Истории детей блокадного ленинграда. 22 ноября 1941 года в ходе блокады Ленинграда начала действовать Дорога жизни — ледовая трасса через Ладожское озеро. В рамках военно-патриотического месячника ребята просмотрели посмотрели документальный фильм «Блокада Ленинграда глазами детей», посвящённый 80-летию со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. История блокады Ленинграда глазами ребенка. Но кому-то надо было, чтобы мы выжили и рассказывали детям в школах, на уроках мужества о жестокой блокаде Ленинграда.
Память сердца: как рассказывают о блокаде Ленинграда современным школьникам
Ребята выполнили тематические задания, посмотрели видеоролик «Блокада Ленинграда глазами детей», после чего состоялось обсуждение просмотренного фильма. К этому знаменательному дню в Степановской сельской библиотеке прошло мероприятие под названием «Блокада Ленинграда глазами детей». В преддверии этого дня студия «Песочные фантазии» при Детской районной библиотеке организовала выставку рисунков «Блокада Ленинграда глазами детей». Дети блокады – это особая категория жителей этого города, которых обстоятельства лишили детства, заставили повзрослеть намного раньше и бороться за выживание на уровне взрослых и умудренных опытом людей. Её сестры, став взрослее, вернулись в родной город, а бабушка навсегда запомнила все ужасы блокады и не смогла вернуться в Ленинград. Дети блокады – это особая категория жителей этого города, которых обстоятельства лишили детства, заставили повзрослеть намного раньше и бороться за выживание на уровне взрослых и умудренных опытом людей.
«Блокадный Ленинград глазами современных детей»
В память об этом дне, 27 января в социально-реабилитационном отделении прошёл просмотр кинофильма «Блокада Ленинграда глазами детей». О жителях блокадного Ленинграда, Дороге жизни и героизме защитников города: в правительстве Ленинградской области открылась выставка лауреатов конкурса рисунков, посвящённых 80-летию прорыва блокады Ленинграда. Дети блокадного Ленинграда (воспоминания разных людей). «К началу войны мне не исполнилось еще и 7 лет.
Чтобы помнили: блокада глазами ребенка
Оба мероприятия посвящены 77-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Учащиеся Рыбинской православной гимназии заняли призовые места в четырёх номинациях. Всего за участие в международной исторической программе дипломы победителей и сертификаты участников получили 38 учащихся и учителей гимназии.
Точно так же тревожно, что слушать тусклую речь они не будут. И показать им, как тебе трудно, тоже нельзя... Часто во время урока раздавался вой сирены, возвещавшей об очередной бомбежке или артобстреле. Ученики быстро и организованно спускались в бомбоубежище, где занятия продолжались. Каждый учитель обычно имел два плана урока: один — для работы в нормальных условиях, другой — на случай артобстрела или бомбежки.
Сайга 09:59 Выставка рисунков "Блокада Ленинграда глазами детей" п. Сайга 27 января в ДК п. Сайга, после проведённого занятия, посвящённого блокаде Ленинграда, ребята рисовали рисунки для выставки "Блокада Ленинграда глазами детей".
Троицкие школьники приняли участие в конкурсе «Блокадный Ленинград глазами детей» 26 января 2023, 14:32 На оценку жюри было представлено более 60 макетов. Сцены быта, сюжеты героических подвигов, «дорога жизни», ежедневный труд и выживание жителей за долгие 872 дня. Мероприятие призвано очередной раз напомнить подрастающему поколению о событиях, происходящих в блокадном Ленинграде. На встречу со школьниками в рамках «Урока мужества» была приглашена дочь защитника Ленинграда Александра Васильевича Есютина — Елена Александровна.
Детские воспоминания блокадников
Выставку рисунков открыли в организации «Жители блокадного Ленинграда». В работах отобразилась суровая обстановка осажденного города. Когда сомкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось 400 тысяч детей. Они были вынуждены с 12-14 лет работать на производствах — становились сборщиками и станочниками, а пионеры носили воду семьям красноармейцев, разносили почту по домам, выступали в госпиталях.
В 1945 году она попала в Тюмень и училась здесь в школе, а в 1946 году вернулась в Ленинград.
Председатель Общероссийской общественной организации содействия развитию педагогических кадров «Всероссийское педагогическое собрание» Валентина Иванова предложила поставить памятник блокадникам на Текутьевском кладбище в Тюмени, а также включить тему блокады Ленинграда в школьную программу. И очень бы хотелось, чтобы мы передали будущим поколениям эту память. Мы благодарны нашим советам ветеранов педагогического труда за огромнейшую работу по увековечиванию роли учительства в тяжелые суровые годы. Я рада, что сегодня наши ветераны выступают лекторами, руководителями музеев и пытаются донести важный материал до молодежи и педагогов», — подытожила председатель Тюменской межрегиональной организации профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации Валентина Худякова.
Руководитель Штаба, глава комитета Тюменской областной думы по социальной политике Ольга Швецова отметила, что очень важно знать историю своей страны, а если есть возможность, услышать ее из первых уст — это вдвойне ценно. Мы всегда рады видеть новых интересных людей, рады предоставить им площадку для проектов и мероприятий. Наши двери всегда открыты», — добавила она.
Именно с этого дня началась моя война. Ежедневно, днем и ночью над городом летали самолеты, сыпались бомбы, велись тяжелые артиллерийские обстрелы. На улицах установили громкоговорители. Мы бегали в бомбоубежище на другой стороне улицы. Дров уже не было, двор был пустой. Улицы перегородили баррикады, и мы, дети, лазали по ним после обстрелов, собирая разноцветные осколки немецких снарядов. Мы их забирали домой и играли с ними, как с конфетами и фантиками от конфет. Мы же голодные были, есть было нечего. Мы воображали, будто едим настоящие конфеты... Взрослые все работали, и я обычно сидела дома одна. На улицу не выпускали. Я играла в магазин: нарезала газеты на «карточки» и подавала их «продавцу» сквозь «окошко» спинку стула со словами: «Дайте мне много-много хлеба! Нам выдавали на день кусочек хлеба, который приходилось делить на три раза — на завтрак, обед и ужин. Мама выдавала один из кусочков, а остальное прятала. Взрослые ходили к сгоревшим Бадаевским складам, собирали там землю, пропитанную сахаром, растворяли ее в воде, отстаивали и поили сладкой «бадаевской» водичкой детей. Очень скоро в доме отключили свет, тепло, водопровод, канализацию. Стало темно и холодно. Ночью закрывали окна черными шторами для светомаскировки. Свечей уже не было — к тому времени их съели. Для освещения использовали коптилку — крохотный фитилек в баночке с какой-то горючей жидкостью. В углу комнаты была большая красивая печка, но топить ее было уже нечем, дров не было. Всем в жилконторе выдали печки-«буржуйки». Топили «буржуйку», чем попало, выставляя трубу в форточку. Все тепло вылетало наружу. В комнате все равно было холодно, только рядом с печкой было чуть теплее. Она остывала быстро. Готовить на ней все равно было нечего, можно было только чайник с водой подогреть. Первая блокадная зима была лютая. За водой мама куда-то ходила с саночками или топила снег. Транспорт весь встал, вмерзнув в лед. Мама с папой ходили на работу пешком и очень уставали. Я сидела дома с тетей, болела и мерзла под одеялом. Секунды блокадного времени - В нашей комнате висела черная тарелка - радио. Оно не выключалось ни днем, ни ночью. Радио очень поддерживало ленинградцев. Работающее радио означало, что город жив, что есть надежда. Когда не было трансляций, из тарелки постоянно раздавались мерные звуки метронома. Если ритм метронома убыстрялся, это означало приближение воздушной тревоги.
Чуть не погибли в «Олимпии» Владимир Евсеев рассказал, что летом 1941 года в городе еще работали кинотеатры. Отец позвал меня в кинотеатр «Олимпия» на фильм «Петр Первый». Этот кинотеатр находился на Международном проспекте сейчас Московский проспект. Во время сеанса вдруг в зале включили свет и нам было сказано немедленно покинуть зал. Оказывается, начался воздушный налет на город и по радио была объявлена воздушная тревога. Народ не соглашался уходить, объясняя, что окна в кинотеатре завешаны и поэтому кинотеатр не может быть целью для бомбардировки. А директор кинотеатра ответил, что если он позволит нам остаться, то его сурово накажут. После этого все разошлись», — рассказал Владимир Евсеев. Они с отцом вышли и остановились в подворотне на 6-й Красноармейской улице. Со стороны Международного проспекта раздался взрыв, земля под ногами содрогнулась. Кто-то прибежал со словами: «Кинотеатр «Олимпия» разбомбили! В феврале 1942 года умерла мама Владимира Евсеева. От голода. По дороге на кладбище, когда мы свернули с Лиговки на Расстанную улицу, я увидел, что не мы одни везем санки с умершим человеком. На похоронах церемоний никаких не было. Могильщики брали покойников за плечи, ноги и кидали в большой котлован», — добавил Владимир Евсеев. Человеческая доброта и жертвенность Лидия Семина родилась 17 сентября 1926 года в Ленинграде. Папа умер незадолго до войны, — рассказала женщина. В 1943 году мы строили баррикады около Московских ворот, ожидая нападения врагов, за что получили статус участников войны. Я получила все возможные медали, связанные с этими временами». В ее воспоминаниях много событий, связанных с человеческой добротой и жертвенностью. Один из них обратил внимание на мои прохудившиеся валенки. Утром я нашла их подшитыми, залатанными и пригодными для носки. Я поняла, что это сделал он, симпатичный добрый молодой человек, который потом не вернулся из разведки, — написала Лидия Семина.
Выставка рисунков"Блокада Ленинграда глазами детей"
Когда началась блокада Ленинграда, во время бомбежек и артобстрелов она с ровесниками дежурила на чердаке дома и тушила зажигательные снаряды. Медленная эвакуация и оставшиеся в городе женщины, большое количество детей, стариков и больных впоследствии создало тяжелое положение в осажденном Ленинграде. дата, в которую наша страна вспоминает о снятии фашистской блокады Ленинграда советскими войсками. Итогом памятной декады стала выставка рисунков «Блокада глазами детей 21 века». Именно, им – детям блокадного Ленинграда, посвящен фильм «Блокада Ленинграда глазами детей», который посмотрели ребята 3 А класса.
Нина Мельникова: воспоминания о блокадном детстве
Каждая — на вес золота. И в каждой своя великая, неизбывная, совсем не детская боль. Процитировать все блокадные записи мы, разумеется, не сможем, но постараемся вспомнить хотя бы некоторые из тех, что дошли до наших дней. Таня Савичева, 11 лет Фото: ТАСС Дневник ленинградской школьницы Тани Савичевой — это, пожалуй, самая известная детская летопись войны, которая уместилась всего на девяти страницах. Когда фашистская Германия напала на Советский Союз, Тане было 11 лет. Она родилась в селе Дворищи под Гдовом, но, как и ее братья и сестры, выросла в Ленинграде. Семья Тани была многодетной: она была пятым и самым младшим ребенком в семье. Отец семейства, Николай Родионович Савичев, был состоятельным человеком: в Ленинграде ему принадлежали пекарня, булочная-кондитерская и даже кинотеатр. Однако в 1935 году Савичева как нэпмана лишили всего имущества и выселили за 101-й километр.
Спустя год Николай Родионович умер от рака. Его семье, несмотря на потерю кормильца, удалось вернуться в Ленинград. Утром девочка вручила ей подарок, а уже вскоре по радио объявили о начале войны. Савичевы стали активно помогать Красной армии, и даже маленькая Таня не оставалась в стороне — собирала бутылки для зажигательных смесей. Но потом в город пришла блокада, а за ней — голод и смерть. Как-то раз Таня обнаружила дома записную книжку Нины, которую ей подарил Леня. Часть книжки была занята записями о различных задвижках, вентилях, клапанах и прочей арматуре для котлов Нина, как и Женя, работала на Невском машиностроительном заводе имени Ленина , а другая половина с алфавитом для записи телефонных номеров и адресов оставалась свободной. В этой книжке Таня впоследствии и вела свой блокадный дневник.
Вскоре там появилась первая запись под буквой «Ж»: «Женя умерла 28 дек в 12. Старшая дочь Савичевых, несмотря на голод и сильное истощение, до последнего дня продолжала трудиться на заводе и сдавать кровь для раненых. Вскоре после нее с работы не вернулась Нина, но в этот раз Таня не стала ничего записывать в дневнике — она верила, что сестра жива. Нина действительно выжила: ее с другими работниками завода в спешке эвакуировали из города прямо с работы. Но Таня этого уже не узнала. Страшные записи продолжали появляться одна за другой«Б»: Бабушка умерла 25 янв. Дядя Леша 10 мая в 4 ч дня 1942 г. Судя по всему, после смерти мамы Таня потеряла надежду на то, что Нина и ее брат Михаил, пропавший без вести, когда-нибудь вернутся живыми.
Последние записи в ее дневнике располагались под буквами «С», «У» и «О». Таня написала: «Савичевы умерли». Через пару лет не осталось и самой Тани. Измученная дистрофией, цингой и туберкулезом, 1 июля 1944 года девочка тихо умерла в доме инвалидов в Горьковской области, уже будучи в эвакуации. Дневник Тани Савичевой после ее смерти нашла вернувшаяся в Ленинград Нина. Сегодня девять листочков, исписанных карандашом, хранятся в Государственном музее истории Санкт-Петербурга, а их содержимое известно во многих странах и продолжает напоминать нам об ужасах войны. Там ее мать умерла, и опекунство над Леной взяла ее тетя — балерина Ленинградского малого оперного театра Елена Бернацкая, которую впоследствии девочка стала называть матерью. Свой дневник Лена начала вести 22 мая 1941 года.
Сначала он был похож на обычные девичьи записки, тон их был бодрым, слог — живым. Но с началом войны, а затем и блокады Ленинграда, характер записей изменился. Лена стала откровенно описывать тяготы жизни в осажденном городе: ужас и голод, постоянные бомбежки, крошечные пайки хлеба и, наконец, смерть самого близкого человека. Вот несколько строк из ее дневника: «Когда я утром просыпаюсь, мне первое время никак не сообразить, что у меня действительно умерла мама. Кажется, что она здесь, лежит в своей постели и сейчас проснётся, и мы будем с ней говорить о том, как мы будем жить после войны. Но страшная действительность берёт своё. Мамы нет! Мамы нет в живых.
Нет и Аки.
Но почти что сразу это почувствовали", — говорит Валентина Трофимовна Гершунина, которую в 1942 году, девятилетней, вывезли с детским домом в Сибирь. Слушая рассказы выросших блокадников, понимаешь: сумев сохранить жизнь, они лишились детства. Слишком много "взрослых" дел пришлось делать этим ребятам, пока настоящие взрослые воевали — на фронте или у станков. Несколько женщин, которых когда-то успели вывезти из блокадного Ленинграда, рассказали нам свои истории. Истории об украденном детстве, о потерях и о жизни — вопреки всему. Я успела поучиться в музыкальной школе, — рассказывает Ирина Константиновна. А в июне началась война".
Ирина Константиновна родилась в православной семье: папа был регентом в церкви, а мама пела в хоре. В конце 1930-х отец стал работать главным бухгалтером технологического института. Жили в двухэтажных деревянных домах на окраине города. В семье было трое детей, Ира — младшая, ее называли кочерыжкой. Папа умер за год до начала войны. А перед смертью говорил жене: "Только береги сына". Сын погиб первым — еще в марте. Деревянные дома сгорели при бомбежках, и семья отправилась к родственникам.
Собрали два больших чемодана, — рассказывает Ирина Константиновна. Как будто наверху чувствовали, что должен быть мороз. В слякоть мы бы вообще не вытянули. А по дороге у нас украли карточки". Вернулась она с температурой и больше уже не встала. Несу ее по коридору, слышу, мама стонет. Она умирала, и это был последний ее крик. Видно, она что-то хотела сказать Ирина Константиновна Так сестры одиннадцати и четырнадцати лет остались вдвоем.
Чтобы получить хоть какие-то карточки, им пришлось идти в центр города — иначе бы никто не поверил, что они еще живы. Пешком — транспорт давно не ходил.
Папа говорит: «Шура, это серьезная война. С такой болезнью «Солитер» — ленточные черви в организме,— прим. Пойду я лучше сам добровольцем.
Если что — хоть вы без хлеба не останетесь». И папа ушел в военкомат добровольцем. Его тут же оформили и забрали. Сводки идут, небо все в аэростатах, похожих на дирижабли, чтобы ловить немецкие самолеты, — рассказывает Евгения Афанасьевна. Матери дают команду эвакуироваться, 3 дня на сборы.
Завод сворачивается. Музеи выво-зят. Дома мама сказала девочкам собрать все необходимое и села связывать пожитки в узелки. И тут возвращается отец… Оказалось, его ранило в районе щеки и шеи. Так как в госпитале мест не было, его отправили лечиться домой в Ленинград.
Естественно, узелки в сторону — все внимание ранам отца. Как только он поправился, снова вернулся на фронт. А завод трамвайный уже уехал. И семья осталась в блокаде… Лишившись работы, мать девочек пошла в ЖАКТ аналог жилищно-коммунального хозяйства, — прим. И каждый день одно и то же: воздушная тревога, вой сирен, днем обстрелы, а ночью самолеты и бомбы летят.
Всю молодежь, а старшей сестре нашей героини Люське уже шел 14-й год, забрали в слежку за шпионами. Из самолета видно, откуда ракета летит, туда, значит, и нужно сбрасывать бомбу. Наши ребята-комсомольцы дежурили постоянно возле продовольственной базы, той самой, откуда арбузы таскали. Там на чердаках стояли бочки с водой и ящики с песком. Прилетает зажигательная смесь, ее хватают клещами и в воду или в песок.
Я ходила хвостиком за Люсей, даже как-то попыталась поднять эти клещи — увы, не смогла, они были очень тяжелые для меня, а ребята справлялись. Дежурили всегда по двое. Был случай, когда выследили шпиона и сдали милиции. Вижу, как сегодня. Никогда этого не забуду… — вспоминает героиня.
Еды остается все меньше и меньше, немцы окружают, холодает. Все, что представляло ценность, с Ленинграда давно вывезли. Выживала семья во многом благодаря тем узелкам и банкам, которые мама до войны собирала.
Размещение Контента на Rutube не является предоставлением пользователям Rutube или иным лицам, получающим доступ к Контентному содержимому канала РИА Новости, права использования контента канала РИА Новости каким-либо способом лицензии. Условия открытых лицензий не применяются к контенту канала РИА Новости. Показать больше.