени, чтобы было ясно, что ни одно правительство не может быть свергнуто пятой колонной; во-вторых, заложить основы для договоренностей, в соответствии с которыми Соединенные Штаты сохранят вооруженные силы в Европе после того как мирный договор с Германией будет согласован; в-третьих, создать уверенность в том, что блицкригу можно будет оказать сопротивление так, чтобы у нас было время послать подкрепление»12. В выработке своей блоковой стратегии США уделяли большое внимание достижению идеологического единства со своими союзниками. Атлантический блок виделся в Вашингтоне как всемирный антикоммунистический альянс с определенной идеологической концепцией. Суть ее состояла в том, что так называемые «атлантические государства» страны Западной Европы и Северной Америки представляют собой особый тип цивилизации, что делает их отдельным культурным и политическим сообществом. В качестве примера теоретических изысканий в этом направлении можно привести опубликованную еще в 1940 г. Стрейта13, в которой предлагалось создать союз демократий на основе федеративной модели, 12 Цит. Union Now. Считается, что именно Стрейт ввел в оборот понятие «Североатлантический союз».
В его функции входит руководство процессом принятия решений, помощь союзникам в преодолении противоречий, а также обеспечение реализации принятых инициатив. Генсек также является главным официальным представителем НАТО. Традиционно, на этот пост выбираются представители политических кругов европейских стран. Изначально предполагалось, что его полномочия истекут в 2018 году, однако на фоне обострения кризиса на Украине в НАТО неоднократно принималось решение о продлении срока руководства. По мнению аналитиков, это свидетельствует о неспособности стран-союзниц прийти к консенсусу относительно достойной политической фигуры, способной возглавить альянс в новых условиях. Параллельно с Североатлантическим советом в НАТО действует Группа ядерного планирования - руководящий орган, отвечающий за вопросы политики, связанной с ядерными силами и оружием. Заседания Группы проходят два раза в год на уровне министров обороны стран-членов. Штаб-квартира альянса расположена в столице Бельгии Брюсселе. В его рамках проходят консультации по вопросам использования вооруженных сил, фактически он является связующим звеном между процессом принятия политических решений и военной структурой НАТО. Комитет вырабатывает меры, необходимые для защиты стран-членов и реализации военных операций. Кроме того, он разрабатывает стратегические концепции и проводит ежегодную оценку сил и средств блока, а также угроз альянсу. Военный комитет регулярно проводит встречи на уровне военных представителей стран, а три раза в год - на уровне министров обороны. С 2021 года эту должность занимает нидерландский адмирал Роберт Бауэр. Оно отвечает за проведение всех военных операций блока. Штаб-квартирой руководит Главнокомандующий объединенными силами в Европе. С 2022 года эту должность занимает американский генерал Кристофер Каволи. Традиционно, на пост главнокомандующего ОВС в Европе назначается представитель армии США, чтобы сбалансировать ситуацию, когда пост генсека занимает европеец. Командование НАТО по операциям осуществляет руководство оперативными командованиями объединенных сил блока в нидерландском Брюнссуме, итальянском Неаполе и американском Норфолке. Эти штабы могут планировать и проводить военные операции на различных театрах военных действий. Отдельными структурами в рамках Командования являются союзные силы реагирования, а также подразделения по обеспечению кибербезопасности. В его задачу входит обеспечение оперативной совместимости войск стран блока, а также внедрение инновационных технологий. Орган призван оказать помощь странам альянса в адаптации военных потенциалов к стандартам НАТО и в повышении их эффективности. Руководит Командованием французский генерал Филипп Лавин. В подчинении у структуры находятся Объединенный военный центр в Норвегии, занимающийся подготовкой сил быстрого реагирования, Центр анализа и обобщения опыта в Португалии и Учебный центр в Польше. Помимо постоянных операций и миссий НАТО на регулярной основе проводит военные учения, в ходе которых отрабатывает использование сил и средств в обстановке, максимально приближенной к боевой. В ней участвует около четырех с половиной тысяч военнослужащих, которые призваны обеспечить стабильность и безопасность в регионе. Тем не менее постоянные провокации со стороны косовоалбанских боевиков в отношении сербского населения ставят вопрос об эффективности и непредвзятости военного контингента НАТО в Косово. Постоянные военно-морские силы обеспечивают НАТО возможностью немедленного оперативного реагирования на возникающие угрозы. Состоят из четырех групп, каждая из которых насчитывает от трех до семи кораблей. Группы действуют в Атлантическом океане, Балтийском, Средиземном и Черном морях. С 2022 года включены в союзные силы реагирования в качестве подразделений повышенной готовности, которые могут вступить в бой в течение 5 суток после начала конфликта. В рамках операции проводится постоянный мониторинг морского пространства, ведется антитеррористическая работа, а также обеспечивается поддержка странам-членам в регионе в укреплении их обороноспособности.
Одним из главных принципов было то, что нападение на участника НАТО воспринимается как вторжение в весь Североатлантический Союз. Основные задачи Зачем же был создан альянс? Для этого важно разобраться, какие задачи должна решать организация. К ним относят следующее: защита всех членов блока при помощи военных и политических средств; сотрудничество со странами, которые не входят в альянс, по широкому спектру вопросов, касающихся безопасности; предоставление помощи членам и партнерам в вопросах преодоления результатов природных катастроф и коллаборация в сфере науки и экологии. Функционирование НАТО Чтобы разобраться в вопросах функционирования блока, требуется ознакомиться с его структурой и главными составляющими. Военные структуры У альянса нет постоянных вооруженных сил. Отдельные государства организации определяют, какие конкретно подразделения национальных вооруженных сил будут передаваться НАТО с целью выполнения задач и функций. Военные формирования остаются под национальным контролем до принятия нужного решения. После этого они переходят под руководство НАТО. Финансирование деятельности блока происходит в рамках общего бюджета. В него страны-члены делают взносы на основании установленной схемы распределения затрат. В 2009 году в альянсе появились Хорватия и Албания. В 2017 году членом организации стала Черногория, а в 2020 году — Северная Македония. Сегодня членами НАТО являются 30 стран. Переговоры относительно вступления в блок ведутся с его руководителями. Это происходит в штаб-квартире, расположенной в Брюсселе. В процессе принимают участие эксперты и представители страны-кандидата. При этом главная задача заключается в проверке государства на выполнение стандартов блока. Переговоры осуществляются поэтапно. Вначале ведется обсуждение военных и политических аспектов.
НАТО создавали для противодействия советскому влиянию в Европе
Исторические предпосылки создания НАТО. Необходимость в создании различного рода союзов появилась на осколках старого мира после Второй мировой войны. История создания Организация Североатлантического договора (НАТО) — военно-политического союза North Atlantic Treaty Organization, NATO; Organisation du traité de l'Atlantique Nord, OTAN. Discover the untold stories of NATO, from its birth onwards. Dig deeper, and you will find out what went on behind closed doors. NATO: a history in snapshots. NATO: a history in snapshots.
«Карающая дубина» западной демократии: 75 лет назад началась история НАТО
Исторические предпосылки создания НАТО. Необходимость в создании различного рода союзов появилась на осколках старого мира после Второй мировой войны. На Варшавском саммите 2016 года страны НАТО договорились о создании усиленного передового присутствия НАТО, которое развернуло четыре многонациональные боевые группы размером с батальон в Эстонии, Латвии, Литве и Польше. Неожиданный факт из истории НАТО — в руководстве альянса состояли гитлеровцы, ранее воевавшие против СССР в 1941—1945 гг. В 1961 году председателем военного комитета НАТО в Вашингтоне стал Адольф Хойзингер, один из руководителей генштаба Гитлера. Все о блоке НАТО: новости, учения, выступления официальных представителей Североатлантического альянса, публикации экспертов НАТО. НАТО (NATO, North Atlantic Treaty Organization; Организация Североатлантического договора) — военно-политический союз, в состав которого входят: США, Канада и 30 стран Европы. Вместе с распадом СССР распалась и ОВД, однако история НАТО продолжилась.