Образование - 15 июня 2023 - Новости Омска -
Мы подобрали для вас самые важные запросы
- Детских домов больше нет...
- Курсы валюты:
- Волынец: «Вызывают вопросы семьи, которые берут под опеку много детей»
- В детдомах России проживают почти 32 тысячи детей
Центры помощи вместо детских домов — в чем разница?
Однако, как сообщают источники «ФедералПресс» и правозащитники, ситуация не такая радужная: в регионе много детей-сирот, а детские дома просто меняют вывески. Подробности — в материале «ФедералПресс» Победа над сиротством? Это стало возможно благодаря тому, что приемные семьи пригласили в свои дома, в свои стены детишек. Также дарят им любовь, внимание, заботу. Они стали по-настоящему родные.
Еще по теме В Москве завершился форум выпускников детдомов «Мы нужны друг другу» Казалось бы, такое достижение региональные власти могли бы записать себе в актив, а другие субъекты — взять на вооружение опыт Московской области. Однако многие коллеги Андрея Воробьева, в том числе занимающиеся правами ребенка в России, были, мягко говоря, удивлены подобными заявлениями. И выяснил, что они сами в шоке и не знают, как отбиваться от звонков и что теперь с этой «новостью» делать». Сменили вывеску В настоящий момент в Московской области более двадцати пяти тысяч детей-сирот, прокомментировал источник.
Безусловно, много детей устроено в опекунские и приёмные семьи. Но немалое количество остаётся в тех же самых детских домах. Просто они теперь носят патетическое наименование «Центры содействия семейному воспитанию». Дело в том, что детских домов в Российской Федерации не существует в принципе, так как учреждений с таким названием нет уже давно, пояснил руководитель Наставнического центра Александр Гезалов.
Родители вынуждены «сдавать» детей на более продолжительный срок, но это сложная и психологически тяжелая процедура. В результате родители сначала тянут до последнего, а потом отдают ребенка в учреждение на долгое время, говорит Кантор. Семьи получат возможность оставить ребенка в мини-группах с профильными специалистами Решением проблемы социального сиротства могло бы стать развитие самых разных форм надомной и полустационарной помощи по месту жительства: это может быть уход на дому, коррекционная и психологическая работа с ребенком и родителями, центры дневного пребывания и т. Если же ребенок временно оказался в детдоме, необходимо категорически настаивать на посещении родителями своих детей, участии в их содержании и воспитании. Еще один способ, который поможет в решении проблемы, — семьи кризисного размещения, рассказывает Светлана Строганова. Профессиональная семья — лучший вариант, потому что она позволяет ребенку находиться, расти и развиваться в семейных условиях: меньше стресса, больше заботы, индивидуального внимания.
А параллельно, конечно, должна вестись помощь кровной семье, чтобы ребенок смог туда вернуться, — рассказала она. В пресс-службе детского омбудсмена РФ подчеркивают, что система поддержки семей нуждается в существенном развитии — и особое внимание должно уделяться как раз помощи семьям по выходу из трудной жизненной ситуации. При этом нет необходимости сильно менять законодательство: изменения важны не столько в нормативных документах, сколько в правоприменительной практике. Сейчас нередки случаи, когда родителей, временно поместивших своих детей в детдома, лишают прав, потому что с ними необходимая работа не проводилась. Если государственная организация по трехстороннему соглашению оказывает услуги семье, она должна комплексно работать и с родителями, чтобы возможности для воспитания ребенка восстановились, — подчеркнули в аппарате уполномоченной. В Госдуме подготовили изменения в ТК для улучшения демографической ситуации Представители НКО считают, что нужно пересмотреть и некоторые положения закона.
Так, Николай Слабжанин подчеркивает, что само по себе временное размещение ребенка в интернатном учреждении должно применяться только в крайних случаях — и, например, работа родителя вахтовым методом в другом регионе не может считаться достаточным основанием для этого. Случаи, когда временное размещение ребенка — единственный возможный вариант, нужно определить законодательно, считает он. Региональные органы власти должны попытаться помочь семье решить эти проблемы и выйти из кризиса другим способом: найти работу, оказать поддержку в развитии малого бизнеса, — говорит эксперт. Говоря о возможных изменениях в законодательстве, Татьяна Буцкая предлагает обсудить четкие регламенты: кто и что должен делать, если в семье возникает кризисная ситуация. Сейчас в каждом регионе работа построена по-своему, но лучшие практики можно было бы распространить на всю страну.
Их научные труды, впечатляющие достижения в практической работе по социальной реабилитации «трудных» детей и подростков Первая опытная станция Наркомпроса, трудовая колония имени Горького и другие получили заслуженное международное признание [7]. Однако система социального воспитания и педология развивались недолго, фактически они прекратили свое существование после печально известного постановления 1936 года «О педологических извращениях в системе Наркомпроса». Педологии была инкриминирована роль «антиленинской теории отмирания школы», будто бы растворяющей последнюю в среде.
Многие представители этой теории были репрессированы, а социальное призрение, воспитание и понятие среды дискредитированы и изъяты из профессионального сознания педагогов на долгие годы. С 30-х годов, названных в нашей истории «великим переломом», опустился «железный занавес», надолго отделивший советских ученых и практиков от зарубежных коллег. Не смог быть полностью реализован из-за отсутствия средств и утвержденный 20 июня 1927 года ВЦИК и СНК трехлетний план по борьбе с беспризорностью, подготовленный наркоматом просвещения. Данный план предполагал выполнение трех основных задач: полную ликвидацию уличной беспризорности путем развертывания новой сети детских учреждений; ускорение выпуска детей из существующих детских домов при осуществлении их серьезной профессиональной подготовки, дающей возможность начать самостоятельную жизнь и развертывание мероприятий, предупреждающих беспризорность. На третьем Всероссийском съезде в мае 1930 года было принято решение о закреплении всех детских домов за заводами, предприятиями, колхозами, что укрепляло материальную базу детских домов и решало проблему трудоустройства воспитанников и обеспечения их жильем. К середине 30-х годов с окончательным утверждением в стране тоталитарного режима все разнообразие различных видов детских учреждений практически исчезло и было заменено унифицированной системой детских домов-интернатов, которая просуществовала до 90-х годов. В сложившемся тоталитарном государстве произошла подмена общечеловеческих ценностей на классовые. Провозглашение утопической цели построения самого совершенного и справедливого общества, ликвидации всех пережитков прошлого, в том числе и социальных бед, сделало закрытой тему социальных проблем и систему социальной помощи нуждающимся детям.
Новые социальные потрясения, связанные с Великой Отечественной войной 1941-1945 гг. Изменяется отношение общественности к социально обездоленным детям — к ним стали относиться как к жертвам войны. В первые годы войны сотни детских домов перебрасывались из прифронтовых районов в тыл. Для эвакуированных детей создавались новые детские дома. Для сирот, детей фронтовиков, партизан открывались «специальные» детские дома. Огромную роль в судьбе детей сыграли государственные и общественные организации: профсоюзы, органы внутренних дел, система трудовых резервов. Общественники снимали детей с поездов и через приемники-распределители устраивали их в детские дома. Подростки определялись на работу.
Велась активная работа по выявлению беспризорных детей и определению их в детские дома. Число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сократилось за 2017 г. Широкое распространение приобретает во время войны усыновление. Некоторые семьи усыновляли десять и более детей. К концу 1945 года для детей-сирот уже было создано 458 суворовских училищ по 500 человек каждое, 23 ремесленных училища по 400 мест, 120 детских домов для детей погибших фронтовиков в них воспитывалось 17 тысяч детей , 29 детских приемников-распределителей. Всего в 1943 году в детских домах находилось 308 тысяч детей; в 1944 г. Дети наравне со взрослыми перенесли все тяготы войны. Взрослые пытались облегчить судьбу детей как могли.
В первые послевоенные годы в стране даже открылось несколько детских домов для одаренных детей — сирот, которые поступали в музыкальные, художественные училища и балетные школы. Общее число детских домов в послевоенное десятилетие постепенно сокращалось. В середине 60-х правительство приняло решение преобразовать большую часть детских домов в школы-интернаты Детские дома — 100-150 детей, школы-интернаты — 350-500 мест. Детские дома потеряли свою первоначальную неповторимость, которую пронесли через года. В 60-70 гг. Возобновились теоретические исследования в этих областях, связанные с разработкой системного подхода к призрению, воспитанию и обучению детей. В 1987 году учрежден Детский фонд. Как правило, подростки выходят из детского дома совершенно неподготовленными к жизни В 1988 г.
В 1990 г. Эти дома финансируются из госбюджета, с учетом зарплаты родителям-воспитателям, оплаты их отпусков. В начале 90-х гг. Тогда же были разработаны и в настоящее время действуют такие государственные социальные программы, как «Дети России», «Дети Чернобыля» [9]. В 1991 году в России был официально введен институт социальной педагогики, что дало сильнейший импульс для методологических, теоретических и научно-практических исследований в сфере подготовки и деятельности новых кадров социальных педагогов [10]. Современное состояние призрения детей в России Детские дома и Русская Православная Церковь на современном этапе По данным Генеральной прокуратуры РФ, сейчас реальное количество беспризорников в России не превышает 5 тысяч человек [11]. Важно отметить, что беспризорников часто путают с безнадзорными детьми, с детдомовцами и с сиротами. В то время как под «безнадзорным» понимается обычный трудный подросток, а «беспризорный» — это тот самый маленький бомж, который живёт на вокзале [12].
Если же говорить о статистике, на начало 2014 года почти 79 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывались в интернатных учреждениях, среди которых детские дома, дома ребенка и интернаты различного типа. В то же время на воспитании в семьях под опекой, в приемных семьях и на усыновлении, а также в детских домах семейного типа находилось 667 тысяч детей [13]. По не до конца проверенным данным, в 2015 году в детских домах находится, по сравнению с 2013 годом, меньше детей — 72 тысячи [14]. Наконец, число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сократилось за 2017 г. Об этом сообщается в материалах к заседанию коллегии Минобрнауки: «По состоянию на 30 декабря 2017 г. В 2017 г. Отмечается также, что всего в 2017 г. Кроме того, в документе говорится, что число записей в банке данных детей-сирот сократилось с 2005 г.
Почему так происходит? Важно понимать, что у большинства детей, живущих в государственных детских домах и интернатах, жизнь далека от благополучия: некоторые учреждения не имеют даже нормальных санитарных условий, многие требуют капитального ремонта, а часть находится в аварийном состоянии. Во многих местах детские учреждения не получают даже положенного по бюджету финансирования. Имеют место случаи нецелевого использования бюджетных средств администрациями детских домов. В ряде регионов у детей по 2-3 года не бывает медосмотров, а ведь среди воспитанников детских домов много ослабленных детей и страдающих хроническими заболеваниями, детей с плохой генетической наследственностью. Кроме того, как правило, подростки выходят из детского дома совершенно неподготовленными к жизни, им не оказывается ни практическая, ни психологическая поддержка в дальнейшем устройстве своей судьбы. Русская Православная Церковь принимает участие в помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Одним из направлений такой деятельности является посещение государственных детских домов и приютов.
Священники беседуют с детьми, рассказывают им о вере и Церкви, крестят желающих. К церковным праздникам, особенно к Рождеству Христову и Пасхе, для детей устраиваются праздничные представления, им раздают подарки. Там, где возможно, организуются экскурсии с посещением монастырей, храмов и православных святынь. Иногда удается приобщить детей к каким-то видам деятельности при храме или принять в воскресную школу. Другое направление — создание детских домов и приютов на базе приходов и монастырей. На этом пути церковным структурам приходится сталкиваться с огромными трудностями. Основная группа проблем связана с недостатком помещений и финансирования. Даже для небольшого приюта необходимо отдельное здание или часть здания, где могли бы разместиться спальни, комнаты для занятий и игр, туалет, душ и другие помещения.
Даже при наличии такого здания, что бывает далеко не всегда, его ремонт и переоборудование под приют стоит огромных денег. Большие средства необходимы и для обеспечения функционирования приюта. Однако даже в тех случаях, когда удается каким-то образом решить материальные проблемы, найти спонсоров, возникают почти непреодолимые бюрократические сложности с официальной регистрацией приютов. Необходимо получить разрешение нескольких комиссий, которые, руководствуясь формальными инструкциями, придираются к малейшим отклонениям от предписанных норм, в то время как государственные детские учреждения в большинстве случаев функционируют с гораздо более серьезными нарушениями. Данное положение приводит к тому, что многие церковные детские приюты существуют на нелегальном положении, не получая никакой поддержки от государства. Лишь в некоторых случаях приютам, созданным церковными организациями, удается получить официальный статус и государственное финансирование. Еще один вид работы церковных учреждений с безнадзорными и беспризорными детьми — создание социальных станций, где дети могут пообедать, пройти медицинский осмотр и санитарную обработку, получить психологическую помощь. Работники таких станций пытаются также вернуть детей в семью или устроить в приюты.
Какой бы ни была форма помощи социально осиротевшим детям, свою важную задачу работники церковных организаций видят в том, чтобы духовно «отогреть» попадающих к ним детей, подготовить их к самостоятельной жизни, помочь им обрести духовную и нравственную опору через приобщение к Церкви [16]. Государство и методы воспитания в детских домах Основную тяжесть попечения о детях, оставшихся без родителей, несет государство. В российской системе воспитания сирот самая обычная и распространенная форма — большие государственные детские дома. Обычно они рассчитаны на 100-200 детей. Главное, что дает ребенку государственная система, — это социальные гарантии: жилье по выходе из детского дома, право на бесплатное второе образование и др. Однако приходится признать, что с делом воспитания государство не справляется. Об этом говорят цифры. Дело в том, что у этой системы есть несколько серьезных изъянов [17].
Ребенку нужно нечто большее — нужен идеал Во-первых, она устроена как огромный конвейер, «перерабатывающий» жизнь ребенка. Ребенка, оставшегося без родителей, передают по цепочке — из одного учреждения в другое. До четырех лет он живет в Доме ребенка, после четырех — попадает в детский дом, а в семь лет его переводят в школу-интернат тоже детский дом, но с собственной школой , где он начинает учиться. Часто в таких интернатах младшая школа со своим директором и коллективом воспитателей расположена в одном корпусе, а в старших классах дети переходят в другой корпус, и им опять приходится привыкать к новым воспитателям [18].
Ему просто необходимо начать жить в другом обществе, знакомиться с новыми людьми. Нельзя собирать в одном центре много детей. Лучше, если они будут жить в квартирах по 3-4 человека. Двое старших воспитывают двоих младших.
Во-первых, так проще приучиться к бытовой стороне жизни. Они сами будут готовить, делать уборку. Во-вторых, старшие будут подавать пример, как нужно жить, с кем общаться и что точно не стоит делать. Пусть будет некий взрослый куратор от ресурсного центра, который просто будет следить периодически за ними. Также можно поселить детдомовцев, исходя из общности интересов: спорт, искусство и так далее. Когда старшие вырастут и уйдут, их место займут младшие и будут воспитывать уже новеньких. Таким образом, у них будет чувство дома, не будет никакой иерархии, и им будет проще потом жить в реальном мире, потому что они будут жить в нем изначально. Существует мнение, что детдомовцы часто сдают туда же своих детей.
Раз меня государство вырастило, значит, и моих детей тоже должно… - Нет, не боюсь и не согласен с этим стереотипом. Про детдомовцев многое, что говорят — что у нас плохие гены, мы очень агрессивные… Да, если ударить детдомовца, то скорее всего он не испугается дать сдачи. Но мы не агрессивны настолько, чтобы первыми нападать на «домашних» просто так. Еще говорят, что детдомовца сразу можно вычленить в толпе, но это тоже неправда. Скорее наоборот — никогда на него не подумаешь. Люблю оформлять квартиры и дома в скандинавском стиле, хай-тек, модерн. Свой дом обязательно сделаю в стиле лофт. Компания, где я раньше работал, переехала в Лондон, но я отказался поехать с ними, хотя приглашали.
Я не до конца адаптировался к этому миру и пока не готов менять страну. Планирую получить высшее образование.
Дети «без статуса» и истории возврата в детдома: как живут 9 тысяч сирот в Татарстане
С ними я прожила восемь лет вместе с двумя детьми-сиротами. Это было ужасное время, о котором я пытаюсь забыть. Анализируя те годы, я понимаю, что нас взяли из-за выплат от государства. Уже потом мне рассказали, что приемные родители тратили деньги с моей книжки на оплату коммунальных услуг, покупку двух автомобилей и другие свои нужды. А должны были тратить на мое воспитание. В приемной семье я чувствовала себя никем. Однажды ночью кто-то из нас случайно уронил в уличный туалет туалетную бумагу. Чтобы заставить «виновника» признаться, приемная мама пригрозила дать каждому по столовой ложке горчицы.
Когда это не помогло, нас отказались кормить до следующего вечера. В другой раз у приемной мамы что-то пропало, и в этом обвинили нас. Она поставила всех в угол до вечера, а потом начала вызывать по одному на кухню.
Так и получилось. Сейчас у меня семья, трое детей, так что живем весело. Они еще пешком под стол ходят, но я уже учу их самостоятельности и порядку — в жизни пригодится. Самый важный урок, который я вынес из ситуаций, случавшихся в жизни, — будь добрее и принимай то, что есть. Нельзя, обозлившись на жизнь, стараться отомстить всем и вся. Унижать других, даже если когда-то унижали тебя, — значит сеять негатив, который в конечном итоге все равно вернется к тебе.
Поэтому просто быть добрее и оставаться человеком, пожалуй, стоит каждому из нас. Так я попал в детский дом. Мне всегда казалось, что я родился в школе-интернате, потому что, сколько себя помню, всегда был там. Поэтому я не скучал по семье и дому — просто не знал, что это такое. Позже я познакомился со сводным братом и его отцом: я родился от другого мужчины, но мать меня «нагуляла», поэтому моим папой тоже пришлось записать его. Отец иногда навещал нас, брал в гости на выходные. А потом просто исчез. А маму я первый раз увидел в 15 лет. Чувствовал, что подошел к постороннему человеку.
Она обещала бросить пить, но так и не завязала. Я понял, что я ей ни к чему, а значит, и она мне. В конце концов, я ее совсем не знал. С лет восьми я стал жить в детском доме семейного типа. По сути, это была обычная пятикомнатная квартира: холодильник, две стиральные машины, телевизор, комнаты для двоих, все новое и комфортное. Поначалу все казалось непривычным, и было немного не по себе: стеснительность, первые знакомства, как обычно это бывает в новом месте. Но скоро привык и влился. Воспитатели никогда не были для нас родителями, но сделали все, чтобы вырастить из нас адекватных людей. Нас изначально учили самостоятельности, давали понять, что по жизни носиться с каждым никто не будет.
Мы убирали в комнатах, мыли стены, стирали. За каждым была закреплена территория и на улице — убирали снег, подметали. Дети, конечно, были разные: те, кто попадали в детский дом лет в 14 после жизни с родителями, постоянно сбегали, уходили на свои тусовки, прогуливали школу. Я же не помнил другой жизни, к тому же был спокойным ребенком. Бывало, конечно, и двойку мог принести, но это максимальные мои «косяки». За это наказывали: например, не выпускали из комнаты, пока не выучу таблицу умножения. Но это нормально. Если бы я с мамой остался, у меня бы вообще никакого образования не было. Вариантов не было: либо иди на уроки, либо по улицам шляйся, дома не отсидишься.
В начальных классах дети считали, что со мной что-то не так и я отброс. Обзывались, подставляли. В старших классах я попал в физмат. Тут уже ребята были поадекватнее, да и повзрослее — с ними мы общались хорошо. Учителя относились так, как и ко всем: никогда из жалости не рисовали мне оценки, да и я просил, чтобы такого не было. Выпуск из школы и дальнейшие изменения меня не слишком беспокоили. Я привык жить моментом и не задумывался о будущем.
Героиня короткого сюжета попала в семью в 16 лет. Своим взрослым собеседникам она задает главный вопрос: в каком возрасте они больше всего нуждались во взрослом? Каждый из отвечающих вспоминает, что это был тот самый трудный возраст. Кто-то влюбился в не очень хорошего человека, кого-то жестко травили одноклассники. И в этих непростых ситуациях им помогли родители. Специалисты фонда известны своим подходом к семейному устройству. Параллельно мы выезжаем в детские дома, проводим образовательные, творческие занятия и мастер-классы для воспитанников, где узнаем их поближе".
Часто в таких интернатах младшая школа со своим директором и коллективом воспитателей расположена в одном корпусе, а в старших классах дети переходят в другой корпус, и им опять приходится привыкать к новым воспитателям [18]. В результате за свою жизнь ребенку три, четыре раза приходится начинать все с начала. Эта проблема известна всем, кто работает в детских домах. Дети со страхом ждут окончания четвертого класса, когда они должны уйти из детского дома. Детдомовцы привыкают к тому, что взрослые вокруг них — это временщики, которые постоянно меняются. На 8-10 детей нормативами предусмотрен только один воспитатель в смену, летом — один воспитатель на 15 детей. Дети оказываются без присмотра, без настоящего внимания. Другая проблема — замкнутость «детдомовского» мира. Дети живут в детдоме и здесь же учатся, даже в школе видя вокруг себя только таких же сирот. Кончается учебный год, наступает лето, и весь детдом, 100-150 детей, едет отдыхать на турбазу или в пансионат, куда свозят таких же сирот еще и из других детских домов. Получается, что ребенок просто не знает, как общаться с внешним миром. К тому же воспитанные в государственном детдоме дети чаще всего не приучены к труду и не хотят работать. Они знают, что их накормят и оденут — государство обязано. У них не только нет необходимости себя обслуживать, это еще и запрещено. Воспитатели не имеют права привлекать ребенка даже к помощи на кухне — это не допускается нормативами по гигиене и технике безопасности. В результате дети растут иждивенцами — не умеют ни готовить, ни убираться, ни зашить свои вещи. И это не просто лень — искажается склад личности, способность принимать решения. Этот «результат» государственной системы воспитания тоже признается всеми. Проблема хорошо изучена психологами и социологами. Как показали исследования, проведенные в интернатах и детских домах Москвы, это далеко не так. Ограниченное, преимущественно групповое общение детей со взрослыми на самом деле не предоставляет ребенку самостоятельности: твердый режим дня, постоянные указания взрослого, что следует делать в тот или иной момент времени, контроль со стороны воспитателей — все это лишает детей необходимости самостоятельно планировать и контролировать свое поведение, формирует привычку к пошаговому выполнению чужих указаний [19]. Так что, когда ребенок выходит из детдома, он совершенно не приспособлен к жизни. Он получает квартиру, но не может жить один — в детском доме в комнате с ним всегда было еще 4-5 человек. Он никогда сам не ходил в магазин, не покупал себе еду. Он не знает, как расходовать деньги, не разбирается в людях и ничего не знает о нормальной жизни в семье. Вполне закономерно, что, вырастая, он становится жертвой криминальных структур или спивается. Так бывает даже в благополучных внешне детских домах. Конечно, очень важно, чтобы в детском доме детей кормили, одевали, заботились об их здоровье. Слава Богу, что находятся благотворители, которые дарят детдомам вещи, книги, мебель. Но ребенку нужно нечто большее — нужен идеал. А воспитатели должны уметь вдохновить им ребенка. Государство же, само такого идеала не имеющее, не может дать детям полноценного нравственного воспитания. Есть форма воспитания, приближенная к усыновлению, — так называемые патронатные семьи По мнению директора одного из московских детских домов, «воспитательная цель во многих госучреждениях сейчас одна — чтобы не было ЧП. Придешь иногда в какой-нибудь интернат, а там дети бродят толпами и где-то в холле сидит один воспитатель и с ними же курит, а иногда и выпивает. Отношения у них там, если можно так сказать, неформальные. Все об этом знают, и это считается нормальным, лишь бы все было тихо» [20]. В старших классах сиротам начинают читать лекции об их правах, объясняя, что они имеют право на жилье, на двойное образование, на пособие. Но отличное знание своих прав имеет и оборотную сторону. По словам директора православного детдома в Ногинске В. Самозванцева, «в результате детям внушается отношение к себе как к маленькому божку. Прививается завышенная самооценка, знание прав и отказ от обязанностей. Ребенок воспитывается маленьким эгоистом» [21]. Не имея духовного стержня, дети деградируют и опускаются все ниже и ниже. Альтернативные пути Итак, нужно признать, что большие государственные детские дома — это самая малоэффективная форма воспитания сирот. Но не единственная. Специалисты считают лучшей формой воспитания детей-сирот усыновление [22]. Она дает наибольшие результаты, потому что только семья может восполнить то, чего ребенку не хватает. Достигается это благодаря ежедневному подвигу приемных родителей. Те, кто хорошо знает жизнь приемных семей, убеждены, что им нужна постоянная и серьезная помощь - со стороны государства, благотворителей специальных организаций. Вот, что говорит о. Аркадий Шатов, духовник Свято-Димитриевского сестричества, опекающего четыре детских дома: «Для семей, готовых взять на себя такой труд, нужно покупать квартиры, оплачивать содержание детей. Церковь тоже должна участвовать в материальной и моральной помощи семьям, усыновившим детей-сирот. Священники должны заниматься с приемными детьми и родителями, потому что у них возникает масса проблем, даже если в приемной семье ребенка очень любят» [23]. Есть форма воспитания, приближенная к усыновлению, — так называемые патронатные семьи. Семья берет ребенка на воспитание, патронатные родители получают зарплату из детского дома, ребенок знает, что это не его родители, но в остальном он является полноправным членом семьи. Сейчас в Москве есть детский дом, который работает именно так [24]. Неплохие результаты дают семейные детские дома. Многие из появляющихся сейчас негосударственных детских домов идут именно по этому пути. Например, в московском пансионе семейного воспитания «Отчий дом», созданном супругой бывшего управляющего делами президента Валентиной Бородиной, шесть семей, у каждой из которых — своя квартира. В каждой семье восемь детей, «мама», которая имеет два выходных, и «тетя», которая помогает маме и заменяет ее в выходные и в случае болезни. Есть директор, есть машина и шофер. Покупают продукты, готовят и занимаются домашними делами дети по очереди, вместе с мамой. Большую известность получили также «детские деревни SOS», устроенные по модели, предложенной австрийским педагогом Германом Гмайнером. В общей сложности в Детских деревнях — SOS живут более 660 детей [25]. Там тоже условия жизни максимально приближены к семейным [26]. Существуют и так называемые малокомплектные детские дома. Здесь все, как в обычном детском доме, только детей гораздо меньше — есть, например, детские дома, рассчитанные на 20-30 детей. Обстановка здесь, конечно, гораздо ближе к домашней, чем в огромных интернатах. Очень важно, что дети ходят в обычную школу и общаются там со своими «домашними» сверстниками. Увеличение числа таких небольших детских домов тоже было бы выходом из сложившейся тяжелой ситуации. По мнению воспитателей православных и некоторых государственных детских домов, к работе с сиротами нужно обязательно привлекать Церковь. Каждому ребенку нужна пища для души, идеал, которому он может следовать, а сироте, лишенному естественной семейной теплоты, такой идеал нужен как никому другому. Это может быть идея патриотическая или идея какого-то служения, но лучше всего, если это вера во Христа, в истинного Бога. Поэтому православные детские дома обладают большим потенциалом. Пусть на деле они часто несовершенны, но у верующих есть представление о том, что жить нужно не для себя, а для других. Преимущество малого воспитательного учреждения, созданного при храме, еще и в том, что живая церковная община в какой-то степени заменяет ребенку семью. Здесь всегда много знакомых, под присмотром которых он останется, выйдя из детского дома. У детей, воспитывающихся в приходе, сохраняются связи с духовником, с друзьями в общине, которая очень нужна им [27]. Сегодня при монастырях и приходах один за другим открываются детские дома и приюты. Но, начиная новое дело, верующие часто не подозревают о тех проблемах и препятствиях, которые придется преодолевать. Автор-составитель: Выпускник Сретенской духовной семинарии Ключевые слова: детский дом, интернат, сирота, приют, история, социальный педагог, Церковь, благотворительность [1] Склярова Т. Социальная педагогика: учебник для вузов: раздел 1 глава 1 «Культурно-исторические предпосылки возникновения социальной педагогики в России». История социальной работы в России. Детский дом: миссия невыполнима? Вы решили усыновить ребенка. Новости по теме.
Детдом / Children's Home
Встречая воспитанников детского дома, невольно ловишь себя на мысли о том, что до сих пор живы стереотипы об одинаково одетых детях, непременно коротких стрижках, потерянных взглядах. Когда уже достаточно взрослый ребенок не знает, что такое времена года, все, кто не знаком со спецификой таких детей, думают: «У ребенка, мягко говоря, задержка развития или умственная отсталость». Настя, Полина, Женя и Фаина подопечные благотворительного фонда Арифметика добра живут в детских домах и приемных семьях. Сначала надо разобраться с терминологией, что такое Детский дом по своей сути, тогда будет проще откинуть привитое лояльное отношение к Детским домам названным по другому. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. В одном из детских домов, где он жил, туалет открывали два раза в день: утром на полчаса, вечером на час, всё остальное время они терпели.
Что губит детдомовцев в РФ
- Детский Дом: последние новости на сегодня, самые свежие сведения | НГС.ру - новости Новосибирска
- Кто и почему забрал здание первого в России семейного детского дома
- В России стартует проект по реструктуризации домов ребенка - Ведомости
- ДЕ́ТСКИЕ ДОМА́
Детские дома: быть или не быть?
Число детей, проживающих в детдомах, сократилось с 34,1 тыс. до 31,6 тыс., отметила вице-премьер России Татьяна Голикова. Детские дома не помогают детям, а вредят им — к таким выводам на основании многочисленных исследований пришли развитые страны еще в середине прошлого века. Ровно 256 лет назад, 2 мая 1764 года, по приказу Екатерины II заложен Воспитательный дом приема и призрения подкидышей и бесприютных детей. В одном из детских домов, где он жил, туалет открывали два раза в день: утром на полчаса, вечером на час, всё остальное время они терпели.
Кусачее детство: как живется в детдоме?
Во многих регионах власти стремятся передать сирот, в том числе социальных, под опеку в семьи. Однако далеко не везде такие семье получают должное внимание и заботу со стороны государства. Так, в Калининградской области власти предложили разлучить родителей многодетной семьи с приемными детьми после того, как чиновники, разрушив их дом, не смогли предоставить им альтернативные достойные условия проживания. Мать с детьми решили поместить в кризисный центр матери и ребенка, а отца туда решили не пускать. Узнать подробнее Читайте также:.
При каждом из них были приюты для сирот и больных, о которых заботились монахи и прихожане. Сиротам — опеку государства Иван IV хоть и известен как Грозный, на Стоглавом Соборе 1551 года приказал строить во всех городах богадельни и приюты для сирот, больных и нищих. Спустя столетие царь Федор Алексеевич издал указ, предписывающий давать сиротам на государственном попечении не только пищу и крышу над головой, но и обучение ремеслам, чтению, счету и письму. Зарождение системы государственной системы опеки над сиротами не мешало сохраняться общественным традициям помощи обездоленным. Действовала система «приймачества», когда сирот и подкидышей принимали в семью, растили и воспитывали.
Детей, потерявших родителей, община могла взять «на прокорм», при этом ребёнок жил по очереди в домах односельчан. В богатых семьях могли приютить сироту и не только вырастить, но и дать образование, девочкам — приданое, а юношам дать работу или помочь поступить в армию. В первом десятилетии, до 1710 года, открылось более десятка воспитательных домов при монастырях, чему активно содействовал митрополит Новгородский Иов, несколько приютов было построено им за собственный счет. Пример Иова и подтолкнул Петра I издать в ноябре 1715 указ о создании в столице и других городах системы «гошпиталей» для сирот и «отказников», подкидышей, внебрачных детей и т. Причем женщина могла оставить ребёнка в специальном приемнике анонимно, сохранив тайну.
А потом, со временем у меня все встало на свои места. Мне очень нравится здесь, потому что тут дают детям все, что им нужно», — рассказал воспитанник приюта Ваня. Когда он впервые попал в детский дом, он был таким же колючим, как и Артем. Сейчас парень учится в колледже на автомеханика, играет с другими ребятами и веселится. Он мечтает однажды сесть в машину и отправиться в свой родной Петербург. Я пока не добьюсь своего, я не успокоюсь», — отметил он. Однако сколько бы тепла дети ни получали в приюте, им всегда кажется, что родная семья лучше. Дети забывают все плохое, что происходило в семьях, и продолжают любить своих родителей.
Всего в Татарстане 13 таких организаций, среди которых восемь детдомов, четыре коррекционных интерната и дом ребенка. Руководитель региональной общественной организации приемных семей «Мы вместе! Дом ребенка — подведомственное учреждение татарстанского министерства здравоохранения. По словам Елаковой, в нем находятся дети возрастом до 3,5-4 лет. Как правило, это отказники или, например, изъятый у пьющий мамы младенец. Нередко там встречаются малыши с патологиями, нуждающиеся в постоянном уходе. По идее, заявление должно быть на полгода, но зачастую его продлевают на годы», — отметила собеседница Inkazan. Дети «без статуса» — острая проблема. Чаще всего таких малышей на неопределенный срок отдают в интернаты родные родители. Причиной являются семейные или финансовые сложности. Для детей это ловушка: органы опеки не ищут им замещающие семьи, потому что по факту они не числятся сиротами и не состоят в соответствующих базах. Социальные службы обязаны помочь семье пережить кризис и забрать несовершеннолетнего, но часто эти моменты упускают, и неопределенность в жизни детей растягивается на долгое время. Фото: 1MI Приюты — ответственность министерства труда и социальной защиты республики. Здесь зачастую тоже числятся дети «без статуса», заметила Елакова. Основная задача этого учреждения — вернуть ребенка в кровную семью. А вот в детских домах и коррекционных интернатах, подведомственных министерству образования, детей, наоборот, готовят к приемным родителям, отметила эксперт. Эти тонкости мало, кто отслеживает», — сказала Елакова. Несмотря на то, что власти твердят об активном взаимодействии между министерствами, работающими с сиротами, перекладывание ответственности все же прослеживается. Фото: 1MI Больше детей — больше денег: проблема сиблингов Елакова заметила, что в республиканских учреждениях для сирот проживает большое количество подростков и сиблингов — кровных братьев и сестер, которых при семейном устройстве не делят. Осилить такую ношу способен не каждый опекун. Чем больше детей, тем сложнее, потому что это огромная ответственность и каждодневный труд. Даже кровные семьи иногда распадаются, когда появляются дети», — заметила в разговоре с Inkazan уполномоченный по правам ребенка в Татарстане Ирина Волынец. Отличительных привилегий у семей, решившихся взять под опеку сиблингов, нет: они, как и остальные приемные родители, получают выплаты, при необходимости — психологическую поддержку. Однако очевидно, что пособия у усыновителей братьев и сестер выше из-за количества детей. Фото: 1MI «У меня всегда вызывают много вопросов семьи, которые забирают под опеку много детей. Особенно это распространено в сельской местности.
Центры помощи вместо детских домов — в чем разница?
Полная ликвидация детских домов и передача детей в приемные семьи — это просто неосуществимо. Когда началась реформа детских домов, мы увидели регионы, где количество детских домов снизилось, а количество приютов увеличилось вдвое. Как живут дети в детских домах и что их ждет когда они повзрослеют.
«Я понял, что мир не злой»: как живут выпускники детдомов, когда им помогают
Она отметила, что персонал домов ребенка, которые будут реструктурирваны, «не окажется на улице» — учреждения продолжат работать, но в ином формате, например, как центры ранней помощи семьям с детьми с инвалидностью, ясли или центр сопровождения приемных семей. Позже к 10 согласованным пилотным регионам добавился еще один, его власти изъявили желание войти в проект, когда его концепция уже была сформирована. Таким образом, в проекте примут участие Воронежская, Новосибирская, Тюменская, Калининградская, Пензенская, Нижегородская и Московская области, Приморский, Ставропольский, Пермский и Краснодарский края.
Психотерапия Семья Семья и отношения Как живется детям-сиротам? Об этом даже думать больно. Над своим малышом не надышишься, все внимание — ему, нежному и беспомощному, вся любовь, вся ласка и забота. И это сегодня, в обеспеченном обществе, с хорошей медициной, с правами ребёнка и ювенальной юстицией. А как представить жизнь ребёнка, оставшегося сиротой? И не сегодня, а в дремуче-незапамятные времена, когда и взрослому-то выжить было трудно. Сирот было немало, и они все-таки выживали. Потому, что даже в древности на Руси об осиротевших детях заботились.
Плохо ли, хорошо ли — как могли. Традиция заботы о сиротах крепла с годами и веками.
Плеер автоматически запустится при технической возможности , если находится в поле видимости на странице Адаптивный размер Размер плеера будет автоматически подстроен под размеры блока на странице. Теперь вместо детских домов появятся Центры содействия семейному воспитанию, которые будут обязаны не просто содержать детей, а готовить их к размещению в приемные семьи. С 1 сентября детские дома начнут переделывать в многоквартирные центры, в которых сироты будут жить временно, пока им не найдут приемных родителей.
Еще предстоит сделать перепланировку согласно новым требованиям. Обязательное условие: в одной комнате должны жить не больше четырех человек — разных возрастов, как в настоящей семье. Тем, кому места в центре не хватит, выделят квартиры в жилых домах. Два года назад Центр содействия «Алые паруса» полностью перестроили по новому образцу.
Распространяется по подписке и в розницу, в органах исполнительной и представительной власти федерального и регионального уровня, в поездах дальнего следования и «Сапсан», в самолетах Авиакомпании «Россия», а также региональных авиакомпаний.
Сайт «Парламентской газеты» - это оперативные новости и достоверная информация о принимаемых в стране законах и деятельности депутатов и сенаторов. При использовании материалов сайта «Парламентской газеты» активная ссылка на pnp.