Празднование русской Масленицы на Воробьёвых горах. Новости Якутии и Якутска — свежие новости онлайн на сайте — ЯСИА. Самый вкусный и веселый праздник — Масленица (она же Блиноедка, Прожорница, Прожорная неделя, Объедуха, Целовальница, Коляда масленая) — в этом году длится с 11-го по 17 марта. Считается, что праздник Масленицы возник как обряд поминания умершей Мораны (зимы-стужи).
Масленичная неделя в 2024 году
Изначально Масленица была языческим праздником проводов зимы и встречи весны, который в древние времена также отмечали целую неделю. С приходом христианства на Руси праздник "переосмыслили" и стали привязывать к православной Пасхе. Масленица совпадает с православной Сырной седмицей — последней недели перед Великим Постом, который принято соблюдать перед Пасхой. Поэтому сегодня языческие и христианские традиции празднования тесно переплелись в Масленице. Главное блюдо масленицы — блины. Для славян блин был символом весеннего солнца — круглый, золотистый, румяный и горячий. И на праздник весеннего равноденствия пекли блины именно в честь дарящего свет, тепло и жизнь бога Ярило. Фото Сиб. При этом у каждого дня Масленичной недели есть свое значение, и праздничная неделя делится на два периода - Узкая Масленица с понедельника по среду и Широкая с четверга по воскресенье. Понедельник — встреча.
В этом году выпадает на 20 февраля. В первый день Узкой Масленицы сваты ходили в гости друг к другу на блины.
Даже сохранилась такая поговорка, которая говорит о подношениях Велесу-Власию: «У Власия борода в масле». Практически любые обрядовые игры были направлены «на урожай». Даже усопших поминали в праздничные дни блинами в надежде, что они из другого мира пошлют живым богатый урожай. Евгений Штыров — «Масленица.
Ее нужно было достойно встретить, избавиться от всего ненужного, отмершего. Съедали всю праздничную еду и даже бросали ее в костер, меняли утварь. Сжигали чучело Марены — божества зимы, смерти и рождения, — облаченное в старые одежды. С приходом тепла славяне постепенно переходили на новый рацион: отказывались от мяса в пользу фруктов и овощей. В православной традиции это время превратилось в Великий пост. Люди продолжали печь блины, водить хороводы и сжигать чучело.
В церковной традиции Масленая неделя она же Сырная седмица, Мясопуст, Блинщина и так далее стала частью подготовки к Великому посту, который длится более 40 дней. Церковь напоминала людям, что наступает время не веселья, а покаяния, размышлений, очищения души и тела. Одним из условий правильного поведения в эти дни до сих пор считается отказ от мяса в пользу других продуктов животного происхождения — молока, яиц, сыра. Некоторые историки говорят, что блины являлись блюдом поминальным, ими было принято угощать людей, чтобы вместе помянуть усопших. В завершение Масленицы стали отмечать Прощеное воскресенье. По сей день, чтобы встретить пост с чистой душой, люди просят прощения, сами прощают обиды и посещают могилы родственников.
Фото: pixabay. Оно напрямую связано с маслом — не только животного происхождения, но и растительного, из конопли и льна. Именно растительное масло было распространено у восточных славян и имело универсальное применение.
Их ели дома, в гостях, на уличных гуляниях. И сейчас почти в каждой семье обязательно существует традиция — хотя бы один раз за неделю непременно полакомиться блинами. Масленичные дни Понедельник — первый день Масленицы называется "встреча". В этот день устраивали и раскатывали ледяные горки. В старину верили, что чем дальше катятся салазки или сани, чем громче шум и смех над ледяной горкой, тем лучше будет урожай и длиннее уродится лен. Из соломы делали чучело Масленицы, одевали его в старую женскую одежду, насаживали чучело на шест и с пением песен возили на санях по деревне.
Затем это чучело ставили на снежной горе, с которой и начиналось катание на санях. К этому дню достраивались качели и балаганы. Начинали печь блины. В этот день родственники ходили друг к другу, чтобы договорится, как провести неделю. Вторник — "заигрыш". В этот день принято было заводить веселые игры и угощать за созданное веселье блинами. Молодежь с утра шла кататься с гор и есть блины. Этот день был особенно волнительным для незамужних девушек, поскольку на заигрыш устраивались смотрины невест. Все масленичные обряды, по сути, сводились к сватовству, для того, чтобы после Великого поста, на Красную горку, сыграть свадьбу.
Среда — "лакомка". В этот день все хозяюшки готовят различные вкусности в больших объемах и украшают ими богатый стол, но блины естественно на первом месте. Также в этот день теща демонстрировала расположение к зятю и приглашала его на угощенье. В деревнях в складчину сообща варили пиво. Четверг — "разгуляй". С этого дня Масленица разворачивалась во всю ширь — гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки. Народ предавался всевозможным потехам, ледяным горам, балаганам, качелям, кулачным боям, шумным пирушкам. В этот день чтобы помочь солнцу прогнать зиму, люди устраивают по традиции катание на лошадях "по солнышку" — то есть по часовой стрелке вокруг деревни. Это было самым любимым и красивым масленичным обрядом.
Это прямой отсыл к мясопусту. Основной мотив карнавала — изобилие, которым надо насытиться перед Великим постом. Для этого собственно и устраиваются праздничные гуляния и обильные трапезы. Карнавалы и фестивали в различных формах существовали и существуют во многих странах Европы и Нового Света. Приурочены они к различным праздникам и событиям, в том числе, к мясопусту перед Великим постом. Главнейшая часть любого карнавала — шествие по главным улицам города. Всё происходящее во время шествия носит подчёркнуто игровой характер. Основная фигура на карнавале — шут. Он задаёт тон и шествию, и представлению, которое затем развёртывается на центральной площади города.
Действительно, очень похоже на Масленицу. Но есть интересная особенность. По определению М. Бахтина, главная отличительная черта карнавала — это выход из обычной жизни, «жизнь наизнанку, мир наоборот». Во время карнавала отменялись все законы и запреты, господствующие в повседневной жизни. Одна из особенностей карнавала — профанация, направленная на снижение традиционно высоких образов, карнавальные кощунства, непристойности, связанные с половыми органами и испражнением, и даже пародии на священные тексты. Аналогичные особенности отмечались и на Руси на Масленицу. Так, в Онежском уезде Архангельской губернии в последний день праздника по селу таскали поставленную на старые дровни шлюпку в которой лежал заголенный сзади вымазанный суриком мужик. На реке Тавде распорядители проводов — Масленица и Воевода, совершали после объезда деревни пародию на очистительный от напасти обряд.
Они раздевались догола и в присутствии всех собравшихся зрителей имитировали своими движениями мытье в бане. В других местностях «король» праздника иногда произносил положенные ему по чину торжественные речи на морозе в полностью обнажённом виде или, кривляясь, оголял при всех «срамные» части тела. В других губерниях прощание с Масленицей выступало как пародия похоронной процессии. Её участники носили по деревне чучело в корыте, люльке или специальном ящике-гробе. В процессии участвовали «поп» девушка в ситцевой ризе с бородой из пеньки или шерсти; роль мог исполнять и мужчина , «дьякон» с «дьячком», а также группа плакальщиц, замыкавшая шествие. Подобные непотребства в западных карнавалах и на Масленице вряд ли можно назвать благочестивыми христианскими традициями. Тем не менее, некоторые исследователи даже в обнажении на Масленицу видят глубокий христианский символизм. Выше было отмечено, что Сырная седмица заканчивается воспоминанием Адамова изгнания. В связи с этим предлагается рассматривать Масленицу как предшествующую этому событию жизнь первых людей в раю, передаваемую через игровые и иные формы.
Так обильные трапезы символизировали изобилие плодов земных, которое было у первозданной четы в Эдемском саду. Игры и гуляния призваны олицетворять беззаботное состояния Адама в Эдеме, где не было нужды трудиться «в поте своем» Быт3:19. Обряд величания молодоженов стоит понимать как символизм, связанный с созданием первой семьи в раю и наставлением от Творца: «плодитесь и размножайтесь» Быт. Обнажение же на Масленицу символизирует «костюм Адама», который до своего изгнания из рая не имел никаких одежд. Особо стоит отметить символизм сжигания чучела. Для него собирали различную ветошь — солому, веники, старые вещи и т. Сжигание ветоши становилось прообразом великопостного преображения человека, преодоления в себе ветхости. Одним из аргументов, высказываемых против языческого происхождения Масленицы, является отсутствие письменных источников раннее 16 века с упоминанием праздника. Первые письменные упоминания о Масленице появляются в 1543 г.
Конечно же, там ничего не было сказано о самой Масленице и о том, как проводили ее на Руси. Но сохранились заметки иностранцев, побывавших на Масленицу в России в 16-17 веках. Английский мореплаватель Ричард Ченслер в 1553 году писал: «Последнюю неделю перед Великим постом русские «называют «масляной», и в эту неделю они не едят ничего, кроме молока и масла. Однако я думаю, что ни в одной стране не бывает такого пьянства». Немецкий путешественник и ученый Адам Олеарий 1647 год упоминает о масленичном разгуле: «Первую неделю этого поста они зовут масленицей, во время которой они не едят ни мяса ни рыбы, но лишь масло, молоко и яйца, притом так напиваясь ежедневно водки, меду и пива и так угощаясь, что они не помнят сами себя; последствиями этого являются великий разврат и легкомыслие, а раньше зачастую совершались нападения и убийства. В течение следующей недели они начинают жить умеренно, едят лишь мед и овощи, пьют квас и воду, ходят в бани, потеют и смывают совершенные в течение предыдущей недели грехи». В книге «Anhang von der Reussischen oder Moscowitischen Religion», изданной в Лейпциге в 1698 году, есть такое описание разгула на Масленицу: «Во всю Масленицу день и ночь продолжается обжорство, пьянство, разврат, игра и убийство… В то время пекут пирожки, калачи и тому подобное в масле и на яйцах; зазывают к себе гостей и упиваются медом, вином и водкою до упаду и бесчувственности. Во всё время ничего более не слышно, как: того-то убили, того-то бросили в воду. В бытность мою у русских на этой неделе убитых нашлось более ста человек.
Нынешний патриарх давно уже хотел уничтожить этот бесовской праздник, но не успел; однако же он сократил время его на восемь дней, тогда как прежде оный продолжался до 14 дней. Масленица напоминает мне итальянский карнавал, который в то же время и таким же образом отправляется. Славный папа Иннокентий XI хотел было его уничтожить; но, подобно патриарху русскому, успел только сократить его на восемь дней». Речь в последнем отрывке идет о Патриархе Адриане, последнем патриархе Первого Патриаршего периода. Здесь мы видим то самое упоминание из версии о языческом происхождении Масленицы, согласно которому в самом конце 17 века Масленица была укорочена вдвое. Этому же Патриарху сторонники языческой версии приписывают перенос Масленицы со статичной даты празднования на подвижную, привязанную к началу Великого поста. Дальнейшее рассмотрение данного вопроса обнажает интересный факт — Церковь активно боролась с масленичным разгулом и безобразиями. Так, свт. Тихон Задонский, после назначения его на Воронежскую кафедру в 1763 г.
Бывает здесь поздравление: «Здравствуй, братец, или сестрица, с масленицей! А далее чем еще веселье сему праздничку делают? Не держится зло между стенами, не скрывается в домах, выходит на публику, является на улицах, площадях, на дорогах, и бывает зло сугубейшее, зло соблазнами… Тут возносятся кличи, песни, а в другом месте кулачные бои производятся, где-то драки, брани, сквернословие слышится. И так кажется, что сам воздух соблазнами человеческими преисполнен, шумит. А что в ночи, что в тайных и сокровенных местах делается, о том и не говорю. Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить… Стыд лицо мое покрывает, когда я о таком праздновании говорю. А притом думаю, что так празднуют те христиане, возрожденные водой и Духом, чающие воскресения мертвых и жизни будущего века. Болезнь и жалость сердце сокрушает, что таким празднованием вера святая и благочестивая порочится. Страх и трепет содрогает члены мои, когда я пред умными глазами моими представляю праведный и страшный Божий суд».
Такая борьба церковных иерархов с масленичным разгулом наводит на мысль о том, что Церковь могла видеть в Масленице элементы язычества, которые пыталась искоренить. Встает вопрос — откуда же могли взяться элементы язычества в христианском празднике? Ведь к 17-18 векам христианство на Руси существовало уже не одно столетие. Вновь обратимся к письменным источникам. Филолог-славист и этнограф Н. Гальковский в своем труде «Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси» пишет: «Вера в старых языческих богах у наших предков скоро потемнела под влиянием христианства, но совершенно память о них сгладилась не скоро. До некоторой степени поддерживался и культ старых богов. Духовенство прежде всего должно было обратить свое внимание на это явление, которое слишком резко бросалось в глаза своей аномалией. И действительно, самые ревностные и самые страстные обличения ревнителей христианства были направлены против памяти и почитания языческих божеств».
Когда празднуют Масленицу в 2022 году
- Масленица: как языческий праздник прижился в христианстве? — (не)Культурные заметки на
- Масленица: истории и традиции праздника
- Обряды на Масленицу
- Навигация по записям
- Традиции Масленицы
Масленица, какой вы ее не знали
Масленица – древнейший весенний Славянский праздник. На самом деле Масленица является языческим праздником, который был со временем изменен под «формат» православной церкви. Масленица — это самый народный из современных российских праздников, выросший на стыке языческой и христианской культур. Кульминацией праздника стало традиционное масленичное угощение блинами. С принятием христианства время празднования Масленицы пришлось сдвинуть и сократить наполовину — на целую неделю.
Масленница. История праздника и традиции.
Праздничная неделя делится на две части: с понедельника по среду отмечают узкую Масленицу, а с четверга по воскресенье — широкую Масленицу. Однако праздник Масленицы так полюбился населению всего постсоветского пространства, что стал поистине всенародным. Масленица-праздник, который отмечали ещё наши предки-славяне. Изначально Масленица была связана с днем весеннего солнцеворота и символизировала смену времен года.
Зачем чучелу кармашки? Как сегодня в России празднуют Масленицу
Широкая Масленица — 2023: история, традиции и приметы | Один из древнейших славянских праздников – Масленица – в 2023 году будет отмечаться в России с 20 по 26 февраля. |
МБУ "Централизованная библиотечная система Прокопьевского муниципального округа" | Новости | Масленица, наравне с другими славянскими праздниками и традициями, стала вдохновением для многих русских живописцев. |
Масленица-2023: когда и как её будут отмечать. Традиции и приметы праздника
РИА Новости, 1920, 28.02.2022. Образ жизни - 23 февраля 2023 - Новости Санкт-Петербурга - Масленица — древний славянский праздник с многочисленными обычаями, через века дошедший до наших дней. Празднование масленицы начиналось строго в одно и то же время — с 21 марта по 28 марта, что было обусловлено днём весеннего равноденствия. Кульминацией праздника стало традиционное масленичное угощение блинами.
Смысл и традиции Масленицы
Именно весной на Руси начинали телиться коровы, молоко появлялось в каждом доме. Масло, как символ достатка в семье, и круглый горячий блин — олицетворение солнца, были обязательными атрибутами праздника. В народе Масленицу всегда ждали, ласково и кратко называли «пеpебуха», «объедуха», «касаточка», «сахарные уста», «целовальница», «веселая», «честная масленица», «пеpепелочка», «ясочка». Масленичная неделя. Неделя делится на два периода. Узкая Масленица — понедельник, вторник и среда, и широкая Масленица — четверг, пятница, суббота и воскресенье. В первые три дня можно было заниматься делами по хозяйству, а с четверга все работы прекращались. Каждый день праздничного цикла имеет свое название и предназначение. Понедельник — встреча. В этот день заканчивали постройку снежных гор, качелей, балаганов, из подручных материалов сооружалось чучело Зимы, которое насаживали на кол и возили по улицам.
По традиции свекор со свекровью отправляли невестку к отцу и матери, а вечером сами приходили к сватам в гости и обсуждали время и место гуляний, определялся состав гостей. В первый день уже начинали печь блины, первый испеченный блин в понедельник отдавался малоимущим и на помин усопших. Вторник — заигрыши.
Каждый участник в этот день получил заряд бодрости и хорошего настроения, обогатил свои знания о традициях и обычаях чувашского народа. Кульминацией праздника стало традиционное масленичное угощение блинами. Информацию подготовила Ольга Николаева.
В библиотеку им. Хузангая 26 февраля на фольклорный праздник "Масленица хороша - широка её душа" пришли члены женского клуба "Ивановские девчата" 12 человек. Масленица - один из самых любимых праздников русского народа, самый весёлый, разгульный, старинный славянский праздник проводов зимы. Вот и решили библиотекари в масленичную неделю читателям настроение поднять и самим повеселиться. Используя электронную презентацию "Масленица идёт, блин да мёд несёт", рассказали историю Масленицы, о днях масленичной недели, как наши предки праздновали и шутили на Масленицу, какие молодецкие были забавы. Гости библиотеки с удовольствием поиграли, отгадывали загадки, вспомнили пословицы и поговорки о Масленице и блинах.
Мероприятие завершилось чаепитием, песнями в исполнении "Ивановских девчат". Информацию подготовила Елена Сидорова. Телефон для справок: 73-29-66. Николаева 25 февраля 2020 года прошла литературно-игровая программа, участниками которой стали представители женского клуба "Золотой возраст" 15 человек. Началось мероприятие с традиционного рассказа библиотекаря об истоках возникновения праздника, его языческих корнях, о назначении каждого из семи дней Масленичной недели. Затем участники мероприятия узнали о том, почему масленичный блин является не просто праздничным угощением, а символом золотого солнца.
Оживленный рассказ сопровождался песнями и конкурсными заданиями, а подготовленная электронная слайд-презентация стала прекрасным дополнением к предлагаемому материалу. Особое место в литературно-игровой программе занял момент раскрытия секрета приготовления масленичных блинов. Ведущая программы поделилась рецептами приготовления традиционного масленичного кушанья, описанного в рассказе А.
Бытуют разные мнения о том, чем Масленица являлась исторически: согласно одной из распространенных точек зрения, это древний славянский, праздник, пришедший к нам из языческой культуры — «новогодье», «встреча зимы с весной», а блин — один из основных атрибутов праздника — был символом солнца; ряд этнографов еще в XIX в. Чему посвящена Масленица сейчас? У христиан — подготовке к Великому Посту. При этом большинство современных пастырей не отвергают ее увеселений, если мера их разумна, более того, советуют пообщаться с родными, друзьями. Митрополит Псковский и Порховский Тихон Шевкунов с друзьями Вот что говорит, например, митрополит Псковский и Порховский Тихон Шевкунов : «Для меня масленица всегда воспринималась как долгожданное и очень радостное время. А то, что люди в эти дни встречаются, устраивают застолья — не вижу в этом особой беды и греха. Застолье, блины — это ведь тоже неспроста!
Смысл масленицы, конечно, не в разгульных гуляниях и бесчинствах. Это — очевидно, и для христианина не требует ни объяснений, ни скучных обличений. Особый смысл масленицы в совсем еще недавние времена, когда не было ни телефонов, ни электронной почты, был в том, чтобы люди в течение недели, предшествующей Прощеному воскресенью и Великому посту, успели съездить и сходить к своим близким и дальним знакомым и родным, попросить друг у друга прощения. А примирившись, испросив прощения, как не сесть за пир? Ведь совсем недавно все слышали в храме евангельское чтение о Закхее, который, покаявшись, от всей души устроил угощение для Спасителя и для своих друзей». Таково ныне христианское осмысление этих семи дней. Есть мнение, что выражение «первый блин комом» связано с названием белорусского праздника встречи весны — Комоедицы, истоки которого — языческие. В 1920-е гг. Но через несколько лет стало ясно, что этот «праздник» не прижился. С 1960-х стала возникать новая «масленичная традиция» под названием «Проводы русской зимы».
С использованием элементов традиции Масленицы были разработаны типовые сценарии этого праздника, включавшие, например, сожжение чучела, состязания, угощение блинами. Они стали использоваться по всей стране. В прошлые времена… Что же представляет собой реальная традиция празднования?
Праздник блинов и безудержного веселья начинался за 56 дней до Пасхи и длился ровно неделю с понедельника по воскресенье. Раньше он совпадал с днем весеннего равноденствия, а значит отмечался в одно и то же время 20 или 21 марта. Наши предки знали, что в это время пробуждается природа от зимнего сна. От яркого света Ярила - солнца тают сугробы.
Оказывается, знаменитая поговорка «первый блин комом» дошла до нас в искаженном виде и приобрела совершенно другой смысл, позволяющий начинающим хозяйкам списывать свои неудачи в приготовлении первого блина на русские традиции. На самом деле, поговорка должна звучать - «первый блин комАм». Когда — то, отмечая Масленицу или Комаедицу, наши предки по утру шли в лес и оставляли подношение медвежьему богу Коме на пеньках. От этой традиции и пошло выражение «первый блин Коме». Со временем «Комаедица» превратилась в самостоятельный белорусский праздник, посвященный пробуждению медведя от зимней спячки, встрече весны, который отмечается в этой стране 6 апреля. То, за что мы любим Масленицу, — вкусные, пышные блины — никогда не были символом праздника. Блины всегда считались поминальным блюдом, которым нужно было обязательно «умаслить» предков в земле, чтобы они сделали землю плодородной, а значит, почтить их память блинной трапезой.
Статус «символа солнца» и главного атрибута Масленицы появился лишь вXIXвеке из-за ошибки некоторых исследователей от культуры.