8 лет назад, в мае 2014 года, я писал под заголовком «Ахметов объявил войну Народной Республике»: «Итак, украинский миллиардер и магнат Ринат Ахметов открыто выступил против Донецкой Народной республики. У самих украинцев Мариуполь считается чуть ли не самым некультурным городом. В период Второй мировой войны Мариуполь был под контролем нацистской Германии до 1943 года, когда был освобожден советской армией. 350 тысяч человек вынужденно покинули Мариуполь, в котором до войны жили 426 тысяч человек. О том, как идет восстановление Крымского моста, вице-премьер Марат Хуснуллин рассказал на встрече с сенаторами в рамках "Открытого диалога". Он лично осмотрел накануне повреждения конструкции. Еще одной темой стал самый масштабный логистический проект предстоящих лет.
Население мариуполя 2024 - фото сборник
Промышленность и экология[ править ] Перевалка угля воздуха также не озонирует Это не туман. Первая заботливая попытка хоть чем-то заполнить и расцветить досуг быдла с самого основания Мариуполя населявшего город чуть более, чем полностью была предпринята ещё в XIX веке посредством постройки сталелитейного завода имени Владимира, тогда ещё никому не известного, Ильича. Опыт оказался успешен, ввиду чего промышленное строительство продолжилось с усиливающейся остервенелостью и прекратилось только в 90-е гг ХХ в. Результатом ударного строительства, помимо упомянутого к-та Ильича, явились комбинаты Азовсталь и Азовмаш, заводы Электросталь, Электробытприбор, Опытно-экспериментальный, Судоремонтный и over 9000 более мелких, а также порт удаление из города жыдких и газообразных продуктов промышленности традиционно производится посредством сточных и выхлопных труб, твёрдых же и сыпучих — железной дорогой или пароходами.
Укрупнение промышленности опять-таки привело к ускорению процесса переквалификации прибывающих в город селюков в люмпен-пролетарьят чистой воды. Также нелишним будет сказать, что при совке это была "химия", со всеми вытекающими, так что не стоит валить всё на селюков, они ещё кагбэ можно сказать невинные овечки в становлении контингента города-пятисоттысячника или сколько там сейчас, поменьше уже, наверное? Кроме этого, сосредоточение неебических объёмов производства на относительно малой площади привело к тому, что ныне Мариуполь вполне заслуженно и гордо несёт звание второго по антропогенной засранности города Украины первое место по недосмотру досталось Кривому Рогу [1] [2] , но ещё не вечер, не все очистные проёбаны и не все фильтры в заводских трубах рассыпались от ветхости.
Гостям города, прибывающим в столицу Приазовья либо по Донецкой трассе, либо железнодорожным транспортом этот факт становится очевидным задолго до пересечения городской черты — небо на горизонте приобретает стильный серо-бежевый оттенок, воздух становится видимым и насыщается тонкими нотками фенола, аммиака и окислов серы, а дыхание схватывают спазмы. Уроженец Мариуполя, заметив изменившиеся лица попутчиков, ехидно улыбается и невинным голосом подъёбывает — «а шо, шо-то не нравится? Несмотря на сказанное, отдельные иногородние в том числе даже некоторые непритязательные внутримкадыши!
Что ж, бывает.
Этот год до конца XX века официально считался годом основания города Мариуполя. В июле 1778 года началось выведение из Крымского ханства в Россию христиан — всего 31 386 человек греков, армян, грузин, валахов под предводительством митрополита Готско-Кафайского Игнатия. Руководил переселением командующий Крымским корпусом генерал-поручик А. Расходы по перевозке имущества в дальнейшем российское правительство брало на себя с возвращением в казну затраченных средств через 10 лет равно как и снабжение переселенцев продовольствием на первый год, скотом, посевным зерном, сельскохозяйственными орудиями, строительным лесом. На зиму 1778—1779 годов греки Крыма были временно размещены в том числе и в карантинных целях в Екатеринославском и Бахмутском уездах — по обоим берегам реки Самары, в районе Самарского Пустынно-Николаевского монастыря сейчас в городе Новомосковск : зимовка была очень тяжёлая неустроенность быта, большая скученность населения, нехватка топлива и продуктов, болезни , в связи с чем количество переселенцев сократилось до 30 233 человек на 1 января 1779 года.
Греки запросили у императрицы выдать им земли здесь же: на берегу Днепра между реками Орелью и Самарой, однако им было отказано, так как эти земли уже давно были заселены и свободного места не было. Вначале был предложен для заселения участок в Мариенпольском уезде так называлось тогда место вокруг современного города Павлограда , однако греки отказались: мало леса, нет воды. В грамоте будущий город Мариуполь именовался «Марианополь» вероятно, ошибочно. На плане, утвержденном лично императрицей Екатериной II, от 20 октября 1779 года название записано как «город Мариу-поль, выгонная земля города Мариу-поля». Потёмкиным издан ордер, по которому крымским грекам отводилась территория Павловского Мариупольского уезда Азовской губернии «ограниченная реками Бердой, Волчьей, Кальмиусом и берегом Азовского моря» , а город Павловск при этом получал название Мариуполь, бывшие жители города переселялись на новые места, а выходцы из Крыма прибывали на территорию в устье Кальмиуса. Устье Кальмиуса было удобной природной гаванью, которую называли «биржей».
В 1824 году итальянец Кавалотти начал строить в Мариуполе суда. Их грузоподъёмность составила 135—160 тонн. В 1840 году от центра к бирже была проложена мощёная дорога. В 1840 году вместо деревянной пристани в устье Кальмиуса сооружается каменная набережная, а 4 мая 1848 года был утверждён проект устройства шоссе и спуска к пристани в устье реки Кальмиус. Для ремонта и строительства судов в устье Кальмиуса был создан ковш — искусственное углубление. До середины XIX века в Мариуполе развивались, в основном, кустарные предприятия: кожевенные, салотопные, кирпичные, черепичные заводы, кузнечные, бондарные, оружейные мастерские, ветряные и водяные мельницы, рыбозаводы.
В 1830 году начала работать макаронная фабрика. После отмены крепостного права в России экономическое и культурное развитие в Мариуполе пошло более быстрыми темпами.
Больше нет голодных людей в стихийных очередях за гуманитаркой, нет костров с котелками у каждого подъезда, нет захоронений во дворах с наспех сколоченными крестами. В город со всех концов большой страны ходит транспорт. Отсюда можно напрямую уехать в Ростов, Петербург, Москву. Даже из обстреливаемого пока еще Донецка - не меньше десятка рейсов. Троллейбусы тут бесплатные, а в кранах, в отличие от Донецка, всегда есть вода. Смотрю и понимаю, город возрождается из пепла буквально на глазах. Когда-нибудь эта великая стройка войдет в учебники истории, как БАМ и Днепрогэс. Типичная картина Мариуполя — руины рядом с новостроем, где первые этажи уже облюбовали предприниматели.
Там, где вчера были руины, сегодня - новые симпатичные дома с такими просторными детскими площадками, какие и в Москве не всюду встретишь. Даже в выходные и поздними вечерами стройка не замирает. В воздухе повсюду запах цементной пыли и гул техники. Если в Донецке кругом военные в камуфляже, то в Мариуполе - строители всех национальностей в спецовках. Памятник российским строителям, возрождающим Мариуполь. Я еще помню, как весной 2022-го бродила там по пустынным коридорам и обугленным винтовым лестницам, сверху свисали куски арматуры, а под ногами почему-то валялись битые елочные игрушки. В одном месте пол обрывался и там была одна сплошная воронка, кажется когда-то это было зрительным залом. Сейчас театр обнесен строительным пологом с цитатами Пушкина и даже портретом насупленного Кобзаря, здесь это никого не смущает, никому не придет в голову облить его краской или порезать. За пологом идет стройка. На улицах немало молодежи.
Но вот еще в прошлом году металлурги завода Ильича заявили о пуске первых цехов, важно теперь понять насколько эта сталь нужна в России. А на базе «Азовстали» глава ДНР пообещал наладить производство трамваев. Только в прошлом году через порт прошло 150 тысяч тонн грузов. Многие приезжают строителями, а потом присматриваются, что к чему и… остаются жить, перевозят семьи. А что? Климат южный, море, да и народ тут хороший, - рассказывает мой однокурсник, работающий в Мариуполе врачом. Первый ипотечный дом, квартиры тут разлетелись, как горячие пирожки. Незнакомый мужчина с изможденным лицом подошел ко мне: - Юля!
Вплоть до Октябрьской революции там вспыхивали забастовки и стачки. Начало же этого движения датируется ещё концом XIX века. Не миновала город и гражданская война. Только в 1920 году город стал полностью советским. Тогда начинается создание здесь Красного флота, идёт индустриализация города. Здесь организован завод «Азовсталь».
Последний привет из довоенного Мариуполя
Амалия Карапетян заявила о возвращении проживающих в Украине армян в Армению. Амалия Карапетян также посоветовала тем нашим соотечественникам, которые намерены приехать в Армению в краткосрочной или долгосрочной перспективе, в ближайшее время обратиться в их офис. Воскеат Погосян.
Вид в сторону б. Так вот. Очереди из грузовиков на Успенке выстраиваются километровые. Конечно же в два ряда, где позволяет наличие обочины.
Что делать легковым? Выезжать на встречку? Обычно так и делают, но грузовикам на легковых пофигу. Поэтому карманов пробелов между грузовиками никто не оставляет. А выехать на встречку, и ехать полкилометра, рассчитывая на отсутствие встречных — так себе идея. Поэтому, после нескольких подобных инцидентов, приводящих к запиранию дороги «вхлам», что сделало ГАИ? Отправило грузовики в объезд?
Видите строительный мусор на переднем плане? Здесь когда-то стояло две аналогичных многоэтажки. Тоже район Порт-Сити. И возвращаемся на Успенку. В объезд отправили легковые автомобили, которые идут на выезд из ДНР. Окрестности ТЦ Порт-Сити. Потерпите еще чуть-чуть.
Следующее фото будет позитивное. Ну, кроме настроения в целом. Ситуация на Успенке в очередной раз показала, что решения на местах принимаются без каких-либо мыслей о проблемах обычных людей. Там же военные на «уралах» проезжают? Значит и вы на своих «жигулях» тоже проедете. И это не разовая акция. Проблема там уже с месяц.
Поставить две гаишных машины, выдать им рации, и сделать реверсивное движение, как это делается при любом ремонте дороги в РФ, это непомерно сложная задача для наших руководятлов. И такое во всем, что местами просто бесит. Свежепостроенный квартал там же, возле Порт-Сити. Думаю, вы его неоднократно видели и в интернетах, и по телевизору. Не знаю, раздали там квартиры, или не раздали, но полностью заселенным квартал не выглядит. Свет по городу есть, практически, везде. И вода тоже.
В отличие от Донецка, где, если кто не в курсе с начала СВО нет воды. Нет, ее конечно дают, но раз в три дня, и это не точно. Буквально месяц назад, в нашем районе, ее не было 10 дней, а в сентябре — две недели. Но мне хорошо, она у меня течет из крана, а если вы житель многоэтажки, то выше 3-4го этажа воды можете не ждать. Добро пожаловать в подвал, где повсеместно выведены краны, и можно пополнить запасы. Выезжаем на пр. Мира и наблюдаем привычную картину.
Для стороннего человека такая картина не может быть привычной, но когда видишь подобное вокруг и постоянно... На улицах Мариуполя стало гораздо меньше мусора. Можно сказать, его почти нет. Улицы и тротуары расчистили от обломков домов, от беспорядочных куч разборов завалов, горелых остовов машин и т. Разрушенные многоэтажки повсюду, а сзади, видите, свежеостекленный дом. Местные говорят, что в городе добавилось людей по сравнению с летом. Соглашусь в ними, так как машин на дорогах стало больше, и, несмотря на зимнюю погоду, людей на улицах было как летом.
Куда не посмотри - аналогичная картина.
И согласно данным справочника «Вся Екатеринославская губерния» население в Мариуполе составило уже 57747 человек. Следующие демографические данные стали известны через 10 лет, вместивших в себя первую мировую и гражданскую войны, а также сильнейший голод 1921-1922 годов. Поэтому и неудивительно, что после проведенной в 1923 году подворной переписи в Донецкой области оказалось, что население Мариуполя сократилось более чем на четверть и составило всего 41359 человек. Но уже тогда в ходе восстановления завода имени Ильича, пуска там же в эксплуатацию коксовых печей, строительства цеха цельнотянутых труб и новой электростанции, а так же оживление местной промышленности его численность быстро росла и достигла 73 тысяч человек.
Пуск же новостроек в эксплуатацию на заводе имени Ильича и начало планировочных работ на площадке будущей «Азовстали» увеличили эту численность до 94 тысяч в 1930-м, а с развертыванием строительства нового металлургического завода уже в 1931-м — до 115000. Строительство, а затем пуск в эксплуатацию азовстальских цехов, коксохимического завода, рыбоконсервного комбината, сооружение жилья для рабочих «Азовстали» на правом и левом берегу Кальмиуса требовали новых рабочих рук. Поэтому количество жителей города неустанно росло. Так, в 1934 году оно составляло 160 тысяч, в 1937-м — 180 тысяч и в 1939-м — 222 тысячи. Резкое изменение в демографию нашего города внесла Великая Отечественная война.
Уже на второй ее день десятки тысяч военнообязанных, кроме тех, кто был забронирован для работы в тылу, отправились на защиту Отечества: одни — добровольно, другие — по мобилизации, и мало кто из них вернулся. Потом в жизни города наступила черная полоса оккупации, и за период с 8 октября 1941 года по 10 сентября 1943 года немецкие оккупанты расстреляли, замучили и повесили десятки тысяч мариупольцев. Поэтому если на 1 января 1941 года в городе проживало 241 тысяча человек, то ко времени освобождения их оставалось 85 тысяч. А потом в сентябре 1943 года полевой военкомат провел еще одну мобилизацию, и многие из мобилизованных тогда остались лежать в братских могилах на дорогах войны.
Вывоз товаров из Мариупольского порта вырос почти в 4 раза. Население города увеличилось к 1864 году до 7440 чел. К этому времени в городе жили русские, греки, евреи 393 чел. До конца XIX века Мариуполь оставался небольшим купеческим городком, а крупным центром юга России город стал только с появлением железной дороги «Еленовка — Мариуполь» 1882 год , глубоководного морского порта, ставшего вторым на юге Российской империи после Одесского 1889 год и металлургического завода «Никополь-Мариупольское горное и металлургическое общество» 1897 год. Начало строительства железной дороги было связано с решением задачи по объединению промышленных центров с морем. Она нужна была для отправки угля водным путем во все порты Азово-Черноморского бассейна и для вывоза его за границу. В 1917 году начался новый период в истории — в городе была установлена советская власть.
История освобождения Мариуполя: полная хронология событий до взятия «Азовстали»
Когда украинцы говорят о своей самостийности, не лишним было бы напомнить, откуда у Украины взялись 10 самых крупных городов по численности населения. Бойцов «Азова» приговорили к колонии за убийство мирного жителя Мариуполя, В ДНР осудили солдата Национальной гвардии Украины за расстрел жителя Мариуполя. О том, как идет восстановление Крымского моста, вице-премьер Марат Хуснуллин рассказал на встрече с сенаторами в рамках "Открытого диалога". Он лично осмотрел накануне повреждения конструкции. Еще одной темой стал самый масштабный логистический проект предстоящих лет. У самих украинцев Мариуполь считается чуть ли не самым некультурным городом. Во время крымской войны 1853-1856 годов Мариуполю был нанесен значительный ущерб. Первоначально город Мариуполь представлял собой полупещерную деревнюв ущелье Мариамполь между Бахчисараеми и развалинами пещерного города Чуфут Кале.
Мариуполь: исторический обзор (Часть I)
Мариуполь восстановление города 2022. Мэр Мариуполя Моргун. Беженцы из Мариуполя 2022. Мариуполь Сталинград. Мариуполь 2020 город. Мариуполь 2022 год. Развалины Мариуполя 2022.
Мариуполь разрушения 2022. Мариуполь парк Гурова. Драмтеатр Мариуполь 2021. Центр Мариуполя 2021. Город Мариуполь Донецкой области. Мариуполь с высоты птичьего полета.
Мариуполь с птичьего полета. Мариуполь сейчас с высоты птичьего полета. Мариуполь города Украины. Люди на улице города. Украина Мариуполь 2022. Украина Мариуполь 2020.
Мариуполь исторический центр. Мариуполь достопримечательности города. Возрождение Мариуполя. Мариуполь русский город. Город Мариуполь 2021. Город Мариуполь численность населения.
Проект Мариуполя. Мариуполь площадь города и население. Презентация Мариуполь 2 класс. Азовсталь Мариуполь 2022. Мариуполь вид на город в 2022. Мариуполь фото.
Мариуполь март 2022. Город Изюм 2022. Бои в Мариуполе 2022. Мариуполь до войны 2022. Мариуполь сейчас 2022. Мариуполь 22.
Мариуполь город вид сверху. Мариуполь до войны. Мариуполь 2006 год. Михайловск Ставропольский край. Ставрополь г Михайловск. Население города Михайловска Ставропольского края.
Михайловск центр города. Автозаводский район с высоты птичьего полета. Тольятти с птичьего полета. Город Тольятти с высоты птичьего полета.
Кроме порта, к 1862 году в Мариуполе уже было 11 заводов и фабрик: одна макаронная, две табачных, четыре кирпичных завода, два известковых, два черепичных. Товарооборот на этих предприятиях в сумме - 10000 рублей серебром. В начале 19 века в Мариуполе устраивали по четыре больших ярмарки в год, куда съезжался люд со всех ближайших поселений. Позже ярмарок осталось две, а затем и вовсе стали проводить одну большую ярмарку - на Покров, 1 октября.. Товарооборот на ярмарке составлял до 100 тысяч рублей серебром! А проводилась она на базарной площади.
В 19 веке в Мариуполе было 4 учебных заведения: духовное училище и приходское училище - для мальчиков, частный женский пансион и частная женская школа - для девочек. Любопытный факт: в отличие от сложившейся традиции ущемления прав женщин, в Мариуполе ущемляли мужчин. Приходское училище принимало мальчиков только из состоятельных семей, тогда как в женский пансион принимали всех желающих. В 1897 году была завершена постройка Марии-Магдалиновской церкви. Ее строили на пожертвования жителей, а потому строили очень долго. Огромнейшие деньги по тем временам! Даритель решил остаться неизвестным. И горожане нашли единственную возможность поблагодарить его - это пропечатать в газете. В конце 19 века Мариуполь стал превращаться в промышленный город. Мариупольскую промышленность создавали иностранцы.
А Никополь-Мариупольский завод - американцы. Руководил строительством американский инженер-конструктор Джулиан Кеннеди. Американцы не доверяли огнеупорам, сделанным не в Америке. И потому привозили огнеупоры морем. Это было очень дорого. Но зато завод получился точной копией высокотехнологичных предприятий, которые уже в то время работали в Америке. Это был первый завод в Российской империи,построенный американцами. После открытия заводов в город потянулись десятки и сотни людей из сельских окрестностей в поисках работы. Зарплату на заводах платили большую. Александр Серафимович так описывал эту ситуацию.
Весной сюда приходят наниматься на сельские работы, приходят специально на заводы, приходят и так вообще, поискать места в городе.
Уроженец Мариуполя, заметив изменившиеся лица попутчиков, ехидно улыбается и невинным голосом подъёбывает — «а шо, шо-то не нравится? Несмотря на сказанное, отдельные иногородние в том числе даже некоторые непритязательные внутримкадыши! Что ж, бывает. Ну а хуле, где вы еще видели оранжевое небо? Кстати, о небе. Был такой старый анекдот : «Дорогой, а отчего это солнце встаёт поздно вечером и к тому же с северной стороны? Именно он вспоминается гуляющему по ночному городу Анонимусу. Казалось бы, ничто не предвещало, но чёрное южное небо внезапно и резко освещается багровым заревом, навевающем мысли о царстве Саурона.
Но это не конец света , а всего лишь обычная процедура — разливка расплавленного шлака на ОШП. Невзирая на текущую экологическую ситуацию , а может быть и благодаря ей, некоторые фантазёры совершенно всерьёз мечтают выпилить металлургические заводы к ебёнамать, а на их месте разбить клумбы с маргаритками. Городской же бюджет в таком раскладе предполагается восполнить за счёт миллионов туристов , что немедленно хлынут к азовским берегам оставив Сочи , Ялту, Кемер и Анталию совершенно обезлюдевшими прочие нюансы см.
Тысячи жителей города ушли на фронт. Предприятия перестроили производство для нужд фронта. Ильичёвские металлурги выпускали броневую сталь для танков Т-34, торпедных катеров и самолетов-штурмовиков ИЛ-2. Понтонные мосты, бронеколпаки для пулемётных гнёзд, бронеплощадки для дотов, противотанковые ежи изготавливали на заводе металлоконструкций. На заводе «Азовсталь» производили корпуса для авиабомб и стволы батальонных миномётов[8]. Когда линия фронта приблизилась к городу, была организована эвакуация промышленных предприятий и людей на Урал и в Сибирь. Известно, что эшелон, на котором везли оборудование и людей при эвакуации попал под бомбёжку в районе Таганрога.
Некоторые сопровождающие погибли, некоторые были ранены, добирались в Мариуполь пешком. В Мариуполе к тому времени были немецкие войска и люди, пришедшие из Таганрога, умирали от ран, нехватки лекарств и отсутствия возможности лечения. В дни немецкой оккупации, которая продолжалась почти 2 года с 8 октября 1941 по 10 сентября 1943 года , гитлеровцы расстреляли в городе около 10 тысяч человек. Было угнано в Германию около 50 тысяч юношей и девушек. В концлагере от голода и болезней погибло около 36 тысяч советских военнопленных. Несмотря на массовые расстрелы, на жестокий оккупационный режим, в городе действовали подпольно-патриотические группы. В освобождении Мариуполя участвовали: 44-я армия Южного фронта под командованием генерал-лейтенанта В. После Великой Отечественной войны. После окончания войны в городе активно начались восстановительные работы, была восстановлена промышленность города, подняты из руин металлургические гиганты — заводы им. Ильича и «Азовсталь», морской порт и другие предприятия.
В 1953 году в Жданове было создано Азовское районное управление Черноморского пароходства, которое в 1967 году преобразовано в Азовское морское пароходство. Его суда посещали около 400 портов более 70 стран мира. В связи с расширением промышленного и жилищного строительства в городе были созданы мощные строительные организации. В апреле 1958 году трубопрокатный завод имени Куйбышева был объединён с заводом им. Одновременно из машиностроительных и части металлургических цехов завода имени Ильича был создан завод тяжёлого машиностроения, который через несколько лет стал одним из крупнейших предприятий в отрасли — производственным объединением «Ждановтяжмаш», позже — «Азовмаш». Продолжали развиваться предприятия лёгкой и пищевой промышленности.
Численность населения Мариуполя после боев снизилась больше чем в два раза
Мариуполь освобождён, однако о перспективах города известно не так много. До марта этого года про Мариуполь в мире никто особо не слышал, теперь его имя навечно будет стоять в одном ряду с товарищами по несчастью: Сталинградом, Грозным, Сараево, Могадишо и Алеппо. Население Мариуполя – порядка 450 000 человек. Население Мариуполя – порядка 450 000 человек. Мариуполь освобождён, однако о перспективах города известно не так много.
ЗДЕСЬ ВСЮДУ НЕ КАМУФЛЯЖ, А СПЕЦОВКИ
- Краткая история Мариуполя
- Мариуполь до войны и после фотографии
- Немного фактов для понимания Мариуполя
- О названии «Мариуполь»
- Количество проживающих в Мариуполе армян неизвестно | Radar Armenia
Мариуполь – город моря и стали
Население Мариуполя составляет сейчас примерно 230 тысяч человек, а с учетом рабочих и военных – около 300 тысяч, при этом люди продолжают возвращаться, заявил РИА Новости мэр города Олег Моргун. В 1857 году, после Крымской войны, недалеко от Мариуполя поселились волонтеры и назвали свое село Волонтеровкой. Значительный ущерб был нанесен Мариуполю во время Крымской войны 1853—1856 годов. Жители Мариуполя жалуются на заполонивших город мигрантов, которые живут по своим обычаям.
ДИНАМИКА ДЕМОГРАФИИ МАРИУПОЛЯ
Впервые в истории исследования сразу пять городов получили категорию "прозрачных". Города приняли важные решения по публикации данных, бюджету, электронной демократии, стратегиям развития и регуляторной политике. Transparency International Ukraine подчеркивает, что прозрачность и подотчетность — это не только то, что помогает городам развиваться в мирное время. Это те факторы, которые помогают преодолевать кризисы более эффективно.
Так смотрели в нашей провинции 90-х люди, которые привыкли, что их хотят обмануть. Причем в Мариуполе в разы больше таких людей, у которых на лицах — ожидание подвоха. И весь он куда сильнее застрял в прошлом. Мне стало интересно почему. Ведь русских и русскоязычных в Мариуполе до 2014 года было даже больше, чем в Луганске. Однако сейчас Луганск куда больше похож на современный российский город, в котором гэканье и южнорусский говор можно встретить реже, чем в Белгороде.
Почему в Мариуполе много выглядящих доисторически украинцев с бумбоксами на плечах и бутылки под окнами, а в Луганске чисто и говорят на хорошем русском? И видно, что городом занимались не последние два года. Ответ простой: в Мариуполе Украина была дольше на восемь лет. За это время в город прибыли до 100 тысяч украинцев, которые не захотели жить в ДНР и пожелали строить украиноязычное государство. В основном это были люди из деревень и маленьких городов. Восемь лет они жили при агрессивной украинизации: переход на мову, постоянные праздники нации, хождение в вышиванках, хороводы с венками на головах. Больше не делалось ничего, судя по состоянию дорог, фасадов, сетей. И то клумбы разбивали, фасады ремонтировали, дороги строили. В Луганске даже деревья обрезаны, причем не вчера.
Город чистый! По уровню благоустройства, конечно, российским городам уступает, а по обилию безвкусной уличной рекламы — опережает. Но в целом по состоянию фасадов, тротуаров, парков, количеству новостроя и наличию стильных кафе Луганск можно отнести к крепкому середнячку из числа российских областных центров. Хотя город пережил обстрелы и даже бомбардировки, восемь лет был в состоянии гражданской войны. Разруха страшная, и она довоенная. Мариуполь выглядит удручающе. Он не весь разрушен. Я, например, сняла квартиру на улице Карпинского — дома вокруг меня не имели следов обстрелов. Разве что стекла полопались.
Но выглядят они все чудовищно. Грязь, запустение. Луганск за восемь лет без Украины стал нормальным городом, в котором, даже несмотря на отсутствие архитектурных достопримечательностей и близость фронта, приятно гулять. Мариуполь — запущен, убог. Люди лишние восемь лет кормили собой украинскую госмашину. Бедность повальная и наследственная. Главное — отставание. Какое-то шокирующее отставание во всем. Смешно одеваются, старомодно выглядят, не читают, даже читающие не знают книжных новинок, нового кино.
После Мариуполя я поняла, почему восстал Донбасс.
А многие жены не бросят своих мужей. Все это преступление против народа. А те, кто в Европе, они сейчас живут в информационном вакууме, у них лапши на ушах гораздо больше, чем обычно. Они видят ложную картину того, что Украина якобы вот-вот победит, что «контрнаступ» куда-то движется.
Поэтому у них может быть вполне естественный страх — вот мы сейчас вернемся в Мариуполь, а тут снова война. Так что нет, мы лучше подождем. И вот они сидят на чужбине и ждут. У каждого свои причины отъезда, но чтобы все мариупольцы тотально уехали по идеологическим соображениям — такого нет. Только небольшой процент людей уехал из-за сочувствия украинскому национализму и Украине.
Вы лично видите каким Мариуполь? Когда-то, в лучшие времена, возможно, 15 лет назад, на металлургических предприятиях — «Азовстали» и комбинате им. Ильича — работало больше ста тысяч человек. Вот тогда и был период в истории Мариуполя, когда эти предприятия были градообразующими. Потом господин Ахметов прибрал к рукам эти два завода, начались маленькие незаметные сокращения, или, как это называли, оптимизации.
В результате в последние годы на этих двух металлургических предприятиях работало 11—12, пусть даже 15 тысяч человек. Полумиллионный город, ну какие они градообразующие? А где же остальные люди? Почему же город не умер, как многие прогнозировали: вот металлургия ляжет — и Мариуполя не будет. Ну так он жил последние годы без металлургии практически.
Нет, вроде кора в парках на месте. Люди находили себе бизнес, люди развивали ту же курортную отрасль, как бы там не говорили, что два завода уничтожили море. Люди открывали предприятия малого и среднего бизнеса. В Мариуполе производились многие товары, которые шли на экспорт в Европу, и мы даже не знали об этом. Например, многие знают про яхты, которые делали в Мариуполе, современные катера, которые пользовались огромным спросом за рубежом, потому что они современные, легкие, быстроходные.
Было производство надувных резиновых лодок. Они тоже по всему миру расходились. Каждый находил свою нишу, и таких малых предприятий было огромное множество. Я к чему клоню? Сейчас Мариуполь продолжит свой путь развития самых разных предприятий малого и среднего бизнеса.
Будет развиваться и туристический бизнес, о чем уже было и на государственном уровне заявлено. Причем даже если бы государство этой темой не заинтересовалось, то мариупольцы сами бы по себе эту тему развивали. Тем более есть хороший повод — завод «Азовсталь» уйдет с экономической карты города, а он был все-таки достаточно мощным загрязнителем акватории Азовского моря и воздуха. Комбинат им. Ильича, насколько я знаю, все-таки хоть как-то пытался свои выбросы очищать, они хоть как-то пытались устанавливать фильтры на свои трубы, системы пылеугольного вдувания, тратили на них огромное количество денег.
Тратились десятки миллионов долларов на то, чтобы все-таки не загрязнять город. И комбинат им. Ильича, если будет восстановлен, будет экологически чистым производством и засорять реку Кальмиус, море и воздух уже не будет, — мы это все прекрасно понимаем. Я вижу Мариуполь абсолютно другим городом даже в плане населения. Мы сегодня видим, что инфраструктура нового Мариуполя закладывается под миллионы жителей.
Это абсолютно серьезно звучит на всех совещаниях. Мы рассчитываем на миллион жителей, учитывая интерес жителей России к этому городу. Многие здесь хотят купить квартиры. Вспомните наш с вами разговор лет через пять.
Порядка 300 тысяч, я думаю, сейчас находятся", - ответил Моргун на вопрос РИА Новости, сколько людей сейчас живет в городе. Он отметил, что население растет, жители возвращаются. Я считаю по детям — порядка 600 детей за эту четверть, которая началась после каникул, прибыло дополнительно в школы, учебные заведения.
В детских садах, которые еще не готовы к сдаче в эксплуатацию, уже очередь стоит из желающих поступить.