территориального деления нашей страны началось с 1917 г. 7 ноября 1917г. была образована Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика. Как 15 республик Советского Союза стали самостоятельными государствами – выяснил официальные даты. Статья "Административно-территориальное деление в СССР в 1940–1970 гг." Журнал "Землеустройство, кадастр и мониторинг земель / Land Management, Monitoring and Cadastre". Административное деление СССР — деление территории Союза Советских Социалистических Республик (Союза ССР, СССР, Советского Союза) в соответствии с его администрированием. Заметным событием, непосредственно затронувшим интересы административно-территориального деления страны, явилось образование на рубеже 50 – 60-х годов, так называемых совнархозов.
Главная страница
Тогда страна активно пересматривала свое административно территориальное деление, было оформлено большинство республик СССР. Административное деление СССР. На территории бывшего СССР существовало 15 советских республик и три вида автономных образований: республики +карта, области, округа. Административно-территориальное деление союзных республик на 1-е января 1947 года. В 1929 году административно-территориальное деление внутри Советского Союза снова изменилось. 1. Политико-административное деление союза СССР. Вы здесь. Геопортал» Каталог» Общегеографические атласы России» Атласы СССР и России XX века» Карманный атлас СССР (1939).
1. Политико-административное деление союза СССР
Кроме провозглашения Украинской Советской республики, конституционно были оформлены Туркестанская автономная республика и Коммуна немцев Поволжья. Таким образом, Советский Союз состоял из союзных Советских Социалистических Республик, которые, в свою очередь, имели разнообразное административно-территориальное деление. СССР: административно-территориальное деление союзных республик на 1 января 1980 года: [справочник] / Президиум Верхов. ленных пунктов. декабрь 1922 г Союз Советских Социалистических Республик (СССР) в составе.
Укрупнить и раздробить: эволюция административно-территориального деления в России
Ее разделили на Воронежскую 84 района и Курскую 60 районов области. Как уже упоминалось выше, в июле 1934 г. Следующий шаг по разукрупнению краев был произведен в декабре 1934 г. Неболь- шим шагом назад стало упразднение Читинской области в составе Восточно- Сибирского края компенсация Иркутску за утерю Красноярска. Из восточных и северо-восточных районов Горьковского края и западных районов Свердловской области был выделен новый Кировский край его центр, Вятка был переименован в Киров. В январе 1935 г. Мордо- вская АО в его составе в конце декабря 1934 г. С упразднением огромной Обско-Иртышской области, занимавшей всю Западно-Сибирскую низменность, была образована Омская область, а юж- ные и юго-западные районы ликвидированной области были включены в сос- тав Челябинской области.
В состав Омской области перешли оба северных национальных округа прежней области — Остякско-Вогульский и Ямальский Ненецкий. Из ряда округов и районов Западно-Сибирского и Восточно-Сибирского края был образован Красноярский край. А районы упраздненной Читинской области были подчинены непосредствен- но Восточно-Сибирскому краю. Процесс разукрупнения продолжился и в 1935 г. В январе на стыке трех «больших» областей — Западной, Московской и Ленинградской была обра- зована еще одна «малая» область — Калининская. В феврале 1935 г. В 1937 г.
Такие же округа вдоль за- падной пограничной зоны были образованы в марте 1935 г. В 1935—36 гг. В июле 1937 г. В сентябре 1938 г. В октябре 1935 г. В марте 1936 г. Ее разделили между дву- мя «малыми» областями — Ивановской и Ярославской.
С принятием новой сталинской конституции 5 декабря 1936 г. Кроме того, некоторые края были переведены в ранг областей, и из их подчинения выведены в самостоятельные субъекты управления ранее вхо- дившие в их состав АССР. Так благодаря новой конституции, в РСФСР было упразднено сразу 7 краев, стало 17 АССР, значительно возрос- ло число «малых» областей, а из «больших» госплановских областей оста- лись только Западная, Ленинградская, Московская, хотя уже и у них в 1935 г.
Андропов предполагал отказаться от цензуры и, следовательно, перейти к идеологическому плюрализму. В-третьих, китайский вариант предполагает сохранение унитарного государства, а тот вариант преобразований, который начал разрабатывать Ю. Андропов, имел своей целью децентрализацию управления страной по типу США. Поэтому в основе разрабатываемой Ю. Андроповым программы реформ лежала идея конвергенции. Отмечая, что новый генсек готов был пойти на конвергенцию, Ф. Бурлацкий приводил слова Ю. Андропова, что «Запад должен пройти свою часть пути навстречу нам» [1361]. Какими темпами новый генсек собирался идти к этой цели, мы не знаем. По одним воспоминаниям, планируемая перестройка должна была составить целую эпоху в истории нашей страны, охватывающую примерно 15—20 лет [1362]. По другим, хотя планы «еще только вынашивались», и «этот процесс» развивался очень медленно [1363] , Ю. Андропов считал: «нужно ускоренно осуществить совершенствование всей политической и экономической системы» [1364]. Кто же прав? Для ответа на этот вопрос, прежде всего следует учесть, что начатый 1 января 1984 г. Если взять еще год на подведение итогов, получится, что экономическая реформа должна была начаться примерно в 1987 г. К тому времени Ю. Андропов собирался внести некоторые коррективы в политическую систему. Так, уже в декабре 1982 г. Показательно, что мысль Ю. Андропова в отношении необходимых реформы работала в том же направлении, в котором работала и мысль американской администрации. Рейган подписал «Директиву 75», в которой ставилась задача: «Способствовать в допустимых для нас рамках процессу перемен в Советском Союзе в направлении большего плюрализма в политической и экономической системах при постепенном сокращении власти привилегированной правящей элиты» [1365]. Мы не знаем, чем руководствовался и какие цели перед собою ставил Ю. Что же касается США, то они исходили из того, что децентрализация советского общества открывает возможность для разрушения советского государства как единой корпорации. Бжезинский, — будет неизбежно означать политическую децентрализации», а «децентрализовать» советскую империю «значит вызвать ее распад» [1366]. На мой вопрос, в чем они видели свою главную задачу, В. Медведев ответил — раскрепостить советское общество, устранить все, что связывало его внутренние силы или же, как он сам это сказал, прежде всего «развинтить» старую систему. Но ведь если «развинтить» систему, она просто развалится. В связи с этим Н. Рыжкову мною был задан другой вопрос, думали ли они о возможных издержках экономической реформы. Ведь даже у лекарств есть противопоказания. Желая заострить проблему, я сформулировал ее так: создавая яд, готовили ли вы противоядие. Ответ был отрицательным [1367]. А ведь у них перед глазами был опыт Венгрии, Польши, Югославии, которые к 1985 г. Причем долг появился всего лишь за 10—15 лет и был связан с проведением экономических реформ. Учитывал ли Ю. Андропов негативный опыт «рыночного социализма»? Собираясь реформировать советское общество, Ю. Андропов считал необходимым прекратить «холодную войну» и вернуться к разрядке. Среди тех идей, которые в этой связи рассматривались в ближайшем окружении генсека следует назвать идею заключения договора между ОВД и НАТО о неприменении силы а по отношению друг к другу, б по отношению к участникам собственных блоков, в по отношению к третьим странам [1368]. Подписание такого договора, писал Г. Арбатов, прежде всего означало бы отказ от «доктрины Брежнева» [1369] , т. В первую очередь это, конечно, касалось Польши, ситуация в которой по-прежнему оставалась напряженной, так как платить по внешнему долгу становилось все труднее и труднее. Отказ от «доктрины Брежнева» в тех условиях по существу означал отказ от борьбы за сохранение своего влияния в Центральной Европе, т. Заключение договора о неприменении силы, несомненно, имело бы своим следствием вывод советских войск из Афганистана и отказ от военной помощи другим странам. Рыжкова, при Ю.
В результате к 1914 году в состав России входили 61 губерния, 21 область преимущественно на окраинах государства и два округа. Другое дело, что контроль над местным управлением долгое время функционировал с большими сбоями. Также по теме «Образцовые советские граждане»: какую роль в истории России сыграли поволжские немцы 19 октября 1918 года была создана Автономная область немцев Поволжья, преобразованная со временем в автономную республику. Во время революций 1917 года и последовавшей за ними Гражданской войны на территории бывшей империи начали стихийно возникать местные республики и автономии. От России отделились Финляндия, Польша и прибалтийские государства. На территориях, которые находились под контролем большевиков, шёл процесс трансформации областей в губернии и создания новых автономных образований по национальному признаку Трудовая коммуна немцев Поволжья, Башкирская АССР и другие. Как отмечают историки, в процессе создания СССР в 1922 году за рядом бывших территорий Российской империи Украиной, Белоруссией, Закавказьем был зафиксирован статус отдельных союзных республик. В самой же Советской России в начале 1920-х годов сохранялось деление на губернии. Основным конструктом выступали союзные республики, а вот автономии могли входить в состав других административно-территориальных единиц. Начался процесс создания крупных областей, территория которых чаще всего объединяла сразу несколько бывших губерний и автономий. Например, в состав Уральской области вошли бывшие территории Екатеринбургской, Пермской, Тюменской и Челябинской губерний, а в состав Юго-Восточной области с центром в Ростове-на-Дону — Донская и Кубано-Черноморская области, Ставропольская и Терская губернии, ряд национальных автономий Кавказа. В дальнейшем началось формирование огромных краёв. Юго-Восточная область стала Северо-Кавказским краем. Возникли Дальневосточный и Северо-Западный края. Территория РСФСР была поделена на семь краёв, шесть областей и десять находившихся за их пределами национальных автономий. Однако вскоре оказалось, что колоссальными по площади и населению территориально-административными единицами очень трудно управлять, поэтому был поднят вопрос об их разукрупнении. Кроме того, были упразднены сразу семь краёв.
Столица — Вильно. Официальные языки — русский и литовский. Лифляндская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Рига. Официальные языки — русский и латвийский Эстляндская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Ревель. Официальные языки — русский и эстонский. Крымская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Симферополь. Официальные языки — русский и крымско-татарский. Константинопольская — образована 25 июля 1923 года. Столица — Константинополь. Официальные языки — русский и греческий. Донская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Новочеркасск. Кубанская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Екатеринодар. Горская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Владикавказ. Грузинская — образована 17 марта 1922 года.
Вы точно человек?
Небольшие по площа- ди и населению национальные автономии, как правило, входили в состав кра- ев или областей всего их было 17. Вторая советская реформа АТД разукрупнение ячеек. Первая фаза: 1930— 1939 гг. Такие огромные по площади, населению и числу районов единицы АТД были плохо управляемы, и поэтому сразу же после завершения первой реформы встал вопрос о разукрупнении самих гигантских по своим разме- рам краев. Одновременно было решено отказаться от окружного звена в АТД, которое в основном было ликвидировано во второй половине 1930 г. Разукрупнение проходило в несколько «волн»: 1 размельчение Дальневосточного края на области в 1932 г. Процесс размельчения разукрупнения начался уже летом 1930 г. Первой «жертвой» новой, второй реформы стал Си- бирский край. В октябре 1930 г. В 1930—34 гг.
Так постановлением ЦИК от 10 декабря 1930 г. В ноябре 1931 г. В начале 1932 г. В мар- те 1932 г. В январе 1934 г. В мае 1934 г. В декабре 1934 г. После двухлетнего перерыва в разукрупнительном процессе в октябре 1932 г. Самостоятельный статус получил Нижне- Амурский округ центр — Николаевск-на-Амуре.
В июле 1934 г. После этого Дальне-Восточный край стал делиться на 8 «малых» областей, 1 автономную область и 3 национальных округа. В ноябре 1933 г. Просуществовала она недолго, и уже в июле 1934 г. Этот процесс «размельчения» больших краев и областей особенно актив- но развернулся в 1934 г. В январе этого года были раскассированы Северо- Кавказский край, Нижне-Волжский край, Уральская область, а в июне — Центрально-Черноземная область.
Согласно данному закону, высшим органом государственной власти на территории Крымской АССР временно до принятия Конституции Крымской АССР и создания конституционных органов государственной власти был признан Крымский областной Совет народных депутатов [6]. Через 4 месяца, 19 июня, упоминание о восстановленной автономии было включено в конституцию Украинской ССР 1978 года [7].
При этом не были проведены процедуры, прописанные в законе СССР от 3 апреля 1990 года «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из состава СССР».
Согласно данному закону, высшим органом государственной власти на территории Крымской АССР временно до принятия Конституции Крымской АССР и создания конституционных органов государственной власти был признан Крымский областной Совет народных депутатов [6]. Через 4 месяца, 19 июня, упоминание о восстановленной автономии было включено в конституцию Украинской ССР 1978 года [7].
При этом не были проведены процедуры, прописанные в законе СССР от 3 апреля 1990 года «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из состава СССР».
Мы провели анализ изменений границ союзных республик и визуализировали их. Анализ помог понять, какие изменения и почему были проведены, а визуализация помогла понять, насколько масштабны были эти изменения, а также сделать определенные выводы. Также анализ поможет обосновать территориальные претензии стран и народов на внутренние деления общих территорий или опровергнуть такие. Во время выполнения дипломной работы студентки в короткие сроки освоили создание динамических карт в программе QGIS и выполнили масштабную работу по анализу и визуализации данных. Полина Хотуницкая и Диана Исмаилова показали высокую исполнительность и будут приглашены к участию в других проектах Лаборатории исторической геоинформатики Института Всеобщей истории РАН.
Объявления по запросу «ссср административно-территориальное деление союзных республик»
СССР: административно-территориальное деление союзных республик на 1 января 1980 года: [справочник] / Президиум Верхов. Кроме того, административно-территориальное деление включает города, городские районы и округа, поселки городского типа, сельсоветы и волости. 00 $a СССР $h [Текст]: $b административно-территориальное деление Союзных республик, январь 1965 г.: справочник $c Президиум Верховного Совета СССР. 00 $a СССР $h [Текст]: $b административно-территориальное деление Союзных республик, январь 1965 г.: справочник $c Президиум Верховного Совета СССР. 1. Политико-административное деление союза СССР. Вы здесь. Геопортал» Каталог» Общегеографические атласы России» Атласы СССР и России XX века» Карманный атлас СССР (1939).
Административное деление СССР
Несмотря на право сецессии для союзных республик по Конституции СССР 1977 года [2] данные образования не могли выйти из России, так как напрямую указывалось их нахождение в составе РСФСР, конституция которой права выхода не давала. Однако, они готовились войти в состав ССГ. Согласно данному закону, высшим органом государственной власти на территории Крымской АССР временно до принятия Конституции Крымской АССР и создания конституционных органов государственной власти был признан Крымский областной Совет народных депутатов [9].
Наиболее острые межэтнические конфликты, связанные с несовершенством советской сетки АТД, — карабахский, абхазский, юго-осетинский. Следствием этого решения стала многолетняя война между армянами и азербайджанцами. В ответ Азербайджан отменил любые формы автономии Нагорного Карабаха, а все армянские топонимы в пределах республики подверглись переименованию: Степанакерт стал именоваться Ханкенди, Мартуни — Ходжавендом, Мардакерт — Агдере, Шаумяновск — Агджакендом, Варташен — Огузом, Куткашен — Габеля; соответственно были переименованы и районы, центрами которых были перечисленные выше населенные пункты.
На момент подписания в мае 1994 г. Свою независимость от Грузии в начале 90-х годов провозгласили Республика Абхазия бывш. Юго-Осетинская АО. На сегодняшний день АТД закавказских государств представлено в следующем виде. В Грузии в результате продолжительной и постепенной реформы районное деление страны заменено краевым.
В Армении также отказались от советской сетки районного деления. В ноябре 1995 г. Октемберян , Гехаркуникская Гавар, бывш. Камо , Лорийская Ванадзор, бывш. Кировакан , Котайкская Раздан , Ширакская Гюмри, бывш.
Ленинакан , Сюникская Капан, бывш. Кафан , Вайоцдзорская Ехегнадзор , Тавушская Иджеван. Районное деление до настоящего времени сохранилось лишь в Азербайджане. Это государство в настоящий момент делится на 56 административных районов из них 11 городских районов Баку , при этом сохраняется единственная бывшая АССР — Нахичеванская Автономная Республика. Казахстан Ставший в 1936 г.
Напомним, что в конце 1936 г. В дополнение к существующим в январе 1938 г. В марте 1944 г. Таким образом, к 1945 г. В начале 60-х годов в республике стартовала волна укрупнения областей: в 1959 г.
В окраинных частях Казахской ССР в 1962 г. Акмолинск], включал области Кустанайскую, Северо-Казахстанскую, Кокчетавскую, Павлодарскую и Целиноградскую — так стала называться восстановленная в 1961 г. Акмолинская обл. Западно-Казахстанская область была переименована в Уральскую, а Южно-Казахстанская — в Чимкентскую для того, чтобы их не путали со вновь созданными одноименными краями. В конце 60-х годов маятник качнулся в обратную сторону, наступила новая фаза разукрупнения, новые области стали возникать с интервалами не больше 3 лет: декабрь 1967 г.
В таком виде 19 областей АТД Казахстана стабилизировалось практически до конца советского периода. Ветры перестроечных перемен интенсифицировали процессы корректировки АТД. Циклы укрупнения-разукрупнения областной сетки пошли чаще. В июне 1988 г. В 1992 г.
В 1993 г. В 1997 г. Были упразднены 5 областей, в основном те, где большинство составляло русскоязычное население: Тургайскую обл. В результате вместо 19 областей в Казахстане сохранилось всего 14. Дальнейшие видоизменения сетки деления Казахстана: перенос в декабре 1997 г.
Кокшетау Акмолинской области центр области переведен из Астаны в Кокшетау. Узбекистан Узбекская ССР была образована в октябре 1924 г. В 1930 г. В декабре 1936 г. Областное деление появляется в Узбекистане в январе 1938 г.
В марте 1941 г. В январе 1960 г. Кашка-Дарьинская и Наманганская области были упразднены. Первая по большей части была поглощена Сурхан-Дарьинской областью, вторая — разделена между Андижанской и Ферганской областями. В феврале 1963 г.
Примерно в это же время изменилось написание названий двух регионов республики — Каракалпакской АССР и Сурхандарьинской обл. В 1964 г. В самом конце 1973 г. Последняя область Узбекистана — Навоийская — была образована в апреле 1982 г. Число областей в республике достигло 12.
В сентябре 1988 г. Джизакская обл. В мае 1989 г. Однако очень скоро административные границы вернулись к своему былому положению: уже в 1989 г. В январе 1992 г.
На сегодняшний день в Узбекистане 1 республика, 12 областей и 1 город республиканского подчинения Ташкент. Туркмения Туркменская ССР была образована 27 октября 1924 г.
В результате кратковременной войны с Японией август — сентябрь 1945 г. Что касается южной части острова Сахалин, то эти земли до 1905 г. В 1925 г. Из Курской области были выделены Белгородская 23 района и Липецкая области. Причём в последнюю были переданы три района из Курской области, 12 — из Воронежской, девять — из Орловской и, наконец, 10 — из Рязанской. Таким образом, становится понятным, что из прежнего, дореволюционного, административно-территориального деления страны в 1930-х гг. Вышесказанное, кстати сказать, вовсе не означает, что разного рода изменения в административно-территориальном делении имели место только в первые десятилетия установления Советской власти и только на Европейской части Советской России включая сюда Украину и Белоруссию. В Узбекской ССР была восстановлена Наманганская область, существовавшая с марта 1941 по январь 1960 г.
В составе Казахской ССР была восстановлена Талды-Курганская область в настоящее время Талдыкорганская область Республики Казахстан , просуществовавшая в период с марта 1944 по июнь 1959 г. Июль 1991г. Последние изменения в административно-территориальном делении и юридическом статусе некоторых территорий Советского Союза имели место накануне его развала, в июле 1991 г. Следует отдельно заметить, что все эти порой необоснованные «пертурбации» советского времени в административно-территориальном делении страны в настоящее время вызывают довольно серьёзные трудности при проведении генеалогических исследований, особенно если речь идёт о территориях в Сибири, на Дальнем Востоке и на юге России. Крупные республики Союза ССР делились на области.
От части современников ускользала суть этих трений. Благодаря победе в Гражданской войне Красная Армия контролировала территории всех советских республик. Но пока бои продолжались, большевики провозгласили независимость Украины и Белоруссии, чтобы добиться поддержки части местного населения. После победы суверенитет республик можно было отменить, ведь средств осуществлять его у них не было. Но Ленин настоял на противоположном: республики сохранить, заключить межгосударственный договор с ними, включив в него пункт о праве на отделение. Идя на это, кремлевский вождь протягивал руку националистически настроенным местным коммунистам: повышал их значимость и добавлял прав в надежде на дальнейшую лояльность. Кроме того, коммунистическая партия получала возможность продемонстрировать свой принципиальный интернационализм. В записке от 30—31 декабря 1922 года Ленин показал, как далеко готов зайти в этом вопросе: посоветовал ограничить общую компетенцию СССР военной и дипломатической сферами, оставив все остальные полномочия на местах. Если бы не приступ болезни, лишивший вождя работоспособности в 1923-м, его аппаратного веса вполне хватило бы, чтобы провести в жизнь концепцию, имевшую все признаки центробежности. Иногда ленинские взгляды на государственное устройство называют конфедералистскими. Такая точка зрения имеет право на существование, однако действительность была более сложной. Четыре страны или одна? Чтобы уяснить нюансы политической игры 1922 года, следует принять в расчет принципы формирования советской власти. Названная так в честь органов народного самоуправления, в действительности она предусматривала лишь косвенную многоступенчатую демократию. Чтобы быть избранным на Первый съезд Советов, горожанину требовалось получить мандат двух-трех промежуточных съездов. В случае сельской местности их количество возрастало до четырех-пяти. На каждом из этих этапов за голосованием следили представители коммунистической партии, во всех выборных инстанциях располагавшие большинством. Та же система была реализована в каждой из четырех советских республик. Чтобы обеспечить их подлинную автономию, потребовалось бы отделить местные коммунистические партии от российской и создать локальные коммунистические вертикали власти.