Новости картина переяславская рада

После Переяславской Рады польские паны попытались воспрепятствовать воссоединению разделенного когда-то единого народа, и война между Польшей и Россией продолжалась с 1654 по 1667 гг. По Андрусовскому мирному договору в Россию вернулись г. На картине изображена Переяславская рада – собрание представителей украинского народа во главе с гетманом Войска Запорожского и обеих сторон Днепра Богданом Хмельницким, состоявшееся в январе 1654 года в Переяславле. На Переяславской раде была зачитана грамота царя Алексея Михайловича о принятии украинского народа под высокую царскую руку. На все ваши вопросы мы рады ответить по телефону или по почте. Смотрите видео онлайн «ПЕРЕЯСЛАВСКАЯ РАДА / ИСТОРИЧЕСКИЙ РАЗБОР ФЁДОРА ГАЙДЫ» на канале «Телеканал СПАС» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 26 декабря 2023 года в 13:34, длительностью 00:03:42, на видеохостинге RUTUBE.

Какие факты легли в основу сюжета картины переяславская рада

Переяславська рада 2.0 Порассуждаем о трактовках итогов Переяславской рады идеологами украинской самостийности, во времена Российской империи, в советской историографии.
Переяславская рада или … предательство? В 1654 году собрание представителей украинского народа (Переяславская рада) приняло решение о переходе подконтрольных Гетманщине территорий под протекторат Московского царства на правах автономии.
Годовщина Переяславской рады прошла без торжеств знаменитую Переяславскую раду, которая состоялась в 1654 году.

Переяславская рада (картина Хмелько)

К тому времени на Украйне уже более 5 лет бушевало мощное народное восстание против польских панов. Оно было спровоцировано целым рядом причин. Население, осознававшее себя православным «руським народом», с 16 века оказалось в составе Польско-Литовского государства - Речи Посполитой.

По сути дела, это был референдум, который можно сравнить с референдумом о воссоединении с Россией, прошедшим на Донбассе, в Херсонской и Запорожской областях в сентябре 2022 года, - добавил Михаил Мягков. Богдан Хмельницкий тем самым опирался на волю населения территории, которой он управлял. Была одобрена целевая линия на то, что русским суждено жить вместе, что иначе не будет русского народа, - сказал Михаил Мягков. Кроме того, нынешние псевдоисторики, прежде всего на Западе и на Украине, утверждают, что Богдан Хмельницкий якобы желал независимости казацкого государства под протекторатом Москвы, и что азиатская Москва якобы установила свои порядки и подавила самобытность запорожского казачества. Делается это для того, чтобы поставить "железный занавес" между нынешними Россией и Украиной, еще больше разделить наш общий народ, попытаться показать, что мы происходим не от одного корня, а представляем собой разные миры, - пояснил Михаил Мягков.

Сегодня киевский режим всеми силами пытается стереть в памяти людей, что Украина с Россией существовала в границах одного государства.

Заключение договора Стало ясно: для того, чтобы одолеть Речь Посполитую, нужен протекторат сильного государства. Выбор пал на Россию. Так решили в первую очередь из-за единства религии и культуры. Хмельницкий писал лично Алексею Михайловичу, но царь медлил. И не зря. Вопрос являлся спорным. В памяти русских была свежа потеря Смоленска, а присоединение Украины неизбежно повлекло бы за собой очередную войну с Речью Посполитой.

Однако, на заседании Земского собора, высшего сословно-представительного учреждения Российского государства, вопрос решили в пользу объединения. Выбирали между турецким царем, крымским ханом, польским королем и русским царем. Изначально среди казачества не было единодушия, но после того, как Богдан Хмельницкий произнес свою знаменитую речь, они приняли решение. В него входило одиннадцать положений.

А всего этого в XVII в. К примеру, вышеупомянутый полковник Тетеря и сейчас вполне органично смотрелся бы в украинском политическом бомонде. Тетеря этот, будучи еще задолго до Переяславской рады направленным в Москву с соответствующим челобитьем, слезно умолял дьяков, бояр и самого царя явить божескую милость и принять Малую Русь под свою руку. Затем, как мы помним, в Переяславле он склонял народ к присяге московскому государю. Но едва Хмельницкий умер, как Тетеря перебежал к полякам и получил от них звание наказного гетмана.

А когда русские воеводы и восставшие казаки низложили изменившего России Юрия Хмельницкого, Тетеря присвоил себе титул гетмана Войска Запорожского только теперь — не «царского величества», а «его королевской милости». Затем он состряпал ложное обвинение против Ивана Выговского — еще одного «героя» эпохи, несколько раз предававшего то Речь Посполиту, то российскую державу, организовал его расстрел, украл войсковую казну и удрал в Молдавию. По одним данным, там он и помер, а по другим, был казнен еще одним гетманом — Брюховецким. Этот тоже, как и вышеупомянутые персонажи, успел и послужить, и предать и русских, и поляков, а потом был убит своими же казаками... Собственно, хорош гусь был и сам Богдан Хмельницкий. Как убедительно доказал все тот же Костомаров, спустя год! Впрочем, на прямой мятеж против России Хмельницкий, к его чести, так и не пошел: подбивавшим его к этому он заявил, что не нарушит присяги православному государю. Тем не менее, представляется справедливым замечание историка Николая Ульянова в его работе «Происхождение украинского национализма»: «Насчет истинных симпатий Хмельницкого и его окружения двух мнений быть не может: это были полонофилы. В московское подданство они шли с величайшей неохотой и страхом.

Пугала неизвестность казачьих судеб при новой власти... Казачья аристократия не думала ни о независимости, ни об отделении от Польши. Ее усилия направлялись как раз на то, чтобы удержать Украину под Польшей, а крестьян — под панами любой ценой.

ПЕРЕЯСЛАВСКАЯ РАДА В ДИНАМИКЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ МИФОЛОГИИ

Она отмечает, что картине свойственна «официальная парадность и искусственная патетика» [2]. Создание и роль картины[ править править код ] Картина была написана двукратным лауреатом Сталинской премии Михаилом Хмелько в рамках государственной программы празднования 300-летия воссоединения Украины с Россией [2]. Впоследствии изображение картины Хмелько многократно воспроизводилось в газетах, журналах, учебниках, на стенах домов, на конфетных коробках с киевским « Птичьим молоком » и на спичечных коробках.

Все попытки Хмельницкого добиться справедливости в судебном порядке не увенчались успехом. Католическая церковь оказывала давление на православную веру. В начале XVII века большинство православных магнатских родов и значительная часть шляхты приняла католицизм и полонизировалась, фактически объединившись с польско-литовской знатью в один правящий класс. Запорожские казаки, война 1648—1654 Движущей силой антипольского сопротивления стали запорожские казаки. Часть казаков — так называемые реестровые — находилась на государственной службе и защищала границы Речи Посполитой от набегов крымских татар. Они были официально зачислены в армию, получали жалованье деньгами, хлебом, порохом и оружием. Другую часть казачества составляли беглые холопы, крестьяне, мещане. Они нанимались к зажиточным казакам, занимались ловлей рыбы, охотой, но чаще всего жили военными набегами.

В конце XVI — начале XVII века запорожские казаки неоднократно поднимали восстания против властей Речи Посполитой и шляхты, однако ни одно из них не принесло окончательного успеха. Либо польская армия побеждала повстанцев, либо Варшава шла на ситуативные уступки, но потом только усиливала давление. На этом фоне взоры малороссийского населения всё чаще обращались в сторону единоверной Москвы. Казаки, в частности, просили принять их в подданство в ходе антипольских восстаний 1591—1593, 1637 и 1638 годов. В 1648 году самое масштабное восстание против поляков поднял избранный казацким гетманом Богдан Хмельницкий. Казаки смогли несколько раз победить польские войска. В частности, казацко-татарское войско одержало победы при Желтых Водах и Корсуни, взяв в плен коронного польского гетмана Николая Потоцкого. Эти успехи вызвали колоссальное воодушевление в малороссийском обществе. Портрет Багдана Хмельницкого. В 1648 году он отправил русскому царю Алексею Михайловичу письмо, в котором рассказал о победах и желании казаков уйти под власть Москвы.

В России, однако, колебались, так как понимали, что сближение неизбежно приведет к войне с Речью Посполитой. Казаки дважды за время восстания подписывали с поляками мирные соглашения, но боевые действия оба раза возобновлялись. Чем дальше, тем сложнее было положение запорожцев. Они потерпели ряд существенных поражений. Чувствительными, в частности, оказались неудачи в столкновениях у города Лоев и села Берестечко. Кроме того, сомнительными союзниками оказались крымские татары, которые часто пользовались войной для решения собственных политических и экономических задач. Показательной в этом смысле стала битва под Жванцем.

Город Киев располагался тогда целиком на правом берегу Днепра. Здесь сторонники Польши смогли нанести несколько серьёзных контрударов. После смерти Богдана Хмельницкого часть казачьей верхушки переметнулась к полякам, и в августе 1658 года 20 тысяч казаков, поляков и крымских татар осадили Киев. Город обороняли всего 6 тысяч человек — гарнизон из русских стрельцов и сохранивших верность русскому царю казаков киевского полковника Василия Фёдоровича Дворецкого, старого боевого соратника Богдана Хмельницкого. Несмотря на превосходство противника, гарнизон Киева отбил все штурмы, а в сентябре 1658 года сумел разгромить изменивших русскому царю казаков гетмана Выговского. В качестве трофеев киевским стрельцам и казакам досталась даже булава гетмана-изменника, которую, как знак победы, отослали в Москву, где она и ныне хранится в Оружейной Палате Кремля. В сентябре 1660 года полякам и крымским татарам удалось нанести поражение русскому войску в битве под Чудновым, в 170 км к западу от Киева. Поляков и татар было 45 тысяч, русских в полтора раза меньше. Наши войска под командованием Василия Шереметева укрылись в укреплённом лагере и почти месяц отбивали атаки поляков и татар. Но из-за голода в ноябре 1660 года Шереметев согласился подписать капитуляцию в обмен на выход своего войска из окружения и оставить полякам Киев и Чернигов.

Переяславская рада 1654 марка. Присяга Казаков Переяславская рада. Земский собор 1653. Хмельницкий Переяславская рада 1654. Богдан Хмельницкий Переяславская рада 1654 марка. Богдан Хмельницкий картина 1654. Переяславская рада фото. Переяславська рада 1654 р. Переяславская рада картина. Переяславская рада картина Кившенко. Богдан Хмельницкий художник а. Переяславская рада 1654 картины Хмелько. Переяславская рада 1654 Кившенко. Картина Переяславская рада художник Алексей Кившенко. Художник а. Переяславская Персия. Переяславская рада 1654 таблица. Переяславская рада 18 января 1654 г.. Переяславская рада 1654 участники. Присоединение Левобережной Украины к России 1654. Богдан Хмельницкий присоединение Украины к России. Богдан Хмельницкий 1654. Воссоединение Левобережной Украины с Россией 1654. Б М Хмельницкий Переяславская рада.

Переяславская рада

Копия картины «Переяславская рада» художника М.И. Хмелько. Момент воссоединения Украины с Россией имел большое историческое значение. 18 января состоялась Рада, в которой приняли участие казаки, крестьяне, ремесленники, городская беднота, купцы, казацкая старшина, представители православного духовенства и мелкой украинской шляхты. Так люди, собравшиеся на Переяславской раде, реагировали на грамоту царя Алексея Михайловича, подтвердившую, что русский государь «велел принять их под свою высокую руку».

ПЕРЕЯСЛА́ВСКАЯ РА́ДА 1654

Переяславская рада картина кившенко Вскоре после Переяславской рады официальный титул русского царя был изменён: в нём слова «всея Русии» заменены на «всея Великие и Малые Русии (России)», к титулу государя добавлено «Киевский» и возвращено «Черниговский».
Историк Дмитрий Степанов рассказал в интервью RT о Переяславской раде | RT на русском | Дзен 1654 Переяславская рада, присоединение Украины В 1648 г. в Речи Посполитой вспыхнул мятеж казаков на землях Украины.
Переяславская рада (картина Хмелько) Вскоре после Переяславской рады и в самом Киеве на площади перед древней церковью Успения Богородицы Пирогощи население города принесло присягу царю Алексею Михайловичу.
Годовщина Переяславской рады прошла без торжеств На картине изображена Переяславская рада – собрание представителей украинского народа во главе с гетманом Войска Запорожского и обеих сторон Днепра Богданом Хмельницким, состоявшееся в январе 1654 года в Переяславле.

Переяславская рада

После Переяславской Рады польские паны попытались воспрепятствовать воссоединению разделенного когда-то единого народа, и война между Польшей и Россией продолжалась с 1654 по 1667 гг. По Андрусовскому мирному договору в Россию вернулись г. В начале 1654 года состоялась Переяславская рада — в городе Переяславле (ныне Переяслав-Хмельницкий в Киевской области на левом берегу Днепра) запорожские казаки присягнули на верность русскому царю. Вскоре после Переяславской рады официальный титул русского царя был изменён: в нём слова «всея Русии» заменены на «всея Великие и Малые Русии (России)», к титулу государя добавлено «Киевский» и возвращено «Черниговский». Вскоре после Переяславской рады официальный титул русского царя был изменён: в нём слова «всея Русии» заменены на «всея Великие и Малые Русии (России)», к титулу государя добавлено «Киевский» и возвращено «Черниговский».

Была ли Переяславская рада воссоединением Украины с Россией

Представители 14 казачьих полков: из Киева, Чернигова, Брацлава и других городов. Выборные от мещан города Переяслава. Возглавлял запорожскую делегацию сам гетман Богдан Хмельницкий. Интересы сторон Запорожские казаки стремились к обретению максимальной независимости, насколько это было возможно в сложившихся обстоятельствах. Они требовали от представителей русского посольства, чтобы те присягнули казакам от имени царя Алексея Михайловича. Также они настаивали на привилегиях для православного шляхетского сословия Гетманщины. Говоря современным языком, они хотели войти в состав России на правах широкой автономии.

Российская сторона в свою очередь стремилась ограничить вольнолюбивые устремления казаков. Понимая, что слишком сильное ущемление прав жителей Запорожской Сечи может привести к новым бунтам, Россия пошла на значительные уступки, но при этом настояла на некоторых особо важных для нее пунктах. Так, гетманы лишались права вести самостоятельную внешнюю политику. Сущность соглашений 8 18 января 1654 года состоялся акт принятия присяги на верность представителей Запорожской Сечи российскому монарху. Бутурлин вручил Хмельницкому грамоту от имени Алексея Михайловича, но сами представители российского посольства от присяги казакам отказались. Они пояснили это тем, что царь не может присягать подданным на верность.

Церемония сопровождалась дарением Хмельницкому символов гетманской власти. Ему вручили: булаву — холодное оружие с рукоятью шаровидной формы; хоругвь — боевое знамя; меховую - боярскую шапку. Непосредственно 8 января на верность царю присягнули 284 казака. После этого в течение довольно длительного времени шел процесс приведения жителей Запорожской Сечи к присяге. В некоторых местах это происходило насильственным путем. Единого мнения среди казаков не было, многие опасались менять «польских панов» на русских бояр.

Текст соглашения между представителями Гетманщины и Русского царства разрабатывался на протяжении двух месяцев после Переяславской Рады. Его лично редактировал Богдан Хмельницкий. Подписан договор был 14 24 марта 1654, одобрен Алексеем Михайловичем 27 марта 6 апреля. Этот документ вошел в историю под названием «Мартовские статьи». В нем фиксировался переход Запорожской Сечи в состав российского государства, а также определялось автономное положение этих территорий.

Но Переяславская Рада, как историческое явление, трактуется историками и различными политическими силами по-разному. И в современной Украине, и в Российской Федерации. Более того, в историографии доминируют описания не реальных событий, а позже придуманных и навязанных общественному мнению лжеисторических мифов. Казалось бы, что проще?

Взять да разбить их реальными фактами. Мы обратим внимание на некоторые положения, которые подаются как непреложная истина, но являются на самом деле обычными идеологическими штампами. Татаро-монгольское нашествие привело к разорению, деградации и запустению всех без исключения русских земель, к тому времени уже ослабленных княжеской междоусобицей. Ныне, через семь с половиной столетий, вопреки исторической правде, пытаются в угоду сиюминутным интересам переименовать нашествие во что-то «политкорректное». Теперь в учебниках пишут: для Руси началось многовековое Золотоордынское иго. Галицко-Волынское княжество, например, едва отделившись от Киева 1199 , распалось на 4 княжения 1228. Сначала бояре этих погранично-западных русских земель выпросили себе на престол польского князя Болеслава 1323 , затем литовского Любарта Гедиминовича 1340. А закончилось все ликвидацией наследия Рюриковичей обычным польско-литовским соглашением 1352 : земли Галицкого княжества отошли Польскому королевству, а Волыни - Литовскому княжеству. На роли Литвы хотелось бы остановиться подробнее.

Пособничая татарам, это достаточно скромное и не особо мощное, даже по меркам средневековья, княжество получило у Золотой Орды ярлыки на сбор дани с большей части Юго-Западной и Западной Руси 1325-62. Ханские ярлыки Мамая, Тохтамыша, а затем и Хаджи-Гирея позволяли Витовту лишь устанавливать вассальную зависимость династий польских Пястов и литовских Гедиминовичей от ордынских Джучидов. Южнорусские княжества оказывались под двойным игом, с Востока и с Запада. Но и этого было мало. Устремляя все средства против Московской Руси, литовский князь Ольгерд, как верный пес Мамая, четырежды пытался взять Москву 1368; 1370; 1372; 1375. Когда Тимур учинил погром Золотой Орды 1395 , то Тохтамыша с польско-литовскими подданными, пригревшими сюзерна в Киеве добивал на полтавской Ворскле тамерлановский эмир Едигей 1399. И пока Северо-Восточная Московская Русь шаг за шагом обретала независимость, новый протекторат Едигея, объединивший Ногайскую орду, добиваясь от польско-литовских князей выплат оговоренной прежними ярлыками ежегодной дани Орде, ограбил и сжег всю Южную Русь, все её церкви вместе с Печерской лаврой 1416. Грушевский исследовал пять, более двадцати - современные украинские историки Ф. Шабульдо, Ф.

Впоследствии был создан миф о громадном и мощном Литовском государстве, которое на самом деле в основном лишь в качестве баскаков владело обширными русскими землями. Обслуживая же интересы Орды, собирая налоги и повинности с русских городов и сел, польско-литовские магнаты неряшливой уплатой ежегодной дани татарам, а на самом деле - ее воровством, подвергли Русь набегам карательных отрядов. Киев фактически перестал быть заметным градом, а южнорусские земли испытывали возрастающее разорение от татар по очевидной закономерности: чем дальше они отстояли на запад от Северо-Восточной Руси и чем обширнее в них хозяйничал польско-литовский политический класс, тем разорение было ощутимее. Считать Литовское княжество состоявшимся средневековым государством, каким классическим была в те времена, например, Польша или Русь, у нас нет никаких оснований. Даже тогда, когда на исторических картах видишь нарисованное огромное Литовское государство, будто бы овладевшее чуть ли не всей Русью, но запутавшееся в собственных удельных границах, не говоря уже об объемах доходов в его «казну». Его влияние на русские земли возрастало постепенно, но лишь по мере ослабления татаро-монгольского ига. В Киеве и ряде городов Правобережья Днепра появились литовские наместники, местные князья, занятые военной службой. Однако со времен Ольгерда так и не слилась воедино в литовскость та особость и самобытность юго-западнорусских земель, которыми по-прежнему владели их законные удельные Рюриковичи: Лукомские, Друцкие, Вяземские, Одоевские, Воротынские, Можайские и мн. Ни один из Гидиминовичей удельным князем на Руси так и не стал и владельческих прав на уделы не обрел.

Надо отдать должное татарам, дань брали, но землю у старых владельцев не отбирали и ею не торговали. Это способствовало тому, что как только русская владельческая элита на этих землях увидела для себя защиту в набирающем силу Московском Русском государстве, которое к концу XV века полностью освободилось от татаро-монгольского ига, свыше 100 городов и местечек Юго-Западной Руси приняли решение к нему присоединиться. Семен Иванович Можайский, внук младшего сына Дмитрия Донского, имея вотчинное право на Черниговщину, Стародуб, Гомель, Карачев и Хотимль, несколько лет бил челом великому князю Ивану III Васильевичу о переходе в московское подданство, пока в 1503 году не получил согласие. Остальные русские земли Волынь, Подолье, Киевское княжество длительное время имели довольно мягкую, можно даже сказать, условную систему зависимости от Литовского княжества. Лишь простому народу от русско-литовской дружбы становилось все хуже: к татарскому угнетению набегами добавились земельные разорения местной знатью. Например, на Волыни в течение столетия XV-XVI появились крупные частноземельные владения русско-литовских Острожских, Збаражских, Чарторыйских, Корецких, Сангушко, Вишневецких, Заславских и других магнатов, которые по княжеско-литовской привилегии 1447 повсеместно лишили крестьян земли и свободы, организовав жестокий социальный гнет. Современные украинские историки называют Литовское государство чуть ли не украинско-литовским. Дескать, и язык древнерусский в их понимании староукраинский был здесь государственным, и элита русско-литовская украинско-литовская занимала в нем достойное место. Мол, из этой знати ведет свою родословную украинская знать.

Но все это - выдумки. Такое состояние просуществовало лишь до Люблинской унии 1569 Литвы с Польшей, в результате которой была создана Речь Посполита. Новое государственное образование, в форме гетманско-шляхетской республики, принялось устанавливать свою власть над всеми русскими землями, еще более усилив закрепощение русских крестьян. Литовский статут 1588 уже юридически оформил неограниченную панско-шляхетскую власть над основной массой русского населения. С этого времени землевладелец имел право не только казнить «своего крипака» крепостного насмерть, но и передавать это право арендаторам. С этой целью православному русскому населению на собрании ряда западнорусских епископов в Брест-Литовске 1596 было навязано подчинение папе римскому. И хотя формально церковный язык и обряды Брест-Литовская уния оставила практически старыми, реально была создана новая Греко-католическая церковь, которая помогала правящим кругам и католической знати Речи Посполитой отбирать у русского народа еще и духовное наследие. С русской шляхтой проблем у поляков становилось все меньше, потому что она активно полонизировалась. На поводу у королей-католиков не пошел простой русский народ, назвав новую религию «панской верой».

Русское население начало оказывать решительное противодействие, с одной стороны, закрепощению и эксплуатации со стороны польских панов, с другой - отлучению от веры предков, от православия. Таким образом, объединением экономического, социального, религиозного и национального гнёта русского населения Юго-Западной Руси поляки ускорили формирование малороссийского народа. Народ, пережив разрушительное татаро-монгольское иго, ползучую литовскую оккупацию, стал в Речи Посполитой объектом жесткой польско-католической экспансии. Когда русских закрепощали свои, русские, паны, народ стонал, но терпел, но когда у него стали забирать религию и язык, он взорвался. Первая половина XVII века стала периодом этнокультурных страстей, самозабвенности народов края в «созидании нового сплава» русскости и православности. Это был узловой момент истории. Произошёл своего рода «пассионарный толчок» Гумилев Л. Но и те малороссы, которые остались в составе Речи Посполитой, внесли существенный вклад в кончину этой тюрьмы народов, способствуя собиранию Россией всех русских земель в одно государство. Социально-экономическое развитие Юго-Западной Руси породило противоречия между его основными социально-классовыми звеньями - слоями крестьянства, мещанства, шляхты и духовенства, с одной стороны, панского сословия, магнатов и королевского двора - с другой.

Но поскольку русская шляхта ополячилась и по призыву Иеремии Вишневецкого выступила основной реакционной силой, народное восстание возглавили достаточно посторонние для них люди - флибустьеры днепровских плавней, больше известные как запорожские казаки. Эти как их называли в свое время историки пираты, бандиты и грабители с большой дороги, полиэтническая смесь беглецов из Юго-Западной Руси, Дона, Молдавии и Валахии, Крымского ханства, Османской империи и прочих территорий просто заняли освободившееся место. Они, слившись в событиях середины XVII века с реестровыми казаками и частью малороссийского крестьянства, благодаря стечению обстоятельств стали привилегированным классом и правящей элитой малороссийского народа. Богдан Хмельницкий: непростой путь к Переяславской Раде. Бурные события в середине XVII века в Юго-Западной Руси являются ярким подтверждением тому, как много зависит в истории от отдельной личности. Роль Богдана Хмельницкого в том, что состоялась Переяславская рада 1654 года, трудно переоценить. За прошедшие годы о «гетмане Войска Запорожского» написано большое количество литературных произведений, научных исследований и исторических трудов. Еще в царской России начали ставить памятники Б. Но что интересно:его действия, стремления, принятые решения по-прежнему воспринимаются не просто по-разному, а с антагонистических позиций.

Для одних он был и остаётся выразителем чаяний русского православного народа, боровшегося с порабощением панской Польшей, символом добровольного объединения населения Юго-Западной Руси с Русским государством. Для других - украинцем, который создал мифическое украинское независимое государство, которому только злые враги так и не дали стать уже тогда самой процветающей в Европе украинской державой. Если верить тому, что с каждым годом все обильнее публикуется на Украине, то степень «украинскости» в деятельности Б. Хмельницкого благодаря постоянным «открытиям» украинских учёных только повышается. Это у других народов национальность - категория статическая. На Украине степень «украинскости» запросто может меняться от нуля до бесконечности. Сегодня на Украине идет тотальная фальсификация истории.

Вдали силуэт церкви.

Небо светлое с розоватым оттенком. Регистрационный номер:.

Какие события послужили основой для создания сюжета на этой картины?

Как выражена эмоциональная составляющая у казаков на этой картине? Каково значение принятого решения рады для Украины и России? Пожалуйста, отвечайте на каждый из вопросов отдельно. История Sovunya Картина "Переяславская рада" художника А.

Кившенко была написана в 1885 году и отображает одно из ключевых событий в истории Украины - знаменитую Переяславскую раду, которая состоялась в 1654 году. Давайте рассмотрим каждый из заданных вопросов подробнее.

Переяславская рада. Предпосылки, участники, последствия

Переяславская рада картина Хмелько. Витраж «Переяславская рада» в арке над входом в павильон посвящён 300-летию воссоединения Украины с Россией (его желательно рассматривать изнутри). Непосредственным главным итогом Переяславской Рады и последовавших за ней соглашений стало юридическое оформление вхождения Гетманщины в состав России. 8 (18) января 1654 года состоялась Переяславская рада, на которой украинское казачество и представители всего народа Украины-Малороссии приняли решение о вхождении в состав Российского государства. Новости Новости.

- 1654 г. Переяславская рада

Но и те малороссы, которые остались в составе Речи Посполитой, внесли существенный вклад в кончину этой тюрьмы народов, способствуя собиранию Россией всех русских земель в одно государство. Социально-экономическое развитие Юго-Западной Руси породило противоречия между его основными социально-классовыми звеньями - слоями крестьянства, мещанства, шляхты и духовенства, с одной стороны, панского сословия, магнатов и королевского двора - с другой. Но поскольку русская шляхта ополячилась и по призыву Иеремии Вишневецкого выступила основной реакционной силой, народное восстание возглавили достаточно посторонние для них люди - флибустьеры днепровских плавней, больше известные как запорожские казаки. Эти как их называли в свое время историки пираты, бандиты и грабители с большой дороги, полиэтническая смесь беглецов из Юго-Западной Руси, Дона, Молдавии и Валахии, Крымского ханства, Османской империи и прочих территорий просто заняли освободившееся место. Они, слившись в событиях середины XVII века с реестровыми казаками и частью малороссийского крестьянства, благодаря стечению обстоятельств стали привилегированным классом и правящей элитой малороссийского народа. Богдан Хмельницкий: непростой путь к Переяславской Раде. Бурные события в середине XVII века в Юго-Западной Руси являются ярким подтверждением тому, как много зависит в истории от отдельной личности. Роль Богдана Хмельницкого в том, что состоялась Переяславская рада 1654 года, трудно переоценить. За прошедшие годы о «гетмане Войска Запорожского» написано большое количество литературных произведений, научных исследований и исторических трудов. Еще в царской России начали ставить памятники Б. Но что интересно:его действия, стремления, принятые решения по-прежнему воспринимаются не просто по-разному, а с антагонистических позиций.

Для одних он был и остаётся выразителем чаяний русского православного народа, боровшегося с порабощением панской Польшей, символом добровольного объединения населения Юго-Западной Руси с Русским государством. Для других - украинцем, который создал мифическое украинское независимое государство, которому только злые враги так и не дали стать уже тогда самой процветающей в Европе украинской державой. Если верить тому, что с каждым годом все обильнее публикуется на Украине, то степень «украинскости» в деятельности Б. Хмельницкого благодаря постоянным «открытиям» украинских учёных только повышается. Это у других народов национальность - категория статическая. На Украине степень «украинскости» запросто может меняться от нуля до бесконечности. Сегодня на Украине идет тотальная фальсификация истории. Сплошь и рядом источники переводятся на современный стандарт украинского языка и выдаются за подлинники, исторические названия корректируются с учетом современных взглядов украинофилов. Это прекрасно видно по Интернету, где сплошь и рядом видны попытки всю историю украинизировать. Поэтому нас не интересуют фантастические разработки украинофильского агитпропа.

А вот вполне объективно посмотреть на историческую фигуру и те события, в которых она участвовала, стоит. Так кем же был Б. Прежде всего, дитём своего времени. Откуда родом, какого происхождения был его отец Михаил Хмельницкий, служивший чигиринским подстаростой, доподлинно не известно. Как не известно, был ли М. Хмельницкий шляхтичем. Главное мы знаем, что его мать - точно казачка. А казаками тогда в Речи Посполитой считались только черкасы. Семья Хмельницких, несмотря на разгул католицизма, оставалась православной. Поэтому Богдан Хмельницкий для казаков и по происхождению, и по религии однозначно был своим.

Но образование он получил, как шляхтич. Уже в молодые годы, в 1620 году, Б. Хмельницкий принял участие в войне с турками, во время которой погиб его отец, а сам он на два года попал в турецкий плен. По возвращении из плена будущий запорожский гетман был зачислен в реестровое казачество. Здесь вместе с запорожскими казаками принимает активное участие в их набегах, скорее всего, чтобы поправить свое материальное положение. Но так как этот процесс был непростой, его пребывание в Сечи затянулось. За эти годы он прекрасно изучил среду запорожских казаков, что, несомненно, помогло ему потом, когда он в 1648 году поднял их на восстание. Особо он отличился в осаде Смоленска, а также, как утверждают некоторые исследователи, получил золотую саблю за храбрость, за спасение польского короля Владислава IV от плена во время одной из мелких военных операций под Москвой. Сохранилось также письменное упоминание в документах, связанных с восстанием Павлюка 1637-1638 годов. Тогда Б.

Хмельницкий как генеральный писарь восставших казаков был одним из подписантов капитуляции. Хотя поляки жестоко расправлялись с восставшими, Б. Хмельницкий спокойно вернулся после этих событий в Чигирин сотником. С 1646 года как человек лично знакомый с польским королем Владиславом IV Б. Хмельницкий принимает активное участие в его интригах и попытках развязать войну с турками руками казаков. Хотя эта катавасия закончилась ничем, тем не менее впоследствии это дало возможность Б. Хмельницкому с целью склонения запорожских казаков к восстанию оперировать реальной или фальшивой королевской грамотой, будто гарантирующей восстановление казацких прав и привилегий. Вся биография Б. Хмельницкого говорит о том, что он был обычный подданный польского короля и о каком-либо выступлении против поляков у него и мыслей никогда не было. Всё изменила личная трагедия.

Хмельницкому от отца в наследство достался небольшой хутор Суботов, недалеко от Чигирина. Здесь у него сложился давний конфликт с поляком Д. Чаплинским, чигиринским подстаростой. И одной из главных причин этого конфликта был, как это ни покажется удивительным, любовный треугольник. После смерти первой жены Богдана его гражданской женой, как бы сегодня сказали, стала сирота по имени Гелена, которая ухаживала за детьми Б. Хмельницкого от первого брака. Но с этим не мог смириться Д. В отсутствие Б. Хмельницкого он напал и разграбил его хутор, фактически до смерти высек его сына. Чаплинский также увез его гражданскую жену, а по другим источникам, она сама ушла, так как он вскоре обвенчался с ней по католическому обряду.

Надежды на справедливый суд и обращения в высшие инстанции оказались для чигиринского сотника напрасными. Слишком высоко сидели в польской державе защитники обидчика Б. Более того, надоедливого правдоискателя, в конце концов, обвинили в заговоре и посадили в тюрьму, из которой он смог выбраться только благодаря заступничеству казацкой старшины. И вот только тогда Б. Хмельницкий дёрнул к запорожцам с желанием отомстить обидчикам. Так Речь Посполита получила себе опаснейшего врага. И раньше многие православные шляхтичи, сталкиваясь с дискриминацией, незаслуженными обидами и притеснением, становились противниками Польши. Примером этого может быть тот же черкасский староста князь Д. Поэтому появление таких обиженных, как Б. Хмельницкий, не исключение, а скорее закономерность.

И хотя их было не так уж много, и у каждого были свои личные причины, это в большинстве своем были неординарные личности, которые не находили себе применения в затхлой атмосфере прогнившей Речи Посполитой. В феврале 1648 года Б. Хмельницкий собирает казаков на острове Томаковка, которые и принимают решение о нападении на Сечь в Никитском Рогу возле современного Никополя , где уже 10 лет находились поляки с реестровыми казаками.

Однако Польша тогда всё ещё оставалась очень сильным государством, и полякам удалось отстоять часть своих владений — по итогам долгой войны они уступили России всю территорию по левому берегу Днепра и Смоленские земли, но сохранили за собой Белоруссию и правый берег Днепра. Город Киев располагался тогда целиком на правом берегу Днепра. Здесь сторонники Польши смогли нанести несколько серьёзных контрударов. После смерти Богдана Хмельницкого часть казачьей верхушки переметнулась к полякам, и в августе 1658 года 20 тысяч казаков, поляков и крымских татар осадили Киев. Город обороняли всего 6 тысяч человек — гарнизон из русских стрельцов и сохранивших верность русскому царю казаков киевского полковника Василия Фёдоровича Дворецкого, старого боевого соратника Богдана Хмельницкого. Несмотря на превосходство противника, гарнизон Киева отбил все штурмы, а в сентябре 1658 года сумел разгромить изменивших русскому царю казаков гетмана Выговского.

В качестве трофеев киевским стрельцам и казакам досталась даже булава гетмана-изменника, которую, как знак победы, отослали в Москву, где она и ныне хранится в Оружейной Палате Кремля. В сентябре 1660 года полякам и крымским татарам удалось нанести поражение русскому войску в битве под Чудновым, в 170 км к западу от Киева. Поляков и татар было 45 тысяч, русских в полтора раза меньше. Наши войска под командованием Василия Шереметева укрылись в укреплённом лагере и почти месяц отбивали атаки поляков и татар.

Польский шляхтич дворянин Даниэль Чаплинский совершил рейд на имение Хмельницкого в Субботове близ Черкасс и допустил, что грабительское предприятие вышло из-под контроля: от удара налетчиков скончался сын Хмельницкого, а невесту Богдана увезли в плен. Разрешить спор законными средствами не вышло. По легенде, король Речи Посполитой Ян Казимир велел передать Хмельницкому, что тот может действовать своей саблей. В Варшаве не могли представить, насколько буквально казачий лидер воспользуется этим советом.

Царь заносит посох: убивал ли Иван Грозный своего сына? Восстание казаков к 1648 году перекинулось на всю территорию расселения украинцев. Участие в нем приняли крестьяне. То, что для Хмельницкого, дворянина казацкого происхождения, было личной обидой, сельское население восприняло как возможность свести счеты с польскими помещиками. Численность войск, на которые мог рассчитывать Хмельницкий, возросла до 150—200 тыс. Ядро составляли несколько десятков тысяч профессиональных воинов-казаков. Но и остальные в обиходе могли называть себя казаками, и многие стремились к получению казачьего статуса. Таких называли показаченными крестьянами или мещанами.

Именно в среде этой народной массы пользовалась поддержкой пророссийская программа: полная независимость от Польши и упразднение польского землевладения, а также расширение казачьего официально оплачиваемого реестра до предельной степени. Ожидания Хмельницкого и его окружения были более скромными. По его условиям интересами крестьян, в том числе считавших себя казаками, пренебрегли. Богдан добился отмены унии и расширения реестра до 40 тыс. Фактически речь шла о передышке: война почти сразу же возобновилась, и скоро на ней Хмельницкий стал терпеть поражения. В этих условиях он и запросил покровительства у России. Две Переяславских рады вместо одной Официальное обращение от украинцев к русским с просьбой о помощи означало для России вовлечение в прямой конфликт с поляками и литовцами. В 1653 году московское правительство сделало для себя вывод, что время выбрано удачно.

С севера Речи Посполитой угрожало вторжение шведов. Варшаву можно было поставить перед угрозой войны на два фронта — так и случилось уже в 1655 году. Принимать ли Украину в состав России, решал представительный орган — Земский собор, созванный для этой цели весной 1653 года и проработавший до осени. После его решения "да" к Хмельницкому направили полномочную делегацию для проведения ответного голосования — в Переяславе и принесения присяги. В первые месяцы 1654 года Украина сглаживала острые углы с Россией. В Киеве русских встретили на подъезде к городу и провели через Золотые ворота под гром салюта. И только трое казацких полковников испортили праздник, под разными предлогами уклонившись от клятвы. Но это было лишь начало.

В украинской историографии речь идет о «военном союзе» между двумя державами, «Украиной и Москвой». Однако если Московское государство фигурирует во множестве источников той эпохи, то следы государства Украина в них отыскать сложно. Есть большие сомнения в том, стремился ли Хмельницкий к созданию государства Украина. Как должны были поступить казаки, если бы они действительно стремились к созданию собственного независимого государства? Понятно, что за образец они должны были бы принять устройство Речи Посполитой — как хорошо знакомое и привычное им самим. О чисто республиканской форме правления речи не было, казаки просто не владели соответствующей политической теорией.

Республикой считала себя польско-литовская держава, но и в ней верховный суверенитет принадлежал королю, хотя и был специальным образом ограничен. Когда на польский престол за столетие до этого бы избран валашский воевода Стефан Баторий, то, например, тот же Иван Грозный просто отказывался поначалу воспринимать его как ровню «природным» монархам. И такое восприятие было характерно не только для внешних наблюдателей. Не существовало способа объяснить, почему вдруг равные по рождению люди должны признавать над собой верховную власть человека, выдвинутого из собственной среды. И как определить, кто именно должен стать таким человеком? Богдан Хмельницкий вплоть до принесения присяги русскому царю именовался «гетманом Его королевской милости войска Запорожского».

Иными словами, гетманом он был не только потому, что так решили сами казаки, поскольку такое решение можно в любой момент пересмотреть, а потому, что в этом качестве его признал и соответствующим образом пожаловал сам польский король. Да и само войско формально было не толпой вооруженных разбойников потому, что было королевским. А формальности в вопросах власти всегда важны. Следовательно, если бы казаки задумали в результате «национально-освободительной» борьбы обрести свое собственное государство, им пришлось бы пригласить к себе какого-нибудь правителя со стороны и далее возвести его на престол. Однако ничего подобного мы не наблюдаем. Казаки лишь выбирают, к какому уже существующему монарху попроситься в подданство.

Богдан Хмельницкий заключает мир на польских условиях28 18 сентября 1651 г. Условия договора не устраивали ни одну из сторон, и продолжение войны было вопросом времени. Войско Запорожское имело двойственную природу. С одной стороны это, несомненно, сословная корпорация. Казаки не добивались для себя права распоряжаться судьбами других — судить, наделять собственностью и т. Они стремились лишь к самоуправлению.

С другой стороны, эта военная корпорация, придя с просторов Дикого поля, захватила определенную территорию. На этой территории существовали и другие сословные корпорации — Киевская митрополия, городское самоуправление. Наконец, сохранялась и та шляхта, которая «оказачилась», но и среди ее представителей сохранялись идеи восстановления особых сословных прав, отличных от казацких. В челобитной царю Запорожское войско буквально одной строкой просило подтвердить права и вольности и других сословий, но разрешение этого вопроса оставляло на усмотрение царской власти и других сословных корпораций. Они, так же как и войско Запорожское, должны были получать жалованные грамоты непосредственно от нового суверена — московского царя. Гетман лишь визировал обоснованность тех или иных просьб со стороны представителей городов или церкви.

Интересно, что город Переяславль, где проходила историческая рада, получил жалованную грамоту даже раньше самого войска Запорожского. При этом жители Переяславля в челобитной отмечали, что, помимо царя, никакого «пана», то есть господина, над ними нет. Царь становится арбитром между сословиями, их корпорациями и отдельными представителями. В общем-то, именно в этом и состояла одна из ключевых функций суверена в обществах той эпохи. В обсуждении правового статуса тех, кто оказывается в юрисдикции войска, перечисляются сословия — шляхтичи, казаки и мещане. Здесь нет не только крестьян, которые в ту эпоху редко где обладали правовой субъектностью, но и духовенства — «первого сословия» традиционного европейского общества.

Жалованные грамоты духовенству киевской митрополии выдавались на права собственности, феодальные права и права духовного суда. При этом сама Киевская митрополия оставалась в составе учредившего ее Константинопольского патриархата. Жалованные грамоты подтверждали все традиционные права и привилегии, апеллируя к соответствующим обязательствам польской королевской власти. Тем самым верхушка украинского казачества не претендовала на качественно иной статус Войска и территории, которую оно контролировало, в сравнении с тем, что они имели в составе Речи Посполитой.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий