Представляем Вам фрагмент оперы Модеста Мусоргского «Хованщина».
Опера "Хованщина"
Написали оперу "Хованщину": как правила Рунета объяснили блогерам | «Хованщина» — краткое содержание оперы М.П. Мусоргского. |
По ком звучал набатный колокол? Хованщина, опера М | одно из главных произведений Модеста Петровича Мусоргского, написанное им в период расцвета творчества. |
Опера "Хованщина". Академия духовного и телесного развития | В частности, Борис Вишневский признался, что узнал его фамилию из недавних новостей. |
Хованщина - Khovanshchina | В частности, Борис Вишневский признался, что узнал его фамилию из недавних новостей. |
Из истории оперы «Хованщина»
Состояться он должен был на Красной площади, однако царевна Софья прекрасно понимала, что народ в сложившейся ситуации окажется на стороне стрельцов и староверов. Тогда она хитростью решила ограничить число зевак, которые могли присутствовать во время обсуждения. Софья сказала, что она и другие царевны тоже хотят видеть, как проходит диспут, но на площади появиться по этическим соображениям не могут. Тогда встречу религиозных противников решено было организовать в Грановитой палате. От старообрядцев выступал Никита Пустосвят, последователей Никона представлял патриарх Иоаким.
Было бы странно, если бы словесный поединок в этих обстоятельствах выдался честным и аргументированным. Как часто и бывает, последними тезисами противников стали чуть ли не фразы в стиле «сам дурак», после чего с трудом удалось избежать драки. Правда, это не помешало староверам после выхода из Кремля во всеуслышание объявить, что победили в диспуте именно они.
Русский народ тогда оказался раздираем спором о выборе своего цивилизационного пути, спором о старой и новой вере, мучим извечными вопросами «кто виноват» и «что делать». Любой исход спора, как и любой ответ на вопрос оказался бы для Руси фатальным. Действительно, по глубине, по духу «Хованщина» могла бы стать самой русской оперой, доведи композитор свой авторский замысел до конца. Мусоргский работал долго и трудно, начинал и бросал свои сочинения: к моменту смерти композитора в 1881 году «Хованщина» за исключением финальной сцены последнего акта была готова в клавире. Величавый масштаб неоконченной оперы Мусоргского первым из композиторов распознал Римский-Корсаков, который оркестровал сочинение и дописал финальную сцену долгое время «Хованщина» существовала именно в редакции Римского-Корсакова. Музыкальный театр свою «Хованщину», премьера которой состоялась в 2015 году, исполняет в редакции Дмитрия Шостаковича.
Ее дописывал по авторским материалам Николай Римский-Корсаков. Он же представил ее для постановки Дирекции императорских театров. На сценической судьбе оперы серьезнейшим образом сказались российские идеологические приоритеты конца XIX века. Сначала произведение не было допущено даже до рассмотрения: прежде всего чиновников смущало изображение церковных распрей. Первыми «Хованщину» воплотили артисты-любители из петербургского Музыкально-драматического кружка. Затем произведение вошло в репертуар «Русской частной оперы» Саввы Мамонтова. Государственный театр, Мариинский, впервые осмелился на постановку лишь в 1911 году.
Герои всегда в черном одеянии, только в последних сценах Марфа — белая голубица, принимающая смерть как избавление от мирских мук и страданий. Авторы постановки оставляют финал спектакля открытым. Народ, подобно слепцам бредет по безбрежной зимней степи, по тракту, ведущему в совершенно непроглядное будущее. Спектакль отходит от традиционного двухмерного пространства сцены и охватывает немыслимые сценические объемы. Смена картин происходит молниеносно, что позволяют выполнить трансформируемые декорации.
Как отдать «Жизнь за царя»
Из истории оперы «Хованщина» – Telegraph | Об опере М.П. Мусоргского «Хованщина» Либретто оперы «Хованщина». |
Премьера оперы "Хованщина" | Представляем Вам фрагмент оперы Модеста Мусоргского «Хованщина». |
«Хованщина» — характеристика оперы М.П. Мусоргского
Не далее, как сегодня, мне пришлось прочитать статью, написанную в газете «Новости» и проникнутую необычайно сильной злобой и ненавистью. Фото из оперы "Хованщина" в постановке Ростовского музыкального театра. «Хованщина» — последняя опера Модеста Мусоргского.
Опера «Хованщина»
- «Нескучная классика». Модест Мусоргский. «Рассвет на Москве-реке» (из оперы «Хованщина»)
- Хованщина как зеркало добра и зла
- Последние события
- Либретто оперы «Хованщина». Краткое содержание
7 интересных фактов об опере «Хованщина» М.Мусоргского
В Театре Станиславского «Хованщину» представляют в редакции Шостаковича с музыкой финальной сцены, написанной композитором Владимиром Кобекиным. Но еще страшней новость, которую приносит боярин Шакловитый: царь узнал о заговоре, «обозвал хованщиной и велел сыскать». В Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко снова гремит "Хованщина". Эту оперу здесь впервые поставили в 2015 году на празднование столетия театра. «Хованщина» — последняя опера Модеста Мусоргского. купить билеты на спектакль в Москве. Постановку покажут в июне 2022 года в Большом театре, Театральная площадь, 1. У нас вы можете узнать программу спектакля, все об актерах и режиссере.
На новой сцене Мариинского театра представят «Хованщину» — к 185-летию Модеста Мусоргского
А может, сам автор «берет слово» — задолго до появления кинематографа с его «голосом за кадром»? Еще более загадочным представляется оркестровое вступление «Рассвет на Москва-реке». Традиционное истолкование связывает его с зарождением новой, могучей России, которую создадут петровские реформы… Но вряд ли это имел в виду М. Мусоргский: деятельность Петра I он оценивал отнюдь не восторженно, а в опере тему «Рассвета» с образом Петра и петровцев связал не он, а Н. Настоящая же их музыкальная характеристика — «механический» военный марш, в котором нет ничего человеческого. Так на кого же возлагает композитор надежды, с каким из образов оперы связан «Рассвет»?
В том-то и дело, что ни с каким — ни одна из музыкальных характеристик ни личных, ни «групповых» теме «Рассвета» не родственна. Так может быть, «Рассвет на Москва-реке» — это надежда вопреки всему? Работая над оперой «Хованщина» до самой смерти, М. Мусоргский так и не завершил ее.
По ком звучал набатный колокол? Когда-то великий русский певец пел на сцене Мариинки партию главного раскольника Досифея, а также был режиссером постановки "Хованщины". Сейчас Мариинский театр представил в честь знаменательной даты спектакль Леонида Баратова, созданный в 1960 году художник-постановщик — Федор Федоровский и возобновленный в новой версии Юрием Александровым в 2000-м году и режиссером Юрием Лаптевым. Мощно прозвучала в Мариинке народная музыкальная драма Модеста Мусоргского в пяти действиях и шести картинах на собственное либретто, повествующая об исторических событиях, имевших место в России в период между 1682 и 1689 годами. Дирижер — Валерий Гергиев. С первых нот увертюры "Рассвет на Москва-реке" тревога и ожидание всяческих напастей разлились по залу, несмотря на мирное кукареканье петухов и привычное пробуждение большого города.
Набатный колокол не оставлял никаких надежд на тихое течение жизни. Неспокойны и люди: стрельцы возволнованно судачат, подьячий Андрей Зорин места себе не находит, князь Шакловитый Вячеслав Васильев тоже на взводе, анонимный донос диктует подьячему, хочет извести Ивана Хованского Михаил Петренко , готовящего заговор, и его шального сыночка Андрея Евгений Акимов , но при этом мечтает остаться в тени. И ватага работных людей, забредших из любопытства на Красную площадь, полна тревоги и воинственности.
Сцена из спектакля. Фото Валентина Барановского Премьера в Мариинском театре состоялась 7 ноября 1911 года благодаря активному участию Фёдора Шаляпина. Он выступил в качестве режиссёра первой постановки и исполнил партию Досифея, подарив всему театральному миру эталонный образ этого персонажа. Художником спектакля стал Константин Коровин. До начала 1950-х «Хованщина» исполнялась в основном в редакции Римского-Корсакова.
Но затем предпочтение стало отдаваться авторскому клавиру, бережно воссозданному Павлом Ламмом 1932 , и оркестровой партитуре Дмитрия Шостаковича 1959 , наиболее приближенной к подлинному замыслу Мусоргского. В своё время Кировский Мариинский театр первым обратился к редакции Шостаковича 1960.
Станиславского и В. Немировича-Данченко прошла премьера новой постановки знаменитой оперы Модеста Мусоргского «Хованщина» в оркестровке Шостаковича. Это отличный спектакль. Александр Титель — режиссер заслуженный и плодовитый, но эта Хованщина — безусловно и с большим отрывом лучшая его постановка из всех, что видел ваш автор.
Ее стоит посмотреть. Вообще говоря, Титель любит осовременивание оперы, но здесь от него отказывается в пользу брехтовской условности. И это понятно — опера сама по себе жанр очень условный, и перенос действия в иное время и иные обстоятельства оправдан только в поисках актуальности, но на фоне украинской трагедии сама фабула Хованщины становится предельно актуальной после сцены, в которой князь Голицын читает письмо царевны Софьи — «Верить ли клятве женщины властолюбивой и сильной?.. Вам, конечно, верю я охотно, но с вами осторожность надобна, а то — как раз в немилость, а там — голову напрочь!.. Осторожней, гетман-князь». Осовременивание тут большому режиссеру Тителю просто не нужно, тогда как натурализм в современной опере дорог, чем вызывает недовольство директора театра, и непонятно, зачем нужен.
Конечно, в театре, гордящемся своими основателями — К. Станиславским и В. Немировичем-Данченко — и традициями реализма, принципы эпического театра Брехта могут кому-то показаться не совсем уместными, но времена меняются и невозможно даже если бы и хотелось закрепить на вечные времена правила и приемы Станиславского. Точное воспроизведение исторического быта и атмосферы — для Тителя не главное, не говоря уже о том, что и сам Мусоргский намеренно, в целях повышения наглядности и обеспечения драматургического единства смешал в фабуле события двух разных стрелецких мятежей — собственно Хованщины 1682 года и антипетровского бунта года 1689-го. И, следуя большой, но имплицитной идее Мусоргского, в этом спектакле Титель по брехтовским лекалам старается сделать так, чтобы зритель не сопереживал героям, а рационально критически мыслил, не забывая, что происходящее на сцене не реальность.
«Хованщина» — характеристика оперы М.П. Мусоргского
Фоторепортаж оперы "Хованщина". Фотографии Вадима Боченкова. Финальный хор, сочинённый не Мусоргским, исполняется в воздушной оркестровке Игоря Стравинского – третьего из выдающихся русских композиторов, при участии которых «Хованщина» стала великой оперой на все времена. — Центральным событием фестиваля станет показ оперы «Хованщина» Модеста Мусоргского в «золотомасочной» постановке МАМТ».
На новой сцене Мариинского театра представят «Хованщину» — к 185-летию Модеста Мусоргского
К нему и приглашает наш корреспондент Екатерина Нечитайло. В разудалом спектакле-предостережении, основанном на событиях 1682 года, поют и пляшут, неистовствуют и горюют, бесконечно кружатся и замирают на мгновение, напоминая не то потрескавшуюся от времени фреску, не то современную панораму, не то осколки людской памяти. С 1883 года "Хованщина" является масштабным, желанным, но очень крепким орешком для оперных сцен всего мира. В основе ее либретто нет конкретной литературной основы, за каждым персонажем стоит историческое лицо, опера собрана по крупицам из документов. Работу над народной музыкальной драмой в пяти действиях Мусоргский продолжал последние восемь лет своей жизни, но так и не успел ее окончить, оставив после себя клавир, черновики и несколько оркестрованных сцен. После него в князя Хованского, Голицына, Марфу, стрельцов, петровцев, Шакловитого, историю и народ продолжили вдыхать жизнь Николай Андреевич Римский - Корсаков, Игорь Стравинский и Морис Равель, Дмитрий Шостакович, создавая различные варианты звучания полотна о судьбе страны. В 2015-м же для постановки была выбрана редакция Дмитрия Шостаковича, а финал дописан композитором Владимиром Кобекиным по заказу театра.
На площадке гордо возвышается огромный дом из досок, у которого отсутствует одна стена, с покатой крышей, двумя лестницами, множеством выходов, лавками и, конечно, накрытым столом, который разделен упавшей балкой. Художник - постановщик Владимир Арефьев выстраивает не то палаты Голицына, не то двор Хованского, не то съемочный павильон, не то избу под названием "Россия". Сцена лишена тканевого занавеса, но закрыта занавесом звуковым. Еще до начала увертюры сцену начинают заполнять стрельцы в красных кафтанах, знаменуя скорый приход кроваво - алой зари, начало рассвета на Москве - реке. Оркестр соединяет реальность и живописность, стрельцы усаживаются, хмелеют, пируют, а по заднему плану неспешно проезжает телега с тряпьем и убиенными, на которую чуть позже беззаботно усядутся дети, ближе к финалу именно на нее бросят тело убитого Хованского. Вокруг этого стола и будет выстраиваться все действие: за ним пьют и играют, вокруг него выплясывают и бегают, на нем пытаются любить и читают списки умерших, за ним решаются вопросы о судьбе державы.
Немировича-Данченко, рецензия Кажется, что в спектакле изнутри светится сама изба, наполненная спрессованным воздухом. Воздухом плотным, законсервированным, сгущенным, которого очень много, но нечем дышать.
Голицына звучит некая пародия на классицистскую композицию — это понятно; композиция как бы обозначает образ Запада. Пусть он и не соответствует требованиям изображаемого времени — но в условном мире оперы нужны яркие, чёткие образы. А зачем нечто похожее прослеживается в гадании Марфы? Здесь уж явно ни к чему образ Запада любого времени. Буйные стрельцы, разом протрезвевшие и с трепетом призывающие своего начальника — здесь-то с какой стати нечто около-баховское, пусть и примитивизированное? И уж тем более — старообрядцы в V действии. У них есть и так свои мелодии, пусть поздние — но из их мира и прекрасно использованные в опере.
Зачем же для передачи их чувств притягивать то некое полу-баховское прелюдирование, то нечто монтевердиевское? Вроде бы нелогично. И никак не отвечает тогдашним установкам на нечто «исконное», натуралистическое. Но ведь получилось! Да ещё как получилось — при всей недописанности оперы! Вывод может быть только один: Мусоргский убедился — или, лучше сказать, почуял — что все его прежние авангардистские находки в этом диапазоне не работают. Что для того, чтобы передавать задушевные, потрясающие предсказания, взывания толпы к своему вождю или страшную решимость идти на гибель, надо унестись в прошлое. Надо начать писать языком иногда времён барокко, а иногда времён классицизма. На тех «новых берегах», на которые манил всех Стасов и на которых одно время усердно пасся сам композитор, такое не растёт.
Нужно воскресить то, над чем смеялись — и тогда будет возможность написать нечто высоко-трагическое. Пресловутый прогресс дал немало интересного, но ничего высокого, по-настоящему трагического. Надо признать немощь современного искусства, ограниченность новых находок, всего этого «ковыряния», которое он так смачно описывал в своих письмах. Только так можно объяснить его действия, обернувшиеся великим достижением. Смог бы он, томимый своим страшным и, увы, типичным для России недугом, если бы пожил подольше, всё это признать и как-то выразить своим колоритнейшим языком не говорю уж — дописать оперу? Как знать… Отпущено ему было мало — и тем не менее он многое сумел сделать. Его идеи в его делах — а дела до сих пор звучат со сцены и потрясают многих; у людей от хора стрельцов и от гадания Марфы наворачиваются слёзы. И это — урок нам. И этот урок отнюдь не одинок — просто он наиболее показателен, так как исходит от авангардиста того времени.
Как раз примерно тогда же русские композиторы стали, будто напоказ, обращаться к музыке прежних времён.
Путь к мировой известности оказался окольным: значительную его часть «Хованщина», повторив судьбу «Бориса Годунова», прошла в редакции Римского-Корсакова. Отдавая дань уважения этой версии, музыканты начиная с 1950-х годов выражают предпочтение авторскому клавиру, бережно воссозданному Павлом Ламмом 1932 , и оркестровой партитуре Дмитрия Шостаковича 1959 , наиболее приближенной к подлинному замыслу Мусоргского. В свое время Кировский театр первым обратился к редакции Шостаковича 1960. В декабре 1988 года с приходом Валерия Гергиева к художественному руководству театром постановка эта была возобновлена.
Если ты сражаешься за правое дело, то тщеславие, гордыня или алчность твоего вождя становятся второстепенными факторами, мешающими победе добра и — наоборот — будь вождь лично безупречным, но если он встает на сторону зла, то ты неизбежно придешь к оправданию зла. Это отчетливо видно в реалиях современной Украины. Личные добродетели некоторых людей, вышедших на майдан и искренне расстроенных человеконенавистническими воплями марширующих укрофашистов с евромайдана: «Москаляку на гиляку! При всех их недостатках. Испания 1939 года была лучшим доказательством этого.
Говорят, что сцена не терпит лжи, беспощадно освещает ее словно прожектором, не давая замаскироваться холодности под горение, пустоте — под содержательность, ничтожеству — под значительность, злу под добро. Мы не вправе упрекать талантливых постановщиков и актеров Хованщины в МАМТе за то, что они сводят всю политику к грязи честолюбия, забывая о ее объективной роли в развитии рода человеческого. Но чем больше талант художника, тем масштабнее и его ошибки. Но спектакль вышел очень мощным. Постарайтесь его не пропустить. Он того стоит. Спи, русский люд, ворог не дремлет! Ах, ты и в судьбине злосчастная, родная Русь! Кто ж, кто тебя, печальную, от беды лихой спасет? Аль недруг злой наложит руку на судьбу твою?