В основе рождественской кутьи – пшеница, поэтому для получения мягкой каши зерна необходимо предварительно замочить на несколько часов. Существует много рецептов приготовления кутьи на поминки, познакомимся с некоторыми из них. первой из пищи едят кутью – по три ложки должен съесть каждый из присутствующих. Компания «» обладает мощной инфраструктурой, что позволяет нам проводить до 20 траурных церемоний в день без каких-либо задержек или опозданий, строго следуя установленному графику.
Как поминать умерших
Использование кутьи на похоронах подчеркивает важность сохранения связи с умершими и уходящими поколениями. Традиционных для поминок кутьи, блинов и киселя в этом списке может не оказаться. Традиция приготовления кутьи берет свое начало задолго до появления христианства у славянских народов.
Поминки: зачем русские едят на кладбище
Считалось, что зерно способно достаточно долгое время находиться в «спящем» мертвом виде, а затем дать волю произрастающей в нем жизни. Именно поэтому жители Древней Греции предпочитали готовить это блюдо только на такие знаковые события как похороны, появление младенцев или свадебные церемонии. Классические рецепты поминальной кутьи Традиционная кутия из риса Современная интерпретация блюда с рисом является наиболее распространенной. Готовят кутию по такому рецепту и в Нижнем Новгороде. Для приготовления потребуется: — 100 г рисовой крупы длиннозерной ; — 100 г очищенного изюма — измельченные курага и миндаль. Процесс приготовления: Сырой рис необходимо хорошенько пропарить, а затем промыть под проточной водой, чтобы избежать склеивания готового блюда.
Кутья должна быть рассыпчатой. Крупу отварить на среднем огне в достаточном количестве воды на 1-2 пальца выше зерен. После закипания следует убавить мощность и продолжать варить до полного испарения лишней жидкости. Изюм и другие сушеные фрукты, если они используются, следует промыть большим количеством воды и ненадолго замочить в кипятке 3-5 мин , а затем высушить.
Для создания такой вариации помина нужно взять риса около 200 г, воды — 0,5 л, немного изюма, сахара 2 столовых ложки, немного соли. Готовится такой канун просто. Из зерен риса нужно сварить рассыпчатую кашу, добавить в нее сладкие продукты и соль, изюм. Все ингредиенты тщательно перемешать. Кутья выкладывается на блюдо в виде горки и украшается орехами. Рис, мармелад Канун украсят яркие фрагменты мармелада. Для этой рецептуры нужны следующие компоненты: рис — 200 г; мармелад, изюм — по 100 г; сахар — 50 г; орехи грецкие — 1 ст. Рис, корица Добавление корицы в кутью позволит получить особый вкус и аромат блюда. Перед приготовлением помина следует запастись такими ингредиентами: шлифованный рис — 300 г; сухая корица — 0,5 ч. Технология приготовления: Рисовые зерна скрупулезно промыть, залить водой, кипятить. Потом жидкость слить, добавить снова чистую воду, готовить крупу на слабом пламени. После получения рассыпчатой массы нужно ее процедить. Пока каша остывает, следует ошпарить миндаль, а затем перетереть его с сахарным песком или пудрой. В этот состав добавить небольшой объем воды, скрупулезно перемешать кашу. Залить сухофрукты крутым кипятком и оставить вариться на 5 минут. Извлечь, перемешать их с корицей. В массу добавить остальные ингредиенты. Заключение В заключение приведем несколько секретов приготовления кутьи: Выбирайте посуду непременно с толстым дном, чтобы предотвратить подгорание крупы.
Для сиропа мед с сахаром соединить в стакане, добавить воды. Состав перемешать. Все компоненты перемешать. Кутью украсить. Рис, цукаты Нередко в рецептуру включат цукаты. Эти ингредиенты придают готовому блюду оригинальный вкус и визуальную привлекательность. Для создания этой вариации помина понадобятся следующие компоненты: зерна риса — 0,5 стакана; цукаты, орехи и изюм — по 100 г; мед — 3 ст. Процесс приготовления: Подготовить сухофрукты — залить их на треть часа холодной водой. Затем всю жидкость слить, к изюму добавить немного воды, поместить на огонь, проварить продукты минимум 5 минут. При использовании засахаренного мела его следует растопить. Цукаты нарезать, чтобы получить мелкие их фрагменты. Сварить рис до рассыпчатости. Перед снятием готовой каши с пламени добавить в состав сухофрукты с цветочным медом. После перемешивания плитку выключить. Рис, чернослив Многие в кутью также добавляют чернослив для придания блюду пикантности. Для приготовления такого кануна нужно взять около стакана шлифованного риса, полтора литра холодной воды, цветочного меда, а также чернослива поровну по 0,5 стакана. Этапы приготовления следующие: Помытые несколько раз зерна риса нужно поместить в емкость, залить указанный объем холодной воды. После накрывания крышкой варить продукт 3 минуты, используя сильное пламя.
Зерна после промывки засыпать в кастрюлю. Сухофрукты подержать в кипятке четверть часа. Жидкость слить, порезать фрукты на дольки и добавить в блюдо. Для сиропа мед с сахаром соединить в стакане, добавить воды. Состав перемешать. Все компоненты перемешать. Кутью украсить. Рис, цукаты Нередко в рецептуру включат цукаты. Эти ингредиенты придают готовому блюду оригинальный вкус и визуальную привлекательность. Для создания этой вариации помина понадобятся следующие компоненты: зерна риса — 0,5 стакана; цукаты, орехи и изюм — по 100 г; мед — 3 ст. Процесс приготовления: Подготовить сухофрукты — залить их на треть часа холодной водой. Затем всю жидкость слить, к изюму добавить немного воды, поместить на огонь, проварить продукты минимум 5 минут. При использовании засахаренного мела его следует растопить. Цукаты нарезать, чтобы получить мелкие их фрагменты. Сварить рис до рассыпчатости. Перед снятием готовой каши с пламени добавить в состав сухофрукты с цветочным медом. После перемешивания плитку выключить. Рис, чернослив Многие в кутью также добавляют чернослив для придания блюду пикантности.
Почему на поминках первой надо есть кутью
Читайте также: Деионизированная вода: что это такое, получение, применение, отличие от дистиллированной воды Главные блюда поминального обеда Учитывая, что кутья — основная пища после похорон на поминках, она ставится по центру стола во время трапезы. Одновременно готовят еще несколько блюд, которые стали традиционными: блины; пирожки; котлеты. Пища может быть скоромной мясной, жирной или постной. Выбор блюд зависит от того, приходится ли поминальный обед на период поста. Чаще готовят порционную пищу, что делает ее удобной для употребления не только за столом, но и на ходу например, если устраивается не традиционный обед, а планируется меню по принципу шведского стола. Блины, пирожки и котлеты соответствуют данному критерию. Но в основе любого рецепта — зерна.
Пшеница символизирует рост, развитие, поэтому лучше использовать именно ее. Традиционный рецепт требует подготовки компонентов: пшеница без плевел, очищенная — 1 стакан; вода — 2-3 стакана; соль по вкусу; добавки — любые, выбираются по желанию: изюм, грецкие орехи, мак. Чтобы приготовить кутью, сначала нужно замочить пшеницу. Это делается вечером, чтобы к утру зерно размякло. Рецепт: Пшеницу заливают водой. Когда она станет мягкой, зерна отваривают.
Добавляют компоненты, сухофрукты предварительно замачивают в горячей воде. Ингредиенты смешивают, добавляют мед. Современный, модернизированный рецепт поминальной кутьи Поминальная кутья на основе риса Очередной поворот истории мира способствовал появлению другого варианта кутьи — на основе риса. В советские времена пшеница не всегда была доступна. Люди нашли выход — стали применять рис.
Буди благословенно имя Твое, Господи. Молю Тя, Судие неба и земли, безконечною любовию Твоею к нам, грешным, прости усопшему чаду моему вся согрешения его, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением. Прости, Милостиве, и наша родительская согрешения, да не пребудут они на чадех наших: вем, яко множицею согрешихом пред Тобою, множицею не соблюдохом, не сотворихом, якоже заповедал еси нам. Аще же усопшее чадо наше, нашея или своея ради вины, бяше в житии сем, работая миру и плоти своея, и не паче Тебе, Господу и Богу своему: аще возлюби прелести мира сего, а не паче Слово Твое и заповеди Твоя, аще предавшеся сластем житейским, а не паче сокрушению о гресех своих, и в невоздержании бдение, пост и молитву забвению предавше — молю Тя усердно, прости, преблагий Отче, чаду моему вся таковыя прегрешения его, прости и ослаби, аще и ино злое сотвори в житии сем.
Христе Иисусе! Ты воскресил еси дщерь Иаира по вере и молитве отца ея. Ты исцелил еси дщерь жены-хананеянки по вере и прошению матери ея: услыши убо и молитву мою, не презри и моления моего о чаде моем. Прости, Господи, прости вся согрешения его и, простив и очистив душу его, изми муки вечныя и всели со всеми святыми Твоими, от века благоугодившими Тебе, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, но Ты Един еси кроме всякаго греха: да егда имаши судити мирови, услышит чадо мое превожделенный глас Твой: приидите, благословенные Отца Моего, и наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Яко Ты еси Отец милостей и щедрот. Ты живот и воскрешение наше, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Молитва об усопшем супруге Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! Ты плачущих утешение, сирых и вдовиц заступление. Ты рекл еси: призови Мя в день скорби твоея, и изму тя.
Во дни скорби своея прибегаю к Тебе аз и молюся Ти: не отврати лица Твоего от мене и услыши моление мое, приносимое Тебе со слезами. Ты, Господи Владыко всяческих, благоволил еси сочетати мя с единым из рабов Твоих, во еже быти нам едино тело и един дух; Ты дал еси мне сего раба, яко сожителя и защитника. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти от мене сего раба Твоего и оставити мя едину. Преклоняюся пред сею Твоею волею и к Тебе прибегаю во дни скорби моея: утоли печаль мою о разлучении с рабом Твоим, другом моим. Аще отъял еси его от мене, не отыми от мене Своея милости. Яко же некогда приял еси вдовицы две лепты, тако приими и сие моление мое. Помяни, Господи, душу усопшего раба Твоего имя , прости ему все согрешения его, вольная и невольная, аще словом, аще делом, аще ведением и неведением, не погуби его со беззаконми его и не предаждь вечной муке, но по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих ослаби и прости вся согрешения его и вчини его со святыми Твоими, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная. Молю и прошу Тя, Господи, даруй ми во вся дни жизни моея не преставати молитися о усопшем рабе Твоем, и даже до исхода моего просити у Тебе, Судии всего мира, оставления всех согрешений его и вселения его в Небесные обители, яже еси уготовал любящим Тя. Яко аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно Отца и Сына и Святаго Духа православно даже допоследняго своего издыхания исповеда; тем же веру его, яже в Тя, вместо дел ему вмени: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, Ты един кроме греха, и правда Твоя — правда во веки.
Верую, Господи, и исповедую, яко Ты услышиши моление мое и не отвратиши лица Твоего от мене. Видя вдовицу, зельне плачущу, умилосердився, сына ея, на погребение несома, воскресил еси: тако умилосердився, утиши и скорбь мою. Яко же отверзл еси рабу Твоему Феофилу, отшедшему к Тебе, двери милосердия Твоего и простил еси ему прегрешения его по молитвам Святыя Церкве Твоея, внемля молитвам и милостыням супруги его: сице и аз молю Тя, приими мое моление о рабе Твоем и введи его в жизнь вечную. Яко Ты еси упование наше. Молитва за некрещеных усопших св. Молитва об усопшем в год со дня смерти Из проследования панихиды Тропарь глас 8 Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй и полезная всем подаваяй, Едине Содетелю, упокой, Господи, душу раба Твоего или: душу рабы Твоея; о многих же: души раб Твоих , на Тя бо упование возложи или о многих: возложиша , Творца и Зиждителя и Бога нашего. Слава, и ныне: Тебе и Стену и Пристанище имамы, и Молитвенницу благоприятну к Богу, Егоже родила еси, Богородице безневестная, верных спасение. Молитва Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый, и живот миру Твоему даровавый! Сам, Господи, упокой души усопших раб Твоих: святейших патриархов, преосвященных митрополитов, архиепископов и епископов, во священническом, церковном и монашеском чине Тебе послуживших; создателей святаго храма сего, православных праотец, отец, братий и сестер, зде и повсюду лежащих; вождей и воинов за веру и отечество живот свой положивших, верных, убиенных в междоусобной брани, утонувших, сгоревших, на мразе замерзших, растерзанных зверьми, без покаяния внезапно скончавшихся и не успевших примириться с Церковью и со своими враги; в изступлении ума самоубиенных, тех, о коих заповедали и просили ны молитися, о коих несть кому молитися, и верных, погребения христианскаго лишенных имя рек в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание.
Всякое согрешение, содеянное ими словом или делом или помышлением, яко благий Человеколюбец Бог прости, яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Ты бо еси един кроме греха, правда Твоя — правда во веки, и слово Твое — истина. Молитва об усопших воинах Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: воинов имена их , и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное. Молитва о прощении грехов усопшего Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего имя , и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Молитвы об усопшем муже Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! Молитвы об усопшей жене Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! В сокрушении и умилении сердца моего молюся Тебе: упокой, Господи, душу усопшия рабы Твоея имя , в Небеснем Царствии Твоем.
Владыко Вседержителю! Ты благословил еси супружесткий союз мужа и жены, егда рекл еси: не добро быти человеку единому, сотворим ему помощника по нему. Ты освятил еси союз сей во образ духовнаго союза Христа с Церковию. Верую, Господи, и исповедую, яко ты благословил еси сочетати и мене сим святым союзом с единою из рабынь Твоих. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти у мене сию рабу Твою, юже дал еси мне, яко помощницу и сопутницу жизни моея. Преклоняюся пред сею Твоею волею, и молюся Ти от всего сердца моего, приими моление мое сие о рабе Твоей имя , и прости ей, аще согреши словом, делом, помышлением, ведением и неведением; аще земное возлюби паче небеснаго; аще о одежде и украшении тела своего печеся паче, неже о просвещении одеяния души своея; или аще небреже о чадех своих; аще преогорчи кого словом или делом; аще поропта в сердце своем на ближняго своего или осуди кого или ино что от таковых злых содела. Вся сия прости ей, яко благий и человеколюбивый: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Не вниди в суд с рабою Твоею, яко созданием Твоим, не осуди ю по грехом ея на вечныя муки, но пощади и помилуй по велицей милости Твоей. Молю и прошу Тя, Господи, сил даруй ми по вся дни жизни моея не преставая молитися о усопшей рабе Твоей, и даже до кончины живота моего просити ей у Тебе, Судии всего мира, оставления согрешений ея.
Да яко же Ты, Боже, положил еси на главу ея венец от камене честна, венчая ю зде на земли; тако увенчай ю вечною Твоею славою в Небеснем Царствии Твоем, со всеми святыми, тамо ликующими, да вкупе с ними вечно воспевает всесвятое имя Твое с Отцем и Святым Духом. Последование литии для мирян. Можно читать на кладбище. Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша. Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради. Господи, помилуй. Отче наш, Иже еси на небесех!
Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. И ныне и присно и во веки веков. Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. Поклон Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Яко Той избавит тя от сети ловчи и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тьме преходящия, от сряща и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится: обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое.
Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему. Яко ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою. На аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и; покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его; долготою дний исполню его, и явлю ему спасение Мое. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. Трижды Тропарь, глас 4-й: Со духи праведных скончавшихся, душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Ты еси Бог, сошедый во ад, и узы окованных разрешимый, Сам и душу раба Твоего упокой. Едина Чистая и непорочная Дево, Бога без семени рождшая, моли спастися душе его. Седален, глас 5-й: Покой, Спасе наш, с праведными раба Твоего, и сего всели во дворы Твоя, якоже есть писано, презирая, яко Благ, прегрешения его вольная и невольная, и вся яже в ведении и не в ведении, Человеколюбче. Кондак, глас 8-й: Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная. Икос: Сам Един еси Безсмертный, сотворивый и создавый человека, земнии убо от земли создахомся, и в землю туюжде пойдем, якоже повелел еси, Создавый мя и рекий ми: яко земля еси, и в землю отъидеши, аможе вси человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа. Господи, помилуй Трижды , благослови. Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшему рабу Твоему имя , и сотвори ему вечную память. Вечная память.
Трижды Душа его во благих водворится, и память его в род и род. Поминают ли умершего в день смерти Если говорить о поминовении как о собрании близких людей и знакомых усопшего для поминальной трапезы, то для православной традиции это, в целом, не свойственно. Такие поминки нужны родственникам, друзьям и знакомым, и несет в себе желание вспомнить умершего «добрым словом». Эта традиция не нова. Она предписывает, что собираться нужно на третий день, либо сразу после похорон. В первые дни после смерти родственникам, чаще всего, просто некогда организовывать трапезу. Церковь не требует непременного застолья по случаю смерти человека, но если речь идет о молитве за усопшего, то тут Она только приветствует желание людей как можно раньше начать молиться. Фото Zara Walker on Unsplash В православных молитвословах имеется важный чин — «Последование по исходе души от тела, читаемое мирянином», в некоторых изданиях имеющий название: «Канон о усопшем едином». Исторически, этот канон читался священником сразу, как только душа человека отходила к Всевышнему.
Сейчас Церковь разрешает читать его и мирянам, а также не требует четкого следования времени — молиться можно в течение того дня, когда человек умер, даже, если тело находится не дома, а, например, в больнице или уже в морге. После канона, по возможности, рекомендуется читать Псалтырь. Это старинная благочестивая традиция, которая и является молитвой за усопшего, и служит утешением для его близких людей. Существует особое издание Псалтири — Псалтирь и молитва за умершего. В православной традиции считается, что чтение Псалтири должно начинаться после «Последования по исходе души от тела» и непрерывно продолжаться до чина отпевания. На практике, современному человеку трудно выдержать такой график, поэтому чаще всего читается только 17-я кафизма в день смерти, а затем каждый день прочитывается по кафизме в течение сорока дней. Важно всегда помнить, что умершему важна не еда, прекрасно убранный стол, пышные похороны и тому подобное, а наша молитва о его душе. Как помянуть умершего в день его рождения В православной Церкви нет каких-то ритуалов или «магических» действий. Нет также и строгого регламента поведения в тех или иных случаях.
Есть церковное предание, традиции. Поэтому можно сказать, что начать столь памятный для родственников день стоит с молитвы за усопшего. Особого чина тоже нет, поэтому можно почитать Псалтырь. Это прекрасное подспорье душе, находящейся у Бога в вечности. Хорошим способом помянуть умершего в день его рождения является лития или панихида в церкви или, если есть потребность, на кладбище. По возможности, стоит прийти в храм еще накануне, помолиться на Всенощном богослужении, исповедоваться, а на следующее утро подать записки об упокоении и причаститься самому на Литургии. В этот день можно еще раздавать милостыню людям с просьбой помолиться. В целом, дела милосердия служат нам большим утешением, ведь не случайно в Деяниях Святых Апостолов сказано: «Блаженнее давать, нежели принимать» Деян. А в такие памятные дни можно совместить и дела милосердия и просьбы о молитве, ведь чем больше искренних молитв будут возносится за душу, тем большую радость она испытает.
Ну и конечно, не стоит забывать о личной молитве за усопшего. Например, в разделе о третьем, девятом и сороковом днях указано, что читается 17-я кафизма. Ее также можно читать и в день рождения умершего, а также в дни особого поминовения усопших родительские субботы. Главное, что должен воспитать в себе человек, это не слепое следование «ритуалам», а стяжать в себе искреннюю любовь к ближним, не только живым, но и ушедшим от нас в мир иной. Тогда молитва будет легкая, светлая и ежедневная. Ведь душе нужна пища, а лучшая пища для нее — это молитва. Поэтому нужно стремиться к тому, чтобы молитва за усопших была лишь не только в памятные или установленные Церковью особые даты, но стала ежедневной потребностью человека. Можно ли поминать умершего вечером Необходимость поминовения вечером, зачастую, обусловлена графиком работы родственников. Было бы идеально в памятные дни собраться и прийти помолиться в храм, заказать панихиду, подать записки об упокоении.
Но, иногда, профессиональная деятельность человека связана с непрерывным графиком, а возможность подмениться отсутствует. Поэтому единственным выходом остается или поминать усопшего после работы или перенести поминовение на другой, более удобный, день. Говоря о поминовении, нужно отличать поминание в мирском смысле и в церковном. Первое подразумевает под собой организацию стола, за которым близкие люди, друзья и знакомые усопшего могут собраться с целью вспомнить о нем. Второе же имеет под собой совсем иную цель — молитвенную. И говоря о иерархии важности, нужно учитывать, что для умершего совсем неважно, что о нем говорят люди, для него намного важнее будет то, как и будут ли за него возноситься молитвы. Ведь умирает тело, а душа живет вечно. А для души единственным утешением служит лишь молитва. Так вот, если речь идет о поминальном застолье, то тут, в общем-то, не так принципиально, когда оно произойдет — в день ли похорон или спустя неделю.
Есть, конечно, определенная традиция, следуя которой, поминальную трапезу необходимо организовывать на третий день или в день похорон. Но это традиция мирская, она не несет в себе пользы для души усопшего, а направлена на уменьшение скорби близких людей. Если трапеза все-таки планируется, то при выборе времени следует исходить из интересов самих родственников. Наверное, если среди них много мнительных или просто суеверных людей, то лучше отложить стол до того дня, когда у всех появится возможность собраться утром или днем. Это нужно, чтобы избежать различных ночных «явлений», которые есть плод фантазии. Если родственники — глубоко верующие люди, то сам вопрос поминальной трапезы для них не принципиален. Если все-таки есть потребность, то с ними можно собраться и после работы. А молитвенное поминовение можно совершать в любое время. Если человек с утра на работе, то можно заранее заказать панихиду, сорокоуст, подать записки, а в сами памятные дни помолиться в мыслях.
После работы же, по мере сил, можно помолится глубже, например, почитать Псалтирь. Для души усопшего важна сама молитва, а не время суток. Чем поминают умерших в день похорон Обычай собираться за поминальной трапезой известен издревле. Люди собираются за столом, чтобы вспомнить о делах усопшего, о том, каким он был. Обычай этот не предписывается какими-либо церковными уставами. Он вызван потребностью родственников, друзей и знакомых умершего утолить горечь расставания с человеком, с которым они жили, которого знали. Конечно, православному христианину следует помнить, что лишь молитва дает истинное утешение как усопшему, так и его ближним, но, отказ проводить «поминки», скорее всего, введет некоторых людей во искушение. Поэтому, даже в православной среде этот обычай очень распространен. В этом случае поминальная трапеза выступает как милостыня.
Можно пригласить бедных, дать еды малоимущим с просьбой о молитве за новопреставленного. Нужно иметь в виду, то поминальная трапеза — не свадебный пир или встреча давних друзей и родственников. Необходимо не забывать о цели — память об усопшем человеке. Поэтому стол должен быть скромным, а в дни поста — без скоромной пищи. Традиционным считается подать кутью — сваренные зерна пшеницы с медом или рис с изюмом. Вопрос алкоголя на поминальном столе — вопрос всегда актуальный. Но православные люди на «поминках» должны строго воздерживаться от любых спиртных напитков, ведь алкоголь разгорячает сердца и головы, мешает молитве и окрашивает всю идею поминальной трапезы в неподходящие для нее цвета. Через пару часов поминальное собрание превращается в самое банальное застолье, где большая часть уже не помнит цель, с которой они собрались. Начинаются обсуждения новостей, различных сплетен, кое-где могут случаться даже драки!
Вместо молитвы об усопшем начинаются выяснения отношений. Такое поведение недопустимо.
Мнение эксперта Отец Павел Священнослужитель Выбрасывать пищу, которая считается главным блюдом при выполнении церковного обряда, не рекомендуется. Но ее можно отдать другим живым существам. Не у всех сегодня есть скот, поэтому чаще такой продукт отдают птицам. Есть ли кутью, если у меня аллергия на некоторые ингредиенты? Мнение эксперта Отец Павел Священнослужитель Аллергикам не рекомендуется употреблять продукты, которые содержат запрещенные компоненты. Поминальное блюдо — не исключение. Даже если его освятить, продукты сохранят свойства, это может означать, что опасность развития аллергии все равно присутствует. Обязательна ли кутья на поминках?
Мнение эксперта Отец Павел Священнослужитель Жестких правил нет, но сегодня все стараются поминать умершего кутьей, особенно если знают, зачем это нужно. Согласно церковным канонам, это блюдо обязательно должно присутствовать среди прочих на столе. Более того, будет достаточно одного колива, если нет возможности собрать полноценное меню. По сколько конфет раздают на поминках В некоторых районах бытует поверье, что конфет в поминальном кулечке, как и цветов, приносимых на кладбище, должно быть непременно четное число. В других местах, даже при не относящемся к поминкам угощении, дают четное число конфеток. На самом деле неважно, сколько штук их подается. Раздают поминальные конфеты вовсе не для укрепления суеверных обрядов и не для обид за неправильное их исполнение. Этот помин нужен, чтобы люди, съедая сладости, помянули почившего и пожелали ему сладкой райской жизни в вечности. Угощение из конфет, печенья, пирожков и др. Читайте также: Изучаем чинопоследование часов Что символизирует кутья Наши предки связывали природные явления, растения, животных со своими представлениями о мироустройстве, о земной жизни и жизни после смерти на небесах.
Зерно для них было чудом. Ведь маленькое зернышко пшеницы, которое хранилось всю зиму в амбаре, попадая в землю, давало всходы и кормило людей до следующего урожая. В общем, зерно символизировало жизнь, которая возрождалась в каждом новом поколении. Поэтому люди молились о новом богатом урожае, просили своих небесных покровителей послать дождь в засуху и хорошую погоду во время страды. Собирая урожай, подбирали всё до последнего колоска. Люди свято верили в то, что ушедшие на небеса так же возрождаются к жизни, как и растения пшеница, ячмень весной. Сладости символизировали сладкую и беззаботную райскую жизнь, которая ждёт усопших на небе. Организация похорон с погребением и кремацией Ложки и кружки Эти предметы можно раздать в день похорон, пришедшим на 9 дней или на сороковины.
В других славянских землях сходную роль в обрядах выполняют различные виды хлеба, каша кутья или зерно. Основная символика блинов связана с представлением о смерти и потустороннем мире: блины посвящают умершим, символически «кормят» ими души предков, передают блины на «тот свет» в гробу с покойником и т. Посредниками между миром живых и потусторонним миром мёртвых выступают лица, являющиеся откуда-либо «извне»: нищие, странники, колядовщики, которым раздают блины. Блины предназначаются также суженому, первому встречному, пастуху, скоту, чучелу Масленицы, Морозу и др. Власию и др. Особое значение в обрядах имеет горячий, первый блин, а также блин, испечённый последним, сухой, лежащий сверху в стопе, в гаданиях — солёный блин. На похороны и поминки блины пекут как поминальное блюдо, посвящаемое умершим. В день погребения на стол ставят горку блинов, и старший из присутствующих мужчин разламывает первый блин и кладёт на окно для души покойного. На похоронах и поминках первый горячий блин, как и хлеб, не режут, а рвут на части и раскладывают на окнах, чтобы паром от него питались души умерших. Блины иногда кладут на грудь умершему, в гроб, на могилу. Блинами поминают на могиле, а остатки отдают нищим странникам. Также поминальные блины разносят по домам родных и соседей с просьбой помянуть усопшего. На следующий день после похорон или поминок носят завтрак покойному, тоже оставляя блины на могиле. Блины пекут на девятый, на сороковой день и в последующие поминальные дни, а также в Кологодные поминальные «родительские» праздники: на Красную Горку, Радуницу Вешних Дедов, а в эпоху двоеверия — на Фоминой неделе , на Осенних Дедов в эпоху двоеверия — в Дмитровскую субботу и т. Считалось, что кто печёт блины на поминки, тот печётся о насыщении души умершего. В Белоруссии блины пекут на Дедовы поминки — чтоб Дедам предкам «пара пошла». Блины используют и как оберег от мертвых, которые часто являются во сне. Для этого с горячим блином садятся на порог и приглашают к себе умерших обедать. Блины на Масленицу — повсеместное угощение, главным образом, у русских.
Как возникла традиция на Руси готовить кутью на поминки
- Поминки у православных и мусульман: суть и правила обряда
- Как правильно организовать поминки по усопшему? Что готовить
- Как правильно организовать поминки по усопшему?
- Траурная одежда на похоронах. Поминальная трапеза и стол. Водка на поминках - принято ли?
Как подавали кутью на поминальный стол
- если уронили кутью | каталог
- Кутья на похороны
- Почему на поминках первой надо есть кутью
- Как похоронить и поминать своего близкого?
Кутья на похороны
После воду выливают, мед добавляют в кутью на сороковой день. Кутья́ (укр. кутя́, белор. куцця́, куця́, болг. кутя́, церк.-слав. кутьѩ, куциѩ, коуциѩ), также коливо, канун, сочиво — каша из цельных зёрен пшеницы, ячменя. Вероятно, современная кутья – это некая смесь греческого колива и славянской языческой поминальной каши. Что делать с кутьей, оставшейся после поминок, похорон, отпевания, способы применения остатков кутьи, если не доели. Готовя кутью на похоронах, люди выражают свою скорбь и готовность помочь умершему в его последнем пути. По церковному уставу мы поминаем усопших на 3, 9 и 40 дни. Когда мы ходим на могилу, то необходимо молиться, служить панихиду. Зачем покойнику еда? Еда нужна Нужно ли на следующий день после.
Кутья да мед душе надежду дает
В день похорон нужно решить, какие готовят блюда на поминки, как готовить кутью, какие рецепты на поминки подойдут. В этой статье мы рассмотрим, что именно символизирует кутья на похоронах, и какой научный подход может помочь нам лучше понять его значение. Кутья всегда была символом, который говорит об обновлении и перехода от одного этапа к другому.
Кутья из пшеницы и орехов
- Поминки 9 дней
- Кутья на похороны
- 40 дней после смерти: что происходит с душой человека?
- Поминки у православных и мусульман: суть и правила обряда
- Главное поминальное блюдо: кутья. История и рецепты | полезные статьи
- 10 рецептов вкуснейшей кутьи на Святвечер
Почему на поминках едят кутью, символизм каши?
История происхождения и символики кутии Название этого блюда тоже возникло не просто так, корни его простираются к дохристианской эпохе. Лингвисты относят слово «кутия» к греческому языку, его дословный перевод - «вареная пшеница». В древних языческих культах каша из пшеничного зерна была исключительно ритуальным блюдом. В обычные ежедневные приемы пищи такую закуску не включали.
Кутья помогала осознать грань между жизнью и смертью, а также постичь значение непрекращающегося жизненного цикла. Считалось, что зерно способно достаточно долгое время находиться в «спящем» мертвом виде, а затем дать волю произрастающей в нем жизни. Именно поэтому жители Древней Греции предпочитали готовить это блюдо только на такие знаковые события как похороны, появление младенцев или свадебные церемонии.
Классические рецепты поминальной кутьи Традиционная кутия из риса Современная интерпретация блюда с рисом является наиболее распространенной. Готовят кутию по такому рецепту и в Нижнем Новгороде. Для приготовления потребуется: — 100 г рисовой крупы длиннозерной ; — 100 г очищенного изюма — измельченные курага и миндаль.
Обязательна ли кутья на поминках? Мнение эксперта Отец Павел Священнослужитель Жестких правил нет, но сегодня все стараются поминать умершего кутьей, особенно если знают, зачем это нужно. Согласно церковным канонам, это блюдо обязательно должно присутствовать среди прочих на столе.
Более того, будет достаточно одного колива, если нет возможности собрать полноценное меню. Кутья не только на поминках Кутья — это не ежедневное блюдо. Имея столь символичное значение, оно готовится и подается на поминках и является обязательным атрибутом как первых поминок в день смерти, так и других поминальных дней.
Кутья подается и в другие православные праздники, например, на Крещение, в Сочельник и т. Сочельник — канун Рождества. Этот церковный праздник называется так потому что основное блюдо — сочиво одно из названий кутьи.
Сочиво тоже готовится из цельных зерен, отличается от кутьи меньшей сладостью. Крещение — это праздник-воспоминание о крещении Иисуса Христа в день его тридцатилетия в реке Иордан. В этот день готовят кутью, проводят обряды крещения в природных водоемах.
Как молитва мирянина на освящение всякой вещи помогает в жизни Любой предмет аккумулирует информацию об окружающем его мире, обо всех, кто раньше с ним соприкасался. Не случайно считается, что не стоит прикасаться к чужим вещам без спроса или излишней надобности, свою одежду и предметы обихода не стоит давать в чужие руки. Молитва на освящение всякой вещи дает мощную энергетическую защиту дому, машине или предметам обихода.
Она изгоняет бесов, очищает душу и помогает в любом добром начинании. Чины освящения бывают разные. Так, например, освятить квартиру или офис, может только лицо, облаченное духовным саном, а вот самостоятельно совершить освящение того, чем мы пользуемся каждый день, может каждый православный мирянин.
Что нужно знать, прежде чем освящать ту или иную вещь Привести в порядок свои мысли, а разум очистить от гнева, или иных нечистых помыслов. Нельзя, чтобы слова произносились «скороговоркой» или впопыхах. К таинству моления важно относиться трепетно и молиться искренне.
Священное Писание учит, что слова должны идти от сердца, только тогда они дойдут до Всевышнего. Перед совершением молебна рекомендуется посетить Храм и поговорить с батюшкой. Если пастырь не дает благословления, то это значит, что человек еще не готов к тому, чтобы произносить эти слова.
Получив благословление своего духовника, можно приступать к обряду. Как правильно читать молитву Существует три варианта произнесения священных слов. Первый — достаточно сложный для восприятия и произношения — церковнославянский вариант: Создателю и Содетелю человеческаго рода, Дателю благодати духовныя, Подателю вечнаго спасения, Сам, Господи, посли Духа Твоего Святаго с вышним благословением на вещь сию, яко да вооружена силою небеснаго заступления хотящим ю употребляти, помощна будет к телесному спасению и заступлению и помощи, о Христе Иисусе Господе нашем.
Читайте также: Виды надгробных памятников на могилу: из чего их делают Второй вариант более прост для произношения и для запоминания: Создатель и Творец человеческого рода! Податель духовной благодати, податель вечного спасения! Ты, Господи, сам ниспошли твоего Духа Святого с благословением свыше на эту вещь.
Пусть она будет вооружена силой заступничества Небес для тех, кто желает ею пользоваться.
Даже если человек по каким-то причинам не похоронен, но вы знаете дату его смерти, то нужно на девятый день зажечь свечу, заказать в церкви панихиду, помолиться и организовать поминальную трапезу. Что делать на сороковой день после смерти?
Сороковой день считается последним днем пребывания Души умершего на Земле. В это день происходит Суд Божий, на котором решается, куда отправится Душа дальше. Таким образом, в этот день определяется место пребывания Души в вечности вплоть до Страшного Суда.
И родственники помогают Душе попасть в рай. Для этого они в этот день отправляются в церковь, чтобы поставить свечи за упокой Души умершего и помолиться. Особенно нужны молитвы живых об умершем, если нераскаянные грехи таковы, что в Душе нет места для светлой вечности.
Тогда близкие люди могут помочь новопреставленному молитвой, милостыней, участием в таинствах. В этот день также нужно посетить могилу усопшего, зажечь свеч, принести цветы. Дома так же нужно зажечь свечу и организовать поминки.
На поминальную трапезу можно позвать не только близких людей, но и коллег, приятелей, знакомых. В этот день принято раздавать угощение, чтобы как можно больше людей вспомнили добрым словом и помянули умершего. Когда можно убраться в доме, где жил покойный?
Уборку в доме по традиции проводят только тогда, когда Душа покидает земные пределы и возносится к Богу. Таким образом, начинать разбирать вещи покойного и наводить порядок в доме, где он жил, можно после сорокового дня. Тщательно разобрав вещи, часть их можно утилизировать, а часть раздать нуждающимся.
Необязательно избавляться от всех вещей, особо дорогие вещи можно оставить на память или продолжать ими пользоваться. Почему принято закрывать зеркала в доме покойного? Зеркальное отражение воспринимается как портал, через который сущности из загробного мира могут проникать в мир живых.
Также считается, что Душа покойного может попасть в зазеркалье и скитаться там в вечных мучениях, так и не найдя выхода. Когда становится известно о смерти человека, то первым делом занавешивают все отражающие поверхности в доме, где он жил, плотной тканью. Помимо того, что Душа может попасть в лабиринт Зазеркалья, Душа может испугаться своего отражения.
Ведь умерший человек не способен сразу воспринять тот факт, что он умер. Считается, что зеркала должны быть закрыты в доме все сорок дней, пока покойный не покинет наш мир. Сколько дней нужно зажигать свечи после похорон?
Свечу принято зажигать трижды: в день похорон, на девятый день, и на сороковой. Свеча символизирует скорбь живых по умершему и служит ориентиром для Души. Душа видит зажженную свечу и понимает, что ее любят и помнят.
В православии считается, что умирает только тело, а Душа остается бессмертной. Все ритуалы, которые проводятся после смерти человека, связаны с бессмертием Души и желанием родных умершего человека помочь Душе оказаться в раю. Чего нельзя делать после смерти близкого?
Нельзя снимать покрывала с зеркал, пока покойный находится в доме.
Кутья — одно из основных ритуальных блюд поминального стола. Она присутствует у всех славянских народов и христиан, и уже трудно сказать, когда именно была заложена эта традиция.
От языческих греков блюдо перешло в христианство и распространилось среди славян. Кутья — символ возрождения Блюдо готовят из ежегодно произрастающих злаков, и оно воплощает круговорот жизни, возрождение, воскрешение, плодородие. Семена олицетворяют будущую жизнь.
Их можно долго хранить после смерти растения, они могут лежать в земле, а после этого пускают побеги, из которых вырастают новые растения.
Кутья на похороны
Что делать с кутьей, оставшейся после поминок, похорон, отпевания, способы применения остатков кутьи, если не доели. Учитывая, что кутья – основная пища после похорон на поминках, она ставится по центру стола во время трапезы. Обязательно ставят кутью и то, кушанье, что при жизни предпочитал покойный.
Кутья на поминки
Другие названия этого вида кутьи — постная и богатая. Готовится она из пшена либо риса. По старым традициям, сочиво готовят и приносят для родственников, которые живут отдельно. В Крещенский вечер готовится голодная кутья из постной крупы гречка, пшено, булгур. Разрешается добавлять мед, фрукты и зерна орехов. Зачем нужен сироп для кутьи и когда его нужно добавлять в кашу Для начала давайте разберемся с тем, зачем вообще добавляют сироп в традиционную кутью и насколько важен этот ингредиент для блюда. Если рассмотреть классическую рецептуру этой каши, то можно заметить, что все ингредиенты в ней относительно сухие: рассыпчатая пшеничная крупа, мак, орехи и сухофрукты. Смешав эти продукты вместе, просто невозможно получить яство, которое можно было бы есть руками, как это иногда делается в дань традициям.
Кроме того, сироп собирает ароматы всех ингредиентов и соединяет их воедино, а также насыщает этим богатым вкусовым «букетом» крупу. Именно поэтому добавляют сладкий соус в кашу в самом конце готовки кутьи, ведь к этому моменту крупа уже должна немного остыть и в ней уже должны присутствовать сухофрукты, мак и орехи. Кулинарные секреты Приготовление кутьи к Рождеству — дело нехитрое, но для получения наилучшего результата не помешает знать несколько кулинарных секретов. Каша для кутьи должна быть рассыпчатой, поэтому крупу нельзя переваривать. Лучше не доводить ее до полной готовности на огне, а укутать, сняв с плиты незадолго до готовности, и позволить распариться. Для того чтобы каша вышла рассыпчатой, нужно соблюдать правильное соотношение крупы и воды. На стакан пшеницы или перловки нужно взять 3-4 стакана воды, на стакан пшена — 2,5-3 стакана, на одну часть гречки — две части жидкости, а для риса подходят пропорции 1:1,5 для круглозерного или 1:2 для длиннозерного.
Любую крупу перед приготовлением нужно перебирать и промывать. Даже в качественном продукте могут попадаться камушки и мелкий сор. Сухофрукты перед добавлением в кашу требуется распарить. Для этого их нужно залить кипятком, оставить на 10-15 минут, слить воду. Крупные сухофрукты обычно нарезают на кусочки размером с изюмину или чуть более крупные. Мак перед добавлением в кашу тоже часто распаривают, залив кипятком. Он набухает и сильно увеличивается в объеме.
Орехи для кутьи крошат ножом и обжаривают на сухой сковороде, благодаря чему блюдо получается более вкусным и ароматным. После смешивания всех ингредиентов кутьи ей позволяют настояться в течение нескольких часов, тогда она будет иметь более цельный и гармоничный вкус. Подается кутья к рождественскому столу обычно уже остывшей.
Твоим близким понравится кутья». О социальном дистанцировании напоминает слоган «Выбор за тобой», размещенный на фоне надгробий. Истории без цензуры и запретов — в «Ленте дна» в Telegram.
Затем ее промывают, кладут в кастрюлю с толстым дном и заливают водой таким образом, чтобы зерна были закрыты минимум на 1 см. Кашу варят до мягкого состояния, пока не испарится вся вода. Миндальный орех ошпаривают, чистят и дробят до мелкого состояния. Изюм заливают горячей водой на 5-10 минут, а затем сушат, отбросив на сито. Мак кладут в глубокую чашку, добавляют кипяток и закрывают сверху крышкой. После набухания мак остужают и протирают при помощи кофемолки. В готовую пшеницу вливают мед.
После впитывания меда в блюдо добавляют изюм, миндаль и тертый мак. Готовим в мультиварке Легче всего приготовить это блюдо при помощи современной техники. Для этого сначала по стандартному для мультиварки рецепту варят рис, пшеницу или другую крупу. За 10 минут до конца варки в чашу высыпают мелко нарезанные чернослив, изюм, курагу и аккуратно все перемешивают лопаткой. Сухофрукты берут из расчета 100 г на 200 г крупы. После остановки таймера в кашу кладут мед по вкусу 1-2 ст. Заедают кутью свежеиспеченным хлебом. После этого на поминках обычно предлагают медовый кисель и постные блины.
Выбрасывать освященную пищу нельзя, если ее осталось слишком много, продукт отдают животным или птицам.
Вместо них организацией трапезы занимаются специально приглашенные посторонние. Из представителей партии умерших наибольшее внимание, разумеется, уделялось самому покойнику, которому ставили угощения на самом почетном место за столом, обычно в красном углу, под иконами. Есть ли какие-то представления о том, как взаимодействует покойник с пищей по другую сторону смерти? Считалось, что, обладая особым статусом и силой, они могут как навредить живым, так и обеспечить их благополучие. По народным представлениям, покойники, как и живые люди, нуждаются в пище, поэтому их нужно обеспечить едой в посмертном существовании. С момента смерти до сорокового дня покойнику ставили ту самую рюмку водки с куском хлеба, по необходимости обновляя и то и другое. Однако считалось, что после сорокового дня потребность умершего в еде ослабевает, так что уже нет необходимости кормить его каждый день. Однако это не означает, что на том свете у него больше нет нужды в пище. Напротив, для поддержания равновесия между миром живых и миром мертвых родные должны регулярно одаривать едой покойных предков, оставляя еду в поминальные дни на могиле.
В противном случае умершие в загробном мире будут голодать. Родные, не поминающие должным образом усопших, рискуют вызвать гнев покойников. Пока, как кажется, в масштабах всей России нормой скорее остается застолье дома, где количество участников оказывается ограниченным. В городах часто прощание с покойником разбивается на три основных этапа, на каждом из которых часть участников отсеивается. Скажем, сначала проходит наиболее многолюдная церемония прощания с умершим в морге, затем на сами похороны на кладбище уже едет только часть собравшихся, наконец на поминки в дом умершего отправляются уже только родственники и близкие друзья. Иногда, впрочем, поминальные застолья могут проводить там, где работал умерший, и в этом случае главными участниками становятся не его родственники, а коллеги. Поминки в столовых, кафе и банкетных залах пока скорее остаются менее популярным форматом, однако я бы предположил, что в будущем так поминать умерших будут всё чаще, так как возможность снять с родственников и коллег умершего хотя бы часть организационных хлопот привлекает многих. Сейчас поминальными застольями действительно чаще занимаются столовые и скромные кафе, готовые организовать поминальную трапезу достаточно бюджетно.
Кутья на поминки – 4 быстрых рецепта
Существует много рецептов приготовления кутьи на поминки, познакомимся с некоторыми из них. Православная поминальная трапеза. Кутья и дальше использовалась во время похорон, на 9-й, 40-й день смерти, а также через год после печального события. Большое внимание при церемонии уделялось правильному приготовлению традиционной кутьи из риса с изюмом и медом — рецепт обязательно включал зерна.