Главная» Новости» Январь 1918 декрет сов.
Первые преобразования большевиков
СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ РСФСР Декрет от 15 января 1918 года О Рабоче-Крестьянской Красной Армии Старая армия служила орудием классового угнетения трудящихся буржуазией. Но уже в 1918 армия должна была оснащаться танками, пушками, зенитками, самолетами, автомобилями, нужен мощный флот с кораблями разных типов Дилетантское представление, что можно обойтись без профессиональных военных просто наспех собранным ополчением. Главная» Новости» 5 января 1918 гражданская война. 15 января 1918 года Ленин подписывает декрет СНК о создании Красной армии.
Календарь: 15 января 1918 год – в Царицыне началось формирование Красной армии
Декрет СНК РСФСР от 15.01.1918 О Рабоче-Крестьянской Красной армии — Викитека | “ Прошедшая в Петрограде 5 января 1918 г. мирная демонстрация в поддержку Учредительного собрания оказалась расстрелянной Красной гвардией. |
1918 год . Хроника белого террора в России. Репрессии и самосуды (1917–1920 гг.) | от 15 января 1918 года. О Рабоче-Крестьянской Красной армии. Старая армия служила орудием классового угнетения трудящихся буржуазией. |
28 января 1918 года была создана Рабоче-крестьянская Красная армия (РККА) | 15–21 января (28 января – 3 февраля) 1918 года произошло просоветское восстание в Киеве, которое было жестоко подавлено. |
Этот день в истории: 1918 год — Россия перешла на григорианский календарь | 1918. Год издания. Входит в. |
История России ХХ века глазами обывателя - 1918 год | “ Прошедшая в Петрограде 5 января 1918 г. мирная демонстрация в поддержку Учредительного собрания оказалась расстрелянной Красной гвардией. |
Декрет СНК РСФСР от 15.01.1918 О Рабоче-Крестьянской Красной армии
29)января 1918 г. по старому стилю с выступления рабочих Арсенала началось восстание в Киеве против буржуазной Центральной Рады. 15 января 1918 года Ленин подписывает декрет СНК о создании Красной армии. 15 (28) января 1918 г. Совет народных комиссаров принял Декрет о создании Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА) на добровольных началах.
23 февраля или 15 (28) января 1918 г.
15 января 1918 года СНК принял Декрет о создании Рабоче–Крестьянской Красной Армии (РККА). На заседании ЦК ПСР, состоявшемся 3 января 1918 г., было отвергнуто, «как несвоевременное и ненадежное деяние», вооруженное выступление в день открытия Учредительного собрания, предлагавшееся военной комиссией партии. 15 ЯНВАРЯ 1918 ГОД. 21 января Ленин приводит развёрнутое обоснование необходимости подписания мира, огласив свои «Тезисы по вопросу о немедленном заключении сепаратного и аннексионистского мира» (они были опубликованы лишь 24 февраля). 14 февраля 1918 года в Советской России произошел переход с юлианского на григорианский календарь.
Расстрел мирной демонстрации в поддержку Учредительного собрания
Для вступления в ряды Красной армии необходимы рекомендации: войсковых комитетов или общественных демократических организаций, стоящих на платформе Советской власти, партийных и профессиональных организаций или, по крайней мере, двух членов этих организаций. При вступлении целыми частями требуется круговая порука всех и поименное голосование.
Таким образом, силы красных оказались сосредоточены на границе Екатеринославской губернии с Донской областью, контролировавшейся калединской контрреволюцией Донбасс как экономический регион был разделен между этими административными единицами. Триумфальное шествие Советской власти [ Вернуться в начало ] 9 января 1918 года 27 декабря 1917 г. Советскую делегацию отныне возглавляет нарком по иностранным делам Л. Большинство на съезде составляли правые эсеры, представлявшие зажиточное крестьянство, однако на съезде присутствовала рабочая группа, выступавшая против сотрудничества с Калединым и вышедшая на контакт с большевиками.
Генерал Гофман, представлявший германское военное командование, в ответ заявил, что Германия отказывается вывести войска с оккупированных территориях, на которых самоопределение и создание местных правительств без нее якобы невозможно. В Петрограде был арестован румынский посланник Диаманди и сотрудники румынского посольства. Автомобиль Ленина, возвращавшегося с митинга, был обстрелян террористами. От ранения или гибели Ленина спас швейцарский социалист Фриц Платтен, среагировавший на выстрелы и пригнувший голову Ленина. Владимир Ильич выступал на многолюдном митинге в Михайловском манеже.
Вместе с ним на митинге были Мария Ильинична, сестра Владимира Ильича, и швейцарский социалист Фридрих Платтен, сопровождавший Ленина еще при его возвращении из Швейцарии в Россию после Февральской революции. Едва все трое сели после митинга в машину и машина тронулась, как загремели выстрелы. Платтен, мужчина рослый, здоровый, схватил Владимира Ильича за плечи, пригнул к сиденью и закрыл собственным телом. Шофер дал полный газ, и машина умчалась. Никто из пассажиров, кроме Платтена, не пострадал, да и Платтен отделался легким ранением: пуля поцарапала ему руку.
Но кузов машины был прострелен в нескольких местах. Произошло это незадолго до открытия Учредительного собрания. Вот тут уж не посчитались с мнением Ильича и организовали надежную охрану, особенно когда Ильич поехал на заседание Учредительного собрания. Охрана Смольного все эти дни находилась в полной боевой готовности. Посты были усилены, количество постов увеличено, отпуска в город сотрудникам охраны отменены.
Он предложил приурочить день рождения Красной Армии к другому празднику — Дню красного подарка. Это было что-то вроде благотворительной акции, инициированной ВЦИК: в этот день население должно было жертвовать подарки для красноармейцев. Однако 17 февраля, на которое был запланирован праздник, выпало на понедельник, поэтому и День красного подарка, и День Красной Армии решено было отметить в ближайшее воскресенье, то есть 23 февраля.
Газета «Правда» сообщала: "Устройство Дня красного подарка по всей России перенесено на 23 февраля. В этот день по городам и на фронте будет организовано празднование годовщины создания Красной армии, исполнившейся 28 января". Празднование первой годовщины создания Красной Армии в Пскове в 1919 году.
Доклад «О строительстве Красной Армии». Докладчик — Л. Троцкий 47.
Резолюция о Красной Армии и Красном Флоте. Съезд Советов призывает развить до конца систему приписки воинских частей к местным и центральным Советским органам, ожидая от этого самых благотворных последствий, как для укрепления связей Красной Армии с трудящимися города и деревни, так и для повышения внутренней спайки и политической сознательности красноармейских частей и для всемерного облегчения условий их существования». О 4-й годовщине Красной Армии.
В согласии с постановлением 9-го Всероссийского Съезда Советов о Красной Армии Президиум Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета обращает внимание Исполнительных Комитетов на наступающую годовщину создания Красной Армии 23-то февраля и необходимость использования этого праздника для дальнейшего укрепления боевой мощи Армии и усиления неразрывной спайки её с трудящимися массами. Этот день должен лишний раз выявить любовное и бережное отношение местных органов Советской власти к нашей Армии и их неустанное стремление к ею материальному и духовному совершенствованию. Празднование годовщины проводится согласно прилагаемой инструкции по соглашению с местным командованием.
Председатель Реввоенсовета Лев Троцкий устроил в этот день военный парад на Красной площади, заложив тем самым традицию ежегодного всенародного торжества.
Источник: Маяковский В. Видео: Материалы предоставлены Киноархивом www. Я знал от товарищей, что кафе действует. МаяковскийПоэт-футурист там бывает всегда. Трамваи, работавшие с перебоями, окончательно иссякали часам к девяти. Постояв у Смоленского рынка, я двинулся на Тверскую пешком. Город освещался слабо. Подъезды наглухо заколочены. Изредка проскальзывали сани, подскакивая, торопился автомобиль.
Кафе помещалось на Настасьинском. Криво сползающий вниз переулок глубоко уходил в темноту. Фонарь дремал на стержне, воткнутом в стену. Под ним — низкая деревянная дверь, прочно закрашенная в черное. Красные растекающиеся буквы названия.
Январь 1918 года
Как это было в январе 1918-го | 29 января 1918 года началось Январское вооруженное восстание рабочих и революционных солдат против контрреволюционной Центральной Рады в Киеве Похороны в братской могиле погибших во время Январского восстания рабочих в Мариинском парке Трудящиеся Киева. |
Январское восстание в Киеве: egor_23 — LiveJournal | 10 января 1918 года – III Всероссийский съезд Советов Мы открыто провозгласили то, чего ни одно правительство провозгласить не могло. |
23 февраля или 15 (28) января 1918 г.
Центральная Рада требования отклонила. С вечера в городе возобновились вооруженные столкновения. Главные силы восставших сосредоточивались вокруг «Арсенала» на Печерске, очаги восстания с отдельным руководством возникли также на Шулявке, Демеевке, Подоле. Восставшие захватили железнодорожную станцию Киев-товарный, мосты через Днепр, Киевскую крепость и несколько складов оружия.
Вместе со всем стомиллионным православным населением собрание горячо протестует против упомянутых декрета и распоряжений и настоятельно требует согласования декрета с истинным пониманием свободы совести и отмены всех распоряжений, противоречащих последней. В Комиссариат финансов 409 Согласно Декрета от 23 января с. При ликвидации имущественных прав церквей и монастырей на недвижимое имущество практические указания дает Закон о социализации земли 410 и инструкция к нему, при ликвидации же прав церквей и монастырей на капиталы и вклады в кредитных учреждениях каждый совдеп действует по своему разумению, причем в иных местах церковные капиталы конфискуются, в иных они расходуются совершенно противозаконно церковными обществами, но под контролем Советской власти, а в иных местах как, по некоторым данным, в Сергиеве совдеп постепенно выбирает монастырские капиталы, обратив быв.
VIII отдел Народного комиссариата юстиции препровождает при сем разрабатываемую отделом Инструкцию по проведению в жизнь декрета от 23 января с. Заключение Комиссариата финансов желательно получить не позднее 5 июля с. Раздел второй. В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы совести церковь отделяется от государства и школа от церкви, а свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами. РСФСР предоставляет право убежища всем иностранцам, подвергающимся преследованию за политические и религиозные преступления. Раздел четвертый.
Глава тринадцатая. Активное и пассивное избирательное право Ст. Не избирают и не могут быть избранными хотя бы они входили в одну их выше перечисленных категорий: а лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли; б лица, живущие на нетрудовой доход как то: проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т. Конституция основной закон Российской Социалистической Федеративной Республики. Из отчета Нижегородской губернской ЧК о позиции духовенства по отношению к Декрету об отделении церкви от государства 19 июля 1918 г. Выписка из отчета о деятельности Нижегородской губернской Чрезвычайной комиссии 414 К расстрелу епископа Лаврентия и протоиерея Порфирьева 415 У нас наше нижегородское духовенство с первых же дней октябрьской революции определенно стало в ряды оппозиции.
На издание Декрета об отделении церкви от государства оно реагировало самым энергичным и упорным противодействием к проведению его в жизнь, принимая к этому различные меры. Меры эти вырабатывались высшей духовной властью православной церкви и препоручались низшей братии, а высшая пропагандировала его в народе, сея смуты, вызывая народный бунт и восстание. Одна из таких мер — воззвания. Еще слишком мало в массе сельского крестьянства культуры и света, еше слишком мало в ней самосознания. Этой темной массе, только еше просыпающейся, только еще начинающей жизнь, не под силу разобраться во многих вопросах, выдвигаемых революцией. Находясь веками под влиянием и гнетом духовенства, она и по сей день, к великому своему несчастью, верит всякому церковному вздору, боится «страшного суда», а развратного преступного негодяя в золотой ризе и брильянтовой митре вроде архимандрита Августина 416 на голове — считает непогрешимыми святителями и слепо ему подчиняются.
Главными врагами революционного народа, верховодами контрреволюционной деятельности духовенства являются попы-феодалы и буржуа, разные преосвященные и преподобные. Лишенные всех былых привилегий, лишенные громаднейших угодий и миллионами доходов, они все силы напрягают к тому, чтобы путем своего влияния на народ, путем провокации и запугиваний создать смуту, вызвать контрреволюционные восстания, свергнуть власть Советов народных комиссаров и восстановить прежнее царство — царство черной рясы, нагайки и капитала. Вот в чем обвиняется духовенство, вот за какие вины оно расстреливается, и вот в чем обвиняется и за что расстрелян епископ Лаврентий. В частности, епископ Лаврентий, вместе с ним и протоиерей Порфирьев, обвинялись в распространении по губернии особого воззвания с призывом к народу восстать против Декрета об отделении церкви от государства, другими словами — восстать против Советской власти. Текст воззвания был выработан собранием духовенства Нижегородской епархии истекшим летом. Воззвание закреплено подписью как Лаврентия, так и Порфирьева.
Приходы в этом случае не только не пришли на помощь и защиту обиженному духовенству, но во многих местах еще и со своей стороны причинили ему большие материальные утеснения и лишения. К такому положению сельского духовенства нельзя относиться безучастно, оно не должно быть безразлично для прихожан. Угнетая и принижая духовенство — оно должно быть унизительно для прихожан». Далее уже начинается призыв к восстанию: «Епархиальное собрание призывает народ возвратить причтам отнятую у них землю и восстановить в полной мере все нарушенные в революционное время способы их материального обеспечения. Этого требует справедливость, долг совести и чести. Пусть же все приходы Нижегородской епархии откликнутся на призыв епархиального собрания и примут на себя заботу о причтах возвратить им всю отнятую церковную и надельную землю, равно как и все прочее, отнятое или нарушенное в революционное время».
Заканчивается это воззвание смиренных отцов такими перлами контрреволюционного призыва: «И вы, православные христиане, спешите на помощь своей матери-церкви, она взывает к вам о помоши. Все откликнитесь на зов церкви. Посему облечемся во всеоружие, чтобы смело, безбоязненно выйти на дело. Президиум епархиального собрания верит и надеется, что к 1-му сентября старого стиля все предварительные работы на местах будут исполнены». Такое воззвание не требует комментарий, так как его смысл слишком ясен и определен. Когда эти воззвания попали в руки Чрезвычайной Комиссии, творцы его в лице подписавшихся епископа Лаврентия и протоиерея Порфирьева были немедленно арестованы.
Свою подпись оба негодяя не отвергли. Правда, Лаврентий старался уверить, что, подписывая воззвание, он его не читал. Когда же этому уверению следственная комиссия не придала значения, совершенно не допуская мысли, что епископ, председатель собрания целой епархии, подписывая столь важный политический документ, как воззвание к народу, с призывом «облечься во всеоружие и выступить против революции, захватившей синодские капиталы», — подписал, не ознакомившись с его содержанием. Понял наивность своей реабилитации таким путем и сам Лаврентий и при дальнейших опросах дал объяснение в том смысле, что воззвание имело ввиду дать характер братского призыва и редакция принадлежит не ему, а секретарю собрания Юманову. Готовое воззвание, пояснял Лаврентий, было лишь дано мне и протоиерею Порфирьеву на подпись. Соответствовали ли слова воззвания моменту, переживаемому Советской Республикой, в том я себе ясного отчета не давал.
Объясняется это тем, что я за множеством дел не мог вникнуть в сущность каждой буквы этого воззвания. Но можно ли верить такому наивному объяснению? Возбуждать народ к восстанию в тот момент, когда гул чехословацких и белогвардейских орудий доносился и до Нижнего, когда ярославские попы и монахи, «облеченные» пулеметами и винтовками, обсыпали пулями защитников народной свободы 417 , когда всюду кипела напряженная работа, когда крестьянские массы были на распутье под влиянием провокации кулаков и интеллигенции! Ясно, что переживаемый Советской Республикой момент был учтен творцами воззвания. То обстоятельство, что воззвание было выпущено в столь тяжелый критический момент, еще больше, еще сильнее отягощает вину как Лаврентия, так и Порфирьева, потому что их имя благодаря высокому положению в сфере верующей народной темной массы, бесспорно могло бы иметь большое влияние. И это уже сказалось в городе Балахне, где под влиянием воззвания, подписанного епископом, вспыхнул было бунт на религиозной почве.
Местное духовенство, опираясь на воззвание своего епископа, созвали народ набатным звоном и убеждали его отстаивать права церкви, не подчиняясь Декрету об отделении ее от государства. Подстрекаемая попом толпа, главным образом женщины, стала кричать и о разгроме Советов. Только благодаря своевременно подоспевшему отряду милиции и местного гарнизона загоравшийся бунт быстро ликвидировали. Вот конкретный факт результата воззвания, и таких было еще несколько в других местах губернии. Делопроизводитель 418 ГА РФ. Этот декрет был необходим, чтобы прекратить всякие гонения за веру и всякие стеснения в целях веры.
Каждый может верить, как хочет, и никого нельзя заставить приносить жертвы в пользу той веры, которую он не считает правильной. Нельзя принуждать христианина жертвовать на мечеть или синагогу, но нельзя также принуждать иноверца жертвовать на христианский храм. При взыскании налогов не спрашивают, кто чему верит. Поэтому и расходование налогов не может идти на дела веры. В делах общественных и государственных участвуют люди всякой веры, поэтому нельзя сопровождать эти дела религиозными обрядами и церемониями. В школах учатся дети всякой веры на средства, получаемые от людей всякой веры.
Поэтому в школах не место для обучения религии. Это обучение может производиться особо. Записи о браке и разводе, о рождении и смерти имеют юридическое значение для всякого общества и должны производиться в гражданских учреждениях, но, конечно, религиозным обществам не запрещается вести свои записи лиц, принадлежащих к этим обществам. Однако, эти записи не могут быть ни для кого обязательными. Поэтому, между прочим, в городах и селах должны быть немедленно отведены места под кладбища для лиц, не принадлежащих ни к какому религиозному обществу гражданские кладбища. Конечно, похороны на церковных кладбищах не могут быть запрещены, но они не обязательны ни для кого.
Далее в декрете указано, что никакие церковные и религиозные общества не имеют права владеть собственностью, и все их имущество объявляется народным достоянием. Ведь эти имущества образовались тогда, когда не было свободы веры, и многие неверующие или иноверцы понуждались жертвовать на дело чужой веры. Особенно на православную церковь было много таких принудительных сборов и пособий от казны, городских, земских и сельских учреждений. При церквах образовались большие капиталистические имущества. Духовенство превратилось в помещиков, домовладельцев и капиталистов, эксплуатирующих трудовой народ. Революция уничтожает всякую эксплуатацию человека человеком, хотя бы эксплуататор ходил в церковном одеянии.
Революция вернула землю от помещиков к народу. Должна отойти к народу и земля от церковных помещиков — от церквей, монастырей, архиерейских домов и т. В пользовании церквей могут остаться только те земельные участки, которые необходимы для религиозной цели земля под церковью, под часовней и т. Вся прочая земля возвращается сельским и городским обществам. И Советы депутатов должны немедленно изъять из церковного пользования те участки земли, которые служат для извлечения дохода. Участки же под церковным двором могут оставаться в пользовании церкви, но с тем, чтобы они не застраивались и были открыты для общего пользования например, для детских игр, для гулянья или отдыха и т.
Принадлежащие церкви и монастырям всех вероисповеданий дома и лавки, построенные для извлечения доходов, немедленно со всеми доходами переходят в распоряжение Советов. Монастырские жилые помещения приспособить для увечных, стариков и т. Что же касается домов, в которых живут только лица, служащие при церкви, то их можно оставить в пользовании этих лиц и даже первое время бесплатно, так как квартирная плата за них может не окупить хлопот.
А родилась Красная армия в начале 1918 года. В уездном городе Царицыне новые власти начали формирование частей Красной армии 15 января 1918 года. В городе было большое число пленных немцев, австрийцев, поляков, венгров и прочих европейцев. Собственно, они и стали основой Красной армии.
Заверенная копия. Приказ командующего Псковскими отрядами И. Доклад сотрудника отдела формирования и обучения войск Всероссийской Коллегии по формированию Красной Армии В. Докладная записка агитатора — организатора Г. Письмо крестьян с.
Статья генерала Соболева в газете "Правда" к 100-летию создания Рабоче-Крестьянской Красной Армии
Глава: 15 Января 1918г – декрет о создании Рабоче-Крестьянской Красной Армии (ркка). 29 января 1918 года началось Январское вооруженное восстание рабочих и революционных солдат против контрреволюционной Центральной Рады в Киеве Похороны в братской могиле погибших во время Январского восстания рабочих в Мариинском парке Трудящиеся Киева. 15 (28) января 1918 г. Совет народных комиссаров принял Декрет о создании Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА) на добровольных началах. 1.15. Письмо члена Священного Собора протоиерея Петра Миртова председателю Собора Патриарху Тихону об организации крестного хода в Москве в январе 1918 г.
28 января 1918 года была создана Рабоче-крестьянская Красная армия (РККА)
Главная» Новости» 5 января 1918 гражданская война. 15 января 1918 года СНК принял Декрет о создании Рабоче–Крестьянской Красной Армии (РККА). Уже 1 января 1918 года генеральный консул Японии во Владивостоке запросил правительство о присылке военных кораблей. 15 января 1918 года СНК принял Декрет о создании Рабоче–Крестьянской Красной Армии (РККА). 15 января 1918 года ВЧК приняла Декрет о создании Рабоче-крестьянской Красной армии, а уже 29 января был создан Красный флот.
Декрет об организации Рабоче-Крестьянской Красной Армии 15(28) января 1918 г.
Москвы, имея в виду состоявшееся постановление Высшего Церковного Управления о поручении члену Собора Н. Кузнецову обратиться с представителями московских приходов к прибывшим в Москву представителям нынешней власти с протестом против отобрания разного рода церковных имуществ, в том числе и капиталов, и с требованием возврата их, и признавая необходимым исчерпать все способы для возвращения насильственно отнимаемого церковного достояния, признать необходимым принять участие в исполнении возложенного на Н. Кузнецова поручения, уполномочив исполнительное бюро составить таковое представительство из одних мирян, входящих ныне в состав временного совета. Постановлено: Предложить Собору уполномочить членов Собора А.
Самарина, Н. Малыгина и А. Июдина совместно с членом Собора Н.
Кузнецовым и уполномоченными от Совета объединенных приходов г. Москвы заявить прибывшим в Москву представителям нынешней власти протест против отобрания церковного достояния и ходатайствовать о сохранении за церковными учреждениями принадлежащего им имущества 356. Марта « » дня 1918 г.
ГА РФ. Заявление делегации Священного Собора по переговорам с СНК по вопросам церковно-государственных отношений 27 марта 1918 г. Мы, нижеподписавшиеся члены Всероссийского Церковного Собора, представители всего 358 православного русского народа и выборные православных приходов, посланы к Вам Священным Собором, Святейшим Патриархом, Священным Синодом и Высшим Церковным Советом, чтобы от имени православного русского народа сказать вам слово правды о распоряжениях ваших, касающихся Православной Русской Церкви.
Находясь в живом общении с православным населением России, мы хорошо знаем, какое единодушное чувство глубокого и сердечного возмущения вызвали во всех преданных Церкви православных людях изданный вами Декрет о свободе совести и все распоряжения ваши, коими Церковь стесняется в своей жизни и лишается своего достояния. На все это православный народ смотрит и не может смотреть иначе, как на тяжкое и ничем не вызванное с его стороны оскорбление его религиозного чувства и как на действия, самым вопиющим образом нарушающие ту свободу совести и те начала нелицеприятной справедливости и равноправия, которые вы сами провозглашаете. Такое настроение народа, такое естественное и даже неизбежное, растет и ширится вместе с постепенным уяснением в народном сознании смысла вашего декрета и с каждым новым актом насилия над Церковью, ее верными служителями и чадами.
И если для вас безразлична судьба Православной Русской Церкви, которая участвовала в самом строении государства и целые века составляла для народа 359 основу религиозной и нравственной жизни, то да будет ведомо вам, что религиозное успокоение 100 млн православного русского народа, без сомнения необходимое и для государственного блага, может быть достигнуто не иначе, как отменой всех распоряжений, посягающих на жизнь и свободу народной веры 360. Подлинное заявление представителей этой комиссии передано 14 27 марта 1918 г. Самариным, Н.
Кузнецовым , Н. Малыгиным и A. Июдиным и представителями приходов М.
Корякиным, С. Ковалевым и С. Мечевым, подписавшими подлинное заявление.
Самарин 361 Помета: В Малый Совет. Там же. Заверенная копия.
Удостоверение члена Священного Собора Н. Кузнецова в качестве делегата для переговоров с СНК 31 марта 1918 г. Малыгиным и А.
Июдиным и тремя представителями от приходов г. Москвы войти в переговоры с Советом народных комиссаров по делам, касающимся Православной Церкви 362. Председательствующий Митрополит Арсении Помета: Выдан 15 28 мая 1918 г.
Сообщение прихожан храма Преображения Господня с. Спаса Нерехтского уезда Костромской губ. Ленину о неприемлемости Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви 15 марта 1918 г.
Телеграмма Обсудив Декрет об отделении церкви от государства на приходском собрании, постановили единогласно выразить декрету порицание, к руководству его не принимать. Все прихожане села Спасского Нерехтского уезда Костромской губернии. Сычевке Смоленской губ.
Март 1918 г. Цель этого крестного хода была — выражение протеста против Декрета об отделении церкви от государства. Перед молебном протоиереем Соколовым было прочитано воззвание патриарха Тихона 367.
Однако создать что-либо грандиозное не удалось. Во-первых, потому, что большая часть граждан города не знала об устройстве хода, не будучи извещена об этом заранее, и пошли на площадь только те, которые были в храмах. Во-вторых, по мере приближения к площади толпа таяла, так как у всех в памяти был гжатский крестный ход в г.
Гжатске Смол[енской] губ. Организаторы этого хода: протоиереи Иван Соколов и Петр Смирягин впоследствии были арестованы, и первый просидел в тюрьме 6 недель, а второй — 10 дней. В настоящее время нынешняя власть, исходя из иного принципа, устанавливающего полное отделение Церкви от государства, издала декрет, названный Декретом о свободе совести.
Но даже стоя на таком принципе, Совет народных комиссаров в целом ряде статей декрета резко нарушает и свободу совести, и внутреннюю свободу Церкви: 1. Когда запрещается безусловно преподавание Закона Божия не только в государственных, но и в общественных и даже в частных учебных заведениях, вопреки желанию родителей, принимающих оплату труда законоучителя на свой счет, есть несомненный факт насилия над частными лицами и, в сущности, над самим народом и полное нарушение свободы совести граждан, а воспрещение преподавания Закона Божия в школах церковных, готовящих будущих пастырей Церкви, есть уже явное гонение на Церковь. Исходя из понятия о государстве безрелигиозном, декрет мог бы лишь ограничиться прекращением отпуска государственных средств на вознаграждение законоучителей и требованием, чтобы Закон Божий в школах общеобразовательных, не специально-церковных, не преподавался принудительно.
Конечно, и такой порядок, мы говорим это с полной уверенностью, не обеспечивал бы еще школе того характера, который соответствует взгляду громадной части православного русского народа, но, по крайней мере, порядок этот не был бы явным нарушением принципа свободы совести. Религия есть, конечно, область духа, но Церковь на земле не может быть без известных вещественных форм, и потому она необходимо должна располагать правом иметь движимое и недвижимое имущество и пользоваться всеми правами юридического лица. Приравнивая Церковь ко всяким частным обществам и союзам, декрет в то же время запрещает ей получать пособия не только от государства, но даже и от местных автономных и самоуправляющихся установлений, и лишает ее и церковные и религиозные общества права юридического лица.
Здесь опять несомненный акт насилия над свободой совести и явное умаление прав Церкви, признаваемой народными комиссарами свободной. Если местное учреждение автономно и способно самоуправляться, неужели можно назвать иначе, как насилием над свободой совести народа, воспрещение такому учреждению давать субсидию Церкви и ее установлениям; а лишая церковные и религиозные учреждения права иметь, приобретать и отчуждать собственность, разве декрет не открывает прямого гонения на Церковь , унижая ее по сравнению со всяким, иной раз даже маловажным частным обществом и союзом. Итак, даже стоя на основе полного отделения Церкви от государства, декрет должен бы признать за Церковью и ее учреждениями все права юридического лица, а все церковные имущества и капиталы должны оставаться неприкосновенными в распоряжении Церкви и ее установлений, т.
Это тем более справедливо, что церковные имущества создавались, главным образом, самим народом, который нес свою посильную жертву именно Церкви, на ее нужды, в ее непосредственное ведение и распоряжение. Приход есть союз церковный, и смысл такого союза в единении православных прихожан именно вокруг своего храма; но если даже держаться иной точки зрения, то приход как всякое частное общество не может не пользоваться правом юридического лица. Независимо от этих общих соображений, мы считаем необходимым остановиться отдельно на некоторых наиболее важных для Церкви и верующего народа действиях и распоряжениях власти в настоящее время: 1 почти пять месяцев православные москвичи и все приезжающие в Москву лишены возможности удовлетворять свое религиозное чувство посещением Московского Кремля с его чтимыми храмами и Святынями.
Такое стеснение свободы православного народа вызывает большое недовольство, которое растет и ширится. Это народное чувство, несомненно, примет еще более определенное и, может быть, даже резкое выражение, если в дни Страстной и Пасхальной недели, когда обычно кремлевские храмы бывают переполнены народом, доступ в них будет стеснен. Созданные и хранимые до сих пор верующим чувством православных русских людей эти Святыни должны остаться в полном их распоряжении.
Возникшее в 1917 г. Православное братство ревнителей Святынь Московского Кремля сумеет, конечно, при справедливом к нему отношении государства, совместно с братствами отдельных соборов охранить их и как чтимую народом Святыню, и как ценный исторический памятник. Если Совет народных комиссаров действительно желает, не посягая на народную совесть, обеспечить Церкви ее внутреннюю свободу и тем дать ей возможность выполнения ее задач, то он должен немедленно успокоить религиозное чувство православного русского народа, удовлетворив вышеизложенные требования, нами от его имени заявленные.
Члены Священного Собора: А. Самарин, Н. Малыгин, А.
Июдин, Н. Кузнецов Представители приходов: С. Ковалев, С.
Менее, М. Корякин Помета: Передано в Совет народных комиссаров 6 19 апреля 1918 г. Член Собора А.
Определение Священного Собора о мероприятиях, вызываемых происходящим гонением на Православную Церковь 18 апреля 1918 г. Установить возношение в храмах за богослужением особых прошений о гонимых ныне за православную веру и Церковь и о скончавших жизнь свою исповедниках и мучениках. Совершить торжественные моления: а поминальное об упокоении со святыми усопших и б благодарственное о спасении оставшихся в живых.
Примечание: таковые моления совершены соборным служением: заупокойное в храме духовной семинарии 31 марта и молебное в храме Христа Спасителя 1 апреля. Установить во всей России ежегодное молитвенное поминовение всех усопших в нынешнюю лютую годину гонений исповедников и мучеников в день 25 января или в следующий за сим воскресный день вечером. Устроить в Радоницу во всех приходах, где были скончавшие жизнь свою за Веру и Церковь исповедники и мученики, крестные ходы к местам их погребения, где совершить торжественные панихиды с прославлением в слове священной их памяти.
Преподать благословение от Священного Собора всем исповедникам. Обратиться к Святейшему Патриарху с просьбою о выдаче благословенных патриарших грамот пострадавшим за Веру и Церковь.
Каледин , Кубани полк.
Филимонов , Оренбурга полк. Дутов заявили о непризнании Сов. Центральная рада объявила себя верх.
К сер. Рада распространила свое господство на значит. В нояб.
Опираясь на националистич. В Белоруссии против Советского правительства выступила Белорусская рада, пытавшаяся опереться на формировавшийся в Белоруссии польск. Довбор-Мусницкого до 25 т.
В Туркестане и Сибири образовался ряд местных контрреволюционных правительств. Все эти силы были инициированы и активно поддержаны странами Антанты, стремившимися создать из них общий фронт. В ноябре в Яссах состоялось совещание военных представителей Антанты и командования Рум.
Англия и Франция заключили соглашение о р-нах будущих операций брит. В зону Англии вошли Кавказ, Закаспийская обл. Сибирь и Д.
Антанта готовила интервенцию в юж. Не забыли интервенты и про север России. По единому плану Верховного военного совета Антанты на Севере высаживается десант союзников, который вместе с уже находившимися там интервентами превысил 20 тыс.
Под их защитой позднее появляется белогвардейское правительство Чайковского. По неполным данным, только на содержание своих войск — без флота и помощи белым силам — США истратили свыше 25 миллионов долларов. В августе 1918 г.
Интервенты объявили военное положение, ввели военно-полевые суды, за время оккупации они вывезли 2686 тысяч пудов разных грузов на общую сумму свыше 950 миллионов рублей золотом.
Вот тут уж не посчитались с мнением Ильича и организовали надежную охрану, особенно когда Ильич поехал на заседание Учредительного собрания. Охрана Смольного все эти дни находилась в полной боевой готовности. Посты были усилены, количество постов увеличено, отпуска в город сотрудникам охраны отменены. В день открытия Учредительного собрания Бонч-Бруевич, управляющий делами Совнаркома, позвонил мне по телефону и передал распоряжение Ленина: поставить всю охрану под ружье, выкатить пулеметы, самому неотлучно находиться в Смольном.
Так я и не попал на открытие Учредительного собрания. И охрану Ильича в Таврическом дворце, где заседала Учредилка, поручили не нам, а кому-то другому. Впрочем, даже после покушения Ленина как следует охраняли недолго, считанные дни. Потом он решительно запротестовал и настоял, чтобы охрану убрали. Опять Владимир Ильич ходил и ездил по Петрограду без охраны.
Ленина, один из основателей коммунистической партии Швейцарии. Ленина принял постановление об организации вооружённых отрядов при ВЧК, предназначенных для выполнения заданий чрезвычайных комиссий, охраны правительственных учреждений, борьбы с бандитизмом, поддержания революционного порядка в стране. ВЧК приняла решение иметь в своем распоряжении 30 красногвардейцев для несения караульной службы. Затем, в течение первой половины 1918 г. Каждый поступавший на службу в вооруженные отряды ВЧК должен был иметь рекомендации от двух большевиков.
Корпус войск ВЧК, ставший впоследствии основой для формирования внутренних войск России, в феврале 1919 г. Принятые на службу ходили в той одежде, какая у них имелась,. Настоятельно рекомендовалось носить одежду военных образцов. Предметы одежды и снаряжения, принятые в органах и войсках ГПУ, отличались от красноармейских только расцветкой декоративных элементов и отдельными деталями одежды. На рисунке: образцы одежды военнослужащих войск ВЧК.
Гамарник, А. Иванов, И. Крейсберг, И. Смирнов и др. В каждый район города назначались партийные организаторы: на Шулявку — В. Довнар-Запольский и Д. Стогний, на Подол — А.
Сивцов и т. Реуту поручили организацию снабжения повстанцев продовольствием и боеприпасами. Для оперативного руководства восстанием был создан штаб, разместившийся на ул. Васильковской до недавнего времени — Красноармейская. Исполком Киевского Совета рабочих депутатов, советы профсоюзов и фабзавкомов города 15 28 января обратились к рабочим и солдатам с призывом подняться на борьбу против Центральной Рады: «Чаша долготерпения украинского народа переполнилась. Наглеющая с каждым днем контрреволюция, свившая себе прочное гнездо в Киеве под прикрытием Центральной рады, дошла до того предела, когда нельзя уже дальше терпеть этого… Пришла пора и украинскому народу — украинским рабочим, крестьянам и солдатам — свергнуть господство панов и взять всю власть в свои руки, как давно сделали это их русские братья. Настал час, когда и на Украине вся власть должна перейти в руки Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов Украины».
Группа вооружённых рабочих. Киев, январь 1918 года Восстание началось в 3 часа ночи 16 29 января 1918 года выступлением на заводе «Арсенал». К нему присоединились рабочие других предприятий города, часть солдат из Богдановского командир Кисель и Шевченковского полков прапорщик А. Порт , 450 революционно настроенных солдат украинизированного полка имени Сагайдачного первый курень во главе со штабс-капитаном Мищенко , пулеметчики Волынского полка, солдаты 3 авиапарка и понтонного батальона, красногвардейцы Демиевского снарядного завода, рабочие мастерских Днепровского пароходства. Утром 16 29 января представители Киевских советов рабочих и солдатских депутатов вручили Центральной Раде требование восставших передать власть советам. Центральная Рада отклонила их. С вечера в городе возобновились вооруженные столкновения.
Главные силы восставших сосредоточивались вокруг «Арсенала» на Печерске, очаги восстания с отдельным руководством возникли также на Шулявке, Демиевке, Подоле. Восставшие заняли железнодорожную станцию «Киев-товарный», мосты через Днепр, Киевскую крепость и несколько складов оружия. Красногвардейцы Подола во главе с Алексеем Сивцовым и Кузьмой Васильковским захватили Старокиевский полицейский участок, достигли Софиевской площади и, продвигаясь вперёд, завязали бой в районе гостиницы «Прага» на Большой Владимирской улице. До Педагогического музея, где размещалась Центральная Рада, оставалось только два квартала. От Политехнического института успешно наступали красногвардейцы Шулявки во главе со Всеволодом Довнар-Запольским. Борьба шла в районе железнодорожных мастерских, где действовали боевки левого эсера машиниста Аркадия Дзедзиевского и большевика Миколы Патлаха, у снарядного завода, где воевала Красная гвардия Демиевки во главе с плотником Василем Боженко. Центральная Рада оказалась неспособной навести порядок в столице.
В городе почти не было лояльных ей войск, против восставших воевали лишь отдельные подразделения Богдановского, Полуботкивского, Богунского полков, а также Галицко-Буковинский курень сечевых стрельцов, «Вольные козаки» и даже две польские части: Лыцарский отряд полковника Юлия Руммеля и Партизанский отряд Северина Айзерта, сформированные местными «для защиты имущества польских граждан». Часть войск выступила на стороне большевиков, большинство — держали нейтралитет. В Киеве находилось до 20 тыс. Поэтому Центральная Рада предложила восставшим начать переговоры. Тяжёлое положение защитников «Арсенала», отрезанных от других районов города, оставшихся без продовольствия и медикаментов, заставило ревком пойти на переговоры. Воспользовавшись передышкой, гайдамаки перегруппировали свои силы и вновь перешли в наступление на «Арсенал». Захватив тяжёлую артиллерию, расположенную на левом берегу Днепра, националисты открыли огонь по Арсеналу и под прикрытием бронеавтомобилей несколько раз атаковали его защитников.
Положение арсенальцев осложнилось после того, как солдаты понтонного батальона, не выдержав напора, сдались, что открыло один из флангов обороны завода. Под натиском превосходящих сил противника со стороны Куренёвки и от гостиницы «Прага» были вынуждены отступить подольские красногвардейцы. Стены «Арсенала» со следами пуль и осколков во время штурма 21 января 3 февраля 1918 года Обескровленные пятидневными боями, при полном отсутствии боеприпасов и продовольствия, защитники «Арсенала» не могли удерживать оборону и решили подземными ходами уйти с территории завода. Более 200 человек остались прикрывать их отход. После кровопролитного штурма он был взят войсками Петлюры утром 22 января 4 февраля.