Новости в советскую эпоху нормой стало

Сайт посвященный советскому периоду нашей страны, эпоха СССР. История, события, вопросы и ответы. Товарищеские суды появились в СССР в хрущёвские времена и стали весьма заметной частью советского быта.

Почему в СССР был дефицит и как жили в этот период?

В 80-х знакомства через объявления были закономерностью. В сообщениях люди указывали свой возраст, рост, вес, контакты, а также требования к потенциальным женихам и невестам. Если требовалось отправить срочное сообщение, проще всего было пойти на почту и написать телеграмму. Стоимость передачи одного слова в 1980-х годах составляла 5 копеек для обычных телеграмм и 20 — для срочных. Их писали «в телеграфном стиле» — сжато и с опущенными предлогами. Поиграть на столиках под деревьями собирались и дети, и взрослые, и пенсионеры. Лавочка вместо чата Контент недоступен Спору нет, лавочки в городских дворах и деревнях до сих пор остаются важными «медиаплощадками».

Там же можно было заказать услугу соединения и заказать разговор к определенному времени определенной продолжительности через кассу посредством телефонистки. Многие помнят «извещение о приглашение на переговоры», если инициатором разговора с межгородом были не вы. В извещении стояла дата и время. Звонок был за счет абонента-заказчика. Многие предпочитали заказывать разговор на позднее вечернее время — после 21-22 часов. Тарифы на этот временной отрезок были более дешевые. Приходишь поговорить, входишь, значит в раж, особенно, если спор или надо решить какой-то принципиальный вопрос, а оплаченное время заканчивается. Продолжение в рамках этого сеанса даже за доплату было невозможно. А организовать сразу новый сеанс в силу загруженности сетей чаще всего было нельзя, - рассказала Анна Георгиевна. О чем говорить, если даже связь между двумя столицами в фильме «Ирония судьбы или с лёгким паром» герой заказывают с помощью телефонистки и слышит в ответ - «Ждите в течение часа».

Или когда оплатил сеанс, а абонент не пришел на разговор. Помню, что разговоры по межгороду были не из дешевых, а цена росла пропорционально расстоянию. Длительный разговор с другим концом страны мог выйти даже больше 10 рублей, - вспоминает Иван Александрович. Звонок с работы Рабочий телефон в условиях отсутствия домашнего для многих советских граждан оставался самым используемым средством связи. И, например, договориться о встрече, или мужу позвонить с планами на вечер - так было проще всего. Начальство на такие неслужебные использования телефонных линий смотрело сквозь пальцы. Если, конечно, успевать выполнять свою основную работу, - рассказала о рабочих буднях времен СССР 59-летняя Елена Сергеевна. Картошку и колбасу по почте В эпоху отсутствия e-mail, чатов, мессенджеров простое бумажное письмо было единственным средством письменного общения. Советские люди часто отправляли открытки знакомым в рамках одного города. Иногда писали в другие города.

Это касалось и родственников, и друзей, с которыми познакомился в летнем лагере. Обменивались и письмами с иностранцами. В основном из стран советского блока. Уж не знаю, вскрывались мои письма или нет, но ничего политического мы в любом случае не обсуждали. На жизнь я не жаловалась, за границу не рвалась, но было интересно, - вспоминает 50-летняя Инна Александровна. Отметим, что конверт можно было отправить как обычной почтой, так и авиа. Для последнего способа нужно было приобрести и наклеить специальные марки.

Сейчас они не запрещены, но попробуйте написать подобное и напечатать это в крупном российском издательстве. В лучшем случае ваше произведение выйдет с огромными купюрами, а скорее всего его завернет редактор, и не потому, что ему не понравилось, а потому, что он боится — а вдруг на него «наедут» власти или какая-нибудь «общественная шпана» типа Поклонской. Кто сейчас пропустит мечту пана Козлевича об использовании «Антилопы» для семейных прогулок — «Слышался бессмысленный смех детей». Да разве можно такое писать! Наши демократические дети не могут бессмысленно смеяться! А историю с отцом Федором, охотившимся за стульями тещи Воробьянинова? Попробуйте найдите в современной литературе историю со столь забавным попом! Я сам пострадал. В книге о начале XIX века я несколько раз подряд повторял «Александр I», а потом для «оживляжа» заменил на «плешивого щеголя». В книжке выражение вырезали. Редактор возмущался: «Да как же можно такое о царе! Редактор задумался, а потом обрадовался: «Так это ж Пушкин! Вот и ссылочку бы дали. Мы бы пропустили». Я мог бы привести еще длинный список моих невинных фраз, вычеркнутых редакторами. Так, из книги о XIII веке вычеркивали слово «бабы». Тщетно я доказывал, что в те времена иного термина для обозначения прекрасного пола не было. Современная цензура калечит русский язык, запрещая сотни слов — «поп», «негр», «даун» и т. Спору нет, Интернет дает нам сейчас весьма широкие возможности для получения разнообразной информации. Но, увы, доступ к ней в Интернете с каждым годом становится все сложнее и сложнее. Реклама забила Интернет.

Многие радиостанции были эвакуированы из западных районов в восточные. Однако в отличие от прессы уже к 1943 году объем работы радиостанций превысил довоенный уровень. О развитии телевидения речи не было. Пресса Главной стороной перестройки прессы на военный лад стало ее перепрофилирование. К концу 1942 года эта задача была решена. К этому времени выходило 4 центральных «Красная звезда», «Красный флот», «Сталинский сокол», «Красный сокол» , 13 фронтовых, 60 армейских, 33 корпусных, 600 дивизионных и бригадных газет. Огромное количество газет и листовок издавалось в тылу врага. Кроме того, Главное политическое Управление Советской армии 1,5-миллионным тиражом выпускало листок «Вести с Советской Родины». Советская военная печать того времени стала мощным противовесом антисоветской гитлеровской пропаганде на временно оккупированной территории. Журнальная периодика также претерпела изменения. Были созданы журнал «Славяне», «Война и рабочий класс»… только в Москве выходило 18 военных журналов, в том числе самый популярный журнал военной поры — «Красноармеец». В связи с необходимостью более оперативной передачи событий на фронте и в тылу 24 июня 1941 года было создано Советское информационное бюро. На заключительном этапе войны были созданы газеты для населения государств, освобожденных от фашистов, такие как «Свободная Польша», «Венгерская газета». Уже 24 июня 1941 года на фронт отравились первые писатели-добровольцы. Горбатов — на Южный фронт. Твардовский — на Юго-Западный фронт. Долматовский — в газету 6-ой армии «Звезда Советов». Симонов — в газету 3-ей армии «Боевое знамя». Всего в рядах Красной армии и Военно-Морского флот в годы Великой Отечественной войны находилось 943 писателя, из них 225 погибли, а 300 награждены орденами и медалями. Их работа — «душевные боеприпасы фронту» - так сравнивал слово писателя Н. Военная перестройка прессы не изменила расстановок сил в основных советских изданиях. Основные тиражи приходились на «Правду», «Известия», «Комсомольскую правду». Главной в работе прессы стала задача — вселить в сердца людей веру в победу и поднять их на героическую борьбу с врагом. Героям Советского Союза посвящались специальные газетные номера. Не менее важны были и живые сообщения с фронта. Многие журналисты ушли на фронт, многие погибли. Так на передовой побывали 240 сотрудников газеты «Известия», 44 из них не вернулись. Особая роль в поднятии боевого духа принадлежала прифронтовым газетам «Ленинградской правде», «Сталинградской правде», «Московскому большевику», где печатались письма солдат с других фронтов, которые восхищались мужеством тех, кому выпала честь защищать наиболее тяжелые участки. Журналисты прифронтовых газет находились в тех же условиях, что и другие жители осажденных городов. Ленинградские журналисты также умирали от голода на работе. Много писали военные газеты о невиданном зверстве фашистов, показывая человеконенавистнический характер их идеологии. Не менее, чем подвиг солдат, высок подвиг тружеников тыла. Все для победы! В связи с возрастанием его роли, радиовещание в военное время получило дополнительное развитие. Первый выпуск «Последних известий» вышел в эфир уже через 45 минут после передачи правительственного сообщения о нападении фашистов на СССР. А всего в выпусках «Последних известий» за время войны было передано около 7 тысяч корреспонденций из действующей армии. Ежедневные радиосводки «Совинформбюро» с замиранием сердца слушала вся страна. Конечно, передача в эфир большого количества военно-пропагандистской информации прошла за счет вытеснения из сетки радиовещания многих традиционных довоенных рубрик, также как и в прессе. Усиление централизации и высокий уровень цензуры стали нормой для радиовещания военного времени. В целях исключения приема иного, кроме советского, радио у граждан на не оккупированной территории, под угрозой ареста, были собраны личные радиоприемники. Радиоинформация потребителям поступала только по проводному радио. Заметным событием военной эпохи стал репортаж о военном параде с Красной площади 7 ноября 1941 года. Особое место в радиопропаганде, как и в прессе, заняли антифашистские выступления, разоблачения нацистской идеологии. Недостатка в материалах не было, нужны были мощности. Перелом в широте распространения советских радиоинформаций наступил в 1943 году. В Куйбышеве была пущена в действие новая мощная радиостанция, голос которой звучал и на всей территории СССР, оккупированной врагом. Большую роль сыграли и радиотрансляционные узлы в тылу и прифронтовой полосе. Были созданы дополнительные филиалы Всесоюзного радиовещания, началось вещание на украинском и белорусском языках. Неизменными стали на радио «Письма на фронт» и «Письма с фронтов Отечественной войны». Формы массовой работы военного времени В годы войны советские журналисты использовали многие формы массовой работы, появившиеся в годы первых пятилеток. Особенно эффективной стала работа выездных редакций «Правды» и «Комсомольской правды». Военная публицистика Большую роль в битве за поднятие духа советских людей сыграл И. Его памфлеты по свидетельству современников «были действеннее автоматов». И это образное высказывание имело вполне прямой смысл: партизаны в тылу врага охотно обменивали пистолет-пулемет на пачку вырезок его статей. Патриотическая публицистика А. Толстого оказывала огромное воздействие на читателя. В ответ он получал многочисленные солдатские письма. Среди статей и очерков, призывавших к мести гитлеровцам, особое значение имел очерк М. Шолохова «Наука ненависти», появившийся в «Правде» 22 июня 1942 года. Это история военнопленного, которого фашисты подвергли жестоким пыткам. Человеческая красота защитников Родины и испепеляющая ненависть к ее поработителям — главное в военной публицистике Н. Тихонова, начальника группы писателей при Политуправлении Ленинградского фронта. Публицистика военной поры отличалась глубокой лиричностью, любовью к родной земле. Ярким представителем военной публицистики был К. Заметен очерк «На старой Смоленской дороге», который появился в «Красной звезде» 17 марта 1943 года. Любовью к жизни, ненавистью к фашистам проникнуты знаменитые в то время «Письма товарищу» Б. Можно утверждать, что в годы Великой Отечественной войны тысячи советских журналистов, среди которых были сотни писателей, тоже превратились в воюющую организацию. В одном из писем фронтовики писали А. Толстому: «У Вас иное оружие. Но оно также остро, как наши штыки, его огонь также убедителен, как огонь наших автоматов и пушек». Пресса Уже 20 июня 1945 года ЦК ВКП б принимает решение «Об улучшении качества и увеличении объема республиканских, краевых и областных газет». Главное внимание в постановлении уделено тому, чтобы все газеты стали «боевыми органами политического воспитания масс». Для этого данным постановлением в структуру аппарата редакций краевых и областных газет вводились отделы: партийной жизни, пропаганды, промышленности, транспорта, сельского хозяйства, культуры и быта, писем трудящихся, внутренней информации. В газетах союзных республик, кроме указанных семи отделов, вводились еще три: советского строительства, иностранный и местной корреспондентской сети. Установленный с 15 июля 1945 года четырехполосный объем указанных выше газет потребовал от редакций расширения информации обо всех, дозволенных к печати, сторонах жизни в СССР. Вырос штат аппарата редакций. Стало больше собственных корреспондентов: два корреспондента - на область, один — на два-три района. В августе 1945 года ЦК партии предприняло просмотр воскресных номеров местных газет. В числе серьезных недостатков отмечено: оторванность редакций от местных партийных и советских организаций, бессистемность освещения вопросов партийной жизни и работы по пропаганде Закона о новом пятилетнем плане 1946-1950. В числе мер по улучшению качества газет, было создание редакционных коллегий, в количестве 5-7 человек, из числа руководящих работников редакций. Началось восстановление газет и их тиражей и открытие новых СМИ. В 1946 году выходило 7309 газет, разовый тираж которых составлял 29,6 млн. Газеты выходили на 67 языках СССР. Появились новые всесоюзные, республиканские, областные, городские, комсомольские, вечерние и многотиражные издания. На фоне новых газет выделялись «Советская Россия» 1 июня 1956 , «Литература и жизнь» начало 1958. Самое большое пополнение получили в первое послевоенное десятилетие городские газеты. Наиболее видные авторы послевоенного периода: А. Колосков, И. Рябов, Б. Полевой, В. Овечкин, Б. Галин… Заметным явлением послевоенной печати стали статьи, очерки и памфлеты М. Шолохова, публиковавшиеся в «Правде», «Известиях», «Литературной газете», «Комсомольской правде», а также местных газетах. Существенные изменения произошли в радиовещании и телевидении. Радиовещание Главной задачей радиовещания первого послевоенного десятилетия стала задача общая для советских СМИ того времени: поднять измотанный войной народ на восстановление разрушенного народного хозяйства. Как средство достижения, еще более усиливается цензура, а из эфира практически исчезают так называемые «прямые передачи», почти все программы выпускаются в записи. Вполне естественно, что партию интересовало повышение роли радио в политическом и культурном воспитании трудящихся. Ведущее место в радиопрограммах заняла оперативная информация. Ежедневно передавалось 12 выпусков «Последних известий» и 3 обзора центральных газет… С марта 1947 года выходит радиожурнал для сельской молодежи — «За высокий урожай». С апреля 1948 года — «У карты мира» - беседы на международные темы. С мая 1950 года — «Дневник социалистического соревнования». С ноября 1951 года — «Наука и техника». В 1952 году родился «Научный радиотеатр». В 1955 году на радио возникла новая программа — устный рассказ у микрофона… При этом организуются пропагандистские кампании против философов-идеалистов, генетиков, против «плохих» в политическом смысле литераторов, актеров, композиторов. В течение первого послевоенного десятилетия подверглась корректировке и структура радиовещания. Так летом 1949 года Всесоюзный комитет по радиофикации и радиовещанию был преобразован в два ведомства: Комитет радиоинформации и Комитет радиовещания при Совете Министров СССР. А в 1953 году эти Комитеты были переименованы в Главные управления и перешли в состав специально образованного Министерства культуры СССР. К концу второй послевоенной пятилетки мощность радиостанций выросла вдвое. В 1955 году в стране насчитывалось 26 млн. Телевидение Программы Ленинградского и Московского телевидения в предвоенные годы носили по большей части экспериментальный характер. Основу вещания составляли кинофильмы, произведения театра и эстрады… Первые послевоенные годы 1945-1948 не принесли в телевизионное вещание ничего нового по сравнению с довоенным. Наиболее заметным событием конца 40-х годов стало получение в 1949 году Московским телецентром первой передвижной телевизионной станции. Это позволило телевидению выйти из концертных и театральных залов на, так сказать, оперативный простор. Структура ЦСТ предусматривала следующие редакции: литературно-драматического вещания, музыкального вещания, детского вещания, общественно-политическая. В 1954 году в ЦСТ возникли редакции: кино, научно-популярных, промышленных, сельскохозяйственных и спортивных программ, в которые, впервые в практике телевидения, пришли работать журналисты. Это определило рост журналистских материалов на телевидении в последующие годы. С приходом журналистов на телевидение появились и первые журналистские находки в новом СМИ. Так, в ноябре 1954 года в телевизионный кадр впервые вошел автор программы. В январе 1955 года стало ежедневным телевизионное вещание в Москве. С октября 1956 года Ленинград также перешел на ежедневное телевизионное вещание. Стремительно увеличивается число телезрителей и радиослушателей. Совершенствуются телевизионные передачи, все больше появляется оперативных событийных репортажей и различных телевизионных журналов, таких как «Молодость», «Мир и труд», «Знание», «Для вас, женщины». В ноябре 1956 году на ЦСТ создана редакция «Последних известий» в составе трех человек, которые первоначально занимались лишь дикторским чтением радиовыпусков «Последних известий». Хотя такое положение сохранялось вплоть до 60-х годов, создание такой редакции свидетельствовало о возрастании роли телевидения, как СМИ. Союз журналистов Важным событием данного периода явилось воссоздание в 1957 году Союза журналистов России. А в ноябре 1959 год состоялся первый Всесоюзный съезд журналистов, на котором был принят Устав Союза, избраны руководящие органы. Тематика послевоенной журналистики. Одной из главных тем послевоенной журналистики, стала тема восстановления разрушенного войной народного хозяйства. Как и в довоенные годы, печать оперативно подхватывает любую ценную инициативу, делает опыт передовиков достоянием всех. СМИ рассказывают о необычайном трудовом подъеме, о возвращении в строй новых и новых промышленных предприятий. Вот типичные заголовки тех лет: «Свет возвращается людям», «Колхоз встал из пепла»… «Быстро залечим раны, нанесенные стране войной! Значительное количество материалов посвящали газеты и радио 1945-1946 годов тому, что будет в 1950, пропагандируя пятилетний план. В газетах становятся постоянными рубрики: «На стройках пятилетки», «Стройки новой пятилетки». Много внимания уделяется возрождению Донбасса, Днепрогэса, Россельмаша. О героическом труде шахтеров систематически информировало радио. Эти программы вызывали живой отклик десятков тысяч рабочих. Внимание СМИ, как и в довоенные годы, направлялось на области государственного реформирования, требовавшие трудового энтузиазма и душевного подъема, где нужно было вдохновляющее слово и окрыляющее сравнение. СМИ были инструментом, с помощью которого государство решало моральные проблемы производительности труда, стимулирования трудовых потоков, устранения инакомыслия и других преград на пути строительства коммунизма. Поэтому главные темы советских СМИ послевоенного, как и любого другого периода, были тесно связаны с главными проблемами СССР, как государства. Так как фашисты нанесли урон сельскому хозяйству западных областей СССР, то газеты и радио в тот период изо дня в день информировали о повышении урожайности на основе улучшения качества полевых работ, о применении на полях передовой агротехники, о более полном использовании трудовых ресурсов, об успехах комбайнеров, трактористов, машинистов. В этом смысле велика организаторская роль СМИ в подъеме целинных земель. Этой темы в принципе не существовало, до того момента пока ЦК КПСС в 1954 году не принял решение об освоении целинных и залежных земель. Требовалось поднять и засеять зерновыми миллионы гектаров пустовавшей земли в Сибири, Казахстане, Поволжье, Урале.

Самые популярные газеты в СССР

Горбачёв впервые о гласности высказался в политическом докладе на XXVII cъезде КПСС 25 февраля — 6 марта 1986 : «Без гласности нет и не может быть демократизма, политического творчества масс, их участия в управлении. Это, если хотите, залог государственного, пронизанного чувством ответственности отношения к делу десятков миллионов рабочих, колхозников, интеллигентов, исходный пункт психологической перестройки наших кадров» Горбачёв М. Москва, 1986. В дальнейшем он многократно высказывался о важности гласности как фактора реформ и позднее оценивал её как наиболее важный результат своего реформаторского проекта. На протяжении всего периода реформ он уточнял и расширял это новое для СССР понятие. В 1985—1987 гг. Новые кадры подбирались по принципу лояльности реформаторскому курсу Горбачёва и готовности включиться в процессы демократизации, критичности по отношению к брежневскому «застою». Так, например, в мае 1986 г. Яковлева главным редактором журнала «Огонёк» был назначен В. Коротич, в августе главным редактором «Московских новостей» — Е.

В течение непродолжительного времени во многих республиках, краях и областях были заменены первые секретари ЦК, крайкомов, обкомов. Многие из них обвинялись в коррупции и злоупотреблениях, и впервые информация об этом стала достоянием общественности. Газеты и телевидение активно освещали эти события. Одним из проявлений курса гласности стало изменение отношения власти к советским диссидентам. В декабре 1986 г. Сахарову и предложил ему вернуться в Москву. Вскоре начались возвращения из ссылок и заключений других диссидентов Г. Якунин , Л. Тимофеев и др.

К концу 1987 г. Многие из них со временем включились в политическую деятельность и стали активно поддерживать реформы. Сергей Булкин, Евгения Михеева. Смелее, товарищ! Гласность — наша сила! В нём говорилось: «Учитывая большое общественное значение дел об ответственности должностных лиц за нарушения, связанные с рассмотрением предложений, заявлений, жалоб граждан и преследованием за критику, рекомендовать судам рассматривать такие дела в выездных заседаниях с привлечением представителей общественных организаций и трудовых коллективов; шире использовать печать, радио и другие средства массовой информации для освещения судебных процессов по этим делам» Бюллетень Верховного Суда СССР. Реже и осторожней стали применяться статьи Уголовного кодекса «за антисоветскую деятельность», ослаблен надзор за «неблагонадёжными элементами». Прекратилось радиоглушение иностранных вещательных станций, разрешён провоз через границу зарубежных изданий. На Январском пленуме ЦК КПСС 27—28 января 1987 была сформулирована идея политической реформы и отмечена её сильная обусловленность дальнейшим развитием гласности.

Москва, 1987. В нём говорилось о необходимости «снять неоправданные ограничения в использовании статистической информации о социально-экономическом и политическом развитии общества, экологической обстановке» и недопустимости «сдерживания критических выступлений прессы». В то же время использование гласности в ущерб интересам Советского государства, общества, правам личности, для пропаганды войны и насилия, расизма, национальной и религиозной нетерпимости также было признано недопустимым. Перестройка, демократия, реформа, гласность. Кампания по выборам народных депутатов СССР 1989 г. Работа Съезда народных депутатов СССР транслировалась по телевидению, гласность стала мощным средством политического влияния на массы со стороны различных политических сил. Дискуссии на самих заседаниях съезда, публичность всего политического процесса, показ на телеэкранах ораторов на многомиллионную аудиторию в одночасье создавали «героев» и «антигероев» перестройки, формировали политические приоритеты населения. Парадокс гласности «сверху» проявился в том, что долгожданный «Закон о печати и средствах массовой информации» готовился в глубокой тайне в недрах ЦК КПСС и был принят без публичного обсуждения только 12 июня 1990 г. Государственная монополия на вещание была ликвидирована.

На базе государственных структур стали создаваться частные телевещательные компании.

Развитие массовых коммуникаций рассматривалось как важная государственная задача, её конечной целью считалось приобщение широких масс населения к достижениям отечественной и мировой культуры. Хрущёвская программа построения коммунизма предполагала постепенное стирание грани между физическим и умственным трудом, а значит, и между интеллигенцией и рабочим классом.

Позже, уже при Брежневе, развитие массового радио- и телевещания преподносилось как важное достижение в повышении благосостояния трудящихся. Парадокс послевоенной культурной истории СССР состоит, таким образом, в том, что советское руководство, выстраивая инфраструктуру массовых коммуникаций, основывалось на своих собственных концепциях, но при этом фактически решало ту же задачу, что и западные правительства в тот же период. Более того, созданная в СССР гигантская медиаимперия, одна из крупнейших в мире, в конце концов, вопреки усилиям властей, начала развиваться в том же направлении, что и мировая массовая культура.

С этой точки зрения несомненный успех советского проекта в области массовых коммуникаций оказался одновременно и его провалом. Это отражено и в заглавии книги. Историю советского радиовещания в её политическом и социальном контексте подробно исследует Стивен Ловелл Королевский колледж, Лондон 2.

Его работа охватывает период начиная с первых экспериментов в области радиотелефонии в 1919—1920 гг. Автор отмечает, что историю радио не следует сводить к одной лишь технической её составляющей; не следует и рассматривать её только как производную от истории советского государства в целом. Причём если в сталинские годы сеть проводных «радиоточек» с единственным каналом сделала радиовещание инструментом централизованной государственной пропаганды, насаждавшим единообразие мнений просто в силу собственных технологических особенностей, то распространение беспроводного вещания в послевоенный период, напротив, способствовало раскрепощению советского общества, поскольку слушатели впервые получили сначала элементарную возможность выбрать программу или просто выключить радиоприёмник, а впоследствии — и возможность принимать передачи из-за границы.

В англоязычной историографии книга Ловелла является первым комплексным исследованием по истории советского радиовещания, в предшествующей литературе затрагивались лишь отдельные составляющие этой проблематики. В отечественной науке данный вопрос изучался гораздо активнее, первые фундаментальные работы появились ещё в советский период, они не утратили своего значения и сегодня. Тем не менее, как отмечается во введении, советские и современные российские публикации отличаются известной неполнотой, поскольку их авторы сосредотачиваются в основном на технологической и институциональной истории радиовещания.

Содержание радиопередач анализируется довольно редко, а влияние их на аудиторию и другие социальные аспекты истории советского радио и вовсе остаются почти не исследованными. Монография основана на документах центральных и местных архивов, сохранившихся аудиозаписях радиопередач из Российского государственного архива фонодокументов, а также воспоминаниях работников советского радио. Источники по истории радиовещания отличаются значительной фрагментарностью, это обусловлено особенностями технологии и характерно не только для Советского Союза, но и для западных стран, где радиовещательные компании нередко уничтожали старые звукозаписи просто из-за нехватки свободного места.

В СССР значительная часть документов межвоенного периода, хранившихся в Москве, была уничтожена в октябре 1941 г. Этот пробел отчасти восполняют личные фонды, а также местные архивы, особенно нижегородские, поскольку крупнейшими центрами радиовещания после Москвы были Горький и Ленинград. Тем не менее, даже с поправкой на перечисленные факторы, существующий массив источников позволяет изучить историю советского радио, в т.

Выводы автора излагаются в заключительных разделах к главам.

Основой малострочной телевизионной программы были эстрада и фрагменты театральных по преимуществу балетных и оперных спектаклей. Так во второй половине 30-х годов начинается история советского телевидения, но поначалу не как сферы журналистики, а как прокатной сферы других искусств: кино, театра, концертов, спорта. В этом же году состоялись опытные телепередачи московского телецентра на Шаболовке. В марте 1938 года осуществлена трансляция кинофильма «Великий гражданин». Тематика В целом, журналистика предвоенного времени была увлечена стремительным прорывом СССР в области экономики, который вышел на второе место в мире после США по общему объему промышленного производства, а также пропагандой других достижений СССР. Велась летопись новостроек. Широко освещались успехи наших летчиков: В.

Чкалова, С. Шестакова, ликвидация неграмотности в СССР к 1937 году. Безусловно, масштабный экономический прорыв СССР увлекал и издательское дело, так в 1931 году «Правда» стала печататься не только в Москве, но и одновременно в еще в 8 крупнейших городах СССР: Харькове, Тбилиси, Новосибирске… Второй по масштабу темой журналистики стала тема раскулачивания, коллективизации, а после убийства Кирова — дифирамбов в сторону Сталина, оправдания массовых политических репрессий. Печать и радио начали массовый поход против бюрократизма. Широкая критика стала развиваться с 1928 года. По примеру «Правды» в центральных и местных газетах появились «Листки РКИ рабоче-крестьянской инспекции — «Под контроль масс»» под заголовками: «Под контроль масс», «Перо рабкора бьет в цель» и так далее. Листок «Под контроль масс» содействовал чистке госаппарата, проходившей в 1928-1929 годах. СМИ выступили коллективным организатором социалистического соревнования.

Инициаторы: «Правда» и «Комсомольская правда». Начало положила публикация ленинской статьи «Как организовать соревнование? Задачи журналистов состояли в оперативном и массовом распространении данных идей. Например, 6 августа 1929 года все газеты и все передачи радио были посвящены Дню индустриализации. Журналисты нацеливали читателей и слушателей на повышение производительности труда. К февралю 1930 года число ударников достигло 2 миллионов. Особое внимание уделялось изотовскому и стахановскому движению. Советская журналистика конца 20-30-х годов представлена такими именами как: В.

Маяковский, Л. Сосновский, М. Кольцов, Н. Погодин, И. Ильф, Е. Широкую популярность завоевали тогда очеркисты: А. Колосков, М. Шагинян, Б.

Именно в 20-30-х годах окончательно сформировалась система советской журналистики, утвердились все формы массовой работы, использовавшиеся на протяжении всей истории отечественной журналистики советского периода, проявили себя наиболее яркие публицисты. Новые формы массовой работы 1. Общественно-производственные смотры. Регулярно публиковался «дневник смотра». Под рубрикой «Бытовое»: «У ткача в гостях», «В рабочих квартирах по приглашению». Газеты вывешивались в наиболее людных местах. Широкий размах общественным смотрам в декабре 1928 года придала «Правда». В октябре 1929 года были подведены итоги всесоюзного смотра производственных совещаний.

Цель — повышение трудовой активности. Общественно-производственные переклички. В «Тверской правде» 28 мая 1927 года появилась рубрика «Митинг многомиллионной аудитории». Первый опыт — перекличка текстильщиков. Цель— вовлечение масс в обсуждение важнейших проблем реконструкции народного хозяйства. Широкий размах производственные переклички получили в «Уральском рабочем». Была проведена перекличка о качестве и стоимости сибирского угля и уральского металла, охватившая до 40 тысяч рабочих. Выездные редакции.

Первая выездная редакция «Правды», созданная в январе 1929 года, работала на Харьковщине. Выездные редакции выпускали специальные газеты, листовки, плакаты. В 1930 году появился первый специально оборудованный вагон. Другие формы массовой работы. Заочные совещания и конференции с участием специалистов помогали наметить конкретные меры по улучшению, например, сельского хозяйства. Читательские суды над газетами в «приговоре» содержали полезные советы по тематике и качеству. Производственные буксиры. Рабселькоровские посты.

Формы массовой работы на радио. Радиопереклички, радиомитинги, радиорейды, выездные редакции. Одной из первых была радиоперекличка текстильщиков московской фабрики им. Калинина в апреле 1929 года. В конце июля 1931 года печать и радиовещание провели совместную всесоюзную перекличку заводов-гигантов, которую транслировали по всему Союзу 57 радиостанций и 3500 радиоузлов. Заключение Если пресса имеет в России хоть короткую демократическую историю и традиции свободы слова, то радио и телевидение России, зародившиеся в самый активный момент укрепления советской власти и насаждения тоталитаризма, изначально предназначались только для проведения коммунистической идеологии в самые широкие массы и воспринимались лишь через призму мощного политического партийного инструмента. Общая характеристика Число центральных изданий сократилось с 39 до 18, в основном это коснулось отраслевых газет, вроде «Лесной промышленности». Значительно сократилось и число местных изданий, их к 1942 году осталось 4560 от 9000, издававшихся в 1940 году.

Общий тираж прессы упал с 38 млн. Центральное радиовещание перешло от трех программ к одной. Многие радиостанции были эвакуированы из западных районов в восточные. Однако в отличие от прессы уже к 1943 году объем работы радиостанций превысил довоенный уровень. О развитии телевидения речи не было. Пресса Главной стороной перестройки прессы на военный лад стало ее перепрофилирование. К концу 1942 года эта задача была решена. К этому времени выходило 4 центральных «Красная звезда», «Красный флот», «Сталинский сокол», «Красный сокол» , 13 фронтовых, 60 армейских, 33 корпусных, 600 дивизионных и бригадных газет.

Огромное количество газет и листовок издавалось в тылу врага. Кроме того, Главное политическое Управление Советской армии 1,5-миллионным тиражом выпускало листок «Вести с Советской Родины». Советская военная печать того времени стала мощным противовесом антисоветской гитлеровской пропаганде на временно оккупированной территории. Журнальная периодика также претерпела изменения. Были созданы журнал «Славяне», «Война и рабочий класс»… только в Москве выходило 18 военных журналов, в том числе самый популярный журнал военной поры — «Красноармеец». В связи с необходимостью более оперативной передачи событий на фронте и в тылу 24 июня 1941 года было создано Советское информационное бюро. На заключительном этапе войны были созданы газеты для населения государств, освобожденных от фашистов, такие как «Свободная Польша», «Венгерская газета». Уже 24 июня 1941 года на фронт отравились первые писатели-добровольцы.

Горбатов — на Южный фронт. Твардовский — на Юго-Западный фронт. Долматовский — в газету 6-ой армии «Звезда Советов». Симонов — в газету 3-ей армии «Боевое знамя». Всего в рядах Красной армии и Военно-Морского флот в годы Великой Отечественной войны находилось 943 писателя, из них 225 погибли, а 300 награждены орденами и медалями. Их работа — «душевные боеприпасы фронту» - так сравнивал слово писателя Н. Военная перестройка прессы не изменила расстановок сил в основных советских изданиях. Основные тиражи приходились на «Правду», «Известия», «Комсомольскую правду».

Главной в работе прессы стала задача — вселить в сердца людей веру в победу и поднять их на героическую борьбу с врагом. Героям Советского Союза посвящались специальные газетные номера. Не менее важны были и живые сообщения с фронта. Многие журналисты ушли на фронт, многие погибли. Так на передовой побывали 240 сотрудников газеты «Известия», 44 из них не вернулись. Особая роль в поднятии боевого духа принадлежала прифронтовым газетам «Ленинградской правде», «Сталинградской правде», «Московскому большевику», где печатались письма солдат с других фронтов, которые восхищались мужеством тех, кому выпала честь защищать наиболее тяжелые участки. Журналисты прифронтовых газет находились в тех же условиях, что и другие жители осажденных городов. Ленинградские журналисты также умирали от голода на работе.

Много писали военные газеты о невиданном зверстве фашистов, показывая человеконенавистнический характер их идеологии. Не менее, чем подвиг солдат, высок подвиг тружеников тыла. Все для победы! В связи с возрастанием его роли, радиовещание в военное время получило дополнительное развитие. Первый выпуск «Последних известий» вышел в эфир уже через 45 минут после передачи правительственного сообщения о нападении фашистов на СССР. А всего в выпусках «Последних известий» за время войны было передано около 7 тысяч корреспонденций из действующей армии. Ежедневные радиосводки «Совинформбюро» с замиранием сердца слушала вся страна. Конечно, передача в эфир большого количества военно-пропагандистской информации прошла за счет вытеснения из сетки радиовещания многих традиционных довоенных рубрик, также как и в прессе.

Усиление централизации и высокий уровень цензуры стали нормой для радиовещания военного времени. В целях исключения приема иного, кроме советского, радио у граждан на не оккупированной территории, под угрозой ареста, были собраны личные радиоприемники. Радиоинформация потребителям поступала только по проводному радио. Заметным событием военной эпохи стал репортаж о военном параде с Красной площади 7 ноября 1941 года. Особое место в радиопропаганде, как и в прессе, заняли антифашистские выступления, разоблачения нацистской идеологии. Недостатка в материалах не было, нужны были мощности. Перелом в широте распространения советских радиоинформаций наступил в 1943 году. В Куйбышеве была пущена в действие новая мощная радиостанция, голос которой звучал и на всей территории СССР, оккупированной врагом.

Большую роль сыграли и радиотрансляционные узлы в тылу и прифронтовой полосе. Были созданы дополнительные филиалы Всесоюзного радиовещания, началось вещание на украинском и белорусском языках. Неизменными стали на радио «Письма на фронт» и «Письма с фронтов Отечественной войны». Формы массовой работы военного времени В годы войны советские журналисты использовали многие формы массовой работы, появившиеся в годы первых пятилеток. Особенно эффективной стала работа выездных редакций «Правды» и «Комсомольской правды». Военная публицистика Большую роль в битве за поднятие духа советских людей сыграл И. Его памфлеты по свидетельству современников «были действеннее автоматов». И это образное высказывание имело вполне прямой смысл: партизаны в тылу врага охотно обменивали пистолет-пулемет на пачку вырезок его статей.

Патриотическая публицистика А. Толстого оказывала огромное воздействие на читателя. В ответ он получал многочисленные солдатские письма. Среди статей и очерков, призывавших к мести гитлеровцам, особое значение имел очерк М. Шолохова «Наука ненависти», появившийся в «Правде» 22 июня 1942 года. Это история военнопленного, которого фашисты подвергли жестоким пыткам. Человеческая красота защитников Родины и испепеляющая ненависть к ее поработителям — главное в военной публицистике Н. Тихонова, начальника группы писателей при Политуправлении Ленинградского фронта.

Публицистика военной поры отличалась глубокой лиричностью, любовью к родной земле. Ярким представителем военной публицистики был К. Заметен очерк «На старой Смоленской дороге», который появился в «Красной звезде» 17 марта 1943 года. Любовью к жизни, ненавистью к фашистам проникнуты знаменитые в то время «Письма товарищу» Б. Можно утверждать, что в годы Великой Отечественной войны тысячи советских журналистов, среди которых были сотни писателей, тоже превратились в воюющую организацию. В одном из писем фронтовики писали А. Толстому: «У Вас иное оружие. Но оно также остро, как наши штыки, его огонь также убедителен, как огонь наших автоматов и пушек».

Пресса Уже 20 июня 1945 года ЦК ВКП б принимает решение «Об улучшении качества и увеличении объема республиканских, краевых и областных газет». Главное внимание в постановлении уделено тому, чтобы все газеты стали «боевыми органами политического воспитания масс». Для этого данным постановлением в структуру аппарата редакций краевых и областных газет вводились отделы: партийной жизни, пропаганды, промышленности, транспорта, сельского хозяйства, культуры и быта, писем трудящихся, внутренней информации. В газетах союзных республик, кроме указанных семи отделов, вводились еще три: советского строительства, иностранный и местной корреспондентской сети. Установленный с 15 июля 1945 года четырехполосный объем указанных выше газет потребовал от редакций расширения информации обо всех, дозволенных к печати, сторонах жизни в СССР. Вырос штат аппарата редакций. Стало больше собственных корреспондентов: два корреспондента - на область, один — на два-три района. В августе 1945 года ЦК партии предприняло просмотр воскресных номеров местных газет.

В «Известиях» печатались все декреты Совнаркома и прочих органов центральной власти. Во времена относительной свободы в пользу «Известий» играла их ориентация на широкий круг читателей, «Известия» были газетой для всех, тогда как «Правда» выполняла свою политическую функцию, оставаясь рупором правящей партии. Главный редактор «Известий» Николай Бухарин, с именем которого неразрывно связана история не только этой газеты, но и всей отечественной журналистики 20—30-х годов, старался привлекать к работе профессиональных журналистов, известных писателей и публицистов. Естественно, что и качество текстов было разным, и потому-то советский читатель в те годы, когда он ещё мог выбирать, какую газету ему покупать, делал свой выбор в пользу «Известий». Но с середины 30-х годов, когда страну захлестнула волна массовых репрессий, все газеты стали «на одно лицо». В советской журналистике настал период полного её подчинения власти, эпоха полного контроля над прессой. Единственным светлым пятном стала, как ни странно, Великая Отечественная война, когда журналисты, как и весь народ, печатным словом работали на Победу.

Со страниц «Правды», «Известий» и других газет к бойцам Советской Армии и тем, кто оставался в тылу, обращались А. Толстой, М. Шолохов, К. Симонов, А. Твардовский, С. Маршак, И. В самые тяжёлые годы войны их слово вселяло веру в то, что враг рано или поздно будет повержен.

Начавшаяся после прихода к власти Никиты Хрущёва оттепель, эпохальный XX съезд КПСС, на котором был развенчан культ личности Сталина, не могли не сказаться на отечественной журналистике. И вновь, как и в 20-е годы, ярко проявилась разница между двумя главными газетами страны. Летом 1959 года главным редактором «Известий» был назначен Алексей Иванович Аджубей — талантливый журналист и великолепный организатор газетного дела. До этого он возглавлял «Комсомольскую правду» и сумел за несколько лет поднять её тираж до невиданных высот. К тому же Алексей Аджубей занимал, если можно так сказать, ещё одну «должность» — он был зятем Никиты Хрущёва, а такая приближённость к первому лицу государству значила очень много. С таким главным редактором «Известия» были просто обречены на успех.

Журналистика периода "оттепели"

Словом, тихомировская Татьяна, как и пушкинская, «другому отдана и будет век ему верна». Хотя, по мнению режиссёра, после пресс-показа пообщавшегося с журналистами, героиня вообще не должна была выходить замуж, поскольку в письме к Евгению призналась: «Я знаю, ты мне послан богом». В отчаянии от потери любимой, чувствуя вину за гибель Ленина, Телегин едет обратно в провинцию, где его ждёт встреча с подросшей и похорошевшей Варей, знаменующая новый этап в жизни героя. Кстати, в мелодраме, снимавшейся в Ленобласти, можно увидеть пейзажи кисти Виктора Тихомирова, часто мелькающие в кадре и написанные специально для Владимира, по воле литератора-режиссёра превратившегося из поэта в профессионального, но не слишком удачливого художника. Одно из полотен, «Девичьи мечты», персонаж даже дарит Татьяне на день рождения. В принципе фильм — яркий образец современного неоромантизма, где главной темой, естественно, остаётся любовь, которой «все возрасты покорны», — получился одновременно философским и лирическим. Окуная в атмосферу заката СССР, он передаёт эстетику советской эпохи и вызывает ностальгию. Нельзя не отметить прекрасную игру дуэта Евгений Ткачук Евгений — Серафима Крамер Татьяна и остальных членов актёрского ансамбля, включающего наряду с молодыми исполнителями и признанных мастеров: Татьяну Колганову, Юрия Гальцева, Юрия Кузнецова, Сергея Мигицко.

И всё же во время просмотра несколько затянутой 155-минутной ленты в моей памяти настойчиво всплывали слова Леонида Борткевича, солиста легендарных «Песняров», неоднократно выступавшего на страницах «Правды» и в одном из интервью недоумевавшего, почему современные кинематографисты никак не могут оставить в покое классику. Вместо того чтобы безбожно эксплуатировать великие литературные произведения, пытаясь «по-новому» трактовать и осовременивать «Ромео и Джульетту», «Фауста», «Божественную комедию» или «Анну Каренину», считал замечательный певец и музыкант, лучше придумывать свои сюжеты и по ним снимать кино. С мнением артиста трудно не согласиться, хотя можно понять и любителей перекраивать классику, ведь сочинять вариации на тему неувядаемых шедевров, грубо говоря, паразитируя на них у «Митьков» это называлось «почесать хоботок», пристроившись к знаменитости , проще, нежели создавать собственную нетленку. И «Евгений Телегин» — при всех его бесспорных художественных достоинствах, включая виртуозную операторскую работу, раскрывающую неповторимую красоту русской природы, — тому наглядный пример. Надо отметить: в этом году привлекательность конкурсных лент подогревается тем, что в них затрагиваются злободневные темы. У главной героини, 16-летней Ксюши Субботиной, на носу выпускной, а она, вынужденная сражаться за место под солнцем и дома, и в школе, пребывает в полном раздрае. Одноклассники издеваются над её пышными формами и нерешительностью, а мама требует вернуть в семью отца, уже полгода живущего с молодой пассией и, как потом выяснится, ждущей от него ребёнка.

Девочка сочиняет песни и мечтает показать своё творчество на концерте, посвящённом последнему звонку, чтобы покорить сердце Дани Погуляева, по которому безответно сохнет уже три года. Однако отбор на мероприятие ведёт школьная звезда Света Баранова — заклятый враг Ксюши и зачинщица её травли, отсеивающая всех, кто ей не по душе. После очередной порции насмешек героиня заводит собственный видеоблог, где под именем Жируха размещает дерзкие, провокационные ролики, превращаясь в королеву кринжа на подростковом сленге нечто жутко отвратительное, вызывающее сильный эмоциональный всплеск. Слава и популярность к десятикласснице, стремящейся язвительной самоиронией не только избавиться от своих комплексов, но и воодушевить таких же «отверженных» обществом собратьев по несчастью, приходит быстро: капризный успех, как известно, «выбирает из тех, кто может первым посмеяться над собой». Однако на определённом этапе Ксюша незаметно превращается из жертвы в агрессора, ведь первое страдание, говорил Лермонтов устами Печорина, даёт понятие об удовольствии мучить другого. Примечательно, что об издевательствах и травле со стороны одноклассников члены съёмочной группы фильма Кармаевой, значащегося в титрах «нежной историей любви», знают из личного опыта. Так, с буллингом столкнулась исполнительница главной роли Римма Латышева, окончившая школу в 2019 году.

Как рассказала актриса, выплеснув некогда пережитые боль и обиды на экран, она освободилась от негатива и «закрыла эту малоприятную тему». В аналогичной ситуации в своё время оказалась и сценаристка Лика Панкратова, что впоследствии подвигло её на создание сюжета «Хуже всех». Увы, школьный буллинг был, есть и будет, просто в эпоху цифровых технологий он вышел на принципиально новый, поистине пугающий уровень, отчего гонения на шестиклассницу, описанные в знаменитом «Чучеле» Ролана Быкова, теперь кажутся едва ли не мелкими пакостями. Сегодня помимо постоянного физического и эмоционального давления жертва подвергается ещё и кибербуллингу — издевательствам в виртуальном пространстве, формами которого являются кибермоббинг — токсичные сообщения и комментарии в мессенджерах и соцсетях, а также киберсталкинг — преследование, распространение слухов и запугивание в интернете. А потому финал у таких «ученических» конфликтов нередко трагичен: доведённый до отчаяния объект агрессии способен на самые страшные поступки. Достаточно вспомнить события в одной из гимназий Брянска, где в декабре прошлого года 14-летняя школьница, придя в учебное заведение с отцовским дробовиком, открыла огонь, убила одноклассницу, ранила ещё пятерых, после чего застрелилась сама.

Нет какого-то определенного правила. Социальный статус, место жительства города или села — это все условности, они вряд ли влияют на развитие паники. Но хочу подчеркнуть два очень важных момента. Первое: люди, которые периодически испытывают контролируемые стрессы, или в принципе те, кому досталась нелегкая жизнь, будут более стойкими в панических состояниях. Их нервная система, их кора головного мозга выстроила множество различных путей и ходов, потому что ранее уже сталкивалась с трудными ситуациями. Самоконтроль очень укрепляет регулярный спорт. Он формирует в человеке выносливость и стойкость к невзгодам. Второе: склонные к панике люди — изначально невротические, которые вряд ли самостоятельно в силах справиться с этим состоянием. Если человек не может успокоиться, то скорее всего беспокойство о коронавирусе — всего лишь вишенка на торте. А торт — это невротические переживания. Они имелись давно, но сейчас просто достигли апогея. Без специалиста-психолога, психотерапевта, такому человеку лучше не станет. Вы говорили о том, что у паники есть стадии развития. На какой мы сейчас? Я думаю, что на самом начальном этапе. Все еще достаточно спокойно и достаточно контролируемо, но имеется тенденция к нарастанию тревоги. И надеюсь, что на этом этапе все и остается. Хотя изучать панику — очень интересно. Паника — очень эффективный инструмент воздействия на людей как в средствах массовой информации, так и в управленческих и политических кругах. Думаю, что все закончится не в ближайшее время. Поэтому важно оставаться в интеллектуальном меньшинстве. Если понимаете, что паника в вашем конкретном случае перестала контролироваться, — идите к врачу. Что вы имеете в виду по поводу инструмента воздействия на массы? В истории известны версии, что эпидемии провоцировались для того, чтобы переключить внимание граждан, напомнить, что все это мирское, что нужно ценить и любить себя. Какие-то моменты отвлечения от сложных политических процессов наблюдались в том числе и во времена средневековья, в эпоху чумы. Кому паника может быть выгодна? Это очень хорошая тема для средств массовой информации, она привлекает внимание.

Новости Новости Центрального телевидения СССР отличались по формату и подаче от теленовостей, какими их привыкли видеть сегодня. Обычные информационные выпуски начали выходить с 1956 года ещё под названием "Последние известия", унаследованным с радио и шли в эфире в плавающем графике. Обзор новостей был кратким - около 5-10 минут - и состоял преимущественно из зачитанных диктором сообщений.

Тогда за это можно было получить тюремный срок. Никто сам не рисковал менять деньги, а просить об этом точно никому не приходило в голову. Считалось вершиной подлости обратиться к товарищу с просьбой совершить столь серьезное преступление. Сейчас люди спокойно помогают друг другу в таких делах, обратиться к знакомому с подобной просьбой считается нормой. Да и сам индивид может спокойно прийти в любой банк и купить ту валюту, которая ему необходима. Если человек встречался сразу с несколькими представителями противоположного пола, то его могли счесть безответственным, несерьезным, легкомысленным. Считалось, что стыдно не определяться на протяжении долгого времени, не вступать с кем-то в законный брак. Подобное поведение считалось отклонением от нормы, резко осуждалось социумом. Сейчас стало вполне естественным сразу встречаться с несколькими партнерами, присматриваться к ним, определяться, с кем связать дальнейшую жизнь. Даже если определенности не возникнет, страшного в этом нет ничего.

4 вещи, за которые в СССР стыдили, а теперь считают нормой

В советские годы граждане страны придерживались строгих моральных принципов, некоторые из которых сегодня кажутся просто дикими. Советское радио дотелевизионной эпохи 1920-1930-х годов обладало рядом уникальных свойств, технически недоступных для прочих СМИ. Издательское дело в советский период (1917-1991). Главными темами журналистики советского периода стали коллективизация, пропаганда научных и технических достижений СССР, итоги большой стройки и индустриализации страны.

«Правда» и «Известия»

Обычные информационные выпуски начали выходить с 1956 года ещё под названием "Последние известия", унаследованным с радио и шли в эфире в плавающем графике. Обзор новостей был кратким - около 5-10 минут - и состоял преимущественно из зачитанных диктором сообщений. В выпуск могли включить от 1 до 3 репортажей, а иногда вся информация могла быть зачитана диктором.

Другим традициям повезло меньше, и к настоящему времени они полностью исчезли.

Нуритдинов Товарищеские суды появились в СССР в хрущёвские времена и стали весьма заметной частью советского быта. Согласно изначальному замыслу, эти суды должны были вразумлять нерадивых строителей коммунизма посредством коллективного воздействия коллег и соседей. В их компетенции было рассмотрение нарушений трудовой дисциплины, административных правонарушений и даже мелких преступлений, не имевших общественной опасности.

Рассматривались и дела из сферы семейных отношений. Товарищеский суд не имел полномочий лишать человека свободы правда, пьяниц могли рекомендовать направить на лечение в ЛТП , только воздействовать общественным порицанием или штрафом по решению коллектива либо ходатайствовать о понижении в должности или увольнении, если речь шла о нарушениях трудовой дисциплины. Главная его функция была в другом — пожурить и дать шанс.

В случае если судьи считали, что виновник способен исправиться, ему давали возможность искупить вину прилежной работой и поведением. Если же он проявлял полное равнодушие, материалы дела могли быть переданы в правоохранительные органы — и человек отвечал за свои поступки уже по всей строгости закона. Товарищеские суды существовали повсеместно — во всех городах и почти на всех предприятиях.

Весьма ярко деятельность подобного органа отражена в знаменитом фильме Данелии "Афоня". В целом идея товарищеских судов имела как плюсы, так и минусы. С одной стороны, они позволяли проштрафившемуся гражданину исправить свои ошибки и искупить вину без соприкосновения с настоящим правосудием.

С другой — зачастую вызывали раздражение мелочным вниманием к личной жизни граждан. После распада СССР товарищеским судам не нашлось места в новой системе, они были упразднены. В настоящее время о них напоминают лишь советские фильмы 60—70-х годов, отразившие их в своих сюжетах.

Продуктовый заказ Новогоднее застолье. Архивное фото В СССР существовало несколько разных категорий снабжения, поэтому продуктовый ассортимент в разных областях, городах и республиках мог отличаться очень сильно.

Тираж — 500 тысяч экземпляров, стиль — предельно простой, целевая аудитория — малограмотные и бедные люди. Несмотря на низкий уровень материалов, издание быстро набрало популярность.

Радио История советской журналистики была бы неполной без радио. Оказывать сопротивление другим противникам в войне внутри страны помогало именно оно. В годы Гражданской войны радио, изобретенное в военных целях, стало приобретать особое политическое значение. После открытия А.

Поповым способа передачи звука с помощью электромагнитных волн, в России было открыто радиоэлектронное предприятие «Радиотелеграфное депо», которое выпускало разные приспособления для передачи звука. Краткая история развития радио выглядит так: 21 февраля 1918 г. К октябрю 1918 г. После специального постановления Совета рабоче-крестьянской обороны от 30 июня 1919 г.

И с тех самых пор стали появляться зарубежные сообщения в советских газетах с пометкой: «Получено по радио». Однако регулярно стали выходить в эфир только с 1924 г. Итоги периода Окончательно разгромив белую армию, советское правительство задумалось о создании однопартийной системы печати. В связи с этим была создана и утверждена госсеть газет в январе 1922 г.

Было решено сделать обязательной подписку на партийную газету каждому коммунисту. С 1918 года успешно работал революционный трибунал печати, который закрывал нежелательные для партии издания и строго контролировал существующие СМИ. Закрывающиеся органы печати быстро сменяли новые, но уже советские аналоги с «правильной» идеологией. К 1918 году насчитывалось уже свыше 800 газет и журналов с ярко выраженной большевистской направленностью.

Несмотря на жесткий политический прессинг СМИ, медиасистема развивалась стремительно. Было создано Российское Телеграфное Агенство, под его эгидой появлялись новые жанры радиогазета, стенная газета и передачи. Если в 1926 году насчитывалось около 2000 изданий, то к 1940 их было уже около 9000! Однако контроль за СМИ тоже набирал обороты.

Теперь уже никто не сомневался в том, что главной функцией печати в СССР было идеологическое воспитание трудящихся. В прессе не было и намека на инакомыслие, а все попытки хоть как-то проявить его пресекались довольно оперативно. Ее тираж составлял 2 млн экземпляров. За ней шли «Известия» и «Крестьянская газета» 1,5 млн экземпляров.

Становление журналистики Советской России имело свои отличительные особенности. Флагманами либеральной мысли стали «Новый мир» и «Литературная газета», где изредка можно было встретить произведения, двусмысленно обрисовывающие советскую реальность. Телевидение После освоения радио, люди задумались о приручении телевидения. Передачу изображения на расстояние без проводов готовили еще с 1924 года, но только 15 ноября 1934 г.

А ежедневные трансляции из телецентра в Москве на Шаболовке начались с 5 октября 1938 г. Нет четкой даты и одного имени, стоящих напротив слова «телевидение», каждое новое открытие приближало нас к нынешним достижениям техники, создавая вопрос принадлежности данного изобретения. Самый первый патент на современное электронное телевидение получил профессор Борис Розинг из технологического института Санкт-Петербурга, подав заявку 25 июля 1907 г. Серьезный прорыв совершает Владимир Зворыкин в 1923 г.

Их было в эфире уже около 300. Рекордными темпами росло количество радиоточек: их было уже около 5 млн к началу Великой Отечественной войны. Именно они помогали правительству держать связь с народом на оккупированных территориях. Появление возможности радиозаписи в 1930 году существенно разнообразило репертуар передач и упростило работу над созданием полноценной сетки радиовещания.

Итоги периода Новые технологии, используемые СМИ, сделали советскую пропаганду на порядок эффективнее. И вот, к концу 1930-х гг. Главными темами журналистики советского периода стали коллективизация, пропаганда научных и технических достижений СССР, итоги большой стройки и индустриализации страны. Особенно большое значение журналистика стала приобретать в это время, потому что с каждым днем все очевиднее становилась возможность инвазии.

В итоге случился прирост количества газет, к 1940 году их уже было девять тысяч, учитывая то, что переводных изданий было две с половиной тысячи.

Интересно, что американцы показывали эти мосты в прямом эфире, а мы — в записи, долго их монтировали, выбрасывали реплики. Прямой эфир В 1987 году, 7 марта, впервые в прямом эфире вышла телепрограмма Владимира Молчанова «До и после полуночи», и он моментально стал знаменитым. Передача шла раз в месяц. Молчанов произвел большое впечатление на телезрителей своим аристократическим видом, белым костюмом, нездешней манерой говорить, тембром голоса. Выпуски «До и после полуночи» и «Взгляда», который дебютировал через полгода, славились еще и тем, что в них можно было услышать прежде недоступную музыку. Молчанов показывал западные клипы, а «Взгляд» — русский рок. Следом стала открываться наша запрещенная ранее литература, написанная как в СССР, так и за рубежом. В этом сыграли решающую роль толстые журналы «Знамя», «Дружба народов», «Новый мир». Следующее событие — это Нина Андреева с ее статьей «Не могу поступаться принципами», которая вышла 13 марта 1988 года в «Советской России».

В ней Андреева призывала реабилитировать Сталина. Горбачев и Яковлев находились за границей, а Егор Лигачев на встрече с главными редакторами посоветовал обратить внимание на эту статью. Те восприняли это как руководство к действию. Начались выяснения отношений. За статьей видели невероятную конспирологию. Андреевой, Лигачеву и главному редактору «Совраски» Валентину Чикину пришлось оправдываться. Целых два дня Политбюро обсуждало только этот материал. Это был ответ либералов. Статью Андреевой признали вредной. Впервые неспортивная телетрансляция велась в течение нескольких дней.

Именно тогда советские зрители впервые стали припадать к экранам телеприемников во время работы. В 1989 году этот опыт повторили при первых свободных выборах. СМИ уже были достаточно смелыми, чтобы обсуждать любые вопросы, но во время этих трансляций депутаты и участники конференции поднимали более острые проблемы, чем могли позволить себе газеты, журналы и телевидение. Именно здесь была произнесена фраза, которую помнят как «Борис, ты не прав! Егор Лигачев: «Борис, ты не прав» Удивительно, но серьезные проблемы страны обсуждались на этой партконференции меньше, чем проблемы СМИ. Это был момент жесточайшего идеологического противостояния в Политбюро между Лигачевым и Яковлевым. Через полгода Горбачев отстранил от идеологии и того, и другого, назначив Медведева.

Коммуникация по-советски: телефон, почта и телеграф в СССР

нажива, роскошь, прелесть жизни и проч. констатировал Роман Захаров. "Московские новости" называют продовольственный кризис следствием саботажа, а "Советская Россия" призывает КПСС стать "партией диктатуры порядка".

Выпуск новостей в 15:00 от 27.04.2024

Кустари и ремесленники в связи с налогом грозились повысить плату за вырабатываемые изделия, но встретили дружный отпор со стороны середняков и бедняков: - Закон о налоге выработан нами самими, - говорят крестьяне, - наши представители есть и во ВЦИК, и в Наркомземе, Наркомфине, и в других центральных учреждениях. В село Нижние-Прыски Калужской губ. Не успели войти в хаты, как крестьяне потянулись к ним за новостями. Первый вопрос - о новом сел. Отпускники устроили беседу. На все свои вопросы крестьяне получили разъяснения. Остались довольны: - Приветствуем новый закон, который облегчает налог беднякам, - говорили крестьяне, расходясь. Отпускник Гудит-гудит!! Принудительный ассортимент.

По сведениям, полученным Наркомторгом РСФСР, представитель Продасиликата предложил тульскому потребсоюзу при отпуске вагона чайных стаканов обязательно принять 4000 фужеров для шампанского и 3000 штук сахарниц. Несмотря на то что райсоюз испытывал острую нужду в стаканах, необходимых для деревни, он вынужден был отказаться от предложения представителя Продсиликата, так как цены на стаканы пришлось бы значительно повысить. Наркомторг затребовал от Продсиликата объяснений. В стране рабочей и крестьянской, Ну как не пить,.

В отечественной науке данный вопрос изучался гораздо активнее, первые фундаментальные работы появились ещё в советский период, они не утратили своего значения и сегодня. Тем не менее, как отмечается во введении, советские и современные российские публикации отличаются известной неполнотой, поскольку их авторы сосредотачиваются в основном на технологической и институциональной истории радиовещания. Содержание радиопередач анализируется довольно редко, а влияние их на аудиторию и другие социальные аспекты истории советского радио и вовсе остаются почти не исследованными. Монография основана на документах центральных и местных архивов, сохранившихся аудиозаписях радиопередач из Российского государственного архива фонодокументов, а также воспоминаниях работников советского радио. Источники по истории радиовещания отличаются значительной фрагментарностью, это обусловлено особенностями технологии и характерно не только для Советского Союза, но и для западных стран, где радиовещательные компании нередко уничтожали старые звукозаписи просто из-за нехватки свободного места.

В СССР значительная часть документов межвоенного периода, хранившихся в Москве, была уничтожена в октябре 1941 г. Этот пробел отчасти восполняют личные фонды, а также местные архивы, особенно нижегородские, поскольку крупнейшими центрами радиовещания после Москвы были Горький и Ленинград. Тем не менее, даже с поправкой на перечисленные факторы, существующий массив источников позволяет изучить историю советского радио, в т. Выводы автора излагаются в заключительных разделах к главам. В межвоенный период радиовещание в СССР, как и в других странах, переживало время своего становления и поисков формы. Это касалось не только технической стороны вопроса построение радиосети, тем более на огромной территории Советского Союза, требовало колоссальных усилий и инвестиций , но и содержательной по вопросу о том, что и как передавать по радио, единого мнения тоже не было. К началу Отечественной войны в стране действовало около 5 млн. В военные годы это обернулось для советского руководства своеобразным преимуществом, поскольку сделало возможной максимальную централизацию новостного вещания и пропаганды. На протяжении 1941—1945 гг.

Это было связано как с его способностью наиболее оперативно доставлять последние новости даже в удалённые районы страны, так и с определённой демократизацией вещания: именно во время войны по радио стали достаточно регулярно передавать выступления простых советских граждан. В конце войны в распоряжении радиокорреспондентов появились трофейные немецкие магнитофоны, что заметно расширило их технические возможности. Эфирное радио использовалось для вещания на оккупированные территории и пропагандистских передач на немецком языке, адресованных солдатам противника. Необходимость наращивать эфирное вещание была в полной мере осознана уже в первые послевоенные годы, но его развитие ещё довольно долго сдерживал дефицит дешёвых бытовых радиоприёмников, которые появились в достаточном количестве только после смерти Сталина. Отмечалось также, что лица интеллектуальных профессий по-прежнему предпочитают радио набирающему популярность телевидению. Это свидетельствовало о радикальном изменении общественной функции радио, которое на заре советского широковещания воспринималось скорее как технология, объединяющая и унифицирующая население. Продолжала функционировать и система проводного вещания — в модифицированном виде, с новыми трёхканальными приёмниками вместо прежних одноканальных «тарелок»; многие слушатели старшего поколения продолжают пользоваться ими даже сегодня.

Только после фраз «я убеждён» или «на мой взгляд» силуэт партии мерк. Задавая вопрос американскому писателю Джону Апдайку, корреспондент «Огонька» Артём Боровик говорит «в моей стране», и всё — фантом партийной коллективности растворяется, оставляя эхо, что всё в стране принадлежит народу и правильно говорить «в нашей стране». За актуальностью раскрепощающейся новости шло литературное произведение, дающее панораму жизни. Раскрепощаемую авторством советскую историю публикуют литературные журналы. Экспрессии последних трёх достаточно, чтобы на краткий миг свести пафосы самиздата и официальной печати, но дальше они идут разными путями. Перестроечный плакат Перестроечный плакат Витринные «Московские новости» продвигали идею возвращения к революционному пути Ленина. Газета противопоставляла фигуру Ленина личности Сталина. Неприкасаемый вождь революции был идеологической глыбой, цельность которой контрастировала с испещрённым вождём народов — последний был виновником репрессий и неудач Красной армии в годы войны. Опубликованные в «Огоньке» мемуары Никиты Хрущёва дополнили эти образы, описывая Сталина жёстким и своевольным, не терпящим никакого инакомыслия человеком. Каждая новая дискуссия дополняла информационную картину Страны Советов. В каждой новой дискуссии слышатся отзвуки чего-то настоящего — в 1988-ом Татьяна Самолис пишет продолжение «Очищения», на что её подтолкнули слова бабушки: «Наконец-то стучится в нашу жизнь правда. Открыть бы пошире ей двери». С 1987 по 1989 годы каждая новая дискуссия звучит уже на фоне всё ухудшающегося экономического кризиса и национальных конфликтов на окраинах. Перестройка — это время телевизионных экспериментов. Анимированная музыкальная вставка предваряет показ телестудии, оформленной в виде домашнего рабочего кабинета. Сами ведущие не неподвижны, они снуют среди рабочих столов, полок с бумагами и канцелярскими принадлежностями, поворачиваются к своим собеседникам и наклоняются, чтобы выслушать их. Редакция программы «Взгляд» за кадром Слева направо: Александр Любимов, Дмитрий Захаров и Владислав Листьев Редакция программы «Взгляд» за кадром Слева направо: Александр Любимов, Дмитрий Захаров и Владислав Листьев Кадр, запечатлевший их, всегда жив: подобно репортажному, он берёт их то общим планом, то средним, то крупным — создаётся ощущение присутствия. Со зрителями словно бы говорят напрямую, их вовлекают в беседу обо всём: от сюжета об американских церквях, где священники одеваются в клоунские наряды, чтобы привлечь паству, до интервью со Станиславом Говорухиным, пришедшего обсуждать свою роль в фильме «Асса». Самые интересные выпуски программы «Взгляд» смотрите в нашем отдельном материале. Не отставало и ленинградское телевидение. Если музыкальные паузы в московском «Взгляде» нередко перебивали мысль ведущих и участников программы, то музыкальный переход от сюжета к сюжету телепередачи «Пятое колесо» смотрится гораздо органичнее. Длящаяся секунд десять нарезка из быстро сменяющихся фонов даёт мозгу переключиться. Благо, на то были причины: здесь выходит первое интервью академика Сахарова, передаются видеозаписи митингов демократической оппозиции, здесь же в 1991-ом выступили Тельман Гдлян и Николай Иванов, рассказав о коррупции в высших эшелонах власти СССР. Проблемы Советского Союза перестали передавать в одном только слове, они обрели картинку, став столь же реальными, как и сами ведущие, комментирующие увиденное. Уже во втором выпуске «Взгляда» был сюжет об очередях на обувь и одежду в трёх городах страны.

Краткосрочность «оттепели», а также положение журналистики, являющейся идеологической структурой партии стало причиной содействия зарождению нового культа личности. Журналистика осталась в эти годы важным средством манипулирования общественного мнения. К середине 50-х годов сила воздействия печати на людские массы заметно ослабела. Прессу заполонили шаблоны и стереотипы. Продолжается процесс создания новых центральных и местных изданий, а также зарождение новых видов прессы. В стране газеты издавались на 57 языках. В конце 1956 года начали выходить колхозные многотиражные газеты, появляются новые виды местной печати - межрайонные газеты. Увеличивается их формат и периодичность.

Советские новости.

Телевидение в СССР работало под руководством государства и идеологическим контролем КПСС, на нем практически до самого конца советского периода не было рекламы. После 1967 г. на советском телевидении стали снимать и показывать многосерийные фильмы, чего не мог себе позволить кинематограф. В эпоху отсутствия e-mail, чатов, мессенджеров простое бумажное письмо было единственным средством письменного общения. Тридцать лет назад, за год до распада СССР, было официально упразднено советское «министерство правды» — рупор внешней пропаганды Кремля Агентство печати «Новости». В эпоху отсутствия e-mail, чатов, мессенджеров простое бумажное письмо было единственным средством письменного общения. Окуная в атмосферу заката СССР, он передаёт эстетику советской эпохи и вызывает ностальгию.

«Правда» и «Известия»

На протяжении всего периода правления Николая I значение цензуры возрастало, а положение продвигавших оппозиционные идеи изданий становилось все более шатким. В эпоху отсутствия e-mail, чатов, мессенджеров простое бумажное письмо было единственным средством письменного общения. Главная» Новости» Новости из ссср.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий